Кто такой папа карло из сказки буратино

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Образ Папа Карло из сказки Буратино

Характеристика Папа Карло из сказки Буратино

Папу Карло знают как добродушного папу деревянного мальчика по имени Буратино. Он – старый шарманщик, из друзей которого только пьяница Джузеппе, который и подарил ему полено, впоследствии ставшее самой известной куклой в городе. Папа Карло – невероятно добрый и заботливый отец, несмотря на несносный характер своего сыночка, он продает свою последнюю курточку и покупает Буратино красивый букварь, чтобы его любимый мальчик смог учиться в школе. Однако неблагодарный ребенок приносит отцу только одни неприятности – сперва по его милости папа Карло попадает в тюрьму, а после Буратино продает азбуку, купленную за последние деньги, чтобы попасть на представление в театр. Нищенствуя, шарманщик сам остается голодным, а Буратино отдает последнюю луковицу, так как сытной и вкусной еды в его коморке давно не было.

Папа Карло – образец отца, которого бы хотелось иметь каждому ребенку, несмотря на плохое поведение Буратино, он очень его любит, все терпит и всегда готов прийти на выручку.

Папа Карло – очень талантливый человек, он делает из обычного полена красивую куклу, а также одежду для нее. Так как в сказке добро побеждает зло, справедливость торжествует и отец Буратино наконец забывает про горести и помогает сыну управлять большим и красивым театром.

2 вариант

“Золотой ключик, или Приключения Буратино” — повесть-сказка русского писателя Алексея Николаевича Толстого. Центральным героем сказки является старый шарманщик Карло.

Карло жил в городке на берегу Средиземного моря. Когда-то он ходил в широкополой шляпе с прекрасной шарманкой по городам, зарабатывая музыкой и пением. Карло состарился, его шарманка поломалась, а из-за болезни он не мог работать. Герой живет в коморке под лестницей., обставленной очень бедно. Из мебели у Карло были только стул и безногий стол. На стене против двери висел холст, на котором был изброжен красивый очаг.

Столяр Джузеппе был старинным приятелем шарманщика. Однажды Джузеппе попалось горящее полено, которое он подарил Карло. Столяр посоветовал своему другу вырезать из него куклу, научить ее говорить и танцевать, и ходить с ней по городу с представлениями. Карло понравилась идея Джузеппе. Он выстругал из полена деревянного мальчика, которого дал имя Буратино. Только что выструганная кукла причинила Карло не мало хлопот. Благодаря проделкам Буратино шарманщик попал в тюрьму. Но терпеливый и мудрый старик не разозлился на деревянного мальчика. Герой понимает, что Буратино всего один день и его мысли еще “пустяковые-пустяковые”. Добрый папа Карло продал свою единственную куртку, чтобы купить Буратино азбуку.

Папа Карло не раз выручал деревянного мальчика из беды. Так старый шарманщик спас его от крысы Шушары, которая пыталась утащить непослушного Буратино в подполье. Папа Карло вовремя приходит на помощь деревянному мальчику и его товарищам, когда Карабас Барабас, Дуремар, лиса Алиса и кот Базилио хотели расправить с ними. Храбрый шарманщик плечом толкнул доктора кукольных наук, локтем — продавца пиявок, дубинкой досталось от него лисе, а сапогом коту. Добрый папа Карло отнес кукол к себе в каморку, не отдав их злому Карабасу. Хозяин театра хотел проучить своих актеров и завладеть золотым ключиком. Буратино раскрыл Карлу тайну о дверце за холстом в его коморке. Оказалось, что за ней находился прекрасный театр с чудесными декорациями. Буратино и сбежавшие от Карабаса актеры стали играть в нем.

Жизнь старого шарманщика изменилась в лучшую сторону. Вместе с куклами он работает в театре: в новой бархатной куртке Карло вертит шарманку во время представления. В сказке Толстого добро побеждает зло. Папа Карло наконец-то может забыть о своих печалях и горестях, вместе с Буратино герой управляет большим и красивым театром “Молния”.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ Папа Карло из сказки Буратино

Образ Папа Карло из сказки Буратино

Популярные сегодня темы

  • Анализ произведения Сокровенный человек Платонова

    Произведение проникнуто философскими размышлениями автора о строящейся по коммунистическим проектам новой жизни. Его главный странный герой не только ищет счастье и истину, в своих странствиях он встречается с разными гранями новой жизни.

