Кто привил пушкину любовь к сказкам

Кто вдохновил Пушкина на написание сказок

Одним из стимулов, вдохновивших Пушкина на создание собственных сказок, был возникший в обществе интерес к истории своего государства и к устному народному творчеству.

Собиранием и литературной обработкой русских сказок, а также переложением их на поэтический язык занимались многие авторы.

В том числе и Жуковский, которого Пушкин считал своим учителем и другом, называл в письмах своим «ангелом-хранителем»; чьё творчество высоко ценил. (Впоследствии они даже устроят шуточное «соревнование» по написанию сказок в стихах).

С раннего детства Александр Пушкин был лично знаком и со многими другими известными литераторами своего времени. Дом его отца был всегда открыт для гостей.

У Пушкиных часто бывали Дмитриев, Батюшков, Жуковский, Карамзин. При этих встречах ещё ребёнком присутствовал и будущий поэт.

Как было принято в то время, воспитанием дворянских детей занимались гувернёры-иностранцы. Были такие и в семье Пушкиных, потому неудивительно, что первые прочитанные мальчиком книги были на французском языке, поскольку именно они, в основном, составляли семейную библиотеку.

Помимо романов, драм, исторических произведений, были в ней и сказки, в частности, французский перевод книги арабских и персидских историй под названием «Тысяча и одна ночь».

Русскому языку детей обучали Александр Иванович Беликов, священник, приходивший в дом Пушкиных давать уроки, и бабушка поэта, Мария Алексеевна.

Они приохотили мальчика к чтению на русском языке, открыли ему и строй, и глубину, и образность народной речи. Считается, что именно бабушке посвящены строки юного поэта в стихотворении «Сон»:

Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шёпотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало.
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

Любовь к сказкам, к устному народному творчеству, к преданиям «старины глубокой» передалась ему и от крепостной няни. Арина Родионовна знала множество русских народных сказок, пословиц, поговорок и прибауток.

Записанные со слов няни, они заполняли пушкинские тетради; многое из записанного легло в основу пушкинских сказок.

Поэт всегда подчёркивал особую роль Арины Родионовны в своей жизни, а также её влияние на своё творчество.

А. С. Пушкин

Неоспоримая сила таланта Пушкина известна во всём мире. Его творчество близко как взрослым, так и детям. По словам С. Я. Маршака: «Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое, чуждое преувеличения и напыщенности слово…».

Детство и семья поэта

Родился великий поэт 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года. А 8 мая в церкви Богоявления в Елохове рукой дьяка была написана метрическая запись: «У майора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня…». Детство поэта прошло в Москве, а в доме семьи всегда было множество известных писателей.

Воспитание Пушкина проходило в литературной среде, его отец и дядя занимались стихотворчеством. В доме было большое собрание сочинений русских и французских писателей, поэтому Пушкин рано стал знакомиться с разной литературой. Маленький Саша в раннем детстве стал удивлять семью своими первыми стихами. Тогда в личной переписки с друзьями можно было увидеть высказывание: «Три Пушкина в Москве, и все они поэты».

Помимо литературного творчества, отец Пушкина занимался постановкой домашних спектаклей. Он был замечательным актёром, а также читал пьесы французского писателя Мольера. Популярным стихотворцем в своё время был дядя поэта Василий Львович. Также поэтом был дальний родственник семьи — Алексей Михайлович Пушкин. В том числе, не обошёл этот талант сестру Ольгу и младшего брата поэта Льва.

Лев Сергеевич вспоминал про брата, что его «страсть к поэзии» проснулась ещё в юном возрасте. Пушкину не было и восьми лет, когда он начал складывать небольшие комедии на французском языке. Он часто целыми ночами сидел в отцовском кабинете и «там пожирал книгу одну за другой». К числу его талантов также относилась невероятная память, такая, что в 10 лет он «знал наизусть всю французскую литературу».

