Кто такой господин дроссельмейер старший какую роль он сыграл в изображенных в сказке событиях

December 12 2016, 15:00

Categories:

  • Общество
  • Литература
  • Театр
  • История
  • Cancel

Старший советник суда Дроссельмейер – один из самых загадочных и самых важных персонажей в сказке Гофмана «Щелкунчик».

Историки справедливо полагают, что этого персонажа Гофман во многом рисовал с себя. Как и Гофман, Дроссельмейр вел двойную жизнь: днем работал советником суда, а в свободное время чинил часы и создавал волшебные игрушки для детей. И, как и Гофман, был немного волшебником. Он – связующее звено между реальным миром и миром фантазий Мари. Когда часы бьют двенадцать и сказка вступает в свои права, он появляется из часов на месте совы, грозный и в то же время забавный, как бы предупреждая: будет страшно и опасно, будь внимательна, но ничего не бойся! Кстати, сова на часах тоже возникла не просто так. Это не только символ мудрости, но и один из символов колдовства. В средневековой Европе верили, что в сов превращаются ведьмы.

В редакции Григоровича, которую нам предстоит увидеть, Дроссельмейер — танцующий персонаж. Никаких классических вариаций Дроссельмейеру не доверили, но Юрий Николаевич подарил персонажу замечательную партию, с простором для актерского мастерства. «Острый, длинный,тощий, гибкий человек-колдун. Все в нем необычно – от крылатки и черного фрака с лимонной жилеткой и такими же перчатками до колдовской трости, на которую он то опирается, принимая удивительно найденные выразительные положения, то размахивает ею, удлиняя позу, увеличивая жест, пугая и завораживая, заманивая и обманывая,» — так описывали Дроссельмейера в одной из публикаций, посвященной премьере а 1966 г. Как и все волшебники, Дроссельмейер не всемогущ, главные поступки в этой истории, конечно, за главными героями, но без его участия не было бы никакой сказки.

В спектакле, который мы будем смотреть, начиная с 18 декабря, Дроссельмейера танцует и играет замечательный артист Большого театра Андрей Меркурьев.

Билеты на новогодний балет в вашего городе тут: http://www.theatrehd.ru/ru/titles/2584/schedule/1

#Щелкунчик #Чайковский #Nutcracker #БольшойТеатр #Балет #НовыйГод #Елки #TheatreHD

«Дядя в молодости много путешествовал и – тогда была на это мода – перебывал членом всех возможных мистических обществ: он и варил золото, и вызывал духов, прыгал и заставлял прыгать на восковые гвозди или через ковер, игравший роль бездонной пропасти, и проч. и проч. Много чудного сохранилось в его памяти об этих предметах; но, говоря о них, он употреблял какой-то странный способ выражения, вместе и важный и насмешливый, так что нельзя, бывало, угадать, в самом ли деле дядя верил своим словам или смеялся над ними». Одоевский «Саламандра».

Теодор Готлиб фон Гиппель был ещё тот фрукт. Он имел утиный нос, невысокий рост, невзрачную внешность и чрезвычайно живой характер, склонный к парадоксам и авантюрам. Именно этому своему качеству он обязан вхождению в Историю, в Литературу и, как венец двух предыдущих пунктов – в наше повествование. 

Т.Г. фон Гиппель-старший

То количество связей, совпадений и выигранных авантюр, которое он произвёл во время своей бурной жизни, хватило бы на дюжину романов. Непонятно, почему в Пруссии не нашёлся свой Дюма, который облёк хотя бы год его жизни в авантюрный роман типа «Три мушкетёра». Гиппель даже попробовал сам выступить этой в роли, начал писать историю своего рода, и вместо этого написал мемуар, но этим  всё испортил: его попытка не дала родиться Дюма- настоящему, чьим слабым отзвуком мы являемся сейчас. 

Приходится мне, спустя 200 лет, дать краткий конспект его жизни и приключений, повлиявших и на наш нынешний городской ландшафт, и на творчество Гофмана, и на летописную историю Руси, и на масонство Санкт-Петербурга. 

Итак, что объединяет городской парк Луизенваль, обер-бургомистра Гиппеля и волшебный горшок, прозванный Гофманом [Spoiler (click to open)]золотым?

I. Масоны, русский след и Радзивилловская летопись

Прямых доказательств мало, но сумма косвенных обстоятельств и фактов такова, что логично совпадения не списывать на случайности, а присмотреться ближе: куда эта «случайность» постоянно выруливает? нет ли в её постоянном склонении какой-то внутренней логики? «характера судьбы»?

