Кто создал сказки для детей изрядного возраста

М.Е. Салтыков-Щедрин   «Сказки  для детей  изрядного возраста»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста»

История создания  Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.  Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет - с 1869 по 1886 г.  В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :

История создания

  • Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения.
  • Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет — с 1869 по 1886 г.
  • В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки :» Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик».  
  • В 1880 году была опубликована одна сказка «Игрушечного дела людишки».
  • Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в период с 1883 по 1886 гг. 

Список сказок 1.  «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»  2. «Пропала совесть»  3.  «Дикий помещик»  4. «Игрушечного дела людишки»  5.  «Премудрый пискарь»  6.  «Самоотверженный заяц»  7. «Бедный волк»  8.  «Карась-идеалист» 9.  «Добродетели и пороки  10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель»  11. «Чижиково горе»  12. «Недреманное око»  13.  «Дурак»  14. «Верный Трезор»  15.  «Коняга»  16. «Кисель»

Список сказок

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» 2. «Пропала совесть» 3.  «Дикий помещик» 4. «Игрушечного дела людишки» 5.  «Премудрый пискарь» 6.  «Самоотверженный заяц» 7. «Бедный волк» 8.  «Карась-идеалист»

9.  «Добродетели и пороки 10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» 11. «Чижиково горе» 12. «Недреманное око» 13.  «Дурак» 14. «Верный Трезор» 15.  «Коняга» 16. «Кисель»

Список сказок 17. «Баран-непомнящий»  18.  «Здравомысленный заяц»  19.  «Соседи»  20.  «Либерал»  21. «Праздный разговор»  22.  «Христова ночь»  23.  «Путем-дорогою»  24.  «Приключение с Крамольниковым»  25.  «Деревенский пожар»  26. «Гиена»  27.  «Рождественская сказка»  28.  «Ворон-челобитчик»  29.  «Медведь на воеводстве»  30.  «Орел-меценат»  31.  «Богатырь»  32.  «Вяленая вобла»

Список сказок

17. «Баран-непомнящий»

18.  «Здравомысленный заяц» 19.  «Соседи» 20.  «Либерал» 21. «Праздный разговор» 22.  «Христова ночь» 23.  «Путем-дорогою» 24.  «Приключение с Крамольниковым» 25.  «Деревенский пожар» 26. «Гиена» 27.  «Рождественская сказка» 28.  «Ворон-челобитчик» 29.  «Медведь на воеводстве» 30.  «Орел-меценат» 31.  «Богатырь» 32.  «Вяленая вобла»

Подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста» «Для детей от 7 до 70»   Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.  Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.  Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов. Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.  

Подзаголовок

«Сказки для детей

изрядного возраста»

«Для детей от 7 до 70»

  • Дети эти – взрослые, нуждающиеся в поучении.
  • Сказки Салтыков-Щедрин писал для широких читательских кругов. Он хотел издать их в виде сборников-брошюр ценой по три копейки, чтобы любой мог их купить.
  • Цензура запретила это издание, но всё же сказки дошли до читателя. Сказки отличаются истинной народностью, в них писатель выступает как защитник народных интересов.
  • Цель их – пробудить народ, чтобы «дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.  

Обращение  к жанру сказки Причины интереса к жанру сказки:  условия цензуры;  воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;  появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;  популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);  органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Обращение к жанру сказки

Причины интереса к жанру сказки:

  • условия цензуры;
  • воздействие на писателя фольклорной и литературной традиции;
  • появление нового читателя, представлявшего демократические слои русского общества;
  • популярность сказки как излюбленного жанра пропагандистской литературы наряду с песней (вспомните агитационные песни поэтов-декабристов А. Бестужева и К. Рылеева);
  • органическая близость сказки художественному методу Салтыкова-Щедрина.

Традиции и новаторство  С народной сказкой сказку Салтыкова - Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле. Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Традиции и новаторство

  • С народной сказкой сказку Салтыкова — Щедрина объединяют сказочный сюжет, использование наиболее традиционных сказочных приемов. Кроме того, в основе как фольклорных, так и щедринских литературных сказок лежит народное миропонимание, комплекс представлений о добре и зле, справедливости, жестокости и т.п. в их общечеловеческом смысле.
  • Однако в мире героев Щедрина границы между добром и злом, истиной и ложью нередко размываются. В его сказках, в отличие от народных, герои далеко не всегда в финале бывают наказаны за свои пороки, дурные поступки. Щедринская сказка является жанром политической сатиры, обладающим рядом художественных особенностей.

