Кто такая федосья николаевна в рассказе отцы и дети

Возраст Фенечки — около 23 лет:

«Это была молодая женщина лет двадцати трех…» (глава V)

Полное имя героини — Федосья Николаевна:

«Да вы сами посудите, Федосья Николавна…» (глава XXIII)

Фенечка является крестьянкой по происхождению. Судя по всему, ее родители получили вольную и стали вольнонаемными крестьянами:

««Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», – сказала ей Арина…» (крестьяне целовали у барина руку, (глава VIII))

Юная Фенечка остается сиротой в 20 лет:

«Муж у ней давно умер…» (речь идет про отца Фенечки) 

«…мать, Арина, умерла от холеры…» (Мать Фенечки умерла от холеры, когда дочери было около 20 лет)

Фенечка является красивой молодой женщиной:

«И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?..» (глава VIII) 

«Какая хорошенькая!..» (глава IX) 

«Известно о ком: одна только хорошенькая…» (глава IX) 

«У твоего отца, видно, губа не дура…» (глава IX)

О внешности Фенечки известно следующее:

«…Фенечка. Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах…» (глава V) 

«…мелькнуло молодое женское лицо…» (глава IV) 

«…в голубой душегрейке и с наброшенным белым платком на темных волосах, молодая женщина, Фенечка…» (глава IV) 

«…показалась мягкая масса черных, блестящих, слегка растрепанных волос…» (глава XXIII) 

«…горячая кровь разлилась алою волной под тонкою кожицей ее миловидного лица…» (глава V) 

«…тихонько вышла. Она ходила немножко вразвалку, но и это к ней пристало…» (глава V) 

«…Фенечка и свои волосы привела в порядок, и косынку надела получше, но она могла бы остаться, как была…» (глава VIII) 

«…приложил губы к Фенечкиной руке, белевшей, как молоко, на красной рубашечке Мити…» (глава VIII) 

«…лицо Фенечки скользнуло перед ним такое бледное и маленькое…» (глава XI) 

«…Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда. Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках. Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием…» (глава XXIII) 

«Она сидела на скамейке, накинув по обыкновению белый платок на голову…» (глава XXIII)

XX

У нее «хорошенькие глазки»:

«…Фенечка подняла на Базарова свои глаза, казавшиеся еще темнее от беловатого отблеска, падавшего на верхнюю часть ее лица…» 

«Прелестно было выражение ее глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо…» 

«…в ее хорошеньких глазках…»

У нее приятный голос:

«Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит…» (глава XXIII) 

«Здравствуйте-с, – ответила она негромким, но звучным голосом…» (глава V)

Фенечка является стыдливой девушкой:

«…она предполагает… она стыдится…» (глава V) 

«Напрасно ж она стыдится…» (глава V) 

«…поставив ее перед Павлом Петровичем, вся застыдилась…» (глава V) 

«Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти…» (глава V)

Она достойная женщина, по мнению Николая Петровича Кирсанова и его сына Аркадия:

«…если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает…» (глава V)

«Конечно, если б эта девушка не стоила… Это не легкомысленная прихоть…» (глава V)

Фенечка является вежливой девушкой:

«…Фенечка всем в доме говорила вы…» (глава VIII)

Она живет тихо и скромно:

«…редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько…» (глава VIII)

Фенечка является пустым существом, по мнению Павла Петровича Кирсанова. При этом герой хорошо относится к ней:

«Ах, как я люблю это пустое существо!..» (глава XXIV)

При этом Фенечка — хорошая хозяйка. Она любит порядок в доме:


«Она наследовала от своей матери любовь к порядку…» (глава VIII)

Она рассудительна и степенна:

«…наследовала от своей матери… рассудительность и степенность…» (глава VIII)

Отношения Фенечки и Николая Петровича Кирсанова

В начале романа крестьянка Фенечка является неофициальной женой помещика Николая Петровича Кирсанова:

«…эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал… 

Ну да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки…» (глава III)

У крестьянки Фенечки и барина Николая Петрович есть маленький сын Митя:

«…вошла Фенечка с Митей на руках…» (глава VIII) 

«…– Сколько, бишь, ему месяцев? – спросил Павел Петрович. 

– Шесть месяцев; скоро вот седьмой пойдет, одиннадцатого числа…» (глава VIII)

Фенечка любит Николая Петровича. Она благодарна ему за его хорошее отношение к ней:


«Я Николая Петровича всем сердцем люблю… Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо!.. Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!..» (глава XXIV)

В конце романа Николай Петрович женится на Фенечке, несмотря на то что та является крестьянкой и что такие браки осуждаются в дворянском обществе:


«Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей, состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой…» (глава XXVIII)

Это был цитатный образ и характеристика Фенечки в романе «Отцы и дети» Тургенева: описание внешности и характера героини.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети

Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Федосья Николаевна является второстепенным персонажем произведения, но ее яркий образ наряду с другими женскими образами романа позволяет до конца раскрыть внутреннюю душевную борьбу главного героя Базарова.

Фенечка – молодая женщина, скромная, боязливая, тихая простая крестьянка, родившая сына от хозяина-помещика Кирсанова.

Писатель изображает девушку как миловидную, стеснительную, чуткую женщину, любящую порядок и домашний уют.

В Фенечке все прекрасно и светло, в ней нет ни фальши, ни притворства, ни озлобленности, она открыта для общения, но чувствовать себя полностью свободной может лишь в обществе Базарова.

Она понимает двойственность своего положения в доме Кирсанова, но чужда ко всем предрассудкам и сплетням. Характер девушки отличается мягкостью и нежностью, полным отсутствием жеманства, кокетства, притворства.

Молодая женщина описывается автором в виде заботливой, трепетной и чуткой матери, обожающей и балующей своего долгожданного ребенка, души в нем не чающей. Она может часами вести беседы о малыше и становится счастливой, видя интерес к мальчику со стороны его дяди, старшего сына помещика.

Девушка не имеет образования, малограмотна, но очень хорошо воспитана, вежлива, по-женски умна и рассудительна. Несмотря на непростое общественное положение Фенечки, она горячо любит отца своего ребенка, предана ему и верна, относится к нему с почтением и уважением, в глубине души ощущая, что она имеет некое право находится с ним рядом.  Казалось бы, эти отношения лишены счастливого будущего.

Писатель очень нежно описывает образ Фенечки, любуясь девушкой как неотразимым благоухающим цветком, восторгаясь ее искренностью и духовной открытостью, делясь с читателем добротой и теплом обычной женской натуры. Рядом с этой женщиной от чистоты ее души становится тепло, уютно и светло.

Персонаж девушки является представлением автора об идеальном типе женщины, растворяющейся в любимом человеке, но при этом обладающей уникальным и незаурядным характером, которому чужды кривотолки и пересуды окружающих.

В финале романа помещик решается узаконить отношения с девушкой и вступает с Фенечкой в брак. Писатель, выражая свое положительное отношение к героине, ясно дает понять, что Федосья Николаевна достойна настоящего семейного счастья, поскольку эта высокодуховная женщина умеет искренне и бесконечно любить.

2 вариант

Федосья Николаевна или Фенечка, как называли её окружающие  – одна из второстепенных героинь романа Тургенева «Отцы и дети». Она являлась неофициальной женой Николая Петровича Кирсанова.

Фенечка предстаёт перед читателями в образе молодой женщины около двадцати трёх лет. Мать героини служила в доме Николая Петровича экономкой. После её внезапной смерти Фенечка осталась сиротой. Хозяин дома опекал её  и влюбился в миловидную девушку. Фенечка ответила ему взаимным чувством. От этих отношений родился ребёнок Митя. В связи с этим Фенечка переселилась из флигеля для прислуги в барский дом, где ей с сыночком было отведено две комнаты.

Положение Фенечки в семье Кирсановых было двойственным. Николай Петрович стеснялся перед родными своей связью с молодой девушкой, не равной ему по социальному статусу. Фенечка тоже чувствовала себя некомфортно из-за неопределённого статуса в доме. Она из скромности ничего и не просила, довольствовалась тем, что есть.

Девушка не получила особого образования, но была рассудительной.  Окружающие уважительно относились к ней и ценили её за положительные человеческие качества.