Создание сказок

Любовь к устному народному творчеству юному Пушкину привила бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Это оказало на него положительное влияние, основываясь на услышанных в детстве сказках, он создал потом множество своих сказочных сюжетов. Маршак писал по этому поводу: «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Каждое четверостишие в сказках и стихах поэта отражает состояние его души.

Зачастую Пушкин оказывается скуп на слова, однако в двух-трёх строчках он может выразить целую гамму ярких чувств. Одна его строка «Тяжелёшенько вздохнула» в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» ярко и объёмно описывает картину происходящего. А звучит это выражение, как если бы его произносил очень близкий человек, так ласково и грустно. Этим приёмом произведение располагает к себе читателя ещё ближе.

Пушкин выражает чувства людей так скромно, сдержанно и глубоко, как они представлены только в истинно народной песне. Вдохновение не покидает автора ни на каком этапе, он раз за разом изумительно передаёт ритм движения, борьбы и труда. А с его метким словом всегда наравне выступает стихотворный ритм. Его свободная и причудливая форма мгновенно отзывается на пафос каждой строфы.

По ходу чтения сказок Пушкина в голове складываются яркие образы природы, людей, зверей и волшебных существ. Однако, несмотря на лёгкость повествования, в нём неизменно присутствует мораль и глубокая мысль. Произведения Пушкина, обладающие ясностью и чистотой, по сей день являются золотой мерой поэтического совершенства.

 Тема: «В гостях у сказочника А.С.Пушкина»  Дополнительный материал к уроку литературного чтения  во 2 классе   Презентацию подготовила: Фефелова Дарья Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Тахтамыгда им.Н.К.Магницкого 2017 год

Тема: «В гостях у сказочника А.С.Пушкина»

Дополнительный материал к уроку литературного чтения во 2 классе

Презентацию подготовила:

Фефелова Дарья Владимировна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ с.Тахтамыгда им.Н.К.Магницкого

2017 год

Пушкин  Александр Сергеевич  (6 июня 1799г. – 10 февраля 1837г.) … Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой, И назовёт меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык…

Пушкин Александр Сергеевич (6 июня 1799г. – 10 февраля 1837г.)

Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык…

Александр Сергеевич Пушкин   Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, много читал.

Александр Сергеевич Пушкин

Маленький Саша рано научился читать. Он с детства в совершенстве знал французский язык, много читал.

Герб семьи Пушкиных Дом Пушкиных дышал стихами. Стихи как будто носились в воздухе, летали по комнатам и проникали даже в сени…

Герб семьи Пушкиных

Дом Пушкиных дышал стихами. Стихи как будто носились в воздухе, летали по комнатам и проникали даже в сени…

Прошли годы. Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом. Он написал много стихов о дружбе, о любви, о свободе.

Прошли годы. Александр Сергеевич Пушкин стал известным поэтом. Он написал много стихов о дружбе, о любви, о свободе.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна, простая крестьянка, были самыми близкими его сердцу людьми. У Арины Родионовны он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.  … Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня…  « Няне» А.С.Пушкин

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна, простая крестьянка, были самыми близкими его сердцу людьми. У Арины Родионовны он с малых лет учился чистому народному языку. От неё он впервые услышал замечательные русские сказки. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых Давно, давно ты ждёшь меня…

« Няне» А.С.Пушкин

В годы ссылки в Михайловском Пушкин особенно сроднился с няней. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером торопливо записывает.

В годы ссылки в Михайловском Пушкин особенно сроднился с няней. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером торопливо записывает.

