Обновлено: 09.01.2023
Тестов и определителей на принадлежность к коренному населению СПб множество. Как известно – петербуржец существо особое и есть черты, отличающие его от просто населения страны. Всем известно, что в Санкт-Петербурге все всегда не так. Здесь другое время, пространство, выборы, солнечный свет и граждане.
Коренной потомственный житель Санкт-Петербурга — это такая особая порода людей, отличных не только от среднего россиянина, но и от местного жителя недавнего розлива. Среди коренных санкт-петербуржцев действительно много выходцев исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами и поколениями, вросли в генетику и неизменяемы. Потому их сравнительно легко отличить от некоренных жителей. Это может быть полезно знать приезжающим в город для правильной ориентации. Надо сказать, что по привычкам к жителям Санкт-Петербурга всегда было близко русскоязычное население Прибалтики в первую очередь потому, что составлялось оно там из засланных военно-морских семей (по-местному — оккупантов), чье происхождение часто вело в тот самый Санкт-Петербург.
Какие же это отличия? Коренной житель Санкт-Петербурга:
2) Санкт-Петербург это империя с центром в Эрмитаже. По меткому выражению население Питера делится на тех, кто работает в Эрмитаже и тех, кто не знает где там выход. Последнее утверждение относится, как вы понимаете, к тем, кто не является в Санкт-Петербурге коренным;
Коренной петербуржец если и не работает на данный момент в Эрмитаже, то мечтает работать, или рядом живет, или бабушка работала, или дедушка состоял в офицерской охране дворца, или в школе и вузе водили каждую неделю и т.п. Короче, не связанным с Эрмитажем коренной житель быть не может.
Воскресенье в Санкт-Петербурге. Сбор пазла на Дворцовой площади
3) коренной житель любит не только отдельно взятый Эрмитаж, но и свой город в целом, Петра I, корюшку и местный трамвай. К белым ночам относится без особого пиитета, как к неизбежному бедствию, когда ошалевшие от этого явления приезжие своими восторженными воплями не дают спать по ночам коренному петербуржцу;
Весна на улицах города
Публика на улице (в театре, бутике, рынке и т.п.) в мехах, шелках, бархате, украшениях, кольцах, стразах и на высоких каблуках — это все приезжий люд на выезде в Санкт-Петербурге, определяется по этим признакам безошибочно. Так же как разнаряженная, каждый день меняющая наряды губернатор воспринималась как чужая в городе (конечно!). Удивительно, что ей это в свое время никто не подсказал. Скорее всего, потому что ее ближайшие советники и имиджмейкеры тоже не были коренными и не знали про эту фундаментальную особенность коренного санкт-петербуржца (ленинградца)
5) также в ресторанах Санкт-Петербурга в основном шикуют приезжие. Для коренного жителя характерно ходить в пышечную, рюмочную или пирожковую прежних времен
6) в магазине его легко отличить потому что он ВСЕГДА:
* не ест импортных шоколадок, но только горький, пористый фабрики им. Крупской или любой другой натуральный немолочный шоколад без наполнителей
* как гарнир к мясу, рыбе предпочитает рис. Может есть его годами каждый день. Никогда не ест рис в сладких кашах и макароны с сахаром. Способен порвать отношения с человеком, употребляющим макароны с сахаром.
* любит неизвестную никому в стране рыбу корюшку, слагает о ней легенды что она из семейства лососевых. Цена на эту посредственную мелкую рыбку растет каждый год вне всяких разумных пределов и уже превышает цену на самые дорогие сорта рыбы
* у коренного жителя всегда неизлечимый хронический насморк, и он часто хлюпает носом
Дождливый день
* предпочитает пиву — водку, портвейн, коньяк, а собак — собачкам и кошкам.
7) любовь к собакам и их обилие в домах, аллеях, дворах и того, что после них остается — это особая, отдельная песня о Петербурге. Способен на разрыв отношений с человеком не любящим собак, а уж если не понравилась его личная собака, то враг нажит навсегда;
Елагин остров. Зима
10) Немного жадноват и прижимист. Любит экономить, чтобы потом купить (в драных джинсах) самые дорогие сигареты, вино, коллекционную вещь или парфюм, короче что-то непрактичное, для души;
11) Представление иногородних о петербуржце как об унылом закомплексованном робком типе неверны. Коренной петербуржец это веселый оптимист, имеет при всей своей деликатности ярко выраженное чувства юмора, иронии, сарказма, может поставить весьма деликатно и незаметно, а если надо, то и резко, насмешливо на место любого, не чураясь при этом мата, ненормативной лексики, которые употребляет непринужденно, к месту и с большим изяществом;
12) И наконец. Он никогда не бывает олигархом. У любого, кто притворяется коренным питерцем и олигархом, если чуть глубже копнуть, обнаруживается бабушка из Чутовки Полтавской губернии, живущая в прикупленной ей квартирке в спальном районе.
Девушкам, мечтающим о потомственно-дворянском аристократе-олигархе лучше эту чушь из головы выкинуть и переориентироваться на ушлого мужичонку из провинции, у которого больше шансов оказаться олигархом.
Поэтому современным девушкам (в том числе и коренным) коренной питерский мужчина понравиться не может, потомства не оставит и вскорости этот вид вымрет со всеми своими особенностями и недостатками.
___________________________
Ольга Несмеянова
Редакция
комментарий 71
Александр
Надежда
Чушь полная. Собрали все стереотипы , услышанные где-либо и состряпали странную статью.
Виктор Всеволодович Сорокин
Потомственный местный
Светлана
Корюшку едят не только в Петербурге, ее ест весь Сахалин и часть Дальнего Востока России.
Виктор Александрович Мазаев
Статья полный отстой, будто автор просто ненавидит жителей этого замечательного города (сам коренной Ленинградец, но уже 33 года живу в Ростове-Дону-на) больше половины полная чушь, а остальная часть правдива наполовину.
лень дальше объяснять тупому автору
Татьяна
Люди, ау, слово,,питерцы,, абсолютно классическое, неучи, вы классиков перечитайте.
Владимир, дорогой вы мой одногородник! Четыре ошибки в написании, две из которых — грубые, — слишком, даже для гневного письма. Наверное, все-таки, только жена, извините, — петербурженка! С уважением к вам и правилам русского языка.
Женщина, что за чушь Вы написали, ей Богу.
Владимир
Татьяна
Данная работа — эссе призёра районного конурса творчеcтва » Я петербуржец», который проходил в 2013 году во Фрунзенском районе города Санкт-Петербурга.
Вложение | Размер |
---|---|
ya_peterburzhets.docx | 12.27 КБ |
Предварительный просмотр:
В наши дни только в России проживают около 144 000 000 человек! А сколько в остальных странах!? И у каждого их них есть свой родной город. Тот, в котором они родились, выросли, чего-то достигли. Каждый человек в полной мере должен гордиться своим городом. Ведь нет на Земле ничем не привлекательных городов! И даже в самом маленьком провинциальном городке можно найти что-то особенное, неповторимое! Но я родилась и живу в большом и великолепном городе Санкт-Петербурге.
Москвичи, калужане, саратовцы, петербуржцы…Так мы называем людей, живущих в Москве, Калуге, Саратове, Санкт-Петербурге. Но правильно ли это? Кого можно назвать петербуржцем? Может, того, кто родился здесь? С одной стороны, да. Но с другой, конечно же, нет! Петербуржец – это тот, кто интересуется историей и культурой своего города, тот, кто любит и прославляет его! Петербуржец – это человек, который вложил душу и частицу себя в Санкт-Петербург! Тот, кто подарил городу крупинку своего таланта! Песни, картины, стихи. Мне знакомы имена многих знаменитых петербуржцев. Таких, как Александр Сергеевич Пушкин, Анна Андреевна Ахматова, Александр Александрович Блок, Дмитрий Анатольевич Медведев, Владимир Владимирович Путин и многие другие. Конечно, я не могу сравнить себя с этим прославленными людьми, но я стремлюсь быть хоть немного похожей на них. С каждым днем я узнаю о Санкт-Петербурге все больше и больше, посещаю музеи города, читаю книги о нем, знакомлюсь с творчеством художников, поэтов, архитекторов. Возможно, когда-нибудь и я смогу что-то сделать для Санкт-Петербурга. А пока я горжусь тем, что делали мои предки и делают мои современники. Я горжусь неповторимой архитектурой нашего города, огромным количеством музеев, театров, дворцов, памятников. Горжусь историей создания Санкт-Петербурга, в которой главную роль сыграл Петр Первый – основатель нашего города. Ему помогли воплотить в жизнь неповторимые архитектурные проекты прославленные на весь мир знаменитости! Я благодарна нашим предкам за то, что, несмотря на войны и страдания, они смогли сохранить и донести до нас первозданную красоту Петербурга! Каждый человек, называющий себя петербуржцем, должен хранить в сердце любовь к своему городу Санкт-Петербургу и гордость за него!
