Особое место в творчестве Мамина-Сибиряка для детей занимают сказки. Наиболее любимы детьми «Аленушкины сказки» (1894—1897). Название это не случайно. Писатель посвятил их своей дочери Аленушке.
Елена родилась больным ребенком (детский паралич), мать умерла через день после родов. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, ночами сидел у ее кроватки. Когда девочка начала понимать, отец стал ей рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, по совету друзей стал их записывать, собирать. У Аленушки была хорошая память, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться в сказках.
Подвиг отцовства, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства («Дети – будущее человечества: в них будущие возможности», а книга – это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян» Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.
“Алёнушкины сказки”
В 1896 году “Аленушкины сказки” вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: “…Издание очень милое. Это моя любимая книга — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное”.
“Аленушкины сказки” адресованы маленьким детям – это целый цикл сказок, созданных специально для детей, с поэтической присказкой и концовкой. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович – длинный нос, Мохнатый Миша – короткий хвост, Храбрый Заяц – длинные уши – косые глаза – короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, правду и вымысел. Слушая эти сказки малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия, ответственности за общее дело.
Цикл «Аленушкины сказки»
Присказка; “Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, – сейчас сказка начинается…
”Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;
Начинается с хвастовства Зайца: “Никого я не боюсь! …- Вот не боюсь нисколько, и все тут!” Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. “Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал…” С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – “надоело бояться”, “надоело прятаться”. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.
Главное – поверить в себя: “С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.
Сказка про Козявочку
Только что родившийся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной “Как хорошо!. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, – хорошо, хорошо!. И всё мое!. “, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление – всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни.
Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.
О защите своей Родины.
Ванькины именины.
Изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням.
Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу; о том, как поссорились птицы и рыбки из-за червячка да из-за украденной у трубочиста краюшки хлеба. А потом рассудила: «А я бы разделила все — и червячка, и краюшку, и никто бы не ссорился». Ребенок должен научиться преодолевать в себе эгоистические склонности,
Или пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу.
Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
Надо уметь любить жизнь.
Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;
Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка.
Умнее всех;
Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире, и на оборот
Художественное своеобразие
«Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка – это сказки, написанные специально для детей, с воспитательными и образовательными целями, поэтому художественные образы, композиция, стиль, язык доступны и понятны для ребенка.
Художественные приемы сказок тоже соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит реальная жизнь, реальные герои, которые близки и знакомы ребенку – заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привлекательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы). Автор нередко называет их в уменьшительно – ласкательной форме (Козявочка, Цветочек, Червячок) или дает смешные клички (Комар Комарович – длинный нос, мохнатый Миша-короткий хвост). Чтобы заинтересовать ребенка Мамин Сибиряк умело сочетает реальную действительность и фантастику. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обычно: у куклы Ани немного попорчен носик, у Кати недостает одной руки, «сильно подержанный Клоун» ковыляющий на одной ноге, у Аленушкина Башмачка дырка на носке. Но все эти знакомые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, разговаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как живые существа (олицетворение- одухотворение неодушевленного мира).
Мамин-Сибиряк использует в «Аленушкиных сказках» аллегорию и антропоморфизм. «Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает». В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям, но говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Воробей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою…»
В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль. Но это мораль понятная детям, не нравоучение, а мораль, которая учит быть человеком, дает детям представление о законах человеческого бытия.
Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.
Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка
– Скромность;
– Трудолюбие;
– Чувство юмора;
– Ответственность за общее дело;
– Бескорыстная крепкая дружба.
Дети любят движение, и сказки Мамина-Сибиряка динамичны.
В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся.
Каждый персонаж дается в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовство под лицемерной речью — дела его разоблачают.
Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их лиричность, задушевность и колыбельную интонацию: “Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки”. Любовно к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю…»
Цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – это своеобразный урок, помогающий маленькому человеку подготовиться к взрослой жизни. Аленушкины сказки и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения
Анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост из «Аленушкиных сказок».
«Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» – это авторская литературная сказка, написанная специально для детей Д.Н. Маминым-Сибиряком.
В «сказке про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» говориться о том, как «Комар- Комарович» с «братцами комарами» выгнали медведя Мишу из своего – болота.
В сказке заложена мысль о том, нужно защищать свой дом, что слабые, «маленькие» могут победить врага, если объединяться вместе.
Главные герои сказки Комар – Комарович и медведь Миша.
Медведь пришел на болото и лег спать в камышах, где прятались от жары комары. Задавив и проглотив не одну сотню комаров.
