Кто такие берендеи в сказке снегурочка

История персонажа

Русский фольклор демонстрирует массу разномастных красочных образов, которые являются не просто плодом фантазии автора, навеянным размышлениями. Царь Берендей, упоминание о котором есть в сказках Жуковского и Островского, – персонаж с непростой историей появления.

История создания

В русской литературе Берендея принято считать выходцем из мифологии. Древние славяне считали, что герой был колдуном и мог при необходимости принимать обличье бурого медведя.

Иллюстрация к "Сказке о царе Берендее"

Иллюстрация к «Сказке о царе Берендее»

Первым о царе Берендее заговорил Василий Андреевич Жуковский. В «Сказке о царе Берендее» 1831 года персонаж выступает в качестве отца Ивана-царевича. Подробнее о том, кем были его жена и дети, автор не упоминает. Но образ старца с бородой описан привлекательно и легко. Персонаж не имел детей и пошел на сделку с чудищем. Внезапно родившемуся сыну царя было суждено покинуть родителя по завету чудовища. Произведение объединило мотивы сразу нескольких сказочных преданий. Помимо упомянутых героев, в действии участвуют Кощей Бессмертный и Марья-царевна.

В сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка» автор представляет персонажа как мудрого правителя страны берендеев. Произведение опубликовано в 1873 году. Писатель не уточнял время действия, но подробно описал место. Дворец правителя находился неподалеку от дома драматурга. Рядом была долина, названная в честь божества Ярилы, воспеваемого в язычестве. Скромный родник, известный местным, по легенде был сердцем Снегурочки, растаявшим от пламенной любви девушки.

Царь Берендей в сказке Островского "Снегурочка" (иллюстрация)

Царь Берендей в сказке Островского «Снегурочка» (иллюстрация)

Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. Когда-то под Переяславлем было Берендеево болото. Местные жители уверены, что раньше здесь находилось Берендеево царство. Село Берендеево расположено неподалеку от города Сергиев Посад.

В произведении Островского Берендей был мудрецом, которого любил народ. Сказочный властитель олицетворял собой темперамент и национальный колорит русского народа. Сила характера и широта души русичей открывались с его помощью читателю. Герой верил в трудолюбие русского народа, его умение на славу потрудиться и на славу отдохнуть.

Образ Берендея в фольклоре

Рисунок Берендея

Рисунок Берендея

Царь с длиной бородой и безграничной верой в подвластный ему народ имеет любопытную историю происхождения. Его биография известна неточно. Исследователи и литературоведы выяснили, что история этого фольклорного героя уходит корнями глубоко в древние века. Берендеями назывались выходцы из тюркских племен, кочевавшие в степи с 11 по 13 век. Первое упоминание о них в летописях датировано 1097 годом. Речь шла о взаимодействии с печенегами и торками – племенами, заключившими перемирие с князем Василько Ростиславичем. О нем известно читателям, знакомым с «Повестью временных лет».

История гласит, что берендеи воевали с половцами и были участниками междоусобиц русских князей. Выступая вассалами, они не хотели подчиняться русским и часто конфликтовали с князьями. Представитель этого племени, царь Берендей стал собирательным образом. Не то оборотень, не то человек, не то животное, этот герой фигурировал в истории Руси. А точнее, его потомки.

Вождь племени берендеев (арт)

Вождь племени берендеев (арт)

Историки утверждают, что берендеи находились в числе служивых в подчинении Юрия Долгорукого. Подчиняясь князю Ярополку Владимировичу, они выступали против Всеволода Ольговича в битве 1139 года. Тридцать тысяч берендеев встали на защиту князя. Свидетельства о них хранятся на Владимиро-Суздальских землях. Исследователи предполагают, что Долгорукий переселил берендеев из Поросья. Люди стали расселяться по русским городам, при этом основывая и свои. Киевские правители наградили берендеев регионом у реки Роси, где некогда находился Ростовец. Теории историков описывают ассимиляцию берендеев в татаро-монгольских племенах после нашествия ига.

Берендеи имели собственную мифологию. Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно. Гадания и предсказания – традиция этой народности, поэтому царь Берендей часто предстает героем, наделенным магическими способностями и силой.

Экранизации

Кадр из фильма "Снегурочка" (1968 год)

Кадр из фильма «Снегурочка» (1968 год)

В 1968 году Павел Кадочников снял фильм «Снегурочка» и сам исполнил в нем роль царя Берендея. По сюжету киноленты, снятой на студии «Ленфильм», таинственная девушка попала в деревню берендеев. У нее нет чувств, зато есть баснословная красота, быстро привлекшая поклонников. Среди них ветреный Мизгирь, бросивший ради Снегурки невесту Купаву. Берендей приказывает всем в селе найти себе пару и явиться к Яриле. Купаву выбрал пастух Лель. Снегурочка просила мать-Весну подарить и ей любовь. В девушке проснулись чувства к Мизгирю, но, представ вместе с возлюбленным перед солнечным божеством, она растаяла.

В 1969 году режиссер-сказочник Александр Роу снял кинокартину «Варвара-краса, длинная коса» по мотивам произведения Жуковского «Сказка о царе Берендее». Фильм рассказывал о добром царе Еремее и злом Чуде-Юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею. Царь Еремей, воплощенный на экране Михаилом Пуговкиным, сменил Царя Берендея.

В экранизации «Снегурочки» 1974 года в образе мудрого царя Берендея предстал актер Михаил Царев.

