Кто такой праведник в рассказе очарованный странник

Н. С. Лесков вырос в народе. О себе писатель говорил следующее: «Я знаю русского человека в самую его глубь…Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе на гостомельском выгоне с казанком в руке, я спал с ним на расшитой траве ночного выгона под тёплым овчинным тулупом». Очевидно, именно поэтому у читателя возникает ощущение, как будто автор сам пережил события своего произведения. Ключевыми проблемами произведения являются нравственные проблемы: чести и бесчестия, совести и продажности, а также философские: проблема веры и безверия, греховности, праведничества.

Центральное место в повести занимает вопрос: «Кто же такой Иван Северьяныч — безбожный грешник или же праведник?». Однозначно ответить на него, на мой взгляд, просто невозможно. И вот яркие тому доказательства. Иван Северьяныч за свою жизнь совершил немало поступков, которые расходятся не только с нормами общепринятой морали, но и с христианскими заповедями. Например, по его вине погибает монах, в борьбе за кобылу он до смерти забивает плёткой татарского князя, более того — сталкивает с обрыва свою любимую Грушеньку. Даже сам герой зачисляет себя в «большие грешники». Однако, Очарованный странник был заложником этих трагедий. Во всех своих поступках он руководствовался только совестью; люди уходили, а он оставался и нёс этот страшный груз по жизни, постоянно ощущая свою вину. Православное начало, на мой взгляд,

всё — таки есть в образе Флягина, который предназначен своему крестному пути.

Мне кажется, что Николаю Семёновичу глубоко симпатичен Иван Флягин. Это можно понять по тому, как он описывает его: «Он был богатырь, и притом типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью Муромца». Писатель не просто наблюдает за перипетиями судьбы главного героя, но и сопереживает и сочувствует ему. На примере Ивана Северьяныча Лесков воспевает красоту души простого человека, его стремление к правде и справедливости, гуманность и любовь к

Для меня Иван Северьяныч не является ни грешником, ни праведником. Он самый что ни на есть простодушный и бескорыстный русский человек. «Ты, братец, барабан. Били тебя, били, да всё никак не добьют» — так отзывается о Флягине один из героев повести. Истинными достоинствами очарованного странника являются смирение, честность, любовь к Родине и, прежде всего, совесть. Иван Северьянович Флягин некоторыми чертами походит на Христа. Подобно ему он принимает чужие грехи на свою душу, проходит через суровые испытания, сохраняя чистоту и искренность чувств, и при этом не таит в сердце злобу на весь человеческий род. Можно ли в наше время найти прототипов Ивана Флягина? Думаю, что да. Конечно, их не так уж и много, но всё же они есть. Высший закон, на который они опираются во всех своих начинаниях, — совесть.

Можно очень долго размышлять над вопросом, поставленным в начале произведения, каждый раз приводя всё новые и новые аргументы, но так и не найти ответа. Быть может, жизнь сама расставит нужные приоритеты…

Анна Андреевна. Так вы и пишете? Как это должно быть приятно сочинителю! Вы, верно, и в журналы помещаете?Хлестаков. Да, и в журналы помещаю. Моих, впрочем, много есть сочинений: «Женитьба Фигаро», «Роберт-Дьявол», «Норма». Уж и названий даже не помню. И все случаем: я не хотел писать, но театральная дирекция говорит: «Пожалуйста, братец, напиши что-нибудь». Думаю себе: «Пожалуй, изволь братец!» И тут же в один вечер, кажется, все написал, всех изумил. У меня легкость необыкновенная в мыслях. Все это, что было под именем барона Брамбеуса, «Фрегат Надежды» и «Московский телеграф»… все это я написал.Анна Андреевна. Скажите, так это вы были Брамбеус?Хлестаков. Как же, я им всем поправляю статьи. Мне Смирдин дает за это сорок тысяч.Анна Андреевна. Так, верно, и «Юрий Милославский» ваше сочинение?Хлестаков. Да, это мое сочинение.Марья Антоновна. Ах, маменька, там написано, что это господина Загоскина сочинение.Анна Андреевна. Ну вот: я и знала, что даже здесь будешь спорить.Хлестаков. Ах да, это правда, это точно Загоскина; а вот есть другой «Юрий Милославский», так тот уж мой.Анна Андреевна. Ну, это, верно, я ваш читала. Как хорошо написано!Хлестаков. Я, признаюсь, литературой существую. У меня дом первый в Петербурге. Так уж и известен: дом Ивана Александровича.(Обращаясь ко всем.) Сделайте милость, господа, если будете в Петербурге, прошу, прошу ко мне. Я ведь тоже балы даю.Анна Андреевна. Я думаю, с каким там вкусом и великолепием дают балы!Хлестаков. Просто не говорите. На столе, например, арбуз — в семьсот рублей арбуз. Суп в кастрюльке прямо на пароходе приехал из Парижа; откроют крышку — пар, которому подобного нельзя отыскать в природе. Я всякий день на балах. Там у нас и вист свой составился: министр иностранных дел, французский посланник, английский, немецкий посланник и я. И уж так уморишься, играя, что просто ни на что не похоже. Как взбежишь по лестнице к себе на четвертый этаж — скажешь только кухарке: «На, Маврушка, шинель…» Что ж я вру — я и позабыл, что живу в бельэтаже. У меня одна лестница сто»ит… А любопытно взглянуть ко мне в переднюю, когда я еще не проснулся: графы и князья толкутся и жужжат там, как шмели, только и слышно: ж… ж… ж… Иной раз и министр… Городничий и прочие с робостью встают со своих стульев. Мне даже на пакетах пишут: «ваше превосходительство». Один раз я даже управлял департаментом. И странно: директор уехал, — куда уехал, неизвестно. Ну, натурально, пошли толки: как, что, кому занять место? Многие из генералов находились охотники и брались, но подойдут, бывало, — нет, мудрено. Кажется, и легко на вид, а рассмотришь — просто черт возьми! После видят, нечего делать, — ко мне. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! Каково положение? — я спрашиваю. «Иван Александрович ступайте департаментом управлять!» Я, признаюсь, немного смутился, вышел в халате: хотел отказаться, но думаю: дойдет до государя, ну да и послужной список тоже… «Извольте, господа, я принимаю должность, я принимаю, говорю, так и быть, говорю, я принимаю, только уж у меня: ни, ни, ни!.. Уж у меня ухо востро! уж я…» И точно: бывало, как прохожу через департамент, — просто землетрясенье, все дрожит и трясется как лист. Городничий и прочие трясутся от страха. Хлестаков горячится еще сильнее. О! я шутить не люблю. Я им всем задал острастку. Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле? Я такой! я не посмотрю ни на кого… я говорю всем: «Я сам себя знаю, сам.» Я везде, везде. Во дворец всякий день езжу. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш…

В приведённой выше сцене Хлестаков самозабвенно лжёт. Почему он это делает?

Характеристика Ивана Флягина в повести “Очарованный странник” – основа понимания всего произведения. В главном герое сочетаются разнообразные черты: физическая и духовная сила, разум, наивность и праведность. Он добр, простодушен, необычайно силён и смел. Повествование о жизни Ивана Северьяновича напоминает нечто среднее между приключенческим романом и жанром жития православных святых.

Детство, воспитание, семья

Главный герой родился в семье крепостного Северьяна, который работал конюхом и был отличным знатоком лошадей. Мать Ивана умерла при родах из-за того, что ребёнок родился с очень большой головой. Среди дворовых ему дали прозвище Голован.

Мальчик рос, обучаясь ремеслу у своего отца, он достиг особых высот во всём, что касалось лошадей. Познания, полученные от отца в купе с природным даром чувствовать всё живое, понимать животных, делают Ивана лучшим из лучших в своём роде.

Популярные сочинения

  • Сочинение Семейная мысль в романе Война и мир Льва Толстого
    Лев Николаевич Толстой очень детально раскрывает семейную мысль в своём романе. Писатель даёт понять, что общество состоит из маленьких семей, которые составляют великий народ
  • Сочинение Генерал Аносов в повести Гранатовый браслет (Образ и характеристика)
    Герой является генералом средних лет, высокого роста, внешне приятен. Он является другом семьи Тугановых а также крестным их княгинь. Одежда у него старомодная, на голове носил фуражку
  • Сочинение Моя семья в годы Великой Отечественной войны
    Великая Отечественная война – страшное испытание, выпавшее на плечи народа. Война затронула каждую семью, каждого человека, и моя семья – не исключение.

Судьба и поиск себя

Жизнь Ивана Флягина — калейдоскоп удивительных событий: трагических, мистических, счастливых. Его любит удача, некто свыше бережёт и предостерегает Ивана от бед и несчастий. Во время службы на Кавказе он имеет репутацию «неубиваемого»: пули обходят нашего героя мимо. Иван выполняет самые опасные задания, спасает жизни многих людей. За свои заслуги он получает офицерское звание и высокую награду.

За свою жизнь Иван Северьянович сменил множество профессий: ему довелось быть нянькой, конюхом, военным, монахом. 10 лет он провёл в плену у татар, они не отпускали Ивана из-за его таланта разбираться в лошадях. Там, он завёл семью, детей, но родина страстно манила героя. Тоска по родной земле, ежедневные молитвы, надежда на возвращение — всё это приблизило чудо. Однажды к татарам пришли иностранцы с фейерверками, зрелище настолько испугало местных, что Ивану удалось обмануть их и бежать.