Медведь большой, «мохнатый», грубый – зарычал на комара «Да, что тебе нужно негодная тварь?», сильный « сколько он деревьев вырвал, сколько он камней выворотил», злой «выворотил вместе с корнем целую березу и принялся колотить ею комаров», упрямый, ленивый. «Я не уйду! Закричал медведь, усаживаясь на задние лапы. Я вас всех передавлю…»
Комар Комарович-храбрый, бесстрашный, уверенный в себе. Один бросил вызов медведю «эй уходи по добру по здорову, дядя», и даже не заметил, что медведь лишь перевернулся на другой бок «Ловко я напугал Мишу, в другой раз не придет…» Надо отстаивать болото и Комар Комарович собирает войско «А прилетели со мной и дедушка … и младший брат, комаришко – длинный носишко! Уходи дядя…» Комары сплотились и предоставили Мише массу неприятностей.
Обессиливший от борьбы с комарами Миша, вскарабкался от назойливых насекомых на дерево, и упав, так и не признал свое поражение. «Ну что, взяли? Видели, как я ловко с дерева прыгаю?..» «Изнемог окончательно медведь, выбился из сил, а уходить из болота стыдно…» Он убежал, как будто сделав одолжение.
Маленькие, слабые комары, объединившись одержали победу над большим медведем, отстояв свою территорию.
В сказке использованы такие художественные приемы, как гиперболизм- Мамин Сибиряк увеличивает значимость комара называя его Комар Комарович – длинный нос, и уменьшает огромного медведя, называя его Миша, короткий хвост. Анимизм, Животные разговаривают, думают, переживают-«Засмеялись комары», «Рассердился окончательно Миша..» , лягушка присела на задние лапки и говорит: «Охота вам, Михайло Иваныч…»
Антропоморфизм. «вскарабкался, как акробат…», «благоразумная старушка комариха..», «дядя Миша…»
Эта сказка учит детей любить свой дом, бороться с за него. Показывает детям, что вместе, объединившись и слабые – это сила.
- Рецензии
- Коллекции
- Новости
- Цитаты
- Каталог
- Новинки
- По рейтингу
- Случайная книга
- Презентация
-
Авторы
- Жанры
- Теги
- Календарь
- Рекомендации
- Премии
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
Электронная книга
Алёнушкины сказки
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Перейти к закладкам
Ожидание ответа от сервера
Читать книгу
- Описание
- Обсуждения
- Цитаты
- Рецензии
- Коллекции
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – широко известный писатель. Сказки он начал писать для своей маленькой дочки, увлекся творчеством для детей и создал множество рассказов и сказок. Сначала они печатались в детских журналах, а потом стали выходить и отдельными книгами. В 1897 году вышла в свет книга «Аленушкины сказки», в которую вошло десять сказок. Сам Мамин-Сибиряк признавался, что из всех его книг, созданных для детей, эта самая любимая.
Произведение Алёнушкины сказки полностью
Купить онлайн
189 руб
218 руб
233 руб
520 руб
247 руб
Все предложения…
- Похожее
-
Рекомендации
-
Ваши комменты
- Еще от автора
Количество закладок
В процессе: 3
Прочитали: 17
В любимых: 2
Закончил? Сделай дело!
Меню
- Полный текст
- «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка
- Алёнушкины сказки
- Присказка
- Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост
- Сказочка про Козявочку
- Сказка про Комара Комаровича длинный нос и мохнатого Мишу короткий хвост
- Ванькины именины
- Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу
- Сказка о том, как жила-была последняя Муха
- Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку
- Умнее всех
- Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке
- Пора спать
«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка
На улице темно. Идёт снег. Он запушил стёкла окна. Алёнушка, свернувшись клубочком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не расскажет сказку.
Отец Алёнушки, Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, — писатель. Он сидит за столом, наклонившись над рукописью своей будущей книги. Вот он встаёт, подходит поближе к Алёнушкиной кровати, садится в мягкое кресло, начинает рассказывать… Внимательно слушает девочка про глупого индюка, который вообразил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на именины собрались и что из этого вышло. Сказки замечательные, одна интереснее другой. Но один глазок у Алёнушки уже спит… Спи, Алёнушка, спи, красавица.
Алёнушка засыпает, положив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег…
Так проводили они вдвоём долгие зимние вечера — отец и дочка. Алёнушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.
