Кто сочинял аленушкины сказки

Особое место в творчестве Мамина-Сиби­ряка для детей занимают сказки. Наибо­лее любимы детьми «Аленушкины сказки» (1894—1897). Назва­ние это не случайно. Писатель посвятил их своей дочери Аленушке.

Елена родилась больным ребенком (детский паралич), мать умерла через день после родов. Пока Аленушка была маленькой, отец днями, ночами сидел у ее кроватки. Когда девочка начала понимать, отец стал ей рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, по совету друзей стал их записывать, собирать. У Аленушки была хорошая память, поэтому писателю-отцу нельзя было повторяться в сказках.

Подвиг отцовства, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства («Дети – будущее человечества: в них будущие возможности», а книга – это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром», «детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет пробуждаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян» Детская литература для автора означала связь ребенка с взрослым миром, потому к ней он относился со всей серьезностью.


“Алёнушкины сказки”

В 1896 году “Аленушкины сказки” вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк писал: “…Издание очень милое. Это моя любимая книга — ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное”.

“Аленушкины сказки” адресованы маленьким детям – это целый цикл сказок, созданных специально для детей, с поэтической присказкой и концовкой. В них весело живут и разговаривают звери, птицы, рыбы, насекомые, растения и игрушки. Например: Комар Комарович – длинный нос, Мохнатый Миша – короткий хвост, Храбрый Заяц – длинные уши – косые глаза – короткий хвост, Воробей Воробеич и Ерш Ершович. Рассказывая о веселых приключениях зверей и игрушек, автор умело соединяет увлекательное содержание с полезными сведениями, правду и вымысел. Слушая эти сказки малыши учатся наблюдать жизнь, у них развиваются чувства товарищества и дружбы, скромности и трудолюбия, ответственности за общее дело.

Цикл «Аленушкины сказки»

Присказка; “Кажется все тут: и сибирский кот Васька, и лохматый деревенский пес Постойка, и серая Мышка-норушка, и Сверчок за печкой, и пестрый Скворец в клетке, и забияка Петух. Спи Аленушка, спи отецкая дочь, – сейчас сказка начинается…

Сказка про храброго Зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост;

Начинается с хвастовства Зайца: “Никого я не боюсь! …- Вот не боюсь нисколько, и все тут!” Но трусом оказался не столько хвастунишка, сколько сам страшный Волк. “Когда Заяц упал на него, ему показалось, что кто-то в него выстрелил. И Волк убежал…” С начала и до конца сказку пронизывает один мотив – “надоело бояться”, “надоело прятаться”. Условный мир зайцев и волков иносказательно отражает взаимоотношения слабых и сильных в мире и уязвимость тех, кто держит слабых в страхе.

Главное – поверить в себя: “С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

Сказка про Козявочку
Только что родившийся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной “Как хорошо!. Какое солнышко теплое, какое небо синее, какая травка зеленая, – хорошо, хорошо!. И всё мое!. “, но, увы, первые же встречи повергают её в изумление – всё уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи своё место в жизни.

 Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост;
Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.
О защите своей Родины.

Ванькины именины.
Изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням.

Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу; о том, как поссорились птицы и рыбки из-за червячка да из-за украденной у трубочиста краюшки хлеба. А потом рассудила: «А я бы разделила все — и червячка, и краюшку, и никто бы не ссорился». Ребенок должен научиться преодолевать в себе эгоистические склонности,
Или пока двое ссорятся, третий обязательно извлечёт из этого пользу.

Сказка о том, как жила-была последняя Муха;
Надо уметь любить жизнь.

Сказка про Воронушку-чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку;

Не будь беззащитен и зависим, как жёлтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка.

Умнее всех;
Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нём может оказаться первым в настоящем большом мире, и на оборот

Художественное своеобразие
«Аленушкины сказки» Мамина-Сибиряка – это сказки, написанные специально для детей, с воспитательны­ми и образовательными целями, поэтому художествен­ные образы, композиция, стиль, язык доступны и понятны для ребенка.

Художественные приемы сказок тоже соответствуют особенностям восприятия маленьких детей. В основе каждой сказки лежит ре­альная жизнь, реальные герои, которые близки и знакомы ребен­ку – заяц, кот, ворона, обыкновенные рыбы, насекомые, привле­кательные люди (веселый трубочист Яша, девочка Аленушка), вещи и игрушки (башмачок, ложечка, ванька-встанька, куклы). Автор нередко называет их в уменьшительно – ласкательной форме (Козявочка, Цветочек, Червячок) или дает смешные клички (Комар Комарович – длинный нос, мохнатый Миша-короткий хвост). Чтобы заинтересовать ребенка Мамин Сибиряк умело сочетает реальную действительность и фантастику. Кукла и игрушки в сказке «Ванькины именины» выглядят совершенно обычно: у кук­лы Ани немного попорчен носик, у Кати недостает одной руки, «сильно подержанный Клоун» ковыляющий на одной ноге, у Аленушкина Башмачка дырка на носке. Но все эти знако­мые ребенку предметы преображаются: начинают двигаться, раз­говаривать, дерутся, мирятся. Ребенок воспринимает их как жи­вые существа (олицетворение- одухотворение неодушевленного мира).

