Кто такой сивка бурка из сказки

Авторы страницы

Команда Мистическая пятерка

Эмблема МистическаяПятерка.jpg

Сивка-Бурка

Изображение

Скачанные файлы.jpg

Источник изображения: Сивка-Бурка

Этимология

Что означает название существа?
На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона… По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш» — 1. идти, ехать иноходью; 2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне); 3. скакать (ЭСТЯ1). То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка. Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной. Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом. Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой. Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — «дикая»), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

Внешний вид

Сивка-бурка, вещая каурка – каноничный персонаж-помощник в русских народных волшебных сказках; родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира — в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А, возможно, такое появление коня связано с тем, что он воплощает собой образ грозовой тучи: тёмный цвет, серебристый отблеск схож с мерцанием молнии, способность летать по небу, грохот при появлении. Нам остаётся только догадываться по косвенным «уликам», найденных в источниках, как воспринимали наши предки окружающую их природу в те далёкие времена и кого с чем ассоциировали.

Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади.

Встречается и такое описание Сивки-Бурки — » одна шерстинка серебряная, другая золотая «.

Происхождение

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью – царством людей.Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану.
Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.

Место обитания

Обитатель загробного мира.

Родственники

Конёк-Горбунок — волшебный конь в одноименной сказке П.Ершова.

Особенности характера и привычки

Преданный, исполнительный, умный, сильный, благородный, волшебный, свободолюбивый конь.

Интересы

Конь, дающий советы своему хозяину и обладающий чудесным свойством изменять внешний вид и одежду хозяина, а также переносить его по воздуху в нужное место. Получается, что интересом Сивки-Бурки было беззаветное служение своему хозяину.

Друзья

Иван — хозяин Сивки-Бурки.

Враги

Нет врагов.

Характерные фразы, цитаты

«Конь бежит — земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом, из заду головешки валятся..»

«Встань(стань) передо мной, как лист перед травой…»

«Сивка-Бурка, вещий каурка…»

«Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не смог сбросить…»

Образ в искусстве

  • Сивка-Бурка

  • Иллюстрация Б.А.Диодорова

  • Картина В.М.Васнецова

  • Иллюстрация Э.С.Кочергина

  • Иллюстрация Э.С.Кочергина

Источники изображений:

Николай Кочергин иллюстратор русских сказок

Описание картины Виктора Васнецова «Сивка бурка»

«Сивка-Бурка» с илл. Б. Диодорова

Картинки к русской народной сказке «Сивка -бурка»

«Сивка-Бурка»: песня в исполнении М. Боярского

Произведения, в которых встречается существо

Образ Сивки-Бурки встречается в нескольких вариантах сказок:

«Сивка-Бурка»: русская народная сказка,

«Сивка-Бурка,вещий воронко»,

«Сивка-Бурка»(в обработке А.Н.Толстого),

«Сивка-Бурка» от Прасковьи Николаевны Замолиной,

П.П.Ершов «Конёк-Горбунок»

Фильмография

«Сивка-Бурка»: видеосказка

Похожие существа в мифах других народов, сказках, фантастических произведениях

Арион — в древнегреческой мифологии конь.

Гуллфакси — волшебный конь с золотой гривой в скандинавской мифологии.

Грани — волшебный конь из скандинавской мифологии, принадлежавший легендарному герою Зигфриду.

Свадильфари— жеребец в скандинавской мифологии.

Скинфакси и Хримфакси -кони Дагра, бога дня, и его матери Нотт, богини ночи (скандинавская мифология). Имена Скинфакси и Хримфакси означают «сияющая грива» и «покрытая инеем грива».

Творческая работа

Инфографика Команда Мистическая пятерка.jpeg

Инфографика команды Мистическая пятерка

Создала Карпычева Софья, загрузила —Варвара Сергеева 14:06, 21 апреля 2016 (GMT-6)

Список использованных источников

  • Откуда родом Сивка-Бурка?
  • «Сказка — быль…»
  • Славянская мифология
  • Сивка-бурка
  • Арион. Гуллфакси. Грани. Свадильфари. Скинфакси и Хримфакси.

СИВКА-БУРКА — один из полуконей-берегинь, помогающих человеку. Обладает необычными способностями и возможностями, понимает человеческую речь, разбирается в делах людских, различая дела добрые и дела злые, и верно служит свою службу, помогая победе добра, вознаграждает Ивана за его честность и скромность. Влезет в его правое ухо Иванушка-дурачок, а из левого вылезет добрый молодец — и красотой, и одеждой, и умом — всем на зависть. А где ума все же не хватает, там Сивка-бурка подскажет. И конечно же, этот конь необычной красоты и силы: одна шерстинка у него серебряная, другая — золотая; когда он бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

sivka-burka

На свист богатырской,
На крик молодецкой,
Откуда ни возьмется
Конь сиво-бурой.
И сиво-коурой.
Где конь побежит,
Там земля задрожит,
А где конь полетит,
Там весь лес зашумит.
На полете конь из рта
Пламенем пышет;
Из черных ноздрей
Светлые искры бросает;
И дым из ушей
Как трубами пускает.
Подымается конь
Выше темнова лесу
К густым облакам.
Он и холмы и горы
Меж ног пропускает;
Поля и дубравы
Хвостом устилает;
Бежит и летит
По землям, по морям,
По далеким краям.

Кто написал сказку «Сивка — Бурка»

У сказки как произведения нет автора, это народное творчество. В печаных изданиях текст сказки можно встретить в обработке А.Толстого, М.А. Булатова и А.Н.Афанасьева. У последнего автора сборки сказок произведение называется «Сивко Бурка»

Текст сказки «Сивка-бурка» в обработке М.А. Булатова

Жил-был старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой-дурачком звали.

Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто-то ту пшеницу мять да топтать.

Вот старик и говорит сыновьям:

— Милые мои дети! Стерегите пшеницу каждую ночь по очереди, поймайте вора!

Настала первая ночь.

Отправился старший сын пшеницу стеречь, да захотелось ему спать. Забрался он на сеновал и проспал до утра.

Приходит утром домой и говорит:

— Всю-то ночь я не спал, пшеницу стерег! Иззяб весь, а вора не видал.

На вторую ночь пошел средний сын. И он всю ночь проспал на сеновале.

На третью ночь приходит черед Иванушке-дурачку идти.

