0
1 ответ:
1
0
Необычная сказка о гордой пальме, которая не хотела подчиняться чужим законам, чужестранку не понимали и не принимали, кроме маленькой травки. Пальма была высока и заметная, а травка маленькая и неприметная, ее сажали в оранжерее, чтобы закрыть голую землю. Травка понимала, у нее нет и не будет никаких шансов стать свободной, она ничем не могла помочь пальме, но травка изо всех сил старалась передать пальме свое тепло. Автор трогательно описывает, как маленькая жалкая травка обвивала пальму и шептала слова поддержки. Она отказалась быть обузой для своего друга, ей было довольно радости за счастье своего друга.
Читайте также
Главные герои сказки — девочка Шейла и тигр с лошадью. Вот только звери — воображаемые, и живут они под ковром.
Там они гуляют, едят и принимают гостей. А Шейла рисует для них все, что им понадобится.
Правда, не всегда она знает, что им нужно, тем более, что кто-то может и схитрить. Например, когда девочка спросила, что едят тигры, лошадь ответила: бутерброды с сеном. Однако Шейла догадалась, что сено нужно не тигру, а явно самой лошади.
Потом звери попросили зонтик. Под ковром у зверюшек шел дождь. И очень сильный: на следующее утро Шейла обнаружила, что в гостиной полно воды. И только после того, как мама убралась, не стало ни воды, ни зверушек.
Тогда Шейла нарисовала их спящими…
Так что заканчивается сказка храпом воображаемых тигра и лошади.
Кратко о том, как Мафин поехал в Австралию. Итак, однажды ослик увидал почтальона, который шел прямо к его домику. Зверушки уже давно решили, что пришедшие письма должен открывать дежурный, т.к. раньше, когда они все набрасывались на корреспонденцию, она от их натиска превращалась в клочки. Поэтому теперь, когда у них появился главный открыватель, все терпеливо ждали, когда Мафин (именно он по графику дежурил в этот день) разберет почту.
- Ослик побежал к Аннет, которая всегда помогала разбирать почту, и девочка среди пришедших бумаг, неожиданно достало одно письмо и сказала, что оно пришло именно Мафину.
- Ослик обрадовался и осторожно вскрыв его прочитал о том, что дети Австралии очень хотят посмотреть его выступления и ждут к себе в гости.
- Ослик сразу же побежал собирать чемодан, чтобы немедля отправиться в путешествие. Когда на берегу моря он уже отыскал лодку, то оказалось, что Сэлли, Перигрин, Поппи, Губерт и Кэтти поедут с ним. Кое-как разместившись в суденышке, они отчалили от берега.
- Примерно через час, море заволновалось и ослику с кенгуру стало очень плохо. На их счастье мимо проходил пароход, капитан которого заметил лодочку и спросил куда они плывут. Узнав, что животные хотят попасть в Австралию, он предложил два свободных места на своем судне. И друзья решили, что будет правильно, если именно Мафин и Кэтти поедут на пароходе.
- Ослик и Кэтти быстро освоились на пароходе. Мафин веселил ребятишек, а Кэтти обыгрывала всех в теннис. Капитан подарил ослику карту, где тот отмечал продвижение их парохода и видел сколько еще осталось плыть до Австралии.
- Однажды, судно окутал густой туман. Но острые глаза Мафина разглядели в нем небольшой островок с пингвинами. Ослик попросил о помощи, и пингвины тут же окружив судно повели его сквозь плотную завесу тумана.
- Прибыв В Австралию, ослик показал много спектаклей местной детворе, которая с восторгом и смехом приняла его шутки и фокусы, ничуть не отличаясь в данном вопросе от английских ребятишек…
Примерный план для пересказа истории о том, как Мафин поехал в Австралию
———————<wbr />———————<wbr />———————<wbr />———-
- Утренний визит почтальона;
- дежурный дня — Мафин;
- Аннет находит письмо;
- приглашение от детей Австралии;
- сборы чемодана, лодка;
- большая компания;
- качка, спасительный пароход;
- выбор падает на Мафина с Кэтти;
- как весело на судне!
- географическая карта ослика;
- густой туман, пароход замедляет ход;
- спасение от пингвинов;
- прибытие в Австралию.
П.С. Следующая история о том, кто такой киви Кирри, оказавшийся (оказавшаяся) в кругу Мафина и его друзей. Краткий пересказ и план сказки.
Сказка «Маленькая Баба-яга» такая интересная и познавательная. Мне в прошлом году ее читала дочь. Там столько событий, что уложить их в 5-6 предложений затруднительно, но я попробую.
- Маленькой Баба-яге всего 127 лет и она еще плохо умеет колдовать, но ей хочется на праздник Вальпургиева ночь, а ее из-за возраста не пускают.
- Тайком колдунья пробирается на праздник и там встречает свою вредную тетку Румпумпель.
- Главные ведьмы наказывают маленькую бабу-ягу, сжигают метлу, заставляют идти домой пешком и говорят что через год будут принимать у нее экзамен.
- Маленькая баба-яга весь год учится колдовать, ей во всем помогает ворон Абрахам.
- Она постоянно делает добрые дела, проучает злых людей, веселит детишек.
- Через год маленькую колдунью из-за Румпумпель наказывают, заставляют разжечь костер, что она и делает из метелок и книг ведьм. Они все забывают и на свете остается только маленькая Баба-яга.
Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:
- Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
- Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
- Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
- Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
- Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
- Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
- Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
- Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
- Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.
Построила богатая Кошка красивый дом, и пригласила на новоселье соседей, Свинью, Козу С Козлом, Петуха с Курочкой, но не пустила своих бедных бездомных племянников, котенка и кошечку, еще и привратник Василий, старый кот, не пожалел, поддержал хозяйку.
Во время веселья, танцев, хвастовства богатым убранством дома, никто не следил за печью, которой отапливался новый дом. А сами гости своим видом показывали, что они не такие как Кошка, манер не знают, уступать друг другу не любят, пришли только потому что Кошка богата.
Пока хозяйка прощалась с дорогими гостями, принимая их предложения придти и к ним в гости на неделе, уголек выпал из печки и начался пожар.
Пока прощалась хозяйка с гостями, пока потом метались Кошка и Василий, ничего не спасли, только себя.
На улице ночь, ничего нет у котов, пошли они по соседям, тем более что те приглашали, и всячески показывали Кошке, что они теперь добрые друзья ей.
Но как только соседи поняли, что Кошка больше не богатая, что все сгорело, они ей все отказали в ночлеге. Не пожалели.
И набрели погорельцы тогда на старый дом, где укрылись те котята, которых прогнала Кошка.
Попросились взрослые к котятам, попросили прощения, и котята, зная по себе, как голодно и страшно и холодно одним ночью на улице, впустили Кошку и привратника Василия.
Прошло время, старый дом подделали, он стал добротным и красивым, и Кошка больше не была барыней, сама мышей стала ловить, работать и помогать.
Содержание:
- 1 Читательский дневник по рассказу «Attalea princeps» Гаршина
- 1.1 Сюжет
- 1.2 Отзыв
- 2 Вопросы к рассказу «Attalea princeps»
Городской ботанический сад с красивой оранжереей из стекла и железа, где в тесноте, без свежего воздуха, чахли южные заморские растения. Им нужен был «простор, родной край и свобода». Деревья упирались ветвями в рамы, стекла бились, но их вскоре вставляли, а ветки обрезали. Один бразильянец узнал в оранжерее пальму своей Родины, назвал именем, который дал ей народ. Ученый директор сада возразил ему, что в науке она известна только как Attalea. Бразильянец не стал отвечать, и вскоре уехал в родные края, где всегда был счастлив.
Другие растения, саговая пальма, кактус, папоротник, корица, свыклись со своей тюрьмой и судьбой, даже хвалят ее за безопасность и уход. Но пальме Attalea тяжелей, чем им. Возвышаясь над всеми на 5 сажень (10 метров), она видела сквозь стекло небо. Неяркое северное, но небо. Пальма предлагает всем сплотиться и дружно расти вверх, чтобы сломать стены тюрьмы и выйти на волю. Но растения трусят, перемены их страшат, да и в победу они не верят. Только чахлая травка у подножия пальмы за нее. Она – местная жительница, но тоже страдает в заточении.
Пальма стремится ввысь. Директор уверен, что это от хорошего ухода. Другие растения глядят, что будет с «гордячкой». Однажды ее вершина пробивает свод оранжереи. Пальма оказывается на осеннем холоде, среди чужой «нищей природы». И понимает, что это конец. А назад пути нет. Люди, спилив ее, следом вышвыривают чахлую травку, не расставшуюся с мертвой пальмой.
Читательский дневник по рассказу «Attalea princeps» Гаршина
Сюжет
Растения оранжереи в ботаническом саду смирились с тюрьмой. Только высокая пальма Attalea из Бразилии видит клочок неба через стекло, и рвется на свободу. На ее призыв расти и разломать стены тюрьмы откликнулась только слабая травка. Для остальных (кактус, саговая пальма, корица) пальма – гордячка и фантазерка. Проломив крышу, пальма оказывается на холоде под снегом. Спиленную пальму и ее верную травку выбрасывают.
Отзыв
Рассказ-аллегория, символ, притча. Attalea – научное имя героини. Princeps – первый, царствующий, передовой, принцип. В стенах оранжереи безопасно, но это тюрьма. Директор – ее надзиратель. Пальма – одна против толпы, рабства, трусости. Перед всеми выбор: жить в полную силу или прозябать. Отказ растений сплотиться – одна из причин трагедии пальмы. После долгой борьбы она увидела свободу зимой.
Победила ли пальма? И нет, и да. Победила страх, доказала возможность побега, обрела счастье в борьбе. За ней придут другие. Травка – символ множества людей, которые тянутся за лидером. Если для оранжерейных растений побег безнадежен, то человек может и должен вырваться из клетки. Клетки внутренней несвободы, лени, страха, приспособленчества, трусости, равнодушия. Рассказ учит не сдаваться, любить родной край, быть смелым, бороться за личное и общее счастье, справедливость, свободу.
Вопросы к рассказу «Attalea princeps»
- Чем была оранжерея для южных растений? (тюрьмой).
- Кто назвал высокую пальму ее родным именем? (бразильянец).
- Какой была мечта пальмы? (расти под небом на свободе).
- Кто поддержал мечту пальмы? (травка).
- Кто назвал пальму гордячкой? (саговая пальма).
- Что восхищало в пальме директора? (ее высота).
- В какое время года пальма пробила крышу? (поздней осенью).
- Какие деревья увидела беглянка? (березы, сосны, ели).
- Как директор решил судьбу пальмы? (приказал спилить).
