Кто такие положительные герои сказки

Сказочный персонаж — это герой сказки, выполняющий в произведении определенный набор действий для решения стоящих перед ним задач. Сказочный персонаж бывает главным и второстепенным, добрым и злым. Наверняка многие из вас вспомнят, как в детстве импонировали тому или иному герою сказки, подражали ему, потому что хотели быть похожими на любимого персонажа…

Сказочный персонаж

Кто такой герой сказки?

Оглавление

  • Литературный термин «сказочный персонаж»
  • Основные герои русских народных сказок
  • Сказочные персонажи, которые умеют совершать чудеса
  • Самые известные герои авторских сказок

Литературный термин «сказочный персонаж»

Сказочный персонаж (герой сказки) — это действующее лицо в художественном произведении, обладающее характерными чертами и решающее определенный набор задач для достижения той или иной цели. Герои сказок бывают как авторскими, так и народными, которые известны всем нам с детства.

Сказочные персонажи могут как сами обладать чудодейственной силой, так и иметь в своем арсенале магические предметы, помогающие им бороться со злом. В сказке имеются как положительные, так и отрицательные герои, но один из них всегда главный.

Основные герои русских народных сказок

Такие сказочные персонажи имеют определенный набор характеристик, легко узнаваемы, поскольку созданы коллективным народным творчеством. Самыми известными из них являются:

  • Снегурочка — милая и несколько наивная молодая девушка, внучка Деда Мороза, которая во всех сказках является его неизменной спутницей и помощницей.
  • Мороз — добрый сказочный персонаж в образе старца с бородой, посохом, который творит чудеса преимущественно в зимнее время года.
  • Баба-Яга — старуха-чародейка уродливой внешности, которая летает на метле и живет в избушке на курьих ножках, как правило, отрицательный сказочный персонаж.
  • Илья Муромец — один из главных богатырей русского былинного эпоса, который возглавлял оборону Древней Руси.
  • Кощей — отрицательный персонаж загробного мира, смерть которого заключена в яйце с иглой.
  • Садко — положительный герой былинного эпоса, молодой новгородский гусляр.
  • Алеша Попович — один из младших богатырей русского былинного эпоса.
  • Добрыня Никитич — после Ильи Муромца второй по популярности богатырь русского народного эпоса.
  • Змей Горыныч — отрицательный персонаж русского фольклора с тремя головами, который похищает женщин.
  • Леший — дух леса, чаще всего, в образе старца, который умеет быть как положительным, так и отрицательным героем.
  • Колобок — глупый сказочный персонаж в образе выпечки округлой формы, который ушел от бабушки и дедушки и попался лисе на язык.
  • Никита Кожемяка — богатырь киевского былинного эпоса.
  • Водяной — персонаж славянской мифологии, который является повелителем дна морского.
  • Василиса Премудрая — прелестная молодая девушка из русских волшебных сказок, которая дарит свою любовь герою, победившему Змея или Кощея.
  • Иван-дурак — удачливый, но глупый молодой человек из русских волшебных сказок.
  • Лиса Патрикеевна — хитрая лисица из русских народных сказок, которая добивается своего лестью и обманом.
  • Иван-Царевич — один из главных героев русских народных сказок, чьи деяния являются образцом достижения наивысшего успеха.
  • Солдат — положительный персонаж русских народных сказок в образе храброго и умного молодого человека.

Сказочные персонажи, которые умеют совершать чудеса

Волшебник — это сказочный герой, который умеет совершать чудеса благодаря наличию в нем сверхспособностей или специальных магических атрибутов. Почти в каждой сказке есть такой персонаж.

Волшебниками являются старик Хоттабыч, Джин, Гарри Поттер, Эльза, волшебник Изумрудного города, фея и многие другие. Иногда даже принцы и принцессы обладают чудодейственной силой или главным магическим атрибутом — волшебной палочкой, которые помогают им творить чудеса.

Самые известные герои авторских сказок

Авторы, как правило, наделяют своих сказочных персонажей необычными характеристиками, включая внешность, способности, атрибуты и имена. Самыми известными героями авторских сказок являются:

  • Алиса из произведений Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье».
  • Айболит и Бармалей из сказки Корнея Чуковского «Доктор Айболит».
  • Белоснежка / Спящая красавица из сказок братьев Гримм, Шарля Перро.
  • Буратино из произведения Алексея Толстого «Золотой ключик».
  • Винни-Пух из сказочных историй Алана Милна.
  • Гарри Поттер из произведений Джоан Роулинг.
  • Карлсон из сказки Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон».
  • Красная Шапочка из произведения Шарля Перро.
  • Золушка из сказки Шарля Перро.
  • Снежная Королева из произведения Ганса-Христиана Андерсена.
  • Дядя Степа из стихотворения Сергея Михалкова.
  • Кот в Сапогах из сказки Шарля Перро.
  • Маленький Принц из одноименного произведения Антуана де Сент-Экзюпери.
  • Маугли из сказки Редьярда Киплинга «Книга джунглей».
  • Незнайка из произведений Николая Носова.
  • Робинзон Крузо из одноименной приключенческой истории Даниэля Дефо.
  • Русалочка из сказки Ганса-Христиана Андерсена.
  • Умка из сказочной истории Юрия Яковлева.
  • Чебурашка и крокодил Гена из произведения Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья».

В сказках любой персонаж важен, поскольку каждый из них выполняет определенные функции в процессе развития сюжета. Поэтому для меня второстепенных сказочных героев не бывает. А вы как считаете?.. Буду очень рада, если поделитесь своим мнением в комментариях под этой статьей. Заранее благодарю!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 5

Отрицательные и положительные герои русских сказок.

Цыпкин Матвей

МБОУ СОШ № 5

5 «Б»  класс

Научный руководитель

Бурмистрова М.А.

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 5

2018 год.

Введение.

 Сказка – один из основных фольклорных жанров, в основе которого лежит вымысел. Сказки мы любим с детства, они согревают сердце, будят ум и воображение. Сказки наполнены невероятными событиями, фантастическими приключениями, в сказках звери и птицы говорят и поступают как люди, они рассуждают, обманывают, ссорятся и дружат. Тем сказка нам и интересна.

Актуальность:

Цель: Изучение персонажей русско-народных сказок.

Задачи:

-Провести опрос среди учеников.

— Выявить наиболее популярных отрицательных и положительных  героев.

— Дать им описание и составить характеристику

— Изготовить наглядное пособие и презентацию для учащихся с информацией о отрицательных и положительных персонажах русских сказок

Гипотеза:

Продукт :Презентация и иллюстрированное пособие.

Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму. Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Когда читаешь русские народные сказки, всегда переживаешь и волнуешься за главных героев, желаешь им победы над злыми и коварными врагами. Русские народные сказки в течение долгого времени передавались от дедов к внукам и правнукам, и каждое поколение вносило в них что-то свое, присущее этому времени. Но неизменным оставалось противостояние добра и зла, светлых и темных сил.


Народ столетиями создавал произведения устного народного творчества, закладывая в них народную мудрость, свои надежды и стремления. Народные сказки – это и развлечение, которое скрашивало долгие вечера; это и уроки, каким должен быть человек; это и стремление к справедливости. А.С. Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Сказки рассказывались чаще всего для детей. Взрослые тоже с удовольствием слушали сказителей. Но именно дети впитывали в себя те уроки, которые заложены народом в сказки. Ведь в них добро всегда побеждает зло. Добро всегда получает награду за свои поступки.
Как же изображал народ эти два понятия: добро и зло? Все герои сказки подразделяются на положительных и отрицательных.

Нами был проведен опрос среди учеников нашего класса .На основании этого опроса были выявлены  3 самых популярных отрицательных( Баба -яга, Кощей Бессмертный ,Змей-Горыныч) и 3 положительных героя( Василиса премудрая ,Иван царевич, Илья Муромец)

                                                                    Баба-Яга

Баба-яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) – древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. 

Раньше верили, что Баба-яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах. Но все-таки Баба-яга – существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-яга питается человечиной, да и сама зовётся «костяная нога». Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь – кость), она принадлежит двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её безграничные возможности.

Предметы, которыми владеет Баба-Яга, наделены магической силой. Например, ступа, метла, помело или клюка. Избушка, в которой живет сказочная старуха, непременно находится где-нибудь «за тридевять земель, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве» и стоит в темном непроходимом дремучем лесу. Отсутствие дверей и окон в избушке делают ее похожей на гроб. Переступая порог избы, герой оказывается, таким образом, на том свете. 
Да и сама старуха часто рисуется кровожадной, все время норовит героя в печь затолкать да и съесть. Получается, что Баба-Яга еще и людоедка. 

                                                            Кощей Бессмертный

Кощей Бессмертный — не просто сказочный герой. Он гораздо старше, древнее сказки и пришел в сказку из далеких дохристианских времён. Кощей Бессмертный – один из наиболее ярких сказочных персонажей, производящий неизгладимое впечатление на слушателя. В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении: сухой, тощий, худой телом – и, очевидно, стоит в родстве со словом «кость».Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле: застыть, оцепенеть, сделаться твердым, как кость или камень, от сильного холода. Возможно, название «Кощей» принималось сначала как эпитет, а потом и как имя демона – иссушителя дождевой влаги, представителя тёмных туч, окованных стужею. До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаённым сокровищем.

Интересно, что как бы Кащеи не кичились – они всегда были повержены. Почему? Потому, что наши предки четко определили, что Кащей – это бес и он всегда смертный: бес смертный. Но т.к. раньше писали всё слитно, то и со временем начали воспринимать в значении — бессмертный.

                                                              Змей Горыныч

Змей Горыныч – часто встречающийся сказочный герой. Чаще всего змей предстает трехглавым .В большинстве случаев у змея отмечается способность к полету, но о крыльях его, как правило, ничего не говорится. Тело змея в сказках не описывается, однако на лубочных картинках, изображающих змея, излюбленными деталями являются длинный хвост стрелой и когтистые лапы. О Змее Горыныче, обитающем в глубоком подземелье, говорится во многих русских преданиях. О происхождении образа Змея Горыныча существуют различные мнения. Как только не объясняют историки и публицисты сущность этого весьма необычного существа. Одни при этом видят в нем порождение сил грозной стихии. Другие, правда, говорят, что Змей Горыныч имел вполне реальный прообраз в качестве некого реликтового динозавра.
Из рода в род, из века в век переходят предания о драконах-змеях. Змей Горыныч — порождение нежити – нечисти, не заслуживавшей никакого поклонения – почитания, хотя и вынуждавшей своим лукавством ограждаться от неё всякими причётами – заговорами.

                                                                    Василиса Премудрая.

 Василиса-премудрая, она же царевна-лягушка – прекраснейшая молодая девушка, имеющая магические способности, обычно возлюбленная главного героя. Лягушкой становится по воле злой  колдуньи, временно, пока ее не полюбит мужчина.      Василиса также героиня многих других русских сказок  — «Василиса Прекрасная», «Морской царь и Василиса Премудрая» и подобных. Иногда похожую по характеру героиню могут звать Еленой Прекрасной или Марьей-царевной. В сказках девушка часто выступает дочерью морского царя, врага главного героя сказки. Но неизменно обладает мудростью и способностью творить чудеса, например, возвести за ночь хрустальный мост или вырастить волшебный сад. Этим Василиса обычно помогает главному герою, чтобы вместе с ним убежать от своего отца или победить врагов. Героиня тоже борется со злом, помогает слабым и обделенным. В конце Василиса обязательно станет женой Ивана-дурака или Ивана-царевича, в общем главного героя-победителя.    Василиса еще и прекрасная хозяйка, мастерица: и рубаху может сшить и ковер выткать. Она идеальная невеста. Обладает особой женской хитростью. В сказках    Василиса-премудрая  — отражение светлой стороны, олицетворение мира и семейного очага.

                                                                       Иван Царевич

Иван-Царевич — любимый герой русских сказок («Царевна-лягушка», «Финист — Ясный Сокол», «Одноглазка, Двуглазка, Трехглазка», «Иван-царевич и серый волк», «Молодильные яблоки», «Мертвая царевна» и т. п.). Ему с готовностью служит и серый волк, и ворон, и злая баба яга, указывающая ему путь к зачарованному замку, где находится красавица, цель его исканий.

Нередко Иван-Царевич наделен способностью перевоплощения, необычными внешними признаками («по колено ноги в золоте», «по локоть руки в серебре»), ему помогают чудесные слуги и помощники. Сюжеты об Иване-Царевиче связаны с поисками суженой, вокруг которых происходят разного рода приключения, испытания и т. д.

