Кто спас розу от жабы в сказке о жабе и розе

На чтение 7 мин Просмотров 15.4к. Опубликовано 29.10.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Сказка о жабе и розе» за 2 минуты и подробно за 5 минут. 

Очень краткий пересказ «Сказка о жабе и розе»

Один деревенский домик окружал заброшенный сад-цветник. Весной в нем, среди крапивы и чертополоха, распустилась чудеснейшая роза.

А внизу, у корней в тени, отдыхала безобразная сонная жаба.

Цветник уже давно никто не посещал, но прошлым летом мальчик по имени Вася наведывался сюда каждый день, это был его цветник. Мальчик приходил в сад вместе со своей старшей сестрой Машей, она следила за братом.

Там он любил читать и наблюдал за различными насекомыми и несколько раз мальчишке довелось повстречаться с ящеркой и даже с ежом!

Этой весной Вася не мог любоваться своим цветником, он был очень болен и не вставал с кровати. Старшая сестра ухаживала за братом.

Тем временем жаба, заметила распустившийся нежный розовый бутон и решила слопать розу, тем самым показав чудесному цветку свои чувства. Жаба попыталась залезть на прекрасную розу, но изранила себе все тело об её шипы, тогда жаба решила отдохнуть, а затем снова добраться до цветка.

Вася просит сестру принести ему красивую розу из цветника. Срезая бутон, девушка заметила гадкую жабу и столкнула ее с куста.

Маша принесла цветок в дом и дала розу брату, он вдохнул в себя нежный аромат и расплылся в улыбке, а затем его глаза закрылись навсегда.

В день похорон роза стояла в вазе около гробика. Она чувствовала, что прожила чудесную жизнь и оказалась желанной и нужной такому прекрасному существу, как этот мальчик.

Главные герои и их характеристики:

  •  Вася  — худой и слабый, тихий и скромный, но невероятно любознательный и смышленый мальчик 7-и лет. Любил подолгу наблюдать за живой природой и читать книги.
  •  Маша  — старшая сестра Васи. Добрая, заботливая и сострадательная девушка.
  •  Жаба  — прожорливое и отвратительное существо, желающее съесть розу, потому что ее жизнь сосредоточена на пище, и она не способна делать и чувствовать что-то другое.
  •  Роза  — хрупкое, нежное, ранимое и чувствительное создание. Получает удовольствие от прекрасного и понимает эмоции тех, кто ее окружает. Лишена дара речи, но выражает свои слова с помощью изумительного аромата, который излучает.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе» подробно

Жили на свете роза и жаба. Около сельского домика был разбит маленький цветник, который уже очень давно забросили. Но из-за этого он совсем не стал хуже, а даже немного преобразился.

Ограду заплел густой хмель, а в глубине сада выросла огромная крапива, на фоне темных листьев которой только что распустившаяся хрупкая, благоухающая роза смотрелась еще великолепнее.

роза

Бутон чудной розы раскрылся в одно майское утро. Цветочек не умел разговаривать, но зато он все прекрасно понимал и выражала свои чувства, излучая великолепный аромат.

А у корней розового куста сидела толстая старая жаба. Всю ночь она охотилась на насекомых, а к утру прилегла отдохнуть в тени.

Тяжело дыша, она вздувала свои бородавчатые бока: ее не впечатляло ни солнечное утро, ни теплая погода, жаба насытилась и хотела вздремнуть.

Цветник уже долгое время оставался безлюдным. Раньше его постоянно посещал мальчик Вася: все лето он проводил в этом садике, любуясь растениями и наблюдая за насекомыми или долго читал книгу, сидя на лавочке под окнами дома.

Вместе с мальчишкой в сад приходила взрослая девушка — его старшая сестра Маша. Она читала или занималась рукоделием, присматривая за братом.

Этой весной мальчик сильно болел и не мог выйти в сад. Сестра Маша сидела рядом с его постелью и читала для него: Вася был слишком слаб, чтобы читать самостоятельно.

Мальчик шепотом спрашивает сестру, расцвели ли в саду розы? Девушка обещает брату, что скоро он увидит их лично, когда доктор разрешит Васе встать с постели. Брат ничего не ответил, а лишь попросил сестру оставить его: ему нужно поспать.

