Кто такой георгий храбрый в сказке что значит досуг

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Содержание:

  • 1 Читательский дневник по сказке «Что значит досуг» Даля
    • 1.1 Сюжет
    • 1.2 Отзыв
  • 2 План сказки «Что значит досуг»

Святой Георгий Храбрый, защитник животных, дал им всем на день по заданию. Но медведь умаялся, не умея таскать колоды как надо. Серый волк землянку так и не вырыл, заскучал без добычи. Лисичка-сестричка кур съела, а про перья на подушки и думать забыла. Кошка вместо вязанья отвлекалась на мышей. Козел не бритвы острил, а целый день прохлаждался, еще и вину свалил на другого козла, что тот мешал. Коровушка тоже все ела да жевала, прясть было некогда.

Журавль день по сторонам глядел, зубочисток не наделал. Гусь оправдался, что тетерев не глину топтал, а просто землю. Вот он горшков и не слепил. Баба-птица поймала всего несколько рыбок, устала. Дятел зря деревья долбил, а валежника не собрал. Воробушек солому таскал, но себе в гнездо, и только. Зато пчела и мед собрала, и соты построила, и раньше всех с делами управилась. И не жаловалась на «недосуг» (что некогда было или ей мешали).

Читательский дневник по сказке «Что значит досуг» Даля

Сюжет

У святого покровителя животных Георгия Храброго нашлось дело до вечера для всех. Но медведь, волк, лиса, кошка, козел, корова, журавль, гусь, тетерев, баба-птица, дятел и воробей ничего не сделали, потому что отвлекались, не знали, как надо за дело взяться, ели, и жаловались, что им кто-то мешал. Одна пчела все успела, мед собрала, и не валила вину на «недосуг» (что кто-то или что-то ей мешали).

Отзыв

Сказка о трудолюбии и лени, честности и вранье. Героям было «недосуг» (не до этого, нашлись дела поинтересней) выполнять задания своего покровителя. Одни нашли причины отлынивать от работы (козел с коровой), другие не умели взяться за дело правильно (медведь, дятел). К каждому делу нужна смекалка.

Пчелка доказала, что задание было выполнимым и нетрудным. Она честно, с умом и удовольствием трудилась, и все получилось. Сказка учит трудиться, не сдаваться, быть настойчивым, находчивым, прилежным, правдивым, терпеливым, не терять время зря, не лениться, винить себя, а не других.

План сказки «Что значит досуг»

  1. Георгий Храбрый – начальник над животными.
  2. Работа на день для зверей, птиц, насекомых.
  3. Лень, хитрость, бестолковость животных.
  4. Пчела справилась с заданием.
  5. Все получится, если постараться!

Содержание

  1. Сказка «Что значит досуг»
  2. Что значит досуг
  3. Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе.
  4. Оставьте свой комментарий
  5. Подарочные сертификаты
  6. Конспект по родной русской литературе

Сказка «Что значит досуг»

Сказка «Что значит досуг» Владимира Даля учит быть трудолюбивым, хорошо относиться к порученному делу. Герой истории Георгий Храбрый решил провести своеобразную проверку на трудолюбие медведя, волка, лису, кошку, козла, корову, журавля, гуся, пеликана и пчелу. А когда Георгий Храбрый пришёл принять сделанную работу, оказалось, что из всех с поручением справилась только одна пчёлка. Она выполнила всю работу: сделала соты, насобирала мёда, и одна не пожаловалась, ссылаясь на «объективные» обстоятельства. А вот все остальные звери и птицы не справились с порученными заданиями, но каждый нашёл этому оправдание.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Что значит досуг

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш (до окончания дела. — Ред.), до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом (в виде стен. — Ред.); волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников (спичек. — Ред.) наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру (широкий горшок. — Ред.) слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице (пеликану. — Ред.) приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна (чердачного. — Ред.), на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки (вязальные спицы. — Ред.) растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую (утоптанную. — Ред.) дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису (карман. Ред.), в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Источник

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Владимир Иванович Даль – писатель, доктор, лексикограф, человек, создавший «Толковый словарь живого великорусского языка».

Собирать слова и выражения народного русского языка Даль начал с 1819 и занимался этим всю свою жизнь. Результат этого труда четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка», в который вошло 800 тысяч слов.

