Характеристика Пимена в трагедии «Борис Годунов»: образ, описание в цитатах
Пимен и Григорий. Иллюстрация Б. Зворыкина |
Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.
Смотрите:
Все материалы по творчеству Пушкина
Образ и характеристика Пимена в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание в цитатах
Пимен является пожилым монахом, живущим в Чудовом монастыре в Москве:
«Пишет летопись много лет. Старик.»
«На старости я сызнова живу…»
Старец Пимен также является летописцем. Он усердно ведет летопись, описывая важные события из жизни страны:
«Найдет мой труд усердный, безымянный…» (Пимен о себе)
«Когда, душой в минувшем погруженный,
Он летопись свою ведет…» (Григорий о Пимене)
«А все перед лампадой
Старик сидит да пишет – и дремотой,
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.» (Григорий о Пимене)
О внешности Пимена известно следующее:
«Ни на челе высоком, ни во взорах
Нельзя прочесть его сокрытых дум;
Все тот же вид смиренный, величавый.» (Григорий о Пимене)
Пимен является кротким и смиренным старцем:
«…Пимену, старцу кроткому и смиренному…» (Игумен о Пимене)
«Все тот же вид смиренный, величавый.» (Григорий о Пимене)
Старец Пимен провел свою молодость весело и бурно. Он участвовал в военных действиях, состоял при царском дворе:
«Мне чудятся то шумные пиры,
То ратный стан, то схватки боевые,
Безумные потехи юных лет!» (Пимен о своем прошлом)
«Как весело провел свою ты младость!
Ты воевал под башнями Казани,
Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Счастлив!» (Григорий о прошлом Пимена)
Монах Пимен признает, что в жизни «многим насладился», но ощутил блаженство, только став монахом. Оказавшись в монастыре, Пимен понимает всю ничтожность мирской суеты:
«Я долго жил и многим насладился;
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь господь меня привел.»
«Тогда уж и меня
Сподобил бог уразуметь ничтожность
Мирских сует…»
За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:
«…Недаром многих лет
Свидетелем господь меня поставил
И книжному искусству вразумил…»
Старик Пимен застал времена, когда правил царь Иван Грозный:
«…здесь видел я царя,
Усталого от гневных дум и казней.
Задумчив, тих сидел меж нами Грозный…»
Пимен также был в Угличе, когда там погиб царевич Дмитрий. По словам Пимена, сообщники Бориса Годунова убили юного царевича, а в ходе следствия выдали самого Бориса как организатора этого преступления:
«Тогда я в дальний Углич
На некое был послан послушанье;
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Вдруг слышу звон, ударили в набат,
Крик, шум. Бегут на двор царицы. Я
Спешу туда ж – а там уже весь город.
Гляжу: лежит зарезанный царевич…»
«Покаялись – и назвали Бориса.» (сообщники выдали Бориса Годунова)
Живя в монастыре, старец Пимен становится наставником молодого монаха Григория Отрепьева. От Пимена тот узнает подробности смерти царевича Дмитрия (своего ровесника). Пользуясь этой информацией, авантюрист Григорий объявляет себя выжившим царевичем Дмитрием и решает свергнуть с трона царя Бориса Годунова:
«…я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному…»
Критика об образе Пимена
А. С. Пушкин:
«Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших…
Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца; что трогательное добродушие древних летописцев… украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателя; что же вышло? Люди умные обратили внимание на политические мнения Пимена и нашли их запоздалыми; другие сомневались, могут ли стихи без рифм называться стихами.» (А. С. Пушкин, «Письмо к издателю «Московского вестника»», конец 1827 — начало 1828 г.)
М. П. Погодин:
«Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила. <…> Мне показалось, что родной мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне послышался живой голос древнего русского летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков: «Да ниспошлет господь покой его душе, страдающей и бурной», — мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах.» (М. П. Погодин, «Из «Воспоминаний о Степане Петровиче Шевыреве»»)
Л. П. Прессман:
«Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, «не ведая ни жалости, ни гнева», решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.» (Л. П. Прессман, «Драматургия А. С. Пушкина», диафильм, 1982 г.)
Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии «Борис Годунов» Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.
Смотрите:
Историческая основа пьесы
Трагедию «Борис Годунов» общественность увидела в 1825 году. Основная идея произведения — взаимоотношения народа и власти — особенно волновала умы прогрессивного класса общества того времени. И эта тема была особенно актуальна для некоторых друзей автора — будущих декабристов.
Реальные события, на которых основаны действия произведения, происходят на территории Московии шестнадцатого века. На царский трон, после неудачной попытки правления государством Фёдором, восседает Борис Годунов. Но его приход к власти был окружён слухами о незаконности утверждения на троне. И основной причиной таких домыслов была преждевременная смерть несовершеннолетнего царевича Дмитрия — многие считали, что наследник престола был предательски умерщвлён по непосредственному приказу Бориса Годунова.
Пушкинисты (в том числе историк литературы Б. П. Городецкий) отмечают, что, несмотря на историческую давность происходящих событий, описание которых представлено в трагедии, она звучала своеобразным предупреждением о том, что власть, игнорирующая интересы собственного народа, обрекает себя на неминуемую гибель.
Внешний облик летописца
Монах Пимен, являясь второстепенным персонажем в трагедии «Борис Годунов», всё же играет одну из ключевых ролей для понимания сути самого произведения. Он не имеет реального исторического прообраза и считается собирательным. Но многие исследователи творчества великого русского поэта А. С. Пушкина склонны считать, что по характеристике Пимен из «Бориса Годунова» — это сравнительное подобие летописца Нестора.
Герой предстаёт зрителю в образе седого старца-отшельника. Об этом можно судить по кратким цитатам из произведения:
- «Пишет летопись много лет. Старик…»;
- «На старости я сызнова живу…».
