Вдруг до слуха его долетел какой-то странный звук… Как будто в сенях кто-то в дверь стучит и ломится что есть мочи. Но никто не отворяет, крепко спят холопы у его порога и в сенях на залавке. А стук сильнее и пуще… Наконец Михаил Федорович не вытерпел, вскочил с постели и разбудил старика Скобаря, который постоянно ложился у порога его опочивальни.
— Ступай, узнай, что там за стук? — сказал он. — Боюсь, как бы и матушку не разбудили.
Прислушиваясь, он расслышал, как отодвинули засов двери, как раздались потом чьи-то голоса, поспешные и тревожные шаги, потом даже суетливая беготня по всему дому. До слуха его долетели слова:
— Скорее, скорее!.. Не медлите!
И на пороге его комнаты явился Скобарь, ведя за руку мальчика в коротком тулупчике и с ног до головы запорошенного инеем…
— Государь! — проговорил Скобарь тревожно. — К тебе внук Сусанина с недобрыми вестями…
— Что такое? Говори скорее! — обратился Михаил Федорович к мальчику.
— Дедушка послал меня… Злодеи к нам пришли, тебя ищут, он их в лес увел, говорит, не скоро из лесу выпустит… А тебе велел немедля укрыться в Кострому… Немедля!
Мальчик все это выговорил одним духом, запыхавшийся и взволнованный.
— Я уж послал будить государыню и коней велел впрягать, — проговорил Скобарь. — Да всей дворне вели садиться на коней с запасом для охраны поезда… Авось еще успеем уйти…
Михаил Федорович, ничего ему не отвечая, подошел к Васе, обнял его и поцеловал.
— Спасибо за услугу, — проговорил он, глубоко тронутый. — Я тебя не забуду.
А Марфа Ивановна уже стояла на пороге, и торопила сына со сборами, и отдавала приказания, и распоряжалась ускорением отъезда. Полчаса спустя широкие розвальни, запряженные тройкою гусем, стояли у крыльца. За этими розвальнями стояло еще пятеро саней, в которых сидело по три и четыре холопа, вооруженных чем попало. Впереди розвальней должны были скакать вооруженные вершники с фонарями… Марфа Ивановна с сыном поспешно села в розвальни, Скобарь поместился сбоку на облучке, и по знаку, данному Марфой Ивановной, весь поезд двинулся со двора боярской усадьбы по лесной дороге к Костроме, до которой предстояло проехать около семидесяти верст.
«Господи! Где успокоимся? Где без страха приклоним наши горемычные головы?» — думала Марфа Ивановна со вздохом.
Приехав на другой день около полудня в Кострому, Марфа Ивановна не решилась остановиться на житье в самом городе, она предпочла вместе с сыном укрыться в стенах Ипатьевской обители, которая отделяется от города рекою Костромою и лежит при самом впадении ее в Волгу. Здесь, радушно принятые и обласканные игуменом обители, наши скитальцы нашли себе спокойный и безопасный приют… Эти стены, эти башни могли выдержать продолжительную и упорную осаду.
Несколько дней спустя из Домнина получены были печальные вести: Иван Сусанин был варварски убит ворами, которых он завел в непроходимые лесные трущобы в стороне от всяких путей, пролегавших от Деревищ к Домнину. Деревищинские и домнинские крестьяне по темным и смутным указаниям Васи разыскали шайку злодеев в лесу и истребили их всех, мстя за Ивана Сусанина. Получив это известие, Марфа Ивановна и Михаил Федорович отслужили в Троицком соборе Ипатьевской обители заупокойную обедню за рабов Божиих Иоанна и Симеона, верных слуг, положивших живот свой за спасение господ.