- Какой единственный друг пальмы погиб вместе с ней? (травка).
История создания
В 1870 году в России разворачивается революционное движение. Борьбу за независимость ведут тайные организации и кружки, объединяющие свободомыслящих людей. Многие революционеры пытаются вести деятельность в одиночку. Как правило, она была обречена на провал.
Писатель остро чувствовал несправедливость и страдания. Вместе с интеллигенцией он разделял идею ответственности перед простым народом, поэтому его произведения нарушают привычные традиции жанра и отличаются особым восприятием мира. Большинство критиков увидели в повествовании неверие автора в успех революционной борьбы.
В некоторых детских изданиях сказка называется «Принцесса Атталея». Это поучительный рассказ о растениях, живущих в оранжерее.
Главные герои
Гаршина отличает особое мастерство, с которым писатель изображает персонажей. Главными действующими лицами произведения являются растения и люди:
- Attalea princeps — бразильская пальма с крупными раскидистыми листьями, свободолюбивая, гордая, настойчивая, обладает твердым характером и силой воли. Она готова преодолевать препятствия, чтобы выбраться из заточения. Ее настоящее имя не было известно ученым. Attalea princeps в переводе с латинского на русский язык означает «первая», «одаренная», «выделяющаяся из толпы», «главная». Дерево неслучайно имеет латинское название, поскольку для окружающих оно не является чем-то примечательным.
- Саговая пальма — высокомерная, надменная, любит находиться в центре внимания;
- Папоротник — простой и неприхотливый, привык довольствоваться тем, что имеет;
- Корица — уделяет много внимания собственной персоне и заботится о своем удобстве и комфорте;
- Кактус — веселый, жизнерадостный, оптимистичный;
- Травка — неприхотливое невзрачное растение, которое прониклось сочувствием и поддержало пальму. Раньше она росла в тени среди деревьев, но всегда мечтала о ярком солнце и дальних странах. Именно поэтому она разделила стремление гордой пальмы вырваться на волю.
Немаловажную роль в композиции сказки играют еще два персонажа. Это люди, которых Гаршин противопоставляет друг другу:
- директор оранжереи — умный и трудолюбивый человек, который заботился о растениях. Он очень гордился тем, как ему удалось устроить зимний сад. Ученый не испытывал теплых чувств к его обитателям. Растения его интересовали как объекты научного исследования.
- бразильянец — путешественник с чуткой душой и добрым сердцем. Увидев пальму, он назвал ее родным именем. Именно эта встреча разбудила в гордой красавице желание бороться за свою свободу. Он единственный из людей, кто пожалел растущую в неволе пальму.
Все обитатели зимнего сада давно смирились с неволей. Они не готовы лишиться ставших привычными для них условий.
Всех персонажей объединяет тоска по родине, но они смирились со своим положением и не готовы бороться за свободу. Они умеют разговаривать и думать. Таким способом автор хотел передать их переживания.
Краткое содержание
В небольшом городке находилась великолепная оранжерея, из описания которой читатели узнают, что это было величественное здание с витыми колоннами и узорчатыми арками, переплетенными железными рамами. Особенно красива она была в лучах заходящего солнца. Благодаря переливающимся бликам она напоминала большой драгоценный камень.
Высокая прозрачная крыша не могла заменить ясного неба. Зимой стекла замерзали, и в оранжерее становилось совсем темно. Сильные порывы ветра заставляли дрожать стекла, а крыша покрывалась толстым слоем снега.
Иногда ветер разбивал стекло, и под высокий свод залетала резкая струя морозного воздуха. От ее холода листья становились блеклыми и быстро увядали.
Зимний сад населяли экзотические растения, собранные со всего мира. Они тосковали по родине. Их можно было рассмотреть через толстые стекла. Несмотря на огромные размеры зимнего сада, им было очень тесно. Их корни переплелись и забирали друг у другу драгоценную влагу и пищу. Ветви деревьев с большими листьями налегали на рамы и друг на друга, гнулись и ломались.
Работники постоянно обрезали ветви и подвязывали их толстой проволокой. Растениям нужны были свобода и простор. Им не хватало тепла и солнечного света, но они приспособились к жизни в новых условиях. Никто из растений не чувствовал себя счастливым. В душе каждый из них мечтал о родной земле.
Самой высокой была пальма Attalea princeps. Ее привезли из Бразилии, и она больше других грустила по родине. Однажды оранжерею посетил путешественник. Увидев высокую красавицу, он тихо назвал ее имя. Постояв немного около нее, он тихо вздохнул и ушел. После этой встречи Атталеа решает бороться за свою свободу. Другие растения не одобрили такого решения, и только маленькая травка, растущая около земли, поддержала ее.
Пленница начала быстро расти. Все ее силы уходят на то, чтобы достичь стеклянной крыши. И вот однажды ей удалось пробить стекла. Вырвавшись на свободу, она испытала разочарование. На улице стояла поздняя осень. Было очень холодно, дул холодный ветер и шел снег.
Не желая тратить деньги на пристройку, директор приказал спилить дерево, чтобы оно больше не портило крышу. Его трагическую судьбу разделила травка, которая обвивала ствол пальмы. Краткое содержание «Attalea princeps» можно использовать для подготовки к сочинению.
