Шурале
В татарской мифологии и фольклоре лесной дух
Содержание
Представляется в виде обросшего волосами мужчины с длинными пальцами, иногда с рогом во лбу, или обнаженной женщины. Боится собак, воды: при встрече с ним нужно бежать к ручью или озеру. Заманивает людей в лесную чащу, может защекотать до смерти.
В одном лесу могут обитать несколько шурале.
Шурале – персонаж многих произведений татарского фольклора. В мифологических рассказах наиболее распространены 3 сюжета.
Первый – о том, как находчивый джигит Былтыр, отправившийся в лес за дровами, перехитрил Шурале: он уговорил его засунуть пальцы в расщеплённое дерево, а затем выбил клин («Былтыр кысты» – «Былтыр защемил»).
Второй сюжет о том, как хозяин лошади, на которой каждую ночь скакал Шурале, поймал его, намазав спину лошади смолой («Шүрәле куаклыгы» – «Кустарник Шурале»).
Третий – как благодаря молитвам муллы, старик, которого Шурале заманил в непроходимую чащу, вышел из леса живым и невредимым («Шүрәле» – «Шурале»).
Шурале можно обмануть, переодев одежду наизнанку («Шүрәлене ничек алдарга» – «Как обмануть Шурале»). Из капли крови Шурале появляются несколько новых Шурале («Шүрәле каргаган авыл» – «Деревня, проклятая Шурале»).
Тема лесного духа воплощена во многих произведениях литературы, живописи, музыки. Наиболее широкую известность получили знаменитая поэма «Шурале» Г.Тукая, иллюстрации к ней Б.И.Урманче, Б.М.Альменова, Ф.Г.Аминова и других, одноименный балет Ф.Яруллина.
Литература
Коблов Я.Д. Мифология казанских татар. Казань, 1910.
Замалетдинов Л.Ш. О мифологической основе сказки «Шурале» // Габдулла Тукай: материалы научной конференции. Казань, 1979.
Татар халык иҗаты: риваятьләр һәм легендалар. Казан, 1987.
Автор – Ф.И.Урманчеев
Кого называют шурале
.
Содержание
- Кто такой шурале
- Внешний вид духа леса
- Повадки и образ в литературе
- Легенды о шурале
- Заключение
Мифологическую сущность, которую часто описывают в татарских сказках, называют шурале. Эта нечисть символизирует дух леса. Он может творить как полезные, так и вредные дела. На его поведение ни в сказках, ни в жизни, люди повлиять не могут.
Кто такой шурале
Шурале — это мифическое создание, которое у татарского народа персонифицирует лесной дух. По поверьям и сказкам он защищает лес и его жителей от бед. Этого персонажа используют в легендах о татарском народе.
Образ лешего характеризуют по-разному. В одних историях — он добрый защитник природы, а в других — жестокий убийца лесных туристов.
Существуют легенды, что шурале озлобился после того, как был обижен людьми. У него отобрали дом и заставили прислуживать лесникам. По поверьям известно, что лесников дух леса защекотал до смерти. С того времени данное событие стали описывать в сказках и рассказах об этой сущности.
Люди со временем пытались задобрить лесного духа дарами:
- сладостями;
- мелкой скотиной;
- инвентарем для леса.
Одно время он не принимал дары, но со временем стал их забирать. Люди даже построили ему дом, вместо того, что лесники когда-то поломали. Но его отношение к человеческому роду не изменилось. И даже сегодня татары стараются не ходить в лес поодиночке, а также продолжают носить духу дары, надеясь на прощение.
Внешний вид духа леса
Создание описывается как существо низкого роста, с горбатой спиной и длинными пальцами на руках. Также он имеет бороду и один рог посередине лба, но короче, чем у единорога. На теле у него шерсть или небольшая щетина темного цвета. Он всегда передвигается с небольшой сумкой, в которой находятся неизвестные вещи.
Шурале в сказках выглядит устрашающе, потому что он представляет в них негативного героя. А в мифологии эта сущность описывается, как старик с горбатой спиной, кожей желтоватого цвета и длинными когтями.
На иллюстрациях к сказкам его рисуют в образе обычного старика со страшной гримасой. Потому что печатать лесного духа таким, какой он есть означало бы повысить интерес к такой загадочной сущности.
Повадки и образ в литературе
В народных сказках часто присутствует такая сущность как шурале — добрый персонаж. Он оберегает лес и животных от охоты и пожаров. А в поверьях и легендах — это обозленная нечисть, которая обитает в глубине леса. Людям, которые его встречают, он загадывает различные загадки.