Владимир Иванович Даль родился 22 ноября 1801 в Луганске. Отец — Иоганн Даль — датчанин, принявший русское подданство, был врачом, лингвистом и богословом; мать — Мария Христофоровна Даль — полунемка , полуфранцуженка .

Владимир Даль окончил в Петербурге Морской кадетский корпус и служил на флоте сначала в Николаеве, а затем на Балтике. В 1826 году вышел в отставку.

В 1829 году окончил медицинский факультет Дерптского университета, и стал хирургом-окулистом . Работал в Санкт-Петербургском военно-хирургическом госпитале.

В 1832 году в стране вышел сборник произведений «Русские сказки», которые более 100 лет назад написал Владимир Даль под именем Владимира Луганского.

Все истории книги — стилизация под русские народные фольклорные сказки, собранные энтузиастами по всей России. Народность всегда проявляется в необыхновенных сюжетах, которые довольно сильно близки к фольклору, там необыкновенно много пословиц, встречаются и повторяющиеся моменты, присутствует порой обобщенное значение характеров.

Так, благодаря Далю, в литературе сохранилась неповторимая «Курочка Ряба».

Основная задача издания сказок — пропаганда русского народного языка: «Не сказки сами по себе были мне важны, а русское слово, которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода — сказка послужила предлогом. Я задал себе задачу познакомить земляков своих сколько-нибудь с народным языком и говором, которому открывался такой вольный разгул и широкий простор в народной сказке»

Сказки Даля содержат большое количество всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов

Главные герои сказок — животные, обремененные проблемами людей. Образы зверей, взятые Далем из русских народных сказок, соответствуют типам людей, за ними как бы скрываются людские характеры

«Кто сказку мою слушать собирается, тот пусть на русские поговорки не прогневается, языка доморощенного не пугается; у меня сказочник в лаптях; по паркетам не шатывался, своды расписные, речи затейливые только по сказкам одним и знает». А кому не нравятся эти сказки, «тот садись за грамоты французские, переплеты сафьяновые, листы золотообрезные, читай бредни высокоумные!»

Даль дружил с А.С. Пушкиным

Поводом для знакомства А.С.Пушкина и В.И.Даля были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин, сам писавший бесподобные сказки, очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: «Твоя от твоих. Сказочнику Казаку Луганскому — сказочник Александр Пушкин»

ДОСУГ м. свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. в свободное от дела время. Досуги мн. досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье.

Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.

Михайло Потапыч, медведь: «.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился. да еще было и лапу себе отдавил. »

Серый волк: «местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»

Лиса: «. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

Кошечка: «. и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, . покою не дают. »

Козел: «. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. » «- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

Коровушка: «. жвачку жевала. да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

Журавль: «. пять десятин пашни перемерял, . — так работать некогда было»

Гусь: «. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил» «- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

Пчела: «Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой . да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

В описательной речи автора есть ключевые слова, которые позволяют подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

Индивидуальная характеристика действующего лица и авторское отношение к нему создаются лексическими средствами, такими как слова с суффиксами субъективной оценки: а) уменьшительно-ласкательными в ироничном тоне (типа земляночка, кошечка, коровушка); б) пренебрежительными (типа кошурка). Для описания персонажей вводятся дополнительные характеристики (типа кошка-домоседка, козел-бородач).

— Что делает язык сказки выразительным?

Использование эпитетов (типа шаловливые (мышата)) делают язык сказки поэтичным. Употребление в сказке слов и выражений из общенародного языка (типа сложить срубом, серники, макитра и др.) создает живые картины, где действуют фольклорные персонажи.

Творчество В. Даля до сих пор привлекает внимание читателей самобытностью языка и любовью к простому народу. В современных условиях в этом видится долг памяти по отношению к великому сыну России — Владимиру Ивановичу Далю.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Даль В.И. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка сказок В.И. Даля. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение.

Номер материала: ДБ-857775

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Чем заняться с детьми в новогодние праздники в Москве

Время чтения: 4 минуты

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

При детском омбудсмене в России создадут платформу для взаимодействия с родителями

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Конспект по родной русской литературе

Литературные сказки. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки

Тип урока – комбинированный.

Цель : изучение особенностей сказок В. Даля.

— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;

— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;

— развивать навыки выразительного чтения;

— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;

Ожидаемые результаты урока :

— стремление к речевому самосовершенствованию;

— формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся к учебному материалу.

— адекватное и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников в учебной деятельности;

— знание особенностей сказки В. Даля;

Материалы к уроку: учебник, распечатки текстов, тетради.

Оборудование урока: текст. портрет

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

-анализ прочитанной сказки

4.изучение новой темы

После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка» . Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

— Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.

-поступил на медицинский факультет

В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».

В 1833 Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным . Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,

В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.

В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве.

Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.

— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.

—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора.

—Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

— Чем запомнились эти сказки?

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам,

Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу.

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

5. Анализ сказки «Что значит досуг?»

— О чем эта сказка?

— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

—Заполняют колонку «Характеристика героя»

2. Михайло Потапыч, медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился. да еще было и лапу себе отдавил. »

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует. что нет там ни бычка зарытого. да опять на новое место перейдет»

«. надушила кур. да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка «. и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, . покою не дают. »

6. Козел «. бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось. »

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка «. жвачку жевала. да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

8. Журавль «. пять десятин пашни перемерял, . — так работать некогда было»

9. Гусь «. принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

10. Пчела «Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой . да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

— Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и народную;

7. Домашнее задание ,письменный ответ на вопросы:

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

Сказка Что значит досуг Отсутствие свободного времени.»Не пришёл из-за недосуга»

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.

Медведю велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;

волку велел земляночку вырыть да нары поставить;

лисе приказал пуху нащипать на три подушки;

кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;

козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти;

журавлю приказал настрогать зубочисток да серников наделать;

гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру слепить;

а тетерку заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;

дятлу — дворец нарубить;

воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду. Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал? Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил. Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет. Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер. Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого—нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки растаскала. Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит: — Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться. Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел. Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал. Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд. — Так, — говорит, — и не стало делового часу. А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути. Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать. Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался. Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило. Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Источник

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять; козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Сноски:

1. На шабаш — до окончания дела.

2. Срубом — в виде стен.

3. Серников — спичек.

4. Макитра — широкий горшок.

5. Баба-птица — пеликан.

6. Прутки — вязальные спицы.

7. Утоптанную.

8. Карман.


0

Владимир Даль «Что значит досуг», кто главные герои?

Владимир Даль Что значит досуг главные герои

Кто главные герои сказки?

Описание главных героев?

Характеристика героев?

Ваше отношение к героям?

1 ответ:



2



0

В авторской сказке Владимира Даля «Что такое досуг» начальник над всеми животными Георгий Храбрый раздает всем своим подчинённым задания, которые они должны выполнить за день.

В конце дня он проверяет, что сделали звери. Все, кто получил задания, с ними не справились и нашли этому оправдания. Как оказалось, недосуг им было.

Лишь одна пчёлка все, что нужно было выполнила, потрудилась и все успела.

Главные действующие лица этой поучительной сказки о лени и трудолюбии:

  • главный над зверями Георгий Храбрый,
  • животные, получившие от него задания: медведь, лиса, корова, волк, журавль, дятел, кошка, пчела, тетерев, воробей, козел, гусь.

Читайте также

Произведение советской детской писательницы Валентины Осеевой «Отряд Трубачева сражается» является второй частью трилогии «Васёк Трубачёв и его товарищи». Стоит отметить, что по это повести был снят художественный фильм с одноименным названием и записана пластинка с аудиозаписью.

Главным героем этой повести является подросток по имени Васёк Трубачёв. У Васька есть друзья и товарищи Сашка Булгаков, Колька Одинцов, Колька Мазин, Петя Русаков, Севка Милютин, Нюрка Синицина, Лидка Зорина, Гена Наливайко и другие. Сам Васёк и все его товарищи являются пионерами и обладают смелым и честным характером. В этой повести начинается Великая Отечественная война и ребята оказываются в зону оккупации. Но ребята не отсиживаются, а вместе со взрослыми начинают бороться с немецко-фашистскими захватчиками. Они своими делами доказывают, что не зря носят пионерский галстук. И хотя Ваську Трубачёву и его товарищам совсем немного лет, но они выполняют сложные задания, расклеивают листовки и умеют хранить тайну.