В первую очередь, Фенечка очаровывала всех своей удивительной теплотой, мягкостью, женственностью и искренностью.  Девушка унаследовала от матери хозяйственность и аккуратность. В её комнатах, несмотря на простоту убранства,  всегда было чисто и  уютно.

Сын Николая Петровича Аркадий  сразу одобрил выбор отца и настаивал на том, чтобы он узаконил отношения с Фенечкой.

Даже Базаров испытывал к ней нежные чувства, и молодая женщина в общении с ним чувствовала себя на равных, в отличие от других господ.

Павел Петрович Кирсанов тоже симпатизировал Фенечке, она напоминала ему любовь всей его жизни. Он сначала противился браку Николая Петровича на простолюдинке, но после дуэли из-за неё с Базаровым, пересмотрел свои взгляды и настоял на том, чтобы брат женился на ней.

Особенно трогательна Фенечка в роли матери. Тургенев сравнивает её с мадонной с младенцем на руках. Фенечка вся светилась от материнского счастья и бесконечной любви к своему ребенку.  Она трепетно заботилась о нём, оберегала и баловала его. Молодой женщине нравилось, когда окружающие проявляли интерес  к её Мите, она со смущением и радостью говорила о нём.

Фенечка с благодарностью и любовью относилась и  к отцу своего ребёнка —  Николаю Петровичу.

В конце концов, судьба вознаградила героиню за её доброту. Она стала законной женой помещика Кирсанова.

Сочинение Характеристика и образ Фенечки

Произведения Тургенева всегда наполнены большим количеством разных персонажей с разными характерами, принципами, и убеждениями. Множество  из них отвечают за раскрытие той или иной проблемы в произведении. Кто-то может быть олицетворением корысти, кто-то скупости, а кто-то злости. Таких персонажей очень много, и не обязательно чтобы они главными личностями в произведении.

Такой личностью является Фенечка из произведения “Отцы и дети” того же Тургенева. Фенечка девушка из крестьянской семьи,  жена дворянина Кирсанова. Фенечку описывают как приятную девушку, двадцати трёх лет, с привлекательной внешностью, милым голосом, и прекрасным характером. Из произведения видно, что она очень добрая, хоть и немного глуповатая и наивная ввиду отсутствия образования, но в этой наивности и проявляется её милость и привлекательность.

В доме Кирсанова девушка проявляет себя как отличная хозяйка, которая не потерпит бардака и грязи в доме, за что её очень ценит сам Кирсанов. Она прекрасная мать, как мы сами видим из произведения. Она старается всё делать для своего ребёнка, и готова всё отдать за него. Скорее всего, это из-за того, что Фенечка осталась с одной матерью после смерти отца, вследствие чего захотела, чтобы у ребёнка в жизни всё было хорошо.

Так как она родилась в бедной крестьянской семье, она бережнее относится к деньгам и всему из этого вытекающим. Она прекрасный человек, который благодаря своему чистому сердцу и невысокому положению сохранила ту лёгкую детскую наивность и доброту, к которой, нам говорит стремить Тургенев. Он подчеркивает её характер для того, чтобы мы могли учиться у неё быть максимально добрыми, верными, и пропускали в своё сердце только хорошее.

Благодаря данному описанию персонажа, её характер отлично выявляется, как и выявляется её роль в произведении – она является носителем “Примерного характера”, характера на который надо опираться, своеобразного идеала человеческой жизни, как морального, так и социального.

Я считаю, что именно это до нас и пытался донести Тургенев своим произведением “Отцы и дети” и характером, Фенечки в частности.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети

Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Кутузова в романе Война и мир Толстого сочинение

    Кутузов — один из персонажей в романе Война и мир Л.Н. Толстого. В истории он является русским главнокомандующим в Отечественной войне 1812 года.

  • Сочинение Материальные и духовные ценности

    Материальные и духовные ценности – что важнее для человека? Этот вопрос волновал людей всегда. Кроме того, актуальной становится и проблема: смогут ли материальные ценности вытеснить духовные? Ответ на этот вопрос у каждого свой.

  • Сочинение Духовные искания Раскольникова в романе Преступление и наказание

    Итак, Родион Раскольников – бедный студен, любящий свою сестру и мать, убивший старушку процентщицу ради счастья бедных людей, к котором относился он сам

  • Анализ рассказа История болезни Зощенко сочинение

    В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.

  • Образ и характеристика Елизаветы Мерцаловой в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

    Рассказ А. Куприна «Чудесный доктор» — потрясающее по своему надрыву произведение. Рассказ, после которого действительно хочется верить в то, что чудеса существуют, в то, что они приходят тогда, когда их уже не ждут.

Фенечка (Федосья Николаевна) — героиня романа «Отцы и дети» И. С. Тургенева. 23-летняя крестьянская девушка. Дочь Арины Савишны, экономки Николая Петровича Кирсанова. После смерти матери стала любовницей барина и матерью его ребёнка. Становится поводом для дуэли между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. В конце романа Фенечка выходит замуж за Николая Петровича.

Фенечка

Екатерина Вилкова в роли Фенечки
Сериал «Отцы и дети», 2008 г.

Происхождение

Фенечка является крестьянкой по происхождению. Судя по всему, ее родители получили вольную и стали вольнонаемными крестьянами:

«Поцелуй же ручку у барина, глупенькая», — сказала ей Арина. Николай Петрович не дал ей своей руки и, сконфузившись, сам поцеловал ее в наклоненную голову, в пробор.
— Глава VIII

Но по другой версии она могла быть мещанкой, так как ее мать, Арина Савишна, управляла постоялым двором «в отдаленном уездном городе». Николай Кирсанов нанял ее в качестве экономки, и поселил в своем имении:

«Недели через две Арина Савишна (так звали новую экономку) прибыла вместе с дочерью в Марьино и поселилась во флигельке.»
— Глава VIII

Фенечке тогда «минул уже семнадцатый год». Через несколько лет ее мать умерла от холеры и девушка осталась сиротой:

«…ее мать Арина умерла от холеры»
— Глава VIII

Внешность

На момент знакомства с Базаровым Фенечке уже исполнилось 23 года. Тургенев описывает ее как красивую миловидную девушку, с темными глазами и волосами:

«Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах.»
— Глава V

«Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки. Все к тому способствовало, даже июльский зной, который стоял тогда. Одетая в легкое белое платье, она сама казалась белее и легче: загар не приставал к ней, а жара, от которой она не могла уберечься, слегка румянила ее щеки да уши и, вливая тихую лень во все ее тело, отражалась дремотною томностью в ее хорошеньких глазках. Она почти не могла работать; руки у ней так и скользили на колени. Она едва ходила и все охала да жаловалась с забавным бессилием…»
— Глава XXIII

У нее была «пухдая фигурка», и автор говорит, что родив ребенка она стала еще привлекательнее:

«Дверь отворилась, и вошла Фенечка с Митей на руках. Она надела на него красную рубашечку с галуном на вороте, причесала его волосики и утерла лицо: он дышал тяжело, порывался всем телом и подергивал ручонками, как это делают все здоровые дети; но щегольская рубашечка видимо на него подействовала: выражение удовольствия отражалось на всей его пухлой фигурке. Фенечка и свои волосы привела в порядок, и косынку надела получше, но она могла бы остаться, как была. И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?»
— Глава VIII

Прямолинейный Базаров сразу отмечает красоту девушки:

— Кто это? — спросил его Базаров, как только они прошли мимо. — Какая хорошенькая!
— Да ты о ком говоришь?
— Известно о ком: одна только хорошенькая.
Аркадий, не без замешательства, объяснил ему в коротких словах, кто была Фенечка.
— Ага! — промолвил Базаров, — у твоего отца, видно, губа не дура. А он мне нравится, твой отец, ей-ей! Он молодец. Однако надо познакомиться, — прибавил он и отправился назад к беседке.
— Глава IX

У нее приятный голос и звонкий смех:

— Я люблю тоже, когда вы смеетесь, — промолвил Базаров.
— Полноте!
— Я люблю, когда вы говорите. Точно ручеек журчит. Фенечка отворотила голову.
— Глава XXIII

«Здравствуйте-с, — ответила она негромким, но звучным голосом и, глянув искоса на Аркадия, который дружелюбно ей улыбался, тихонько вышла.»
— Глава V

«Прелестно было выржение ее глаз, когда она глядела как бы исподлобья да посмеивалась ласково и немножко глупо.»
— Глава VIII

