Кто поцеловал меня в рождество сочинение

Обновлено: 09.01.2023

Статья содержит разработки к урокам литературы в старших классах на тему: «Воспитание добра и милосердия средствами кино».

Вложение Размер
gospodi_nauchi_menya.docx 32.46 КБ

Предварительный просмотр:

(Некоторые аспекты нравственного воспитания на уроках литературы: из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Действительно, сменяются одна другою цивилизации, изменяются формы жизни, меняется лицо Земли, но духовная жажда остается неутомимой. Она драгоценна, потому что всегда влечет человека ввысь, наполняет его жизнь исканием. Но эта жажда еще и мучительна, потому что она часто противоречит земным инстинктам человека, заставляет его тревожиться, бороться.

Нам, педагогам, выпала ответственная миссия — наполнить жизнь ребенка осознанием важности мира на Земле, научить умению видеть прекрасное, беречь друг друга, любить своих близких, творить добро, бескорыстно помогать нуждающимся в помощи.

А как научить этому на уроках литературы? Прежде всего развивая воображение, наблюдательность, обучая умению восхищаться окружающим миром, сопереживать, воспитывая готовность прийти на помощь, а, главное, — научив мечтать. Но современным детям трудно рассуждать о духовном. Они отдают предпочтение компьютеру, мобильному телефону, технике, а не духовности. Но это не их вина. Жизнь в современном мире полна открытий, к сожалению, разных, далеко не всегда полезных и необходимых, насыщена постоянными сменами настроений, порой ловушками для неопытных подростков. Нам, педагогам, сегодня, как никогда, нужно быть рядом, учить выбирать, удивляться, спорить, жить.

Работая в школе-интернате, особенно ясно понимаешь, насколько нуждаются воспитанники такого учреждения в уроках доброты. Почти у каждого из них сложная судьба, многие пережили тяжелую душевную травму, родители не являются для них примером, а поэтому им трудно оценивать свои и чужие поступки. Они доверчивы и открыты для любой информации. Именно на уроках литературы, беседуя, рассказывая, рассуждая, можно научить ребенка смотреть на мир не только глазами, но и сердцем. Я считаю, что не так уж важно, хорошо или плохо умеют читать мои ученики, вовремя ли написали сочинение, гораздо ценнее — умеют ли они видеть, чувствовать, слышать красоту окружающего мира, дарить радость, добро, уметь выражать свои чувства.

Несомненную помощь в воспитании детей мне оказывает кино. Порой слова не достигают цели, замечаешь, что ребенок просто принимает твои доводы на веру, особенно, если разговор идет о таких нравственных ценностях, как душевная сила, доброта, внутренняя красота. Трудность восприятия зависит и от того, что в наше время дети мало, плохо и невнимательно читают. Нужны наглядные примеры того, как порой слово, взгляд, жест могут ранить человека, принести нестерпимую боль.

Мы наблюдаем не только за поступками героев (это, как правило, не вызывает трудностей), сколько за мимикой, жестами героев. Делимся своими мнениями о том, кому из авторов сценария лучше удалось показать переживания героев. Задумываемся над вопросом, что такое доброта, ведь старушка, умеющая колдовать, очень любит Герду и поэтому оставляет ее в своем цветущем саду. Да и сама старушка очень привлекальна, ласкова, она хочет оградить Герду от опасностей. Дети сами делают вывод о том, что внешность может быть обманчивой, по-настоящему добрый человек не может думать только о своем благополучии. Они задумываются над понятием внутренняя красота. Ребята выполняют творческое задание: нарисовать или описать лицо , жесты, поступки человека, когда он радуется и сердится, обязательно показать, что испытывают находящиеся с ним рядом (на примере литературных героев или своем).

-Идем с нами, — позвал я новенького.

-Я не пойду. Я буду здесь ждать маму.

-Ты плачешь? Почему?

-Нет, я не плачу. Я… я просто стону глазами.

-Я буду ждать и стонать, стонать глазами.

— А меня никто не зовет, -грустно отвечает он.

Урок о том, что такое настоящая радость в 7 классе, я начинаю с чудесной притчи Т. Соловей.

— Что у тебя в руке такое лучистое и красивое?

— Поделись со мной.

— Ой, оно такое теплое…

— Очень. А если я с кем-нибудь поделюсь?

— У тебя прибавится твоего.

— Сам не знаю. Знаю только, что оно станет еще теплее.

— И обжечься можно?

— Обжигает зависть. Счастьем обжечься нельзя.

— Знаешь, я хочу поделиться этим чудом.

— Я рад этому, ведь так многим его не хватает.

«Добрым быть совсем непросто:

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Любить, надеяться и верить…

Вступительное слово: Сегодня мы с вами окунемся в мир прозы Эдуарда Анашкина.

Личностная – формировать навыки исследовательской деятельности;

Метапредметная – искать и выделять необходимую информацию в тексте, уметь формулировать собственное мнение и свою позицию;

Предметная – познакомить с особенностями рождественского рассказа, подготовить к восприятию и анализу текста, развивать художественный вкус.

(Запишите дату и название рассказа) Тема урока остаётся открытой, в конце урока вы сами сформулируете тему урока.

Член Союза писателей России, лауреат Всероссийской литературной премии за лучшую книгу в 2006 году и нескольких престижных литературных премий. Живёт в с. Майское Самарской области. Обратите внимание на его глаза – глаза человека, много пережившего.

Основная тема творчества Эдуарда Анашкина – обездоленные дети, живущие в детских домах. Поэтому в одном из интервью он говорит:

На что настраивает название рассказа?

Какие ассоциации вызывает название рассказа?

Автор указал в заглавии и жанр рассказа – рождественский.

Что такое РР – литературный жанр, который отличается от традиционного жанра рассказа (5 слайд – определение записать)

Рожде́ственский или святочный расска́з — литературный жанр , относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа.

РР имеет такие особенности, как:

Рождественский хронотоп, приуроченность к рождеству

Описание зимней природы

Борьба добра и зла

Внезапные повествовательный ходы

Светлый рождественский финал.

Погружение в текст. Итак, рассказ погружает в атмосферу детского дома.

1. Как вам кажется, хороший ли этот детский дом? Почему?

(герой с любовью вспоминает о детском доме, старшие опекают младших, заботятся. Батя говорит, чтобы малыши научились смотреть добрыми глазами.)

Вывод: Отношение здесь строятся по лучшим семейным традициям

2. Тогда почему же дети всё-таки тоскуют?

(никакие добрые отношения детей и воспитателей не могут заменить семью, мамины глаза и руки, им хочется домашнего тепла и уюта)

3. Почему малыши так ждут выходных дней? А старшеклассники не любят их?

(Малыши ещё не потеряли надежды, что за ними придут и заберут их в семью). Найдите и прочитайте цитаты из рассказа.

4. Каким вы представляете себе героя Сергея? Почему его все так ждут? (из гостинцев готовит подарки, радуется встрече с детьми, добрый, внимательный)

6. Каким он увидел мальчика? – чтение по ролям «Стону глазами… (Стонать глазами – звать беспрерывно, звать, надеяться и ждать!)

7. Как Сергей помогает Вовке пережить трудное время? (хотя он взял шефство, бесполезно, Вовка ждал родителей)

8. Почему Вовка сказал шефам, что его обижают, хотя все было как раз наоборот? Найдите цитату.

Почему Вовка попросил остаться ночевать в своей комнате, а потом поцеловать перед сном? (Ему хотелось почувствовать рядом родного, близкого человека, которому нужен и дорог именно он, Вовка Скворцов, чувство семьи) Найдите цитату.

Чтение самого последнего абзаца.

10. А как вы думаете, кто поцеловал: ангел или Вовка детдомовец?

Рождество – удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда. Об этом прекрасно сказал М.Ю. Лермонтов (обратите внимание на 2 –ой эпиграф) – 200-летие со дня рождения, которого недавно отмечалось в России.

«Сегодня будет Рождество,

Весь город в ожиданьи тайны,

Он дремлет в инее хрустальном

11. Кто надоумил маленького ребёнка, попросить и потом вернуть поцелуй?

Вывод. Это настоящий рождественский рассказ, светлый, чистый и трогательный

10 слайд – Словарная работа

1 . Хронотоп – художественное время, художественное пространство, их связь в произведении

2. Архетип – первообразы в художественном произведении, часто повторяющиеся образы, сюжеты. Мотивы, символистические образы в литературных произведениях

3. Синквейн – пятистрочная стихотворчная форма, написанная в соответствии с определенными правилами, ещё его называют смысловой пирамидой!

Автор рождественского рассказа использует архетипические образы – архетипы именно рождественские (ёлка, небо, усеянное звёздами, чудо, ангел)

Рефлексия – составление синквейна

Воспитывает, любит, лелеет,

Семья – это колыбель детства

Что поселилось в твоем сердце после прочтения рассказа?

Какие вопросы остались? О чем бы вы хотели спросить автора?

Пожелание ученикам: Спасибо вам за работу. В наше непростое время, я надеюсь, что этот рассказ поможет вам задуматься о многом, стать чище и добрее и верить в рождественские чудеса, что каждому человеку, живому существу на земле нужна мама, дом, семья, самые близкие люди.

Главная Статьи Статьи Кто поцеловал меня в Рождество?

Кто поцеловал меня в Рождество?

Кто поцеловал меня в Рождество?

. Я иду в свой детский дом. Сегодня меня выписали из больницы, где я пролежал больше двух месяцев. Я соскучился по ребятам, по своей комнате, по нашим воспитателям и по Бате — нашему доброму директору Виктору Николаевичу. Даже по новенькому — Вовке Скворцову, который появился в мое отсутствие и о котором мне, конечно, рассказали.

