Кто придумал рассказ дубровский

Kнига icon.png
Дубровский

Pushkin Dubrovsky 1919.jpg

Основная информация
Название
Дубровский
Автор
Александр Сергеевич Пушкин
Годы написания
21 октября 1832 — 6 февраля 1833 года
Число глав
19
Жанр
Разбойничий роман
Страна
Российская империя
Язык
Русский
Первое издание
1841

Дубровский — незаконченный русский разбойничий роман, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году, изданный в 1841 году. Повествует о борьбе двух помещичьих семейств и о любви их потомков — Марии Троекуровой и Владимира Дубровского.

История создания

Пушкина вдохновил на написание романа рассказ своего приятеля Павла Воиновича Нащокина о том, как он «видел небогатого дворянина-белоруса с фамилией Островский, который судился с соседом за землю, позже был лишён имения и собрал из крестьян банду разбойников». В ходе написания романа фамилию главного героя было решено заменить с Островского на Дубровского.

Название романа выбрали издатели при первой публикации. В рукописи Пушкина вместо названия стояла дата начала работы над романом — 21 октября 1832 года. Последняя глава датировалась 6 февраля 1833 года.

Сюжет

Богатый, своенравный и очень влиятельный русский барин Кирила Петрович Троекуров, прихотям которого угождают все жители села Покровского, от имени которого трепещут все чиновники, поддерживает товарищеские отношения со своим бывшим товарищем по службе — бедным и независимым дворянином Андреем Гавриловичем Дубровским.

В один из вечеров, когда Кирила Петрович пригласил Андрея Гавриловича посмотреть на его новую псарню, один из холопьев Троекурова нагрубил Дубровскому. Тот покидает Покровское и заявляет, что пока Троекуров не отдаст этих холопьев, он больше не вернётся. Взбешённый Троекуров подаёт в суд на Дубровского и подкупает чиновников, в результате чего суд отдаёт Кистенёвку, село Андрея Дубровского в собственность Кирилы Петровича. У Андрея происходит нервный срыв, в результате чего он теряет сознание и его уводят.

Одна из крестьянок Андрея Гавриловича, бывшая няня Владимира Дубровского, пишет ему в Петербург письмо с просьбой навестить больного отца. Владимир, виня себя в том, что он слишком мало времени проводил с отцом, выпрашивает отпуск от кадетского корпуса и уезжает в Кистенёвку. Через какое-то время после приезда в Кистенёвку Владимира, Троекуров решается прийти к Андрею Гавриловичу с извинениями. Андрей, увидев через окно своего заклятого врага, теряет дар речи и теряет сознание. Владимир Дубровский велит передать Троекурову, чтобы тот убирался вон. В эту же минуту Андрей Дубровский погибает от сердечного приступа. Через несколько дней на похороны Дубровского приезжают чиновники, чтобы ввести Троекурова в права владения Кистенёвкой, однако крестьяне отказываются подчиняться Троекурову и устраивают бунт, а также пытаются расправиться с чиновниками. Младший Дубровский в итоге останавливает крестьян.

Ночью Андрей застаёт в своём доме кузнеца Архипа, который намеревается сжечь чиновников заживо. Дубровский отговаривает его от этого и выводит всех людей, чтобы сжечь дом. Он посылает Архипа отпереть двери, чтобы приказные смогли выйти, но кузнец не повинуется и запирает дверь. Дубровский поджигает дом и быстро со всеми сбегает, а чиновники сгорают вместе с домом.

Все подозрения в поджоге дома и убийстве чиновников падают на Владимира Дубровского. Троекуров посылает донесение губернатору, дабы полиция поймала Дубровского, но тут новое событие отвлекает всех от наследника барина — в губернии завелись разбойники, которые грабят богатых помещиков, но владения Троекурова, как ни странно, остаются нетронутыми, что наталкивает народ на мысль, что предводителем всех разбойников является Дубровский. Через какое-то время Троекуров нанимает для своего сына Саши учителя по французскому языку — месье Дефоржа. Дубровский находит Дефоржа и подкупает его, а сам прикидывается учителем. Красота Маши Троекуровой, дочери Кирилы Петровича поражает «учителя». Троекуров решает подкинуть ему испытание, затолкав «Дефоржа» в клетку с медведем. Тот хладнокровно убивает медведя выстрелом в ухо, что производит огромное впечатление на Кирилу Петровича и в особенности на его дочь.

Гости в храмовый праздник съезжаются в дом Троекурова. Когда речь заходит о Дубровском, помещик Антон Пафнутьевич Спицын признаётся, что дал на суде ложные показания в пользу Кирилы Петровича. Другая богатая дама сообщает, что её приказчик, посланный на почту с двумя тысячами рублей для её сына, сообщил, что его ограбил Дубровский. Приказчик был уличён во лжи человеком, выдавшим себя за друга покойного мужа этой дамы. Деньги обнаружились в сундуке приказчика. Когда вечер закончился, Антон Пафнутьевич Спицын, наслышанный о храбрости учителя-француза изъявляет желание спать в одной комнате с Дефоржем, дабы его не ограбил Дубровский. «Дефорж» соглашается. Уже ночью Антон Пафнутьевич просыпается от сильного шума. Он видит, что перед ним стоит «Дефорж» с пистолетом. «Учитель» сообщает Антону Пафнутьевичу, что он и есть Дубровский и объясняет, что он нашёл француза на почтовой станции и дал ему десять тысяч рублей взамен на бумаги учителя. В доме Троекурова все полюбили его и не подозревали, кем он является на самом деле. Спицын рано утром покидает имение Троекурова, ничего не сказав об ночном проишествии. 

«Дефорж» приглашает Машу на свидание в сад. Он сообщает, что скоро вынужден будет уйти и что он на самом деле Дубровский. Дубровский говорит Маше, что если случится беда, ей следует положить кольцо в дупло одного из дубов. Троекуров зовёт Машу и сообщает, что выяснилось, что Дефорж и есть Дубровский.

