Кто прибыл к царевичу в гости в сказке о царе салтане ответы

1. В каком году было написано произведение «Сказка о царе Салтане»:
а) 1831 +
б) 1830
в) 1828

2. Сколько девиц под окном пряли поздно вечерком:
а) 4
б) 3 +
в) 2

3. Речь какой девицы полюбилась царю, вошедшему в светлицу:
а) Второй
б) Первой
в) Третьей +

4. Как отреагировали повариха с ткачихой на свою сестрицу, будучи царицей:
а) С завистью +
б) Молча
в) С радостью

5. Как повариха с ткачихой решили отомстить своей сестрице:
а) Сбросили её в воду
б) Напоили ядом
в) Поменяли гонца на другого +

6. Что в итоге решил сделать царь со своей царицей и её сыном:
а) Изгнать их подальше от себя
б) Тайно бросить в бездну вод +
в) Отдать им царство

7. Где оказалась бочка, после как волна отхлынула от неё:
а) В бездне
б) В центре моря
в) На берегу +

8. Кого встретил сын на берегу моря, отправившись искать дичины:
а) Лебедя +
б) Русалку
в) Золотую рыбку

9. От кого царевич спас царевну-лебедя:
а) От волка
б) От дракона
в) От коршуна +

10. Что увидел царевич перед собой, открыв свои очи после сна:
а) Стаю лебедей
б) Большой город +
в) Большой дворец

11. Кем стал царевич, отправившись со своей матерью в город:
а) Князем +
б) Служителем князя
в) Королём

12. В кого превратила лебедь князя Гвидона для пути к царству славного Салтана:
а) В ласточку
б) В комара +
в) В шмеля

13. В какую сторону света отправились корабельщики к царю Салтану:
а) На восток +
б) На запад
в) На юг

14. Как поступил комар с поварихой, пытавшейся наврать царю про город:
а) Впился ей в ухо
б) Впился ей в нос
в) Впился ей в правый глаз +

15. В кого лебедь оборотила князя, когда тот направился к царю Салтану во второй раз:
а) В муху +
б) В стрекозу
в) В бабочку

16. Как поступил Гвидон с ткачихой, будучи мухой, при её попытке отговорить царя навещать его:
а) Укусил её в ухо
б) Укусил её в левый глаз +
в) Укусил её в щёку

17. В кого царевна-лебедь превратила князя, когда тот отправился к царю Салтану в третий раз:
а) В голубя
б) В комара
в) В шмеля +

18. Как поступил князь, будучи шмелём, когда его бабушка пыталась отговорить царя навещать его:
а) Укусил в живот
б) Укусил в нос +
в) Укусил в правый глаз

19. Чего так сильно желал князь, вернувшись в своё царство в очередной раз:
а) Чтобы царь Салтан помиловал и вернул к себе царевну
б) Чтобы царь Салтан всё-таки навестил его
в) Стать женатым +

20. В кого обернулась лебедь, рассказав князю, что она и есть его царевна:
а) В лягушку
б) В царевну +
в) В колдунью

21. Как поступил царь, когда ткачиха с поварихой и с бабой не хотели отпускать царя:
а) Он всё равно вышел вон, уверяя их, что он царь, а не дитя +
б) Послушал их и остался на своём месте
в) Удивился тому, что их никто не укусил на этот раз

22. Сколько богатырей увидел царь Салтан в царстве Гвидона, стоявших у ворот:
а) Тридцать
б) Тридцать три +
в) Тринадцать

23. Кто пел песенки под ёлкою высокой:
а) Бурундук
б) Лебедь
в) Белка +

24. Кто грыз орешки:
а) Бурундук
б) Белка +
в) Хомяк

25. Как поступили ткачиха с поварихой, с бабой Бабарихой, застав царя перед правдой:
а) Молча ушли прочь
б) Стали врать всеми силами
в) Во всём они признались, повинились, разрыдались +

26. Что сделал царь с ткачихой и поварихой, и с бабой Бабарихой:
а) Тайно бросил их в бездну вод
б) Отпустил их всех домой +
в) Пригласил их всех на пир

27. Кто написал «Сказку о царе Салтане»:
а) Пушкин +
б) Жуковский
в) Чуковский

28. Что обещает сделать самая младшая сестра, если ее возьмет в жены царь:
а) Приготовить пир на весь мир
б) Наткать полотна
в) Родить богатыря +

29. Куда отправляется царь сразу после свадьбы:
а) На войну +
б) В морское путешествие
в) На охоту

30. Кто подменяет указ царя, и царицу с сыном бросают в море:
а) Враги царя
б) Злые сестры +
в) Бояре

Фамилия, имя ______________________________________________

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 1

1.Укажи значение слова «светлица».

