14
Кто прибыл в гости к князю во второй раз в сказе О царе Салтане?
1 ответ:
0
0
Комар, но точно утверждать не могу
Читайте также
Я не могу представить себя на его месте. Потому что я не люблю жестокость и убийства. Снять скальп и многое другое, это не для меня. Я не могу даже смотреть на такое, не то что участвовать в этом. А также я не люблю играть с незнакомцами, особенно с бандитами. Конечно быть вождём это здорово, но я не могу. Это моё мнение.
Я надеюсь, что хоть чем нибудь помогла.
Я не из-за баллов помогла, а просто так.
<span> Ну вот, очередная книга про Гарри Поттера прочитана. Я, теперь уже с сожалением, смотрю на оставшиеся 4 книги в пакете, и понимаю, что совсем скоро я дочитаю историю трех друзей, которые ни года не могут провести без глобальных происшествий.
К моему сожалению, обычного волшебства в «Узнике Азкабана» еще меньше, чем в «Тайной комнате». Но, в этой части это с лихвой компенсируется приключениями. Честно говоря, я думала, что юные волшебники опять сами нарвутся на опасность. В целом, так оно и вышло, но в этот раз, как бы, не к чему прикопаться, ведь они не специально полезли в эту злосчастную яму.
Так же, в этой части меня впечатлил квиддич. В предыдущих книгах я достаточно прохладно к нему относилась (ведь куда увлекательнее мне кажется драконбол из Тани Гроттер, за что Sovushkins прокляла меня уже кучу раз), но в «Узнике…» он был описан настолько эмоционально, настолько живо, что не представить все происходящее на поле было невозможно.
</span>Не доверяй вещам, которые умеют думать; кто знает, что у них на уме?<span>
Так сказал Гарри папа Рона, сразу перед отправлением поезда. И правда, не стоит доверять вещам, которые имеют хоть какой-то интеллект. Пусть мышь – это не вещь, но теперь я, наверное, с каждым годом буду все подозрительней и подозрительней смотреть на своего кота – мало ли, вдруг он не тот, за кого себя выдает…</span><span>10/10, конечно же. И да, я тоже полюбила Сириуса Блэка.</span>
Он написал сказку для своего племянника, которая учила мальчика честности и мужества.
Вот илицетворения, надеюсь помогла
Туда лезет только тридцать
цифрами нельзя в кроссвордах писать
Фамилия, имя ______________________________________________
ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 1
1.Укажи значение слова «светлица».
— открытая веранда — светлая парадная комната в доме — спальня
2. Что хотела сделать первая девица, если бы стала царицей?
— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя
— помогать царю управлять страной — родить богатыря
— устроить пир на весь крещёный мир
3. Что хотела сделать вторая девица, если бы стала царицей?
— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя
— помогать царю управлять страной — родить богатыря
— устроить пир на весь крещёный мир
4. Что хотела сделать третья девица, если бы стала царицей?
— на весь мир наткать полотна — во всём слушаться царя
— помогать царю управлять страной — родить богатыря
— устроить пир на весь крещёный мир
5. Кем царь Салтан сделал старшую сестру?
— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой
6. Кем царь Салтан сделал среднюю сестру?
— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой
7. Кем царь Салтан сделал младшую сестру?
— царицей — поварихой — ткачихой — нянькой
8. Кто кому стал завидовать?
— старшая и средняя сестра – младшей — младшая и средняя – старшей
— младшая – старшей и средней — старшая – младшей и средней
9.Куда уехал царь Салтан?
— на охоту — в путешествие — на войну
10. Укажи значение слова «аршин».
— старинная русская мера длины, равная 71 см
— старинная русская мера длины, равная 107 см
— старинная русская мера веса, равная 3 кг 450 г
— старинная русская мера веса, равная 4 кг 273 г
11. О чём хотела царица сообщить мужу в своём послании?
— что у неё всё по-прежнему — что она родила богатыря
— что она родила неведому зверюшку — что её обижают сёстры
12. Каким посланием было заменено её письмо?
— что царица болеет — что царица родила неведому зверюшку
— что у царицы всё хорошо — что царица злая и неблагодарная
13. Укажи значение слова «грамота» (в этом тексте).
— письмо — официальный документ — ложное, обманное письмо
14. Укажи значение слова «указ».
— приказ — письмо, где указано, как надо действовать
— постановление верховного органа власти, имеющее силу закона
15. Какой ответ отправил царь Салтан?
— бросить царицу и ребёнка в воду — ждать его возвращения
— наказать ткачиху и повариху
16. Что произошло с царским посланием?
— оно было заменено на другое — оно было доставлено по назначению
— вообще не было доставлено никакого послания
17. Кто посадил царицу и ребёнка в бочку и бросил в воду?
— ткачиха, повариха и сватья баба Бабариха — царь — бояре — витязи
18. Куда вынесла волна царицу и сына?
— на берег соседней страны — принесла обратно
— на необитаемый остров — на остров, где был большой город
19. Какое оружие сделал себе царевич?
— копьё — томагавк — бумеранг — дубину — лук
20. Укажи значение слова «лук» (в этом тексте).
— старинное колющее или метательное оружие на древке
— оружие для метания стрел в виде гибкой дуги, стянутой тетивой
— ударное метательное оружие у индейцев Северной Америки
21. Укажи значение слова «зыбь».
— лёгкая волна — высокая волна — воздушный поток
22. Кого юноша увидел на острове?
— чайку и ворона — лебедя и ястреба — лебедя и коршуна
— утку и селезня — утку и орла
23. Что он сделал?
