Кто такие волонтеры и чем они занимаются рассказ для детей

Волонтеры и дети

Что за волонтеры такие?

В переводе с французского языка
волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и
важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста.
Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание,
что поступил хорошо, помог кому-то.

Добрые, бескорыстные люди всегда
были и есть, но официально волонтерство возникло, когда был основан Красный
Крест – организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой
мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам.

Сейчас по всему миру насчитывается
более 100 миллионов волонтеров. Фактически, конечно, больше – ведь есть такие,
кто занимается волонтерством самостоятельно, воплощает собственные идеи. Еще
немного статистики: каждый 2-й житель Норвегии, Люксембурга и Камеруна –
волонтер, в России – каждый 10-й.

Кстати, в России волонтерство
существует давно, только раньше оно называлось иначе: в рамках православной
религии всегда приветствовалась помощь нуждающимся, в советское время (когда
наша страна называлась СССР) волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы,
участники обществ охраны природы.

Чем занимаются
волонтеры

Совершать добрые и нужные поступки
можно по-разному. Так и волонтерство бывает разное.

Спортивное или
событийное

Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий
(например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных
праздников и событий.

Военно-патриотическое

Волонтеры сопровождают шествия
«Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам
войны.

Культурное
(культурно-просветительское)

Работа волонтеров связана с
сохранением памятников, обустройством туристических и краеведческих маршрутов.
Разновидность культурного волонтерства – арт-волонтерство, когда творческие
люди делятся навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например,
организуют обучение или проводят концерты.

Забота о животных

Волонтеры ухаживают за бездомными
животными, благоустраивают приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие
виды и др.

Экологическое

Включает работу в заповедниках,
парках, лесах, заботу об окружающей территории, организацию субботников,
раздельного сбора мусора и т.п.

Образовательное

Волонтеры проводят занятия
дополнительного образования (спортивные, по рисованию, английскому языку и
другим полезным внешкольным предметам) для детей и взрослых.

Социальное

Это самый распространенный вид
волонтерства. Сюда относится уход за престарелыми людьми, помощь в больницах,
детских домах, пунктах помощи бездомным, ликвидация последствий стихийных
бедствий (например, помощь пострадавшим от ураганов, землетрясений,
наводнений).

Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть
такое, в котором участвуют пожилые люди.

Зачем становиться
волонтером

Есть много причин стать
волонтером, и у большинства людей причины разные, например:

  • стремление совершать добрые дела, делать жизнь чуть
    лучше4
  • желание развить профессиональные навыки, получить опыт,
    который пригодится в будущей карьере;
  • интерес к чему-то новому, к новым занятиям и
    активностям;
  • получение положительных эмоций, удовлетворения;
  • решение важных для человечества проблем (например,
    проблем экологических);
  • расширение круга друзей и знакомых – общие дела
    объединяют людей.

Для людей старшего возраста
волонтерство – это возможность и способ делиться опытом, передавать свои знания
и умения.

Как стать
волонтером

Выбирая направление волонтерства,
важно помнить: делай то, что нравится – иначе результата не будет.

Сначала необходимо узнать как
можно больше о вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию
можно найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также
сайт Добровольцы России. В крупных городах
организованы занятия для будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров.

Важные качества
волонтеров

Каждый человек может стать
волонтером – вне зависимости от пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде
важно выработать такие качества характера, как:

  • щедрость, то есть готовность дарить свои силы, внимание
    и время людям и значимым проектам;
  • способность быстро учиться;
  • психологическая устойчивость;
  • ответственность.

А что дети?

В последнее время все активнее
развивается Российское движение школьников, которое в том числе занимается
волонтерством. Дети сажают деревья, помогают пожилым людям, участвуют в
субботниках, мастерят скворечники.

Даже если ребенок еще не ходит в
школу, он может стать волонтером: поучаствовать в благотворительном концерте
или экологическом субботнике. И конечно, ребенку по силам стать «помощником
волонтера» – мамы или папы.

Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.

Обоснование выбора темы: В России с каждым годом создаются новые волонтерские организации. Они разрабатывают множество интересных проектов и программ для нуждающихся. Кто такие волонтеры? Чем занимаются эти организации, и кто в них может работать?

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: учащиеся 2-4 классов (8-10 лет).

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность): Мероприятие направлено на достижение личностных результатов, предусмотренных ФГОС НОО, в первую очередь на формирование у младших школьников нравственно-этической ориентации, воспитание таких качеств как доброта, милосердие, отзывчивость, способность к состраданию, желание помогать другим людям, участвовать в полезной для общества деятельности. Проводится как внеурочное занятие, практическое применение находит во внеклассной деятельности, выходит за рамки школы в социум.

Цель мероприятия: дать представление о волонтерах и волонтерском движении, формировать позитивное отношение на добровольческую деятельность.

Задачи:

  • познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;
  • определить сферу волонтерской и общественно полезной деятельности для детей;
  • формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;
  • способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков.

Планируемые результаты: достижение личностных результатов учащихся, практическое применение сформированных качеств в повседневной жизни.

Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора: Занятие проводится в форме классного часа. Это позволяет познакомить детей с новыми понятиями, историей волонтерского движения и деятельностью современных волонтерских организаций. Учащиеся включаются в различные виды деятельности, могут быть максимально активны.

Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов: Используется ИКТ, дискуссия, решение практических задач, творческая и игровая деятельность, прием художественного чтения, тестирование.

Описание этапов подготовки и проведения мероприятия:

  • поиск и отбор нужной информации;
  • создание презентации;
  • подготовка фотовыставки «Мы – волонтеры!». Оформление класса;
  • подготовка выступающих учащихся;
  • выборы оргкомитета для проведения благотворительной акции, распределение поручений (написать объявление, написать письмо, сбор гостинцев, отправка по почте, привлечение родителей);
  • назначение участников и ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия (приготовить листочки бумаги для каждого ученика);
  • составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия.

Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: Компьютер, интерактивная доска, бумага, ручки, музыкальный фрагмент из мультфильма.

Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей: Использовать при проведении благотворительных акций.

Ход классного часа

Слайд 1. Титульный лист

Слайд 2. Притча о милосердии «Морская звезда» (Читает учитель)

Однажды старец гулял по морскому берегу и вдруг заметил мальчика, поднимавшего что-то с песка и бросавшего в море. Когда он подошел поближе то увидел, что тот берет с песка морские звезды, выкинутые на берег недавним штормом и бросает их обратно. Морские звезды окружали его со всех сторон, весь берег был буквально усеян ими на несколько сотен метров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил он мальчика, подходя ближе.

— Прилив начнется только завтра утром, но если они останутся на берегу до завтрашнего утра, то скорее всего погибнут, — ответил малыш, не прерывая своего занятия.

— Но оглянись и посмотри вокруг, на берег выкинуты тысячи морских звезд, неужели ты полагаешь, что можешь что-то изменить своими действиями?

Мальчик поднял следующую морскую звезду и бросив ее в море произнес:

— Да, я смогу изменить очень многое … для этой звезды!

Старец ничего не сказал в ответ, отошел в сторону и подумал. Ведь наша жизнь состоит из мелочей, и очень редко появляется возможность сделать сразу очень много хорошего. Тот, кто ждет возможности совершить сразу многое, никогда ничего не сделает.