50-летний князь Верейский возвращается с чужих земель в своё имение Арбатово. Он наносит визит Троекурову и вскоре они договариваются о женитьбе Верейского с Машей Троекуровой, чему последняя была очень не рада, но отец не обращает внимания на её точку зрения.

Маша сидит в своей комнате, думая о браке со старым князем. Вдруг она вспомнинает о письме, которое ей подкинул Дубровский. В письме написано: «Вечером, в десять часов на прежнем месте». Дубровский уговаривает Машу прибегнуть к его покровительству. Та пытается затронуть чувства отца и заставить его отменить свадьбу, но тщетно. Она пишет письмо Верейскому с просьбой отменить сватство и отказаться от её руки, но это лишь усугубляет положение. Кирила Петрович в ярости назначает свадьбу на следующий день, не обращая внимания на просьбы Маши. Тогда она заявляет, что прибегнет к защите Дубровского. Кирила Петрович уходит, заперев Машу и приказав ни в коем случае не выпускать её. Тогда Маша просит своего брата Сашу положить кольцо в дупло дерева. Тот выполняет её просьбу, но деревенский мальчишка пытается завладеть кольцом. Между ними завязывается драка. Садовник приходит на помощь Саше и притаскивает мальчишку к Кириле Петровичу. Под угрозами порки, Саша рассказывает о поручении Маши. Кирила Петрович о чём-то догадывается и приказывает отпустить мальчишку.

В доме идут приготовления к свадьбе. Машу ведут в церковь, где её уже ожидает жених. Начинается венчание, молодожёны вскоре едут в Арбатово, как вдруг на карету Верейского совершается нападение. Человек в маске раскрывает двери и говорит Маше, что она свободна, но та отвечает, что уже дала клятву перед Богом всегда быть с Верейским. Верейский достаёт пистолет и ранит Дубровского. Князя хватают разбойники и намереваются убить, но Дубровский велит им не делать этого. Дубровский теряет сознание и его уводят.

В лагере разбойников в лесу пробивают тревогу, на них совершено нападение армии. Под командованием Дубровского разбойники наносят поражение военным. Дубровский и разбойники исчезают, ходят слухи, что Дубровский сбежал за границу.

Незакоченное продолжение

В майковском сборнике сочинений и черновиков Пушкина сохранились наброски третьего тома романа.

« Кн<язь> Вер<ейский> visite (зачёркнуто) — 2 visite (зачёркнуто). Сватовство — Свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь М. К. — Смерть к. Верей<ского> — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка

― Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина»

»

Пушкинисты считают, что Дубровский должен был вернуться в Россию после смерти Верейского, чтобы воссоединиться с Машей Троекуровой. Возможно, он притворялся англичанином. Однако на Дубровского поступил донос, связанный с его разбойничеством и в дело вмешался полицмейстер. Дальше должна была произойти некая развязка, однако о ней ничего не написано, поэтому можно строить лишь теории.

Критика

Литературоведы отмечают сходство романа с произведениями Вальтера Скотта. Анна Ахматова ставила «Дубровского» ниже всех творений Пушкина:

« Вообще считается, что у П<ушкина> нет неудач. И всё-таки «Дубровский» ― неудача Пушкина. И слава Богу, что он его не закончил. Это было желание заработать много, много денег, чтобы о них больше не думать. «Дуб<ровский>», оконч<енный>, по тому времени был бы великолепное «чтиво». <…> …оставляю целые три строки для перечисления того, что там есть соблазнительного для читателя.

― Из записной книжки Анны Ахматовой

»

«Дубровский»: история создания

Книга "Дубровский"В 30-е годы начинается новый этап в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. От романтических героев и картин писатель переходит к реалистическим зарисовкам, стремясь показать действительность такой, какая она есть. Его начинают волновать проблемы российского общества, которым он посвящает один из своих самых известных романов «Дубровский».

Документальная основа романа

Однажды, беседуя со своим приятелем П. В. Нащокиным, Пушкин услышал историю бедного белорусского дворянина Павла Островского, который владел небольшим селом в Минской губернии. Во времена войны 1812 года документы на владение имением сгорели. Богатый сосед молодого Островского воспользовался этим, отнял у юноши родной дом. Крестьяне Островского подняли бунт, отказавшись подчиниться новому хозяину, и предпочли разбойничать. По слухам юный дворянин сначала подался в учителя, а потом примкнул к своим бывшим подданным. За разбой его арестовали, но Павел сумел сбежать из-под стражи и скрыться. Дальнейшая судьба этого человека, так же, как и Дубровского, главного героя пушкинского романа, неизвестна.

Ситуация Островского так поразила Пушкина, что он тотчас решил написать о благородном разбойнике роман, первоначально дав главному герою имя его отчаянного, удалого прототипа.

Создание произведения

Работу над ним Александр Сергеевич начинает в 1832 году. В черновиках писателя помечается место событий – Козловский уезд Тамбовской губернии. Именно там произошла ещё одна реальная история, которая нашла отражение в романе: полковник Крюков выиграл судебное дело о принадлежности имения у своего соседа поручика Мартынова. Судебные тяжбы с подобными исходами происходили неоднократно. По всей России у небогатых помещиков отбирали имения более состоятельные дворяне. Вопиющая несправедливость суда в подобной ситуации возмущала Пушкина, он решился описать похожую ситуацию с максимально тонкими деталями. Среди жертв именитых и беспринципных соседей-аристократов был и помещик Дубровский. Эту звучную фамилию Александр Сергеевич выбрал для своего благородного героя.

Над произведением Пушкин трудился в течение года. Последние записи черновиков датируются 1833 годом.

Как роман появился в печати

Пушкин так и не успел завершить роман о благородном разбойнике. Даже окончательного названия произведению автор не дал (вместо заглавия в черновиках стоит просто дата «21 октября 1821 года»). В печати произведение появилось после гибели великого поэта, в 1841 году. Такова история создания романа «Дубровский».

Но исследователи пушкинских черновиков обнаружили у него продолжение повествования. По замыслу писателя пожилой князь Верейский должен был умереть, а Дубровский – вернуться в Россию, скрывать свою личность, быть разоблачённым и потом снова бежать. Если бы Александр Сергеевич не погиб, возможно, финал у романа был бы счастливым.

