Кто такие футлярные люди в рассказах чехова

Образы футлярных людей в рассказах Чехова - примеры сочинений

­Пример сочинения 1

Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова

В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.

Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

Герой первого рассказа – учитель греческого языка Беликов. Это закрытый в своем «футляре» человек с мелочными, ничтожными стремлениями. Он боится жизни и стремится спрятаться от нее в свой закрытый от постороннего глаза мирок. Он прячет в футляр не только свои вещи, но и самого себя, свои мысли и чувства, постоянно повторяя: «Как бы чего не вышло». Беликов никак не пытается изменить ход своей жизни, потому что в любой возможности многообразия, чего‑то нового и не ограниченного жесткими рамками, скрывалась для него неопределенность. Это вызывало у него непреодолимое желание окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься от окружающего его мира. Всю свою жизнь Беликов чего‑то опасался сам и наводил страх на окружающих, под его влиянием замерла жизнь в городе. Поэтому только после смерти его лицо приняло простое, приятное, кроткое выражение: наконец‑то он обрел вечный футляр, из которого больше не надо выходить. Смерть примиряет его с окружающей действительностью, но уже не может избавить город от беликовщины. «Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!» – пишет Чехов.

Образ человека в футляре дан Чеховым в гротескной форме. Имя Беликова стало нарицательным, под ним подразумевается ничтожество души и разума, страх перед новым и смелым, подавление всего человеческого.

Та же тема пошлости и духовной нищеты звучит в рассказе «Крыжовник». Его герой, Николай Иванович Чимша‑Гималайский, все понятия о счастье свел к одному – собственному именьицу с кустами крыжовника, и на достижение этой единственной цели он потратил все свои силы, всю жизнь. Всю жизнь он копил, во всем себе отказывал, его жизнь была просто унизительной и жалкой. Он мог унижаться из‑за каждой копейки, но вот, наконец, мечта его осуществилась – он ел свои, на собственной усадьбе собранные ягоды, он был счастлив. «Но разве это счастье?» – восклицаем мы вместе с автором. Разве для этого живет человек? Крыжовник в этом рассказе становится таким же символом уродливой жизни, подчиненной мелкой, нелепой цели, как и калоши и зонтик Беликова в рассказе «Человек в футляре».

Последний рассказ трилогии – «О любви» – повествует о том, как помещик Алехин и его любимая женщина не решились пойти навстречу своей любви, отступились от нее.

Это тоже своего рода проявление «футлярной» жизни: страх перед неизвестным, боязнь собственных предрассудков. И здесь Чехов вскрывает еще одну причину, порождающую пошлость и бездуховность общества – неумение чувствовать, любить. Любовь призвана возвышать и облагораживать душу человека, и отказываясь от нее, люди собственноручно губят все доброе и светлое, что заложено в них природой.

Тема «маленького человека» наиболее остро звучит в ту эпоху, когда жизнь утратила смысл, в обществе растет чувство незащищенности перед властью, происходит распространение обывательщины, мещанства. Поэтому рассказы Чехова так актуальны в наши дни.


Пример сочинения 2

В 90-е годы XIX века в жизни страны происходят важ­ные перемены, связанные со сменой глухой реакции подъе­мом и общественным оживлением. Более серьезной ста­новится и тематика произведений А. П. Чехова, который пытается в своих рассказах решить проблему равнодушия, «футлярности» человеческих сердец и душ. Усложняя ха­рактеры своих персонажей, Чехов стремится теперь не толь­ко продемонстрировать омертвляющее воздействие среды, но и те внутренние механизмы, которые управляют чело­веком, определяя всю его судьбу.

«Футляру» человеческой души, разным формам «ули­точного» существования посвящены рассказы А. П. Чехо­ва «Человек в футляре» и «Крыжовник».
[sms]
Запуганным жизнью человеком, постоянно опасаю­щимся «как бы чего не вышло», предстает перед нами Беликов из рассказа «Человек в футляре». Учитель Буркин так рассказывает о своем товарище по работе: «У этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе… фут­ляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний». В такой же «футляр» были закованы и мысли Беликова, для которого «были ясны только циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Беликов боялся думать, чувствовать «не так», поэтому во всем воздвигал вокруг себя невидимые стены, способные защитить его от неожиданностей.