Итак, что можно разглядеть за патокой-патиной времени? За первые пять (четыре) лет его «публичной» жизни произошли события, которые надолго, если не на всю жизнь, определили путь Теодора фон Гиппеля от студента до масона, от советника суда до бургомистра Кёнигсберга и – далее, – до литературного персонажа. 

Вот вещи общеизвестные: родовит, но беден в начале карьеры… родился в семье сельского учителя в Гердауэне 31 января 1741г, в 16 (?) лет поступил на теологический факультет Кёнигсбергского университета, где слушает лекции Канта и увлекается всеми новомодными философскими воззрениями, … но тут судьба посылает ему то ли подарок, то ли испытание. Пруссия проигрывает Семилетнюю войну и в 1758 году в Кёнигсберг входят русские войска. Гиппелю 17 лет от роду. 

А дальше начинаются чудеса. Потому что спустя пять лет мы обнаруживаем его записным русофилом (что в те времена было, мягко говоря, супротив общей тенденции) – среди прочих элементов демонстративного попирания неписанных законов Пруссии и немецкого характера, — причём, в самом восхождении его карьеры. И его русофильство отнюдь не мешало ему в карьере, а давало, кажется, даже некоторый шарм.

…итак, входят русские войска, в Кёнигсберге сидит генерал-губернатор; один, другой, у одного из них делопроизводителем работает Андрей Болотов, оставивший мемуары о жизни Кёнигсберга тех лет, — и в них нет никакого Гиппеля и даже никакого Канта. Гиппель в это самое время становится членом благородного собрания горожан, масонской ложи «Три короны», ставившей своей целью примирить королей Пруссии, Польши и российского царя, — и, судя по всему, достигает на этом пути немалых успехов, потому что в 1760-61 годах мы обнаруживаем его в высшем обществе Санкт-Петербурга. Позже своё пребывание в русской столице называл «одной из приятнейших эпох» своей жизни, более похожей «на экстаз, нежели на земную реальность». Очень увлекся всем русским… и вот тут – надо притормозить и посмотреть на совпадение фактов. 

Памятная медаль 1896г с принцем Фридрихом-Леопольдом и знаком ложи «Три короны» (в прошлом — «Три якоря»)

Первый факт – вступление в масоны в пору, когда мода на масонов активно проникает в круги русской аристократии. Второй: вместо учёбы в университете «сбежал в Санкт-Петербург».

И третий – в 1761 году, в год его приезда из русской столицы в качестве трофея из Кёнигсберга вывозят список древнерусской летописи.

«[Летопись попала в библиотеку из собрания древнего княжеского рода Радзивиллов.]Радзивилловская летопись, или Кёнигсбергская летопись — летописный памятник предположительно начала XIII века, сохранившийся в двух списках XV века. Представляет собой «Повесть временных лет», продолженную погодовы́ми записями до 1206 года. Название происходит от имени полководца Великого княжества Литовского, виленского воеводы Януша Радзивилла, владевшего первым (собственно Радзивилловским) списком в XVII веке, и от города Кёнигсберга, где этот список хранился в XVIII в., пока в ходе Семилетней войны не был увезен в Россию в качестве трофея (1761). Наибольший интерес представляют раскрашенные миниатюры (всего их 617), которыми иллюстрирован Радзивилловский список, их называют «окнами в исчезнувший мир». Сюжеты миниатюр многообразны: батальные сцены, крестьянские восстания, народные праздники, бытовые сцены, конкретные исторические эпизоды».  

Т.е. большинство иллюстраций жизни средневековой Руси — из этой летописи.

Неплохо, что сказать… 

…Вернувшись в Кёнигсберг, поступил на юридический факультет Кёнигсбергского университета, имел роман (кто не имел романа во студенчестве?), после неудавшегося (или наоборот удавшегося, смотря чем мерить) романа взялся обеими руками за карьеру и быстро приобрёл славу успешного адвоката. Через 20 лет карьерного роста назначен бургомистром, а в 1782 году — обер-бургомистром Кёнигсберга, в 1786 году стал членом военного совета и президентом города. Всё. Все карьерные высоты в местном Олимпе достигнуты, но вот женщины…