Положил он пирог за пазуху, взял веревку и пошел. Пришел в поле, сел на камень. Сидит не спит, пирог жует, вора дожидается.

В самую полночь прискакал на пшеницу конь — одна шерстинка серебряная, другая золотая; бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

И стал тот конь пшеницу есть. Не столько ест, сколько копытами топчет.

Подкрался Иванушка к коню и разом накинул ему на шею веревку.

Рванулся конь изо всех сил — не тут-то было! Иванушка вскочил на него ловко и ухватился крепко за гриву.

Уж конь носил-носил его по чисту полю, скакал-скакал — не мог сбросить!

Стал конь просить Иванушку:

— Отпусти ты меня, Иванушка, на волю! Я тебе за это великую службу сослужу.

— Хорошо, — отвечает Иванушка, — отпущу, да как я тебя потом найду?

— А ты выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом, гаркни богатырским покриком: «Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — я тут и буду.

Отпустил Иванушка коня и взял с него обещание пшеницы никогда больше не есть и не топтать.

Пришел Иванушка поутру домой.

— Ну, рассказывай, что ты там видел? — спрашивают братья.

— Поймал я, — говорит Иванушка, — коня — одна шерстинка серебряная, другая золотая.

— А где же конь?

— Да он обещал больше не ходить в пшеницу, вот я его и отпустил.

Не поверили Иванушке братья, посмеялись над ним вволю. Да только уж с этой ночи и вправду никто пшеницы не трогал…

Скоро после того разослал царь гонцов по всем деревням, по всем городам клич кликать:

— Собирайтесь, бояре да дворяне, купцы да простые крестьяне, к царю на двор. Сидит царская дочь Елена Прекрасная в своем высоком тереме у окошка. Кто на коне до царевны доскочит да с ее руки золотой перстень снимет, за того она и замуж пойдет!

Вот в указанный день собираются братья ехать к царскому двору — не затем, чтобы самим скакать, а хоть на других посмотреть. А Иванушка с ними просится:

— Братцы, дайте мне хоть какую-нибудь лошаденку, и я поеду посмотрю на Елену Прекрасную!

— Куда тебе, дурню! Людей, что ли, хочешь смешить? Сиди себе на печи да золу пересыпай!

Уехали братья, а Иванушка-дурачок и говорит братниным женам:

— Дайте мне лукошко, я хоть в лес пойду — грибов наберу!

Взял лукошко и пошел, будто грибы собирать.

Вышел Иванушка в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко под куст бросил, а сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

— Что угодно, Иванушка?

— Хочу посмотреть на царскую дочь Елену Прекрасную! — отвечает Иванушка.

— Ну, влезай ко мне в правое ухо, в левое вылезай!

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез — и стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать, ни пером описать! Сел на Сивку-бурку и поскакал прямо к городу.

Нагнал он по дороге своих братьев, проскакал мимо них, пылью дорожной осыпал.

Прискакал Иванушка на площадь — прямо к царскому дворцу. Смотрит — народу видимо-невидимо, а в высоком терему, у окна, сидит царевна Елена Прекрасная. На руке у нее перстень сверкает — цены ему нет! А собою она красавица из красавиц.

Глядят все на Елену Прекрасную, а никто не решается до нее доскочить: никому нет охоты шею себе ломать.

Ударил тут Иванушка Сивку-бурку по крутым бокам… Фыркнул конь, заржал, прыгнул — только на три бревна до царевны не допрыгнул.

Удивился народ, а Иванушка повернул Сивку и ускакал.

Кричат все:

— Кто таков? Кто таков?

А Иванушки уж и след простыл. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.

Примчался Иванушка в чистое поле, соскочил с коня, влез ему в левое ухо, а в правое вылез и стал по-прежнему Иванушкой-дурачком.

Отпустил он Сивку-бурку, набрал полное лукошко мухоморов и принес домой:

— Эва, какие грибки хорошие!

Рассердились братнины жены на Иванушку и давай его ругать:

— Какие ты, дурень, грибы принес? Только тебе одному их есть!

Усмехнулся Иванушка, забрался на печь и сидит.

Воротились домой братья и рассказывают женам, что они в городе видели:

— Ну, хозяйки, какой молодец к царю приезжал! Такого мы сроду не видывали. До царевны только на три бревна не доскочил.

А Иванушка лежит на печи да посмеивается:

— Братцы родные, а не я ли это там был?

— Куда тебе, дурню, там быть! Сиди уж на печи да мух лови!

На другой день старшие братья снова в город поехали, а Иванушка взял лукошко и пошел за грибами.

Вышел в чистое поле, в широкое раздолье, лукошко бросил, сам свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Влез Иванушка Сивке-бурке в правое ухо, а в левое вылез и стал молодец молодцом. Вскочил на коня и поскакал ко двору.

Видит — на площади народу еще больше прежнего. Все на царевну любуются, а скакать никто и не думает: боятся шею себе сломать!

Ударил тут Иванушка своего коня по крутым бокам. Заржал Сивка-бурка, прыгнул — только на два бревна до царевнина окна не достал.

Поворотил Иванушка Сивку и ускакал. Видели, откуда прискакал, не видели, куда ускакал.

А Иванушка уже в чистом поле.

Отпустил Сивку-бурку, а сам пошел домой. Сел на печь, сидит, дожидается братьев.

Приезжают братья домой и рассказывают:

— Ну, хозяйки, тот же молодец опять приезжал! Не доскочил до царевны только на два бревна.

Иванушка и говорит им:

— Братцы, а не я ли это там был?

— Сиди, дурень, помалкивай!..

На третий день братья снова собираются ехать, а Иванушка говорит:

— Дайте мне хоть плохонькую лошаденку: поеду и я с вами!

— Сиди, дурень, дома! Только тебя там и не хватает!

Сказали и уехали.

Иванушка вышел в чистое поле, в широкое раздолье, свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком:

— Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!

Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.

Влез Иванушка коню в правое ухо, а в левое вылез. Стал молодец молодцом и поскакал к царскому двору.

Прискакал Иванушка к высокому терему, стегнул Сивку-бурку плеткой… Заржал конь пуще прежнего, ударил о землю копытами, прыгнул — и доскочил до окна!

Поцеловал Иванушка Елену Прекрасную в алые губы, снял с ее пальца заветный перстень и умчался. Только его и видели!

Тут все зашумели, закричали, руками замахали:

— Держи его! Лови его!

