Кто разбудил царевну в сказке спящая царевна жуковского


1

Жуковский. Спящая царевна, кто усыпил царевну, кто пробудил её от сна?

1 ответ:



3



0

Проще простого ответить на вопрос о том, кто же пробудил Спящую царевну в сказке Жуковского ото сна — это сделал молодой царевич, иначе — царский сын. Который проник в замок, где все спали, нашел царевну и поцеловал ее. После этого царевна сразу и проснулась.

А вот ответить на вопрос, кто усыпил царевну не так просто.

Прежде всего большая роль в этом событии принадлежит старухе-чародейке, которую не позвали на праздничный пир. Ведь именно она, рассердившись на недостаточное к себе уважение, предсказала царевне смерть. Но смерть — не сон.

Сон пообещала царевне одиннадцатая чародейка, чтобы смягчить приговор двенадцатой. Но уколола царевну руку о веретено странной старушоночки. Об истинной сути этого персонажа мы можем только догадываться. Ясно, что старушоночка — чародейка, но какая по счету?

Она ждала гостью, она молча дала ей веретено. Но кто она?

Мне кажется, что это все-таки одиннадцатая чародейка, которая хотела чтобы исполнилось ее пророчество, а не пророчество конкурентки.

Читайте также

Rgr7FRPKso9SUyfnK5TZzmusIByfmfG.png

а) царице сообщил эту новость рак.

SaiDkGoy8WYljTY0T6RdO5J8ez6lzeZ.png

б) она была хромоногой, старой и злой.

2vxNMuColGa00EV0c4E3r32uhEsCAR0.png

в) предсказала будущую смерть царевны.

PNx9FhnkxKETDyfR06rdtqNTvC7B1U.png

а) рак.

7Ac2TdERHtzme4Sc7sGfUH24avxW0F.png

в) от того, что поцарапает руку веретеном.

EgZdwayH719puUz4tjcChIZFIPV07C4.png

б) заменяет смерть трехсотлетним сном.

N9XqAoO41uJ71gQlniUZgeBfmcsiL5.png

в) издал указ, запрещающий сеять лён и прясть.

y5jRGU2JUYQbhIXSkDNFfN1z3N4sP9Y.png

а) злой колдуньей.

08vmCkemwBw0yA1FnAgglmGwEn1fad9.png

в) заснули все во дворце.

ybL7mewiDTbeJmrZ1X63Ag4gBG0G.png

б) автор использует эпитет.

L870p0hfDW9AUOkAbAkCv4OoO9Gmls3.png

а) «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

YuXYKAvOjm6492Sj6ioEHRFxHKRzfxN.png

б) поцелуй царевича.

R7xWEKFnLIsmXpKJSsXhVHAtybKAlSQ.png

а) поцеловал царевну.

W6L4X5DL4sJYqk0dgebkSjFG6Ko4JBOx.png

в) триста лет.

rcld5sPydCOIDWRTGq1VdDWcVJX11d.png

а) на ступенях лестницы.

4slaDDqdID6PLH0UH8pUDRc3eLgswy.png

б) Матвей.

LGNUKYV0TqYCcAFbCobSHxtV6EpBA2.png

в) на шестнадцатом.

otVFHIbkd9i76Qp6KFGxRlRohMsqvKw.png

б) В честь рождения царской дочери.

daD6wJcrjifYUBnGQIbRSkKQWa9eocjb.png

в) в 1831 году.

I2QGQeeMMy6vfRqJo5U8FVfm3vEPvNsv.png

б) одиннадцать.

K9QXnFsI7atWs6S6mn90nMj6BIyztCxv.png

Отчего ж так оплошал

Наш … царь …? :

а) разумный.

pFnHNAGJN8rp90iI4x3flkFQE25WS3mz.png

б) было украдено двенадцатое блюдо.

ZplpOTb3kRrSHITd37A7mXGeetzJOwyF.png

в) царский сын.

uZEVnTXxSPR5yHCh5bENYM5EnhRR7oRz.png

б) прочитал молитву.

PtiX7lKA4CNsmlcHd9DPhjjoeEjVwV.png

в) ланиты — это щёки.

Y5b3o55PXzO5o0WdT1aDkPa4WG6hZks.png

б) поцелуй царевича.

Wm7Jz599A3QbJFbmGbQnM2Cx1ZUw5gca.png

а) Дни проходят; дочь растет;

Расцвела, как майский цвет…

cv47PgEQPx83eA0TZYJXFxkwzOoiP.png

в) «Даже облака небес

На ДРЕМУЧИЙ, ТЁМНЫЙ лес

Не навеет ветерок».

WzsUxK4FYazi81mVAsZWCxW01Otj3iGm.png

а) 1832 год.

h928fSmffAJE7aX5kOS3wng3wdAFfzck.png

б) пиром.

