Кто такой морозко из сказки морозко

Сказка «Морозко»

Краткое содержание

Повествование начинается в доме старика, где он проживает со своей старухой, у обоих персонажей по дочери. У него растет Настенька — очень милая, трудолюбивая и добрая девушка. Все хозяйские дела она держит на своих девичьих плечах:

  • печку топит;
  • еду готовит;
  • скотину кормит;
  • дом убирает;
  • прядет и вышивает.

Но взбалмошная бабка все равно недовольна падчерицей, каждый раз ругает, обвиняет в лени, попрекает сироту, что хлеб свой ест не заслужено. Старухина дочка Марфуша — ленивая и глупая девка, которая только и занималась тем, что на печи лежала, мух считала и в окно глядела.

Повез старки дочурку в лес на погибель

Приехали однажды в стариковский дом сваты, бабка обрадовалась, что наконец-то дочку замуж выдаст, но не тут-то было. Не захотел жених брать ленивицу, ему подавай хозяйственную, выбрал он Настеньку. Обозлилась старуха на падчерицу, приказала мужу отвезти ее в лес и оставить там под елью. Старик поплакал, но делать нечего повез дочурку в лес на погибель.

По лесу в это время Морозко с обходом ходил, увидел он девушку замерзшую, решил поинтересоваться, кто она, и как сюда попала. Чем ближе подходил дедушка, тем крепче мерзла девица. Он несколько раз спрашивал Настеньку, не замерзла ли она, но та, чтобы не расстраивать Морозко говорила, что тепло. А сама рук не чувствовала и насквозь промерзла.

Решил он пожалеть девушку, накрыл ее шубой соболиной, да еще целый сундук добра подарил. В это же время мачеха посылает старика обратно в лес, чтобы тот хоть косточки дочери домой привез. Тот отправляется в путь, но видит, что под деревом сидит красавица в богатой шубе и с приданным. Обрадовался отец, что дочка жива и здорова и повез ее домой.

Старуха, увидев приодетую падчерицу, разозлилась пуще прежнего. Одела родную дочку потеплее, собрала ей еды в корзинку и приказала отвезти на то же место. Морозко вновь с обходом по лесу идет, встречает Марфушу, задает девице те же вопросы. Но та нагрубила дедушке, обидела его, за что и была насмерть заморожена.

Старуха пекла пироги к приезду дочери, а под столом тявкала собака Жучка о том, что кости Марфушки в мешке везут.

Вскоре старик приехал за падчерицей, но увидел, что от нее остались только косточки. Их то и пришлось везти злой старухе, та долго горевала, голосила белугой, но сама виновата. Это краткое содержание «Морозко» для читательского дневника.

Главные герои

В детской сказке несколько действующих лиц. Вот их краткая характеристика:

Старикова дочка — милая, добрая, кроткая

Старуха — вредная и противная женщина

  1. Старикова дочка — милая, добрая, кроткая, хозяйственная героиня. В ней уживаются все добродетельные качества. Она робко сносит все тяготы судьбы и нападки злой мачехи, не перечит и не жалуется. О внешнем образе девицы не говорится, но предполагается, что она была хороша собой. Автор ясно показывает, что старуха не желала иметь в доме конкурентку собственной дочери.
  2. Старухина дочь — невоспитанная и грубая деваха, она ленива, обжорлива и неряшлива. Марфушка любит издеваться над сводной сестрой и ее отцом. В итоге хамство и неуважительность сыграли против нее, Морозко замораживает героиню насмерть по одной версии, а по другой, отправляет домой на повозке, которая запряжена свиньями и дает ей приданое в виде сундука с пеплом.
  3. Морозко — волшебный персонаж, выглядит как старик с белой бородой и посохом. Он является олицетворением божества зимы, ему подвластна погода. Это положительный герой, он справедлив и добр к хорошим людям и суров по отношению к лентяям и наглецам.
  4. Старик — безвольный мужик, который не имеет собственного слова, выполняет все прихоти своей старухи. Он, без сомнения, с любовью относится к родной дочери, но не смеет перечить супруге. Со слезами на глазах отвозит бедную сиротку в лес на погибель.
  5. Старуха — вредная и противная женщина со злым и деспотичным характером. Она с особым удовольствием издевается над падчерицей. Заставляется ее трудиться с утра до ночи, но все равно остается ей недовольна. Зато любит и хвалит собственную дочь, хотя та ленива, глупа и груба. В конце она сожалеет о собственных поступках, но уже изменить ничего нельзя.

Стоит отметить и еще одного персонажа сказки — это маленькая собачонка по кличке Жучка. Именно она сообщила старухе, что Настенька вернется в соболях и с полными сундуками золота. Второй раз она предсказала, что едет старик и везет Марфушкины косточки.

Анализ сказки

«Морозко» — это волшебно-фантастическая сказка, в ней присутствуют реальные герои и вымышленный персонаж — дедушка «Морозко». В таком жанре добро всегда побеждает зло. Сюжет строится по плану с троекратным повторением эпизода, с последующим усилением эффекта. Это можно наблюдать при встрече Морозко с падчерицей. Он трижды задает ей один и тот же вопрос: «Тепло ли тебе, девица?»

Это поучительное сказание порицает и высмеивает зависть и жадность людей. Главная мысль, которую преследовал неизвестный автор, научить детей быть добрыми и трудолюбивыми.

«Морозко» — это волшебно-фантастическая сказка

Сказка наполнена предупреждением, что нельзя быть злым, коварным и завистливым, и поучением. Сюжет демонстрирует положительные стили поведения:

  • вежливость;
  • доброе отношение;
  • уважение к старшему поколению;
  • трудолюбие.

Сказочная история учит юных читателей самостоятельно определять, где хорошие поступки, а где плохие. Книга рекомендована к прочтению детям любого возраста. Малышам будет интересно посмотреть картинки, а более взрослым ознакомиться с поучительным содержанием.

Продолжим путешествие в давно ушедшее прошлое наших предков с помощью русской волшебной сказки «Морозко».  Это очень популярная сказка, что говорит её экранизация великим А. Роу. К сожалению сказка дошла до нас с потерями. Увы, но это судьба почти всех устных произведений, записанных слишком поздно. Но к счастью русские этнографы успели зафиксировать устную традицию до ее гибели.