Каких только качеств не приписывается молвой петербуржцам! Тут и старомодная интеллигентность, и гипертрофированная вежливость, и утонченность мыслей, и загадочность, и непредсказуемость, и неясная тоска во взгляде, и революционный дух.
Воспитание и правила хорошего тона
На самом деле характер настоящего петербуржца довольно сложен и даже несколько противоречив. С одной стороны, основная масса населения действительно традиционно вежлива, доброжелательна и дружелюбна, здесь с удовольствием дадут нужную консультацию, покажут дорогу приезжему, а при необходимости даже и проводят. С другой стороны, при первом знакомстве петербуржцы могут произвести впечатление несколько холодных и сдержанных людей, четко держащих дистанцию с незнакомым человеком. Это во многом объясняется полученным воспитанием.
С детства маленькому петербуржцу внушают, что он живет в культурной столице и не имеет права ее позорить. Конечно, с возрастом многие запреты преступаются, и вчерашние робкие дети превращаются в независимых и свободолюбивых молодых людей, но тем не менее основная масса горожан (конечно, бывают и исключения) старается строить свою жизнь так, чтобы причинять минимум неудобства окружающим. К примеру, никто, даже самый разухабистый панк или увешанный цепями воинственного вида металлист, не войдет внутрь метро с мороженым (можно ведь испачкать кого-нибудь!) или не станет грызть там семечки или бросать пивные бутылки. Здесь все еще уступают место в транспорте пожилым, инвалидам и беременным женщинам (хотя старожилы все равно жалуются, утверждая, что раньше молодежь была гораздо лучше воспитана и вскакивала при первом приближении такого человека). По мере возможности здесь стараются лишний раз не шуметь, не обращать на себя внимание посторонних, не лезть в чужие разговоры, да и вообще в чужую жизнь. Здесь уважают свою и чужую независимость. Как и все северяне, люди в Петербурге довольно сдержанные и уравновешенные.
Поэтому, если вы хотите чувствовать себя здесь комфортно, постарайтесь тоже соблюдать простейшие правила хорошего тона и не ведите себя вызывающе. Если же вы все-таки совершите что-то не то, скорее всего, вам не сделают замечание (ведь замечание — это тоже невоспитанность, недопустимое вмешательство в чужую жизнь), а просто неодобрительно (но очень выразительно) посмотрят.
Быт и мода
Отношение к деньгам
Отсутствие или недостаток денег здесь не является пороком, который надо скрывать и делать хорошую мину при плохой игре, а вот хвастовство высокими доходами — однозначно моветон. Настоящий петербуржец не стремится посвятить всю жизнь исключительно зарабатыванию и накоплению денег, однако здесь не принято и бездумно их тратить. Здесь считается, что откровенное швыряние деньгами на ненужную роскошь — это от лукавого. Даже те, у кого с финансами все великолепно, предпочитают не разбрасывать их без толку, а тщательно и придирчиво изучают ассортимент магазина или меню ресторана, прежде чем на что-то решиться. Одним словом, во всем приветствуется практичный, рациональный и взвешенный подход в рамках европейской традиции.
Политические настроения
Характер горожан
Большинству петербуржцев присуще благоговейно-трепетное чувство личной сопричастности к судьбе города. С малых лет они привыкли ощущать себя полноценными наследниками всех событий петербургской истории — и величественных, и трагических. Как бы ни относились к городу в то или иное время официальные власти, народная любовь к нему не ослабевала никогда. Петербуржцы поголовно влюблены в свой город. Он для них не просто среда обитания, это живой организм, друг и даже родственник. Все, что в нем происходит, затрагивает каждого. Помните известную песню Александра Розенбаума:
И, растворившись в вас, о жители мои,
Спешу в любви единственной признаться!
Я кожей ощущаю, как горит
Огнем сердечным питерское братство!
Туризм
Обобщения и выводы
Итак, что же формирует мировоззрение и образ жизни нынешнего петербуржца? С детства его окружает красота родного города и чувство причастности к великому, ему доступно огромное количество шедевров искусства, до Европы ему рукой подать, он окружен особой романтикой — романтикой города на воде.
Ритм жизни в Петербурге не такой стремительный, как в столице, он более расслабленный и неторопливый. Может быть, в какой-то мере это объясняется тем, что здесь нет такой острой необходимости бороться за место под солнцем, нет (пока!) такой бешеной конкуренции во всех сферах жизни, как в Москве. Взять, к примеру, такой мелкий, но показательный факт, особенно удивляющий (а иногда и раздражающий) гостей из столицы, — в метро, на эскалаторе, спускающемся вниз, люди встают справа, оставляя слева проход для тех, кто торопится. Это нормально, так происходит и в Москве, и в других крупных городах. Однако на эскалаторе, поднимающемся вверх, петербуржцы встают и справа, и слева, не оставляя прохода, — они просто не могут себе представить, что кому-то может прийти в голову бежать по эскалатору вверх. Даже если человек сильно опаздывает, скорее всего, он отнесется к этому философски, но не полезет вверх, расталкивая локтями пассажиров. Такой вот здесь образ жизни — динамичный, как в любом большом городе, но без лишней суеты.
У петербуржцев много общих интересов, которые объединяют людей разных возрастов и социального положения: все они болеют за одну футбольную команду, почитают основателя города Петра Великого, гордятся Эрмитажем и Мариинским театром, летом дружно отправляются на одни и те же пляжи Финского залива или на озера Карельского перешейка, а осенью — в лес за грибами и клюквой. Все они одинаково наслаждаются белыми ночами, опаздывают на мосты, страдают от комаров, мокнут под затяжными питерскими дождями и поскальзываются на обледеневших зимних улицах.
Скорее всего, скучать вам здесь не придется — ведь Петербург задает тон и создает новые модные тенденции для всей страны. Это он предложил России первых рок-музыкантов, искусство андеграунда, диджеев, рейвы, фестивали авангардной моды, вечеринки в развалинах старинных дворцов и крепостей и т.д. До сих пор здесь работают всевозможные клубы на любой вкус.
Ну а во всем остальном петербуржцы — такие же люди, как и любые россияне, они так же заводят новых друзей, влюбляются, женятся, растят детей, радуются успехам и переживают неудачи, как и в любом другом месте страны. Поэтому вряд ли у вас могут возникнуть с ними какие-то сложности или проблемы. Будьте дружелюбны и тактичны, и вы заведете себе новых верных друзей и возвратитесь сюда еще много раз.
Настоящие петербуржцы неспешны, немного меланхоличны, бледны лицом и интеллигентны той самой ленинградской интеллигентностью, которую не спутаешь ни с какой другой. Это люди особой породы, исчезающей. Терпение их взращено в суровом климате дождей и ветров.
Тот, кто пережил блокадную зиму, способен пережить многое: кризисы, дефолты, путчи, смену властей. Спокойно, достойно, без истерик и суеты. И в почти трезвом уме дожить до глубокой старости. Когда уже умирать не страшно, а жить еще хочется. По привычке.
Настоящие петербурженки не склонны к полноте. Хотя в отличие от голландок они не крутят педали и в большинстве своем не истязают себя диетами. И фитнес тут ни при чем. Мои подруги покупают годовой абонемент в спортзал. Исправно посещают его первые месяцы, а потом с головой уходят в работу или в новый роман, уезжают в путешествие или увлекаются йогой. Все правильно, секрет хорошей фигуры в отсутствии времени думать о фигуре.
Наверное, в Питере чаще, чем в других городах встречаются романтики. Даже если они маскируются под циников, практиков и метросексуалов. Петербургские романтики приходят на первое свидание с голландской розой в руках. И ведут свою даму не банально в ресторан, а в музей (благо музеев в городе по пальцам не пересчитать) или в филармонию (чтобы удостовериться, что у девушки правильный музыкальный вкус) или в театр на балет. Случается, конечно, и в кино, и в клуб, и в парк на аттракционах покататься приглашают… лишь бы дождь не пошел.