Мороз пощипывает щеки, нос, уши, но я почти его не замечаю. По дороге наших не видно, сейчас все в школе, а малыши играют в своих комнатах.

У резных красивых ворот останавливаюсь. Нужно достать конфеты, печенье, яблоки, которые у меня припрятаны. Все это мне приносили в больницу, но я понемногу оставлял, готовился к выписке.

Но сейчас редко к кому приходят. Мы, старшеклассники, не любим выходные дни. Они самые грустные, самые длинные даже для нас. Для малышей — тем более.

— Ты ко мне пришел? — тихо спросил он. — Ко мне, да? Я — Вовка Скворцов. — Его синие глаза горели надеждой.

— Сережка, Сережка, идем к нам, — радостно и нетерпеливо кричали малыши, таща меня куда-то за руки.

Я протянул новенькому большое красное яблоко.

— Спасибо. Я не хочу. Я жду маму.

— Идем с нами, — проговорил я и взял его за руку. Он поднял курчавую голову, и я увидел, какой он голубоглазый, этот новенький.

— Не надо. Я не пойду. Я буду здесь ждать маму.

— Ты плачешь? Почему?

— Нет, я не плачу. Я. я просто стону глазами.

— Я буду ждать и стонать, стонать глазами.

В те дни Вовка Скворцов все время плакал. Утром горнист трубит подъем — на зарядку надо бежать, а новенький плачет в постели. Все на завтрак идут, а он опять забьется в уголок и всхлипывает.

Я ежедневно приходил к нему. Старался, как мог, отвлечь от невеселых мыслей. Но все было бесполезно: он ждал родителей.

У нас в детдоме воспитатели и нянечки часто говорят, что детское сердце отходчиво. Не знаю. Может быть. И мне иногда хочется, чтобы я получал не письма от отца, а чтобы он приехал сам. Поэтому мне была понятна Вовкина тоска, и я взял над ним шефство.

Однажды в воскресенье я взял с собой Вовку на лыжную прогулку. День был торжественно хорош. Огромные снежинки, кружась, опускались на землю. Мы вышли к полотну железной дороги. Здесь, на разъезде, ни один поезд не задерживается долго. Мне всегда казалось, что поезда похожи на спешащих по важным делам людей — встретятся, о чем-то перемолвятся гудками — и опять разбегаются каждый своей дорогой.

Тук-тук, тук-тук. Стучат на стыках колеса поездов.

Я смотрю на Вовку и замечаю, с какой грустью провожает он их глазами. Я знаю: его отец был машинистом.

Тук-тук, тук-тук. Стучат колеса. У Вовки большие, полные слез глаза.

— Пошли! — дергаю я его за рукав. Он нехотя идет за мной, часто останавливаясь. — Ты не расстраивайся, мы часто будем сюда приходить, — обещаю я, чтобы как-то сгладить свою грубость. Он с благодарностью смотрит на меня.

Так говорил Батя.

После отбоя кого-то из воспитателей наряжают Дедом Морозом. А ближе к полуночи мы будим малышей — их надо еще будить по ночам. И на обратном пути стараемся провести их мимо зала, где Дед Мороз колдует над елкой. Сколько потом разговоров!

— Я сам видел. Сам! Дед Мороз елку украшал. С бородой, в шапке.

— А я, я видел Новый год! Он совсем маленький, огоньки развешивал.

А утром, когда малыши убирают постели, под подушками обнаруживают гостинцы. Так было и на этот раз.

Я подошел к Вовке. Он счастливый сидел на постели и улыбался во всю ширь своими синими глазами.

— Я спал, спал, а потом вдруг проснулся. Гляжу. Дед Мороз подарки всем под подушку кладет. Настоящий! В снегу весь. Мне даже холодно стало. А потом он ушел. Приоткрыл дверь и ушел. А может, растаял?

Один лишь Вовка забрался на подоконник. Глаза в этот момент у него были тусклыми и равнодушными. Он сидел на подоконнике и не обращал никакого внимания на суету. Пожилая женщина — из шефов — спросила:

— Ты что, маленький, грустишь? А еще такой красивый мальчик. Или обижают тебя здесь?

— Обижают, тетенька, обижают, — проглатывая слезы, пробормотал Вовка. — Заберите меня с собой, а? Заберите.

Было видно, что она не сразу справилась с волнением.

— Как же я заберу тебя, дурачок? У меня свои детки есть. Ты не плачь. Я поговорю насчет тебя.

Когда шефы уехали, в детском доме срочно собрался совет самоуправления. Собрались командиры всех отрядов. Батя сказал, что случилось ЧП. В детском отряде обидели новенького.

— Ты добровольно взял шефство над новичком, — обличал меня председатель совета Коля Гаврик. — Но, похоже, тебе нет до него дела.

И здесь Вовка, который до этой минуты безучастно сидел здесь же, с ревом бросился ко мне на шею:

— Я не хотел. Я нечаянно соврал. Не знаю, почему соврал.

Когда я собрался уходить в свой отряд, Вовка остановил меня.

— Не уходи, пожалуйста. У нас в комнате рядом со мной пустая кровать. Останься!

Он так посмотрел на меня, что я не мог отказать, хотя за нарушение режима у нас спрашивали строго. Вовка долго ворочался, вздыхал.

— Ты почему не спишь? — шепотом спросил я. Он затих, затем осторожно поднял голову.

— Сережка, поцелуй меня.

— Что? — я ошарашенно приподнялся на кровати.

— Меня мама всегда целовала перед сном.

В комнате было неестественно тихо. За окном опрокинулось огромное ночное небо, усеянное звездами. Легкий ветерок раскачивал тонкую ветку березы, и она с хрустальным звоном ударялась о стекло.

Выскользнув из-под одеяла, я подошел к Вовке и неумело чмокнул его в шею.

Я уже начал засыпать, когда кто-то неслышно подкрался ко мне и осторожно поцеловал меня в щеку. Я замер и долго лежал не шелохнувшись, боясь спугнуть нечто важное, огромное, давным-давно забытое. Я почувствовал себя неодиноким, счастливым, сильным.

Прошло уже много лет. Я стал отцом, дедушкой. И до сих пор не пойму, не знаю: кто же меня поцеловал тогда, вечером в Рождественский праздник: детдомовец Вовка или Ангел?

. Я иду в свой детский дом. Сегодня меня выписали из больницы, где я пролежал больше двух месяцев. Я соскучился по ребятам, по своей комнате, по нашим воспитателям и по Бате — нашему доброму директору Виктору Николаевичу. Даже по новенькому — Вовке Скворцову, который появился в мое отсутствие и о котором мне, конечно, рассказали.

Мороз пощипывает щеки, нос, уши, но я почти его не замечаю. По дороге наших не видно, сейчас все в школе, а малыши играют в своих комнатах.

У резных красивых ворот останавливаюсь. Нужно достать конфеты, печенье, яблоки, которые у меня припрятаны. Все это мне приносили в больницу, но я понемногу оставлял, готовился к выписке.

Но сейчас редко к кому приходят. Мы, старшеклассники, не любим выходные дни. Они самые грустные, самые длинные даже для нас. Для малышей — тем более.

— Ты ко мне пришел? — тихо спросил он. — Ко мне, да? Я — Вовка Скворцов. — Его синие глаза горели надеждой.

— Сережка, Сережка, идем к нам, — радостно и нетерпеливо кричали малыши, таща меня куда-то за руки.

Я протянул новенькому большое красное яблоко.

— Спасибо. Я не хочу. Я жду маму.

— Идем с нами, — проговорил я и взял его за руку. Он поднял курчавую голову, и я увидел, какой он голубоглазый, этот новенький.

— Не надо. Я не пойду. Я буду здесь ждать маму.

— Ты плачешь? Почему?

— Нет, я не плачу. Я. я просто стону глазами.

— Я буду ждать и стонать, стонать глазами.

В те дни Вовка Скворцов все время плакал. Утром горнист трубит подъем — на зарядку надо бежать, а новенький плачет в постели. Все на завтрак идут, а он опять забьется в уголок и всхлипывает.

Я ежедневно приходил к нему. Старался, как мог, отвлечь от невеселых мыслей. Но все было бесполезно: он ждал родителей.

У нас в детдоме воспитатели и нянечки часто говорят, что детское сердце отходчиво. Не знаю. Может быть. И мне иногда хочется, чтобы я получал не письма от отца, а чтобы он приехал сам. Поэтому мне была понятна Вовкина тоска, и я взял над ним шефство.

Однажды в воскресенье я взял с собой Вовку на лыжную прогулку. День был торжественно хорош. Огромные снежинки, кружась, опускались на землю. Мы вышли к полотну железной дороги. Здесь, на разъезде, ни один поезд не задерживается долго. Мне всегда казалось, что поезда похожи на спешащих по важным делам людей — встретятся, о чем-то перемолвятся гудками — и опять разбегаются каждый своей дорогой.

Тук-тук, тук-тук. Стучат на стыках колеса поездов.

Я смотрю на Вовку и замечаю, с какой грустью провожает он их глазами. Я знаю: его отец был машинистом.

Тук-тук, тук-тук. Стучат колеса. У Вовки большие, полные слез глаза.

— Пошли! — дергаю я его за рукав. Он нехотя идет за мной, часто останавливаясь. — Ты не расстраивайся, мы часто будем сюда приходить, — обещаю я, чтобы как-то сгладить свою грубость. Он с благодарностью смотрит на меня.

Так говорил Батя.

После отбоя кого-то из воспитателей наряжают Дедом Морозом. А ближе к полуночи мы будим малышей — их надо еще будить по ночам. И на обратном пути стараемся провести их мимо зала, где Дед Мороз колдует над елкой. Сколько потом разговоров!

