Тематическое планирование уроков литературного чтения во 2 классе, на период практики.
1.Планирование уроков во 2 классе по программе (1-4) 4 часа +1час внеклассного чтения в неделю. Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. образовательная программа «Школа России».
2. Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.
3.Основное содержание:
Тема раздела |
Тема урока |
дата |
Основные цели, задачи урока |
Устное народное творчество. Сказки. |
1. «Каша из топора» — русская народная сказка. |
4.10 |
— Ознакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора». — Отрабатывать навыки выразительного чтения. — Обогащать речь учащихся. — Учить работать с текстом. — Развивать мышление, внимание, память. |
2. «Гуси – лебеди» — русская народная сказка. |
5.10 |
— Ознакомить детей с русской народной сказкой «Гуси-лебеди». — Ознакомить с новым видом сказок. — Учить делить текст на части. — Обогащать словарный запас детей. — Развивать мышление, внимание, память. — Развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения. — Учить анализировать сказку, отвечать на вопросы по тексту. |
|
3.Урок внеклассного чтения. Устное народное творчество. |
6.10 |
— Развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность. — Прививать интерес к чтению. — Воспитывать чувство ответственности, умение принимать решение. |
|
4.Обобщение по теме. |
7.10 |
— Обобщить знания учащихся по пройденному разделу. — Учить работать в группе, проявлять свои творческие способности. — Развивать речь, мышление, память. |
|
5.Контрольная работа по литературному чтению. |
11.10 |
— Контроль знаний и умений по пройденному материалу. |
|
Люблю природу русскую. Осень. |
6.Вводный урок по разделу. Загадки об осени. |
12.10 |
— Ввести в новый раздел «Люблю природу русскую. Осень.». — Развивать речь, мышление, память. |
7.Ф.И.Тютчев «Есть в осени первоначальной…». К. Бальмонт «Поспевает брусника…». Анализ лирического текста. |
13.10 |
— Ознакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Осень». — Ознакомить учащихся со стихотворением К.Бальмонта. — Обучать правильному чтению стихов. — Развивать речь, мышление, память. |
|
8.Образ осени в произведении А.Плещеева. А.А.Фет «Ласточки пропали…». Анализ лирического текста. |
14.10 |
— Ознакомить учащихся со стихотворениями А.Плещеева, А.А.Фета. — Развивать речь учащихся, образное мышление, внимание к слову. — Воспитывать любовь к природе и русской словесности. |
|
9.А.Н.Толстой «Осень. Осыпается весь наш бедный сад…». С.Есенин «Закружилась листва золотая…». Анализ лирического текста. |
18.10 |
— Ознакомить учащихся со стихотворениями А.Н.Толстого, С.Есенина. — Учить понимать и читать стихи. — Развивать речь, мышление, память. |
|
10.Осень в произведении В.Брюсова «Сухие листья…» и в произведении И.Токмаковой «Опустел скворечник…». |
19.10 |
— Ознакомить учащихся со стихотворениями В.Брюсова и И.Токмаковой. — Обучать правильному чтению стихов. — Развивать речь, мышление, память. |
|
11.Сравнение научно – популярного и художественного текстов. В.Берестов «Хитрые грибы». |
20.10 |
— Ознакомить детей с произведением В.Берестова. — Отрабатывать навыки выразительного чтения. — Развивать речь, мышление, память. — Воспитывать бережное отношение к природе. |
|
12.Сравнение художественных текстов. М.Пришвин «Осеннее утро». И. Бунин «Сегодня так светло кругом…». |
21.10 |
— Ознакомить детей с рассказом М.Пришвина «Осеннее утро». — Отрабатывать навыки осознанного чтения. — Развивать умение работать в группе. — Воспитывать любовь к природе. |
|
13.Урок внеклассного чтения. Книги об осени. |
25.10 |
— Обобщить знания учащихся по пройденному разделу. — Учить работать в группе, проявлять свои творческие способности. — Развивать речь, мышление, память. |
|
14.Обобщение по теме. |
26.10 |
— Повторить и обобщить пройденный материал. — Развивать память, внимание, мышление, речь. — Воспитывать любовь к чтению, литературе. |
|
15. Контрольная работа по литературному чтению. |
27.10 |
— Контроль знаний и умений по пройденному материалу. |
Конспект по чтению, проведённого во 2 классе.
Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.
Тема: «Каша из топора» — русская народная бытовая сказка.
Цель: познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой.
Задачи:
— Отрабатывать навыки выразительного чтения.
— Обогащать речь учащихся.
— Учить работать с текстом.
— Развивать мышление, внимание, память.
— Расширение и обогащение словаря учащихся.
Оборудование:
1) Учебник: Литературное чтение. Родная речь для 2 класса (1-4). Авторы: Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Москва «Просвещение» 2009 год.
2)Рисунки учащихся к сказке «Лиса и Журавль».
3)Аудиозапись для физ.минутки.
Оформление доски:
«Каша из топора» — русская народная бытовая сказка.
Около кола – колокола,
И на колах – колокола.
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
А)Догадка и смекалка не хуже разума.
Б)Смётка дороже всего.
В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.
План урока:
I.Организационный момент.
II.Речевая разминка.
III.Проверка домашнего задания.
IV.Постановка цели урока.
V.Изучение нового материала.
VI.Физ.минутка.
VII.Закрепление изученного материала.
VIII.Итог урока.
IX.Организационный момент.
Ход урока:
I.Организационный момент.
— Проверьте готовность к уроку литературного чтения.
II.Речевая разминка.
— Сегодня на речевой разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:
Около кола – колокола,
И на колах – колокола.
— Вспомним, как работаем со скороговоркой.
— Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.
— Самое главное, правильно произносить все слова.
— Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.
III.Проверка домашнего задания.
Детям было задано перечитать сказку «Лиса и Журавль» и подготовить иллюстрацию понравившегося отрывка.
На магнитной доске (заранее) вывешиваются рисунки учеников. Дети зачитывают отрывки к своим иллюстрациям (2-3 человека).
IV.Постановка цели урока.
Учитель:
— Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем?
Ученик:
— Волшебные, о животных, бытовые.
Учитель:
— О чём рассказывают бытовые сказки?
Ученик:
— В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.
Учитель:
— В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
— Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.
Ученик:
— Каша из топора.
Учитель:
— Можно ли по названию сказки определить главных героев?
Ученик:
— Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.
V.Изучение нового материала.
1)Текст читают хорошо читающие дети, по ходу чтения ведётся словарная работа. Слова выписаны на доске.
Служивый – солдат, военнослужащий.
Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.
Изба – деревянный, крестьянский дом.
Вдоволь – достаточно.
Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.
Чулан – помещение в доме, служило кладовой.
Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.
Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.
Коли – если бы.
Этакую – такую.
Смётка – смекалка.
2)Первичная проверка понимания текста.
— Понравилась сказка? Чем понравилась?
— Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?
— Зачем солдат постучал в избу?
— Кто там жил?
— Что попросил солдат у старухи?
— Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
— Что придумал солдат?
— Что он сначала попросил у старухи?
— А потом?
— Что получилось у солдата сварить из топора?
— Какой показана старуха в сказке?
— Каким – солдат?
— Почему он так поступил?
VI.Физ.минутка.
— Сделаем небольшую паузу. Выполним упражнения под музыку.
VII.Закрепление изученного материала.
1)Работа над пословицами (на доске).
— Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
А)Догадка и смекалка не хуже разума.
Б)Смётка дороже всего.
В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.
Ученик:
— Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.
В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.
2)Повторное чтение.
Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.
— Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
— И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
— За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей.
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
3)Работа с иллюстрацией.
— А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.
— Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.
— Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?
Ученик:
— Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
Учитель:
— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?
Ученик:
— Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.
4)Работа над текстом.
— Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.
Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.
У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.
Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.
А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).
Учитель:
— С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служивый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.
— Дайте характеристику солдату. Какой он? (Вопрос можно прочитать в учебнике на стр. 47.)
- Смекалистый
- Рассеянный
- Находчивый
- Добрый
- Смелый
Ученик:
— Смекалистый солдат, потому что сообразил, как кашу сварить «из ничего», перехитрил старуху. Также можно его назвать находчивым. Он не стал старуху упрашивать дать ему поесть, сам придумал, как выйти из ситуации. Ещё солдата можно назвать добрым. Он ни одного слова плохого не сказал старухе, вежливо, по-доброму с ней обращался.
— Что вы можете сказать о старухе? Какая она? Выберете:
- Добрая
- Жадная
- Весёлая
- Умная
Ученик:
— Про старуху можно сказать, что она жадная и глупая. Она так и не поняла, что обманула сама себя.
