Кто создавал картины на сюжеты народных сказок как называются эти картины где их можно увидеть

Виктор Васнецов. Богатыри

Третьяковская галерея

С конца XIX века многие русские художники были буквально одержимы образами из народных сказок и легенд.

В конце XIX века в России вошел в моду «русский», или «неорусский» стиль — представители самых разных сфер искусства обратились к «корням» и стали искать вдохновение в национальном фольклоре и лубке. Так мотивы народных сказок проникли и в архитектуру (появились здания, похожие на старинные терема), и в музыку, и конечно, в живопись. Тогда же на всю Европу прогремели и знаменитые «Русские сезоны» Сергея Дягилева, которые также обратились к русским сюжетам в театре. 

Виктор Васнецов (1848-1926), пожалуй, самый известный из художников, обратившийся к сказочной теме — и написавший впечатляющее количество картин на фольклорный сюжеты. Его считают основоположником «неорусского» стиля в живописи. Он начинал как художник-реалист и прошел целый путь до модерна. 

Виктор Васнецов. Ковер-самолет, 1880

Виктор Васнецов. Ковер-самолет, 1880

Нижегородский государственный художественный музей

Виктор Васнецов. Богатыри, 1898

Виктор Васнецов. Богатыри, 1898

Третьяковская галерея

Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке, 1889

Виктор Васнецов. Иван Царевич на сером волке, 1889

Дом-музей В.М. Васнецова

Виктор Васнецов. Царевна-лягушка 1918

Виктор Васнецов. Царевна-лягушка 1918

Дом-музей В.М. Васнецова 

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный, 1926

Виктор Васнецов. Кощей Бессмертный, 1926

Вторым самым известным художником, оставившим огромное «сказочное» наследие, стал Иван Билибин (1876-1942). Он работал и как театральный художник, оформляя оперы на русские сюжеты — «Князь Игорь» Александра Бородина, «Жар-птица» Игоря Стравинского, «Золотой петушок» и «Садко» Николая Римского-Корсакова, «Руслан и Людмила» Михаила Глинки и многие другие. Однако больше всего он прославился и вошел в историю благодаря книжным иллюстрациям к русским сказкам и особенно к сказкам Александра Пушкина, написанным по сюжетам народных.  

Иван Билибин. Иван-царевич и Жар-птица, 1899

Иван Билибин. Иван-царевич и Жар-птица, 1899

Иван Билибин. Баба Яга, 1900 год

Иван Билибин. Баба Яга, 1900 год

Иван Билибин. Сказка о царе Салтане, 1905

Иван Билибин. Сказка о царе Салтане, 1905

Иван Билибин. Царевна-лягушка, 1899

Иван Билибин. Царевна-лягушка, 1899

Иван Билибин. Кощей Бессмертный, 1901

Иван Билибин. Кощей Бессмертный, 1901

Обращались к сказочной теме и другие художники. Например, под влиянием знакомства с Виктором Васнецовым, Илья Репин (1844-1930) написал свое знаменитое сказочное полотно о былинном герое Садко, который отправляется на дно морское и по приказу морского царя на смотр невест — морских красавиц.

Илья Репин. Садко, 1876  

Илья Репин. Садко, 1876  

Русский музей

Модернист Михаил Врубель (1856-1910), увлеченно писавший в стиле модернизма и символизма, обращался к библейским сюжетам, падшим ангелам и всяческой мистике, но также и к народным сказочным мотивам. Его жена, Надежда Забела-Врубель, была известной оперной певицей, и выступала в постановках Дягилева на «русскую» тему — «Садко» и «Сказка о царе Салтане». Считается, что под впечатлением от этих спектаклей, Врубель написал свой сказочный цикл. 

Михаил Врубель. Прощание Царя Морского с царевной Волховой. 1898

Михаил Врубель. Прощание Царя Морского с царевной Волховой. 1898

Третьяковская галерея

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900

Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900

Третьяковская галерея

Выборочно обращались к сказочной теме и другие художники. Известным театральным художником был Леон Бакст (1866-1924), особенно прославился он эскизами к балету Игоря Стравинского «Жар-птица», премьера которого прошла в парижской Гранд-опера.

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы, 1910

Леон Бакст. Эскиз костюма Жар-птицы, 1910

Сказочная тема присутствовала и в творчестве Сергея Малютина (1859-1937), театрального художника и книжного иллюстратора. 