— Я сам видел. Сам! Дед Мороз елку украшал. С бородой, в шапке.

— А я, я видел Новый год! Он совсем маленький, огоньки развешивал.

А утром, когда малыши убирают постели, под подушками обнаруживают гостинцы. Так было и на этот раз.

Я подошел к Вовке. Он счастливый сидел на постели и улыбался во всю ширь своими синими глазами.

— Я спал, спал, а потом вдруг проснулся. Гляжу. Дед Мороз подарки всем под подушку кладет. Настоящий! В снегу весь. Мне даже холодно стало. А потом он ушел. Приоткрыл дверь и ушел. А может, растаял?

Один лишь Вовка забрался на подоконник. Глаза в этот момент у него были тусклыми и равнодушными. Он сидел на подоконнике и не обращал никакого внимания на суету. Пожилая женщина — из шефов — спросила:

— Ты что, маленький, грустишь? А еще такой красивый мальчик. Или обижают тебя здесь?

— Обижают, тетенька, обижают, — проглатывая слезы, пробормотал Вовка. — Заберите меня с собой, а? Заберите.

Было видно, что она не сразу справилась с волнением.

— Как же я заберу тебя, дурачок? У меня свои детки есть. Ты не плачь. Я поговорю насчет тебя.

Когда шефы уехали, в детском доме срочно собрался совет самоуправления. Собрались командиры всех отрядов. Батя сказал, что случилось ЧП. В детском отряде обидели новенького.

— Ты добровольно взял шефство над новичком, — обличал меня председатель совета Коля Гаврик. — Но, похоже, тебе нет до него дела.

И здесь Вовка, который до этой минуты безучастно сидел здесь же, с ревом бросился ко мне на шею:

— Я не хотел. Я нечаянно соврал. Не знаю, почему соврал.

Когда я собрался уходить в свой отряд, Вовка остановил меня.

— Не уходи, пожалуйста. У нас в комнате рядом со мной пустая кровать. Останься!

Он так посмотрел на меня, что я не мог отказать, хотя за нарушение режима у нас спрашивали строго. Вовка долго ворочался, вздыхал.

— Ты почему не спишь? — шепотом спросил я. Он затих, затем осторожно поднял голову.

— Сережка, поцелуй меня.

— Что? — я ошарашенно приподнялся на кровати.

— Меня мама всегда целовала перед сном.

В комнате было неестественно тихо. За окном опрокинулось огромное ночное небо, усеянное звездами. Легкий ветерок раскачивал тонкую ветку березы, и она с хрустальным звоном ударялась о стекло.

Выскользнув из-под одеяла, я подошел к Вовке и неумело чмокнул его в шею.

Я уже начал засыпать, когда кто-то неслышно подкрался ко мне и осторожно поцеловал меня в щеку. Я замер и долго лежал не шелохнувшись, боясь спугнуть нечто важное, огромное, давным-давно забытое. Я почувствовал себя неодиноким, счастливым, сильным.

Прошло уже много лет. Я стал отцом, дедушкой. И до сих пор не пойму, не знаю: кто же меня поцеловал тогда, вечером в Рождественский праздник: детдомовец Вовка или Ангел?

Помогите напишите сочинение — рассуждения кто поцеловал меня в рождество тезис а потом о добре.

Што непонел блин !

Сочинение рассуждение, тезис надо писать в тексте?

Сочинение рассуждение, тезис надо писать в тексте?

Напишите сочинение рассуждение — Напишите сочинение рассуждение — размышление взяв в качестве тезиса данное высказывание?

Напишите сочинение рассуждение — Напишите сочинение рассуждение — размышление взяв в качестве тезиса данное высказывание.

Уметь говорить — искусство.

Уметь слушать — куьтура.

Пожалуйста напишите Сочинение — Рассуждение на тему «Я и близкий мне человек» Что должно быть в Сочинение — Рассуждение : 1?

Пожалуйста напишите Сочинение — Рассуждение на тему «Я и близкий мне человек» Что должно быть в Сочинение — Рассуждение : 1.

Два аргумента (док — ва, сначала вымышленное, а потом из личной жизни) 3.

Вывод — Вывод должен быть взаимосвязан с Тезисом.

Напишите сочинение — рассуждение на тему : «Улучшатъ мир или себя?

Напишите сочинение — рассуждение на тему : «Улучшатъ мир или себя?

«. улучшатъ мир или себя — это тезис.

Сочинение не более 150 слов.

ПОМОГИТЕ?

Нужно маленькое сочинение — рассуждение, хотя бы на пол странички!

Как вы понимаете значение слова ДОБРО?

Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение.

Напишите сочинение — рассуждение на тему : «Что такое добро?

Напишите »что такое добрые силы?

Напишите »что такое добрые силы?

Напишите сочинение рассуждение Что такое благодарность?

Напишите сочинение рассуждение Что такое благодарность?

Тезис, 2 примера из жизни, вывод.

Помогите с сочинением рассуждением Как вы понимаете значение слова Воля?

Помогите с сочинением рассуждением Как вы понимаете значение слова Воля?

, напишите сочинение — рассуждение на тему Что такое воля взяв в качестве тезиса данное вами определение.

Напишите сочинение — рассуждение?

Напишите сочинение — рассуждение.

Сформулируйте тезис, подберите доказательства, сделайте вывод.

Напишите сочинение рассуждение Что такое благодарность?

Напишите сочинение рассуждение Что такое благодарность?

Тезис, 2 примера из жизни, вывод.

Вы открыли страницу вопроса Помогите напишите сочинение — рассуждения кто поцеловал меня в рождество тезис а потом о добре?. Он относится к категории Русский язык. Уровень сложности вопроса – для учащихся 5 — 9 классов. Удобный и простой интерфейс сайта поможет найти максимально исчерпывающие ответы по интересующей теме. Чтобы получить наиболее развернутый ответ, можно просмотреть другие, похожие вопросы в категории Русский язык, воспользовавшись поисковой системой, или ознакомиться с ответами других пользователей. Для расширения границ поиска создайте новый вопрос, используя ключевые слова. Введите его в строку, нажав кнопку вверху.

Заядлыйзаядлый, заядлая, заядлое. Завзятый, страстно отдавшийся какому — нибудь занятию, рьяный. Заядлый игрок. Заядлый футболист. Заядлый спорщик.

Одуванчик и Горизонт.

Как не свой Как ни странно Как не крути Куда ни глянь Никто иной, как бандит Не кто иной, как человек Ничто иное как зверь Пока не чего По не зависящим от нас причинам, он умер Не выполненная работа из дома Не прикращаясь ни на минуту Ни раз мы гулял..

Родился пень и говорит — грамматическая основа. Не может быть словосочетанием. Пень (Какой? ) старый (Тип связи : согласование), говорит(Кому? ) деревьям (Тип связи : управление).

Пень(какой? ) старый. Говорит(кому? ) деревьям.

У меня много игрушек, но одну я люблю больше остальных. Мне её подарили родители, когда мне было ещё 6 лет. Тогда я крепко прижала её к себе и с тех пор не отпускаю. Моя любимая игрушка — это плюшевый кролик. Он большой и очень мягкий. У него тё..

Когда я был ещё совсем мальчишкой, — начал старик, — мой отец посадил за домом маленькое деревце — совсем тонкий стебелёк. Холодной зимой, чтобы деревце не замерзло, отец обернул деревце старой ветошью, брезентом и обвязал всё это толстой веревкой. ..

Радостно, заварной, презерватив, инцеклопедия, прелестно.

1)Велосипед — корень, добавлены два суффикса ист, к ; 2)Землетрясение — слово образовано из двух корней — земля, трясение. И соединены соединительной буквой е.

Окурки в великом множестве — это словосочетание, а не причастие.

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также:

      

  • Осень в армении сочинение
  •   

  • Рэй брэдбери погожий день сочинение
  •   

  • Сочинение на тему кремлевская елка
  •   

  • Сочинение чему нас учат животные
  •   

  • Река в лесу сочинение

«Хлестнула мощно Ладога хвостом…»

ВДОЛЬ БЕРЕГА

Мы с Толяном сели на буксир,
И на буром дерганном буксире
Голосили про безумный мир
И про вести в прессе и эфире.

 Плыл «Чапаев» медленно, как мог,
Средь лесисто-водной красотищи,
А труба с дымком — почти сапог
Только книзу черным голенищем.

 Как раскочегарить самовар…
Только чтó нам чай, коль взято пиво.
Про зарплату и другой кошмар
Рассуждали тихо и крикливо.

 Ладога и берег. Лес, забор
С надписью матюжной в адрес власти.
Вскоре откровенный разговор
Выявил большое разногласье.

 Я все — про Сварога и зверей,
Рык издав (аж вздрогнула девчушка),
А Толян, как будто архирей,
Говорил про Бога и церквушки.

 «Кто правдив был? Кто ломал комедь?» —
Думал близ борта, впадая в ересь.
За буксиром не бежал медведь,
А вот церковки везде виднелись.

ПРЕДШТОРМОВАЯ ЛАДОГА

На берегу озерном — катер, лодки,
Среди которых несколько гнилых.
Никто здесь не откажется от водки
И от закуски питерской на клык.

 Но разве люди местные клыкасты?
И зубы их, не скажешь, что остры.
Мелеющая Ладога не Каспий,
Где нефть, арбузы вплавь, где осетры.

 Не горцы мы, не хищники, не волки,
Да и на звание «морских волков»
Не претендуют Пашки и Николки
Из ладожских артельных рыбаков.