А Иванушки и след простыл.

Отпустил он Сивку-бурку, пришел домой. Одна рука тряпкой обмотана.

— Что это с тобою приключилось? — спрашивают братнины жены.

— Да вот, искал грибы, на сучок накололся…

И полез на печку.

Вернулись братья, стали рассказывать, что и как было:

— Ну, хозяйки, тот молодец в этот раз так скакнул, что до царевны доскочил и перстень с ее пальца снял!

Иванушка сидит на печке да знай свое:

— Братцы, а не я ли это там был?

— Сиди, дурень, не болтай зря!

Тут Иванушке захотелось на царевнин драгоценный перстень взглянуть.

Как размотал он тряпку, так всю избу и осияло!

— Перестань, дурень, с огнем баловать! — кричат братья. — Еще избу сожжешь. Пора тебя совсем из дому прогнать!

Ничего им Иванушка не ответил, а перстень снова тряпкой обвязал…

Через три дня царь снова клич кликнул: чтобы весь народ, сколько ни есть в царстве, собирался к нему на пир и чтобы никто не смел дома оставаться. А кто царским пиром побрезгает, тому голову с плеч долой!

Нечего делать, отправились братья на пир, повезли с собой и Иванушку-дурачка.

Приехали, уселись за столы дубовые, за скатерти узорчатые, пьют-едят, разговаривают.

А Иванушка забрался за печку, в уголок, и сидит там.

Ходит Елена Прекрасная, потчует гостей. Каждому подносит вина и меду, а сама смотрит, нет ли у кого на руке ее перстенька заветного. У кого перстень на руке — тот и жених ее.

Только ни у кого перстня не видно…

Обошла она всех, подходит к последнему — к Иванушке. А он за печкой сидит, одежонка на нем худая, лаптишки рваные, одна рука тряпкой обвязана.

Братья глядят и думают: «Ишь ты, царевна и нашему Ивашке вина подносит!»

А Елена Прекрасная подала Иванушке стакан вина и спрашивает:

— Почему это у тебя, молодец, рука обвязана?

— Ходил в лес по грибы да на сук накололся.

— А ну-ка, развяжи, покажи!

Развязал Иванушка руку, а на пальце у него царевнин перстень заветный: так и сияет, так и сверкает!

Обрадовалась Елена Прекрасная, взяла Иванушку за руку, подвела к отцу и говорит:

— Вот, батюшка, мой жених и нашелся!

Умыли Иванушку, причесали, одели, и стал он не Иванушкой-дурачком, а молодец молодцом, прямо и не узнаешь!

Тут ждать да рассуждать не стали — веселым пирком да за свадебку!

Я на том пиру был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.

«Сивко-бурка» из сборника А.Н. Афанасьева «Народные русские сказки»

Жил-был старик; у него было три сына, третий был Иван-дурак, ничего не делал, только на печи в углу сидел да сморкался. Отец стал умирать и говорит: «Дети! Как я умру, вы каждый поочерёдно ходите на могилку ко мне спать по три ночи», — и умер. Старика схоронили. Приходит ночь; надо большому брату ночевать на могиле, а ему — коё лень, коё боится, он и говорит малому брату: «Иван-дурак! Поди к отцу на могилу, ночуй за меня. Ты ничего же не делаешь!» Иван-дурак собрался, пришёл на могилу, лежит; в полночь вдруг могила расступилась, старик выходит и спрашивает: «Кто тут? Ты, большой сын?» — «Нет, батюшка! Я, Иван-дурак». Старик узнал его и спрашивает: «Что же большой сын не пришёл?» — «А он меня послал, батюшка!» — «Ну, твоё счастье!» Старик свистнул-гайкнул богатырским посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей искры сыплются, из ноздрей дым столбом. «Вот тебе, сын мой, добрый конь; а ты, конь, служи ему, как мне служил». Проговорил это старик, и лёг в могилу. Иван-дурак погладил, поласкал Сивка и отпустил, сам домой пошёл. Дома спрашивают братья: «Что, Иван-дурак, ладно ли ночевал?» — «Очень ладно, братья!» Другая ночь приходит. Середний брат тоже не идёт ночевать на могилу и говорит: «Иван-дурак! Поди на могилу-то к батюшке, ночуй и за меня». Иван-дурак, не говоря ни слова, собрался и покатил, пришёл на могилу, лёг, дожидается полночи. В полночь также могила раскрылась, отец вышел, спрашивает: «Ты, середний сын?» — «Нет, — говорит Иван-дурак, — я же опять, батюшка!» Старик гайкнул богатырским голосом, свистнул молодецким посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Бурко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. «Ну бурко, как мне служил, так и сыну моему. Ступай теперь!» Бурко убежал; старик лёг в могилу, а Иван-дурак пошёл домой. Братья опять спрашивают: «Каково, Иван-дурак, ночевал?» — «Очень, братья, ладно!» На третью ночь Иванова очередь; он не дожидается наряду, собрался и пошёл. Лежит на могиле; в полночь опять старик вышел, уж знает, что тут Иван-дурак, гайкнул богатырским голосом, свистнул молодецким посвистом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Воронко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. «Ну, воронко, как мне служил, так и сыну моему служи». Сказал это старик, простился с Иваном-дураком, лёг в могилу. Иван-дурак погладил воронка, посмотрел и отпустил, сам пошёл домой. Братья опять спрашивают: «Каково, Иван-дурак, ночевал?» — «Очень, ладно, братья!»

Живут; двое братовей робят, а Иван-дурак ничего. Вдруг от царя клич: ежели кто сорвёт царевнин портрет с дому чрез сколько-то много брёвен, за того её и взамуж отдаст. Братья сбираются посмотреть, кто станет срывать портрет. Иван-дурак сидит на печи за трубой и бает: «Братья! Дайте мне каку лошадь, я поеду посмотрю же». — «Э! — взъелись братья на него. — Сиди, дурак, на печи; чего ты поедешь? Людей, что ли, смешить!» Нет, от Ивана-дурака отступу нету! Братья не могли отбиться: «Ну, ты возьми, дурак, вон трёхногую кобылёнку!»