Учитель:

— Что может изменить мальчик для этой звезды?

— Что получит мальчик для себя, спасая жизнь морской звезде?

— В каких словах заключается мудрость этой притчи?

Сделаем вывод: Помогая другим, мы сами делаем себя лучше, добрее

Учитель: Сегодня мы поговорим о людях, которые делают добрые дела, помогая другим людям.

Просмотр презентации «Кто такие волонтеры?»

Слайд 3. В переводе с французского «волонтёр» означает «доброволец». Волонтёр – это человек, который выполняет общественно значимую работу на безвозмездной основе. Вознаграждением за труд волонтёров становится признательность и благодарность людей.

Слайд 4. 2018 год Указом Президента РФ объявлен Годом волонтера.

5 декабря – Международный день добровольца (волонтера).

Слайд 5. История волонтерства, благотворительности, бескорыстной помощи нуждающимся, не короче истории самого человечества. Особенную актуальность эти идеи получили в связи с распространением христианства, где заповедь о милосердии, о любви к ближнему является одной из центральных. «Человек всего более должен учиться милосердию, потому что оно то и делает его человеком.» (Святитель Иоанн Златоуст).

Милосердие — это сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку;

Слайд 6. После Крещения Руси в 988 году безвозмездная помощь и труд в монастырях стали традицией.

Слайд 7. Примерно в то же время началась помощь обездоленным. Инициатором стал князь Владимир Святославович. Его велением малоимущие могли приходить на княжий двор и получать пропитание и денежное довольство. Также при Владимире были созданы первые больницы, богадельни и приюты для детей-сирот, где люди трудились и помогали абсолютно бескорыстно.

Слайд 8. Безвозмездной помощью нуждающимся занимались не только князья и другие обеспеченные люди, но и обычные деревенские жители. Например, тогда были распространены — обряды коллективной помощи при строительстве домов погорельцам и в совместной уборке урожая.

Слайд 9. При Петре I появляется уже государственная политика в области защиты сирот и детей. Дело Петра продолжила Екатерина II. При императрице появились так называемые сиротские дома. В конце 1870-х годов появились первые в мире сестры милосердия. Это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров получило название Красный Крест.

Слайд 10. Одним из самых ярких и высокопоставленных волонтеров стала императрица Александра Федоровна, супруга императора Николая II. Во время Первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре великие княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь.

Слайд 11. В советское время после публикации повести А.П.Гайдара «Тимур и его команда» буквально все ребята загорелись желанием делать добрые дела, началось массовое детское движение. Лозунг этих ребят: «Сделай что-нибудь хорошее».

Слайд 12. В наше время волонтерская деятельность имеет разные направления.: социальное, экологическое, культурное, спортивное, медиаволонтерство, донорство, событийное, волонтерство общественной безопасности.

Слайд 13-14. Учащиеся рассказывают о деятельности волонтеров

Ученик 1. Волонтёры — это люди, которые создают приюты для бездомных животных.

Ученик 2. Волонтёры трудятся в больницах и социальных учреждениях, помогают старикам и больным детям в хосписах.

Ученик 3. Готовы сутками искать пропавших людей.

Ученик 4. Оказывают посильную помощь пострадавшим в стихийных бедствиях.

Ученик 5. Волонтёры «Победы» заботятся о ветеранах, восстанавливают имена погибших солдат, ухаживают за памятниками героям Великой Отечественной.

Ученик 6. Устраивают благотворительные концерты и театральные выступления; экологические марши, уборку мусора и загрязнений.

Ученик 7. Сохраняют природу и наши памятники культуры, нашу культуру.

Ученик 8. Занимаются пропагандой здорового образа жизни.

Ученик 9. Помогают в проведении крупнейших международных мероприятий. На Олимпиаду в Сочи в 2014 году приехало примерно 25 000 волонтеров. Главное для них—это возможность внести небольшой вклад в историю Олимпиады в Сочи, помочь показать Россию с хорошей стороны.

Ученик 10. Волонтеры Всемирного фестиваля молодежи и студентов впервые собрались в Сочи вместе, чтобы произнести клятву добровольца. Хором из 5 тыс. голосов представители всех 85 регионов России пообещали помогать участникам и гостям молодежного форума, быть единой командой и не бояться трудностей. «Улыбаться при любой погоде, клянемся! Дарить радость гостям и участникам фестиваля, клянемся!», —строки из клятвы волонтеров. Себя они называют одной большой волонтёрской семьей, потому что их объединяет общая цель — нести добро людям.

Слайд 15. Волонтеры должны придерживаться следующих принципов:

Учащиеся читают принципы волонтеров

Ученик 1. Всегда уважать права, достоинства, национальные и культурные особенности других людей.

Ученик 2. Пропаганда здорового образа жизни.

Ученик 3. Всегда проявлять доброжелательность. Нельзя употреблять слова и выражения, которые могут обидеть или навредить другому человеку.

Ученик 4. Волонтерство – это законный путь участия в жизни общества.

Ученик 5. Волонтер всегда имеет право выбора.

Отличить волонтеров очень легко. Обычно они носят одежду, головные уборы с символикой волонтерской организации. Стать волонтером может каждый, достигший 14 лет. До этого вы можете принимать участие в волонтерском движении со взрослыми.

Учитель: А теперь проверим свои знания.

Тест

1. Кто такие волонтеры?
А) добровольцы
Б) помощники
В) активисты

2. Какое детское движение стало основой для волонтерской деятельности?
А). «Тимуровское движение»
Б) «Юные инспекторы дорожного движения»
В) «Юные пожарные»

3. Международный день волонтерства отмечается:
А) 5 апреля
Б) 5 сентября
Г) 5 декабря

4. Зарождение благотворительной помощи в России произошло при:
А) Петре Первом
Б) князе Владимире Святославиче
В) Екатерине II

5. Что можно считать вознаграждением за труд волонтеров?
А) конфеты
Б) благодарность
В) признательность
Г) деньги

Физминутка.

Нам пора передохнуть,
Потянуться и вздохнуть.
Покрутили головой,
И усталость вся долой!
Раз-два-три-четыре-пять,
Шею надо разминать.
Встали ровно, наклонились.
Раз – вперед, а два – назад.
Потянулись. Распрямились.
Повторяем все подряд.
А потом мы приседаем.
Это важно, сами знаем.
Мы колени разминаем,
Наши ноги упражняем.

Звучит музыкальный фрагмент из мультфильма «Крокодил Гена»

Кто людям помогает,
Тот тратит время зря!
Хорошими делами прославиться нельзя!»

Учитель: Ребята, вы узнали этого героя? (крыса Лариска)

Какие дела она совершала? Можете назвать их? (плохие)

А вы согласны, что хорошими делами прославиться нельзя?

Учитель: У меня для вас есть хорошее стихотворение. Его расскажут вам наши ребята (Выходят дети с атрибутами волонтеров)

1 ученик:

Кто людям помогает – не тратит время зря,
Прекрасными делами наполнится Земля!

2 ученик:

Свободные минуты вы отдаете всем,
Кто в помощи нуждается, не требуя взамен

3 ученик:

Ни золота, ни денег, ни славы, ни любви.
Наш выбор несомненен – да, волонтеры мы!

