Татьяна Евгеньевна Хидиятова
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ №61» (г. Магнитогорска)
ЖАРГОНИЗМЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. С. ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ».
В статье рассматривается особенность жаргонизмов в произведении А. С. Пушкина, одного из самых величайших писателейXIX века, на материале его культового и самого известного произведения в современной литературе «Дубровский». Поэта считают основоположником нового литературного языка. Произведение «Дубровский» создано а основе реальной жизни поэта. Здесь заключена история любви молодых людей Владимира Дубровского и Маши Троекуровой, семьи, которых враждуют очень давно. В лексике Пушкина заключена вся современная культура художественного произведения и самого слова. Благодаря поэту словесно-художественное творчество встало с колен и стало национальным русским стилем для поэтов.
Ключевые слова: жаргонизм, Пушкин, жаргон, Дубровский, лексика.
Чтобы понять, что такое жаргонизм, давайте рассмотрим понятие и его особенности в русской литературе. Мы обратимся к словарю лингвистических терминов Т. В. Жеребило:
Жаргонизм:
1) Слово из жаргона (искусственного языка), понятного лишь определенному кругу людей. В речи учащихся и студентов Ж. – отклонение от литературной нормы, речевая ошибка, нарушающая чистоту речи: цветничок (цветной телевизор), степуха (стипендия).
2) Специфическое слово или выражение, присущее данному жаргону.
Лексика — это совокупность слов языка, его словарный (лексический) состав. Иногда этот термин используется в более узком значении — по отношению к отдельным пластам словарного состава (устаревшая лексика, общественно-политическая лексика, лексика Пушкина и т. д.). Основная единица лексики — слово.
Лексикология (от греч. lexikós ‘относящийся к слову’ и logos ‘слово, учение’) — раздел языкознания, изучающий лексику (словарный состав) языка и слово как единицу лексики. Одной из основных задач лексикологии является исследование значений слов и фразеологизмов, изучение многозначности, омонимии, синонимии, антонимии и других отношений между значениями слов. В сферу ведения лексикологии входят также изменения в словарном составе языка, отражение в лексике социальных, территориальных, профессиональных характеристик людей, которые говорят на языке (их принято называть носителями языка). В рамках лексикологии исследуются пласты слов, выделяемые по разным основаниям: по происхождению (исконная и заимствованная лексика), по исторической перспективе (устаревшие слова и неологизмы), по сфере употребления (общенародная, специальная, просторечная и т. д.), по стилистической окраске (межстилевая и стилистически окрашенная лексика) [17, 81].
Специальные слова, используемые в художественном произведении, придают произведению колоритность, яркость, связывают художественный текст с жизнью.
Жаргонная лексика (от франц. jargon — наречие) — это социально ограниченная группа слов, находящаяся за пределами литературного языка, принадлежащая какому-либо жаргону. Жаргон — это совокупность особенностей разговорной речи людей, объединённых общностью интересов, занятий, общественного положения и т. д.
Жаргон может возникать в любом коллективе. Существует жаргон школьников, жаргон студентов, молодёжный и армейский жаргоны, жаргоны музыкантов и спортсменов, жаргон торговцев, жаргон уголовников и т. д.
Причины возникновения жаргонных слов различны. Более частое возникновение жаргонных слов появляется из-за стремления к неординарной для данного коллектива речевой экспрессии, к выразительной особенности (ироничного, пренебрежительного, презрительного) отношения к жизни. Это своеобразная коллективная языковая игра, которая оканчивается с выходом человека из данного коллектива. В других случаях жаргон является средством языкового обособления, языковой конспирации. Такую разновидность жаргона называют арго (от фр. argot; — замкнутый, недеятельный), а слова, входящие в его состав, арготизмами. К этой категории относится, например, жаргон асоциальных элементов, преступной среды [25, 105].
Автор используя жаргонную лексику в художественных произведениях стремится передать особенности уклада жизни людей разного социального слоя. Тем самым пытается привлечь читателей, точно передать действительность. Часто это оправдано жанром произведения (детективная литература, исторический роман). А.С. Пушкин в некоторых своих произведениях использовал жаргон [13,311].
А.С. Пушкин был создателем реалистического художественного метода в русской литературе. Пушкин тем самым подчеркнул свою индивидуальность в произведениях. «Основным принципом творчества Пушкина с конца 20-х годов становится принцип соответствия речевого стиля изображаемому миру исторический действительности, изображаемой среде, изображаемому характеру». Поэт учитывал всё; жанр, коммуникацию, поэзию, прозу, монолог, диалог, содержания, описываемую ситуацию. Конечным итогом становился индивидуализированный образ персонажей. В свое время Ф.Е. Корш писал: «Простой народ представлялся Пушкину не безразличной массой, а старый гусар думает и говорит у него иначе, нежели выдающий себя за монаха бродяга Варлаам, монах не так, как мужик, мужик отличается от казака, казак от дворового, например, Савельича; мало того: трезвый мужик не похож на пьяного (в шутке: «Сват Иван, как пить мы станем». В самой «Русалке» мельник и его дочь по воззрениям и даже по языку — разные люди».
Разнообразие эстетического восприятия и художественной индивидуализации было благодаря приемам языкового обозначения. Среди этих приемов самое главное место занимал контраст стилей, Пушкин мог использовать этот контраст, что у читателя не оставалось впечатления неуместности. Это происходило из-за того, что оппозиционные характеристики пересекались с разнообразными аспектами содержания.
Например: «На миг умолкли разговоры, Уста жуют». уста — высокий стиль. жуют — низкий. Уста — рты знати, представителей высшего общества. Это внешняя, социальная характеристика. Жевать, значит есть. Но относится это в прямом смысле не к людям, а к лошадям. Это внутренняя, психологическая характеристика действующих лиц. Другой пример: «… и крестясь, Толпа жужжит, за стол садясь». Крестятся люди (внешняя характеристика). Жужжат жуки (внутренняя характеристика этих людей).
Еще один пример из произведения «Дубровский»:
Стремянный — 1. Конюх-слуга, ухаживающий за верховой лошадью своего господина, а также слуга, сопровождающий барина во время охоты. 2. Придворный, ведавший царскими верховыми лошадьми и сопровождавший царя на торжественных выездах (на Руси XVI-XVII вв.).
Холоп — 1. Тот, кто в Древней Руси находился в феодальной зависимости, по форме близкой к рабству. // Дворовый, крепостной слуга. // Подданный царя, находившийся в полной зависимости от него. 2. перен. Тот, кто пресмыкается перед кем-л., кто готов на все из раболепия, низкопоклонства.
Гувернёр — 1. Наемный домашний воспитатель детей, занимающийся также их обучением. 2. Воспитатель в казенных и частных учебных заведениях, следивший также за порядком.
Стряпчий — 1. Название должностных лиц, выполнявших различные хозяйственные обязанности при царском дворе (на Руси XVI в. — начала XVIII в.). 2. Чиновник по судебным делам (в Российском государстве XVIII в. — первой половины XIX в.). 3. Частный поверенный (в Российском государстве до 1917 г.).
Пономарь — (от греч. paramonarios — прислужник — сторож), православный церковнослужитель низшего ранга; звонил в колокола, зажигал в храме свечи и лампады, прислуживал при богослужении. Должность пономаря упразднена в 19 в.
Купчая — Акт о покупке имущества, о праве на владение им. Купчая — (купчая крепость) — акт приобретения в собственность имущества в России 12 — нач. 20 вв.
Вестимо — Употр. как вводное слово, соответствуя по значению сл.: конечно, известно.
Исправник — в России глава уездной полиции. В 1775-1862 избирался дворянами (назывался капитан-исправник), затем назначался правительством.
Подобострастие — Льстивое угодничество, раболепная покорность.
Тщеславие — Неоправданное высокомерие, кичливость, желание быть предметом почитания.