Очень странно, но этого самого Беликова, опасающегося всего на свете, боялись не только гимназия, но и весь город. Никто не возмущался, не строил жизнь так, как хо­тел — все осторожно, молча и терпеливо ждали, чем все это закончится. Учитель Буркин тоже верил, что со смер­тью Беликова наступит освобождение от его тихого опас­ливого тиранства. Однако, хотя Беликов умер, люди не изменились, поскольку их «футляры» остались на прежнем месте: «…жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая утомительная, бестолковая… Беликова похоронили, а сколь­ко еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»

А ведь, действительно, «футлярность», равнодушие мо­гут быть не так сильно выражены в человеке, как в Бели­кове, но тем не менее значительно влиять на его жизнь. Тот же Буркин, рассказавший историю о Беликове, кажет­ся, понимает весь глубокий смысл своего рассказа, но ког­да Иван Иванович, взволнованный историей, начинает го­ворить о лжи, лености, пустоте и праздности, лицемерии, бесцельности окружающей жизни, Буркин прерывает его: «Ну, уж это вы из другой оперы… Давайте спать».

Тема «футлярности», но в другой форме, раскрывается и в рассказе «Крыжовник» — истории, которую поведал то­варищам Иван Иванович о своем брате — чиновнике Чимше-Гималайском. Воспитанный в деревне, на природе, этот чиновник в зрелом возрасте тосковал на своей должности в казенной палате. Всю жизнь он мечтал купить усадьбу, где мог бы развести свой крыжовник. И, ущемляя себя во всем, бесконечно экономя (эта экономия доходила до ску­пости, которая свела в могилу его жену), он таки осуще­ствил свою мечту. Став помещиком, барином, этот «бедня­га-чиновник», сын солдата невиданно переменился, превра­тившись постепенно в тупого, самодовольного обывателя, равнодушного ко всем общественным и духовным инте­ресам. Бестолково и невежественно творил он теперь «доб­рые дела… не просто, а с важностью», по-барски размыш­лял о преждевременности образования для народа, о пользе и незаменимости телесных наказаний. И при этом Чимша-Гималайский был уверен: «Я знаю народ и умею с ним обращаться».

С болезненной иронией воспринимает Иван Иванович «счастье» своего брата, который заперся «на всю жизнь в собственную усадьбу» и по-детски радуется только одному — зеленому, кислому, твердому крыжовнику. Разобла­чая эту особую форму «футлярности», Иван Иванович рас­суждает, что «счастливый чувствует себя хорошо только потому, что несчастные несут свое бремя молча». Но после прослушивания этой истории мы в которой раз сталкива­емся с фрагментом «футляра»: после призывов Ивана Ива­новича не успокаиваться, не усыплять себя его собеседни­ки молчат, поскольку их не удовлетворил рассказ. Им «хотелось почему-то говорить про изящность людей, про женщин». А об Алехине — хозяине дома — сказано еще конкретнее: «Умно ли, справедливо ли было то, что только что говорил Иван Иванович, он не вникал…»

Обличая замкнутость, равнодушие, эгоизм в этих рас­сказах, А. П. Чехов утверждает, что задача человека — не ограничение жизненного пространства закостенелым, не­развивающимся внутренним миром, а движение вперед и активная борьба с общественным злом.


Пример сочинения 3

Бывает, что человек создаёт себе свой собственный мирок, в котором он прячется от всех, закрываясь в нем, подобно какой-нибудь вещи, запакованной в футляр. Его не волнуют никакие события, происходящие вокруг, он не обращает внимания на окружающих его людей, человек просто отгородился от всех. Безусловно, такой способ уйти от проблем намного легче, чем решение выбраться из своего «футляра» и как-то изменить ситуацию.

Рассказ «Человек в футляре» А.П.Чехова повествует именно о таком человеке. Его главный герой Беликов – учитель греческого языка. Реальная жизнь его попросту раздражает, он её боится и всячески избегает общения с внешним миром. Даже одежду Беликов предпочитает похожую на футляр, в черных и мрачных тонах. С её помощью он благополучно прячется от солнечного света и чистого воздуха.