Сергей Малютин. Кощей, 1904

Сергей Малютин. Кощей, 1904

Сергей Малютин. Морской царь, нач. XX века

Сергей Малютин. Морской царь, нач. XX века

Сергей Малютин.Илья Муромец, 1937

Сергей Малютин.Илья Муромец, 1937

После революции иконописцы из Палеха, известные своими миниатюрами, были вынуждены отказаться от икон и религиозных сюжетов. Но свое мастерство они мастерски переориентировали в русло русских сказок, основав «Артель древней живописи». Теперь их материалов были не доски для икон, а лаковые шкатулки.

Иван Вакуров. «Сказка о рыбаке и рыбке» (изображение на почтовой марке 1975 года)

Иван Вакуров. «Сказка о рыбаке и рыбке» (изображение на почтовой марке 1975 года)

Иван Вакуров. «Василиса Прекрасная» (изображение на почтовой марке 1975 года)

Иван Вакуров. «Василиса Прекрасная» (изображение на почтовой марке 1975 года)

Дорогие читатели, чтобы не пропустить наши свежие материалы, подписывайтесь на нас в социальных сетях: Telegram; VK; Яндекс Дзен

Какие русские художники писали картины с русских сказок

Русские сказки и былины, пронизанные волшебством, населенные знакомыми с ранних лет героями, волновали и вдохновляли поэтов, художников, композиторов. Особенное развитие в русской культуре сказочный сюжет получил в XIX веке, когда творцы разных художественных форм работали в едином порыве — композиторы ставили оперы по сказкам писателей, а художники вдохновлялись театральными постановками.

В.М. Васнецов «Ковер-самолет»

Царевна-Лебедь

Именно так была создана прекрасная картина Михаила Александровича Врубеля (1856-1910) «Царевна-лебедь», украшающая один из залов Третьяковской галереи. Очарованный оперой Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноимённой сказки А.С. Пушкина, художник сначала рисовал эскизы театральных декораций и костюмов. Затем появился портрет Царевны-Лебедь, партию которой исполняла жена художника. Однако сказочная крылатая красавица с картины уже не похожа на сохранившиеся фотографии певицы — она самобытна и трагичная, как многие образы М.А. Врубеля.

Художник-сказочник

Пожалуй, самыми знаменитыми картинами, выражающими дух и красоту русских сказок, стали шедевры Виктора Михайловича Васнецова (1848-1926). С раннего детства Васнецов впитывал в себя духовность русской земли: по примеру отца он собирался стать священником. Но не доучившись одного класса в семинарии, будущий художник послушал зов сердца и поступил в Академию художеств. С тех он всю жизнь старался передать другим людям то волшебство, которое ощущал сам — бег Серого волка с Иваном-царевичем через дремучий лес, полет сказочного ковра над русскими просторами, тоску младшей царевны подземного царства.

Самую богатую коллекцию работ В.М. Васнецова можно увидеть в его доме-музее, похожем на сказочный терем.

Над известной картиной «Богатыри» художник работал около двадцати лет — она стала вершиной его творчества. Три монументальные фигуры русских молодцев олицетворяют силу, честь, достоинство народа, служащего во славу своей земли.

Картинки, знакомые с детства

Творчество А.С. Пушкина вдохновляло не только композиторов. Илья Яковлевич Билибин (1876-1942) после долгой работы над своим собственным стилем стал лучшим, каноническим иллюстратором Пушкина. Его манера письма, «билибинская», заключалась в строгих линиях графики, расцвеченных яркой акварелью, в изобилии русского народного декора.

Сначала русские сказки не интересовали художника, и он занимался портретной и пейзажной живописью. Однако в 1899 году на выставке он увидел картину В.М. Васнецова «Богатыри» и был так поражен этим эпическим полотном, что с той поры посвятил всю жизнь живописанию русских сказок.

Однофамилец знаменитого живописца, Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) иллюстрировал детские потешки, прибаутки и фольклорные песенки. Его живые и забавные картинки переиздаются в детских книгах уже более полувека.

Морское царство

Большое влияние В.М. Васнецов оказал и на творчество другого русского художника — Ильи Ефимовича Репина (1844-1930), став прототипом главного героя картины «Садко» . И.Е. Репин изобразил момент новгородской былины, когда морской царь показывает гусляру Садко своих дочерей. Вереницей идут красавицы перед русским музыкантом, но он смотрит только туда, где чудится ему силуэт любимой девушки Чернавы. Картина была куплена будущим царем Александром III, а художник получил за нее звание академика.