  • Сочинение по рассказу Макар Чудра Горького 8 класс

    «Макар Чудра» — одно из ранних произведений М. Горького, с которым он проявил себя в литературе. Глубокие мысли проникнуты духом романтизма. Всё персонажи рассказа – цыгане, в отличие от обычных людей ценящие свободу больше всего на свете.

  • Сравнительная характеристика двух одноклассников (двух друзей) сочинение 8 класс

    Каждый человек индивидуален по-своему. Мы все отличаемся друг от друга внешними качествами, характером, привычками. У каждого свой вкус и свои взгляды на все, что происходит вокруг.

  • Улыбка в жизни человека сочинение

    Как часто в жизни мы встречаем улыбчивых людей? Но стоит нам увидеть знакомого или родного человека и улыбка озаряет наше лицо.

  • Главная мысль былины Садко

    Былина «Садко» относится к новгородскому цикоу былин. Ее главный герой — гусляр Садко, который становится купцом.

История персонажа

Персонаж книги «Золотой ключик» Алексея Толстого. Старый шарманщик, «отец» Буратино — главного героя сказки, деревянного мальчика.

История создания

Писатель Алексей Толстой

Писатель Алексей Толстой

Повесть Алексея Толстого о золотом ключике — это литературная обработка сказки «Приключения Пиноккио», авторство которой принадлежит Карло Коллоди, итальянскому писателю XIX века. Персонаж, который в пересказе Толстого превратился в папу Карло, в оригинальной сказке носит имя Джеппетто, а приятель героя, старый столяр, зовется Антонио. Сюжеты двух сказок заметно отличаются, хотя и совпадают в общих чертах до сцены, где кот и лиса выкапывают монеты, которые Буратино зарыл. Дальше сюжет расходится окончательно.

«Золотой ключик»

столяр Джузеппе

Столяр Джузеппе

В сказке Алексея Толстого папа Карло жил бедно и в прежние времена работал шарманщиком. Папа Карло ютится в крошечной каморке под лестницей, и единственное украшение его жилья — холст, на котором нарисован очаг. Шарманка, главный рабочий инструмент героя, давно поломана, и Карло зарабатывает чем придется. У героя есть старый друг и собутыльник – пьяница Джузеппе, который работает столяром.

Как-то раз, напившись, Джузеппе нашел в собственной мастерской говорящее полено, которое со страху отдал Карло. Герой вырезал из этого полена деревянного мальчишку с длинным носом и назвал того Буратино. Кукла оживает и сразу же втягивает своего создателя в неприятности, из-за которых папа Карло в итоге оказывается в полицейском участке.

Папа Карло и полено

Папа Карло и полено

Вернувшись оттуда, добрый папа Карло кормит голодного Буратино луковицей и клеит деревянному мальчишке одежду из коричневой и ярко-зеленой бумаги, а из старого голенища мастерит туфли. Герой собирается отправить Буратино в школу и, чтобы купить азбуку, продает последнюю куртку, которая у него осталась. Неблагодарный Буратино на следующий же день продал азбуку и отправился на представление в кукольный театр.

Позже Буратино доставлял папе Карло немало неприятностей, но тот неизменно приходил деревянному мальчику на помощь в сложных ситуациях. В финале сказки папа Карло обнаруживает в собственной каморке за очагом, изображенным на холсте, тайную дверь, которая ведет в кукольный театр «Молния», который отныне принадлежит Буратино и его приятелям-куклам.