Будучи учителем иностранных языков, читая много книг и статей, Беликов живёт в прошлом, восхваляя его и ненавидит настоящее. И всё бы ничего, если бы он не переносил этот футлярный образ жизни на других людей, подобно заразной болезни. Он живёт как по уставу, слово «нельзя» для него подобно песне и он заставляет других жить по этим правилам. Жители города его побаиваются и стараются держаться подальше.

Но даже у такого человека, как Беликов, внутри просыпаются какие-то небольшие, но всё-таки чувства. Они возникают у него в отношении сестры нового учителя истории и географии Вари Коваленко. Он долго размышляет и сопоставляет все «за» и «против». Жениться рано или поздно всё равно придется, это соответствует правилам, а соблюдать правила необходимо. А вдруг что-то пойдет не так? Можно ли будет изменить ситуацию, ведь ему свойственно пускать все на самотёк, может всё решится само собой? Такие мысли терзали Беликова и доставляли ему неудобства.

После своей смерти Беликов даже выглядеть стал иначе: его лицо выражало умиротворение и даже некую жизнерадостность, создавалось впечатление, что он рад тому, что наконец-то оказался в футляре на самом деле. И как будто он и жил только ради достижения этой цели.

Сколько ещё на свете таких людей, живущих каждый в своей упаковке? И ради чего они живут, если в старости не найдется ни одного человека, который смог подать бы им кружку воды, потому что всю свою жизнь они игнорировали весь мир.


Сочинение “Кто такие футлярные люди”

Футлярные люди-это люди, отгороженные от живой жизни, запертые в своём “футлярном” мире, кажущегося им лучше реального, ограниченные рядом правил, человек, проживающий нормами, не принимая что-то новое в свою жизнь, боясь изменить её. Если человек боится совершать что-то для изменения своей жизни, боится рисковать. боится будущего, то вряд ли жизнь изменится сама собой и эта боязнь , и эта несмелость человека обрамляет его, он начинает жить в футляре, где все идёт по кругу.

Даже из рассказа “Крыжовник” мы видим, что мечта способна обрамлять человека. Она способна превратить жизнь человека в футляр, если он будет зависеть от неё. В таком случае человек живёт только ради мечты, и мечта это понимает, и она всё поглощает и поглощает человека из окружающего мира.
Слово “футляр” вызывает у нас представление о плотно закрытом предмете, где нет щели для проникновения воздуха, такое впечатление, что и жизнь в нем невозможна, однако, футлярному человеку живётся там хорошо и удобно, находясь в своём собственном мире.

Человек в футляре нам представляется человеком, закрывающимся от жизни и переживаний по причинам известным только ему, поэтому он так тщательно себя “впихивает в коробочку”.

А вдруг что-то пойдет не так? Можно ли будет изменить ситуацию, ведь ему свойственно пускать все на самотёк, может всё решится само собой? Такие мысли терзали Беликова и доставляли ему неудобства.

После своей смерти Беликов даже выглядеть стал иначе: его лицо выражало умиротворение и даже некую жизнерадостность, создавалось впечатление, что он рад тому, что наконец-то оказался в футляре на самом деле. И как будто он и жил только ради достижения этой цели.

Сколько ещё на свете таких людей, живущих каждый в своей упаковке? И ради чего они живут, если в старости не найдется ни одного человека, который смог подать бы им кружку воды, потому что всю свою жизнь они игнорировали весь мир.


Сочинение “Кто такие футлярные люди”

Футлярные люди-это люди, отгороженные от живой жизни, запертые в своём “футлярном” мире, кажущегося им лучше реального, ограниченные рядом правил, человек, проживающий нормами, не принимая что-то новое в свою жизнь, боясь изменить её. Если человек боится совершать что-то для изменения своей жизни, боится рисковать. боится будущего, то вряд ли жизнь изменится сама собой и эта боязнь , и эта несмелость человека обрамляет его, он начинает жить в футляре, где все идёт по кругу.