Жизнь не жалела Ивана, он не встретил любимую женщину, не завёл семью. Цыганка Груша — женщина, которую он любил, предпочла смерть от его руки, чем жизнь без того, кто её бросил.

Сочинение на тему: Праведен или грешен Иван Флягин?

«Очарованный странник» вошел в задуманный уже после его создания цикл о праведниках, создававшийся Лесковым в восьмидесятых годах прошлого века. Идея этого цикла родилась в ходе спора с Писемским, который в своих письмах к автору утверждал, что ни в своей, ни в его душе «не может найти ничего, кроме низости и мерзости». В ответ на это Лесков вознамерился найти и описать несколько истинно праведных образов русских людей. «Неужели, — писал он, — все то доброе и хорошее, что было подмечено другими писателями, одни выдумки и вздор?» В русской действительности Лесков нашел множество разнообразных образов праведников: это и Несмертельный Голован, и Левша, и солдат Постников из «Человека на часах», и многие другие. Разнообразны характеры этих героев, разнообразны условия, в которые ставит их автор, но есть одна черта, которая всех их объединяет: их праведность и самоотвержение — не плоды многолетних философствований о праведной жизни, а неотъемлемая, прирожденная часть их душ. И потому эти качества настолько плотно срослись с их естеством, что ни жизненные трудности, ни внутренние противоречия не способны их заглушить. Все это верно и для очерка «Очарованный странник». Но главного героя этого произведения, Ивана Северьяновича Флягина, в отличие, например, от Несмертельного Голована, сложно оценить однозначно: насколько сильно природная праведность влияла на его поступки, был ли праведным сам образ его жизни, весь его жизненный путь? Многие произведения Лескова имеют второе название, помогающее читателю правильно настроиться на восприятие главной мысли автора. Так, и «Очарованный странник» имеет второе название — «Черноземный Телемах», указывающее на родство этого произведения с «Одиссеей» Гомера. Подобно тому, как царь Итаки в ходе своих скитаний все глубже проникался любовью к своей отчизне, герой «Очарованного странника» в своих странствиях постоянно развивает лучшие стороны своего характера, приобретает несравненный по своему богатству жизненный опыт, Становясь тем самым «бывалым человеком». Но в то же время герою удается сохранить изначальное бескорыстие, простодушие, которые столь заметно проявляются в его монастырской жизни. Именно с точки зрения этого постепенного развития лучших душевных черт мы и будем рассматривать путь Ивана Флягина. На формирование читательского отношения к герою большое влияние оказывает весь ход жизни Ивана Флягина, очень точно отраженный в названии произведения: он — «очарованный странник», он идет навстречу своей, уже предопределенной судьбе, и все жизненные испытания, как и их исход, тоже предопределены не столько роком, сколько складом характера главного героя: в большинстве случаев он просто не может поступить иначе. Нетрудно заметить, что на всем протяжении сюжета решающее влияние на жизнь героя оказывает фактор предопределенности: исход его жизненного пути предсказан. Он — «обещанный» сын и так или иначе — сразу (добровольно) или по прошествии многих трудных лет и испытаний — должен посвятить свою жизнь Богу, уйти в монастырь. И Флягин принимает приговор-вызов, переданный ему через душу нечаянно убитого им монаха. На слова о том, что ему предстоит перенести множество опасных испытаний, умирать много раз и не погибнуть, он отвечает: «Чудесно, согласен и ожидаю». То есть герой не пытается становиться в горделивую позу и сопротивляться судьбе, но полностью отдает себя ее воле и внутренне ожидает исполнения предначертанного, хотя это и объясняется его незрелостью. Поэтому в итоге его уход в монахи — не трагическое ломание шпаги об колено (мол, наконец-то я покоряюсь),^каковым бы оно могло быть, например, после возвращения из татарского плена или после смерти Груши, а естественный, плавный переход. На недоуменные вопросы слушателей он отвечает, что от обыденной и тяжелой жизни с ее мелкими проблемами после всего перенесенного «…деться было некуда». И, действительно, жизнь после всех приключений словно отправила Флягина в отставку: со своим новым статусом (дворянским званием) он просто не может найти себе место в старой, привычной действительности, а новая — не для него.. Уход в монастырь не вызывает у Ивана Флягина никакого внутреннего протеста, скорее, наоборот, в монастыре он находит долгожданное успокоение и счастье, обретает себя. Монашеская жизнь для него естественна, органична и необходима. Он всецело приемлет ее такой, какая она есть. Даже жизнь в погребе не тяготит его. Эта «последняя пристань», по его убеждению, для него предназначена. На вопрос о том, почему он не принимает старший постриг, он отвечает: «…Зачем?.. Я своим послушанием очень доволен и живу в спокойствии». И в этой естественной для него обстановке (а не в испытаниях) проявляется как слабая сторона его простота и доверчивость (забавные приключения со свечами в храме и с коровой, которую Флягин принял за беса). Может ли быть неправедным человек, столь глубоко приемлющий монашеский образ жизни? Все праведные и положительные поступки Иван Флягин совершает как бы неосознанно, будь то защита голубят, спасение жизни барина, возвращение ребенка матери, его военный подвиг. Решения, которые он принимает, связаны не с разумом, а с порывами души, что еще раз подчеркивает его «врожденную праведность». Самоотвержение особенно ярко проявляется в нем, когда он помогает старикам сохранить сына, отправляясь вместо него в рекруты, и когда под градом пуль переплывает реку, чтобы наладить переправу. И все же есть в биографии Ивана Флягина несколько событий, способных, на первый взгляд, заглушить своей греховностью природную праведность героя. Оговоримся, что понятия «праведность» и «греховность» изначально принадлежат религии, а потому они, хотя и справедливы, носят несколько абстрактный характер: достаточно сложно определить роль объективных жизненных обстоятельств в том или ином решении или поступке героя, поэтому суждения о них не могут быть. Так, с юридической точки зрения, Иван Северьянович совершил три убийства, но насколько велика его вина — вот в чем вопрос. Да, по юношеской бездумности и бесшабашности он лишил жизни ни в чем не повинного перед ним монаха, но смерть этого монаха была чистой игрой случая: сколько спин отведало уже нагайки Ивана безо всяких последствий. Вторая смерть — смерть батыра, которого Флягин засек во время поединка из-за кобылы, также от него не зависела. Смерть настигла батыра в честном поединке и не по воле Ивана Флягина, а только из-за упрямства татарского князя (даже справедливые, но жестокие татарские законы подтвердили невиновность Ивана). Здесь, пожалуй, самым страшным грехом было то, что он до поры до времени о них не вспоминал. Но два этих поступка были совершены Иваном Флягиным по неопытности, по недостаточной моральной зрелости. Другое дело — убийство Груши. Здесь героя может оправдать только то, что он сделал это в беспамятстве (то ли все это привиделось ему, то ли было на самом деле), хотя и тут у него не было иного выбора: во-первых, он дал клятву, страшную клятву, а во-вторых, он не мог позволить Груше погубить душу убийством, не мог просто отстраниться, а сдержать, отговорить горячую цыганку он бы не сумел. Отношение Ивана Северьяныча к своим грехам меняется на протяжении его жизни: до смерти Груши, всколыхнувшей его внутренний мир, он о них почти^не вспоминал, после ее смерти — он мучается ужасно, осознает безнадежность своего положения и говорит, что он «большой грешник»: «Я на своем веку много неповинных душ погубил». И, наконец, в монастыре его буйный дух смиряется, и он, хотя и вспоминает о своих грехах, но уже со спокойной душой, так как смотрит на свой пройденный путь уже с достигнутой вершины, на которую поднимался всю жизнь. Итак, мы видим, что Иван Северьянович Флягин, хотя и совершил в своей жизни достаточно много прегрешений, но сделал это не по собственной воле, раскаялся и искупил их благочестивыми поступками. Поэтому Ивана Флягина можно назвать праведником.

Образ и характеристика Ивана Флягина в повести «Очарованный странник»

В произведении образ главного героя при внешней незатейливости и простоте неоднозначен и сложен. Автор, изучая глубинные слои русской души, ищет святость в поступках грешника, показывает нетерпеливого правдолюбца, который совершает немало ошибок, но, страдая и осмысливая содеянное, приходит на путь покаяния и истинной веры.

Ключевые слова, раскрывающие образ Ивана Флягина: глубоко верующий человек, некорыстная и простодушная натура, независимость и открытость, чувство собственного достоинства, исключительная физическая и духовная сила, знаток своего дела.

Можно ли назвать Ивана Флягина праведником

Сам Иван считает себя страшным грешником, кается за погубленные им жизни. Но смерти, которые он причинил, были без злого умысла: монах погиб случайно, по своей же неосторожности, татарин умер в честном поединке, Грушеньку спас от страшной доли по ее просьбе. Дано ли будет покаяние князю, искалечившему чужие судьбы, отцу Грушеньки, продавшему дочь, татарам, убивших миссионеров?

Иван силен своей верой в нравственные устои, но ему не дано христианское смирение, трудно мириться с несправедливостью. Он очаровывается жизнью, но устояв перед искушениями, выдержав испытания судьбы, находит успокоение в праведной вере и служении. Искупая свои грехи, становится праведником.