VIII.Итог урока.
— С какой новой сказкой познакомились на уроке?
— Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?
Ученик:
— Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.
— Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.
Учитель:
— Добился ли солдат своего? Что ему помогло?
Ученик:
— Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.
Учитель:
— Прав ли солдат?
Ученик:
— Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.
Учитель:
— Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?
Ученик:
— Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.
Учитель:
— Запишите домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям (либо инсценировать сказку, можно помочь детям подготовиться в группе продлённого дня).
IX.Организационный момент.
Выставление оценок за работу на уроке.
— Готовьтесь к следующему уроку.
Самоанализ урока литературного чтения.
Урок был проведен во 2 классе. Тема урока: «Каша из топора» — русская народная сказка.
Это седьмой урок в системе. На первых уроках происходит знакомство со статьёй Ю.Коваля «Сказки», а также со стихами Ю.Мориц «Сказка по лесу идёт…». На следующих уроках изучаются русские народные сказки о животных.
На первых уроках формируется понятие что такое сказка, почему все любят сказки, чему учат сказки. На последующих уроках формируется понятие «сказки о животных». Седьмой урок посвящен изучению понятия «бытовая сказка». Далее дети знакомятся с волшебной сказкой.
На протяжении всех уроков продолжается работа над умением выразительно читать. На обобщающем уроке, дети имеют возможность продемонстрировать свои знания и умения.
Цель урока познакомить детей с новым видом сказок – бытовой сказкой – на примере сказки «Каша из топора» была достигнута.
Задачи урока также были решены: отрабатывались навыки выразительного чтения. На доске были выписаны слова, которые в на сегодняшний день редко употребляются, проводилась работа по разъяснению смысла этих слов. Тем самым расширялся словарный запас учащихся, и обогащалась их речь. На уроке отрабатывалось умение работать с текстом, находить нужный ответ.
Цели и задачи урока были достигнуты. Цель оправдана содержанием программы, художественной природой произведения, возрастом класса. Учитель опирается на уже имеющиеся знания учеников. На этом фоне вводится новое понятие – бытовая сказка.
В ходе урока формируются читательские и речевые умения и навыки (рассмотрены после анализа). Отрабатывается навык выразительного чтения, ролевое чтение. Выразительное чтение, чтение по ролям всегда доставляет ребятам удовольствие, облегчает усвоение типичных особенностей сказки: разговорный язык, повторы, особая ритмика.
На уроке анализируется сказка достаточно подробно. Анализ отвечает требованиям.
Вопросы задаются аналитического, поискового характера, обеспечивающие вычитывание подтекстовой информации.
Например:
1)- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
— Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
2) — Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?
Ученик:
— Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
Учитель:
— Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?
3)- Что значат слова: «А солдат ест, да посмеивается » – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).
С симпатией в сказке изображен бывалый солдат, который умеет суп варить из топора, может перехитрить кого надо. Он способен обмануть глупую старуху. Служилый умело достигает своей цели, несмотря на нелепость ситуации. И в этом обнаруживается ирония.
Так как вопросы носят аналитический характер, то они побуждают учеников обращаться к тексту, самостоятельно перечитывать фрагменты и думать над прочитанным. На уроке формируется навыки: беглости, правильности, осознанности и особенно выразительности.
На данном уроке после прочтения сказки дети рассматривают иллюстрацию и соотносят с прочитанным. Изучая иллюстрацию, дети лучше осознают детали произведения, учатся определять эмоции. Рассматривание книжной иллюстрации позволяет обогатить изобразительный опыт детей новыми графическими образами и способами изображения. Знакомство детей с книжной иллюстрацией развивает эстетические чувства, формирует художественный вкус, дает простор воображению и собственному творчеству детей.
Так же ведется работа по уточнению и расширению словарного запаса, формирование монологической и диалогической речи, формирование богатства, выразительности, точности речи.
Поскольку учеников больше, чем времени на уроке (а всем хочется выступить), то те кто не успел выступить или получилось мало, расстроились, даже нервничали. Работа над выразительностью чтения (особенно по ролям) все-таки требует большего количества времени. Тем не менее, достаточное количество учеников смогли проявить свои способности и умения. Судя по результатам, учителю удалось достичь желаемого.