В творчестве Пушкина получает решение центральная проблема эпохи — синтез всех жизнеспособных языковых элементов, пришедших в русский литературный язык из разных генетических источников. Свобода совмещения этих элементов, речевой синтетизм, как показывают результаты ряда современных исследований, является сущностью пушкинской языковой реформы. Именно под пером Пушкина происходит органическое слияние разнородных по источнику элементов: церковнославянизмов, русских слов (в том числе разговорных и диалектных), заимствований; для Пушкина характерно «свободное сочетание и взаимопроникновение языковых единиц, прежде разобщенных и противопоставленных в историко-генетическом, экспрессивно-стилистическом и социально-характерологическом плане».
Наиболее важным моментом пушкинского синтеза было то, что завершается «акт скрещения книжного и обиходного начал». Для Пушкина характерно свободное соединение славянизмов в одном контексте с разговорными и бытовыми словами, подчас резко отличавшимися друг от друга своей стилистической окраской. Объединение таких слов противоречило понятию стилистической нормы у карамзинистов, нарушало принцип — «совершенная одинаковость или единообразие в словах и течении оных, без всяких скачков и неровностей».
Особый интерес в этой связи представляет «Дубровский». Новизна пушкинского подхода к синтезированию в тексте двух речевых стихий состояла здесь, как признают исследователи, в том, что, объединяя книжные и разговорно-бытовые элементы, писатель не разрушает стилистической монолитности целого. Таково, например, совмещение разностильных лексических единиц, соединение книжно-славянских слов со словами, обозначающими предметы и явления быта, подчас крестьянского [16, 170-171].
И в заключение, хочется сказать, что в Пушкине, по выражению Гоголя, «как будто в лексиконе заключилось все богатство, сила и гибкость нашего языка. Он более всех, он далее всех раздвинул ему границы и более показал все его пространство». Тем самым Пушкин определил основное направление развития лексики русского литературного языка».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бодня А. А. Словарик устаревших слов. А.С. Пушкина «Дубровский» [Электронный ресурс] / А. А. Бодня. — Режим доступа: http://bodnia.ru/index.php/materialy-k-urokam-literatura/65-6-klass/333-slovarik-ustarevshikh-slov-a-s-pushkin-dubrovskij.html
Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов / Жеребило Т. В.. — Изд. 4-е, испр. и доп. — Назрань : Пилигрим, 2005. — 376 с.
Ковалевская Е.Г. История русского литературного языка : [По спец. «Рус. яз. и лит.»] / Е. Г. Ковалевская. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 1992. — 303 с.
Лыков А.Г. Современная русская лексикология (русское окказиональное слово) [Текст] : [Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов] / А. Г. Лыков. — Москва : Высш. школа, 1976. — 119 с
Улуханов И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и их лексическая реализация / И. С. Улуханов; Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. — М. : Б. и., 1996. — 221 с
Филин Ф. П. Лексика русского литературного языка древнекиевской эпохи [Текст] : (По материалам летописей) : Докторская дис. / Ф. П. Филин ; Отв. ред. проф. Н. П. Гринкова. — Ленинград : тип. № 2 Упр. изд-в и полиграфии Ленгорисполкома, 1949. — 288 с
JARGON IN THE WORK OF A. S. PUSHKIN «DUBROVSKY».
The article examines the peculiarity of jargon in the work of A. S. Pushkin, one of the greatest writers of the XIX century, based on the material of his cult and most famous work in modern literature «Dubrovsky». The poet is considered the founder of a new literary language. The work «Dubrovsky» is based on the real life of the poet. Here is the love story of young people Vladimir Dubrovsky and Masha Troyekurova, families who have been at enmity for a very long time. Pushkin’s vocabulary contains the entire modern culture of the work of art and the word itself. Thanks to the poet, verbal and artistic creativity rose from its knees and became the national Russian style for poets.
Keywords: jargon, Pushkin, jargon, Dubrovsky, vocabulary.
Наряду с персонажами дворян, которым Пушкин уделил основное внимание, описывая их быт, характеры, взаимоотношения, мы знакомимся в повести и с представителями крестьянства — бесправными, неграмотными и в то же время добрыми, отзывчивыми и преданными людьми. Интерес к теме крестьянства у Пушкина не случаен: воспевая мужество и отвагу, которые проявил русский народ в борьбе с Наполеоном за независимость родины, поэт был возмущен несправедливым отношением к народу-победителю, жестокостью властных и сытых крепостников. Еще в стихотворении «Деревня» Пушкин пишет про «барство дикое, без чувства, без закона». Эту же тему он продолжает и в «Дубровском», только народ в повести показан непокорным, готовым к восстанию.
В том, что простые люди Пушкину симпатичны, мы убеждаемся не раз. Взять хоть бы Егоровну, няню Владимира Дубровского, — с какой любовью описывает ее автор и как восхищается ею! Никогда не учившаяся никаким наукам, однако прекрасно чувствующая богатство русского языка, старая крестьянка видится нам хоть и наивной, но по-своему умной женщиной. Тут же смекнув, чем может закончиться ссора ее барина с Троекуровым, Егоровна, употребив все свое «дипломатическое» мастерство, просит Владимира приехать: своим материнским и женским чутьем крестьянка угадала, что принесет сейчас ее барину наибольшую радость и покой. Беспокоилась она и о душе юного Владимира, не хотела, чтоб всю оставшуюся жизнь ее воспитанник укорял себя в эгоизме по отношению к отцу. Егоровне присуще чувство благодарности. Всю жизнь с преданностью служившая одному барину, растившая чужого сына, как своего, старая крестьянка не покидает своих благодетелей в трудные для них времена. Воспитанная в духе любви к ближним, Егоровна призывает не причинять зла никому, какими бы плохими ни были люди. Она настоящая христианка.
Пушкину, без сомнения, легко было рисовать портрет Егоровны. Читая строки, посвященные этой женщине, вряд ли кто усомнится в существовании реального прототипа — Арины Родионовны, няни поэта и друга его детства.
То, что Андрей Гаврилович Дубровский с благодарностью относился к Егоровне, несомненно. Но он установил теплые отношения и с другими крестьянами, иначе они не восприняли бы беду своего барина как свою личную, а смерть • то — как утрату близкого и родного человека: на похоронах старого Дубровского «бабы громко выли; мужики изредка утирали слезы кулаком».
Зная жестокость и суровость, с которыми относился к споим крестьянам Троекуров, люди Дубровского напрочь отказываются подчиниться ему, они готовы лучше умереть, чем попасть под власть деспота и тирана. Чиновники, исполняющие волю Кирилы Петровича, для них тоже, враги. Потому-то с такой злобой отнеслись к ним кистеневцы, потому не дрогнула рука Архипа, кузнеца, когда он запирал дверь. | ‘к. чзать, что Архип — человек бездушный, жаждущий кроен, нельзя: слезы умиления вызывает эпизод со спасением 1-ошки. «Чему смеетеся, бесенята… Бога вы не боитесь: боки я тварь погибает, а вы сдуру радуетесь», — говорит чело-нск, который еще недавно с таким равнодушием отправил на пи свет людей. И объяснение этому есть: несправедливость и нечеловечное отношение большинства помещиков к воспринимать их как «божиих тварей».
Крестьяне идут за молодым Дубровским, они увидели в нем наличие тех добродетелей, которыми отличался и его. Они готовы мстить всем, кто станет у них на пути. < >пи — бунтари. Этого ли хотел для крестьян и для свой • ¦¦граны Пушкин? Нет. Он мечтал об отмене крепостного пра-н.’|, унижающего человека, но без крови, путем мирных реформ. Поэтому-то и скажет он устами главного героя Владимира Дубровского: «Вы разбогатели под моим начальством, г аждый из вас имеет вид, с которым безопасно может про-ьриться в какую-нибудь отдаленную губернию и там провести остальную жизнь в честных трудах и в изобилии».