Тематика  Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы: I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа  II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству  III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию  IV. Нравственно-этические темы   Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем

Тематика

Условно все сказки можно разделить на 4 тематические группы:

I. Тема власти, ее антинародного характера, псевдопросветительской деятельности самодержавия, взаимоотношений власти и народа II. Тема народа, его трудолюбия и тяжелого положения, вечно живущего в народе стремления к правдоискательству III. Тема интеллигенции, осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти, осмеяние разных форм подчинения насилию IV. Нравственно-этические темы Эта классификация носит общий характер. Не следует забывать, что в одной сказке могут рассматриваться сразу несколько тем

Тематика I. Тема власти:  ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),   псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),  взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);

Тематика

I. Тема власти:

  • ее антинародного характера (“Медведь на воеводстве”),
  • псевдопросветительской деятельности самодержавия (“Орел-меценат”),
  • взаимоотношений власти и народа (“Богатырь”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”);

Тематика II. Тема народа:  его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),  покорности (“Повесть о том, как...”, “Коняга”),   стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,  вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)

Тематика

II. Тема народа:

  • его трудолюбия и тяжелого положения (“Коняга”),
  • покорности (“Повесть о том, как…”, “Коняга”),
  • стихийности протеста (“Медведь на воеводстве”) ,
  • вечно живущего в народе стремления к правдоискательству (“Ворон-челобитчик”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика III. Тема интеллигенции:  осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),   осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),  критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика

III. Тема интеллигенции:

  • осуждение ее стремления приспособиться к любым формам тоталитарной власти (“Вяленая вобла”, “Либерал”),
  • осмеяние разных форм подчинения насилию (“Не могу, волк не велел” в сказке “Самоотверженный заяц”, “Премудрый пискарь”),
  • критического отношения к прекраснодушным мечтателям (“Карась-идеалист”)

Тематика IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”, “ Добродетели и пороки”).

Тематика

IV. Нравственно-этические темы (“Пропала совесть”,

Добродетели и пороки”).

Значение  «Диагност наших общественных зол и недугов», -  так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.  В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.

Значение

«Диагност наших общественных зол и недугов»,

так отзывались о Салтыкове – Щедрине современники.

В небольших по объему произведениях писатель затронул множество проблем: социальных, политических, идеологических. В длинном ряду миниатюрных сказочных картин запечатлена жизнь русского общества. Писатель не только выразил свою точку зрения, но и помог читателям осмыслить социальные и моральные основы человеческой жизни и донес до людей резкую критику существующего порядка.

:
В сатирических сказках иносказательно описываются человеческие пороки, высмеивается власть, либеральная интеллигенция, чиновники и помещики, затрагиваются этические проблемы и беды простого народа.

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил 🏝️

Глупые беспомощные генералы попали на необитаемый остров, но и там умудрились найти мужика и заставить его служить им. Тот покорно добыл им еды, построил корабль и отвёз их назад в Петербург.

Пропала совесть

Совесть превратилась в грязную тряпку, и каждый хотел от неё избавиться. Поскитавшись по свету, совесть нашла пристанище в чистом сердце ребёнка. Она вырастет вместе с ним и будет управлять миром.

Дикий помещик 🐻

Помещик мечтал избавиться от мужиков, и однажды они исчезли. На базаре сразу пропала еда, в казне кончились деньги, а помещик одичал. Начальство всполошилось, вернуло мужиков, и всё пришло в норму.

Премудрый пискарь 🐟

Умный пескарь решил, что если жить в тёмной норе и тихо дрожать, то его не съедят. Умирая в одиночестве, он понял, что не было в его жизни ни дружбы, ни любви, а все вокруг считают его дураком.

Самоотверженный заяц

Заяц ослушался волка. В наказание волк решил его съесть, но отпустил попрощаться с невестой, оставив в заложниках невестиного брата. Заяц покорно вернулся в волчий плен, а волк оставил в плену обоих.

Бедный волк

Всю жизнь волк убивал и разбойничал, чтобы добыть еду себе и своей семье. К старости он понял, что убивать — плохо, но иначе жить не мог, поэтому решил покончить с жизнью, сдавшись охотникам.

Добродетели и Пороки

Добродетели и Пороки долго враждовали. Примирило их Лицемерие, которое умело быть то доброде­тельным, то порочным. С его помощью Пороки и Добродетели научились притворяться своей противо­по­ложностью.

Медведь на воеводстве

Трёх медведей по очереди назначали воеводами леса. Первые двое захотели прославиться, учинив кровопролитие, но потерпели поражение. Последний не вмешивался в жизнь леса и заслужил похвалу правителя.

Обманщик-газетчик и легковерный читатель

Газетчик печатал неправду ради наживы. Потом стал писать правду, но всё равно богател. В результате, начитавшись правды, читатель перестал всего бояться, по ошибке попал в кутузку, заболел и умер.