Одновременно с этою вестью Марфа Ивановна получила и присланное в Домнино письмо от Ивана Никитича, который извещал ее, что все участвующие в соборе, созванном в Москве для избрания царя, склоняются на сторону ее сына Михаила Федоровича, как единственного отпрыска именитого боярского рода, имеющего и «царское происхождение», как пострадавшего более всех других от смуты и в то же время ни в каком смысле смутою не запятнанного. Это письмо в такой степени поразило Марфу Ивановну своим содержанием, что она даже не решалась показать его сыну и только вскользь сообщила ему о вестях, полученных из Москвы, и о соборе, занятом избранием нового московского царя, а сама она стала думать напряженно и усиленно, как следовало ей отнестись к предстоящему избранию?
Ее нежное материнское сердце с ужасом отвращалось от тревог и опасностей, которым должно было подвергнуться ее милое детище, вступив на престол в такую страшную эпоху, когда все расшатано, разорено, казна царская расхищена и отовсюду грозят и смуты, и войны, и бедствия народные? Но ей вспомнился и завет Филаретов, и рядом с ним вся дивная судьба этого юноши, прошедшего через тысячи превратностей, бед и опасностей, столько раз бывшего на краю гибели и все же сохраненного неисповедимым Промыслом… Не он ли есть истинный избранник Божий, на котором почиет благодать Господня? Не ему ли суждено умиротворить и успокоить расходившиеся волны смут народных и залечить раны, нанесенные взаимною враждою и нескончаемыми войнами?
Эти думы не давали ей покоя ни днем ни ночью, и вопросы, тревожившие ее, требовали настоятельного и немедленного разрешения, в народе уже шел слух о том, что «великое посольство» отправлено из Москвы в Кострому и не сегодня завтра должно прибыть в Ипатьевский монастырь… И вот 13 марта, под вечер, Скобарь донес госпоже своей, что посольство прибыло в город и отдыхает от пути.
Следующий день был чисто весенним днем. Солнце светило ярко, небо было голубое и безоблачное, ручьи, звонко журча, бежали по двору обители, направляясь к реке по откосу берега. Жаворонки, взвиваясь высоко-высоко над окрестными полями и лужайками, отчетливо и радостно выводили свою обычную песенку, свой гимн весне, теплу и пробуждающейся природе. Откуда-то далеко из-за Волги доносилось чуть слышное курлыканье пролетной стаи журавлей. И вот среди этой торжествующей и радостной природы из города к обители при звоне всех колоколов двинулось многолюдное шествие, предшествуемое хоругвями, крестами и образами с чудотворною иконою Федоровской Божией Матери во главе, шло великое московское посольство с соборным наказом и грамотами об избрании Михаила Федоровича Романова на царство «всею землею Русскою». Позади посольства шли воеводы костромские, местное духовенство, служилые люди и толпы народа.
Марфа Ивановна и сын ее увидели приближающееся к обители шествие. Сын, ничего не знавший о прибытии посольства, с недоумением смотрел на чудное зрелище из окна своего монастырского терема и наконец спросил у матери:
— Матушка, что это за крестный ход? Я ничего о нем не знаю… И почему он идет к обители из города?
Марфа Ивановна, пристально смотря вдаль, проговорила чуть слышно:
— Эти люди идут сюда разлучить меня с тобою…
— Как? Что ты хочешь сказать?
— Они несут грамоту об избрании тебя на царство.
— Меня?! — воскликнул Михаил Федорович с изумлением и страхом.
— Да, тебя! — твердо отвечала ему мать. — И я должна буду внять их мольбам и исполнить их просьбу и дать свое согласие на твое избрание, хотя сердце мое обливается кровью при одном помышлении о том.
— Но, матушка, я не могу, не смею…
— Ты не можешь отказаться. Таков завет отца твоего… Иди и исполни долг свой перед избравшею тебя землей.
Сын, рыдая, упал перед матерью на колени, а она благословила его и прижала к своей груди…
21 февраля 1613 года «избранник Божий» — Михаил Федорович стал царем всея Руси, положив начало благословенной династии Романовых.
Старинное — медление, мешкание.
(обратно)
Мама — так в древнерусском быту называли кормилицу.