Трудно найти в нашей стране человека, который не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Язык Пушкина в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством , выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь…

Трудно найти в нашей стране человека, который не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Язык Пушкина в его стихах и сказках льётся свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством , выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и всё же не переставал изучать его всю жизнь…

Осень… любимое время года поэта … Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает, Журча ещё бежит за мельницу ручей…   Унылая пора! Очей очарованье!  Приятна мне твоя прощальная краса -  Люблю я пышное природы увяданье,  В багрец и в золото одетые леса…

Осень… любимое время года поэта

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад – дорога промерзает, Журча ещё бежит за мельницу ручей…

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку…

  • Пушкин перенёс в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку…

Узнай, из какой сказки Пушкина этот герой…

Узнай, из какой сказки Пушкина этот герой…

ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ « Сказка о царе Салтане» ПОП-ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ « Сказка о попе и работнике его Балде» ВОЛШЕБНИК ИЗ СКАЗКИ О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ РЫБАК « Сказка о рыбаке и рыбке»

ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ « Сказка о царе Салтане»

ПОП-ТОЛОКОННЫЙ ЛОБ

« Сказка о попе и работнике его Балде»

ВОЛШЕБНИК ИЗ СКАЗКИ

О ЗОЛОТОМ ПЕТУШКЕ

РЫБАК « Сказка о рыбаке и рыбке»

ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА « Сказка о золотом петушке» ЗОЛОТАЯ РЫБКА « Сказка о рыбаке и рыбке» Дядька Черномор и 33 богатыря   « Сказка о царе Салтане» ЗАТЕЙНИЦА-БЕЛКА « Сказка о царе Салтане»

ШАМАХАНСКАЯ ЦАРИЦА

« Сказка о золотом петушке»

ЗОЛОТАЯ РЫБКА « Сказка о рыбаке и рыбке»

Дядька Черномор и 33 богатыря

« Сказка о царе Салтане»

ЗАТЕЙНИЦА-БЕЛКА « Сказка о царе Салтане»

… Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет.  Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах…

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах…

… Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет.  Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане» … Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет.  Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане» … Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет.  Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане» … Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет.  Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане» … Ветер по морю гуляет  И кораблик подгоняет.  Он бежит себе в волнах  На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане»

Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане»

  • Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане»
  • Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане»
  • Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане»
  • Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он бежит себе в волнах На раздутых парусах… « Сказка о царе Салтане»

БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЁТ,  ДА ОРЕШКИ ВСЁ ГРЫЗЁТ.  А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ,  ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ,  ЯДРА – ЧИСТЫЙ ИЗУМРУД…

БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЁТ, ДА ОРЕШКИ ВСЁ ГРЫЗЁТ. А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ, ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ, ЯДРА – ЧИСТЫЙ ИЗУМРУД…

БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЁТ,  ДА ОРЕШКИ ВСЁ ГРЫЗЁТ.  А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ,  ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ,  ЯДРА – ЧИСТЫЙ ИЗУМРУД…  « Сказка о царе Салтане»

БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЁТ, ДА ОРЕШКИ ВСЁ ГРЫЗЁТ. А ОРЕШКИ НЕ ПРОСТЫЕ, ВСЕ СКОРЛУПКИ ЗОЛОТЫЕ, ЯДРА – ЧИСТЫЙ ИЗУМРУД… « Сказка о царе Салтане»

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ,  ДА ВСЮ ПРАВДУ ДОЛОЖИ:  КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ,  ВСЕХ РУМЯНЕЙ И БЕЛЕЕ…

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ, ДА ВСЮ ПРАВДУ ДОЛОЖИ: КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ, ВСЕХ РУМЯНЕЙ И БЕЛЕЕ…

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ, ДА ВСЮ ПРАВДУ ДОЛОЖИ:  КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ,  ВСЕХ РУМЯНЕЙ И БЕЛЕЕ… « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

  • СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ, ДА ВСЮ ПРАВДУ ДОЛОЖИ: КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ, ВСЕХ РУМЯНЕЙ И БЕЛЕЕ…
  • « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

ЖИЛИ – БЫЛИ СТАРИК  СО СТАРУХОЙ  У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.  ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ  РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА…

ЖИЛИ – БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ У САМОГО СИНЕГО МОРЯ. ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА…

ЖИЛИ – БЫЛИ СТАРИК  СО СТАРУХОЙ  У САМОГО СИНЕГО МОРЯ.  ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ  РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА… « Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