Вяленая вобла

Вяленая вобла без мыслей, чувств и совести стала чиновником-бюрократом и приучила людей жить без чувств и желаний. От неё ждали действий, но дальше разговоров дело не двинулось. В итоге воблу съели.

Орёл-меценат

Орёл захотел стать помещиком, нагнал крепостных, основал науки и искусства. Но просвещение пользы не принесло: орёл остался невеждой и кровожадным самодуром, а его помощники — ворами и интриганами.

Карась-идеалист

Карась рассуждал о свободе и равенстве для всех рыб, он считал, что знает слова, способные перевоспитать даже щуку. Встретившись со щукой, он сказал ей эти слова, и та от удивления съела его.

Игрушечного дела людишки

Рассказчик познакомился с мастером, механические куклы которого разыгрывали отврати­тельные и порочные спектакли. Рассказчик, шокированный увиденным, был рад, что люди не всегда похожи на этих кукол.

Чижиково горе

Чиж женился на канарейке, которой нравилось тратить его деньги на друзей. Вскоре она перестала ночевать дома, потом и вовсе улетела. Вернулась потрёпанная, и они стали жить вместе без радости и любви.

Верный Трезор

Умный пёс верно служил купцу, охранял его семью и лавку. На службе пёс состарился, ему нашли сменщика, которого он обучил. Наконец пёс облез и ослеп, купец приказал его утопить и быстро забыл о нём.

Недреманное око

Родившись, прокурор сразу получил должность в сенате. Недреманным оком он видел одни пустяки, а дреманным не видел настоящих преступников. Но в сенате такие стали не нужны, и он лишился должности.

Дурак

У умных родителей родился сын-дурак, живущий не по законам, а по велению сердца. Родители попытались сделать сына таким, как все, но его не изменили даже скитания, и он остался дураком навсегда.

Соседи

Богач попытался помочь бедняку разбогатеть, но у него ничего не вышло. Наконец богач обратился к мудрецу и узнал, что бедняк беден потому, что так в плане записано, и изменить это невозможно.

Здравомысленный заяц

Заяц считал, что судьба зайцев — быть съеденными, для того они и существуют. Встретив лисицу, он покорился судьбе, хотя ему и выпал шанс сбежать. Лисица долго играла с зайцем и наконец съела его.

Либерал

Либерал мечтал претворить свои идеалы в жизнь и попросил совета у сведущих людей. По их совету он начал действовать «в пределах» и «по возможности», пока его высокие идеалы не увязли в грязи подлости.

Баран-непомнящий

Баран увидел сон, но не смог его вспомнить. Он стал тревожным и перестал обращать внимание на овец. Его высекли, но это не помогло — баран начал видеть сны постоянно. Он отощал, потерял силы и умер.

Коняга

Коняге приходилось тяжело трудиться и жить на подножном корму. Его брат, который жил в тёплом стойле и ел не солому, а овёс, удивлялся, что Конягя не умер от такой жизни, а продолжает тянуть ярмо.

Кисель

Господа любили кисель, но потом стали кушать заграничные лакомства и уехали в тёплые края, а кисель отдали свинье. Деньги кончились, господа вернулись домой и горевали, что киселя нет и есть нечего.

Праздный разговор

Губернатор утверждал, что он бесполезен. Предводитель дворянства спорил, но губернатор отверг все аргументы. Предводитель спросил, что же такое его жалование, а губернатор ответил, что это воздаяние.

Деревенский пожар

Деревня сгорела, а вместе с ней сын одной из жительниц. Добрая барыня пожертвовала ей денег, но несчастная мать отказалась. Потом деревня отстроилась заново, но мать погибшего ребёнка исчезла.

Путём-дорогою

Двое крестьян возвращались домой из города с подработок, жаловались друг другу на тяжёлую жизнь, голод, старосту-негодяя. Один решил отыскать Правду, но другой считал, что Правды на свете уже нет.

Богатырь

Баба-яга родила богатыря, он вырос, лёг в дупло и уснул. Когда пришли враги, люди стали звать богатыря на помощь, но он не проснулся. Позже выяснилось, что богатырь сгнил, одна голова осталась.

Гиена

Гиена — хитрое и злобное животное, на которое похожи некоторые люди. Иногда кажется, что «гиенские» черты характера вытеснили человеческие, но рассказчик уверен, что «человеческое» восторжествует.

Приключение с Крамоль­никовым

Писатель-патриот, верящий в добро, обнаружил, что его талант иссяк. Его друзья и читатели отвернулись от него, и он понял, что его работа была бесполезна, ведь она ничего не изменила в жизни людей.