Мамин-Сибиряк использует в «Аленушкиных сказках» аллегорию и антропоморфизм. «Заяц трусоват, Кот плутует, Воробей озорничает». В то же время животные разговаривают, действуют подобно людям, но говорящее животное или вещь не теряет своих реальных, привычных черт. Например, Во­робей драчлив и задорен. Кот любит молочко, а Метелочка и на пиру говорит: «Ничего, я и в уголке постою…»

В основе каждой сказки Мамина-Сибиряка лежит мораль. Но это мораль понятная детям, не нравоучение, а мораль, ко­торая учит быть человеком, дает детям представление о законах человеческого бытия.

Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.

Качества, которые развивают сказки Мамина-Сибиряка
– Скромность;
– Трудолюбие;
– Чувство юмора;
– Ответственность за общее дело;
– Бескорыстная крепкая дружба.

Дети любят движение, и сказки Мамина-Сибиряка динамичны.
В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, де­рутся, мирятся.
Каждый персонаж да­ется в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовст­во под лицемерной речью — дела его разоблачают.
Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их ли­ричность, задушевность и колыбельную интонацию: “Баю-баю-баю… один глазок у Аленушки спит, другой – смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое – слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки”. Любов­но к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю…»
Цикл можно назвать сказками жизни, так как задумывались они как педагогические заповеди ребёнку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным. Каждая сказка – это своеобразный урок, помогающий маленькому человеку подготовиться к взрослой жизни. Аленушкины сказки и сегодня достойно выполняют благородную миссию воспитания подрастающего поколения

Анализ сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост из «Аленушкиных сказок».
«Сказка про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» – это авторская литературная сказка, написанная специально для детей Д.Н. Маминым-Сибиряком.
В «сказке про Комара Комаровича-длинный нос и про мохнатого Мишу-короткий хвост» говориться о том, как «Комар- Комарович» с «братцами комарами» выгнали медведя Мишу из своего – болота.
В сказке заложена мысль о том, нужно защищать свой дом, что слабые, «маленькие» могут победить врага, если объединяться вместе.

Главные герои сказки Комар – Комарович и медведь Миша.
Медведь пришел на болото и лег спать в камышах, где прятались от жары комары. Задавив и проглотив не одну сотню комаров.
Медведь большой, «мохнатый», грубый – зарычал на комара «Да, что тебе нужно негодная тварь?», сильный « сколько он деревьев вырвал, сколько он камней выворотил», злой «выворотил вместе с корнем целую березу и принялся колотить ею комаров», упрямый, ленивый. «Я не уйду! Закричал медведь, усаживаясь на задние лапы. Я вас всех передавлю…»
Комар Комарович-храбрый, бесстрашный, уверенный в себе. Один бросил вызов медведю «эй уходи по добру по здорову, дядя», и даже не заметил, что медведь лишь перевернулся на другой бок «Ловко я напугал Мишу, в другой раз не придет…» Надо отстаивать болото и Комар Комарович собирает войско «А прилетели со мной и дедушка … и младший брат, комаришко – длинный носишко! Уходи дядя…» Комары сплотились и предоставили Мише массу неприятностей.
Обессиливший от борьбы с комарами Миша, вскарабкался от назойливых насекомых на дерево, и упав, так и не признал свое поражение. «Ну что, взяли? Видели, как я ловко с дерева прыгаю?..» «Изнемог окончательно медведь, выбился из сил, а уходить из болота стыдно…» Он убежал, как будто сделав одолжение.
Маленькие, слабые комары, объединившись одержали победу над большим медведем, отстояв свою территорию.
В сказке использованы такие художественные приемы, как гиперболизм- Мамин Сибиряк увеличивает значимость комара называя его Комар Комарович – длинный нос, и уменьшает огромного медведя, называя его Миша, короткий хвост. Анимизм, Животные разговаривают, думают, переживают-«Засмеялись комары», «Рассердился окончательно Миша..» , лягушка присела на задние лапки и говорит: «Охота вам, Михайло Иваныч…»

Антропоморфизм. «вскарабкался, как акробат…», «благоразумная старушка комариха..», «дядя Миша…»
Эта сказка учит детей любить свой дом, бороться с за него. Показывает детям, что вместе, объединившись и слабые – это сила.