Экранизации

Повесть «Очарованный странник» – не самое известное произведение Николая Лескова. Читатели лучше знают сюжет «Левши». Тем не менее, произведение вдохновляло режиссеров на экранизации.

В 1963 году режиссер Иван Ермаков снял кинокартину с одноименным названием. Главную роль в фильме сыграл популярный советский артист, актер Александринского театра в Петербурге Александр Симонов. В ленте также снялись Татьяна Доронина и Владислав Стржельчик.

Александр Михайлов в роли Ивана Флягина

В 1990 году постановщик Ирина Поплавская обратилась к сюжету рассказа, сняв художественный фильм. Внутриличностный конфликт главного героя стал основной темой повествования. В роли Ивана Флягина выступил актер Александр Михайлов. В проекте участвовали Ольга Остроумова, Лидия Вележаева, Валерий Носик, Спартак Мишулин и Леонид Куравлев.

Жизненный путь Ивана

Впервые героя встречаем на пароходе, плывущем по Ладожскому озеру на Валаам. Беседуя с попутчиками, он рассказывает историю своей непростой жизни. Краткая, но откровенная исповедь этого благообразного черноризца увлекает слушателей.

По происхождению герой принадлежал к крепостному званию, мать рано умерла, а отец служил на конюшне кучером, куда определяют и мальчика. Однажды он спас от гибели семью графа, рискуя своей жизнью. Чудом выжив, мальчик в награду просит гармонику.

Как-то, забавы ради, хлестнул Иван кнутом по задремавшему в телеге монаху, чтобы не загораживал дорогу, а тот спросонья свалился под колеса и погиб. Этот монах явился к нему во сне и объявил Ивану, что для матери он сын не только долгожданный и намоленный, но еще и обещанный Богу, потому нужно идти ему в монастырь.

Всю жизнь его это пророчество преследовало в неожиданных ситуациях. Не раз он смотрел в глаза смерти, но не брала его ни земля, ни вода.

За издевательство над кошкой, которая съела его голубят, ему назначили суровое наказание: дробить камни для садовых дорожек. Не вынеся издевательств и тягот, решает покончить с собой. Но жизнь ему спасает цыган, уговорив украсть лошадей и вместе с ним уехать на свободную жизнь. И Иван решился на это, до того ему было тягостно. Цыган обманул и обсчитал, и Иван, выправив себе фальшивые документы за нательный крест, идет в услужение в няньки к барину, которого бросила жена.

Там герой привязался к девочке, кормил козьим молоком, по совету лекаря стал носить ее на берег лимана и закапывать ее больные ножки в песок. Безутешная мать разыскала ребенка, и, рассказав Ивану свою историю, стала умолять отдать ей дочку. Но Иван был неумолим, упрекал ее за то, что христианский долг нарушила. Когда ее сожитель предлагает герою тысячу рублей, тот, говоря, что никогда не продавался, брезгливо плюет на деньги, бросает их военному в ноги и дерется с ним. Но, увидев бегущего с пистолетом хозяина, сам отдает ребенка и убегает с тем, кого только что бил.

Оставшись без документов и денег, опять попадает в переплет. На конских торгах видит, как татары бьются за коней, забивая нагайками друг друга, и хочет тоже попробовать свои силы. В поединке за коня, который был его лишь минуту, выстоял, но его соперник погибает. Татары его прячут и увозят с собой, спасая от полиции. Так Флягин попадает в плен к иноверцам, но в уме зреет план о побеге и однажды ему удается осуществить задуманное.

Вернувшись на родину, помогает мужикам покупать коней на ярмарках. И тогда, благодаря молве, берет его на службу князь. Наступила жизнь спокойная и сытая, только иногда от тоски срывается в загулы. И в последний выход сводит судьба с цыганкой Грушенькой, которая покорила его, и Флягин, как завороженный, бросил к ее ногам все деньги, что имел. Князь, узнав про Грушу, увлекшись ее красотой и пением, привозит в имение.

Иван искренне привязался к этой необыкновенной девушке, опекал ее. Но когда обедневший князь решил бросить надоевшую возлюбленную ради выгодной женитьбы, Иван, жалея обезумевшую от горя и ревности Грушу, умолявшую спасти ее от постыдной доли, сталкивает с обрыва в реку.

Мучась от содеянного, ища себе погибели, уезжает вместо другого рекрута воевать на Кавказ , где пробыл он более пятнадцати лет. За верную службу и храбрость был награжден Георгиевским крестом и пожалован офицерским чином. Получив от полковника рекомендательное письмо, устраивается в столице на должность справщика в адресный стол, но не по нему работа: скучная, безденежная. А в кучера уже не берут, его благородное положение не позволяет седокам его обругать или ударить. Пристроился в балаган, где не погнушались его благородством, играть демона. Но и там не задержался, подрался, защищая молоденькую актрису от домогательств.

Опять, оставшись без крова и пищи, решился уйти в монастырь. Приняв имя Измаил, исполнял свое послушание в монастырской конюшне, чем был весьма доволен, потому что не надобно все службы в церкви посещать. Но мается его верующая душа, что не по нему служение в храме, не может он даже свечку нормально поставить, весь подсвечник уронит. А то еще корову пришиб, случайно приняв за беса.

Не раз принимал наказание за свою нерадивость. И стал он пророчить войну, чтобы с верой за отечество постоять. Устав от этого чудного монаха, отправляет его игумен в паломничество на Соловки. Вот в пути на богомолье, встречает очарованный странник своих благодарных слушателей, которым поведал об этапах своего житейского пути.

Характеристика Ивана Флягина как рассказчика

Сказ Флягина-Лескова намеренно замедлен, как в эпической раздумчивой песне. Но когда исподволь накапливаются силы событий и характеров, то он становится динамичным, стремительным. В эпизоде обуздания лошади, с которой даже англичанин Рарей не может справиться, способ повествования динамичный и острый. Описания коней даны так, что вспоминаются народные песни и былины. Конь в 6-й главе сравнивается с птицей, которая не своей силой несется.

Образ предельно поэтичен и смыкается с гоголевской птицей-тройкой. Эта проза должна читаться декламационно, замедлено, как стихотворение в прозе. И таких стихотворений наберется много. Чего стоит эпизод в конце 7-й главы, когда исстрадавшийся странник молится так, что снег под коленями растаял, а там, где слезы капали, утром травка появляется. Это говорит лирический поэт — страстотерпец. Эта и другие миниатюры имеют право на отдельное существование. Но вставленные Лесковым в большое повествование, дают ему необходимую окраску, обогащающий отсвет.

Праведнические мотивы в произведениях Н.С. Лескова (по повести «Очарованный странник»)

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы

Савхалова Д.А. 1


1МБОУ СОШ№5

Бигаева  И.М. 1


1МБОУ СОШ№5


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Введение

Лесков, страстно влюбленный в жизнь, очарован

богатством ее проявлений, бескрайними просторами России, яркими национальными чертами быта и нравов, колоритными картинами старой русской жизни, поэтичностью на родного миросозерцания, артистизмом русского языка… Все это он стремится выразить в своем творчестве.

И.П. Видуэцкая

Путь к искусству всегда лежал через постижение многоплановых  отношений людей, духовной атмосферы времени. И  там,  где  конкретные  явления  как увязывались  с  этими  проблемами,  

рождалось  живое  слово, яркий   образ. Писатели всегда стремились к творческому преображению мира.  И  путь  к  подлинному бытию лежал через самоуглубление  художника. Таким  образом,  именно  через самоуглубление художника создается новый  образ,  отражающий  действительную реальность. И в этих образах отражается характер  человека.  

На мой  взгляд,  проблема  праведничества  является  очень важной  и интересной, поскольку на протяжении многих  лет  она  волновала  умы  многих писателей и ученых.

Цели:

1.Раскрыть концепции праведничества в русской литературе на материале произведения Н.С.Лескова «Очарованный странник»;

2.Объяснить название повести Н.С.Лескова «Очарованный странник».

Задачи:

Раскрыть понятие «праведничества», «праведник»;

Соотнести понятия «праведник, праведничества» с личностью героя;

Вызвать интерес к произведению у одноклассников.

Актуальность темы:

В сегодняшнем мире с его разгулом насилия, вражды, непонимания друг друга произведения Н.С.Лескова особенно актуальны, потому что его герои несут свет добра, справедливости, чистоты и их жизнь соотносится с словами А.Солженицына «..Только на праведниках держится наша великая страна…».

На самом деле сейчас мало кто задумывается о праведности в наше время. Что уж говорить, даже нравственность иногда теряет свою значимость в современном обществе. Что касается веры, она практически забылась к нашему времени. Но дело даже не в принадлежности к религии, дело в отношении к людям, к себе. Если изначально христианство прививало людям смирение, доброту, покорность, то теперь, когда церковь потеряла своё влияние, остается уповать на человечность людей. Я считаю основным критерием человеческих отношений золотое правило нравственности: относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Согласно этому утверждению, человек должен быть отзывчивым, воспитанным, честным, способным поддерживать и помогать. Выбрала я тему праведничества для своего исследования, потому что мне стало интересно подробнее познакомиться с этим понятием, узнать о, том, кто такие праведники, проследить, как раскрыта данная тема в повести Н.Лескова «Очарованный странник». Проблема праведности близка мне, потому что я считаю, что люди должны сохранять в себе человеческие качества. Без таких понятий, как мораль, праведность, нравственность, человек может просто-напросто потерять своё лицо.