Если вам понравилась история возникновения романа «Дубровский», то можете прочесть о создании других произведений поэта. Например, поэмы «Медный всадник», стихотворения «Зимнее утро», романа «Евгений Онегин».

Любите русскую литературу и читайте А.С. Пушкина!

Dubrovsky

Pushkin Dubrovsky 1919.jpg

Dubrovsky, illustrated by Boris Kustodiev, 1919

Author Alexander Pushkin
Original title Дубровский
Country Russia
Language Russian
Genre Novel

Publication date

1841
Media type Print (Hardback & Paperback)
ISBN 1-84391-053-5 (recent paperback edition)
OCLC 52056603

Dubrovsky (Russian: «Дубровский») is an unfinished novel by Alexander Pushkin, written in 1832 and published after Pushkin’s death in 1841. The name Dubrovsky was given by the editor.

Plot summary[edit]

Andrei Dubrovsky is an old poor nobleman whose land is confiscated by a greedy, rich and powerful aristocrat, Kirila Petrovitch Troekurov. His young son Wladimir, determined to venge his father and to get justice one way or another, gathers a band of serfs and goes on the rampage, stealing from the rich and giving to the poor. Along the way, Wladimir Dubrovsky falls in love with Masha, Troekurov’s daughter, and lets his guard down, with tragic results.

Editions and translations[edit]

  • «The Works of Alexander Pushkin». Lyrics, Narrative poems, Folk tales, Plays, Prose. Selected and edited, with an introduction by Avrahm Yarmolinsky. New York: Random House [1936]. viii, 893 p. Contents: Introduction. Lyrics and ballads <…> Dubrovsky. Egyptian nights (all translated by T. Keane). The Captain’s daughter (translated by Natalie Duddington).
  • Reprinted: Unto myself I reared a monument, translated by Babette Deutsch, in Russki golos, New York, 1937, Feb. 7, sec. 1, also in Moscow News, Moscow, 1937, v. 7, no. 7, p. 3, also in Moscow Daily News, Moscow, 1937, no. 29, p. 3.
  • Behold a sower went forth to sow. Verses written during a sleepless night. Work, Parting, all translated by Babette Deutsch, in Russki golos, New York, 1937, Feb. 21, p. 5. Excerpts from Evgeny Onegin, translated by Babette Deutsch, in Moscow Daily News. Moscow, 1937, no. 33. p. 2, 4,
  • The Snowstorm reprinted in Moscow Daily News, 1937, no. 34–36.
  • «The Captain’s daughter and other tales…», Translated, with an introduction, by Natalie Duddington. London: J. M. Dent & Sons, Ltd.; New York: E. P. Dutton & Co., 1933. xi, 266 p. (Everyman’s library). Contents: Introduction. Bibliographical notes. The Captain’s daughter. The Queen of spades. Dubrovsky. Peter the Great’s negro. The Station-master. Reviewed by Ben Ray Redman in Books, New York, v. 10, Feb. 11, 1934, p. 12.
  • «Dubrovsky». (In: Tales from the Russian [translated by Mrs. Sutherland Edwards?]. London: Railway and General Automatic Library [1892]) A copy in British Museum.
  • «Dubrovski; a tale of old Russia… «Translated by Reginald Merton. (The Argosy. London, 1928. 8°. v. 4, no. 27, p. 33—54).
  • The Lady peasant. Dubrovsky; translated by T. Keane. (In: The Omnibus of romance… edited by John Grove [pseud, of John R. Colter]. New York: Dodd, Mead & Company, 1931. 594 p.) A copy in Circulation Department.
  • The Prose tales of A. Pushkin; translated by T. Keane. London: G. Bell and Sons, Ltd., 1894. 402 p. 8°. Copy in British Museum.
  • Contents: The Captain’s daughter. Dubrovsky. Queen of spades. Amateur peasant girl. The Shot. The Snowstorm. The Postmaster. The Coffin-maker. Kirdjali. Authority: W. S. Sonnenschein, A reader’s guide to contemporary literature. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1895, p. 587.
  • Reprinted with the addition of The Egyptian nights and Peter the Great’s negro in Bohn’s Standard Library, London, in 1896, 1911, 1916. Copy of 1896 edition in Library of Congress. A copy of 1916 edition. Authority for 1911 edition on verso of t.-p. of 1916 edition.
  • Another edition issued in London by G. Bell and Sons In 1914, and reprinted in 1919, 1926. Authority for 1914 and 1919 editions on verso of 1926 edition. A copy of 1914 edition in the Library of Congress.
  • Also published by the Macmillan Company, New York in 1894, 1896, 1914. Authority: American catalog, 1890—1895, p. 358; 1895—1900, p. 399, and the Cumulative book index, v. 18, p. 618.
  • Also published under title: «The Captain’s daughter and other tales», by Hodder and Stoughton, London, in 1915. Copy in Circulation Department. Reprinted in 1916. Authority: English catalog, 1916/20, p. 918.
  • Also published in 1925 by Harcourt, Brace and Company. New York. Authority: Cumulative book index, v. 28, p. 1009.
  • «Dubrovsky and Egyptian Nights» by Alexander Pushkin. Translated by Robert Chandler, with foreword by Patrick Neate,

Hesperus Press, October 2003, Paperback, English, ISBN 1-84391-053-5.