Если человек их отгадывает, он его отпускает, если нет — начинает щекотать своими длинными, кривыми пальцами. Щекотка продолжается до тех пор, пока человек не умирает от смеха. Мертвого гостя дух забирает в лес, но дальнейшие его действия никому не известны.
Много легенд ходят по миру об этой сущности, но доказательств ее существования на сегодня нет.
Также в славянских преданиях и сказках шурале крадет лошадей из табуна и катается на них. Если у персонажа в этот день было плохое настроение, то он загоняет лошадь до смерти и использует ее тушу, как удобрение деревьям.
Лесной дух боится воды, поэтому все живые существа, которые встречаются у него на пути, пытаются сбежать от него, перепрыгнув через реку. Если же шурале ловили за шалости, то наказывали его, прищемляя его пальцы в дверях.
Подобных историй в сказках описывается большое количество. И после каждого рассказа между читателями споры по поводу поведения персонажей.
Легенды о шурале
Существует несколько историй, в которых говорится о том, что несколько людей своими глазами видели шурале в лесу. Они описывают его так же, как и в поверьях: горбатый мужик с шерстью на теле и рогом на лбу.
Татарский народ верит, что встретить лесного духа может только человек, связанный с лесом. И если он после встречи выйдет из чащи живым — лесной царь простил этого человека из-за его добрых дел по отношению к лесу.
Заключение
Шурале нельзя определить к позитивному или негативному персонажу. Его характер напрямую зависит от читателя. Легенды о нем гласят, что его разозлили люди, а теперь он мстит человеческому роду за их поступок. Задобрить лесного духа пока что никому не удалось.Поверье гласит, что он него можно защититься только старинными амулетами.
Шурале: дитя природы неизвестного происхождения
Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 32-я
Большинству из нас среди персонажей татарской мифологии знакомы разве что Су Анасы да Шурале — сказки Габдуллы Тукая стали для современных татар практически единственным окошком в пантеон древних духов, которых боялись наши предки. Недавно в широкое употребление еще вернулся Убыр, спасибо Наилю Измайлову за одноименную книгу. Есть еще Бичура (женский аналог домовенка Кузи, у нее даже рубаха красная), Убырлы Карчык (двоюродная сестра Бабы-яги), Дию пэрие (нечисть, которая, впрочем, не прочь заключить брак с человеком) и другие маловлиятельные представители нечистой силы. Но самым «распиаренным» и «забрендованным» среди них всех остается Шурале.
Шурале и сказка Тукая
Согласно каноническим представлениям, Шурале — дух леса. Он живет в чащобе, видом страшен, космат, одежды не носит, у него есть рог. По некоторым данным, у него перевернуты ступни ног: пятки смотрят вперед, а пальцы назад. Вид наш герой имеет устрашающий. Вот как писал Тукай:
«До чего он безобразен, поневоле страх берет!
Нос изогнут наподобье рыболовного крючка,
Руки, ноги — словно сучья, устрашат и смельчака
Злобно вспыхивая, очи в черных впадинах горят,
Даже днем, не то что ночью испугает этот взгляд!
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых —
Десять пальцев безобразных, острых, длинных и прямых».
По сказке Тукая, любимое хобби Шурале — убивать людей щекоткой (для этого ему и нужны длинные и умелые пальцы). Но бедняга не слишком-то и умен: джигит-дровосек его обхитрил в два счета, зажав пальцы Шурале в щель бревна. А в ответ на просьбу назвать свое имя представился как Былтыр (в переводе с татарского — В-прошлом-году). И когда соплеменники (да-да, шурале в лесу не один, они живут племенем) спрашивают его, кто его обидел, тот вполне логично отвечает: «Пальцы прищемил В прошлом году». Помощи бедный дух не получает даже от своих соплеменников: «Прищемлен в году минувшем, что ж ты в нынешнем ревешь?»
Интересный факт: Тукай подписывал свои сатирические стихотворения псевдонимом «Шурале». И на это ссылался Наки Исанбет, когда искал в Шурале проявления татарского духа:
- Шурале, как и все татары, обожает лошадей;
- «он вечно радостный, вечный оптимист»;
- бесстрашный, не выдающий своего страха;
- свободолюбивый. В общем, настоящий татарин.