 Зря скромничают квелые, а то бы
Хлестнула мощно Ладога хвостом…
(По берегу средь ив идет автобус
На кладбище, что за вторым постом).

 Идет неспешно траурный автобус
К погосту местному среди ракит.
Со дна всплывает мощно рыба глобус.
Поднялись волны. Ладога штормит.

ПОЛЕВОЙ «АЙВАЗОВСКИЙ»

Болит у деревенщика душа
О Родине своей малоуспешной.
Зачем ей было заключать, спеша,
Союз с капитализмом зарубежным?

 Но взяв одну из ядерных ракет,
Как ручкой, подписала все бумажки
И в туалет — на собственный фуршет —
Хлебнуть из фляжки нашего спиртяжки.

 Уже темнеет. На полях угар
Из запахов душицы и ромашек…
Россия нанесла себе удар,
Который посильнее всех промашек.

 Отряды красных небеса займут
И вывесят свой флаг — закат, зарю ли?
Я размышляю одиноко тут
И про страну, и про игру в бирюли.

 Теперь у нас правитель капитал!
И догадаться разве было трудно,
Что он же самовластный капитан
Российского масштабнейшего судна.

 И если мы доверились ему,
То позабыты правила и нормы.
Корабль направился в лихую тьму,
Был выбран курс — на рыночные штормы.

 Нас в трюмах пошвыряло хорошо,
От качек все родное облевали.
— Эй, корешок, иль как тебя, рашок? —
Когда-нибудь придешь в себя?
— Едва ли…

 Какой прогресс? И если блевантес,
То в пониманье дамском и гламурном.
— Вот вы и прибыли в «страну чудес».
Эй, с котулями выходите, дурни!

 На четвереньках выползали мы.
Слабы, ушатаны… усохли ножки…
Брожу в полях, а с наступленьем тьмы
Вернусь домой, налопаюсь картошки.

ЛАДОЖАНИН

Небо над округою синеет…
Все сильней буржуазии власть.
Эх, зелены клены, как бы с нею
Сельскому народу не пропасть.

 Нищета… Но за деревней пропасть
Аленьких и беленьких цветов.
Не ныряй в них, а, впадая в робость,
К быстротечной жизни будь готов.

 Утонуть в лугах душистых просто,
Станешь как утопленник лежать —
Как мужчинку небольшого роста
Никому тебя не будет жаль.

 Здесь всего! Любых цветов для гроба!
Но перевернув, потеребя,
Все ж должна осуществиться проба,
Чтобы откачать, поднять тебя.

 Может, при искусственном дыханье
Золотые рыбки изо рта
Поплывут в красивом трепыханье,
А за ними — деньги на счета?

 Сказка буржуазная! И «деза»!
Не смеши кремлевский караул!
Если из тебя что и полезет,
Так цветы, в которых утонул.

 Если ты еще не захлебнулся
Ими, то найди себе дела.
Плохо с работенкой здесь, и в нуль вся
Жизнь так неожиданно ушла.

ПОМИНАНИЕ

Здесь прошла не то чтобы АТО,
Но недавней полночью как жахнет!..
Тут цветы скончались, но никто
Их в последний путь не провожает.

 Никаких процессий и венков
Или роз красиво-похоронных,
Ни печальной музыки веков,
Ни речей… Лишь карканье воронье.

 Да под вечер непонятно кто
Выстрелил трехкратно за домами…
Здесь еще пока что не АТО,
Но и не прощание с цветами.

КРАСНАЯ РОДИНА

Я ничего сейчас не пропою
С покрытой мхом провинциальной сценки.
Недооцениваем родину свою
И завышаем запросто оценки.

 Она не из космических ракет,
Чтоб возносить до солнышка сюрпризно
И очарованно смотреть вослед,
Лишаясь глупым образом отчизны.

 Она не гроб, чтобы в прозрачной мгле,
Стеная, опускать в могилу, братцы,
И чтобы, оставаясь на земле,
На родине без Родины остаться. 

Об авторе

Меньшиков В. П. (Санкт-Петербург)

danabolibkova88

+35

Решено

6 лет назад

Русский язык

5 — 9 классы

Помогите напишите сочинение-рассуждения кто поцеловал меня в рождество тезис а потом о добре

Смотреть ответ

danabolibkova88

помогите

незная2

ок

Ответ

3
(4 оценки)

4

незная2
6 лет назад

Светило науки — 1 ответ — 0 раз оказано помощи

што непонел блин !!!!! сам туплю

(4 оценки)

Остались вопросы?

Задай вопрос

Найди нужный

Новые вопросы по предмету Математика

Из простого предложения преобразуйте СПП с придаточным определительным.Образец. Ветер дул с моря и приятно освежал лицо. – Ветер, который дул с …

Гаспачо это холодный суп родом из Испании. Представляет собой охлажденный суп из овощей томатов лука перца брокколи которые измельчаются разли …

1 Прочитать тексты. Определить тему каждого текста (озаглавить)2.Определить тип речи каждого текста и пояснить точку зрения (доказать).Текст 1Ц …

В каких предложениях между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире?Оставшееся расстояние до места назначения два километра.Орёл птица …

напиши правила которые помогают нам изучить иностранный язык

https://vashotvet.com/task/3736316

danabolibkova88

danabolibkova88

+35

Решено

6 лет назад

Русский язык

5 — 9 классы

Помогите напишите сочинение-рассуждения кто поцеловал меня в рождество тезис а потом о добре

Смотреть ответ

danabolibkova88

помогите

незная2

ок

Ответ

3
(4 оценки)

4

незная2
6 лет назад

Светило науки — 1 ответ — 0 раз оказано помощи

што непонел блин !!!!! сам туплю

(4 оценки)

Остались вопросы?

Новые вопросы по предмету Русский язык

Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами. 1) (В)следстви.. по этому …

здравствуйте помогите пожалуйста составить 3 плана (в каждом по три пункта)для сочинения описания, рассуждения и повествования учебник 5 класс …

2класс,руский язык упражнение40,стр20

Обособленные обстоятельства. Задание 161) Выпиши номер предложения, в котором встречается обособленное обстоятельство (число без точки в конце) …

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста, а также позицию автора(избегайте чрезмерного цитирования). Напишите, согласны или н …

«Господи… научи меня искусству маленьких шагов»

        (Некоторые аспекты нравственного воспитания на уроках литературы: из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Духовно-нравственное воспитание личности – сложный и многогранный процесс. Отмечая приоритетность духовно-нравственного воспитания, И.Г.Песталоцци называл его «морем бесконечной силы совершенной любви». Д.С.Лихачев был убежден, что «нравственность, духовный мир личности основываются на памяти, культуре, почтении к национальным святыням, искусстве, доброте».

Действительно, сменяются одна другою цивилизации, изменяются формы жизни, меняется лицо Земли, но духовная жажда остается неутомимой. Она драгоценна, потому что всегда влечет человека ввысь, наполняет его жизнь исканием. Но эта жажда еще и мучительна, потому что она часто противоречит земным инстинктам человека, заставляет его тревожиться, бороться.

В Новом Завете есть суровые, но мудрые слова: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится, праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще… Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром».

Нам, педагогам, выпала ответственная миссия — наполнить жизнь ребенка осознанием важности мира на Земле, научить умению видеть прекрасное, беречь друг друга, любить своих близких, творить добро, бескорыстно помогать нуждающимся в помощи.

А как научить этому на уроках литературы? Прежде всего развивая воображение, наблюдательность, обучая умению восхищаться окружающим миром, сопереживать, воспитывая готовность прийти на помощь, а, главное, — научив мечтать. Но современным детям трудно рассуждать о духовном. Они отдают предпочтение компьютеру, мобильному телефону, технике, а не духовности. Но это не их вина. Жизнь в современном мире полна открытий, к сожалению, разных, далеко не всегда полезных и необходимых, насыщена постоянными сменами настроений, порой ловушками для неопытных подростков. Нам, педагогам, сегодня, как никогда, нужно быть рядом, учить выбирать, удивляться, спорить, жить.

Невольно вспоминаю одну известную притчу. Однажды к мудрецу пришел хитрец: «Если ты такой умный, скажи, жива или мертва бабочка в моих руках?» А про себя подумал: «Если скажет жива, сожму кулак покрепче, а скажет — мертва, разожму ладони и выпущу ее на свободу». Ласково и спокойно улыбнулся мудрец: «Все в твоих руках». В руках педагога самое дорогое — неопытное и открытое сердце ребенка. Помните у Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы всегда в ответе за тех, кого приручили».
И еще слова Маленького принца: «Одни только дети знают, чего ищут». Поэтому учитель должен быть обязательно мудрым и сильным, чтобы совершать с детьми каждый день восхождение на одну и ту же вершину; быть молодым, чтобы идти в ногу со своими воспитанниками и понимать их; талантливым, ведь каждый день, приходя в класс, учитель играет спектакль, и всегда премьеру. Невозможно говорить или учить духовности, если ты сам не веришь в добро, не чувствуешь сердцем, не любишь тех, кто доверился тебе, не можешь удивляться, ценить добро, видеть и отличать истинную красоту от ложной.

Работая в школе-интернате, особенно ясно понимаешь, насколько нуждаются воспитанники такого учреждения в уроках доброты. Почти у каждого из них сложная судьба, многие пережили тяжелую душевную травму, родители не являются для них примером, а поэтому им трудно оценивать свои и чужие поступки. Они доверчивы и открыты для любой информации. Именно на уроках литературы, беседуя, рассказывая, рассуждая, можно научить ребенка смотреть на мир не только глазами, но и сердцем. Я считаю, что не так уж важно, хорошо или плохо умеют читать мои ученики, вовремя ли написали сочинение, гораздо ценнее — умеют ли они видеть, чувствовать, слышать красоту окружающего мира, дарить радость, добро, уметь выражать свои чувства.