Игра «Волшебная палочка»

Учитель: Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только пять. (Список желаний на слайде)

  • Быть человеком, которого любят
  • Иметь много денег
  • Иметь самый современный компьютер
  • Иметь верного друга
  • Мне важно здоровье родителей
  • Иметь возможность многими командовать
  • Иметь много слуг и ими распоряжаться
  • Иметь доброе сердце
  • Уметь сочувствовать и помогать другим людям
  • Иметь то, чего у других никогда не будет

Учитель: Ответьте сами себе на вопрос: Готов ли ты стать волонтером?

(Дети отмечают себе на листочках номера выбранных ответов.)

Номера отрицательных ответов: № 2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов – готов быть волонтером!

Дискуссия по обсуждению жизненных ситуаций

(Дети делятся на группы. Каждая группа обсуждает ситуацию и обменивается карточками. Затем переходим к общему обсуждению. Ситуации появляются на экране).

Ситуация 1.

Проанализируйте ситуацию и скажите, по каким мотивам
совершалось доброе дело.
Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как
старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он
подошёл к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и
было ему не по пути.

Ситуация 2.

Ученик хорошо и активно работал на уроке, но учитель почему-то не
поставил ему никакой отметки. Это вызвало у школьника возмущение,
— Что же это я, даром трудился, что ли? Больше ничего делать не
буду. Старался, старался, а что за это получил? Ничего!

Как вы думаете, сможет ли этот мальчик делать добро просто так?

Ситуация 3.

Пришёл Вадик утром в школу и сразу же сообщил детям: «А я маме помогал». Когда появился его друг Вася, он и ему сказал: «А я маме помогал». Немного позже ещё и учителю похвалился: «Я маме помогал. Она меня похвалила». Хорошо ли всем рассказывать о своих хороших делах? Можно ли назвать мальчика скромным? Как называют тех, кто так делает?

Ситуация 4.

Костя сделал скворечник и позвал Вову.

  • Посмотри, какой птичий домик я сделал. Вовка присел на корточки.
  • Ой какой! Совсем настоящий! С крылечком!
  • Знаешь что, Костя, — робко сказал он, — сделай и мне такой, А я тебе за это планер сделаю.
  • Ладно, — согласился Костя. — Только давай ни за то и ни за это, а просто так: ты мне сделаешь планер, а я тебе скворечник. (В.Осеева)

Разберитесь, кто из мальчиков прав и почему?

Учитель: Всегда народ ценил в человеке доброту и милосердие, и об сложено немало пословиц.

На карточках задание: Составить пословицы о доброте и милосердии, соединив их части (работа в группах):

Добро помни, а

Добром и платят

Милостивому человеку

Сила, могущая защитить то, что беззащитно.

Худо тому, кто

Злое калечит

За добро

И Бог тебя увидит

Добро творить —

И Бог подает

Доброе сердце

Добра не делает никому

Доброе слово лечит, а

Себя веселить

Доброго чтут, а

О чужой беде болит

Милосердие — это

Злого не жалуют

Не откажи убогому, не откажи бедному, не откажи больному –

Зло забывай

Проявление инициативы по выбору деятельности. Украшаем Дерево Добрых Дел. (Дети выбирают карточку и приклеивают ее на символическое дерево на доску магнитиками.)

Дерево Добрых Дел

Акция «Соберем ребенка в школу». Сбор школьных принадлежностей для детей-сирот.

Акция «Сухая попа». Покупка памперсов для малышей из Дома малютки.

Акция «Солнышко в ладонях». Сбор апельсинов к Новому году детям, находящимся в больнице.

Акция «Подари книгу». Дарим книги школьной библиотеке.

Акция «Чистая вода ветеранам». Приносим чистую воду из родника.

Акция «Корм для братьев наших меньших»

Акция «Да будет свет!» Сбор электрических лампочек для ветеранов.

Акция «Сбережем дерево». Сбор макулатуры

Акция «Письмо солдату». Собрать посылку к Дню защитника отечества.

Акция «Забота о птицах». Делаем кормушки для птиц.

Акция «Мы благодарны вам, ветераны!». Поздравление ветеранов. Посильная помощь им.

Акция «Уборка школьного двора». Пишем объявление: «Приходите на субботник, дорог каждый нам работник»

Акция «Встреча пернатых друзей». Изготовление скворечников.

Сбор посылки для детей сирот.

Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал детей. Как хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте мы с вами сейчас сделаем одно общее дело: из всего, что вы сегодня принесли, мы соберем посылки для детей-сирот из Дома малютки, а также детям, которые находятся в больнице. (дети собирают посылку) (Приложение 1)

Сделаем памятные фотографии для пополнения нашей Книги Добрых Дел.

Источники информации

  1. https://vk.com/topic-74824465_31666943
  2. sn.ria.ru/20180828/1527202821.html
  3. fb.ru/article/382264/volonterstvo-istoriya-vozniknoveniya-i-stanovleniya-meropriyatiya-volonterskogo-dvijeniya
  4. obrazovaka.ru/istoriya/kreschenie-rusi-kratko.html#ixzz5eTjoDwmB
  5. son-net.info/wp-content/uploads/2016/06/151-морально-этическая-задача-ситуативного-характера-для-младших-школьников.doc
  6. урок.рф/library/viktorina_den_volontera_140428.html

Конспект
НОД по теме «Кто такие волонтёры?»

Возраст: подготовительная
группа.

Цель:
сформировать у детей представление о волонтёрском движении, о его основных
направлениях, о его значении в жизни социума.

Задачи:

  
Образовательные:
познакомить детей с основными понятиями волонтёрской
деятельности;
совершенствовать коммуникативные навыки, побуждать детей
сравнивать, обобщать, учить подбирать слова-синонимы, учить оценивать и
называть положительных и отрицательных героев сказок.

   Развивающие:
развивать речь детей, логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику;
формировать
у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.

  
Воспитательные: воспитывать добрые чувства к окружающим людям, природе; помочь
понять, что все нуждаются в любви и внимании, приобщать к элементарным
общепринятым нравственным правилам и нормам поведения.

Ход НОД:

Воспитатель: Здравствуйте,
ребята. Какой сегодня хороший день! Чтобы и наше настроение было хорошим, давайте
встанем в круг, возьмемся за руки и передадим друг другу искорку тепла, что
живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам из ладошки в ладошку
переходит доброта.

Друзья,
за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнемся.
Мы собрались в этот круг —
Рядом доброта вокруг.
Разлилась волна добра —          
  
В каждом пусть живет она.

  
Садитесь на свои места.

   Тема нашего занятия сегодня звучит так: «Кто такие волонтеры?».

Сегодня мы с вами поговорим о волонтерах, какую помощь приносят
волонтеры в нашей жизни. Узнаем о примерах бескорыстия и доброты отдельных
людей, которые вызывают большое уважение и являются примером подражания в нашей
жизни.

   Скажите мне ребята, про какие поступки можно
сказать, что они добрые? (Дети отвечают на вопрос).

  Ребята, вы любите сказки? В сказках встречаются добрые
и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру: я буду называть сказочного
героя, а вы будете определять добрый он или злой.

Игра «Добрый герой или злой?»

Воспитатель:  Если персонаж добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если
злой – топаете ножками.