Сами уехали. Иван-дурак за ними же поехал в чисто поле, в широко раздолье; слез с кобылёнки, взял её зарезал, кожу снял, повесил на поскотину, а мясо бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Сивко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — напился-наелся, в друго вылез — оделся, молодец такой стал, что и братьям не узнать! Сел на сивка и поехал срывать портрет. Народу было тут видимо-невидимо; завидели молодца, все начали смотреть. Иван-дурак с размаху нагнал, конь его скочил, и портрет не достал только через три бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Он коня отпустил, сам пришёл домой, сел на печь. Вдруг братья приезжают и сказывают жёнам: «Ну, жёны, какой молодец приезжал, так мы такого сроду не видали! Портрет не достал только через три бревна. Видели, откуда приехал; не видали, куды уехал. Ещё опять приедет…» Иван-дурак сидит на печи и говорит: «Братья, не я ли тут был?» — «Куда к черту тебе быть! Сиди, дурак, на печи да протирай нос».

Время идёт. От царя тот же клич. Братья опять стали собираться, а Иван-дурак и говорит: «Братья! Дайте мне каку-нибудь лошадь». Они отвечают: «Сиди, дурак, дома! Другу лошадь станешь переводить!» Нет, отбиться не могли, велели опять взять хромую кобылёшку. Иван-дурак и ту управил, заколол, кожу развесил на поскотине, а мясо бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Бурко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом, Иван-дурак в право ухо залез — оделся, выскочил в лево — молодцом сделался, соскочил на коня, поехал; портрет не достал только за два бревна. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Бурка отпустил, а сам пошёл домой, сел на печь, дожидается братовей. Братья приехали и сказывают: «Бабы! от же молодец опять приезжал, да не достал портрет только за два бревна». Иван-дурак и говорит им: «Братья, не я ли тут был?» — «Сиди-дурак! Где у чёрта был!»

Чрез немного время от царя опять клич. Братья начали сбираться, а Иван-дурак и просит: «Дайте, братья, каку-нибудь лошадь я съезжу, посмотрю же». — «Сиди, дурак, дома! Докуда лошадей-то у нас станешь переводить?» Нет, отбиться не могли, бились, бились, велели взять худую кобылёшку; сами уехали. Иван-дурак и ту управил, зарезал, бросил; сам свистнул молодецким посвистом, гайкнул богатырским голосом: «Сивко-бурко, вещий воронко!» Воронко бежит, только земля дрожит, из очей пламя пышет, а из ноздрей дым столбом. Иван-дурак в одно ушко залез — напился-наелся, в друго вылез — молодцом оделся, сел на коня и поехал. Как только доехал до царских чертогов, портрет и ширинку так и сорвал. Видели, откуда приехал, а не видели, куда уехал! Он так же воронка отпустил, пошёл домой, сел на печь, ждёт братовей. Братья приехали, сказывают: «Ну, хозяйки! Тот же молодец как нагнал сегодня, так портрет и сорвал». Иван-дурак сидит за трубой и бает: «Братья, не я ли тут был?» — « Сиди, дурак! Где ты у чёрта был!»

Чрез немного время царь сделал бал, созывает всех бояр, воевод, князей, думных, сенаторов, купцов, мещан и крестьян. И Ивановы братья поехали; Иван-дурак не отстал, сел где-то на печь за трубу, глядит, рот разинул. Царевна потчует гостей, каждому подносит пива и смотрит, не отрётся ли кто ширинкой? — тот её и жених. Только никто не утёрся; а Ивана-дурака не видала, обошла. Гости разошлись. На другой день царь сделал другой бал; опять виноватого не нашли, кто сорвал ширинку. На третий день царевна так же стала из своих рук подносить гостям пиво; всех обошла, никто не утёрся ширинкой. «Что это, — думает она себе, — нет моего суженого!» Взглянула за трубу и увидела там Ивана-дурака; платьишко на нём худое, весь в саже, волосы дыбом. Она налила стакан пива, подносит ему, а братья глядят, да думают: царевна-то и дураку-то подносит пиво! Иван-дурак выпил, да и утёрся ширинкой. Царевна обрадовалась, берёт его за руку, ведёт к отцу и говорит: «Батюшка! Вот мой суженый». Братовей тут ровно ножом по сердцу-то резнуло, думают: «Чего это царевна! Не с ума ли сошла? Дурака ведёт в сужены». Разговоры тут коротки: весёлым пирком да за свадебку. Наш Иван тут стал не Иван-дурак, а Иван царский зять; оправился, очистился, молодец молодцом стал, не стали люди узнавать! Тогда-то братья узнали, что значило ходить спать на могилу к отцу.

Сказка «Сивка-бурка» дошла до нас, благодаря подвижническому труду писателя-публициста и собирателя народного фольклора А.А. Афанасьева, который издал восемь сборников русских народных сказок в течение длительного времени, с 1855 до 1863 года.

В одном из сборников была опубликована волшебная сказка «Сивка-бурка».

Писатель П.П. Ершов также обращался к роднику народного творчества и в 1830 году написал авторскую сказку «Конек-горбунек».

Сказка «Сивка-бурка» является народной, достоянием устного русского народного творчества, так что конкретного автора у нее нет.

Песня Сивка Бурка

В 1981 году в фильме «Куда он денется» появилась песня про Сивку — Бурку. Автор текста Леонид Дербенев, композитор — Максим Дунаевский. Исполняет песню Михаил Боярский

Смотреть текст — кликни чтобы раскрыть

Сказка ложь, да в ней намек,
Ты запомни это,
Твой конек-горбунок
Есть на свете где-то.
Он, о чем ни попроси,
Выполнит желанье,
Только ты произнеси
Это заклинанье:

Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.

В день, такой же, как и все,
Ты из дому выйдешь,
Под окном на росе
Четкий след увидишь.
И поняв, что пробил час,
Крикнешь: «Сивка-бурка!»
И копыта застучат
Радостно и гулко.

Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.

Пусть не скоро Горбунок
Встретится с тобою,
Нужен он, чтоб ты мог
Справиться с бедою.
Чтоб с надеждой крикнуть мог
Ты в минуту эту:
«Эй, конек мой Горбунок,
Эй, конек мой Горбунок,
Сивка-бурка, где ты?»

Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой.
Сивка-бурка, вещая каурка,
Стань передо мной, как лист перед травой
Сивка-бурка, вещая каурка,
Очень, очень надо встретиться с тобой…

Что означает название

На это вопрос нельзя ответить однозначно. Согласно одной из точек зрения «сивка-бурка, вещая каурка» означает прежде всего цвет коня. «Сивый» — белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо — речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона… По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов.

Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку?

Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

А отчего конь имеет три масти — сивую, бурую и каурую?

Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности — коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) — летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Согласно другой точке зрения две из указанных мастей являются явными заимствованиями из тюркского, в татарском они звучат так: каур — коричневый, бур — рыже-красный. Для слова «вещий» нет масти, даже названия соответствующего цвета в русском языке. Впрочем, возможно что это искажение названия масти — мышастая (мыша/выша — вещий), или цвета — бежий. Также можно предположить, что «вещий» восходит не к названию масти или цвета, а к тюркскому слову «еш»:

  1. идти, ехать иноходью;
  2. бить ногой о землю (о лошади), разгребать/разбрасывать землю (о коне);
  3. скакать (ЭСТЯ1).

То есть «ещая каурка» — это что-то типа резвая каурка.

Кстати, далее по тексту обращения в сказке: «Стань передо мной, как лист перед травой!». То есть резвая, стань послушной передо мной.

Со значением слова «вещая», то есть «говорящая» или «предсказывающая будущее», дальнейший текст обращения не является связанным общим смыслом. Для сказки, как для любого художественного произведения характерна игра с противоположностями, на контрастах. То есть прыгни сначала в чан с горячей водой, потом с холодной водой.

Эта игра может сохраняться и в отдельном предложении, поэтому обращение может быть: «Конь с сивой мастью, с бурой мастью, конь резвый и дикий (каурая масть — „дикая“), встань передо мной покорно, как лист перед травой».

Таким образом, сказка «Сивка-бурка» содержит сведения о тюркско-славянском взаимодействии в средневековье, либо в более ранние времена.

Описание

Сивка-бурка, вещая каурка — каноничный персонаж-помощник в русских народных волшебных сказках; родовой конь, волшебная сила которого основывается на том, что он обитатель царства мертвых. Он и появляется, как и положено существу из потустороннего мира — в дыму и пламени: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет».

А, возможно, такое появление коня связано с тем, что он воплощает собой образ грозовой тучи: тёмный цвет, серебристый отблеск схож с мерцанием молнии, способность летать по небу, грохот при появлении. Нам остаётся только догадываться по косвенным «уликам», найденных в источниках, как воспринимали наши предки окружающую их природу в те далёкие времена и кого с чем ассоциировали.

Какого окраса Сивка-бурка вещий каурка? Сивка, то есть сивый, белый. Бурка — бурый, темно-рыжий. Каурка — каурый, светло-каштановый. Сразу три окраса, словно у Ивана не одна, а три лошади.

Встречается и такое описание Сивки-Бурки — «одна шерстинка серебряная, другая золотая».

Происхождение — откуда взялся образ

Конь у древних славян был божественным, появившимся из чрева убитого Перуном Змея Горыныча. Изначально он был связан с Навью — потусторонним царством, которое существовало рядом с Явью — царством людей.

Позже Конь стал олицетворением силы Солнца. И как Солнечное Животное, Конь имел две личины: Сивка (т.е. сивый — седой, белый), который появляется в Небе зимой, и Бурка (красный), воплощающий летнее Солнце. Именно такой Конь и достался Ивану. Таким образом, Сивка-Бурка — родовой конь, обитатель царства мертвых, которого младший сын Иван получает в подарок от своего отца.

Мультфильм «Сивка Бурка»

Как таковой не существует. На видео можно послушать сказку и посмотреть слайды из иллюстраций:

Виктор Васнецов «Сивка бурка»

Полотно Васнецова рассказывает нам всем уже известную давно сказку про братьев, среди которых имеется младший и он — дурак. Но, как известно, дуракам всегда везет, поэтому ему достается самая хорошая лошадь, точнее помесь лошади, самая красивая девушка, которая обязательно мастерица-искусница на все руки.

На картине изображен терем, а окне этого терема девица-красавица. На неизвестной высоте прекрасный юноша, а по сюжету сказки — дурак, на сивке-бурке пролетает возле этого окошка терема, при этом страстно целуя любимую.

Где-то внизу видны головы людей, они радуются и ликуют, приветствуя молодых и влюбленных. Эта картина — эпизод из сказки, но в ней художник оставил все свое видение о добре, честности, храбрости и отважности. Ведь решившись на такой поступок, юноша доказал, что он может быть претендентом на руку дочери царя. Оба они празднично одеты, множество деталей, которые подчеркивают важность картины и того, что происходит с героями.

Стоит обратить внимание на коня. Это прекрасный жеребец, умный и сильный, не говоря уже о верности и благородстве. Его сильное тело вытянулось в прыжке, будто специально замерло, чтобы у юноши было время на поцелуй прекрасной царевны.

Васнецов надеялся, что эта картина покажет людям, что безвыходных ситуаций не бывает и за счастье стоит бороться, даже выходя за рамки разумного. Призывал людей к вере и справедливости, наделяя своих героев этими качествами.

Другие картинки и иллюстрации к Сивке — Бурке

Краткое содержание «Сивка-Бурка»

Краткое содержание «Сивка-Бурка»

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 111.

Обновлено 7 Октября, 2021

О произведении

Сказка «Сивка-Бурка» — яркий образец русского народного фольклора. Это история об увлекательных приключениях Ивана и волшебного коня. На их долю выпадает немало испытаний, но вместе им удается справиться с любыми трудностями.

Рекомендуем читать онлайн каткое содержание «Сивка-Бурка» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы в 3 классе.

Главные герои

  • Иван — младший сын, который считался дураком, но деле оказался самым умным и целеустремлённым.

Другие персонажи

  • Старик — отец Ивана, старик, простой крестьянин.
  • Старшие братья — заносчивые, ленивые, недалёкие, хотя и считались самыми умными в семье.
  • Сивка-Бурка — волшебный конь, верный друг Ивана.
  • Царевна — царская дочка, красивая и мудрая девушка.

Краткое содержание

Вырастил старик троих сыновей. Двое оказались умными, а третий, самый младший, был дурачком. Целыми днями Иван-дурак лежал на печи и ничего больше не делал.

Однажды старик заметил, что кто-то стал топтать их пшеницу. Наказал он сыновьям выследить вредителя. В первую ночь отправился старший сын на дежурство, «да захотелось ему спать: забрался он на сеновал и проспал до утра». Пришла очередь среднего сына держать караул, но и он проспал всю ночь. Младший же сын, Иван-дурак, во время своего ночного дежурства сел на камень, и принялся следить за полем.