KDEjdZZYX0xlDqe5HfNnbqkIvCtN7s.png

Среди книг Юрия Иосифовича Коваля есть одна под названием «Кепка с карасями» в нее вошли рассказы разных лет, объединенные любовью к родной земле, стране и людям ее населяющим.

Читатель в этих рассказах познакомится с пограничным псом Алым и его инструктором Кошкиным, поваром Галошей, девочкой Нюрой, Пантелеевной и многими другими персонажами.

Название свое сборник рассказов получил из-за рассказа «Караси».

Главными героями этого рассказа являются:

  • автор, он же рассказчик, повествование в рассказе ведется от первого лица, который с удовольствием общается с жителями Чистого Дора,
  • дядя Зуй, который так расхваливал автору своего кума Ваню, живущего в соседнем с Чистым Дором Гридино, что рассказчик согласился пойти к тому в гости и посмотреть, как он ловит белых карасей в озере своей знаменитой мордой,
  • кум дяди Зуя Иван, который гостям был рад, но как ловит карасей мордой так и не показал, напоследок набрав гостям в кепку тех самых белый карасей, которых он здорово умеет ловить мордой, из бочки, где они плавали еще живые.

Забавная история из серии «У страха глаза велики», когда дед в темноте принял за чёрта сбежавшего из зоопарка пеликана.

Главные герои:

  1. Дед Митрий по прозвищу «десять процентов», всполошивший всю деревню рассказами о чёрте.
  2. Автор-рассказчик, решивший разобраться в истории с чёртом. Образованный человек, не верящий в нечистую силу.
  3. Спутник рассказчика Рувим, отправившийся с ним и дедом на озеро искать чёрта.
  4. Пеликан, сбежавший из зоопарка. Птица старая, злая и нахальная.

Самой колоритной фигурой является, конечно, дед Митрий. Его речь изобилует просторечными словами. Забавно слушать его рассказы не только о чёрте, но и о том, за что его прозвали «десять процентов».

Главные герои этой сказки упомянуты в ее названии — это собственно Мороз и Зима. Они только-только поженились и стали обустраивать свое общее жилье, причем трудились оба не покладая рук, старательно и с душой.

Сказка очень короткая, потому и описание героев небольшое. Причем дается оно уже в тот момент, когда они начали ссору. Мороз смотрит на Зиму «пасмурным днем», Зима в ответ глядит «тучей». Мороз сердится бураном, Зима отвечает вьюгой.

Начинает ссору как раз Мороз — он и первым обвиняет Зиму в лени, и, глядя на ее красоту, раздражается, и первым же кричит Зиме «убирайся». Зима же лишь отвечает тем же.

Оба героя сказки, как мне кажется, отлично могут работать, творить. Но при этом не могут общаться с другими, и даже друг с другом — своим помощником и соратником. Поэтому их труд оказывается никому не нужен.

«Путешествие дядюшки Тик-Так «это сказочная повесть, а главный герой дядюшка Тик-Так является часовым дел мастером и еще немножко занимается чудесами.

Второй главный герой это тигр по имени Рррр, он иногда бывает довольно злым, особенно часто это происходит по вторникам. Но чаще всего он добрый тигр.

Кроме этого главные герои отправляясь в путешествие по реке Времени взяли с собой Рябую Курочку и Фарфоровую Собачку.

Их впереди ждут различные приключения, дядюшка Тик-Так узнают много нового, например то, что время бывает разное, у кого-то оно злое, у кого-то доброе, где-то оно бежит, а где-то плетется.

Герои вызывают улыбки и смех, они очень интересные и находчивые.

Основная мысль сказки Владимира Даля Что значит досуг – каждый должен заниматься своими делом, в соответствии со своими силами и умениями. Прежде чем давать кому-то задание, нужно хорошенько подумать, сможет ли он выполнить требуемое. Однажды Георгий Храбрый, царь всех птиц и зверей, решил дать каждому из своих подчиненных работу. Медведю выпало задание колоды перетаскать и выложить сруб, волку – землянку вырыть, лисице – нащипать пуху для подушек, кошке – чулки связать, корове – шерсти напрясть. Козел, гусь, тетерев, дятел, воробей и пчела тоже работу получили. Да только справилась с заданием одна пчела. Остальным недосуг было, потому что не учел Георгий Храбрый натуру и возможности каждого зверя.

Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе. Медведю велел, на шабаш*, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом*; волку велел земляночку вырыть да нары поставить; лисе приказал пуху нащипать на три подушки; кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;

козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти; журавлю приказал настрогать зубочисток да серников* наделать; гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру* слепить; а тетерку заставил глину месить; бабе-птице* приказал на уху стерлядей наловить; дятлу — дворец нарубить; воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.

Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?

Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.

Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.

Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.

Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого-нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки* растаскала.

Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит:

— Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.

Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.

Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.

Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд.

— Так, — говорит, — и не стало делового часу.

А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую* дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.

Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису*, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.

Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.

Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.

Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

Сноски:

1. На шабаш — до окончания дела.

2. Срубом — в виде стен.

3. Серников — спичек.

4. Макитра — широкий горшок.

5. Баба-птица — пеликан.

6. Прутки — вязальные спицы.

7. Утоптанную.

8. Карман.

Литературные сказки. В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Идейно-художественный смысл сказки

 Тип урока – комбинированный.

Цель: изучение особенностей сказок В. Даля.

Задачи:

— обеспечить в ходе урока повторение основных понятий народной и литературной сказки;

— пополнить знания учащихся о творчестве В. Даля;

— развивать навыки выразительного чтения;

— воспитывать любовь к чтению, желание читать сказки;

Ожидаемые результаты урока:

1. Личностные:

—   стремление к речевому самосовершенствованию;

— формирование и развитие учебно-познавательного интереса обучающихся  к учебному материалу.

2. Метапредметные :

— адекватное  и критическое оценивание обучающимися самих себя и одноклассников  в учебной деятельности;

3. Предметные:

— знание особенностей сказки В. Даля;

Материалы к уроку: учебник, распечатки текстов, тетради.

Оборудование урока: текст. портрет

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и цели урока.

3.Актуализация опорных знаний урока

-проверка д.з.

-анализ прочитанной сказки

4.изучение новой темы

-слово учителя

После 53 лет этнографической и лексикографической работы, Даль издает венец своего литературного творчества – «Толковый словарь живого великорусского языка». Это был результат колоссального труда, за который в 1861 году Русское географическое общество присудило автору Константиновскую медаль.

— Что вам известно об истории первого слова, записанного В. Далем?

(История создания словаря берет свое начало с марта 1819 года, когда Даль записал в блокнот первое неизвестное ему слово от ямщика Новгородской губернии, и этот факт тоже имеет свою историю.)

Всего словарь насчитывает 200 тысяч слов, которые характеризовали церковные, книжные, просторечные, диалектные и профессиональные термины.

5. Каким именем подписывался Даль? (Казак Луганский)

Владимир Иванович Даль родился 10 (22) ноября 1801 года в поселке Луганский завод (ныне – Луганск) в высокообразованной семье. Его отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков, интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее образование.

В 1814 году Даль поступил в Петербургский Морской кадетский корпус. Окончив его в 1819 году, отправился служить на флот.

-поступил на медицинский факультет

В 1827 году в журнале «Славянин» были опубликованы первые стихотворения Владимира Ивановича. В 1830 году в «Московском телеграфе» напечатали повесть писателя «Цыганка».

С началом русско-турецкой войны Далю пришлось прервать обучение. Сдав досрочно экзамены, Владимир Иванович отправился на фронт. В ходе войны Он участвовал в сражениях, помогал раненым, оперировал в условиях полевых госпиталей.

В 1832 году были опубликованы «Русские сказки. Пяток первый».

В 1833 Писатель много путешествовал по Южному Уралу, собирал фольклорные материалы, которые легли в основу его произведений.

Важным событием в краткой биографии Даля стало знакомство с Александром Пушкиным. Вместе с поэтом Владимир Иванович путешествовал по пугачевским местам. Даль присутствовал при кончине Пушкина, лечил его после дуэли с Дантесом,

В 1859 году Даль подал в отставку и поселился в Москве. В 1861 – 1868 годах был опубликован – «Толковый словарь живого великорусского языка», примерно 200 тысяч слов.

В 1862 году вышла вторая знаковая книга этнографа – «Пословицы русского народа».

Владимир Иванович Даль умер 22 сентября (4 октября) 1872 года в Москве.

Интересные факты

Даль всей душой полюбил живописные родные места – Луганскую область, позже даже взял себе псевдоним Казак Луганский.