В «Капитанской дочке» мы встречаем поистине русские характеры, которым наравне с благородством, достоинством, честью присущи и привитые веками бесправного положения смиренность, рабская психология. Эти черты заметны в Саве-льиче и капитане Миронове. Пугачев и его соратники также представляют народ, но не раболепствующий, не смиренный, а бунтующий, мятежный. Не все герои повести разделяют глубоко драматичную, исполненную острых противоречий судьбу народа в государстве, где царит произвол.
Очень притягателен в повести образ слуги Петра Гринева Савельича. Он выписан наиболее полно и всесторонне. Автор старается показать Савельича в разных жизненных ситуациях, давая возможность герою проявить все присущие ему качества. Савельич заботился о маленьком барине, как о собственном сыне: переживал, когда Петруша болел, возмущался, когда юному Гриневу был выписан для обучения француз. А когда Гринев достиг совершеннолетия и был отправлен служить отечеству, Савельич повсюду следовал за ним и даже не единожды спасал от смерти.
Савельич хоть и не учился грамоте, но от природы умен, наблюдателен. А чувство ответственности, которое он проявляет по отношению к Гриневу, достойно восхищения.
Автор не скрывает своей симпатии к этому герою. Доброта, простота, честность всегда нравились Пушкину в людях, такой была и его няня, которой он посвящал стихи. Однако, уважая Савельича за человеческие качества, Пушкин в то же время испытывает жалость и сострадание к своему герою и ко всему народу, которому долгие годы прививали рабское повиновение и смиренность. Отдавая всю душу, всего себя барскому ребенку, Савельич редко слышал слова благодарности, но часто бывал незаслуженно наказан. Даже Петр Гринев, благородный дворянин, бывал несправедлив к верному слуге. Так, впервые вырвавшись из-под опеки родных и почувствовав себя взрослым и самостоятельным, Гринев напивается до беспамятства и проигрывает деньги первому встречному. Савельич пытается образумить хозяина, но молодой человек дерзко отвечает: «Я твой господин, а ты мой слуга. Деньги мои… А тебе советую не умничать и делать то, что тебе приказывают». А затем Савельич слышит еще более оскорбительные слова: «Подавай сюда деньги или я тебя взашей прогоню». От обиды привыкший, казалось бы, ко всему слуга даже заплакал. Но он продолжает заботиться о барине все с тем же усердием.
Или другой пример. Узнав о дуэли, Савельич, не раздумывая, бежит к месту поединка, чтобы, если потребуется, спасти хозяина: «Бог видит, бежал я заслонить тебя своею грудью от шпаги Алексея Иваныча». И что же в ответ? Гринев не только не отблагодарил своего заступника и спасителя, но еще и обвинил его в своем ранении. Досталось Савельичу и от Гринева-старшего, отругавшего старика за молчание. Но Савельич не возмутился, не стал роптать на хозяина за несправедливое отношение. В ответном письме смиренно называет себя рабом, холопом, а оскорбительное письмо господина — «милостивым писанием»: «Милостивое писание ваше я получил, в котором изволишь гневаться на меня, раба вашего… А изволите вы писать, что сошлете меня свиней пасти, и на то ваша боярская воля. За сим кланяюсь рабски. Верный холоп ваш Архип Савельев». Не вызывает сомнения, что Савельич смиренно согласится с любой участью, которую ему уготовит хозяин, — хоть свиней пасти, хоть наложить на себя руки, и при этом и не подумает противиться или защищаться.
Еще более жалким выглядит Савельич в своем отношении к Пугачеву и повстанцам. Он, выходец из народа, не становится на сторону этого народа и даже не сочувствует ему. Он остается глух к провозглашаемой мятежниками вольности и судит о событиях с позиций своих хозяев, то есть поддерживает тех, кто его же угнетает.
Савельичу, как и любому простому бесправному человеку, присуще смирение. Это качество он получил в наследство от отца, тот — от деда, дед — от прадеда… По-другому эти люди жить не могут: слишком долго им внушали, что они — ниже и хуже других, что смирение — их удел.
Менее детально представлен в повести образ капитана Миронова. Это благородный, честный, верный долгу, слову и присяге человек. Известно, что доброта, сердечность — национальные черты русского характера, и Иван Кузьмич с супругой исключением не были: «Иван Кузьмич… был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый». По этой причине и приняли Мироновы Гринева как доброго знакомого. Иван Кузьмич, несмотря на капитанское звание, происходил из бедной солдатской семьи. Оттуда и простота его в обращении с людьми. Теперешний быт наверняка мало чем отличался от быта его родителей: капитан сохранил чувство меры и скромность своих предков. Измена и предательство противны натуре этого человека. И в этом также проявляется истинно русская душа капитана Миронова. Нельзя не восхищаться его смелостью и отвагой. Не дождавшись помощи, он, нисколько не колеблясь, решает выступить против многочисленного войска Пугачева. Так же мужественно принимает он и смерть. Однако нельзя не согласиться, что действует Иван Кузьмич бессознательно, ему не приходит в голову задуматься, за что он умирает, за какую идею? Точно так же не задумывается капитан Миронов, почему Пугачев и его люди, против которых приготовил он свою пушку, бунтуют, что заставило их пойти против власти? Миронов не привык мыслить критически. Он поступает согласно долгу. Капитан Миронов, как и Савельич, воспитан в смирении и повиновении.
Симпатичен в повести и образ Ивана Игнатьича, гарнизонного поручика. Благоразумие, рассудительность, христианское умение прощать ближнего своего — качества, присущие этому пушкинскому герою и всем простым русским людям. Речь Ивана Игнатьича характеризует его как простого человека, необразованного, но по-своему мудрого. Вот как рассуждает Иван Игнатьич, призывая Гринева не стреляться со Швабриным: «Вы с Алексеем Иванычем побранились? Велика беда! Брань на вороту не виснет. Он вас побранил, а вы выругайте; он вас в рыло, а вы его в ухо, в другое, в третье — и разойдитесь, а мы вас уж помирим. А то: доброе ли дело заколоть своего ближнего, смею спросить?.. Ну а если он вас просверлит? На что это будет похоже? Кто будет в дураках, смею спросить?».
Но кроме смирения в простом народе может возникнуть и противоположная реакция — бунт, «бессмысленный и беспощадный». Пушкин никогда не был сторонником революций, а считал возможным изменение общественного строя путем мирных реформ, и поэтому он может оценить негативные стороны восстания: грабежи, насилие, жестокость. Однако Пушкин открыто симпатизирует мятежникам. Пугачев в повести — носитель всех лучших народных качеств. Люди его ощущают униженность своего рабского положения. Со скорбью и болью исполняют они русскую народную песню о крестьянском молодце, в которой — их бесправная доля и их трагические судьбы.
«Историей Пугачева» и «Капитанской дочкой» Пушкин предупреждает современников о той кровавой анархии, которая грозит русскому государству, если крепостнические порядки вынудят «черный народ» снова взяться за топор.
Цели:
- познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение
к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной
структуре; проверить знание художественного
произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом; - развивающий аспект: развивать
мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно
излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей;
создавать условия для развития коммуникативных навыков; - воспитательный аспект: развитие системы
ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к
слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование
эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи;
совершенствование навыков этичного межличностного общения
Правила игры:
- Все учащиеся делятся на две команды.
- Количество учащихся в команде – любое.
- Организация пространства: количество игровых столов – 2 + стол для жюри.
- Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают
капитана. - Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один
раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет
команда соперников. В случае неверного ответа второй команды вопрос
разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы учащемуся,
давшему верный ответ. - Каждый правильный ответ – 1 балл.
- В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.
Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации
Приложение 1,
компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями,
ордена эрудитов
Ход урока
1. Оргмомент. Объявление темы урока. Слайд 1
2. Целеполагание. Правила игры.
3. Литературная игра
Задание №1. Композиция романа.
Вопрос эрудитам:
1) Что такое композиция художественного произведения?
2) В чём особенности композиции романа «Дубровский»
Команды работают с карточкой №1.
Проверьте себя. Слайд 2
Задание№2. Роман «Дубровский» в иллюстрациях
Вопрос эрудитам: Назовите художников, которые иллюстрировали роман (Д.