VO6gAJnVBMobpGSGaTUmK1Aq0zyVhg8E.png

В сказке идёт речь о заколдованной царевне, заснувшей на триста лет.

vfVn9uiuOEohKgnx5XdPwy9WO1y0s8G.png

Сказка.

xG7IFlzZb4j97FjOK1xgg5WCpy26.png

Автор поднимает проблемы человеческих ошибок, мести, добра и зла.

RvxEJGMwwqlZ5fVHlptLiHn5hno6Ihz5.png

Автор ведёт повествование от третьего лица.

Авторская литературная сказка от Жуковского была написана в поэтической форме, но в её основе лежит давний фольклорный мотив из Европы о проклятии молодой красивой девицы и её спасении возлюбленным. Идея не нова и такого рода мы встречаем много сочинений.

Что характерно для стилистики Жуковского?

Лирические отступления придают его текстам специфический эмоциональный оттенок, а лирика делает более органичными образы главных персонажей. Что такое лирические отступления?

Словарь по литературной терминологии трактует данный термин как

0002Ach1jkHzRDuahj2N6EywWsVZGe2.png

Таким образом, в первую мы ищем прямую речь по тексту и уклонения от основной линии повествования. Так называемые, «размышлизмы»

0002N2DKsB1rqgWCyMJTk010ns2VR1C5.png

В сказке Жуковского «Спящая царевна» рассказывается о царевне, которая была погружена злой колдуньей в многолетний сон. Колдунья была обижена на царских особ, не пригласивших её на пир по поводу рождения дочери. Вот она и наложила проклятие на малышку, а заодно — и на всю царскую семью. Через триста лет царевну разбудил поцелуем прекрасный царевич и все закончилось благополучно — молодые сыграли свадьбу.

Красивая сказка учит нас, что любое зло может быть побеждено любовью и добром. Обиженная колдунья вынесла свой вердикт, но её злые чары рассеялись как только молодой человек поцеловал спящую царевну.

Кроме того, сказка учит нас проявлять уважение и внимание ко всем людям, независимо от их достатка и статусности. Царь совершил ошибку, не пригласив старую чародейку на торжество, за что и поплатился. Автор призывает нас по-доброму относиться к людям, не обижать их равнодушием и бессердечием. Мы должны всегда помнить: как мы относимся к окружающим, так они будут относиться к нам.

Царевна была очень доверчива в результате после того как она укололась веретеном она впадает в спячку.

Данная сказка учить прежде всего, верить, надеяться и доверять, чего во все временя не хватало и не хватает людям.

Важности таких качеств как смелость и настойчивость.

И наконец, уважать старшее поколение и старость, почтению.

Сказку «Спящая царевна» Василий Жуковский написал в конце лета — начале осени 1831 года. Это произведение появилось на свет благодаря спору с Пушкиным. Оба автора должны были создать сказку, похожую на народную. И у обоих поэтов это прекрасно получилось.

К сказке «Спящая царевна» можно придумать следующие вопросы:

  1. Как звали отца спящей царевны? Царь Матвей.
  2. Кто предсказал царице рождение дочери? Рак.
  3. Где царица узнала, что у неё скоро родиться ребенок? На берегу ручейка.
  4. Сколько фей пригласила царская семья на пир по случаю рождения дочери? Одиннадцать.
  5. Почему не позвали двенадцать чародеек? В замке было двенадцать золотых блюд, но одно пропало.
  6. Почему двеннадцатая ведьма прокляла маленькую царевну? Обиделась, что ее не позвали в замок на пир.
  7. Почему смертельное проклятие старой волшебницы не сбудется? Последняя фея пожелала, чтобы царевна не умерла, а только лишь уснула.
  8. Сколько должен был продлиться сон в царском доме? 300 лет.
  9. В каком возрасте царевна должна была впасть в долгий сон? В 16 лет.
  10. От чего царская дочь должна была уснуть? Она должна уколоть палец веретеном.
  11. Какой закон издал царь, чтобы спасти свою дочь от подарка ведьмы? Нельзя выращивать лён, нужно уничтожить все веретена, а прях выслать из царства.
  12. Где царевна молодая нашла веретено? В покоях во дворце.
  13. Кто спас спящую царевну и весь царский двор ото сна? Царский сын.
  14. От кого царский сын узнал историю спящего замка? От старика.
  15. Как царский сын пробудил ото сна царевну? Он её поцеловал.

Жуковский Спящая царевна

:
Злая чародейка заколдовала царевну, и та, уколовшись веретеном, уснула вместе с родителями и слугами. Через триста лет царевич нашёл старинный дворец, разбудил царевну поцелуем и женился на ней.

Оригинал этого произведения
читается всего за 9 минут.
Рекомендуем прочесть
его без сокращений, так интереснее.

Царь Матвей много лет жил в любви и согласии со своей женой-царицей.

🤴🏻Матвей — царь, добрый, любит жену и дочь.

👸🏻Царица — жена царя Матвея, добрая и любящая.

Огорчало их только то, что не было у них детей. Однажды царица сидела на зелёном берегу ручейка и плакала. Из ручейка выполз рак, пожалел царицу, сказал, что скоро у неё родится дочь, и уполз обратно в ручей.