— убил ястреба — убил коршуна — убил ворона
— убил орла — убил селезня
24. Укажи значение слова «клёв».
— гортанный крик — коготь — клюв
25. Укажи значение слова «чародей».
— злой человек — колдун — главный колдун — царь, умеющий колдовать
26. Что сказала царевичу лебедь?
— зря ты это сделал — ты убил чародея и спас девицу
— ты убил очень злую птицу
27. Укажи значение слова «маковка» (церкви).
— купол церкви — колокольня — крест на куполе церкви
28. Укажи значение слова «град».
— город — крепость — монастырь
29. Что увидели царица с сыном на следующее утро?
— роскошный завтрак — россыпь драгоценных камней
— прекрасный город — тридцать трёх богатырей
30. Кем стал царевич?
— царём — князем — королём — принцем
31. Укажи значение слова «колымага».
— большая телега — небольшая крытая повозка — большая старинная карета
32. Укажи значение слова «двор» (в этом тексте).
— придворные, ближайшие к царю или князю люди
— площадь вокруг царских или княжеских палат — царские или княжеские палаты
Фамилия, имя ______________________________________________
ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 2
1. Кто прибыл к царевичу в гости?
— другие царевичи — странствующие рыцари — купцы — крестьяне
2. Чему юноша опечалился?
— его обидели гости — он не был доволен своим городом
— он хотел видеть отца — он хотел видеть всех своих родственников
3. В кого в первый раз превратился Гвидон?
— в муху — в шмеля — в комара — в пчелу — в осу
4. Укажи значение слова «престол».
— трон царя или князя — большое красивое кресло
— возвышение со ступеньками в большом помещении
5. Объясни значение выражения «привальный остров».
— остров, на котором живут люди
— остров, к которому можно пристать кораблю
— остров, мимо которого опасно проплывать
6. Укажи значение слова «терем».
— высокая укреплённая башня — княжеский дворец
— в Древней Руси: жилое помещение в верхней части дома или дом в виде башни
7. Укажи значение слова «изумруд».
— слиток золота — украшение — драгоценный камень
8. О чём рассказывали царю корабельщики?
— о белке с золотыми орешками — об острове Гвидона
— о своих приключениях — о коне златогривом
9. Чего захотел царь?
— получить белку с золотыми орешками — посетить остров Гвидона
— познакомиться с тридцатью тремя богатырями — пуститься в странствие
— получить коня златогривого
10. О чём рассказала повариха?
— о прекрасной царевне — о тридцати трёх богатырях
— о белке с золотыми орешками — о Сивке-бурке — о Красной Шапочке
11. Зачем?
— чтобы потешить царя — чтобы он не отправился путешествовать
— чтобы он не поехал к Гвидону — чтобы он прогнал гостей
12. Что сделал князь Гвидон?
— укусил повариху в нос — укусил повариху в глаз — укусил царя в бровь
13. Объясни значение выражения «в свой удел».
— в свой срок — в свои владения — на свою беду
14. Почему он снова опечалился?
— захотел получить белку с золотыми орешками
— захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря
— захотел получить в жёны прекрасную царевну
— захотел помириться с отцом
— захотел побывать в дальних странах
— захотел увеличить свои владения
15. Кого привела князю лебедь в первый раз?
— коня златогривого — серого волка — белку
— тридцать трёх богатырей — прекрасную царевну
16. Укажи значение слова «дьяк».
— стражник в Древней Руси — чиновник в Древней Руси
— вельможа в Древней Руси
17. Кто прибыл в гости к князю во второй раз?
— другие царевичи — царь Салтан — царь Дадон — купцы
18. В кого во второй раз превратился Гвидон?
— в муху — в шмеля — в комара — в пчелу — в осу
19. Укажи значение слова «булат».
— сталь, меч из этой стали — дорогая ткань, одежда из этой ткани
— драгоценный камень, украшение из этого камня
20. О чём рассказали корабельщики царю?
— о коне златогривом — о тридцати трёх богатырях
— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками
— о своих приключениях — о молодильных яблоках
21. Чего захотел царь?
— получить белку с золотыми орешками
— чтобы тридцать три богатыря ему служили
— посетить остров Гвидона — пуститься в странствия
— получить златогривого коня — съесть молодильные яблоки
22. О чём рассказала ткачиха?
— о прекрасной царевне — о тридцати трёх богатырях
— о белке с золотыми орешками — о Сивке-бурке — о сестрице Алёнушке
23. Зачем?
— чтобы потешить царя — чтобы он не отправился путешествовать
— чтобы он не поехал к Гвидону — чтобы он прогнал гостей
24. Что сделал князь Гвидон?
— укусил ткачиху в нос — укусил ткачиху в глаз — укусил царя в бровь
25. Укажи значение слова «восвояси».
— прочь — домой, к себе — как можно дальше
26. Почему он снова опечалился?
— захотел получить белку с золотыми орешками
— захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря
— захотел получить в жёны прекрасную царевну
— захотел помириться с отцом
— захотел побывать в дальних странах
— захотел увеличить свои владения
27. Кого привела князю лебедь во второй раз?
— коня златогривого — серого волка — белку
— тридцать трёх богатырей — прекрасную царевну
28. Укажи значение слова «витязь».
— воин — богатырь — стражник — волшебник
29. Укажи значение слова «четами».
— небольшими группами — парами — по-трое
30. Объясни значение выражения «обходить дозором».