Что умеет Шурале
Татарские народные сказки, в которых фигурирует Шурале, рисуют его как хитрого, бойкого и веселого персонажа. Он этакий недоделанный трикстер, у которого в конечном итоге ничего не получается. Он любит шутить и проказничать. Обожает по ночам воровать лошадей и загонять их чуть ли не насмерть — и деревенские жители его ловят, измазав спину коня смолой. Он боится воды, поэтому от него легко спасаются, перепрыгнув через ручей или войдя в речку (хотя там поджидает Су Анасы).
Венгерский ученый Габор Балинт в 1875 году, татарский просветитель Каюм Насыри в 1880-м, Таип Яхин в сборнике сказок 1900 года издания приводили разные варианты рассказов о Шурале. Одним из этих рассказов и руководствовался Тукай — он, кстати, признавался, что пример взял с Пушкина, который тоже обрабатывал сюжеты народных сказок, услышанные от сказителей.
Есть три самых популярных сюжета о Шурале. Первый — про Былтыра. Второй — о ловле Шурале на смолу. И третий — о том, как дух заманил в непроходимую чащу старика, но тот благодаря молитвам муллы смог выйти из леса живым и невредимым. Как видим, Тукай выбрал самый показательный для того, чтобы продемонстрировать сноровку и ум татарского дровосека. Еще из полезных сведений о Шурале — его можно обмануть, переодев на себе одежду наизнанку, а новые шурале родятся из капель крови старого, причем по несколько штук сразу (гидра, у которой на месте отсеченной головы вырастают две, просто отдыхает по сравнению с татарским лешим). Впрочем, если очень захочется убить этого героя, надо исхитриться добраться до его левой подмышки — там дыра, через которую можно с большим удобством вынуть сердце.
А почему он именно дух леса? Да очень просто. И мусульмане, и христиане — все они когда-то были язычниками. Память тысячелетий не так-то просто вытирается из культурного кода народа. Поэтому подспудные верования в духов и сказания о веселой пантеистической компании разнообразных мелких божеств совершенно естественным образом оставались рядом с татарами вплоть до самой революции. Как и с русскими: сказки про леших и русалок, обрядовые традиции, да ту же Масленицу вспомним — все это вообще не имеет никакого отношения к христианству. А духов почитали каких? Правильно, соответствовавших месту, в котором жили. Есть домовые, есть водяные, а есть и лешие.
Чей Шурале?
Кстати, за него (а в некоторых вариантах даже за нее) с татарами борются башкиры, уверяя, что это чудище принадлежит им. Ссориться, на самом деле, не из-за чего: Шурале есть в сказках обоих народов, просто татарский более популярен. А вот в Башкирии он есть даже в топонимике — там есть Шуралетау (гора Шурале), Шуралекая (скала Шурале) и прочие элементы рельефа, принадлежащие неутомимому лесному духу.
У башкир шурале вполне может быть женщиной — самых красивых ловили уже известным нам способом, на смолу, и выдавали замуж за человеческих джигитов. Дети, говорят, удивительные получались, есть даже деревни, население которых пошло от таких вот «близкородственных скрещиваний». Но красавиц среди шурале немного — к примеру, в башкирских поверьях говорится, что у них такие длинные груди, что они на бегу закидывают их за спину. Кстати, этот же физкультурный прием использовали и русалки в славянских поверьях — ведь бледными загадочными красавицами их представляли далеко не всегда и не везде. Впрочем, не будем отвлекаться от шурале.
Чей же он на самом деле? Есть версия, что татары и башкиры позаимствовали Шурале от своих ближайших финно-угорских соседей — удмуртов и марийцев. А те, в свою очередь, возможно, переняли его прообраз от других народов: ведь и в Сибири, и в Восточной Европе, и на арабском Востоке верили когда-то в половинников. Эти существа называются у всех народов по-разному, но характеризуются тем, что у них только один глаз, одна рука, один рог и половина души. Они смешливые, щекочут скот и людей до смерти (узнаем брата Шурале!). Злой лесной дух смеялся или «гукал» как сова — и недаром, кстати, на юге Удмуртии словом «шурали» или «урали» называется филин. Марийцы сову и филина называют «шур-лочо». А в старочувашском языке было слово «сурали» — оно обозначало человека, в которого вселился черт-половинник (он назывался сура).