Кроме того, положение ИВАНА ЦАРЕВИЧА в начале сказки более всего осложняется исходной “недостачей”: ИВАН ЦАРЕВИЧ или наказывается родителями и изгоняется из дому за какой-то поступок или обязан — по повелению извне или по собственному долгу — выполнять некую опасную и сложную задачу, в любом случае связанную с риском и геройством, что вызывает прохождение ИВАНА ЦАРЕВИЧА через такие испытания, которые и делают его достойным статуса “царевича”.Многие исследователи считают Ивана — царевича идеальным сказочным героем. Действительно, в сказке Иван — царевич всегда изображается как молодой, красивый, деятельный и отважный герой.

                                                          Илья Муромец

Илья Муромец — идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Он наделен высокими моральными качествами, самоотверженной преданностью Родине. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственно чувство собственного достоинства, которым он не поступится даже перед князем. Он защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. 

Именно Илья Муромец чаще других богатырей выступает как отважный и сознающий свой долг страж родной земли. Он чаще других стоит на заставе богатырской, чаще других вступает в бой с врагами, одерживая победу. Образ заставы ярко отражает объединение сынов Руси для борьбы с врагом, тема же стольного Киева — народное представление о единой и непобедимой Киевской Руси. 

Заключение.

        Слушая сказки, мы глубоко сочувствуем персонажам и переживаем описываемые события, примеряем на себя лучшие черты людей, познаём добро и зло, трусость и смелость, проявляем сочувствие и сострадание, заряжаемся положительной энергией, получаем знания о мире и учимся жить.

Работая над проектом, я многое узнала о сказках. Читая,  познакомился с незнакомыми мне сказками, встретил много ранее незнакомых слов, следовательно, пополнил свой словарный запас. Сказка пришла к нам издревле, которая в свое время увлекала не только детей, но и взрослых. И сейчас сказка продолжает нас удивлять и заинтересовывать. Детские сказки доступным языком рассказывают нам о жизни, учат, освещают проблемы добра и зла, показывают выход из сложных ситуаций.

        Нельзя не согласиться с мыслью художника И. С. Глазунова, который считает, что русские сказки являются генетической памятью русского народа, корнями народа, источником красоты и духовного совершенства.

Для меня русская сказка стала проводником в память веков, память всего народа, в его традиции.

Сказка воспринимается как символическое выражение глубочайшей мудрости. Некогда, во времена далекой древности, эта мудрость, казалось, была явной и открытой. Сказка была мифом.

Я считаю, что мы должны знать свою народную культуру, относиться к ней с достоинством, жить в ней, потому что  языческая, дохристианская культура Руси была очень богата своими традициями, обрядами, песнями, сказками, народной мудростью.

Герои помогают нам с ранних лет понимать, что есть добро, а что – зло. Они заставляют нас задуматься о справедливости, о том, что лучше быть послушным и дружелюбным.

Сказка помогает развивать внутренний мир, мы получаем знания о законах жизни и способах проявления творческой смекалки. Чтение сказки формирует основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним.

Список использованной литературы.

АфанасьевА.Н. Народные русские сказки в 3-х томах.- М.,1957.

Даль В.И..Толковый словарь русского языка в 4-х томах.- М.: «Русский язык»,1991.

Иванов В.В., Топоров В.Н. Баба Яга // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995.

О русских сказках, песнях, пословицах, загадках народного языка: Очерки. — М: Детская литература, 1988г. —  176 с.

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки.-Л.,1986.

http://www.zankovcom/lit-met3.htm — статьи по изучению нар.сказок http://ww.paganism.ru/babayagahtm — о происхождении образа

http://sf.perm.ru/kd_dop_baba.shtml — тематические статьи по теме http://www.trud.ru/Arhiv2002/03/15/200203150440604.htm— картинки http://myfhology.narod.ru/heroes/b/baba-yaga.htm — о славянских мифах http://sueverija.narod.ru/Muzei/Jaga.htm — о суевериях и обрядах

положительный герой

положительный герой
положи́тельный геро́й

литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой – носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем – носителем антиидеала.

Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные – положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий – безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт – заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он – только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев – таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, – это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус. обществе.

Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения – рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.

В классической рус. литературе положительный герой – это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип – положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева).

Положительный герой – не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.

2006.

.

Полезное

Смотреть что такое «положительный герой» в других словарях:

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, литературный персонаж, непосредственно воплощающий в себе нравственные ценности автора. Литература неразрывно с познавательными задачами решает задачи эстетические, т. е. художественно осмысляет действительность в свете… …   Литературный энциклопедический словарь

  • положительный герой — персонаж, который представлен в произведении как пример для подражания, образец человеческого поведения, носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем. Рубрика: художественный образ Антоним/коррелят: * отрицательный герой Род: герой… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • положительный герой — персонаж эпического или драматургического произведения, лирический герой, в образе которого автор воплощает свое представление об этическом и эстетическом идеале (например, князь Лев Николаевич Мышкин в романе Ф.М. Достоевского Идиот ). Образ П.г …   Словарь литературоведческих терминов

  • Положительный герой — Жарг. угол. Ирон. Больной сифилисом. Балдаев 1, 334 …   Большой словарь русских поговорок

  • герой — я, ж. héros m., нем. Heroe. 1. Герои или ирои назывались у многобожцев дети. рожденные от смешения богов с женою смертною, или у богинь с человеком; так же те, которые за какое важное изобретение или действо знаменитое по смерти в число богов… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • положительный — прил., употр. сравн. часто Морфология: положителен, положительна, положительно, положительны; положительнее; нар. положительно 1. Положительным называется что либо, выражающее согласие, утверждение. Положительный ответ. | Положительный отзыв на… …   Толковый словарь Дмитриева

  • герой положительный — см. положительный герой …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • ГЕРОЙ — Герои и толпа. Публ. или Книжн. Неодобр. О противопоставленности отдельных интеллектуально одаренных личностей массе заурядных и покорных людей. /em> Заглавие статьи (1882) публициста, социолога и критика Н. К. Михайловского. Нормальные герои.… …   Большой словарь русских поговорок

  • ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ — ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. 1. Выражающий согласие, одобрение, утвердительный. Положительное решение. Положительная оценка. П. ответ. 2. Заслуживающий одобрения, полезный и существенный. П. результат. П. факт. Положительное явление. 3.… …   Толковый словарь Ожегова

  • герой — 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… …   Словарь эпитетов

Самые положительные сказочные герои

В русских и зарубежных сказках все персонажи намеренно разделены на исключительно положительных и отрицательных. Ведь так маленькому слушателю проще понять разницу между добром и злом, хорошими и плохими поступками.