Перед смертью Пушкин подарил Далю золотой перстень-талисман с изумрудом.

За свою биографию Владимир Даль написал более ста очерков, в которых рассказывал о русской жизни, составил учебники «Ботаника» и «Зоология», создал сборник сказок для детей.

— Давайте выстроим цепочку появления литературной сказки.

Учащиеся записывают в тетрадях цепочку появления сказки.

(Народ сочинил – записали сказку – автор обработал – стала литературная).

— Как вы думаете, В.И. Даль занимался только сочинением и обработкой сказок? (Сказка «Новинка-диковинка или невиданное чудо, неслыханное диво» относится к числу сочиненных самим Далем. Есть у В. И. Даля сказки, которые являются литературно обработанными.

—Сказки «Трус», «Лиса и тетерев» и др. относятся к позднему его творчеству по обработке произведений народного детского фольклора.

—Сказки эти вошли в сборник «Первая первинка полуграмотной внуке»)-использовал просторечные слова.

Вот сегодня мы и понаблюдаем, как использовал Даль эти слова в своих произведениях.

— Назовите сказки В.И.Даля, которые вы читали в начальной школе.

( Девочка Снегурочка», «Журавль и Цапля», «Война грибов с ягодами», «Лиса и Медведь», «Лиса-лапотница» )

— Чем запомнились эти сказки?

Учитель:

«Девочка Снегурочка» заставляет ребенка почувствовать жалость к одиноким старикам,

Вызывают улыбку сказки «Журавль и Цапля», «Лиса и Медведь», в которых главные герои привередничают, лгут, льстят друг другу.

-Особенностью сказок Даля является большое количество в них всевозможных пословиц, поговорок, маленьких песенок, стишков, народных речевых оборотов. Приведите примеры пословиц из сказок В. Даля.

(Всякий гриб в руки берут, да не всякий в кузов кладут; на ласковое слово не кидайся на грубое не гневайся)

Физминутка

-чтение сказки

5. Анализ сказки «Что значит досуг?»

— О чем эта сказка?

— Какова главная мысль? (Мысль о труде в центре этого произведения. Каждый персонаж сказки «Что значит досуг» по-своему относится к порученному делу. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие.)

Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение к нему создаются различными средствами. И среди них — использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

—Заполняют колонку «Характеристика героя»

2. Михайло Потапыч, медведь

«.. работал до поту лица, так что в оба кулака только знает утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился… да еще было и лапу себе отдавил…»

3.Серый волк

«местах в пяти начинал землянку рыть, да как причует…, что нет там ни бычка зарытого…, да опять на новое место перейдет»

4. Лисичка-сестричка

«…надушила кур…, да не стало у нее досуга щипать их чисто, она, вишь, вес до мясца добиралась»

5. Кошечка «…и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, … покою не дают…»

6. Козел «…бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось…»

«- Товарищ не дал работать, все приставал да лоб подставлял пободаться»

7.Коровушка «…жвачку жевала,…, да за отрубями к посудомойке — и день прошел».

8. Журавль «…пять десятин пашни перемерял, … — так работать некогда было»

9. Гусь «…принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил»

«- Так, — говорит, — и не стало делового часу»

10. Пчела «Одна пчела только управилась давным-давно и собралась к вечеру на покой … да и не жаловалась, не плакалась на недосуг»

Вывод:

— Как помогают читателю ключевые слова в сказке в характеристике героя?

есть ключевые слова, которые позволяют

подчеркнуть отношение персонажа к работе, назвать черту его характера.

С помощью каких изобразительных средств мы понимаем отношение автора к своему герою?

5. Рефлексия.

— Чем обогатились мы за этот урок?

научились сравнивать сказки: авторскую и народную;

учились пересказывать;

7. Домашнее задание ,письменный ответ на вопросы:

1.Мой любимый герой в Сказках В. Даля.

2. За что я люблю сказки В. Даля?

Сказка Что значит досуг   Отсутствие свободного времени.»Не пришёл из-за недосуга»

  Георгий Храбрый, который, как ведомо вам, во всех сказках и притчах держит начальство над зверями, птицами и рыбами, — Георгий Храбрый созвал всю команду свою служить, и разложил на каждого по работе.