По внешности он напоминает дьяка в строгой рясе. Его облик величав и в то же время смиренен, а на высоком челе нашли отражение одновременно черты непорочного младенчества и мудрой старости (сходство с волхвами).
По лицу героя не представляется возможным распознать настроение и прочитать его мысли. Все эмоции отца Пимена глубоко скрыты, и монах кажется зрителю абсолютно нейтральным и безразличным в своём отношении ко всему происходящему вокруг.
Жизненный опыт
Из биографии героя понятно, что к монашеству Пимен приходит уже в зрелом возрасте. У него была довольно бурная молодость, какая прошла на службе при царском дворе. Будучи воином, Пимен принимал участия во многих ратных делах, сцены каковых иногда посещают его в снах.
Он также успел познать и насладиться радостями и музыкой жизни, но настоящее блаженство испытал только после монашеского пострига, поняв суетность и мелочность жизни в миру.
Долгая жизнь Пимена была насыщена многими историческими событиями, в которых ему пришлось быть участником или свидетелем. Летописец застал правление царя Ивана Грозного и был невольным свидетелем убийства царевича Дмитрия, в котором позже обвинили Годунова. Монах не был приверженцем кровавых методов прихода к власти и искренне верил, что его записи уберегут будущие поколения от подобных ошибок.
Свой взгляд и видение исторических событий он не только записывает в летопись, но и пересказывает ученику Григорию Отрепьеву. Этим действием монах Пимен невольно из наблюдателя за событиями переходит в статус реального участника, так как Отрепьев по-своему воспользовался полученной информацией — становится Лжедмитрием.
Также Пимену пришлось повоевать:
- и под Казанью;
- и в Шуйском сражении, отражая нападение литовцев.
Анализ этих фактов даёт возможность читателю узнать и понять, кто такой Пимен в рассказе «Борис Годунов».
Основу умиротворения и высшего блаженства для героя создаёт представление о верном служении Богу и возможность размышлять о вечном мире. А своё истинное предназначение монах видит в том, чтобы создавать летописи, показывающие потомкам реальную историю русской земли.
А. С. Пушкин в пьесе «Борис Годунов» как художник создал не просто образ-миниатюру летописца, а сделал ударение на то, что это человек, который характеризуется огромным жизненным опытом и пытливым умом. Он способен переживать за судьбу своего народа и делать правильную оценку и выводы на основе исторических фактов. И несмотря на второстепенность самого персонажа в произведении, его особенности и качества по важности для понимания сути пьесы не уступают по важности перед чертами главных героев.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Пимен Летописец в трагедии Борис Годунов
Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов Пушкина
Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.
Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.
Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.
Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.
Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.
Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.
Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.
Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.
Пимен летописец
С давних пор на земле нашей были люди, которые переносили на бумагу всё, что происходило со страной, и звали их летописцами. Отличались они: кротким, простым, искренним характером. Именно так описывает Пушкин такого старца в трагедии «Борис Годунов».
Имя летописца Пимен. Он престарелый поседевший монах, давно бросивший свою былую жизнь и теперь, увлечённо работает над своей летописью. Пимен живёт и работает в московском монастыре Чудовом. Пимен пишет летопись, не только днём, но и часто ночью вовсе не отдыхая, он считает это своим долгом. В своей летописи старик старается не искажать факты и описывает события как можно правдивее.
Пушкин, скрыл характеристику Пимена в его внешности. По его лицу нельзя распознать, чего он хочет, о чём думает, и какое у него настроение. Кажется, что монах нейтрален и безразличен ко всему, не выдаёт свои эмоции. Его отношения к Борису Годунову отрицательное, монах убеждён, что восхождения Бориса на трон это деяние, свершившееся против божьей воли и народа. Несмотря на кажущее безразличие и отрешённость, Пимен сильно переживает что люди ради власти готовы на всё даже на убийство. Он считает власть без поддержки народа, обречена на провал.
Немалый отрезок своей жизни Пимен прожил в «миру», а к монахам пришёл в зрелом возрасте. В мирской жизни он не слыл ни послушником, ни богословом. Молодость свою он помнит бурной и насыщенной событиями. Монах успел послужить в царской армии, и был приближен к царскому двору. Он принимал участие в битвах, познал военную жизнь, которая часто ему сниться, не давая забыть о его былых похождениях. Пимен убеждён, что в той прошедшей жизни он познал достаточно радостей и удовольствий. Но истинное счастье познал, явившись к монахам, когда бог привёл его в свою обитель, указал новый путь и цель в жизни. Разрешил приблизиться к великому — к вере и религии.
Да Пимен прожил свою молодость бурно, он видел как правил Иван Грозный, был невольным очевидцем убийства царевича Дмитрия и обвинении Годунова в покушении на жизнь царевича. Пимен не одобрял действий Бориса Годунова и был противником того что к власти приходят через убийство и кровь. Монах искренне хочет, чтобы будущее поколение не совершало таких ошибок. Всё это он пересказывает своему ученику Григорию Отрепьеву. А тот решил это использовать в своих целях, так как по возрасту был ровесником убитого Дмитрия и объявляет себя выжившим царевичем. Получается Пимен не только записывает историю, но сам того не желая творит её.
Пимен не просто монах, у него очень большой жизненный опыт, который позволяет делать правильные выводы, а переживание за судьбу своего народа делает его одним из важных героев.
Также читают:
Картинка к сочинению Пимен Летописец в трагедии Борис Годунов
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика капитана Копейкина в поэме Мертвые души Гоголя сочинение
Споры о том, зачем Николай Васильевич Гоголь вставил в свою поэму рассказал о капитане Копейкине, идёт до сих пор. Кто-то считает, что это необходимо было для того, чтобы в других частях Мёртвых душ
- Чему учит сказ Левша?