Чем дальше я углубляюсь с волшебную сказку, тем больше я прихожу к мнению, что они были созданы в жреческой среде. Почему? Потому что в сказках есть мораль. Она ненавязчивая, но это языческая мораль. Эта мораль уже не была понятна сказителям 19 века, эта мораль не понятна нам, но ее основы: верность слову, дружба, почтительность к старшим — с детства закладывается в нашу личность. Мы сами этого не замечаем. Русские сказки насчитывают больше двух  тысяч лет и сама их популярность и сохранение говорит, что они несут великую воспитательную ценность, иначе бы не сохранились.

Это наша историческая память. Наши предки через века бережно сохраняли для нас сказки. И у них была для этого причина — это наши истоки как народа. Сказка нас уводит в далекое прошлое общеславянского единства, когда соседи наших предков называли венедами.

Есть несколько вариантов десятков сказки «Морозко», поэтому обращусь к наиболее полному из сборника Афанасьева (№ 95).

Жили-были старик да старуха. У старика со старухою было три дочери. Старшую дочь старуха не любила (она была ей падчерица), почасту её журила, рано будила и всю работу на неё свалила. Девушка скотину поила-кормила, дрова и водицу в избу носила, печку топила, обряды творила, избу мела и всё убирала ещё до́ свету; но старуха и тут была недовольна и на Марфушу ворчала:

— Экая ленивица, экая неряха! И голик-то не у места, и не так-то стоит, и сорно-то в избе.

Девушка молчала и плакала; она всячески старалась мачехе уноровить и дочерям её услужить; но сёстры, глядя на мать, Марфушу во всём обижали, с нею вздорили и плакать заставляли: то им и любо было! Сами они поздно вставали, приготовленной водицей умывались, чистым полотенцем утирались и за работу садились, когда пообедают. Вот наши девицы росли да росли, стали большими и сделались невестами. Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Старику жалко было старшей дочери; он любил её за то, что была послушляная да работящая, никогда не упрямилась, что заставят, то и делала, и ни в чём слова не перекорила; да не знал старик, чем пособить горю. Сам был хил, старуха ворчунья, а дочки её ленивицы и упрямицы.

Примерно такой браслет (не обязательно золотой — Марфуша была не знатного рода) могла носить наша героиня.

Комментарий. Мачеха в прошлой русской жизни (вообще славянской) была страшным явлением для неродных детей. Моя бабушка была падчерицей, поэтому я знаю это явление по ее рассказам. При родовых порядках старшие дети в семье при мачехе опускались в социальном плане. Они должны были полностью быть послушны отцу и новой матери. И тут им пощады не было. При родовых порядках всё имущество наследовал старший сын. Остальные дети отца зависели от доброй воли наследника. Но тут сына не было. Была дочь. Дети мачехи на наследство отчима надеяться не могли — оно им не принадлежало, только дети по отцовской линии получали наследство от отца. Детям мачехи принадлежало наследство от их покойного отца. Поэтому, если наследница вдруг исчезнет, то всё имущество отчима автоматически переходит к детям мачехи.

Наша Марфуша проявляет родовую и языческую добродетель — полностью подчиняется старшей в своем роде. Она явно старше дочерей мачехи. И отец любил её именно за послушность. Послушание старшим — это важная языческая добродетель. Послушный старшим в роду — послушный и богам. Эту черту языческого мировоззрения мы найдем по всему земному шару.

Саму пассивность отца сказка поясняет старостью отца. Но это уже позднее наслоение. Девица на выданье в те времена это девушка 13-15 лет. То есть отец был полным сил мужчиной лет тридцати. Но никак не мог быть седобородым старичком, каким нам рисуют нам художники.

Почему отец Марфуши терпел? Выгода. Он при женитьбе на мачехи Марфуши становился собственником имущества покойного мужа новой жены и полностью этим имуществом управлял. А дочь может и потерпеть. Все равно она уйдет в чужой род с приданным, даже более богатым. Работа по дому и по хозяйству — это обязанность младших в роду, как всех членов в семье, так что если дочь работает больше, чем требуется — это даже хорошо, работница растет.

Вот наши старики стали думу думать: старик — как бы дочерей пристроить, а старуха — как бы старшую с рук сбыть. Однажды старуха и говорит старику:

— Ну, старик, отдадим Марфушу замуж.

— Ладно, — сказал старик и побрёл себе на печь; а старуха вслед ему:

— Завтра встань, старик, ты пораньше, запряги кобылу в дровни и поезжай с Марфуткой; а ты, Марфутка, собери своё добро в коробейку да накинь белую исподку: завтра поедешь в гости!

Добрая Марфуша рада была такому счастью, что увезут её в гости, и сладко спала всю ночку; поутру рано встала, умылась, богу помолилась, всё собрала, чередом уложила, сама нарядилась, и была девка — хоть куды невеста! А дело-то было зимою, и на дворе стоял трескучий мороз.

В таком поселении жила наша героиня.

Комментарий. Вот здесь древнее повествование понесло потери. С какой стати и кому старик должен отдать свою дочь в жены по приказу своей жены? Это решал глава семьи. Сказитель здесь нам ничего не говорит. Нам логика событий не понятна. То что девушка должна выйти замуж — это понятно. Марфуша была рада замужеству. Вырваться из-под власти мачехи и стать хозяйкой дома — это просто мечта для забитой родовыми порядками девушки.  Девушка даже не знала кто её будущий муж. Всё решили задолго за нее. От девушки ничего не зависело, но Марфуша была согласна на любой вариант.  Выйти замуж по желанию родителей — единственный выбор девушки при родовом строе. Отказаться никак нельзя — у девушки нет таких прав. Но отсюда становится ясным, что жена у древних славян не была в семье безгласным существом — она имела возможность влиять на мужа (впрочем, это как и сейчас зависело от характера женщины). Понятно, что волевые женщины при родовых порядках симпатиями общества не пользовались и сказки это четко дают понять.