Работа на уроке была достаточно четко продумана, каждый вопрос раскрыт и объяснен. Этому способствовал продуманный план урока. В качестве поощрения учителем использованы доброжелательные слова, в конце поставлены положительные оценки.
Урок прошел в приподнятой эмоциональной атмосфере, поэтому степень активности детей достаточно высока. Этому способствовали самые разнообразные формы работы со сказкой.
Пример вопросов и заданий:
1. Дать характеристику персонажа (каков тот или иной из них).
2. Объяснить, почему произошло то или иное событие.
3. Показать, что становится объектом насмешки народа.
4. Прочитать в лицах сказочные диалоги, выделяя голосом характерные особенности персонажа.
5. Установить различие между словами и поступками персонажей. Дать нравственную оценку этому расхождению.
6. Отметить использование в сказке поговорок, пословиц и другое.
7. Охарактеризовать тональность речи того или иного персонажа, соответствие интонации его мыслям и поступкам.
8. Просьба подобрать к какому-то слову или выражению близкие по значению слова и выражения.
9. Беседа о том, что поучительного можно извлечь из сказки.
Работа детей организована правильно, так как дети четко знали, что от них хотят получить.
Домашнее задание связано со следующим уроком непосредственно. Урок достиг поставленной цели.
Пожелания: больше времени на работу над выразительностью чтения. Иногда можно задавать читать тексты дома, следовательно, увеличится время на творческую работу.
Анализ посещенного урока по литературному чтению во 2 классе.
Тема: Устное народное творчество.
Задачи урока:
• Повторить и обобщить известные детям понятия по теории литературы.
• Сформировать у учащихся навыки осмысленного чтения и понимания на примере русских народных сказок.
• Научить детей образному восприятию художественного текста литературного героя.
• Сформировать навыки совместного группового взаимодействия.
• Научить ребят творчески решать проблемные задания.
Краткое описание хода урока:
Учащиеся сидят по заранее сформированным группам (принцип формирования групп произвольный).
1.Мотивация к учебной деятельности.
2 Постановка познавательной задачи.
3. Работа по группам
Задание №1 «Угадай, к какому малому фольклорному жанру относится»
4.Беседа.
Артикуляционная разминка
Физкультминутка
5. Продолжение работы в группах.
Задание №2 « Отгадай сказку»
Задание №3. « Инсценировка»
4. Викторина « Вспомни пословицу».
5. Подведение итогов урока.
6.Домашнее задание
На уроке учащиеся воспроизводили знания, полученные на предыдущих уроках о малых фольклорных жанрах и сказках.
Учитель помогал поднять самооценку ученикам собственной успешной учебной деятельностью на уроке, а также словесно поощрял детей.
Развивалось умение учащихся сравнивать малые фольклорные жанры, виды сказок. Уделялось место воспитанию гуманного отношения к животным, любви к окружающему миру.
Учитель использует различные средства и методы обучения, что помогает достижению поставленной цели.
-текст в учебнике, как опора;
-иллюстрации в учебнике и не только;
— загадки, пословицы;
— игра «отгадай сказку»;
— инсценировка;
— работа в группах;
Данные методы и средства позволяют учителю организовать процесс обучения так, чтобы повторить и закрепить пройденный материал.
Учащиеся сравнивают, анализируют, обобщают и делают выводы, расширяют умения работать с дополнительной литературой, воспитывают чувство толерантности.
Данный урок расширяет, предоставляет учащимся возможность проявить инициативу и самостоятельность. Стимулирует использование разнообразных методов изучения темы: исследование, анализ литературных источников, материалов взятых из Интернета;
Тема урока раскрыта. Приготовленная наглядность использовалась во время и к месту.
Чередование различных видов деятельности позволяло сохранить интерес на протяжении всего урока. Смена деятельности также даёт возможность воспринимать информацию различными способами (прочитать, послушать, посмотреть, проиграть).
Учащиеся активно работали на уроке.
Дети давали хорошие, правильные ответы, следовательно, цели урока, поставленные учителем, были достигнуты. В конце урока были выставлены оценки в дневники активным ученикам. Также в конце урока дети получили домашнее задание. Урок проведён методически грамотно, с учётом возрастных, индивидуально- психологических особенностей учащихся. Учитель поощрил работу всех учеников, мотивировал дальнейшую деятельность путём формирования положительного отношения к предмету.