Когда в городе идет дождь. Первый день, второй, третий… у всех без исключения петербуржцев просыпается любовь к практичному черному цвету. Пика эта страсть достигает осенью.
Если пережил осень, зиму и затяжную весну, мало чем отличающуюся от осени, то в конце мая в награду за испытания ты побываешь на грандиозном, красочном празднике в честь дня города. Черными в этот день бывают только черти. Хотя многие петербуржцы все же предпочитают костюмы ангелов.
Ангелы, как известно, водятся в поднебесье. Т.е. где-то в районе крыш домов. Настоящие же петербуржцы живут не только в обычных кирпичных или панельных домах, как жители других городов. А еще в колодцах и в кораблях. О романтике петербургских домов-колодцев я расскажу Вам в следующий раз. А вот в убогой архитектуре домов-кораблей, нет ничего романтичного: низкие потолки, крохотные комнаты и кухоньки, в которых трудно поместить обычный холодильник. В кухонные окна 600-той серии (их придумали специально для Ленинграда) удается выглянуть, только встав на табуретку, проявляя при этом чудеса акробатики. Наверное, местные проектировщики рассчитывали, что трудности закалят жителей.
Кто-то и правда, закалился в этом сложном, противоречивом городе. Ведь выживает сильнейший. А кто-то не выдержал нагрузки и вступил в ряды сумасшедших. Или нет. Не так громко. В ряды городских чудаков, фриков. И хотя в каждом городе чудаков хватает, настоящие петербургские чудаки – личности яркие, творческие, запоминающиеся. Да вы сами их видели. Я только напомню.
Например, Снежка – растаманка в веселой шапочке, увлеченно, медитативно бьющая в бонго в переходе у Гостиного двора. Кажется ей наплевать на дождь и холод. И проходя мимо нее, улавливая кожей драйв, с которым она играет, чувствуешь себя немножечко теплее.
Или экстравагантный дед с роскошной белой бородой в стиле заморского Санта Клауса и очень молодыми глазами из-за чего закрадываются сомнения в его возрасте. Его можно часто встретить на городских праздниках. В миру он — популярный диджей МС Вспышкин.
Петербуржцы давно привыкли к подобного рода развлечениям: бесплатным концертам и танцам на мостовой, кукольникам, жонглерам и прочим артистам, представления которых, особенно в центре города, рассчитаны на туристов.
Есть в этом определенная прелесть, недоступная жителям других городов: возвращаешься поздно вечером домой и слышишь звук скрипки, флейты или саксофона в переходе метро или в арке между домами. Город звучит разнообразными мелодиями, поднимающими настроение, не позволяющими унывать.
Татьяна Мэй написала этот текст о настоящих петербуржцах у себя на странице в Facebook. Он настолько яркий, глубокий и ироничный, что Antenna Daily не могла пройти стороной и не поделиться им с вами.
Иллюстрация: Илья Тихомиров.
Читать еще
Контакты
Учредитель и главный редактор: Смирнов С. С.
Читайте также:
- Сочинение как бы я хотела изменить свой город
- Сочинение про школьный кружок
- Вывод в сочинение рассуждение
- Равенство в любви сочинение
- Сочинение на тему доброта и жестокость в жизни героев а герцена
Автор:
Пинемасова Карина , ГБОУ гимназия № 205, учащаяся 7 В класса.
Данная работа — эссе призёра районного конурса творчеcтва » Я петербуржец», который проходил в 2013 году во Фрунзенском районе города Санкт-Петербурга.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В наши дни только в России проживают около 144 000 000 человек! А сколько в остальных странах!? И у каждого их них есть свой родной город. Тот, в котором они родились, выросли, чего-то достигли. Каждый человек в полной мере должен гордиться своим городом. Ведь нет на Земле ничем не привлекательных городов! И даже в самом маленьком провинциальном городке можно найти что-то особенное, неповторимое! Но я родилась и живу в большом и великолепном городе Санкт-Петербурге.
Москвичи, калужане, саратовцы, петербуржцы…Так мы называем людей, живущих в Москве, Калуге, Саратове, Санкт-Петербурге. Но правильно ли это? Кого можно назвать петербуржцем? Может, того, кто родился здесь? С одной стороны, да. Но с другой, конечно же, нет! Петербуржец – это тот, кто интересуется историей и культурой своего города, тот, кто любит и прославляет его! Петербуржец – это человек, который вложил душу и частицу себя в Санкт-Петербург! Тот, кто подарил городу крупинку своего таланта! Песни, картины, стихи. Мне знакомы имена многих знаменитых петербуржцев. Таких, как Александр Сергеевич Пушкин, Анна Андреевна Ахматова, Александр Александрович Блок, Дмитрий Анатольевич Медведев, Владимир Владимирович Путин и многие другие. Конечно, я не могу сравнить себя с этим прославленными людьми, но я стремлюсь быть хоть немного похожей на них. С каждым днем я узнаю о Санкт-Петербурге все больше и больше, посещаю музеи города, читаю книги о нем, знакомлюсь с творчеством художников, поэтов, архитекторов. Возможно, когда-нибудь и я смогу что-то сделать для Санкт-Петербурга. А пока я горжусь тем, что делали мои предки и делают мои современники. Я горжусь неповторимой архитектурой нашего города, огромным количеством музеев, театров, дворцов, памятников. Горжусь историей создания Санкт-Петербурга, в которой главную роль сыграл Петр Первый – основатель нашего города. Ему помогли воплотить в жизнь неповторимые архитектурные проекты прославленные на весь мир знаменитости! Я благодарна нашим предкам за то, что, несмотря на войны и страдания, они смогли сохранить и донести до нас первозданную красоту Петербурга! Каждый человек, называющий себя петербуржцем, должен хранить в сердце любовь к своему городу Санкт-Петербургу и гордость за него!
Быть петербуржцем – большая честь и ответственность!
Содержание
- Я — Петербуржец!
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- работы для конкурса «Я-петербуржец»
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Эссе на тему «Образ культурного петербуржца-миф или реальность?
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Я — Петербуржец!
Данная работа — эссе призёра районного конурса творчеcтва » Я петербуржец», который проходил в 2013 году во Фрунзенском районе города Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_peterburzhets.docx | 12.27 КБ |
Предварительный просмотр:
В наши дни только в России проживают около 144 000 000 человек! А сколько в остальных странах!? И у каждого их них есть свой родной город. Тот, в котором они родились, выросли, чего-то достигли. Каждый человек в полной мере должен гордиться своим городом. Ведь нет на Земле ничем не привлекательных городов! И даже в самом маленьком провинциальном городке можно найти что-то особенное, неповторимое! Но я родилась и живу в большом и великолепном городе Санкт-Петербурге.
Москвичи, калужане, саратовцы, петербуржцы…Так мы называем людей, живущих в Москве, Калуге, Саратове, Санкт-Петербурге. Но правильно ли это? Кого можно назвать петербуржцем? Может, того, кто родился здесь? С одной стороны, да. Но с другой, конечно же, нет! Петербуржец – это тот, кто интересуется историей и культурой своего города, тот, кто любит и прославляет его! Петербуржец – это человек, который вложил душу и частицу себя в Санкт-Петербург! Тот, кто подарил городу крупинку своего таланта! Песни, картины, стихи. Мне знакомы имена многих знаменитых петербуржцев. Таких, как Александр Сергеевич Пушкин, Анна Андреевна Ахматова, Александр Александрович Блок, Дмитрий Анатольевич Медведев, Владимир Владимирович Путин и многие другие. Конечно, я не могу сравнить себя с этим прославленными людьми, но я стремлюсь быть хоть немного похожей на них. С каждым днем я узнаю о Санкт-Петербурге все больше и больше, посещаю музеи города, читаю книги о нем, знакомлюсь с творчеством художников, поэтов, архитекторов. Возможно, когда-нибудь и я смогу что-то сделать для Санкт-Петербурга. А пока я горжусь тем, что делали мои предки и делают мои современники. Я горжусь неповторимой архитектурой нашего города, огромным количеством музеев, театров, дворцов, памятников. Горжусь историей создания Санкт-Петербурга, в которой главную роль сыграл Петр Первый – основатель нашего города. Ему помогли воплотить в жизнь неповторимые архитектурные проекты прославленные на весь мир знаменитости! Я благодарна нашим предкам за то, что, несмотря на войны и страдания, они смогли сохранить и донести до нас первозданную красоту Петербурга! Каждый человек, называющий себя петербуржцем, должен хранить в сердце любовь к своему городу Санкт-Петербургу и гордость за него!