ü Иван – Царевич,

ü Кощей Бессмертный,

ü золотая рыбка,

ü Дюймовочка,

ü Красная Шапочка,

ü гуси–лебеди,

ü Баба–Яга,

ü колобок,

ü Серый волк,

ü кот в сапогах,

ü Белоснежка,

ü колдунья,

ü фея,

ü Золушка.
   А вы знаете, кто такие волонтеры?
(Ответы детей.) Это люди, которые делают добрые и важные дела без оплаты,
помогают другим людям (детям, больным, старикам) или животным, оказавшимся в
трудной ситуации. Волонтёра ещё называют добровольцем. Волонтёр
всегда готов
прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.

   Быть волонтером, добровольцем,
ребята, очень хорошо и почетно. Про таких людей написано вот такое
стихотворение:

Спасибо, скажем волонтёрам.
Им стоит просто поклониться,
Не прибегая к разговорам,

Они идут добром делиться.
Они свой труд отдать и время
Готовы там, где всех нужнее,
Ведь помощь людям им не бремя,
А мир становится добрее.

   Совершать
добрые и нужные поступки можно по-разному.

Чем
занимаются волонтеры?

Спортивное
или событийное волонтёрство
. Волонтеры помогают в организации
спортивных мероприятий (например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по
футболу), а также важных праздников и событий.

Военно-патриотическое
волонтёрство.

Волонтеры сопровождают шествия «Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают
Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.

Культурное
волонтёрство
.
Волонтёры помогают сохранять памятники, организуют обучение и проводят концерты
с инвалидами, детьми, стариками.

Забота о
животных.

Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают приюты, стремятся
сохранить вымирающие или редкие виды и др.

Экологическое
волонтёрство.

Волонтёры берут на себя работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об
окружающей территории, организацию субботников, сбора мусора и т.п.

Образовательное
волонтёрство
.
Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные, по
рисованию, английскому языку и другим предметам) для детей и взрослых.

Социальное
волонтёрство
.
Сюда относится уход за престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах,
пунктах помощи бездомным и пострадавшим от чего либо.

Зачем
становиться волонтером?

Есть много причин стать
волонтером:

— стремление
совершать добрые дела, делать жизнь чуть лучше,

— получение
положительных эмоций, удовлетворения;

— решение важных
для всех людей проблем (например, проблем экологических).

Для людей старшего
возраста волонтерство – это возможность и способ делиться опытом, передавать
свои знания и умения.

Как стать
волонтером?

Каждый человек
может стать волонтером – вне зависимости от пола и возраста. Но прежде важно
выработать у себя такие качества характера, как:

— щедрость, то
есть готовность дарить свои силы, внимание и время другим людям;

— способность
быстро учиться;

— ответственность.

  А что дети? В
последнее время все активнее развивается Российское движение школьников,
которое в том числе занимается волонтерством. Дети сажают деревья, помогают
пожилым людям, участвуют в субботниках, мастерят скворечники. Даже если ребенок
еще не ходит в школу, он может стать волонтером: поучаствовать в
благотворительном концерте или экологическом субботнике. И конечно, ребенку по
силам стать «помощником волонтера» – мамы или папы.

   Я думаю, что каждый из вас понял, кто
такой волонтер. И в этом я вам предлагаю убедиться прямо сейчас. Итак, если вы
думаете, что моё высказывание верно, то хлопайте в ладоши, если я говорю
неправду – молчите.

Игра «Если это правда, то хлопай в
ладоши»

— у волонтера должен быть богатый запас
слов поддержки и одобрения для людей,

— доброволец помогает людям за деньги,

— волонтер не ждет слов одобрения своей
работы,

— доброволец не держит злобы,

— доброволец убивает бездомных собак и
кошек,

— волонтёр помогает другому человеку по
своему желанию,

— волонтёр проявляет толерантность к
мнению других людей,

— волонтёр должен быть доброжелательным,

— доброволец должен быть терпеливым,
корректным, тактичным.

   Ребята, а вы захотели стать
волонтёрами? (Ответы детей.) Тогда познакомьтесь с правилами добровольца.

Правила волонтёра:

1.     Если
ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.

2.     Уважай
мнение других!

3.     Обещаешь
– сделай!

4.     Не
умеешь – научись!

5.     Будь
настойчив в достижении целей!

6.     Веди
здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.

 
Обведи и вырежи свою ладошку.

Воспитатель:
У вас на столе листы цветной бумаги, карандаши и ножницы. Обведите свои ладошки
на бумаге и вырежьте их.

   А
теперь я напишу на них, какими же качествами должен обладать волонтёр. Какие же
качества души волонтёра согревают нас своим теплом? Давайте, ещё раз назовём
эти качества. (Дети называют, воспитатель пишет. Это могут быть: любовь,
милосердие, бескорыстие, сострадание, великодушие, благодарность, нежность,
скромность, уважение, сочувствие.)

— Я
все ваши ладошки прикреплю к веселому, теплому солнышку. (Лучики
прикрепляются к солнышку.)

— Вот
как выглядит наша доброта. Посмотрите, сколько у неё лучиков! Доброта согревает
всех, передается от человека к человеку, от человека к животным и растениям.
Вспомните, как мы передавали свое добро друг другу в начале занятия.

   Так давайте ребята, будем делать больше добрых дел. Для
начала по отношению к своим близким и друзьям. Будем сами, без подсказки
помогать маме, играть с младшими братьями и сестрами, делиться с друзьями
своими игрушками, сохранять в чистоте свой дом и окружающий мир!

Слайд 1

Кто такие волонтеры?

Слайд 2

Ребята, вы, наверное, слышали, что президент нашей страны Владимир Путин объявил 2018 год – годом добровольца и волонтера. Давайте выясним, кто такие волонтеры и что они делают?

Слайд 3

Волонтеры – люди, которые помогают тем, кто оказался в трудной ситуации. Это помощь бесплатная, из добрых чувств.

Слайд 4

Ребята, давайте послушаем одну песенку.

Слайд 5

Как вы думаете, что такое добро? Какие поступки можно назвать добрыми?

Слайд 6

Игра «Сундучок добрых дел» Сейчас в этот сундучок мы будем складывать ваши добрые поступки. Вспомните какие добрые дела вы сделали за последние 2 недели в детском саду, дома, на улице, в общественных местах, на природе? сундучок добрых дел

Слайд 7

Что делают волонтеры? Волонтеры и добровольцы помогают: Детям Пожилым Инвалидам Ветеранам Животным Волонтеры и добровольцы: Охраняют памятники Спасают людей Участвуют в организации спортивных, культурных, экологических и др. мероприятиях.

Слайд 8

Помощь детям В помощи нуждаются дети-сироты, которые остались без родителей; тяжело-больные дети; дети-инвалиды; дети, которые живут в бедности. Как ты можешь помочь? Собрать вещи и игрушки из которых ты вырос, а родители отвезут их в фонд помощи. Активно участвовать в благотворительных акциях, концертах, мероприятиях для нуждающихся детей.

Слайд 9

Помощь пожилым, инвалидам, ветеранам В помощи нуждаются пожилые люди, инвалиды – люди с ограниченными возможностями, ветераны – участники Великой Отечественной Войны и других войн. Как ты можешь помочь? Дарить подарки, сделанные своими руками. Участвовать в арт-волонтерстве, когда творческие люди делятся своим талантом, обучают пожилых, инвалидов, ветеранов. Участвовать в мероприятиях, направленных на освоении современных технологий пожилыми людьми (планшет, смартфон, компьютер, интернет). Участвовать в благотворительных концертах.