Характер

Фенечка — очень скромная и пугливая девушка. Она вела себя настолько тихо, что в первый год жизни у Кирсановых ее почти никто не видел:

«О Фенечке, которой тогда минул уже семнадцатый год, никто не говорил, и редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько, и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица. Так прошло более года.»
— Глава VIII

Фенечка является стыдливой девушкой:

«Она опустила глаза и остановилась у стола, слегка опираясь на самые кончики пальцев. Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти.»
— Глава V

Ко всем в доме, в том числе и со своей служанкой Дунящей она обращается исключительно на «вы»:

«Дуняша, — кликнула она, — принесите Митю (Фенечка всем в доме говорила вы). А не то погодите; надо ему платьице надеть.»
— Глава VIII

При этом Фенечка — рассудительная девушка и хорошая хозяйка:

«Она наследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока»
— Глава VIII

Роман с Николаем Кирсановым

Переехав в имение Кирсановых вместе с матерью, Фенечка вела себя очень тихо и скромно, и в первый год Николай Петрович ее почти не видел:

«О Фенечке, которой тогда минул уже семнадцатый год, никто не говорил, и редкий ее видел: она жила тихонько, скромненько, и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица. Так прошло более года.»
— Глава VIII

Но однажды ей в глаз попала искра из печки и Арина Савишна попрасила помощи у барина. Николай Петрович сделал ей примочку. Девушка и уже собиралась уйти, когда Арина Савишна сказала дочери поцеловать его руку, но вместо этого он сам поцеловал девушку в голову:

«Фенечка выслушала его и хотела выйти. ‚Поцелуй же ручку у барина, глупенькая‘, — сказала ей Арина. Николай Петрович не дал ей своей руки и, сконфузившись, сам поцеловал ее в наклоненную голову, в пробор. Фенечкин глаз скоро выздоровел, но впечатление, произведенное ею на Николая Петровича, прошло не скоро.»
— Глава VIII

Фенечка произвела сильное впечатление на Николая Петровича, но она сторонилась его:

«Ему все мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки. Он начал с большим вниманием глядеть на нее в церкви, старался заговаривать с нею. Сначала она его дичилась и однажды, перед вечером, встретив его на узкой тропинке, проложенной пешеходами через ржаное поле, зашла в высокую, густую рожь, поросшую полынью и васильками, чтобы только не попасться ему на глаза.»
— Глава VIII

После смерти матери Фенечка осталась сиротой. К этому моменту она только стала привыкать к Николаю Петровичу. Постепенно они сблизились:

«Понемногу она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать Арина умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она наследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего…»
— Глава VIII

Все это произошло за год пока Аркадия Кирсанова оканчивал университет. К моменту возвращения юноши в родительский, у его отца и Фенечки родился сын Митя, которому уже исполнилось 6 месяцев:

— Сколько, бишь, ему месяцев? — спросил Павел Петрович.
— Шесть месяцев; скоро вот седьмой пойдет, одиннадцатого числа…
— Глава VIII

Фенечка любит Николая Петровича, она благодарна ему за его хорошее отношение к ней:

«Я Николая Петровича всем сердцем люблю… Мне Николая Петровича не любить — да после этого мне и жить не надо!.. Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!»
— Глава XXIV

Но Николай Петрович стесняется отношений с простолюдинкой, и, встретив сына, стыдливо рассказывает, что поселил ее в своем доме. Он говорит, что если Аркадий против, девушка уедет, но тот напротив рад за отца, и считает, что ему нужно узаконить отношения:

«Если ты позволил ей жить с тобой под одною кровлей, стало быть она это заслуживает: во всяком случае, сын отцу не судья, и в особенности я, и в особенности такому отцу, который, как ты, никогда и ни в чем не стеснял моей свободы.»
— Глава V

В конце романа и брат Николая Петровича, Павел, который изначально был против этих отношений, советует ему жениться на Фенечке:

 — …Брат, исполни обязанность твою, обязанность честного и благородного человека, прекрати соблазн и дурной пример, который подается тобою, лучшим из людей!
 — Что ты хочешь сказать, Павел?
 — Женись на Фенечке… Она тебя любит, она — мать твоего сына.
— Глава XXIV

Получив одобрение брата, Николай Петрович тут же решает жениться на Фенечке. Их свадьба происходит в один день со свадьбой Аркадия и Кати Локтевой:

«Январский день уже приближался к концу; вечерний холод еще сильнее стискивал недвижимый воздух, и быстро гасла кровавая заря. В окнах марьинского дома зажигались огни; Прокофьич, в черном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов. Неделю тому назад, в небольшой приходской церкви, тихо и почти без свидетелей состоялись две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой»
— Глава XXVIII

Поцелуй с Базаровым

Однажды, поселившийся в доме Кирсановых, Базаров остается с Фенечкой наедине в беседке, и целует ее, а она не противится. Эту сцену видит Павел Петрович. Он скрывает этот случай от брата, решив самостоятельно разобраться с «этим волосатым», и вызывает Базарова на дуэль. В ходе дуэли Павел Петрович получает ранение в ногу.

Базаров и Фенечка в беседке

Базаров и Фенечка в беседке
Сериал «Отцы и дети», 2008 г.

Брату он не рассказал о истиной причине дуэли, и сослался на разногласия в убеждениях. Базаров уезжает из дома Кирсановых к своим родителям.

После этого у Павла Петровича произошел тяжелый разговор с Фенечкой, по поводу того поцелуя в беседке. Девушка уверила его, что ни в чем не виновата, и любит только Николая Петровича:

«Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду! — проговорила с внезапною силой Фенечка, между тем как рыданья так и поднимали ее горло, — а что вы видели, так я на Страшном суде скажу, что вины моей в том нет и не было, и уж лучше мне умереть сейчас, коли меня в таком деле подозревать могут, что я перед моим благодетелем, Николаем Петровичем…»
— Глава XXIV

Павел Петрович поверил ей, и не рассказал ничего брату. На прощание он попросил ее всегда оставаться верной Николаю, а после сам настоял на их свадьбе:

«Фенечка! — сказал он каким-то чудным шепотом, — любите, любите моего брата! Он такой добрый, хороший человек! Не изменяйте ему ни для кого на свете, не слушайте ничьих речей! Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым! Не покидайте никогда моего бедного Николая!»
— Глава XXIV

Фенечка (Отцы и дети)

Второстепенный женский персонаж выполняет важную роль в раскрытии характера главного героя. Фенечка «Отцы и дети»– пример такого решения для раскрытия сюжета художественного произведения. Женский образ дополняет мужской персонаж, помогает разобраться во внутреннем конфликте и поднимаемых классиком проблемах.

Судьба Федосьи

В романе читатель видит молодую женщину примерно 23 лет. Происхождение героини крестьянское. Можно предположить, что родители получили вольную, но остались крестьянами в имении барина. В 20 лет девушка осиротела: «отец умер давно», а мать «…умерла от холеры». Женщина становится постепенно все привлекательнее. Она хорошела с каждым днем. Автор сравнивает ее с летними розами, которые распускаются и начинают цвести. Федосья близка к настоящим русским барышням: она не загорала от солнца, а становилась румяной. Жара делала ее медлительной. «Тихая лень затягивала все тело» и «…отражалась дремотной томностью».

Внешность героини

Федосья Николаевна – приятная молодая женщина. Автор описывает ее через различные детали. Много эпитетов подбирает автор лицу героини: «молодое женское лицо», «горячая кровь…под тонкой кожицей миловидного лица», «бледное и маленькое». Темные волосы притягивают взгляды мужчин. Фенечка закрывает их то белым платком, то голубой косынкой, чтобы оттенить цвет пышных и блестящих локон. Руки белеют и сравнимы с молоком. Они нежные и мягкие, как у ребенка. Эпитет для внешности – хорошенькая. Уменьшительно-ласкательная форма слова добавляет в образ Фенечка пленительности.