Самые положительные сказочные герои

Положительные герои русских народных сказок

Самым популярным русским сказочным героем является Иванушка-дурачок, однако, далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные черты. В сказке «Иван крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается мечом и голыми руками, хитростью и смекалкой с чудовищами, заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и умен, несомненно, это самый положительный образ русской сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и своих близких от страшного змея, пленившего русских красавиц и его родную сестру. Иван Горох – сильный и грозный богатырь, готовый разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры. А вот в сказке «Иван-царевич и серый волк» более положительным персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках «Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других.

Русские люди в большинстве своем считали, что «горбатого могила исправит», поэтому для русских сказок не характерна трансформация героя из отрицательного персонажа в положительный.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую очередь отличается умом и добротой, она помогает своему избраннику победить зло хитростью и смекалкой, достать волшебный предмет или направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках положительной может быть даже Баба Яга, которая снабжает путника напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или зеркало.

Положительные герои зарубежных сказок

Герои европейских сказок кардинально отличаются от русских, они слабы физически, ум и хитрость в них не воспевается так, как в русском фольклоре. На первое место выходят такие качества как доброта, покорность, любовь и трудолюбие. Белоснежка и Золушка – забитые красавицы, рожденные для любви и роскоши, но, по воле злых людей, они обязаны исполнять роль служанок. Они не прилагают никаких усилий, чтобы изменить свою судьбу, они покорны ей и освобождаются от оков лишь по воле случая. Причем основной идеей подобных сказок является мысль о том, что для торжества справедливости необходимы только добродетель и трудолюбие, а бог или добрые феи щедро вознаградят героиню за все лишения.

Пиноккио – сказка итальянского писателя о трансформации глупой, непослушной и, порой, жестокой деревянной куклы в доброго и заботливого мальчика. Пиноккио или Буратино одни из самых положительных детских персонажей.

Герои-воины в зарубежных сказках представлены довольно редко, одним из немногих таких персонажей считается Чиполлино, хотя это в большей степени образ революционера, сражающегося с диктаторами против буржуазии и рабства. Особняком стоит и другой положительный герой – средневековый революционер Робин Гуд. Собирательный образ благородного разбойника-воина романтизирован и одухотворен. Он борется со злом в лице жестоких феодалов, с беззаконием и несправедливостью.

Восточные сказки в своих идеях ближе к русским, например, Аладдин – аналог Ивана-дурака или Емели. Восточным персонажам, как и русским, часто помогают хитрость, ловкость и изворотливость, самый популярный герой – «багдадский вор», преступник, который сумел обвести вокруг пальца не один десяток толстосумов и так и не был пойман. Практически в каждой арабской сказке присутствует и направляющая рука – как и в русской традиции, это женщина. Умная и хитрая жена Али Бабы, Сакине, Шахерезада, как и Василисы в русских сказках олицетворяют такую сообразительность и смекалку, которая присуща только женщинам.

Кто такой положительный герой в художественном произведении? В чем его особенности и главные черты? Приведите примеры положительных героев в различных произведениях.

3
ответа

  • Положительный герой – это персонаж литературного произведения, который характеризуется следующими особенностями:
    — воплощает авторские нравственные ценности;
    — пользуется симпатией автора;
    — подразумевает симпатию читательской аудитории;
    — является носителем эстетического идеала;
    — представляет собой мировоззренческий и поведенческий образец для аудитории;
    — воспитывает в читателях высокоморальные воззрения.
    Для того чтобы положительный герой выглядел в максимально правильном свете, создается антигерой, носитель антиидеала.

  • Образ положительного героя всегда связан с несколькими факторами:
    — понятия о положительном в разрезе эпохи;
    — социальная среда;
    — литературное направление;
    — авторская позиция.
    Главные черты положительных героев в разной литературе:
    1. Фольклор: сила, храбрость.
    2. Античная литература: мужество, умение исполнить долг, смирение.
    3. Средневековая литература: доблесть и верность.
    4. Литература Возрождения: гуманизм.
    5. Литература Просвещения: рациональность, разумность.
    6. Литература XIX- XX вв.: нет четких положительных качеств, каждый герой – сложная личность.
    7. Классическая литература: национальность характера.
    8. Советская литература: принадлежность к народу, преданность советской идеологии.
    9. Литература модерна и постмодерна: деление на положительных и отрицательных героев отсутствует.

  • Герои литературных произведений делились на точно положительных и точно отрицательных в классической литературе, реалистическая литература добавила отрицательных черт в образ положительного героя и наоборот. Такой прием в литературе реализме создавал правдоподобную картину мира. Примером может служить комедия А. Грибоедова «Горе от ума», где Чацкий, без сомнений, является положительным героем, но очевидно смешон, излишне критичен и наивен. Фамусов – отрицательный герой в «Горе от ума», но проявляет себя как заботливый отец и искренний патриот.
    Исключительно положительный герой – князь Мышкин в «Идиоте» Ф. Достоевского. Мышкин проявил себя человеком, абсолютно лишенным алчности, гордыни, злобы, порочности. Однако на фоне его положительности, читатель понимает, что герой недавно излечился от психической болезни. Возникает вопрос: так герой или антигерой князь Мышкин?
    Существуют произведения, в которых вообще отсутствуют положительные герои. Например, таковыми являются «Ревизор» и «Мертвые души» Н. Гоголя. Сам автор утверждал, что положительный герой в этих сочинениях – смех.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой – носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем – носителем антиидеала.
Чёткое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные – положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий – безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт – заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишённого отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишён какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он – только что вылечившийся от тяжёлой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев – таковы «Ревизор» и «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, – это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус.обществе.
Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения – рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.
В классической рус. литературе положительный герой – это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринёв в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип – положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева).
Положительный герой – не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн.2006.