Слайд 10

Помощь животным В помощи нуждаются многие бездомные животные. Для них волонтеры устраивают питомники, собирают деньги на корм, стараются найти хозяев. Дикие животные нуждаются также в защите. Они страдают от загрязнения окружающей среды, браконьерства, вырубки лесов. Добровольцы работают в лесопарках, организовывают субботники по уборке и сортировке мусора, очистки лесов и рек и многое другое. Как ты можешь помочь? Сажать деревья и кустарники. Участвовать в субботниках, сортировать мусор, правильно утилизировать батарейки. Собирать макулатуру. Экономить дома электричество и воду. Мастерить кормушки для птиц и зверей, подкармливать их зимой. Беречь природу. Твоя семья может взять шефство над животным в Зоопарке, это тоже вид волонтерства.

Слайд 11

Давайте послушаем стихотворение Йоанны Бернер: Я – волонтер и Ты – волонтер! Я – волонтер и Ты – волонтер! Раскинем над миром счастья шатер. Вместе с тобою мы сможем все! Поможем природу восстановить, Покажем ребенку, как правильно жить. Научим детей мы играть, рисовать, Покажем, как правильно надо писать. Ты – волонтер и Я – волонтер! Раскроем над миром дружбы шатер! Поможем медбрату больного лечить, Покажем ребятам, как надо любить Друзей и родных, свой край и страну, Весь мир, а не только гордыню свою! Научим мы старших всегда уважать И добрым словом их слух ублажать. Я – волонтер и Ты – волонтер! Раскроем над миром мы света шатер! Вместе наполним мы радостью дом! За руку крепко ребенка возьмем, В беде и невзгодах не подведем! Ведь Ты – волонтер и Я – волонтер! Любое несчастье переживем! Должны мы лишь в мир этот радость нести, И в трудной дороге не подвести!

Слайд 12

Игра «Какой волонтер?» ДОБРЫЙ ОТЗЫВЧИВЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЗАБОТЛИВЫЙ СЕРДЕЧНЫЙ БЕСКОРЫСТНЫЙ

Слайд 13

Давайте вспомним сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Отрывая лепестки цветика, девочка Женя могла загадывать желание и оно исполнялось. Первым желанием Жени было оказаться дома с бубликами, второе – склеить разбитую вазу, третье – оказаться на северном полюсе, четвертое – посадить белого медведя в клетку, пятое – много игрушек, шестое – вернуть игрушки в магазин, седьмое – чтобы мальчик Витя был здоров. Как вы думаете какие из семи желаний Жени будут добрыми поступками?

Слайд 14

Ребята, вы хотели бы стать волонтерами? Молодцы! А начать можно вот с чего: будьте добры с теми, кто вас окружает: позаботьтесь о младшей сестричке или братишке, помогите маме или папе по хозяйству, покормите домашних животных, помогите воспитателям накрыть на стол или убрать с него, уступите пожилому человеку место в транспорте, и просто… улыбнитесь.

Слайд 15

Символ волонтеров Ребята, а теперь я предлагаю вам изготовить символ волонтерского движения – открытую ладонь и сердце. Возьмите лист цветной бумаги, положите на него вашу ладонь и обведите. Вырежьте получившийся силуэт. На красной бумаге нарисуйте сердечко, вырежьте и наклейте его на руку. Символ волонтеров готов.

Слайд 16

Каждый волонтер – настоящий герой! Волонтеры очень хотят сделать мир лучше и добрее!!! Спешите делать добро!

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних

«Гармония»

Беседа

«Кто такие волонтеры?»

Подготовила:

специалист по реабилитационной

работе в социальной сфере

Осипова О.С.

Цель: сформировать у несовершеннолетних представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума.

Задачи:

  • познакомить детей с основными понятиями волонтерской деятельности;

  • рассмотреть историю развития волонтерской деятельности;

  • определить типы волонтерской и общественно – полезной деятельности;

  • формировать у детей уважение к общечеловеческим нравственным ценностям;

  • способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;

Ход беседы

Специалист: Добрый день, дети. Тема нашей беседы сегодня звучит «Кто такие волонтеры?».

Сегодня мы с вами поговорим о волонтерском движении, его значении в нашей жизни. Узнаем о примерах необычайного бескорыстия и доброты отдельных людей, которые вызывают большое уважение и являются примером подражания в нашей жизни.

Сейчас вы услышали много терминов, некоторые вам знакомы, но возможно есть среди них и такие, смысл которых вам не совсем понятен. Постараемся выяснить, что же подразумевается под этими терминами. В словаре О. Даля говорится, что благотворительность — это благотворительная деятельность, действия и поступки, безвозмездные и направленные на общественную пользу, на оказание материальной помощи неимущим людям. А кого можно назвать благотворителем? Благотворитель – это тот, кто занимается благотворительностью. А теперь мы познакомимся с термином «волонтер». И снова нашим помощниками будут словари.

Волонтёр (от лат. voluntarius — добровольный)

  1. Волонтёр — человек, добровольно занимающийся за свой счет безвозмездной общественно полезной деятельностью.

  2. Волонтёр — лицо, добровольно поступившее на военную службу.

Волонтёрство или волонтёрская деятельность (от лат. voluntarius — добровольный) — это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчёта на денежное вознаграждение. Добровольцы, с точки зрения закона Российской Федерации — физические лица, осуществляющие добровольческую деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).

Деятельность благотворительных организаций нуждается в поддержке добровольцев. Для организации добровольческой деятельности, с одной стороны, создаются вакансии добровольцев в благотворительных организациях, с другой стороны — формируется круг поддерживающих организаций и сам добровольческий корпус участников благотворительной деятельности, согласных принимать участие в бесплатном труде во благо нуждающихся. Такой бесплатный труд является разновидностью филантропии (бескорыстного дарения в пользу нуждающихся благоприобретателей — людей, природы).

Понятием добровольческая (волонтёрская) деятельность в русском языке часто подменяют понятие «общественная деятельность», которой обозначают любую полезную деятельность во благо общества. Деятельность добровольцев направлена в первую очередь на помощь остронуждающимся слоям населения, не имеющим возможности помогать себе самим (старость, беспризорность, инвалидность, стихийные бедствия, социальные катаклизмы).

История

Первоначально волонтёрами называли исключительно солдат-добровольцев. В Италии, Франции, Англии и Германии в ходе Восьмидесятилетней и Тридцатилетней войн различные сюзерены призывали под свои знамёна всё новых и новых охотников повоевать, но, часто уже не имея денег на содержание войск, оговаривали, что наградой им будут только слава и военная добыча. Многим этого было достаточно: в XVII веке французское volontaire, итальянское volontario, немецкое Volontair, английское volonteere появляются почти одновременно, из-за чего в русском языке в течение XVIII—XIX веков слово долго не могло устояться: волентир, волонтир, волунтир, валентир, волонтер, — использовались на письме в зависимости от того, какой иностранный язык предпочитал русский дворянин, ставший добровольцем.