II. В зените славы

«Она заперла шкаф и собралась уже уйти в спальню, как вдруг: слушайте внимательно, дети! .. как вдруг во всех углах — за печью, за стульями, за шкафами — началось тихое-тихое шушуканье, перешептыванье и шуршанье. А часы на стене зашипели, захрипели все громче и громче, но никак не могли пробить двенадцать. Мари глянула туда: большая золоченая сова, сидевшая на часах, свесила крылья, совсем заслонила ими часы и вытянула вперед противную кошачью голову с кривым клювом. А часы хрипели громче и громче, и Мари явственно расслышала:
— Тик-и-так, тик-и-так! Не хрипите громко так! Слышит все король мышиный. Трик-и-трак, бум-бум! Ну, часы, напев старинный! Трик-и-трак, бум-бум! Ну, пробей, пробей, звонок: королю подходит срок!
И: «бим-бом, бим-бом! » — часы глухо и хрипло пробили двенадцать ударов. Мари очень струсила и чуть не убежала со страху, но тут она увидела, что на часах вместо совы сидит крестный Дроссельмейер, свесив полы своего желтого сюртука по обеим сторонам, словно крылья. Она собралась с духом и громко крикнула плаксивым голосом:
— Крестный, послушай, крестный, зачем ты туда забрался? Слезай вниз и не пугай меня, гадкий [Сравни – функцию Сивируса Снегга в первой книге поттерианы. ]крестный!» Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»

Став бургомистром, произвёл полную ревизию делопроизводства мэрии, оставив в ратуше только двенадцать клерков и объединив судопроизводство трёх средневековых городов в одно целое (до сих пор суды были разные), довершив муниципальную реформу 1724 года до логического конца. Неизвестно, плохо ли это или хорошо, но его выбирают на второй срок, а потом он становится обер-бургомистром, хотя куда уж выше… но – выше. 

После посещения лекций Канта сближается с ним и со временем становится участником его знаменитый обедов. 

В этом быстром восхождении, по небыстрым прусским меркам, у Гиппеля случился конфликт с положением вещей в обществе. В зрелом возрасте Теодор фон, совсем в духе прямо понятого Просвещения, влюбился в … как бы выразиться помягче… в падшую женщину. Она ведь тоже человек! Кто без греха, пусть кинет в меня камень!.. и вот в этом вопросе консервативное бюргерство Кёнигсберга, несмотря на Просвещение и Канта с его этикой долженствования, даёт Гиппелю полный и недвусмысленный отбой. Отказ. Цугцванг. 

Т.е. никто прямо не запрещает, но двери всех семей – в которых семьях женщины всё приличные и не падшие, — становятся полузакрытыми, а если дерзнёшь упорствовать в заблуждении, то и закрываются. 

Пожалуй, впервые в жизни Гиппель столкнулся со стеною, которую не смог ни обойти, ни пробить, ни перепрыгнуть. 

“Мужчин больше интересует то, что о них думают; женщин — что о них говорят”. Т фон Гиппель-старший

Он разочаровывается. В буржуа, в масонстве (в родной ложе он также мало нашёл понимания в вопросе раскрепощения женщин), в Пруссии и в Просвещении, которое слишком медленно, по капле, проникает в общество. Он публикует трактат «О равности женщин», инкогнито, когда авторство открывается, расцветает небольшой скандал. Бургомистр в рабочее время кропает пасквили о равности женщин! – жуть! Жуть! – он должен без устали работать на благо бурга, а не фантазировать о женщинах, ишь, чего вздумал! 

Он отходит от дел, покупает в 1786 году землю в Хуфене и планирует прекрасный сад. Землю эту потом покупает у него советник Бузольт, до-оформляет начатое Гиппелем, и в итоге парк получает имя Луизенваль, ещё через полторы сотни лет – «парк Калинина», а ещё через пятьдесят лет – Центральный парк Калининграда. 

…На фоне этой экзистенциальной драмы происходит затухание внешней карьеры и начинается история другого порядка, а именно – закрепление в истории Литературы. 

В полотно.

Молодой Гиппель, друг детства Гофмана.

Дело в том, что у Гиппеля есть племянник, полный его тёзка – Теодор фон Гиппель, прозванный «Гиппель-младший». А у того племянника есть друг по имени Эрнст Теодор [Почему Вильгельм? Он потом поменял одно своё имя из-за любви к Моцарту. ]Вильгельм Гофман. Белобрысый такой мальчонка, который часто остаётся на ночёвку у товарища, гостившего в доме дяди Гиппеля-старшего. Мальчонка приезжает надолго «на дачу», как бы мы сказали сейчас, в имение Арнау (ныне посёлок Родники под Калининградом), которым владеет неугомонный дядюшка Гиппель. У мальчонки что-то неладно с роднёй, вот он и прибился туда, где сытней и интересней.

Ну ладно, пусть. Мальчонка ведь забавный. 