Читать книги Online
Читать книги Online



  • Рецензии
  • Коллекции
  • Новости
  • Цитаты
  • Каталог
  • Новинки
  • По рейтингу
  • Случайная книга
  • Презентация
  • Авторы

  • Жанры
  • Теги
  • Календарь
  • Рекомендации
  • Премии




Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Перейти к закладкам


Ожидание ответа от сервера

Электронная книга

Алёнушкины сказки

книга Алёнушкины сказки 04.01.13





Если не работает, попробуйте выключить AdBlock

Перейти к закладкам


Ожидание ответа от сервера

Читать книгу

  • Описание
  • Обсуждения
  • Цитаты
  • Рецензии
  • Коллекции

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк – широко известный писатель. Сказки он начал писать для своей маленькой дочки, увлекся творчеством для детей и создал множество рассказов и сказок. Сначала они печатались в детских журналах, а потом стали выходить и отдельными книгами. В 1897 году вышла в свет книга «Аленушкины сказки», в которую вошло десять сказок. Сам Мамин-Сибиряк признавался, что из всех его книг, созданных для детей, эта самая любимая.

Произведение Алёнушкины сказки полностью

Купить онлайн

189 руб

218 руб

233 руб

520 руб

247 руб

Все предложения…

  • Похожее
  • Рекомендации

  • Ваши комменты

  • Еще от автора
Количество закладок

В процессе: 3

Прочитали: 17

В любимых: 2

Закончил? Сделай дело!

Меню

  • Полный текст
  • «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка
  • Алёнушкины сказки
  • Присказка
  • Сказка про храброго Зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост
  • Сказочка про Козявочку
  • Сказка про Комара Комаровича длинный нос и мохнатого Мишу короткий хвост
  • Ванькины именины
  • Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу
  • Сказка о том, как жила-была последняя Муха
  • Сказочка про Воронушку — чёрную головушку и жёлтую птичку Канарейку
  • Умнее всех
  • Притча о Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке
  • Пора спать

«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка

На улице темно. Идёт снег. Он запу­шил стёкла окна. Алё­нушка, свер­нув­шись клу­боч­ком, лежит в постели. Она ни за что не хочет уснуть, пока папа не рас­ска­жет сказку.

Отец Алё­нушки, Дмит­рий Нар­ки­со­вич Мамин-Сиби­ряк, — писа­тель. Он сидит за сто­лом, накло­нив­шись над руко­пи­сью своей буду­щей книги. Вот он встаёт, под­хо­дит поближе к Алё­нуш­ки­ной кро­вати, садится в мяг­кое кресло, начи­нает рас­ска­зы­вать… Вни­ма­тельно слу­шает девочка про глу­пого индюка, кото­рый вооб­ра­зил, будто он умнее всех, про то, как игрушки на име­нины собра­лись и что из этого вышло. Сказки заме­ча­тель­ные, одна инте­рес­нее дру­гой. Но один гла­зок у Алё­нушки уже спит… Спи, Алё­нушка, спи, красавица.

Алё­нушка засы­пает, поло­жив ладонь под голову. А за окном всё идёт снег…

Так про­во­дили они вдвоём дол­гие зим­ние вечера — отец и дочка. Алё­нушка росла без матери, её мать давно умерла. Отец любил девочку всем серд­цем и делал всё, чтобы ей хорошо жилось.

Он смот­рел на спя­щую дочку, и ему вспо­ми­на­лись его соб­ствен­ные дет­ские годы. Они про­шли в малень­ком завод­ском посёлке на Урале. На заводе рабо­тали тогда ещё кре­пост­ные рабо­чие. Они тру­ди­лись с ран­него утра до позд­него вечера, но про­зя­бали в нищете. Зато их гос­пода и хозя­ева жили в рос­коши. Ран­ним утром, когда рабо­чие шли на завод, мимо них про­ле­тали тройки. Это после бала, длив­ше­гося всю ночь, разъ­ез­жа­лись по домам богачи.

Дмит­рий Нар­ки­со­вич рос в бед­ной семье. В доме на счету была каж­дая копейка. Но его роди­тели были доб­рыми, отзыв­чи­выми, и люди тяну­лись к ним. Маль­чик любил, когда в гости при­хо­дили фаб­рич­ные масте­ро­вые. Они знали столько ска­зок и увле­ка­тель­ных исто­рий! Осо­бенно запом­ни­лось Мамину-Сиби­ряку пре­да­ние об уда­лом раз­бой­нике Мар­заке, кото­рый в дав­ние годы скры­вался в ураль­ском лесу. Мар­зак напа­дал на бога­тых, отни­мал у них иму­ще­ство и раз­да­вал его бед­ня­кам. И нико­гда цар­ской поли­ции не уда­ва­лось его изло­вить. Маль­чик вслу­ши­вался в каж­дое слово, ему хоте­лось стать таким же сме­лым и спра­вед­ли­вым, каким был Марзак.

Густой лес, где, по пре­да­нию, когда-то скры­вался Мар­зак, начи­нался в несколь­ких мину­тах ходьбы от дома. В вет­вях дере­вьев пры­гали белки, на опушке сидел заяц, а в чаще можно было повстре­чать и самого мед­ведя. Буду­щий писа­тель изу­чил все тро­пинки. Он бро­дил по бере­гам реки Чусо­вой, любо­вался цепью гор, покры­тых ело­вым и берё­зо­вым лесом. Горам этим не было ни конца ни края, потому и с при­ро­дой у него навсе­гда свя­за­лось “пред­став­ле­ние воли, дикого простора”.