Старик наутро, ни свет ни заря, запряг кобылу в дровни, подвёл ко крыльцу; сам пришёл в избу, сел на коник и сказал:

— Ну, я всё изладил!

— Садитесь за стол да жрите! — сказала старуха.

Старик сел за стол и дочь с собой посадил; хлебница была на столе, он вынул челпан и нарушал хлеба и себе и дочери. А старуха меж тем подала в блюде старых щей и сказала:

— Ну, голубка, ешь да убирайся, я вдоволь на тебя нагляделась! Старик, увези Марфутку к жениху; да мотри, старый хрыч, поезжай прямой дорогой, а там сверни с дороги-то направо, на бор, — знаешь, прямо к той большой сосне, что на пригорке стоит, и тут отдай Марфутку за Морозка.

Старик вытаращил глаза, разинул рот и перестал хлебать, а девка завыла.

— Ну, что тут нюни-то распустила! Ведь жених-то красавец и богач! Мотри-ка, сколько у него добра: все елки, мянды и берёзы в пуху; житьё-то завидное, да и сам он богатырь!

Комментарий. «Садитесь за стол да жрите!» — это не просто слова. «Жрите», то есть приносите жертву богам. Мачеха Марфуши показана в весьма неприглядном виде: сквернословит перед мужем, да еще и дерзит богам. Древний сказитель именно это и хотел подчеркнуть. В некоторых вариантах сказки, мачеха понимает язык животных — разговаривает с собакой. Наши предки не сомневались, что животные умеют разговаривать, но понимать язык животных мог не любой человек, а обладающий соответствующим даром. В первую очередь колдуны. Так что вполне возможно, что мачеха мачеха Марфуши была колдуньей.

Почему отец Марфуши согласился отдать свою дочь не простому жениху из людей, а духу Морозко? Здесь мы потеряли часть повествования. Судя по всему отец Марфуши не смог отказаться своих слов. Это могла быть только клятва перед языческими богами. То есть мачеха для начала согласилась выдать Марфушу замуж, но потребовала от отца Марфуши клятвы перед богами, что он отдаст дочь только по выбору мачехи. Такую клятву перед богами язычник не мог отвергнуть. Языческие боги были мелочными, капризными и мстительными. Им понятие милосердия и прощения было не известно. Нарушителя ждала кара. И не только его. Легенды о проклятых до седьмого колена семьях дожили до нашего времени.

Марфуша стала «невестой бога», то есть жертвой богам. Естественно, что отец девушки не предполагал такого развития событий, но он попал в ловушку, подстроенную хитрой мачехой. Человеческие жертвоприношения не были добровольными, как думают неоязычники. Дошедшие до нас источники говорят об этом как о трагедии. Поэтому требование мачехи было сильным ударом как для отца, как и для девушки. Но отказаться от клятвы он уже не мог. Так греческий герой Идоменей пообещал богам принести в жертву что первое встретит и это был его сын. Идоменей выполнил обещание богам. Так же библейский судья Иеффай обещал Яхве принести в жертву что выйдет из ворот его дома в обмен на победу — это была его дочь и Иеффай выполнил обет.

Старая сосна на пригорке не могла остаться без внимания.

Марфушу мачеха отправляет на «бор, — знаешь, прямо к той большой сосне, что на пригорке стоит«. Сосна — это священное дерево божества. Оно находится на холме или на пригорке. Подобных священных мест: деревьев, рощ, ручьев, камней у славян было множество. Многие были посвящены либо различным духам, либо божествам. Такие места старались обходить стороной, не заходить туда без особой нужды, чтобы не потревожить зря духа или божество. Или при случае оставить какое-нибудь приношение. В некоторых случаях такие места огораживались оградой или окапывались рвом. Но в данном случае мы имеем дело с неким духом или богом, который культа не имел, но которого боялись.

Старик молча уклал пожитки, велел дочери накинуть шубняк и пустился в дорогу. Долго ли ехал, скоро ли приехал — не ведаю: скоро сказка сказывается, не скоро дело делается. Наконец доехал до бору, своротил с дороги и пустился прямо снегом по насту; забравшись в глушь, остановился и велел дочери слезать, сам поставил под огромной сосной коробейку и сказал:

— Сиди и жди жениха, да мотри — принимай ласковее.

А после заворотил лошадь — и домой.

Комментарий. Сейчас трудно понять жестокий поступок отца девушки и саму девушку, покорно идущую на смерть. Но это далекое прошлое наших предков, живущих родовым строем. Даже для эпохи князя Владимира это время уходило более чем тысячу лет в прошлое. Сам человек как личность значения не имел — главным был род и его выживание. Женщины тогда даже имен не имели (точнее их имена были не важны), а упоминались как чья-то дочь, чья-то жена или чья-то мать. Языческая религия была религией родового строя. От доброго отношения богов зависела жизнь рода. Клятву богу нарушить было не возможно. Иначе нарушителя ждала кара и не только его — кара могла обрушиться на весь род. Глава семьи имел полное право над судьбой и жизнью членов семьи. Вмешиваться в это право никто не смел. Поэтому Марфуше идти жаловаться было не куда. Даже приди она к старейшине рода или к князю за защитой, то, узнав о клятве отца перед богом, ее даже бы слушать не стали, потому что никто не посмел бы вызывать на себя гнев богов. Поэтому герои смиренно принимают свою судьбу, что говорит о создании сказки в жреческой среде. Сказания, созданные в воинской среде, чаще говорят героях, бросающих вызов судьбе и богам (и проигрывающих битву).

Девушку как и положено отправили с приданным к жениху. Славяне имели обычай класть вещи быта в могилы, а здесь отправлять жертву без приданного могло означать навлечь на себя гнев божества.

Девушка сидит да дрожит; озноб её пробрал. Хотела она выть, да сил на было: одни зубы только постукивают. Вдруг слышит: невдалеке Морозко на ёлке потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает да пощёлкивает. Очутился он и на той сосне, под коёй де́вица сидит, и сверху ей говорит:

— Тепло ли те, де́вица?

— Тепло, тепло, батюшко-Морозушко!