Гофман рисует символ дружбы, отчего-то со звёздами над головами. Где-то мы эти звёзды видели…

III. Дроссельмейер как анти-Цахес

Племянник Дроссельмейера был в самом деле пригожий, складный юноша, который еще ни разу не брился и не надевал сапог. В ранней молодости он, правда, изображал два рождества кряду паяца; но этого ни чуточки не было заметно: так искусно был он воспитан стараньями отца. Э.Т.А. Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король»

…так Теодор фон Гиппель стал «старшим», и автоматически он сам и его владения стали обстоятельствами игры нового поколения, их дружб и тяги к неведомому, волшебному. Старый потрескавшийся горшок за сараем в Арнау становится волшебным, роща на холме явно несёт в себе следы каких-то магий и непременно, непременно где-то здесь должны быть феи, и эти холмы, и изгиб реки, и сам воздух, — всё говорит о чудесах, шепчет о них. Найденный Волшебный горшок, будучи принесён в Укромное место, вдруг требует молока, а когда его в горшок вливают, начинает варить кашу, такую вкусную, какую в этих краях раньше никто не пробывал. Вдруг у Гиппеля-старшего, приехавшего навестить племянника, обнаруживаются свойства чудесные и особенные: стеклянный парик на лысине, жёлтый сюртук и умение верховодить не только клерками, но и временем, а также плести были и небылицы в одно. 

Стеклянная статуэтка Дроссельмейера

«Старший советник суда [Эту «говорящую фамилию» можно перевести как «управитель». ]Дроссельмейер не отличался красотой: это был маленький, сухонький человечек с морщинистым лицом, с большим черным пластырем вместо правого глаза и совсем лысый, почему он и носил красивый белый парик; а парик этот был сделан из стекла, и притом чрезвычайно искусно. Крестный сам был великим искусником, он даже знал толк в часах и даже умел их делать. Поэтом, когда у Штальбаумов начинали капризничать и переставали петь какие-нибудь часы, всегда приходил крестный Дроссельмейер, снимал стеклянный парик, стаскивал желтенький сюртучок, повязывал голубой передник и тыкал часы колючими инструментами, так что маленькой Мари было их очень жалко; но вреда часам он не причинял, наоборот — они снова оживали и сейчас же принимались весело тик-тикать, звонить и петь, и все этому очень радовались. И всякий раз у крестного в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят: то человечек, ворочающий глазами и шаркающий ножкой, так что на него нельзя смотреть без смеха, то коробочка, из которой выскакивает птичка, то еще какая-нибудь штучка. А к рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился». ЭТА Гофман. «Щелкунчик и Мышиный король».

Мета-персонаж, которому ведомы тайные пружины бытия, во вселенной Гофмана становится антиподом крошки Цахеса по прозвищу [Киноварь в другой транслитерации. Натуральные краски были дороги, и рынок был заполонён тканью, крашенной китайской киноварью, которая линяла после первой стирки. Т.е. 250 лет назад «киноварь» была синонимом одноразового качества, дешёвой подделки, «казаться, а не быть». ]Циннобер, медиа-подделки, короля одноразовой славы и воришки чужого успеха, которому случайно, по забавному совпадению перепало чудесное свойство притягивать чужую славу на себя и казаться наилучшим среди всех, — почти зеркало, но не зеркало.  

Фрагмент надгробия Гиппеля-старшего

… в этом качестве Гиппель-старший и остался в истории литературы; непростым, некрасивым, знающим тайный ход бытия и ждущим, когда мужество детей победит мышиную нечисть. 

Похоронен Гиппель-старший на профессорском кладбище в районе Масляной горы (холма Бесселя). Недавно там начали строить жилой дом, и в ходе работ был найден надгробный камень с могилы Гиппеля; камень передали в местный историко-художественный музей.

Про стеклянный парик, странный горшок и персональный значок-драгоценность мастера-масона новостей пока не было.   

Автором и создателем всем известного Щелкунчика был сказочный персонаж, крёстный Фрица и Мари, детей советника медицины Штальбаума, старший советник суда, удивительный мастер-кукольник, Дроссельмейер.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 1

А вот автором и создателем всем известной сказки «Щелкунчик и Мышиный король», героем которой и был Дроссельмейер, был Эрнст Теодор Амадей Гофман.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 2

Чудный, волшебный сказочник, фантастическими историями которого зачитывался даже сам Александр Сергеевич Пушкин! И уж конечно, он бы порекомендовал нам читать и перечитывать Гофмана!