Среди ночи на поле прискакал «разношёрстный конь: одна шерстинка золотая, другая — серебряная, бежит — земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». При виде волшебного коня Иванушка не растерялся. Он подкрался сзади, накинул на аркан на шею коня и поймал его.

Иван крепко держал свою добычу, и конь, устав сопротивляться, принялся молить его о пощаде. За своё освобождение волшебный конь пообещал сослужить добрую службу, и Иван отпустил его. С той поры больше никто не топтал пшеницу в поле.

Вскоре по всем городам и деревням прошёл царский клич — собраться к царю на праздник. Тот, кто сможет доскакать до терема царевны и снять с её руки перстень, тот возьмёт красавицу в жены.

Стали собираться на праздник и братья — «не то чтобы уж самим скакать, а хоть на других посмотреть». Но Ивана брать с собой отказались. Тогда он отправился в лес и позвал Сивку-Бурку. Влез Иван коню в правое ухо, а из левого вылез, и «стал таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни в сказке сказать». Оседлал он Сивку-Бурку, и отправился на праздник.

Поглядел Иванушка на высокий царский терем, а там сидела невиданной красоты девица, царская дочка. Вот только никто даже не пытался снять перстень с её руки — «никому нет охоты наверняка шею ломать». Иван подстегнул коня и прыгнул высоко, но «на три венца до царевнина окна не допрыгнул».

Когда старшие братья вернулись домой, они принялись рассказывать о том, как никому не известный молодец пытался допрыгнуть до царевны. Иванушка же слушал их рассказ, да посмеивался.

На следующий день братья вновь отправились к царю на праздник. Последовал за ними и Иванушка на своём верном коне, но и в этот раз не смог Сивка-Бурка допрыгнуть до царевны. Лишь на третий день «осерчал конь пуще прежнего: прыгнул — и достал до окна». Иван снял кольцо с руки царевны и поспешил скрыться. Дома он надел перстень, и обмотал тряпочкой руку, чтобы никто не заметил его.

Спустя три дня царь позвал всех без исключения на пир, «а кто царским пиром побрезгует — тому голову с плеч». Отправился на праздник и старик со всеми своими сыновьями.

Во время пиршества юная царевна обходила всех гостей, угощая мёдом. Заметила она, что у Ивана рука обмотана тряпочкой, и попросила снять её. Тут же перстень засиял разноцветными огнями.

Пригляделась царевна и узнала в Иванушке того молодца, который три дня пытался допрыгнуть до её окна. Отмыли Ивана, нарядили в царское платье, «и стал он таким молодцом, что отец и братья глядят — и глазам своим не верят». Тут же и свадьбу сыграли.

Заключение

Заключение

Народная сказка учит никогда не судить человека по его внешнему виду: даже за самой неприглядной внешностью может скрываться сильная, целеустремлённая, благородная личность. Если честно выполнять свою работу, не лениться, можно достичь больших успехов.

После ознакомления с кратким пересказом «Сивка-Бурка» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Семён Анфилатов

    8/10

  • Анна Смирнова

    7/10

  • Артур Тихонов

    10/10

Рейтинг пересказа

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 111.


А какую оценку поставите вы?

Множество поколений выросло на сказке про «Сивку-Бурку, вещую каурку», но можем ли мы сегодня уверенно сказать — кто это такой? Разбираемся в этой, как оказалось, не совсем детской истории.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, откуда берется тревога и когда это перестает быть нормой. Найдешь у себя мысли, из-за которых тебе плохо на душе. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Поймешь, как побороть лишнюю тревогу, стать уверенней в себе и не зависеть от чужого мнения.

О чем сказка?

О чем сказка? 1 Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год

На бумаге сказка впервые увидела свет в середине XVIII века. О ней решил поведать известный собиратель фольклора — Александра Николаевич Афанасьев. Исследователь культуры выпустил несколько версий оригинального сюжета и опубликовал произведение в своем сборнике «Народные русские сказки» (1855–1863 года).

Было у отца три сына — так начинается история. Перед смертью отец попросил приходить на его могилку следующие три дня. Но только младший, Иван-дурак, исполнил наказ. Поэтому отец передал ему заклинание, которое помогало вызывать волшебного коня. Благодаря помощи Сивки-Бурки Иван смог преодолеть множество трудностей и, в конце концов, жениться на царевне.

Почему у коня такое странное имя?

О чем сказка? 2 Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год

Все просто: это окрас коня. Он стал результатом смешивания трёх мастей, чего не бывает в реальной жизни.

  • Сивый — это означает «серый» или «седой»;
  • Бурый — о нем говорится как о «черном цвете с красноватым отливом»;
  • Каурый — это «светло-каштановый и рыжеватый без видимых пятен».

Объединение этих трёх мастей означало, что лошадь была беспородной. Поэтому называя так животное, герой выражал свое пренебрежение к коню.

Но зачем Ивану нужно было «оскорблять» своего верного помощника? Существовало поверье, что хороших коней нужно специально ругать, ведь только так можно избежать зависти и сглаза.

Ведутся споры и насчёт рода сказочного животного. Ведь конь мужского рода, а к Сивке-Бурке обращаются в женском роде. Как оказалось, «вещий» согласуется с существительным «каурка», а оно общего рода.

Причем тут «Лист перед травой»?

О чем сказка? 4 Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год

Существует несколько мнений и версий. В фразеологическом словаре русского литературного языка выражение трактуют так: «явиться сразу или очень быстро».

Но само словосочетание «лист перед травой» кажется бессмыслицей. В книге Вадима Храппа «Происхождение слов и выражений» говорится о том, что это часть древнего языческого заговора. Трава предстает безусловной магической силой, которая может без труда заставить листик задрожать перед своим могуществом.

Конь — призрак?

О чем сказка? 5 Иллюстрации Татьяны Мавриной/ Издательство «Детгиз», 1956 год

Древние славяне считали коня священным животным и видели в нем символ смерти и воскрешения солнечного божества. Конь был верным спутником Перуна, Ярила, Даждьбога, Святовита. Часто животное приносили в жертву на позорищах, ведь славяне были уверены, что лошадь является ещё и проводником в загробный мир.

Вот почему Сивка-Бурка воплощает в себе сразу три масти. В древних поверьях символическую роль играл именно окрас — якобы он менялся на протяжении дня. Утренняя заря ведет сидящих белых коней, днём они приобретают солнечный рыжий оттенок, а к вечеру заря уносит их с небосвода серым (сивым) цветом.

