Кто пишет итоговое сочинение а кто изложение

Итоговое сочинение (изложение)  является обязательным условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования,  ЕГЭ.

 Кто пишет итоговое сочинение в обязательном порядке

В соответствии с документами Рособрнадзора РФ (письмо Рособрнадзора от 01.10.2014 г. №02-651) итоговое сочинение в обязательном порядке проводится для:

  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования;
  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших  образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной  или заочной формах;
  • лиц, освоивших образовательные программы  среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
  • обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (при наличии у такой организации, реализующей образовательные программы среднего общего образования, свидетельства о государственной  аккредитации);
  • обучающихся, получающих среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих  наказание в виде лишения свободы;
  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья или для обучающихся детей-инвалидов и инвалидов, получающих среднее общее  образование по образовательным программам среднего общего образования.

По желанию итоговое сочинение  могут писать выпускники прошлых лет:

  • лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие  документ об образовании,  подтверждающий получение среднего общего образования (среднего (полного)  общего образования);
  • граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях.

Кто может писать изложение вместо сочинения

Изложение вправе писать:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся  необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Кто допускается  к повторной сдаче итогового сочинения (изложения)

Повторно допускаются к сдаче итогового сочинения (изложения) в текущем  учебном году:

  • обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные  обстоятельства, подтвержденные документально);
  • обучающиеся, выпускники прошлых лет, не завершившие сдачу итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные  обстоятельства, подтвержденные документально).

О регистрации для  участия в  итоговом сочинении ( изложении)

Регистрация участников  для участия в итоговом сочинении (изложении) проводится:

  • для обучающихся — в образовательных организациях, в которых они обучаются;
  • для выпускников прошлых лет на основании их заявлений, поданных не позднее,  чем за 2 недели до  начала  проведения сочинения (изложения) — в местах, определённых региональными органами управления образованием;
  • для обучающихся заграницей – в местах, определённых учредителями образовательных организаций, в которых они обучаются,   загранучреждениями , МИД России.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение  итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании.  Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка.

Заявление на написание изложения   обучающийся должен подать  в организацию,  в которой он обучается, не позднее, чем  за 2 недели  до проведения изложения.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче  заявления на написание итогового изложения предъявляют копию рекомендаций  психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и  инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки,  подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным  государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти  в образовательные организации, места проведения итогового сочинения  (изложения), сочинение (изложение) организуется на дому. При этом предъявляется  копия рекомендаций психолого-медико-педагогической  комиссии (с указанием необходимости проведения сочинения (изложения) на дому  по медицинским показаниям).

О продолжительности итогового сочинения (изложения)

Продолжительность проведения итогового сочинения (изложения)  составляет 235 минут. В него не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж  обучающихся и выпускников прошлых лет, заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для обучающихся, выпускников прошлых лет с ограниченными  возможностями здоровья, обучающихся детей-инвалидов и инвалидов  продолжительность проведения итогового сочинения (изложения) увеличивается на  1,5 часа. При продолжительности экзамена  4 и более часа организуется питание.

Инструктивные материалы Рособрнадзора для образовательных организаций:

  • Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования;
  • Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению)для участников итогового сочинения (изложения);
  • Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверкеитогового сочинения (изложения);
  • Организационный и технический регламенты проведения итогового сочинения (изложения).

Источник: Источник: Официальный сайт Рособрнадзора  www.obrnadzor.gov.ru/

В 2013 году сочинение по литературе вернулось наконец обратно в школьную экзаменационную практику и стало определенным допуском, своеобразным рубежом, после которого каждый выпускник может выйти на финишную прямую и сдать ЕГЭ. Итоговое сочинение (изложение) в новом формате выпускники школ будут писать в декабре 2020 года уже седьмой раз.

Курсы ЕГЭ Lancman School расскажут вам всё, что надо знать об итоговом сочинении в 2020-2021 учебном году.

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2021 году

Итоговое сочинение (изложение) в 2021 году перенесено на 15 апреля.

Регистрация на участие в экзамене производится на основании письменного заявления учащегося. Заявление на участие в промежуточном экзамене (и на обработку персональных данных) необходимо написать не позднее чем за 2 недели до даты проведения экзамена. В некоторых регионах, например в Москве, подать заявление на участие в итоговом сочинении (изложении) можно самостоятельно через онлайн-сервис.