  • ЖИЛИ – БЫЛИ СТАРИК СО СТАРУХОЙ У САМОГО СИНЕГО МОРЯ. ОНИ ЖИЛИ В ВЕТХОЙ ЗЕМЛЯНКЕ РОВНО ТРИДЦАТЬ ЛЕТ И ТРИ ГОДА… « Сказка о рыбаке и золотой рыбке»

Вопросы: 1 . Назовите имя и отчество великого русского сказочника Пушкина. 2. Кто привил Пушкину любовь к сказкам? 3. Какие сказки Пушкина ты знаешь? 4. Сколько сказок в стихах написал А.С.Пушкин? 5. О чём поэт пишет в своих стихах? 6. Чему учат нас сказки А.С.Пушкина? 7. Сколько лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина? 8. Почему сказки Пушкина не «умирают»?

Вопросы:

1 . Назовите имя и отчество великого русского сказочника Пушкина.

2. Кто привил Пушкину любовь к сказкам?

3. Какие сказки Пушкина ты знаешь?

4. Сколько сказок в стихах написал А.С.Пушкин?

5. О чём поэт пишет в своих стихах?

6. Чему учат нас сказки А.С.Пушкина?

7. Сколько лет прошло со дня рождения А.С.Пушкина?

8. Почему сказки Пушкина не «умирают»?

« Сказка о рыбаке и рыбке» « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» « Сказка о золотом петушке» « Сказка о попе и работнике его Балде» « Сказка о царе Салтане»

  • « Сказка о рыбаке и рыбке»
  • « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
  • « Сказка о золотом петушке»
  • « Сказка о попе и работнике его Балде»
  • « Сказка о царе Салтане»

  Призыв:    Читайте Пушкина, читайте, И не живите днем одним. С ним и любите, и мечтайте, И размышляйте вместе с ним. И дружбой светлой дорожите, Её, как свет звезды неся, Как Пушкин, пламенно любите, - Жить нам без Пушкина нельзя!

Призыв:

Читайте Пушкина, читайте,

И не живите днем одним.

С ним и любите, и мечтайте,

И размышляйте вместе с ним.

И дружбой светлой дорожите,

Её, как свет звезды неся,

Как Пушкин, пламенно любите, —

Жить нам без Пушкина нельзя!

С п а с и б о  з а  в н и м а н и е !

С п а с и б о

з а в н и м а н и е !

Истоки пушкинских сказок.

Изучая построение сказок Александра Сергеевича Пушкина, убеждаешься, что их сюжеты и символика действительно восходят к «старине глубокой», однако не эта преемственность делает их притягательными для читателя. Интуитивно сопрягая мифы подчас далеких друг от друга культур и сплавляя характеры различных персонажей, поэт словно по волшебству оживляет их. Повествование стремительно раскручивается, а неизменное назидание («добрым молодцам урок») приобретает магическую убедительность. Творчество очищает традицию от наслоений истории, дабы, сопереживая героям, мы в какой-то миг неожиданно постигли красоту вечных идей.

Непосредственным источником сюжетов для поэта служила обширная библиотека, сказки, слышанные от няни Арины Родионовны (к коим он возвращался всю жизнь), народный лубок. Но Пушкин не занимался исследованиями, его волновало не столько содержание сказок, сколько интонация, — то, чего нельзя усвоить, оставаясь пассивным слушателем или тем более читателем. Однажды соседи, граничившие с поместьем Пушкина Михайловское, были шокированы, узрев его в простой красной рубахе, сидящим на церковной паперти и поющим «Стих об Алексее, человеке Божьем» вместе со слепцами-нищими. Поэт настолько приобщился к братству «калик перехожих», что, передавая собирателю фольклора П.В.Киреевскому 40 песен, записанных им на Псковщине, добавил: «Там есть одна моя, угадайте». Так и не обнаружив подлога, Киреевский решил, что Пушкин разыграл его. На самом деле поэт не пытался подделать национальную традицию: он овладел ее ключом и в итоге стал олицетворением русской культуры. Живое дыхание народной речи сильнее всего ощущается в сказках Пушкина — подлинном театре мысли.