Роди­тели научили маль­чика любить книгу. Он зачи­ты­вался Пуш­ки­ным и Гого­лем, Тур­ге­не­вым и Некра­со­вым. В нём рано заро­ди­лась страсть к лите­ра­туре. В шест­на­дцать лет он уже вёл дневник.

Про­шли годы. Мамин-Сиби­ряк стал пер­вым писа­те­лем, кото­рый нари­со­вал кар­тины жизни Урала. Он создал десятки рома­нов и пове­стей, сотни рас­ска­зов. С любо­вью изоб­ра­жал в них про­стой народ, его борьбу с неспра­вед­ли­во­стью и гнётом.

У Дмит­рия Нар­ки­со­вича много рас­ска­зов и для детей. Ему хоте­лось научить ребят видеть и пони­мать кра­соту при­роды, богат­ства земли, любить и ува­жать тру­до­вого чело­века. “Это сча­стье писать для детей”, — гово­рил он.

Запи­сал Мамин-Сиби­ряк и те сказки, кото­рые когда-то рас­ска­зы­вал дочке. Он издал их отдель­ной кни­гой и назвал её “Алё­нуш­кины сказки”.

В этих сказ­ках яркие краски сол­неч­ного дня, кра­сота щед­рой рус­ской при­роды. Вме­сте с Алё­нуш­кой вы уви­дите леса, горы, моря, пустыни.

Герои Мамина-Сиби­ряка те же, что и герои мно­гих народ­ных ска­зок: мох­на­тый непо­во­рот­ли­вый мед­ведь, голод­ный волк, трус­ли­вый заяц, хит­рый воро­бей. Они и думают и раз­го­ва­ри­вают между собой, как люди. Но в то же время это насто­я­щие живот­ные. Мед­ведь изоб­ра­жён неук­лю­жим и бес­тол­ко­вым, волк злым, воро­бей озор­ным, про­вор­ным забиякой.

Лучше пред­ста­вить их помо­гают имена и прозвища.

Вот Кома­рище — длин­ный носище — это боль­шой, ста­рый комар, а вот Кома­ришко — длин­ный носишко — это малень­кий, ещё неопыт­ный комарик.

Ожи­вают в его сказ­ках и пред­меты. Игрушки празд­нуют празд­ник и даже зате­вают драку. Раз­го­ва­ри­вают рас­те­ния. В сказке “Пора спать” изба­ло­ван­ные садо­вые цветы гор­дятся своей кра­со­той. Они похожи на бога­чей в доро­гих пла­тьях. Но скром­ные поле­вые цветы писа­телю милее.

Одним своим героям Мамин-Сиби­ряк сочув­ствует, над дру­гими под­сме­и­ва­ется. Он с ува­же­нием пишет о тру­дя­щемся чело­веке, осуж­дает без­дель­ника и лентяя.

Не тер­пел писа­тель и тех, кто зазна­ётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке “О том, как жила-была послед­няя Муха” рас­ска­зы­ва­ется об одной глу­пой мухе, кото­рая убеж­дена, что окна в домах сде­ланы для того, чтобы она могла вле­тать в ком­наты и выле­тать оттуда, что накры­вают на стол и достают из шкафа варе­нье только для того, чтобы её уго­стить, что сол­нышко све­тит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глу­пая, смеш­ная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писа­тель отве­чает на этот вопрос сказ­кой “Про Воро­бья Воро­бе­ича, Ерша Ершо­вича и весё­лого тру­бо­чи­ста Яшу”. Хотя и живёт Ерш в воде, а Воро­бей летает по воз­духу, но и рыба и птица оди­на­ково нуж­да­ются в пище, гоня­ются за лако­мым кус­ком, стра­дают зимой от холода, да и летом у них мно­же­ство неприятностей…

Вели­кая сила дей­ство­вать всем вме­сте, сообща. Уж как могуч мед­ведь, но и комары, если они объ­еди­нятся, могут побе­дить мед­ведя (“Сказка про Комара Кома­ро­вича — длин­ный нос и про мох­на­того Мишу — корот­кий хвост”).

Из всех своих книг Мамин-Сиби­ряк осо­бенно доро­жил “Алё­нуш­ки­ными сказ­ками”. Он гово­рил: “Это моя люби­мая книжка — её писала сама любовь, и поэтому она пере­жи­вёт всё остальное”.

Андрей Чер­ны­шёв

Судниковский пункт выдачи представляет вашему вниманию книгу-юбиляр 2022 года – «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка (1897).

книге «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк не раз говорил, что «ребенок – самый лучший читатель». Для детей им написаны рассказы и сказки: «Емеля-охотник», «Зимовье на Студеной», «Серая Шейка», «Вертел», «Богач и Еремка». У Мамина-Сибиряка было свое, продуманное отношение к детской литературе. Он считал, что книги для детей формируют разум и воспитывают чувства ребенка. Видя в детях будущее человечества, писатель выдвигал в произведениях, им адресованных, глубокие социальные проблемы, в художественных образах раскрывал правду жизни. Об «Аленушкиных сказках», которые писатель придумывал для своей маленькой дочери, он сказал: «Это моя любимая книжка – ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальное».