Рак-пророк оказался прав: царица родила очень красивую девочку.

👧🏻Царевна — един­ственная дочь царя Матвея и царицы, очень красивая.

Счастливый царь Матвей решил это отпраздновать и устроил пир, на который пригласил одиннадцать молодых чародеек. В королевстве было двенадцать чародеек, но одну из них царь на пир не позвал. Кто-то украл из царской кладовой одно из двенадцати драгоценных золотых блюд, и царю пришлось вычеркнуть из списка гостей самую злую чародейку.

🧛‍♀️Злая чародейка — хромо­ногая старуха, злобная и мсти­тельная.

Начался пир, гости пили, ели от души, а потом, в благодарность за хороший приём, начали одаривать маленькую царевну.

Будешь чудо красоты;
Будешь всем на радость ты
Благонравна и тиха;
Дам красавца жениха
Я тебе, моё дитя;
Жизнь твоя пройдёт шутя
Меж знакомых и родных…

Десять чародеек произнесли свои пожелания, но одиннадцатая не успела: возле колыбельки появилась злая старуха и напророчила, что на шестнадцатом году царевна уколет руку веретеном и умрёт.

Проворчав это страшное предсказание, «ведьма скрылася из глаз», но чародейка, не успевшая высказать своё пожелание, сумела смягчить злое колдовство и пообещала, что царевна не умрёт, а уснёт на триста лет.

Чтобы спасти дочь, царь Матвей запретил сеять и прясть лён, а всех прях вместе с прялками и веретенами повелел выслать из царства вон. «Издав такой закон», царь Матвей успокоился и стал жить дальше.

Прошло время, царевне исполнилось пятнадцать лет. Однажды царь с царицей отправились гулять, но дочь с собой не взяли. Соскучившись, царевна решила осмотреть дворец и набрела на маленькую полуоткрытую дверцу, вошла в неё, поднялась по винтовой лестнице и увидела старушонку, которая спокойно пряла и поджидала девушку.

Старушка молча подала царевне веретено, та укололась и уснула. Вместе с ней сон охватил «весь огромный царский дом». Вернувшиеся с прогулки царь и царица заснули прямо на крыльце. Уснули все придворные и слуги, лошади в стойлах, мухи на стенах, огонь в печи и дым над огнём. Вокруг дворца вырос бор, окружённый изгородью из колючего терновника.

Через сто лет люди забыли о царе Матвее, знали только, что где-то за непроходимой колючей стеной стоит дом, в котором спит прекрасная царевна, и спать ей предстоит триста лет. Много смельчаков пыталось разбудить царевну, но из страшного бора никто не вернулся.

Прошло триста лет. Однажды весной, во время охоты, царский сын отстал от свиты и очутился возле бора. Там царевич разговорился со стариком. Тот рассказал ему легенду о царевне, которая спит в доме, затерянном в лесной чаще, и ждёт своего спасителя.

🧑🏻Царевич — сын царя, храбрый удалец.

Царевич загорелся желанием увидеть царевну, пришпорил коня и поскакал в бор. К его удивлению, окружавший бор терновник превратился в усыпанный розами кустарник, который расступился перед царевичем. И сам бор был уже не страшным, а молодым, цветущим и полным жизни.

По ровной, гладкой дороге царевич подъехал к прекрасному старинному дому, полному спящих людей. По винтовой лестнице он поднялся в комнату, где уснула царевна, и был поражён её красотой.

…Губки алые горят;
Руки белые лежат
На трепещущих грудях;
Сжаты в лёгких сапожках
Ножки — чудо красотой.

Очарованный красотой девушки царевич не удержался и поцеловал её. В тот же миг царевна проснулась, и вместе с ней проснулся весь дом. Царица и царь Матвей обняли царевича-спасителя и вскоре сыграли шумную свадьбу.

Пересказала Юлия Песковая.
За основу пересказа взято издание сказки из собрания сочинений Жуковского в 4 томах (М.; Л.: Гос. изд-во худож. лит., 1960).
Нашли ошибку? Пожалуйста, отредактируйте этот пересказ в Народном Брифли.

Краткое содержание «Спящая царевна»

Краткое содержание «Спящая царевна»

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 832.

Обновлено 17 Октября, 2022

О произведении

Сказка «Спящая царевна» Жуковского была написана в 1831 году. В основу сюжета произведения легли две народные сказки: французская «Красавица, спящая в лесу» в обработке Шарля Перро и немецкая «Царевна-шиповник» в обработке братьев Гримм.

Для лучшей подготовки к уроку литературы в 5 классе рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Спящей царевны» на нашем сайте. Пересказ пригодится и при работе над читательским дневником.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 30 лет.

Место и время действия

События сказки происходят в вымышленном царстве-государстве: в царском замке и его окрестностях.