Ранняя поэма «Руслан и Людмила» — единственное художественное сочинение прошлого столетия, в котором использованы мотивы русской сказки о Руслане Лазаревиче. Повесть о Руслане впервые записали в 1640-е годы, до того передавали изустно. Она восходит к иранским эпическим сказаниям о Рустеме, особенно распространившимся за время золотоордынского ига. Восточная легенда слилась со свое земными былинами, а Рустем был наделен чертами русского князя. В XVIII веке повесть разделяется на два варианта. Один тяготеет к рыцарскому роману, другой переходит в богатырский сказ.

Ведущим мотивом поведения Руслана является поиск идеальной пары. «Есть ли на сем свете тебя краше, а меня храбрее?» — выпытывает Руслан у встречающихся ему царевен и, заслышав о более пригожей девице, без колебания расстается с прежней. Сражаясь с лучшими воинами, богатырь и себя подвергает суровой проверке: достоин ли он столь прекрасной невесты? Пушкин несколько смещает в поэме смысловой центр: Руслан быстро находит суженую, но Людмилу похищают, и он воссоединяется с ней лишь в финале, когда их любовь выдержала всевозможные испытания. Ближе к источнику другие эпизоды: встреча с богатырской головой, присвоение соперниками Руслановой победы, добывание чудодейственного эликсира (в поэме — живой и мертвой воды; в повести — желчи Вольного царя).

Сказочный цикл 1830-1834 годов — целостное произведение. «Сказка о попе и работнике его Балде» по ритму напоминает скомороший речитатив и опирается на жанр бытовой сказки. Хотя в чисто народных произведениях ложь и несправедливость жестоко наказываются, Пушкин смягчает это правило: жалко и вспотевшего бесенка, и получившего роковой щелчок старика-попа. То же и в «Сказке о царе Салтане…», когда встретившиеся после разлуки отец и сын прощают на радостях злых сестер. Символика этой поэмы очень сложна. Тут и кельтские названия созвездий (царь Гвидон соответствует Caer-Gwydion, Млечному Пути, а с итальянского переводится как «проводник», «гид»), и евангельский подтекст (33 богатыря — 33 года земной жизни Спасителя), и знамения Апокалипсиса (Царевна-Лебедь с месяцем под косой и звездой на лбу явно напоминает «Жену, облеченную в солнце; под ногами ее луна, а на главе ее венец из двенадцати звезд»). Грызущая кедровые орешки белка — это аллегория разума, питающегося зернами веры («чистым изумрудом») под Древом Жизни. Такую же нагрузку белка выполняла и в древнерусском «Слове о полку Игореве», где «Боян вещий, если хотел кому песнь слагать, то носился мысию по древу…» («мысь» переводится как «белка»).

Действие сказок протекает в воображаемом мире, отличающемся от астрономической модели космоса, но не менее гармоничном: «Земля недвижна; неба своды, /Творец, поддержаны тобой, /Да не падуг на сушь и воды /И не подавят нас собой, /Зажег ты солнце во вселенной, /Да светит небу и земле…» Этот кусок напоминает вселенский храм-скинию из любимой на Руси «Космографии» Косьмы Индиклопова. Океан же у Пушкина, как и в греческой мифологии, предстает первозданной и всеобъемлющей силой.

Правда, в двух поэмах море отсутствует. В лирической «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях», притче о пробуждении в человеке духовного начала (Царевна). И — в последней сказке поэта «О золотом петушке», основанной на новелле Вашингтона Ирвинга «Легенда об арабском звездочете». Горечь от несовершенства людской жизни усиливает здесь мрачная символика братоубийства, женская демоничность (Шамаханская царица) и гностическая аллегория Абраксаса, неотвратимого Промысла, который изображался с петушиной головой (Золотой Петушок). Ряд мест, связанных с любовными переживаниями Дадона, перекликается с библейской Песней Песней. «Горе! смерть моя пришла!» -восклицает он перед шатром неотразимой царицы (сравним: «ибо крепка, как смерть, любовь»). Гибель Дадона — прямая иллюстрация к 7-му псалму: « упал в яму, которую приготовил: злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя». Петушок же, как известно, «встрепенулся» и тоже клюнул Дадона «в темя».