Шмаринов, Б. Кустодиев, Б. Косульнико, Е.
Лансере, А. Пахомов, Б. Бойма) –
по 1 баллу за фамилию
Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:
Слайд 3. На псарне у Троекурова
Слайд 4. Сцена в суде Д.Шмаринов
Слайд 5. «Больной
указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева» Б.Косульников
Слайд 6. Пожар Б.Кустодиев
Слайд 7. Дефорж и медведь
Слайд 8. Нападение на свадебный поезд
Задание №3. О каких сценах, событиях идёт речь?
1) «Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно
задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли
в болоте, он ничего не замечал»
О каком герое идёт речь? В какой момент он
так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца)
2) «…ужасное смятение изобразилось на лице его;
багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он
произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда
увидел Троекурова перед смертью)
3) Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к
нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (прогнал
его)
4) Дубровский был отменно сердит, прежде сего
никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах
его владений…» На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова воровали
лес)
5) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали,
он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите
героя и эпизод. (Дубровский в суде после провозглашения приговора)
6) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками,
воровавшими у него лес? (проучил прутьями)
7) По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после
которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника)
Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его
собственным словам? (собирал ягоды)
9) Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую
записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)
10) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить)
Задание №4. Исторические реалии. Особенности лексики
1) «Накануне был отдан приказ псарям и
стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга,
ухаживающий за лошадью барина)
2) «Кирилла Петрович громко засмеялся при
дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга)
3) Чем занимается гувернёр? (воспитатель)
4) Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным
делам)
5) «На днях покровский пономарь сказал на
крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам
Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (в христианской церкви)
6) Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество)
7) Кем был по профессии у себя на родине
настоящий Дефорж-француз? (кондитер)
—Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас
делает что хочет?
— И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в
грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (начальник
местной полиции)
9) «Троекуров часто говаривал Дубровскому:
«Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за
него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»?
10) «Не наше холопье дело разбирать барские воли,
а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не
перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом
человеке; обух – тупая сторона острого орудия)
11) «Соседи рады были угождать малейшим его
прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович
принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (льстивость,
угодливость)
12) «Несмотря на необыкновенную силу физических
способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал
навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они
тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (хвалились,
кичились)
Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:
1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги,
старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей
Гаврилович Дубровский)
2) Он лишился матери с малолетства и, почти не
зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир
Дубровский)
3) «Будучи расточителен и честолюбив, он
позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о
будущем…» (Владимир Дубровский)
4) Этот герой «…выказывал пороки человека
необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям
довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с
крестьянами и дворовыми обходился строго и
своенравно»? (Троекуров)
5) Маленький человечек в кожаном картузе и
фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель
Шабашкин)
6) Ему «было около пятидесяти лет, но он казался
гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил
на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)
7) Кто в доме Троекурова между всеми отличался,
танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко
вальсировать. (Дефорж)
Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за
страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же
ограблен. (Спицын).
Задание №6. Значение имени.
1) Имя этого героя в переводе с греческого
обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень (Кирилла
Петрович)
2) Имя этого героя в переводе с греческого
обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского –
сильный муж или крепость. О ком идёт речь? ( Андрей Гаврилович
Дубровский)
Задание №7. Звания героев
1) В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? (корнет)
2) Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского (отставной поручик гвардии)
3) В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? (генерал-аншеф,
высший генеральский чин)
4) Назовите титул героя по фамилии Верейский (князь)
Задание №8. Второстепенные и эпизодические персонажи.
Проверьте себя. Слайд 9
Задание №9. Дворянские усадьбы
1) Как называется деревня Троекурова? (Покровское)
2) Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка)
3) Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)
4) «Он ехал берегом широкого озера, из которого
вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою
зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на
другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (Покровское)
Задание №10. «Дубровский» в цифрах
1) Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)
2) Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна)
3) Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.)
4) Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи)
5) Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23)
6) Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3
тысячи)
Задание №11. Музыкальные вопросы
Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»?
(Э.Ф.Направник)
Вопросы командам:
1) Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? («Гром
победы раздавайся…»)
2) На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (фортепиано)
Задание №12. Творческие задания
1) Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и
напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского (до
5 баллов).
2) Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский» (до
5 баллов).
Подведение итогов игры, определение команды—победителя
и самого эрудированного игрока.
Литература:
1. Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский»
// Литература в школе. – 1998. — №7. – С. 91-99
2. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия
для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/
авт.-сост. В.П. Полухина. – 12-е изд. –
М.: Просвещение, 2005
3. Школьная библиотека в формате А4 для старшеклассников, учителей
словесности и абитуриентов (иллюстрации)
6 июля 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Тест по содержанию романа А.С. Пушкина «Дубровский»
40 вопросов.
dubrovskiy.docx
1) «Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается?
2) «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки»
3) Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского?
4) Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский?
5) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод.
6) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес?
7) По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича?
Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам?
9) Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского?
10) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова?
11) «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный?
12) «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп?
13) Кто такой гувернёр?
14) Что такое купчая?
15) Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз?
Ответы
1. (Владимир Дубровский после похорон отца)
2. (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)
3. (прогнал его)
4. (мужики Троекурова воровали лес)
5. (Дубровский в суде после провозглашения приговора)
6. (проучил прутьями)
7. (церковного праздника)
8. (собирал ягоды)
9. (вышивала на пяльцах)
10. (отомстить)
11. (конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)
12. (крепостной слуга)
13. (воспитатель)
14.( документ на приобретённое, купленное имущество)
15. (кондитер)
Автор: Корнева О.С.
В результате работы должен получиться словарь, который можно использовать на уроках литературы в 6 классе. Данный словарь поможет читателю и при самостоятельном чтении текста. В словарь вошло слова. Слова расположены не по алфавиту, а по порядку их появления в тексте. Данный порядок я избрала неслучайно: он облегчает чтение текста. Рядом с каждым словом расположила отрывок текста, в котором встречается данное слово, и толкование значения, которая я подбирала из разных словарей. Для толкования лексического значения использовала разные способы:
3. краткое толкование
слово
текст
значение
Барин(историзм)
Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин Кирила Петрович Троекуров.
Дворянин, помещик в царской России
Поместье(историзм)
Земельное владение помещика
не дерзал(архаизм)
Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское.
Осмеливаться, отваживаться на что-нибудь. (Никто не смел отказаться)
Тщеславились(архаизм)
… они тщеславились богатством и славою своего господина
хвастаться, кичиться
сей(архаизм-устаревшая форма слова)
Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семидесятью душами
этот
поручик гвардии (историзм)
чин, воинское звание младшего офицерского состава, соответствующее званию старшего лейтенанта
Души (мн.ч.) (историзм)
Крепостной крестьянин
Смиренное (архаизм)
… не смотря на его смиренное состояние
Скромное, небогатое
Остальняя(архаизм)
… поселился в остальной своей деревне
последняя
Генерал-аншеф(историзм)
…Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместье
Высший генеральский чин
коли(архаизм-устаревшая форма слова)
…коли в твоем Володьке будет путь
если
Будет путь
Будет толк
Отъезжее поле(историзм)
Раз в начале осени Кирила Петрович собирался в отъезжее поле
удаленное от дома место для охоты, куда надо выезжать с ночевкой
псарь(историзм)
Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовым к пяти часам. утра
слуга для наблюдения за охотничьими собаками
стремянной(историзм)
слуга, ухаживающий за лошадью барина
Лазарет(архаизм)
Тут же находился и лазарет для больных собак под присмотром штаб-лекаря Тимошки
больница
Штаб-лекарь(историзм)
военный врач здесь: главный лекарь
Холоп(историзм)
Кирила Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа
Крепостной слуга
Протравили, травить зверя(историзм)
Во весь день видели одного только зайца, и того протравили.