Роза ничего не знала ни о мальчике Васе, ни о его сестре. Она ощущала себя самым красивым созданием и наслаждалась своей короткой, но такой прекрасной жизнью. Она еще не знала, какие страх и горе ей придется пережить.

Роза понравилась жабе. Подняв на цветок свой взгляд, жаба застыла от изумления: роза была так прекрасна и так чудно пахла, что она захотела рассказать цветку, как он ей понравился. Но не придумав ничего лучше, она решила съесть розу.

Роза увидела, как жаба взбирается по стеблям куста и замерла в ужасе, спасало ее только то, что острые шипы царапали и кололи жабу, не давая ей подняться выше. Жаба решила оставить попытки, подкрепиться червями, поспать, а на следующий день с новыми силами все-таки заполучить желаемое.

На следующий день на розовый куст уселся соловей и запел прекрасную песню. Роза была так счастлива, ей казалось, что он поет для нее, а может, так оно и было.

Роза уже и забыла о своем недруге, пока не услышала мерзкий скрежет. Жаба была совсем рядом — стоило ей протянуть лапку, как она схватит розу! Цветку совсем не хотелось погибнуть так.

В это время в доме проснулся мальчик и тихо позвал сестру. Ему хотелось, чтобы девушка принесла ему розочку из весеннего сада. Захватив ножницы, Маша вышла в цветник.

Вася и роза

Приблизившись к кусту, она заметила мерзкую жабу, почти схватившую бутон. Девушка с отвращением воскликнула и прогнала ее. Та упала на сырую землю, ударившись брюхом, ей оставалось только смотреть, как девушка унесла розу в дом.

Как только Вася почувствовал запах розы, на его лице появилась изнеможенная, но такая счастливая улыбка. После этого мальчик стал абсолютно спокоен, а затем закрыл глаза и замолчал. Навсегда.

Тогда роза ощутила, что она была значима. Во время похорон роза стояла в отдельной вазочке рядом с гробом. Когда юная Маша ставила ее туда, то несколько ее слезинок упало на цветок. Роза поняла, что это было самым важным событием ее мимолетной жизни.

Когда цветочек завял, его высушили между страниц книги, а позже подарили автору.

Кратко об истории создания произведения

Сказка В. Гаршина «О жабе и розе» была опубликована в 1884 году для детского чтения. Существует история создания произведения, рассказанная приятелем писателя В. А. Фаусеком.

На концерте А. Г. Рубинштейна автор «Сказки» заметил очень неприятного на вид старика, который буквально поглощал взглядом пианиста. Тогда Гаршин провел аллегорию между стариком и жабой, а музыканта сравнил с розой. Тогда писатель решил создать произведение о красоте души человека.

Главные герои сказки

Подчеркните главных героев произведения «Сказка о жабе и розе».

Главных героев было четверо.

Мальчик; девочка; роза, дерево; кошка; жаба.

Жанр произведения

Какое это произведение по жанру?

Содержание сказки

Вставьте пропущенные слова в текст.

Надоедало читать о


, диких


, морских


, забирался в


.

Иллюстрация к сказке

Соберите из частей мозаики картинку.

Беспокойство жабы

Что причиняло жабе некоторое беспокойство?

Прочитайте отрывок «Уродливая жаба».

Палящее солнце; запах розы;

Дети, играющие в саду; пение птиц.

Фрагмент из сказки

Кто раньше часто играл в цветнике?

Прочитайте часть «Больной мальчик и его сестра».

Роза

Раскрасьте картинку «Роза».

Вспомните, как правильно пользоваться компьютерной мышкой.

Спаситель розы

Характеристика героев

Распределите слова, характеризующие жабу в одну колонку, слова, характеризующие розу, в другую колонку.

Жаба

Роза


бородавчатая


злая


жирная


старая


липкие бока


не радовалась ничему


Тонкий и свежий запах


бледная


шипы


розовые лепестки


рада была жить

Портрет В. Гаршина

Слова, которые связаны с произведением

Найдите слова, которые связаны с произведением Всеволода Гаршинина «Сказка о жабе и розе».

Распускающаяся роза

Выберите правильный вариант ответа. В какое время суток распускалась роза?

Отрывок из сказки

Зачеркните слова/словосочетания, которых нет в оригинальном тексте сказки.

Жили на свете роза и жаба, и мальчик. Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен ,но цвёл красиво; сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которых уже давно никто не чистил и не посыпал песком. 

Почему роза не жалеет?