Несмотря на то, что произведение «Левша» написано в форме простого сказа, оно имеет и «обучающую» составляющую, которая представлена в нескольких ипостасях.
- Анализ поэмы Есенина Анна Снегина
«Анна Снегина» — это автобиографическое произведение Сергея Есенина, написанное им практически накануне своей смерти, в 1925 году. В ней поэт рассказывает о своих переживаниях
- Есть ли настоящая жизнь в рассказе Чехова Ионыч?
Рассказ «Ионыч» Антон Чехов написал в 1898 году. Его герои много говорят о жизни, о том, как прожить ее достойно, но в то же время живут очень скучно и однообразно. А показал ли писатель настоящую жизнь провинциального городка?
- Сочинение Анализ рассказа Куприна Allez!
Рассказ Куприна повествует о судьбе цирковой акробатки Норы. Действие разворачивается в самом конце XIX века. Маленькая Нора живёт с бродячим цирком. С детства циркачи учат её выполнять акробатические трюки
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов
Летописец Пимен в трагедии Борис Годунов Пушкина сочинение про монаха
Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.
Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.
Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.
За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.
Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.
Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.
В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.
Вариант 2
Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».
Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.
Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.
Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.
Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.
Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.
Сочинение Образ монаха Пимена
С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».
Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.
Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
Монах летописец.
Образ и характеристика Пимена в трагедии Борис Годунов
Несколько интересных сочинений
- Образ Петербурга в русской литературе
Новая столица, окно в Европу и город трех революций – эти характеристики позволяют довольно точно понять значение Петербурга для страны, для России в литературе.
- Сочинение на тему Волшебная сила слова
Кто сказал, что слова не могут быть волшебными? Да, это сказано образно, но какую магию они творят, как помогают человеку, после этого не возможно их просто не назвать волшебными
- История создания рассказа Изумруд Куприна
Любить животных может человек высокоморальный, который обладает такими чертами характера, как доброта, забота о других, искренность и гармония. Именно такие свойства были присущи Александру Куприну
- Сочинение по картине Грабаря Февральская лазурь 5 класс описание
И. Грабарь, талантливый русский художник-пейзажист изобразил на своем полотне зимний пейзаж, поражающий воображение.
- Характеристика и образ Кабановой Кабанихи в пьесе Островского Гроза сочинение
Одной из главных героинь в произведении «Гроза» является Марфа Игнатьевна Кабанова. В народе все ее называли Кабанихой.
Старик Пимен является одним из второстепенных персонажей знаменитой трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина, написанной в 1825 году. Однако от этого он не становится менее ярким. Автор собрал этот образ “старца кроткого и смиренного” из “Истории…” Н.М. Карамзина, а также из литературы XVI в.
Этот герой — монах-летописец Чудова монастыря, мудрейший и почтеннейший старец, под началом которого состоял молодой инок — Г. Отрепьев.
Биография Борис Годунов
Борис Федорович Годунов – русский правитель, демократически избранный на царство и сменивший династию Рюриковичей после их 700-летнего пребывания на троне. В эпоху его царствования был внедрен ряд прогрессивных инноваций и реформ, укрепивших государство и самодержавную власть.
Однако с его именем связаны и трагические события: Великий голод, усиление крепостного права, Смутное время, множество кровавых расправ, включая убийство двух государей – Ивана Грозного и Федора Ивановича. Литературный гений Пушкина превратил его в преступника-детоубийцу, от которого отвернулись подданные и преследовали «мальчики кровавые в глазах». В действительности доказательств причастности царя к смерти наследника престола нет.
Детство и семья
Борис Годунов появился на свет в 1552 году в семье помещика Федора Ивановича по прозвищу Кривой, имевшего поместья под Вязьмой и родовую земельную собственность в Костроме. По одной из версий, он был потомком ордынского военачальника Чета, служившего в Москве у князя Ивана Калиты, по другой, более вероятной по мнению историков, происходил от костромского боярина Дмитрия Зерно. Мать Бориса звали Степанида Ивановна. В конце 1570-х она приняла постриг, а в 1585-м ее уже не было в живых.
В их семье был также старший сын Василий (он умер в 1571г.) и младшая сестра Бориса Ирина, будущая жена царевича Федора. Во второй половине XVI века дядя Бориса занимал достаточно высокое положение при дворе, благодаря чему Годунов уже в детские годы был вхож в царские палаты. Он стал грамотным молодым человеком, но так и не освоил Священное писание (книги, написанные Апостолами и Пророками), поэтому считался слабо образованным.
Характеристика Пимена
0
(0)
Пимен — монах Чудова монастыря в Москве, старец кроткий и смиренный. Надо полагать, что только дворянское происхождение давало ему возможность в молодости видеть «двор и роскошь Иоанна», и «пировать за царскою трапезой». Прошлая жизнь его в трагедии едва намечена, но можно предположить, что это один из тех сподвижников первой половины царствования Иоанна Грозного, когда лучшие сыны Руси своим мечем помогали царю расширять пределы родины. Григорий, знакомый, очевидно, с биографией Пимена, завидует ему:
Ты воевал под башнями Казани,
Ты видел двор и роскошь Иоанна!
Ты рать Литвы при Шуйском отражал!
Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр. Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:
Недаром многих лет
Свидетелем Господь меня поставил
И книжному искусству вразумил.
Свою летопись он оканчивает сказанием о смерти царевича Димитрия; далее совесть не позволяет ему повествовать, так как с тех пор он мало «вникал в дела мирские», а описывать только по темным слухам что-либо он не решается. По его мнению, летописец должен описывать, «не мудрствуя лукаво», только то, чему в жизни был свидетелем:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
Пророчества и знаменья небесны …
Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.