— открытая веранда — светлая парадная комната в доме — спальня

2. Что хотела сделать первая девица, если бы стала царицей?

— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя

— помогать царю управлять страной — родить богатыря

— устроить пир на весь крещёный мир

3. Что хотела сделать вторая девица, если бы стала царицей?

— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя

— помогать царю управлять страной — родить богатыря

— устроить пир на весь крещёный мир

4. Что хотела сделать третья девица, если бы стала царицей?

— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя

— помогать царю управлять страной — родить богатыря

— устроить пир на весь крещёный мир

5. Кем царь Салтан сделал старшую сестру?

— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой

6. Кем царь Салтан сделал среднюю сестру?

— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой

7. Кем царь Салтан сделал младшую сестру?

— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой

8. Кто кому стал завидовать?

— старшая и средняя сестра – младшей — младшая и средняя – старшей

— младшая – старшей и средней — старшая – младшей и средней

9.Куда уехал царь Салтан?

— на охоту — в путешествие — на войну

10. Укажи значение слова «аршин».

— старинная русская мера длины, равная 71 см

— старинная русская мера длины, равная 107 см

— старинная русская мера веса, равная 3 кг 450 г

— старинная русская мера веса, равная 4 кг 273 г

11. О чём хотела царица сообщить мужу в своём послании?

— что у неё всё по-прежнему — что она родила богатыря

— что она родила неведому зверюшку — что её обижают сёстры

12. Каким посланием было заменено её письмо?

— что царица болеет — что царица родила неведому зверюшку

— что у царицы всё хорошо — что царица злая и неблагодарная

13. Укажи значение слова «грамота» (в этом тексте).

— письмо — официальный документ — ложное, обманное письмо

14. Укажи значение слова «указ».

— приказ — письмо, где указано, как надо действовать

— постановление верховного органа власти, имеющее силу закона

15. Какой ответ отправил царь Салтан?

— бросить царицу и ребёнка в воду — ждать его возвращения

— наказать ткачиху и повариху

16. Что произошло с царским посланием?

— оно было заменено на другое — оно было доставлено по назначению

— вообще не было доставлено никакого послания

17. Кто посадил царицу и ребёнка в бочку и бросил в воду?

— ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха — царь — бояре — витязи

18. Куда вынесла волна царицу и сына?

— на берег соседней страны — принесла обратно

— на необитаемый остров — на остров, где был большой город

19. Какое оружие сделал себе царевич?

— копьё — томагавк — бумеранг — дубину — лук

20. Укажи значение слова «лук» (в этом тексте).

— старинное колющее или метательное оружие на древке

— оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой

— ударное метательное оружие у индейцев Северной Америки

21. Укажи значение слова «зыбь».

— лёгкая волна — высокая волна — воздушный поток

22. Кого юноша увидел на острове?

— чайку и ворона — лебедя и ястреба — лебедя и коршуна

— утку и селезня — утку и орла

23. Что он сделал?

— убил ястреба — убил коршуна — убил ворона

— убил орла — убил селезня

24. Укажи значение слова «клёв».

— гортанный крик — коготь — клюв

25. Укажи значение слова «чародей».

— злой человек — колдун — главный колдун — царь, умеющий колдовать

26. Что сказала царевичу лебедь?

— зря ты это сделал — ты убил чародея и спас девицу

— ты убил очень злую птицу

27. Укажи значение слова «маковка» (церкви).

— купол церкви — колокольня — крест на куполе церкви

28. Укажи значение слова «град».

