Кто такие пошехонцы в рассказе носова метро

Читательский дневник по рассказу «Метро» Николая Носова

Автор: Николай Носов.

Название произведения: «Метро».

Число страниц: 16.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: мальчик, Вовка, мама, тётя Оля.

Второстепенные герои отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — сообразительный, находчивый и ловкий мальчик.

Добрый и отважный. Непослушный.

Вовка — младший брат рассказчика, трусливый и пугливый.

Боялся, что не выберется с метро.

Тётя Оля — добрая, весёлая.

Посмеялась над мальчишками и сама перепутала станции.

Мама — хорошая, милая, любящая.

Краткое содержание рассказа «Метро»

Герой с мамой и братом приезжает в Москву в гости к тёте Оле.

Взрослые уходят в магазин, а дети остаются одни.

Им становится скучно и они идут кататься в метро.

Ребята не могут найти свою станцию и катаются в разные стороны.

Они видят маму на эскалаторе и бегут к ней.

Они несколько раз едут на эскалаторе, а потом всё-таки встречаются.

Тётя Оля смеётся над мальчиками, но сама приезжает не на ту станцию.

План рассказа:

  1. Приезд в Москву.
  2. Одни дома.
  3. В метро.
  4. Эскалаторы.
  5. Мальчики потерялись.
  6. Мама на эскалаторе.
  7. Встреча.
  8. Не та станция.

Основная мысль рассказа «Метро»

Главная мысль произведения заключается в том, что в незнакомых местах нужно быть очень внимательным и осмотрительным, чтобы не заблудиться и не попасть в неприятности.

Основная идея рассказа в том, что маленькие дети не должны гулять по городу одни.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас быть внимательными, осторожными.

Учит слушаться взрослых и не гулять одним.

Учит не терять надежды, искать, запоминать ориентиры.

Учит не смеяться над другими.

Краткий отзыв о произведении «Метро» для читательского дневника

Прочитав произведение, я подумала о том, что любой может заблудиться в большом городе и в этом нет ничего стыдного.

Герои поступили опрометчиво, отправившись кататься на метро, но они просто не знали, насколько много станций есть в Москве.

Они должны были дома ждать возвращения взрослы, но им захотелось приключений.

Они их получили и извлекли из этого урок.

Рассказ получился интересным и смешным.

Автору удалось показать, как нельзя себя вести, находясь в чужом городе.

Он показал к чему может привести непослушание.

Мне понравились мальчики, герои этого рассказа.

Они были любознательными и хотели проявить самостоятельность.

Но они не послушали взрослых и это плохо.

К их счастью, всё закончилось благополучно.

Я всем советую прочитать этот рассказ, и никогда не поступать так, как его герои.

Всегда нужно помнить о возможных последствиях и напрасно не рисковать жизнью.

Пословицы к произведению

  • В трёх соснах заблудились.
  • Искали рукавицы, а они за поясом.
  • Над другим посмеялся — над собой поплачешь.
  • Последний смех лучше первого.
  • Не смейся чужой беде — своя на гряде.

Словарь неизвестных слов:

  • Хныкать — плакать.
  • Пошехонцы — персонажи анекдотов.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Ждали мы, ждали, а их всё нет и нет.

— Наверно, они нас ждут, — говорит Вовка. — Поедем.

Только поехали, а они снова навстречу.

— Мы вас ждали, ждали!.. — кричат.

А вокруг все хохочут.

Приехали мы снова наверх — и опять поскорей вниз.

Поймали наконец их.