ПОЛОНСКАЯ →← ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ

Смотреть что такое ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ в других словарях:

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

ПОЛОЖИ́ТЕЛЬНЫЙ ГЕРО́Й, литературный персонаж, непосредственно воплощающий в себе нравственные ценности автора. Литература неразрывно с познавательными задачами решает задачи эстетические, т. е. художественно осмысляет действительность в свете общественных идеалов своего времени, конкретизированных применительно к реальной человеческой деятельности. Отсюда в ней особенное значение приобретает раскрытие эстетического идеала (см. Идеал эстетический) в его конкретном носителе, в образе человека — в П. г., духовный строй и общественное поведение которого являются в той или иной мере примером осуществления в конкретной жизненной обстановке определённого круга эстетических идеалов. В этом с особой отчетливостью проявляется творчески преобразующая функция литературы. При всей условности разделения героев литературы (см. Литературный герой) на положительных и отрицательных, особенно в тех случаях, когда имеются в виду сложные характеры, создаваемые реалистическим искусством, такое разделение все же имеет достаточные основания, оправдывается многовековым опытом мировой литературы.<p class=»tab»>В принципе П. г. — выразитель передовых тенденций и нравственных норм своего времени (с точки зрения той или иной общественно-исторической среды — группы, класса, народа, в зависимости от исторических условий), чем и определяется его воспитательное значение. Создавая образ П. г., литература раскрывает цели общественного развития и пути их достижения. Образы эпических богатырей — Прометея, Геракла, Ильи Муромца, Давида Сасунского, Зигфрида и др. — уже могут служить примером П. г. в народном сознании на определённых стадиях общественного развития. Конечно, писатель может и неверно понимать задачи своего времени и пытаться создать образ П. г., им не отвечающего. Но остаются в памяти народа и живут в ней веками лишь те П. г., в образах которых уловлены интересы народных масс, воплощены реальные задачи исторического процесса.</p><p class=»tab»>Историческое развитие общества, естественно, меняет общественные идеалы, в силу чего П. г. всегда связан именно со своей эпохой. Герои античной литературы отражают мифологические представления; моральный подвиг героя можно понять, только учитывая особенности мышления и нравы эпохи (напр., царь Эдип и Антигона Софокла). Средние века рисовали П. г. в свете идеалов рыцарской доблести и вассальной верности («Песнь о Роланде»). Эпоха Возрождения выдвинула героя-гуманиста, воплощающего высокое представление о человеческом призвании. Для П. г. Шекспира или Сервантеса главным является общечеловеческое содержание их помыслов и деяний. П. г. XVIII в. — воплощение разума или «естественной природы». Западноевропейские литературы эпохи Просвещения поражают богатой галереей П. г. — от Робинзона Крузо до Фигаро и Фауста. В этом плане реализм XIX в. на Западе заметно уступает реализму Просвещения.</p><p class=»tab»>Самобытна история П. г. в русской литературе. Игорь и Всеволод в «Слове о полку Игореве», Путешественник, гневно осуждающий крепостнический гнет в «Путешествии из Петербурга в Москву» А. Н. Радищева, Татьяна Ларина А. С. Пушкина, купец Калашников М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба Н. В. Гоголя, образы крестьян в поэмах Н. А. Некрасова «Мороз-Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо», Рахметов Н. Г. Чернышевского — все это примеры образов П. г. создававшихся в процессе развития русской литературы. Каждый из них исторически неповторим, но вместе с тем близок и нашему времени в той мере, в какой закрепленный в них народный опыт участвует в воспитании современного человека.</p><p class=»tab»>Историчность П. г. предполагает, что на каждом этапе развития литературы он обретает новые черты, ставит перед собой новые исторические цели. Естественно, что литература социалистического реализма по-новому решает вопрос о П. г. Новизна и вместе с тем особо благоприятные условия для развития человеческой личности, которые несут в себе социалистические общественные отношения, проявляются в самом качестве и исключительном многообразии галереи образов литературы социалистического реализма, в том, что и в пределах одного произведения она показывает различные типы П. г. («Мать» М. Горького, «Молодая гвардия» А. А. Фадеева, «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика и др.). Концепция П. г., характерная для социалистического искусства, находит отражение и в произведениях, посвященных прошлому (исторические романы А. Н. Толстого, А. П. Чапыгина, новеллы А. Зегерс из эпохи Великой французской революции).</p><p class=»tab»>Понятие «П. г.» в советской критике иногда отождествляли с понятием «идеальный герой», что, однако, не нашло поддержки. В искусстве результат неотделим от процесса, образ живет во всей полноте его проявлений, как правило, в тех произведениях, которые рисуют сложный и противоречивый путь становления характера героя. Этот путь содержит в себе конкретный человеческий опыт, позволяющий читателю понять, что он доступен и ему в реальных жизненных обстоятельствах. Изображение же идеального героя в готовом, так сказать, виде, минуя трудный путь его борьбы с самим собой и с окружающими за достижение идеала, по сути дела ослабляет его воспитательное значение, лишает исторической определенности. Значимость П. г. определяется его жизненностью, богатством связей с действительностью, которая его формирует. Поэтому идеальный герой, сведенный как бы к итогу представлений о том, каким должен быть П. г., превращается в схему, теряет художественную силу.</p><p class=»tab»>Изображение П. г., конечно, не является единственным средством утверждения эстетического идеала. Создавая отрицательные образы, писатель как бы соотносит их с теми идеалами, которым они противоречат, с которыми противоборствуют, и тем самым утверждает эти идеалы.</p><p class=»tab»>Литература:</p><p class=»tab»>Кузнецов Ф., За все в ответе. Нравств. искания в совр. прозе, М., 1975;</p><p class=»tab»>Озеров В., Коммунист наших дней в жизни и литературе, М., 1976.</p><p class=»tab»>Л. И. Тимофеев.</p>… смотреть