Морозко стал ниже спускаться, больше потрескивать и пощёлкивать. Мороз спросил де́вицу:

— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная?

Де́вица чуть дух переводит, но ещё говорит:

— Тепло, Морозушко! Тепло, батюшко!

Мороз пуще затрещал и сильнее защёлка́л и де́вице сказал:

— Тепло ли те, де́вица? Тепло ли те, красная? Тепло ли те, лапушка?

Де́вица окостеневала и чуть слышно сказала:

— Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Тут Морозко сжалился, окутал де́вицу шубами и отогрел одеялами.

Изображение Сварога из Микульчицена (Чехия) на золотой пряжке.

Комментарий. Кто такой Морозко или Мороз? Перед нами могучий дух или бог, который может вызывать мороз и засыпать землю снегом. Этот образ очень быстро повергся разрушению. Если еще в середине 19 в. этнографы успели записать образ Мороза в виде старика с посохом, то уже в начале 20 в. этот образ измельчал и память о посохе  исчезла. Сказители сами не знали кто это был. Образ Морозко заставляет нас вспомнить о Кузьме-Демьяне, который сковывает реки льдом и насылает мороз на землю. «Кузьма-Демьян — божий кузнец, дороги и реки кует»,»Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются», «Из Кузьмодемьяновой кузницы мороз с горна идет» — гласят русские пословицы. В основе русских представлений о Кузьме-Демьяне лежит образ бога Сварога, хтонического кузнеца, отца Солнца-Даждьбога. Кроме того, Сварог варил священный напиток богов — отсюда рог для напитков в руках. Но почему тогда Морозко держит в руках не молот, а посох?

Кельтский бог Суцелл — прототип Морозко.

А это уже деталь, которая снова нас отсылает во времена венедов (или пшеворской археологической культуры), когда славяне и часть германских племен находились под сильным влиянием кельтской культуры. Кельтским аналогом Сварога был бог Суцелл, которого изображали с котлом в одной руке (у славян образ котла не прижился, его заменил рог) и молотом — в другой. Молот был на очень длинной рукоятке. Но на образ Морозко повлиял не столько образ кельтского бога-кузнеца, сколько его галло-римский вариант, объединенный с римским божеством Сильваном.

Этот Суцелл-Сильван изображался не с молотом, а с посохом. Тогда становится понятна связь Морозко с лесом, потому что Сильван был покровителем леса.

Суцелл-Сильван. 

Сильвана римляне представляли стариком. Можно предположить, что именно это божество в эпоху венедов повлияло на образ Сварога и в свою очередь на образ сказочного Морозко.

Сварог был хтоническим богом, то есть суровым богом подземного мира. Как известно со дня Кузьмы-Демьяна в ноябре у русских крестьян начинался период свадеб и свадебных гаданий и ритуалов у девиц. Поэтому можно предположить, что именно в ноябре и происходит действие сказки. Сварога-Мороза крестьяне боялись, так в одной сказке Мороз съел всю пшеницу на поле крестьянина. Поэтому вплоть до 20 в. русские крестьяне резали для Мороза кур и баловали Кузьму-Демьяна ритуальной пищей.

Далее начинается испытание героини божеством. Морозко трижды усиливает мороз и трижды спрашивает Марфушу: «Тепло ли те, де́вица?» Само число три имело важное магическое значение у славян: трижды произнести заклинание, тресветлое солнце, будь ты трижды проклят и т. д. Поэтому Морозко трижды испытывает девушку, а та покорно принимает свою судьбу. Такое поведение вызвало у бога удовлетворение бога и тот решил девушку наградить (а мог и заморозить, но древние жрецы не для того сказку сочиняли). По другим версиям, Морозко всё же хотел заморозить Марфушу, но ее речи ему понравились.

Старуха наутро мужу говорит:

— Поезжай, старый хрыч, да буди молодых!

Старик запряг лошадь и поехал. Подъехавши к дочери, он нашёл её живую, на ней шубу хорошую, фату дорогую и короб с богатыми подарками. Не говоря ни слова, старик сложил все на́ воз, сел с дочерью и поехал домой. Приехали домой, и де́вица бух в ноги мачехе. Старуха изумилась, как увидела девку живую, новую шубу и короб белья.

— Э, сука, не обманешь меня.

‎Вот спустя немного старуха говорит старику:

— Увези-ка и моих-то дочерей к жениху; он их ещё не так одарит!

Не скоро дело делается, скоро сказка сказывается. Вот поутру рано старуха деток своих накормила и как следует под венец нарядила и в путь отпустила. Старик тем же путём оставил девок под сосною.

Такое платье Марфуша могла носить. Только цвет был иной.

Комментарий. Увидев Марфушу живой мачеха ее рассказу не поверила. Она посчитала, что какой-то богатый чудак одарил падчерицу подарками, которого послало божество. Попытавшись один раз обмануть богов, мачеха не остановилась и решила за счет богов разбогатеть. Мачеха совершала один языческий грех за другим. То что божество оставило девушку в живых самоуверенности мачехи не поколебало. Но языческие боги не терпят гордых и самоуверенных смертных, поэтому расплата была близка.

Наши де́вицы сидят да посмеиваются:

— Что это у матушки выдумано — вдруг обеих замуж отдавать? Разве в нашей деревне нет и ребят! Неровен чёрт приедет, и не знаешь какой!

‎Девушки были в шубняках, а тут им стало зябко.

— Что, Параха? Меня мороз по коже подирает. Ну, как суженый-ряженый не приедет, так мы здесь околеем.

— Полно, Машка, врать! Коли рано женихи собираются; а теперь есть ли и обед на дворе.

— А что, Параха, коли приедет один, кого он возьмёт?

— Не тебя ли, дурище?

— Да, мотри, тебя!

— Конечно, меня.

— Тебя! Полное́ тебе цыганить да врать!

Морозко у девушек руки ознобил, и наши де́вицы сунули руки в пазухи да опять за то же.

— Ой ты, заспанная рожа, нехорошая тресся, поганое рыло! Прясть ты не умеешь, а перебирать и вовсе не смыслишь.