— сторожить — производить разведку — рассматривать, любоваться
Фамилия, имя ______________________________________________
ТЕСТ ПО СКАЗКЕ «О ЦАРЕ САЛТАНЕ» 3 класс ЧАСТЬ 3
1. Укажи значение слова «холят».
— ухаживают, окружают заботой — вкусно кормят — стерегут
2. Укажи значение слова «унимает».
— ругает — наказывает — успокаивает, усмиряет — прогоняет
3. Укажи значение слова «ретивый».
— нежный, чувствительный — храбрый — буйный
4. Кто прибыл в гости к князю в третий раз?
— царь Салтан — царь Мафусаил — царь Дадон — купцы
5. В кого в третий раз превратился Гвидон?
— в муху — в шмеля — в комара — в пчелу — в осу
6. О чём рассказали корабельщики царю?
— о коне златогривом — о Кощее Бессмертном
— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками
— об острове Гвидона и о тридцати трёх богатырях
— о своих приключениях — о молодильных яблоках
7. Укажи значение слова «пеняет».
— ругает кого-нибудь — хвалит кого-нибудь
— укоряет кого-нибудь — поучает кого-нибудь
8. Чего захотел царь?
— получить белку с золотыми орешками
— чтобы тридцать три богатыря ему служили
— посетить остров Гвидона — пуститься в странствия
— получить златогривого коня — съесть молодильные яблоки
9. Укажи значение слова «бает».
— говорит — лает — ругает — спорит
10. О чём рассказала Бабариха?
— о прекрасной царевне
— о тридцати трёх богатырях
— о белке с золотыми орешками
— о молочной реке с кисельными берегами
— о золотом острове с алмазными скалами
11. Зачем?
— чтобы потешить царя — чтобы он не отправился путешествовать
— чтобы он не поехал к Гвидону — чтобы он прогнал гостей
— чтобы выманить царя из дома
12. Что сделал князь Гвидон?
— укусил бабариху в нос — укусил бабариху в глаз — укусил царя в бровь
13. Почему он снова опечалился?
— захотел получить белку с золотыми орешками
— захотел, чтобы ему служили тридцать три богатыря
— захотел получить в жёны прекрасную царевну
— захотел помириться с отцом
— захотел побывать в дальних странах
14. О чём предупредила князя лебедь?
— что его ждут большие трудности — что жена не рукавица
— что ему надо опасаться врагов — что царевна может ему не понравиться
15. В чём князь стал её уверять?
— что он никого не боится — что он со всеми справится
— что он мечтает жениться на прекрасной царевне
— что он любит отца и готов его простить
16. Что ответила ему лебедь?
— что царь Салтан скоро приедет
— что князю предстоит решающая битва
— что царевна – это она и есть
17. Что произошло с ней после этого?
— превратилась в лягушку — растворилась в воздухе
— превратилась в прекрасную девицу
18. Что сделали князь и царевна?
— поссорились — обвенчались — отправились к Салтану
— решили подождать со свадьбой один год
19. Кто прибыл в гости к князю в четвёртый раз?
— царь Салтан — царь Берендей — царь Дадон — купцы — пираты
20. Объясни значение выражения «неуказанный товар».
— редкий товар — дорогой товар — запрещённый товар
21. Почему на этот раз князь Гвидон не отправился к царю Салтану?
— остался с женой — побоялся — постеснялся
— его не пустили — ему надоело
22. О чём рассказали корабельщики царю?
— о коне златогривом
— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками
— об острове Гвидона и о тридцати трёх богатырях
— о своих приключениях — о молодильных яблоках
— об острове Гвидона и о белке с золотыми орешками, о тридцати трёх богатырях и о прекрасной девице
23. Что сделал царь Салтан, услышав рассказ?
— решил немедленно ехать к Гвидону — решил идти войной на Гвидона — решил остаться дома — решил пуститься в дальние странствия
24. Как встретил князь Гвидон царя Салтана?
— сердито — молча — с радостным восклицанием
25. Узнал ли царь Салтан царицу?
— да, сразу — нет, так и не узнал — узнал, но не сразу
— узнал, когда она призналась, кто она такая
26. Объясни значение выражения «дух в нём занялся».
— ему стало трудно дышать от чего-нибудь
— он очень обрадовался — он очень испугался
27. Укажи значение слова «насилу».
— сердито, со злостью — с большим трудом — с большим удивлением
28. Чем закончилась сказка?
— наказанием царя Салтана — радостным пиром
— наказанием ткачихи, поварихи и Бабарихи
Скачать обзор:
В произведении автор рассказывает историю одной семьи. Выразительный поэтический язык Пушкина создаёт яркие образы и сказочный мир, в который читатель погружается с головой. Именно эту сказку считают вершиной сказочного творчества Пушкина.
«Это самое универсальное искусство, потому что одинаково нравится шестилетнему ребёнку и культурнейшему читателю стихов шестидесяти лет. Понимания не требуется, воспринимается оно прямо, бесспорно, непосредственно», — так сказал о произведении литературный критик Д. П. Мирский.
Сказка Пушкина действительно подходит не только детям, она актуальна для всех возрастов и может рассматриваться на разных уровнях понимания. Ниже представлен краткий обзор произведения, который можно использовать для читательского дневника.
Место действия
Сюжет сказки разворачивается в волшебном мире. Основные события происходят в двух локациях: в вымышленном прибрежном государстве, которым управляет царь Салтан , и на некогда безлюдном, малопригодном для жизни острове, где возникает величественный город, ставший вотчиной князя Гвидона.