Главные герои

  • Царь Матвей – добродушный, веселый, беззаботный и легкомысленный государь.
  • Царица – супруга царя Матвея, добрая и любящая женщина.
  • Царевна – юная красавица, любопытная и неосторожная.
  • Царевич – настойчивый, решительный юноша, освободивший царевну от страшного заклятья.

Другие персонажи

  • Одиннадцать чародеек – добрые волшебницы, наделившие царевну самыми лучшими качествами.
  • Старая чародейка – злая, привередливая старуха, ведьма, которая из мести заколдовала царевну.

Краткое содержание

Царь Матвей жил со своей царицей в полном согласии и любви. И лишь одно печалило супругов – не было у них детей, о которых они давно мечтали. Однажды царица сидела у ручья и горько плакала над своей судьбой. Ее плач услышал рак, который утешил ее и пообещал, что вскоре она родит красавицу-дочь. Как оказалось, рак, «конечно, был пророк; Что сказал – сбылося в срок: Дочь царица родила».

Девочка родилась такой хорошенькой, что невозможно было описать словами. На радостях царь Матвей устроил богатый пир, куда пригласил всех знатных особ своего царства. Кроме того, на торжество были приглашены одиннадцать чародеек, но «двенадцатой одной, Хромоногой, старой, злой, Царь на праздник не позвал». Разумный царь Матвей поступил так не специально. У него было всего двенадцать драгоценных блюд. Когда же стали готовиться к пиру, выяснилось, что одно блюдо было кем-то украдено. Царю пришлось выбрать одну чародейку, которой нужно было отказать в приглашении, и ею оказалась старая злая ведьма.

На пиру приглашенные чародейки «Пили, ели, а потом, Хлебосольного царя За прием благодаря, Стали дочь его дарить». Они наградили новорожденную царевну красотой, тихим, благонравным нравом, долгой и счастливой жизнью в окружении любящих людей. Все десять чародеек произнесли свои пожелания. Последняя из них, одиннадцатая, не успела и слова молвить, как во дворце появилась старая ведьма. Она была очень обижена на царя Матвея за то, что тот не пригласил ее на пир. Желая ему побольнее отомстить, старуха прокляла царевну, напророчив ей смерть от веретена «на шестнадцатом году». Однако последняя чародейка смогла смягчить страшное наказание – «Будет то не смерть, а сон; Триста лет продлится он; Срок назначенный пройдет, И царевна оживет».

Опечаленный царь Матвей отдал приказ – запретить во всем царстве-государстве сеять лен и прясть пряжу, а все веретена уничтожить. Годы пролетели очень быстро, и, когда царевне минуло пятнадцать лет, она решила осмотреть дворец. Девушка взобралась по винтовой лестнице в высокую башню и увидела там старушку, которая пряла пряжу. Женщина «молча подала В руки ей веретено; Та взяла, и вмиг оно Укололо руку ей». В тот же миг царевна погрузилась в глубокий сон, а вместе с ней и все обитатели дворца: царь с царицей, их верные слуги, стражники и даже лошади, собаки и мухи. Спустя время «покрыл окрестность бор; Из терновника забор Дикий бор тот окружил; Он навек загородил К дому царскому пути».

Местные жители стали избегать дремучий, темный лес. Туда не забегали звери и не залетали птицы, а даже ветер не гнал в ту сторону легкие облака. Очень быстро все позабыли о дворце, но в народе сохранилось предание о спящей царевне, которую способен разбудить лишь поцелуй любящего юноши. За все триста лет было много смельчаков,«Чтоб царевну разбудить». Они «Даже бились об заклад И ходили – но назад Не пришел никто».

Как-то раз в тех краях охотился царский сын. Он узнал о старинном предании и решил непременно отыскать красавицу-царевну. Едва царевич подошел к зарослям возле замка, как те сами расступились перед ним. Оказавшись во дворце, он увидел принцессу, которая была так прекрасна, что царевич никак не мог на нее наглядеться. Он «души не удержал И ее поцеловал».

Царевна проснулась, а вслед за ней пробудился от долгого сна и весь дворец – «словно дня Не прошло с тех пор, как в сон Весь тот край был погружен». Родители были очень рады видеть свою дочь живой и невредимой. Они дали согласие царевичу, и вскоре в замке играла шумная пышная свадьба прекрасной царевны и царевича.

И что в итоге?

Царевна —пробуждается от волшебного сна после поцелуя царевича, выходит за него замуж.

Царевич — будит заколдованную царевну от долгого сна поцелуем, женится на ней.

Царь Матвей и царица — вслед за царевной пробуждаются ото сна, дают согласие на её свадьбу с царевичем.

Заключение

Заключение

Сказка Жуковского о прекрасной спящей царевне учит не терять надежду и всегда верить в лучшее. Но вместе с тем не стоит забывать о том, что за все свои поступки нужно держать ответ.