Когда я собирался искать сведения о народе Берендеи, никак не предполагал найти столь противоречивые сведения.

Свое повествование начну для вас вероятно неожиданно — со словаря уважаемого Владимира Даля — человека весьма честного и авторитетного. Чего только нет в его словаре, но слова «берендей», «берендеи», НЕТ!

Этот факт выглядит очень странно, так как даны однокоренные слова с описанием их определения – «берендейка», «берендеить», «берендеечник», «берендеечница», «берендерить». А вот основного, корнеобразующего слова нет.

Прервемся и обратимся к признанным источникам, где слово Берендеи присутствует.

Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Берендеи (Берендичи) — кочевой народ тюркского происхождения, назыв. в наших летописях то торками, то черными клобуками.

Первое известие о Берендеях в наших летописях встречается под 1097 г. (о торках — под 985 г.), затем до 1146 г. они постоянно почти смешиваются с торками и только с 1146 г. чаще называются черными клобуками. В начале XIII столетия черные клобуки совершенно исчезают в наших летописях.

Замечательны отношения Берендеев, или торков, живших сначала за Доном, по соседству с болгарами, к нашим князьям. Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь, но их набеги не были так опасны и опустошительны, как, например, набеги печенегов, вследствие, вероятно, их меньшего количества сравнительно с последними.

С появлением половцев роль Берендеев меняется. Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переяславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Берендеи, поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни (из их городов чаще всего упоминается в летописях Торчевск) и по крайней мере в XII в. могут уже называться полуоседлым народом.

Кто-то считает, что Берендеи являются одним из этнических предков украинцев. Кто-то —  предками запорожских казаков, в частности на это указывает их столица — Переяслав.

Советская историческая энциклопедия о Берендеях

Берендеи — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов.
В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях в связи с более ранним событием: берендеи вместе с торками и печенегами заключили союз с теребовольским князем Василько Ростиславичем. (Повесть временных лет).

Были вассалами русских князей, участвовали в борьбе с половцами, междоусобных войнах на Руси.
Кочевники, именуемые летописью «своими погаными», были не очень надёжными подданными. Они стремились сохранить свою независимость и постоянно навязывали Руси федеративную форму взаимоотношений. Русские князья категорически возражали и требовали безусловной вассальной покорности. На этой почве между сторонами нередко возникали конфликты.

Откуда ж задержались Берендеи в сказках?

Приведем полные цитаты из Википедии слов «берендей» и «берендеи».

«Берендей:

  • Представитель племени берендеев.
  • В славянской языческой мифологии – колдун-оборотень, оборачивающийся бурым медведем.
  • Мифический царь в русской литературе.

В сказке А. Н. Островского «Снегурочка» царь Берендей мудро правит берендеями.

В «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. В этой сказке находят отражение многие сказочные герои и мотивы русских народных сказок: Иван-царевич, Кощей, Марья-царевна и другие».берендей

В исторических материалах следы присутствия берендеев обнаруживаются в разных областях земли русской:

  • стояли они на службе у Юрия Долгорукого,
  • помогли в борьбе великого князя Ярополка Владимировича с черниговским Всеволодом Ольговичем в 1139 году, придя на помощь киевскому князю в количестве 30 тысяч
  • Данные топонимии свидетельствует о том, что часть берендеев была переселена во Владимиро-Суздальскую землю (слобода Берендеева, ст. Берендеево, Берендеево болото и др.). А.С. Плетнёва считает, что эти берендеи вероятнее всего были переселены из Поросья Юрием Долгоруким и Андреем Боголюбским в период их обладания киевским столом.. (Плетнёва С. А. Древности черных клобуков // Свод археологических источников Москва, 1973. С. 25)
  • Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие.
  • Столицей чёрноклобукского союза Поросья был город Торческ (Торцкь, Торцьскъ).

Каждая орда союза занимала определённую территорию. Берендеи получили от киевских князей регион в верховьях реки Роси, центром которого являлся город Ростовец. Здесь находились их вежи, а также небольшие укреплённые городки, упоминаемые летописью. В 1177 году вторгшиеся в пределы Поросья половцы «взяша 6 городовъ Береньдиць», затем нанесли русским дружинам поражение под Ростовцем.

«Название в летописях исчезает к XIII веку. Во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию».

Теперь вернемся к слову Берендей

Слова, образованные от слова берендеи, пронизывают все слои быта русского народа. И этот факт совершенно исторической наукой упущен. Как не увидеть здесь заговора?

Теперь о традициях… Какой народ воспринимает берендеев, как свой народ, своих предков, свои традиции? Может быть, я вас удивлю, но именно русские! Города мастеров, музеи под открытым небом, дома отдыха, санатории, гостиницы в самых разных городах от Москвы до самых окраин, таких, к примеру как Алтай, с названиями «деревня Берендеевка», «Берендеево», «Город Берендеев» встречаются в огромных количествах.

К примеру, Дмитрий Смирнов в книге «Нижегородская старина», описывая празднование святок нижегородскими обывателями в XIX – начале XX века, указывает среди праздничных блюд «берендеевскую ветчину, торсуевскую икру, разживинский сыр и другие деликатесы местных гастрономических фирм». (Дмитрий Смирнов. Нижегородская старина. 2-е изд., испр. и доп. – Нижний Новгород: издательство «Книги», 2007. – 720 с., илл., ISBN 978-5-94706-047-8, с. 551.) Напомню, что ветчина не употреблялась в пищу степными племенами, но была традиционно пищей славян. Народ не собирается соглашаться с забывшими свою историю историками, будто берендеи – это не русские люди. Это русские люди, и сохранившиеся народные традиции тому свидетельство.