В тексте присутствует топоним — остров Буян. Это название встречается в русском фольклоре, где есть упоминания, что на этом острове растет дуб о четырех ветвях. В сказке также фигурирует дуб — это единственное, что было на острове на момент прибытия туда героев.
Есть версия, что прообразом острова Буяна является реально существующий остров Рюген, в настоящее время принадлежащий Германии.
Морские просторы — также одно из мест действия в произведении. Море играет важную роль в повествовании. В тексте оно обозначается как Окиян, созвучно слову «океан», но пишется с большой буквы, как будто это название водоёма.
О чем произведение? Очень краткий пересказ
Царь Салтан услышал разговор трёх сестёр, каждая из которых сказала, что бы она сделала, «кабы была царицей». Он выбирает себе в жены ту, которая хотела родить ему сына. Других двух назначает при дворе ткачихой и поварихой.
Сестры строят козни новоявленной царице. Когда рождается ребенок, они перехватывают гонца с радостной вестью и отправляют другое письмо, будто бы царица родила вместо богатыря «неведому зверушку». В результате ещё одной подмены письма Царицу и дитя сажают в бочку и отправляют в море на верную смерть.
Бочку вынесло на берег необитаемого острова, где Гвидон спасает от коршуна красивого лебедя. Птица обещает его отблагодарить и оказывает помощь: наутро на острове Буяне возникает славный город. Гвидон становится князем и хочет повидаться с отцом.
Лебедь помогает ему незаметно отправиться в царство Салтана. Трижды с помощью Лебеди Гвидон вслед за торговыми кораблями купцов, обернувшись насекомым, летает во владения отца.
Купцы рассказывают царю о чудесах, которые они во время торговых плаваний видели на острове Буяне, и каждый раз ткачиха с поварихой и старой сватьей Бабарихой спорят, что есть чудо ещё более расчудесное.
Гвидон присутствует при разговорах, пребывая в облике то комара, то мухи, то шмеля. Он наказывает своих теток за скверные характеры, нанося им болезненные укусы.
Первый раз узнает он о чудо-белке, что грызет орешки с золотой скорлупой и изумрудными ярдами. По возвращению рассказывает об этом Лебеди, и следующий день белка оказывается у него на острове, возле княжеского дворца.
На второй раз тетки говорят о тридцати трех красавцах-богатырях. Лебедь являет Гвидону и это чудо.
В третий раз речь идет о заморской девице невиданной красоты, у неё «месяц под косой блестит, и во лбу звезда горит». Гвидон захотел взять её в жены.
Выясняется, что это и есть сама Лебедь. На глазах Гвидона она превращается в девушку. Князь женится. Вскоре царь Салтан посещает чудо-остров, встречается с женой и сыном. Семья воссоединяется. Ткачиха, повариха и сватья разоблачены. Царь на радостях отпускает их домой.
Характеристика героев
Царь Салтан
Царь Салтан — правитель сказочного государства. С одной стороны, он могущественный владыка, справедливый, честный, добрый, с другой стороны, доброта и бесхитростность не позволяют ему видеть в ком-либо коварство и подлость. Царь, узнав «странную» новость о рождении ребенка, мудро велит ждать его возращения, хочет приехать и разобраться во всем сам, однако коварные заговорщицы его обыграли.
Салтан оказывается доверчивым и простодушным, он не заподозрил своячениц — явных интриганок и злодеек. Более того, проявил слабохарактерность, дважды уступая ткачихе и поварихе с бабой Бабарихой в своём желании навестить чудный остров. А ведь сердце его рвалось туда. Однако в конце сказки Салтан показывает волю, задаваясь вопросом: «Кто я, царь или дитя?». И отправляется к Гвидону.
Считается, что в образе царя есть отсылка к правителям восточных государств, о чем говорит его имя «царь Салтан». Формулировка, встречающаяся в дипломатических источниках в отношении монархов исламских стран, в частности, султана Османской империи — «турецкий царь салтан».
Князь Гвидон
Князь Гвидон — сын царя Салтана, вырастает богатырем, как и обещала царица. Характеристики этого персонажа Пушкин указывает в полном названии произведения: «славный и могучий». Он внешне красив и силен, а в душе добр, благороден и справедлив. Находясь в сложной жизненной ситуации, он вступился за слабого — спас лебедя, за что и был вознагражден. Гвидон хорошо воспитан, он благодарный сын, уважает и ценит свою мать, становится для неё надежной опорой и поддержкой. Князь не знает, что их с матерью бросили в море вовсе не по приказу отца, он не ведает о происках своих тёток, но, тем не менее, зла на родителя не держит, тоскует о нём. От отца — царя Салтана — Гвидон унаследовал лучшие качества: он становится достойным правителем острова Буяна.
Царица
Жена царя Салтана, мать князя Гвидона. Она добрая и сильная женщина, стойко принявшая удары судьбы. В ней воплощён обобщенный образ матери: «…над ребёнком, как орлица над орлёнком». Царица горячо любит своего сына, верит в него, поддерживает во всем. В отличие от сестер, она не мечтала о богатстве, и статус царицы не был её целью. Героиня хотела любить и подарить этому миру хорошего человека. Она справилась с этой миссией, отлично воспитав сына.
Ткачиха с поворихой
Ткачика и повариха — отрицательные персонажи, сестры царицы, тетки князя Гвидона. Это коварные, эгоистичные особы, ими движет зависть и обида. Ради собственных интересов эти женщины способны обречь на страдание других, умело манипулируют мужчинами, будь это хоть сам царь.
Баба Бабариха
Баба Бабариха — пожилая женщина, именуемая сватьей. В тексте есть упоминание, что Гвидону она приходится бабушкой.