Пимен любит свою работу, потому что благодаря ей он в старости, как бы «сызнова» живет. Его волнует дальнейшая судьба летописи: хотелось бы передать ее в умелые, способные руки, которые могли бы продолжать его работу:
.. .Брат Григорий,
Ты грамотой свой разум просветил,
Тебе свой труд передаю …
Он дает Григорию наставление о том, как следует продолжать работу, полагая, что тот весь свой век проведет в монастыре. Когда Григорий жалуется Пимену на свою несчастную долю, которая с малых лет привела его в обитель, Пимен успокаивает послушника, уверяя, что людей только издали может пленять «слава, роскошь и женская лукавая любовь». В «мире» нельзя найти успокоения:
Я долго жил и многим насладился,
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
Как в монастырь Господь меня привел.
Пимен рассказывает Григорию, что даже цари, для которых, казалось бы, жизнь складывается самым лучшим образом, только в схиме надеялись найти себе покой. Царь Иоанн, припадши к стопам «святого отца», говорил игумену «и всей братье», что примет честную схиму. Царь же Феодор на престоле мечтал о тихой жизни молчальника. Его не прельщали ни власть, ни богатство; даже царские покои он превратил в келью, где тяжелое время правления государством не возмущало его святой души; подвижническая жизнь царя, по мнению Пимена, была причиной того, что в час его кончины «свершил ося невиданное чудо». Простым же смертным и подавно не следует жалеть грешный свет, где так много всякого рода искушений. Нигде нельзя с таким усердием молиться и смирять плоть постом, как в монастыре, а только этим способом можно избавиться от лукавых мыслей и тяжелых снов.
Пимен проникнут религиозным чувством, которое так соответствует его природной кротости. Он никого не осуждает, ничем не возмущается, во всем видит перст Бога. В своей незлобивой душе Пимен не осуждает царей за грехи, за темные деяния, а скорее готов умолять Спасителя: «Да ниспошлет Господь любовь и мир его душе страдающей и бурной». В бедствиях, которые случились в царствование Бориса Годунова, Пимен видит наказание Божие за то, что Собор избрал в цари цареубийцу: Прогневали мы Бога, согрешили: О страшное, невиданное горе! Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. А между тем царь в представлении Пимена — это помазанник Божий, выше которого, кроме Бога, никого нет; а раз так, то царь имеет право делать все, что ему угодно. Эту же самую мысль мы находим в переписке Иоанна Грозного с князем Курбским. Несправедливости, исходящие от владыки, следует переносить со смирением и видеть в них только испытание; поэтому-то Пимен замечает: «Кто смеет противу них? Никто». Он с истинным благоговением вспоминает Иоанна, хотя, конечно, как современник, знал все зверства царя, оставшиеся навсегда в памяти народа. Изображению Пимена Пушкин отвел в трагедии немного места, но образ летописца стоит перед читателем как живой. Рассказывают, что, когда историк Погодин услышал сцену в Чудовом монастыре из уст самого автора, он, пораженный ее жизненностью и исторической достоверностью, воскликнул: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена. Мне послышался живой голос русского древнего летописателя».
0 / 5. 0
.
Путь на вершину власти
После смерти Фёдора Ивановича Годунова в 1569 году дядя определил племянника в личную репрессивную гвардию самодержца – опричный корпус, где тот сблизился с любимцем царя, печально известным Малютой Скуратовым. В 1570 Борис с ним породнился, обвенчавшись с его дочкой Марией.
Это способствовало быстрому продвижению зятя Скуратова по службе. Он участвовал в военных походах в свите царевича Ивана, в 1571 стал дружкой царицы на свадьбе Ивана IV, в 1575 – шурином царевича Федора, в 1577 заслужил придворный чин кравчего (подающего государю еду и напитки) и уже в 28 лет (сравнительно рано) получил боярство. Когда наследником престола оказался муж его сестры Ирины (после кончины в 1581 Ивана, старшего сына государя), высокое положение Годунова укрепилось еще сильнее. Он сделался советником царя и участником всех его дел.
Борис обладал уникальным свойством крайне осторожного и осмотрительного царедворца. Он сумел обращать в свою пользу разные сложные обстоятельства, избегать ошибок, проявлять остроумие и долгое время оставаться особо приближенным самодержца, не терпевшего глупцов. Находиться рядом с ним было не только выгодно, но и очень опасно, учитывая переменчивость крутого нрава грозного государя.
Годунов в царствование Федора
В 1581 г. Грозный в припадке гнева убивает собственного сына Ивана (по другой версии – сын умер от болезни), в результате чего единственным претендентом на трон становится Федор Иванович.
В прошествии трех лет умирает и сам Иван Грозный. Интересен факт, что именно Борис Годунов находился рядом с самодержцем в последние минуты его жизни, вследствие чего исследователи его биографии предполагают, что Годунов мог способствовать скорейшей смерти царя.
После этого на престоле оказался его сын Федор, который абсолютно не умел управлять державой и нуждался в грамотном советнике. Вследствие этого был образован регентский совет, в состав которого входили Шуйский, Бельский, Юрьев, Мстиславский и Годунов.
Все прекрасно понимали, что Федор Иоаннович не в состоянии управлять огромной страной, вследствие чего между боярами началась борьба за власть.
Интересно, что все кто боролся за трон часто прибегали к силовому решению той или иной проблемы, в то время как Борис Годунов использовал хитрость и расчетливость. После череды побед над своими соперниками, ему оставалось разобраться лишь с одним претендентом на престол.