Экранизации

Буратино из мультфильма 1959 года

Буратино из мультфильма 1959 года

В 1939 году вышел черно-белый фильм «Золотой ключик» по мотивам пьесы Алексея Толстого. В экранизации были задействованы одновременно и живые актеры, и персонажи-куклы. Пьеса сюжетно отличается от повести Толстого «Золотой ключик», и в фильме эти отличия сохранены. В частности, в финале Буратино в компании советских воздухоплавателей отправляется на воздушном корабле в некую страну, где «славно живут старики», а дети «учатся в школах». Роль папы Карло в этом фильме исполняет актер Георгий Уваров.

В 1975 году вышел двухсерийный фильм режиссера Леонида Нечаева «Приключения Буратино», где роль папы Карло сыграл актер Николай Гринько. Это фильм-мюзикл, где звучит масса песен. В частности, Николай Гринько исполняет «Песню папы Карло» на слова Булата Окуджавы.

Георгий Уваров в роли папы Карло

Николай Гринько в роли папы Карло

В 1997 году вышли «Новейшие приключения Буратино» — еще один фильм-мюзикл, где сказка Алексея Толстого переиначена на современный лад. Действие переносится в ХХ век, а на месте деревянного мальчишки с длинным носом оказывается знойная юная певица Буратино, которая приехала в некий южный город на гастроли и мечтает получить престижную музыкальную премию «Скрипичный ключик».

Карабас-Барабас превращается в главаря мафии, Дуремар — во владельца ночного клуба, а Базилио и Алиса — в мелких бандитов. У папы Карло, роль которого исполняет певец Александр Кальянов, завязывается роман с черепахой Тортиллой. Фильм снимался на Канарских островах.

Кадр из новогоднего телевизионного мюзикла «Золотой ключик»

Кадр из новогоднего телевизионного мюзикла «Золотой ключик»

В 2009 году появился еще один мюзикл — «Золотой ключик», выход которого был приурочен к Новому году. Здесь роль папы Карло играет певец и актер Михаил Боярский, а сюжет снова осовременен. Папа Карло мечтает сделать из сына эстрадную звезду, но для начала нужно сделать самого сына.

Герой на пару с другом Джузеппе вырезает из бревна взрослого тридцатилетнего мужчину, которого пытается отправить в школу. Однако Буратино вместо школы идет в театр Карабаса-Барабаса, где немедленно влюбляется в куклу Машу и узнает страшную тайну. В финале герои выступают в ночном клубе «Три пескаря».

Интересные факты

Буратино

Буратино

В современном русском языке существует выражение «пахать как папа Карло», что значит тяжело и много трудиться и не получать за это должного вознаграждения.

Цитаты

«Как бы мне ее назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я ее Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино. Отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»

«Именем Тарабарского короля — арестуйте старого плута Карло!»

Папа Карло — герой сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1936), отец Буратино.

Характеристика

Папа Карло — старый шарманщик, живущий в каморке под лестницей, в которой ничего не было, кроме нарисованного очага на холсте. Шарманка давно сломалась и Папа Карло жил жизнью попрошайки (так в книге, в фильмах он по-прежнему работает шарманщиком). Единственный друг Папы Карло — старый столяр и пьяница Джузеппе. Как-то раз Джузеппе в очередной раз напился и ему в руки попалось говорящее полено, которое он подарил от греха подальше своему собутыльнику Карло, предварительно с ним подравшись.

Папа Карло вырезает из говорящего полена куклу с длинным носом

«Как бы мне её назвать? — раздумывал Карло. — Назову-ка я её Буратино. Это имя принесет мне счастье. Я знал одно семейство — всех их звали Буратино: отец — Буратино, мать — Буратино, дети — тоже Буратино… Все они жили весело и беспечно…»

Тем не менее Буратино тут же доставил Папе Карло неприятности, в результате чего Папа Карло оказался в полицейском участке. В дальнейшем Буратино также не радовал Папу Карло, однако тот не обижался и, как добрый ангел, появлялся и спасал Буратино в самых безвыходных ситуациях.

В русском языке

  • В русской разговорной речи образ папы Карло ассоциируется с тяжелым трудом, часто без должного вознаграждения; появилась поговорка «пахать как папа Карло»[1]:

Я сидела под одеялом и думала: «Боже, вот это я тряпка, вся работа насмарку. Четыре года пахала как папа Карло — через слезы, через боль, через какие-то проблемы. Все ради тренировок, жертвовала всем, никуда не ходила, и неужели я здесь возьму и продую?!».