— город — крепость — монастырь

29. Что увидели царица с сыном на следующее утро?

— роскошный завтрак — россыпь драгоценных камней

— прекрасный город — тридцать трёх богатырей

30. Кем стал царевич?

— царём — князем — королём — принцем

31. Укажи значение слова «колымага».

— большая телега — небольшая крытая повозка — большая старинная карета

32. Укажи значение слова «двор» (в этом тексте).

— придворные, ближайшие к царю или князю люди

— площадь вокруг царских или княжеских палат — царские или княжеские палаты

Фамилия, имя ______________________________________________

ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 2

1. Кто прибыл к царевичу в гости?

— другие царевичи — странствующие рыцари — купцы — крестьяне

2. Чему юноша опечалился?

— его обидели гости — он не был доволен своим городом

— он хотел видеть отца — он хотел видеть всех своих родственников

3. В кого в первый раз превратился Гвидон?

— в муху — в шмеля — в комара — в пчелу — в осу

4. Укажи значение слова «престол».

— трон царя или князя — большое красивое кресло

— возвышение со ступеньками в большом помещении

5. Объясни значение выражения «привальный остров».

— остров, на котором живут люди

— остров, к которому можно пристать кораблю

— остров, мимо которого опасно проплывать

6. Укажи значение слова «терем».

— высокая укреплённая башня — княжеский дворец

— в Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни

7. Укажи значение слова «изумруд».

— слиток золота — украшение — драгоценный камень

8. О чём рассказывали царю корабельщики?

— о белке с золотыми орешками — об острове Гвидона

— о своих приключениях — о коне златогривом

9. Чего захотел царь?

— получить белку с золотыми орешками — посетить остров Гвидона

— познакомиться с тридцатью тремя богатырями — пуститься в странствие

— получить коня златогривого

10. О чём рассказала повариха?

— о прекрасной царевне — о тридцати трёх богатырях

— о белке с золотыми орешками — о Сивке-бурке — о Красной Шапочке

11. Зачем?

— чтобы потешить царя — чтобы он не отправился путешествовать

— чтобы он не поехал к Гвидону — чтобы он прогнал гостей

12. Что сделал князь Гвидон?

— укусил повариху в нос — укусил повариху в глаз — укусил царя в бровь

13. Объясни значение выражения «в свой удел».

— в свой срок — в свои владения — на свою беду

14. Почему он снова опечалился?

— захотел получить белку с золотыми орешками

— захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря

— захотел получить в жёны прекрасную царевну

— захотел помириться с отцом

— захотел побывать в дальних странах

— захотел увеличить свои владения

15. Кого привела князю лебедь в первый раз?

— коня златогривого — серого волка — белку

— тридцать трёх богатырей — прекрасную царевну

16. Укажи значение слова «дьяк».

— стражник в Древней Руси — чиновник в Древней Руси

— вельможа в Древней Руси

17. Кто прибыл в гости к князю во второй раз?

— другие царевичи — царь Салтан — царь Дадон — купцы

18. В кого во второй раз превратился Гвидон?

— в муху — в шмеля — в комара — в пчелу — в осу

19. Укажи значение слова «булат».

— сталь, меч из этой стали — дорогая ткань, одежда из этой ткани

— драгоценный камень, украшение из этого камня

20. О чём рассказали корабельщики царю?

— о коне златогривом — о тридцати трёх богатырях

— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками

— о своих приключениях — о молодильных яблоках

21. Чего захотел царь?

— получить белку с золотыми орешками

— чтобы тридцать три богатыря ему служили

— посетить остров Гвидона — пуститься в странствия

— получить златогривого коня — съесть молодильные яблоки

22. О чём рассказала ткачиха?

Скачать обзор:

В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.

«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.

Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.

Место действия

Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.

В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где  есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.

Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.

Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.

О чем произведение? Очень краткий пересказ

Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.

Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и  дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.

Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.

Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.

Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.

Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.

Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.

На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.

В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.

Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.

Характеристика героев

Царь Салтан

Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам,  однако коварные заговорщицы его обыграли.

Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.

Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан».  Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».

Князь Гвидон

Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив.  Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.