Начиная с 5 класса, я пробую на уроках литературы учить детей «творить», тем более что целую четверть программа отводит на изучение сказок. Мы сочиняем сказки, в которых нет места зависти, капризам, ссорам, эгоизму.

« На одном лугу жила семья бабочек: отец, мать и их красавица-дочь. Она была прекрасна! Ее крылышки играли всеми цветами радуги. Бабочка была очень доброй и веселой. У нее на лугу было много подруг, которые любили ее за необыкновенную красоту и доброе сердце. Часто бабочка прилетала к старому и больному, но очень мудрому Шмелю, чтобы помочь ему. Он рассказывал ей дивные сказки о травах, которые лечат даже людей. Жизнь Бабочки была очень радостной. Но однажды в лес пришли дети за ягодами. Один мальчик увидел красавицу-бабочку и помчался за нею, хотя остальные просили его не трогать ее. Но злой мальчик бегал за ней до тех пор, пока не сбил ее. Бабочка упала в траву и поняла, что умирает. Она тихонько сложила крылышки, быть незаметной. Мальчик долго ползал по траве, но не нашел Бабочку. Ее друзья быстро слетали за мудрым Шмелем. Он влил ей в ротик капельку росы с лекарственного растения и Бабочка ожила. Она открыла глазки ,улыбнулась всем и тихо сказала: « Спасибо вам, друзья и тебе , мой мудрый Шмель. Без вас я бы погибла». (Никита К. 12лет)

 Несомненную помощь в воспитании детей мне оказывает кино. Порой слова не достигают цели, замечаешь, что ребенок просто принимает твои доводы на веру, особенно, если разговор идет о таких нравственных ценностях, как душевная сила, доброта, внутренняя красота. Трудность восприятия зависит и от того, что в наше время дети мало, плохо и невнимательно читают. Нужны наглядные примеры того, как порой слово, взгляд, жест могут ранить человека, принести нестерпимую боль.

 Начинаем с очень простой и знакомой почти всем сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева». На нее я выделяю несколько уроков. После прочтения сказки, но до обсуждения, предлагаю посмотреть и сравнить мультфильм «Снежная королева», снятый в 1957 г. (авт.сценария Гребнев, Атаманова, Эрдман), художественный фильм «Снежная королева», снятый на киностудии «Ленфильм» в 1966г., затем фильм, снятый в 1986г. (авт. сценария В.Коростелев) и , наконец, фильм «Снежная королева» Д. Э. Холма. С удивлением дети замечают, что одна и та же сказка по-разному представлена. Объясняю, что сценарий- это литературное произведение, в нем различают 2 части: описательную (ремарки) и речевую. Зачастую при чтении невнимательный читатель на описание обращает мало внимания, не замечает, где разворачиваются события, как выглядят дома, улицы, портреты героев, их передвижения, зачастую при чтении пропускают описание пейзажа. Авторы сценария могут по-разному воспринимать образы, созданные писателем. А мы, зная произведение, можем уже отдавать предпочтение тому или иному автору сценария. Для ребят это ново.

 Предлагаю поделиться впечатлениями о том, в каком из фильмов образ Снежной королевы показался им отвечающим их представлениям о зле и почему. Интересно, что образ лютой Снежной королевы они видят в фильме по сценарию Шварца и мультфильме. «Голос у нее холодный, глаза колючие, ледяные» (Ира М.11лет) ; « Сани у Снежной королевы мчатся по воздуху, музыка тревожная, даже холодно становится» (Даша Б.11лет) ;в фильме по сценарию Коростелева «У Снежной королевы глаза добрые, она не умеет сердиться и ее королевство какое-то совсем не страшное»(Женя М.11 лет). Но, главное, они задумываются о том, как один маленький осколочек, попавший в сердце Кая, не только ранил доброе сердце мальчика, но как зло постепенно простирает свои руки, как меняется образ главного героя.

 Мы наблюдаем не только за поступками героев (это, как правило, не вызывает трудностей), сколько за мимикой, жестами героев. Делимся своими мнениями о том, кому из авторов сценария лучше удалось показать переживания героев. Задумываемся над вопросом, что такое доброта, ведь старушка, умеющая колдовать, очень любит Герду и поэтому оставляет ее в своем цветущем саду. Да и сама старушка очень привлекальна, ласкова, она хочет оградить Герду от опасностей. Дети сами делают вывод о том, что внешность может быть обманчивой, по-настоящему добрый человек не может думать только о своем благополучии. Они задумываются над понятием внутренняя красота. Ребята выполняют творческое задание: нарисовать или описать лицо , жесты, поступки человека, когда он радуется и сердится, обязательно показать, что испытывают находящиеся с ним рядом (на примере литературных героев или своем).

После прочтения сказки А. Погорельского «Черная курица или подземные жители» мы смотрим мультфильм (авт. сценария В.Коновалов 1975 г.), беседуем о герое, который переболел злом, а, переболев, стал здоровым, научился на добро отвечать добром. Во время просмотра ребята еще раз задумываются над словами Министра: «Твоя нескромность причиною, что я осужден носить эти цепи».Они понимают, почему Алеша  «стыдился открыть глаза, а между тем слезы из них катились и текли по его щекам».     Дома ученики отвечают на вопрос «Хотел бы ты обладать таким зернышком, дающим право ничего не делать, но быть лучшим? Как бы ты себя повел, попав в такую ситуацию?»

Удивительно, но и в 6 классе, когда я  спрашиваю ребят о том, нужны ли сказки, они все отвечают: «Да». Им хочется верить в чудо, они ждут его. Особенно наши дети, из интерната. А нам необходимо научить их смотреть на мир добрыми глазами, чтобы они оттаяли от обиды.

 На одном дыхании слушают мои 6-классники рассказ Э. Анашкина «Кто поцеловал меня в Рождество?» о воспитанниках детского дома. Как близка многим из них история Вовки Скворцова. Многие не могут сдержать слез, когда слушают о переживаниях Вовки в первые дни нахождения в детском доме, вспоминая себя.

-Идем с нами, — позвал я новенького.

-Я не пойду. Я буду здесь ждать маму.

-Ты плачешь? Почему?

-Нет, я не плачу. Я… я просто стону глазами.

-Как это — стону?

-Я буду ждать и стонать, стонать глазами.

Этот рассказ о дружбе новичка Вовки и старшеклассника детдома Сережи так близок и понятен моим ученикам! Это, с одной стороны, история взросления ребенка, обретения им новых жизненных ценностей, с другой — тоска по маминым глазам и рукам, нежности, ласке, отцовской мудрости и строгости. Это разговор о том, что такое настоящий домашний уют и тепло, настоящий друг. История о том, как душевное тепло Сережи помогло Вовке в трудную минуту, вселило в него уверенность, силу. Помните, в рассказе А.Платонова «Неизвестный цветок» девочка, увидев на иссохшем поле удивительной красоты цветок, спрашивает у него:

— Как тебя зовут?

— А меня никто не зовет, -грустно отвечает он.

Герой рассказа Вовка был тоже таким же потерянным и одиноким цветком, тоскующем в своем горе. Его старший друг постепенно учил Вовку, что этот мир красив и богат, когда брал его с собой на лыжную прогулку, наряжал вместе с ним елку к Новому году, подарил плюшевого кота, наконец, когда на просьбу Вовки поцеловать его перед сном, как это делала всегда мама, не отказал ему, а, выполнив просьбу, сам почувствовал в сердце необыкновенное тепло и свет. «А самое главное, я почувствовал себя неодиноким, счастливым, сильным».

Урок о том, что такое настоящая радость в 7 классе, я начинаю с чудесной притчи Т. Соловей.

— Что у тебя в руке такое лучистое и красивое?

— Счастье.

— Поделись со мной.

— Давай ладошку.

— Ой, оно такое теплое…

— Нравится?

— Очень. А если я с кем-нибудь поделюсь?

— У тебя прибавится твоего.

— Почему?

— Сам не знаю. Знаю только, что оно станет еще теплее.

— И обжечься можно?

— Обжигает зависть. Счастьем обжечься нельзя.

— Знаешь, я хочу поделиться этим чудом.

— Я рад этому, ведь так многим его не хватает.

Обычно эта притча вызывает улыбку и настраивает на доверительную беседу о том, что же такое счастье. Это первый этап работы, далее я читаю рассказ Н. Абрамцевой «Тише, пожалуйста, тише…» — историю тихой, спокойной речки, которая никогда ни с кем не ссорилась. Но однажды, проснувшись в плохом настроении, рассердилась на солнечный лучик, который ее пощекотал, на маленького лосенка, который толкнул речку копытцем. И вот сорвалась речка, вышла из себя, забыла о том, как была счастлива сама и делилась своим счастье с другими. Незаметно мы переходим к разговору о нас, о том, чем «зацепил» нас рассказ, в чем можно видеть радость, чему радоваться, как поделиться своим счастьем с другими, как управлять собой. На уроке звучит музыка, на слайдах появляются фотографии совершенно незнакомых улыбающихся людей разного возраста. Задаемся вопросом: чем же они похожи? Они счастливы, красивы, несмотря на возраст, добры, каждому из них в ответ хочется сказать что-нибудь приятное. Главное в жизни — это уметь видеть красоту и добро, помнить, что «доброта-это солнце, которое согревает нашу душу» (М.Пришвин). А легко ли быть добрым? Нужно ли быть добрым по отношению к другим? К этим вопросам мы часто возвращаемся на уроках, спорим. Легко любить тех, кто любит тебя, кого ты знаешь, кому приятно помогать. А готов ли ты отдавать себя незнакомым, жертвовать для них своими интересами? Не всегда получается сразу объяснить ученикам, что такое бескорыстная помощь, душевная красота. На помощь приходят высказывания писателей, стихи поэтов. «Доброта-вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое, она избавляет от одиночества, душевных ран, непрошеных обид». (В.Розов).