Даже из рассказа “Крыжовник” мы видим, что мечта способна обрамлять человека. Она способна превратить жизнь человека в футляр, если он будет зависеть от неё. В таком случае человек живёт только ради мечты, и мечта это понимает, и она всё поглощает и поглощает человека из окружающего мира.
Слово “футляр” вызывает у нас представление о плотно закрытом предмете, где нет щели для проникновения воздуха, такое впечатление, что и жизнь в нем невозможна, однако, футлярному человеку живётся там хорошо и удобно, находясь в своём собственном мире.

Человек в футляре нам представляется человеком, закрывающимся от жизни и переживаний по причинам известным только ему, поэтому он так тщательно себя “впихивает в коробочку”.

(350 слов) В 1898 году А. П. Чехов написал «маленькую трилогию», состоящую из трёх рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Все эти произведения посвящены одной общей теме — «футлярности» человеческой жизни. Футляр – ограниченность мышления, или некий шаблон, в который личность может заключить свое духовное и физическое бытие. Вариантов проявления футлярности бывает много, так как существует немало шаблонных программ. Подтверждение этому мы можем увидеть на примере знаменитой чеховской трилогии.

В рассказе «Человек в футляре» представлена история учителя гимназии Беликова, который боялся буквально всего, что можно назвать проявлением жизни. Его принцип: «Как бы чего не вышло», исходя из которого, Беликов избегал всего нового и неизведанного. Например, древние языки, которые он преподавал, — это уход от настоящего в прошлое, откуда уже не может идти никаких опасностей, рисков. Герой как бы закрылся в своём «футляре», причиняя вред окружающим его людям. Учителя и ученики гимназии боялись и избегали его, потешаясь над жалобами мужчины по каждому поводу. Весь мир для него сузился до одних нелепых правил и запретов, которые нужно соблюсти, во что бы то ни стало. Именно эта однобокость, узость мышления и привели его к преждевременной смерти.

В «Крыжовнике» «футляр» выглядит уже иначе, чем в предыдущем рассказе. Здесь смысл существования чиновника Николая Иваныча состоял в покупке имения со своим собственным садовым крыжовником. Достигнув своей цели, он стал счастливым, но какой ценой? Совершенно отупев и обленившись, потеряв интерес ко всему иному, он свёл свою бестолковую ограниченную жизнь к ничтожно малому – крыжовнику, который только и оставалось, что поедать с тупым и довольным лицом.

Третий рассказ трилогии называется «О любви». Главный герой этой истории, помещик Алёхин рассказывает приятелям-охотникам, как из-за засевших в уме моральных ограничений потерял любимую женщину. Если бы в любви он слушал своё сердце, а не общепринятые правила социума о том, какими должны быть «правильные» отношения, то его любовь всей жизни, вероятно, осталась бы с ним. Это – ещё один пример «футлярности», когда человек загоняет себя в рамки, ставя некие правила выше собственного счастья.

Футляр – это проблема личности, актуальная не только во времена Чехова, но и спустя многие годы. Противоположность «футлярности» — живая, многогранная, свободная и деятельная жизнь, полная рисков, но стоящая того, чтобы прожить её именно такой.

Автор: Ксения Афанасьева

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Образы футлярных людей в рассказах Чехова

Образы футлярных людей в рассказах Чехова сочинение

Когда мы слышим слово «футляр», мы тут же представляем какой-то плотно закрытый предмет, коробочку с крышкой. Возникает ощущение того, что в таком замкнутом пространстве существовать невозможно, однако, когда мы открываем эту коробочку, видим уютно уложенную скрипку или флейту, которой в футляре гораздо комфортнее и надежнее, чем во внешнем мире. Точно также и человек, называемый футлярным, замыкается в себе, отгораживается от внешнего мира, каких-либо эмоций и переживаний, закрывается в этой коробке.

Такое понятие, как футлярный человек, впервые ввел А.П. Чехов, который взял за основу этого понятия современное для него общество, отображая в своих произведениях ошибки героев, дабы мы их не повторяли. Образы футлярных людей, живущих футлярной жизнью, мы находим в таких произведениях, как «Человек в футляре», «Душечка», «Ионыч», «Смерть чиновника».