Им был царевич Дмитрий, который находился в ссылке по настоянию матери. Как оказалось, юноши не стало в 1591 г., поскольку во время одного из эпилептических приступов он наткнулся на нож. По крайней мере так гласит официальная версия смерти царевича.
Правление при Федоре Иоанновиче
После кончины Ивана IV в 1584 году его преемником стал 27-летний сын Федор. Он был человеком очень богобоязненным, лишенным стремления к высшей власти и имевшим слабое здоровье. В связи с этими обстоятельствами вокруг него сложился регентский совет, куда вошел и Борис, имевший большое влияние при дворе.
Владея в совершенстве искусством политической интриги, он вскоре победил всех соперников, мечтавших вершить судьбы державы, включая главу Боярской думы Ивана Мстиславского, племянника Скуратова Богдана Бельского, дядю царя Никиту Захарьина-Юрьева, военачальника Ивана Шуйского, и к 1587 году сосредоточил власть в своих руках.
Являясь в этот период фактически главой правительства, Годунов сделал много важного для страны. В 1589 ему удалось добиться согласия Константинополя на учреждение патриаршества на Руси. Первым главой автокефальной православной церкви стал московский митрополит Иова, верный сторонник проводимой Борисом политики, сыгравший важную роль в его оправдании от обвинений в убийстве царевича Дмитрия в 1591 году.
Советник царя стремился преодолеть разруху и крайнее разорение ряда территорий страны. В условиях бегства населения из мест, наиболее пострадавших от бедствий, он организовал перепись, прикрепляя крестьян к определенному землевладельцу, и определил срок поиска сбежавших в 5 лет. Он облегчил положение общин и одновременно обеспечил рост поступлений в казну, распространив повинность платить налоги на «белые слободы».
Русские цари. Борис Годунов Появившиеся средства позволили ему инициировать масштабное строительство. В его эпоху были выстроены оборонительные сооружения в исторической области «Дикое поле» для защиты от крымско-татарских набегов, мощная линия обороны, башни и стены Белого города вокруг Москвы. Он заботился и о безопасности судоходства на Волге, увеличив объем внешней торговли через Архангельск, поощрял освоение Сибири. Его стараниями основан отечественный форпост –Томск, возведен Смоленский кремль – каменная крепостная стена на месте старой деревянной – для защиты западных границ.
Благодаря таланту и уму отечественного «лорд-протектора» (как назвала его королева Англии Елизавета I) по мирному договору, положившему конец Русско-шведской войне 1590-1595 гг., были возвращены земли, потерянные ранее по итогам Ливонской войны.
На вершине власти
В 1598 году скончался царь Федор, не оставивший потомства. Были предложения избрать царицей его вдову Ирину, однако она отказалась венчаться на царство и объявила о намерении уйти в монахини. В результате Земский собор остановился на кандидатуре Годунова, уже давно успешно правившего страной от имени прежнего самодержца.
На троне он продолжил свою достаточно мудрую политику на благо государства, внедрил много прогрессивных начинаний. В частности – заключил двадцатилетнее перемирие с Речью Посполитой, основал первые в истории государства богадельни, приветствовал книгопечатание, стал звать на русскую службу заморских купцов, врачей, промышленников, прочих специалистов и впервые практиковать отправку одаренных молодых людей на обучение в Европу. Новый самодержец даже пытался создать свой университет, но воплощению в жизнь этого проекта помешало духовенство, опасавшееся ереси.
После неурожайных 1601-1603 гг. в стране начался страшный голод, вызвавший бунты, разбои, воровство. Ситуацию не спасла организованная властью помощь голодающим, раздача хлеба. Природа будто противилась царствованию Бориса, пошла молва о том, что царь не угоден богу. Волнения, переросшие в крупное восстание Хлопка, правительству удалось подавить.
Однако возникла новая проблема – слухи о том, что царевич Дмитрий жив. За волшебным образом спасшегося сына (от седьмого брака) Ивана Грозного выдавал себя самозванец, бывший холоп двоюродного брата Годунова Григорий Отрепьев. При поддержке короля Польши Сигизмунда в 1604 году во главе 3-тысячного войска он двинулся на Москву, почти не встречая сопротивления на пути. В начале 1605 года силы Лжедмитрия были разбиты правительственными войсками и отступили в Путивль, крепость на юго-западных рубежах государства.
Лжедмитрий
Борис Годунов прекрасно понимал, что на стороне Лжедмитрия находится очень много людей. Позже выяснится, что за сына Ивана Грозного выдавал себя монах-расстрига Григорий Отрепьев.
Самозванцу удалось заставить русский народ поверить в то, что именно он является царевичем Дмитрием.
В скором времени помимо крестьян на сторону Лжедмитрия перешло немало солдат из царской армии. Тем не менее, Григорию-Дмитрию не удалось свергнуть Годунова, вследствие чего он был вынужден бежать в Путивиль.
Личная жизнь Бориса Годунова: женщины, дети
Женился царь в 18 лет на дочери Малюты Скуратова, главного опричника Ивана Грозного, Марии. По словам современников, она была очень честолюбивой и жестокой женщиной, имевшей «сердце Семирамиды» и мечтавшей достичь высшей власти. В некоторых летописях зафиксировано, что именно она отравила царя Федора I.
Старший сын пары умер в младенчестве. В 1582 году после долгого лечения супруги у них появилась дочь Ксения и через 7 лет – сын Федор. Современники отзывались о нем как о прекрасно образованном и талантливом юноше.
Смерть
Уже в 1599 году здоровье царя пошатнулось. Он редко появлялся на людях, стал подозрительным и чрезмерно набожным. Ходили даже слухи, что первенца он потерял из-за того, что велел его зимой каждый день возить в храм Василия Блаженного и поить святой водой.