Быть петербуржцем – большая честь и ответственность!
Источник
работы для конкурса «Я-петербуржец»
Работы были написаны учащимися в рамках проведения городского конкурса «Я-петербуржец». Эти работы можно найти в сборнике ИМЦ Фрунзенского района за 2013 год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskie_raboty_2012_peterburg.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Ореховский Алексей, ученик 7 «Б» класса ГБОУ гимназии № 363
Преподаватель Балмасова Ольга Юрьевна
Смотрю на берега Невы, одетые в гранит,
В душе перебирая всё, что в памяти лежит.
И мысль уносится туда, где триста лет назад
На берег вышел Пётр и сказал: «Здесь будет город – сад»!
Как будто эти триста лет я вижу наяву,
И все минувшие года представить я могу.
Я вижу, как среди болот вдруг появился град,
Он был сначала Петербург, а после Ленинград.
И расширялся город, рос…Шипели зло враги
Но триста лет ни разу здесь их не было ноги.
Наш город выстоял, живёт…
Возрадуйся, мой друг! Ведь с нами Бог!
Он бережёт родной Санкт-Петербург.
Рябцев Леон, ученик 7 «А» класса ГБОУ гимназии №363
Преподаватель Балмасова Ольга Юрьевна
Есть город, который мне снится во сне,
Влюблён я в него и не вдруг.
Чудеснее всех городов на земле
Любуюсь я каждым его уголком,
Домами, садами, мостами,
Раскинулся он над широкой Невой,
Сверкая церквей куполами!
Я счастлив уж тем, что мне повезло
В культурной столице родиться,
Я буду учиться, работать и жить,
Чтоб город мог мною гордиться!
Загорский Вадим, ученик 7 «Б» класса ГБОУ гимназии № 363
Преподаватель Балмасова Ольга Юрьевна
Санкт – Петербург рос над болотом,
Трудились над ним миллионы людей.
Рабочие строили с кровью и потом,
Ведь у Петра было много идей.
Санкт – Петербург, а был Ленинград,
Который прошёл очень много преград.
Блокада нависла, мы справились с нею,
Хоть город наш был похож на Помпею…
Санкт – Петербург – город-музей,
Много талантов, много идей
И прославляющих город людей!
Булат Дарья, ученица 7 «Б» класса ГБОУ гимназии № 363
Преподаватель Балмасова Ольга Юрьевна.
Есть город чудесный, стоит на Неве.
Жить в нём удача выпала мне.
Я – петербуржец, и город – мой рай!
Ведь это культуры и творчества край.
Люблю я свой город, никуда не умчусь,
Ведь я – петербуржец! Я этим горжусь!
Морозов Никита, ученик 7 «Б» класса ГБОУ гимназии № 363
Преподаватель Балмасова Ольга Юрьевна
«Что значит быть петербуржцем?»
Я – петербуржец… Эти слова вызывают уважение у многих людей. Но родиться в Санкт-Петербурге – слишком мало для того, чтобы носить гордое имя «петербуржец».
Во-первых, Санкт – Петербург – это культурная столица России, поэтому поведение жителей города должно отвечать высоким этическим нормам. Во-вторых, жители нашего города должны заботиться о его чистоте, о сохранении архитектурных памятников, чтить память и уважать историю, которыми буквально пропитан каждый уголок нашего великого города.
Так давайте же будем стараться быть людьми образованными, культурными, воспитанными, чтобы каждый из нас мог с гордостью сказать: «Я – петербуржец!»
Иванова Александра, ученица 7 «А» класса ГБОУ гимназии № 363
Преподаватель Балмасова Ольга Юрьевна
«Что значит быть петербуржцем»
Мне очень повезло. Ведь я родилась в самом красивом и загадочном городе мира, в Санкт – Петербурге.
Моё знакомство с городом началось, когда я была совсем маленькой и впервые оказалась у памятника Петру Первому. До сих пор помню своё впечатление: огромный конь и всадник, который с гордостью смотрит на дело рук своих..
Мне нравится гулять по улицам Петербурга и рассматривать достопримечательности нашего города. В городе очень много мест, где ощущается «дух Петербурга». Это и Летний сад с его удивительной оградой, и площадь искусств, и, конечно, же, всегда многолюдный и оживленный Невский проспект…
Мне кажется, что быть петербуржцем – это чувствовать город, любить его таким, какой он есть, с его серым небом, моросящим дождем и редкими лучами солнца. Взамен всем этим «удобствам» город дарит каждому свое великолепие, свою удивительно загадочную красоту и возможность прикоснуться к этой красоте, почувствовать её каждой клеточкой..
Я – петербуржец! Это звучит гордо. Но этому высокому званию необходимо соответствовать. Мне кажется, что истинный петербуржец – это тот, кто бережёт свой город, кто воспитан, кто впитал в себя культуру нашего удивительного города. Я очень хочу стать настоящим петербуржцем!
Короткова Елена, ученица 7 «А» класса ГБОУ гимназии № 363
Преподаватель Балмасова Ольга Юрьевна.
« Петербург и петербуржцы»
Как можно не любить Санкт –Петербург и не восхищаться им? Наш город совершенно особенный, своеобразный, уникальный, он словно музей под открытым небом России. Наш город живой! Люди влюбляются в Петербург сразу и на всю жизнь, наш город вдохновляет все искусства: музыку, литературу, живопись, поэзию, драматургию… Невозможно сосчитать количество произведений, созданных в Санкт – Петербурге или посвященных ему. А сколько еще таких произведений будет создано…
Остановитесь как-нибудь в центре города и понаблюдайте за его жизнью. Все куда –то спешат, видны одни лишь зонты да лужи… Но не обращайте на это внимание, увидьте главное среди мелочей. Сквозь пелену дождя посмотрите на сам город. Он будто парит в облаках, он весь такой легкий и красивый, что невозможно оторвать глаз! Почувствуйте Петербург душой и сердцем…
Наш город очень раним и во многом зависит от поведения людей, населяющих его. Чтобы стать настоящим петербуржцем необходимо любить свой город, понимать его характер, изучать его историю и бережно хранить культурное наследие, переданное нам предками. Только в этом случае Петербург и петербуржцы станут единым целым.
Васина Алина, ученица 5 «В» класса ГБОУ гимназии № 363
Преподаватель Балмасова Ольга Юрьевна
«Как Петербург проучил хулигана»
Жил на берегах Невы в городе культурном
Некультурный человек, хам по сути…
Город этот хулиган разрушал и пачкал
Всё ломал, крушил и рвал, как пират на мачте.
Питер – город непростой, хамства не потерпит,
Воспитает он легко всех вандалов этих.
И вступились за наш град ангелы и сфинксы….
Хулиган теперь один, без культуры в жизни
Понял он свою беду: разрушать – не радость!
Нужно бережно хранить всё, что нам досталось!
Источник
Эссе на тему «Образ культурного петербуржца-миф или реальность?
Эссе на тему «Образ культурного петербуржца-миф или реальность?» представлено на 8 городских Лихачевских чтениях (г.Санкт-Петербург).Получило диплом 3 степени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_kruglovoy_poliny_chteniya.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
VIII ГОРОДСКИЕ ЛИХАЧЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ
2013|2014 учебный год
«Воспитание, как привычка»
« Миф или реальность — культурный образ петербургского /ленинградского жителя?»
Выполнила: Круглова Полина ученица 10 а класса ГБОУ школы №489 Московского района СПБ
Руководитель: Бойкова В.Ю., учитель истории и обществознания школы №489 Московского
Считается, что петербуржцы — особенные, непохожие на жителей ни одного из других русских городов, люди. Типичные петербургские старушки, всегда опрятные и кокетливые, воспитанные молодые люди, поражающие своей вежливостью, образованные, готовые рассказать многое о своём городе .На протяжении столетий Санкт-Петербург несёт статус культурной столицы. Остались ли петербуржцы всё такими же интеллигентными или особенная культура, воспитанность- лишь устоявшийся «имидж» нашего города? Что является основой петербургской культуры и воспитанности? Попробуем ответить на эти вопросы
Начну с краткого исторического экскурса ,так как это позволит определить основы культуры и воспитанности петербуржцев. Санкт-Петербург родился культурным. Город именно родился, как цельное творение, единое воплощение великого замысла. Задуманный и основанный Петром Великим ,как парадиз, Санкт-Петербург уже за первое десятилетие своего существования украшается такими музеями, как Военно-исторический, музей артиллерии инженерных войск и войск связи, Центральный военно-морской музей, Кунсткамера,в городе был заложен Летний сад, давались театральные представления.. Как писал Н.Агнивцев:
Движеньем Царской длани — вдруг –
Из грязи невского болота —
Взлетел ампирный Петербург.