Попытаюсь изложить свою точку восприятия праведничества через произведение Лескова Н.С. « Очарованный странник». И рассмотреть данное произведение в критике.

Творчество Лескова Н.С. в последние десятилетия вызывает неизменный интерес исследователей. Наблюдения Лескова над бытом, государственными и общественными установлениями русской жизни кажутся сейчас необыкновенно актуальными. Среди устойчивых бед русской общественной жизни Лесков называл бесхозяйственность, засилье бюрократии, взяточничество, неспособность людей, стоящих у власти, справляться со своими обязанностями, беззаконие, пренебрежение правами личности.

Повесть «Очарованный странник» — это самое хрестоматийное произведение Лескова. Это воплощение богатырства, широты, мощи, вольности и таящееся на дне души праведности, герой эпоса в лучшем и высоком смысле слова. Былинность заложена в самую основу замысла рассказа. Фольклорная краска с самого начала введена в палитру «Очарованного странника» — факт, не слишком характерный для Лескова; обычно он не выставляет национально-патриотическую эмблематику напоказ, а прячет её под нейтральными названиями. Конечно, «Очарованный странник» — название не вполне нейтральное, и мистический налет в нем чутко улавливается во все времена. Герой рассказа назван очарованным странником, — и в этом названии выступает целое мировоззрение писателя. Очарование – это мудрая и благостная судьба, которая, подобно чудесной иконе в «Запечатлённом Ангеле», сама ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против неё она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в его сознании. Каждое жизненное событие отбрасывает в душу какую-то тень, подготовляя в ней горестные сомнения, тихую печаль о житейской суете.

Н.С.Лесков любил Россию всю, какова она есть. Писатель воспринимал её как старую сказку. Это сказка об очарованном богатыре. Перед нами удивительная страна удивительных людей. Где ещё найдёшь таких праведников, умельцев, чудаков? Но вся она застыла в очаровании, застыла в невыраженной красоте и святости своей и некуда ей деть себя. В ней есть удаль, есть размах, есть великое дарование, но всё дремлет, всё сковано, всё зачаровано.

Работу можно использовать при изучении на уроках литературы творчества Лескова Н.С..

Смысл названия повести «Очарованный странник».

Лесков «как бы поставил целью» себе одобрить, воодушевить Русь и начал «создавать для России иконостас ее святых и праведников».

Его «праведники маленькие великие люди». М.Горький

Смысл названия повести «Очарованный странник», особенно определения «очарованный», трактуются учеными неоднозначно. Одним из первых свое толкование эпитета «очарованный» дает Л. Волынский, увидевший в названии «целое мировоззрение писателя». «Очарование — это мудрая и благостная судьба, которая, «ставит человеку разные искушения. Даже в минуты восстания против нее, она неспешно и незаметно воспитывает в человеке божественное самоотрицание, подготовляя решительный перелом в сознании. При взаимодействии двух законов — внешнего и внутреннего, механического и идеального — история твердо и нерушимо совершает свой путь, ведя людей к спасению».

Таким образом, исследователь рассматривает значение названия с религиозной точки зрения.

Современные ученые также обращаются к слову «очарованный» («очарованность», «очарование») для объяснения характера и судьбы Ивана Флягина. Н.И. Пруцков пишет: «Вся его жизнь проходит в разнообразных очарованиях, в артистических, бескорыстных увлечениях. Над Иваном Северьянычем властвуют чары любви к жизни, к людям, к природе и родине. Подобные натуры способны стать одержимыми, они впадают в иллюзии, в самозабвение, в грезы, в восторженно-поэтическое экзальтированное состояние, еще не пробудившись для сознательной, организованной исторической жизни» (Пруцков Н.И., с. 16).

.

Герой повести, — считает М.П. Чередникова — «невольный странник, ибо ни где для этого незаурядного человека не находится места. Он «очарован», околдован, ибо постоянно испытывает на себе власть обстоятельств, при которых он не волен распоряжаться своей судьбой. Вместе с тем смысл названия определяется и своеобразной артистической, художественной натурой Ивана Северьяныча, способного испытать очарование жизни, красоты и любви» (Чередникова М.П., с. 100).

Известный исследователь творчества Н.С. Лескова — Старыгина Н.Н. считает, что «очарованный странник» еще и потому, что героем владеет страстное желание разгадать тайну бытия, загадку человеческой жизни. Мотив странничества роднит лесковского героя с вечными странниками русской земли, с каликами перехожими, «мужичками-касьянами», паломниками и бродягами» (Старыгина Н.Н., с.116).

И.В. Столярова дает несколько толкований эпитета «очарованный». Во-первых, он (эпитет) прежде всего «выявляет артистический склад характера Ивана Северьяныча, поэтому оно часто оказывается тождественной другому определению, которое прилагает к себе сам герой; «восхищенный», В силу поэтической природы души Ивана Северьяныча в контексте многих эпизодов повести оно приобретает метафорическое значение и указывает на свойственную ему чуткость, эстетическую отзывчивость, способность пленяться тем или иным явлением жизни ощущать притягательность красоты». Во-вторых, «очарованный» означает… подвластный чему-то таинственному, чародейному, чудесному, страдающий от наваждения». Так же «использование этого определения в повести связано с той особенностью душевного склада Ивана Северьяныча, которую можно определить как естественный идеализм героя, постоянно порывающегося в область самых высоких духовных стремлений». В духе той же романтической литературы «очарованный» применительно к отдельным периодам жизни Ивана Северьяныча и его младенческому сознанию означает и «скованный», не развернувший всех своих возможностей, переживающий период «сна души» — внутреннего оцепенения» (Столяров И.В., с. 148 — 149).

Название произведения «Очарованный странник» на мой взгляд, кажется загадочным, почти недоступным пониманию. Звучит оно поэтично и печально, чувствуется в нем какая-то тайна, тоска и одиночество, слышится в его звуках тихая, плачущая, отдаленная музыка, похожая на песню цыганки Груши.

Странник — это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя. А что же такое «очарованный странник»? Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой полной противоречий жизни?

Услышав название произведения, мы видим русского богатыря из сказок, который стоит в раздумье на этом самом перепутье, уронив голову на грудь и решая самую сложную проблему — проблему выбора. Но не всегда мы видим богатыря из сказок и былин, иногда Очарованный странник — это странствующий монах с картины, наставляющий на путь истинный будущего Сергия Радонежского.

Очарованному страннику не суждено быть знаменитым и известным, в силу своей очарованности он далек от этого и чужд для всего мирского и суетного, но благодаря таким странникам может прославиться Русская земля, народ, человек. Очарованному страннику никогда не найти своего призвания, потому что его призвание — указать на предназначение других людей, а самому продолжать скитаться из одной стороны в другую.

Очарованный странник в произведении — это простой русский человек, не из благородных. Но Иван Флягин обладает силой и способностью видеть красоту и воспринимать ее не так, как остальные люди: он видит ее, кажется, не глазами, а сердцем, пропускает через себя. Его душа была так широка, что могла обнять, прочувствовать весь мир, окружающий его, и он смог поведать о событиях своей многотрудной жизни. Он и в страданиях умел найти красоту, а в тоске — неповторимость. Пример тому — степь. Он страдал, скучал по Родине. Какие могли быть у него чувства, кроме боли, горя, тоски? Но в его памяти сохранилось не только это, но и воспоминание о чужой природе. Она была ему чужда, но и в ней он смог найти неповторимость и красоту.

Любовь в страннике рождается от первого впечатления, с первого взгляда. Он был бесхитростен, его порывы были нелицемерны, чисты, ярки. Его любовь была искренней и самоотверженной. Он имел дар любить, понимать, сострадать. Он готов взять на себя грех ради спасения человеческой души. Иван находил красоту в животном, понимал и любил лошадь. Ради красоты он совершал такие поступки, какие может совершать человек с гордой, широкой душой, любящий азарт, волнение, страсть, безрассудство. Он согласился на бой с татарином ради лошади. Позже — он без раздумья отдаст все деньги за цыганку. Но отдаст не только деньги, но и душу за нее. Он это сделал ради любви к ней, из сострадания. Этот простой человек любил красоту так, как не каждый сможет любить.

Очарованным странником движет судьба, провидение, в которое он неколебимо верит. Этот странник околдован какой-то неведомой силой, он попал в магический круг, из которого нет выхода. Ему всегда чего-то не хватает, он молится «так, что даже снег инда под коленями протает и, где слезы падали — утром травку увидишь». Исчезнет ли он когда-нибудь? Скорее всего — нет, ведь он сам «всей своей обширной протекшей жизненности даже обнять не может». Не суждено ему исчезнуть, сгинуть, всю жизнь свою он погибает и никак не может погибнуть. Русской земле нужны такие люди, поэтому его неузнанный дух будет витать повсюду и после его смерти.

Один ли Очарованный странник был на Руси? Сколько их, этих странников? Это и три богатыря из русских былин, и странствующий монах, и сам Сергий Радонежский, и М. Лермонтов, и А. Пушкин, и многие-многие другие замечательные русские люди. Все они так или иначе странствующие, очарованные души, воплотившие себя в литературе, служении Богу, защите родины, но так и не нашедшие покоя. Очарованный странник — воплощение русского характера. Причины его вечной не успокоенности «остаются до времени в руке сокрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам».