К детской литературе Мамин-Сибиряк относился очень серьезно. Он называл детскую книжку «живой нитью», которая выводит ребенка из детской комнаты и соединяет с широким миром жизни. Обращаясь к писателям, своим современникам, Дмитрий Наркисович призывал их правдиво рассказывать детям о жизни и труде народа. Он часто говорил, что только честная и искренняя книга приносит пользу: «Детская книга – это весенний солнечный луч, который заставляет просыпаться дремлющие силы детской души и вызывает рост брошенных на эту благодатную почву семян».

Родился Дмитрий Мамин 6 ноября 1852 года в Висимо-Шалтанском заводском поселке, в сорока километрах от Нижнего Тагила, в семье священника заводской церкви. Семья была культурная. Книга была в ней не прихотью и не забавой, а предметом первой необходимости. Имена Карамзина и Крылова, Аксакова, Пушкина и Гоголя, Кольцова и Некрасова, Тургенева и Гончарова были здесь близкими и дорогими и детям, и взрослым. А еще все любили природу Урала. Она вливалась в душу с детства и в течение всей жизни согревала, вдохновляла, помогала не растерять привязанность к родному краю, к Отечеству.

Прошли годы. Мамин-Сибиряк стал писателем. Он создал десятки романов и повестей, сотни рассказов. С любовью изображал в них простой народ и красоту уральской природы.

В 1890 году развёлся с первой женой, а в 1891 женился на артистке Марии Абрамовой и переехал в Санкт-Петербург. Через год Абрамова умерла при родах, оставив … дочь Алёнушку (Елену) на руках потрясённого этой смертью отца.

Елена-Аленушка родилась больным ребенком. Врачи говорили «не жилец». Но отец, друзья отца, няня-воспитательница – «тетя Оля» вытащили Аленушку с «того света». Пока Аленушка была маленькой, отец днями, часами сидел у ее кроватки. Недаром ее называли «отецкой дочерью».

Когда девочка начала понимать, отец ей стал рассказывать сказки, сначала те, что знал, потом начал сочинять свои сказки, стал их записывать, собирать.

Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования — они сочинялись для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. В последствии кому- то из друзей пришла в голову мысль издать их.

«Аленушкины сказки» задумывались как педагогические заповеди ребенку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным.

Сказки печатались в журналах «Детское чтение», «Всходы» в 1894- 1896 годах. Отдельным изданием «Аленушкины сказки» вышли в 1897 г. и после этого не однократно переиздавались. Даже сейчас его «Аленушкины сказки» ежегодно издаются, переводятся на другие языки. О них много написано, их связывают с фольклорными традициями, уменьем писателя занимательно преподнести нравственные уроки.

Галерея сказочных образов животного мира

Герои Мамина-Сибиряка те же, что и герои многих народных сказок: мохнатый неповоротливый медведь, голодный волк, трусливый заяц, хитрый воробей. Они и думают, и разговаривают между собой, как люди. Но в то же время – это настоящие животные. Медведь изображён неуклюжим и бестолковым, волк злым, воробей озорным, проворным забиякой.

Лучше представить их помогают имена и прозвища.

Вот Комарище – длинный носище – это большой, старый комар, а вот Комаришко – длинный носишко – это маленький, ещё неопытный комарик.

Оживают в его сказках и предметы. Игрушки празднуют праздник и даже затевают драку. Разговаривают растения. В сказке «Пора спать» избалованные садовые цветы гордятся своей красотой. Они похожи на богачей в дорогих платьях. Но скромные полевые цветы писателю милее. Одним своим героям Мамин-Сибиряк сочувствует, над другими подсмеивается. Он с уважением пишет о трудящемся человеке, осуждает бездельника и лентяя.

книге «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибирякакниге «Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка

Не терпел писатель и тех, кто зазнаётся, кто думает, что всё создано только для них. В сказке «О том, как жила-была последняя Муха» рассказывается об одной глупой мухе, которая убеждена, что окна в домах сделаны для того, чтобы она могла влетать в комнаты и вылетать оттуда, что накрывают на стол и достают из шкафа варенье только для того, чтобы её угостить, что солнышко светит для неё одной. Ну конечно, так может думать только глупая, смешная муха!

Что общего в жизни рыбы и птицы? И писатель отвечает на этот вопрос сказкой «Про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и весёлого трубочиста Яшу». Хотя и живёт Ерш в воде, а Воробей летает по воздуху, но и рыба и птица одинаково нуждаются в пище, гоняются за лакомым куском, страдают зимой от холода, да и летом у них множество неприятностей…

Великая сила действовать всем вместе, сообща. Уж как могуч медведь, но и комары, если они объединятся, могут победить медведя («Сказка про Комара Комаровича – длинный нос и про мохнатого Мишу – короткий хвост»).