Травить зверя-охотиться на него с собаками. Протравили- упустили
кучер(историзм)
…Дубровский со своим кучером поймал из них двоих
Возница, работник, который правит запряженными в экипаж лошадьми
картуз(историзм)
…маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги и пошел во флигель
фризовая шинель(историзм)
шинель из грубого сукна
Флигель(архаизм)
Пристройка сбоку главного здания или дом во дворе большого здания.
заседатель(историзм)
Троекуров узнал заседателя Шабашкина
Служащий суда, помощник судьи
Ваше превосходительство
…Я ехал в город, ваше превосходительство
Обращение к лицам, имевшим в военной службе чин генерал-майора или генерал-лейтенанта, в гражданской — чин четвертого или третьего класса
купчая(архаизм)
…достать о т вашего соседа запись или купчую
Документ на приобретенное, купленное имущество
притязание(архаизм)
…всякое постороннее притязание на сию собственность есть ябеда и мошенничество
Попытка присвоить
ябеда(архаизм)
наговор
трунил(архаизм)
…всегда первый трунил над продажной совестью чернильного племени
подшучивал
Чернильное племя(историзм)
Презрительное название чиновников
Земский судья(историзм)
…получил приглашение явиться к земскому судье
Выборный судья, ведавший судебными делами дворян
2 глава
Присутствие(архаизм)
…явился в присутствие уездного суда
Помещение, где находится суд
Уездный суд(историзм)
То же, что сейчас районный суд
Писарь(историзм)
Писаря встали и заложили перья за ухо
Должностное лицо для переписки и составления канцелярских бумаг
Перо(историзм)
письменная принадлежность
дородность(архаизм)
…из уважения к его чину, летам и дородности
тучность, упитанность, толщина, грузность
Паче чаяния(архаизм)
… если паче чаяния чувствует по совести
Вопреки ожиданию
чернильница(историзм)
Схватил чернильницу и пустил ею в заседателя
письменная принадлежность
Шпанские мухи(историзм)
Уездный лекарь успел пустить ему кровь, приставить пиявки и шпанские мухи
Пластырь из высушенного и измельчённого жучка — вредителя лиственных деревьев и кустарников, употреблявшийся ранее в медицине.
3 глава
корнет (историзм)
Воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию
Младший офицерский чин в кавалерии
Куря из янтарей
Курить из дорогих трубок с янтарными мундштуками
камердинер(историзм)
Гриша, его камердинер, подал ему письмо
Комнатный слуга
Живот(архаизм)
А в животе и смерти бог волен
жизнь
смотритель(историзм)
… он вошел к смотрителю и спросил вольных лошадей
Должностное лицо, заведовавшее почтовой станцией, на которой проезжающие меняли лошадей
Вольные лошади
Свободные лошади
исправник(историзм)
…исправник у него на посылках
Начальник местной полиции
пономарь(историзм)
…покровский пономарь сказал на крестинах
служитель православной церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении
кучер(историзм)
Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал
- Работник, который правит лошадьми в экипаже.
бельведер
Возвышалась кровля и бельведер огромного каменного дома
- Башня над крышей дома
дворня(историзм)
Дворня высыпала из людских изоб
- При крепостном праве: домашняя прислуга в помещичьем доме.
изоб(архаизм-устаревшая форма слова)
- Устар. форма род.пад. мн.ч. от слова изба-изб
- 4 глава
яств
Где стол был яств, там гроб стоит
- Еда, кушанье.
поверенный(архаизм)
… у Андрея Гавриловича не было поверенного
- Человек, которому доверено вести судебное дело
Беговые дрожки(историзм)
….он велел запрячь себе беговые дрожки… и выехал со двора
- лёгкая четырёхколесная открытая повозка для коротких поездок
- Глава 5
осененный
При выходе из рощи, увидели кистеневскую деревянную церковь и кладбище, осененное старыми липами.
- окруженный
клирос(архаизм)
Молодой Дубровский стал у клироса
- место в церкви, где стоят певчие
причет
Егоровна от имени его пригласила попа и весь причет церковный на похоронный обед
- служители церкви
лощина
Наконец достигнул он маленькой лощины
- низко расположенная долина
мундирный сюртук(историзм)
На крыльце несколько незнакомых людей в мундирных сюртуках, казалось, о чем-то толковали
- Сюртук —длинный, как пальто, двубортный пиджак, обычно приталенный
- Мундирный, т.е. форменный
приказной(историзм)
А я с приказными переговорю
- Мелкий служащий канцелярии
помре(архаизм-устаревшая форма слова)
Волею Божей помре
- умер
- Глава 6
подьячий(историзм)
Голоса подьячих доходили до него
- Делопроизводитель и писарь в канцелярии
Сетовала (архаизм)
.она..с нежностью сетовала
- жаловалась
пошепту(архаизм-устаревшая форма слова)
Отвечал Архип пошепту
- шепотом
нонече(архаизм-устаревшая форма слова)
Да как же без топора нонече ходить
- сейчас, сегодня, нынче
светелка(архаизм)
В барском доме , в своей светелке
- комната
- Глава7
околоток(архаизм)
….вес о пожаре разнеслась по всему околотку
- окружающая местность, окрестность (в разговорном языке). Возможно, происходит от колотить, то есть «участок, охраняемый, „околачиваемый“ сторожем с колотушкой»
стряпчий(историзм)
Окзалось, что исправник, стряпчий, заседатель земского суда пропали….
Ходатай по судебным делам
храмовый праздник
Наступило 1 октября – день храмового праздника
Церковный (престольный)праздник отмечается в день святого или священного события, в память которого был освящен престол местной церкви. В данном случае Покров пресвятой Богородицы
Глава 8
гувернер
… у которого четыре года жил он гувернером
Воспитатель, а иногда и учитель(обычно иностранец), которого нанимали дворяне для своих детей
аттестат(архаизм)
Он предоставил Кирилле Петровичу свои аттестаты
документы
волочиться(архаизм)
…чтоб у меня за моими девушками не осмелился волочиться
Ухаживать за женщиной (обычно без серьёзных намерений).
мастеровой(архаизм)
….учитель был для нее рол слуги или мастерового
Рабочий , ремесленник
пустынник(архаизм)
Оставляли наедине с косматым пустынником
То же, что отшельник
предварил(архаизм)
….кто предварил Дефоржа о шутке
предупредить, уведомить заранее
пробовать
..он Дефржа полюбил и не думал уж его пробовать
Испытывать, проверять что-л
Глава 9
Экипаж(историзм)
Конюшни были загромождены разными экипажами
Лёгкая рессорная повозка для пассажиров
Паперти
….крестьяне не могли поместиться в церкви и стояли на паперти
Площадка перед входом в церковь
коляска (историзм)
Он приехал в коляске шестернею
Четырёхколёсный рессорный экипаж с откидным верхом
шестернею (архаизм)
Коляска, запряженная 6 лошадьми
подле(архаизм)
…..выбрали себе места одна подле другой
Очень близко, совсем рядом, возле
дворецкий(историзм)
Наконец дворецкий провозгласил: «кушанье поставлено»
В помещичьем быту: старший слуга, ведающий столом и домашней прислугой.
разносить тарелки по чинам
Слуги стали разносить тарелки по чинам
Сначала подавали блюда тем, кто старще по званию, выше по чину
трапеза(архаизм)
Кирила Петрович весело обозревал свою трапезу
Праздничный обед, кушанье
верста (архаизм)
…. не успел отъехать и десяти верст
Старинная русская мера длины, равная 500 саженям или 1,06 километра (применялась до введения метрической системы)
анбар(архаизм-устаревшая форма слова)
…разграбили у меня анбар
Неотапливаемая хозяйственная постройка для хранения зерна, муки и т.п.
кучер(историзм)
Кучера привязали приказчика к козлам коляски
Тот, кто правит запряжёнными в экипаж лошадьми; возница
ко /злы
Сиденье для кучера в передке экипажа, повозки
Бьюсь об заклад (фразеологизм- архаизм)
…бьюсь об заклад, три часа сряду будешь говорить с самим дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свёл
спорить на что-нибудь. «Заклад» — устаревшее слово, его современный синоним — «залог», то есть какая-то вещь или некоторая сумма денег, которую предоставили/положили/заложили в знак того, что обязательство будет выполнено.