Образ главного героя.

Николая Семеновича Лескова всегда интересовали характеры сильных, необычных натур, парадоксальных в своих проявлениях. Таков герой повести “Очарованный странник”. О прожитой жизни Иван Северьяныч Флягин повествует попутчикам с простотой и правдивостью, граничащими с исповедью. Перед слушателями и читателями раскрывается судьба бывшего беглого крепостного, скитальца по земле отчизны. Лесков называет своего героя богатырем, сравнивает с Ильей Муромцем. Богатырство простого мужика, прошедшего, не согнувшись, сквозь тяжелые испытания, имеет в повести символическое значение.

Герой смиряет дикого коня, одолевает на поединке степного богатыря, побеждает “зеленого змия”, переживает искушение женскими чарами; не раз, жертвуя собой, спасает он близких, совершает ратный подвиг, томится в плену, крестит инородцев, вещает о судьбе страны. Словно бы весь традиционный набор древнерусской житийной литературы и фольклора, отражающий героику хождения человека по страстям жизни, вместился в жизнеописание Флягина.
Это и люди самобытные, сильные духом и чистые сердцем, верящее в свой добрый идеал, противостоящие суетным и ничтожным «образованным обывателям». При удивительном разнообразии характеров эти симпатичные герои обладают богатой духовностью…Сила, озаряющая внешнею, земною красотою их лица,- сила добра. Традиционное восхваление народного героя не привлекало Лескова. Последней фразой повести он охарактеризовал Флягина не только как “простую душу”, но и как “младенца”, считая, что народу предстоит еще избавление от черт “младенчества”, инфантильности, обусловленных все теми же чарами прошлого. “Повествования своего минувшего он исповедал со всей откровенностью своей простой души, а просвещения его остаются до времени в руке скрывающего судьбы свои от умных и разумных и только иногда открывающего их младенцам”. Тысячу раз прав был Лесков в определении черт национального русского характера.

Кульминацией духовной драмы странника становится его встреча с цыганкой Грушей. В другом человеке, в любви и в уважении нашел странник первые нити связи с миром, нашел в высокой страсти, начисто свободной от эгоистической исключительности, и свою личность, высокую ценность своей собственной человеческой индивидуальности. Отсюда — прямой путь к другой любви, к любви к народу, к Родине, более широкой и всеобъемлющей. После смерти Груши, страшного греха убийства, Флягин понимает всю греховность своего существования и стремится искупить свою вину перед собой и перед Богом. Опять случай или провидение помогает ему в этом: он идет на кавказскую войну вместо сына двух стариков, спасших его, под именем Петра Сердюкова.

На войне Флягин совершает подвиг — налаживает переправу через реку, и кажется ему в тот момент, когда под градом вражеских пуль переплывает он реку, что невидимая и незримая душа Груши распростерла свои крылья, защищая его. На войне герой дослужился до дворянского звания. Но такое “повышение” статуса приносит ему лишь неприятности: он не может найти работу, должность, которая бы кормила его. И снова скитания: работа мелким чиновником, служба в театре. Многое вынес “не смертельный” Иван Флягин, прежде чем попал в монастырь. И тут-то и раскрылась душа Ивана Флягина окончательно: наконец-то понял он свое предназначение, наконец-то обрел спокойствие и смысл жизни. А смысл этот прост: он — в бескорыстном служении людям, в истинной вере, в любви к Родине.

В самом конце повествования слушатели спрашивают Флягина, почему тот не хочет принять старший постриг. На что он охотно отвечает: “Мне за отчизну очень помереть хочется”. И если наступит лихая година, начнется война, то снимет Флягин рясу и наденет “амуничку”.

Когда Иван встречает цыганку Грушеньку, он переживает очарование женщиной и любовью. Он говорит: «Вот она, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется».
Сама речь героя становится выражением еще одного его очарования — красотой языка и его богатством. А вся «очарованность» Флягина объединилась в его сознании в понятие Родины и ее народа. Ведь все эти степи, реки, леса, табуны, красавцы кони — все это Отчизна. А все эти кучера, форейторы, борцы, торговцы, солдаты, уланы, дети, красавицы-женщины — родной народ. И все это достойно очарования. Вот отчего Флягину-Головану, богатырю и очарованному страннику за них «очень помереть хочется».
Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его истории. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувства которого преобладали над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. “Мне за народ очень помереть хочется” — формула итога полувекового пути современного автору Ильи Муромца. Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально “усовершенствоваться” автору Ильи Муромца. Герой Лескова поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально “усовершенствоваться”. Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания. Духовные искания “очарованных странников” и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа. Три ночи он просит у Бога «другой более соответственный дух» и ожидает иного в душе совершения. Наконец, обретя дар пророчества, он понимает, что прощен Богом, и теперь ему за народ очень помереть хочется.» Иван Флягин — человек простодушный, откровенный, бесстрашный. Он все умеет. «Русский человек со всем справится». Он и за трудным ребенком присмотрит, и вылечит его, и усмирит нрав дикой лошади, и совершит побег из плена. Предсказание убитого монаха стало его заклятьем, от которого он не мог избавиться, так как это наказание за совершенный грех убийства. Предсказание стало судьбой героя: «и оттого пошел он от одной стражбы к другой, все более претерпевая, но нигде не погиб…

У Флягина особое отношение к душе. Он задается вопросом: почему у меня самоничтожный дух и сколько я через него претерплю, а ничего не усовершаюсь». В то же время испытание души, самое трудное испытание, приводит к достижению ранее отсутствующих качеств героя. Он приобретает смирение, великую добродетель, которая связана с познанием своей греховности и недостоинства, своей немощи и ощущения Божия величия. Ведь смирение, приходящее от самопознания, приближает человека к Богу. Таким образом вся жизнь Флягина становится осмысленной и душеполезной, как движение через смирение и покаяние к спасению.

А кто же он странник? Почему очарованный?

А кто он странник?

Странник – это человек, не имеющий крова, идущий по всем дорогам жизни, стремящийся к чему-то и не находящий покоя.

А почему очарованный?

Может, это странник, на которого снизошло очарование, который остановился на перепутье и задумался о том, куда же он все-таки идет и что его ожидает, каково его предназначение в этой противоречивой жизни.

Лесков именует странника, идущего по просторам родины и истории, «очарованным», подвластным неким колдовским чарам жизни, которые ввергают его в драматические перипетии.

Одно из очарований, имеющих непобедимую власть над героем, — обаяние красоты, озаряющей мир. Весенний пейзаж, красавец конь, русская песня и «природы совершенство» женщина способны мгновенно зажечь страстную натуру Ивана Северьяныча.

«»Ах ты, змея!.. ах ты, стрепет степной аспидский! — восклицает Флягин

на конной ярмарке, — где ты только могла такая зародиться?». И чувствую, что рванулась моя душа к ней, к этой лошади, рЪоЪдЪнЪоЪй страстию» (А. Горелов). Подобным же чувством охвачен Флягин, когда входит в трактир, где поет красавица цыганка Груша: «Так, милостивые государи, меня и обдало, не знаю, чем, но только будто мне сЪрЪоЪдЪнЪыЪм…». Знаменательные эти слова — «родной», «сродным» — указывают на органическую породненность героя с красотой земли, которая находит в нем проникновенного ценителя. «…Ты настоящий, высокой степени артист», — признает особенную талантливость мужика сиятельный князь.

Очарования красотой, не однажды оказывающиеся причиной страннических мытарств Флягина, дают заглавному эпитету первое значение.

Но есть в нем и другой смысл. Богатырь-черноризец объясняет превратности своей судьбы мистически: мать обещала отдать сына богу, а сын пытался самовластно нарушить материнскую клятву. Он «первое самое призвание опроверг», не пойдя в монастырь, избрав мирской путь. Однако религиозные чары, не давая погибнуть, привели его через «настоящую погибель» в божью обитель — монастырь. И тем не менее флягинское мистическое осмысление судьбы явно не может раскрывать авторского эпитета «очарованный» и отвергается Лесковым. Когда, в частости, Иван Северьяныч пытается дать сверхъестественное объяснение своему приходу в чернецы, читателю припоминаются собственные слова героя, противоречащие выводу и обнажающие горькую истину: стареющий странник «без крова и пищи остался», и ему «деться было некуда». Писатель противопоставляет флягинскому пониманию власти роковых начал свое, складывающееся из учета совершенно реалистических обстоятельств, из прозаически-будничных мотивировок поворотов в биографии героя. Роковые начала — силы социального давления и их отпечаток на личности российского простолюдина. Эпитет «очарованный» в своем втором значении есть

социально-историческая метафора. Чары — это то, что находится вне героя, и то, что он несет в себе как продукт истории.

Лесков увидел и показал русский национальный характер в знаменательный момент его развития. С одной стороны, вера самобытных искателей правды в предопределенность пути не согласуется с их активностью и разрушается ею. С другой стороны, в испытаниях жизни герой, чувство которого преобладало над интеллектом, вырабатывает сознательную волю к историческому действию. Бунтарское начало, толкавшее Ивана Северьяныча к импульсивным поступкам, сливается с осознанным стремлением влиять на ход событий. «Мне за народ очень помереть хочется» — формула итога полувекового пути современного

Лескову Ильи Муромца.