  • 2012. По сообщению русской службы Би-Би-Си, президент госкорпорации «Роснефть» И. И. Сечин вынужден был работать «как папа Карло»[2]:

В последнее время Сечин в разговорах с коллегами не скрывал своего раздражения по поводу того, что Тимченко может позволить себе жить легальным миллиардером, тогда как он горбатится, как папа Карло.

  • Образ Папы Карло — центральный для двух стихотворений Леонида Филатова, «Кукольный театр» (1965) и «Письмо Сергею Образцову» (1974). В обоих Папа Карло — добрый гений театра, детства, которому нелегко приходится в «настоящей», «взрослой» жизни.

Примечания

  1. Би-Би-Си:»Последние Игры Исинбаевой: всю жизнь прыгать невозможно»
  2. Би-Би-Си: «Проблемы Gunvor — из-за ссоры Тимченко с Сечиным»

Источники

  • Книга «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого в Lib.ru (без иллюстраций)
  • Книга «Золотой ключик, или приключения Буратино» А. Н. Толстого с классическими иллюстрациями
  • Памятник Папе Карло. Киев. Детский театр. Август 2007 г.
 Просмотр этого шаблона Повесть-сказка Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»
Персонажи Буратино • папа Карло • Джузеппе (Сизый Нос) • Карабас-Барабас • Дуремар • Мальвина • Артемон • Пьеро • Арлекин • Лиса Алиса • Кот Базилио • Черепаха Тортила • Говорящий Сверчок
Экранизации

Золотой ключик (фильм, 1939) • Приключения Буратино (мультфильм, 1959) • Приключения Буратино (фильм, 1975)

Продолжения Побеждённый Карабас • Вторая тайна золотого ключика • Буратино ищет клад • Буратино в Изумрудном городе
См. также Бураттино • Приключения Пиноккио. История деревянной куклы • Буратино (ТОС) • Буратино (напиток) • Орден Буратино • Медаль Буратино
Литературные сказки:Произведения Алексея Николаевича Толстого

Папу Карло знают как добродушного папу деревянного мальчика по имени Буратино. Он – старый шарманщик, из друзей которого только пьяница Джузеппе, который и подарил ему полено, впоследствии ставшее самой известной куклой в городе. Папа Карло – невероятно добрый и заботливый отец, несмотря на несносный характер своего сыночка, он продает свою последнюю курточку и покупает Буратино красивый букварь, чтобы его любимый мальчик смог учиться в школе. Однако неблагодарный ребенок приносит отцу только одни неприятности – сперва по его милости папа Карло попадает в тюрьму, а после Буратино продает азбуку, купленную за последние деньги, чтобы попасть на представление в театр. Нищенствуя, шарманщик сам остается голодным, а Буратино отдает последнюю луковицу, так как сытной и вкусной еды в его коморке давно не было.

Папа Карло – образец отца, которого бы хотелось иметь каждому ребенку, несмотря на плохое поведение Буратино, он очень его любит, все терпит и всегда готов прийти на выручку.

Папа Карло – очень талантливый человек, он делает из обычного полена красивую куклу, а также одежду для нее. Так как в сказке добро побеждает зло, справедливость торжествует и отец Буратино наконец забывает про горести и помогает сыну управлять большим и красивым театром.

2 вариант

“Золотой ключик, или Приключения Буратино” — повесть-сказка русского писателя Алексея Николаевича Толстого. Центральным героем сказки является старый шарманщик Карло.

Карло жил в городке на берегу Средиземного моря. Когда-то он ходил в широкополой шляпе с прекрасной шарманкой по городам, зарабатывая музыкой и пением. Карло состарился, его шарманка поломалась, а из-за болезни он не мог работать. Герой живет в коморке под лестницей., обставленной очень бедно. Из мебели у Карло были только стул и безногий стол. На стене против двери висел холст, на котором был изброжен красивый очаг.