Царица

Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и  статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.

Ткачиха с поворихой

Ткачика и повариха — отрицательные персонажи,  сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.

Баба Бабариха

Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.

Слова сват и сватья используются как для обозначения  человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи —  родителя  одного из супругов.

Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.

Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке:  «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».

Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах.  При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.

Царевна Лебедь

Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».

«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.

Корабельшики

Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».

Тридцать три богатыря и Черномор

Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.

Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.

В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.

Коршун

Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.

Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки

«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них  говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».

Во всё время разговора Он стоял позадь забора

Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».

Свадьбу сыграли в тот же вечер:

«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».

Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».

«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».

Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».

Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».

Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.

Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:

«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»

Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.

«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».

Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».

«И пошел на край долины у моря искать дичины».

Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.

Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.

«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»

Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.

Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».

«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».

Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».

Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.

Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.

«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.

Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.

Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».

Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.

Молвит царь :

«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».

А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».

Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз.  Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.

На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».

Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».

Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»

В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.

Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».

«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»

Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.

Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.

Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.

Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.

Лебедь ему отвечает:

«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».

Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.

Черномор обращается к князю:

«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».

Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.

Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.

Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.

Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.

Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.

Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».

Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.

Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак.  «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.

В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.

«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.

Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.

«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».

Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.

Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.

Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.

Закатили пир.

«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».

Анализ сказки

История создания

Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.

Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.

Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.

Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.

Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.

В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.

Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.

Жанр

Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными.  По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».

В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:

  • приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
  • чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
  •  борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
  • сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
  • в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
  • наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.

«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.

Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.

Язык и стиль

Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».

Средства выразительности в сказке:

  • Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
  • Метафора — употребление слова в переносном значении.

Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).

  • Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
  • Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.

Пример олицетворения: «послушалась волна».

Какие темы поднимает?

Семья и человеческие взаимоотношения

Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.

Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.

Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.

Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.

Нравственные темы

Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.

Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.

Государство и цивилизация

Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.

  • Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
  • Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
  • Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
  • Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
  • Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.

Государственное и человеческое

Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.

Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.

Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.

Идея и мораль

«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит  быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.

Экранизации

Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.

Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.

В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.

Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.

Скачать обзор:

Формирование у учащихся умения работать с тестами можно и нужно начинать с начальной школы. Тесты как одна из форм контроля заслуживают внимательного изучения и применения их на практике по целому ряду положительных характеристик:

быстрота поверки выполненной работы;

оценка достаточно большого количества учащихся;

возможность проверки теоретического материала;

проверка большого объема материала малыми порциями;

объективность оценки результатов выполненной работы.

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Вариант Фамилия, имя______________________________________
  1. Сколько девиц пряли под окном?  7   5   3  

Что хотела сделать первая девица, если бы стала царицей?

— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя

— помогать царю управлять страной — родить богатыря

— устроить пир на весь крещёный мир

2. Что хотела сделать вторая девица, если бы стала царицей?

— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя

— помогать царю управлять страной — родить богатыря

— устроить пир на весь крещёный мир

3. Что хотела сделать третья девица, если бы стала царицей?

— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя

— помогать царю управлять страной — родить богатыря

— устроить пир на весь крещёный мир

4. Кем царь Салтан сделал старшую сестру?

— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой

5. Кем царь Салтан сделал среднюю сестру?

— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой

6. Кем царь Салтан сделал младшую сестру?

— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой

7. Кто кому стал завидовать?

— старшая и средняя сестра – младшей — младшая и средняя – старшей

— младшая – старшей и средней — старшая – младшей и средней

8.Куда уехал царь Салтан?

— на охоту — в путешествие — на войну

9 О чём хотела царица сообщить мужу в своём послании?

— что у неё всё по-прежнему — что она родила богатыря

— что она родила неведому зверюшку — что её обижают сёстры

10. Каким посланием было заменено её письмо?

— что царица болеет — что царица родила неведому зверюшку

— что у царицы всё хорошо — что царица злая и неблагодарная

2.Вариант Фамилия, имя______________________________________

1. Какой ответ отправил царь Салтан?

— бросить царицу и ребёнка в воду — ждать его возвращения

— наказать ткачиху и повариху

2. Что произошло с царским посланием?