Основная мысль
Повествование отличается от русских народных сказок. В фольклорном произведении добро обязательно побеждает зло. У Гаршина оно имеет трагический конец. В волшебных сказках герой проходит множество испытаний, которые с честью выдерживает. Рядом с ним всегда находятся его верные помощники: животные, птицы, волшебные существа. У Гаршина пальма одинока. Обитатели оранжереи не понимают и не поддерживают ее. Свобода для нее остается несбыточной мечтой.
Произведение Гаршина часто сравнивают с поэмой Лермонтова «Мцыри», главной герой которой живет в неволе. Он не желает мириться с ней и начинает борьбу за свободу. В финале ему удалось познать радость освобождения, пусть даже и непродолжительного. Пальма в сказке испытала разочарование и поняла, что обречена на гибель.
В произведении Всеволод Михайлович Гаршин поднимает тему бунтарства. Неслучайно он противопоставляет главную героиню другим персонажам, которые смирились со своей судьбой и предпочитают жить в неволе. Смыслом существования пальмы становится борьба, которая приводит ее к разочарованию и гибели. Ее жизнь достойна уважения, поскольку она не отказалась мириться со своим положением и не покорилась обстоятельствам. Несмотря на грустный финал, сказка учит справедливости, добру, целеустремленности, чуткости.
Чтобы почувствовать настроение произведения, нужно сказку Всеволода Гаршина «Attalea princeps» читать. Краткое содержание подходит для читательского дневника или ответов на вопросы учителя на уроке литературы в 5 классе.
Автор считает, что каждое живое существо достойно уважения. Неслучайно действующими лицами произведения стали растения. Грустный финал произведения напоминает традиции сказок Андерсена, где в борьбе со злом и несправедливостью главные герои терпят поражение.
В 1880 году вышла в свет уникальная сказка Всеволода Михайловича Гаршина «Attalea princeps». Краткое содержание повествует о судьбе гордой пальмы, которая ценой собственной жизни добилась свободы. Этот грустный рассказ наполнен глубоким философским смыслом. Произведение является посвящением революционерам, отдавшим свою жизнь борьбе за свободу. Пересказ произведения можно использовать для читательского дневника.
История создания
В 1870 году в России разворачивается революционное движение. Борьбу за независимость ведут тайные организации и кружки, объединяющие свободомыслящих людей. Многие революционеры пытаются вести деятельность в одиночку. Как правило, она была обречена на провал.
Писатель остро чувствовал несправедливость и страдания. Вместе с интеллигенцией он разделял идею ответственности перед простым народом, поэтому его произведения нарушают привычные традиции жанра и отличаются особым восприятием мира. Большинство критиков увидели в повествовании неверие автора в успех революционной борьбы.
В некоторых детских изданиях сказка называется «Принцесса Атталея». Это поучительный рассказ о растениях, живущих в оранжерее.
Главные герои
Гаршина отличает особое мастерство, с которым писатель изображает персонажей. Главными действующими лицами произведения являются растения и люди:
- Attalea princeps — бразильская пальма с крупными раскидистыми листьями, свободолюбивая, гордая, настойчивая, обладает твердым характером и силой воли. Она готова преодолевать препятствия, чтобы выбраться из заточения. Ее настоящее имя не было известно ученым. Attalea princeps в переводе с латинского на русский язык означает «первая», «одаренная», «выделяющаяся из толпы», «главная». Дерево неслучайно имеет латинское название, поскольку для окружающих оно не является чем-то примечательным.
- Саговая пальма — высокомерная, надменная, любит находиться в центре внимания;
- Папоротник — простой и неприхотливый, привык довольствоваться тем, что имеет;
- Корица — уделяет много внимания собственной персоне и заботится о своем удобстве и комфорте;
- Кактус — веселый, жизнерадостный, оптимистичный;
- Травка — неприхотливое невзрачное растение, которое прониклось сочувствием и поддержало пальму. Раньше она росла в тени среди деревьев, но всегда мечтала о ярком солнце и дальних странах. Именно поэтому она разделила стремление гордой пальмы вырваться на волю.
Немаловажную роль в композиции сказки играют еще два персонажа. Это люди, которых Гаршин противопоставляет друг другу:
- директор оранжереи — умный и трудолюбивый человек, который заботился о растениях. Он очень гордился тем, как ему удалось устроить зимний сад. Ученый не испытывал теплых чувств к его обитателям. Растения его интересовали как объекты научного исследования.
- бразильянец — путешественник с чуткой душой и добрым сердцем. Увидев пальму, он назвал ее родным именем. Именно эта встреча разбудила в гордой красавице желание бороться за свою свободу. Он единственный из людей, кто пожалел растущую в неволе пальму.
Все обитатели зимнего сада давно смирились с неволей. Они не готовы лишиться ставших привычными для них условий.
Всех персонажей объединяет тоска по родине, но они смирились со своим положением и не готовы бороться за свободу. Они умеют разговаривать и думать. Таким способом автор хотел передать их переживания.
Краткое содержание
В небольшом городке находилась великолепная оранжерея, из описания которой читатели узнают, что это было величественное здание с витыми колоннами и узорчатыми арками, переплетенными железными рамами. Особенно красива она была в лучах заходящего солнца. Благодаря переливающимся бликам она напоминала большой драгоценный камень.
Высокая прозрачная крыша не могла заменить ясного неба. Зимой стекла замерзали, и в оранжерее становилось совсем темно. Сильные порывы ветра заставляли дрожать стекла, а крыша покрывалась толстым слоем снега.