Христова ночь

Воскресший Господь наградил бедных и несчастных, осудил грешников и показал им путь к спасению. Прощения не заслужил только предатель — он был осуждён вечно скитаться по земле, презираемый всеми.

Ворон-челобитчик

Старый ворон, спасая свой род, истребляемый людьми и хищниками, искал правды у начальства. Ему объяснили, что пока у каждого есть своя личная правда, но придёт время одной настоящей правды на всех.

Рождественская сказка

Впечатли­тельный и болезненный мальчик услышал проповедь о Правде, обнаружил, что слова проповеди не соответствуют тому, что происходит в реальной жизни, и умер, не выдержав этого несоответствия.

istorija-sozdanija-skazok-saltykova-shhedrina
Художник Н. Е. Муратов

«Сказочный цикл» занимает особое место в творчестве великого русского писателя Салтыкова-Щедрина.

В этой статье представлена история создания сказок Салтыков-Щедрина: интересные факты, список сказок в порядке публикации.

Смотрите: Все материалы по сказкам Салтыкова-Щедрина

История создания сказок Салтыков-Щедрина

Работа над сказками

Сказочный цикл Салтыкова-Щедрина включает в себя 32 произведения. Этот цикл создавался писателем на протяжении 18 лет — с 1869 по 1886 год.

В 1869 году Салтыков-Щедрин создал и опубликовал три сказки («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Пропала совесть», «Дикий помещик»).  В 1880 году была опубликована одна сказка («Игрушечного дела людишки»).

Остальные 28 сказок Салтыков-Щедрин создал в течение 4 лет — с 1883 по 1886 год.

Публикация в журналах

Свои первые сказки Салтыков-Щедрин напечатал в журнале «Отечественные записки». Однако в апреле 1884 года журнал был закрыт из-за проблем с цензурой.

Далее в 1884 году 3 сказки были опубликованы в сборнике «XXV лет» («Сборник, изданный Комитетом общества для пособия нуждающимся литераторам и ученым»). Затем с 1884 по 1886 год сказки публиковались в журнале «Русские ведомости».

Сказки, запрещенные цензурой

Сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат» и «Вяленая вобла» при жизни писателя не были опубликованы из-за жесткой цензуры. Они распространялись подпольно в России и за рубежом.

«Медведь на воеводстве» и «Орел-меценат» были опубликованы в России в 1906 году (в «Полном собрании сочинений». Сказка «Вяленая вобла» вышла в печать в «Полном собрании сочинений» 1933—1941 гг.

Сказка из архива

Сказка «Богатырь» была затеряна в архивах и также не была опубликова при жизни писателя. Впервые «Богатырь» был опубликован лишь в 1922 году в журнале «Красный архив». 

Сборники сказок

Из-за цензурных гонений Салтыков-Щедрин не смог издать полное собрание своих сказок. В сентябре 1886 г. вышел в печать неполный сборник сказок писателя — «23 сказки».

В октябре 1887 года вышло второе издание этого сборника. Писатель дополнил это издание «Рождественской сказкой». 

Список сказок в порядке публикации

Ниже представлен список сказок Салтыкова-Щедрина в порядке их первой легальной публикации:

1. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — «Отечественные записки», №2, 1869 г.
2. «Пропала совесть» — «Отечественные записки», №2, 1869 г.
3. «Дикий помещик» — «Отечественные записки», №3, 1869 г.
4. «Игрушечного дела людишки» — «Отечественные записки», №1, 1880 г.
5. «Премудрый пискарь» — «Отечественные записки», №4, 1884 г.
6. «Самоотверженный заяц» — «Отечественные записки», №4, 1884 г.
7. «Бедный волк» — «Отечественные записки», №4 1884 г.
8. «Карась-идеалист» — сборник «XXV лет», 1884 г.
9. «Добродетели и пороки» — сборник «XXV лет», 1884 г.
10. «Обманщик-газетчик и легковерный читатель» — сборник «XXV лет», 1884 г.
11. «Чижиково горе» — «Русские ведомости «, 25 декабря 1884 г.
12. «Недреманное око» — «Русские ведомости «, 15 января 1885 г.
13. «Дурак» — «Русские ведомости «, 12 февраля 1885 г.
14. «Верный Трезор» — «Книжки «Недели»», февраль 1885 г.
15. «Коняга» — «Русские ведомости «, 13 марта 1885 г.
16. «Кисель» — «Русские ведомости «, 13 марта 1885 г.
17. «Баран-непомнящий» — «Русские ведомости «, 23 апреля 1885 г.
18. «Здравомысленный заяц» — «Русские ведомости «, 19 мая 1885 г.
19. «Соседи» — «Русские ведомости «, 2 июня 1885 г.
20. «Либерал» — «Русские ведомости «, 23 июня 1885 г.
21. «Праздный разговор» — «Русские ведомости «, 15 февраля 1886 г.
22. «Христова ночь» — «Русские ведомости «, 7 сентября 1886 г.
23. «Путем-дорогою» — «Русские ведомости «, 7 сентября 1886 г.
24. «Приключение с Крамольниковым» — «Русские ведомости «, 14 сентября 1886 г.
25. «Деревенский пожар» — «Русские ведомости «, 19 сентября 1886 г.
26. «Гиена» — сборник «23 сказки», 1886 г.
27. «Рождественская сказка» — «Русские ведомости «, 25 декабря 1886 г.
28. «Ворон-челобитчик» — сборник «Памяти Гаршина», 1889 г.
29. «Медведь на воеводстве» — «Полное собрание сочинений», т. IV, изд. 5, 1906 г.
30. «Орел-меценат» — «Полное собрание сочинений», т. IV, изд. 5, 1906 г.
31. «Богатырь» — «Красный архив», 1922 г.
32. «Вяленая вобла» — «Полное собрание сочинений в 20 томах», т. XVI, 1933—1941 гг.,