Ещё читательские дневники по произведениям Николая Носова:

  • «Бобик в гостях у Барбоса»
  • «Весёлая семейка»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Живая шляпа»
  • «Затейники»
  • «Карасик»
  • «Мишкина каша»
  • «На горке»
  • «Незнайка в Солнечном городе»
  • «Незнайка на Луне»
  • «Огурцы»
  • «Приключение Незнайки и его друзей»
  • «Приключение Толи Клюквина»
  • «Тайна на дне колодца»
  • «Телефон»
  • «Тук-тук-тук»
  • «Фантазёры»
  • «Федина задача»
  • Краткая биография Николая Носова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Пошехонцы

Пошехонцы

ПОШЕХО́НЦЫ — персонажи полуфольклор., полукниж. анекдотов о глупых обывателях. Название П. получили по уезд. городу Ярослав. губ. Пошехонье. Впервые в лит-ре П. появились в кн. В. Березайского «Анекдоты, или Веселые похождения старинных П.» (СПб., 1798; с рядом переизд. в 19 в.). Автор книги использовал европ. традицию сказок-анекдотов о глупых народах или глупых жителях какого-либо региона, реального или вымышленного (ср., напр., нем. нар. книги о шильдбюргерах — жителях города Шильда), включив и рус. сюжеты. В рус. фольклор. традиции анекдоты о глупцах рассказывались обычно без прикрепления их к имени «П.», иногда с др. именами (Вятчане, Черемисин), чаще же всего назывались просто «мужики», «бабы». Наиб. популярные сюжеты: глупцы доят кур; тащат корову на крышу — пастись; вгоняют лошадь в хомут, бьют ее палками; стреляют из ружья — один из них заглядывает в отверстие ствола; мужик рубит сук под собой — падает. Отдельные сюжеты попали в лубок («В трех соснах заблудились»; «За семь верст комара видели, а комар у них на носу сидел»).

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та.
2002.

Смотреть что такое «Пошехонцы» в других словарях:

  • пошехонцы — тупые, беспросветно отсталые, захолустные обыватели, совершающие анекдотические глупости (по произведению Салтыкова Щедрина ) (Ушаков) См …   Словарь синонимов

  • пошехонцы в трех соснах заблудились — Ср. А помните ли, как в старые годы Пошехонцы счастия искали, да в трех соснах заблудились?.. Салтыков. Пошехонские рассказы. 5. Ср. Круглый год. 1 е марта. См. в трех соснах заблудиться …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • пошехонцы — пошех онцы, ев, ед. ч. нец, нца, твор. п. нцем …   Русский орфографический словарь

  • Пошехонцы — слепороды: в трех соснах заплутались. — см. С краю не ложатся, а все в середину …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • в трех соснах заблудиться — Пошехонцы в трех соснах заблудились. Ср. Подобно анекдотическому пошехонцу, он способен в трех соснах заблудиться. Салтыков. Круглый год. 1 е марта. Ср. А помните ли, как в старые годы пошехонцы счастия искали, да в трех соснах заблудились?…… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

  • С краю не ложатся, а все в середину. — Пошехонцы слепороды: в трех соснах заплутались. За семь верст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? ан это у меня в носу. Ноги под столом перепутали. С краю не ложатся, а все в середину (о… …   В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • Березайский, Василий Семёнович — Василий Семёнович Березайский Дата рождения: 1762 год(1762) Место рождения: Ярославская губерния Дата смерти: 1821 год(1821) Место …   Википедия

  • В трех соснах заблудиться — Въ трехъ соснахъ заблудиться. Пошехонцы въ трехъ соснахъ заблудились. Ср. Подобно анекдотическому пошехонцу онъ способенъ въ трехъ соснахъ заблудиться. Салтыковъ. Круглый годъ. 1 ое Марта. Ср. А помните ли, какъ въ старые годы пошехонцы счастія… …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • глупый — Безумный, безрассудный, бестолковый, безмозглый, безголовый, крепкоголовый, пустоголовый, непонятливый, тупой, несмышленый, недогадливый, неразумный, недалекий, ограниченный, простоватый, полоумный, придурковатый, слабоумный, скудоумный. Глуп как …   Словарь синонимов

  • Ваняшова, Маргарита Георгиевна — (р. 26. 03. 1943) Род. в г. Иваново в семье журналиста. Окончила Ярославский пед. институт (1965), аспирантуру МГПИ (1971), докторантуру МГУ (1991). Доктор филол. наук, профессор. Была членом КПСС (с 1968). Преподавала в Ярославском пед.… …   Большая биографическая энциклопедия

Айгуль КАНИПОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории средней школы №7 г.Бавлы

Тип урока: Открытие новых знаний

Цель урока: Создание условий для раскрытия темы и выявления особенностей юмористического рассказа Н. Носова «Метро».