Государь стремился сделать страну развитой, достойной, не уступающей европейским державам : « Я предчувствую, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы.» . (1) . Пётр вывел не только всю страну, но и Петербург на новый уровень и в культуре и в военном деле. В его правление к берегам Невы «причалило» европейское образование. В Петербурге открылись учебные заведения, ориентированные на светские знания, начала свою работу первая общественная библиотека, стала действовать Академия наук. Новый город-Петербург стал столицей не только благодаря военно-политической стратегии Петра, но также и потому, что здесь стремительно развивалась культура.
Дело отца продолжала императрица Елизавета Петровна. Огромные средства выделялись из казны на обустройство царских резиденций в Стрельне и Петергофе. Правление Елизаветы ознаменовано постройкой Зимнего дворца, в котором позже расположился музей Эрмитаж. В 1757 году была открыта Императорская Академия художеств.
Огромный вклад в развитие Петербурга как культурной столицы внесла Екатерина II Великая. Уже в первые годы её правления был основан ряд учебных заведений, в том числе первые в России женские Смольный институт благородных девиц (1764 г.) и Екатерининское училище. Следом был открыт Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц : Екатерина активно занялась решением проблем образования. При ней построены :здание Академии Художеств, Малый Эрмитаж, Эрмитажный театр. Екатерина развивала очень многие области искусства — архитектуру, музыку, живопись и прочие. Во время её правления в Санкт-Петербурге открылась Императорская публичная библиотека (ныне Российская национальная библиотека). Стоит сказать также, что Екатерина II пыталась «европеизировать» Россию: проповедовала среди русского дворянства философию европейского Просвещения.
Уже с 18 века формировались особые принципы петербургского образования и воспитания. В 18-19 веках создавались учебные заведения для дворян, которые ставили цель — не только обучить и выпустить профессионала, но, как прописано в одном из уставов: «Взрастить человека здорового, гибкого, крепкого, вкоренить в душе его спокойствие, твёрдость, неустрашимость», вводились «твёрдые правила, по которым назначено принимать, воспитывать, обучать юношество благородное». Несмотря на европеизацию России, главная задача была воспитывать истинных патриотов своей страны, при этом образованных в области мирового культурного наследия .В Санкт-Петербургском университете в умы студентов закладывалась научные знания, а в души их –нравственные ценности ,из которых складывался особый менталитет петербуржца: честь, высота помыслов, стремление к творческому саморазвитию ,чуткость к ближнему. Совокупность этих свойств души мы можем определить словом интеллигентность-качество истинных петербуржцев.
Когда я рассуждаю о петербуржцах и их культуре, мне представляются люди высшего света-дворянского сословия, а также разночинцы ,то есть те ,кто составил особый слой петербургской интеллигенции .Но Петербург может быть ,как «блистательным» ,так и городом «униженных и оскорбленных» .Это город противоречивый, город, сочетающий в себе не только разные культуры, но даже разные миры. Люди трущоб, подвалов, рабочих бараков-один мир, петербургская интеллигенция, возвышенная ,эстетствующая и философствующая-совершенно иной. Город контрастов .И эти контрасты близились к столкновению и смешению…
Монархия приходила к закату, классовые противоречия нарастали. Это не было случайностью. Либерализация взглядов и демократизация образования при Александре 2 привела к формированию радикальных течений, которые начали расшатывать существующие в России и в Петербурге нравственные ценности. В начале 20 века Петербург оказался эпицентром сложных и страшных событий: Кровавое воскресенье , февральская революция, наконец ,октябрьская социалистическая революция. События 1 Мировой войны привели к смене названия города в связи с отрицанием всего немецкого- имя городу дано на русский манер-Петроград. Революционный переворот под руководством В.И. Ленина привел к смене политического строя России. Менялись все устои общества, всё было новым : идеология, быт, культура. Петроград перестаёт быть столицей и принимает новое имя — Ленинград. Определяя город, как город Ленина, большевики акцентировали внимание на его величии и уникальности. Несмотря на смену многих ценностных ориентиров и промышленную ориентацию советского Ленинграда, он продолжал оставаться культурным центром, духовным оплотом советской страны.
8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда. Город со всех сторон был окружён вражескими силами. Для ленинградцев настал тяжёлый период: голод, холод, постоянные бомбёжки и артобстрелы. Но, несмотря на блокаду, в городе продолжалась культурная, интеллектуальная жизнь. В Ленинграде проходили концерты. Ленинградские учёные совершали открытия, ослабевшие учителя давали уроки голодным ученикам. В православных храмах проводились богослужения (советская власть позволила церкви возобновить деятельность для поднятия морального духа ) . В такой сложный период, нравственность голодных, измученных людей приобрела новое, еще более высокое содержание! Кажется, вся природа ленинградцев восстала против ига захватчиков, рассчитывавших на моральный распад города. Ленинградцы не сдались. Они знали-их город-образец, эталон, пример. Выжить нужно не для себя, а для великого дела-дела Победы! Город выстоял, благодаря особому духу своих жителей, которые, не взирая на ужасы войны, хранили культуру и с честью несли гордое звание-ленинградцы.
Что же можно сказать об уровне культуры и воспитанности современных петербуржцев? Удивительный синтез русской души и европейского этикета-можно ли по-прежнему применить к нам эти слова?
Наш город ,непохожий ни на один другой русский город, по сей день считается «культурной столицей» России. Приехав в Санкт-Петербург, человек сразу попадает в «музей под открытым небом»: дома, мосты, скверы, решётки, каналы. Красота! Истинный город-парадиз! Редко кого Петербург оставляет равнодушным .Но как бы прекрасен ни был город, речь не о нём. Речь о людях, здесь живущих, ведь именно они формируют, «лепят» впечатление о городе. Что же отличает современного петербуржца от жителя другого города? Это целый комплекс особенностей: и речь, и поведение, и некоторые привычки, особенности мышления, ценностные ориентиры. Это особый менталитет-петербургский! Считается, что образ петербуржца — это образ культурного, воспитанного, эрудированного, интересующегося и очень интеллигентного человека. Таким он и должен быть, ведь красота города — это лишь оправа, сверкать в которой, подобно драгоценной россыпи, должны петербуржцы. Поэтому любовь к родному городу, воспитанность, уважение к другим людям маленьким петербуржцам начинают прививать ещё в детстве. Родители ходят со своими детьми в музеи, театры, гуляют по городу, показывая дворцы, скульптуры, скверы, рассказывают о судьбах выдающихся людей. В детском саду и школе ребенок получает знания о Санкт-Петербурге, понимание того, почему надо быть культурным и вежливым. На сегодняшний момент даже существует концепция «Воспитание петербуржца XXI века», которая предполагает формирование у воспитанников и учащихся: нравственности , патриотизма, толерантности готовности к позитивной личностной и профессиональной самореализации ;осознанной потребности в здоровом образе жизни.» . (2) Согласно этой концепции ,уже выпускник детского сада должен быть знаком с культурой общения, толерантностью, иметь представление о нравственных нормах, правилах, научен ценить петербургскую, русскую, мировую культуру.
Петербуржцы всегда были наделены особыми этическими качествами, обладали особым эстетическим вкусом. Город и сейчас стремится сохранить за собой статус культурной столицы: проводятся городские концерты ,выставки, развивается музейная ,театральная и , конечно, научная жизнь. Но каковы перспективы, сможет ли город сохранить и дальше, пронести через века этот высокий статус?