Воспитательная ценность сказок

Действительно, «Аленушкины сказки» являются прекрасным образцом высокого искусства для детей. Они проникнуты гуманизмом, насыщены благородными социальными и нравственными идеями.

Они поучительны, но мораль их умная, выражена не декларативно, а воплощена в системе художественных образов, простых и доступных детям.

Каждая сказка — это своеобразный урок, лишенный примитивной однозначности, модель поведения слабого существа в большом мире. Только что родившейся Козявочке поначалу кажется, сто мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи подвергают ее в изумление — все уже кому- то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как желтая птичка Канарейка, но постарайся не омещаниться, как Воронушка. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора». Имей ввиду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное — надо уметь любить жизнь.

«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка«Алёнушкины сказки» Д.Н. Мамина-Сибиряка

В сказке «Ванькины именины» изобличаются стяжательство, самохвальство, драчливость, любовь к сплетням. Все это автор рисует так, что мораль оказывается близкой и понятной маленьким детям. В сказке действуют куклы, игрушки, домашние вещи.

Во многих сказках Мамина-Сибиряка наряду с глупыми, жадными и драчливыми персонажами действуют простые и умные герои. В сказке «Ванькины именины» скромнее всех ведут себя дырявый Аленушкин Башмачок и игрушечный Зайчик. Но их-то и обвиняют драчливые игрушки в развязывании ссоры. Читатель-ребенок, несомненно, будет на стороне несправедливо обиженных Зайчика и Башмачка; он многое поймет и во взаимоотношениях людей, задумается и о несправедливости. Правда, автор, учитывая ограниченность социального опыта детей, не придает своим образам той остроты, которая присуща произведениям для взрослых.

В сказках Мамина-Сибиряка нередко в условном мире животных действуют жестокие законы социальной розни и соперничества, лишь внешне выраженные в формах естественной борьбы за существование. Сказочная аналогия между жизнью людей и животных отнюдь не подменяет социальные явления биологическими. Скорей наоборот: социальное переносится на мир животных, отчего сказки пробуждали в сознании юного читателя очень важные политические ассоциации и чувства. Сказки Мамина-Сибиряка проникнуты идеей гуманности и пробуждают сочувствие к слабым, угнетенным.

Образы писателя жизненны, связаны с теми представлениями, которые уже имеет ребенок. Они типичны. Это живые индивидуальности.

С характером героев связан юмор и в других сказках Мамина-Сибиряка. Читателю становится смешно, когда Комар Комарович и его комариное войско выгоняют из болота огромного Медведя. И смешная ситуация помогает понять одну из мыслей, вложенных автором в эту сказку, мысль о победе слабых, когда они объединяются.

Сказки Мамина-Сибиряка динамичны. Каждый персонаж дается в действии. Например, Воробей Воробеич обнаруживает свое озорство, вороватость во взаимоотношениях с птицами, рыбами и трубочистом Яшей. Кот Мурка не может скрыть свое плутовство под лицемерной речью – дела его разоблачают. сказка мамин-сибиряк воспитательный

В движении показаны куклы и игрушки в сказке «Ванькины именины». Они разговаривают, веселятся, пируют, ссорятся, дерутся, мирятся. Эти полные живости картины не только заставят улыбнуться читателя.

В сказке «Умнее всех» высмеиваются спесь, тупость, зазнайство. Индюк, который считал себя аристократом среди обитателей птичьего двора, требует всеобщего признания, что он – самая умная птица.

Отличительной чертой «Аленушкиных сказок» является их лиричность, задушевность. Автор с нежностью рисует образ своей слушательницы и читательницы – маленькой Аленушки. Любовно к ней относятся цветы, насекомые, птицы. И сама она говорит: «Папа, я всех люблю.»

«Аленушкины сказки» – превосходный образец творчества для маленьких, они прочно вошли в чтение уже не одного поколения детей



Скачать материал

Д. Н. Мамин-СибирякПодготовила: 
Винник Елена Анатольевна
учитель начальны...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 86 человек из 30 регионов

  • Сейчас обучается 401 человек из 73 регионов

аудиоформат

  • Сейчас обучается 36 человек из 21 региона

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Д. Н. Мамин-СибирякПодготовила: 
Винник Елена Анатольевна
учитель начальны...

    1 слайд

    Д. Н. Мамин-Сибиряк

    Подготовила:
    Винник Елена Анатольевна
    учитель начальных классов
    ГБОУ школа №1532 г. Москва

  • Дмитрий Наркисович Мамин-СибирякНастоящая фамилия Мамин 
(1852— 1912), писат...

    2 слайд

    Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк

    Настоящая фамилия Мамин
    (1852— 1912), писатель.
    Родился 6 ноября 1852 г. в заводском посёлке Висимо-Шайтанском Верхотурского уезда Пермской губернии в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Его родители были добрыми, отзывчивыми людьми.
    Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали много сказок и увлекательных историй .
    Начальное образование он получил дома, потом закончил Пермскую духовную семинарию. Но вскоре понял, что священником быть не хочет.  Он с детства зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым.