Сам экзамен проводится обычно в школе.  Проверка экзаменационных работ осуществляется школьными учителями, но могут быть привлечены и независимые эксперты.

В нормативных документах прописано, что проверка экзаменационных работ должна завершиться не позднее чем через семь календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения). Оценивается итоговое сочинение (изложение) по системе «зачёт – незачёт». Если учащийся получает неудовлетворительный результат, то он может переписать работу, но не более двух раз в дополнительные сроки (первая среда февраля и первая рабочая среда мая). Дополнительные сроки предусмотрены также и для того, чтобы итоговое сочинение (изложение) смогли написать те учащиеся, которые отсутствовали на экзамене по уважительной причине.

Даты проведения итогового сочинения в 2021 году

Срок написания заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) – до 1 марта 2021 года.

Дата проведения итогового сочинения (изложения)15 апреля 2021 года, начало экзамена – 10.00 по местному времени.

Продолжительность итогового сочинения (изложения)3 часа 55 минут (235 минут). В это время не включается заполнение полей регистрации и инструктаж. Для участников экзамена с ограниченными возможностями здоровья экзамен длится на 1,5 часа больше. Если экзамен для участников с ОВЗ длится более 4 часов, то для них организуется питание и перерывы на отдых.

Дата опубликования результатов – до 26 апреля 2021 года работы должны быть проверены, публикация результатов и материалов в личных кабинетах — не позднее 29 апреля 2021 года.

Результаты смотрим на сайте ege.edu.ru, москвичи ещё и на портале mos.ru. Во всех регионах страны для информирования участников ЕГЭ созданы специальные сайты. 

Дополнительные сроки проведения итогового сочинения – 5 и 19 мая 2021 года.

Срок действия результатов, полученных на итоговом сочинении: как допуск к ГИА – бессрочно, при подаче документов в вуз – 4 года. Если участник прошлых лет решает переписать итоговое сочинение, то результат предыдущего экзамена аннулируется.

Важно: при подаче документов при поступлении на бакалавриат или специалитет вуз может начислить абитуриенту дополнительные баллы (от 1 до 10) за итоговое сочинение!

Для начисления индивидуальных баллов за итоговое сочинение абитуриент должен сообщить о своем желании получить бонусные баллы приёмной комиссии вуза. Каждый вуз будет иметь доступ к бланкам итогового сочинения и результатам проверки работы любого выпускника в информационной системе ФИС ГИА, поэтому распечатывать и относить в вуз материалы итогового сочинения абитуриенту не надо. За итоговое изложение бонусные баллы не начисляются.

Кто может писать вместо сочинения изложение

Выбрать изложение вместо итогового сочинения могут следующие выпускники:

— обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

— обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

— обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Тематические направления итогового сочинения 2021

1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Конкретные темы сочинений станут известны только в день экзамена, кроме того, они будут различаться в разных часовых поясах.

Комментарии к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021 учебного года

1. Забвению не подлежит

Темы сочинений данного направления нацеливают на размышление о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние как на судьбы конкретных людей, так и на развитие общества и человеческой цивилизации в целом. Память о них не имеет срока давности, передается от поколения к поколению, напоминая о горьких уроках прошлого и его славных страницах. Примером глубокого осмысления этой проблемы могут служить произведения художественной, философской, научной литературы, критики, публицистики, мемуарной прозы.

2. Я и другие

При раскрытии тем, связанных с названным направлением, целесообразно обратиться к различным формам человеческого взаимодействия, вопросам взаимоотношений личности и общества, проблеме самоопределения человека в социальной среде. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми. Собственный жизненный опыт, а также обращение к различным литературным источникам (в том числе к философской литературе и публицистике) дадут возможность глубокого отклика на предложенную тему.

3. Время перемен

В рамках данного направления можно будет поразмышлять о меняющемся мире, о причинах и следствиях изменений, происходящих внутри человека и в окружающей его действительности, о том, перед каким выбором он оказывается в период формирования собственного мировоззрения, в эпоху социальных и культурных изменений. На эти и другие вопросы в русле конкретных тем можно ответить, опираясь на различные литературные источники (художественные произведения, мемуаристику, научную литературу, публицистику), а также на собственный опыт осмысления жизни в «большом времени» с его проблемами и противоречиями.