 Выберите правильный вариант ответа. Роза не жалеет, что была срезана прежде, чем начала осыпаться, потому что…

Она чувствовала, что её срезали недаром

Через 2 дня она всё равно бы осыпалась

­Что позволило Гаршину назвать свою историю сказкой? Что в ней сказочного?

Эта история в некотором смысле может быть реальной.
Но всё же, часть её героев наделены человеческими качествами, возможностью говорить и думать.
В произведении роза и жаба умеют мыслить, понимать и бояться.
В жизни вряд ли роза и жаба могут разговаривать и чувствовать.
И, конечно, же жабы не едят цветы.
Всё это создано для того, чтобы ещё ярче и понятней донести до читателя главную мысль.

Проследи, как автор описывает внешний вид розы.
Какие выразительные слова он для этого использует? А как Гаршин изображает жабу?

Роза распустилась в уже заброшенном цветнике.
Однако от этого он не стал хуже.
Автор описывает множество растений, которые там находятся.
Однако всё внимание сосредоточено на одном нежном и удивительном цветке — розе.
Она была прекрасной.
На её тонких, почти прозрачных лепестках, лежали несколько капель росы.
Она будто плакала от счастья.
Кроме этого, лёгкий ветерок разносил по всему двору её бархатистый сладкий аромат.
Жабу автор описывает прямо противоположно.
Она совсем не милая, наоборот, жирная и старая.
Её грязные бока, бородавчатое брюхо и серая лапа создают очень неприятное впечатление.
К тому же она ленивая и сердитая.

Какими чувствами наделяет писатель розу и жабу?
Почему жаба хотела уничтожить розу?

Розу автор описывает как утончённую и очаровательную.
Она хотела знать, каково её место в этом мире, зачем она распустилась.
Наблюдая за птицами и бабочками, ей тоже хотелось улететь куда-то далеко.
Жаба сразу вызывает негативные эмоции.
Автор изображает её ленивой и безобразной.
Мало того что её существование бесполезно, так она ещё и вредит окружающим.
Она решила съесть цветок.
Главными качествами, которым обладает жаба — злость и враждебность.
Она совсем не умеет радоваться, только всё время недовольна.

Можем ли мы сказать, что жаба и роза противопоставляются друг другу? Объясни.

Приведи примеры из текста.

Да, это так.
Они полная противоположность друг другу, начиная от вида, заканчивая внутренним миром.
Что касается внешних качеств, роза утончённая и изящная, а жаба выглядит уродливо и безобразно.
Описывая розу, автор говорит, что если бы она умела плакать, то плакала от счастья.
…можно было и издали любоваться её тёмною зеленью, особенно когда эта зелень служила фо­ном для нежного и роскошного бледного цветка розы.
Она распустилась в хорошее майское утро; когда она раскрывала свои лепестки, улетавшая утренняя роса оставила на них несколько чистых, прозрачных слезинок.
Роза точно плакала.
Но вокруг неё всё было так хорошо, так чисто и ясно в это прекрасное утро, когда она в первый раз увидела голубое небо и почувствовала свежий утренний ветерок и лучи сиявшего солнца, пронизавшего её тонкие лепестки розовым све­том;
в цветнике было так мирно и спокойно, что если бы она могла в самом деле плакать, то не от горя, а от счастья жить.
У жабы же, напротив, серо-грязное толстое тело, неприятные глаза и лапы.
Они противопоставляются не только внешне, но и внутренне.
А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая поохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.
Она сидела, закрыв перепонками свои жабьи глаза, и едва заметно дышала, раздувая грязно-серые бородавчатые и липкие бока и отставив одну безобразную лапу в сторону: ей было лень подви­нуть её к брюху.
Она не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде; она уже наелась и собралась отдыхать.
Роза добрая и душевная, а жаба приземлённая, сердитая и раздражённая.

Что ты можешь сказать о характере мальчика? А как о нём говорит автор?

Прочитай, как он относится к герою: с любовью, состраданием, нежностью, безразличием, равнодушием, презрением, юмором?
Мальчику семь лет, и он очень добрый и любознательный.
Оказывается, этот цветник его, потому что в этот двор уже много времени никто не заходит.
Когда он увидел ежа, он очень обрадовался и сразу принёс ему молока.
Ёж и другие животные любили мальчика, и не боялись его.
У него был спокойный, дружелюбный характер.
Автор с большим теплом описывает главного героя.
Создаётся впечатление, что это действительно хороший человек, миролюбивый и мягкосердечный.
Когда он начинает болеть, автор вместе с читателем сопереживает ему и его сестре.
Становится очень жаль его, такого маленького и хрупкого.