Корень «сур-»/«шур-» некоторые исследователи объединяют со славянским «чур». Согласно разным лингвистическим и этнографическим теориям, «чуры» — это духи предков у славян. Отсюда и восклицание «Чур меня» — из него, скорее всего, выпало слово «храни», то есть изначально это была просьба от человека к чуру, к предку — «охрани меня, пожалуйста, уважаемый прадедушка». А ввиду взаимопроникновения языков разных народов славянский потусторонний персонаж чур мог превратиться в чувашского половинника сура и духов леса марийцев и удмуртов — шуров. Тут-то его и «подрезали» наши татарские предки, а поскольку Шурале антропоморфный, он вполне может быть как раз тем самым человеком, в которого вселился черт-половинник.
Есть версия о том, что Шурале возник на булгарской базе и потом от них перешел к татарам Поволжья, от которых, в свою очередь, его переняли мари, чуваши и башкиры. Впрочем, башкирские исследователи утверждают, что это лесное чудище пришло к ним от далеких иранских предков, а татары переняли его и узурпировали.
Так что на вопрос о том, чей Шурале, мы доподлинно ответить точно не можем. Скажем так, общий, причем пришедший из доисламских времен. Но сказка Тукая сделала свое литературное дело, и теперь Шурале прочно воспринимается за пределами республики как чисто татарский персонаж.
Шурале после Тукая
Конечно, Тукай открыл Шурале длинный и светлый путь в татарское искусство. В этом ряду прежде всего невозможно не упомянуть первый татарский балет Фарида Яруллина — он как раз о нашем лесном духе. Либретто писал Ахмет Файзи. Балет «Шурале» должен был быть впервые поставлен в августе 1941 года в Москве, во время декады татарской литературы и искусства. Но он предстал перед зрителями гораздо позже. Балетмейстер Леонид Якобсон, тяготевший к классической балетной школе, решительно переработал либретто, выкинув из него множество национальных мотивов и усилив социальную составляющую. Файзи хотел сохранить фольклорность и национальный колорит, Якобсон стремился сделать «Лебединое озеро». В результате, когда Файзи заболел, Якобсон своего добился. В представленном 15 февраля 1941 года варианте либретто получилось концентрированное сценическое действие: стройная драматургия сценария, классический балет. Но национальную самобытность балетмейстер практически уничтожил, на что указывал и Муса Джалиль, который был завлитом Оперного театра: «Образы, названные Якобсоном Былтыр и Шурале, не рисуют перед нами тех героев, которые знакомы нам из народных сказок и произведений Тукая. Шурале представлен злым демоном и скорее напоминает другой мифический образ — Дию». Зато музыка у Яруллина получилась глубокая и своеобразная. Премьера состоялась только 12 марта 1945 года — через полтора года после гибели композитора на фронте…
Есть и зримые образы Шурале. В первую очередь упомянем Баки Урманче, который создал канонические иллюстрации к тукаевской сказке. Можно встретить лесного духа и на улицах Казани. Своеобразный барельеф с его изображением (довольно скорбного вида, надо сказать) есть в декоре кукольного театра. А на площади перед театром Камала стоит скульптура «Загадки Шурале» — подарок городу от одной из телекоммуникационных компаний. Здесь Шурале выглядит почти как вполне симпатичный веселый человек. Отличается только рогом (одним, как и положено), полным отсутствием одежды и наличием некоторого количества шерсти. Асия Миннуллина, автор композиции, объясняла: «Он дитя природы, он же голый, лишь чуть-чуть прикрыт шерстью. Он «голый» и перед людьми, но при этом искренний, доверчивый — каждый может обидеть его». Есть байка о том, что один из высокопоставленных городских чиновников даже с проверкой приезжал перед открытием памятника — инспектировал, нет ли случайно у Шурале ничего срамного в зоне прямой видимости, не станет ли лесной дух в авангарде эксгибиционизма прямо на площади у национального театра. Обошлось, ничего у Шурале не видно.
Кстати, образ Шурале как «дитя природы» сегодня облекается в новые идеи (экологичность сознания, бережное отношение к окружающей среде, сохранение видового разнообразия, если можно так сказать). Но и сам Тукай, похоже относился к нему с иронической любовью — Шурале в его интерпретации не однозначно отрицательный персонаж, он очеловеченный. Художник Ахсан Фатхутдинов в 1986—1993 годах создал серию более чем из 50 живописных работ, в которых показал Шурале именно с этой стороны — он живой, его надо беречь, он хранитель родной земли и этнический символ народа. Например, картина «В лунную ночь» — два шурале тревожно вглядываются в огни ночного города…
Людмила Губаева
ОбществоКультура Татарстан
«Портрет» Шурале на фасаде Татарского государственного театра кукол «Экият» в Казани
Шурале́ (тат. шүрәле, также у татар известен как урман иясе, у башкир как ярымтыҡ[1]) — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса.