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

литературный персонаж, воплощающий в себе нравственные ценности автора, тот, на стороне которого находятся симпатии автора и должны, по его замыслу, находиться симпатии читателя. Положительный герой – носитель эстетического идеала, его поведение, воззрения являются в той или иной степени образцом для читателей данного произведения. Образ положительного героя имеет воспитательное значение. Для усиления воздействия на читателя положительный герой часто оттеняется отрицательным героем – носителем антиидеала.
Четкое разделение на положительных и отрицательных героев господствовало в литературе классицизма. В 19 и 20 вв., в литературе реализма, это разделение осложнилось тем, что положительные герои стали приобретать отрицательные черты, а отрицательные – положительные черты, тем самым авторы достигали правдоподобия в изображении персонажей. Напр., в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий – безусловно, положительный герой, но в то же время он смешон, слишком критичен в своих оценках. Фамусов же, напротив, герой отрицательный, но он обладает множеством положительных черт – заботливый отец, патриот и т. д. Попытка изобразить положительного героя, лишенного отрицательных черт, была предпринята Ф. М. Достоевским в романе «Идиот». Князь Мышкин лишен какого бы то ни было корыстолюбия, гордыни, злобы и т. д., но при этом он – только что вылечившийся от тяжелой психической болезни человек. Такой образ положительного героя уникален в рус. литературе. Возможны произведения, в которых вообще нет положительных героев – таковы «Ревизор» и «Мертвые души» Н. В. Гоголя. По замыслу автора, положительным героем этих произведений является смех, а персонажи, представленные на сцене или в романе, – это «сборный город» или «сборная страна», образ всех пороков, имевшихся в тогдашнем рус. обществе.
Положительный герой меняется вместе с изменением идеалов общества. Главной чертой фольклорно-мифологического положительного героя были сила, доблесть, храбрость (Прометей, Геракл, Илья Муромец, Зигфрид и др.). В античной литературе положительный герой отличался мужеством в противостоянии року и умении смириться со своей судьбой и исполнить свой долг (напр., Антигона). В Средние века положительный герой ассоциируется прежде всего с рыцарской доблестью и вассальной верностью («Песнь о Роланде»). В эпоху Возрождения положительным героем стал герой-гуманист, воплощающий высокое представление о человеческом призвании, своего рода общечеловеческий положительный герой (Дон Кихот). Положительный герой эпохи Просвещения – рациональный, разумный человек (Робинзон Крузо). Литература 19 и 20 вв. старается уйти от оценочности, не выделяя ни одного из героев в качестве положительного, а рассматривая их как сложные и неповторимые психологические типы.
В классической рус. литературе положительный герой – это прежде всего человек, выражающий особенности нац. характера (Татьяна Ларина в «Евгении Онегине» и Петруша Гринев в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина, купец Калашников в «Песне про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова, Тарас Бульба в «Тарасе Бульбе» Н. В. Гоголя, крестьяне в поэмах Н. А. Некрасова и т. д.). В советской литературе соблюдался тот же принцип – положительный герой обязательно народен, но, кроме того, он следует принципам советского государства (Пелагея в «Матери» М. Горького, молодогвардейцы в «Молодой гвардии» А. А. Фадеева).
Положительный герой – не единственное, но очень эффективное средство утверждения идеалов и воззрений автора: читатель симпатизирует такому герою и стремится подражать ему…. смотреть

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

персонаж, который представлен в произведении как пример для подражания, образец человеческого поведения, носитель эстетических идеалов, утверждаемых пи… смотреть

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ

— персонаж эпического или драматургического произведения, лирический герой, в образе которого автор воплощает свое представление об этическом и эстетич… смотреть

Автор: Степанова Инна Александровна
Должность: воспитатель

Учебное заведение: ГБОУ Школа №1862
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Положительный герой русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника

Раздел: дошкольное образование

СТАТЬЯ

Положительный герой русской народной сказки и его влияние на

нравственно-эстетическое развитие ребенка дошкольника

Произведения

устного

народного

творчества

з апеч атле ли

национальную культуру и мудрость предшествующих поколений. Сказка и в

настоящее время не теряет актуальности в воспитательной работе с ребенком.

Нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, во многом опирается

на знакомство дошкольника со сказочными героями. Ведь сказка запечатлела

традиции и обычаи народа, характер образного мышления. Именно поэтому,

сказочные

персонажи

имеют

возможность

влиять

на

воспитание

дошкольников. Знакомство с ними позволяет передать ребенку жизненный

опыт. В связи с тем, что материалом народной сказки служила жизнь народа,

она отражает лучшие его черты, учит ребенка трудолюбию, отваге, доброте,

пониманию красоты, духовным ценностям, героизму, мужеству и повествует

об этом в доступной дошкольнику форме.

В современном мире воспитание этих качеств особенно актуально, ведь

утрата нравственных и эстетических ценностей обнаруживает в XXI веке

стремление к тенденции. В сложных и противоречивых условиях развития

современного общества особую значимость в воспитании подрастающего

поколения приобретает проблема обеспечения в нем единства этического и

эстетического,

добра

и

красоты.

Самим

ходом

развития

общества

на

передний

план

выдвигаются

задачи

формирования

человека

как

духовно

богатой,

творчески

активной

личности,

носителя

единых

в

своей

сути

этических и эстетических ценностей. Нравственное воспитание – одна из

важнейших сторон многогранного процесса развития ребенка, освоение им

моральных

ценностей,

выработка

нравственных

качеств,

патриотизма.

Старший

дошкольный

возраст

является

тем

периодом,

когда

у

ребенка

возникают первые осознанные нравственные качества, поэтому это время

наиболее благоприятное для его нравственного воспитания.

В связи с этим, цель данной статьи – рассмотреть положительного

героя русской народной сказки и его влияние на нравственно-эстетическое

развитие дошкольников.

Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует

отметить,

что,

как

и

в

зарубежных

сказках

герои

достаточно

четко

распределены

на

положительных

и

отрицательных.

Несомненно,

это

позволяет дошкольнику легко определять и усваивать именно положительные

качества на наглядном примере и учиться видеть разницу между добром и

злом,

отличать

хорошие

поступки

от

плохих,

порицать

плохие

поступки

черты характера.

Рассматривая положительных героев русской народной сказки, следует

отметить, что самый популярный из них – это Иванушка-дурачок, однако,

далеко не всегда этот образ олицетворяет исключительно положительные

черты. В сказке «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» образ русского Ивана

представлен наиболее красиво и однозначно. Работящий богатырь сражается

мечом

и

голыми

руками,

хитростью

и

смекалкой

с

чудовищами,

заполонившими русскую землю. Он добр и красив, смел и отважен, силен и

умен,

несомненно,

это

самый

положительный

образ

русской

сказки.

Другой Иван в «Сказке о Василисе золотой косе» также спасает весь народ и

своих

близких

от

страшного

змея,

пленившего

русских

красавиц

и

его

родную

сестру.

Иван

Горох

сильный

и

грозный

богатырь,

готовый

разделаться с любым злом, защитить родную землю и отстоять честь сестры.

А

вот

в

сказке

«Иван-царевич

и

серый

волк»

более

положительным

персонажем выступает волк, Ивану-царевичу лишь повезло встретить такого

верного и преданного друга. Такую же тенденцию можно наблюдать в сказках

«Конек-горбунок», «По щучьему веленью» и многих других. Таким образом,

положительные герои могут быть представлены и в виде животных.

Самыми положительными женскими персонажами в русских сказках

выступают Василисы Прекрасная и Премудрая. Русская красавица в первую

очередь

отличается

умом

и

добротой,

она

помогает

своему

избраннику

2

победить

зло

хитростью

и

смекалкой,

достать

волшебный

предмет

или

направляет его мудрым советом. Как ни странно, но в некоторых сказках

положительной

может

быть

даже

Баба

Яга,

которая

снабжает

путника

напутственными словами, древними знаниями и оказывает материальную

помощь в виде волшебных предметов: платок, гребешок, клубок ниток или

зеркало.