Film, TV or theatrical adaptations[edit]

  • Dubrovsky (opera) by Eduard Nápravník (1839–1916), premiered on January 15, [OS January 3] 1895, St Petersburg.
  • The Eagle, silent film
Director: Clarence Brown
Producer: John W. Considine, Jr./Art Finance Corp.
Writer: Hans Kraly (scenario)
Main Cast: Rudolph Valentino, Vilma Bánky, Louise Dresser, James A. Marcus
Cinematography: George Barnes, Dev Jennings
Distributed by: United Artists
Release date: November 8, 1925 (USA)
Country: USA
Running Time: 80 min.
  • Dubrovsky, film, romantic adventure drama
Director: Alexander V. Ivanovsky
Main Cast: Boris Livanov, Nikolai Monakhov, Galina Grigoryeva, Vladimir Gardin, Mikhail Tarkhanov
Release Year: 1935
Country: Soviet Union
Running Time: 75 min.
  • Black Eagle (Aquila nera), feature film
Director: Riccardo Freda
Main Cast: Rossano Brazzi, Irasema Dilián, Gino Cervi
Minor Cast: Gina Lollobrigida
Release Year: 1946
Country: Italy
Running Time: 97 min.
  • Dubrowsky, feature film
Director: William Dieterle
Main Cast: John Forsythe, Rosanna Schiaffino, William Dieterle
Release Year: 1959
Country: Italy / Yugoslavia
Running Time: 115 min.
  • Noble Brigand Vladimir Dubrovsky, TV series
Director: Vyacheslav Nikiforov
Main Cast: Mikhail Yefremov, Marina Zudina, Vladimir Samoylov, Kirill Lavrov
Release Year: 1989
Country: Soviet Union
  • Dubrovskiy, feature film and TV mini-series
Director: Alexander Vartanov and Kirill Mikhanovsky
Writers: Konstantin Chernozatonsky, Mikhail Brashinsky
Main Cast: Danila Kozlovsky, Igor Gordin, Klavdiya Korshunova, Yuriy Tsurilo
Producer: Evgeniy Gindilis
Cinematography: Vsevolod Kaptur, Anastasiy Mikhailov
Composer: Aleksey Aygi
Release Year: 2014
Country: Russia
Running Time: 123 min. (film), 5 episodes of 42 min. each (TV mini-series)

External links[edit]

  • (in Russian) «Дубровский» available at Russian Virtual Library
  • Dubrovsky public domain audiobook at LibriVox (in multiple languages)
  • read light novel, transl. by Natalie Duddington.
  • Dubrovskiy (1936) at IMDb
  • Il Vendicatore (1958) at IMDb
  • Blagorodnyy razboynik Vladimir Dubrovskiy (1989) at IMDb
  • Epub version (Spanish)
Dubrovsky

Pushkin Dubrovsky 1919.jpg

Dubrovsky, illustrated by Boris Kustodiev, 1919

Author Alexander Pushkin
Original title Дубровский
Country Russia
Language Russian
Genre Novel

Publication date

1841
Media type Print (Hardback & Paperback)
ISBN 1-84391-053-5 (recent paperback edition)
OCLC 52056603

Dubrovsky (Russian: «Дубровский») is an unfinished novel by Alexander Pushkin, written in 1832 and published after Pushkin’s death in 1841. The name Dubrovsky was given by the editor.

Plot summary[edit]

Andrei Dubrovsky is an old poor nobleman whose land is confiscated by a greedy, rich and powerful aristocrat, Kirila Petrovitch Troekurov. His young son Wladimir, determined to venge his father and to get justice one way or another, gathers a band of serfs and goes on the rampage, stealing from the rich and giving to the poor. Along the way, Wladimir Dubrovsky falls in love with Masha, Troekurov’s daughter, and lets his guard down, with tragic results.

Editions and translations[edit]

  • «The Works of Alexander Pushkin». Lyrics, Narrative poems, Folk tales, Plays, Prose. Selected and edited, with an introduction by Avrahm Yarmolinsky. New York: Random House [1936]. viii, 893 p. Contents: Introduction. Lyrics and ballads <…> Dubrovsky. Egyptian nights (all translated by T. Keane). The Captain’s daughter (translated by Natalie Duddington).
  • Reprinted: Unto myself I reared a monument, translated by Babette Deutsch, in Russki golos, New York, 1937, Feb. 7, sec. 1, also in Moscow News, Moscow, 1937, v. 7, no. 7, p. 3, also in Moscow Daily News, Moscow, 1937, no. 29, p. 3.
  • Behold a sower went forth to sow. Verses written during a sleepless night. Work, Parting, all translated by Babette Deutsch, in Russki golos, New York, 1937, Feb. 21, p. 5. Excerpts from Evgeny Onegin, translated by Babette Deutsch, in Moscow Daily News. Moscow, 1937, no. 33. p. 2, 4,
  • The Snowstorm reprinted in Moscow Daily News, 1937, no. 34–36.
  • «The Captain’s daughter and other tales…», Translated, with an introduction, by Natalie Duddington. London: J. M. Dent & Sons, Ltd.; New York: E. P. Dutton & Co., 1933. xi, 266 p. (Everyman’s library). Contents: Introduction. Bibliographical notes. The Captain’s daughter. The Queen of spades. Dubrovsky. Peter the Great’s negro. The Station-master. Reviewed by Ben Ray Redman in Books, New York, v. 10, Feb. 11, 1934, p. 12.
  • «Dubrovsky». (In: Tales from the Russian [translated by Mrs. Sutherland Edwards?]. London: Railway and General Automatic Library [1892]) A copy in British Museum.
  • «Dubrovski; a tale of old Russia… «Translated by Reginald Merton. (The Argosy. London, 1928. 8°. v. 4, no. 27, p. 33—54).
  • The Lady peasant. Dubrovsky; translated by T. Keane. (In: The Omnibus of romance… edited by John Grove [pseud, of John R. Colter]. New York: Dodd, Mead & Company, 1931. 594 p.) A copy in Circulation Department.
  • The Prose tales of A. Pushkin; translated by T. Keane. London: G. Bell and Sons, Ltd., 1894. 402 p. 8°. Copy in British Museum.
  • Contents: The Captain’s daughter. Dubrovsky. Queen of spades. Amateur peasant girl. The Shot. The Snowstorm. The Postmaster. The Coffin-maker. Kirdjali. Authority: W. S. Sonnenschein, A reader’s guide to contemporary literature. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1895, p. 587.
  • Reprinted with the addition of The Egyptian nights and Peter the Great’s negro in Bohn’s Standard Library, London, in 1896, 1911, 1916. Copy of 1896 edition in Library of Congress. A copy of 1916 edition. Authority for 1911 edition on verso of t.-p. of 1916 edition.
  • Another edition issued in London by G. Bell and Sons In 1914, and reprinted in 1919, 1926. Authority for 1914 and 1919 editions on verso of 1926 edition. A copy of 1914 edition in the Library of Congress.
  • Also published by the Macmillan Company, New York in 1894, 1896, 1914. Authority: American catalog, 1890—1895, p. 358; 1895—1900, p. 399, and the Cumulative book index, v. 18, p. 618.
  • Also published under title: «The Captain’s daughter and other tales», by Hodder and Stoughton, London, in 1915. Copy in Circulation Department. Reprinted in 1916. Authority: English catalog, 1916/20, p. 918.
  • Also published in 1925 by Harcourt, Brace and Company. New York. Authority: Cumulative book index, v. 28, p. 1009.
  • «Dubrovsky and Egyptian Nights» by Alexander Pushkin. Translated by Robert Chandler, with foreword by Patrick Neate,