Глава 11
разночинец(историзм)
…с видом смиренным и терпеливым, обличающим разночинца
человек небогатый и недворянского происхождения
почтовый тракт (архаизм)
…человека, не имеющего голоса на почтовом тракте
в России с XVIII века название дороги, по которой осуществлялась перевозка почтовых отправлений
Подорожная(историзм)
Пожалуйте подорожную
Документ, по которому выдавали почтовых лошадей
Кондитор(архаизм)
Я готовился не в учителя, а в кондиторы
кондитер
ассигнация(архаизм)
Вынул несколько кип ассигнаций
Бумажные деньги
Повесничать (архаизм)
…давал ему полную свободу повесничать
бездельничать
Глава 13
линейка(историзм)
Предпочел прогулку в своей линейке
старинный конный пассажирский экипаж с продольной перегородкой, в котором пассажиры сидят двумя рядами спиной друг к другу
заложить(архаизм)
Линейку заложили
Запрячь, впрячь в экипаж
Глава 18
посаженная мать(архаизм)
С нею села посаженная мать
Женщина, заменяющая мать при церковном обряде
План урока:
История создания романа «Дубровский»
Краткое содержание романа «Дубровский»
Изображение русского дворянства
Бунт крестьян
История трагической любви Маши и Владимира
Критика о романе «Дубровский»
История создания романа «Дубровский»
Среди незавершенных прозаических трудов А.С. Пушкина сохранился роман «Дубровский». В рукописи указано начало работы – 22 октября 1832 г.,дата последней записи – 6 февраля 1833 г.Автором была приостановлена работа над романом, не получившим еще названия. Произведение было издано в 1841 г.через четыре года после гибели Пушкина на дуэли, название роман получил от издателей по фамилии героя.
При создании романа «Дубровский» были использованы реальные факты. Друг Пушкина П. Нащокин рассказал поэту о деле белорусского помещика Павла Островского, у которого была судебная тяжба со соседским помещиком из-за незаконного лишения поместья. Разорившийся дворянин, оставшись без земли,начал разбойничать со своими крестьянами, но как благородный человек грабил только богатых и никого не лишал жизни. Пушкин заинтересовался этой историей, а во время поездки в Болдино ознакомился с подобным делом помещиков из Нижегородской губернии. Прототипом[1] помещика Троекурова, героя романа «Дубровский», стал богатый и влиятельный подполковник Семен Крюков, который в 1832 г. через суд отнял поместье у подпоручика[2] Ивана Муратова. Копия судебного дела помещиков Муратова и Крюкова отражена во 2-ой главе романа. Текст подлинного документа Пушкиным был использован для придания роману исторической достоверности. Также для сюжета романа была использована история бунта крестьян помещика Дубровского в 1737 г.в Псковской губернии, которую Пушкин узнал в Михайловском.
Разбой долгое время был обычным явлением русской жизни. Беглые крепостные крестьяне, рекруты[3]-дезертиры, обнищавшие горожане прятались в лесах, грабили на больших дорогах, опустошали барские поместья. Народ осуждал не разбойников, а тех, кто довел людей до крайней степени отчаяния, толкнул на преступный путь. Такое понимание причин разбойничества простыми людьми нашло отражение в народных русских песнях, которые были Пушкину известны.
Краткое содержание романа «Дубровский»
Действие романа «Дубровский» происходит в 20-е годы XIX в. В сюжете показаны взаимоотношения людей двух поколений: история дружбы и конфликта отцов стала предвестием трагической судьбы их детей. Повествование начинается описанием жизни богатого барина Кирилы Петровича Троекурова в имении Покровское. Все боялись крутого нрава помещика, только один человек не испытывал страха перед Троекуровым – его давний военный товарищ Андрей Гаврилович Дубровский, живущий неподалеку в своей единственной деревеньке Кистеневке. Однажды, когда перед гостями Кирила Петрович хвалился своей великолепно обустроенной псарней[4], Дубровский с укором промолвил, что у Троекурова собаки содержатся лучше, чем крепостные. Один из псарей[5] вызывающе нагрубил Дубровскому, намекая на его бедность, заметил, что дома у многих дворян хуже, чем псарня у его барина. Дубровский молча уехал, после написал Троекурову письмо, требуя прислать грубияна для расправы. Это послание Троекурова разозлило. Дубровский к тому же застал в своей роще трех троекуровских крестьян, ворующих его лес, и приказал высечь их. Это стало окончательным разрывом отношений между старыми друзьями. Троекуров замыслил наказать Дубровского, отняв у него имение. Он рассказал судебному заседателю, что Кистеневка некогда принадлежала его отцу, потом была продана Дубровским, но все документы, в том числе и купчая[6], погибли во время пожара. Заседатель ловко состряпал дело, подкупил судей и нашел лжесвидетеля. По решению суда у Дубровского имение отняли, так как не сохранились документы, подтверждающие его права владения Кистеневкой. Не перенеся такого удара, Андрей Гаврилович оказался на грани помешательства и тяжело занемог. Няня Егоровна, понимая тяжелое состояние барина, отправила его сыну и своему воспитаннику письмо с известием о том, что случилось с Андреем Гавриловичем.
Владимир, получив письмо, написал просьбу об отпуске, чтобы ухаживать за отцом. Приехав домой, он пытался разобраться в делах, но время апелляции[7] по приговору суда было уже упущено. Троекуров, решив помириться, приехал в Кистеневку. Андрея Гавриловича, увидевшего в окно виновника своих бед, поразил паралич. Встревоженный Владимир велел прогнать со двора Троекурова.Старый Дубровский скончался на руках у сына. После похорон приехали приказные чиновники[8], чтобы огласить приговор суда. Крестьяне, возмущенные решением суда, бросились на них, но Владимиру удалось предотвратить расправу.Опасаясь нападения мужиков на дороге, чиновники решили переждать ночь в барском доме. Ночью Владимир приказал своим людям покинуть дом и поджечь его. После Дубровский простился с крестьянами и уехал. Кузнец Архип тайком запер двери, и приказные погибли во время пожара. Троекуров сам на следующий день приехал на место пожара, провел лично следствие и написал подробный отчет губернатору.
Дубровский со своими крестьянами
Вскоре появились в округе разбойники: барские дома грабили и жгли, небезопасно стало на дорогах. Ходили слухи про атамана шайки, что он умен, отважен и великодушен, вскоре стало известно, что этот разбойник – Владимир Дубровский. Много поместий было разграблено его шайкой, удивлялись только, что владения Троекурова он обходил стороной.
Вскоре в Покровское приехал нанятый в Москве гувернер для Саши, девятилетнего сына Троекурова. Француз Дефорж совершенно не понимал русского языка. Как-то Троекуров задумал испытать учителя и позабавиться над ним. Было у барина любимое развлечение: в комнату, где на цепи содержался медведь, не раз заталкивали очередную жертву из гостей. Укрыться от разъяренного медведя можно было только в отдаленном углу, куда цепь не позволяла медведю дотянуться. Но учитель, увидев зверя, достал пистолет и хладнокровно выстрелил медведю в ухо. Этот поступок заставил Троекурова уважать француза, который заявил, что не намерен сносить унижения, потому носит с собой всегда пистолет.
Дефорж с Машей и Сашей
Троекуров устроил праздник в своем имении, пригласив многочисленных гостей. Во время обеда обсуждали приметы Дубровского и дерзкие ограбления его шайки. Среди приглашенных присутствовал помещик Спицын, который был лжесвидетелем в суде и помог отнять деревню у Дубровского. Боясь мести сына Дубровского и грабежа своего дома, он все сбережения держал при себе в кожаной сумке под одеждой. Вынужденный остаться на ночлег Спицын напросился в комнату к Дефоржу, надеясь на защиту храброго француза от разбойников. Ночью помещик почувствовал, что кто-то сдергивает сумку с его груди, и проснулся. Француз, наставив пистолет, на безупречном русском языке произнес: «Молчите или вы пропали. Я Дубровский». Наутро струсивший Спицын спешно покинул Покровское.