Иногда ветер разбивал стекло, и под высокий свод залетала резкая струя морозного воздуха. От ее холода листья становились блеклыми и быстро увядали.
Зимний сад населяли экзотические растения, собранные со всего мира. Они тосковали по родине. Их можно было рассмотреть через толстые стекла. Несмотря на огромные размеры зимнего сада, им было очень тесно. Их корни переплелись и забирали друг у другу драгоценную влагу и пищу. Ветви деревьев с большими листьями налегали на рамы и друг на друга, гнулись и ломались.
Работники постоянно обрезали ветви и подвязывали их толстой проволокой. Растениям нужны были свобода и простор. Им не хватало тепла и солнечного света, но они приспособились к жизни в новых условиях. Никто из растений не чувствовал себя счастливым. В душе каждый из них мечтал о родной земле.
Самой высокой была пальма Attalea princeps. Ее привезли из Бразилии, и она больше других грустила по родине. Однажды оранжерею посетил путешественник. Увидев высокую красавицу, он тихо назвал ее имя. Постояв немного около нее, он тихо вздохнул и ушел. После этой встречи Атталеа решает бороться за свою свободу. Другие растения не одобрили такого решения, и только маленькая травка, растущая около земли, поддержала ее.
Пленница начала быстро расти. Все ее силы уходят на то, чтобы достичь стеклянной крыши. И вот однажды ей удалось пробить стекла. Вырвавшись на свободу, она испытала разочарование. На улице стояла поздняя осень. Было очень холодно, дул холодный ветер и шел снег.
Не желая тратить деньги на пристройку, директор приказал спилить дерево, чтобы оно больше не портило крышу. Его трагическую судьбу разделила травка, которая обвивала ствол пальмы. Краткое содержание «Attalea princeps» можно использовать для подготовки к сочинению.
Основная мысль
Повествование отличается от русских народных сказок. В фольклорном произведении добро обязательно побеждает зло. У Гаршина оно имеет трагический конец. В волшебных сказках герой проходит множество испытаний, которые с честью выдерживает. Рядом с ним всегда находятся его верные помощники: животные, птицы, волшебные существа. У Гаршина пальма одинока. Обитатели оранжереи не понимают и не поддерживают ее. Свобода для нее остается несбыточной мечтой.
Произведение Гаршина часто сравнивают с поэмой Лермонтова «Мцыри», главной герой которой живет в неволе. Он не желает мириться с ней и начинает борьбу за свободу. В финале ему удалось познать радость освобождения, пусть даже и непродолжительного. Пальма в сказке испытала разочарование и поняла, что обречена на гибель.
В произведении Всеволод Михайлович Гаршин поднимает тему бунтарства. Неслучайно он противопоставляет главную героиню другим персонажам, которые смирились со своей судьбой и предпочитают жить в неволе. Смыслом существования пальмы становится борьба, которая приводит ее к разочарованию и гибели. Ее жизнь достойна уважения, поскольку она не отказалась мириться со своим положением и не покорилась обстоятельствам. Несмотря на грустный финал, сказка учит справедливости, добру, целеустремленности, чуткости.
Чтобы почувствовать настроение произведения, нужно сказку Всеволода Гаршина «Attalea princeps» читать. Краткое содержание подходит для читательского дневника или ответов на вопросы учителя на уроке литературы в 5 классе.
Автор считает, что каждое живое существо достойно уважения. Неслучайно действующими лицами произведения стали растения. Грустный финал произведения напоминает традиции сказок Андерсена, где в борьбе со злом и несправедливостью главные герои терпят поражение.
Предыдущая
Краткое содержание«И грянул гром» — краткое содержание рассказа Рэя Брэдбери
Следующая
Краткое содержание«Призрак оперы» — краткое содержание мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера
Одна из авторских сказок, которая изучается школьниками и вызывает у них искренний интерес, − это «Attalea Princeps» Всеволода Михайловича Гаршина. Многие ребята относят это произведение к самым любимым, потому что тема, которую поднимает автор, близка и понятна многим читателям.
Содержание
- Анализ сказки «Attalea princeps»
- О чем сказка Гаршина – сюжет
- Сочинение о сказке Аталия принцепс
- Тема свободы в сказке В. М. Гаршина
Анализ сказки «Attalea princeps»
Автор сказки «Attalea princeps» — Всеволод Михайлович Гаршин. На его счету множество сказок «для взрослых». Только он смог придать сказкам особенный, глубокий посыл. В современном мире нет ни одного аналога его сказок.
Его сказки раскрывают внутренний мир автора, рассказывают о его мыслях и чувствах, его произведения можно назвать гражданской исповедью всему миру. Самые тайные мысли автора живут в этих произведениях. Историки считают, что сказка «Attalea princeps» — это ни что иное, как скорбь из-за безвременной гибели революционеров того времени.
Пальма с гордым именем «Attalea princeps» разрушила витрину оранжереи, которая ограничивала ее свободу, и гордо расправила ветви. Но столь желанная и таким трудом добытая свобода, оказалось не стоила того и привела к трагической гибели гордого растения.
Множество факторов повлияли на гибель растения: неудачно выбранное время, ведь когда она вырвалась на свободу была поздняя сень, шел то ли снег, то ли дождь, даже растения, привыкшие к такому климату, сбрасывают листву… что уж говорить о заморской пальме.