Кто же были берендеи?

Если вы проанализируете приведенные сведения, то увидите множество несоответствий, которые говорят о надуманности, неточности и не понимании, кто такие берендеи, откуда они взялись, куда исчезли, почему имели столь большое влияние в истории, и так далее…

К примеру, совершенно не понятно, почему якобы степное племя ненавидело все остальные степные племена и любило, и защищало русских князей?

Далее, как могут степняки отказываться от платы за защиту, а данный факт установлен, и просить города в управление? Если же не сами города, то земли под них, и в этом случае успешно строили их? Кочевники не строили городов, включая даже Чингизхана, и не умели ими управлять. Это очень серьезное противоречие, вызывающее сомнение в кочевом характере берендеев.

Мы знаем города берендеев, но не слышали об их кочевьях. Как можно называть берендеев даже полукочевниками, если мы знаем их лишь как городских жителей и профессиональных воинов.

Мы знаем, что отряды берендеев нанимали не только русские князья, но и другие государства, к примеру, тот же венгерский король. Степняков нанимали очень редко. Вот скифов – тех да, а степняков, из-за их непостоянства – нет! Берендеи, следовательно, были надежны. Это были профессионалы.

Потому то в повестях и летописях берендеи всегда представляли собой отряд определенной численности, весьма не малой. Один этот отряд определял победу в бою, и об этом мы видим упоминание в источниках, где сказано, что киевские князья смело вступали в бой и побеждали даже в меньшинстве, если имели отряд берендеев.

Именно берендеев боялись враги, а не киевских князей. Следовательно, берендеи были профессиональными наемными воинами, имевшими непререкаемый авторитет именно в военном деле. По характеру их деятельности мы можем смело провести аналогию берендеев со скифами. Скифов тоже пытаются представить кочевниками, не смотря на то, что они жили в городах, имели лучшее в мире вооружение и лучшую в мире армию, их мастера изготавливали прекрасные золотые украшения.

О городах берендеев

Теперь о желании берендеев жить в городах… Какие ещё степные племена хотели жить в городах? Да никакие! Включая завоевавших полмира монголов, принимавших послов других государств в степи, в специально организованном стойбище. А берендеи просят киевского князя: «Коль хочешь нас отблагодарить, так дай нам города». Но они и сами строили города, в которых жили.

«Они жили в отданных им на кормление русских городах, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие».

Названы 6 городов и указано, что были и другие… Ничего себе степное племечко, не помещавшееся в 10-ти, а то и в 20-ти городах? Это больше напоминает отдельное государство с многочисленным населением, сравнимым с населением всей Руси!

Но жить в городах – полдела…. Берендеи умели строить города! Желание жить в городах, умение их строить  и самое главное – умение ими управлять…. Всё это свидетельствует о владении берендеями знаниями государственного устройства и управления. Ведь любой город – это уже государство, так как он обладает всеми его признаками: централизованной властью, организацией порядка, собиранием налогов, содержанием дружины для военных и полицейских функций, организацией производства и торговли, ведением переговоров с другими городами.

Земли берендеев

Берендеи – это утраченное прозвище русославян на территориях от Семивежья (Москвы), Владимира, Ярославля, Вологды и Костромы до Городца, а вернее, реки Ветлуги нынешней Нижегородской области, самого Нижнего Новгорода, и всего Нижегородского края.

Народ этот славянского происхождения, и возможно одни из основных предков, родоначальников русского народа.

Были предприняты в исторической науке неимоверные усилия по вычищению  упоминаний этого славного народа и введению на всякий случай дезинформации о берендеях, как народе тюркского происхождения. Ведь чем неправдоподобнее ложь, тем скорее в нее верят.

Чтобы не запутаться, мы должны отделить от народов, называвших себя берендеями, дружины берендеев, занимавшиеся военной деятельностью на профессиональной основе. Первые были окончательно переименованы в русичей киевскими князьями в X веке. Вторые практически до XIII века сохраняли свою индивидуальность в виде названия, или, как мы бы сейчас назвали – торговой марки. «Берендеи» – это ведь отличная торговая марка для военных дружин, которой наверняка дорожили. По всей видимости, война была профессией довольно большого количества людей.

Использованный источник

Многочисленный народ, упоминаемый в летописях, таит множество загадок для историков. О нем очень мало известно и, возможно поэтому, в школьных учебниках истории про него обычно не пишут. Чаще всего при слове Берендей мы вспоминаем пьесу Островского «Снегурочка», однако сказочный царь, правящий «царством добрых берендеев», не имеет ничего общего с настоящим древним народом.

Берендеи в литературе представляются нам вполне цивилизованным мирным народом, живущим в городах и селах. Однако в русском фольклоре этим словом обозначают оборотней, превращающихся в медведей. Существуют в нашем языке и такое забытое слово как «берендейка» — часть старинной военной амуниции, — перевязь, к которой привешивались принадлежности для заряжения ружей, а еще так назывались резные расписные куклы. О значимости этого слова говорит то, что от него существовали и производные: «берендеечниками» назывались мастера, которые «берендерили» — мастерили берендейки.