Hesperus Press, October 2003, Paperback, English, ISBN 1-84391-053-5.

Film, TV or theatrical adaptations[edit]

  • Dubrovsky (opera) by Eduard Nápravník (1839–1916), premiered on January 15, [OS January 3] 1895, St Petersburg.
  • The Eagle, silent film
Director: Clarence Brown
Producer: John W. Considine, Jr./Art Finance Corp.
Writer: Hans Kraly (scenario)
Main Cast: Rudolph Valentino, Vilma Bánky, Louise Dresser, James A. Marcus
Cinematography: George Barnes, Dev Jennings
Distributed by: United Artists
Release date: November 8, 1925 (USA)
Country: USA
Running Time: 80 min.
  • Dubrovsky, film, romantic adventure drama
Director: Alexander V. Ivanovsky
Main Cast: Boris Livanov, Nikolai Monakhov, Galina Grigoryeva, Vladimir Gardin, Mikhail Tarkhanov
Release Year: 1935
Country: Soviet Union
Running Time: 75 min.
  • Black Eagle (Aquila nera), feature film
Director: Riccardo Freda
Main Cast: Rossano Brazzi, Irasema Dilián, Gino Cervi
Minor Cast: Gina Lollobrigida
Release Year: 1946
Country: Italy
Running Time: 97 min.
  • Dubrowsky, feature film
Director: William Dieterle
Main Cast: John Forsythe, Rosanna Schiaffino, William Dieterle
Release Year: 1959
Country: Italy / Yugoslavia
Running Time: 115 min.
  • Noble Brigand Vladimir Dubrovsky, TV series
Director: Vyacheslav Nikiforov
Main Cast: Mikhail Yefremov, Marina Zudina, Vladimir Samoylov, Kirill Lavrov
Release Year: 1989
Country: Soviet Union
  • Dubrovskiy, feature film and TV mini-series
Director: Alexander Vartanov and Kirill Mikhanovsky
Writers: Konstantin Chernozatonsky, Mikhail Brashinsky
Main Cast: Danila Kozlovsky, Igor Gordin, Klavdiya Korshunova, Yuriy Tsurilo
Producer: Evgeniy Gindilis
Cinematography: Vsevolod Kaptur, Anastasiy Mikhailov
Composer: Aleksey Aygi
Release Year: 2014
Country: Russia
Running Time: 123 min. (film), 5 episodes of 42 min. each (TV mini-series)

External links[edit]

  • (in Russian) «Дубровский» available at Russian Virtual Library
  • Dubrovsky public domain audiobook at LibriVox (in multiple languages)
  • read light novel, transl. by Natalie Duddington.
  • Dubrovskiy (1936) at IMDb
  • Il Vendicatore (1958) at IMDb
  • Blagorodnyy razboynik Vladimir Dubrovskiy (1989) at IMDb
  • Epub version (Spanish)

История создания романа «Дубровский» Пушкина: прототипы героев

старик Дубровский видит в окно Кирилу Троекурова
Художник Б. М. Кустодиев

Роман «Дубровский» является одним из самых известных произведений А. С. Пушкина, написанных в прозе.

В этой статье представлена история создания романа «Дубровский»: прототипы героев, интересные факты из истории написания и т.д.

История создания романа «Дубровский» Пушкина

Исследователям известны точные даты создания романа «Дубровский», так как сам Пушкин в рукописи проставил даты под каждой главой и иногда даже в середине глав.

Работа над романом «Дубровский» началась 21 октября 1832 г. К 11 ноября 1832 г. Пушкин написал восемь глав. После перерыва он снова начал писать 14 декабря. Последняя глава была закончена 6 февраля 1833 г.

«История Пугачева», а затем «Капитанская дочка» надолго отвлекли Пушкина и помешали ему закончить «Дубровского». Из черновиков Пушкина видно, что роман «Дубровский» остался неоконченным. Произведение не имело названия.

Роман «Дубровский» был впервые напечатан только после смерти Пушкина — в 1841 г.

Прототипы героев романа «Дубровский» 

В основе романа «Дубровский» лежат несколько реальных историй, произошедших во времена Пушкина.

Дело Муратова и Крюкова

Пушкину было известно одно печальное дело «О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову, состоящим Тамбовской губернии Козловской округи сельце Новопанском».

В суде шла речь об имении Новоспасском, которое состояло из 186 душ крепостных. Это имение было продано 70 лет назад, в  1759 г., отцом Крюкова отцу Муратова. Таким образом, в деле правда была на стороне Муратова. Однако документ о праве на имение («купчая крепость») сгорел у Муратовых во время пожара в 1790 г.

Поручик Муратов не смог предоставить в суд никаких документов. Он объяснял чиновникам, что в архивах уездного суда должна храниться купчая крепость на его имение. Но чиновники оставили это без внимания.

Судебная тяжба длилась около 6 лет (1826-1832 годы). В конце концов в 1832 году суд встал на сторону влиятельного господина Крюкова и присудил ему имение. Муратов же пропустил срок аппеляции и безвозвратно потерял свое имение. Помимо этого Крюков потребовал от Муратова все доходы от имения за прошедшие 70 лет, которые он якобы потерял. Однако суд не удовлетворил эту просьбу. 