Слова сват и сватья используются как для обозначения человека, устраивающего брак, и выступающего посредником между женихом и невестой, так и родственной связи — родителя одного из супругов.
Вероятно, Бабариха может быть матерью царя Салтана, в некоторых критических обзорах представлена как мать трех сестер.
Сватья Бабариха — отрицательный персонаж, заодно с ткачихой и поварихой помогает извести царицу и её сына. В тексте Пушкина три отрицательные героини часто упоминаются в связке: «Ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой».
Имя героини позаимствовано из фольклора. Баба Бабариха встречается в языческих заговорах. При этом созданный Пушкиным персонаж признается исследователями оригинальным и уникальным для традиции русской сказки.
Царевна Лебедь
Царевна Лебедь — молодая, невероятно красивая девушка, обратившаяся птицей. Она обладает магическими способностями. Благодарная и бескорыстная героиня творит чудеса во благо, чтобы помочь своему спасителю — князю Гвидону. Приняв человеческое обличие, Лебедь становится любимой и любящей женой. Подробно описывается внешность и манеры царевны: «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит», «величава, выступает слово пава», «речь-то говорит, будто реченька журчит».
«Красавица-оборотень» — распространенный тип персонажа для русских сказок. В литературе и в фольклоре в разные эпохи было создано немало подобных героинь, от Царевны-лягушки до девицы-голубицы Маруси из сказки «Про Федота-стрельца» Л. А. Филатова, советского актера и поэта. Пушкинская Царевна-Лебедь — один из известнейших персонажей в этом ряду.
Корабельшики
Купцы или корабельщики — коллективное действующее лицо, путешественники и торговцы. В сюжете играют важную роль, являются связующим звеном между Салтаном и Гвидоном. Они источники новостей и слухов. Остров Буян лежит на пути их маршрута «в царство славного Салтана», Гвидона они посещают «проездом».
Тридцать три богатыря и Черномор
Тридцать три богатыря — братья Царевны Лебеди, морские витязи, живущие в Окияне, охраняют остров князя Гвидона.
Черномор — дядька и предводитель богатырей, добрый и милейший старичок, олицетворение воинского братства и безопасности.
В творчестве Пушкина персонаж с таким именем встречается дважды, колдуна в поэме Руслан и Людмила также зовут Черномором. Эти персонажи не просто разные, они противоположны друг другу. В «Руслане и Людмиле» Черномор — отрицательный персонаж, главный злодей. Почему Пушкин назвал двух совсем разных героев одним именем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Исследователи считают, что эти герои не связаны, и даже их имена имеют разное происхождение. Имя «предводителя богатырей» из «Сказки о царе Салтане» связывают с самой очевидной ассоциацией — Черным морем – теплым водоёмом на юге России.
Коршун
Коршун — злой волшебник. Обернувшись птицей, он пытался убить лебедя — прекрасную царевну. Гибнет от рук Гвидона. «Ты не коршуна убил, чародея погубил», — говорит ему лебедь.
Подробный пересказ содержания с цитатами из сказки
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком», — так начинается сказка. Каждая из них говорит о том, что сделала бы, если бы стала царицей. Первая обещает наткать полотна на весь мир, вторая приготовить пир, а третья девица молвила: «Я б для батюшки царя родила богатыря». Салтан подслушал этот разговор и выбрал себе в жены третью девушку. «Здравствуй красная девица, говорит он, будь царица! И роди богатыря мне к исходу сентября».
Двум оставшимся сестрам он велит ехать вместе с ним и с сестрой. «Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха».
Свадьбу сыграли в тот же вечер:
«Царь Салтан на пир честной сел с царицей молодой».
Ткачиха плачет, повариха злится, «завидуют оне государевой жене».
«А царица молодая, дела в даль не отлагая, с первой ночи понесла».
Салтан должен ехать на войну. Он прощается с женой и велит себя поберечь. Приходит время родов. «Сына бог им дал в аршин». Царица посылает Салтану письмо с доброй вестью. А ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой велят перехватить гонца с письмом и отправляет другого. Царю приходит послание:
«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь,
Не мышонка, не лягушку
А неведому зверушку».
Царь разгневался, чуть было не повесил гонца, но остыл и велел «ждать царева возвращения для законного решения». Сестры встречают гонца, напаивают его допьяна и в «суму его пустую суют грамоту другую».
Гонец приносит приказ, в котором велено «и царицу и приплод тайно бросить в бездну вод». Царицу с ребёнком посадили в бочку и пустили в Окиян.
Плывет бочка по морю, в ней плачет и бьется царица, а ребенок растет не по дням, а по часам. Дитя обращается к волне и просит о спасении:
«Ах волна моя, волна!
Ты гульлива и вольна…
………………………………..
Не губи ты нашу душу:
Выплесни ты нас на сушу!»
Бочку прибивает к берегу. Пришло спасение. Осталось выбраться из бочки.
«Сын на ножки поднялся, в дно головкой оперся, поднатужился немножко,…вышиб дно и вышел вон».
Мать и сын оказываются на пустынном острове, где растет лишь один дуб, остальное — долина, кругом — море. Сын срывает с дуба ветку и делает лук, чтоб добыть «добрый ужин».
«И пошел на край долины у моря искать дичины».
Подойдя к морю, он видит, что «бьется лебедь средь зыбей, коршун носится над ней», хищник «когти распустил, клюв кровавый навострил». Царевич запускает стрелу в шею коршуна. Тот падает в море и тонет.