  • Мамин-Сибиряк
Потом отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Медико-хиру...

    3 слайд

    Мамин-Сибиряк

    Потом отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Медико-хирургическую академию (на отделении ветеринарии, потом перевелся на общее хирургическое), но бросил учебу. В 1876 году, не окончив академии, поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
    Но черед год вернулся к родителям на Урал.  Обучение бросил из-за материальных трудностей и ухудшения здоровья.
    Мамин-Сибиряк не сразу стал известным литератором. Он неоднократно менял факультеты и вузы, пока не нашел свое истинное призвание.
    Печататься начал в возрасте 23 лет. Для детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.

  • Мамин Сибиряк известные произведенияМамин Сибиряк известные произведения — «...

    4 слайд

    Мамин Сибиряк известные произведения

    Мамин Сибиряк известные произведения — «Горное гнездо», «Дикое счастье», «Уральские рассказы», «Золото», «Хлеб», «Весенние грозы», «Алёнушкины сказки», «Серая Шейка», «Приемыш» , Упрямый козел» , «Упрямый козел» , «Старый воробей» , «Сказка про славного царя Гороха» . Сказки и рассказы для детей: «Акбозат», «Богач и Еремка», «В глуши», «Зимовье на Студеной» . Романы «Черты из жизни Пепко», «Падающие звезды», «Горное гнездо» и «Приваловские миллионы», рассказ «Мумма» и др.

  • Алёнушкины сказкиЦикл «Аленушкины сказки»  первоначально не предназначался д...

    5 слайд

    Алёнушкины сказки

    Цикл «Аленушкины сказки» первоначально не предназначался для опубликования — писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк сочинял и рассказывал сказки тяжелобольной дочери Аленушке, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Так проводили они вдвоем долгие зимние вечера — отец и дочка. Аленушка росла без матери, ее мать давно умерла. Отец любил девочку всем сердцем и делал все, чтобы ей хорошо жилось.

  • Алёнушкины сказкиВпоследствии кому-то из друзей пришла мысль издать их. Заду...

    6 слайд

    Алёнушкины сказки

    Впоследствии кому-то из друзей пришла мысль издать их. Задумывались они как педагогические заповеди ребенку, которому необходимо быть в жизни стойким, независимым и самоценным.
    Каждая сказка —модель поведения слабого существа в большом мире.
    Только что родившей­ся Козявочке поначалу кажется, что мир прекрасен и принадлежит ей одной, но, увы, первые же встречи повергают ее в изумление — все уже кому-то принадлежит, а козявочкам со всех сторон грозит беда. Ищи свое место в жизни. Не будь беззащитен и зависим, как желтая птичка Канарейка, но постарайся и не омещаниться, как Воронушка.

  • Алёнушкины сказкиПомни, что даже маленькие комары способны победить медведя,...

    7 слайд

    Алёнушкины сказки

    Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и наоборот. Имей в виду, что, пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное — надо уметь любить жизнь.
    Д. Н. Мамин-Сибиряк говорил: «Это моя любимая книжка — ее писала сама любовь, и поэтому она переживёт все остальное»

  • Алёнушкины сказкиВ центре «Аленушкиных сказок» — звери, рыбы, насекомые, кук...

    8 слайд

    Алёнушкины сказки

    В центре «Аленушкиных сказок» — звери, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется. Мастерство Мамина-Сибиряка проявилось в решении сложнейшей задачи — в доступной форме дать детям представление о законах человеческого бытия.
    Не слу­чайно язык «Аленушкиных сказок» у современников получил название «Мамин слог».
    Именно благодаря любимой доченьке Мамин-Сибиряк открылся читателям как очаровательный сказочник.

  • "Сказка про Комара Комаровича"
Веселая история о том, как Комар - Длинный Нос...

    9 слайд

    «Сказка про Комара Комаровича»

    Веселая история о том, как Комар — Длинный Нос со своими товарищами прогонял Мохнатого Мишку — Короткий Хвост. Из сказки вы узнаете, как удалось маленьким насекомыми прогнать большого и свирепого зверя.

  • "Ванькины именины"


Сказка о том, как на Ванькины именины собрались куклы и...

    10 слайд

    «Ванькины именины»

    Сказка о том, как на Ванькины именины собрались куклы и клоуны, Петрушка со своими друзьями, Медведь с Зайцем и многие другие. Пировали и веселились гости, не обходилось и без сор. Но тут случилось что-то плохое. А что именно, вы узнаете из сказки.

  • "Про храброго зайца"Эта сказка о хвастливом зайце с длинными ушами, коротким...

    11 слайд

    «Про храброго зайца»

    Эта сказка о хвастливом зайце с длинными ушами, коротким хвостом и косыми глазами. Когда он был маленьким, то жутко всего боялся. Когда он подрос, то решил, что бояться ничего и никого не будет.
    Даже волка. Об этом он кричал на весь лес. К чему же приведет зайкино хвастовство? —

  • "Сказочка про Воронушку - черную головушку и желтую птичку Канарейку"
Это н...