Труднее всего определить происхождение «Сказки о рыбаке и рыбке», и прежде всего — прообраз центрального персонажа -Золотой Рыбки. Возможно, основным источником этой аллегории послужило сказание о Морском Коньке и Златой Рыбе из славянского «Физиолога». «Физиолог« раскрывал христианскую символику животных; его древнейшие списки — греческие, однако в них это сказание отсутствует. Значит, либо славяне сохранили его в составе более древних изводов, либо сами вписали эту статью, так как символ Морского Конька был у них распространен и нуждался в разъяснении.

Согласно «Физиологу», Морской Конь спереди имеет вид коня, а сзади -рыбы. Он — предводитель морских существ. Каждый год он должен плыть на край земли, где обитает Златая Рыба, владеющая несметными сокровищами. Вслед за Коньком к «крайней земле» идут прочие рыбы и поклоняются своей царице, облизывая ее. На обратном пути рыбы мечут икру и порождают потомство. Рыбаки не трогают тех, кто несет в себе икринки, а тех, кто движется порожняком, отлавливают. Толкование притчи следующее: море — это весь мир, Морской Конек — учитель или же пророк, рыбы — рабы Божии, Златая Рыба — вера христианская. «Облизывая» Рыбу, пророк и остальные верующие получают от нее частицу Святого Духа, которая затем позволяет развить в себе духовные плоды и обогатить ими мир. «Крайней землей» считалось опоясывающее Мировой океан кольцо суши, где на востоке располагался земной Рай. Рыбная ловля, снасти и улов относятся к первым дошедшим до нас символам христианства. Известно, что большинство апостолов были рыбаками, Иисус неоднократно творил чудеса именно с рыбой, а Его полное имя по-гречески также переводилось как «рыба». В более позднее время с рыбаками, вылавливающими божественное озарение из «моря молитв», сравнивали подвижников и аскетов. Образ короля-рыбака, встретившего Парсифаля, когда тот искал Святой Грааль, был хорошо известен у нас уже в конце XVIII веке из артуровского цикла. Предшественник Пушкина, писатель-сказочник Василий Левшин, любовно вывел его как царевича Доброслава в «Приключениях Баламира». С другой стороны, Пушкин часто использовал аллегории сборника «Эмблемата» (несколько раз переизданного в России со времен Петра), а там постоянно варьировался сюжет с Купидоном (богом любви), который разными способами (сетями, на удочку, стрелой) добывает в море улов.

Если учесть, что Святой Дух может быть привлечен к молящемуся только искренней любовью, сказка Пушкина получает необычный смысл. Старик -это молитвенник, духовный труженик, к которому приплывает выстраданная награда — дар Святого Духа (Золотая Рыбка). Однако он абсолютно бескорыстен: чего-то просит у Рыбки старуха, воле которой он смиренно подчиняется. Постепенно возвышаясь, жена ничем не делится со стариком; ее алчность (в черновике) доходит аж до безумного желания стать «римскою папой». Возвратившись с берега, старик видит старуху сидящей на макушке некой вавилонской башни в тиаре католического первосвященника. У братьев Гримм в сходном сюжете о «камбале-рыбе» старуха хочет стать на место Бога. Политическую сатиру, направленную против неуемного властолюбия, поэт сочетает с печальной мудростью: одержимый страстями глух к веянию духа.

  • Кто пробудил царевну от волшебного сна в сказке спящая царевна
  • Кто привил пушкину любовь к живой народной речи и миру сказок
  • Кто прибыл к царевичу в гости в сказке о царе салтане ответы
  • Кто приютил царевну у себя в тереме сказка о мертвой царевне
  • Кто прибыл в гости к князю во второй раз в сказке о царе салтане