— оно было заменено на другое — оно было доставлено по назначению

— вообще не было доставлено никакого послания

3. Кто посадил царицу и ребёнка в бочку и бросил в воду?

— ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха — царь — бояре — витязи

4 Куда вынесла волна царицу и сына?

— на берег соседней страны — принесла обратно

— на необитаемый остров — на остров, где был большой город

5. Какое оружие сделал себе царевич?

— копьё — томагавк — бумеранг — дубину — лук

6. Укажи значение слова «лук» (в этом тексте).

— старинное колющее или метательное оружие на древке

— оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой

— ударное метательное оружие у индейцев Северной Америки

7. Кого юноша увидел на острове?

— чайку и ворона — лебедя и ястреба — лебедя и коршуна

— утку и селезня — утку и орла

8. Что он сделал?

— убил ястреба — убил коршуна — убил ворона

— убил орла — убил селезня

9. Что сказала царевичу лебедь?

— зря ты это сделал — ты убил чародея и спас девицу

— ты убил очень злую птицу

10. Что увидели царица с сыном на следующее утро?

— роскошный завтрак — россыпь драгоценных камней

— прекрасный город — тридцать трёх богатырей

11 Кем стал царевич?

— царём — князем — королём — принцем

Предварительный просмотр:

  1. Вариант Фамилия, имя______________________________________

1. Кто прибыл к царевичу в гости?

— другие царевичи — странствующие рыцари — купцы — крестьяне

2. Чему юноша опечалился?

— его обидели гости — он не был доволен своим городом

— он хотел видеть отца — он хотел видеть всех своих родных

3. В кого в первый раз превратился Гвидон?

— в муху — в шмеля — в комара — в пчелу — в осу

4. О чём рассказывали царю корабельщики?

— о белке с золотыми орешками — об острове Гвидона

— о своих приключениях — о коне златогривом

5. Чего захотел царь?

— получить белку с золотыми орешками — посетить остров Гвидона

— познакомиться с тридцатью тремя богатырями

— получить коня златогривого

6. О чём рассказала повариха?

— о прекрасной царевне — о тридцати трёх богатырях

— о белке с золотыми орешками — о Сивке-бурке

7. Зачем?

— чтобы потешить царя — чтобы он не отправился путешествовать

— чтобы он не поехал к Гвидону — чтобы он прогнал гостей

8. Что сделал князь Гвидон?

— укусил повариху в нос   —  в глаз    — укусил царя в бровь

9. Почему он снова опечалился?

— захотел получить белку с золотыми орешками

— захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря

— захотел получить в жёны прекрасную царевну

— захотел помириться с отцом

— захотел побывать в дальних странах

— захотел увеличить свои владения

10. Кого привела князю лебедь в первый раз?

— коня златогривого — серого волка — белку

— тридцать трёх богатырей — прекрасную царевну

2.Вариант Фамилия, имя______________________________________

1. Кто прибыл в гости к князю во второй раз?

— другие царевичи — царь Салтан — царь Дадон — купцы

2. В кого во второй раз превратился Гвидон?

— в муху — в шмеля — в комара — в пчелу — в осу

3. О чём рассказали корабельщики царю?

— о коне златогривом — о тридцати трёх богатырях

— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками

— о своих приключениях — о молодильных яблоках

4. Чего захотел царь?

— получить белку с золотыми орешками

— чтобы тридцать три богатыря ему служили

— посетить остров Гвидона — пуститься в странствия

— получить златогривого коня — съесть молодильные яблоки

5. О чём рассказала ткачиха?

— о прекрасной царевне — о 33-х богатырях

— о белке с золотыми орешками — о Сивке-бурке

6. Зачем?

— чтобы потешить царя — чтобы он не отправился путешествовать

— чтобы он не поехал к Гвидону — чтобы он прогнал гостей

7. Что сделал князь Гвидон?

— укусил ткачиху в нос — укусил ткачиху в глаз — укусил царя в бровь

8. Почему он снова опечалился?

— захотел получить белку с золотыми орешками

— захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря

— захотел получить в жёны прекрасную царевну

— захотел помириться с отцом

— захотел побывать в дальних странах

— захотел увеличить свои владения

9. Кого привела князю лебедь во второй раз?