Вот, пожалуй, и вся лингвистическая память, которая осталась в нашем языке от целого народа, который около тысячи лет назад представлял собой значимую силу в древней Руси. Правда, еще сегодня название «Берендей» часто дают различным объектам – от ресторанов до лесных баз отдыха, однако эта тенденция, скорее всего, связана все с тем же сказочным царем, созданным Островским.

Берендеи по версии Островского – миролюбивый древний славянский народ

Берендеи по версии Островского – миролюбивый древний славянский народ

В официальной науке принято считать берендеев кочевым племенем тюркского происхождения. В 1097 году они впервые упоминаются в русских летописях вместе с торками и печенегами. История сохранила сведения о том, что этот народ был вассалом русских князей, — опытные конные воины помогали в борьбе с половцами и иногда участвовали в междоусобных войнах на Руси. Кочевников-союзников древние летописцы называли «своими погаными», впрочем, тысячу лет назад это слово имело менее уничижительный оттенок и означало просто иноверцев (оно происходит от латинского «paganus» — «языческий», «сельский»).

Однако взаимоотношения между двумя народами складывались не всегда мирно. «Свои поганые» стремились все-таки сохранить остатки самостоятельности, а русские князья требовали от них вассальной покорности. Об одном из таких конфликтов летопись сообщает под 1121 год: «В лѣто 6629. Прогна Володимеръ Береньдичи из Руси, а Торци и Печенѣзи сами бѣжаша».

Летописи X-XIII веков – практически единственный источник информации о берендеях

Летописи X-XIII веков – практически единственный источник информации о берендеях

Чуть позднее, около 1146 года кочевые племена, дружественные Руси, вошли в племенное объединение «Чёрные клобуки». Берендеи стали важнейшей его частью, наравне с печенегами. В дальнейшем русские князья неоднократно награждали верных союзников городами и землями под них. Вот тут у многих ученых и просто любителей древней истории возникает вопрос о некотором противоречии. Дело в том, что кочевые племена вряд ли могли обладать развитыми навыками управления и организации, чтобы не только успешно править подаренными городами, но и строить свои! А ведь точно известно, что берендеи основали несколько поселений: Торческ, Саков, Берендичев, Берендеево, Ижеславль, Урнаев и другие. Первый из них был столицей чёрноклобукского союза.

Кроме того, неясно, почему вольное кочевое племя вдруг стало добровольнослужить русским князьям и бороться против родственных им народов, почему, согласно летописям, они сами просили в качестве награды именно земли, чтобы строить новые города. Вот такие нестыковки позволяют сегодня строить альтернативные гипотезы о происхождении загадочного племени. Высказываются мнения о том, что берендеи – исконно славянский народ, по каким-то причинам вынужденный искать себе новое пристанище, и даже о том, что они были потомками скифов. Доказательств у таких версий обычно не слишком много, но их создатели утверждают, что и общепризнанная версия «построена на песке».

По мнению ученых, берендеи были кочевым племенем тюркского происхождения

По мнению ученых, берендеи были кочевым племенем тюркского происхождения

Точно известно, что загадочные берендеи действительно представляли значимую военную и политическую силу на Руси, но упоминания в летописях о них встречаются только в промежутке между X и XIII веками. Откуда они пришли и куда делись потом – летописцы нам не рассказали. Возможно, что во время монголо-татарского нашествия берендеи частично ассимилировались в Золотой Орде, частично ушли в Болгарию и Венгрию. Высказывается даже версия, что берендеи и половцы были предками казаков.

Казаков, наравне с русскими и индейцами майя относят к числу 20 самых загадочных народов в мире, о происхождении которых учёные спорят и сегодня

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

В статье рассматриваются реальные и мифологические истоки образа Берендеева царства, ставшего основой художественного воплощения идеала свободного гармоничного общества в «весенней сказке» А. Н. Островского «Снегурочка». Сопоставлены различные предположения и выводы фольклористов, краеведов, этнографов, литературоведов, связанные с этимологией слова «берендеи». Приводятся легенды и предания города Переславль-Залесский (о царе Берендее, Берендеевом болоте, «каменной бабе» и др.), очевидно, повлиявшие на поэтический замысел драматурга.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мифология; русский фольклор; этимология; русская литература; русские писатели; сказки; литературное творчество.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

  • Семухина Ирина Александровна, кандидат филологических наук, доцент, Уральский государственный педагогический университет.
  • Любивая Анастасия Юрьевна, выпускница Института филологии, культурологии и межкультурной коммуникации, Уральский государственный педагогический университет.

THE KINGDOM OF BERENDEY IN A. N. OSTROVSKY’S «SNOW MAIDEN»: SOURCES OF AN IMAGE

Abstract. Article considers real and mythological sources of an image of the Kingdom of Berendey which has become a basis of artistic realization of an ideal of free harmonious society in «the spring fairy tale» of A. N. Ostrovsky «Snow Maiden». Authors compare various assumptions and conclusions of specialists in folklore, local historians, ethnographers, literary critics connected with etymology of the word «berende». Legends and legends of the city of Pereslavl-Zalessky (about the tsar Berendey, the Berendeevy swamp, «stone image», etc.), obviously, affected a poetic plan of the playwright are presented.

Keywords: mythology; Russian folklore; etymology; Russian literature; Russian writers; fairy tales; literary work.

ABOUT THE AUTHORS: Semukhina Irina Aleksandrovna, Candidate of Philology, Associate Professor, Ural State Pedagogical University.

Lubivaya Anastasia Jurevna, Graduate of the Institute of Philology, Cultural Studies and Intercultural Communication, Ural State Pedagogical University.