«Attalea princeps» начала замерзать и постепенно застывать. На смерть пальмы так же повлиял директор, как представитель власти если проводить с подавленным революционерами, о которых писал автор.
Директор приказал срубить пальму, не дал ей даже возможности справиться с суровыми условиями добытой свободы. Ее срубили и отправили на свалку умирать. Свободолюбие и попытка сделать свое существование лучше погубило не только саму пальму, но и верную ей невысокую травку, которая была с ней до конца
Сюжету сказки чем-то напоминает великую поэму Лермонтова «Мцыри». И в «Attalea princeps» и в «Мцыри» автор говорит о свободолюбии, воплощает идеи вольнолюбия. Отличие лишь в том, что в «Мцыри» главный герой перед смертью получил желанную свободу и был счастлив, а в произведении «Attalea», бунт против Стесняющей ее оранжереи обернулся трагедией, не дав пальме почувствовать себя свободной.
Идея свободолюбия и смирения раскрыта в сказке через противопоставление жизни пальмы и остальных обитателей из оранжереи, которые не желали изменений. Что же лучше, жить в «оранжерейном рае» или умереть, борясь за свободу? Этот вопрос так и не закрыт.
В этом произведении нет урока или назидания, произведение является почвой для размышлений о выборе человека между ограничениями в безопасной зоне комфорта и опасности жизни без ограничений. К сожалению, выбор не очевиден, но главная мораль произведения проста: нужно бороться за свое счастье, даже если борьба ни к чему не приведет.
О чем сказка Гаршина – сюжет
В одном городе был ботанический сад, а в нем – оранжерея. Помещение было очень красивым, но растениям в ней было тесно. Корни переплетались между собой, ветви мешались. Растения отбирали друг у друга воду, гнулись и ломались.
Среди растений была пальма. Ее называли Attalea princeps. Один посетитель сказал, что она родом из Бразилии, где роскошные леса и чудные южные ночи. Мужчина ушел, а пальме стало очень грустно.
Соседи по оранжерее болтали о пустяках. Пальма предложила расти все выше и шире. Нужно давить на стекла и вырваться на свободу. Растения испугались и посчитали, что пальма говорит ужасный вздор.
Они предупредили пальму, что придут люди с топорами и разрубят их на куски, рамы заделают, и все будет, как сейчас. Attalea princeps решила действовать одна. Соседка-цикада прошептала, что будет рада, когда гордячке отрежут «большую башку».
Не сердилась на пальму только маленькая травка. Она нежно обвивала пальму и ласкалась к ней. Пальма выросла, вырвалась на свободу, но попала в осенний пейзаж, далекий от южного тепла. Обратно ей вернуться не удалось.
Директор приказал спилить красавицу и выкинуть, а вместо нее посадить что-нибудь другое.
Сочинение о сказке Аталия принцепс
Рассказ «Attalea princeps» В.М. Гаршина мне очень понравился, он заставил меня переживать, грустить и думать о многом. О жизни, о судьбе и ещё о том, а что выбираем мы, люди, : жить, как пальма, или приспосабливаться, как кактусы?
В прекрасной оранжерее я тоже однажды видел прекрасную пальму, но мне не пришло в голову задуматься о том, счастлива ли она. Мне казалось, что невозможно не быть счастливым в такой обстановке, где так красиво, тепло и светло.
Прочитав рассказ, я понял, что никакая оранжерея не сможет заменить Землю, её красоту и тепло. И такое искусственное счастье не нужно было Атталии. Она хотела жить по-настоящему, чтобы можно было широко раскинуть свои ветви навстречу ветру и лучам прекрасного солнца.
Чтобы можно было дышать свежим воздухом и над головой видеть прекрасное небо. Поэтому для неё борьба за такое счастье стала целью жизни. И борьба эта была прекрасна.
Многие растения в оранжерее тоже хотели свободы. Но решиться её отстоять они не смогли, потому что, как мне кажется, потеряли мечту о свободе.
И лишь Атталия, несмотря на все обстоятельства, не переставала мечтать о ней и идти к своей мечте. Она ломала ветви и причиняла себе боль, но упорно шла, стремясь к Солнцу, которого она так и не увидела.
Пускай результат разочаровал её. Но я думаю, что если бы пальма предугадала свою судьбу, свои планы она всё равно бы не изменила, потому что по-другому жить не могла. Она рождена была летать, а не ползать. Жизнь в оранжерее для неё всё равно, что смерть, а стремление к своей мечте подарило ей яркую, хоть и не долгую, но жизнь.
Автор заканчивает свой рассказ состоянием отчаяния Атталии, но я думаю, что впереди за снегом всё же прячется Солнце. Стремление Атталии к свободе зажгло его в душах многих растений в оранжерее, недаром же её назвали Attalea princeps, а ведь “princeps ” с латинского переводится, как вдохновитель.
Тема свободы в сказке В. М. Гаршина
Сказка Всеволода Михайловича Гаршина «Attaleaprinceps» — это грустная история о свободолюбивой пальме. Мир для неё поделился на две части: жизнь на родине и жизнь в оранжерее.
Произведение начинается с описания оранжереи: «Она была очень красива…». Гаршин даже сравнивает её с драгоценным камнем. Но далее мы понимаем, что для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет их «заключёнными».
Рассказ о страданиях растений, о том, как «садовники постоянно обрезали ветви, подвязывали проволоками листья», заставляет задуматься над тем, что красота и уют в оранжерее — это видимость. «Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо» — этими строками Гаршин противопоставляет «родной край и свободу» тесной и тёмной оранжерее.