Конь из народной сказки был тотемным животным семьи Ивана, поэтому при помощи магического заклинания он мог явиться из царства мертвых. Дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу трёх членов семьи — прадеда, деда и отца. У каждого из них при жизни был конь своего цвета и они пришли как вестники с того света.

Конь был проводником солнца?

На севере России летнее солнце называли — Буркой, а вот зимнее — Сивкой. То есть сказочный конь имел ещё и силу языческих богов, что защищали нашу землю от напастей.

Белый цвет был символом набирающего силу солнца, поэтому Ярила предстает в образе красивого парня на белом коне. Этот образ почитали крестьяне, ведь сулил плодородие, удачу и оберегал дом.

Читать народные сказки вместе с детьми — это не скучная родительская обязанность. В известной каждому русскому ребенку истории о приключениях Ивана-дурака, оказывается, скрываются представления наших предков о потусторонних силах и о связи между мертвыми и живыми. И с помощью этих сюжетов и образов мы можем рассуждать вместе с детьми даже о самых сложных и глубоких вещах.

«Сивка-Бурка, вещая каурка»: что означают эти слова?

Автор:

15 декабря 2021 10:57

Уверены, для многих детей эта фраза про Сивку-Бурку абсолютно непонятна. Что за Сивка? Что за Бурка, а уж про каурку и вовсе не догадаешься. Тем не менее, это не просто присказка в стиле «шашлык-машлык», а слова, имеющие реальный смысл.

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

Большая часть россиян росла на старых-добрых сказках про репку, Иванушка-дурачка и Колобка. А еще многие любили поучительную историю про «Сивку-Бурку» — сказочного коня, который за свободу обещал служить Ивану. И слово сдержал.

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

И все в этой сказке было ясно и понятно, вот только присказка, которой Иван призывал коня к себе для многих оставалась загадкой. «Сивка-Бурка, вещая каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» — говорил Иванушка, и тотчас к нему являлся красавец-конь. Что означала кличка коня, и что такое «каурка», о которой упоминалось в сказке?

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

На самом деле, фразеологизм исполнен смысла. Так, кличку коню часто давали по его масти. В данном случае «Сивка-Бурка» — конь, у которого «одна шерстинка золотая, другая — серебряная», т.е. сивый (сизый, стальной, серебряный) и бурый одновременно. Вообще, такая масть редко встречается у реальных лошадей, и в сказочном образе она свидетельствует о двойственности двух начал: живого и потустороннего. Иными словами, сказочного персонажа, наделенного чудодейственными свойствами.

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

А вот слово «каурка» может иметь несколько значений. «Каурый» — тоже масть лошадей, светло-гнедая, коричневая, шоколадная. Однако некоторые филологи полагают, что в данном конкретном случае, кауркой называли караульного коня, сторожа. Если вспомнить другую сказку про Конька-горбунка, то там тоже караулили посевы только не от того, что пшеницу кто-то ел, а от Жар-птицы, которая в русских сказках и поверьях была символом пожаров, огня — как раз той самой напасти, которой крестьяне боялись больше остальных невзгод. Съел пожар посевы — жди голода.
Потому и выходили в ночной дозор, чтобы уберечь будущий урожай от посягательств и воришек, и огня. Вещая караулка или каурка – сторожевой конь, образ охранителя посевов, дух зерна у славян.

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

Вообще, лошадям в русских народных сказках и преданиях отведено довольно значительное место. Это не просто ездовое и боевое животное, которое помогает в поле и в битве, — образ коня гораздо шире и многограннее.

Известный советский ученый-фольклорист В.Пропп выделял несколько типов коней в сказках:
1. Крылатый конь, конь-птица. Не просто лошадь, наделенная умением летать, но и прообраз проводника в мир иной.

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

2. Замогильный конь. Часто в сказках и поверьях отец передает в руки сыну белого или сивого (стального) коня. Если бурая лошадь была рабочей, вороная символизировала недобрые силы, то белая была символом мудрости. Передавая ее своему потомку, отец одновременно наделял его силой рода, памятью поколений. Так, Иван, будучи дурачком в жизни, получает мудрость, накопленную своими предками.

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

3. Выкармливание коня. Если вспомнить, то во многих сказках главный герой (чаще всего Иван), водит коня в поле или на пастбище: «Стал Иван водить свою лошадь каждое утро и каждый вечер в зеленые луга на пастбище, и вот как прошло 12 зорь утренних да 12 зорь вечерних — сделалась его лошадь такая сильная, крепкая да красивая, что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать, и такая разумная, что только Иван на уме помыслит, а она уже ведает» .
Образ выкармливаемого коня — типичный для сказки, в которой животное набирается не только силы физической, но и обретает постепенно волшебные свойства. После того как лошадь приручается, привыкает к хозяину, она в полной мере начинает демонстрировать свои чудесные умения: говорит, летает как птица, помогает человеку в его подвигах.

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

4. Отвергнутый и обменный конь.
Это своего рода продолжение темы поминания мёртвых. Так, если коня дарит живой отец — животное не имеет волшебной силы в противовес замогильному коню. Тот, как раз обладает чудесными способностями.
Кстати, вспоминая сказки, во многих из них, Баба-Яга требует сменить коня, как и посетить ее избушку. Все эти действия иносказательны. Смена коня после посещения избушки — своего рода ритуал, когда человек обретает силу и волшебные умения после общения с духами предков (посещая кладбище — в сказках — изба Бабы Яги).

"Сивка-Бурка, вещая каурка": что означают эти слова?

Источник:

5. Конь из подвала, пещеры, погреба.
«Как нет у твоего батюшки доброго коня? — Есть добрый конь, заперт за тремя дверьми, третьи двери уж копытом пробивает»
«На этой горе стоял дуб вершков двадцать толщины, а под этим дубом стоял склеп. В этом склепе за дверьми два жеребца стояли»
Еще один конь, который добывается героем сказки самостоятельно, а не передается по наследству. Чтобы его заполучить, приходится попотеть. Преодолевая препятствия, борясь со страхами, ленью и другими привычками, герой получает, наконец, мудрость предков и, благодаря этому, удачу в делах.

Так что все эти лошадки в сказках — нечто больше, чем тягловая сила и соратник по бою.