Наиболее ярко образ такого человека раскрывается в рассказе «Человек в футляре», который хоть и написан юмористически, но в мрачных тонах. В нем описывается жизнь учителя греческого языка – Беликова, который уже по описанию внешнего вида представляется человек скрытным, замкнутым: он постоянно ходил в теплом пальто, все атрибуты в его одежде, аксессуары в виде часов, были уложены в чехлы, все элементы наряда имели темные тона.

Главный герой рассказа спрятался в свой мирок, в который никого не пускает, а наоборот, старается избегать людей. Даже в гостях у своих друзей, Беликов не включался в разговор, а сидел тихо, молча. Да и приходил лишь за тем, чтобы поддержать с ними дружеские взаимоотношения. Сразу назревает вопрос, почему герой вел себя подобным образом?

Пояснение такого поведения дает рассказчик, господин Буркин, который утверждал, что это стойкое, беспрестанное желание отдаляться от людей, замыкаться в себе, своих чувствах, своем мирке, защищая себя от воздействия окружающего мира. Такие люди способны жить только в уединении, одиночестве, в которое они по собственной воле загоняют себя.

Однако, многие живут вне «футляра», вне этой скорлупы, не боясь влияния общества, тогда почему же и главный герой не может жить обычной жизнью? Ответа на этот вопрос нет. Но, возможно, все дело в воспитании, вынужденном одиночестве, в том. Что люди не понимают его, а соответственно, и не принимают, как человека. Не видят в нем человека, ведь он скрыт где-то там глубоко, в своей коробке, своем мирке.

Также стоит отметить и влияние самого Беликова на свое окружение, ведь под его воздействием и остальные начали жить такой же уединенной, отшельнической жизнью. Жизнь активных, инициативных людей превратилась в обыденное, скучное и серое существование.

В наше время многие люди, стремясь оградить себя от других людей, боли, которую им могут причинить близкие, также помещают себя в своеобразную скорлупу, так и проживая свои дни. Однако, такой образ жизни неверен, что и хочет нам донести А.П. Чехов через свои рассказы.

Сочинение Образы футлярных людей Чехова

Чехов один из лучших писателей, особенно когда дело касается символизма и различных аллегорий и сравнений. В своих произведения он явно даёт понять свою точку зрения, ставя себя на места своих героев, дабы увидеть ситуацию с их точки зрения, благодаря чему мы можем хорошо “прочитать” его точку зрения.

Прочитывая его произведения невольно задаёшься вопросом: “А что он имел ввиду вот здесь?” в этом и прелесть его произведений, они заставляют думать, мыслить, обдумывая каждое написанное слово, что не может не радовать.

Как человек Чехов был ярым либералом, не терпевшем консервативности в людях, и чуждый их образу жизни. Он буквально презирал их за это, попросту не понимая, как можно так жить, избегая всего нового.

Людьми в футляре он называл всех тех, кто отторгал всё новое, стараясь жить в удобном для них мире, пропуская через свою призму затворника все события, новости, и новые вещи. Сторонясь этих вещей, как считает Чехов, они сторонятся прогресса, и будут выброшены на его обочину как устаревшее оборудование. Поэтому показывая этих самых людей в своих рассказах, он показывает как не надо жить, и что нужно быть более открытым новому, неизвестному, подчёркивая, что исследование неизвестного, всегда была слабостью человечества.

Показывая таких персонажей в своих произведениях автор старается показать нам как не стоит жить, и как жить нужно. Рассматривая жизненные ситуации с точки зрения своих героев он передаёт всё их удивление данному образу жизни.

Как было описано выше, Чехов потрясающий автор, благодаря которому можно развить образное мышление и совершенствоваться как личность. Что же до его мнения насчёт футлярных людей, оно было описано выше и я считаю его верным, и что именно так хотел автор передать его будущим поколениям читателей. Благодаря данным произведениям мы учимся не быть “Футлярными людьми”, которые мыслят узконаправленно и закрыто, изолируясь от всего окружающего. Чехов старался привить любовь к либерализму и ко всему что с ним  связано. Показывая нам всю ничтожность существования “Футлярных людей” он мотивирует нас на самостоятельность, собственность в принятии решений, и отчуждённость от чужих мнений.