Он смотрел на спящую дочку, и ему вспоминались его собственные детские годы. Они прошли в маленьком заводском посёлке на Урале. На заводе работали тогда ещё крепостные рабочие. Они трудились с раннего утра до позднего вечера, но прозябали в нищете. Зато их господа и хозяева жили в роскоши. Ранним утром, когда рабочие шли на завод, мимо них пролетали тройки. Это после бала, длившегося всю ночь, разъезжались по домам богачи.
Дмитрий Наркисович рос в бедной семье. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! Особенно запомнилось Мамину-Сибиряку предание об удалом разбойнике Марзаке, который в давние годы скрывался в уральском лесу. Марзак нападал на богатых, отнимал у них имущество и раздавал его беднякам. И никогда царской полиции не удавалось его изловить. Мальчик вслушивался в каждое слово, ему хотелось стать таким же смелым и справедливым, каким был Марзак.
Густой лес, где, по преданию, когда-то скрывался Марзак, начинался в нескольких минутах ходьбы от дома. В ветвях деревьев прыгали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстречать и самого медведя. Будущий писатель изучил все тропинки. Он бродил по берегам реки Чусовой, любовался цепью гор, покрытых еловым и берёзовым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с природой у него навсегда связалось “представление воли, дикого простора”.
Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нём рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вёл дневник.
Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который нарисовал картины жизни Урала. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ, его борьбу с несправедливостью и гнётом.
У Дмитрия Наркисовича много рассказов и для детей. Ему хотелось научить ребят видеть и понимать красоту природы, богатства земли, любить и уважать трудового человека. “Это счастье писать для детей”, — говорил он.
Записал Мамин-Сибиряк и те сказки, которые когда-то рассказывал дочке. Он издал их отдельной книгой и назвал её “Алёнушкины сказки”.
В этих сказках яркие краски солнечного дня, красота щедрой русской природы. Вместе с Алёнушкой вы увидите леса, горы, моря, пустыни.
Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.
Лучше представить их помогают имена и прозвища.
Вот Комарище — длинный носище — это большой, старый комар, а вот Комаришко — длинный носишко — это маленький, ещё неопытный комарик.
Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке “Пора спать” избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее.
Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.
Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке “О том, как жила-была последняя Муха” рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!
Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой “Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу”. Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…
Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя (“Сказка про Комара Комаровича — длинный нос и про мохнатого Мишу — короткий хвост”).
Из всех своих книг Мамин-Сибиряк особенно дорожил “Алёнушкиными сказками”. Он говорил: “Это моя любимая книжка — её писала сама любовь, и поэтому она переживёт всё остальное”.
Андрей Чернышёв
Судниковский пункт выдачи представляет вашему вниманию книгу-юбиляр 2022 года – «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка (1897).
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что «ребенок – самый лучший читатель». Для детей им написаны рассказы и сказки: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Серая Шейка», «Вертел», «Богач и Еремка». У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об «Аленушкиных сказках», которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».
К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Дмитрий Наркисович призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: «Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет просыпаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян».
Родился Дмитрий Мамин 6 ноября 1852 года в Висимо-Шалтанском заводском поселке, в сорока километрах от Нижнего Тагила, в семье священника заводской церкви. Семья была культурная. Книга была в ней не прихотью и не забавой, а предметом первой необходимости. Имена Карамзина и Крылова, Аксакова, Пушкина и Гоголя, Кольцова и Некрасова, Тургенева и Гончарова были здесь близкими и дорогими и детям, и взрослым. А еще все любили природу Урала. Она вливалась в душу с детства и в течение всей жизни согревала, вдохновляла, помогала не растерять привязанность к родному краю, к Отечеству.
Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.
В 1890 году развёлся с первой женой, а в 1891 женился на артистке Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла при родах, оставив … дочь Алёнушку (Елену) на руках потрясённого этой смертью отца.
Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – «тетя Оля» вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью».
Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.
Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования — они сочинялись для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. В последствии кому- то из друзей пришла в голову мысль издать их.
«Аленушкины сказки» задумывались как педагогические заповеди ребенку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным.
Сказки печатались в журналах «Детское чтение», «Всходы» в 1894- 1896 годах. Отдельным изданием «Аленушкины сказки» вышли в 1897 г. и после этого не однократно переиздавались. Даже сейчас его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести нравственные уроки.
Галерея сказочных образов животного мира
Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают, и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время – это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.
Лучше представить их помогают имена и прозвища.
Вот Комарище – длинный носище – это большой, старый комар, а вот Комаришко – длинный носишко – это маленький, ещё неопытный комарик.
Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке «Пора спать» избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее. Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.
Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке «О том, как жила-была последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!
Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…
Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя («Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»).
Воспитательная ценность сказок
Действительно, «Аленушкины сказки» являются прекрасным образцом высокого искусства для детей. Они проникнуты гуманизмом, насыщены благородными социальными и нравственными идеями.
Они поучительны, но мораль их умная, выражена не декларативно, а воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.
Каждая сказка — это своеобразный урок, лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, сто мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи подвергают ее в изумление — все уже кому- то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как желтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора». Имей ввиду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное — надо уметь любить жизнь.
В сказке «Ванькины именины» изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи.
Во многих сказках Мамина-Сибиряка наряду с глупыми, жадными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости. Правда, автор, учитывая ограниченность социального опыта детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для взрослых.
В сказках Мамина-Сибиряка нередко в условном мире животных действуют жестокие законы социальной розни и соперничества, лишь внешне выраженные в формах естественной борьбы за существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и животных отнюдь не подменяет социальные явления биологическими. Скорей наоборот: социальное переносится на мир животных, отчего сказки пробуждали в сознании юного читателя очень важные политические ассоциации и чувства. Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.
Образы писателя жизненны, связаны с теми представлениями, которые уже имеет ребенок. Они типичны. Это живые индивидуальности.
С характером героев связан юмор и в других сказках Мамина-Сибиряка. Читателю становится смешно, когда Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.
Сказки Мамина-Сибиряка динамичны. Каждый персонаж дается в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовство под лицемерной речью – дела его разоблачают. сказка мамин-сибиряк воспитательный
В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся. Эти полные живости картины не только заставят улыбнуться читателя.
В сказке «Умнее всех» высмеиваются спесь, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он – самая умная птица.
Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их лиричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей слушательницы и читательницы – маленькой Аленушки. Любовно к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю.»
«Аленушкины сказки» – превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 86 человек из 30 регионов
- Сейчас обучается 401 человек из 73 регионов
аудиоформат
- Сейчас обучается 36 человек из 21 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Д. Н. Мамин-Сибиряк
Подготовила:
Винник Елена Анатольевна
учитель начальных классов
ГБОУ школа №1532 г. Москва -
2 слайд
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк
Настоящая фамилия Мамин
(1852— 1912), писатель.
Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Его родители были добрыми, отзывчивыми людьми.
Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали много сказок и увлекательных историй .
Начальное образование он получил дома, потом закончил Пермскую духовную семинарию. Но вскоре понял, что священником быть не хочет. Он с детства зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. -
3 слайд
Мамин-Сибиряк
Потом отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Медико-хирургическую академию (на отделении ветеринарии, потом перевелся на общее хирургическое), но бросил учебу. В 1876 году, не окончив академии, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
Но черед год вернулся к родителям на Урал. Обучение бросил из-за материальных трудностей и ухудшения здоровья.
Мамин-Сибиряк не сразу стал известным литератором. Он неоднократно менял факультеты и вузы, пока не нашел свое истинное призвание.
Печататься начал в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок. -
4 слайд
Мамин Сибиряк известные произведения
Мамин Сибиряк известные произведения — «Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы», «Золото», «Хлеб», «Весенние грозы», «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка», «Приемыш» , Упрямый козел» , «Упрямый козел» , «Старый воробей» , «Сказка про славного царя Гороха» . Сказки и рассказы для детей: «Акбозат», «Богач и Еремка», «В глуши», «Зимовье на Студеной» . Романы «Черты из жизни Пепко», «Падающие звезды», «Горное гнездо» и «Приваловские миллионы», рассказ «Мумма» и др.
-
5 слайд
Алёнушкины сказки
Цикл «Аленушкины сказки» первоначально не предназначался для опубликования — писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк сочинял и рассказывал сказки тяжелобольной дочери Аленушке, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Так проводили они вдвоем долгие зимние вечера — отец и дочка. Аленушка росла без матери, ее мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось.
-
6 слайд
Алёнушкины сказки
Впоследствии кому-то из друзей пришла мысль издать их. Задумывались они как педагогические заповеди ребенку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным.
Каждая сказка —модель поведения слабого существа в большом мире.
Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают ее в изумление — все уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как желтая птичка Канарейка, но постарайся и не омещаниться, как Воронушка. -
7 слайд
Алёнушкины сказки
Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и наоборот. Имей в виду, что, пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное — надо уметь любить жизнь.