Задачи:

Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее рассказа Н. Носова, содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения; создать условия для формирования выразительного чтения;

Развивающие: формировать коммуникативно-речевые умения при работе с текстом художественного произведения, развивать эмоциональную отзывчивость при слушании и чтении произведения;

Воспитательные: способствовать сплочению детского коллектива, осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки, значимости совместной деятельности, уважения к труду других.

Оборудование: Учебник Л.Ф Климановой, Л.А.Виноградской «Литературное чтение» 4 класс,мультимедийный проектор, конверты с буквами (м, е, т, р, о), конверты с пунктами плана, Ромашка Блума, лепестки ромашки, толковые словари, листы, маркеры.

Планируемые результаты:

УУД: Предметные:

-использование разных видов чтения (изучающее, выборочное, поисковое);

-умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористического рассказа;

-понимание сущности поведения героев, умение самостоятельно делать выводы;

— умение использовать приемы технологии развития критического мышления (кластер, Ромашка Блума, синквейн);

— умение пользоваться приемами технологии продуктивного чтения.

Личностные:

— развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные:

-анализ научно-познавательного текста;

— выделение главной мысли;

— определение особенностей юмористического произведения.

Регулятивные:

-формулирование учебной задачи урока в совместной деятельности;

-прогнозирование содержания произведения по теме;

-оценивание результатов работы;

Коммуникативные:

-участие в учебном диалоге;

-выражение своих мыслей в учебном диалоге;

-умение обсуждать, доказывать свою точку зрения в парной и групповой работе.

ХОД УРОКА

Мотивирование(самоопределение) к деятельности.

-Здравствуйте, присаживайтесь.

 Мотивация к учебной деятельности.

— Сядем красиво, спины прямые, руки на парте.

Давайте знакомые книги откроем,

И снова пройдем от страницы к странице.

Всегда ведь приятно с любимым героем

Опять повстречаться, узнать, подружиться.

 Речевая разминка.

— Ребята, прочитайте стих про себя.

— Прочитайте, начиная шёпотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.

-Как вы считаете, почему эти строки стали началом сегодняшнего урока?

Подведение к открытию новых знаний.

— Как вы уже сказали, каждый наш урок – это знакомство с кем-то. А с кем мы познакомимся сегодня? Расшифруйте, что здесь написано?

НRИLКCОNЛWАQЙ НZИXКNОJЛIАRЕDВSИQЧ НRОLСWОNВ

— Давайте, проверим себя. Правильно, Николай Николаевич Носов.

Он очень талантливыйписатель и необыкновенный человек. Родился Николай Носов 23 ноября 1908 года наУкраине в Киеве. Увлечения школьных лет былимногообразны: музыка, пение, любительский театр,сочинительство для рукописного журнала “Икс”, атакже химия, шахматы, радио, электроника,фотография. Позже Носов продавал газеты, былчернорабочим, землекопом, косарем, возчикомбревен. После окончания школы Николай поступил вКиевский художественный институт, а в 1929 годуперевелся в Институт кинематографии в Москве.Затем стал работать в кино, снимать разныеучебные, научные и мультипликационные фильмы.

Почему он стал писателем? На этот вопрос авторотвечал: “Детским писателем я стал, потому что,когда я вырос, мне вообще захотелось статьписателем. А стать писателем мне захотелосьпотому, что у меня была интересная жизнь и у менябыло о чем порассказать людям”.Напервый взгляд –неказистый такой человек. Оченьмолчаливый, замкнутый. Иные называли его“хмурым ворчуном”. Но что они знали, эти иные?Они, наверное, и книг-то его никогда не читали!