«Добрым быть совсем непросто:

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта — не пряник, не конфета»

В качестве домашнего задания я предлагаю ребятам творческую работу на выбор: сочинить стихотворение о доброте или написать сочинение – миниатюру «Самое радостное событие в моей жизни».

В 8 классе несколько уроков я выделяю на тему: «Красота, верность, любовь». Перед первым уроком литературы «Красота спасет мир» я предлагаю ученикам посмотреть художественный фильм « Не стреляйте в белых лебедей» по одноименному произведению Б.Васильева (авт. сценария К.Рапопорт, Б.Васильев 1980г). История Егора Полушкина, его любовь к красоте, забота обо всем живом, трагедия на Лебяжьем озере потрясли ребят.  Они задумались  над словами Нонны Юрьевны: «Зло внутри человека сидит. И еще совесть. А это такое чувство, которое созреть должно. Созреть и окрепнуть. И вот иногда случается, что не вызревает в человеке совесть. Крохотной совсем остается, зеленой. И тогда человек этот оказывается без советчика, без контролера в самом себе. И уже не замечает, где зло, а где добро». Чудак Егор становится близок им, понятен, ведь его по-детски нежная, ранимая душа тонко чувствовала красоту; он очень хотел, чтобы ее побольше было в жизни людей, чтобы ее берегли и ценили. За это ему пришлось заплатить самую дорогую цену.

На следующих уроках  мы беседуем о том, насколько разной может быть красота, нежность, что такое самопожертвование, верность, любовь. Так как вопросы могут поставить ребят в тупик, вызвать стеснение, читаю рассказ Леонардо да Винчи «Умирающий лебедь» на фоне музыки Сен-Санса, показываю цветные слайды, на которых изображены лебеди, звучит песня «Лебединая верность» (А. Дементьева, Е. Мартынова). Удивительная тишина стоит в классе, а слезы на глазах детей говорят сами за себя. Они впервые задумываются о том, что такое верность, готовность любить беззаветно, отдавая себя без остатка во имя счастья дорогого тебе человека. Их не застает врасплох вопрос о том, какой вы видите свою будущую семью. К сожалению, у наших ребят совсем неудачные примеры своих семей. Поэтому уроки о красоте, доброте, нежности, верности им очень нужны.

Я часто вспоминаю слова Э.Анашкина о том, что «дети как маленькие разноцветные паруса в ожидании ветра. Хочется, чтобы наполнял эти паруса ветер ласковый, добрый, сказочный». Жизнь, к сожалению, не всегда бывает доброй, особенно к нашим воспитанникам. Хочется надеяться, что уроки доброты и красоты научат их распознавать добро и зло, помогут в дружбе, любви, создании семьи. Помогут каждому найти свою нишу в жизни, ведь «если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». А я, каждый день открывая дверь в класс, вновь повторяю слова из «Молитвы» Антуана де Сент-Экзюпери: «Господи, я не прошу ни о чудесах, ни о миражах, а о силе каждого дня. Научи меня искусству маленьких шагов».

                                        Список литературы

  1. Абрамцева Н. Тише, пожалуйста, тише. Литература.-№11 2006.
  2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Ростов на Дону. Издательский центр «МарТ», 2002.
  3. Левин Я.Н. Педагогическое мастерство или педагогический талант. Воспитание школьников. 2010 №6.
  4. Петракова Т.И. Психолого-педагогические условия эффективного использования гуманистических ценностей образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. М.:1999.
  5. Фрумкин Г. Сценарий — литературное произведение. Искусство №7 1992г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Калиновская средняя школа МО «Радищевский район» Ульяновской области

ФИО участника: Шарохина Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Название: Статья «На мир смотрите добрыми глазами…» (нравственные уроки по рождественским рассказам в 5-9 классах)

Авторы рождественских рассказов поднимают важные для сегодняшней молодежи и общества в целом проблемы: добра и зла, чести и бесчестия, милосердия, гуманности, семейных ценностей, ситуаций нравственного выбора. Рождественский рассказ способен влиять на мировосприятие подрастающего поколения и формировать систему взглядов на мир и место человека в нем. Нельзя забывать о том, что произведения, написанные в 19 веке, читаются сегодня в другом жизненном контексте. Нужно искать корни восприятия классики не только в самой классике (это само собой разумеется), но и в воздухе сегодняшней нашей жизни. Так, доктор педагогических наук В.Г.Маранцман, говорит о том, что «оживление литературного произведения в сознании читателей приводит к тому, что каждый из них создает свою версию прочитанного текста, иногда далеко стоящую от намерений писателя» [3.91.]

Рождественский рассказ — литературный жанр, относящийся к категории календарной литературы и характеризующийся определенной спецификой в сравнении с традиционным жанром рассказа. Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях. Из мистерии в рождественский рассказ перешла подразумеваемая трехуровневая организация пространства (ад-земля-рай) и общая атмосфера чудесного изменения мира или героя, проходящего в фабуле рассказа все три ступени мироздания. Часто в структуру рождественского рассказа входят элементы фантастики, но в более поздней традиции, ориентированной на реалистическую литературу, важное место занимает социальная тематика. Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса.

Итак, рождественские рассказы. Они бывают разные: добрые и трогательные, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные. Они всегда пытались смягчить людские сердца. Задача авторов рассказов состояла в том, чтобы поселить в домах читателей праздничную атмосферу, напомнить о нуждающихся и обременённых, о необходимости милости и любви, поэтому рассказы, приуроченные к празднику, стали выстраиваться по определенному закону. «Для рождественского рассказа характерны три основных признака:

  1. Приуроченность действий ко времени Рождества.
  2. Нравственный урок, или, как бы сказали до революции, душеспасительное содержание.
  3. Чудесное событие (неожиданная помощь, избавление от беды, духовно-нравственное преображение человека, спасение души и т.п.)».[2.27.] Можно ещё добавить внезапные повествовательные ходы и то, что логика сюжета подчинена преодолению неполноты жизни.

Рождественский рассказ как жанр изучается только в основной школе. Настораживает, что при таком множестве рождественских рассказов, программы по литературе не изобилуют разнообразием, а хочется, чтобы дети имели большее представление об этом пласте духовной поучительной литературы, поэтому, опираясь на теоретические и методические сведения, обобщая опыт коллег и свой опыт, мной была составлена система уроков по теме «Рождественский рассказ в 5-9 классах». Основные цели предложенной системы уроков:

  • дать представление о рождественском рассказе как жанре духовной христианской литературы;
  • выработать у учащихся чувство сопричастности с христианской историей и культурой, осознание своего «я» в мире людей;
  • стремиться к возрождению национального самосознания детей, повышению их духовного-нравственного уровня через обращение к рождественскому рассказу с его христианскими основами.

В программу по литературе под редакцией В.Я.Коровиной с 5 по 9 класс включены всего 2 рассказа: «Чудесный доктор» Куприна и «Дары волхвов» О.Генри. На протяжении нескольких лет я предлагала детям для чтения и обсуждения разные рассказы в разных классах. Предложенные в системе наиболее любимы современными детьми. Время для проведения уроков по рождественским рассказам каждый учитель выбирает для себя сам: внеклассная работа на неделе русского языка и литературы, на зимних каникулах я традиционно провожу вечера семейного чтения (в святочные вечера), в рамках изучения творчества писателя, за счет резервных часов и т.д.. К изучаемым рассказам рекомендую использовать эпиграфы:

Кл. Название произведения Эпиграф Автор
5

6

А.П.Чехов

«Ванька».

Где-то предел положен Скитаниям человека, Но нет предела надеждам, Которыми он живет… Чон Чхоль (Сонган) (1537-1594) корейский поэт.
«Мальчик у Христа на елке» Достоевского и «Девочка со спичками» Андерсена. 1.В мир пришел ты- какая в том цель?

2.Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

3.Не назовется человеком тот, Кого чужое горе не гнетет.

Надира, Махлар-айим(1792-1842)-узбекская поэтесса

Ф.М.Достоевский (1821- 1881)-русский писатель.

Навои(1441-1501)-узбекский поэт

Куприн «Чудес-ный доктор». 1.Назначение человека именно то, чтоб делать добро.

2.Пока человек жив, он никогда не должен терять надежды.

3.Что самое общее для всех? Надежда; ибо если у кого и ничего нет, то она есть…

4.Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя.

В.И.Даль(1801-1872) Сенека(ок.4до н.э-65 н.э)-философ, писатель. Фалес-древнегре-ческий философ

Лао-цзы (6-5 век до н.э)-китайский мудрец.

7. Салтыков-Щедрин «Рождественская сказка». Бог каждого человека- его совесть. Менандр-древне-греческий поэт-комедиограф.
О.Генри «Дары волхвов». 1.Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совершенно преобразуя его.

2.Из любви не делали бы божества, если бы зачастую она не творила чудес.