Лесковский герой поднимается до духовной работы самооценки, жаждет морально «усовершиться». Вся его исполненная противоречий исповедь-размышление свидетельствует о трудном становлении нового народного самосознания. Духовные искания «очарованных странников» и их жажда деятельности выступают как внутренние стимулы самодвижения народа, на которые обращает внимание художник.

Художественный мир Лескова

Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором. 
Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писателей, как Н. С. Лесков. 
Понять лесковский художественный мир вне религиозного контекста, религиозно-нравственных раздумий, устремлений и обретений художника невозможно — точно так же, как и постичь истинное своеобразие отечественной литературы.
Обращение к религии в поисках цельности духа, обретения надежного ориентира в нравственном совершенствовании человека и преобразовании мира определило особенности творчества многих русских писателей. Литературный критик конца XIX столетия М.О. Меньшиков замечал, что лучших наших авторов «охватывает какое-то молитвенное настроение: с особенною силою начинает говорить в них совесть, жажда забытого идеала, предчувствие мировой тайны. Натуры талантливые уже по природе своей религиозны: талант есть особый вид религиозного чувства, он есть откровение духа, в природе скрытого, его правды и красоты»

Таким образом, эпопея “хождения по мукам” оказалась драмой поисков путей служения Родине. А герой Лескова силен тем, что, сам не подозревая этого, оказался носителем высоких нравственных качеств. Именно такие герои, как Флягин, с точки зрения Лескова, являются творцами, создателями русской жизни и истории. Поэтому история жизни и пути “очарованного” странника чрезвычайно значима. В ней выражено стремление писателя найти в эпоху распада старых общественных связей новые нормы поведения, нравственности, нового национального самосознания.

В конце своей жизни главный герой приходит в монастырь. Повеление, покой и послушание- его жизнь теперь, и это ему нравится. Предначертание влияет на его жизнь, и причиной его окончательного прихода в монастырь становится замечательная русская душа.

Христианские мотивы Лескова звучат в рассказах: «Кадетский монастырь»(1880), «Приведение в инженерских замках»(1882), «Левша»(1881).

  Вырастая на лоне природы, среди прекрасных пейзажей, простора и света, простой лесковский герой из народа стремится к чему-то возвышенному, к красоте и любви. У каждого конкретного героя это стремление проявляется по-своему: у Ивана Флягина это любовь к лошадям, а у Марка Александрова — это восторженное отношение к искусству, к иконе.
Мир Лескова — мир русских людей, трепетно творимый и хранимый ими для них же самих. Все произведения написаны Лесковым с таким пониманием даже самых непостижимых глубин человеческой психики, с такой любовью к “праведникам” и России, что читатель невольно проникается лесковской манерой письма, начинает по-настоящему задумываться над теми вопросами, которые волновали когда-то писателя и не потеряли своей актуальности и в наше время

Заключение.

Писатель сложный и противоречивый, далеко еще не оцененный в полную меру своих заслуг перед родной литературой, Лесков ждет новых исследований, сумеющих раскрыть перед читателями всю глубину и прелесть созданного им художественного мира.

Прав был К. Федин, когда писал: «Мне кажется, после славы Чехова, облетевшей все страны мира, следующий русский классик XIX века, которого ожидает едва ли не повсеместное посмертное признание, будет Лесков, конечно, с поправкой на чрезвычайную трудность передачи его изощренного стиля на другие языки»).

Я думаю, что Лесков – великий художник слова, и достойный сын своего Отечества. Только очень мудрый, наблюдательный и духовно богатый писатель смог создать такое произведение. Он бесспорно, гордость русского народа на все времена.

Эта повесть заставила меня задуматься о жизни человека, о неизбежности испытаний и необходимости их преодоления. Ведь все мы в жизни «странники» идущие свои праведные пути.

Список использованных источников и литературы:

1. Барулина Л. Б. «Очарованный странник» Н. С. Лескова / Л. Б. Барулина // Литература в школе. – 2007. – № 10. – С. 23–25. (Образ главного героя повести Н.С.Лескова «Очарованный странник», Ивана Северьяновича Флягина. Литературный анализ произведения).

2.Горелов А.А. Хождение за истиной (Послесловие)// Лесков Н.С.Рассказы и повести.-Ф.: Кыргызстан, 1983-656 с.

3. Косых Г.А. Праведность и праведники в творчестве Н.С. Лескова 1870-х годов.- Волгоград 1999г

4.Лесков Н.С. Повести. Рассказы. – М.: Дрофа: Вече, 2002.-448 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

5. Пруцков Н.И. «Самобытнейший писатель русский»/ Н. С. Лесков. Повести и рассказы. — Лениздат, 1977.

6.Старыгина Н.Н. Больше веры, больше света в высокое призвание человека // Н.С. Лесков. Легендарные характеры. — М., 1989.

7. Столярова В.И. В поисках идеала (творчество Н.С. Лескова). — Л., 1978.

8.Хализев В., Майорова В. Праведники Лескова // В мире Н.С. Лескова. — М.,1983.

9. Чередникова М.П. Открытие Лескова// Литература в школе. 1991.№2

10. Чередникова М.П. О сюжетных мотивировках в повести Н.С.Лескова

«Очарованный странник»// Русская литература. – Л..,1971.№3

11. Чередникова М. П. “Древнерусские источники повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»”. Труды Отдела древнерусской литературы, 32. — Ленинград, 1977.

12. К. Федин. Писатель, искусство, время. — М.: Советский писатель, 1957. стр. 469.

Просмотров работы: 4382

У каждой страны, как и у человека, есть душа. Творчество Николая
Семёновича Лескова помогает нам лучше прочувствовать духовный мир нашей необъятной
родины. После прочтения таких произведений как «Очарованный странник» понимаешь,
что судьба России зависит только от нас самих, а именно от простых и обычных людей.
Несмотря на небольшой объём повести, ощущается его глубина, где автор спрятал
святую истину, добравшись до которой мы заворожены её
красотой.
Истина также проста, как и имя главного героя произведения. Настоящий
богатырь Иван Флягин добровольно и вполне осознанно спешит скорее исполнить
свой долг перед родиной. Зная, что впереди его ждёт смерть, он исповедуется
перед нами и рассказывает о своей удивительной жизни. После рассказа Ивана мы
сами очарованы его необыкновенной судьбой. Неслучайно природа одарила Голована могучей,
богатырской силой, самое верное и правильное её применение он нашёл в служении
своей отчизне. Иван не стремится за славой, ему не нужны ордена и медали, а тем
более деньги и карьера военного, он и так богат душой, где есть все, что ему
нужно. Смелость, честность, доброта, любовь и находчивость со смекалкой, — вот настоящие
сокровища русского человека. «Очарованного странника» жизнь научила мудрости,
поэтому все её трудности он воспринимает как должное. «Своего пути не обежишь»,
— говорит нам Иван, то есть у каждого человека своё предназначение в этом мире,
а свернув с праведного направления, судьба снова возвращает всех заблудившихся обратно,
как правило, немного проучив самых непослушных. Поэтому надо жить в послушании,
а чем «больше повиноваться, то человеку спокойнее жить». Такая философия жизни
немало помотала Голована по свету, он был долгое время в плену и на войне, но
никогда не о чём не жалел, в награду за это ему даровано очарование
великолепием и красотой окружающего мира. Куда бы Иван ни глянул, везде видел «природы
совершенство». Необъяснимой взаимосвязью с природой главный герой обладал ещё с
самого рождения, он мог читать мысли животных, а набравшись побольше жизненного
опыта Иван стал чувствовать душу России, которая просила его встать на её
защиту», и за это восхищённому человеку погибнуть…даже за радость!»
Золотые слова Лескова: «Любовь — наша святыня!» — и есть та простая
православная истина русского народа. Благодаря ей мы всегда побеждали врагов,
вступивших на нашу землю, потому что мы сражались не за золото и власть, а за
свободу нашей страны, которую искренне любим. Если бы не было таких людей как
Иван Флягин и Николай Семёнович Лесков, то давно бы уже и России не было!

  1. Образы «праведников» в произведениях Лескова.