Реформы Годунова
Благодаря высокому уму и осторожности, Борис Годунов на протяжении 13 лет фактически правил Россией, прикрываясь именем Федора Иоанновича.
Интересно, что к тому времени женой нового царя стала сестра Годунова – Ирина. За это время на Руси начали активно отстраиваться многие города. Параллельно с этим возводились оборонительные сооружения и храмы.
Благодаря Борису Годунову в 1595 г. был заключен договор со шведами об окончании войны. В результате к Руси присоединилось несколько городов.
В 1596 г. Годунов приказал построить Смоленскую крепостную стену для защиты от поляков. Многие потенциальные противники Руси соглашались с тем, что Москва превратилась в огромную крепость, взять которую приступом было практически невозможно.
Стоит отметить, что Борис Годунов учредил Патриаршество, что позволило православной церкви получить независимость от Византийской патриархии.
Кроме этого он освободил от земельных налогов тех помещиков, которые самостоятельно трудились на своей земле, не прибегая к помощи наемных работников.
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- Пимен Летописец в трагедии Борис Годунов
Пимен не был настоящим историческим лицом, Пушкин не нашел для него и прототипа среди летописцев. Автор собрал его образ по маленьким частицам из характеров разных монахов-летописцев, проживающих на территории древней Руси. Именно таким, каким создал его Александр Сергеевич, видятся летописцы большинству людей, он пишет, что у него есть некая простота и неизъяснимая прелесть.
Одним из самых ценных качеств, которое есть у человека с подобным родом занятий, есть особое отношение к любимому делу, он исполняет свои обязанности, как высокий гражданский долг. Он уверен, что за каждое слово, написанное на бумаге, рано или поздно он понесет ответственность.
Сам Пимен привык правдиво передавать происходящие с его народом события, он не приукрашивает события, но показывает их такими, какие они есть. Такой же завет он передает Григорию, который будет продолжать его деятельность.
Он готов рассказывать не только о прекрасных делах и поступках русского народа, но и о грехах, настоящих преступлениях, которые происходят регулярно.
Несмотря на то, что подобных летописцев на Руси было мало, единицы. Они были неугодны правительству, которое привыкло к похвале и чести за любые свои поступки, даже мелочные.
Пимен, несмотря на то, что является простым собирательным образом и никогда не существовал в реальной жизни, является идеалом для людей, занимающихся его профессией. Автор достаточно реалистично описывает нюансы быта и жизни, что предает произведению особый шарм.
Стилистика повествования позволяет переместиться в древнюю Русь, где каждый старался выжить как может. Пимен же старается идти против существующей действительности, он описывает ее такой, какая она есть на самом деле, не приукрашивая существующие факты, он передает все так, чтобы читатель понимал, что необходимо иметь достаточно сильный характер, чтобы противостоять окружающей действительности и правителям, не желающим передавать предкам правду.
Пушкин создает Пимена сильной личностью, способной бороться за правду и справедливость до последнего момента, даже в наставление следующему поколению он передает свои заповеди и велит их соблюдать.
Вариант 2
Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».
Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.
Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.
Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.
Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.
Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.
Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах
Пимен и Григорий. Иллюстрация Б. Зворыкина
Старик Пимен является одним из ярких второстепенных персонажей знаменитой трагедии “Борис Годунов” А. С. Пушкина.
В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.
Смотрите:
Образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание в цитатах
“Найдет мой труд усердный, безымянный. ” (Пимен о себе)
Он летопись свою ведет. ” (Григорий о Пимене)
Знать, во всю ночь он не смыкал очей.”
(Григорий о Пимене)
Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)
“. Пимену, старцу кроткому и смиренному. ” (Игумен о Пимене)
“Все тот же вид смиренный, величавый.” (Григорий о Пимене)
Безумные потехи юных лет!” (Пимен о своем прошлом)
Но с той поры лишь ведаю блаженство,
За свою жизнь Пимен был свидетелем множества событий:
Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
Спешу туда ж – а там уже весь город.
“Покаялись – и назвали Бориса.” (сообщники выдали Бориса Годунова)
“. я, видя, что он еще млад и неразумен, отдал его под начал отцу Пимену, старцу кроткому и смиренному. “
Критика об образе Пимена
“Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, можно сказать набожное, к власти царя, данной им богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия — дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших.
Мне казалось, что сей характер всё вместе нов и знаком для русского сердца; что трогательное добродушие древних летописцев. украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателя; что же вышло? Люди умные обратили внимание на политические мнения Пимена и нашли их запоздалыми; другие сомневались, могут ли стихи без рифм называться стихами.” (А. С. Пушкин, “Письмо к издателю «Московского вестника»”, конец 1827 — начало 1828 г.)
“Сцена летописателя с Григорием просто всех ошеломила. Мне показалось, что родной мой и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена: мне послышался живой голос древнего русского летописателя. А когда Пушкин дошел до рассказа Пимена о посещении Кириллова монастыря Иоанном Грозным, о молитве иноков: «Да ниспошлет господь покой его душе, страдающей и бурной», — мы все просто как будто обеспамятели. Кого бросало в жар, кого в озноб. Волосы поднимались дыбом. Не стало сил воздерживаться. Один вдруг вскочит с места, другой вскрикнет. У кого на глазах слезы, у кого улыбка на губах.”
(М. П. Погодин, “Из «Воспоминаний о Степане Петровиче Шевыреве»”)
“Пушкинский Пимен отнюдь не бесстрастен и равнодушен. Слова Григория о том, что летописец добру и злу внимает равнодушно, “не ведая ни жалости, ни гнева”, решительно опровергаются рассказом-монологом Пимена.”
(Л. П. Прессман, “Драматургия А. С. Пушкина”, диафильм, 1982 г.)