Знакомый Нащокина, Д. В. Короткий, сделал для Пушкина выписку из судебного дела об отобрании имения у Муратова. Копию этого дела Пушкин вставил в рукопись романа «Дубровский». В романе Пушкина поручик Муратов носит фамилию Дубровского, а Крюков — Троекурова. 

Дело Островского

Также известна другая, похожая история, которую Пушкин услышал от своего приятеля П, В. Нащокина осенью 1832 года в Москве.

Это трагическая история небогатого белорусского дворянина Островского. Богатый сосед отсудил у Островского отцовское имение, по праву принадлежащее семье Островских.

Бездомный, доведенный до нищеты, Островский со своими крестьянами начал мстить чиновникам, которые оставили его ни с чем. В результате Островский стал разбойником. Однако в конце концов его поймали и посадили в тюрьму.

Друг Пушкина, Нащокин, лично видел Островского, когда тот сидел в остроге. История Островского легла в основу романа «Дубровский»: об этом говорит тот факт, что в первоначальном тексте романа Пушкин называет героя Островским, а не Дубровским.

Это были материалы об истории создания романа «Дубровский»: прототипы героев, интересные факты из истории написания и т.д.

Обращение А.С. Пушкина к прозе явилось вполне закономерным в процессе развития его творческого гения. Пушкин признавался в «Евгении Онегине»: «…Лета к суровой прозе клонят…». Одним из великих прозаических произведений А.С. Пушкина стал роман «Дубровский». Многие исследователи творчества поэта указывают на его незавершенность. Однако незавершенность художественного произведения всегда относительна, «незавершенность не означает недосказанность». При изучении прозы Александра Сергеевича стоит особое внимание уделить истории создания романа «Дубровский».

Начало создания романа

Работу над романом Александр Сергеевич начал в 1832 году. Известна точная дата начала создания произведения – 21 октября, так как Пушкин, сам ставил даты в черновике по мере написания романа. Произведение осталось незавершенным, работу над ним писатель прекратил в 1833 году. Название «Дубровский» роман получил при выходе в свет уже после смерти его великого автора. Существует множество теорий о причине прерывания Пушкиным создания «Дубровского». Некоторые исследователи его творчества считают, что он оставляет работу над романом, поскольку понимает, что в рамках жанра западноевропейского романа о благородном разбойнике ему не решить художественных проблем русской жизни. Известно, что черновые заметки писателя содержали наброски по содержанию третьего тома. (Вдовство Марьи Кирилловны, возвращение Дубровского на Родину для воссоединения с любимой).

Реальные прототипы главного героя

В основу произведения легла история, которую Пушкин услышал от своего приятеля, о бедном дворянине Островском, имение которого было отсужено зажиточным соседом, имевшим огромное влияние в местном обществе. Островский остался без гроша и был вынужден стать разбойником. Вместе со своими крестьянами он грабил богатых помещиков и чиновников. Позже его схватили и посадили в острог. Именно там и познакомился с ним товарищ Пушкина Нащокин. Эта история послужила основой для создания сюжетной линии романа. В пользу этой версии говорит то, что первоначально в своих черновиках Пушкин дал главному герою фамилию Островский.

Вторая версия гласит, что прототипом Дубровского послужил поручик Муратов, историю которого Пушкин узнал, находясь в Болдине. Имение Новоспасское, принадлежавшее семье Муратова в течение семидесяти лет, было признано собственностью подполковника Крюкова, отец которого в свое время продал его отцу Муратова. Такое решение суд принял, основываясь на том, что никаких бумаг, доказывающих его законное право владения имением, обвиняемый предоставить не смог, так как они были утеряны при пожаре, а обжалование приговора со стороны Муратова так и не поступило. Судебный процесс длился в течение многих лет и решился в пользу влиятельного истца Крюкова.

Жанр произведения

При создании «Дубровского» Пушкин обращается к популярному в то время жанру разбойничьего или авантюрного романа. Он был наиболее характерен для западноевропейской литературы, но Пушкину удалось создать произведение, соответствующее всем тонкостям этого направления. Благородный разбойник, вызывающий сочувствие к своей судьбе и ненависть к тем, кто толкнул его на этот путь.

Заключение

В основу романа «Дубровский» легли реальные истории людей, столкнувшихся с предвзятостью судебной системы и не сумевших противостоять ей.

Действие безжалостной и беспринципной судебно-чиновничьей государственной системы и жизнь русской деревни с массовыми народными сценами, — все это нашло свое место в «Дубровском».

Другие материалы по роману «Дубровский»:

Краткое содержание

Характеристика Владимира Дубровского

Характеристика Троекурова

Почему Владимир Дубровский стал разбойником

Как Дубровский стал Дефоржем

Качества Дубровского, открытые по прибытию в Покровское

Как озаглавить главы в романе

История создания Дубровского

Осенью 1832 г. друг поэта Нащёкин рассказал ему о некоем небогатом дворянине, у которого влиятельный сосед через подкупленных им судей отобрал поместье. В отместку, доведённый до отчаяния помещик, организовал из своих крестьян шайку разбойников и начал заниматься разбоев, начав со своего соседа и продажных судей.

Фамилия помещика была Островский. Сей жизненный сюжет настолько заинтересовал поэта, что вскоре появился роман о благородном разбойнике. Однако роман не был полностью закончен, автор даже не успел его озаглавить. Опубликовано произведение было буквально сразу после гибели поэта в 1841 г. и издатель сам назвал роман по имени главного героя «Дубровский».

Главная идея, которая пронизывает всё произведение – это защита собственного достоинства, своей чести. Личное оскорбление, нанесённое владельцу небольшого поместья Андрею Гавриловичу Дубровскому, становится причиной смертельной вражды между семьями. За честь отца вступается его сын Владимир. Лишившись наследственного родового поместья, он становится разбойником. Но, даже преступив закон, главный герой, остаётся человеком чести.

Также в произведении автор поднял довольно болезненный для того времени проблему, когда молодые люди не могли самостоятельно решать свою судьбу, подчиняясь воле родителей.