Внешний вид и повадки
Обычно описывается как низкорослое, горбатое, с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей. Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.
По сказкам также известно, что он любил ездить на лошадях, имел семью. Не имеет мозгов.
Образ в литературе
Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая «Шурале», а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.
По третьему тому спорного по достоверности произведения «Джагфар тарихы», припысываемому Бахши Иману, Шурале считается божеством-трикстером:
… Шурале (сын Тама и Улят) — дух засухи и смерти… Шурале позднее стали называть Шайтаном (Дьяволом)… Тангра сотворил только Невидимый мир, а весь Видимый мир и человека сотворил с его разрешения Шурале. Только душа у человека сотворена Тангрой. Для того, чтобы эти души после смерти человека смогли подняться в Небо, к Тангре, и получить от Творца вечное блаженство в Невидимом Мире, надо полностью отказаться от всего плотского и сохранять полное равенство между людьми. Не должно быть подчинения одного другому, государства, чиновников, войска, зависти, денег, богатства и бедности, личного имущества. Даже жены должны быть общими. Не должно быть также никаких руководителей молитв (священников), зданий для молитв и обязательных символов Тангры, ибо каждый обязан молиться Тангре сам, где угодно и без всяких условностей, а не поручать моления неизвестным людям — возможным грешникам (молитвы которых недействительны из-за их преступлений). Маджары запрещали войны во имя правителей и убийства животных, у которых не было неравенства, но убивали богатых и вешали кам-боянов, говоря: «Если вы — очень уж выдающиеся, смышленые и всезнающие — то служите самому Тангре, а не слугам Шурале!» Маджары говорили: «Хорош только непрерывно жертвующий [во имя других]. Отсюда — их название «Маджары» — «жертвенные». «А наши аристократы называли Маджаров «ельбегенами», «грачами» и «айярами».
— Бахши Иман «Джагфар Тарихы», том 3
Топонимика
Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах в горных районах Башкортостана, преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале».
См. также
- Арзюри — чувашский аналог
- Пицен — сибирскотатарский аналог
- Леший — славянский аналог
- Эбэдэ
Примечания
- ↑ Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. — М., Советская энциклопедия, 1992 г. — т.2
Ссылки
- Айгуль Габаши, «ШУРАЛЕ», журнал «Татарский мир» № 3, 2005
Но постой, я замечтался… Вот бумага на столе…
Я ведь рассказать собрался о проделках шурале.
Г. Тукай «Шурале»
В Казани, возле театра им. Камала скультурная композиция «Загадки Шурале».
Шурале — известный персонаж татарских и башкирских сказок. Что-то типа лешего, который щекочет своими длинными пальцами до смерти одиноких путников в лесу.
Как сейчас бы сказали, «культовый» татарский поэт Габдулла Тукай написал стихотворение «Шурале» по мотивам народных сказок. Я прекрасно помню ее с детства.
Юноша-дровосек встретил в лесу хитрого шурале.
Смотрит — и глазам не верит. Кто же это? Человек?
Джинн, разбойник или призрак этот скрюченный урод?
Шурале -классический «трикстер» — божество, бес, человек или антропоморфное животное, совершающее «хулиганство» или, во всяком случае, не подчиняющееся общим правилам поведения. Как правило, является антиподом героя, антигероем.
Он похож на человека, очень тонкий и нагой,
Узкий лоб украшен рогом в палец наш величиной.
У него же в пол-аршина пальцы на руках кривых,-
Десять пальцев безобразных, острых, длинных
и прямых.
Юноша не боится, но и не лезет на рожон.
И в глаза уроду глядя, что зажглись, как два огня,
Дровосек спросил отважно: «Что ты хочешь от меня?»
Я хочу сыграть с тобой в игру(с)
Каждый палец приспособлен, чтобы злее щекотать,
Убиваю человека, заставляя хохотать.
Ну-ка пальцами своими, братец мой, пошевели,
Поиграй со мной в щекотку и меня развесели!
Ключевой момент для понимание татарского менталитета.
Джигит не вступает в открытую борьбу с превосходяшим его противником.
Как поступил, возможно, бы богатырь из русских сказок. Он берет смекалкой.
«Хорошо, я поиграю,- дровосек ему в ответ, Только при одном условье…
Дух лесной! Давай сначала поработаем вдвоем,
На арбу с тобою вместе мы бревно перенесем.