— Ох ты, хвастунья! А ты что знаешь? Только по беседкам ходить да облизываться. Посмотрим, кого скорее возьмёт!

Так де́вицы растабаривали и не в шутку озябли; вдруг они в один голос сказали:

— Да кой хранци! Что долго нейдёт? Вишь ты, посинела!

Комментарий. Странное поведение — смеются и ругаются последними словами. На самом деле перед нами древний жанр — перебранка. В перебранке участники восхваляли себя и пытались унизить соперника. Суженный, судя по разговору, один, а сестер двое — вот и начали выяснять кто лучше. У славян жанр перебранки распространения не получил, но у германских народов был популярен. В «Старшей Эдде» есть песни в жанре перебранки «Песни о Харбарде» и «Перебранка Локи». В других вариантах сказки эта перебранка пропала. Сестры явно выбрали не то место, чтобы ругаться. Они находились на священной поляне под священным деревом. Это явное неуважение к богам. Как известно из сообщений немецких хронистов полабские славяне могли за такое богохульников убить.

Вот вдалеке Морозко начал потрескивать и с ёлки на ёлку поскакивать да пощёлкивать. Де́вицам послышалось, что кто-то едет.

— Чу, Параха, уж едет, да и с колокольцом.

— Поди прочь, сука! Я не слышу, меня мороз обдирает.

— А ещё замуж нарохтишься!

И начали пальцы отдувать. Морозко всё ближе да ближе; наконец очутился на сосне, над де́вицами. Он де́вицам говорит:

— Тепло ли вам, де́вицы? Тепло ли вам, красные? Тепло ли, мои голубушки?

— Ой, Морозко, больно студёно! Мы замёрзли, ждём суженого, а он, окаянный, сгинул.

Морозко стал ниже спускаться, пуще потрескивать и чаще пощёлкивать.

— Тепло ли вам, девицы? Тепло ли вам, красные?

— Поди ты к чёрту! Разве слеп, вишь, у нас руки и ноги отмёрзли.

Морозко ещё ниже спустился, сильно приударил и сказал:

— Тепло ли вам, девицы?

— Убирайся ко всем чертям в омут, сгинь, окаянный! — и девушки окостенели.

Комментарий. Почему сестры так дерзко разговаривают с духом, если не с божеством? Здесь либо художественный прием, чтобы показать людей непочтительных к богу, либо мачеха могла дать своим дочерям сильные обереги (возможно она была сильная колдунья раз разговаривала с животными). Тут уже появляется мотив гордыни человека перед божеством, известный из греческих трагедий. Языческие боги гордыни и наглости от смертных не прощали, поэтому девушек ждала неминуема кара — смерть. В некоторых вариантах Морозко лично убивает сестер.

Наутро старуха мужу говорит:

— Запряги-ка ты, старик, пошевёнки; положи охабочку сенца да возьми шубное опахало. Чай девки-то приозябли; на дворе-то страшный мороз! Да мотри, ворове́й, старый хрыч!

Старик не успел и перекусить, как был уж на дворе и на дороге. Приезжает за дочками и находит их мёртвыми. Он в пошевёнки деток свалил, опахалом закутал и рогожкой закрыл. Старуха, увидя старика издалека, навстречу выбегала и так его вопрошала:

— Что детки?

— В пошевнях.

Старуха рогожку отвернула, опахало сняла и деток мёртвыми нашла.

Тут старуха как гроза разразилась и старика разбранила:

— Что ты наделал, старый пес? Уходил ты моих дочек, моих кровных деточек, моих ненаглядных семечек, моих красных ягодок! Я тебя ухватом прибью, кочергой зашибу!

— Полно, старая дрянь! Вишь, ты на богатство польстилась, а детки твои упрямицы! Коли я виноват? Ты сама захотела.

Старуха посердилась, побранилась, да после с падчерицею помирилась, и стали они жить да быть да добра наживать, а лиха не поминать. Присватался сусед, свадебку сыграли, и Марфуша счастливо живёт. Старик внучат Морозком стращал и упрямиться не давал. Я на свадьбе был, мёд-пиво пил, по усу текло, да в рот не попало.

Счастливый конц в киносказке Роу. 

Комментарий. Языческая справедливость восторжествовала — мачеха наказана, ее дети мертвы. Да, языческие боги — это не Бог христиан, они прощать и щадить не умели. Финал сказки нам кажется загадочным: дети умерли, а мачеха помирилась с падчерицей и зажила мирно жить с мужем. С языческой точки зрения финал действительно счастливый. Дочери мачехи умерли не просто так, а в священном месте, как жертвы божеству. Так Геродот, описывая в своей «Истории» разговор Солона с царем Крезом о счастливых людях рассказывает о Клеобисе и Битоне, которые победили на состязаниях, а потом вместо волов привезли на телеге свою мать-жрицу к храму. «Аргосцы, обступив юношей, восхваляли их силу, а женщины — их мать за то, что она обрела таких сыновей. Мать же, возрадовавшись подвигу сыновей и народной молве о них, стала перед кумиром богини и молилась даровать ее сыновьям Клеобису и Битону, оказавшим ей столь великий почет, высшее благо, доступное людям. После этой молитвы и жертвоприношения и пиршества юноши заснули в самом святилище и уже больше не вставали, но нашли там свою кончину. Аргосцы же велели поставить юношам статуи и посвятить в Дельфы за то, что они проявили высшую доблесть«. У языческих божеств была странная логика. Такая же судьба постигла и дочерей мачехи — они умерли у священного места и их посмертная судьбы была гораздо лучше, многих других людей. Оказаться рядом с богами — это лучше, чем спуститься в темный и неуютный мир теней, где единственной отрадой будет ежегодное приношение жертв на твоей могиле родственниками. И мачеха отказалась от своей гордыни и примирилась с богами и мужем. Отцу и мачехе героини было немногим за тридцать лет, поэтому и дети у них вполне могли появиться.  Марфуша счастливо вышла замуж.