Также читают:

Картинка к сочинению Образы футлярных людей в рассказах Чехова

Образы футлярных людей в рассказах Чехова

Популярные сегодня темы

  • Анализ романа Дон Кихот Сервантеса сочинение

    Произведение «Дон Кихот» сделало своего создателя Мигеля де Сервантеса известным на весь мир. Данный роман автор задумал создать как пародию на рыцарские романы, которыми в то время так сильно восхищались в Испании

  • Сочинение Анализ рассказа Баргамот и Гараська Андреева

    Повествование произведения посвящено описанию встречи двух противоположных людей, которые благодаря судьбе обретают истинное понимание жизненного смысла.

  • Сочинение Мой четвероногий друг кошка 5 класс

    Мой любимый домашний питомец – это кошка, нет у меня, конечно, есть еще питомцы, такие как черепаха, хомяк, но ее я люблю больше всех. Мою кошку зовут Снежинка, сама она белая и пушистая.

  • Сочинение Анализ сказки Салтыкова-Щедрина Соседи

    В своем произведении Соседи Салтыков — Щедрин рисует разницу жизни богатого и бедного человека. Превозношение богатого и безразличие к бедному проявляются уже в обращении к ним людей

  • Остроухов

    Творческая деятельность Ильи Семёновича началась в ранней молодости. С самого детства он и не думал, что станет известным живописцем. Остроухов увлекался коллекционированием природных богатств

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Чехов А.П.
  4. Футлярные люди в рассказах Чехова

Сочинение Футлярные люди в рассказах Чехова

Футлярные люди… Почему же автор называет их именно так? На самом деле, всё очень просто. Футляр или пенал представляет собой нечто закрытое от внешнего мира. Внутри этого футляра можно оборудовать очень комфортные условия. Нормальный человек, вдумываясь в это, чувствует себя дискомфортно. Ему кажется, что его зажали и не хватает воздуха, чтобы дышать. Это абсолютно нормальная реакция.

Человек в нормальном состоянии хочет познавать всё, что происходит вокруг него. Он не может стоять на месте, имеет желание развиваться и двигаться вперед. Футлярные люди не являются глупыми, зачастую они очень умны и начитаны. От других людей их отличает то, что они не имеют желание близко взаимодействовать с окружающими людьми. Зачастую это вызвано болезненными переживаниями, негативным опытом, неправильным воспитанием. Они никогда не могут чувствовать себя комфортно в социуме. Поэтому постоянно замкнуты в себе и молчаливы. Они не имеют желания делится своим мнением и переживаниями, возможно, потому что раньше их чувства и мысли высмеивали, причем делали это публично. Теперь они создали свой мирок, где комфортно и спокойно. Туда никто чужой не может проникнуть, а если попытается, пожалеет об этом.  

Примеры таких людей можно найти в ряде произведений Антона Павловича, в таких, как: Ионыч, Человек в футляре, Смерть чиновника. Футлярные люди все принимают близко к сердцу, от этого им очень тяжело жить.

Лучше всего образ футлярного человека помогает понять произведение под названием Человек в футляре. Главный герой – это Беликов, представитель футлярных людей, он преподает греческий язык. Герой всегда одевался в темную одежду, часы и очки всегда лежали в своих футлярах. У героя не было никаких вещей или аксессуаров ярких, или светлых тонов.

Беликов всегда находится в своем мирке. Он никого не пускает туда, постоянно избегает всех, даже с друзьями у него очень своеобразные отношения. Герой ходит в гости к друзьям только для того, чтобы поддерживать дружеские отношения. Он не хотел участвовать в дискуссиях, всегда молча наблюдал за происходящим.