Кого сегодня мы называем петербуржцами? Тех коренных жителей, которые живут в центре города или всех, кто создает петербургскую новую культуру и бережно хранит особые духовные ценности и традиции города? Сейчас ,мы знаем, очень болезненна проблема миграции в мегаполисы, в том числе и в наш город. Это не новая тенденция, вспомним хотя бы приток выходцев из крестьян, приходящих в город на заработки со времени развития капитализма в стране и ,соответственно, появлению ,в городе большого количества промышленных предприятий .Но сегодня эта проблема стоит более остро. Истинно петербургского населения становится все меньше, а приезжих, причем не только из России ,все больше. Наш город всегда был многонациональным, многоконфессиональным. Новые силы вливались, пополняли и обогащали городскую жизнь ,как- будто в единое огромное панно вливались новые сюжеты и свежие краски. Общая же картина оставалась гармоничной. Так было в истории Санкт-Петербурга, потому что культура петербуржцев доминировала, приводила приезжих к единому, общекультурно-петербургскому знаменателю. Что же сейчас? У меня возникает здесь историческая ассоциация с Древним Римом и варварами. Нет, я не хочу, приезжих так назвать, тем более, что моя семья тоже не имеет петербургских корней. Просто , очень волнует вопрос: кто победит, какое начало станет главным в этой этническо-религиозно-культурной ассимиляции. Насколько силен стержень петербургской культуры и воспитанности , чтобы выстоять, пропустить через себя, как через фильтр, все приходящее, оставив только нравственно и эстетически ценное, да еще и дать возможность приезжим не только называться , но и стать петербуржцами? Стать, то есть полюбить город и уметь бережно относиться к его наследию, участвовать в создании нового культурного пласта. Ведь ни один город не может жить лишь прошлым. Модернизация всех сфер жизни утверждает интерактивную реальность. Город –музей должен быть живым, дышащим, развивающимся .К чему же все-таки приведет новая волна ассимиляции, сложно сказать…Процесс запущен, остается…нет, не ждать ,а действовать самим ,потому как наша задача- сохранить и преумножить петербургскую культуру.
Проблема сохранения наследия и формирования новых культурно-нравственных традиций заключается и в том, что сегодня существует тенденция стандартизации культуры в мире, в России, в Петербурге. Мы подавлены СМИ, шаблонами ,которые пытаются выдать за культурные универсалии, и часто теряем чувство национальной и петербургской самоидентификации. Это страшно. Если современная молодежь растворится в этих усредняющих, навязываемых принципах жизни, потребительские ценности поглотят нас, то прогнозы относительно культуры петербуржцев будут плачевными.
Действительно, миф или реальность образ культурного петербуржца? Хочется верить ,что реальность, а течение жизни, все чаще указывает, что миф. «Современный человек и современный город в принципе уходят от культуры, — говорит Александр Сокуров. — Уходят от культуры в сторону чего-то усредненного. Дело в том, что культура требует готовности от самого народа, готовности быть носителем культуры «. ». (3)
В первую очередь меня интересует состояние культуры молодежи, так как дальше творить историю города нам. Еще несколько лет назад , молодые люди мало интересовалась культурным богатством своего города: мало читали, редко посещали музеи, театры, выставки, имели скупые знания о своём городе, редко выбиралась в исторический центр Санкт-Петербурга, ограничиваясь существованием в своих микрорайонах. Но сейчас, мне кажется , дело сдвинулось с «мертвой точки»: быть умным, культурным, образованным стало «модно». Петербургские юноши и девушки стали читать книги, пытаться красиво говорить. Разбираться в истории и литературе стало «престижно». Конечно, такого рода мотивация, как мода и престиж очень шаткие, но возможно, хотя бы для кого-то это станет импульсом для истинного приобщения к культурным ценностям. Поэтому именно сейчас, на волне поднимающегося интереса молодёжи к истории и ценностям своего города, так важно приобщать юных петербуржцев к культурной жизни :организовывать больше свободных выставок, привлекать к сохранению красоты города, проводить мероприятия, затрагивающие душевные струны и актуальные проблемы молодежи на примере классических образцов петербургской культуры…
Настоящий год объявлен годом культуры. Настало время остановиться и подумать ,как и куда мы идем. Культура ,как известно, развивается во взаимовлиянии традиционного и новаторского начала. Традиции у нас есть .Но сможем ли их сохранить ,передать последующим поколениям? Еще более сложный вопрос-можем ли мы, горожане, стать новаторами, вдохнуть новые силы в петербургскую культуру? Если мы, коренные петербуржцы и жители города, будем осознавать эти потребности-хранить и создавать ,если мы сможем противостоять стандартизации и психологии обывателя –потребителя, если будем вспоминать о назначении нашего города и сознавать свою роль в его судьбе, культура петербуржца останется реальностью, развеяв страшные мифы ,а город сохранит свое лицо .Лицо, не похожее ни на какие другие лица мира!
Источник
Вы здесь: Главная / Нравы и мораль / Ольга Несмеянова. «Как отличить коренного петербуржца от всех остальных»
Ольга Несмеянова. «Как отличить коренного петербуржца от всех остальных»
31.10.2013
/
Тестов и определителей на принадлежность к коренному населению СПб множество. Как известно – петербуржец существо особое и есть черты, отличающие его от просто населения страны. Всем известно, что в Санкт-Петербурге все всегда не так. Здесь другое время, пространство, выборы, солнечный свет и граждане.
Предлагаю текст на основе своих наблюдений и жизненного опыта по данному вопросу. Думаю, что читатели меня поймут правильно и отнесутся к данным заметкам не очень серьезно, не фатально и даже где-то с долей юмора. В противном случае текст лучше вообще не читать. Про «поребрики» и «парадную» здесь не будет ничего. Про это вам расскажет Задорнов.
Коренной потомственный житель Санкт-Петербурга — это такая особая порода людей, отличных не только от среднего россиянина, но и от местного жителя недавнего розлива. Среди коренных санкт-петербуржцев действительно много выходцев исторических или аристократических семей, их привычки потомственные, выработаны годами и поколениями, вросли в генетику и неизменяемы. Потому их сравнительно легко отличить от некоренных жителей. Это может быть полезно знать приезжающим в город для правильной ориентации. Надо сказать, что по привычкам к жителям Санкт-Петербурга всегда было близко русскоязычное население Прибалтики в первую очередь потому, что составлялось оно там из засланных военно-морских семей (по-местному — оккупантов), чье происхождение часто вело в тот самый Санкт-Петербург.
Какие же это отличия? Коренной житель Санкт-Петербурга:
1) ненавидит и никогда не употребляет слово «Питер» и питерцы. Он будет публично стыдить того человека, кто так говорит. Надо говорить «Санкт-Петербург» и даже «ленинградцы» лучше чем «питерцы», поскольку это слово пролетарских окраин;
2) Санкт-Петербург это империя с центром в Эрмитаже. По меткому выражению население Питера делится на тех, кто работает в Эрмитаже и тех, кто не знает где там выход. Последнее утверждение относится, как вы понимаете, к тем, кто не является в Санкт-Петербурге коренным;
Коренной петербуржец если и не работает на данный момент в Эрмитаже, то мечтает работать, или рядом живет, или бабушка работала, или дедушка состоял в офицерской охране дворца, или в школе и вузе водили каждую неделю и т.п. Короче, не связанным с Эрмитажем коренной житель быть не может.