Как и многие знаменитые писатели, Николай Носовсначала сочинял сказки и рассказыпросто так –для своего маленького сынишки. А потом один свойрассказ, который назывался “Затейники”, он отнес в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. Этобылов 1938 году.

После удачного дебюта в печатипоявились другие книги Носова.

— А какие произведения этого писателя вы знаете?

-Ребята! А что объединяет практически все произведения Н.Носова?

(Они смешные, шуточные, главные персонажи – дети, написаны для детей – ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ.)

Выявление места и причины затруднения

Постановка учебной проблемы.

-А как называются смешные, веселые произведения?

— Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? (Подводящий вопрос.)

— От какого слова оно образовано? (ЮМОР.)

-А что такое юмор?

-Где мы можем взять определение данного понятия? (в словарях.)

— Перед вами Толковый словарь Ожегова, найдите лексическое значение этого слова.

Юмор –понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-либо.

Сообщение темы и постановка цели урока.

Решение анаграммы.

-Сегодня нам это понятие понадобится при изучении новой темы. Чтобы сформулировать тему урока, нам надо узнать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся. В конверте лежат буквы, они потеряли порядок. Составьте из них слово и поднимите руки. (Метро.)

Составление кластера.

-А что вы знаете про метро? Я хочу увидеть это при выполнении кластера, опирайтесь на свой жизненный опыт. Берем желтые листочки, посередине уже написано это слово, от него выводим лучи и записываем все слова, связанные с метро, все, что приходит в голову, ассоциируется с этим словом.

— Называем слова по очереди, если слово непонятное, поднимаем руку, товарищ вам объяснит.

-Ребята, вы правильно описали метро. Человек с давних времен стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле, взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, что стал передвигаться под землёй и чувствовать себя при этом комфортно. Так начиналась история метрополитена. Как вы уже сказали, в метро едут поезда, они останавливаются на станциях. Станции метро имеют свои названия, они красиво оформлены и освещены. На станцию обычно спускаются на эскалаторах – на лестницах, которые сами движутся. В метро ездить практичнее, так как там не бывает пробок, светофоров, часто ходят поезда, их скорость высокая, значит, быстро и без проблем добираешься до нужного места.

-Попробуйте обобщить все, о чем мы сейчас сказали, и сформулировать тему сегодняшнего урока. Начните с этого слова: Особенности…

-Тема нашего урока: Особенности юмористического рассказа Н.Носова «Метро».

-Какие цели перед собой поставим? (Мы должны определить, что такое юмористическое произведение.)

-Чтобы достичь поставленных целей, нужно поближе познакомиться с текстом.

Физминутка (двигательная).

«Открытие» нового знания.

Реализация построенного проекта(решение проблемы).

Чтение произведения (учитель начинает, остальные по цепочке).

— Прочитаем рассказ Н.Носова“Метро”и попытаемся определить,можно ли отнести произведение юмористическим. Почему?

Чтение с остановками:

— Что можете сказать о Москве?

— Предположите, что может дальше произойти.

— Как называется эта лестница?

— Представьте в этой ситуации себя. Что вы чувствуете?

— Какой выход из данной ситуации вы видите?

— Встреча с мамой! Какие эмоции преобладают?

— Какая особенность юмористического произведения четко выражается в этом эпизоде?

— Что означает слово «пошехонцы»? Где мы можем найти значение этого слова?  Прочитайте.

Проверка первичного восприятия текста.

Эмоционально-оценочная беседа.

-Можно ли рассказ отнести к юмористическим? Докажите.

  • Вызывает смех, лёгкую улыбку
  • Поднимает настроение
  • Высмеиваются недостатки

Физминутка (для глаз).

— Чтобы проверить понимание содержания,  мы сами зададим вопросы к тексту по РОМАШКЕ БЛУМА.

— Ребята, возьмите по одному лепестку от цветка. Какой вид вопроса на нём написан, вы готовите именно такой вопрос. Слова-помощники там написаны, воспользуйтесь ими, на обратной стороне написано первое слово, с которого надо начинать свое выступление. Даю вам полминуты, потом будем отвечать на вопросы товарищей.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Составление плана.