Лебедь «молвит русским языком»: «Ты, царевич, мой спаситель» и просит его не тужить, что остался без еды, обещает отблагодарить и сослужить добрую службу.
«Ты не лебедь ведь избавил, девицу в живых оставил»
Лебедь улетает. Сын с матерью ложатся спать без ужина. На утро царевич просыпается и видит перед собой большой красивый город, обнесенный белой стеной, за которой «блещут маковки церквей и святых монастырей». Он будит мать подивиться чуду. Это лебедь ему так за спасение отплатила.
Сын и мать идут к городу, проходят через ограду, к ним валит народ, пышный двор встречает их. Царевича объявляют в городе правителем, с благословения матери он стал княжить «и нарекся князь Гвидон».
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет; он бежит себе в волнах, на раздутых парусах».
Корабельщики плывут мимо острова знакомым маршрутом и очень удивляются, увидев «новый город златоглавый». Они решают пристать. Князь Гвидон встречает их, зовет в гости, кормит, поит и «ответ держать велит»: «Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?».
Корабельщики отвечают, что едут прямо на восток, «мимо острова Буяна, в царство славного Салтана». Гвидон желает им доброго пут и велит передать поклон царю.
Проводив купцов, князь опечалился, он хочет видеть отца. Вдруг видит — «средь синих вод лебедь белая плывет». Спрашивает лебедь князя, в чем причина его печали.
«Грусть-тоска меня съедает, одолела молодца, видеть я б хотел отца», — отвечает он птице.
Лебедь приходит ему на помощь, превращает князя в комара, и он летит в море вслед за кораблем, в царство Салтана, на свою родину.
Царь Салтан встречает гостей, зовет их в гости. «И за ними во дворец полетел наш удалец».
Начинает царь расспрашивать путешественников: «Ладно за морем иль худо, и какое в свете чудо?». Корабельщики рассказывают ему о чуде. Знавали они остров, который раньше был пустынный, «не привальный, не жилой». А теперь стоит на нём новый город со дворцом, и правит в этом городе князь Гвидон.
Молвит царь :
«Коль жив я буду, чудный город посещу, у Гвидона погощу».
А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой не хотят его отпускать. Город на острове — вовсе не чудо, считает повариха. Она рассказывает царю о настоящей диковинке: где-то в лесу есть ель, под елью «белка песенки поёт, да орешки все грызет, а орешки не простые, всё скорлупки золотые, ядра — чистый изумруд».
Салтан дивится чуду, а Гвидон гневается и кусает тетку-повариху прямо в правый глаз. Повариха окривела, обмерла, сестры вместе со слугами пытаются поймать комара, но он вылетел в окошко и отправился домой.
На острове своём князь Гвидон ходит у берега опечаленный. В море появляется лебедь. Говорит ей князь, что хотел бы «чудо дивное завесть». И рассказывает про белку, о которой слышал у Салтана. А лебедь ему обещает помочь: «Рада службу оказать тебе я в дружбу».
Вернулся князь домой, только ступил на двор, а ель уже там, под елью белка «золотой грызет орех… и… поёт… при всём народе: Во саду ли, в огороде».
Вновь купцы проезжают мимо острова, гостят у князя Гвидона и видят новое чудо. Князь передает поклон царю Салтану»
В эпизодах с приездом корабельщиков на остров авторский текст повторяется рефреном.
Проводив гостей, князь опять идет к морю. Там его встречает лебедь, обрызгивает водой, князь становится мухой, «полетел и опустился между моря и небес на корабль — и в щель залез».
«Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана.
И желанная страна
Вот уж издали видна»
Царь приглашает корабельщиков в гости, за ними влетает Гвидон в образе мухи. Он видит отца, тот сидит «с грустной думой на лице». Вновь расспрашивает царь гостей о чудесах. Те ему и об острове рассказывают, и о городе, и о чудо-белке. Возле белки поставили стражу, велели «строгий счет орехам весть», а из скорлупок льют монету.
Захотел Салтан опять в гости к Гвидону, а ткачиха давай его отговаривать: «Что тут дивного, ну вот, белка камушки грызет». И рассказывает она ему про другое диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге.
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря,
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Царь дивится чуду, а разозленный Гвидон садится поварихе на левый глаз. Та вскрикнула и тут же окривела. Бросились все «ловить и давить» муху, а князь в окошко вылетел и вернулся в свой удел.
Вновь встречается он с лебедью и говорит ей о новом чуде, которое хотел бы «на свой остров перенесть», чтоб заманить в гости отца.
Лебедь ему отвечает:
«Не тужи душа моя, это чудо знаю я. Эти витязи морские все ведь братья мне родные».
Князь, забравшись на башню, видит, как море «расплескалось в шумном беге и оставило на бреге в чешуе как жар горя, тридцать три богатыря». Он сбегает с башни встречать гостей.
Черномор обращается к князю:
«Нас сестра к тебе прислала и наказом наказала славный город твой хранить и дозором обходить».
Богатыри обещают каждый день выходить на берег острова, после чего возвращаются в море.
Повторяется эпизод с приездом корабельщиков, следующих «мимо острова Буяна в царство славного Салтана». Их взору предстало новое чудо. Князь Гвидон, передав поклон Салтану собирается идти за ними, направляется к берегу, на этот раз лебедь обращает его шмелем. Он улетает вслед за купцами, проникает с ними в палаты отца.
Приехав к Салтану, купцы повторяют ему всё сказанное ранее и про город и про белку, добавляя, что теперь остров охраняют тридцать три богатыря под предводительством Черномора.