После ознакомления с кратким пересказом «Спящей царевны» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Алмаз Ганиев

    9/10

  • Екатерина Парыгина

    10/10

  • Ирина Алексеева

    10/10

  • Максим Мои-Руки—Я-Проклятый-Стокгольм

    8/10

  • Мария Архипова

    10/10

  • Сагат Имангалиев

    8/10

  • Надежда Забелина

    10/10

  • Никита Родыгин

    10/10

  • Матвей Иванов

    9/10

  • Павел Сигаев

    3/10

Рейтинг пересказа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 832.


А какую оценку поставите вы?

На чтение 7 мин Просмотров 8к. Опубликовано 17.02.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «Спящая царевна» за 2 минуты и подробно за 4 минуты

Очень краткий пересказ сказки «Спящая царевна»

У царя Матвея все в государстве было хорошо. С царицей проживали душа в душу, только наследников у них не было. Однажды на берегу ручья царица заливалась горькими слезами, а рак ее утешил и пообещал, что скоро у нее родится красавица-дочь.

Так и вышло. По случаю рождения наследницы Матвей устроил царский пир. Позвал одиннадцать добрых чародеек, а двенадцатую – хромую и старую – не пригласил. За нанесенную обиду ведьма напророчила царевне в 16 лет смерть от укола веретеном. Но одиннадцатая чародейка смягчила заклятие и сказала, что от царапинки веретеном девочка не умрет, а уснет на 300 лет, а вместе с ней и весь царский двор.

Пророчество сбылось. Как отец не старался уберечь доченьку, она нашла во дворце тайную комнату и взяла у старой пряхи острое веретено. От укола царевна заснула мертвым сном, а с ней и родители, и слуги, и даже лошади в конюшни впали в оцепенение.

Так прошло 300 лет. Дорога ко дворцу заросла терновником, и никто не мог найти тропинку к Спящей Царевне. Однажды добрый молодец царский сын охотился в тех краях. Встретил старичка у окраины леса и узнал, что где-то в глубине заколдованного леса спит прекрасная царевна.

Не откладывая дело на потом, бросился царевич в гущу леса. А он будто бы сам перед ним расступался, птички приветственно пели и ручьи журчали. Нашел царевич спящий дворец, поцелуем разбудил прекрасную деву. Весь двор очнулся от долгого сна, а царь Матвей на радостях начал готовиться к пышной свадьбе.

Главные герои и их характеристика:

  •  Спящая царевна  – красивая девушка, единственная дочь царя Матвея, по пророчеству злой колдуньи в 16 лет уколется веретеном и умрет, но благодаря доброй чародейке она лишь уснула на 300 лет и была разбужена поцелуем смелого царевича.
  •  Царь Матвей  – добрый государь, ждал наследников и дождался единственную дочь, хотел уберечь ее от страшного пророчества, но и сам уснул на 3 века.
  •  Царица  – верная супруга Матвея, мать Спящей Царевны, долго ждала детей, услышала от рака добрую весть и подарила царю единственную дочь, вместе со всем двором заснула на 300 лет.
  •  Царевич  – добрый и смелый молодец, повстречал старика в лесу, узнал о заколдованном замке и разбудил царевну поцелуем любви.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Старая чародейка  – злая старая 12-я ведьма, которую не пригласили на торжество по поводу рождения царевны, напророчила девочки смерть в 16 лет от укола веретеном.
  •  Одиннадцать чародеек  – добрые феи, прибыли на пир по случаю рождения единственной дочери царя Матвея; обещали ей все земные блага, и только одиннадцатая из чародеек смогла смягчить проклятие ведьмы, заменив смерть на долгий сон.
  •  Старая пряха  – пряталась в тайной комнате дворца, куда вела винтовая лестница, пряла пряжу, пела песенку и протянула царевне роковое веретено.
  •  Старичок  – вестник, бродил у окраины заколдованного леса; рассказал царевичу о спящей красавице и указал путь к замку.

Краткое содержание сказки «Спящая царевна» подробно

Жил да был добрый царь Матвей. Правил справедливо, с царицей проживал в мире и согласии. Одна только была беда у Матвея – не дам им Бог наследников.

Царица грустила и однажды на берегу ручейка горько расплакалась. Неожиданно вылез из воды рак и заговорил человеческим голосом. Обещал он царице, что понесет она в ту же ночь и родится у нее красавица царевна.

Пророчество рака сбылось. Царь Матвей на радостях закатил пир на весь мир. Пригласил он на праздник одиннадцать чародеек, а двенадцатую – злую и хромую – не позвал. Тем временем во дворце готовили царские блюда на золоченых тарелках, одиннадцать вынести гостям, а двенадцатая – пропала.

Поели-попили гости дорогие, и начали чародейки по очереди одаривать младенца подарками. Одна обещала красоту и богатство, другая – жениха и семейное счастье.

Не успела одиннадцатая чародейка добра напророчить, а над колыбелью уже двенадцатая ведьма стоит и свое заклятие нашептывает. А пообещала старуха маленькой царевне, что на 16 день рождения уколет она пальчик веретеном и умрет во расцвете лет.