Таков цитатный образ и характеристика Пимена в трагедии “Борис Годунов” Пушкина: описание персонажа в цитатах, а также критика об образе Пимена.
Сочинение Образ монаха Пимена
С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».
Летописца нашего зовут Пимен. Пимен — старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.
Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.
Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому — к вере и религии.
Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.
Монах летописец.
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Петра 1 в поэме Полтава↑ ПушкинОбраз Москвы в романе Евгений Онегин →
Царские палаты
Два стольника.
Первый
Где государь?
Второй
В своей опочивальне Он заперся с каким-то колдуном.
Первый
Так, вот его любимая беседа: Кудесники, гадатели, колдуньи.- Всe ворожит, что красная невеста. Желал бы знать, о чем гадает он?
Второй
Вот он идет. Угодно ли спросить?
Первый
Как он угрюм!
Уходят.
Царь (входит)
Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе. Не так ли Мы смолоду влюбляемся и алчем Утех любви, но только утолим Сердечный глад мгновенным обладаньем, Уж, охладев, скучаем и томимся?.. Напрасно мне кудесники сулят Дни долгие, дни власти безмятежной — Ни власть, ни жизнь меня не веселят; Предчувствую небесный гром и горе. Мне счастья нет. Я думал свой народ В довольствии, во славе успокоить, Щедротами любовь его снискать — Но отложил пустое попеченье: Живая власть для черни ненавистна, Они любить умеют только мертвых. Безумны мы, когда народный плеск Иль ярый вопль тревожит сердце наше! Бог насылал на землю нашу глад, Народ завыл, в мученьях погибая; Я отворил им житницы, я злато Рассыпал им, я им сыскал работы — Они ж меня, беснуясь, проклинали! Пожарный огнь их домы истребил, Я выстроил им новые жилища. Они ж меня пожаром упрекали! Вот черни суд: ищи ж ее любви. В семье моей я мнил найти отраду, Я дочь мою мнил осчастливить браком — Как буря, смерть уносит жениха… И тут молва лукаво нарекает Виновником дочернего вдовства Меня, меня, несчастного отца!.. Кто ни умрет, я всех убийца тайный: Я ускорил Феодора кончину, Я отравил свою сестру царицу, Монахиню смиренную… все я! Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто… едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над темной клеветою. — Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда — беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальется сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрек, И всe тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах… И рад бежать, да некуда… ужасно! Да, жалок тот, в ком совесть нечиста.
«Борис Годунов» главные герои
Находясь в ссылке, А. С. Пушкин тщательно изучал «Историю государства Российского» Карамзина, что и подвигло его на создание исторического произведения «Борис Годунов». В этой трагической драме дано описание царствования Бориса Годунова, и приходу к власти Лжедмитрия. По мнению советского литературоведа и пушкиниста Сергея Михайловича Бонди, главный герой «Бориса Годунова» – народ. Пушкин достоверно передал исторические события, где большую роль играют народные массы, их влияние на деспотическое правление властей.
Характеристика героев «Борис Годунов»
Главные герои
Царь Борис Годунов
В «Борисе Годунове» герой, царь всея Руси, мудрейший правитель и опытный политик, но человек, так и не сумевший заслужить признательность и доверие своего народа. Властный и сильный человек, он стремился к упорядочиванию жизни и благосостоянию своих подданных, но народные массы не смогли найти оправдания убийства царевича и политику крепостного режима, что, фактически, и было причиной его трагедии. Из рассказа Пушкина Афанасия Михайловича следует, что царь Борис Годунов является причиной всех несчастий, выпавших на долю русского народа.
Григорий Отрепьев
Бывший монах из Чудова монастыря, молодой человек 20 лет, по натуре авантюрист. Под влиянием разговоров со своим наставником Пименом, решил провозгласить себя царем Дмитрием, убиенным Годуновым. Отрепьеву надоела монашеская жизнь, и захотелось царского величия. Молодой авантюрист, обладающий даром убеждения, он сумел привлечь на свою сторону Польско-Литовское государство, собрал войско, и пошел отвоевывать власть у Бориса Годунова. Сумел достичь своей цели, и пробыл на царском троне около года, пока не погиб в результате политического заговора.
Второстепенные персонажи
Пимен
Летописец Чудова монастыря, старец, который был свидетелем убийства. Его упоминание об одинаковом возрасте убитого царевича и Гришки Отрепьева, спровоцировало последнего на авантюру по захвату царской власти. Проповедует, что царская власть дается по Божьему велению, а народ должен раскаиваться за прегрешения власть имущих.
Марина Мнишек
Приходится дочерью польскому воеводе, чрезмерно честолюбивая и сластолюбивая женщина, она желает царствовать и властвовать, ради этого готова идти по головам и делить постель с любым, кто может ей в этом помочь. Политические вопросы для нее не имеют никакого интереса, ей движет одна-единственная цель – единоличная власть.
Шуйский
Князь Шуйский имеет неординарное мышление, это далеко смотрящий человек, прекрасно разбирающийся в человеческой психологии. Умный и прозорливый, очень изворотливый и предприимчивый человек. Является свидетелем и участником чуть ли не всех заговоров. Его тонкий и незаурядный ум, делает ему честь как отличному политику.
Юродивый Николка Железный Колпак
Во все времена, юродивые на Руси считались людьми, отмеченными печатью Бога, обладающими даром предвидения. К словам юродивых прислушивались, и побаивались их. Юродивый мог высказать всю нелицеприятную правду любому, несмотря на сословие, мало боясь наказания. Юродивый в «Борисе Годунове», Николка Железный Колпак, принародно объявляет царя Бориса в убийстве царевича. Для Бориса, услышавшего прилюдное обвинение, это становится сокрушительным ударом.