В драматургическом наследии А. Н. Островского «Снегурочка» (1873) заняла особое место, став своеобразным итогом творческих исканий писателя. В «весенней сказке» воплотились идеалы позднего периода творчества художника, его особая эстетическая концепция. А. Л. Штейн назвал пьесу русского драматурга чудом, поставив ее в один «ряд с такими поэтическими созданиями мирового театра, как комедии Шекспира и Аристофана» [Штейн 1973: 253]. Примечательно то, что сам А. Н. Островский, осмысляя специфику драматического искусства, обращался к опыту английского драматурга: «…интрига есть ложь, а дело поэта — истина. Счастлив Шекспир, который пользовался готовыми легендами: он не изобретал лжи, но в ложь сказки влагал правду жизни. Дело поэта не в том, чтобы выдумывать небывалую интригу, а в том, чтобы происшествие даже невероятное объяснить законами жизни» [Островский 1952: 321].

Оригинальность творения Островского обусловила исследовательскую полемику по вопросу жанрового своеобразия «весенней сказки», который остается актуальным и открытым по сей день: «стихотворная драма на сказочный сюжет» [Лотман 1989]; «романтическая мистерия» [Маньковский 2003]; «философско-символическая драма» [Чернец http]; поэтическая утопия [Гаркави 1969; Лотман 1989; Соловьева 2000]; синтетичный жанр, соединяющий фантастичность феерии, символизм «пьесы-маски», иронию комедии и глубокое содержание народной сказки [Ревякин 1974].

Особую роль в изучении «Снегурочки» играет не теряющая актуальности работа А. Л. Штейна «Мастер русской драмы» (1973), в одном из «этюдов» которой исследователем рассматривается история создания сказки, значение фольклора в воплощении принципа народности как основы реализма драматурга: «Через фольклор проникает Островский и в народную жизнь, больше того, в народную жизнь доисторической эпохи, и в этом ему помогает и обряд, и песня, и поговорка, и народное красноречие» [Штейн 1973: 260]. По словам ученого, Островский «создает поэтический стиль, в котором фантастика и психологизм, комедийные и трагические мотивы, быт и поэтический обряд, типическое и индивидуальное составляют неповторимое единство» [Штейн 1973: 264]. Намеченные в XX столетии векторы постижения идейно-художественного своеобразия «весенней сказки» находят свое дальнейшее развитие и сегодня, в современных исследованиях [см., напр.: Леонова 2001; Бурдакова 2008].

В «Снегурочке» Островского основой художественного воплощения идеала совершенного общества, где царит гармония, счастье, свобода и равенство, стал образ Берендеева царства. История создания пьесы драматурга и истоки образа царства Берендея тесно связаны со славянским фольклором.

Легенда о Берендеевом царстве уходит корнями в историю и этнографию города Переславль-Залесский. Сегодня о берендеях напоминают лишь название железнодорожной станции Берендеево (по дороге из Москвы в Ярославль) и Берендеево болото, которое находится на юге Ярославской области между несколькими деревнями и занимает площадь более пяти тысяч гектаров. В словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона упоминается, что в этом болоте «Александровского уезда Владимирской губернии», длина которого «10 верст, ширина 4-5 вёрст», «есть следы жилья; по местному преданию, здесь был г. Берендеев, где жил царь Берендей» [Брокгауз, Ефрон 1891: 525].

Кто же такие берендеи? Слово «берендеи» имеет совсем не сказочное происхождение. Переславский краевед В. Ф. Воронов утверждает: «Недалеко от Переславля-Залесского, ближе к границе с Владимирской землей, видны остатки древнего жилья, признаки дубовых мостовых, окаменевших от времени, черепки глиняной посуды, обсеченные камни — и все это из года в год затягивается болотом. Ученые полагают, что здесь некогда стоял город Берендеев» [цит. по: Бакаев http]. Берендеями изначально считали кочевой народ тюркского происхождения, называвшийся в летописях то «торками», то «черными клобуками». О неустановленности этимологии названия этого малоизвестного народа писал и М. Фасмер: «берендеи — тюркское кочевое племя в Южной Руси, в 1097 г. заключившее союз с печенегами, в 1105 г. побежденное половцами и исчезнувшее в XIII в. <…> Это название еще не получило надежной этимологии» [Фасмер 1986: 155].

Нередко берендеев относили к простым разбойникам. Например, в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона читаем: «Первоначально, когда они были независимы, они занимались исключительно грабежами и набегами на Русь…». Но замечено, что с появлением половцев образ жизни берендеев значительно меняется: «Теснимые половцами, они отступают к южным пределам тогдашней Руси и испрашивают позволения поселиться на окраинах Переславского и Киевского княжеств с обязательством защищать их от набегов степняков. Русские князья не могли, конечно, не согласиться на такую даровую защиту их пограничных владений, и Б., поселившись в Поросье и Верхнем Побужье, мало-помалу привыкли к оседлости и к городской жизни <…> и по крайней мере в XII в. могут уже назыв. полуоседлым народом» [Брокгауз, Ефрон 1891: 525].

К объяснению природы этого древнего народа обращается и В. И. Даль, толкуя слово «берендейка»: «берендейками» называли в торговле игрушки, людей, животных, которые вырезали из дерева «в Троицкой Лавре, в 50 верстах от села Берендеева». От этого слова образовалось слово «берендеить» — «берендейки строгать, заниматься пустяками, игрушками» [Даль 1981: 83]. Но более интересным представляется объяснение В. И. Далем слова «берендить» — «мешать, препятствовать, спорить, перечить». Именно данное значение могло повлиять на возникновение названия Берендеева царства, которое отличалось неуступчивостью и самостоятельностью.