Слово принимало как престижный («Именовать сей полк всегда полк Гусарский волонтеров Екатеринославских, ибо имя волонтеров больше привлекает охотников», 1788), так и пейоративный оттенок («он страшный волонтир», 1830), поскольку легко представить, как вели себя солдаты, наградой которых была только слава или только военная добыча, или то и другое вместе.

К концу XVII века в большинстве европейских стран институт волонтёров оформился уже в полноценные окологосударственные системы вербовки или срочной мобилизации (в случае войны) добровольцев. Система использовалась для укомплектования вспомогательных воинских подразделений с пониженными казёнными тратами на содержание. Использовалась эта система и в России, начиная с Петра I. Но дальше всех процесс пошёл в Англии, где армия комплектовалась в основном добровольцами вплоть до Первой мировой войны. Здесь же раньше других встречается и прилагательное «волонтёрский» (1640-е), и причастие «волонтёрствующий» (1690-е), и глагол «волонтёрствовать» (1755), и первое упоминание (в 1630-е) волонтёров, не связанных с военной службой.

Именно в Англии, в 1844 году, возникла всемирно теперь известная волонтёрская организация «Христианская ассоциация молодых людей» (YMCA), ставившая своей целью развитие здоровых «тела, ума и души», утверждённых на христианской вере. В 1851 году отделения YMCA появились в США, как раз перед Гражданской войной, во время которой быстро сформировались цели и методы бескорыстной помощи пострадавшим или остро нуждающимся в результате военных действий, — раненным, обездоленным, осиротевшим.

Развитие и всемирное распространение в последние десятилетия XIX века таких декларативно волонтёрских организаций как Общество милосердия (англ. Relief Society), «Армия спасения», «Общество Красного креста» всё больше ассоциировали слово «волонтёр» с благотворительной, общественно полезной и, главное, бескорыстной деятельностью. Наоборот, развитие промышленности, укрупнение экономических национальных систем и как следствие растущая налоговая база позволяли правительствам содержать всё более профессиональные и многочисленные армии, резко снижая эффективность «волонтёрских» мобилизаций. В результате в литературе о Первой мировой войне гораздо легче найти упоминания «сестёр милосердия» (членов многочисленных волонтёрских обществ), чем волонтёрских полков.

В СССР слово «волонтёр» употреблялось довольно редко; ему предпочитали слова́ «доброволец» и «ополченец». Идеологически социальную миссию гражданской взаимопомощи и пропаганды здоровых «тела, ума и духа» возложили на созданные по типу западных волонтёрских обществ «добровольные»[источник не указан 667 дней] организации вроде ВПО имени В. И. Ленина, ДОСААФ и ВЛКСМ, полностью аффилированные с государством. С распадом СССР и роспуском перечисленных организаций в стране образовался временный социальный вакуум. Низкий уровень жизни, сопряжённый с тяжёлой порой всесторонней переоценкой ценностей, обусловил вынужденный перерыв в развитии волонтёрских принципов и организаций в России.

Однако к середине 2000-х годов запрос на подобного рода деятельность в стране очевидно сформировался. Стали появляться первые волонтёрские ассоциации. Какие-то из них смогли заработать некий общественный капитал и выйти на новый уровень организации — региональный или даже федеральный. Количество участников различных волонтёрских проектов понемногу увеличивается. С 2010 года о поддержке волонтёрских проектов официально объявило правительство.

В ноябре 2017 года, указом президента РФ, был учрежден день добровольца (волонтера) — 5 декабря.

Различают три типа волонтерства:

1. Волонтеры-менеджеры. Они могут помогать в работе с обществом, в наборе волонтеров, в работе совета директоров, в организации и проведении собраний и т.

2. Волонтеры-помощники. Волонтеры этого вида не прикрепляются к одному человеку, а помогают человеку, нуждающемуся в помощи не постоянно, а только по необходимости. Чаще всего, они работают раз в неделю. Могут выполнять функции регистратора, секретаря, телефонного оператора, уборщика, охранника, клерка, и т.д., если работают в организации; могут работать и дома, например отправлять корреспонденцию, выполнять роль сиделки, печатать различные документы, готовить, убирать в квартире.

3. Волонтеры — прямой помощи. Они работают по принципу «клиент — волонтер», то есть один на один с человеком, которому нужна помощь, без всякой посторонней помощи и это многим из них доставляет огромное удовольствие.

Волонтёрская (добровольческая) деятельность:

  • добровольческая деятельность, направленная на защиту прав и свобод человека и гражданина, на защиту прав социально незащищенных групп граждан;

  • посадка цветов, клумб, газонов, кустов и деревьев;

  • помощь таким социальным категориям граждан как: престарелые, беспризорные дети, молодёжь и студенты, бездомные, люди с ограниченными возможностями (инвалиды), мигранты, беженцы, бывшие заключённые и другие;

  • благоустройство и обустройство дворов, участков, городских улиц;

  • помощь животным, добровольная помощь зоопаркам и заповедникам;

  • просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, курения, алкоголизма, СПИД, подростковой преступности;

  • благотворительные концерты и театральные выступления;

  • экологические марши, уборка мусора и загрязнений водоёмов;

  • пропаганда здорового образа жизни;

  • интернет-добровольчество;

  • работа в технической поддержке;

  • помощь спасателям, медикам и т. п., например: участие в прочёсе местности при поисках заблудившегося человека, опрос населения и т. д.

  • помощь в организации крупных концертов, фестивалей различного рода;

  • раздача просветительской литературы, направленной на улучшение качества жизни человека и его окружения

  • работа по защите прав человека в области психиатрии (Гражданская комиссия по правам человека)

Волонтёрский труд не оплачивается, однако организаторы работ на добровольной основе могут оплачивать волонтёрам проезд, проживание, питание, покупку средств индивидуальной защиты и страховые взносы на ДМС, которые не облагаются налогом. Волонтёры — не только альтруисты, они могут работать ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто волонтёрская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Основные направления волонтёрства

В наши дни перед волонтёрами стоит выбор, в какое направление волонтёрства пойти. На самом деле, не все знают о том, какие направления волонтёрства вообще существуют. Можем выделить 9 основных направлений волонтёрства, которые в Москве развиты и развиваются дальше, и куда волонтёр может прийти.

Если говорить о каждом из них в двух предложениях, первое направление – это социальное волонтёрство, оно самое известное. Это помощь одиноким ветеранам, помощь детям, работа с той категорией людей, которую принято называть социально незащищёнными. Социальное волонтёрство – это исторически сложившееся направление. Сейчас очень много благотворительных фондов и волонтёрских организаций занимаются именно социальным волонтёрством. Зачастую, когда человек приходит к мысли о том, что он хочет стать волонтёром, первое, о чём он думает – это, как правило, вот о таком социальном аспекте. Но на самом деле волонтёрство очень разное, и есть много других крупных, интересных направлений волонтёрства.

Если говорить про второе и по степени развитости, и по степени узнаваемости направление – это спортивное волонтёрство. Благодаря тому, что в России прошла в 2013 году Универсиада в Казани, в 2014 году – Олимпиада в Сочи, а сейчас все активно начинают готовиться к Чемпионату мира по футболу, который пройдёт в 2018 году, и другим крупным международным и российским спортивным событиям, которые прошли недавно, можно сказать, что спортивное волонтёрство – отдельное состоявшееся направление. Спортивное полонтёрство имеет свои отличия, поскольку здесь важны особые компетенции волонтёра – например, знание иностранного языка, поскольку зачастую крупные спортивные события предполагают участие разных стран в соревнованиях. Это знание определённого вида спорта, особенно если это волонтёрство на чемпионате, посвящённом определённому виду спорта. Это некая толерантность, открытость к миру, желание общаться с разными людьми.