4. Разговор с собой

Названное направление побуждает к размышлению о том, что значит «быть самим собой». Данная тематика связана с вопросами, которые человек задает сам себе, об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей (или поступков литературных героев), стремящихся понять себя. Темы позволяют задуматься о сильных и слабых сторонах собственной личности, о ценности и уникальности своего внутреннего мира, о необходимости самопознания и самосовершенствования. Раскрывая тему, можно обратиться к художественной, психологической, философской литературе, мемуарам, дневникам и публицистике.

5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Темы сочинений данного направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира. Потребуется осмысление духовных ценностей и нравственных ориентиров молодежи, ее места в современном мире. О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты, чья позиция имеет подчас дискуссионный характер, что дает возможность высказать свое мнение в рамках обозначенной проблематики.

Требования к итоговому сочинению (изложению)

1. Объём итогового сочинения – от 350 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов), итогового изложения – 250-300 слов («незачёт» при объёме – менее 250 слов).

2. Не допускается списывание из любых источников. Экзаменационная работа должна выполняться самостоятельно.

3. Экзаменационные работы должны оцениваться по критериям: для сочинения – 5 критериев, для изложения – 3.

Итоговое сочинение:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. 

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Итоговое изложение:

1. Содержание изложения.

2. Логичность изложения.

3. Использование элементов стиля исходного текста.

Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат (то есть при проверке должен стоять «+») по трем критериям: по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке, а также «зачет» по одному из других критериев.

Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом, такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания. 


Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.

1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов.

2. Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе

санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

3. Итоговое сочинение (изложение) в 2019-2020 учебном году проводится 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года, 6 мая 2020 года.

4. Итоговое сочинение (изложение) проводится в школах, где обучаются участники итогового сочинения (изложения) и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных Департаментом образования города Москвы (далее — Департамент).

По решению руководителя образовательной организации места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

5. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00.

6. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии для проведения сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).

7. В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет (оформляется «Акт о досрочном завершении написания итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам» (форма ИС-08), соответствующие отметки вносятся в форму ИС-05 «Ведомость проведения итогового сочинения (изложения) в учебном кабинете ОО (месте проведения)» и в бланк регистрации указанного участника итогового сочинения (изложения)). Такие участники сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

8. Вход участников итогового сочинения (изложения) в место проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.00. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

9. На рабочем столе/парте участника итогового сочинения (изложения), помимо бланков итогового сочинения (изложения) и черновиков, могут находиться:

документ, удостоверяющий личность; ручка гелевая с чернилами черного цвета; лекарства и питание (при необходимости);

специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов).

10. Иные вещи участники оставляют в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников итогового сочинения (изложения).

11. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам необходимо выдать черновики, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения).

Внимание! Черновики не проверяются, и записи в них не учитываются при проверке.

12. Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения. Тексты изложения передаются в школы и становятся общедоступными после 10.00.

13. Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

14. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается

пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой, другими литературными источниками).

15. Участники, нарушившие порядок проведения итогового сочинения (изложения), удаляются с итогового сочинения (изложения).

16. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).

17. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году (5 февраля и 6 мая 2020 года), допускаются:

обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

обучающиеся, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально),

обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения), допускаются

к повторной сдаче решением педагогического совета.

18. Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

19. При получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) участнику предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другой образовательной организации или комиссией, сформированной Департаментом образования города Москвы.

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет Департамент образования города Москвы.

20. Срок действия результатов итогового сочинения (изложения) как допуск

к ГИА — бессрочно. Итоговое сочинение в случае предоставления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно четыре года, следующих за годом написания такого сочинения.

Итоговое сочинение (изложение)

  Итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования и проводится (ГИА) для обучающихся 11 (12) классов.

  Итоговое сочинение (изложение) и проводится по темам (текстам), сформированным по часовым поясам Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

 Участники итогового сочинения (изложения)

   Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА проводится для:

обучающиеся 11 (12) классов по образовательным программам среднего общего образования;

   иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;

   лиц, обучавшихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, а также обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании).

   Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:

  • лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования – для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года) (выпускники прошлых лет);
  • граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (выпускники прошлых лет);
  • лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования (обучающиеся СПО);
  • лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
  • лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (лица со справкой об обучении).

   Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

ВНИМАНИЕ!

Обучающиеся 10 классов, участвующие в ГИА по отдельным обязательным учебным предметам (русский язык или математика) и (или) по предметам по выбору, освоение которых завершилось ранее, не участвуют в итоговом сочинении (изложении) по окончании 10 класса.