    12 слайд

    «Сказочка про Воронушку — черную головушку и желтую птичку Канарейку»

    Это невероятная и одновременно грустная история о том, как жили, не тужили на белом свете две подружки и помогали друг другу во всем. Вот только как они оказались вместе? Об этом вы узнаете из сказки.

  • "Серая Шейка"Это трогательная история про маленькую уточку, которой лиса слом...

    13 слайд

    «Серая Шейка»
    Это трогательная история про маленькую уточку, которой лиса сломала крылышко. Из-за этого она не смогла улететь с семьей и вынуждена была остаться на речке. Она подружилась с зайчиком, но побаивалась лисы, которая грозилась ее съесть. Чем же закончилась эта удивительная история?

  • "Лесная сказка" Это история с элементами научного стиля. Мамин-Сибиряк интере...

    14 слайд

    «Лесная сказка»
    Это история с элементами научного стиля. Мамин-Сибиряк интересно ведет повествование о жизни леса. Активные участники действия — Белка, Ветер, Ель, Речка, Трава. Очень много интересной и полезной информации содержится в небольшой сказочке.

  • "Умнее всех"Сказка о гордом Индюке, который считал, что он самый умный среди...

    15 слайд

    «Умнее всех»
    Сказка о гордом Индюке, который считал, что он самый умный среди птиц. Голодные птицы, среди которых были Гусак, Куры, Утка, Петух, Индюшка, ждали хозяйку Матрену, которая их должна была покормить. Какой разговор состоялся между ними? Докажет ли Индюк всем своим товарищам, что он действительно умнее всех?

  • Мамин Сибиряк сказкиСказки прочно вошли в золотой фонд детской литературы. К...

    16 слайд

    Мамин Сибиряк сказки

    Сказки прочно вошли в золотой фонд детской литературы. Каждая из сказочных историй — это отдельный шедевр. Многие из них поучительны, многие содержат массу полезной информации, которая развивает творческое мышление ребенка. А многие истории просто забавные, веселые и интересные.

  • Литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-СибирякаМузей в городе Екатер...

    17 слайд

    Литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка
    Музей в городе Екатеринбурге, посвящённый памяти писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.
    Дата основания: 1 мая 1946 г.

  • Д. Н. Мамин-Сибиряк
Памятник известному уральскому писателю Дмитрию Мамину-С...

    18 слайд

    Д. Н. Мамин-Сибиряк

    Памятник известному уральскому писателю Дмитрию Мамину-Сибиряку установлен на так называемой Плотинке, в сквере городского пруда, в центре Екатеринбурга. 

  • Ресурсы Интернет:https://static.tonkosti.ru/images/b/be/Дом-музей_Мамина-Сиби...

    19 слайд

    Ресурсы Интернет:
    https://static.tonkosti.ru/images/b/be/Дом-музей_Мамина-Сибиряка.jpg
    https://uchitelya.com/literatura/35205-konspekt-uroka-d-mamin-sibiryak-alenushkiny-skazki.html
    https://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2018/12/mamin-dot.jpg
    https://b1.culture.ru/c/294643.jpg
    https://static.mk.ru/upload/entities/2020/01/22/12/articles/facebookPicture/5d/6a/e6/4e/6d56e94e0ccb556f7ecc72fdf739eb1a.jpg
    https://sochinyshka.ru/wp-content/uploads/2018/12/mamin.jpg
    https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/05be/000bc58d-0e913ed1/img22.jpg
    http://www.veselo.info/wp-content/uploads/2015/02/alenushkini-skazki-09.jpg
    https://fb.ru/article/147500/dmitriy-narkisovich-mamin-sibiryak-proizvedeniya-i-biografiya-o-chem-pisal-mamin-sibiryak

Краткое описание документа:

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Д. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки» (присказка)

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством Д.Н. Мами­на-Сибиряка; развивать умение выразительно читать произве­дение, передавая интонацией настроение; учить детей отвечать на вопросы; вьщелять главную мысль; обогащать их словарный запас; воспитывать доброту, милосердие.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; прогнозировать содержание произведения, выделять особенности литературной сказки.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 056 212 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Другие материалы

  • 20.12.2020
  • 365
  • 3
  • 20.12.2020
  • 2938
  • 171

«Литературное чтение», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г. и др.

«Литературное чтение», Виноградова Н.Ф., Хомякова И.С. и др./ Под ред. Виноградовой Н.Ф.

«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

  • 20.12.2020
  • 179
  • 0
  • 20.12.2020
  • 811
  • 21
  • 20.12.2020
  • 103
  • 0

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Кто сочиняет литературные сказки
  • Кто сочинил сказку царевна лягушка
  • Кто сочинил сказку спящая царевна
  • Кто сочинил сказку о рыбаке и рыбке
  • Кто сочинил сказку о докторе айболите