Щель большую ты заметил на другом конце бревна?
Там держи бревно покрепче, сила вся твоя нужна!..
Клин клином вышибают.
На указанное место покосился шурале.
И, джигиту не переча, согласился шурале.
Пальцы длинные, прямые положил ом в пасть бревна…
Мудрецы! Простая хитрость дровосека вам видна?
Клин, заранее заткнутый, выбивает топором,
Выбивая, выполняет ловкий замысел тайком. —
Шурале не шелохнется, не пошевельнет рукой,
Он стоит, не понимая умной выдумки людской.
Шах и мат, шурале!
Вот и вылетел со свистом толстый клин, исчез во мгле…
Прищемились и остались в щели пальцы шурале.
Щурале обман .увидел, шурале вопит, орет.
Он зовет на помощь братьев, он зовет лесной народ.
С покаянною мольбою он джигиту говорит: ,
«Сжалься, сжалься надо мною! Отпусти меня, джигит!
Иван Грозный, в 16 веке победил Казанское ханство, которое вошло в состав России.
С тех пор татары не предпринимали активных восстаний. Однака, они поняли, что своих целей и благополучия можно добиваться другими, менее радикальными, но более эффективными способами.
Президент Татарстана Минтемир Шаймиев , как и лидеры многих регионов, когда-то сумел взял суверинетат сколько мог. Однако, Татарстан, в отличие от других регионов затем не растерял республиканскую собственность, но и приумножил.
Все главные активы — нефть, нефтехимия, энергетика, принадлежат собствтенникам внутри республики, а не «москвичам»
Кроме того, здесь научились работать с большими федеральными проектами, которые являются локомотивами экономики. Отработав технологию на реконструкции ветхого жилья, Тысячелетии Казани, далее Универсиада, потом уже не могут останвоится и делают Иннополис. Это один из регионов , где по настоящему работает электронное правительство.
Зачем клянчить у федералов деньги, если можно придумать так, что Москва сама попросит взять, да и еще в пример другим будет ставить?:)
Татарский джигит, притворяющийся простачком, не стал спорить и драться, а прищемил Шурале пальцы.
Скульптурная композиция «Загадки Шурале» подарена компанией МегаФон городу Казань в августе 2011 года
Официальные партнеры проекта «Экспедиция Волга»
Связь и мобильный интернет Автомобильное топливо Atum Музыкальная радиостанция Общественная организация
Шурале |
---|
Мозаика на станции метро «Площадь Тукая (b) » в Казанском метрополитене |
Медиафайлы на Викискладе |
Шурале́ (башк. (b) шүрәле, тат. (b) шүрәле, şüräle, также у татар известен как урман иясе, urman iyäse, и у башкир — как ярымтыҡ, yarımtıq[1]) — антропоморфное мифическое существо татарских и башкирских сказок, персонификация духа леса. Образ шурале близок к сатирам (b) и лешим (b) .
Внешний вид и повадки
Обычно описывается как низкорослое, горбатое существо с длинными тонкими пальцами, длинными ногами, бородой и небольшим рогом на лбу. Убивает людей щекоткой. Отбивает лошадей от табуна и катается на них, может загнать лошадь до смерти. Шурале ловят, смазывая спину лошади смолой. Шурале боится воды, поэтому от него спасаются, перепрыгнув через речку или ручей.
Герои сказок также обманывают Шурале, защемив ему пальцы в щель в дереве.
Образ в литературе
Шурале — герой поэмы Габдуллы Тукая (b) «Шурале (b) », а также персонаж ряда татарских и башкирских сказок.
Топонимика
Компонент «шурале» встречается в нескольких оронимах (b) и топонимах во многих районах Башкортостана (b) , преимущественно в форме Шуралетау «гора Шурале» и Шуралекая «скала Шурале», «речка Шурале».
См. также
- Арзюри (b) — чувашский аналог
- Пицен (b) — сибирско-татарский аналог
- Леший (b) — славянский аналог
- Милон Кротонский (b) — прототип зажимания пальцев
Примечания
- ↑ Мифы народов мира/под ред. Токарева С. А. — М., Советская энциклопедия, 1992 г. — т.2
Литература
- Башҡорт халыҡ ижады. Риүәйәттәр, легендалар. — Өфө, 1980.
- Башҡорт халыҡ ижады. 1‑се т. Йола фольклоры. — Өфө, 1995.
- Сулейманова М. Н. Доисламские верования и обряды башкир. — Уфа, 2005.