Перед нами древнее повествование, созданное жрецами венедов. Героические истории наоборот повествуют о героях, бросающих вызов языческим богам и терпящим поражение. В сказке «Морозко» жрецы внушали человеку, что смертный не может тягаться на равных с божеством. Как бы силен и хитроумен он не был — божество сильнее. Только послушные воле богов и старших сородичей могут достигнуть счастья и процветания, в противном случае гордеца ждала только гибель по воле богов. В то время это было оправдано. Голод, нашествие врагов могли поставить народ на грань выживания, но еще сильнее вредили внутренние распри, которые могли разорвать родовое общество кровной местью и бесконечной родовой вендеттой. Гордые, самоуверенные люди, идущие против общины ради своих интересов или власти, были опасны. Поэтому жрецы и составляли повести, где учили послушанию и смирению.

Автор — KAMAS

Сказка «Морозко» — одно из самых известных произведений русского народного творчества. В ней рассказывается о доброй и хозяйственной девушке, вознагражденной лесным колдуном за скромность и трудолюбие. Ознакомление с кратким содержанием сказки «Морозко» и характеристикой ее главных героев поможет читателю понять, какую важную роль в жизни играют уважительные отношения в семье, а также позволит убедиться, насколько вредны лень и невежество.

Оглавление:

  • Краткий пересказ
  • Характеристика центральных персонажей
  • Описание второстепенных героев
  • Анализ сказки
  • Экранизация произведения

Сказка «Морозко»

Краткий пересказ

На тихой окраине забытой богом деревушки стояла захудалая изба, в которой коротали дни старик, бабка, ее дочь Марфуша и падчерица Настенька. Все хлопоты по дому были взвалены на плечи последней. Девушка ходила за водой, кормила скотину, колола дрова, но ворчливая мачеха вечно оставалась всем недовольна. Вместо благодарности за тяжелый труд каждый раз в адрес Настеньки летели одни упреки и бранные слова, и даже родной отец не мог за нее заступиться, поскольку боялся жену как огня и во всем ей повиновался.

 В зимний лес Настеньку отправила злая мачеха,

Главная героиня привыкла к неуважительному отношению к себе, однако это не отразилось на ее характере. Девушка достойно выдержала все испытания, которые ей приготовил Морозко — справедливый и добродетельный лесной волшебник. В зимний лес Настеньку отправила злая мачеха, надеясь, что падчерица замерзнет и не сможет выбраться из глухой чащи. Присев под елью и дрожа от холода, девочка стала размышлять над тем, как ей вернуться домой.

Внезапно перед ней предстал прогуливающийся неподалеку Морозко и начал что есть мочи дышать на нее холодным воздухом, испытывая Настеньку на прочность. Периодически он спрашивал, тепло ли ей сидеть в сугробе, и девушка, чувствуя, как немеют конечности, отвечала, что она в порядке. Восхищенный мужеством юного невинного создания, волшебник решает наградить падчерицу дорогими подарками. Девушка получает от него теплую шубу и сундук с драгоценностями.

Как только девушка перешагнула порог избы, мачеха бросилась к ней с расспросами, чтобы выведать, где мерзавка раздобыла шикарные убранства. Старуха была возмущена, почему падчерица удостоилась таких даров, а ее родная дочь сидит без приданого, поэтому приказала старику отвести Марфушу в лес для получения подарков.

Ленивая и завистливая, как и мать, девушка не умела почтительно разговаривать со старшими, чем сильно разозлила Морозко. К нему все относятся с большим уважением и даже побаиваются, а тут наглая девица осмелилась что-то от него требовать. Разгневанный волшебник поднял снежную бурю, в результате чего Марфуша насмерть замерзла в сугробе.

Утром старик запряг сани и поехал в лес, чтобы привести старухину дочь обратно. Когда бабка увидела мертвую Марфушу, закричала во весь голос, стала раскаиваться, но невозможно было повернуть время вспять.

Характеристика центральных персонажей

Известно несколько интерпретаций поучительной сказки «Морозко». В разных уголках страны ее рассказывают по-своему. Единым во всех произведениях волшебного характера остается только сюжет. Во всех вариантах русской народной сказки присутствуют следующие герои:

Морозко-сильный и могущественный лесной волшебник

Марфуша- избалованная и высокомерная дочь старухи

  1. Морозко. Сильный и могущественный лесной волшебник, владыка зимы, повелитель снежной бури, умеющий карать и щадить. Только от него зависит, будет ли на улице сильный мороз, а на ветках деревьев — серебряный иней. Он добродушен к честным и трудолюбивым людям и презирает тех, кто склонен к жадности и лени. Некоторых он щедро одаривает, а других может убить, заморозив в снегу.
  2. Настенька. Трудолюбивая девушка с приятной внешностью, наделена положительными качествами. Когда она лишилась матери, ее отец взял в жены другую женщину. Мачеха сразу же невзлюбила робкую девушку. Образ героини складывается из двух факторов: внешнего влияния злой старухи и внутреннего состояния духовного мира. Несмотря на хамство и грубость, с которыми ежедневно сталкивается падчерица, она не превращается в озлобленную домохозяйку. Ее можно охарактеризовать как нравственно чистого человека, не сломавшегося под напором внешних обстоятельств.
  3. Марфуша. Избалованная и высокомерная дочь старухи является отрицательным персонажем сказки. Это полный антипод Настеньки. В отличие от сводной сестры она совсем не выглядит красавицей, хотя без устали любуется собой. Мать печется о ее питании, все время наряжает ее в изысканные платья и не допускает, чтобы чадо перетрудилось. Главная мечта старухи — выдать дочь замуж за богатого жениха. Скверный характер девицы не понравился Морозко, поэтому он жестоко наказал грубиянку, восстановив справедливость.