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 3

Международный день кукольника — замечательный повод вспомнить Э.Т.А. Гофмана и Дроссельмейера, которого так любили дети, ведь «…всякий раз у крестного в кармане находилось что-нибудь занимательное для ребят: то человечек, ворочающий глазами и шаркающий ножкой, так что на него нельзя смотреть без смеха, то коробочка, из которой выскакивает птичка, то еще какая-нибудь штучка. А к рождеству он всегда мастерил красивую, затейливую игрушку, над которой много трудился».

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 4

Многие поколения детей в новогодние каникулы побывали на знаменитом балете «Щелкунчик» и запомнили его на всю жизнь.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 5

Кукла Щелкунчик давно «прописана» на страницах Ярмарки. И в домах под новогодними ёлками в разных странах, не только у нас в России.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 6

Михаэль Кнобель.

Многих художников по всему миру вдохновляли сюжеты Э.Т.А.Гофмана. Я хочу напомнить постановку Мариинского театра, премьера состоялась немногим более 20-ти лет назад, спектакль был признан одной из лучших в мире версией известного балета и удостоен множества премий.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 7

Хореограф Кирилл Симонов, а Михаил Шемякин выступил не только художником, но и автором декораций и костюмов, сценаристом и режиссером.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 8

Я не видела спектакля, но побывала на замечательной выставке М. Шамякина в Москве. Выставка была большая, чего там только не было! Были и декорации кукольного мультфильма «Гофманиа́да».

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 9

Эти декорации можно было разглядеть совсем близко, без стекла! Все мельчайшие, поразительного мастерства и фантазии детали. Обратите внимание на этот стол!

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 10

И на сходство кукольного портрета с автопортретом самого Гофмана, он ведь был ещё и отличным рисовальщиком!

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 11

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 12

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 13

Конечно, работа Михаила Шемякина над образами Гофмана и его персонажей заслуживает отдельного внимания. Очень рекомендую, посмотрите кукольный мультфильм «Гофманиада».

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 14

Вернусь к другим кукольникам Гофмана. Я их уже назвала в заглавии: профессор физики Спаланцани и старый адвокат Коппелиус — персонажи мистической истории новеллы «Песочный человек». Эти кукольники совсем не так добры, как крёстный Дроссельмейер. А их великолепная Олимпия — существо без души, лишь внешнее подобие живой, но лишенной жизни куклы.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 15

В новелле «Песочный человек» студент Натаниэль не мог не влюбиться в прекрасную, загадочную Олимпию.

Он сидел подле Олимпии и, не отпуская ее руки, с величайшим пылом и воодушевлением говорил о своей любви в выражениях, которых никто не мог бы понять — ни он сам, ни Олимпия. Впрочем, она-то, быть может, и понимала, ибо не сводила с него глаз и поминутно вздыхала: «Ах-ах-ах!»

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 16

Олимпия явилась в богатом наряде, выбранном с большим вкусом. Нельзя было не восхититься прекрасными чертами ее лица, ее станом. Ее несколько странно изогнутая спина, ее талия, тонкая как у осы, казалось, происходили от слишком сильной шнуровки. В ее осанке и поступи была заметна какая-то размеренность и жесткость, что многих неприятно удивило; это приписывали принужденности, которую она испытывала в обществе.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 17

/Фото из нескольких оперных спектаклей «Сказки Гофмана» (автор музыки Ж.Оффенбах) разных театров в свободном доступе интернета/

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 18

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 19

Концерт начался. Олимпия играла на фортепьяно с величайшей беглостью, а также пропела одну бравурную арию чистым, почти резким голосом, похожим на хрустальный колокольчик.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 20

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 21

Опера Оффенбаха идёт в двух московских театрах, я побывала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. Там она идет в декорациях и костюмах Валерия Левенталя. И тоже очень советую послушать/посмотреть.

В этой публикации нет фото спектакля, а ниже я подобрала два фото из художественного фильма «Сказки Гофмана» 50-х гг. с великолепной Нормой Ширер в роли Олимпии.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 22

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 23

Печальный финал Олимпии, но не новеллы. Иначе вам будет не интересно читать.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 24

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 25

Заканчиваю работами Михаила Шамякина к разным произведениям Гофмана с московской выставки.

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 26

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 27

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 28

Дроссельмейер,  Спалланцани и Коппелиус — сказочные кукольники великого Гофмана, фото № 29

Пусть волшебные фантазии Гофмана вдохновляют вас на новые творческие работы!

С неизменным уважением, Жанна(gvasi)

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


1

Кто такой Дроссельмейер, что он изготовил?

3 ответа:



1



0

Дроссельмейер — это кукольный мастер, который сделал Щелкунчика и подарил девочке Мари. В результате девочка увидела чудесный сон, в котором щелкунчик превращается в прекрасного принца. Эта чудесная сказка я всегда ее ассоциирую с Новым годом.