Ссылки
- Аминев З. Г. Шурале // Башкирская энциклопедия (b) / гл. ред. М. А. Ильгамов (b) . — Уфа : ГАУН «Башкирская энциклопедия (b) », 2015—2020. — ISBN 978-5-88185-306-8.
- Памятник Шурале в Казани: история создания
- Айгуль Габаши, «ШУРАЛЕ», журнал «Татарский мир» № 3, 2005
Происхождение шурале
.
Содержание
- Внешний вид шурале
- Повадки шурале
- Легенда о шурале
- Шурале в мифологии и литературе
- Заключение
Национальный колорит страны во многом предопределяется фольклором народа — сказкими, мифами и песнями. Герои, обладающие храбростью, смелостью, решительностью и упорством, встречаются в культуре многих народов мира. Часто они похожи между собой, но изображаются с учетом определенных национальных особенностей. Самым популярным героем татарских сказок является шурале.
Внешний вид шурале
Жителя леса, который является национальным символом сказок Татарстана, знают все с самого детства. При воспоминании о татарском фольклоре, сложно вспомнить более известного героя.
Во время народных гуляний он обязательный участник. Образы шурале вы можете увидеть и в парке, и в сквере, и в сувенирной лавке. Тайна происхождения этого мифического создания кроется в мифах и народных поверьях Татарстана.
Шурале — это лесной дух (леший), часто упоминающийся как в фольклоре Татарстана, так и Башкирии.
Этот термин произошел от древнего названия одного бога. В татарском языке есть и иные толкования этимологии этого слова. Сначала считалось, что шурале — половинник, затем — леший, оборотень. Время шло, вера в язычество угасала, люди стали увереннее и перестали верить в мистику. Злобный дух леса, обладающий мистическими способностями и наводящий на людей ужас, стал образом нерадивого, наивного, доверчивого и совсем не злого существа. У татар известен как ураман, а у башкир — как ярымтык.
У разных народов внешний облик этого создания отличается.
- Татары его описывают как волосатого мужчину с небольшим рогом на лбу, но встречаются сведения, что дух леса — это особь женского пола с грудью, закинутой на спину.
- В преданиях Башкирии указывается, что популярный татарский герой сказок выглядит как человекоподобное горбатое существо низкого роста, которое имеет длинные тонкие пальцы, бороду и рог на голове.
Повадки шурале
Мифическая тварь охотится, занимается верховой ездой. Некоторые из сказок Башкирии уверяют, что эти лесные духи даже обзаводятся семьей, поэтому возможность проживания нескольких особей на одной территории не исключается. От брака обычного человека с дочкой шурале возникает новый род («шайтан-кудей»).
Дух леса специально:
- заводит людей в чащу;
- сбивает с верного пути;
- щекочет до смерти;
- часто уводит лошадей из табуна и загоняет насмерть.
Спастись от существа сможете только одним способом: перепрыгнув через ручей. Ураман опасается воды. Поймать его можно, намазав спину лошади смолой или прищемив его пальцы в щели в дереве.
Легенда о шурале
Однажды в зимний погожий денек решил дровосек Былтыр поехать в лес. Начал он рубить дрова, а тут откуда ни возьмись появился шурале. Стал лесной дух мешать человеку.
Некогда было резвиться Былтыру, не до игр ему. Вот он и сказал об этом лешему. Тогда разозлился шурале и пообещал, что не выпустит мужчину из лесу. Тут и понял дровосек, что не выбраться ему из лесной чащи.
Согласился он поиграть с лесным духом. Былтыр решил воспользоваться хитростью: попросил засунуть шурале пальцы в щель, чтобы не защемилась колода. Тогда и обманул лешего. Пообещал он ударить по колоде последний раз, да не выполнил своего обещания. Просто вытащил топор, а пальцы лешего так и остались защемлены в колоде. Быстро собрав нарубленные дрова, дровосек скрылся в лесу.
Поднял шурале такой крик на весь лес. Собрались все лесные духи и начали выяснять, что да как случилось. Подняли они на смех лешего. Так и таскает с собой эту колоду нерадивый шурале и проклинает Былтыра, прищемившего ему пальцы.
Шурале в мифологии и литературе
Прототип этого мифического существа встречается не только в татарском фольклоре, но и в мифах многих народов.
Известный театровед и искусствовед Казани Айгуль Габаши в своих трудах рассказывает про образ шурале, созданный народом. Он стал героем великолепной сказочной поэмы величайшего классика татарской литературы «Шурале» Габдуллы Тукая, а также первого балета в Татарстане «Шурале» композитора Фарида Яруллина.