Буркин дает объяснение поведению героя. Его поведение вполне понятно, желание избегать людей вызвано психотравмирующим опытом в прошлом. Уходя в свой мирок, герой успокаивает, чувствует себя в безопасности. Ради этого успокаивающего чувства он готов годами ни с кем не общаться. Футлярные люди только в одиночестве могут чувствовать себя комфортно, присутствие других людей вызывает у них сильнейший стресс и напряжение.

Основная проблема таких людей в том, что они, пережив однажды травмирующих опыт, не смогли восстановиться. Их поведение является защитной реакцией, его можно сравнить с панцирем. Нужно понимать, что такая жизнь противоестественна и стараться выйти из этого состояния.

Вариант 2

Что такое футляр? Это закрытая коробочка, внутри которой спрятана какая-нибудь вещица. Когда слышим это слово, создается ощущение скрытности, замкнутости, тайны. Будто существовать в этом затворенном пространстве невозможно. Когда открываем футляр, то обнаруживаем аккуратно уложенную, скажем скрипку или гитару. Кажется, внутри инструменту было комфортно и уютно, в отличие от внешнего мира.

Эпитет «футлярный» можно применить к человеку. Закрытый от социума, убаюканный своим собственным миром – впервые это понятие применил Антон Павлович Чехов. Образ «футлярного» человека писатель показал во многих произведениях: «Человек в футляре», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Душечка».

Наиболее выразительная фигура скрытного и отрешенного человека – главный герой рассказа «Человек в футляре». Учитель греческого языка, Беликов описан юмористически, но с мрачным оттенком. Все его вещи упакованы в чехлы. Сам он, всегда в темной одежде. Всё в его жизни спрятано, замкнуто и тайно. Созданный им мир, закрыт от других людей. Даже выходя в свет, Беликов не спешит поддерживать беседу. Чем оправдано такое поведение?

Ответ на вопрос дает рассказчик Буркин. Господин утверждает, что таким образом человек защищает себя от внешнего мира. Одиночество – не удел. «Футлярный» персонаж загоняет в скорлупу себя сам. Страх эмоций и чувств, бурлящих в океане жизни, пугает. Вскоре, это становиться зависимостью. Нелюдимый человек больше не может жить обычной жизнью. Отшельнический образ бытия заставляет все глубже и глубже прятаться в свою коробку, в свой ограниченный мирок. Да, такие дни не насыщенны болью и страданиями. Унылое и серое существование действительно спасет от мук и крутых поворотов судьбы. Но нет в них радости и счастья.

Рисуя в своих произведения образы «футлярных» людей, А. П. Чехов стремился показать негативные стороны подобной жизни. Рано или поздно человек в коробке будет выброшен на обочину судьбы, как старый телевизор. Писатель призывал читателей быть открытыми новому, прогрессивному, не изведанному. Ярко описывая жизнь «футлярного» человека, Чехов заставляет проявлять самостоятельность, независимость от чужого мнения, активность в принятии решений. Либерал по натуре, Антон Павлович не признавал консерватизм. Именно идею стремления ко всему новому и неизвестному пронес автор через свои произведения, через образы «футлярных» людей.

Футлярные люди в рассказах Чехова

Футлярные люди в рассказах Чехова

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Семья Евгения Онегина

    Роман в стихах Александра Сергеевича Пушкина — одно из известнейших произведений мировой классики. Главным героем произведения является Евгений Онегин. Семья оказывает большое влияние на человека

  • Сочинение по картине (фотографии) Кабинет Пушкина в Михайловском, 6 класс (описание)

    Когда смотриш на изображение кабинета Пушкина, кажется что ты находишься там. Мы заходим в кабинет А.С. Пушкина

  • Образ учителя Харлампия Диогеновича в повести Тринадцатый подвиг Искандера

    Название рассказа – цитата этого героя. Собственно, рассказ о нём. Это ведь воспоминания писателя о своих школьных годах и конкретном случае, в котором судьей стал этот самый учитель математики.