Описание второстепенных героев

Прежде чем записывать краткое содержание «Морозко» в читательский дневник, полезно кратко ознакомиться не только с главными героями произведения, но и со второстепенными персонажами. Среди них есть фигуры, через слова и поступки которых раскрывается основная мысль сказки. Детального анализа заслуживают:

Мачеха- вредная и властная женщина

  1. Старик. Самый несчастный, безвольный и бесхарактерный герой. Запуганный деспотичной женой, он даже не может уберечь свою единственную дочь от коварного плана старухи. В основном он молчит, беспрекословно выполняя прихоти и желания жены. Образ отца крайне важен для понимания сути сказки. Наглость и избалованность Марфуши и авторитаризм мачехи во многом связаны с тем, что отец в семье, по сути, является пустым местом, никто не считается с его мнением. Угодничество и малодушие мужчины привели к тому, что Настенька оказалась загнанной в настоящее рабство, а Марфуша, наоборот, жила на всем готовом.
  2. Мачеха. Вредная и властная женщина, держащая в страхе всю семью и готовая пойти на многое, чтобы обеспечить своей ненаглядной дочурке беззаботную жизнь. Любовь к Марфуше проявляется в стремлении оградить девочку от хозяйственных хлопот. В сказке высмеивается и порицается чрезмерная опека. Женщина не гнушается пользоваться бранными словами и при любом удобном случае кричит на мужа и падчерицу. Будучи жадной и завистливой, она не может смириться с тем, что у Настеньки появились дорогие наряды и украшения, поэтому отправляет в лес Марфушу. Наказанием за ее неправильные жизненные ориентиры становится смерть дочери.
  3. Жучка. Маленькая собачка, живущая во дворе стариков и выполняющая в сказке роль вещуньи. Именно от нее мачеха узнает, что старикова дочь получила богатства, затем она сообщает о смерти Марфуши от рук Морозко.

Анализ сказки

В известной многим с детства сказке «Морозко», имеющей нравоучительную направленность, осуждаются человеческая зависть и жадность, а также говорится о том, как важно иметь доброе сердце, быть отзывчивыми и трудолюбивыми.

Произведение воплотило в себе народную мудрость, изложенную в доступной для юных читателей форме, в связи с чем оно подойдет как для внеклассного чтения, так и для изучения на уроке. Здесь есть предостережение и демонстрация положительной модели поведения. С помощью сказки дети учатся осмысливать свои поступки, отличать добро от зла, хороших людей от плохих. Обретая опыт решения проблем «сверхъестественным» путем, ребенок переносит его в реальную жизнь.

Наказание, которое заслуженно понесла Марфуша

Поведение отрицательных персонажей заслуживает неодобрения, а наказание, которое заслуженно понесла Марфуша, воспринимается читателем как торжество справедливости. Трагическая концовка показывает, насколько менталитет русского человека не приемлет угнетения беззащитных, а также какая расплата следует за совершенные злодеянья.

Некоторые эксперты обвиняют авторов сказки в чрезмерной кровожадности и настаивают на том, чтобы дети с неустойчивой психикой не читали произведения, где присутствуют сцены расправы над героями.

Сказка, как и подобает этому литературному жанру, написана лаконичным и предельно простым языком. Слова в уменьшительно-ласкательной форме употребляют лишь Настенька и Морозко, что лишний раз подчеркивает положительные стороны этих героев. Благодаря чтению сказки речь ребенка обогащается эпитетами, которых здесь предостаточно, малыши начинают образно мыслить. Способность наделять предметы волшебными свойствами, вера в одушевленность неживой природы — типичная черта детской психики. За внешне неправдоподобной сказочной сюжетной линией отчетливо прослеживается реальная история жизни русского народа.

Экранизация произведения

Образ Настеньки

По русской народной сказке «Морозко» снят одноименный фильм, в котором образ Настеньки раскрывается не через призму ее веры в Бога. Это было продиктовано идеологическими требованиями советской эпохи. Соответственно, зрителю сложнее понять, откуда бедная девушка черпает свои духовные силы. Может показаться, что героиня по своей природе является покорным человеком, но тогда сказка лишается поучительного и религиозно-нравственного момента.

Злые силы из фильма никуда не исчезли, наоборот, к ним добавились такие отрицательные герои, как Баба-яга и разбойники. Положительные персонажи представлены справедливым и великодушным волшебником Морозко и старичком-боровичком.

Сказка «Морозко» хранит вековую мудрость русского народа. Задача современных родителей и школьных учителей — сохранить связь поколений и помочь правильно понять философскую мысль произведения.

«Морозко» главные герои сказки

«Морозко» главные герои сказки

«Морозко» — одна из самых интересных и любимых сказок, добрая и поучительная. Русская народная сказка «Морозко» существует в разных интерпретациях. В разных регионах нашей страны она рассказывается по-разному. Единым во всех сказках остается лишь сюжет. Во всех разновидностях сказки главные герои «Морозко» — муж с женой, дочка, падчерица и сам Морозко. Эта коротенькая сказка предназначена для детей младшего возраста, её с удовольствием читают и любят и взрослые. По мотивам этой сказки создан художественный фильм.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Морозко»

Главные герои

Морозко

Главное божество зимы.

Морозко – главный герой сказки, умеющий карать и миловать. Он укрывает землю снегом, одевает деревья серебряным инеем. Морозко ценит и уважает честных людей, тех, кто не боится никакой работы. Трудолюбивых он может одарить богатыми подарками, ленивых – наказать. Морозко ходит по земле, морозит до треска деревья, проверяет, всё ли в порядке в его владениях. Смотрит, нет ли кого в лесу, некоторым он помогает, а других может заморозить насмерть.

Дочь старика

Трудолюбивая красивая девушка.

Когда умерла её мать, отец женился на другой, так девушка стала падчерицей. Старуха не любит её. Девушка выполняет всю работу по дому: ухаживает за скотиной, носит дрова и воду, прибирает в доме. Когда старуха отправила её в лес, она стала замерзать под деревом. Морозке понравилась скромная и почтительная девушка, и он её наградил богатыми подарками.

Дочь старухи

Родная дочь старухи.

Живёт в неге и холе, старуха её любит, работать не заставляет, наряжает её в красивую одежду, кормит вкусно. Мечтает выдать замуж за богатого жениха. Старухина дочь ленивая, неприветливая, грубая, высокомерно относится к сестре. Ничего не делает, только любуется на себя в зеркало. Любит красивую одежду, дорогие подарки. Характером родная дочь старухи с раннего детства похожа на свою злую мать. Попав в лес, грубостью отвечает Морозке, и он замораживает старухину дочь до смерти.