— Ребята, найдите в конверте пункты плана текста. Распределите их по порядку, по содержанию текста.

  1. В гостях у тёти Оли.
  2. Одни дома.
  3. Как интересно в метро.
  4. Заблудились.
  5. Поиски станции.
  6. Встреча.
  7. Пошехонцы.
  8. Ошибка тёти Оли.

— Проверьте, пожалуйста, свою работу по шаблону. Оцените движениями пальцев: всё правильно, легко и просто пальцы кверху, ничего неправильно – вниз, чуть-чуть ошибки – в бок.

Анализ произведения, выборочное чтение

— Вычитайте пословицы, которые использованы в рассказе.

Объяснение пословиц

В трех соснах заблудилисьзаплутать там, где легко найти дорогу, где трудно сбиться с пути, не уметь разобраться в чем-то простом, не найти выход из самого простого затруднения.

Искали рукавицы, а они за поясом–не суметь разобраться в простой ситуации, не увидеть очевидного  выхода, решения.

Над другим посмеёшься, над собой поплачешь–если ты над кем-то смеёшься, значит, и тебя поднимут на смех, ты сам тоже можешь совершить такую ошибку.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

-Какой совет дали бы ребятам?

-Чему учит нас это произведение? (Слушать старших, в неизвестных местах надо быть осторожным и внимательным.)

— Носов был серьёзным и внимательным человеком. Поэтому он спрятал ещё одну мысль между строк. Вы поняли, какой урок он нам дал? (Никогда не смейся над людьми. Надо с пониманием относиться к ошибкам других и не смеяться над ними.)

— Если человек сделал неправильно, надо признать свою ошибку и постараться исправиться. Главное – уметь отличать хорошее от плохого, некрасивый поступок товарищу простить, помочь ему впредь такого не совершать. А если вы ошиблись, старайтесь сразу исправить ошибку, постарайтесь стать лучше.

— Посоветуете ли вы друзьям прочитать это произведение? Почему?

Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Подведите итог своей работы. Продолжите предложения:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Домашняя работа.

— Прочитайте рассказ и нарисуйте иллюстрацию к произведению.

— Ребята, спасибо вам за урок, мне было очень приятно с вами проводить урок.

Отзыв о рассказе Носова «Метро»Главные герои рассказа Николая Носова «Метро» — два мальчика, которые вместе с мамой приехали в Москву, в гости к своей тете. Мама мальчиков и тетя Оля ушли в магазин, а ребятам стало скучно, и они решили покататься на метро.

Они дошли до ближайшей станции метро и спустились по лестнице на перрон. Там они сели в вагон и проехали пару остановок. Потом они вышли и увидели эскалатор, на котором стали кататься вверх и вниз.

Когда эскалатор надоел мальчикам, они решили вернуться домой. Сев в вагон, ребята проехали две остановки, но когда вышли на перрон, то поняли, что приехали не на ту станцию. Они снова сели в поезд и поехали в обратную сторону, но вскоре поняли, что не могут найти ту станцию, где спускались в метро.

Ребята решили ездить по всем станциям, чтобы найти свою. Они курсировали до тех пор, пока у них не начала кружиться голова. Один из мальчиков, Вовка, стал проситься наверх, и они поехали по эскалатору. И вдруг ребята увидели, как навстречу им спускается по другому эскалатору мама, а вместе с ней и тетя Оля. Они стали кричать маме, чтобы привлечь ее внимание.

Когда мальчики встретились с мамой и тетей, тетя стала недоумевать, как это они заблудились в метро, а потом предложила ехать домой. Все сели в вагон и поехали, причем тетя Оля всю дорогу подсмеивалась над мальчиками. Но вскоре выяснилось, что тетя Оля по ошибке села не в тот поезд и они ехали в другую сторону.

Пришлось пересаживаться на другой поезд и ехать обратно. Больше тетя Оля над мальчиками не смеялась.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Носова «Метро» заключается в том, что в незнакомых местах следует быть внимательным и осмотрительным, чтобы не заблудиться, как герои рассказа.