Третье направление – это культурное волонтёрство. В Москве его часто называют арт-волонтёрством. Это направление появилось не так давно, по сути в конце 2014 года. Весь 2015 год оно развивалось как в столице, так и во всей стране. Его отделение в качестве особого направления связано с тем, что во-первых появилось много событий, связанных с искусством, культурой и кинематографом. Например, в 2015 году в России был год литературы, 2016 год – год российского кинематографа – темы, напрямую связанные с культурой. И во-вторых, сами площадки – музеи, библиотеки, парки – они тоже видят, что волонтёры способны оказать им очень большую помощь, поэтому они открывают свои двери и приглашают волонтёров.

Ещё одно достаточно узнаваемое направление – экологическое волонтёрство. И здесь мы говорим не только о сохранении природы в классическом её понимании, но ещё и о защите флоры и фауны. И третий важный момент – это экология мегаполиса. Особенно это актуально для крупных городов. Здесь можно говорить и о просветительской работе, и об акциях, и о проектах; есть фонды и организации, занимающиеся экологическим волонтёрством системно. Почему лучше вкрутить экономящую энергию лампочку, чем обычную? Почему не стоит выбрасывать батарейки и куда их сдавать? И ещё много подобных моментов, которые помогают человеку адаптироваться с точки зрения экологического следа, который он оставляет.

Ещё одно направление, которое тоже можно считать классическим – это донорство. Очень многие хотят стать донорами и становятся ими. Но если рассматривать донорство как волонтёрство, не только как сдачу крови напрямую, но и как большой просветительский блок – то конечно волонтёры здесь очень нужны. Когда люди начинают узнавать и понимать предмет, они начинают по-другому к нему относиться. У нас очень часто не хватает доноров именно потому, что люди либо боятся, либо не знают о донорстве.

Ещё одно направление – это событийное волонтёрство, или эвент-волонтёрство. Это волонтёры, которые участвуют в крупных событиях – фестивалях, форумах, каких-то больших городских проектах, к примеру, День Города. Это направление, наверное, интересно в первую очередь тем людям, которые хотели бы и дальше развиваться в индустрии организации крупных событий или в каких-то более узких специальностях. И приятным бонусом служит возможность посмотреть изнутри на то событие, которое организовывается.

О корпоративном волонтёрстве сегодня тоже принято говорить, как об отдельном блоке. Это направление в первую очередь связано с компаниями, которые готовы включаться в добровольческую деятельность, привлекая своих сотрудников в нерабочее время. Это очень важный блок с точки зрения популяризации добровольческого, волонтёрского движения в целом, поддержки благотворительных фондов. И для сотрудников компании важно понимать, что они не только выполняют свою работу, но и выполняют некую важную социальную функцию. Ведь эту социальную потребность человека не всегда удаётся «закрывать»… Если компания идёт навстречу и готова развивать корпоративное волонтёрство – конечно же, это здорово!

Волонтёры общественной безопасности – тоже узкое, уникальное направление. К сожалению, об этом волонтёрском направлении заговорили в том числе и на государственном уровне после достаточно трагических событий: наводнение в Крымске, стихийное бедствие в хабаровском крае, после природных катаклизмов. Те люди, которые тогда откликнулись, конечно же, очень сильно помогли. Здесь важно, чтобы волонтёры, добровольцы понимали, на что они идут, на что они подписываются, и были подготовлены, обучены. Существуют специальные программы, которые готовят волонтёров общественной безопасности. Они практически играют роль «аккредитации», когда волонтёр может сказать: «Да, я знаю, как оказывать первую медицинскую помощь. Я знаю, что делать, если наводнение. Я знаю, что делать, если пожар». Но при этом всегда есть возможность поучаствовать не непосредственно на месте трагедии, а какими-то дополнительными действиями: например, сбором гуманитарной помощи, когда волонтёры работают на складе – фасуют, сортируют, подписывают. Это тоже очень важная часть волонтёрской работы в плане общественной безопасности, потому что такая помощь сильно разгружает организаторов.

Ещё одно новое, узкое, совсем ещё «зелёное» направление в волонтёрстве – это медиа-волонтёрство. Есть компетенции, знания и навыки, и человек готов их применить для того, чтобы рассказать о волонтёрстве другим людям. Это фотографы, журналисты, люди, популярные в соц.сетях, дизайнеры… Они колоссально помогают – не доброполучателям, не подопечным напрямую, а именно организаторам волонтёрской деятельности – волонтёрским центрам, благотворительным фондам, добровольческим волонтёрским движениям…

В России существует много направлений волонтёрской деятельности. Возможно, в будущем направлений волонтёрства станет ещё больше.

Внеурочная деятельность (конкурсные работы)

Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Урок призван рассказать детям, кто такие волонтеры и что они делают.

Урок рассчитан на группу из 15-20 человек 9-11 классы

Цель:  Сформировать у школьников позитивное отношение к волонтерской деятельности

Задачи:

  • рассказать, кто такие волонтеры;
  • привести примеры, чем именно занимаются волонтеры в нашем городе;
  • проработать варианты волонтерской помощи в различных сферах;
  • решить, как можно в рамках школы реализовать волонтерское движение.

Ход урока

Просим детей ответить на вопрос «кто такой волонтер?»

Синоним – «доброволец»

Рассказать про историю возникновения.

«Первоначально слово использовалось в военной сфере. Так называли людей, готовых участвовать в военных действиях за славу и военную добычу.

В 1844 году в Англии возникла первая благотворительная организация «Христианская ассоциация молодых людей» он пропагандировали здоровый образ жизни, утвержденный на христианской вере.

В СССР слово «волонтёр» употреблялось довольно редко; ему предпочитали слова́ «доброволец» и «ополченец». Идеологически социальную миссию гражданской взаимопомощи и пропаганды здоровых «тела, ума и духа» возложили на созданные по типу западных волонтёрских обществ «добровольные» организации вроде ВПО имени В. И. Ленина, ДОСААФ и ВЛКСМ, полностью аффилированные с государством. С распадом СССР и роспуском перечисленных организаций в стране образовался временный социальный вакуум. Низкий уровень жизни, сопряжённый с тяжёлой порой всесторонней переоценкой ценностей, обусловил вынужденный перерыв в развитии волонтёрских принципов и организаций в России.

Приблизительно, начиная с 2000, в России начали повсеместно образовываться НКО (некоммерческие организации, целью которых является не прибыль).

С каждым годом количество вовлеченных в волонтерскую деятельность россиян увеличивается.

Вопросы к классу (презентация НКО в приложении):

 Кто мне может сказать, на какую деятельность направлены следующие НКО (некоммерческие организации)?

 – Гринпис (помощь природе);

 – Лиза Алерт (поиск пропавших людей);

 – Фонд Обнаженные сердца (содействие детям с ограниченными возможностями в социализации);

 – Подари жизнь (помощь больным людям);

 – Рэй (помощь бездомным животным);

 – Раздельный сбор (раздельный сбор отходов, с целью улучшения экологии и сохранения природных ресурсов).