Рассказы Лескова
о праведниках
.
У Лескова есть целый цикл повестей и
рассказов на тему праведничества.
Понятие народ Л. интерпретировал широко,
и у него праведниками оказывались и
крестьяне, и купцы, и чиновники ,и
священники(«Однодум», «Соборяне»).
Праведники наделены милосердием по
отношению к больным, угнетенным, бедным.
Все они обладают общечеловеческими
категориями добра. Ценность этих
добродетелей увеличивается от испытанных
на себе гонений и преследований как со
стороны властей, так и со стороны людей,
живущих жестокой и корыстолюбивой
жизнью. В каком- то смысле все праведники
сливались в широко понимаемой народной
правде и оказывались оппозиционной
силой по отношению к существующему
строю, несли в себе некоторый элемент
соц. обличения. Протоирей Туберозов
(«Соборяне»), чел., живший во внешнем
благополучии, вырос бунтарем, восстал
против лжи священнической жизни,
привилегий, зависимости от высших чинов.
Все его мысли за 30 лет службы записаны
в его «Демикотоновой книге». Он жаждет
всенародного обличения чина священника
на соборе. Туберозов отказывается от
покаяния и умирает в своей правоте.
Многие праведники кажутся чудаками,
людьми со сдвинутой психологией,
странностями. Всем им свойственна
некоторая одержимость. «Праведничество»
оказывается своеобразным мнением
народным, которое складывается и живет
стихийно, его нельзя обуздать никакими
циркулярами власти. Решительно всегда
«праведничесво» не получало должной
оценки со стороны властей. В принципе
«праведник» по соц. оценки «маленький»
чел., все имущество которого нередко в
небольшом заплечном мешке, а духовно
он вырастает в сознании читателя в
гигантскую легендарную былинную фигуру.
Таков
богатырь Иван Северьяныч Флягин
(«Очарованный странник»), напоминающий
Илью Муромца. Вывод из его жизни
напрашивался такой: «Русский человек
со всем справится». Он
многое видел и многое испытал:«Всю жизнь
свою я погибал и никак не мог погибнуть».
Наиболее яркое произведение о праведниках
– «Сказ о тульском косом Левше и о
стальной блохе». «Праведники» несут
людям очарование, но и сами они действуют
словно зачарованные. Дай им вторую
жизнь, они проживут ее точно также. В
подвигах Левши и его друзей, тульских
мастеров, много виртуозной удачливости,
доже эксцентрического чудачества. А
между тем жизнь их весьма скверная и
большей частью бессмысленная, и народные
таланты чахнут и гибнут при царском
строе. Итог рассказа горек: бессмыслен
подневольный труд, хотя Левша и показал
русскую удаль. И все-таки Л. не теряет
оптимизма. Несмотря на жестокость
обстоятельств и полное забвение, которое
ожидает Левшу, герой сумел сохранить
«душу человечкину». Л. был убежден, что
простые люди с их чистыми сердцами и
помыслами, стоя в стороне от главных
событий, «сильнее других делают историю».

На
написание этой темы Лескова побудил
разрыв с церковью. Разрыв с церковностью
означал для Лескова не только критику
тех или иных догматов казенного
христианства. Он означал полный разрыв
с официальным миром, с казенной службой
во всех ее видах и формах. Отныне он
довольно придирчиво отзывается о людях,
так или иначе связанных с государством-
хотя бы по долгу службы. Он чувствует
себя протестантом, ревниво оберегающим
независимость своих суждений и поступков.
И здесь, как и во многих других вопросах,
примером для него был Лев Толстой.
Галерею
лесковских праведников открывает образ
Савелия Трубозорова. Пройдет всего
несколько лет, и Лесков разочаруется
в своих надеждах на «истинную веру».
Люди-
типа старгородского протопопа- будут
казаться ему столь же «далекой и милой
сказкой», как наивные плодомасовские
или простодушный силач Ахилла Десницын.
«Очарованный странник» был написан
Лесковым в 1872. В этом же году Лесков
предпринимает поездку по Ладожскому
озеру, давшую ему
фон для рассказа. Полученный
материал Лесков использовал дважды.
Он создал целую серию очерков «
Монашеские острова на Ладожском озере»,
а затем обратился к художественному
произведению. Как всегда, форма
повествования была такой, какая
свойственна только Лескову. Она
предполагала идеального рассказчика
и идеальных слушателей. Лесков
сознательно использует такие
литературные приемы, которые уже давно
разрабатывались до него и в западной
литературе, и в русской. Рассказ Ивана
Флягина о своих приключениях напоминает
и просветительский роман 18 века с его
формой жизнеописания одного лица, и
романы — приключения, столь популярные
в русской литературе 30-х годов 19 века.
Писатель
искал свою форму повествования,
откликаясь не только на литературные
образы. Герой
повести- бывший крепостной. В
сущности, «очарованный странник» Иван
Флягин- это народ, ищущий правды
и справедливости на самых неизведанных
дорогах. Для
писателя он имел непосредственную
связь с другим любимым персонажем-
«Несмертельным Голованом», который в
самую лютую чуму сознательно и
добровольно спасает своих односельчан
от жестокой напасти. Оба
они- и Иван Флягин, и Несмертельный
Голован- из Орловской губернии, где
прошло детство писателя. Лесков, как
всегда, опирается на какие-то личные
впечатления и воспоминания об уездной
русской глуши, в которой попадались
люди, подобные Ивану Флягину. Если
своего «Левшу» писатель сделал под
русский лубок, столь популярный в
простонародье, то «Очарованный
странник» больше напоминает былинный
эпос, герой которого «всю жизнь свою …
погибал,
и никак не мог погибнуть». Лесков
не стремился запечатлеть эту провинциальную
жизнь как сплошное царство мрака и
беззакония. Не умалчивая о тягостных
сторонах этого быта, он выводил на
сцену героев, в которых отражался сам
народный инстинкт, дух народа-
жизнестроителя. Таким и был Иван Флягин,
сын кучера из дворовых графа Каменского
Орловской губернии- жестокого крепостника,
упоминаемого и в других произведениях
Лескова. На жизненном пути Ивана
встречаются тяжелые испытания, но
несмотря на них, остается жив. Иван
Северьянович- натура незаурядная,
страстная. Его поступки сродни человеку
экспансивному, несмотря на мужицкое
обличье и простонародное одеяние.
Еще в юности он спасает княжескую
чету, остановив шестерку взбесившихся
коней на краю пропасти, но в благодарность
получает жестокую порку, «обидев»
любимую барышней кошку. И так будет
складываться вся его дальнейшая жизнь.
Потерпев незаслуженную обиду, он бежит
на юг страны, куда уходили многие
крепостные; затем проходит через новые
испытания, пробуя себя в самых разных
«профессиях»: он на своем месте в
любом положении- может быть и нянькой
при больном ребенке, и опытным ремонтером
по лошадиной части, и лекарем. Лесков
нисколько не идеализирует своего героя.
Сам Флягин не выше сознанием тех обычаев,
среди которых живет, не понимает
смысла некоторых своих поступков, но
всегда выбирает трудную дорогу и
остается неизменным в своей цели- быть
в полном согласии с совестью и долгом.
Праведник Лескова рассказывает о себе,
ничего не скрывая ,- «развязку» с цыганкой
Грушей, и трактирные похождения, и
тягостную жизнь в десятилетнем плену
у татар. Но с ходом повествования все
мелкое и бытовое в герое отходит на
задний план. Действительно, мы видим
сколько страданий перенес Иван, он
рассказывает о своих негативных
поступках, но впечатление о нем
складывается положительное. В конце
повести образ русского странника
вырастает в монументальную фигуру.
Лескову дорого в ней как раз героическое
начало, оно обещало какие-то неизведанные
горизонты в самой судьбе народа. Пройдет
немало десятилетий, и Горький скажет о
произведениях писателя этого цикла:
«… он писал не о мужике, не о нигилисте,
не о помещике, а всегда о русском
человеке, о человеке этой страны. Каждый
его герой- звено в цепи людей, в цепи
поколений, и в каждом рассказе Лескова
вы чувствуете, что его основная дума-
дума не о судьбе лица, а о судьбе России».
Обращение Лескова к новому для русской
литературы герою имело большое
принципиальное значение. Здесь писатель
скоро почувствовал свое расхождение
с людьми, когда-то особенно близкими
ему. Среди них- А. Ф. Писемский, которому
молодой Лесков был обязан поддержкой
в трудные дни. Но теперь он находит
свою дорогу ,и не может не сказать об
этом прямо. Лесков верит в силу народа.
Его герой «праведник» не потому, что
способен на «чудо», не потому, что
возвышается над людьми, отгородившись
от них, а потому, что вместе с ними в
трудную минуту. Он и гибнет, спасая
ближних во время пожара. Голован- в
повести Лескова- назван молоканом,
принадлежащим к одной из сект
распространенных на юге России. По духу
он- свободный христианин, то есть
еретик. Этот духовный тип русского
мыслителя очень привлекал писателя.
По мысли автора, Голован далек от
церковной обрядности, и его добрая,
народная вера напоминала вредные, с
официальной точки зрения, фантазии.
Действительно Голован готов пройти
через все испытания лишь бы спасти
свою деревню. Он действительно был
праведником, но он был далек от церкви
, он был как бы «народным» праведником.
Сам Лесков очень ценил своих
положительных героев и даже противопоставлял
их обличительным картинам русской
жизни, созданным в это время, едва ли не
приуменьшая значение последних. Создавая
свои произведения «о праведниках»,
относящиеся к недавнему прошлому,
Лесков использует приемы документальной
прозы. Как правило, герои его- реальные
люди, жившие в то время, которое очень
интересовало писателя. Но он не следовал
формулярному списку, когда рассказывал
об их жизни, его интересовали типические
черты эпохи, характерные события и
явления, дающие красочное представление
о ней. Рассказы Лескова о праведниках,
живущих в самую глухую пору, и были
такими «живыми впечатлениями» от
ушедшего времени.

  1. Поэтика
    Лескова: жанры, стиль; проблема сказа.
    (+ см. билет 14)

На
начальном этапе своего тв-ва одновременно
с рассказами из крестьянского быта он
создает произведения, посвященные
родовитому русскому дворянству («Старые
годы в селе Плодомасове», 1869; «Захудалый
род», 1874) и провинциальному духовенству
(«Соборяне», 1872). Отвергая узкое
«направленство», Лесков стремится
убедить современников в высокой ценности
исторического опыта каждого сословия,
каждого рода, каждой семьи, пренебрежение
которым, по его мысли, не может не
отозваться обмелением нравственного
уровня русской жизни, опасной нивелировкой
характеров, утратой богатства человеческих
взаимосвязей.