Н.Г.Чернышевский (1828-1889)- революционер-демократ, писательПрево дэ Экзиль (1697-1763) франц.писатель
8. Л.Андреев «Ангелочек». 1.Стихотворение «Сусальный ангел».(своеобразный эпиграф) 2.Душа человека-своеобразный сплав бога и зверя, арена борьбы двух начал: одно-частичное, ограниченное, эгоистическое, а другое- всеобщее, бесконечное и бес-пристрастное. А.Блок(1880-1921) русский поэт Л.Андреев(1871-1919)-русский пи-сатель
9. В.Набоков «Рождество». Стихотворение «Евангелие Иакова, гл.18». В.В.Набоков(1899-1977)-русский пи-сатель

Полноценное художественное восприятие требует особой внутренней работы сознания, которая характеризуется как сотворчество читателя с автором. Урок-исследование по рассказу Чехова «Ванька» можно начать с краткого знакомства с биографией писателя. Чехов сознательно писал рождественский рассказ и опубликовал его 25 декабря 1886 года в «Петербургской газете» в разделе «Рождественские рассказы». Этот факт обязательно должен быть учтён при работе с текстом.

Вечер семейного чтения «Сопоставительный анализ рождественских рассказов «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и «Девочка со спичками» Андерсена» я традиционно начинаю с вопроса: «Что общего у этих двух рассказов?» Дети без труда отвечают, что объединяет их тема страдания несчастных детей из бедных семей в 19 веке. А дальше мы находим ещё много общего: идея (привлечь внимание к детям из бедных семей, которые умирают на улицах от холода, голода и человеческого равнодушия), художественный приём построения рассказов (антитеза), смысл заглавия (в названиях нет имен, потому что судьба таких детей типична), сочувственное отношение авторов к своим героям, использование одинаковых стилистических фигур (много риторических вопросов и восклицаний), внесюжетные элементы передают настроение автора или героев, актуальность рассказов; много общего и в особенностях сюжетов: похожая завязка, схожесть есть и в развитии событий, и в их кульминации. Отмечаем, что в обоих рассказах две развязки: чудесная (избавление от земных мук и встреча с умершими близкими) и реальная (дети замёрзли, нашли их трупики). Над чем же заставляют нас задуматься прочитанные рассказы? Каков их христианский смысл? Какой нравственный урок мы усвоили? Возвращаемся к эпиграфам.

Обращаясь к рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор», посмотрим, как в нем раскрывается тема доброты и милосердия. Короткая справка о жизни Куприна- одного из самых читаемых писателей начала 20 века- всегда интересна, поскольку перед учениками предстает человек неординарной смелости, неуёмной жажды пережить и понять то, что его окружает. Реальность героя и его облика, связанного с конкретным историческим лицом, решительная позиция автора, трогательная и неожиданная концовка привлекают внимание ребят.

В 7 классе дети знакомятся с творчеством Салтыкова-Щедрина на примере его «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» как с известным сатириком, изучают его биографию. На мероприятии, посвященном «Рождественской сказке», мы ведь тоже работаем со сказкой, но не сатирической, а рождественской, которая органически соединяется с евангельскими сюжетами, в которых речь идет о самопожертвовании Иисуса Христа во имя всех остальных людей. Христианская основа- непримиримость писателя ко злу. Потрясенный расхождением между словами (рождественской сказкой) и реальной жизнью, рассказами о горестной участи тех, кто пытался жить по правде, герой заболел и умер. Автор показывает неприятие такой жизни существом, еще не отравленным «миром». Писатель верит: только через чистое сердце ребенка совесть сможет снова войти в мир. Для этого необходимо стремиться сохранить в себе детскую чистоту и ясность души. Сережа Русланцев — образ ребенка- апостола.

Урок по рождественской новелле О.Генри «Дары волхвов» можно начать как с биографии писателя (это незнакомый для семиклассников американский писатель), так и с культурного контекста к произведению. Название рассказа необычно. Попробуем разобраться в его значении. Кто такие волхвы? (Мудрецы, прорицатели. Образ волхва встречался в «Песне о вещем Олеге».) О каких волхвах идет здесь речь? (О библейских волхвах) О.Генри пересматривает библейскую историю. Он называет «наимудрейшими дарителями» именно героев своего рассказа. Почему?

С моей статьёй «Рассказ Л.Андреева «Ангелочек» можно познакомиться в журнале «Литература в школе» (№7-2011, с.26-30)

Урок по рассказу В.Набокова «Рождество» начнем с биографии писателя, а затем, прежде, чем обратиться к тексту рассказа, прочитаем его же стихотворение «Евангелие Иакова, гл.18», чтобы понять общую идею, объединяющую стихотворение и рассказ. Стихотворение построено по принципу антитезы, здесь четко выделяются две части. Обилие эпитетов во второй части стихотворения подчеркивает новый облик мира, его преображение, вызванное появлением на свет Младенца. Основная идея рассказа- утверждение идеи бессмертия души. Эта идея и объединяет стихотворение и рассказ. Почему нарушена композиция рассказа? Из скольких частей состоит рассказ? Можно их озаглавить. Получится план, а уже затем можно переходить к особенностям рождественского рассказа, которые здесь очень чётко прослеживаются.

Композиция рассказа нарушена. Сначала Слепцов приезжает в имение, и только потом мы узнаем, зачем. Всю первую часть Набоков держит читателей в напряжении, о причине приезда героя мы узнаем почти в конце второй части. Рассказ состоит из 4 частей. Озаглавьте их своими словами или цитатами из текста.

  1. Вечерний приезд Слепцова в загородное имение.
  2. Зимнее утро. Воспоминание о сыне.
  3. Вечер, проведенный в комнате сына.
  4. Ночь перед Рождеством. Чудо: «воскресение» куколки бабочки.

Таким образом, герой находится в имении чуть больше суток — это время, в течение которого он хочет умереть. Обращаем внимание детей на говорящую фамилию-Слепцов. От какого слова она произошла? Два варианта: либо от слепец (незрячий), либо от слепить. И та, и другая версия имеют право быть. Набоков в одном из предложений при описании зимней природы намеренно использует прилагательное слепительный рядом с фамилией Слепцова: «Слепцов… зашагал… в эту слепительную глубь.» Подберем синонимы с слову слепительный- лучезарный, излучающий свет. Значит, Слепцов был именно таким человеком при жизни сына. Но если говорить о слепце Слепцове, то можно предположить, что он был слеп именно к своему любимому сыну, когда тот был еще жив. Может быть, убивается он еще и из-за того, что не успел дать ему всю любовь и нежность, думая, что вся жизнь впереди. Посмотрите, по воспоминаниям Слепцова, перед смертью сын говорил «…о какой- то индийской бабочке.» Значит, он и не помнил, о какой, он забыл о купленном им же самим коконе, не придав значения тому, что для сына было очень дорого ( он вспомнил о нем перед смертью); он не знал, что сын ведет дневник, что, оказывается, ему нравилась какая-то девочка. Слепцов, «потирая ладонью лоб», пытается вспомнить: говорил или не говорил ему сын об этом.

Основную часть урока можно посвятить художественным особенностям рождественского рассказа, а также составлению психологического портрета главного героя, обращая внимание на мастерство Набокова в использовании художественных приемов (символики света и цвета, движений и жестов Слепцова, авторских ремарок, значимых деталей, словесной игры, или, как говорил сам Набоков, ворожбы…)

Следует отметить, что в рассказе нет портрета героя, обращается внимание только на грязную от пыли щеку, на то, что перед планируемым самоубийством он «вытащил платок, вытер глаза, бороду, щеки. На платке остались темные полосы.» Он как бы очистился, умылся, а рядом- «…тетрадь сияла на столе…, сквозила светом кисея сачка, блестел жестяной угол коробки.» Предметы, связанные с памятью о сыне, излучали сияние и блеск, как бы готовясь к рождественскому чуду…

Класс можно поделить на группы, дети работают самостоятельно, получив пустые таблицы, при необходимости обращаясь к учителю. На данную работу отводится примерно 15-20 минут, затем начинается обсуждение.

Особенности рождественского рассказа:

Особенности рождественского рассказа Наводящие вопросы Комментарии, суждения
1.Приурочен-ность действия ко времени Рождества. 1.Когда происходит действие в рассказе? В Сочельник Иван наряжает елку, несмотря на горе хозяина и на его просьбу убрать ее совсем.
2.Внезапные повествовательные ходы. 1.Что в рассказе происходит неожиданно? Когда Слепцов вошел в комнату и сел у стола, то «вдруг…страстно и шумно затрясся…»

Неожиданно «воскресает куколка» бабочки: «И в то же мгновение щелкнуло что-то -тонкий звук- как будто лопнула натянутая резина.»

3.Логика сюжета подчинена преодолению неполноты жизни. Какие события указывают на то, что в жизни Слепцова все наладится? Все плохо в начале рассказа: умер сын, отец хочет свести счеты с жизнью, НО «весело выстрелила под ногой половица, и на белую лавку легли райскими ромбами отраженья цветных стекол», дверь «сладко хряснула, и в лицо ударил блистательный мороз». Слепцов шагал в «слепительную глубь», удивлялся, что он «…еще жив, что может чувствовать» красоту природы.. Иван наряжает елку и ждет праздничка. Предметы, принадлежащие сыну, сияют и блестят и, наконец, прорвался кокон, свершилось чудо Рождества.
4.Необычное описание при-роды. (Роль пейзажа.) 1.Найдите в тексте описание зимней природы. Какие средства художественной выразительности использует автор? Зачем ?

2.Какую роль играет пейзаж в развитии сюжета?

Природа одухотворена («сугробы подступали к самым окнам», «елки поджимали зеленые лапы»-олицетворения, «куст похож на застывший фонтан»-сравнение), «вздувались белые купола клумб» (метафора и скрытое сравнение); создается представление о сотворённости мира, о скрытом присутствии Творца, что показывает христианскую веру автора. Пейзаж противопоставляется настроению героя, красота природы настраивает на лучшее.
5.Нравственный урок. 1.Чему нас учит этот рождественский рассказ? 1.Родителям нужно быть внимательнее к своим детям, безгранично их любить.

2.Не падать духом, не думать о самоубийстве.