Медведю велел, на шабаш, до вечера, семьдесят семь колод перетаскать да сложить срубом;

волку велел земляночку вырыть да нары поставить;

лисе приказал пуху нащипать на три подушки;

кошке-домоседке — три чулка связать да клубка не затерять;

козлу-бородачу велел бритвы править, а коровушке поставил кудель, дал ей веретено: напряди, говорит, шерсти;

журавлю приказал настрогать зубочисток да серников наделать;

гуся лапчатого в гончары пожаловал, велел три горшка да большую макитру слепить;

а тетерку заставил глину месить; бабе-птице приказал на уху стерлядей наловить;

дятлу — дворец нарубить;

воробью — припасти соломки, на подстилку, а пчеле приказал один ярус сот построить да натаскать меду.     Ну, пришел урочный час, и Георгий Храбрый пошел в досмотр: кто что сделал?     Михайло Потапыч, медведь, работал до поту лица, так что в оба кулака только знай утирается — да толку в работе его мало: весь день с двумя ли, с тремя ли колодами провозился, и катал их, и на плечах таскал, и торчмя становил, и на крест сваливал да еще было и лапу себе отдавил; и рядком их укладывал, концы с концами равнял да пригонял, а срубу не сложил.     Серый волк местах в пяти починал землянку рыть, да как причует да разнюхает, что нет там ни бычка зарытого, ни жеребенка, то и покинет, да опять на новое место перейдет.     Лисичка-сестричка надушила кур да утят много, подушки на четыре, да не стало у нее досуга щипать их чисто; она, вишь, все до мясца добиралась, а пух да перья пускала на ветер.     Кошечка наша усаживалась подле слухового окна, на солнышке, раз десять, и принималась за урок, чулок вязать, так мыши, вишь, на подволоке, на чердаке, словно на смех, покою не дают; кинет кошурка чулок, прянет в окно, погонится за докучливыми, шаловливыми мышатами, ухватит ли, нет ли за ворот которого—нибудь да опять выскочит в слуховое окно да за чулок; а тут, гляди, клубок скатился с кровли: беги кругом да подымай, да наматывай, а дорогою опять мышонок навстречу попадется, да коли удалось изловить его, так надо же с ним и побаловать, поиграть, — так чулок и пролежал; а сорока-щебетунья еще прутки растаскала.     Козел бритвы не успел выправить; на водопой бегал с лошадьми да есть захотелось, так перескочил к соседу в огород, ухватил чесночку да капустки; а после говорит: — Товарищ не дал работать, всё приставал да лоб подставлял пободаться.     Коровушка жвачку жевала, еще вчерашнюю, да облизывалась, да за объедьями к кучеру сходила, да за отрубями к судомойке — и день прошел.     Журавль всё на часах стоял да вытягивался в струнку на одной ноге да поглядывал, нет ли чего нового? Да еще пять десятин пашни перемерял, верно ли отмежевано, — так работать некогда было: ни зубочисток, ни серников не наделал.     Гусь принялся было за работу, так тетерев, говорит, глины не подготовил, остановка была; да опять же он, гусь, за каждым разом, что ущипнет глины да замарается, то и пойдет мыться на пруд. — Так, — говорит, — и не стало делового часу.     А тетерев всё время и мял и топтал, да всё одно место, битую дорожку, недоглядел, что глины под ним давно нетути.     Баба-птица стерлядей пяток, правда, поймала да в свою кису, в зоб, запрятала — и тяжела стала: не смогла нырять больше, села на песочек отдыхать.     Дятел надолбил носом дырок и ямочек много, да не смог, говорит, свалить ни одной липы, крепко больно на ногах стоят; а самосушнику да валежнику набрать не догадался.     Воробушек таскал соломку, да только в свое гнездо; да чирикал, да подрался с соседом, что под той же стрехой гнездо свил, он ему и чуб надрал, и головушку разломило.     Одна пчела только управилась давным-давно и собралася к вечеру на покой: по цветам порхала, поноску носила, ячейки воску белого слепила, медку наклала и заделала сверху — да и не жаловалась, не плакалась на недосуг.

  • Кто такие современные обломовы сочинение
  • Кто такие родители сочинение
  • Кто такие пошехонцы в рассказе носова метро
  • Кто такие положительные герои сказки
  • Кто такие настоящие друзья сочинение