Второстепенные персонажи

Старик

Родной отец главной героини.

В сказке «Морозко» герой, который является самым безвольным и несчастным. Это бессловесный, забитый и запуганный своей строптивой женой мужик, который беспрекословно выполняет все её прихоти и желания. Он даже не смог воспротивиться тому, что жена приказала бросить его родную дочь в лесу, и безропотно ей подчинился. Рад, что дочь осталась жива. Добрый, жалостливый, но бесхарактерный и слабый.

Старуха

Мачеха главной героини.

Вредная старуха, злая и деспотичная. Держит в страхе всю свою семью. Издевается над стариком и своей падчерицей, постоянно их оскорбляет и унижает. Заставляет её работать с утра до ночи, хочет выжить из дома. Любит и жалеет свою родную дочь. Приказывает старику избавиться от его дочки, заставляет увезти её в лес и бросить. Жадная и завистливая, увидев богатство падчерицы, не задумываясь отправляет в лес и родную дочь. Увидев мёртвую дочку, пожалела, но уже поздно.

Жучка

Маленькая собачонка, которая живёт в семье./span>

Жучка сообщает старухе, что дочь старика получила богатство и её скоро возьмут замуж. Во второй раз она сообщает, что старухину дочь привезут мёртвой.

В этом описании дана характеристика персонажей из русской народной сказки «Морозко». Сказка учит уважению взрослых, трудолюбию и вежливости, тёплым внутрисемейным отношениям. На примере старухи высмеивает человеческие пороки, такие как зависть и жадность.

Посмотрите, что еще у нас есть:

На чтение 4 мин Просмотров 2.4к. Опубликовано 29.09.2022

⭐⭐⭐⭐⭐ «Морозко» за 1 минуту и подробно за 2 минуты. 

Очень краткое содержание сказки «Морозко»

Сварливая мачеха решила сгубить ненавистную падчерицу. Повинуясь воле злой бабы (своей жене), старик отвёз родную дочь в дремучий зимний лес и оставил замерзать в снегу. Морозко, проходя мимо, заметил девочку и стал ещё сильнее щипать и трещать, но несмотря на холод старикова дочка была добра и приветлива с ним.

И Морозко сжалился над девочкой, отогрел, щедро наградил её. Вернулась она домой в богатом наряде и с приданым. Старая мачеха от зависти ахнула и тут же велела мужу свою родную дочку в тот же лес везти. Да только старухину дочь, такую же злую и завистливую, как она сама, Морозко погубил.

Главные герои и их характеристика:

  •  Морозко  — Мороз Красный Нос, волшебник.
  •  Падчерица  — добрая, ласковая, кроткая девочка, вынужденная терпеть упрёки мачехи.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Собачка  — пес, который предсказывал правду, чем злил мачеху.
  •  Старик  — добрый, но трусливый старый человек.
  •  Мачехина дочка  — злая, избалованная и грубая молодая девушка.
  •  Мачеха  — властная, сварливая, злая и завистливая женщина, полная ненависти.

Краткое содержание сказки «Морозко» подробно

У злой старухи была родная дочь, которую она баловала и хвалила, и была ещё падчерица. Хорошая девочка, умница, да только что бы она ни делала, никак не могла сварливой мачехе угодить.

Задумала старуха падчерицу из дома выжить и велела старику увезти девочку с глаз долой, в лес на мороз, чтобы непременно на погибель. Погоревал старик, а делать нечего. В лесу оставил он дочку в сугробе и сейчас же уехал, чтобы не видеть её смерти.

Бедная девочка плакала и тряслась от стужи, а неподалёку проходил Морозко, по ёлкам поскакивал и потрескивал.Морозко и падчерица

Заметив старикову дочку под ёлкой, Морозко подошёл ближе, затрещал сильнее и спросил: «Тепло ли тебе, девица?» Ответила та, что тепло, хотя от холода еле могла говорить.Всё сильнее трещал и щипал Мороз, но коченеющая девочка снова не сказала ему, что замёрзла.

Тогда Морозко, раздобревший от ласковых слов, пожалел её, обогрел шубами и подарил большой сундук с приданым. А затем одел в красивый наряд, золотом и серебром расшитый.

Тем временем, дома мачеха напекла блинов на поминки и повелела старику ехать хоронить замёрзшую падчерицу. А собачка тявкала: «Старикову дочку в злате-серебре везут!». Старуха и била собаку и блины ей кидала, а пес все не унимается.

Вернулся старик вместе с дочкой-красавицей, привёз приданое её. Старуха увидела падчерицу в богатом наряде, и зависть её одолела, сейчас же велела мужу везти родную дочь ровно в то же место, чтобы и ей Морозко злато-серебро пожаловал. Так и сделал старик.

Пришёл Морозко к своей гостье, спросил, тепло ли ей. А мачехина дочка стала гнать его и ругать. Рассердился Морозко, и вместо приданого взял, да и заморозил старухину дочь.

Отправила мужа старуха за своей дочерью и за щедрым её приданым, а собачка тявкает, что дочки её «в мешке косточки везут». Злилась старуха, да так и вышло. Спохватилась она, заплакала, только поздно.

Кратко об истории создания произведения

Сказка Морозко имеет множество вариаций, только русских насчитывается почти сорок. Около двух тысяч лет назад крестьяне верили в силу Мороза и всячески задабривали его, поэтому истоки сюжета относят к этому времени. Вплоть до XIX века сказка была произведением устного творчества, а затем с некоторыми изменениями, была записана этнографами. Сегодня самыми известными вариантами «Морозко» являются сказки А. Н. Толстого и А. Афанасьева.

В 1964 году А. Роу снял музыкальный фильм по мотивам этого произведения. Сказка «Морозко» хранит историю народа и представляет большую воспитательную ценность.

  • Кто такой митрофан в комедии недоросль сочинение краткое
  • Кто такой мистер отис в рассказе кентервильского приведения
  • Кто такой миронов в рассказе капитанская дочка
  • Кто такой минька в рассказах зощенко
  • Кто такой милон в рассказе недоросль