Источник:

Ссылки по теме:

Новости партнёров

реклама

  • Небольшие технические трудности. В ближайшее время мы появимся в сети и сайт станет чуточку лучше

Откуда родом Сивка-Бурка?

Лошадь, покровительница наступающего 2014 года, является отнюдь не мифическим существом, а самым что ни на есть реальным. И не таким уж экзотическим – ведь лошади обитают по всему земному шару и издавна были приручены человеком. И все же не случайно лошадь так часто встречается в сказках и мифах.

По-видимому, лошади обожествлялись еще с незапамятных времен. Так, в Британии найдены рисунки каменного века, изображающие людей в лошадиных масках. В индоевропейской мифологии пара коней является символом божественных близнецов. В Древней Индии это Ашвины, в Древней Греции – Диоскуры, у англосаксов – Хенгист и Хорса… Богов в разных культурах часто изображали разъезжающими по небосклону на колесницах, запряженных огненными скакунами – таковы, например, образы шумеро-семитского солнечного божества Мардука, древнегреческих богов Гелиоса, Фаэтона, Аполлона, Феба. А многие античные божества и сами принимали облик жеребцов и кобылиц: таковы Гелиос, Деметра, Посейдон, Гадес…

Во многих древних мифах фигурируют волшебные кони, наделенные способностью летать. Так, изображение крылатой лошади можно увидеть на ассирийских барельефах и монетах эпохи Карфагена. В Древнем Китае крылатый конь, несущий на спине Книгу Закона, является символом удачи и богатства. У древних греков таким персонажем является крылатый Пегас, родившийся из туловища обезглавленной Персеем Медузы Горгоны. Пегас был укрощен героем Беллерофонтом при помощи узды, подаренной ему богиней Афиной. Именно это существо помогло Беллерофонту победить чудовище Химеру. Специалисты по античной мифологии связывают Пегаса с богами Зевсом и Посейдоном. А еще он является символом поэтического творчества: согласно мифу, именно этот чудесный летучий конь ударом копыта открыл источник перед Гиппокреном на горе муз Геликон…

У греков есть божество Пotnia ippon («хозяйка коней»), у древних индусов — Drvaspa («хозяйка благоденствующих лошадей»), у кельтов — Эпона («богиня лошадей»).

Древнеславянский эпос гласит, что изначально конь явился из чрева Змея Горыныча, убитого Перуном, и был связан с Навью, как славяне именовали потустороннее царство, по аналогии с Явью – физическим миром. В одной из древних легенд говорится о кобыльей голове, что живет в избушке посреди лесной глуши. Тем, кто попадает в избушку, она дарует Долю или Недолю…

С детства нам хорошо знакома сказка о Сивке-Бурке. По сюжету умирающий отец завещает своим сыновьям три ночи подряд сторожить свою могилу. Но завет исполняет лишь один младший сын – Иванушка-дурачок. В награду за послушание он получает волшебного коня, помощника во всех делах. Чтобы вызвать его из потустороннего мира, необходимо произнести следующее заклинание: «Сивка-Бурка, вещая каурка, встань передо мной, как лист перед травой!».

На самом деле «сивка-бурка» означает всего-навсего цвет коня. «Сивый» – белый, «бурый» — темно-рыжий, «каурый» — огненно-рыжий. А вот значение термина «вещий» объяснять уже не надо – речь идет о способности коня предвидеть будущее, в данном случае о его волшебных свойствах самого широкого диапазона…

Корни этой русской народной сказки, как и у многих других, растут из древнеславянской мифологии. По поверьям древних славян, конь являлся потусторонним проводником в царство мертвых. Именно поэтому лошадей было принято приносить в жертву во время похоронных обрядов. Почему покойный отец подарил Ивану Сивку-Бурку? Потому что тот верой и правдой служил еще его собственному отцу и деду. После смерти он возрождался вновь, вызванный к жизни при помощи магического ритуала, и начинал служить новому хозяину. То есть это дух, охраняющий род. О том, что Сивка-Бурка — обитатель загробного мира, свидетельствует весь его облик: «Конь бежит, земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет». А отчего конь имеет три масти – сивую, бурую и каурую? Здесь тоже все не так просто, считают специалисты по фольклору. Скорее всего, это намек на то, что дух Сивки-Бурки воплощает в себе сразу три сущности – коней, принадлежащих соответственно деду, прадеду и отцу Ивана. Кстати, в одном из вариантов сказки каждый из трех братьев получает коня одной масти, но старшему и среднему брату не удается допрыгнуть на своих лошадях до окошка терема, где сидит прекрасная царевна, и им отрубают головы. И лишь Иванушка на своем кауром жеребце достает до окна и целует царевну… Еще один вариант гласит, что отец оставил сыновьям лошадей всех трех мастей, но старшие братья не явились на могилу за наследством, и все три коня достались младшему брату.

На Руси символ коня постепенно стали отождествлять с Солнцем: сивка (конь белой масти) воплощал зимнее неяркое солнце, а бурка (красный) – летнее, палящее… Кстати, древнерусские художники и иконописцы практически всегда изображали коней либо белыми, либо огненно-красными…

Белый – это цвет потусторонней реальности, недаром привидений чаще всего представляют и изображают в белом цвете. В различных культах используют, как правило, только белых лошадей. Так, в Древней Греции их приносили в жертву, а в библейском Апокалипсисе упоминается «конь блед», на котором едет верхом Смерть. Четыре же всадника Апокалипсиса символизируют войну, смерть, голод и эпидемию (мор). А в германских народных преданиях Смерть появляется сидящей верхом на тощей белой кляче.

Встречаются в мифологии и черные кони. На них скачет древнегреческая богиня подземного мира Персефона.

Во многих же сказках лошадь вообще является существом невидимым: «В некотором царстве, в некотором государстве есть зеленые луга, и там есть кобылица-невидимка, и у ей двенадцать жеребят», «..а у его подарена царя-Невидима лошадь-невидимка, «не можно его в глаза видеть, не только что на нем ездить».

Так что Лошадь, несмотря на всю свою кажущуюся обыденность, – существо весьма и весьма непростое. 

  • Кто такой свободный человек сочинение
  • Кто такой свиньин в рассказе человек на часах
  • Кто такой свенельд в рассказе о святославе и ярополке пвл
  • Кто такой саша в рассказе дубровский
  • Кто такой самсон вырин из рассказа станционный смотритель