Родители испугались, а старуха исчезла будто и не бывало. Одиннадцатая чародейка поклялась, что не даст пропасть царевне. И от царапинки не умрет, а заснет она крепким сном на 300 лет, а вместе с ней и весь двор.

Царь отец переживает, места себе не находит. Царским указом запретил он сеять лен и прясть пряжу, а всех женщин прях в миг из страны выселил.

Спящая царевна

Но время шло, пророчество забылось. И вот однажды царь с царицей отбыли на прогулку, а доченька пошла по дворцовым комнатам гулять. Зашла в богатые палаты, поднялась по винтовой лестнице, а там старушонка сидит, пряжу прядет и песенку поет.

Заслушалась царевна и взяла в руки острое веретено. В миг очи ее заволокло туманом, и девица-красавица заснула, а вместе с ней и родители, и слуги, и весь царский двор.

Зарастала дорога ко дворцу густым терновником. Ни один смельчак не мог найти тропинку к спящей царевне, только слухи ходили, что где-то в неведомом дворце спит глубоким сном девица-красавица.

Минуло с тех пор ровно 3 века. У темного бора, куда ни один человечек не хаживал, устроил охоту сын одного знатного царя. Молодой удалой детина встретил у леса старичка.

Тот и поведал ему легенду, что еще деды его рассказывали о спящей царевне в заколдованном замке. Только никто туда давно не хаживал, и красавицы той в глаза не видел.

Взыграло в молодце ретивое. Пришпорил он коня и поехал тот самый неведомый замок искать. Лес перед ним будто сам расступался, цветы распускались и ручейки звенели чистой ключевой водой. Нашел царевич тот самый дом, а он так сном объят, что даже мухи дремлют на оконных подоконниках.

Осмотрелся царевич кругом. Смело вошел в замок и нашел ту самую винтовую лестницу, а там и спящую красавицу, от которой невозможно было отвести взгляда. Ее неземная красота так заворожила молодца, что он не удержался и поцеловал ее. От того жаркого поцелуя царевна проснулась и улыбнулась своему избавителю.

Вместе с царевной и двор ожил. Отец так обрадовался молодому царевичу, что приказал тут же свадьбу играть. И закипела жизнь во дворце будто и не бывал этих долгих сонных лет.

Кратко об истории создания произведения

Поэт Василий Жуковский был соседом Александра Пушкина в Царском селе. Авторы много времени проводили вместе, часто и жарко спорили по литературным вопросам. К друзьям присоединился драматург Николай Гоголь и наблюдал, как два великих поэта наперегонки писали сказки в русском народном стиле.

В тот год (1831) из-под пера Жуковского вышли «Сказка о царе Берендее» и «Спящая царевна», а у Пушкина — «Сказка о царе Салтане». Русские поэты вдохновлялись творчеством Братьев Гримм, Шарля Перро и многих других известных европейских писателей.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 82-83

Размышляем о прочитанном.

1. Вы прочитали сказку Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось: пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение?

Мне больше всего понравилось посещение царским сыном сонного дворца, описание спящих людей, замерших посредине движения или дела. И то, как царский сын, молитву сотворя, шагнул через царя Матвея.

2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку народной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказки? Что отличает её от них?

Это волшебная сказка. В ней есть чародейки, колдовство, волшебный предмет, превращения.

Эта сказка напоминает народные своим языком, который Жуковский попытался сделать максимально народным.

Также в ней есть зачин и концовка, характерные для народных сказок: «Жил-был добрый царь Матвей…», «Свадьба, пир, и я там был..»

Использует Жуковский и традиционные приёмы волшебных народных сказок: испытание главного героя, борьба со злом и победа добра, устойчивые эпитеты «ни в сказке сказать, ни пером описать».

Но в отличии от народных сказок, Жуковский не использует такой обязательный элемент, как троекратные повторы. Нет у него и присказки, а герои необычные для народной сказки: рак, царь по имени Матвей.

Необычным авторским приёмом оказывается и ирония, которая наполняет сказку. Жуковский старался развлечь читателя, а не чему-то его научить.

3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она отомстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробудил её от многовекового сна?

Двенадцатую колдунью не пригласили потому, что золотых обеденных блюд было одиннадцать. Двенадцатый набор был кем-то украден.

Злая колдунья обиделась и предсказала царевне смерть на шестнадцатом году от укола веретена.

Но одиннадцатая чародейка сказала, что принцесса не умрёт, а проспит триста лет.

Пробудил царевну царский сын, который пробрался во дворец и поцеловал её.

Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в интернете иллюстрации к сказке Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

В учебнике мы видим иллюстрацию художника В. Кутлинского.

В интернете я видела множество интересных иллюстраций к этой сказке. Их рисовали художники Курдюмов, Дехтерев, Пименов, Рыжов.

Но мне больше всего понравилась иллюстрация В. Васнецова. Это настоящая картина на сюжет этой сказки. На ней художник изобразил спящую на высоком резном диванчике царевну. Рядом спит девочка с раскрытой книгой, на полу спит медведь, вокруг спят слуги. 