А. М. Бакаев полагает, что в основе этого древнего топонима лежит слово «медведь» (бер) и «деять» (делать) — т. е. «бером деянные» («люди-медведи»). И, соответственно, тотемом данного славянского племени был медведь. Неслучайно Берендей зачастую толковался непосредственно как языческий бог, покровитель лесов, рек, родников [Бакаев http].

Так или иначе, большинство исследователей сходится в том, что берендеи — это обособленное славянское поселение, оставившее о себе память не только в топониме, но и в красивых легендах и преданиях. Обратимся к некоторым из них, которые были собраны краеведами В. И. Лествициным, М. И. Смирновым, В. Ф. Вороновым, А. М. Бакаевым и др.

Краевед В. Ф. Воронов в очерке «Загадки царства Берендея» приводит тексты двух местных преданий. Первое из них рассказывает о появлении «каменной бабы», которая вот уже несколько столетий стоит на берегу болота в районе деревни Черницыно. Согласно преданию, это окаменевшая царица Рогнеда:

«Царь Берендей любил по вечерам на озеро ходить. Вечерние лучи солнца скользили по глади озера. Царь ждал, когда взойдет луна и зальет окрестность холодным призрачным светом. И вдруг Берендей услышал чарующую музыку. В расплескавшихся волнах увидел царь красавицу-русалку. Заманила она Берендея в подводное царство, и волны поглотили Берендея. Царица Рогнеда забеспокоилась, побежала к озеру, стала кликать супруга, но болото только ответило ей эхом: «Берендей! Дей-ей-ей!». Так и осталась она с маленьким сыном в тереме. Но тоска одолела царицу, и пошла она опять на озеро. По-женски всплакнула и запричитала: «Муженек ты мой ненаглядный! Что ж ты словечка жене своей сказать не хочешь?». От тоски и горя превратилась Рогнеда в каменное изваяние женщины, каких немало в степях на пути следования кочевых тюрков» [цит. по: Бакаев http].

Второе предание дает следующее представление о Берендее и связанных с ним событиях:

«На горе, где сейчас расположена деревня Давыдово, стоял в древности терем царя Берендея. Была у царя красивая дочка Маша. Когда она подросла, Берендей стал подумывать о ее выданье. Как-то раз приехали к царскому терему два богатыря-красавца, один краше другого. Машеньке понравился Иван-царевич, но Берендей невзлюбил его. Ему по нраву пришелся царевич Федор. Машенька не смогла противиться отцовской воле, тихо ушла на болото и бросилась в трясину. Иван-царевич с горя пошел на болото вслед за возлюбленной и покончил с собой на том же месте. Но царевич Федор любил Машеньку также горячо и преданно. Болотная трясина поглотила и Федора-царевича» [цит. по: Бакаев http].

Большое число сказаний связано с таинственным Берендеевым болотом. Особое место в народных преданиях занимает Волчья гора, по выражению В. Ф. Воронова — «самое унылое и страшное место на Берендеевом болоте». По одной из версий, здесь некогда «было большое поселение с бойкой торговлей» [цит. по: Бакаев http]. Поэтому на берегах Берендеева болота и возвышенности рядом с ним, Волчьей горе, многие пытались отыскать сокровища. И во время этих поисков в дремучем лесу обнаруживались хорошо утрамбованные площадки, мусорные и деревянные мостовые, свидетельствующие о древних поселениях. Поиском поселения на высокой горе исследователи заинтересовались еще в конце XVIII века. А в 1820 году сюда отправился Д. И. Хвостов и обнаружил здесь земляные укрепления древнего города.

В последствии, уже в XX веке, на этом болоте при разработке торфяника было открыто более 20-ти археологических памятников 10–5 тысячелетия до н. э. По свидетельству А. М. Бакаева, на месте Волчьей горы (которая стала археологическим памятником) археологи и краеведы обнаружили множество древних артефактов, культовых предметов с изображением славянских символов, зооморфные фигурки (в т. ч. изображение морды зверя, похожего на медведя), изображение человека. Все фигурки были найдены на окраине Волчьей горы, именно там, где местные жители чаще всего обозначали место нахождения «каменной бабы». Это привело к предположению, что «каменная баба» была центральной фигурой языческого капища одного из племен, которое и дало название огромному болоту — Берендеево.

Поэтому неслучайно предания о происхождении названия «Берендеево болото» тесно связаны не только с историями о берендеях, но и с историями о «каменной бабе». Краевед М. И. Смирнов записал воспоминания учительницы А. П. Лавровой одного из сел (Лаврово), расположенного на берегу Берендеева болота:

«Вдова Марья управляла здешним городом в незапамятные времена после царя Берендея, когда на месте болота было озеро. Горожане были народ буйный и справляться с ними было нелегко. Вся надежда была на подрастающего сына, в котором мать души не чаяла. Вот сын её стал подрастать и становиться помощником матери. Раз он пошёл на озеро купаться и утонул. Горю матери не было границ. Она поднимает на ноги всех рыбаков и снаряжает их ловить труп сына. Но напрасно. Поймать его не могли. Марья с горя проклинает озеро: «Чтоб тебя мохом подёрнуло», — сказала она, а в то время слово проклятия имело страшную силу. Озеро не по дням, а по часам начинает зарастать болотной травой, и вот в конце концов на месте озера получилось Берендеево болото. Но за это бог наказал вдову Марью. Лишь только она произнесла слова проклятия и озеро стало зарастать, сама превратилась в «каменную бабу». Сын её утопленник за грех матери мучается до сих пор; тело его не гниёт, а плавает под болотным покровом и старается выйти на поверхность земли. Для этого толкается в него головой, но напрасно. Слой болотной земли только поднимается и получаются кочки. Вместе с этим утопленником такую же муку терпят убийцы царевича Димитрия и все великие грешники. В болоте есть много «окон», каждый год появляются новые и всё на тех местах, где сидела в Иванову ночь (накануне Ивана Купала) нечисть поганая и думу думала, как бы люд крещёный донять и как бы вред ему причинить» [Смирнов 2004: 21].

Возникновение «весенней сказки» «Снегурочка» в творчестве Островского напрямую связано с его путешествием в имение Щелыково, по дороге к которому драматург на несколько дней задержался в Переславле-Залесском. Там он изучал местный говор, фольклор, тогда же мог услышать и о Берендеевом болоте, легенды и предания о древнем народе. Обычаи, традиции местных жителей и природа края — все это повлияло на поэтический замысел драматурга. В результате Островский напишет о своем впечатлении о Щелыкове: «Каждый пригорочек, каждая сосна, каждый изгиб речки — очаровательны, каждая мужицкая физиономия значительна <…> и всё это ждет кисти, ждет жизни от творческого духа. Здесь всё вопиёт о воспроизведении…».

В «Снегурочке» Островский не ставил перед собой задачи решения вопроса о конкретно-исторической форме социально-политического устройства совершенного государства. Жизнь царства берендеев показана автором с точки зрения народных представлений об идеальном обществе. С позиции народных идеалов драматург раскрывает основные истоки справедливой и счастливой жизни. В «весенней сказке» Островский дает эпическую картину жизни народа, его национальный характер, вводит философский подтекст, который придает содержанию сказки общечеловеческий смысл. Царь Берендей выступает не только хранителем мира-спокойствия, но и всего миропорядка. Законам мироустройства соответствуют строгие нравственные законы берендеевского бытия, отраженные в словах царя:

Чем же и свет стоит?

Правдой и совестью

Только и держится.

Опираясь в создании образа мира царства Берендея на народные традиции, обряды, предания, Островский художественно воплотил свое представление об условиях благоденствия народа, поэтически обобщенный идеал национальной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бакаев А. М. Берендеево болото: легенды, предания, факты, находки [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.dazzle.ru/
    spec/bboloto.shtml (дата обращения: 06.05.2018).
  2. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь : в 86 т. — СПб. : Брокгауз-Ефрон, 1891. Т. III.
  3. Бурдакова Т. В. Смыслы и образы на пересечении реального, идеального и фантастического в пьесе А. Н. Островского «Снегурочка» // Вестник Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Русская филология. — 2008. № 4. С. 182–188.
  4. Гаркави A. M. «Снегурочка» Островского как социальная утопия // Уч. зап. Калининград. ун-та. Вып. 4. Филологические науки. — 1969. С. 34–46.
  5. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. — М. : Рус. язык, 1981. Т. 1 : А–З. 699 с.
  6. Леонова Л. М. Литературно-эстетические принципы в драме А. Н. Островского «Снегурочка» [Электронный ресурс] : автореф. дис. … канд. филол. наук. — Самара, 2001. — Режим доступа: http://dissertation1.narod.ru/avtoreferats3/b16.htm (дата обращения: 16.05.2018).
  7. Лотман Л. М. «Снегурочка», «весенняя сказка» А. Н. Островского // Островский А. Н. Снегурочка. — Л. : Библиотека поэта. Малая серия, 1989. С. 7–64.
  8. Маньковский А. В. «Русалка» А. С. Пушкина и «Снегурочка» А. Н. Островского // Вестник Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. — 2003. № 3. С. 121–126.
  9. Островский А. Н. Полн. соб. соч. : в 14 т. — М. : ГИХЛ, 1952. Т. XII : Статьи о театре. Записки. Речи 1859–1886. 390 с.
  10. Ревякин А. И. Искусство драматургии А. Н. Островского. — М. : Просвещение, 1974. 334 с.
  11. Смирнов М. И. Из этнографических записей по Переславль-Залесскому уезду // Доклады Переславль-Залесского науч.-просветит. общества. — М. : MelanarЁ,  2004. Вып. 11. С. 18–23.
  12. Соловьева В. Берендеево Царство // Литература. — 2000. № 1. С. 8–9.
  13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка : в 4 т. — М. : Прогресс, 1986. Т. I (А–Д). 576 с.
  14. Чернец Л. В. Жанры пьес Островского [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://tezaurus.oc3.ru/library.php (дата обращения: 22.05.18).
  15. Штейн Л. А. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского. — М. : Советский писатель, 1973. 432 с.