текст при наведении



1



0

Это один из персонажей Щелкунчика. Роль маленькая, но такая важная, ведь благодаря этому герою и разворачивается события.

Дети ждут гостей и последним приходит он и дарит Мари Щелкунчика, но брат ломает игрушку. Проходит время, заканчивается бал и Дроссельмейер превращается из крестного в волшебника и взмахом руки начинается волшебство: раздвигается стены, елки начинают расти, елочные игрушки оживают

текст при наведении



1



0

Есть такая сказка Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король», есть даже балет такой.

В этой сказке есть такой персонаж — Дроссельмейер.

Дроссельмейер — это крестный Мари и Фрица, считалось, что он способен оживлять игрушки, он волшебник, и этот человек подарил Мари Щелкунчика, которого потом оживил.

Дроссельмейер пришел в дом доктора Штальбаума в качестве гостя, на Рождество.

16f7pIrfahmIN048eyJUVN9Op7hQMWZ.png

Читайте также

Мне думается, что основная/главная мысль этой сказки Андерсена заключена в финальных строках:

SqTWftBcCZoDc4lYH34cWYufIIdlByl.png

Ведь пока чайник не прошел весь свой жизненный путь, ему не было открыто то счастье, которое получает человек (чайник — это олицетворение человеческой натуры, по обыкновению Андерсенского стиля) от дарения себя другим… И как бы это не воспринималось высокопарно или насыщенно, но многие порой задумываются о том, зачем и для чего они (мы или я) пришли в этот мир. А чайник, будучи в молодости и зрелости — напыщенным гордецом, сумел, пройдя через испытания, поймать тот самый миг перехода в иное душевное состояние, которое показало ему новый мир (по большому счету!).

Как говорят, что лучше любить и не быть любимым, чем вовсе не испытать любви. Потому что счастье — это не только настоящее, это по большей части прошлое, наши воспоминания, благодаря которым многие продолжают жить…

Я для написания отзыва в читательский дневник набросала небольшой план этой сказки про чайник, а потом слегка разбавила его своим отношением и вот что получилось:

  1. Фарфоровый чайник — жизнь в достатке.
  2. Чайник гордится своими достоинствами, но скрывает недостатки. Из достоинств: фарфор, из которого он сделан, носик и ручка. Недостатки: умалчивает о разбитой ручке.
  3. Излишнее любование собой. Чайник сравнивает себя с другими предметами сервиза, находя, что он — лучший.
  4. Изящная рука — роковое стечение обстоятельств. Рука разбивает чайник.
  5. Удар по самолюбию, пересмотр житейских ценностей. Чайник начинает прозревать, что все в мире меняется мгновенно.
  6. Смена жилища. Чайник попадает в дом к беднякам, где стоит без дела.
  7. Неожиданный поворот судьбы. Чайник используют в качестве горшка для цветка.
  8. Пробуждение луковицы, перевернувшей полностью мысли чайника. Чайник понимает, что счастье заключено совсем в ином…
  9. Безответное чувство, которое наполняет чайник тихим, печальным…, но все-таки счастьем. Он понимает для чего дана жизнь.

<h2>Краткое содержание сказки «Мойдодыр»</h2>

Сказка начинается с того, что от грязного ребенка убегают вещи, одежда, домашняя утварь. Затем из комнаты выбегает умывальник Мойдодыр и начинает отчитывать грязнулю. После чего Мойдодыр позвал щетки, мыло, мочалки, которые нападают на грязнулю и начинают его тереть, скоблить и мыть. Грязнуля же убегает от них на улицу, но в городском саду сталкивается с крокодилом, который говорит, что съест его, если тот не помоется. Грязнуля со страху возвращается домой к умывальнику и моется. Затем к уже чистому ребенку возвращаются все вещи, одежда, книжки, еда. Мойдодыр радуется, танцует и приговаривает, что нужно постоянно (ежедневно) умываться, чистить зубы, соблюдать гигиену. Вот в этих последних словах Мойдодыра и заключается мораль данной сказки.

И у меня была пластинка «Кошкин дом»,

и до сих пор я помню: в доме том

У кисы гости жарили колбаску,

потом пожар случился жуткий в сказке.

Пролив слезиночки на пепелище,

богачка в прошлом безуспешно ищет

пристанища в домах своих гостей,

но гонят все они ее взашей.

А приютили кошку-тетку

ее племянники-сиротки.