Такова история создания сказок Салтыков-Щедрина, интересные факты об истории написания, список сказок в порядке публикации, 

М.Е.Салтыков-Щедрин.
«Сказки для детей изрядного возраста»

Тургенев
сказал о произведениях Салтыкова-Щедрина:
«Щедрин как бы преувеличивает истину
посредством увеличительного стекла,
но никогда не искажает ее суть».
Действительно, фантастическое в сатире
Салтыкова-Щедрина в преувеличенном
виде отражает закономерности самой
реальности: аллегорические, гротесковые
образы в «Сказках», «Истории одного
города» подчеркивают парадоксальность,
алогичность происходящего, совмещение
трагического и комического, вызывая
одновременно смех и ужас.

Основа
комического в литературе – несоответствие
идеала и реальности, желаемого и
действительного
;
в «Сказках для детей изрядного возраста»
Салтыков-Щедрин показывает, насколько
духовно скудной и порочной оказывается
человеческая жизнь, утратившая высшее
предназначение. Используя такие приемы
создания комического эффекта, как
аллегорию
(иносказание), гиперболу
(преувеличение) и гротеск
(сильное преувеличение, выводящее
изображаемое в сферу фантастики),
писатель поднимает не только
конкретно-исторические проблемы
последних двух десятилетий девятнадцатого
века, но и общечеловеческие, вневременные
– проблемы нравственного выбора, смысла
жизни, предназначения человека.

«Премудрый пискарь»

В сказке «Премудрый
пискарь» в аллегорических образах
пескаря и щуки отражаются трусливый,
соглашательский характер русского
либерализма конца 19 века и самодержавие,
не способное изменить свою «хищную»
природу. Скрываясь всю жизнь от щук,
пескарь, по сути, позволял им тем самым
делать всё, что они хотят. «Вот кабы все
так жили – то-то в реке тихо было!» —
хвалят пескаря щуки.

Центральной в сказке
становится проблема смысла жизни:
оправданна ли жизнь, единственная цель
которой – дума о себе? Страх, появившийся
еще до рождения пескаря, был передан
ему в рассказах отца, однако если
пескарь-отец все же «помаленьку да
полегоньку» жил, то существование
«премудрого пискаря» уже трудно назвать
жизнью – это скорее страх, растянутый
более чем на сто лет. Цель жизни пескаря
– «надо так прожить, чтоб никто не
заметил», а потому первое, что он делает,
— придумывает особую нору, «чтоб ему
забраться в нее было можно, а никому
другому – не влезть». Образ норы
становится символическим, отражая
абсолютную замкнутость, бегство от мира
и безотчетный страх перед ним.

Итог бесцветной,
бессмысленной жизни «премудрого пискаря»
— пустота и полное одиночество. Все
содержание его блёклого существования
уместилось в одни только отрицательные
частицы: «не женился, детей не имел»,
«ни друзей у него, ни родных», «не ест,
не пьет, никого не видит, ни с кем
хлеба-соли не водит». Единственный
глагол, не имеющий отрицательной частицы,
— «дрожал»: «Он жил и дрожал — только и
всего». Незадолго до смерти внезапно
пробуждается в пескаре горькое осознание
бессмысленности прожитой жизни: словно
кто-то невидимый напомнил ему о
существовании вечных ценностей, о
которых пескарь в своем дрожании забыл,
— и ему оказалось нечем оправдаться.