Михаил Врубель был очень многогранным художником. Модернист, участник Абрамцевского кружка, символист и мистик, приверженец британского движения Arts and Crafts — каждая из этих характеристик предлагает ключи к пониманию его наследия, но не делает его личность менее загадочной. Каждый этап его деятельности связан с историей формирования особого взгляда на мир.

Выпускник Императорской Академии художеств, один из любимых учеников знаменитого преподавателя и художника Павла Чистякова, Михаил Врубель обладал особым пониманием завершённости композиционного замысла, очень лично проживал сюжеты своих произведений и умел в живописи передать самые глубокие чувства. Знаток византийского искусства иконописи, он  обращался на протяжении почти всей жизни к библейским и мифологическим образам.

Конечно же, поэтичность русской сказки не могла не взволновать художника. Михаила Врубеля влекла глубина фольклора, тесная связь с окружающим миром и человеком… Врубель видел в сказке не тему и не жанр, и не ответ на запросы времени, но в первую очередь неповторимую реальность. Пытаясь запечатлеть эту реальность, художник максимально приближает сюжет к зрителю.

В 1890–1900-е Михаил Врубель создал сказочный цикл, который максимально полно раскрыл гений художника. Монументальные произведения и графические наброски, объединённые эстетическим замыслом, самобытное авторское прочтение делают образы мифологических персонажей очень яркими, наделяя их чувственностью и узнаваемостью. Художник сократил дистанцию между мифом и реальностью, и сказочные персонажи обрели черты реальных людей.

Одной из поворотных работ для развития карьеры Врубеля стало панно «Принцесса Грёза», написанное по мотивам одноимённой драмы в стихах Эдмона Ростана. Примечательна история создания этой работы. Михаил Врубель сделал два панно для Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде, однако комиссия Академии художеств работы не приняла. Тогда меценат Савва Мамонтов, который курировал производство панно, решил построить для произведений художника отдельный павильон. Конечно же, такой ход привлёк внимание к молодому талантливому автору. «Принцесса Грёза» воспевает совершенную красоту и идеал, за приближение к которым пришлось поплатиться жизнью. Поражающее своим масштабом поэтическое произведение поначалу было холодно встречено публикой и критиками. Работу ругали за чрезмерную «декоративность», говорили, что автор не чужд «украшательства». Однако сейчас «Принцесса Грёза» занимает ключевое вместо в отдельном, врубелевском зале Третьяковской галереи.

Знаменитое полотно «Пан» считается венцом сказочного цикла. Здесь Врубель демонстрирует свои представления о красоте, которые идут вразрез с классическими канонами. Заданная ещё древнегреческим искусством гармоничная соразмерность пропорций, подтверждающая целостность идеи, уходит в тень, уступая место эфемерности и недосказанности.

Картина «Царевна-Лебедь» — одна из самых известных и одновременно наиболее загадочных работ Михаила Врубеля. Например, до сих пор идут споры о том, кто позировал для этого полотна. Некоторые специалисты считают, что Врубель писал прекрасную деву вовсе не со своей жены, оперной певицы Надежды Забелы-Врубель, хотя именно она играла роль Царевны-Лебедь в «Сказке о царе Салтане». Нашли в этой картине отражение и личные переживания художника, виден и отпечаток его душевной болезни. Интересно то, как именно изобразил художник деву — в момент превращения, когда человеческое уступает звериному. Быть может, поэтому в лице царевны заметны дикие и даже демонические черты. Работа над «Царевной-Лебедь» позволила Врубелю найти импульс для работы над «Демоном».

Тема демона для Михаила Врубеля носила глубоко личный характер и раскрывалась во множестве эскизов, набросков и вариантов. Наиболее известным в ряду «демонов» стал «Демон поверженный».

От другого «демонического» полотна — «Демон летящий» — сохранился лишь неоконченный холст (именно он представлен в Третьяковке). Врубель множество раз переписывал лицо демона, делая его то грозным, то задумчивым, то злым, то безразличным. Считается, что именно душевный недуг остановил творческие поиски Врубеля.

В 1890-е Михаил Врубель был близок Абрамцевскому кружку и увлекался майоликой — разновидностью керамики. Художник переносил живопись на керамическую поверхность, придавая изображению некую угловатость и почти импрессионистический шарм. Среди сказочных сюжетов майолик Врубеля спор Садко с морским царём. Эту сцену художник разрабатывал несколько раз.

  • Кто собирал русские народные сказки
  • Кто снял сказку морозко
  • Кто снимался сказка о потерянном времени
  • Кто снимался в сказке морозко
  • Кто снимался в сказке марья искусница