3.Верить в Бога и бессмертие души.

6.Чудо. 1.Как вы поняли христианский смысл произошедшего чуда? Вечность достижима для души человека, только для этого надо уверовать, а уверовав, увидеть этот свет любви, который принес на землю Иисус Христос. Душой и сердцем нужно возвращаться к Рождеству.

Современные писатели продолжают лучшие традиции классической литературы, помогают подросткам открывать жизнь, учат мудрости, состраданию, поэтому обращение к текстам современных авторов также дают возможность задуматься о вечности и сегодняшнем дне, нравственных законах и идеалах, найти ответы на значимые вопросы. Можно предложить для чтения и обсуждения рассказы Л.Е. Улицкой «Капустное чудо», «Путь осла», В.С.Токаревой «Рождественский рассказ», Э.Анашкина «Кто поцеловал меня в Рождество?», В.Н.Крупина «Зимние ступени», О.Павлова «Конец века» и другие.

Ребята с интересом принимают участие в конкурсах исследовательских и проектных работ и выбирают темы, связанные именно с рождественскими рассказами. Например, «Мотив огня в рождественских рассказах», «Мотив ожидания в рождественских рассказах», «Библейские мотивы в рассказе О.Павлова «Конец века», «Раскрытие духовных ценностей в «Рождественском рассказе» В.Токаревой». Мы пишем творческие работы (см.приложение-сочинение призёра межрегионального конкурса «С книгой по жизни» Бахтеевой Асии), иллюстрируем прочитанное, составляем акростихи и кластеры, кроссворды и вопросы викторин.

У привыкших к чтению, работе над художественным текстом ребят нет страха перед большим объёмом произведения, пробуждается вкус к слову, чувство прекрасного, формируются духовно-нравственные качества. Конечно, привить любовь к чтению мне удаётся не всем ученикам, но надеюсь, что те, которые заинтересовались чтением, смогут справиться с любыми жизненными испытаниями.

Литература:

  1. Душечкина Е.В. Русский святочный рассказ: Становление жанра СПб., 1995.- С.225.
  2. Макаров Д.В. Русская литература конца XIX-первой половины XX века в контексте христианской культурной традиции [Текст]:монография/Д.В.Макаров.-Ульяновск:УИПК ПРО, УлГТУ, 2006.-С.3-32.
  3. Маранцман В.Г. Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством.//Литература в школе.-1998.-№8.-С.91-98.
  4. 29.С Рождеством Христовым! Святочный рассказ. http://www/golos-sovesti.ru
  5. Шарохина Н.Н. Семейные чтения рождественских рассказов «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского и «Девочка со спичками» Г.-Х.Андерсена, их сопоставительный анализ.// Духовно-нравственное воспитание молодёжи Ульяновской области (методическое пособие), Ульяновск, 2011.-с.66-90.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Сочинение ученицы 7 класса Бахтеевой Асии –призёра Межрегионального конкурса «С книгой по жизни» (Москва-2017).

Книги, которые делают меня лучше.

За окном Рождественская ночь, которая полна тайн, надежд и волшебства. Падает пушистый снег, оставаясь серебристыми кристалликами на ветвях деревьев. Как прекрасна наша Земля, как блистателен мир, как он неотделим от нас, а мы – от него…

Какие книги делают меня лучше? Конечно, рождественские рассказы. Что значит лучше? Мудрее, добрее, отзывчивее, милосерднее, внимательнее. А ещё они учат меня не отвечать злом на зло и умению прощать. А ещё – любить и ценить своих родных. А ещё – любить жизнь и справляться с её трудностями, верить людям… Верить в чудо Рождества.

Моё первое знакомство с этим жанром произошло в пятом классе. Я прочитала два рассказа, объединённых темой страдания детей из бедных семей. Это были рассказы писателей 19 века: «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского и «Девочка со спичками» Г.-Х. Андерсена.

Мрачный подвал, где жил мальчик, и холодный чердак, где жила девочка, противопоставляются светлому городу, необычным картинам и видениям (мечтам) маленьких героев. У героев нет имён. Таких, как они, много. Это типичная судьба сотен бедных детей того времени. «Таких, как он, множество…», «… но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая…», — пишет Достоевский. Авторы сочувствуют своим маленьким героям, вызывая у нас, читателей, чувство жалости и сострадания. «Она брела голодная и продрогшая и так измучилась, бедняжка!», «…ножки её покраснели и посинели от холода», «Ручонки её совсем закоченели», -читаю я о девочке со спичками и еле сдерживаю слёзы. Главные герои замерзают. Это реальная развязка. Авторы этих рассказов хотят привлечь внимание к детям из бедных семей, которые умирают на улицах от холода, голода и человеческого равнодушия. Блюститель порядка, то есть представитель власти, отвернулся от мальчика. Девочку, идущую в новогодний вечер босиком, тоже никто не замечал. Люди к этому привыкли, очерствели. Это так бесчеловечно! Я считаю, что эти рассказы злободневны и сегодня. Есть дети, которые бродяжничают, потому что у них проблемы в семье, есть дети, брошенные своими родителями, есть смертельно больные дети, которые тоже нуждаются в сострадании и помощи тех, у кого есть всё. Есть в этих рассказах и чудесная развязка: после смерти девочка встречается со своей умершей бабушкой, а мальчик – с мамой. Христианский смысл: душа не умирает, она вечна, а на пороге другой жизни происходит встреча с близкими людьми.

Рассказ Л.Андреева «Ангелочек» вселяет в меня надежду, что даже злой и мстительный человек способен измениться и преобразиться духовно перед образом ангелочка накануне Рождества. В нашем классе учится мальчик Юра, которого я при чтении сравнивала с Сашкой, главным героем рассказа. Я поняла, что в человеке всегда борются два начала: добро и зло. Добро должно победить…

Сашке 13 лет, редко кто его называет Сашей. В этом проявляется грубость по отношению к нему, но он к этому привык. Он часто произносит грубые слова даже по отношению к своим родителям: «Молчал бы уж…», «…ну-ка, подвинься, расселся» (отцу). Презирал мать за то, что она его била, при разговоре с ней скалил зубы… В семье нет мира и согласия. Мать ненавидит сына и мужа. Я думаю, что Сашка стал таким грубым, потому что растёт в атмосфере нелюбви, а зло порождает зло. За плохое поведение его перед Рождеством выгнали из гимназии. Богатая семья Свечниковых пригласила Сашку на ёлку, но и там он вёл себя вызывающе: обидел маленького мальчика, показал язык лысому господину… «…так как Сашка обладал непокорной и смелой душой, то он не мог спокойно отнестись ко злу и мстил жизни». Однако, автор не осуждает своего героя, он говорит, что у Сашки «больное», «изъязвлённое сердце». Мне тоже жалко главного героя, думаю, что он сможет быть хорошим после Рождественской ночи. Духовное преображение наступает, когда он получает в свои руки ангелочка, который является символом другой жизни и одновременно хрупкости надежд на неё.

«Милосердие, способность уметь прощать – вот те душевные качества, которые позволяют человеку радоваться жизни. Нельзя всю жизнь нести в себе обиду!» -так бы я сформулировала основную идею «Рождественского рассказа» В. Токаревой. Главная героиня пять лет обижалась на одноклассника за то, что он разбил своим портфелем горшок с геранью, купленный ею для школьного живого уголка. Причину своего унылого настроения все эти годы она видит в «убитом» и «неотмщённом» цветке. Когда же она вновь встретила одноклассника, то он вызвал в ней жалость и сострадание. Она простила его и протянула «тёмно-бордовую, бархатную, юную, только что выплеснувшую из бутона свою красоту» розу. В этот момент девушка почувствовала, что её душа освободилась от чувства мести, потому что смогла простить зло, почувствовать сострадание к тому, кто обижен жизнью.

Рассказ Э.Анашкина «Кто поцеловал меня в Рождество?» трогательный, чистый, светлый, весь проникнутый добротой и грустью. Он погружает меня в атмосферу детского дома, где отношения между детьми тёплые и дружеские, где директора ребята между собой называют Батя… Серёжка, главный герой, не озлобился на этот мир, а отдаёт свою доброту таким же, как и он, детдомовским ребятишкам, исполняя его наказ: «Вы у меня уже совсем самостоятельные. А вот малыши… Нужно научить их смотреть на мир добрыми глазами. Чтобы они оттаяли от обиды. Они, как маленькие разноцветные паруса в ожидании ветра. И мне хочется, чтобы наполнял эти паруса ветер ласковый, добрый, сказочный». Главный герой, стараясь подарить свою доброту маленькому Вовке, потерявшему родителей, выполняет просьбу малыша: целует его перед сном. Когда Серёжка вырос, то стал хорошим отцом и дедушкой, потому что в Рождественскую ночь от поцелуя ангела (или Вовки) почувствовал себя «неодиноким, счастливым, сильным».

Каждый рождественский рассказ удивителен и уникален, как и сам праздник Рождества Христова. Их авторы поднимают важные для сегодняшнего общества проблемы: добра и зла, любви и ненависти, милосердия и человеческого равнодушия, семейных ценностей и взаимоотношений, ситуаций нравственного выбора. Такие книги и делают меня лучше.

Мир неотделим от нас, а мы – от него… Нужно уметь сочетать в своей жизни доброту, милосердие и любовь. Только тогда можно почувствовать, что такое человеческое счастье.

  • Кто похитил елену прекрасную в сказке иван царевич и серый волк
  • Кто потерял яблоко из сказки
  • Кто потерял туфельку в сказке
  • Кто потерял рукавичку в сказке рукавичка
  • Кто посылал емелю из сказки по щучьему веленью за водой