«Дубровский» относится к жанру социального романа. Основная мысль, которую доносит до читателя автор – закон в России против денег и связей отступает. Люди чести не находят себе места в таком обществе.

В произведении раскрывается и тема народного бунта, но не в таком широком масштабе, как в описании пугачёвского восстания. Крестьяне бунтуют не ради своего помещика, вопрос справедливости также далёк для их понимания. Им ближе то, что новый барин может оказаться гораздо хуже прежнего.

В романе ярко и образно показана жизнь российского помещика, два её варианта. Один представляет деспотичный Кирилла Петрович Троекуров, который ни во что не ставит достоинство окружающих. Второй – это Андрей Дубровский, человек, для которого честь и достоинство стоят на первом месте. Таких же принципов придерживается и его сын Владимир. Но и старший Дубровский при всём его благородстве и честности, не лишён склонности к самоуправству и пренебрежения к закону.

На примере этих двух дворян Пушкин показывает, что даже лучшие представители дворянского сословия считают свою волю выше закона и морали.

История создания

В основу романа положен рассказ друга Пушкина Нащёкина, который рассказал ему историю белорусского помещика Островского, у которого несправедливо отобрали землю, после чего он со своими крестьянами стал разбойником. Этот рассказ заинтересовал Пушкина, который самостоятельно нашёл ещё один подобный случай, имевший место в реальности.

Клыков &quot;Дубровский&quot;. Шкатулка. 1940
(Клыков «Дубровский». Шкатулка. 1940)

Более того, перед началом работы над романом он побывал в Нижегородской губернии в Болдино и Пскове, в которых происходили аналогичные случаи и ознакомился там с подробностями тех событий. Реальным персонажем одной из историй был пострадавший от несправедливости небогатый дворянин Муратов, у которого в результате тяжбы, в нарушение всех существующих законов, в угоду более влиятельному и богатому помещику Крюкову, было отобрано поместье. Этот случай произошёл в 1832 г., то есть поэт мог писать роман буквально со слов очевидцев.

Друг Нащокина  Д. В. Короткий, имевший доступ к бумагам, подготовил выписку из дела о лишении поручика Муратова поместья, копию которого автор внёс в рукопись. К тому же сохранились документы, в которых довольно подробно описывались прошедшие события и которые поэт подробно изучил. Таким образом, в романе Муратов стал Дубровским, а Крюков – Троекуровым. Действие романа происходит в 20 – е годы 19 – го столетия и охватывает период в полтора года.

Этапы работы

В ходе работы автор сам проставлял даты над каждой главой по мере её готовности. К «Дубровскому» Пушкин приступил 21.10.1832 г. Уже к 11 ноября того же года завершено 8 глав. Затем последовал небольшой перерыв до 14 декабря. Последняя, но как считают исследователи, не завершающая глава написана 6.02.1833 г.

После этого поэт надолго отвлёкся от романа «Историей Пугачёвского восстания». Судя по черновым наброскам, роман имел продолжение. Гибель поэта оставила его незавершённым. В 1841 г. частными издателями Глазуновым и Заикиным «Дубровский» был включён в изданный трёхтомник произведений Пушкина неопубликованных при его жизни.

Обложка книги А.С. Пушкина &quot;Дубровский&quot;, издание 1919 года
(Обложка книги А.С. Пушкина «Дубровский», издание 1919 года)

Публикация произведения

Критика романа имела абсолютно полярные мнения. Одни считали, что роман слаб. другие давали самые высокие отзывы. В числе последних В.Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, М. Горький.

Хотя есть и несколько иные мнения среди известных литературных имен. Например, Анна Ахматова считала «Дубровского» неудачей Пушкина. Но таких немного. Вообще, довольно странно звучит фраза «критика произведений Пушкина». Чтобы критиковать, надо хотя бы самому писать близкие по уровню произведения. Да и можно ли критиковать гения!?

История романа Дубровский

История романа «Дубровский», написанного А. С. Пушкиным, довольно интересна. Пытаясь отразить актуальные проблемы современного ему общества, А. С. Пушкин в основе использует реальные истории. Данный материал может помочь при подготовке к уроку литературы в 6 классе.

Годы

Создание романа «Дубровский» начинается 21 октября 1832 года. Меньше чем за месяц А. С. Пушкин написал 8 глав. Последняя написанная глава датируется 6 февраля 1833 года.

А. С. Пушкин не завершил свой роман, так как начал работать над «Капитанской дочкой». Не успел писатель и дать название своему неоконченному роману. Названо по имени главного героя произведение не автором, а первыми издателями. Роман был опубликован в 1841 году, уже после смерти А. С. Пушкина.

Замысел

А. С. Пушкин в своем романе пытался продемонстрировать общественные проблемы, присущие тому времени. Писатель стремится реалистично показать общественные и человеческие пороки.

Рассказы о том, что менее богатые дворяне лишались владений из-за связей влиятельных и богатых дворян, возмущали А. С. Пушкина, и он хотел обратить на это особое внимание.

Прототипы

А. С. Пушкин начал работу над романом «Дубровский» после того, как узнал о некоторых представителях дворянства. Писатель услышал множество историй о тех, кто столкнулся с общественной и судебной несправедливостью.

От П. В. Нащокина писатель услышал историю о тяжелой судьбе Павла Островского, у которого влиятельный сосед отсудил имение. Это произошло, потому что все документы о владении имения сгорели в пожаре, и сосед воспользовался этой ситуацией. Так, дворянин Островский остался ни с чем, и это толкнуло его на то, чтобы стать разбойником. Являясь предводителем крестьян, Островский начинает мстить всем знатным людям.

Услышав данную историю, А. С. Пушкин художественно перевоплощает ее. Первоначально главный герой романа имел фамилию Островский.

Но прототипом Дубровского становится не только Павел Островский, но и Муратов, который несколько лет боролся за свое имение. В результате того, что все документы на право владения сгорели в пожаре, Муратов остался ни с чем, так как имение перешло в руки влиятельного соседа.