Засобирался царь на остров. Ткачиха с поварихой на сей раз молчат, в дело вступает Бабариха, отвлекая внимание царя новым чудом: «За морем девица есть, что не можно глаз отвесть». Гости молчат, не желая спорить с бабой. Гвидон злится, «но жалеет он очей старой бабушки своей», кружит вокруг неё, жалит в нос и улетает.
Услышанное дает князю новый повод для кручины, он задумался о создании семьи. «Все женатые, гляжу, не женат лишь я хожу», — сетует он Лебеди и рассказывает о чудо-девице.
Гвидон хочет взять в жены именно её. Лебедь советует ему подумать: есть такая девица, но характер у неё непростой. Готов ли князь жениться именно на ней? Гвидон тверд в своём решении и готов «душою страстной» за своей невестой идти хоть за «тридевять земель».
Далеко идти не придется. «Знай, близка судьба твоя, ведь царевна эта — я», — признается Лебедь.
Гвидон обнимает красавицу-царевну, прижимает к груди и ведет в палаты «к матушке своей» просить благословения на брак. «Мать с иконой чудотворной слезы льет и говорит: Бог вас, дети, наградит». Царица одобряет выбор сына.
В очередной приезд купцов Гвидон знакомит их со своей красавицей-женой, передает поклон Салтану и напоминает, что тот «в гости обещался, а доселе не собрался». У Салтана купцы вновь твердят ему о чудесах, что видели на острове, которым правит Гвидон, говорят о его красавице-жене и передают упрек, что не едет в гости.
«Тут уж царь не утерпел, снарядить он флот велел». Салтан не стал на этот раз слушать женщин. «Нынче ж еду», — заявил он и топнул ногой.
Князь Гвидон смотрит в окно и видит, как «из лазоревой дали показались корабли», приближался флот царя Салтана.
«Матушка моя родная,
Ты, княгиня молодая,
Поглядите-ка туда —
Едет батюшка сюда».
Салтан пристает к острову, выходит на берег, с ним «ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой, удивляются оне незнакомой стороне». Гвидон выходит их встречать и ведет в город.
Салтан видит всё, о чем ему говорили. У ворот стоят 33 богатыря, с ними дядька Черномор, во дворе ель, под елью белка песенки поёт, золотой орех грызет, и засеян двор золотою скорлупой. Встречают гости княгиню-красавицу, а она ведет с собой свекровь.
Узнал Салтан в старшей княгине-матери свою царицу, заплакал, обнял жену и сына. Ткачиха, повариха и Бабариха спрятались по углам, «их нашли насилу там». Они расплакались и повинились. Царь был рад, что встретил свою семью, простил их и отправил домой.
Закатили пир.
«Я там был; мед, пиво пил — и усы лишь обмочил».
Анализ сказки
История создания
Александр Сергеевич Пушкин очень любил русские сказки, которые ему в детстве рассказывала няня Арина Родионовна, он вдохновлялся ими.
Сочиняя свои произведения, он опирался на фольклор. Одним из главных первоисточников «Сказки о царе Салтане» принято считать русскую народную сказку «По колено ноги в золоте, по локоть руки в серебре». Однако сказка Пушкина не прямая авторская интерпретация этого фольклорного произведения, писатель добавил многое «от себя», использовал сюжеты и образы из других сказок. К тому же ряд литературоведов указывает, что у сказки могли быть и другие первоисточники, в том числе зарубежные.
Известно несколько вариантов записи сюжета будущей сказки, самый ранний датирован 1822 годом. Он считается стартовой точкой в работе над произведением. Это был период Южной ссылки, Пушкин пребывал в Кишинёве. Запись очень схематична.
Более подробное описание сюжета, сделанное в Михайловском в 1824 году, восходит к рассказам Арины Родионовны. В период с 1824 по 1826 сказка обрастает новыми подробностями, автор добавляет в неё волшебные элементы.
Вновь Пушкин возвращается к работе в 1828 году. Завершает написание сказки в 1831 году, известна точная дата — 9 августа.
В печати сказка впервые увидела свет в сборнике «Стихотворения» 1832 года.
Одним из друзей Пушкина был известный поэт В. А. Жуковский, в творческом наследии которого также немало сказочных произведений, основанных на фольклорных сюжетах и первоисточниках западных авторов. Считается, что между коллегами и приятелями возникло своеобразное соперничество в написании сказок, которое подстегивало и вдохновляло Пушкина.
Жанр
Произведения писателей-сказочников относят к жанру литературной сказки. Они бывают волшебными и поучительными. По большому счету такое деление условно, наличие волшебства — одна из характерных особенностей сказочного жанра, и почти во всех сказках, в том числе русских народных, есть назидание — «добрым молодцам урок».
В тексте, сюжете, манере изложения, композиционном построении присутствуют жанрово-стилистические черты, присущие сказкам:
- приключенческий элемент в сюжете: путешествие в бочке и чудесное спасение;
- чудеса и превращения: герои произведения принимают облик животных, птиц, насекомых;
- борьба добра со злом, в которой побеждает добро; четкое деление персонажей на отрицательных и положительных;
- сюжеты сказок зачастую строятся вокруг числа три: схожие события или явления повторяются именно три раза;
- в тексте сказки присутствуют рефрены: повторение одних и тех же фрагментов текста, что также характерно для многих русских народных сказок;
- наличие «героя-помощника», обладающего магической силой: царевна-Лебедь. В сказках женский персонаж-помощница также, как правило, является невестой или супругой главного героя.