Участники с ОВЗ

   Проведение итогового сочинения (изложения) для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, организуется в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.

   Материально-технические условия проведения сочинения (изложения) должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа таких участников сочинения (изложения) в учебные кабинеты, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов (при отсутствии лифтов учебный кабинет располагается на первом этаже), наличие специальных кресел и других приспособлений) (при необходимости).

   В местах проведения итогового сочинения (изложения) выделяются аудитории (помещения) для организации питания и проведения необходимых медико-профилактических процедур.

   Если в аудитории написания итогового сочинения (изложения) находится не более одного участника итогового сочинения (изложения), то питание может быть организовано в этой же аудитории за отдельным столом, приготовленным заранее.

   При проведении сочинения (изложения) при необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей:

  • содействие в перемещении;
  • оказание помощи в фиксации положения тела, ручки в кисти руки;
  • вызов медперсонала;
  • помощь в общении с членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) (например, сурдоперевод – для глухих);
  • помощь при оформлении регистрационных полей бланка регистрации, бланков записи и др.

   Участники сочинения (изложения) с ОВЗ, дети-инвалиды и инвалиды с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе написания сочинения (изложения) необходимыми им техническими средствами.

  Для слабослышащих участников итогового сочинения (изложения):

  • учебные кабинеты для проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик. 

  Для глухих участников итогового сочинения (изложения):

  • при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
  • подготавливаются в необходимом количестве инструкции, зачитываемые членами комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

   Для участников с нарушением опорно-двигательного аппарата:

   при необходимости сочинение (изложение) может выполняться на компьютере со специализированным программным обеспечением (предоставляется ГБУ ДПО РЦОКИО посредством передачи по защищенной корпоративной сети передачи данных (ftp-сервер) не позднее двух дней до проведения итогового сочинения (изложения)). В учебных кабинетах устанавливаются компьютеры, не имеющие выхода в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».

    Итоговое сочинение (изложение), выполненное на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).

    Для глухих и слабослышащих участников, участников с расстройствами аутистического спектра и участников с тяжелыми нарушениями речи:

текст изложения выдается на 40 минут для чтения (в нем разрешается делать пометки). По истечении этого времени член комиссии по проведению итогового сочинения (изложения) забирает текст, и участник пишет изложение.

    Участники итогового изложения, которым текст изложения выдается на 40 минут для чтения, должны быть распределены в отдельный учебный кабинет для проведения итогового изложения. Категорически не рекомендуется распределять участников изложения, которым текст изложения выдается для чтения на 40 минут, в один учебный кабинет вместе с участниками итогового изложения, которым текст изложения зачитывается членом комиссии по проведению итогового сочинения (изложения).

  Для слепых участников:

  • темы итогового сочинения (тексты изложения) оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
  • итоговое сочинение (изложение) выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере;
  • предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления сочинения (изложения) рельефно-точечным шрифтом Брайля (брайлевский прибор и грифель, брайлевская печатная машинка, специальные чертежные инструменты), компьютер (при необходимости).

  Итоговое сочинение (изложение), выполненное в специально предусмотренных тетрадях или на компьютере, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в бланки сочинения (изложения).

  Для слабовидящих:

  • темы итогового сочинения (тексты изложения), бланки сочинения (изложения) копируются в увеличенном размере (формат А4 с размером шрифта не менее 18 Bold (полужирный));
  • освещенность каждого рабочего места в учебном кабинете должна быть равномерной и не ниже 300 люкс. Возможно использование индивидуальных светодиодных средств освещения (настольные лампы) с регулировкой освещения в динамическом диапазоне до 600 люкс, но не ниже 300 люкс при отсутствии динамической регулировки.

  Итоговое сочинение (изложение), выполненное в бланках сочинения (изложения) увеличенного размера, в присутствии руководителя образовательной организации переносится ассистентом в стандартные бланки сочинения (изложения).

  Основанием для организации итогового сочинения (изложения) на дому, в медицинской организации является заключение медицинской организации и рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

   Итоговое сочинение (изложение) организуется по месту жительства участника итогового сочинения (изложения), по месту нахождения медицинской организации, в которой участник сочинения (изложения) находится на длительном лечении, с выполнением минимальных требований к процедуре проведения (специальные места проведения итогового сочинения (изложения)).

  Для обеспечения организации итогового сочинения (изложения) в специальных местах проведения итогового сочинения (изложения) (на дому или в медицинском учреждении) орган местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, направляет информацию о данных лицах в Министерство образования и науки Челябинской области с приложением копий необходимых документов не позднее чем за две недели до проведения итогового сочинения (изложения).

   Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

Места проведения итогового сочинения (изложения)

   Утверждены новые сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2022/2023 учебном году. Регистрация для обучающихся 11 классов проводится в общеобразовательных организациях, в которых обучаются.

  Выпускники прошлых лет (по желанию) регистрируются на участие в итоговом сочинении (изложении) в Управлении образования Верхнеуфалейского городского округа по адресу: ул.Прямицына д.44, каб.7. Телефон: 5-52-95

№ п/п

Категория участников итогового сочинения (изложения)

Сроки проведения итогового сочинения (изложения)

Сроки регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении) (не позднее указанной даты)

Место регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении)

1

обучающиеся XI (XII) классов по образовательным программам среднего общего образования (как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее — ГИА))

7 декабря 2022 года
 (основной срок)
1 февраля 2023 года (дополнительный срок)
3 мая 2023 года
 (дополнительный срок)

23 ноября 2022 года

18 января 2023 года

19 апреля 2023 года

образовательная организация, в которой осваивается образовательная программа среднего общего образования

2

лица, осваивающие образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования; лица, обучающиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе среднего общего образования, в том числе обучающиеся по образовательной программе среднего профессионального образования, получающие среднее общее образование по не имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования (в случае прохождения ГИА экстерном в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования с последующим получением аттестата о среднем общем образовании) (далее вместе — экстерны) (как условие допуска к ГИА)

7 декабря 2022 года
 (основной срок)

1 февраля 2023 года (дополнительный срок)

3 мая 2023 года
 (дополнительный срок)

23 ноября 2022 года

18 января 2023 года

19 апреля 2023 года

образовательная организация, в которую указанные лица зачисляются для прохождения ГИА экстерном

3

лица, допущенные к ГИА в предыдущие годы, но не прошедшие ГИА или получившие на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получившие повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее — лица со справкой об обучении) (по желанию в целях использования при поступлении в образовательные организации высшего образования)

7 декабря 2022 года

1 февраля 2023 года

3 мая 2023 года
 (сроки выбираются самостоятельно)

23 ноября 2022 года

18 января 2023 года

19 апреля 2023 года

образовательная организация, в которую указанные лица зачисляются для прохождения ГИА экстерном

4

лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года) и (или) подтверждающий получение среднего профессионального образования (далее — выпускники прошлых лет) (по желанию в целях использования при поступлении в образовательные организации высшего образования); лица, обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования (далее — обучающиеся СПО) (по желанию в целях использования при поступлении в образовательные организации высшего образования)

7 декабря 2022 года

1 февраля 2023 года

3 мая 2023 года

 (сроки выбираются самостоятельно)

23 ноября 2022 года

18 января 2023 года

19 апреля 2023 года

Управление образования Верхнеуфалейского городского округа по адресу: ул. Прямицына д.44, каб.7.

5

лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее — иностранные ОО) (по желанию в целях использования при поступлении в образовательные организации высшего образования);

обучающиеся, получающие среднее общее образование в иностранных ОО (по желанию в целях использования при поступлении в образовательные организации высшего образования)

7 декабря 2022 года

1 февраля 2023 года

3 мая 2023 года

 (сроки выбираются самостоятельно)

23 ноября 2022 года

18 января 2023 года

19 апреля 2023 года

государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (г. Челябинск, ул. Комсомольская, 20а)

  Заявление подается лично заявителями на основании документа, удостоверяющего личность, или их родителями (законными представителями) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченными лицами на основании документа, удостоверяющего их личность, и доверенности.

  Лица с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а дети- инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки.

 Сроки и продолжительность проведения итогового сочинения (изложения)

  Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря (основной срок), первую среду февраля и первую рабочую среду мая (дополнительные сроки).

  Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00 часов по местному времени.

  Продолжительность написания итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

  Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

  В продолжительность написания итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей бланков и др.).

  В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) обучающиеся вправе пересдать итоговое сочинение (изложение) в текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки, предусмотренные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

  Участники итогового сочинения (изложения) могут быть повторно допущены в текущем учебном году к сдаче итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) в следующих случаях:

обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение требований, установленных Порядком проведения итогового сочинения (изложения)*;

участники итогового сочинения (изложения), не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

участники итогового сочинения (изложения), не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

   * Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото, аудио и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники).

Задания итогового сочинения (изложения)

  Экзаменационный комплект включает несколько тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).

  Темы сочинений объявляются участникам при проведении второй части инструктажа, которая начинается не ранее 10.00 часов по местному времени.

  Направления тем итогового сочинения и краткий комментарий к открытым тематическим направлениям на текущий учебный год подготавливается специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» (ФИПИ).

  Темы итогового сочинения (изложения) и требования к сочинению (изложению) на текущий учебный год размещены на сайте ФИПИ.

Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны за 15 минут до его начала по местному времени.

ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ: 

Требование № 1. «Объем итогового сочинения» 

   Рекомендуемое количество слов – от 350. 

   Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения» 

   Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.). 

   Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. 

   Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не  проверяется по критериям оценивания). 

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ: 

 Требование № 1. «Объем итогового изложения» 

   Рекомендуемое количество слов – 250-300. 

   Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания). 

Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового изложения» 

   Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.). 

   Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания). 

    Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания). 

   Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям. 

    Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы: 

  Сочинение

  Изложение

  1. Соответствие теме

  1. Содержание изложения

  2. Аргументация. Привлечение литературного материала

  2. Логичность изложения

  3. Композиция и логика рассуждения

  3. Использование элементов стиля исходного текста

4. Качество письменной речи

  5. Грамотность

    Для получения оценки «зачет» необходимо иметь положительный результат по трем критериям (по критериям № 1 и № 2 – в обязательном порядке), а также «зачет» по одному из других критериев. 

  Результаты итогового сочинения (изложения)

   После направления в образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования протокола проверки итогового сочинения (изложения) в течение трёх рабочих дней осуществляется ознакомление участников итогового сочинения (изложения) с полученными ими результатами под подпись:

для обучающихся – в образовательных организациях;

выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, лица, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях и лица со справкой об обучении – в местах регистрации на написание итогового сочинения.

  Результаты итогового сочинения (изложения)

   После направления в образовательные организации и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования протокола проверки итогового сочинения (изложения) в течение трёх рабочих дней осуществляется ознакомление участников итогового сочинения (изложения) с полученными ими результатами под подпись:

для обучающихся – в образовательных организациях;

выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО, лица, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях и лица со справкой об обучении – в местах регистрации на написание итогового сочинения.

   Срок действия итогового сочинения (изложения)

   Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к ГИА действует бессрочно.

   Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

   Выпускники прошлых лет, лица со справками об обучении могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет.

  Выпускники прошлых лет, лица со справками об обучении, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

  Ознакомиться с результатами итогового сочинения (изложения) также можно на федеральном портале ЕГЭ.

   Предоставление итогового сочинения в вузы в качестве индивидуального достижения

   Темы итогового сочинения и образы оригиналов бланков итогового сочинения участников доступны образовательным организациям высшего образования через федеральную информационную систему обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и Приема).

   В соответствии с пунктом 44 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 № 1147 (зарегистрировано в Минюсте России 30.10.2015, регистрационный № 39572), при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА. 

   При приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета поступающему может быть начислено за индивидуальные достижения не более 10 баллов суммарно. 

   Перечень индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета при равенстве суммы конкурсных баллов, а также индивидуальных достижений, учитываемых при приеме на обучение по программам магистратуры, устанавливается организацией самостоятельно. 

   Перечень учитываемых индивидуальных достижений и порядок их учета устанавливаются организацией в соответствии с пунктами 43 – 46 Порядка и указываются в правилах приема, утвержденных организацией самостоятельно.

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2022-2023 учебный год

Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 14.11.2022 г. №11494 «Об использовании методических документов и материалов»

Всё для подготовки к итоговому сочинению 2022-2023:
комментарии, темы, аргументы, цитаты, литература

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2022/2023 учебный год

  • Кто пишет итоговое сочинение 2022
  • Кто пишет изложение вместо сочинения в 11 классе
  • Кто писатель сказка о рыбаке и рыбке
  • Кто писал юмористические рассказы о детях
  • Кто писал сочинение как я помогаю маме