Обсудить каждый, рассказать, что было сделано силами этих организаций.

Учитель: «В деятельности каждой из этих организаций участвует огромное количество волонтеров. Как вы считаете, в чем заключается деятельность этих людей?

Можно ли побывать волонтером один раз и больше этим не заниматься? А два раза, а три? – правильно, конечно можно! Это добровольное дело, если у вас по какой-либо причине больше нет времени или желания заниматься благотворительностью, никто не сможет вас попрекнуть. Поэтому, можно смело пробовать принимать участие в любых благотворительных мероприятиях, не опасаясь, что теперь вы будете кому-то вечно обязанным.

Волонтерская деятельность может приносить не только пользу другим, но и дарить вам бесценный опыт, приобретение специальных навыков и знаний, знакомство с интересными людьми. Часто волонтёрская деятельность — это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.

Теперь хотелось бы назвать базовые принципы волонтерства:

  • не навреди
  • будь готов помогать нуждающимся вне зависимости от национальности. вероисповедания и социального статуса
  • учитывай интересы своих близких
  • соблюдай правила
  • не пытайся заменить профессионалов (врачей, пожарных, воспитателей)
  • соблюдай и удерживай границы
  • вкладывай усилия, а не деньги
  • опираемся на свои реальные возможности
  • работай в команде

Практическое задание

Материалы: карточки по количеству участников с различными сферами (дети, пожилые люди, экология, животные), листы бумаги, пишущие принадлежности, раздаточный материал в виде листка с названиями проверенных НКО и группами в социальных сетях.

Ход практического задания:

Дети выбирают (или в случайном порядке раздает учитель) карточки.

Объединяются в соответствующие группы. Каждая группа должна:

  • какую помощь может оказать волонтер в заданной сфере;
  • каждая группа готовит сообщение, в котором по пунктам выписывает где и кому и как может помочь волонтер
  • Презентовать остальным.

На выполнение задания (до момента презентации) дается 10-15 мин.

В конце урока организовать обратную связь: все по очереди или по желанию рассказывают, какие чувства-мысли у них вызвало занятие.

Что можно рассказать ребенку о волонтерском движении

Волонтер – слово сложное и даже для взрослых не всегда понятное. При этом познакомить ребенка с принципами и причинами волонтерства необходимо, ведь это воспитание доброты, сопереживания, ответственности перед людьми и окружающим миром. Подскажем, как рассказать ребенку о сути волонтерства (добровольчества). Что за волонтеры такие? В переводе с французского языка волонтер – это добровольный помощник, то есть человек, который делает добрые и важные дела без оплаты, не ради получения прибыли или карьерного роста.

Основная награда волонтера – моральное (внутреннее) удовлетворение, осознание, что поступил хорошо, помог кому-то. Добрые, бескорыстные люди всегда были и есть, но официально волонтерство возникло, когда был основан Красный Крест – организация, которая на добровольных началах помогала во время Первой мировой войны (и с тех пор помогает) раненым и пленным солдатам. Сейчас по всему миру насчитывается более 100 миллионов волонтеров. Фактически, конечно, больше – ведь есть такие, кто занимается волонтерством самостоятельно, воплощает собственные идеи. Еще немного статистики: каждый 2-й житель Норвегии, Люксембурга и Камеруна – волонтер, в России – каждый 10-й. Кстати, в России волонтерство существует давно, только раньше оно называлось иначе: в рамках православной религии всегда приветствовалась помощь нуждающимся, в советское время (когда наша страна называлась СССР) волонтерами были пионеры, комсомольцы, тимуровцы, участники обществ охраны природы. Чем занимаются волонтеры Совершать добрые и нужные поступки можно по-разному. Так и волонтерство бывает разное.

Спортивное или событийное Волонтеры помогают в организации спортивных мероприятий (например, Олимпиады в Сочи или Чемпионата мира по футболу), а также важных праздников и событий.

Военно-патриотическое Волонтеры сопровождают шествия «Бессмертного полка» 9 мая, благоустраивают Аллеи Славы, помогают ветеранам войны.

Культурное (культурно-просветительское) Работа волонтеров связана с сохранением памятников, обустройством туристических и краеведческих маршрутов. Разновидность культурного волонтерства – арт-волонтерство, когда творческие люди делятся навыками и талантом с инвалидами, детьми, стариками, например, организуют обучение или проводят концерты.

Забота о животных Волонтеры ухаживают за бездомными животными, благоустраивают приюты, стремятся сохранить вымирающие или редкие виды и др.

Экологическое Включает работу в заповедниках, парках, лесах, заботу об окружающей территории, организацию субботников, раздельного сбора мусора и т.п.

Образовательное Волонтеры проводят занятия дополнительного образования (спортивные, по рисованию, английскому языку и другим полезным внешкольным предметам) для детей и взрослых.

Социальное Это самый распространенный вид волонтерства. Сюда относится уход за престарелыми людьми, помощь в больницах, детских домах, пунктах помощи бездомным, ликвидация последствий стихийных бедствий (например, помощь пострадавшим от ураганов, землетрясений, наводнений).

Существует также термин «серебряное» волонтерство – то есть такое, в котором участвуют пожилые люди.

Зачем становиться волонтером Есть много причин стать волонтером, и у большинства людей причины разные, например: стремление совершать добрые дела, делать жизнь чуть лучше, желание развить профессиональные навыки, получить опыт, который пригодится в будущей карьере; интерес к чему-то новому, к новым занятиям и активностям; получение положительных эмоций, удовлетворения; решение важных для человечества проблем (например, проблем экологических); расширение круга друзей и знакомых – общие дела объединяют людей. Для людей старшего возраста волонтерство – это возможность и способ делиться опытом, передавать свои знания и умения.

Как стать волонтером Выбирая направление волонтерства, важно помнить: делай то, что нравится – иначе результата не будет. Сначала необходимо узнать как можно больше о вариантах волонтерства в твоем городе или районе. Информацию можно найти в социальных сетях, на форумах, через знакомых. Существует также сайт Добровольцы России. В крупных городах организованы занятия для будущих волонтеров – так называемые Школы волонтеров.

Важные качества волонтеров Каждый человек может стать волонтером – вне зависимости от пола, образования и, конечно, возраста. Но прежде важно выработать такие качества характера, как: щедрость, то есть готовность дарить свои силы, внимание и время людям и значимым проектам; способность быстро учиться; психологическая устойчивость; ответственность. А что дети? В последнее время все активнее развивается Российское движение школьников, которое в том числе занимается волонтерством. Дети сажают деревья, помогают пожилым людям, участвуют в субботниках, мастерят скворечники. Даже если ребенок еще не ходит в школу, он может стать волонтером: поучаствовать в благотворительном концерте или экологическом субботнике. И конечно, ребенку по силам стать «помощником волонтера» – мамы или папы.

  • Кто такие вельможи в древнем египте 5 класс сочинение
  • Кто такие берендеи в сказке снегурочка
  • Кто такая ярославна в слове о полку игореве сочинение
  • Кто такая чучундра из сказки рики тики тави редьярда киплинга
  • Кто такая чернушка из сказки черная курица