Обсудите с другом, почему писатель объединил в своей сказке истории розы и мальчика. Что их сближает?

Мальчик и роза очень похожи.
Они даже внешне отдалённо напоминают друг друга.
Вдвоём одинаково утончённые и нежные.
Что касается характера, то здесь тоже есть сходство.
И мальчик, и роза умеют радоваться каждому моменту в жизни.
Они добрые и хорошие.
Их жизненные истории близки.
Автор говорит, что роза цветёт совсем недолго.
На третий день она осыпается и вянет.
К сожалению, у маленького мальчика, равно как и у розы, недолгая жизнь.
Он болеет, и, вероятно, долго не проживёт.
Практически во всём эти печальные истории сходятся.

Каким настроением проникнуто произведение Гаршина: радостью, отчаянием, безысходностью, весельем, печалью, светлой грустью?

Читая сказку, невольно проникаешься всей историей, начинаешь сопереживать главным героям, появляется нелюбовь к жабе.
В тексте много прекрасного, и столько же и печального.
Из этого состоит жизнь.
Когда всё кажется грустным и горестным, важно находить светлые лучики и радоваться им.
Поэтому хоть в тексте и присутствуют печаль, страх и тоска, тонкой нитью сквозь всё произведение проходит свет.
Свет и теплота чувствуются на строках рассказа.
Поэтому после прочтения остаётся светлая грусть.

Определи основную мысль произведения. Объясни свою точку зрения.

Главная задумка, которую хотел донести автор — это то, что у каждого в жизни есть предназначение.
В каждом жизни должен быть смысл и цель.
И даже если, на первый взгляд, всё плохо и грустно, важно настраиваться на хорошее.
Маленькая роза смогла принести столько счастья.
Это её главное предназначение.
Поэтому важно понимать, что малейший поступок, который, на первый взгляд, кажется пустяком, оказывается очень важным.
Нужно найти своё место в жизни, не забывать помогать окружающим, и радоваться каждому мигу в жизни.

Обсудите с друзьями, можно ли дать «Сказке о жабе и розе» другое название: «История, которую поведал высушенный цветок розы», «Последняя весна», «Брат и сестра», «Угасающая жизнь»? Объясните свой выбор.

Эти названия, на первый взгляд, полностью подходят.
Однако назвать произведение «Брат и сестра» было бы не совсем правильно.
Всё потому, что роза играет очень важную роль, ею нельзя так пренебрегать.
Мне по душе первое название «История, который поведал высушенный цветок розы».
Он наиболее полно описывает то, что происходит в сказке.
Однако подходит и последнее название.
Угасающая жизнь звучит в настроение произведения и событиям, которые там происходят.
Тем не менее автор выбрал своё название, простое и вполне понятное.

Найдите в библиотеке сборник рассказов для детей В. Гаршина. Какие другие произведения вошли в него? Составьте список произведений Гаршина.

Всеволод Гаршин очень талантливый писатель, многие его произведения полюбились юным читателям.
Всё потому, что каждая сказка по-своему уникальна и интересна.
Наиболее узнаваемые и любимые — «Лягушка-путешественница» и «Сказка о жабе и розе».
Ещё в числе произведений: «Сказание о гордом Аггее», «То, чего не было» и «Attaleaprinceps».
По этим рассказам созданы мультфильмы и поставлены спектакли.


Читательский дневник по сказке «О жабе и розе» Всеволода Гаршина

Характеристика главных героев:

Маша — заботливая и добрая.
Ухаживает за братом, читает ему.

Мальчик — любознательный, открытый и умный.
Ослабел после болезни.

Роза — красивая, беззащитная. Любила окружающий мир, радовалась его красоте.
Поняла, что срезали и спасли её не зря.

Жаба — мерзкая, гадкая и настойчивая. Злая, безобразная, одержимая голодом.
Не знала, как выразить свои чувства. Хотела съесть цветок.
Получила ценный урок.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.

Но так случилось, что Вася смертельно заболел.

В этот период цветок зацвёл.

Лягушка решила съесть прекрасный бутон.