— коня златогривого — серого волка — белку

— тридцать трёх богатырей — прекрасную царевну

10. Объясни значение выражения «обходить дозором».

— сторожить — производить разведку — рассматривать, любоваться

Предварительный просмотр:

  1. Вариант Фамилия, имя______________________________________

1. Кто прибыл в гости к князю в третий раз?

— царь Салтан — царь Мафусаил — царь Дадон — купцы

2. В кого в третий раз превратился Гвидон?

— в муху — в шмеля — в комара — в пчелу — в осу

3. О чём рассказали корабельщики царю?

— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками

— об острове Гвидона и о тридцати трёх богатырях

4. Чего захотел царь?

— получить белку с золотыми орешками

— чтобы тридцать три богатыря ему служили

— посетить остров Гвидона — пуститься в странствия

5. О чём рассказала Бабариха?

— о прекрасной царевне

— о тридцати трёх богатырях

— о белке с золотыми орешками

6. Зачем?

— чтобы потешить царя — чтобы он не отправился путешествовать

— чтобы он не поехал к Гвидону — чтобы он прогнал гостей

— чтобы выманить царя из дома

7. Что сделал князь Гвидон?

— укусил бабариху в нос —  в глаз — укусил царя в бровь

8. Почему он снова опечалился?

— захотел получить белку с золотыми орешками

— захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря

— захотел получить в жёны прекрасную царевну

— захотел помириться с отцом

— захотел побывать в дальних странах

9. Что сделали князь и царевна?

— поссорились — обвенчались — отправились к Салтану

— решили подождать со свадьбой один год

10. Чем закончилась сказка?

— наказанием царя Салтана — радостным пиром

— наказанием ткачихи, поварихи и Бабарихи

2.Вариант Фамилия, имя______________________________________

1. О чём предупредила князя лебедь?

— что его ждут большие трудности — что жена не рукавица

— что ему надо опасаться врагов — что царевна может ему не понравиться

2. В чём князь стал её уверять?

— что он никого не боится — что он со всеми справится

— что он мечтает жениться на прекрасной царевне

— что он любит отца и готов его простить

3. Что ответила ему лебедь?

— что царь Салтан скоро приедет

— что князю предстоит решающая битва

— что царевна – это она и есть

4. Что произошло с ней после этого?

— превратилась в лягушку — растворилась в воздухе

— превратилась в прекрасную девицу

5. Что сделали князь и царевна?

— поссорились — обвенчались — отправились к Салтану

— решили подождать со свадьбой один год

6. Кто прибыл в гости к князю в четвёртый раз?

— царь Салтан — царь Берендей — царь Дадон — купцы — пираты

7. О чём рассказали корабельщики царю?

— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками

— об острове Гвидона и о тридцати трёх богатырях

— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками, о тридцати трёх богатырях и о прекрасной девице

8. Что сделал царь Салтан, услышав рассказ?

— решил немедленно ехать к Гвидону — решил остаться дома — решил пуститься в дальние странствия

9. Как встретил князь Гвидон царя Салтана?

— сердито — молча — с радостным восклицанием

10. Чем закончилась сказка?

— наказанием царя Салтана — радостным пиром

— наказанием ткачихи, поварихи и Бабарихи

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

  • Мне нравится 

 

Вопросы по сказке Пушкина о царе Салтане с ответами

1. В каком году Пушкин дописал сказку?
Ответ: в 1831 году

2. Где Пушкин дописал «Сказку о царе Салтане»?
Ответ: в Царском селе под Петербургом

3. Где Пушкин начал писать сказку?
Ответ: в южной ссылке в Кишиневе

4. Кто из очень важных людей лично проверял сказку перед выходом в печать?
Ответ: император Николай I

5. В каком году была впервые опубликована сказка?
Ответ: в 1832 году

6. Кто по первоначальному варианту должен был приносить золото вместо волшебной белочки?
Ответ: дерущиеся боровы

7. С каким писателем соревновался  Пушкин при написании сказки?
Ответ: с Жуковским