Ряд книжек — картинок про сказочного героя под именем Элмер написал известный английский писатель и иллюстратор детских книг ( они переведены на 40 языков мира ), а также создатель мультфильмов Дэвид Макки ( род. 2.01.1935 ).

В его книгах Элмер — это очень необычный , а разноцветный слон в клеточку. Эти клеточки у него разные: желтые и оранжевые, красные и розовые, фиолетовые и голубые, зеленые, черные и белые. У Элмера очень жизнерадостный и добрый характер и он любит подшучивать над своими друзьями.

Первая книжка об этом слонёнке вышла в печати в 1968 году, а последняя — в 2013.

Так что ответом на данную викторину следует считать вариант — 2).Слон в клеточку

«Щелкунчик» главные герои

«Щелкунчик» главные герои

В произведении Гофмана главные герои «Щелкунчика» получили имена детей товарища писателя, с которыми он часто общался. В сказке Гофмана описан рождественский вечер, когда дети получают подарки. Одним из них является Щелкунчик, уродливый человечек, разгрызающий орехи. В «Щелкунчике» герой, подаренный детям, стал злым и уродливым по воле королевы мышей, а раньше он был красивым и отважным юношей. По сказке немецкого писателя создан балет, а также её сюжет стал основой для мультипликационных и художественных фильмов.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Щелкунчик и Мышиный король»

Главные герои

Щелкунчик

Главный герой, мальчик, превращённый в игрушку.

Уродливая игрушка с непропорциональными частями тела, приспособленная для раскалывания орехов. Была подарена на Рождество маленькой девочке. У игрушки огромная голова, тоненькие ножки, одет он в нелепый плащ и маленькую шапочку. Когда – то Щелкунчик был человеком, но его заколдовали. Чтобы опять превратиться в человека, Щелкунчик должен одержать победу над Мышиным королем. Он просит, чтобы Мари помогла ему. С помощью маленького меча Щелкунчик расправляется со своим врагом и возвращает себе человеческий облик.

Мари

Маленькая дочь Штальбаумов, 7 лет.

Добрая, отзывчивая девочка, романтичная мечтательница. Она всегда борется за справедливость, очень чуткая и тактичная. Из всех подаренных игрушек больше всего Мари нравится Щелкунчик. Мари помогает ему. Она поранилась стеклом, чтобы отвлечь девочку, её крёстный рассказал ей сказку о Щелкунчике, и Мари приснился волшебный сон.

Мышиный король

Предводитель мышей.

Отрицательный персонаж сказки, имеющий семь голов. Мышиный король постоянно шантажирует Мари, выпрашивая у нее различные сладости, игрушки и книжки. Мари пожаловалась Щелкунчику, тот попросил достать ему меч у оловянного солдатика. Вызвал Мышиного короля на бой и отрубил все семь голов.

Дроссельмейер

Крёстный Мари.

Он давно дружит с семьей Штальбаумов, является добрым волшебником и сказочником, рассказывает Мари сказку о Щелкунчике. Мастер изготавливать чудесные игрушки. Внешне Дроссельмейер некрасив, даже чуточку безобразен, но у него чистейшая душа и доброе сердце, в нём привлекает его внутренняя красота и духовное совершенство.

Второстепенные персонажи

Его характер отличается от характера сестры. Он хулиган, старается сделать что-нибудь во вред. Когда дети стали щёлкать орехи игрушкой, он специально подкладывает крупные и твёрдые, и у Щелкунчика вываливаются зубы. Прямолинейный, открытый мальчик.

Посмотрите, что еще у нас есть:

С прототипом Дроссельмейера всё просто, однако уже не так однозначно.
Конечно, Дроссельмейер — это сам Гофман.

Хитциг в биографии Гофмана писал: «Он был чрезвычайно скромен, общителен и столь добродушен, что дети Хитцига не могли нарадоваться вновь прибывшему другу их отца. К примеру, они жили тогда надеждой своими глазами увидеть на сцене «Ундину», сочиненную их любимцем, и Гофман, чтобы дать им предвкушение этого блаженства, старательно нарисовал для них к Рождеству замок Рингштетен, потом разрезал и склеил его, замечательно осветив изнутри; впоследствии он написал для них сказку «Щелкунчик и Мышиный король», где они, к величайшей их радости, появились под собственными именами, а также «Чужое дитя».

Хельмина фон Штези:
«Никто не нравился детям так, как он; казалось, природа и гений одарили его самыми прелестными сокровищами, чтобы порадовать детей. Он никого особенно не ласкал, не покупал расположения; всё приходило само собой, без всякой подготовки, без принуждения. И мы все внимали ему, тоже становясь при этом детьми…. Картины его были сделаны мастерски, каждая черточка дышала страстью и трепетной жизнью; они могли бы внушить страх, если бы не излучали любовь и естественную грацию».