Оказывается, что ранее Владимир Дубровский на почтовой станции разговорился с французом, ожидавшим лошадей. От него он узнал, что тот направляется в имение Троекурова, где для него нашлось место учителя. Владимир предложил французу десять тысяч за рекомендации и документы, и тот согласился. Так Дубровский под видом учителя оказался в Покровском. Владимир не слишком утомлял Сашу занятиями, гораздо интереснее ему были уроки музыки со старшей сестрой воспитанника. После отъезда гостей, во время урока Маша получила от француза записку, в которой он просил о свидании. Владимир признался ей, кто он на самом деле, как стремился попасть к ним в дом, чтобы мстить. Но, узнав Машу и полюбив, отказался от своих планов. Теперь, понимая, что Спицын донесет на него, он вынужден скрыться. На прощание он взял с девушки обещание обращаться к нему за защитой. Вернувшись домой, Маша застала у отца исправника[9], приехавшего арестовать атамана шайки.
Весной следующего года в соседнее с Покровским имение из-за границы возвращается князь Верейский. Он очарован красотой Маши и начинает за ней ухаживать, спустя некоторое время сватается. Несмотря на уговоры дочери спасти ее от этого замужества, Троекуров дает князю согласие на брак. Маше неизвестный подбрасывает записку от Дубровского, узнавшего о сватовстве и просившего о встрече. На свидании Владимир предлагает девушке избавить ее от престарелого жениха, но она просит не причинять никому зла из-за нее. Прощаясь с Машей, Дубровский дает ей кольцо. Положенное в дупло дуба оно станет условным знаком, что ей нужна помощь. Отчаявшаяся Маша отправляет письмо Верейскому, умоляя отменить свадьбу. Но князь показывает письмо Троекурову, который решает не откладывать более венчание. Узнав о таком решении, Маша угрожает отцу, что будет искать защиты у Дубровского. Троекуров в гневе запирает ее в комнате. Маша бросила в окно кольцо своему младшему брату и попросила отнести его в дупло дуба. Саша просьбу исполнил, но уходя, заметил рыжего мальчишку, забравшего кольцо. Он стал драться с мальчишкой, которого схватил прибежавший на шум садовник. Троекуров, угрожая сыну расправой, узнает о просьбе дочери и приказывает запереть крестьянского паренька. После вызывает исправника и сдает ему мальчика. Пленника отпускают, чтобы проследить за ним и найти Дубровского.
Маша до последней минуты ждала помощи своего спасителя, но венчание состоялось. На пути из церкви в имение князя карету с новобрачными остановили разбойники. Верейский выстрелом из пистолета ранил Владимира. Дубровский предложил Маше свободу, но она отказалась, потому что уже обвенчана. Потерявшего сознание раненого Дубровского, посадив на коня, увозят в лес. Укрепленный лесной лагерь, где скрывались разбойники, окружили солдаты. Шайке удалось отбить штурм, солдаты отступили. Спустя несколько дней Дубровский предложил разбойникам разъехаться, на награбленные у помещиков деньги начать новую жизнь. Сам же уехал в неизвестном направлении, по слухам, за границу. Вскоре после отъезда Дубровского грабежи прекратились.
Венчание Маши и Верейского
Изображение русского дворянства
Образы Троекурова и Дубровского-старшего. Причины и последствия их ссоры
В романе даны картины дворянской жизни и крестьянского уклада первой половины XIX в. В дворянском сословии существовало расслоение, немаловажную роль играли чины, состояние, титулы, связи дворянина. Образы помещиков в романе «Дубровский» представляют собой два разных типа людей дворянского сословия. Представителем русского барства в романе «Дубровский»показан богатый и знатный помещик Кирила Петрович Троекуров. Он дослужился до генерала-аншефа[10], владел огромным поместьем, имел более 3 тыс. крепостных душ. Большое состояние, знатность и связи давали ему безграничную власть над людьми.Соседи и губернские чиновники, проявляя рабскую покорность перед влиятельным барином, старались угодить ему во всем. Троекуров не знал ни в чем отказа, считал, что ему все позволено. Избалованный окружением, он не сдерживал порывов своего крутого нрава, давал полную волю своим грубым затеям и потехам, порожденным его «ограниченным умом».
Благородные помыслы «старинного русского барина» Троекурова перемешаны с отвратительными поступками. С одной стороны, он не прирожденный злодей: ценит дружбу с небогатым помещиком Дубровским, его совесть неспокойна после их ссоры, он готов пойти на примирение. Троекуров, несмотря на угрызения совести, с циничной жестокостью отбирает у Дубровского последнюю деревню и землю. Он верит в безграничную силу собственной власти, которая может переступить через закон: «В том-то и сила, чтобы безо всякого права отнять имение». Делает это он не из корыстолюбивых побуждений, а из собственного своенравия,чтобы отомстить человеку, посмевшему дерзить ему и прекословить. Но такая победа над старинным другом не радует его сердце, он понимает, что довел Андрея Гавриловича до умопомешательства и стал причиной его смерти.
Противоречива и родительская любовь Троекурова: он безумно любит свою дочь, души в ней не чает, но выдает замуж против ее воли за старого князя, проявляя свой деспотизм. Он устраивает судьбу дочери вопреки ее счастью, исходя из соображений выгоды такого брака. Он гордый, высокомерный и властолюбивый человек. Безнравственность, самодурство и невежество были отличительными чертами этого барина.
Крепостнические порядки развратили не только помещика Троекурова, но и его крепостных, которые привыкли к своему рабскому положению, покорно сносят наказания, безропотно терпят издевательства своего хозяина. Крепостные Кирилы Петровича тем не менее тщеславно хвалились«богатством и славою своего господина», могли позволить себе высокомерно обращаться к бедным соседям. Совсем иные крепостные люди были у великодушного и доброго барина Дубровского, им не чуждо чувство собственного человеческого достоинства, они могут самостоятельно принимать решения.Характер помещиков Троекурова и Дубровского словно отражается в подвластных крестьянах: троекуровские люди так же спесивы[11], как их владелец; крепостные Дубровского независимы духом, как их барин. Псарь Парамошка своей спесивой дерзостью бедному другу хозяина спровоцировал ссору Дубровского и Троекурова. Слуга Владимира Дубровского Гриша, отправленный выгнать со двора Троекурова, барское повеление дополнил личным оскорблением: «Вон, старый пес – долой со двора». Няня Егоровна, с удовольствием вспоминая дерзкое обращение своего сына Гриши к влиятельному дворянину, сама непочтительно отозвалась о грозном барине: «Небось, поджал хвост».
Совсем иным был помещик Андрей Гаврилович Дубровский, потомок обедневшего старинного дворянского рода. Он был поручиком[12] в отставке,участником русско-турецкой войны. Все состояние его представляло собой славную родословную, небольшую деревеньку и обостренное чувство чести. Он человек гордый, с чувством собственного достоинства и независимым характером. Он, не стерпев унижения от холопа[13] Троекурова, написал дерзкое письмо хозяину своего обидчика. Когда у него незаконно отнимают последнее имущество, он от бессилия и несправедливости лишается рассудка и умирает. В образе Андрея Гавриловича Дубровского Пушкин показал благородного дворянина, который честно служил своему Отечеству, но был беззаконно ограблен, не получив защиты от государства.