Интересно, что главными героями в сказке являются сами растения, которые могут разговаривать. С помощью такого сказочного приёма автор стремится наиболее ярко, точно передать их переживания. Из диалога растений мы узнаём, что они очень разные.
Однако всех их: саговую пальму, кактус, корицу, папоротник, цикаду, маленькую травку, Attaleaи другие растения — объединяет тоска по родине и свободе. Но лишь Attaleaи «самая жалкая и презренная травка» сопротивлялись такой жизни и хотели вырваться на волю.
Остальные растения просто приспособились к тюрьме: «Что касается меня, — вмешалась корица, — то я почти довольна своим положением».
Гаршин противопоставляет и других героев: директора ботанического сада и бразильянца. Равнодушный, безжалостный директор практически не выходил из своей «стеклянной будочки» и «гордился знанием, с каким он устроил оранжерею». А бразильянец «объехал весь свет».
Увидев пальму, он так сильно затосковал по родине, что даже уехал домой. Встреча с бразильянцем стала решающей для пальмы. Она сказала себе: «Я хочу… — и я увижу!» Несмотря на то, что все растения, кроме травки, отказались её поддержать, Attaleaстала бороться в одиночку, не жалея своих листьев.
Она доказала себе и остальным, что способна пробить даже крышу, чтобы освободиться: «Молчи, слабое растение! Не жалей меня! Я умру или освобожусь!» Читая сказку, мы видим, что пальма обречена. Она и сама это понимает, воскликнув: «Только-то?». Очень грустно представлять то, как садовники пилят пальму и вырывают маленькую травку.
Несмотря на то что поступок пальмы привёл её к гибели, он достоин восхищения и уважения. Пусть Attaleaне смогла достигнуть своей «высочайшей цели», но она не подчинилась, не покорилась, не стала мириться с жизнью в неволе, а героически сопротивлялась и боролась.
Читайте также: Настоящая любовь – сочинения для выпускных классов.
На примере поступков своих героев Гаршин учит нас не только быть мужественными, свободными, целеустремлёнными, но и не причинять страданий другим, всегда оставаться чуткими и внимательными ко всем, кто нас окружает.
<Презентация.Слайд1>
Цели:
- Продолжение знакомства с литературной сказкой
на примере произведения В. М. Гаршина «Attalea
princeps». - Понимание содержания сказки и ее основной
мысли. - Развитие навыков анализа художественного
текста, внимательного отношения к слову.
Оборудование:
- Художественный текст (учебник-хрестоматия В. Я.
Коровиной для 5 класса). - Компьютер.
- Проектор.
- Ход урока
1. Приветствие.
Постановка целей и задач.
<Презентация.Слайд2>
Беседа
Для беседы можно использовать статью учебника
«Русская литературная сказка»
Что называют литературной сказкой?
<Презентация.Слайд3>
Приведите примеры литературных сказок,
назовите их авторов.
Ребята приводят примеры прочитанных
произведений — сказки А.С.Пушкина, В. А.
Жуковского, В.Ф.Одоевского, А. Погорельского, В. М.
Гаршина, К. Г. Паустовского, С. Я. Маршака, Г.-Х.
Андерсена и др.
Какие произведения В. М. Гаршина вы уже читали?
Произведения В. М. Гаршина
«Лягушка-Путешественница», «Сказка о Жабе и
Розе».
<Презентация.Слайд4>
Чем для нас интересны произведения этого
писателя?
В его произведениях, как в басне, герои и
события учат нас чему-то, но не говорят об этом
прямо, а намекают, чтобы мы сами сделали вывод.
3. Анализ произведения.
Вы прочитали сказку В. М. Гаршина «Attalea
Princeps». Понравилась ли вам она?
Обсуждение детских впечатлений о прочитанном
произведении.
Текст Гаршина — загадка, которую надо
кропотливо разгадывать, учиться читать между
строк — искать смысловой идейный подтекст.
Сюжет сказки «Attalea Princeps» был разработан
Гаршиным ещё в 1876 году в стихотворении
«Пленница».
<Презентация.Слайд5>
Эпиграфом к нашему уроку станут слова из этого
стихотворения:
Прекрасная пальма высокой вершиной
В стеклянную крышу стучит;
Пробито стекло, изогнулось железо,
И путь на свободу открыт:
О том, каким был путь пальмы на свободу, мы и
поговорим сегодня на уроке.
С чего начинается повествование «Attalea Princeps» В.
М. Гаршина?
С описания оранжереи.
Как Гаршин рассказывает о ней? (зачитываем
эпизод)
«Она была очень красива:» Мы любуемся
оранжереей как чудесным произведением
искусства. Писатель даже сравнивает её с
драгоценным камнем.
Почему описание оранжереи затем резко меняет
свою тональность? Так ли хорошо жилось растениям
в этой прекрасной оранжерее?
<Презентация.Слайд6>
Найдём по тексту и выпишем ключевые слова,
рассказывающие об этой жизни:
- Заключённые растения
- Тесно
- Отнимали друг у друга влагу и пищу
- Гнулись и ломались
- Не могли расти, куда хотят
- Воздух неподвижен
Вывод. Для растений оранжерея была настоящей
тюрьмой, не зря автор называет растения
«заключёнными».
Что нужно было растениям, о чём они мечтали?