«Карась-идеалист»

Удивительно
современно звучит сказка «Карась-идеалист»,
в которой высмеиваются благодушные
мечты, никак не связанные с жизнью,
абсолютно далекие от реальности. Казалось
бы, всё, о чем говорит карась, — истины
вечные и прекрасные: «не верю, чтобы
борьба и свара были нормальным законом,
верю в бескровное преуспеяние, верю в
гармонию», «надобно, чтобы рыбы любили
друг друга, чтобы каждая за всех, а все
за каждую», «справедливость восторжествует:
сильные не будут теснить слабых, богатые
– бедных». Однако эти истины словно
живут отдельно от реальной жизни, которую
карась совершенно не знает: произнося
высокие слова, воодушевляясь от самого
процесса их произнесения, карась,
например, ничего не слышал о главной
рыбьей опасности – «ухе». Сам карась,
ратующий за «гармонию» и «справедливость»,
полагает тем не менее, что эти вечные
ценности не для всех, на ракушек, например,
они не распространяются, а потому их
можно поедать на том лишь основании,
что каждому свое: «ракушки – ракушки,
а караси – караси».

Попытавшись одними
лишь словами о «добродетели» изменить
хищную природу щуки, карась был ею же
незаметно съеден – причем щука и не
поняла, как это произошло. В чем смысл
этой сказки? Мир, конечно, далек от
совершенства и справедливости, однако
одними лишь прекрасными мечтами и
высокими словами о «добродетели» его
не изменить. Часто на Руси рутинной,
негромкой, но постоянной работе
противопоставляли высокие слова и
громкие подвиги, однако мечтатели либо
объявлялись сумасшедшими, либо погибали,
оставляя звонкие легенды, а жизнь все
так и оставалась необустроенной и
неуютной.

«Повесть о том, как
один мужик двух генералов прокормил

Социальные и
нравственные проблемы поднимает писатель
и в сказке «Повесть о том, как один мужик
двух генералов прокормил». События
сказки становятся своеобразной моделью
социальных отношений в России: мужик –
основа того мира, в котором живут
многочисленные генералы, полагая, что
именно они – хозяева жизни.

Комическое в этой
сказке основано на абсолютном
несоответствии того, какими видят себя
генералы и какими они в действительности
являются. Бессмысленность – знак жизни
щедринских генералов: они всю жизнь
служили в какой-то регистратуре и,
следовательно, как добавляет писатель,
«ничего не понимали». Не знали они того,
что «человеческая пища в первоначальном
виде летает, плавает и на деревьях
растет», не представляли, «где восток
и где запад». Они абсолютно не способны
осознать даже то, что с ними произошло:
беспокоятся о том, кому теперь на
необитаемом острове нужны будут их
доклады да кто за них пенсию получать
станет.

Если генералы
единственным своим долгом считают
повелевать, то «громаднейший мужичина»
— подчиняться. Для него естественно,
что «строгие генералы» полностью им
распоряжаются и разве только от сытости
вспоминают, что можно и «тунеядцу» дать
частичку наготовленной им же самим
провизии. Как само собой разумеющееся
воспринимает он и веревку, им сплетенную,
которой генералы привязывают его к
дереву, чтоб «не убёг». Все свои труды
мужичина считает святейшей обязанностью
да еще и благодарен генералам, что «они
его, тунеядца, жаловали и мужицким его
трудом не гнушалися!» Духовный сон,
непробужденность сознания высвечивает
Щедрин в своем «мужичине» — мастере на
все руки. Талантливость и многотерпеливость
русского «мужичины» вызывают у писателя
и грусть, и протест, ведь именно эта
безропотная готовность быть рабом и
поддерживает в многочисленных российских
«генералах» желание быть господином.

«Дикий помещик»

Сказка Щедрина
«Дикий помещик» показывает саму суть
взаимоотношений между двумя основными
социальными группами России 19 века –
между крестьянами и помещиками. Писатель
развенчивает уверенность высших слоев
общества в том, что именно от них зависит
движение жизни. Без мужика оказываются
невоплотимыми не только грандиозные
проекты помещика (выписать машины из
Англии, развести сады), но даже малейшие
его жизненные потребности. Без мужика
и сама жизнь «глупого помещика», и даже
его облик уродливо изменяются: сначала
помещик «тело имел мягкое, белое,
рассыпчатое», потом постепенно перестал
умываться, питался только пряниками, а
затем и вовсе одичал.

Однако, как показывает
в этой сказке Щедрин, человеческую
природу уродует не только привычка
повелевать, но и готовность покоряться.
Без мужиков замирает жизнь не только
во владениях помещика, но в городе, а
потом и в государстве: «на базаре ни
куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя»,
некому платить подати, беднеет казна.
Но крестьяне не в состоянии осмыслить
свою значимость. По мнению мужиков, чем
строже помещик, чем разорительнее с них
взыскивает, тем он разумнее: «Видят
мужики: хоть и глупый у них помещик, а
разум ему дан большой. Сократил он их
так, что некуда носа высунуть». Именно
эта неосознанность крестьянами своей
значимости позволила Щедрину уподобить
их рою пчёл: «В это время через губернский
город летел отроившийся рой мужиков и
осыпал всю базарную площадь».

Комическое и
трагическое в сказках Салтыкова-Щедрина
оказываются нераздельными: высмеивая
пороки российской жизни и человеческой
натуры, писатель с горечью отмечает
необустроенность и нелепость жизни, ее
несовместимость с нравственным и
социальным идеалом.

3

Соседние файлы в папке 5

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • История создания сказок Салтыкова-Щедрина

История создания сказок Салтыкова-Щедрина

Серия сказок Салтыкова-Щедрина создавалась на протяжении 18 лет и состоит из 32 произведений. Как итог его творчества, сказки наполнены особой сатирой, противостоящей общественному злу. В них переплелись комедия и трагедия, фантастика и реальность, проявляется удивительное владение языком иносказания.

Первые сказки Салтыкова-Щедрина были опубликованы в 1869 году в журнале «Отечественные записки». Остальные печатались в промежутке с 1880 по 1886 год в различных изданиях. Некоторые сказки не были опубликованы при жизни Михаила Евграфовича из-за жесткой цензуры и распространялись нелегально как в России, так и за рубежом. Также одна из сказок, «Богатырь», была опубликована только в 1922 году, так как затерялась в архивах. Из-за цензурных притеснений Салтыков-Щедрин не смог опубликовать полный цикл сказок. Поэтому осенью 1886 года был напечатан сборник, который содержал лишь 23 сказки. Через год вышел дополненный сборник, в который писатель добавил еще одно произведение – «Рождественская сказка».

Салтыков-Щедрин обратился к сказкам по многим причинам. Непростая политическая обстановка в России не позволяла раскрыть все противоречия общества и прямо критиковать существующие порядки. Также сказочный жанр был близок для писателя-сатирика. Фантастика, сильное преувеличение, ироничность привычны для сказок и очень характерны для Салтыкова-Щедрина. Он яростно высмеивает в своих сказках рабскую психологию. Показывает такие черты русского народа, как долготерпение и наплевательство, пытается найти истоки этих бед и определить их пределы, видя именно в них главную трагедию времени.

Сатирик в своих сказках использует русский фольклор, благодаря которому диалоги героев очень красочны, и вырисовывается определенный социальный тип персонажа. Произведения Щедрина объединены не только жанром, но и общими темами, которые связывают сказки и придают всему циклу единство.

По идейному содержанию щедринские сказки можно разделить на четыре темы:

  1. сатира на правительство и эксплуататорские классы;
  2. показ поведения обывательски предрасположенной интеллигенции;
  3. отображение жизни простого народа в России;
  4. обличение морали собственников и пропаганда новых идеалов и нравственности.

Строгое разграничение тематики сказок писателя провести невозможно, да и не требуется. Одна и та же сказка может затрагивать сразу несколько тем. В большинстве сказок Михаил Евграфович затрагивает жизнь простого народа, ставя её в противовес элитным слоям общества.

Также читают:

Картинка к сочинению История создания сказок Салтыкова-Щедрина

История создания сказок Салтыкова-Щедрина

Популярные сегодня темы

  • Анализ рассказа Косцы Бунина

    Рассказ «Косцы» Бунин написал в Париже. Основной темой в произведении Ивана Алексеевича является любовь к Родине, что он мастерски смог описать в этом рассказе. Для Бунина это было как никогда актуально

  • Что делает человека счастливым? сочинение

    Ни один человек не может спутать ощущение счастья с каким-либо другим чувством. Чтобы достичь это неповторимое состояние, ощущение гармонии себя с окружающим миром, мы стремимся к этой цели по-разному.

  • Герои баллады Лесной царь Жуковского

    Первым главным персонажем является отец мальчика, который всевозможными способами стараются спасти его и как можно скорее прибыть в город

  • Сочинение Как общество влияет на человека? Итоговое 11 класс

    С давних времен человек окружен другими людьми. Сначала ими были его соплеменники, затем родственники, друзья и коллеги. Такое взаимодействие помогает индивиду бороться с природной стихией, достигать поставленных целей

  • Сочинение Кого называют «духовным отцом»? (Итоговое)

    Каждый человек должен получить не только обычное образование, которое даёт нам школа или университет, но и духовное обучение. Духовное образование основывается на принципах и нравственных убеждениях, которые записаны в Библии

Сказки Салтыкова-Щедрина

15 сказок

Сказки Салтыкова-Щедрина — произведения, с которыми стоит знакомить ребят старшего возраста. В них люди, животные, птицы, рыбы решают, как им жить, общаться с окружающими и зачем трудиться. Автор обратился к сказке, когда решил обратить внимание читателей на страхи людей, их непосильный труд, чтобы добыть кусок хлеба и просто выжить. Вместе с тем сказки Салтыкова-Щедрина учат замечать детали, не сдаваться в трудностях, умению посмеяться над собой, своими недостатками и работать над ними.