Снова Хитциг:
«Однажды осенним утром он пришел к издателю [Хитцигу] и, будучи ещё совершенно под впечатлением пережитого, поведал: проходя по Жандармскому рынку, видел, как славная маленькая девочка из низов подошла к лавке мелочной торговки и попросила продать ей немного фруктов. Торговка грубо потребовала, чтобы девочка показала, сколько у нее денег, и, когда ребенок в блаженстве неведения показал ей три гроша, деньги были отброшены в сторону с криком, что за них никто ничего не продаст. Горько опечаленная малышка отошла. ‘Тогда, — продолжал свой рассказ Гофман, — я подошел к старухе, которая, видно, заметила, что я наблюдал всю сцену, и сунул ей в руку монету в четыре гроша. Она тут же окликнула девочку и насыпала ей в передничек отборных слив. Вы представить себе не можете этой стремительной смены величайшего огорчения и огромной радости. … Но тут, — продолжал он свой рассказ (и в этом был весь Гофман), — по дороге к вам меня стала мучить мысль, от которой я не могу избавиться. А вдруг из-за этих слив ребенок заболеет дизентерией, и радость, которую я ему доставил, может стать причиной смерти’.
Это опасение было вызвано не чем иным, как идеей, ставшей для него твёрдым убеждением, что там, где с человеком случается добро, зло всегда таится в засаде; что, как он выражался с обычной для него энергичностью в речи, «дьявол на всё должен положить свой хвост»».

Писатель А. Эленшлегер называл его бурлескно-фантастический эльф. Он так вспоминал о встрече с Гофманом: «В то время как мы развлекались подобными жуткими историями, подогревая к тому же фантазию крюшоном, я повернул голову в сторону и увидел вдруг (представь себе мой ужас!), что к плечу моему склонился черный маленький чертенок с рожками на лбу и торчащим изо рта красным языком. То была марионетка, купленная Гофманом (у него был целый шкаф подобных игрушек), и теперь он извлек ее, чтобы напугать меня при страшном рассказе. Это был удивительно интересный вечер; когда Фуке настал черед рассказывать, Гофман уселся за фортепиано и аккомпанировал его истории, звуками изображая ужасное, воинственное, нежное или трогательное, и делал он это превосходно».

Генрих Гейне: «Но кто это там за столом, вон тот маленький юркий человечек с вечно подергивающимся лицом, с движениями забавными и в то же время жутковатыми? Это советник апелляционного суда Гофман, написавший «Кота Мурра».
Впечатление, которое произвел на Гейне этот странный, почти комичный и в то же время вызывающий необъяснимую внутреннюю тревогу,  человек, почти целиком совпадает с многочисленными свидетельствами других его современников. (биограф К. Гюнцель)

Гофман, как и Дроссельмейер, производил впечатление вместе притягательное и пугающее:
«Чёрта он поминал кстати и некстати. Мне кажется, что это проясняет очень многое в его сочинениях. Его вечно преследовало предчувствие тайных ужасов, которые могут ворваться в его жизнь; двойников, всевозможных жутких призраков; он в самом деле видел их перед собой, описывая их… Именно потому описания такого рода были у него захватывающе достоверными, да и вообще, должно быть, мало найдется писателей, тождественных со своими созданиями в такой степени, как Гофман». (Хитциг)

Но был у Дроссельмейера и ещё один прототип — из детства уже самого Гофмана: это дядя его друга детства Теодора Гиппеля.

Но и с самим Гофманом-прототипом дело не ограничивается Дроссельмейром: в сказке он ведь ещё и… сам Щелкунчик.

«Гофман был очень маленького роста, у него были широкие грудь и плечи. В молодости он носил элегантные костюмы. Позже ему очень нравилась его униформа, в которой он выглядел, как французский или итальянский генерал. Уже в юные годы слегка сутулый, с непропорционально большой головой, втянутой в плечи. Его лицо, увидев раз, не скоро забудешь: постоянная смена гримас, выразительные глаза, острый выступающий подбородок, резко очерченный рот. Гофману, видимо, было не слишком уютно в своём теле».

  • Кто такой годзилла из сказки о тройке братьев стругацких 6 букв сканворд
  • Кто такие чуваши сочинение
  • Кто такой годзилла из сказки о тройке братьев стругацких 6 букв подсказка
  • Кто такие художники иллюстраторы русских народных сказок
  • Кто такой герасим из рассказа муму