(обратно)
Название рыболовных снастей, которые ставят в траве и около берегов на небольшой глубине, в них рыба сама заходит.
В этой статье вы найдете несколько сочинений о подвиге Ивана Сусанина.
Содержание
- Образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева: сочинение
- Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина: сочинение, эссе
- Когда родился костромской крестьянин Иван Сусанин: дата, сколько лет было Ивану Сусанину
- Чем знаменит Иван Сусанин: подвиг Ивана Сусанина кратко
- Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение
- Кем был Иван Сусанин: биография
- Иван Сусанин: интересные факты из жизни
- В каком году был написан «Иван Сусанин»: дата
- Иван Сусанин — русский национальный герой: сочинение
- Отклик о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина: кратко
- Значение подвига Ивана Сусанина: важное
- Видео: Фильм «Иван Сусанин»
Дети любят писать школьные сочинения про Ивана Сусанина. Ведь это национальный герой, который в свое время был благородным воином, справедливым и верным своей идеологии. Ниже вы найдете несколько сочинений по этой теме.
Образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева: сочинение
Любые высказывания тех или иных людей нашего времени или прошлого про Ивана Сусанина, всегда положительные. Ведь это настоящий национальный герой. Вот сочинение про образ Ивана Сусанина в Думе Рылеева:
В творении Сусанин представляется работящим и сильным, выносливым крестьянином, верным, смелым и стойким сыном своей страны. Можно сказать, что именно эти патриотизм и убежденность и подкупают читателя.
Кстати, сам Александр Сергеевич Пушкин относился к жанру дум несерьезно и критично, полагал, что это не серьезное творчество, а лишь описание исторических событий. Однако великий русский поэт был уверен, что каждая строчка Рылеева, дышит национальным сознанием, а образ Сусанина удалось воссоздать максимально реалистично.
Внешне Сусанин представляется мужиком крепким, но не молодым. Ему не чужды такие черты характера, как прямолинейность, решительность, честность, любовь к Родине, жажда справедливости. Обладает герой и жертвенностью, которая так присуща русскому народу. Иван настолько любит Родину, что готов положить на алтарь свою жизнь ради того, чтобы заманить польский отряд в непроходимые, топкие болота.
Можно сказать, что герой символизирует последний оплот самодержавной идеологии. Он справедлив, благороден (несмотря на крестьянское происхождение), привык смотреть страху в лицо и никогда не отступает на полпути.
Сусанин искренне верит в достойного царя, презирает захватчиков. Однако все же существует некая недосказанность насчет того, кем оказался Иван – народным героем либо жертвой обстоятельств.
Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина: сочинение, эссе
Любой человек у нас ассоциируется с чем-то хорошим или плохим. Все зависит от его поступков или образа. Образ Ивана Сусанина не может вызывать негатив, так как он был готов на геройский поступок и верил в свои идеалы. Вот сочинение, эссе на тему: «Какие чувства вызывает подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина?»:
Подвиг Сусанина вызывает чувство гордости за русский народ, заставляет восхищаться его решительностью, находчивостью, смелостью. Нельзя сказать, что у читателя также появляется ненависть к полякам. Однако будоражит тот факт, что человек не пожалел своего живота ради того, чтобы расправиться с врагами. Ведь заводя неприятелей туда, откуда нет возврата, Сусанин понимал, что сгинет вместе с ними.
Но иного варианта не было – либо погибнуть, но устранить врага, либо же позволить захватчикам распоряжаться родными землями. Конечно, этого Сусанин не мог допустить. Он прекрасно знал, чем закончится его поступок. Но чувство долга не позволяло ему преступить через свои принципы. Именно это сделало его народным героем. Однако присутствует и некая двойственность – сложно сказать, расценивал ли вообще крестьянин какую-либо иную возможность? Вполне возможно, что он до конца не осознавал факт своей гибели, действовал интуитивно, подчиняясь некоему душевному порыву.