Рассказ Носова «Метро» учит с пониманием относиться к ошибкам других людей и не смеяться над ними. Тетя Оля подсмеивалась над мальчиками из-за того, что они заблудились в метро, а сама перепутала поезда и повезла гостей не в ту сторону.

В рассказе мне понравились главные герои, мальчики, приехавшие с мамой в Москву, которые не растерялись, когда поняли, что заблудились и стали искать выход из создавшейся ситуации. Ребята мне понравились и тем, что они не побоялись большой и сложной подземки, а стали её осваивать. Хорошо, что у них есть стремление к изучению нового.

Какие пословицы подходят к рассказу Носова «Метро»?

Искали рукавицы, а они за поясом.
В трех соснах заблудились.
Над другим посмеялся, над собой поплачешь.

Читательский дневник по рассказу «Метро» Николая Носова

Название произведения: «Метро».

Число страниц: 16.

Жанр произведения: рассказ.

Главные герои: мальчик, Вовка, мама, тётя Оля.

Второстепенные герои отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — сообразительный, находчивый и ловкий мальчик.

Добрый и отважный. Непослушный.

Вовка — младший брат рассказчика, трусливый и пугливый.

Боялся, что не выберется с метро.

Тётя Оля — добрая, весёлая.

Посмеялась над мальчишками и сама перепутала станции.

Мама — хорошая, милая, любящая.

Краткое содержание рассказа «Метро»

Герой с мамой и братом приезжает в Москву в гости к тёте Оле.

Взрослые уходят в магазин, а дети остаются одни.

Им становится скучно и они идут кататься в метро.

Ребята не могут найти свою станцию и катаются в разные стороны.

Они видят маму на эскалаторе и бегут к ней.

Они несколько раз едут на эскалаторе, а потом всё-таки встречаются.

Тётя Оля смеётся над мальчиками, но сама приезжает не на ту станцию.

Основная мысль рассказа «Метро»

Главная мысль произведения заключается в том, что в незнакомых местах нужно быть очень внимательным и осмотрительным, чтобы не заблудиться и не попасть в неприятности.

Основная идея рассказа в том, что маленькие дети не должны гулять по городу одни.

Чему учит произведение

Рассказ учит нас быть внимательными, осторожными.

Учит слушаться взрослых и не гулять одним.

Учит не терять надежды, искать, запоминать ориентиры.

Учит не смеяться над другими.

Краткий отзыв о произведении «Метро» для читательского дневника

Прочитав произведение, я подумала о том, что любой может заблудиться в большом городе и в этом нет ничего стыдного.

Герои поступили опрометчиво, отправившись кататься на метро, но они просто не знали, насколько много станций есть в Москве.

Они должны были дома ждать возвращения взрослы, но им захотелось приключений.

Они их получили и извлекли из этого урок.

Рассказ получился интересным и смешным.

Автору удалось показать, как нельзя себя вести, находясь в чужом городе.

Он показал к чему может привести непослушание.

Мне понравились мальчики, герои этого рассказа.

Они были любознательными и хотели проявить самостоятельность.

Но они не послушали взрослых и это плохо.

К их счастью, всё закончилось благополучно.

Я всем советую прочитать этот рассказ, и никогда не поступать так, как его герои.

Всегда нужно помнить о возможных последствиях и напрасно не рисковать жизнью.

Пословицы к произведению

  • В трёх соснах заблудились.
  • Искали рукавицы, а они за поясом.
  • Над другим посмеялся — над собой поплачешь.
  • Последний смех лучше первого.
  • Не смейся чужой беде — своя на гряде.