Столяр Джузеппе был старинным приятелем шарманщика. Однажды Джузеппе попалось горящее полено, которое он подарил Карло. Столяр посоветовал своему другу вырезать из него куклу, научить ее говорить и танцевать, и ходить с ней по городу с представлениями. Карло понравилась идея Джузеппе. Он выстругал из полена деревянного мальчика, которого дал имя Буратино. Только что выструганная кукла причинила Карло не мало хлопот. Благодаря проделкам Буратино шарманщик попал в тюрьму. Но терпеливый и мудрый старик не разозлился на деревянного мальчика. Герой понимает, что Буратино всего один день и его мысли еще “пустяковые-пустяковые”. Добрый папа Карло продал свою единственную куртку, чтобы купить Буратино азбуку.

Папа Карло не раз выручал деревянного мальчика из беды. Так старый шарманщик спас его от крысы Шушары, которая пыталась утащить непослушного Буратино в подполье. Папа Карло вовремя приходит на помощь деревянному мальчику и его товарищам, когда Карабас Барабас, Дуремар, лиса Алиса и кот Базилио хотели расправить с ними. Храбрый шарманщик плечом толкнул доктора кукольных наук, локтем — продавца пиявок, дубинкой досталось от него лисе, а сапогом коту. Добрый папа Карло отнес кукол к себе в каморку, не отдав их злому Карабасу. Хозяин театра хотел проучить своих актеров и завладеть золотым ключиком. Буратино раскрыл Карлу тайну о дверце за холстом в его коморке. Оказалось, что за ней находился прекрасный театр с чудесными декорациями. Буратино и сбежавшие от Карабаса актеры стали играть в нем.

Жизнь старого шарманщика изменилась в лучшую сторону. Вместе с куклами он работает в театре: в новой бархатной куртке Карло вертит шарманку во время представления. В сказке Толстого добро побеждает зло. Папа Карло наконец-то может забыть о своих печалях и горестях, вместе с Буратино герой управляет большим и красивым театром “Молния”.

Герои сказки Золотой ключик

Действующие лица

В сказке действует около 20 персонажей, положительных и отрицательных, главных и второстепенных. Каждый из них обладает определенным характером, внешностью и привычками.

Главным является Буратино — деревянная кукла, мальчик, которого папа Карло вырезал из полена. Его прототипом стал итальянский Пиноккио. Примечательно, что с итальянского «burattino» переводится как «кукла». Сам же Карло назвал своего подопечного по имени семейства Буратино, которые жили весело и счастливо.

Буратино глуп и доверчив, ловок и шкодлив, но при этом он отважен и любопытен, любит приключения и готов безвозмездно помогать другим. Не любит учиться и частенько забывает о благих начинаниях. Например, узнав, что Карло продал единственную куртку, чтобы купить его азбуку, он обещает хорошо учиться и купить ему тысячу новых курток. Но уже на следующий день он продает азбуку и покупает билет в театр кукол.

Буратино так полюбился читателям, что стал знаковой фигурой. Он был членом Клуба веселых человечков и ведущим передачи «Выставка Буратино», в его честь назвали лимонад и конфеты.

Положительные персонажи

В «Золотом ключике» их несколько. Все эти герои помогают Буратино в его приключениях, а некоторые (Сверчок, Мальвина) пытаются перевоспитать и сделать из озорника хорошего и послушного мальчика.

К положительным героям относятся:

Мальвина

Черепаха Тортилла

  1. Папа Карло — «отец» Буратино. Это старый шарманщик, живущий под лестницей, на стене его каморки висит холст с нарисованным очагом. Его инструмент давно сломался, и он перебивается случайными заработками. Однажды его друг, столяр Джузеппе, подарил ему говорящее полено, из которого и был вырезан Буратино. Несмотря на проделки деревянной куклы, Карло всегда прощает его и помогает. В «Приключениях Пиноккио» его зовут Джепетто.
  2. Мальвина — самая красивая кукла в театре Карабаса Барабаса. У нее фарфоровая голова и кудрявые голубые волосы, тело набито ватой. Она умная, добрая, честная и отзывчивая, всегда старается помочь и очень любит порядок. Она сбежала из театра Карабаса и живет в лесу, где о ней заботятся звери, птицы и даже некоторые насекомые. Ее спутником является пудель Артемон, в нее влюблен Пьеро. Прототипом Мальвины стала Фея с голубыми волосами, которая помогала Пиноккио.
  3. Артемон — черный пудель, верный спутник Мальвины. Он ходит на двух лапах, как человек, и щегольски одет, отличается благородным характером и храбростью. В сказке Коллоди собак было две: пудель Медоро, спутник Феи с лазурными волосами, и ищейка Алидоро, которая сперва преследовала Пиноккио, но после стала его другом. Считается, что в Артемоне соединились оба пса.
  4. Пьеро — самая грустная кукла в театре, поэт. Он пишет стихи о Мальвине и тоскует по сбежавшей девушке. Пьеро смел: он читает Карабасу самые гадкие стихи, чтобы разозлить, и вступает в драку. Он также смог сбежать, когда случайно подслушал разговор хозяина и Дуремара, чтобы предупредить Тортиллу.
  5. Говорящий сверчок — старый сверчок, живет у папы Карло. Он советует Буратино хорошо учиться и слушать старших, но тот несогласен, так как хулиганить и играть ему нравится больше. Деревянный мальчик прогоняет сверчка, бросив в него молоток.
  6. Черепаха Тортилла — старая черепаха, которая живет в пруду возле Страны Дураков и почти ничего не помнит из-за возраста. Она отдает Буратино золотой ключик, о котором тоже ничего не помнит.

Все они помогли Буратино и его друзьям во время приключений.

Злодеи и обманщики

В сказке присутствуют и отрицательные герои. Почти все они стараются обмануть Буратино и использовать в своих целях, другие помогают им в этом.

К счастью, плохих героев в повести намного меньше:

Карабас Барабас

Лиса Алиса и Кот Базилио

  1. Карабас Барабас — владелец театра кукол, из которого сбежала Мальвина, а после Пьеро, доктор кукольных наук. Он высок и стар, носит длинную, до пола, бороду и плетку. Он жесток и жаден, плохо обращается с куклами и даже бьет их. Он знает о том, что где-то за нарисованным очагом спрятана дверь, которую можно открыть золотым ключиком. Этот ключ был у Карабаса, но он уронил его в пруд Тортиллы. Узнав от Буратино, что очаг находится в каморке папы Карло, пытался проникнуть туда, но безуспешно. В конце все его артисты убегают и открывают свой театр «Молния», вход в который открывал ключик. У Коллоди хозяином театра был суровый внешне, но добрый Манджафуоко, который не сыграл особой роли в сказке.
  2. Дуремар — продавец лечебных пиявок, помощник Карабаса, злой и коварный. В конце повести решает устроиться в новый театр «Молния», так как торговля не приносит ему денег.
  3. Лиса Алиса и кот Базилио — два хитрых обманщика. Просят милостыню под видом инвалидов: Алиса ходит на трех лапах, Базилио притворяется слепым. Оба очень любят деньги, ради них готовы на все. Обманывают Буратино, рассказывая о Стране Дураков и Поле Чудес: если на последнем закопать деньги, вырастет дерево, увешанное монетами.

Интересный факт: считается, что вторым прототипом Карабаса стал режиссер Мейерхольд — жестокий, даже деспотичный руководитель, требовавший от актеров послушности марионетки. Многие уходили из его театра, не выдержав нагрузок и атмосферы.

Второстепенные, но не менее важные

Помимо главных героев, в книге присутствуют и второстепенные. Они важны для отдельных сцен и развития сюжета.