Лесной дух — персонаж творений многих графиков, живописцев, скульпторов, мастеров других видов искусств. Образ этого мифического создания нашел воплощение в театрализованных и драматических спектаклях.
Заключение
Шурале является частью национального колорита Татарстана и занимает значимое место в татарском фольклоре. Загадки, тайны происхождения и появления этого мифического существа не раскрыты и доныне, но образ озерного лесного духа существует в нашей памяти и сейчас.
Лохматый, с рогом, щекотал, застрял в бревне. Это классический набор фактов о шурале, которые все знают благодаря Тукаю. Он сделал из него суперзвезду и самым узнаваемым татарским персонажем. Мы предлагаем пойти дальше истории с застрявшими пальцами и познакомиться с шурале поближе.
Кто это вообще такой, как он заманивал жертв в лес и почему его ни в коем случае нельзя убивать?
Для начала: у шурале были длиннющие груди
Шурале — человекоподобный аналог русского лешего, только орудовал он в татарских лесах. Заманивал к себе и щекотал до смерти. Такие вот странные наклонности. Еще любил украсть самого хорошего коня и скакать на нем до тех пор, пока тот не отбросит копыта.
В фантазиях татар шурале был не совсем таким, каким его рисуют в сказках. Иллюстраторы утаили одну важную деталь — видимо, чтобы не травмировать детскую психику: у шурале были длинные груди. Настолько длинные, что он закидывал их за плечи. Спасибо за эти чудесные подробности Каюму Насыри, бережно собиравшему татарский фольклор.
Тукай в своей поэме тоже прошелся по внешности шурале. Про груди писать не стал, а в остальном не церемонился: «скрюченный урод», «безобразен», «нос изогнут», «руки, ноги — точно сучья», «десять пальцев безобразных».
В общем, совсем не красавчик, да еще и любящий убивать. Понятно, почему все боялись встретиться с ним в лесу.
Предлагал всем сыграть в кытыклы-мытыклы
Шурале заманивал людей в дремучий лес в лучших традициях американских ужастиков. Из глуши звучал таинственный голос — и человек шел за ним все дальше и дальше, пока не заблудится.
При встрече татарский леший мог притвориться заплутавшим путником и кем-нибудь еще. Иногда просил о помощи, иногда плакал, иногда шутил и смеялся — то есть к каждому находил свой подход. Всем потенциальным жертвам шурале предлагал играть в кытыклы-мытыклы.
«Увидит человека, бежит за ним и еще издали кричит: “Кытый-кытый уйныйык” (“Давай в щекотку играть”). Игра эта — очень опасная. Сколько бы человек ни кричал, ни умолял о пощаде, шурале не перестанет его щекотать до тех пор, пока человек не умрет», — писал исследователь татарской мифологии Яков Коблов.
На вопросы шурале никогда не отвечал, но сам любил спрашивать. Зубы человека были для него как красная тряпка для быка: как только он их видел — все, сразу же начинал щекотать до смерти.
Убивать его нельзя. Иначе — проклятие
Шурале, конечно, сильный и опасный, но его можно победить — хитростью и смекалкой. Вот два самых известных способа, придуманных татарским народом:
1. Нужно бежать к ручью/реке и перебраться на другой берег. Шурале дико боится воды и за вами не полезет. Он спросит: «Где начало речки?» Тут его нужно обмануть и показать другую сторону. Главное — не перепутать, иначе он легко оббежит речку. Наш вариант: вообще не вступать с ним в диалог.
2. Способ, описанный Тукаем. Человек предлагает шурале засунуть пальцы в щель бревна, выбивает клин, а дальше вы все знаете. Его пальцы застревают, а вы убегаете.
Но что нельзя делать ни в коем случае, так это убивать чудовище. Легенда гласит: были деревни, жители которых ловили шурале, а потом сжигали или забивали палками. Так вот, после этого они были прокляты и влачили жалкое существование. Поэтому когда татары видели бедную деревню, обычно говорили: «Шурале каргаган» («Шурале проклял»).
***
Шурале — не единственное харизматичное существо татарской мифологии с интересными хобби. Слышали ли вы когда-нибудь о таких персонажах, как человек-облако, уй-ияси, убыр или бичура? Бичура, к примеру, любит шутить над людьми, но если ей испортить настроение, то не против кого-нибудь придушить.
В общем, подробнее о татарских мистических существах читайте здесь и здесь.