Воскресенье в Санкт-Петербурге. Сбор пазла на Дворцовой площади
3) коренной житель любит не только отдельно взятый Эрмитаж, но и свой город в целом, Петра I, корюшку и местный трамвай. К белым ночам относится без особого пиитета, как к неизбежному бедствию, когда ошалевшие от этого явления приезжие своими восторженными воплями не дают спать по ночам коренному петербуржцу;
Весна на улицах города
4) чисто внешне питерского жителя вычислить на улице легко по невзрачной, затертой одежде (ее быстро затирают в давке общ. транспорта). Обувь питерского жителя выглядит всегда лучше чем одежда. Ботинки начищать (пусть и старые) он будет постоянно и ежедневно на автопилоте. А также кроссовки, кеды и наглаживать стрелки на старые драные джинсы. При этом он ненавидит так называемое «дохлое пижонство» и презирает зацикленных на шмотках. Одежда сэконд-хэнд не считается моветоном, это в недалеком прошлом местный вид «спортивной охоты» часто ради процесса. Как сказано было в исследовании другого автора на эту тему: «Процветает секонд-хэнд, и не из-за бедности или скупости петербуржцев, а потому, что таким образом опять посрамляется могучий враг, пытавшийся подбить горожанина на дохлое пижонство, то есть на расход». Валентина Матвиенко, ликвидировавшая секонд-хенд, нанесла чувствительный удар по менталитету местного населения, продемонстрировала этим свою «понаехавшую» сущность, и то, что ей так и не удалось в этом городе стать коренной;
Публика на улице (в театре, бутике, рынке и т.п.) в мехах, шелках, бархате, украшениях, кольцах, стразах и на высоких каблуках — это все приезжий люд на выезде в Санкт-Петербурге, определяется по этим признакам безошибочно. Так же как разнаряженная, каждый день меняющая наряды губернатор воспринималась как чужая в городе (конечно!). Удивительно, что ей это в свое время никто не подсказал. Скорее всего, потому что ее ближайшие советники и имиджмейкеры тоже не были коренными и не знали про эту фундаментальную особенность коренного санкт-петербуржца (ленинградца)
5) также в ресторанах Санкт-Петербурга в основном шикуют приезжие. Для коренного жителя характерно ходить в пышечную, рюмочную или пирожковую прежних времен
6) в магазине его легко отличить потому что он ВСЕГДА:
* покупает ржаной хлеб (а не дарницкий как все приезжие) и городской соленый батон(с отрубями, овсом и пр. полезными добавками), а не пухлый сладкий огромный нарезной. При этом говорит часто «булка» «булка хлеба», а не «белый хлеб», «батон». В последнее время после упоминания этого факта в СМИ и на эстраде такие выражения встречаются реже
* не ест импортных шоколадок, но только горький, пористый фабрики им. Крупской или любой другой натуральный немолочный шоколад без наполнителей
* как гарнир к мясу, рыбе предпочитает рис. Может есть его годами каждый день. Никогда не ест рис в сладких кашах и макароны с сахаром. Способен порвать отношения с человеком, употребляющим макароны с сахаром.
* любит неизвестную никому в стране рыбу корюшку, слагает о ней легенды что она из семейства лососевых. Цена на эту посредственную мелкую рыбку растет каждый год вне всяких разумных пределов и уже превышает цену на самые дорогие сорта рыбы
* у коренного жителя всегда неизлечимый хронический насморк, и он часто хлюпает носом
Дождливый день
* предпочитает пиву — водку, портвейн, коньяк, а собак — собачкам и кошкам.
* нередок алкоголизм, который принято тщательно скрывать. Пиво — напиток простонародья, селян. Питерский житель не пьет его даже с похмелья. Большое количество пивзаводов и любителей пива в Питере — это как раз промысел и привычки «понаехавших тут», составляющих уже более половины населения города (навскидку)
7) любовь к собакам и их обилие в домах, аллеях, дворах и того, что после них остается — это особая, отдельная песня о Петербурге. Способен на разрыв отношений с человеком не любящим собак, а уж если не понравилась его личная собака, то враг нажит навсегда;
8 ) слова «понаехали тут» употребляет легко и непринужденно, если его правила нарушают или права ущемляют. При этом наблюдается высокий уровень толерантности и благожелательности в отношении к приезжим, принявшим, понявшим и соблюдающим коренные правила жизни;
Будет делать вид или искренне считать их местными жителями, получающими право говорить на нарушителей «понаехали тут».
9) до сих пор, конечно, остается неизменным всегда обращение к женщине любого возраста и социального статуса «дама», а не «женщина», «девушка», а тем более «гражданка» или «сударыня»;
Елагин остров. Зима
10) Немного жадноват и прижимист. Любит экономить, чтобы потом купить (в драных джинсах) самые дорогие сигареты, вино, коллекционную вещь или парфюм, короче что-то непрактичное, для души;
11) Представление иногородних о петербуржце как об унылом закомплексованном робком типе неверны. Коренной петербуржец это веселый оптимист, имеет при всей своей деликатности ярко выраженное чувства юмора, иронии, сарказма, может поставить весьма деликатно и незаметно, а если надо, то и резко, насмешливо на место любого, не чураясь при этом мата, ненормативной лексики, которые употребляет непринужденно, к месту и с большим изяществом;
12) И наконец. Он никогда не бывает олигархом. У любого, кто притворяется коренным питерцем и олигархом, если чуть глубже копнуть, обнаруживается бабушка из Чутовки Полтавской губернии, живущая в прикупленной ей квартирке в спальном районе.
Девушкам, мечтающим о потомственно-дворянском аристократе-олигархе лучше эту чушь из головы выкинуть и переориентироваться на ушлого мужичонку из провинции, у которого больше шансов оказаться олигархом.
Поэтому современным девушкам (в том числе и коренным) коренной питерский мужчина понравиться не может, потомства не оставит и вскорости этот вид вымрет со всеми своими особенностями и недостатками.
___________________________
Ольга Несмеянова
Каких только качеств не приписывается молвой петербуржцам! Тут и старомодная интеллигентность, и гипертрофированная вежливость, и утонченность мыслей, и загадочность, и непредсказуемость, и неясная тоска во взгляде, и революционный дух…
Воспитание и правила хорошего тона
На самом деле характер настоящего петербуржца довольно сложен и даже несколько противоречив. С одной стороны, основная масса населения действительно традиционно вежлива, доброжелательна и дружелюбна, здесь с удовольствием дадут нужную консультацию, покажут дорогу приезжему, а при необходимости даже и проводят. С другой стороны, при первом знакомстве петербуржцы могут произвести впечатление несколько холодных и сдержанных людей, четко держащих дистанцию с незнакомым человеком. Это во многом объясняется полученным воспитанием.
С детства маленькому петербуржцу внушают, что он живет в культурной столице и не имеет права ее позорить. Конечно, с возрастом многие запреты преступаются, и вчерашние робкие дети превращаются в независимых и свободолюбивых молодых людей, но тем не менее основная масса горожан (конечно, бывают и исключения) старается строить свою жизнь так, чтобы причинять минимум неудобства окружающим. К примеру, никто, даже самый разухабистый панк или увешанный цепями воинственного вида металлист, не войдет внутрь метро с мороженым (можно ведь испачкать кого-нибудь!) или не станет грызть там семечки или бросать пивные бутылки. Здесь все еще уступают место в транспорте пожилым, инвалидам и беременным женщинам (хотя старожилы все равно жалуются, утверждая, что раньше молодежь была гораздо лучше воспитана и вскакивала при первом приближении такого человека). По мере возможности здесь стараются лишний раз не шуметь, не обращать на себя внимание посторонних, не лезть в чужие разговоры, да и вообще в чужую жизнь. Здесь уважают свою и чужую независимость. Как и все северяне, люди в Петербурге довольно сдержанные и уравновешенные.
Поэтому, если вы хотите чувствовать себя здесь комфортно, постарайтесь тоже соблюдать простейшие правила хорошего тона и не ведите себя вызывающе. Если же вы все-таки совершите что-то не то, скорее всего, вам не сделают замечание (ведь замечание — это тоже невоспитанность, недопустимое вмешательство в чужую жизнь), а просто неодобрительно (но очень выразительно) посмотрят.
Не принято здесь обращение на «ты» между незнакомыми людьми, так говорят только маленьким детям, а вот к незнакомому подростку вполне могут уже обратиться и на «вы». Для того чтобы перейти на «ты» после знакомства, желательно спросить разрешение собеседника, равно как и на то, чтобы называть его уменьшительным именем. Если сомневаетесь в уместности — лучше называйте на «вы» и по имени-отчеству. В ходу достаточно церемонные обращения, правда, произносимые обычно с несколько ироническим подтекстом: «господа», «дамы» и т.д.
Совсем другими становятся те же самые сдержанные петербуржцы в своей среде, в домашней обстановке, среди друзей и близких знакомых. Это очень открытые, веселые, гостеприимные люди, многие из которых отличаются замечательным чувством юмора. Еще в конце XVIII в. этнограф Иоганн Готлиб Георги утверждал в своем «Описании российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга»: «Гостеприимство есть отличная нравственная склонность санкт-петербургских жителей всех классов». Там же он отмечал, что в этом городе «всякий, даже и самый странный человек легко может найти несколько сходных друзей». Это остается актуальным и для сегодняшнего Петербурга.