8. Какими необычными свойствами по первоначальной задумке автора должен был обладать царский сын?
Ответ: ноги по колено в золоте, а руки в серебре

9. Как звали злых сестер царевны из сказки?
Ответ: ткачиха и повариха

10. Как звали бабушку Гвидона?
Ответ: Бабариха

11. Куда отправился царь Салтан после женитьбы?
Ответ: на войну

12. Что отправила царевна царю Салтану?
Ответ: письмо

13. Почему злые сестры навредили сестре-царице?
Ответ: потому что они завидовали ей, они тоже хотели замуж за царя

14. Куда посадили царевну с царевичем?
Ответ: в бочку

15. Кого попросил молодой царевич вынести их с матушкой на берег?
Ответ: волну/море

16. Где оказались Гвидон с матерью, когда вышли из бочки?
Ответ: на необитаемом острове

17. Как описывается взросление маленького Гвидона в бочке?
Ответ: «не по дням, а по часам»

18. Какого размера был Гвидон при рождении?
Ответ: с аршин

19. Кого родила царица по письму ткачихи и поварихи?
Ответ: «неведому зверюшку»

20. Какое дерево росло на необитаемом острове?
Ответ: дуб

21. Из чего Гвидон сделал лук для охоты?
Ответ: из ветки дуба и шелкового шнурка от нательного крестика

22. Кого спас Гвидон?
Ответ: волшебную лебедь

23. От кого Гвидон спас волшебную лебедь?
Ответ: от коршуна

24. Кем был на самом деле коршун?
Ответ: чародеем

25. Кем была на самом деле Лебедь?
Ответ: девицей

26. Что увидел Гвидон, проснувшись утром на острове?
Ответ: город

27. Кем стал Гвидон когда пришел в город на острове?
Ответ: князем

28. Кто в сказке путешествовал по свету?
Ответ: корабельщики

29. Что передавал князь Гвидон царю Салтану?
Ответ: поклон

30. Как назывался остров, на котором жил князь Гвидон?
ответ: Буян

31. В кого превращался Гвидон в первый, второй и третий раз?
Ответ: в комара, в муху и в шмеля

32. С какой думой на лице сидел Салтан на престоле?
Ответ: с грустной

33. Кто сидел рядом с царем Салтаном?
Ответ: ткачиха, повариха и Бабариха

34. Кто приносил доход князю Гвидону в сказке?
Ответ: белочка

35. Какую песенку пела белочка в сказке?
Ответ: во саду ли в огороде

35. Из чего состояли драгоценные орешки?
Ответ: скорлупа золотая, а ядра изумрудные

36. Куда комар укусил повариху?
Ответ: в правый глаз

37. Куда мошка укусила ткачиху?
Ответ: в левый глаз

38. Куда шмель укусил Бабариху?
Ответ: в нос

39. Под каким деревом живет белочка?
Ответ: под елью/под елкой

40. Из чего был сделан домик для белки?
ответ: из хрусталя

41. Кто охранял белочку?
Ответ: караул

42. Кто превращал Гвидона в разных насекомых?
Ответ: лебедь

43. Кого в сказке было ровно 33?
Ответ: богатыри

44. Кто был предводителем богатырей?
Ответ: дядька Черномор

45. Где жили богатыри?
Ответ: в море

46. Кем богатыри приходились царевне Лебеди?
Ответ: родными братьями

47. Что блестело под косой у прекрасной царевны Лебеди?
Ответ: месяц

48. Что горит во лбу у прекрасной царевны?
Ответ: звезда

49. Как называет себя царь Салтан, когда тётки не пускают его к Гвидону?
Ответ: дитя

50. Что сделал Салтан с предательницами?
Ответ: простил и отпустил домой

  • Кто приютил царевну у себя в тереме сказка о мертвой царевне
  • Кто прибыл в гости к князю во второй раз в сказке о царе салтане
  • Кто приютил у себя дюймовочку в сказке г х андерсена дюймовочка когда наступила зима
  • Кто предупредил дадона об опасности в сказке пушкина
  • Кто пришел к царевне из сказки о мертвой царице и 7 богатырей