Рассматривая положительного героя подробнее, следует остановиться

именно на Иване-дураке, как наиболее частом положительно герое русских

народных сказок. Следует отметить, что это собирательный персонаж, тем не

менее, обладающий яркой индивидуальностью. Его черты – черты русского

национального

общественного

сознания.

В

сказке,

Иван-дурак

зачастую

оказывается

умнее,

а

также

и

удачливее

как

казалось

более

умных

противников.

Так,

например,

Иван-дурак,

представленный

в

виде

Ивана-

царевича – третий сын, младший в семье. Его братья – старше, умнее,

сильнее,

прагматичное.

Часто

смеются

над

глупостью

и

наивностью

младшего брата, не принимают его как равного. Он же, не обижается на

братьев. По русской традиции, младший сын – хранитель родовых традиций,

он близок дому, домашнему очагу, печи. Здесь можно привести в пример

Емелю, разъезжающему на печи, который также является представителем

данного образа. Вскоре ему помогает чудесное животное – щука. Помощь

чудесных животных весьма часта для положительного героя. Необходимо

отметить,

что

это

не

указывает

на

то,

что

положительными

чертами,

в

русских народных сказках, представлены глупость, лень, а герой – а лишь

удачливый человек, которому повезло получить помощь чудесного животного

или магическую помочь, например, от Бабы-яги.

Положительные черты Ивана-дурака – в другом. “Дело в том, что

«глупость» Ивана-дурака – это на самом деле просто верность традициям

старины, прежнего, справедливого общественного порядка в изменившемся

мире – бескорыстие, доброта, благородство, уважение ко всему живому”.

Иван-дурак не намерен изменять всем этим чертам, независимо от того, что

3

«современными» ему условиями они порицаются. «А это, с точки зрения

«умных»

братьев-прагматиков,

не

может

не

быть

смешным,

нелепым

и

глупым». Именно поэтому, с самого начала народной сказки, положительный

герой представлен как более глупый, чем другие, нуждающийся в помощи.

Стоит отметить, что и помощь эту он получает, лишь за свои положительные

черты. Делясь последней краюхой хлеба со старушкой в лесу, он получает от

нее награду. «В Иване-дураке заключено донкихотское начало – внутреннее

благородство, полное отсутствие стремления к выгоде, материальным благам,

власти – вспомните того же Емелю: «Не-а, царем я ленюсь»”. Последнее

показывает

и

порицание

в

народной

сказке

сиюминутных

ценностей

мудрость русского народа включила в сказку концепт того, что человеческие

ценности должны побеждать сиюминутные.

Рассматривая

положительных

героев

в

виде

сказочных

животных,

следует

отметить,

что

изображение

зверя

часто

иносказательно

и

показывает в себе определенные черты человеческого характера. Так, лисы

изворотливы,

а

волки

олицетворение

силы

глупы.

Одним

из

положительных

персонажей,

часто

является,

наделенный

добродушием

медведь. Появляются в положительных героях и зайцы, ежи, мыши – мелкие

зверушки,

олицетворяющие

собой

такие

положительные

качества,

как

взаимопомощь, находчивость и изобретательность перед лицом грубой силы.

Среди

положительных

героев

животных

встречаются

и

близкие

человеку домашние животные – кот, петух, собака – животные, полезные для

человека.

Положительные герои представлены и другими персонажами. Один из

них

солдат.

Следует

отметить,

что

солдата

можно

рассматривать

как

позднюю

ипостась

Ивана-царевича,

но

солдат

уже

наделен

новыми

положительными чертами. Солдат представляет собой завершение перехода

от

волшебной

сказки

к

бытовой

и

среди

его

положительных

черт

уже

выступает и хитрость, которая порицалась в волшебной сказке.

4

Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических

чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечной чуткости к

человеческому

несчастью,

горю,

состраданию.

Благодаря

сказке

ребенок

познает мир не только умом, но и сердцем, откликается на события и явления

окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу.

Рассматривая

влияние

положительного

героя

на

нравственно-

эстетическое

развитие

дошкольников,

можно

сделать

некоторые

выводы.

Дети не могут жить и расти без сказок и их героев. Воспитательное значение

положительного

героя

народной

сказки

состоит

в

эмоциональной

силе

воздействия

на

детей.

Трудно

переоценить

значение

сказок

и

их

положительных

героев

в

эстетическом

воспитании

детей,

ибо

они

неотделимы от красоты. Народные сказки включают чарующие картины в

сюжетной

линии,

красоту

поступков

положительных

героев

все

это

оказывает

на

детей

огромное

эмоциональное

воздействие.

Эстетические,

нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под

впечатлением сказочных образов положительных героев, активизируют поток

мыслей, который побуждает мышление ребенка к активной деятельности.

Через сказочные образы положительных героев в сознание детей входит

слово с его тончайшими оттенками. Оно становится сферой духовной жизни

ребенка,

средством

выражения

мыслей

и

чувств

живой

реальностью

мышления.

Трудно найти другое такое качество словесного воздействия на ребенка,

с которым была бы сравнима сказка, вымысел, где переплелись реальные и

фантастические

события,

герои

которых

знакомые

незнакомцы.

Это

и

объясняет

влияние

положительного

героя

русской

народной

сказки.

Положительные

герои

развивают

и

воспитывают

ребенка,

но

такое

воспитание воспринимается им с удовольствием, так как сказки увлекают в

волшебный мир. Сказки входят в жизнь ребенка с момента, как он обретает

способность понимать речь, поэтому положительные герои народной сказки

начинают свое влияние с самого раннего возраста.

5

Благодаря

возрастным

особенностям

детей

подражательности,

рефлексивности,

у

детей

воспитываются

лучшие

человеческие

черты

характера при наблюдении за положительными героями народной сказки.

Следует

учитывать,

что

большое

количество

сказок

и

их

многообразие

позволяет найти и посоветовать каждому ребенку тот или иной пример для

подражания

героя

сказки.

Опосредованное

влияние

зачастую

более

эффективно, нежели замечания. Дошкольник может рассказать о том, чем

нравится ему положительный герой, и чему бы он у него хотел научиться.

Очень

важно

стимулировать

и

поощрять

положительные

изменения

в

поведении или деятельности дошкольников.

Фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и

волшебством,

всегда

привлекает

детей,

дает

возможность

оценивать

его,

выступать на стороне того или иного персонажа, т. е. активно действовать в

воображаемом

мире,

творчески

преобразуя

его.

Перевоплощаясь

в

положительных сказочных героев, следуя за ними, дошкольник получает

эстетические

и

нравственные

знания

о

мире,

нравственные

аспекты

взаимоотношений

людей,

учится

искать

союзников

друзей

и

вместе

бороться за справедливость, верить в силы любви и добра. Таким образом,

положительные герои выступают в роли нравственных воспитателей.

Необходимо акцентировать внимание дошкольников на нравственных и

эстетических аспектах и вопросах, поднимаемых в сказке. Так, например,

дошкольнику можно пояснить, что относиться к другим следует так, как

хотел

бы,

чтобы

относились

к

тебе

другие.

Помогать

другим

нужно

бескорыстно, и тогда в трудную минуту тебе тоже помогут. Нужно уметь

делиться тем, что у тебя есть. Любое дело легче делать сообща, чем одному.

Только хорошее поведение и дела помогают найти настоящих и верных

друзей. Дошкольник видит эти примеры у положительных героев русской

народной

сказки

и

привыкает

к

тому,

что

нравственность

лучше

безнравственности. Таким образом, положительные герои русской народной

сказки служат таким нравственно-эстетическим аспектам как:

6

– развитие интереса к объектам и явлениям окружающего мира;

– обострение восприимчивости и чувствительности к потребностям

окружающих и желание оказать им посильную помощь;

– возникновение у дошкольников под воздействием благополучного

конца сказки оптимистического настроения, что положительно сказывается

на развитии доброжелательных отношений между ними;

формирование

у

детей

нравственных

оценок

с

позиции

добра,

справедливости.

Народная

сказка,

через

образ

положительного

героя

способствует

формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек

– это красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый

молодец

(смелый,

сильный,

честный,

добрый,

трудолюбивый,

любящий

Родину). Идеал для дошкольника – это далекая перспектива, к которой он

будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный

в детстве, во многом определяет – его как личность.

Сказочные персонажи воспринимаются не только как звери, птицы, но

и как люди с определенными чертами. У дошкольника не возникает сомнения

в том, как относиться к герою сказки: ленивому, жадному, доброму, смелому.

Элементарные, но важные представления об уме и глупости, хитрости и

прямодушии,

добре

и

зле,

героизме

и

трусости,

щедрости

и

жадности,

почерпнутые из сказок, на примерах героев, складываются у дошкольника в

нормы поведения. Бесхитростные истории о животных легко запоминаются и

воспроизводятся

детьми,

дают

им

простые,

но

жизненно

важные

представления

о

мире,

его

нравственно-этетических

аспектах.

Доставляя

эстетическое наслаждение, сказки приучают мыслить, обобщать, проводить

сравнения.

Развивается

речь,

образное

и

логическое

мышление,

умение

кратко, емко и красиво выражать мысль. Положительные герои сказок со

своими невероятными приключениями учат, как следует и не следует вести

себя

в

простейших

жизненных

ситуациях.

Удача,

богатства

выпадают

положительным героям сказок прежде всего за их нравственные поступки, за

7

умение делать добро окружающим, не ожидая за это вознаграждения. Во

многих

сказках

непременным

условием

счастья

положительного

героя

выступает труд. Прямо или косвенно в них выражается одобрение поступков

положительных

героев.

Положительный

герой

оказывает

сильнейшее

эмоциональное

воздействие

на

ребёнка:

сопереживая

положительным

сказочным

героям,

ребенок

как

бы

становится

соучастником

событий,

обретает эмоциональный опыт, в чем и состоит особая ценность сказочного

вымысла.

Сказки

стимулируют

творчество,

слушатели

сказок

сами

превращаются в их сочинителей и исполнителей.

Для

нравственно-эстетического

воспитания

важно,

чтобы

оно

проходило осознанно. Необходимы знания, на основе которых у дошкольника

будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его

необходимости

и

о

преимуществах

овладения

им.

У

ребенка

должны

появиться желания овладеть нравственным качеством, то есть важно, чтобы

возникли

мотивы

для

приобретения

соответствующего

нравственного

качества.

Знания

и

чувства

поражают

потребность

в

их

практической

реализации

в

поступках,

поведении,

они

позволяют

проверить

и

подтвердить

прочность

формируемого

качества.

В

конечном

итоге

нравственный облик зависит от источников, из которых черпал человек свои

радости в детстве. Если знания прошли через сердце ребенка, отразились в

его личном духовном мире, то появляется человек с честным, чутким и

горячим сердцем, ясным умом и золотыми руками.

В заключение, хочется сказать о том, что несмотря на то что в сказках,

как и в жизни, много предательства, зла, зависти, всё же торжествует всегда

добро и справедливость, а зло наказывается. Положительные сказочные герои

в борьбе с врагами пользуются различными волшебными предметами, в

борьбе со злом им помогают птицы, животные, рыбы и даже сама природа.

Тем самым сказки внушают уверенность в торжестве правды и добра. Иными

словами, можно сказать, что сказки и их положительные герои являются

важнейшими

словесными

средствами

умственного

и

нравственного-

8

эстетического

воспитания.

Сказки

обогащают

морально-нравственным

содержанием,

настраивают

детей

на

труд,

на

его

красоту,

развивают

их

эстетические качества. Складывающиеся каноны этноэстетики учат ребенка

целеустремленности, передают жизненный опыт русского народа. Опираясь

на прежние достижения, традиции учат реализовать своё духовное богатство,

эстетическое отношение не только к окружающим людям, но и природе.

По силе воздействия на чувства детей вряд ли может сравниться какой-

то жанр народного творчества со сказкой. Без положительных героев сказок

не мыслимо воспитание благородства души, чуткости к людскому горю.

Благодаря сказке, ребенок познает окружающий мир не только разумом, но и

сердцем. От положительных героев сказки дошкольники черпают понятия

справедливости и не справедливости.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она рассказывает

о чрезвычайно важном в жизни, она учит быть добрыми и справедливыми,

противостоять злу, презирать хитрецов. Она утверждает народные принципы

жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм, доброжелательность

и т.д., что делает влияние положительного героя русской народной сказки на

нравственно-эстетическое воспитание дошкольника огромным.

9

  • Кто такие молчалины сочинение
  • Кто такие марфы в рассказе служанки
  • Кто такие мальчики сочинение
  • Кто такие звери урок сказка
  • Кто такие запорожцы из рассказа тарас бульба