  • Дикий помещик

    «Дикий помещик» — сказка Салтыкова-Щедрина, познакомить с которой обязательно нужно детей школьного возраста. В ней рассказывается о том, как одному барину стало мало воздуха, и он попросил высшие силы избавить его от крестьян…

  • Премудрый пескарь

    Премудрый пескарь — сатирическая сказка Салтыкова-Щедрина «для детей изрядного возраста». Она о трусливом пескарике, что проживал на дне реки и боялся покинуть свою норку. Жизнь проходит мимо — ни приятелей с развлечениями…

  • Карась-идеалист

    Карась-идеалист — сказка Салтыкова-Щедрина, которая будет интересна детям всех возрастов. В ней показана жизнь карася и его споры с ершом о добродетели. Всё водное общество следило за тем, кто выиграет в диспуте. Идеалист…

  • Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил

    «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, любимое многими детьми и взрослыми. В нем рассказывается, как пара генералов однажды проснулась вдали от дома, и им захотелось…

  • Богатырь

    Сказка Богатырь – произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, любимое с детства взрослыми и детьми. Главный герой сказки Богатырь, сын самой Бабы-яги. И выкормила его мать, и вырастила – могуч и силён стал Богатырь. Только силу…

  • Бедный волк

    Сказка Бедный волк – произведение Михаила Салтыкова Щедрина, которое скрасит домашний досуг и дополнит внеклассное чтение для школьников. Волки – звери безжалостные, иначе не выжить им. Вот и герой сказки «матёрый» Волк…

  • Орел-меценат

    Сказка Орёл-меценат – произведение русского писателя Михаила Салтыкова-Щедрина с долей сатиры, которую можно читать всей семьёй. Герой сказки – гордый и тщеславный орёл, которому надоела жизнь в отчуждении. Решил он себе…

  • Самоотверженный заяц

    Самоотверженный заяц — сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, с которой стоит познакомиться каждому члену семьи. В ней говорится о том, как однажды заяц попал в немилость к волку. Серый хищник был в то время сыт и заставил зайца…

  • Коняга

    Коняга — аллегорическое произведение Салтыкова-Щедрина, которое стоит прочесть с детьми старшего возраста. В нём автор описывает жизнь Коняги, его хозяина и их совместном бесконечном труде. Однажды вспомнил о Коняге брат…

  • Медведь на воеводстве

    Медведь на воеводстве — сказка Салтыкова-Щедрина, которая будет интересна все детям. В ней идёт речь о трёх воеводах Топтыгиных. Они сменяли друг друга по назначению Льва. В подчинённых им лесах каждый из них совершал непростительные…

  • Здравомысленный заяц

    Здравомысленный заяц — сказка Михаила Салтыкова-Щедрина, которая подойдет для прочтения с детьми старшего возраста. В ней показан обычный заяц, склонный к размышлениям об устройстве жизни каждого вида. День за днем заяц…

  • Дурак

    Сказка Дурак – поучительное произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое заставляет задуматься над человеческими пороками. Родился у умных родителей сын-дурачок, да не обычный, а с особенностью. Тихий он был и ласковый…

  • Гиена

    Гиена — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое вызовет отклик в душе каждого читателя. В начале своего творения автор описывает внешне безобидный облик гиен. Автор не обходит стороной рассказ о повадках этих животных…

  • Ворон-челобитчик

    Ворон-челобитчик — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое и сегодня задает актуальные вопросы вдумчивому читателю. В нем показано, как старый ворон замечает, что его породе скоро придет конец. Вокруг он наблюдает…

  • Верный Трезор

    Верный Трезор — произведение Михаила Салтыкова-Щедрина, которое будет интересно обсудить взрослым читателям с подростками. В нем показана жизнь дворового пса Трезора. Он всю жизнь сторожит лабаз купца Воротилова. Какими…

  • Кто создал сборник детские и домашние сказки в 1812 году
  • Кто создал русские народные сказки
  • Кто создал первый компьютер в мире сочинение
  • Кто создал картины на сюжеты народных сказок как называются эти картины
  • Кто создавал картины на сюжеты народных сказок как называются эти картины где их можно увидеть