Троекуров и Дубровский-старший
Бунт крестьян
Протест Владимира Дубровского против произвола властей, беззакония и несправедливости
Образ «благородного разбойника» Владимира Дубровского
Владимир, сын мелкопоместного дворянина, с 8 лет был на воспитании в Петербургском Кадетском корпусе, из которого вышел корнетом[14] гвардии. Небогатый Андрей Гаврилович ради «приличного содержания» сына средств не жалел. Юноша рос честолюбивым и расточительным, вел в столице беспечную жизнь: кутил, играл в карты. Узнав о болезни отца и потере единственного имения, 23-летний гвардейский офицер едет домой, но отца застает уже при смерти. Похоронив единственного родного человека, Владимир повелел сжечь родительский дом, который теперь принадлежал врагу, и вместе со своими верными крепостными, не пожелавшими признать хозяином Троекурова, создает разбойничью шайку.
Благородный разбойник Владимир Дубровский – смелый, великодушный и честный человек. Он стал разбойником вследствие общественного разбоя и беззакония. Грабительство власть имущих на «законных» основаниях породило месть оскорбленного гражданина, который ответил на судейский произвол и несправедливость общества стихийным разбойничьим протестом. Пушкин в романе «Дубровский»отразил явления современной ему жизни: самоуправство богатых помещиков-крепостников, бесправие мелкопоместных дворян и крепостных крестьян, беззаконие суда, народный протест против общественной несправедливости.
Возмущение крепостных приговором суда, их несогласие признать хозяином жестокого барина-самодура спровоцировало бунт крестьян Дубровского. Под предводительством своего признанного барина они становятся разбойниками, о которых слагались в народе песни: такие грабят богачей, помогают беднякам. В разбойничестве крестьяне увидели единственную возможность своего протеста.
Кузнец Архип решительно высказался против грабительского решения суда, первым хватается за топор, запирает «окаянных» приказных чиновников в горящем доме, обрекая их на погибель. Но, рискуя жизнью, обгоревший кузнец спасает с полыхающей крыши кошку, которую называет «божьей тварью». Пушкин показал, что русскому крестьянину не чужда любовь ко всему живому, он готов жертвовать своей жизнью, но он нетерпим к несправедливости, готов бунтовать против притеснителей. С особой любовью описана няня Егоровна,которая уходит в лес с взбунтовавшимися крестьянами, не страшась тягот их разбойничьей жизни.
Даже дети крестьян-бунтарей показаны с более достойной стороны, чем дворянские отпрыски[15]. Особенно это проявилось в сцене, когда Саша Троекуров, пряча кольцо в дупло, столкнулся с крестьянским мальчишкой Митей. Струсив перед угрозой наказания, барский сынок рассказывает отцу о просьбе сестры. Митя же своему «новому» барину Троекурову отвечал с достоинством, что он дворовый человек Дубровского. Он не выдал чужой тайны, несмотря на более суровую кару.
Главной целью Владимира Дубровского стало желание отомстить Троекурову за разорение и смерть отца. Волею случая Дубровскому удается попасть в дом своего обидчика в роли учителя Саши. Однако его планам отмщения не суждено было сбыться. Его чувства к Маше оказались сильнее жажды мести.Благородный разбойник Дубровский становится безнадежно влюбленным: он понимает, что союз с ним Марье Кирилловне не сулит ничего хорошего. Лесной атаман разбойников не может ничего,кроме своей защиты, предложить приличной барышне. Оттого Маша, сосватанная за пожилого князя, обращается к нему с просьбой о защите.Но Дубровскому не удалось спасти любимую от ненавистного ей брака. Потеряв надежду на личное счастье, он оставляет шайку и становится странником.
В образе Владимира Дубровского социальный образ «разбойника поневоле» пересекается с традиционным образом благородного разбойника, который широко использовался в произведениях западноевропейских писателей-романтиков. Образы смелых романтических разбойников, протестующих против угнетателей, вызывали сочувствие, их судьбы были необычны и загадочны. Пушкин использовал традиции «разбойничьего» романа: его герой – благородный молодой дворянин, ставший атаманом шайки и борцом за справедливость.Любовь героя-разбойника к дочери своего врага – тоже характерная черта романтических произведений. Пушкин, используя романтические традиции, обратился к русской действительности и создал реалистический роман.
Дубровский
История трагической любви Маши и Владимира
Марья Кирилловна Троекурова – 17-летняя провинциальная барышня. Она была красива,неплохо играла на фортепиано и пела, с увлечением читала романы.Живя в уединении, она была одинока: подруг у нее не было, мать рано умерла, отец то баловал ее, то пугал своим своенравным обращением, сводный брат был слишком мал. Семейные обстоятельства сформировали ее твердый характер и скрытность. Одинок был и Владимир, он тоже вырос без матери и вдали от отца. В детстве Владимир Дубровский и Маша Троекурова были дружны, но в 8 лет мальчика отправили на учебу в Петербург. Теперь же, когда он вернулся, между ними была непреодолимая пропасть: отцы были в ссоре, Дубровский, лишившись последнего своего имения, стал нищим.
Дубровского, появившегося в их доме под видом учителя, Марья Кирилловна, сознавая свое сословное превосходство, сначала воспринимает как прислугу. После Дубровский, хладнокровно убивший разъяренного медведя, вызывает у нее любопытство, его поступок поразил ее романическое воображение. После уроков игры на фортепиано, которые ей давал влюбленный Дубровский, интерес к нему постепенно растет. Маша, не понимая, кто скрывается под маской учителя, согласилась на свидание, но была готова к решительному отказу. Владимир признался девушке, что он русский дворянин, который по вине ее отца лишился «последнего куска хлеба». Теперь, когда его обман будет вскоре раскрыт, он вынужден бежать. Так Маша невольно становится возлюбленной благородного разбойника, который готов прийти к ней на помощь в случае беды. После сватовства Верейского отчаявшаяся Маша подает Дубровскому знак его кольцом. Но Владимир настиг свадебный кортеж только после венчания, обвенчанная Маша отказывается нарушить данную в церкви клятву. Она была готова к незавидной доле возлюбленной разбойника, но после венчания твердо принимает решение остаться с нелюбимым мужем. Мария Кирилловна измену мужу для себя сочла бы бесчестием.Для многих героинь произведений Пушкина чувство долга было превыше личного счастья.
Пушкин планировал продолжение романа. Сохранились наброски, в которых был отражен замысел завершения сюжета: Марья Кирилловна должна была овдоветь, Дубровский, выдавая себя за англичанина, возвратиться из-за границы.
Критика о романе «Дубровский»
Незавершенный роман Пушкина был попыткой создания большого исторического произведения с мелодраматическим сюжетом. Работая над последними главами романа «Дубровский», у Пушкина возник замысел новой исторической повести о восстании Емельяна Пугачева «Капитанская дочка». Если в романе «Дубровский» народный протест был ограничен разбоем и разорением помещичьих усадьб, в «Капитанской дочке» Пушкиным отражены исторические картины широкомасштабного крестьянского восстания. Критик В.Г. Белинский считал роман «Дубровский» предвестником повести «Капитанская дочка», а оба произведениями похожими, в которых с потрясающей достоверностью отражены нравы и «старинный быт русского дворянства». В романе «Дубровский», по мнению критика, правдиво изображены проблемы российской судебной системы, достоверно и выразительно показаны образы крепостных крестьян, прекрасно передан образ главной героини, в котором проступают черты характера русской женщины.
Словарь
Прототип – конкретный человек, послуживший образцом для создания образа литературного героя.
Подпоручик – младшее офицерское звание.
Рекрут – человек, отданный принудительно на многолетнюю солдатскую службу.
Псарня – специальное помещения для содержания охотничьих собак.
Псарь – человек, ухаживающий за собаками.
Купчая – документ, представляющий собой договор о продаже и покупке имущества.
Апелляция – жалоба на решение суда в вышестоящие органы.
Приказные люди – мелкие судебные чиновники.
Исправник – начальник местной полиции.
Генерал-аншеф – высшее воинское звание, главнокомандующий.
Спесивый – высокомерный, зазнавшийся.
Поручик – невысокий офицерский чин.
Холоп – раб, невольник, крепостной человек.
Корнет – низший чин офицера.
Отпрыск – дитя, наследник рода.
В материалах урока использованы кадры из к/ф «Дубровский», 1988