Фамилию Дубровский А. С. Пушкин дает своему герою, так как этой фамилией обладал ее один дворянин, подвергнувшийся несправедливостям общества.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «История романа «Дубровский»», рассмотрит годы создания пушкинского произведения, авторский замысел и прототипы персонажей.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Дарья Калашникова

    16/16

  • Егор Тугаринов

    16/16

  • Лера Рэнделовна

    15/16

  • Эля Яковлева

    12/16

  • Марсик Ранимый

    15/16

  • Илья Шишулин

    16/16

  • Екатерина Азарова

    11/16

  • Софи Ало

    11/16

  • Егор Михалёв

    14/16

  • Ярослав Скаба

    16/16

Александр Сергеевич Пушкин, величайший поэт и писатель. Его произведения бесценны и неповторимы. В романе «Дубровский» блестяще описан не только быт и жизнь людей того времени, но и взаимоотношения между различными слоями общества, их социальные отрывы друг от друга. Не зря это произведение входит в обязательный курс литературного изучения в 6 классе школьной программы.

Содержание:

  • История создания романа «Дубровский»
  • Краткий обзор произведения
  • Образ главного героя
  • Критика
  • Заключение
  • Видео

История создания романа «Дубровский»

В основе произведения лежат жизни и судьбы реальных людей:

  • Одним из таковых стал Островский. Он был небогатым белорусским дворянином, имевший судебный процесс с соседом из-за земли. В результате тяжбы, Островский лишился своего имения. В результате чего, Островский занялся грабежом и впоследствии попал в тюрьму. Вот такую историю сообщил писателю его друг П. В. Нащекин.
  • А также Пушкину было известно еще одна не менее трагичная история одного человека. Поручик Муратов, владел имением Новоспасским, состоявшим из 186 крепостных душ. В 1759 году, имение было продано отцу Муратова, но в 1790 году, в результате пожара, документы подтверждающих право владения на имение сгорели. Поэтому новый владелец не смог доказать в суде, что была сделка по продаже имения, поэтому право собственности отошло предыдущему владельцу. В этом деле судебные чиновники не стали поднимать архивы уездного суда, в котором были доказательства на право владения имением поручиком Муратовым. Копия выписка из судебного дела легла в рукопись романа.

Эти сообщения из истории живых людей, которыми был так впечатлен Пушкин. После писательской переработки получилось целое произведение. К созданию «Дубровского» Пушкин приступил 21 октября 1832, а последняя глава датирована 6 февралем 1833 годом. К сожалению, книга так и не была закончена и не подготовлена для издания. Сама же книга не получила название от автора, ведь в оглавлении оригинала рукописи стояла только дата его начала, а название прозе дали его издатели. Впервые роман был напечатан в 1841 году после смерти Пушкина. Первое издание было подвергнуто жесткой цензуре, многое было вырезано и не допущено к изданию.

Как был создан роман Дубровский

Краткий обзор произведения

В основу романа заложен конфликт социального неравенства. С одной стороны состоятельный, богатый помещик Кирила Петрович Троекуров, весьма своенравный человек по характеру, привыкший к жестокому обращению с людьми и к тому, что все окружающие ему угождают. С другой стороны, небогатый помещик Дубровский (отец героя), которых связывает давняя дружба по службе. По отношению к Троекурову, Дубровский держится независимо и гордо. Именно их сходный характер, стал основой их дружбы и этот же характер сделал их врагами.

Однажды происходит ссора на псарне между друзьями из-за случая с одним из крепостных, который весьма дерзко подметил финансовое благополучие Дубровского. Начало будущей вражды положена, отныне бывшие друзья превращаются в непримиримых врагов.

Троекуров подает иск в губернский суд, использует свое влияние и деньги, в итоге он выигрывает дело и забирает имение Дубровского — Кистеневку. Во время суда отец Дубровского сходит с ума, поэтому сын вынужден бросить учебу в Петербурге и вернуться к тяжелобольному отцу.

После его смерти, Владимир поджигает имение вместе с судебными чиновниками и уходит на путь разбойника. Его дерзким налетам и грабежам подвергаются местные помещики, все, кроме Троекурова. Власти губернии предпринимают попытки уничтожить разбойников, но у них ничего не выходит. Дубровский распускает свою банду и отправляется за границу. На этом заканчивается повесть. Хотя некоторые исследователи считают, что в возможном пушкинском замысле дальнейшего продолжения рассказа, Дубровский возвращается в Россию для встречи с Машей, дочерью Троекурова, которая была отдана замуж за старого князя Верейского, но на него поступит донос о его старых разбойничьих делах.

О создании образа главного героя романа Дубровский

Образ главного героя

В начале повествования, главный герой под стать своему врагу: он также беззаботен, легкомысленный и чрезмерно горд. С легкостью тратит деньги своего отца, его не интересует жизнь простых крестьян. После смерти отца, Дубровский начинает понимать и ценить жизнь других людей. К нему приходит понимание об ответственности не только за свою жизнь, но и за жизнь людей, которые его окружают. Несмотря на то, что главный герой перешел за черту закона, избрал путь «злодея», он не теряет вновь приобретенные качества, остается мужественным, честным и человеком способным на высокое чувство — любовь.

Критика

Многие критикуют «Дубровского» за «копию» уже вышедших за границей произведений с похожей тематикой, за создание «русского Робин Гуда», мол это попытка легкого заработка денег на столь актуальной теме, как отозвалась А. Ахматова. Несмотря на это, другие критики оценили в романе высокую достоверность помещичьего быта тогдашней России, подробное описание героев повествования.

Заключение

Пушкин в своем произведении талантливо раскрыл, что происходит:

  • когда у одних людей есть большие деньги и связи, неограниченные простыми нормами человеческой морали;
  • если процветает алчность и жажда наживы чиновников.
  • когда нет возможности добиться справедливости законными путями.

Видео

Из этого видео вы можете узнать о том, как создавался роман «Дубровский».

  • Кто придумал нотную грамоту краткий рассказ
  • Кто придумал книгу денискины рассказы
  • Кто придумал итоговое сочинение в 11 классе
  • Кто проверяет итоговые сочинения в 11 классе по русскому
  • Кто придумал декабрьское сочинение