В «Приключениях Буратино» упоминаются следующие герои:

Арлекин

  1. Джузеппе — друг папы Карло, старый столяр и пьяница по прозвищу «Сизый нос». Однажды в его руки попало говорящее полено. Джузеппе решил сделать из него ножку для стола, но полено начало пищать, и столяр решил подарить его пришедшему в гости Карло, чтобы тот сделал себе марионетку и мог выступать. Но деревяшка и тут показала характер: ударила Карло по голове, из-за чего друзья поссорились и даже подрались, но быстро помирились.
  2. Арлекин — один из кукол-артистов в театре Карабаса. Является партнером Пьеро по сцене, в которой должен колотить поэта.
  3. Крыса Шушера — старая голодная крыса, живущая в каморке папы Карло. Когда Карло уводят полицейские, Буратино остается один. Он дергает крысу за хвост, из-за чего та злится и утаскивает мальчишку под пол. Вернувшийся Карло успевает спасти его.
  4. Лесные звери — доктор Сова, знахарь Богомол и фельдшерица Жаба, петух, на котором сбежал Буратино, и другие.

Также в сказке упоминаются полицейские и сыщики, куклы театра Карабаса, хозяин харчевни «Три пескаря», где остановились Буратино, кот Базилио и лиса Алиса по дороге к Полю Чудес, мальчик, который купил у Буратино азбуку, простые жители и ученики.

История создания и отличия от оригинала

Сказка «Золотой ключик, или приключения Буратино» Алексея Толстого является литературной обработкой итальянской сказки Карло Коллоди «Приключения Пиноккио: история деревянной куклы». Последняя была опубликована в 1881 году. В России книга издавалась в нескольких вариантах и с разными переводами. В 1923 Алексей Толстой, находясь в эмиграции, редактировал перевод Нины Петровской — этот вариант вышел на следующий год в издательстве «Накануне» в Берлине.

Алексей Толстой

В 1933 Толстой договорился с «Детгизом» о переделке перевода, весной 1935, после инфаркта миокарда, он вернулся к нему. Уже в августе работа была сдана. Она печаталась в газете «Пионерская правда» с 7 ноября 1935 по 18 января 1936, а вскоре вышла отдельной книгой. До 1986 «Золотой ключик» в СССР выдержал более 180 изданий (более 14,5 млн экземпляров) и был переведен на 47 языков. В 1936 Толстой написал одноименную пьесу для театра, а через 3 года — сценарий для фильма.

Первоначально Толстой хотел просто перевести сказку, но увлекся и решил изменить ее. В итоге оба произведения довольно сильно отличаются друг от друга:

Буратино

  1. У Толстого появились Золотой ключик и холст с нарисованным костром.
  2. Буратино почти не меняется и остается деревянной куклой, но становится менее эгоистичным и начинает больше ценить дружбу. Пиноккио сперва превращается в осла, после — в настоящего добродетельного мальчика. При этом изначально Буратино более добр, чем Пиноккио.
  3. У Буратино длинный нос с самого «рождения», папа Карло не смог укоротить его. У Пиноккио нос вырастал, если тот лгал.
  4. У Толстого все куклы — живые, у Коллоди подчеркивается, что куклы — просто марионетки.
  5. Действующими лицами являются герои комедии дель арте — Бураттино, Пьеро и Арлекин, также присутствуют Лиса Алиса и губернатор Лис. У Коллоди из героев комедии только Арлекин и Пульчинелла, а также Лис мужского пола.
  6. Сюжет «Золотого ключика» занимает всего 6 дней, «Приключений Пиноккио» — 2 года и 8 месяцев.

В целом «Буратино» получился более добрым и детским, в нем больше приключений, тогда как в оригинале больше морализаторства и сцен жестокости (например, убийство дрозда). После выхода книги единственным минусом критики назвали именно расхождение сюжета.

Сказка «Золотой ключик» полюбилась читателям всех возрастов сразу после выхода в свет. Несмотря на то, что сюжет Толстой позаимствовал у итальянца Коллоди, автор полностью изменил его, создав уникальное произведение. Сказка получила продолжение у других авторов, была экранизирована в виде мультфильма и фильма и поставлена на сцене.

Читайте также о героях сказки Чиполлино.

  • Кто такой освободитель в рассказе крысолов
  • Кто такой освальд из сказки
  • Кто такой оле лукойе в сказке
  • Кто такой око в рассказе служанки
  • Кто такой образованный человек сочинение рассуждение