Ещё читательские дневники по произведениям Николая Носова:

  • «Бобик в гостях у Барбоса»
  • «Весёлая семейка»
  • «Витя Малеев в школе и дома»
  • «Дневник Коли Синицына»
  • «Живая шляпа»
  • «Затейники»
  • «Карасик»
  • «Мишкина каша»
  • «На горке»
  • «Незнайка в Солнечном городе»
  • «Незнайка на Луне»
  • «Огурцы»
  • «Приключение Незнайки и его друзей»
  • «Приключение Толи Клюквина»
  • «Тайна на дне колодца»
  • «Телефон»
  • «Тук-тук-тук»
  • «Фантазёры»
  • «Федина задача»
  • Краткая биография Николая Носова и презентация

Библиотека произведений автора пополняется.

Конспект урока литературного чтения для 4 класса по ФГОС. Н. Носов «Метро»

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: продолжить знакомство с творчеством Н. Носова; учить читать выразительно, прогнозировать содержание произведения, объяснять лексическое значение некоторых слов с помощью словаря учебника и толкового словаря, высказывать свое мнение, рассказывать о героях произведения, выражая свое отношение к ним, составлять план произведения, пересказывать текст подробно на основе плана; развивать память, речь.

Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), Умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику юмористических текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем главной мысли,

— ответы на вопросы учебника на основе художественного произведения, обсуждение в паре ответов на вопросы, доказательство своей точки зрения; личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину, ее историю, народ.

Оборудование: выставка книг Н. Носова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно загадку, отгадайте ее.

Многолюден, шумен, молод,

Под землей грохочет город.

А дома с народом тут

Вдоль по улицам бегут. (Метро.)

— Прочитайте, начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса.

— Прочитайте, начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса.

— Прочитайте, начиная медленно, постепенно ускоряя темп чтения.

— А сейчас наоборот, начиная быстро и постепенно замедляя темп чтения.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с утвердительной интонацией, с грустью, с радостью, сердито, выразительно).

III. Работа по теме урока

— Что помогло вам отгадать загадку?

— Как вы думаете, почему наш урок я начала с загадки о метро? (Предположения детей.)

— Прочитайте название произведения, которое будем изучать.

— Как вы считаете, о чем этот рассказ? (Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

С давних времен человек стремился покорить пространство. Сначала он освоился на земле. Потом осуществил мечту и взлетел в небо, переплыл океан. И однажды человек добился того, чтобы передвигаться под землей и чувствовать себя при этом комфортно. Так начиналась история метрополитена.

Как же устроено метро и кому первому пришла в голову идея прорыть тоннели под землей? Загадки про метро помогут нам найти ответы. Оказывается, еще древние люди — египтяне, греки, римляне, майя — умели строить и использовать подземные тоннели в своих, в основном религиозных, целях. Конечно, древний метрополитен существенно отличался от современного. Составы приводились в движение рабами, колеса долго оставались каменными.

Но и сегодняшнее метро не менее загадочно. Где ночуют поезда? Могут ли в метро быть пробки? Кто объявляет остановки в вагонах? Куда из-под ног уходят ступени эскалатора? Как может поезд пройти под рекой? Эти и другие загадки метро мы попробуем разгадать вместе.

(Чтение рассказа учителем.)

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

Пошехонец — простодушный человек, совершающий анекдотические глупости.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

(Самостоятельное чтение.)

Прочитайте рассказ самостоятельно. Подготовьтесь читать его по ролям. (Чтение по ролям.)

— Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Докажите.

— Дайте определение: «Юмористическое произведение — это…» Юмор — понимание комического, умение видеть и показывать

смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

— Были ли у вас подобные случаи? Расскажите.

VI. Рефлексия

— Что вы узнали на уроке?

— За что вы похвалили бы себя?

— Что у вас особенно хорошо получилось?

VII. Подведение итогов урока

— Как вы поняли смысл рассказа?

— Какие взаимоотношения были между героями произведения?

Домашнее задание

Читать рассказы Н. Носова.

Метро — читать онлайн бесплатно полную версию (весь текст целиком)

Метро — читать книгу онлайн бесплатно, автор Носов Николай Николаевич

Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве. В первый же день мама и тётя ушли в магазин, а нас с Вовкой оставили дома. Дали нам старый альбом с фотографиями, чтоб мы рассматривали. Ну, мы рассматривали, рассматривали, пока нам не надоело.