Учитель:
Каша из топора — небольшая сказка об остроумном солдате. Жадная старух не хотела кормить солдата, однако он ее перехитрил и получил кашу с маслом…
Каша из топора читать
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет,- солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу сварить?
— А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готова,- солдат отвечает,- жаль вот только, что посолить нечем.
— Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
— Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
— Бери, заправь как надобно.
Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат. — Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
— Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, — дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
❤️ 2.3к
🔥 1.4к
😁 1.7к
😢 909
👎 910
🥱 1.0к
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Солдат возвращался с войны. Устал он, есть хочет. Пришёл солдат в деревню и подошёл к одному дому. Дверь открыла старуха.
Попросил её солдат:
— Дай мне поесть, пожалуйста!
У старухи было много продуктов, но она была жадная и не хотела ничего давать солдату:
— Ох, солдат, я сама сегодня ничего не ела. Нет у меня ничего.
— Ну, нет так нет, — ответил солдат.
И тут он увидел топор. Говорит солдат:
— Если ничего нет, то можно сварить кашу из топора.
Старуха очень удивилась и спросила:
— Как можно из топора кашу сварить?
А солдат отвечает:
— Дай котёл, и я сварю кашу из топора.
Старуха принесла котёл. Солдат положил топор в котёл, налил воды и начал варить. Старуха смотрит внимательно, не может глаз отвести.
Взял солдат ложку, помешал, попробовал.
— Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро каша будет готова, — отвечает солдат, — Жаль только, что соли нет.
— Соль у меня есть, посоли, — сказала старуха и дала соль.
Солдат посолил, снова попробовал и сказал:
— Хорошая каша! Ещё надо немного крупы добавить.
Старуха принесла крупу и говорит:
— Бери крупу и добавь в кашу как надо.
Добавил солдат крупу. Варил-варил, помешал и ещё раз попробовал.
— Очень хорошая каша! — говорит солдат, — Но если добавить немного масла, то каша будет ещё вкуснее.
Принесла старуха масло. Положил солдат масло в котёл и говорит:
— Ну, старуха, неси теперь хлеб и бери ложку. Будем кашу есть!
Удивилась старуха, что можно из топора такую хорошую кашу сварить.
Съели они кашу. Старуха спрашивает:
— Солдат! А когда мы топор будем есть?
— Видишь, топор ещё не готов, — отвечает солдат, — Я потом его доварю и позавтракаю!
Положил солдат топор в сумку и пошёл в другую деревню.
Вот так солдат и кашу поел, и топор унёс.
Текст адаптирован Т.Ю. Погосян
Старый солдат шёл на побывку. Притомился в пути, есть хочется. Дошёл до деревни, постучал в крайнюю избу:
— Пустите отдохнуть дорожного человека!
Дверь отворила старуха.
— Заходи, служивый.
— А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего? У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.
— Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.
— Ну, нет так нет, — солдат говорит. Тут он приметил под лавкой топор.
— Коли нет ничего иного, можно сварить кашу и из топора.
Хозяйка руками всплеснула:
— Как так из топора кашу сварить?
— А вот как, дай-ка котёл.
Старуха принесла котёл, солдат вымыл топор, опустил в котёл, налил воды и поставил на огонь.
Старуха на солдата глядит, глаз не сводит.
Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.
— Ну, как? — спрашивает старуха.
— Скоро будет готова, — солдат отвечает, — жаль вот только, что посолить нечем.
— Соль-то у меня есть, посоли.
Солдат посолил, снова попробовал.
— Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы! Старуха засуетилась, принесла откуда-то мешочек крупы.
— Бери, заправь как надобно.
Заправил варево крупой. Варил, варил, помешивал, попробовал. Глядит старуха на солдата во все глаза, оторваться не может.
— Ох, и каша хороша! — облизнулся солдат. — Как бы сюда да чуток масла — было б и вовсе объеденье.
Нашлось у старухи и масло.
Сдобрили кашу.
— Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!
— Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить, — дивится старуха.
Поели вдвоем кашу. Старуха спрашивает:
— Служивый! Когда ж топор будем есть?
— Да, вишь, он не уварился, — отвечал солдат, — где-нибудь на дороге доварю да позавтракаю!
Тотчас припрятал топор в ранец, распростился с хозяйкою и пошёл в иную деревню.
Вот так-то солдат и каши поел, и топор унёс!