Д. Н. Мамин-Сибиряк говорил: «Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и поэтому она переживёт все остальное» -
8 слайд
Алёнушкины сказки
В центре «Аленушкиных сказок» — звери, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи — в доступной форме дать детям представление о законах человеческого бытия.
Не случайно язык «Аленушкиных сказок» у современников получил название «Мамин слог».
Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник. -
9 слайд
«Сказка про Комара Комаровича»
Веселая история о том, как Комар — Длинный Нос со своими товарищами прогонял Мохнатого Мишку — Короткий Хвост. Из сказки вы узнаете, как удалось маленьким насекомыми прогнать большого и свирепого зверя.
-
10 слайд
«Ванькины именины»
Сказка о том, как на Ванькины именины собрались куклы и клоуны, Петрушка со своими друзьями, Медведь с Зайцем и многие другие. Пировали и веселились гости, не обходилось и без сор. Но тут случилось что-то плохое. А что именно, вы узнаете из сказки.
-
11 слайд
«Про храброго зайца»
Эта сказка о хвастливом зайце с длинными ушами, коротким хвостом и косыми глазами. Когда он был маленьким, то жутко всего боялся. Когда он подрос, то решил, что бояться ничего и никого не будет.
Даже волка. Об этом он кричал на весь лес. К чему же приведет зайкино хвастовство? — -
12 слайд
«Сказочка про Воронушку — черную головушку и желтую птичку Канарейку»
Это невероятная и одновременно грустная история о том, как жили, не тужили на белом свете две подружки и помогали друг другу во всем. Вот только как они оказались вместе? Об этом вы узнаете из сказки.
-
13 слайд
«Серая Шейка»
Это трогательная история про маленькую уточку, которой лиса сломала крылышко. Из-за этого она не смогла улететь с семьей и вынуждена была остаться на речке. Она подружилась с зайчиком, но побаивалась лисы, которая грозилась ее съесть. Чем же закончилась эта удивительная история? -
14 слайд
«Лесная сказка»
Это история с элементами научного стиля. Мамин-Сибиряк интересно ведет повествование о жизни леса. Активные участники действия — Белка, Ветер, Ель, Речка, Трава. Очень много интересной и полезной информации содержится в небольшой сказочке. -
15 слайд
«Умнее всех»
Сказка о гордом Индюке, который считал, что он самый умный среди птиц. Голодные птицы, среди которых были Гусак, Куры, Утка, Петух, Индюшка, ждали хозяйку Матрену, которая их должна была покормить. Какой разговор состоялся между ними? Докажет ли Индюк всем своим товарищам, что он действительно умнее всех? -
16 слайд
Мамин Сибиряк сказки
Сказки прочно вошли в золотой фонд детской литературы. Каждая из сказочных историй — это отдельный шедевр. Многие из них поучительны, многие содержат массу полезной информации, которая развивает творческое мышление ребенка. А многие истории просто забавные, веселые и интересные.
-
17 слайд
Литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка
Музей в городе Екатеринбурге, посвящённый памяти писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
Дата основания: 1 мая 1946 г. -
18 слайд
Д. Н. Мамин-Сибиряк
Памятник известному уральскому писателю Дмитрию Мамину-Сибиряку установлен на так называемой Плотинке, в сквере городского пруда, в центре Екатеринбурга.
-
19 слайд
Ресурсы Интернет:
https://static.tonkosti.ru/images/b/be/Дом-музей_Мамина-Сибиряка.jpg
https://uchitelya.com/literatura/35205-konspekt-uroka-d-mamin-sibiryak-alenushkiny-skazki.html
https://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2018/12/mamin-dot.jpg
https://b1.culture.ru/c/294643.jpg
https://static.mk.ru/upload/entities/2020/01/22/12/articles/facebookPicture/5d/6a/e6/4e/6d56e94e0ccb556f7ecc72fdf739eb1a.jpg
https://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2018/12/mamin.jpg
https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05be/000bc58d-0e913ed1/img22.jpg
http://www.veselo.info/wp-content/uploads/2015/02/alenushkini-skazki-09.jpg
https://fb.ru/article/147500/dmitriy-narkisovich-mamin-sibiryak-proizvedeniya-i-biografiya-o-chem-pisal-mamin-sibiryak
Краткое описание документа:
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)
Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мамина-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; вьщелять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения, выделять особенности литературной сказки.
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 056 212 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
Другие материалы
- 20.12.2020
- 365
- 3
- 20.12.2020
- 2938
- 171
- 20.12.2020
- 179
- 0
- 20.12.2020
- 811
- 21
- 20.12.2020
- 103
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»