REFERENCES

  1. Bakaev A. M. Berendeevo boloto: legendy, predaniya, fakty, nakhodki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://www.dazzle.ru/
    spec/bboloto.shtml (data obrashcheniya: 06.05.2018).
  2. Brokgauz F. A., Efron I. A. Entsiklopedicheskiy slovar’ : v 86 t. — SPb. : Brokgauz-Efron, 1891. T. III.
  3. Burdakova T. V. Smysly i obrazy na peresechenii real’nogo, ideal’nogo i fantasticheskogo v p’ese A. N. Ostrovskogo «Snegurochka» // Vestnik Mosk. gos. obl. un-ta. Ser. Russkaya filologiya. — 2008. № 4. S. 182–188.
  4. Garkavi A. M. «Snegurochka» Ostrovskogo kak sotsial’naya utopiya // Uch. zap. Kaliningrad. un-ta. Vyp. 4. Filologicheskie nauki. — 1969. S. 34–46.
  5. Dal’ V. I. Tolkovyy slovar’ zhivogo velikorusskogo yazyka : v 4 t. — M. : Rus. yazyk, 1981. T. 1 : A–Z. 699 s.
  6. Leonova L. M. Literaturno-esteticheskie printsipy v drame A. N. Ostrovskogo «Snegurochka» [Elektronnyy resurs] : avtoref. dis. … kand. filol. nauk. — Samara, 2001. — Rezhim dostupa: http://dissertation1.narod.ru/
    avtoreferats3/b16.htm (data obrashcheniya: 16.05.2018).
  7. Lotman L. M. «Snegurochka», «vesennyaya skazka» A. N. Ostrovskogo // Ostrovskiy A. N. Snegurochka. — L. : Biblioteka poeta. Malaya seriya, 1989. S. 7–64.
  8. Man’kovskiy A. V. «Rusalka» A. S. Pushkina i «Snegurochka» A. N. Ostrovskogo // Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 9. Filologiya. — 2003. № 3. S. 121–126.
  9. Ostrovskiy A. N. Poln. sob. soch. : v 14 t. — M. : GIKhL, 1952. T. XII : Stat’i o teatre. Zapiski. Rechi 1859–1886. 390 s.
  10. Revyakin A. I. Iskusstvo dramaturgii A. N. Ostrovskogo. — M. : Prosveshchenie, 1974. 334 s.
  11. Smirnov M. I. Iz etnograficheskikh zapisey po Pereslavl’-Zalesskomu uezdu // Doklady Pereslavl’-Zalesskogo nauch.-prosvetit. obshchestva. — M. : MelanarE,  2004. Vyp. 11. S. 18–23.
  12. Solov’eva V. Berendeevo Tsarstvo // Literatura. — 2000. № 1. S. 8–9.
  13. Fasmer M. Etimologicheskiy slovar’ russkogo yazyka : v 4 t. — M. : Progress, 1986. T. I (A–D). 576 s.
  14. Chernets L. V. Zhanry p’es Ostrovskogo [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://tezaurus.oc3.ru/library.php (data obrashcheniya: 22.05.18).
  15. Shteyn L. A. Master russkoy dramy. Etyudy o tvorchestve Ostrovskogo. — M. : Sovetskiy pisatel’, 1973. 432 s.

Подробности

Просмотров: 5135

Берендей — сказочный царь, а иногда колдун-оборотень

Берендей - сказочный царь

Берендей — мифический царь в русской литературе.
В сказке А. Н. Островского «Снегурочка» царь Берендей мудро правит берендеями. В «Сказке о царе Берендее» В. А. Жуковского Берендей — отец Ивана-царевича. В этой сказке находят отражение многие сказочные герои и мотивы русских народных сказок: Иван-царевич, Кощей, Марья-царевна и др.

Берендей - колдун-оборотень

Беренде́й — в славянской языческой мифологии — колдун-оборотень.
В русской литературе Берендея принято считать выходцем из мифологии. Древние славяне считали, что герой был колдуном и мог при необходимости принимать обличье бурого медведя.

Первым о царе Берендее заговорил Василий Андреевич Жуковский. В «Сказке о царе Берендее» 1831 года персонаж выступает в качестве отца Ивана-царевича. Подробнее о том, кем были его жена и дети, автор не упоминает. Но образ старца с бородой описан привлекательно и легко. Персонаж не имел детей и пошел на сделку с чудищем. Внезапно родившемуся сыну царя было суждено покинуть родителя по завету чудовища.

В сказке Александра Николаевича Островского «Снегурочка» автор представляет персонажа как мудрого правителя страны берендеев. Произведение опубликовано в 1873 году. Писатель не уточнял время действия, но подробно описал место. Дворец правителя находился неподалеку от дома драматурга. Рядом была долина, названная в честь божества Ярилы, воспеваемого в язычестве. Скромный родник, известный местным, по легенде был сердцем Снегурочки, растаявшим от пламенной любви девушки.
Говоря о берендеях, Островский описывал жизнь русского народа такой, какой ее передают былины и предания старины. Когда-то под Переяславлем было Берендеево болото. Местные жители уверены, что раньше здесь находилось Берендеево царство. Село Берендеево расположено неподалеку от города Сергиев Посад.

Берендеи имели собственную мифологию. Лес был для них священным местом. Племена совершали обряды, поклоняясь природе, чтили ресурсы, дарованные им, и использовали их разумно. Гадания и предсказания – традиция этой народности, поэтому царь Берендей часто предстает героем, наделенным магическими способностями и силой.

Сказка о царе Берендее. Сказка Жуковского

Александр Островский Снегурочка. Весення сказка. ( готовится к публикации)

  • Кто такая ярославна в слове о полку игореве сочинение
  • Кто такая чучундра из сказки рики тики тави редьярда киплинга
  • Кто такая чернушка из сказки черная курица
  • Кто такая черница из сказки о мертвой царевне и семи богатырях
  • Кто такая финка в сказке снежная королева