Но розочка сразу поняла намерения жабы.

Прекрасный цветок взмолился о помощи.

В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.

И принесла розу умирающему братику.

Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.

На похоронах розочку поставили у маленького гробика.

Позже её засушили в старой книге.

План сказки:

Запущенный цветник.
Красивая роза.
Жирная старая жаба.
Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
Охота на цветок.
Мольба о помощи.
Спасение бутона.
Прощальная улыбка умирающего Васи.
Слезинка Маши — счастье в жизни розы.

Главная мысль «Сказки о жабе и розе»

Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.

Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.

Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.

И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.

В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.

Чему учит произведение

Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.
Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.
Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.
В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.

Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе»

Прочитав произведение «Сказ

Хотела съесть цветок.
Получила ценный урок.

Краткое содержание «Сказка о жабе и розе»

В одном заброшенном цветнике жили роза и жаба.

В этом цветнике очень любил проводить время мальчик.

Но так случилось, что Вася смертельно заболел.

В этот период цветок зацвёл.

Лягушка решила съесть прекрасный бутон.

Но розочка сразу поняла намерения жабы.

Прекрасный цветок взмолился о помощи.

В последний момент пришла сестра мальчишки, срезала бутон, при этом отбросив жабу.

И принесла розу умирающему братику.

Мальчик Вася вдохнул аромат, улыбнулся и умер.

На похоронах розочку поставили у маленького гробика.

Позже её засушили в старой книге.

План сказки:

Запущенный цветник.
Красивая роза.
Жирная старая жаба.
Болезненный мальчишка Вася и его сестра Маша.
Охота на цветок.
Мольба о помощи.
Спасение бутона.
Прощальная улыбка умирающего Васи.
Слезинка Маши — счастье в жизни розы.

Главная мысль «Сказки о жабе и розе»

Основная мысль автора состоит в том, что жизнь прожита не зря, если она принесла кому-то пользу.

Основная идея произведения заключается в том, что человек может стать счастливым лишь в том случае, если он живёт для других людей.

Пусть его жизнь окажется краткой, как жизнь прекрасного цветка, но она будет ненапрасной, если будет полезна другим.

И такой человек будет жить вечно в памяти благодарных людей, как засушенная роза меж страниц книги.

В этом смысл нашей жизни по мнению писателя.

Чему учит произведение

Произведение учит тому, что каждая жизнь, даже самая короткая, должна быть прожита со смыслом.
Недолгая жизнь розочки подарила краткое, но такое важное счастье умирающему мальчику.
Его последняя улыбка, вызванная красотой и ароматом майской розы, принесла радость сестре угасающего малыша.
В этом был смысл жизни прекрасного цветка, его счастье.

Краткий отзыв на «Сказку о жабе и розе»

Прочитав произведение «Сказка о жабе и розе» Всеволода Гаршина, я была очень тронута.
Это увлекательная и запоминающаяся история, красивая и печальная одновременно.
Автор рассказал истории жизни садовой розы и больного мальчика, соединив их в один сюжет.
Мне очень понравилась трогательная роза, так любившая жизнь, и вызвал огромное сочувствие несчастный мальчик.
Это произведение заставило меня задуматься о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о памяти, которая делает бессмертными тех, кто живёт ради других.
Я всем советую прочитать эту замечательную сказку, которая написана ярким и простым языком.

Пословицы к произведению:

Приноси добро и радость другим, и о тебе будут помнить.
Добрые дела и после смерти живут.
Завистливый по чужому счастью сохнет.
Жизнь дана на добрые дела.
Красота спасёт мир.

Словарь неизвестных слов:

Коровяки, повилика — садовые растения.
Голубчик — ласковое обращение к мальчику.
Слопать — разговорное слово, скушать.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

– Маша! – вдруг шепчет он сестре.

– Что, милый?

– Что, в садике теперь хорошо? Розы расцвели?

Сестра наклоняется, целует его в бледную щеку и при этом незаметно стирает слезинку.

– Хорошо, голубчик, очень хорошо. И розы расцвели.

Вот в понедельник мы пойдём туда вместе.

Доктор позволит тебе выйти.

  • Кто спас крестьян от глупого помещика в сказке дикий помещик
  • Кто спас котенка в рассказе толстого котенок
  • Кто спал на моей кровати сказка как называется
  • Кто сочинял аленушкины сказки
  • Кто сочиняет литературные сказки