На этой картине нашлось место даже густому бору, который окружил дворец.

Именно за обилие деталей, яркие краски и настоящую сказочность я люблю эту иллюстрацию.

Фонохрестоматия

1. Отличается ли манера сказывания народной сказки от художественного чтения сказки литературной? Чем? Почему?

Само слово Сказывание подразумевает доверительный рассказ, в котором рассказчик выражает своё мнение о героях и событиях сказки. Каждый рассказчик может добавлять в сказку что-то своё.

При художественном чтении чтец выражает мнение автора, он связан границами литературного произведения, не может вставлять свои слова или присказки.

2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, используя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

Злая чародейка должна быть злой. Её злобу актёр показывает низким голосом, быстрым темпом. Такое чтение эмоционально кажется зловещим.

Доброту другой чародейки актёр тоже показывает голосом. Её слова он читает спокойно, доверительно, успокаивающе. Ей хочется верить.

3. Прочитайте описание сонного царства так, чтобы передать одновременно и ощущение сонного покоя, и лёгкую усмешку автора.

Читаем спокойно, неторопливо, выделяя голосом смешные фразы и слова: вкопанный, раскрывши рот, упасть готовый и т.д.

4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к рассказу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

Интонация повышается, актёр передаёт горячность царского сына, его смелость и удаль. Услышав про заколдованный дворец, кровь у молодца вскипела, он бесстрашно бросился в бор.

5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Были ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет. Это особенность авторского произведения.

6. Сравните описание сонного царства и проснувшегося, оживившегося царского двора. Прочитайте описания вслух, передавая умиротворённость, неподвижность в первом случае, и движение, оживление во втором.

Передать описание сонного царства можно спокойной интонацией с замедленным темпом. Пробуждение и оживление напротив, нужно читать быстро с воодушевлением.

­

Кубок (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 82-83, 90)

Размышляем о прочитанном

1. Вы прочитали сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна». Что в ней вам особенно понравилось, запомнилось: пророче­ство рака, заколдованный сон, пробуждение?

         В сказке Василия Андреевича Жуковского «Спящая царевна» особое впечатление на меня произвело описание людей, заснувших внезапно во дворе царского дома. Это описание подробное, доброе и веселое.

 2. К какому виду сказок вы бы её отнесли, если бы она была народной? Известно, что она появилась после шутливого соревнования Жуковского и Пушкина на лучшую обработку на­родной сказки. Что в ней напоминает народные русские сказ­ки? Что отличает её от них?

         Если бы сказка «Спящая царевна» была народной, то ее можно было бы отне­сти к волшебным сказкам. Русскую народную волшебную сказку в ней напоминает волшебство, злой герой, помощники (чародейка, заменившая смерть на сон, и человек, рассказавший царскому сына о спящей царевне), зачин «жил-был…», концовка: «Свадьба, пир, и я там был…». Автор использует в сказке народные выражения: «Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать», «Вот царем Матвеем пир / Знатный дан на целый мир…», «во цвете лет», «Начал жить да почивать», «Веретенце, не ленись, Пряжа тонкая, не рвись…», «Птица там не пролетит, Близко зверь не пробе­жит…».

         Главное отличие сказки Жуковского от народной – она написана стихами. В ней есть книжные выражения, которые не встречаются в народной речи: например, «Блещут розы по кустам», «Зданье – чудо стари­ны», «Молод цвет ее ланит», «Пышных комнат нет числа», «На нее находит сон; / Вместе с ней объемлет он / Весь огромный царский дом…», «Сном пресекся разговор», «Сжаты в легких сапожках / Ножки – чудо красотой», «Распалительным огнем / Жарко рдею­щих ланит / И дыханьем уст облит, / Он души не удержал…»

 3. Почему не пригласили двенадцатую колдунью? Как она ото­мстила? Кто спас царевну, усыпив её не навсегда, кто пробу­дил её от многовекового сна?

         Двенадцатую колдунью не пригласили на бал, потому что пропало одно из золотых блюд, предназначенных для волшебниц. Оно исчезло по неизвестной причине. Царь Матвей решил проблему, не задумываясь о последствиях, нет блюда, значит не нужно приглашать одну из волшебниц, тем более именно одна из них была старой, хромой и злой.

         Старая колдунья отомстила за неуважение тем, что самовольно появилась на пиру и предрекла царской дочери смерть от укола веретеном. Одна из чародеек смягчила злое пожелание: смерть обернется сном на 300 лет.

Когда три столетия миновали царский сын поцелуем разбудил прекрасную царевну.

 Литература и изобразительное искусство

Найдите в других книгах и в Интернете иллюстрации к сказке В. А. Жуковского «Спящая царевна». Какие из них вам понравились и показались наиболее удачными? Почему?