Отношение с Кирсановым

Девушка-крестьянка, вернее всего, не смогла устоять перед напором барина – Николая Петровича. Уже вначале романа читатель узнает, что она неофициальная жена помещика. Отношения с женщинами ниже себя по положению не были исключением в прошлом столетии. Судьбы таких женщин незавидны. Не всегда к ним относились с уважением. Здесь ситуация не осложнена проблемами жестокости и унижения. Фенечка любит Кирсанова. Она понимает, что могло бы с ней произойти. С ребенком на руках Федосью ждет нищета и голод. Она благодарна мужчине, не требует другого к себе отношения. В конце романа Николай Петрович берет женщину в официальные жены. Такие союзы становились поводом для сплетен и пересудов, но, наверное, это верное решение помещика, осознавшего искренность и истинность чувств Фенечки. Свадьба прошла без свидетелей в приходской церкви. Характеристика Фенечка «Отцы и дети» дает надежду на тихое семейное счастье в будущем. Милая помещица – отличная мать и заботливая супруга. Читатель надеется, что происхождение забудут.

Любовь или благодарность

Женское чувство разнопланово и многолико. Любовь бывает настоящей, обманной, по расчету и из жалости. Роман предлагает рассмотреть еще один тип любви – из благодарности. В речи Фенечки в двух предложениях, описывающих отношение к Николаю Петровичу, четыре раза использован глагол «любить». Женщина говорит, что любит «всем сердцем», «одного на свете» любит, «век любить» будет. Это настоящая искренняя любовь, но есть и слова, в которых сквозит благодарность: если не любить – «жить не надо». Такое соединение благодарности, самоотречения и рассудка. Скромная крестьянка все-таки подчиняется разуму. Что это за любовь?

Из страха остаться на улице с маленьким ребенком? Кирсанов говорит о женщине, как о прислуге: «поместил в доме», дал «две небольшие комнатки». В таких словах не чувствуется любви. Возможно, он стесняется своих чувств.

Женские персонажи помогают понять характер главного героя. Фенечка и Базаров – сложная сюжетная линия. Они вроде бы и не общаются, но приводят к важному для понимания романа событию – дуэли. Написать сочинение «Фенечка «Отцы и дети» можно, взяв за основу предлагаемую информацию.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наталья Ивановская

    15/15

  • Sofy Cat

    13/15

  • Михаил Семенов

    12/15

  • Руслана Никифорова

    15/15

  • Михаил Пермяков

    15/15

  • Тамирис Житбисова

    12/15

  • Мария Кузнецова

    15/15

  • Галина Уланова

    15/15

  • Тимур Нигматуллин

    15/15

  • Мадина Магомедова

    5/15

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Тургенев
  4. Характеристика и образ Фенечки в романе Отцы и дети

Характеристика и образ Фенечки в романе Отцы и дети Тургенева сочинение с цитатами

«Отцы и дети» — известный роман русского писателя И.С. Тургенева. Главной темой произведения является описание и развитие конфликта старого и нового поколения. Для того, чтобы придать этой теме динамичность, чтобы заставить читателя посмотреть на нее с другой стороны и задуматься, Тургенев создает уникальных и незаурядных персонажей со своими исключительными идейными взглядами, уникальными характерами. Одним из таких героев является Фенечка.

Фенечка (Федосья Николаевна) одна из второстепенных героинь романа, была неофициальной женой Николая Кирсанова, отца одного из главных героев – Аркадия Кирсанова. Ей было около двадцати трех лет, по своему происхождению Фенечка была крестьянкой, выросла сиротой. Низкое происхождение было одной из причин того, что Николай Кирсанов долго не решался сделать ей предложение, и только после своего разговора с сыном осознал необходимость этого шага.

Федосья была молодой и красивой девушкой, чудесной мамой и прекрасной хозяйкой. Это мы понимаем из описания ее автором: «…И в самом деле, есть ли на свете что-нибудь пленительнее молодой красивой матери с здоровым ребенком на руках?..». И все в ней было как будто маленьким, от того прекрасным и милым. Девушка очень скромная, даже стыдливая, тихая, вежливая и обходительная со всеми. Несмотря на крестьянское происхождение, она со всеми мила, воспитана. Фенечка не имеет образования, она малограмотная, но, несмотря на это довольно рассудительная. Она не кажется глупой или смешной, ее характер очень нежный и ласковый. У читателя Федосья может вызвать лишь положительные эмоции. Такие, которые обычно вызывают очень простые душой, но во всем бесконечно искренние персонажи. Внутри них есть большое живое сердце, которое до края наполнено добротой и теплом.

Ее характер во всей полноте раскрывает материнство и любовь к своему сыну Мите. Она бесконечно трепетно относиться к своему ребенку, оберегая его и балуя. Когда к ней с визитом приходит Павел Кирсанов, она делается счастливой от их беседы о ребенке, от того, что малыш нравится Павлу, и брат мужа с таким участием разговаривает о нем: «Фенечка вся покраснела от смущения и от радости…»

Федосья искренне любит Николая Кирсанова, она предана и верна ему: «Я Николая Петровича всем сердцем люблю Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо! Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!». Казалось бы, отношения дворянина и крестьянки не имеют за собой никакого положительного исхода, однако, с рождением Мити Фенечка все-таки переезжает жить в дом к отцу своего ребенка. Николай стесняется этих отношений, своих чувств, но Аркадий все-таки убеждает его жениться на Фенечке.

На первый взгляд девушка кажется совсем непримечательной, даже слишком простой, но именно эта ее неподдельная естественность, ее некая живость и искренность, ее нежность и стыдливость влюбляют читателя. Все эти качества делают ее по-особенному настоящей, умеющей бесконечно любить и, несомненно, достойной настоящего семейного счастья.

Сочинение Образ и характеристика Фенечки

Знаковый роман Тургенева И.С. «Отцы и дети» был написан во второй половине ХIХ века. Действие, описанное в романе, происходит в родовом имении Кирсановых летом 1859 года.

Наряду с главными героями нашли своё место на страницах произведения яркие женские образы. Одним из них является образ Федосьи Николаевны. Фенечка – так любовно называют героиню окружающие. Мать героини, обычная крестьянка, служила в доме Кирсановых экономкой. Хозяин дома, Николай Петрович, был доволен своей экономкой. Ему нравилась её чистоплотность и способность содержать дом в полном порядке. После внезапной смерти матери, Фенечка становится любовницей хозяина дома. У неё рождается сын, которого назвали Митей.

Впервые Фенечка появляется после приезда младшего Кирсанова с Базаровым. Внешнее описание молодой женщины 23-х лет оставляет только приятное впечатление. Кроме миловидности, мастерски описанной Тургеневым, девушка скромна и стеснительна. Перед гостями появилась не сразу, не в первый день их приезда. Положение её было двойственным и это было весьма очевидно. Барин проявил великодушие и поселил свою возлюбленную вместе с ребёнком у себя в доме. Но тот факт, что он сам стеснялся своего поступка, сводило всё его благородство к нулю.

Фенечка, как существо чуткое, понимала всю сложность своего положения. Ей были и совестно за то, что она живёт в грехе со своим барином. И в то же самое время она интуитивно чувствовала, что за ней есть какое-то право. Тургенев, описывая образ девушки, как будто бы сам любуется ей, как мадонной с младенцем на руках. Своим положительным отношением к героине, автор поднимает её выше всех пересудов и кривых толкований.

Фенечка мягкая и естественная, нравится почти всем окружающим. Так Базаров испытывал истинное удовольствие только от общения с Фенечкой. Он даже менялся в лице. Всегда строгое и даже грубоватое лицо Евгения Васильевича становилось добрым и внимательным. Он рассмотрел в героине не просто молодую красивую женщину, похожую на распустившийся цветок.  Ему удалось увидеть чистоту её души, её естественность, отсутствие притворства. Не равнодушен к девушке и брат Николая Петровича, Павел Петрович Кирсанов. Это он вызвал на дуэль Базарова, когда стал случайным свидетелем поцелуя между Базаровым и Фенечкой.

В конце романа Николай Петрович всё-таки узаконил свои отношения с Фенечкой. Таким  образом, сам Тургенев восстановил справедливость. Потому что образ Федосьи Николаевны – лучший женский образ в произведении.

Вариант 3

Есть множество замечательных произведений русского классика Тургенева, которые так или иначе раскрывают своеобразный идеал женщины, повествуя нам о том, какой  именно она должна быть, каких взглядов должна придерживаться, какого характера должна быть, и наконец, как должна выглядеть. Однако, несмотря на немалое количество такого рода произведений в литературной биографии Тургенева, выделить можно только одно, и это роман “Отцы и дети”.

В произведении мы знакомимся с множеством колоритных женских характеров, которые автор наполнил самыми различными чертами, как плохими, так и хорошими, но своё внимание он заставляет остановить на Фенечке. Фенечка – крестьянка по происхождению, является неказённой женой Николая Петровича. Фенечка является Тургеневским идеалом русской женщины, которую он описывает практически богиней, с прелестным характером и убеждениями, которого нужно придерживаться всем женщинам. В её образе присутствует множество различных черт, которые, по мнению Тургенева, обязательны к наличию у хорошей девушки. Это такие черты характера как: доброта, самостоятельность, ум, заботливость, усиленный материнский инстинкт.

Постепенно рассказывая нам о Фенечке автор всё более и более влюбляет нас в неё, заставляя сопереживать, и относится, как к родной. Её детская наивность и поистине безграничная доброта ко всему живому вызывает несомненную симпатию и привязанность.

Несмотря на всю свою нелёгкую судьбу, Фенечка осталось всё такой же добродушной и милой, как и была до этого. Через её образ Тургенев показывает нам, насколько же прекрасен этот идеал, им же и созданный. Выявляя очевидные вещи, автор заставляет с такой же очевидной наивностью влюбиться в данного персонажа, пытаясь сопереживать ей, и, несомненно, поддерживать всё произведение.

Так или иначе, Тургенев создал замечательный и завораживающий образ женского идеала, которому должны придерживаться девушки, так как он наполнен, несомненно, хорошими чертами, которыми должен обладать каждый человек. Также через её детскую наивность, но взрослые взвешенные решения, автор пытается передать всю силу и волю её характера, как бы показывая нам сильную сторону данного идеала. В общем и целом, автор написал замечательное произведение, позволившее в полной мере увидеть тот самый идеал в лице Фенечки.

Сочинение 4

Федосья Николаевна  является одним из второстепенных персонажей романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», но ее роль в произведении очень важна.

По-простому ее называют Фенечкой. Она из обычной крестьянской семьи. Ее мать, Арина Савишна, была экономкой в доме Кирсановых. После ее смерти девушка, оставшись сиротой, влюбляется в Николая Петровича, который был хозяином дома и становится его любовницей. Спустя время она родила от него ребенка. А красота Фенечки не оставляла равнодушным не только старшего Кирсанова, но и Павла, его брата.

Николай Петрович испытывает к ней настоящие чувства, но не выносит их отношения на показ, так как стесняется ее неблагородного происхождения.  Фенечка же бескорыстно и искренне влюблена в своего барина. Из-за него судьба девушка находится в подвешенном состоянии. Конечно, в аристократическом обществе не принято было вступать в брак с крестьянами. Но он, все равно, решился сделать ее своей супругой.

Она, как и мать, была хозяйственной  и трудолюбивой. По отношению к окружающим всегда вежливая и почтительная.

Фенечка очень красивая, достаточно простая и искренняя девушка.  Ее темные глаза и волосы выгодно подчеркивали белизну кожи, а пухлые губы имели красноватый оттенок. Голос у нее звучный, но тихий. Предпочитала носить скромные ситцевые платья, а на голову надевала белоснежные платки.

Одним из главных достоинств девушки является ее скромность. Она осознает свое неудачное положение и стыдится этого, но в то же время понимает, что имеет определенные права. Николай Петрович и его сын Аркадий считают ее достойной женщиной и матерью. У нее нет хорошего образования, и Павел иногда называет ее «пустой», но все-таки не перестает ее любить. Она хоть и малограмотная, но далеко не глупая. Героиня обладает душевной добротой и чистосердечностью. Не умеет притворяться и льстить. За милой внешностью стоит воспитанная, интересная девушка. Она чудесная мама, бесконечно любит своего сына, постоянно балует его.

Фенечка стесняется не только тех, с которыми живет под одной крышей, но и гостей. Она вследствие своего неопределенного статуса, предпочитает, ссылаясь на недуг, оставаться в комнате и не показываться людям. Ее жизнь это другой мир, в котором нет места сплетням и предрассудкам.

Тургеневу очень симпатична его героиня. Он восхищается и любуется ею, всячески подчеркивая ее естественность и открытость. Можно сказать, что автор в ее образе создал идеальную женщину.

Характеристика и образ Фенечки в романе Отцы и дети

Характеристика и образ Фенечки в романе Отцы и дети

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Платова из рассказа Левша сочинение 6 класс

    Платов является важным персонажем в произведении Н. С. Лескова «Левша». Это бравый казак, который сопровождает царя в его поездках.

  • Характеристика и образ Сильвио из повести Выстрел Пушкина

    Сильвио главный персонаж повести А.С. Пушкина «Выстрел», что входит в сборник «Повести Белкина». Как и все романтические персонажи, он честный, порядочный человек, обладающий магнетизмом, и прошлое его покрыто аурой загадки

  • Образ и характеристика Луки Лукича Хлопова в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    Лука Лукич – чиновник, персонаж комедийного произведения под названием «Ревизор», он занимал должность в небольшом уездном городе, так же был смотрителем училищ.

  • Мечты Обломова — сочинение по роману Гончарова Обломов

    Илья Обломов, один из созданных персонажей, которого создал Гончаров. Несмотря на то, что он являлся одним из ярких представителей русской литературы, он вобрал в себе много негативных черт характера

  • Роль истории Настеньки в повести Белые ночи (Достоевский)

    Наверное каждый женский образ в произведениях должен быть по-особенному нежным и красивым, так как это позволяет больше проникнуться картиной и понять ее основной смысл, который автор вложил в произведение образом

Образ Фенечки в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» — это образ милой молодой женщины с доброй, щедрой душой, которая подарила счастье одному из основных героев этого произведения, Николаю Петровичу Кирсанову. Характеристика Фенечки покажет, какую роль эта героиня сыграла в развитии действия романа, а также поможет лучше понять образы основных героев этого произведения.

Портрет: описание внешности, возраст, речь

Полное имя героини — Федосья Николаевна. «Это была молодая женщина лет двадцати трёх, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками». Лицо её было миловидно, она легко краснела и от смущения, и от радости. «Она ходила немножко вразвалку, но и это к ней пристало».

Говорила эта героиня «не громким, но звучным голосом», была немногословна, отвечала господам сдержанно, прибавляя из почтительности к некоторым словам «-с» («здравствуйте-с», «слушаю-с» и т. п.). С Базаровым она говорила более свободно, так как он нравился ей своей простотой.

История Фенечки

Мать Фенечки, Арина Савишна, была вдовой, содержала постоялый двор в уездном городе. Однажды в нём остановился Николай Петрович Кирсанов, ему понравилась хозяйственная, опрятная хозяйка постоялого двора, и он предложил ей стать экономкой в его доме. Арина Савишна согласилась и поселилась во флигельке в Марьино вместе со своей дочерью Фенечкой, которой минул семнадцатый год. Девушка эта была скромна, «жила тихонько».

Прошло более года, и однажды экономка попросила барина помочь её дочке: ей попала в глаз искра из печки. Николай Петрович рассмотрел покрасневший глаз девушки и, составив примочку, показал, как нужно примачивать. С этого времени Николай Петрович «начал с бо́льшим вниманием глядеть на неё в церкви, старался заговаривать с нею». Девушка сначала его дичилась, а потом стала к нему привыкать. Когда её мать умерла от холеры, девушка осталась в одиночестве, ей некуда было деваться. «…Она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… Остальное досказывать нечего…»

Когда Аркадий и Базаров приехали в Марьино, сыну Николая Петровича и Фенечки было уже 6 месяцев. Николай Петрович и Фенечка любили друг друга, но они не были повенчаны, так как этот барин думал, что его старший брат, Павел Петрович, которого он очень уважал, не одобрит неравный брак. Когда Павел Петрович посоветовал брату жениться на Фенечке, тот очень обрадовался и через некоторое время повенчался с ней.

Черты характера

Характер у Фенечки был спокойный. Воспитание она от матери получила такое, что стала, как и мать, рассудительна, степенна, любила порядок.

Сына Фенечки зовут Митя, она его очень любит, заботится о нём. Она иногда просила у Базарова, который сказал ей, что он доктор, советы насчёт здоровья сына. Фенечка относится к Базарову с доверием, а ему нравится эта хорошенькая женщина. Однажды он её поцеловал, и это увидел Павел Петрович, которого очень боялась Фенечка. Кирсанов-старший заступился за честь младшего брата, вызвав Базарова на дуэль.

Вывод

Образ Фенечки в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев сделал второстепенным, но он запоминается читателям. Эта милая, добрая молодая женщина нравится и героям романа: её любит Николай Петрович; его брату, Павлу Петровичу, она внешне напоминает княгиню Р., которую он раньше страстно любил; Аркадий относится к ней дружелюбно, а Базарову она просто нравится как хорошенькая женщина. Таким образом, отношение этих персонажей к героине помогает полнее раскрыть их характеры.

Характеристика образа Фенечки, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Учительница Косточка задаёт прочитать:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Тургенев
  • Образ и характеристика Фенечки в романе Отцы и дети

Федосья Николаевна является второстепенным персонажем произведения, но ее яркий образ наряду с другими женскими образами романа позволяет до конца раскрыть внутреннюю душевную борьбу главного героя Базарова.

Фенечка – молодая женщина, скромная, боязливая, тихая простая крестьянка, родившая сына от хозяина-помещика Кирсанова.

Писатель изображает девушку как миловидную, стеснительную, чуткую женщину, любящую порядок и домашний уют.

В Фенечке все прекрасно и светло, в ней нет ни фальши, ни притворства, ни озлобленности, она открыта для общения, но чувствовать себя полностью свободной может лишь в обществе Базарова.

Она понимает двойственность своего положения в доме Кирсанова, но чужда ко всем предрассудкам и сплетням. Характер девушки отличается мягкостью и нежностью, полным отсутствием жеманства, кокетства, притворства.

Молодая женщина описывается автором в виде заботливой, трепетной и чуткой матери, обожающей и балующей своего долгожданного ребенка, души в нем не чающей. Она может часами вести беседы о малыше и становится счастливой, видя интерес к мальчику со стороны его дяди, старшего сына помещика.

Девушка не имеет образования, малограмотна, но очень хорошо воспитана, вежлива, по-женски умна и рассудительна. Несмотря на непростое общественное положение Фенечки, она горячо любит отца своего ребенка, предана ему и верна, относится к нему с почтением и уважением, в глубине души ощущая, что она имеет некое право находится с ним рядом. Казалось бы, эти отношения лишены счастливого будущего.

Писатель очень нежно описывает образ Фенечки, любуясь девушкой как неотразимым благоухающим цветком, восторгаясь ее искренностью и духовной открытостью, делясь с читателем добротой и теплом обычной женской натуры. Рядом с этой женщиной от чистоты ее души становится тепло, уютно и светло.

Персонаж девушки является представлением автора об идеальном типе женщины, растворяющейся в любимом человеке, но при этом обладающей уникальным и незаурядным характером, которому чужды кривотолки и пересуды окружающих.

В финале романа помещик решается узаконить отношения с девушкой и вступает с Фенечкой в брак. Писатель, выражая свое положительное отношение к героине, ясно дает понять, что Федосья Николаевна достойна настоящего семейного счастья, поскольку эта высокодуховная женщина умеет искренне и бесконечно любить.

Судьба Федосьи

В романе читатель видит молодую женщину примерно 23 лет. Происхождение героини крестьянское. Можно предположить, что родители получили вольную, но остались крестьянами в имении барина. В 20 лет девушка осиротела: «отец умер давно», а мать «…умерла от холеры». Женщина становится постепенно все привлекательнее. Она хорошела с каждым днем. Автор сравнивает ее с летними розами, которые распускаются и начинают цвести. Федосья близка к настоящим русским барышням: она не загорала от солнца, а становилась румяной. Жара делала ее медлительной. «Тихая лень затягивала все тело» и «…отражалась дремотной томностью».

Анна Одинцова

С ней Евгений Базаров познакомился на балу в городе. Если классифицировать женские образы в романе «Отцы и дети» по значимости, то образ Одинцовой должен занять первое место. Она поражает своей грацией, спокойствием, королевской осанкой. Взгляд ее полон интеллекта. Именно поэтому Базаров сразу же обращает на нее внимание. Однако впоследствии читатель убеждается, что холодность Одинцовой не только внешняя, она также слишком рассудочна и на самом деле. Итак, Базаров, циник, отрицающий всякие привязанности между людьми, влюбляется. Он подолгу беседует с Одинцовой, находит в ее речах умные мысли, ему по-настоящему интересно с этой женщиной. Одинцова позволяет выявить внутренний конфликт в душе главного героя, с этой точки зрения ее образ очень значим. Разум Базарова вступает в противоречие с его чувствами. Нигилизм не оправдывает себя, идеи оказываются ошибочными.

Почему не сложились их отношения? Все женские образы в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» интересны и загадочны. Вообще, Тургенев особое внимание уделял изображению психологии и женской души. В ответ на признание Базарова Одинцова заявляет, что он неправильно ее понял. А потом думает про себя: «Бог знает, к чему это могло привести». Ее спокойствие ей дороже. Она оказалось слишком рассудительной, побоялась чувств. И Базаров, в свою очередь, испугался чувств.

Внешность героини

Федосья Николаевна – приятная молодая женщина. Автор описывает ее через различные детали. Много эпитетов подбирает автор лицу героини: «молодое женское лицо», «горячая кровь…под тонкой кожицей миловидного лица», «бледное и маленькое». Темные волосы притягивают взгляды мужчин. Фенечка закрывает их то белым платком, то голубой косынкой, чтобы оттенить цвет пышных и блестящих локон. Руки белеют и сравнимы с молоком. Они нежные и мягкие, как у ребенка. Эпитет для внешности – хорошенькая. Уменьшительно-ласкательная форма слова добавляет в образ Фенечка пленительности.

Отношение с Кирсановым

Девушка-крестьянка, вернее всего, не смогла устоять перед напором барина – Николая Петровича. Уже вначале романа читатель узнает, что она неофициальная жена помещика. Отношения с женщинами ниже себя по положению не были исключением в прошлом столетии. Судьбы таких женщин незавидны. Не всегда к ним относились с уважением. Здесь ситуация не осложнена проблемами жестокости и унижения. Фенечка любит Кирсанова. Она понимает, что могло бы с ней произойти. С ребенком на руках Федосью ждет нищета и голод. Она благодарна мужчине, не требует другого к себе отношения. В конце романа Николай Петрович берет женщину в официальные жены. Такие союзы становились поводом для сплетен и пересудов, но, наверное, это верное решение помещика, осознавшего искренность и истинность чувств Фенечки. Свадьба прошла без свидетелей в приходской церкви. Характеристика Фенечка «Отцы и дети» дает надежду на тихое семейное счастье в будущем. Милая помещица – отличная мать и заботливая супруга. Читатель надеется, что происхождение забудут.

Вариант 2

Анализ характеров женских персонажей, которые занимают в романе отдельное место, придавая ему авторскую завершенность и художественную целостность.

Фенечка предстает перед читателем в образе скромной, боязливой, тихой крестьянской девушки, родившую ребенка от помещика Кирсанова. Молодая женщина очень стеснительна, ощущая свое непростое и несвободное положение, но в то же время естественна и благородна. В ней нет фальши и претенциозности, она обладает высокой духовностью и чистотой и, несмотря, на происхождение, хорошо воспитана. Фенечка – заботливая и чуткая мать, обожающая своего малыша, прекрасная и трепетная в своем материнстве, чуждая всех предрассудков и сплетен. Она искренне и горячо любит отца своего ребенка, несмотря на двоякость ее собственного положения в его доме. Описывая девушку, автор явно выражает свою симпатию к ней, любуется Фенечкой как нежным изысканным цветком и немного сочувствует женщине, как будто стремиться защитить ее от всех кривотолков и бед.

Полной противоположностью Фенечки изображена автором Евдоксия Кукшина, молодая женщина, считающая себя нигилисткой. Ее характерные черты – резкость, бескомпромиссность, грубость, нелепость и самоуверенность. Евдоксия увлекается женскими проблемами в разных странах, и она интересуется точными науками. Описывая образ Евдоксии, автор раскрывает все негативные черты женского характера, позволяющие создавать спорные ситуации на пустом месте и спровоцировать любой скандал. Героиня изображена в образе вульгарной и развязной дамы, не гнушающейся алкоголем и сигаретами, при этом желающей быть продвинутой и передовой особой. Ее поведение наигранно, неестественно, фальшиво, порой глупо, под ним ярко проглядывает стремление скрыть свое чувство неполноценности и тоску по счастливой личной жизни. Внешность Евдоксии неприятна, одевается женщина вызывающе, безвкусно и неопрятно. Раскрывая образ Кукшиной, автор акцентирует внимание читателя на бесполезности и пустоте женщин, пропагандирующих идеи феминизма, скрывая за ними собственную жизненную неудовлетворенность.

Еще один яркий образ представлен писателем в виде женщины, заставившей главного героя романа ощутить чувства любви и страданий, Анны Сергеевны Одинцовой. Это дама из высшего общества, поражающая плавными движеньями, осанкой, спокойствием, с умными и мягкими глазами. Основными чертами характера Анны Сергеевны являются постоянство и размеренность, положенные в основу комфортного и безмятежного существования женщины. Одинцова много повидала в жизни и сейчас желает лишь отдохнуть от пережитого прошлого. Именно поэтому она отказывается от нахлынувшей на нее влюбленности в главного героя, проявив свой сильный характер, поскольку не может расстаться с размеренной и комфортной жизнью. Однако Анна Сергеевна не растеряла способность на сочувствие и благородные поступки, приехав проститься с Базаровым перед его смертью.

Катя Одинцова – младшая сестра Анны Сергеевны, милая темноволосая девушка с задумчивыми глазами. Ее образ изображен писателем как кроткой, поэтической и стыдливой барышни, мило краснеющей. Она увлечена музыкой, цветами, стихами. Катя – терпеливый, нетребовательный человек, но в отдельных случаях бывает очень упрямой. На протяжении повествования автор раскрывает индивидуальность девушки, которая не желает быть тенью своей старшей сестры.

Одним из второстепенных женских персонажей романа является образ матери главного героя, Арины Власьевны, пожилой женщины, слепо любящей своего сына и всячески пытающейся окружить его заботой. Арина Власьевна опасается, что ее чрезмерная забота рассердит сына и очень аккуратно разговаривает с ним, но иногда не выдерживает, начинает вслух гордиться свои талантливым умным сыном. Базаров не может находиться с матерью длительное время, так как не хочет размякнуть и стать романтиком.

Все описанные образы женщин в романе неслучайны, поскольку предназначены ярче отразить внутренний душевный конфликт главного героя.

Любовь или благодарность

Женское чувство разнопланово и многолико. Любовь бывает настоящей, обманной, по расчету и из жалости. Роман предлагает рассмотреть еще один тип любви – из благодарности. В речи Фенечки в двух предложениях, описывающих отношение к Николаю Петровичу, четыре раза использован глагол «любить». Женщина говорит, что любит «всем сердцем», «одного на свете» любит, «век любить» будет. Это настоящая искренняя любовь, но есть и слова, в которых сквозит благодарность: если не любить – «жить не надо». Такое соединение благодарности, самоотречения и рассудка. Скромная крестьянка все-таки подчиняется разуму. Что это за любовь?

Из страха остаться на улице с маленьким ребенком? Кирсанов говорит о женщине, как о прислуге: «поместил в доме», дал «две небольшие комнатки». В таких словах не чувствуется любви. Возможно, он стесняется своих чувств.

Женские персонажи помогают понять характер главного героя. Фенечка и Базаров – сложная сюжетная линия. Они вроде бы и не общаются, но приводят к важному для понимания романа событию – дуэли. Написать сочинение «Фенечка «Отцы и дети» можно, взяв за основу предлагаемую информацию.

Сочинение Характеристика и образ Фенечки

Произведения Тургенева всегда наполнены большим количеством разных персонажей с разными характерами, принципами, и убеждениями. Множество из них отвечают за раскрытие той или иной проблемы в произведении. Кто-то может быть олицетворением корысти, кто-то скупости, а кто-то злости. Таких персонажей очень много, и не обязательно чтобы они главными личностями в произведении.

Такой личностью является Фенечка из произведения “Отцы и дети” того же Тургенева. Фенечка девушка из крестьянской семьи, жена дворянина Кирсанова. Фенечку описывают как приятную девушку, двадцати трёх лет, с привлекательной внешностью, милым голосом, и прекрасным характером. Из произведения видно, что она очень добрая, хоть и немного глуповатая и наивная ввиду отсутствия образования, но в этой наивности и проявляется её милость и привлекательность.

В доме Кирсанова девушка проявляет себя как отличная хозяйка, которая не потерпит бардака и грязи в доме, за что её очень ценит сам Кирсанов. Она прекрасная мать, как мы сами видим из произведения. Она старается всё делать для своего ребёнка, и готова всё отдать за него. Скорее всего, это из-за того, что Фенечка осталась с одной матерью после смерти отца, вследствие чего захотела, чтобы у ребёнка в жизни всё было хорошо.

Так как она родилась в бедной крестьянской семье, она бережнее относится к деньгам и всему из этого вытекающим. Она прекрасный человек, который благодаря своему чистому сердцу и невысокому положению сохранила ту лёгкую детскую наивность и доброту, к которой, нам говорит стремить Тургенев. Он подчеркивает её характер для того, чтобы мы могли учиться у неё быть максимально добрыми, верными, и пропускали в своё сердце только хорошее.

Благодаря данному описанию персонажа, её характер отлично выявляется, как и выявляется её роль в произведении – она является носителем “Примерного характера”, характера на который надо опираться, своеобразного идеала человеческой жизни, как морального, так и социального.

Я считаю, что именно это до нас и пытался донести Тургенев своим произведением “Отцы и дети” и характером, Фенечки в частности.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых компанейских — Главные герои «Отцы и дети»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Отцы и дети»
  • для самых любопытных — Анализ «Отцы и дети» Тургенев
  • для самых крутых — Читать «Отцы и дети» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изобразил несколько ярких женских образов. Каждый символизирует определенные черты и наклонности героя. Анна Сергеевна Одинцова – дворянка по происхождению, интересная и умная женщина, не способная на искренние чувства. Евдоксия Кукшина – пустышка, считающая себя нигилисткой, неопрятное бесполезное создание. Образ и характеристика Фенечки в романе «Отцы и дети» раскрывают множество положительных черт женского характера и составляют облик идеальной женщины, по мнению Тургенева.

История жизни Федосьи Николаевны

Фенечка – незаконная жена Николая Петровича. По происхождению обычная крестьянка. После смерти отца осталась вдвоем с матерью. Матушка Фенечки поступила в дом Кирсановых на должность экономки, Николая Петровича поражала ее чистоплотность, умение содержать жилище в порядке. Внимание Николая Петровича привлекла юная дочь экономки, он старался чаще с ней видеться и общаться. После внезапной смерти матери Фенечка осталась в доме Кирсановых, они с Николаем Петровичем полюбили друг друга и стали жить вместе. Фенечка родила от него сына, Митеньку.

Описание Фенечки

Внешний облик молодой Федосьи Николаевны автор описывает, передавая читателю восхищение этой особой:

«…Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах…».

Фенечка миловидная девушка. Невзирая на крестьянское происхождение, она воспитана. Глуповата, неграмотна, но мила и добра. От матери наследовала любовь к чистоте и уюту в доме. Она скромна и немного стесняется жителей и гостей Марьина:

«…Казалось, ей и совестно было, что она пришла, и в то же время она как будто чувствовала, что имела право прийти…».

Единственным человеком, с которым она чувствовала себя абсолютно свободно, был Евгений Базаров:

«…Она не только доверялась ему, не только его не боялась, она при нем держалась вольнее и развязнее, чем при самом Николае Петровиче…».

Полностью раскрывается ее характер в материнстве. Она трепетно относится к сыну, обожает и балует малыша. Огромную радость ей приносит интерес Павла Петровича к маленькому племяннику:

«…Фенечка вся покраснела от смущения и от радости…».

Кирсанов и Фенечка

В начале романа Фенечка – сожительница Николая Петровича. Такие отношения, кажется, лишены будущего. Он — дворянин, она – обычная крестьянка. Но рождение ребенка дарит Федосье Николаевне новое положение, Николай Петрович переселяет ее в дом, сообщает сыну о своих отношениях. Но сохраняется какая-то неопределенность в судьбе девушки. Кирсанов сам стесняется чувств:

«…Не называй ее, пожалуйста, громко… Ну, да… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки. Впрочем, это все можно переменить…».

Фенечка преданно любит отца своего ребенка:

«..Я Николая Петровича всем сердцем люблю Мне Николая Петровича не любить – да после этого мне и жить не надо! Я Николая Петровича одного на свете люблю и век любить буду!..».

Она выше всяких обсуждений и наговоров. Простота и естественность девушки делают ее прекрасной и ни на кого не похожей. Итогом трехлетних неузаконенных отношений становится долгожданная свадьба Фенечки и Николая Петровича.

Образ Фенечки тщательно прорисован Тургеневым. Он сочувствует ей, восторгается искренностью и открытостью. Из женских образов, представленных в романе «Отцы и дети», она больше остальных подходит к идеальному типу тургеневской девушки.

Другие материалы по роману «Отцы и дети»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Евгения Базарова

Образ и характеристика Аркадия Кирсанова

Образ и характеристика Ситникова

Образ и характеристика Анны Одинцовой

История создания романа


единственный ребенок

есть дети

из бедной семьи

никогда не был женат/замужем

ранняя потеря родителей

В романе «Отцы и дети» Фенечке отведена второстепенная роль. Несмотря на это, ее образ представляет собой сплав лучших черт женских характеров, которые, по словам И.С. Тургенева, и являли собой тот самый идеал «естественной жизни со всей ее неправильностью и во всей ее непрерывности». Фенечка – это символ уюта, чистоты, доброты, преданности и порядочности.

Описание героя

И. Извицкая в роли Фенечки. Х/ф “Отцы и дети”. 1958

Мать Фенечки Арина служила экономкой в усадьбе братьев Кирсановых. Николай Петрович познакомился с ней на одном постоялом дворе и поразился прилежности, хозяйственности и чистоплотности этой простой женщины. Она была вдовой и одна воспитывала подрастающую дочку. Николай Петрович предложил ей переехать в его имение. Так Фенечка оказалась в усадьбе Кирсановых. После внезапной смерти матери девушка осталась одна на всем белом свете. Николай Петрович не мог допустить, чтобы сирота испытывала лишения и стал ее неофициальным опекуном.

Между тем, девушка взрослела и хорошела, превращаясь в красивую, цветущую молодую женщину: «Фенечка хорошела с каждым днем. Бывает эпоха в жизни молодых женщин, когда они вдруг начинают расцветать и распускаться, как летние розы; такая эпоха наступила для Фенечки». Все эти перемены не могли укрыться от глаз Николая Петровича, и однажды он признался себе, что давно влюблен в свою подопечную. Его чувство оказалось взаимным, и результатом этих отношений явилось рождение чудесного малыша Митеньки, который стал младшим сыном Николая Петровича. Молодую мать с ребенком переселили из флигеля в дом Кирсановых, где в их распоряжение было предоставлено две комнаты.

Во все времена существовали отношения между господами-помещиками и молодыми крестьянками. Полная зависимость не оставляла женщине право выбора, и часто она становилась жертвой минутной прихоти барина. Для многих такие отношения заканчивались трагически. К счастью, в случае с Фенечкой ситуация была иной. Она сама полюбила Кирсанова за его доброе отношение и сознательно вступила с ним в любовную связь. Не будь Николая Петровича, после смерти матери ее участь могла оказаться незавидной, поэтому одновременно с любовью девушка испытывала к Кирсанову огромную благодарность за его теплоту и участие.

Такова предыстория Федосьи Николаевны, по-простому Фенечки на момент знакомства с ней читателя. О ее внешности можно судить по описанию самого автора: «Это была молодая женщина лет двадцати трех, вся беленькая и мягкая, с темными волосами и глазами, с красными, детски пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье; голубая новая косынка легко лежала на ее круглых плечах».

Все, кто входил в окружение Фенечки, относились к ней с большим уважением. Несмотря на малую образованность, она покоряла людей своей невероятной искренностью, мягкостью и женственностью. Эти качества ей были даны от природы, а любовь к порядку и аккуратности она унаследовала от матери. Свои комнаты она содержала в идеальном состоянии, несмотря на скромное убранство, они сияли чистотой и дышали уютом.

Старший сын Кирсанова Аркадий после знакомства с Фенечкой одобрительно отнесся к выбору отца. Более того, он советовал ему заключить с девушкой законный брак, чтобы избавить ее от неопределенности положения. Иногда и сама Фенечка задумывалась над тем, каково ее положение в доме Кирсановых. Она чувствовала, что Николай Петрович стыдится этой неравной связи перед братом и старшим сыном. «Эта девушка, про которую ты, вероятно, уже слышал… она теперь живет у меня. Я ее поместил в доме… там были две небольшие комнатки…» – смущенно произносит Николай Петрович в разговоре с Аркадием. Но она никогда не жаловалась и ничего ни у кого не просила, просто жила и довольствовалась тем, что имеет.

Приезд Аркадия с Базаровым немного смутил молодую женщину. Она долго не решается выйти из своей комнаты, но затем все-таки появляется с ребенком на руках. Тургенев открыто восхищается образом молодой матери: «Что может быть лучше молодой и красивой матери со здоровым младенцем на руках?». Действительно, Фенечка в этот момент напоминала мадонну с картин  великих живописцев. Материнство добавило к ее и без того мягкому образу еще большей женственности и очарования.

Фенечка завоевала расположение не только старшего сына Николая Петровича. Его высокомерный брат Павел Петрович, который иногда выражал недовольство этой связью, постепенно привязался к девушке. Его симпатия, возможно, основывалась на воспоминаниях о княгине Р., а Фенечка в какой-то момент напомнила ему эту женщину. Он даже бросил вызов Базарову, не в силах простить ему оскорбление Фенечки, которое тот нанес ей своим поцелуем. Фенечка становится для Базарова единственным человеком в доме, которому он симпатизирует. С ней он становится другим человеком – искренним и добродушным. В ней его привлекает неподдельная чистота и непорочность, которой так не достает Одинцовой.

«Фенечке тоже нравился Базаров», с ним она ощущает то равенство, которого ей не хватает в отношениях с домочадцами. «Федосья Николаевна до того привыкла к присутствию Базарова в доме, что воспринимала его как близкого родственника, члена семьи». Но, в какой-то момент, Евгений нарушает законы гостеприимства и позволяет себе непорядочное и грубое поведение в отношении девушки. После отказа Анны Одинцовой он хочет самоутвердиться, используя при этом, ничего не подозревающую Фенечку. Решив проверить, не проще ли завоевать расположение простолюдинки, он своим поведением наносит Фенечке глубокое оскорбление. «Грешно вам, Евгений Васильич», – произносит девушка с «неподдельным упреком». Ее негодование еще раз говорит о глубокой преданности и любви к Николаю Петровичу.

Роль героя в произведении

Доброта, забота и преданность этой героини ставят ее в один ряд с остальными «тургеневскими девушками». В романе ее образ, наряду с образом Кати Локтевой становится для Тургенева идеалом той женщины, которая способна любить и жертвовать. Не напрасно именно ей автор дарит радость материнства и заслуженное счастье в конце повествования. Таким образом, Фенечка – это носитель «примерного характера, на который надо опираться, своеобразного идеала человеческой жизни, как морального, так и социального».

Образы Фенечки и Николая Петровича являются олицетворением самой настоящей русской жизни, которая была и всегда будет основой христианской семьи. Несмотря на разницу в возрасте, эти герои обладают одними и теми же чертами характера, одинаковой системой ценностей. Важнее всего для них семейный покой и умиротворение. Им не нужны бурные страсти, потому что и без этого их жизнь наполнена взаимопониманием, искренностью и любовью.

Литература

  1. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002
  2. Владимир Коровин. Иван Сергеевич Тургенев. Энциклопедии для детей «Аванта+». Том 9. М.-Русская литература, 1999
  3. Все герои произведений русской литературы. Составители: Архангельский А.Н., Пак Д.П., Шкловский Е.А. Издательство: АСТ, Олимп, 1997.
  4. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.2k

  • Кто такая столбовая дворянка в сказке о рыбаке и рыбке
  • Кто такая софья в рассказе недоросль
  • Кто такая софья в рассказе горе от ума
  • Кто такая синяя птица из рассказа дети синего фламинго
  • Кто такая сильная личность сочинение