Растения тосковали по родине. «Для растений
нужен был широкий простор, родной край и свобода.
Они были уроженцы жарких стран, нежные, роскошные
создания:»
«Как ни прозрачна была крыша, но она не ясное
небо» — этими словами автор противопоставляет
«родной край и свободу» тесной и тёмной
оранжерее.
В сказке Гаршина растения действуют как люди,
у них даже разные рассуждения и мысли, разное
отношение к происходящему. Какой же характер у
растений?
Зачитываются эпизоды из «Attalea Princeps».
Выводы.
<Презентация.Слайд7>
- Саговая пальма — злобная, раздражённая,
надменная, высокомерная, завистливая. - Пузатый кактус — румяный, свежий, сочный,
довольный своей жизнью. - Корица — прячется за спины других растений
(«меня никто не обдерёт»), неприхотливая, любит
спорить. - Древовидный папоротник — не совсем доволен
своим положением, но не стремится что-либо
изменить.
Расскажите о Attalea Princeps. Почему такое
название?
<Презентация.Слайд8>
Так назвал по-латыни пальму директор. Это имя не
было родным для пальмы, его придумали ботаники.
Пальма была выше и красивее всех.
Латинский
язык — мёртвый язык, который является
предком современных романских
языков. Возможно, пальма обречена с того
самого момента, как попала в оранжерею и ей было
дано «мёртвое» имя? Ведь, говорят, что имя
определяет судьбу.
Среди персонажей сказки действуют два очень
непохожих человека: директор оранжереи и
путешественник из Бразилии. В чём их непохожесть?
Кто из них ближе главной героине сказки?
Директор — человек науки, заботится
только о внешнем благополучии, бездушный, не
понимающий, что растения могут переживать,
чувствовать боль: «:с довольным видом
похлопывал твёрдое дерево тростью, и удары
звонко раздавались по оранжерее. Листья пальмы
вздрагивали от этих ударов. О, если бы она могла
стонать, какой вопль гнева услышал бы директор!»
Бразильянец — спорит с директором по поводу
названия пальмы, он знает её родное,
настоящее имя. Глядя на пальму, вспоминает свою
родину. Он понимает пальму, её одиночество и то,
что лишь на родине можно быть счастливым.
Почему встреча с бразильянцем стала решающей
для пальмы?
Бразильянец — последняя ниточка, связывающая
пальму с родиной. Он будто бы попрощался с нею.
Возможно, в этот момент Attalea наиболее остро
почувствовала своё одиночество, всю
безысходность ситуации.
Почему стремление пальмы к свободе не нашло
поддержки у других деревьев? О чём они
заботились? Чем гордились? Почему они были
настроены к пальме враждебно?
Все растения тосковали по родине и свободе. Но
лишь Attalea и маленькая травка сопротивлялись
такой жизни и хотели вырваться на волю. Остальные
просто приспособились к тюрьме. Они
испытывают страх за свою жизнь, боятся
изменений. Растения сердятся на Attalea за её гордые
слова. Они ненавидят ее за гордость, за
свободолюбие, за то, что ее не остановила мысль о
«людях с ножами и с топорами», которые придут и
отрежут ее ветви, если она слишком высоко
поднимет свою вершину.
Возможно, они завидуют пальме, потому что у неё
хватает сил для осуществления своей мечты.
Почему травка, в отличие от других растений,
понимала пальму?
«Она не знала южной природы, но тоже любила
воздух и свободу. Оранжерея и для нее была
тюрьмой».
Какое чувство вызывает у нас травка?
Мы жалеем ее и восхищаемся ее способностью
сострадать, понимать чувства пальмы. Она
становится настоящим другом для Attalea, всей душой
желая помочь ей.
Как пальма боролась за свободу? Какой ценой
платила она за желание увидеть настоящее небо?
<Презентация.Слайд9>
«Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная
вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились
в нежные молодые листья, перерезали и
изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело
листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и
решетки уже поддавались, хотя были сделаны из
крепкого железа».
Вернёмся к нашему эпиграфу (зачитать ещё раз).
<Презентация.Слайд5>
Пальма достигла своей цели. Чем закончилась
сказка? Почему директор решил спилить пальму?
Надстраивать над пальмой особенный колпак —
дорого.
Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том,
как погибла пальма?
Жалость к Attalea, ненависть к директору, но в то же
время восхищение и уважение по отношению к
пальме.
Почему директор приказал выбросить маленькую
травку?
«Вырвать эту дрянь и выбросить: Она уже
пожелтела, да и пила очень попортила её. Посадить
здесь что-нибудь новое».
Какие мысли возникают после прочтения сказки?
Что нам хотел сказать автор этим произведением?
<Презентация.Слайд10>
- Все растения чувствуют боль, у всех есть
душа. - Очень трудно, когда тебя не понимают окружающие,
когда они настроены враждебно. - Противоречие мечты и обретённой реальности.
Всё в этом произведении строится на
противопоставлении, контрасте. Найдите эти
контрастные линии.
<Презентация.Слайд11>
- Прекрасная оранжерея — растения-заключённые
- Образы директора и бразильянца
- Растения — Attalea
- Гордость директора — гордость Attalea
- Мечта и реальность
4. Домашнее задание.
<Презентация.Слайд12>
Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вы
пережили при чтении сказки В.М. Гаршина «Attalea
Princeps»? Как они менялись? Почему?