«Я там был; мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», — типичная концовка сказки, которую в несколько измененном виде использовал Пушкин.
Сказка Пушкина написана в XIX веке на фольклорной основе. Этим определяется такая особенность произведения, как сочетание христианского и языческого. В тексте есть обращение к Богу, упоминания о храмах, монастырях, чудотворной иконе. При этом топонимы, имена позаимствованы из языческих заговоров, олицетворение и «одушевление» неживой природы — тоже языческая черта.
Язык и стиль
Размер стиха сказки — четырёхстопный хорей с парной рифмовкой, такой размер больше соответствовал народной поэзии. Стилизуя текст под фольклорную традицию, автор использует устаревшие словоформы, устойчивые выражения, встречающиеся в фольклорных текстах: гости-господа, царь-батюшка. Для усиления выразительности в сказках часто употребляют «двойные выражения», объединяя схожие по значению слова, например, «грусть-тоска».
Средства выразительности в сказке:
- Эпитет — красочное определение. Чаще всего эпитеты выражены прилагательными, сказка Пушкина — пример использования существительных как эпитетов: голубушки-сестрицы, царь-отец и т. п.
- Метафора — употребление слова в переносном значении.
Примеры метафор: «в бездну вод» (то есть на глубину, в глубокое море), «маковки церквей» (купола), «грезы ночи» (мечты, видения, сны), «стрела запела» (т. е. засвистела в полёте).
- Гипербола — художественное преувеличение: «И растет ребенок там не по дням, а по часам».
- Олицетворение — описание неодушевленных предметов через свойства и выражения, характерные для одушевленных и употребляемые в переносном значении.
Пример олицетворения: «послушалась волна».
Какие темы поднимает?
Семья и человеческие взаимоотношения
Семья и человеческие взаимоотношения — центральная тема, она положена в основу сюжета. В непринужденной сказочной форме Пушкин разворачивают семейную драму. Все центральные персонажи произведения являются родственниками друг другу, но между ними нет взаимопонимания, виной тому и слабохарактерность царя, зависть и вредительство сестер.
Преследуя свои интересы, человек в жизни часто пренебрегает чувствами и желаниями самых близких, родных людей, что приводит к печальным последствиям.
Совсем с другой стороны тему семейных ценностей, взаимоуважения и поддержки иллюстрируют отношения матери и сына — царицы и Гвидона, показывая читателю положительный, вдохновляющий пример.
Произведение Пушкина — сказка, а сказка, как известно, «ложь, да в ней намек». Если применить её сюжет к реальности, он оказывается актуальным и для современности: человеческая зависть не изжита.
Нравственные темы
Через образы и поступки героев автор поднимает нравственные темы. Он в неприглядном свете показывает низость и коварство. Доброта, честность и благородство, напротив, выглядят привлекательными. Зависть, корысть и злоба до добра не доводят, рано или поздно человек поплатится за свои неблаговидные поступки и помыслы. А доброта, бескорыстие и благородство открывают человеку путь к счастью.
Каждый человек может совершить ошибку, оказаться во власти лжи, главное — найти в себе силы исправить ситуацию и попросить прощения. К такому выводу подводит история царя Салтана.
Государство и цивилизация
Эта серьёзная и сложная тема, в простой, доступной форме представленная в пушкинском тексте. Через поэтический текст воссоздается обобщенная модель цивилизации, иллюстрируется экономическая и политическая жизнь.
- Купцы ведут международную торговлю, являются носителями важной информации, рассказывают царю о «чудесах».
- Царь уходит на войну — это суровая необходимость политики любого государства, тем более во времена Пушкина.
- Чудеса символизируют важные государственные составляющие.
- Белка — это казна, источник богатства и стабильности, 33 богатыря и Черномор — армия, обеспечивающая безопасность и благополучие.
- Царевна Лебедь — супруга государя, его верная помощница.
Государственное и человеческое
Государственное и человеческое сочетается в фигуре правителя. Монарх представлен как обычный человек со своими слабостями, недостатками, бытовыми и семейными проблемами. Салтан в целом славный правитель, но ему не хватает жёсткости.
Именно поэтому в домашнем окружении ему осмеливаются перечить бабы. Они же, зная прекраснодушие царя, не побоялись пойти на страшный подлог и прступление. Излишняя мягкость царя стала причиной его семейной трагедии и могла привести и к государственному краху.
Гвидон — волевой правитель, хотя и добр, как отец. Он богатырь, как и задумывала его мать. Богатыри имеют характер героический. В семье князя Гвидона и в княжестве его всё благополучно.
Идея и мораль
«На чужом несчастье счастья не построишь», — гласит русская пословица, которая хорошо отражает смысл произведения Пушкина. «Сказка о царе Салтане» прививает понятие о справедливости, учит быть благодарным, не завидовать, помогать другим, стойко преодолевать трудности, уметь слышать и слушать других, но не поддаваться чужому влиянию. Вот основные выводы,к которым приводит сказка.
Экранизации
Сюжет Пушкина трижды становился основой для произведений кинематографа и мультипликации. Первым считается черно-белый мультфильм 1943 года.
Более известен анимационный фильм режиссера И. Иванова-Вано, выпущенный студией «Союзмультфильм» в 1984 году.
В «большом кино» это произведение в 1966 году воплотил режиссер Александр Птушко.
Современная попытка экранизации была предпринята студией «Союз Навона» в 2012 году. Роль царя Салтана должен был исполнить известный комедийный актер Юрий Стоянов. Однако этот проект оказался нереализованным, фильм не завершен.
Скачать обзор: