Кто такая золотая рыбка из сказки пушкина

Щедрая хозяйка синего моря

Стихотворная притча начинается с того, что бедному рыбаку не везёт с ловлей. Невод приносит то густую тину, то морскую траву, но, закинутый в третий раз, неожиданно возвращается с богатым уловом — волшебной рыбкой. Её чешуя и плавники переливаются золотом, а на голове сверкает маленькая корона. Чешуйчатая пленница умеет говорить человеческим голосом и обещает выполнить любое желание в обмен на жизнь и свободу. Столь необычная картина приводит старика в трепет. Он решает отпустить диковинную добычу, не взяв с неё откупа. Благодарная рыбка уплывает прочь, а потрясенный рыбак возвращается домой и обо всём рассказывает жене.

Старуха не проходит нравственное испытание — благородный поступок мужа видится ей ужасной глупостью, она пилит незадачливого старика, требуя попросить у рыбки хотя бы новое корыто. Но когда первое желание вздорной женщины исполняется, она быстро теряет чувство меры, демонстрируя неблагодарность, жадность и дурной характер. Сначала старуха хочет новую избу, потом — стать дворянкой, затем требует сделать её царицей… Старичок не может отказать своей супруге — доброта его души соседствует с полной бесхарактерностью. Милосердная и щедрая золотая рыбка жалеет рыбака: мягко с ним разговаривает, утешает и, исполняя очередное желание, всегда напутствует «ступать с Богом». Она хочет, чтобы «старче» жил в мире и достатке, потому не показывает ни малейшего недовольства. Лишь когда алчность старухи переходит все границы, и отчаявшийся старик вопрошает: «Что мне делать с проклятою бабой?», рыбка молча уходит на глубину, плеснув хвостом на прощанье. Безграничному терпению морской владычицы приходит конец. Она ничего не отвечает рыбаку, просто возвращает всё на свои места: старик приходит в убогую землянку, где сидит у разбитого корыта его жена.

Золотая рыбка в мировой литературе

Образ волшебной рыбы с золотой чешуёй встречается в сказках разных народов. Подстраиваясь под местный колорит, фольклорный персонаж всегда служит одной цели: проверяет человека на благие качества — сострадание, внутреннюю чистоту и бескорыстие. Драгоценная блестящая чешуя указывает на особый статус рыбки — это не простая обитательница вод, а могущественная морская царица, наделённая сверхъестественными способностями. Она управляет океаном и может исполнить любую мечту. Конечно, столь восхитительное создание попадает в сети не случайно, а намеренно: она хочет испытать человеческую натуру силой власти и богатства. Редкий герой проходит проверку Золотой рыбки — Старику и Старухе это не удалось.

В индийской народной сказке старик вытягивает чудо-рыбу — огромную, золотую, с длинными усами. Под видом необычного улова рыбака посещает сам повелитель вод — златоликий бог Джала Камани. Он обещает выполнить любое желание, и старичок просит добротный дом, еду и новую одежду. Но дело на этом не заканчивается. Как и пушкинского героя, дома индуса ожидает жена, которой всегда мало материальных благ. Так, пройдя путь от простых крестьян до почитаемого семейства старосты, супруги в итоге остаются ни с чем. Они возвращаются в ветхий шалаш и живут прежней жизнью.

Золотая рыбка

Семейная пара из китайской сказки получает от спасённой волшебной рыбы драгоценный дар — красавицу-дочку, которая приносит им удачу и процветание. Но отец, соблазнившийся роскошным приданным — мешком золотого песка, выдаёт дочь замуж за заезжего богача. Им оказывается морской дьявол, принявший человеческий облик. История завершается благополучно: с помощью чудесной рыбы старики вызволяют дочку и возвращаются домой. Они усваивают урок: нельзя, чтобы блеск золота ослеплял глаза — это губительно для ума и души.

Герой армянской сказки, помощник рыбака, проявляет сострадание и отпускает пойманную золотую рыбку на волю. Будучи бескорыстным, он ничего не требует от своей пленницы. Великодушный поступок тут же выходит добряку боком — узнав о случившемся, разгневанный рыбак прогоняет бедняка восвояси. Отчаявшийся герой встречает нечистого духа и, чтобы прокормить семью, заключает с чёртом сделку на три года. Когда назначенный срок истекает и бедняк готовится к погибели, к нему в дом стучится странный гость — прекрасный юноша, окруженный золотым сиянием. Он помогает главному герою: когда приходит нечистый, сам беседует с ним из-за закрытой двери, ловко отпугивая чёрта. Демон уходит ни с чем, а освобожденный бедняк осознаёт, что его спаситель — та самая говорящая рыбка, которую он спас три года назад. Мораль сказки проста: сотвори добро, и хоть в воду его кинь – оно не пропадёт.

Конфликт плоти и духа

Сказочная пушкинская притча затрагивает тему нескончаемости желаний. Стремление реализовать мечты руководит людьми, наполняя их жизнь смыслом. Но порой оно заводит в тупик и мешает радоваться тому, что уже достигнуто. Автор показывает, сколь пагубно для души, когда у человека напрочь отсутствуют чувство меры и благодарность. Алчная старуха с каждым исполненным желанием становится всё злее, черствее и невыносимее. Вседозволенность и свалившиеся с неба богатства сводят женщину с ума, превращая её в тиранствующую мегеру.

Исследователи творчества Пушкина считают, что «Сказка о Рыбаке и Рыбке» изображает конфликт духовного и материального начал. Образ старого рыболова символизирует человеческую душу — ей свойственны высокие порывы, но телесные потребности возвращают её на грешную землю. Символом тела выступает ненасытная старуха, которая не видит границ дозволенного. С позиции божественного закона плоть не должна руководить духом, как и жена не должна командовать мужем. В сказке правило грубо нарушается: бесхребетный старик терпит произвол со стороны властной супруги. Только высшие силы могут восстановить нарушенный порядок. Их олицетворением становится таинственная повелительница вод, Золотая рыбка — дарующая и забирающая.

Образ главного героя — старика-рыбака

Старика можно назвать одним из основных героев детского произведения, который относится как к отрицательной, так и положительной его составляющей. Мужчина, безусловно, очень добр и мягок по отношению ко всему живому. Несмотря на строгость характера старухи, он безумно любит женщину и хочет, чтобы ее каждое желание воплотилось в явь. Таким образом раскрывается светлость его натуры.

Однако все омрачается, когда старик соглашается на любые свершения ради приказов, которые к концу прекращают быть просьбами. Он видит, как неспокойно море; он понимает жестокость нрава супруги; герой демонстрирует слабохарактерность и продолжает потакать и мучить маленькую золотую рыбку.

Старуха как отрицательный персонаж

Старуху можно назвать отрицательным героем сказки, поскольку за огромное количество сюжетных поворотов она демонстрировала исключительно негативные черты собственного характера. Непомерность ее аппетита росла не по дням, а по часам. Она не умела благодарить, чувствовать сострадание и была лишена добросердечности.

Казалось бы, жизнь старухи со стариком могла наладиться благодаря рыбке, которая была готова выполнить их любые желания. Однако супруги упустили выданный шанс, поскольку прекрасного дома и починенного корыта властолюбивой женщине было недостаточно.

Золотая рыбка

При первом знакомстве с данным персонажем может показаться, что он несколько эгоистичен, высокомерен и нетерпелив, однако это не так. На удивление, золотую рыбку можно назвать истинным воплощением добра и сострадания в сказке Пушкина.

Она хотела жить и подарила взамен на свободу невиданную сверхъестественную возможность — загадать любое желание и превратить жизнь в истинное воплощение счастья, радости и достатка. Она терпеливо относилась к капризам старухи, и до последнего желала помочь супругам обрести то, что они потеряли множество лет назад.

Образ моря в сказке Пушкина

Море можно назвать отдельным персонажем в рассматриваемом произведении, поскольку оно в буквальном смысле наделено человеческими качествами. Через текстовое изложение можно заметить волнение и общие реакции глубоких вод на разворачивающиеся в бедной глубинке события.

Каждое новое желание старухи, постепенно переходящее в приказ, заставляет волноваться стихию. К подобному выводу мы можем прийти благодаря описанию характеристик моря — автор акцентирует внимание читателей на таких словосочетаниях, как «синее море», «черная буря», «сердитые волны», «воют и воют».

«Сказка о рыбаке и рыбке», характер героев которой мы рассмотрели, можно назвать крайне интересным произведением, впечатляющим своими описаниями природы, людей, погоды, настроения. Несмотря на легкость изложения и простоту общих средств выразительности языка она позволяет ознакомиться с важным моральным принципом, повествующем о том, как люди губят себя из-за жадности и неблагодарности.

История персонажа

Золотая Рыбка — это популярный фольклорный персонаж, с которым российский читатель знакомится из сказки Александра Сергеевича Пушкина. Образ волшебного животного, умеющего говорить и исполнять желания, встречается не только у классика, но и в литературных произведениях и легендах других стран.

Золотая Рыбка в сказках разных стран

Сюжеты историй, в которых человек вылавливает рыбку и сталкивается с волшебством, возникли в отдаленных уголках планеты, причем совершенно обособленно. По большей части мораль каждой притчи сводится к тому, что неуемные потребности главных героев приводят к «разбитому корыту».

В Малайзии есть предание, которое созвучно с пушкинской сказкой. В отличие от русского произведения, героями становятся молодая пара — рыбак с женой. Парень достает из воды рыбку, которая сообщает, что она — королева моря. За спасение волшебный персонаж сулит исполнение трех желаний с одной лишь оговоркой: если он придет за четвертым, то все наколдованное исчезнет.

Как водится, жена рыбака не знает меры. Богатство, слуги, новый дом — она быстро использует дозволенный ресурс, но после желает еще и высокого положения в обществе. Рыбак просит у королевы моря еще одно желание, и, как и было предречено, волшебство рассеивается.

В отличие от старика и старухи, молодые сделали выводы из ситуации. Они стали упорно трудиться и смогли достичь того, что далось им по мановению «волшебной палочки».

В абхазских народных сказках тоже есть место этому персонажу. Главным героем становится царевич, который ловил рыбу для отца-царя. В сетях оказалась маленькая рыбка. Но парень пожалел животное и выпустил его обратно.

Царь разгневался этому и выгнал сына из дома. Блуждая по свету, царевич встретил парня, сильно похожего на него. Тот пообещал стать ему верным другом и помогать во всех делах.

Однажды царевич услышал, что в соседнем государстве живет принцесса, которая уже 300 раз выходила замуж. Ее супруги не доживали до утра по неизвестной причине. Герой пошел пытать счастья и свататься к дочери царя. Загадочный друг разгадал тайну: ночью изо рта новобрачной вылезают змеи. Отрубив им головы, он избавляет товарища от неминуемой смерти.

Конечно, тем самым спасителем и было некогда спасенное животное. Рассказав царевичу правду, парень пояснил, что теперь он «вернул долг» и, обратившись, скрылся в волнах.

В китайской притче рыбак Гуань целый день рыбачил, но только под вечер на его удочку попалась удивительно красивая рыба с тремя золотыми перьями. В обмен на свободу она сказала взять ее перья, чтобы зарыть одно на участке дома, второе бросить в пруд, а третье положить рядом с женой. Волшебное животное пообещало огромное счастье рыбаку, но все изменится, если свет золота затмит его глаза.

Гуань исполнил завет. На следующее утро, проснувшись, обнаружил новорожденную девочку с золотистыми глазами. Во дворе росла невиданной красоты лилия, а в пруде резвилась золотая рыбка. Супруги зажили счастливо, а дочка росла и становилась еще прекраснее.

Вскоре к дочке Гуаня стали свататься женихи. Родители отказывались отдавать дочь. Но потом с моря приплыл неизвестный мужчина, который одарил рыбака мешком с золотом. Свет драгоценного металла ослепил старого рыбака, и он согласился отдать дочь замуж.

Богачом оказался царь моря, который спрятал жену в замке глубоко под водой. Гуань понял, что совершил ошибку, и обитательница пруда пришла ему на помощь, чтобы спасти дочку. Счастливый отец возвращает девушку домой, а мешок с золотом превращается в песок.

Еще более схожа с сюжетом книги «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина индийская народная сказка. Герои жили бедно и питались только за счет улова. Но счастливый случай — и в сети рыбака попался сам золотоликий бог Джала Камани. Тот пообещал еды и одежд, если старик его отпустит.

Бог сдержал обещание, но вот старухе этого было мало. Запросила жена дом побольше, слуг и целый амбар риса, а также чтобы муж ее стал старостой в деревне. Через месяц и это жадной женщине показалось мало. Затребовала она, чтобы старик стал махараджей всей земли. Но золотоликий бог больше не явился, а после забрал все дары.

Возвращаясь к русскому персонажу, стоит сказать, есть мнение, что Пушкин позаимствовал сюжет у братьев Гримм. У этих авторов исполняет желания волшебная камбала. В остальном же ситуация тождественна.

Но такие суждения не имеют никаких официальных подтверждений. Более того, похожие сюжеты возникали по всему миру и передавались из уст в уста. Поэтому склонно предполагать, что источником пушкинской сказки стали рассказы Арины Родионовны.

Благодаря проекту «Сказочная карта России» можно узнать, какое место считать родиной волшебного персонажа. Точным местом происхождения официально назвали село Большое Болдино, где Александр Сергеевич и сочинил бессмертное произведение.

Золотая Рыбка в мультфильмах

Образ волшебного персонажа не единожды использовался в мультипликации. Самая ранняя картина была снята Александром Птушко в 1937 году. В 2010 году реставраторы Госфильмофонда восстановили мультфильм с цветной картинкой, до этого была доступна только черно-белая версия.

В 1950 году «Союзмультфильм» экранизирует пушкинскую сказку под режиссурой Михаила Цехановского. Мультфильм через год получил премию на VI Международном кинофестивале в Карловых Варах. В 2001 году видео отреставрировали, а также переозвучили. Но критики восприняли такие изменения негативно.

В 1965 году выходит мультфильм «Вовка в Тридевятом королевстве», где одним из главных персонажей выступает волшебная рыбка. Позже, образ популяризируют и в других картинах, например, в мультипликационном сериале «Кот Леопольд».

Библиография

  • 1812 — «О рыбаке и его жене»
  • 1833 — «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Золотая рыба»
  • «Говорящая рыба»

Фильмография

  • 1937 — «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1950 — «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • 1965 — «Вовка в Тридевятом царстве»
  • 1975 — «Леопольд и золотая рыбка»
  • 1976 — «Папа, мама и золотая рыбка»

  • Кто такая дюймовочка в сказке
  • Кто такая дуня из рассказа станционный смотритель
  • Кто такая долговязая лошадь рассказ
  • Кто такая дина из рассказа кавказский пленник
  • Кто такая даша упомянутая в рассказе а п платонова юшка