Думный дьяк Андрей Яковлевич Щелканов
Имел огромное влияние на Бориса Годунова, все важные государственные дела находились под его неусыпным вниманием и руководством. Играл значительную роль в политических делах не только России, но и за ее пределами. Характеризуется, как умный и прозорливый человек, обладающий дипломатическим чутьем и великолепным красноречием. Практическая хватка Щелканова позволила ему достичь небывалых высот в иерархии политических государственных деятелей.
Федор Годунов
Царевич Федор, сын Бориса Годунова, вступил на престол после смерти своего отца, но царствовать ему пришлось недолго, вместе с матерью он принял смерть от рук приспешников Лжедмитрия.
Это краткая характеристика некоторых персонажей из трагедии Пушкина «Борис Годунов», для читательского дневника.
ПИМЕН — центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825), монах-летописец Чудова монастыря, «старец кроткий и смиренный», под началом которого состоит молодой инок Григорий Отрепьев, будущий Самозванец. Материал для этого образа (как и для других) Пушкин почерпнул из «Истории…» Н.М.Карамзина, а также из эпистолярной и житийной литературы XVI в. (Например, рассказ П. о кончине Федора Иоанновича основан на сочинении патриарха Иова.) Пушкин писал, что характер П. не есть его изобретение: «В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях». К этим чертам поэт отнес умилительную кротость, простодушие, нечто младенческое и вместе мудрое, усердие, набожность в отношении к власти царя, данной от Бога.
П.- герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов — важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник — Борис Годунов. Но Шуйский — свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.- единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись — и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». («Комедия о настоящей беде государства московского…» — одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее <…> спокойно и безмолвно», «его спокойный вид», «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание — «он был бы твой ровесник», — провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел.
В опере М.П. Мусоргского «Борис Годунов» (1868-1872) роль П. была расширена. Ему композитор (и автор либретто) передал рассказ Патриарха (пятнадцатая картина трагедии — «Царская дума») о чудесном прозрении слепого пастуха перед гробом царевича Димитрия. В опере этот рассказ следует после сцены с Юродивым (в трагедии — перед ней) и становится последним ударом судьбы, карающей детоубийцу.
Самые знаменитые исполнители роли П.- И.В.Самарин (Малый театр, 1880), В.И.Качалов (МХТ, 1907); в опере — В.Р.Петров (1905) иМ.Д.Михайлов(1936).
С.В.Стахорский
Литературные герои. — Академик.
2009.
Старик Пимен является одним из второстепенных персонажей знаменитой трагедии «Борис Годунов» А. С. Пушкина, написанной в 1825 году. Однако от этого он не становится менее ярким. Автор собрал этот образ “старца кроткого и смиренного” из “Истории…” Н.М. Карамзина, а также из литературы XVI в.
Этот герой — монах-летописец Чудова монастыря, мудрейший и почтеннейший старец, под началом которого состоял молодой инок — Г. Отрепьев.
Характеристика персонажа
(Народный артист РСФСР Александр Иосифович Батурин в роли Пимена из оперы Борис Годунов)
Характер старца Пимена, как признался сам автор, не является его собственным изобретением. В нем автор объединил характерные черты своих любимых героев из древнерусских летописей. Поэтому его герой обладает кротостью, простодушием, усердием, набожностью в отношении к царской власти (считалось, что она дана от Бога), мудростью. И хотя характеристике старца автор отвел совсем немного места, можно заметить, как трепетно он относится к своему герою. Пимен — не простой монах-воин, который проникнут глубокими религиозными чувствами. Он имеет прекрасное образование, интеллигентен. В каждом событии старец видит Божий перст, потому ничьи поступки никогда не осуждает. Также герой обладает некоторым поэтическим даром, что связывает его с самим автором, — он пишет летопись.
Образ в произведении
Герою одной из сцен трагедии, старику Пимену, досталась, казалось бы, незначительная роль. Но этот персонаж выполняет важную функцию в развитии сюжетных линий, в сцеплениях основополагающих образов и идей. В I картине, из рассказа Шуйского становится известно о цареубийстве, которое совершено в Угличе, виновником чего называют Бориса Годунова. Однако сам Шуйский является косвенным свидетелем, заставшим “свежие следы” на месте преступления. Старик Пимен же фактически является единственным реальным очевидцем среди остальных персонажей, который лично видел зарезанного царевича Димитрия.
Факт гибели царевича для Шуйского тривиален, как любое другое убийство, связанное с политикой, ведь в то время таковым не было числа. Оценка же Пимена имеет совершенно иной тон. Старик убежден, что грех убийцы ложится на всех, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли».
(В.Р. Петров, опера «Борис Годунов», фотограф и художник К.А, Фишер)
В словах мудрого старца далеко не обычная нравственная оценка. Пимен действительно считает, что ответственность за преступление одного человека ложится на них всех.
Пимен еще даже не знает о последствиях, которое принесет это событие, однако монах обладает уникальной способностью — предчувствовать беду, что делает его смиренным и милосердным. Своих потомков он призывает быть смиренными. Именно здесь проявляется симметрично противоположное отличие от “суда” Юродивого, который отказал Годунову в молитве.
Григорию Отрепьеву Пимен пытается объяснить, что даже для таких людей, как цари, для которых жизнь на земле складывается, казалось бы, наилучшим образом, не могут найти свой покой, и обретают его только в схиме. Рассказ о Димитрии, в особенности, упоминание о том, что он был ровесником Григория, провоцируют мысль, определяющую дальнейшее развитие событий. Пимен производит Григория в самозванцы, причем не имея на это намерений. В результате этой основополагающей перипетии, затягивается в свой драматургический узел завязка произведения.