  • Сочинение Что происходит с человеком, который не хочет развиваться

    С каждым годом меняется мир и люди которые в нем живут. Приходят новые технологии вместо старых, появляются новые изобретения, человечество на себе ощущает ежедневно эти изменения

  • Сочинение Вместе – целая страна: 2018 — Год единства народов России

    Как известно, Россия является самой крупной страной в мире. Более не существует на этой планете такого объединения людей, которое бы превосходило размером нашу страну. Когда где-то люди только просыпаются, в другой части страны люди видят сумерки

Футлярность – это термин, берущий начало из рассказа А. Чехова «Человек в футляре». Обозначение является емкой формулировкой, позволяющей передать стереотипные формации человеческого поведения. Первым, что такое футлярность, объяснил Антон Павлович на примере персонажей из знаменитой трилогии. В нее вошли три рассказа, каждый описывает различные вариации замкнутости людей в рамках общественных или собственных принципов. Рассказы трилогии:

  • «Крыжовник»;
  • «Человек в футляре»;
  • «О любви».

Чехов вкладывает в это понятие зависимость людей от привычной жизни, установленных шаблонов, общественного мнения. Каждый рассказ показывает, как герои отказываются от собственного счастья по искусственно созданным причинам. Они не хотят рисковать, двигаться к новым вершинам, бороться за свое счастье. Главное задание произведений – показать читателю, что нельзя бояться следовать за своими чувствами, останавливаться на достигнутом результате, поддаваться давлению. Автор поднимает три главные темы:

  • Собственность;
  • Власть;
  • Семья.

Героями трилогии движут страх, сомнения и зацикленность. Каждый из них самостоятельно отказывается от собственного счастья, придерживаясь правил или принципов.

Что такое футлярная жизнь в рассказах «Крыжовник», «Человек в футляре»

Тема футлярной жизни поднимается в трилогии Чехова с различных сторон. Все герои слишком поздно осознают свою ошибку. Жизнь преподносит им урок, когда ничего уже нельзя изменить. Автор, как учитель, подробно описывает различные ситуации, формируя футлярный образ. Существует определенный класс людей, для которых зона комфорта является главным в жизни. Именно такая жизнь и называется футлярной. Рассмотрим некоторые рассказы:

  • «Крыжовник». Жизнь Николая Ивановича, главного персонажа, посвящена достижению единственной цели. Предел его мечтаний – усадьба с крыжовником. Каждый день он просыпается с мыслью о заветном доме. Наступает долгожданный момент – он становится владельцем усадьбы с крыжовником. Герой получает желаемое, осознает отсутствие других целей, что провоцирует постепенную деградацию. Николай Иванович теряет интерес к жизни, дом – его футляр;
  • «Человек в футляре». Жизнь главного героя строится на опасениях и страхах. Он действует по принципу: лишь бы ничего не случилось. Это провоцирует постепенное отторжение окружающего мира, ставшего для него неизведанным. Малейшая сложность вызывает у героя ужас, панику. Его терзают постоянные сомнения, неуверенность. Беликов умирает молодым, спокойное выражение лица приходит к нему только в гробу. Футляр для главного героя – гроб.
Человек в футляре
«Человек в футляре» А.Чехов

Футлярность в рассказе «О любви»

В рассказе речь идет о двух влюбленных – Анне и Алехине. Ввиду общественных канонов они отказываются от борьбы за свои чувства. Не один год пара скрывала свою любовь от окружающего мира. Герои обманывали себя, стараясь продолжать вести привычную, футлярную жизнь. Они загнали любовь в дальний уголок души, заставляя себя мучиться.

Анну останавливало наличие семьи, чувство признательности по отношению к супругу. В семье давно не было любви, но царило уважение. Внешне Анна с супругом выглядели идеальной парой, муж был уверен в счастье жены. Недостаток смелости признаться в своих чувствах заставляет женщину продолжать играть роль, терзая собственную душу. 

Герои боятся трудностей, осуждения, проблем. Они отдают предпочтение обыденной жизни, потому что так проще. При этом персонажи отказываются от настоящего счастья. Это яркий пример того, как страх общественного мнения может загнать человека в ловушку.

  • Кто такие современные обломовы сочинение
  • Кто такие родители сочинение
  • Кто такие пошехонцы в рассказе носова метро
  • Кто такие положительные герои сказки
  • Кто такие настоящие друзья сочинение