Быт и мода
Чисто в бытовом аспекте типичный петербуржец достаточно неприхотлив и не гонится за помпезностью или роскошью, будь то жилище, питание или свой собственный внешний вид. Вас вполне могут привести в гости в обшарпанный подъезд, в старую коммуналку или квартиру с отстающими от стены обоями, и собравшаяся там компания будет себя чувствовать очень уютно и комфортно. Дорогому пафосному ресторану петербуржец, скорее всего, предпочтет более скромное «бюджетное» заведение. И не в силу того, что у него нет денег, а просто потому, что не видит в этом целесообразности. В одежде то же самое — изощренные гламурные изыски вызывают здесь не зависть, а смех, а лощеная безупречность — просто дурной тон. Здесь принято одеваться так, как комфортно самому человеку, большинство людей на улицах предпочитают обычные джинсы, при этом умудряясь выглядеть стильно и современно.
Отношение к деньгам
Отсутствие или недостаток денег здесь не является пороком, который надо скрывать и делать хорошую мину при плохой игре, а вот хвастовство высокими доходами — однозначно моветон. Настоящий петербуржец не стремится посвятить всю жизнь исключительно зарабатыванию и накоплению денег, однако здесь не принято и бездумно их тратить. Здесь считается, что откровенное швыряние деньгами на ненужную роскошь — это от лукавого. Даже те, у кого с финансами все великолепно, предпочитают не разбрасывать их без толку, а тщательно и придирчиво изучают ассортимент магазина или меню ресторана, прежде чем на что-то решиться. Одним словом, во всем приветствуется практичный, рациональный и взвешенный подход в рамках европейской традиции.
Политические настроения
В политическом аспекте Петербург отличается традиционным демократизмом. Известно, что Петербург всегда голосует не так, как Москва или другие части России. Здесь пользуется большой поддержкой демократическая оппозиция, а также частенько голосуют «против всех». Наверное, повлияло и то, что в советское время Ленинград не был столичным городом черных шляп, кожаных пальто и белых кашне, городом Политбюро и ЦК, поэтому он не успел в большой степени пропитаться «партийным душком». В Петербурге высокий образовательный уровень, это город науки и ВПК, инженеров и изобретателей, писателей и художников — одним словом, самостоятельно мыслящих людей, у которых на все есть свое мнение.
Характер горожан
Конечно, все те испытания, что перенес город за свою недолгую, но бурную историю, не могли не сказаться на его людях. За три столетия у них сформировался особый характер — открытый и способный к переменам, свободный, и в то же время способный выдержать любые испытания. Чего только не перенес этот город — в первую очередь, конечно, страшные 900 дней блокады, но было и многое другое — Жданов с его идеологическими вывертами, травлей и уничтожением интеллигенции города, знаменитый «Большой дом» на Литейном, тюрьма «Кресты», красный террор после убийства Кирова, Кронштадтский мятеж и многое другое. Но не страх и подлость, а стойкость и мужество оказались неотъемлемыми чертами характера ленинградцев.
Хочется процитировать строки Виктора Чижикова о петербургском характере: «В Петербурге все не просто. Это не просто дирижер, а дирижер оркестра Ленинградской государственной филармонии, не просто рабочий, а рабочий с Путиловского завода, не просто кандидат наук, а кандидат, защитивший диссертацию в Ленинградском политехническом институте, и цена ему на порядок выше, чем кандидату наук, защитившему диссертацию в другом городе. Видимо, одной из главных черт этого характера является врожденное чувство такта, если хотите, чувство меры, подсказывающее определенное отношение, умение держать себя подобающим образом в определенной обстановке и с определенным собеседником». Одним из самых известных людей — носителей классического петербургского характера был академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: внешне мягкий, исключительно внимательный к собеседнику, широко эрудированный ученый, но со стальным стержнем жизненных принципов, за пределы которых не могла его заставить переступить никакая сила.
Большинству петербуржцев присуще благоговейно-трепетное чувство личной сопричастности к судьбе города. С малых лет они привыкли ощущать себя полноценными наследниками всех событий петербургской истории — и величественных, и трагических. Как бы ни относились к городу в то или иное время официальные власти, народная любовь к нему не ослабевала никогда. Петербуржцы поголовно влюблены в свой город. Он для них не просто среда обитания, это живой организм, друг и даже родственник. Все, что в нем происходит, затрагивает каждого. Помните известную песню Александра Розенбаума:
И, растворившись в вас, о жители мои,
Спешу в любви единственной признаться!
Я кожей ощущаю, как горит
Огнем сердечным питерское братство!
Туризм
Петербуржцы много путешествуют за границу. Географическое положение города как «окна в Европу» этому значительно способствует. От любой европейской страны его отделяет не более трех часов лету, а в расположенную в двух часах езды на машине Финляндию многие и вовсе ездят на уик-энд, как к себе на дачу. Часто посещают и соседние прибалтийские страны.
Обобщения и выводы
Итак, что же формирует мировоззрение и образ жизни нынешнего петербуржца? С детства его окружает красота родного города и чувство причастности к великому, ему доступно огромное количество шедевров искусства, до Европы ему рукой подать, он окружен особой романтикой — романтикой города на воде.
Город переворотов и революций пропитывает его свободой духа и стремлением к самовыражению, которое ценится здесь больше, чем внешние атрибуты успеха. Еще в XIX в. французский композитор Гектор Берлиоз, гастролировавший в Петербурге, писал: «Здесь любят все прекрасное; здесь живут музыкальной и литературной жизнью; здесь носят в груди такой огонь, который заставляет забывать и снег, и мороз». В каждом поколении здесь традиционно много поэтов, писателей, художников, музыкантов, причем у каждого из них — свой неповторимый стиль, они не боятся экспериментировать. Петербург — родина отечественного балета, джаза, кино, рок-музыки. Все эти и другие виды искусства продолжают развиваться и находить своих почитателей в Петербурге нынешнем.
Ритм жизни в Петербурге не такой стремительный, как в столице, он более расслабленный и неторопливый. Может быть, в какой-то мере это объясняется тем, что здесь нет такой острой необходимости бороться за место под солнцем, нет (пока!) такой бешеной конкуренции во всех сферах жизни, как в Москве. Взять, к примеру, такой мелкий, но показательный факт, особенно удивляющий (а иногда и раздражающий) гостей из столицы, — в метро, на эскалаторе, спускающемся вниз, люди встают справа, оставляя слева проход для тех, кто торопится. Это нормально, так происходит и в Москве, и в других крупных городах. Однако на эскалаторе, поднимающемся вверх, петербуржцы встают и справа, и слева, не оставляя прохода, — они просто не могут себе представить, что кому-то может прийти в голову бежать по эскалатору вверх. Даже если человек сильно опаздывает, скорее всего, он отнесется к этому философски, но не полезет вверх, расталкивая локтями пассажиров. Такой вот здесь образ жизни — динамичный, как в любом большом городе, но без лишней суеты.
У петербуржцев много общих интересов, которые объединяют людей разных возрастов и социального положения: все они болеют за одну футбольную команду, почитают основателя города Петра Великого, гордятся Эрмитажем и Мариинским театром, летом дружно отправляются на одни и те же пляжи Финского залива или на озера Карельского перешейка, а осенью — в лес за грибами и клюквой. Все они одинаково наслаждаются белыми ночами, опаздывают на мосты, страдают от комаров, мокнут под затяжными питерскими дождями и поскальзываются на обледеневших зимних улицах.
Тем не менее при общей схожести жизни горожан это город «многослойный», город разных течений, не любящих смешиваться. В нем существуют разные, довольно замкнутые круги общения со своими интересами и пристрастиями. Попасть внутрь такого круга не так просто — желательно, чтобы кто-нибудь вас привел и представил, самому навязываться не принято. В зависимости от того, в какой именно круг вы попадете, такое у вас сложится впечатление от посещения города.
Скорее всего, скучать вам здесь не придется — ведь Петербург задает тон и создает новые модные тенденции для всей страны. Это он предложил России первых рок-музыкантов, искусство андеграунда, диджеев, рейвы, фестивали авангардной моды, вечеринки в развалинах старинных дворцов и крепостей и т.д. До сих пор здесь работают всевозможные клубы на любой вкус.
Ну а во всем остальном петербуржцы — такие же люди, как и любые россияне, они так же заводят новых друзей, влюбляются, женятся, растят детей, радуются успехам и переживают неудачи, как и в любом другом месте страны. Поэтому вряд ли у вас могут возникнуть с ними какие-то сложности или проблемы. Будьте дружелюбны и тактичны, и вы заведете себе новых верных друзей и возвратитесь сюда еще много раз.