Вовка сказал:

— Мы так и Москву не увидим, если будем целый день дома сидеть!

Стали в окно глядеть. Напротив — станция метро.

Я говорю:

— Пойдём на метро покатаемся.

Пришли мы на станцию, взяли билеты и поехали под землёй.

Сначала показалось страшно, а потом ничего, интересно. Проехали две остановки, вылезли.

«Осмотрим, — думаем, — станцию — и назад».

Стали осматривать станцию, а там лестница движется. Люди по ней вверх и вниз едут. Стали и мы кататься: вверх и вниз, вверх и вниз… Ходить совсем не надо, лестница сама возит.

Накатались по лестнице, сели на поезд и поехали обратно. Слезли через две остановки, смотрим — не наша станция!

— Наверно, мы не в ту сторону поехали, — говорит Вовка.

Сели мы на другой поезд, поехали в обратную сторону.

Приезжаем — опять не наша станция!

— Надо спросить кого-нибудь, — говорит Вовка.

— А как же ты спросишь? Ты знаешь, на какой станции мы садились?

— Нет. А ты?

— Я тоже не знаю.

— Давай ездить по всем станциям, может, отыщем как-нибудь, — говорит Вовка.

Стали мы ездить по станциям. Ездили, ездили, даже голова закружилась.

Вовка стал хныкать:

— Пойдём отсюда!

— Куда же мы пойдём?

— Всё равно куда! Я наверх хочу.

— А что тебе наверху делать?

— Не хочу под землёй!

И начал — реветь.

— Не надо, — говорю, — плакать. В милицию заберут.

— Пусть забирают! Э-э-э!..

— Ну, пойдём, пойдём, — говорю. — Не реви только. Вон милиционер уже смотрит на нас!

Схватил его за руку — и скорей на лестницу. Поехали вверх. «Куда же нас вывезет? — думаю. — Что теперь с нами будет?»

Вдруг смотрим — навстречу нам мама с тётей Олей по другой лестнице едут. Я как закричу:

— Мама!

Они увидели нас и кричат:

— Что вы здесь делаете?

А мы кричим:

— Мы никак выбраться отсюда не можем!

Больше ничего крикнуть не успели: нас лестница вверх утащила, а их вниз. Приехали мы наверх — и скорей по другой лестнице вниз, за ними вдогонку. Вдруг смотрим — а они снова навстречу едут! Увидели нас и кричат:

— Куда же вы? Почему нас не подождали?

— А мы за вами поехали!

Приезжаем вниз. Я говорю Вовке:

— Подождём. Они сейчас к нам приедут.

Ждали мы, ждали, а их всё нет и нет.

— Наверно, они нас ждут, — говорит Вовка. — Поедем.

Только поехали, а они снова навстречу.

— Мы вас ждали, ждали!.. — кричат.

А вокруг все хохочут.

Приехали мы снова наверх — и опять поскорей вниз. Поймали наконец их. Мама начала бранить нас за то, что ушли без спросу, а мы стали рассказывать, как потеряли станцию. Тётя говорит:

— Не понимаю, как это вы потеряли станцию? Я тут каждый день езжу, а ещё ни разу станцию не потеряла. Ну, поедем домой.

Сели мы на поезд. Поехали.

— Эх вы, пошехонцы! — говорит тётя. — Искали рукавицы, а они за поясом. В трёх соснах заблудились. Потеряли станцию!

И вот так всю дорогу смеялась над нами.

Приезжаем на станцию, тётя посмотрела вокруг и говорит:

— Тьфу! Совсем вы меня запутали! Нам на Арбат надо, а мы на Курский вокзал приехали. Не в ту сторону сели.

Пересели мы на другой поезд и поехали обратно. И тётя уже больше не смеялась над нами. И пошехонцами не называла.

  • Кто такие положительные герои сказки
  • Кто такие настоящие друзья сочинение
  • Кто такие молчалины сочинение
  • Кто такие марфы в рассказе служанки
  • Кто такие мальчики сочинение