Полемические по
своей идейной концепции, эти произведения
выделяются на фоне современной им
литературы и оригинальностью своей
жанровой формы. Художественные искания
Лескова в этой области отличались
большой степенью теоретической
осознанности. Будучи писателем ярко
выраженного гражданского темперамента,
принимая близко к сердцу боли и скорби
своего времени, он, подобно Щедрину, с
самого начала своей литературной работы
высказывает крайне скептическое
отношение к жанру семейного романа с
любовной интригой, не отвечающего, по
его убеждению, изменившемуся содержанию
русской жизни, в которой общественные
интересы значительно потеснили интересы
частные, личные. Размышляя об этом жанре,
Лесков нередко насмешливо пародирует
его сюжетную формулу, передавая ее
присловьем: «влюбился да женился, или
влюбился да застрелился». Отталкиваясь
от канонического образца, писатель
разрабатывает оригинальный жанр
романа-хроники, в основе которого
оказываются иные — социально-этические
— коллизии.

Защищая в одном из
писем свою излюбленную жанровую форму,
Лесков замечает, что она «живее, или
лучше сказать, истовее рисовки сценами,
в группировке которых и у таких больших
мастеров, как Вальтер Скотт, бывает
видна натяжка, или то, что люди простые
называют: „случается точно, как в
романе“» (10, 452). Именно жанр хроники
позволяет писателю изображать жизнь
человека так, как она идет, — «лентою»,
«развивающейся хартией», не заботясь
о закругленности фабулы и о сосредоточенности
повествования около главного центра.

Позднее, следуя тому
же стремлению изгнать из своих
произведений, сколь это возможно,
литературную условность, еще более
освободиться от влияния книжности,
максимально приблизить повествование
к естественному течению и говору самой
народной жизни, Лесков создает такие
оригинальные жанровые формы, близкие
хронике, как «пейзаж и жанр»,
«рассказ-полубыль», «рассказ-обозрение»,
«рапсодию», обогатившие современную
ему литературу и в значительной степени
подготовившие расцвет свободных жанров
в русской литературе XX в.

Лескова
характеризует то, что он идет от жизненного
факта. «У меня есть наблюдательность,
но у меня мало фантазии и поэтому я
всегда нуждался в живых лицах», — пишет
Лесков в письме. Он очень гордился тем,
что знает народ изнутри, потому что он
много общался с ним, торговал, ловил
рыбу. У него огромный материал жизни, н
насобирал огромное количество фактов.
Огромный задел, и он берет необработанную
жизнь во всей ее простоте, не прилагая
к ней какой-либо систем и теоретических
обоснований. Он иногда опирается на
мелочь, на деталь, на анекдот. Он
подчеркивает достоверность, истинность
описываемого. Во всех произведениях
фигурируют настоящие исторические
лица. Придает рассказам вид воспоминаний,
мемуаров, документального свидетельствования.
«Левша» вся выдумана.

Вводит
в литературу новые типы героев. Упирает
всегда на что-то неожиданное в людях.
Его герои раскрываются в какие-то
привычках и странностях поведения. Люди
в основном берутся из мещан, простых
мужиков, духовенства, сектантов,
ремесленников городских, чудаков, то
есть тех, которые до него не описывали
подробно. «Глубочайшая суть человека
там, где его лучшие симпатии», — говорит
Лесков. Считает, что в человеке есть
четкие ориентиры, которым они не изменяют,
нет на самом деле внутренней двойственности.
Не изменяет человек натуре. Героям
Лескова всегда чужд самоанализ.
Свойственна стихийная вера, загадочность
поступков, они мечтательны, иногда
одержимы идеей, но, в отличие от героев
Достоевского, кроме мечтаний, обладают
активной жизненной позицией, то есть
действительно пытаются изменить что-то,
а не сидеть сложа руки. У Достоевского
есть этюд о картине «Морской созерцатель»
в «Братьях Карамазовых». Эти
созерцания он копит, а потом возможно,
что-то деятельное сделает. В этом образе
удивительно Достоевский и Лесков
сходятся. Чудаков, очарованных миром,
не мыслящих рационально, очень много у
Лескова. Они даже предстают в виде
символических обобщений (герои мифов,
легенд будто бы). Героям свойственна
романтизация как героям не от мира сего.
Они не перестают удивляться миру, они
в антитезе с миром, хотя их открытость
мирозданию сближают их с ним. Для Лескова
сказка и легенда — это мировоззрение,
средство познания мира. Это действительность
пронизана легендой. То, что происходит
в легенде, принадлежит вечности.

Удивителен
язык Лескова. Языком по тонкости его
разработки встает рядом с Буниным,
Тургеневым. Он одинаково вживается в
язык легенды, в язык Гофмана, в язык
документальной хроники, каждый персонаж
говорит у него своим языком. Это не
значит, чт персонаж его индивидуализирован:
язык — отражение среды у писателя.
Воссоздает язык народного рассказа в
первых произведениях. Они построены
как живой рассказ женщины из народа.
Можно просто заслушаться, а не зачитаться
этими словами. Потом он начал с языком
экспериментировать, и «Левша»
написана языком, которым никто никогда
не говорил. Он стилизует под народные
слова фразы. Сочиняет новые слова,
которые никогда не существовали в
народе. В позднем своем творчестве,
например, в «Полуночниках» язык
необыкновенный.

Эксперименты
Лескова с жанром. Старается не повториться
всякий раз. Он называет их так: авторское
признание, биографический очерк,
фантастический рассказ, общественная
заметка, семейная хроника, легендарный
случай, заметки о родовых прозвищах,
краткая трилогия в просонке, отрывки
из юношеских воспоминаниях, рапсодия,
буколическая повесть. Он старается уйти
от классических принципов в литературе.
«Чертовы куклы» — стилизация под
Гофмана. Кроме того, очень разрабатывает
жанр жития («Житие одной бабы»). Его
часто ставят в один рад с Писемским как
знатока провинциальной жизни. Очень
поздно начал свой писательский путь.
Долго являлся журналистом, зарабатывая
написанием заметками о происшествиях.
Написал статью о петербургских пожарах
и очень оплошал в этом. В пожарах обвиняли
студентов-нигилистов. Лесков написал
заметку, в которой трудно найти какую-либо
крамолу, однако, ее восприняли как
клевету на студентов, ведь так или иначе
он первым этот слух озвучил. Тогда
обвинили, что он политический доносчик.
Тогда н разозлился и написал свой роман
«Некуда». В первой очерковой части
он пишет о теории заговоров, передает
свои впечатления от случившегося.
Главным героем оказывается Розанов.
Роман антинигилистический. Потом
появляется роман «На ножах». Злые
нигилисты молятся ножу. Там распространяются
листовки о топорах. Роман вышел очень
удачным, решил больше не писать романов.

Писал
у Каткова в журнале. С ним были полемики.
Несколько позже после скандала с пожаром
стал писать хроники. «Захудалый род»
послужил разрыву с Катковым. Пишет
очерки «Овцебык», «Воительница»,
«Разбойник», в них обращает особое
внимание на национальный русский
характер. Спорит с теми, кто видит в
народе только пьяниц и дураков. Утверждает,
что русский народ очень талантлив,
самобытен. В каждом есть свой особый
талант.

Рассказ Лескова
«Левша», который обычно воспринимается
как явно патриотический, как воспевающий
труд и умение тульских рабочих, далеко
не прост в своей тенденции. Он патриотичен,
но не только… Лесков по каким-то
соображениям снял авторское предисловие,
где указывается, что автора нельзя
отождествлять с рассказчиком. И вопрос
остается без ответа: почему же все умение
тульских кузнецов привело только к тому
результату, что блоха перестала «дансы
танцевать» и «вариации делать»? Ответ,
очевидно, в том, что все искусство
тульских кузнецов поставлено на службу
капризам господ. Это не воспевание
труда, а изображение трагического
положения русских умельцев.

Обратим внимание
еще на один чрезвычайно характерный
прием художественной прозы Лескова —
его пристрастие к особым словечкам-искажениям
в духе народной этимологии и к созданию
загадочных терминов для разных явлений.
Прием этот известен главным образом по
самой популярной повести Лескова «Левша»
и неоднократно исследовался как явление
языкового стиля. Но прием этот никак не
может быть сведен только к стилю — к
балагурству, желанию рассмешить читателя.
Это и прием литературной интриги,
существенный элемент сюжетного построения
его произведений. «Словечки» и «термины»,
искусственно создаваемые в языке
произведений Лескова самыми различными
способами (здесь не только народная
этимология, но и использование местных
выражений, иногда прозвищ и пр.), также
ставят перед читателем загадки, которые
интригуют читателя на промежуточных
этапах развития сюжета. Лесков сообщает
читателю свои термины и загадочные
определения, странные прозвища и пр.
раньше, чем дает читателю материал,
чтобы понять их значение, и именно этим
он придает дополнительный интерес
главной интриге.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Кто такой поэт сочинение
  • Кто такой подросток сочинение
  • Кто такой питер пэн в однажды в сказке
  • Кто такой пимен в рассказе борис годунов
  • Кто такой пешеходов из рассказа сыновья пешеходова