         За время существования сказки «Спящая царевна» она вдохновила многих художников на создание к ней иллюстраций. Это Владимир Кутлинский, Борис Дехтерев, Николай Устинов, Владислав Ерко. Но, наверное, самая интересная картина к этой сказке написана известным русским художником Виктором Васнецовым. Можно очень долго рассматривать это полотно, потому что живописец изобразил не только спящую царевну, но и множество спящих людей: у каждого свое выражение лица, позы, детали одежу и быта.

Фонохрестоматия ((« Слушаем актёрское чтение »))

1. На предыдущих уроках вы прочитали и прослушали народные сказки: волшебные, о животных, бытовые. И вот теперь про­слушали литературную сказку, написанную поэтом. Отличает­ся ли манера сказывания народной сказки от художественно­го чтения сказки литературной? Чем? Почему?

         Манера сказывания народной сказки значительно отличает­ся от художественного чтения литературной сказки. Народные сказки – это произведения устного творчества, в них много присказок, повторов, но нет деталей быта и описаний природы, людей. Литературная же сказка создавалась автором, в ней другие приемы и много изобразительно-выразительных средств. Читается она как художественное поэтическое произведение.

 2. Как актёр передаёт характеры злой и доброй чародеек, ис­пользуя ритм, тембр, эмоциональную окраску звучания?

         Злая чародейка говорит вкрадчиво, но ворчливо и зло, добрая же волшебница говорит обычным голосом, открыто.

 4. Как меняется интонация актёра, когда он переходит к расска­зу о царском сыне? Какие черты характера царевича передаёт чтец?

         Интонация актера вновь приобретает бодрые и оптимистические от­тенки, ведь до этого он описывал «сонное царство», а теперь пе­ред нами – живой царевич, нужно показать его дея­тельность, стремительность. Появилась надежда на пробуждение царевны, счастливое завершение событий.

 5. Прослушайте внимательно описание спящей царевны. Выли ли такие подробные портретные описания в народных сказках?

         Таких подробных портретных описаний в народных сказках нет, в них больше действия, так как их рассказывали устно. Те­перь же, когда сказку можно записать и ничего не забудется, поя­вилась возможность сочинять такие длинные описания.

 Размышляем о прочитанном

Особенности баллад В. А. Жуковского

1. Кто главные герои баллады?

         Главными героями баллады являются царь, его дочь и молодой паж. Героями баллады можно считать окружение царя, морскую пучину и населяющих ее чудовищ.

         Кубок – большой сосуд в виде чаши, бокала. В балладе Жуковского кубок – это тот предмет, за которым в морскую пучину ныряет паж. Кубок обычно символизирует по­беду. В него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки. Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предме­том первый раз, но, когда он нырнул, не помолившись, ради почета и богатства, он не смог победить.

2. Как проявляются благородство, рыцарство и жестокость геро­ев баллады?

         Царь проявляет жестокость, когда объявляет о сво­ем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.

         Благородство – высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет ца­ревна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.

         Рыцарство – самоотверженность, благородство. Рыцарским можно назвать первый прыжок пажа, потому что он как бы берет удар на себя, ведь волю царя не выполнили ни латники, ни рыцари. Второй прыжок пажа свидетельствует о гордыне пажа, понадеявшись уже только на себя, он ныряет за богатством и положением.

3. Какие поступки героев вы приветствуете, какие только оправ­дываете, какие осуждаете?

         Просьба царевны пощадить молодо­го пажа говорит о том, что сердце девушки полно сострадания к юноше и, может, стыда за бездушное поведение отца. Желание пажа отличиться, проявить смелость, получить кубок и руку царевны можно оправдать его молодостью и пыл­кими чувствами. Жестокость царя, его произвол, желание повелевать жизнями людей, конечно, достойны только осуждения.

4. Как автор относится к героям – кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?

         Отношение автора к царю мы понимаем через отношение рыцарей и латников к его просьбе: они «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на вызов царя. Жуков­ский, как и рыцари, осужда­ет поступок царя и жалеет отважного юношу.

         Автор восхищается смелым поступком пажа: «…вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед…» Поэт передает свое от­ношение с помощью слов зрителей, которые называют пажа «Красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Ав­тор говорит, что юноша «И борется, спорит с волной…». Чело­век, который не сдается, всегда вызывает уважение. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; От­важность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.

         Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.

         Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея», просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».

 Учимся читать выразительно

2. Как вы прочитаете балладу «Кубок» вслух? Какие интонации будут повторяться особенно часто (грустные, тревожные, тор­жественные, печальные)?

         При чтении баллады вслух необходимы грозные и призывные интонации, когда будет говорить царь. Интонации ужаса – при описании моря, гру­сти, когда юноша нырнул и исчез в пучине, веселья, ко­гда паж вынырнул. Интонация страха, соединенного с надеждой, нужна, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами. Заканчивается чтение тихо, с длинными паузами.

  • Кто разбудил спящую красавицу в сказке
  • Кто придумал сказку про пиноккио
  • Кто пыхтит и топает ногами по ночам в сказке чарушина
  • Кто придумал сказку о царе салтане
  • Кто путешествовал по морю по океану сказки александра сергеевича пушкина