Так или иначе, о том, чтобы намеренно совершить геройский поступок, он точно не думал. Слепая вера Ивана в царя и правильность его доктрины, безусловно, может считаться как плюсом, так и минусом. Поскольку крестьяне в большинстве своем, были людьми малограмотными и внушаемыми. Следовательно, не такими уж верными могли быть призрачные идеалы, как они казались герою произведения. Так или иначе, его самоотверженности и патриотизму можно только позавидовать. Но, на подобное деяние способен не всякий.
Когда родился костромской крестьянин Иван Сусанин: дата, сколько лет было Ивану Сусанину
Родился Иван Сусанин в Костромской области в деревне Деревеньки. Однако есть и иная версия, якобы место его рождения — это деревня Домнино, вотчина дворян Шестовых. Насчет того, кем на самом деле был Иван, существует несколько мнений:
- Самое распространенное – Сусанин был простым крестьянином.
- Альтернативное – национальный герой был деревенским старостой.
- Слабо распространенное – был приказчиком, жил при дворе бояр Шестовых.
Возраст точно не указан, но учитывая произведение, можно увидеть, что упоминается зять Собинин. Поэтому Сусанину было не менее 35-ти лет. А скорее всего, больше. Средним считается показатель — 40 лет. Тем не менее, градацию можно расширить. Скорее всего, возраст Ивана Сусанина от 40 до 60 лет. Безусловно, все зависит от источника. Ведь некоторые характеризуют Сусанина как зрелого мужа, а некоторые – как мудрого старца.
Чем знаменит Иван Сусанин: подвиг Ивана Сусанина кратко
Благодаря чему прославился Иван Сусанин, чем он знаменит? Вот краткая информация о его подвиге:
Известно, что отряды недругов, литовцев и поляков, двигались в родную деревню Ивана. Неожиданно чужеземцы встретили двух русских мужчин – Сусанина и его зятя, Богдана Собинина. Они приказали Ивану показать им дорогу ко двору, хотели увидеться с молодым царем.
Скрепя сердце, Сусанин согласился. Однако впоследствии ему в голову пришла идея, что просто так сдаваться рано, можно обвести врагов вокруг пальца. Тем более, что дорогу в этих краях они не знают. Иван повел неприятеля не к царю, а в противоположную сторону, на топкие болота. Вокруг были непроходимые дебри. Поэтому, даже узнав о лукавстве проводника, враги уже не могли самостоятельно найти дорогу.
Конечно же, они раскрыли обман, пытали крестьянина, уговаривали сказать им правду. Но русский оказался стойким. В конце концов, они разрубили тело Сусанина на мелкие куски. Однако выбраться из дебрей так и не смогли. Там и сгинули.
Эта история еще раз наглядно показывает решительность, выносливость и патриотизм русского народа. Ведь, если бы Иван был слабее телом и духом, он вполне мог бы сдаться во время пыток, показать правильную дорогу, и, возможно, остался бы жив. Но даже умирая, Сусанин не изменил своего решения и не пожалел о нем.
Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение
Как говорилось выше, у каждого человека хорошее отношение к Ивану Сусанину. Ведь он был героем — бесстрашным и ничего не боявшимся. Сочинение на тему «Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина»:
Вне зависимости от различия эпох, каждая из которых диктует свои политические, национальные и моральные идеалы, Иван Сусанин восхищает меня своей стойкостью и силой духа. Уверен, что немногие на его месте вытерпели бы все те мучения и боль, которые причиняли ему чужеземцы в процессе пыток, и так бы и унесли с собой в могилу тайну верного пути.
Ведь за какое «правое» дело бы не выступал человек, порой складываются обстоятельства, когда любой понимает, что своя жизнь дороже. Но Иван не пошел на попятную, не совершил предательства и не испортил своей репутации. Он предпочел умереть за свои убеждения (не важно, истинными они были или нет), что уже говорит о его сильной воле, несгибаемом характере, которым невозможно не восхищаться.
Говорить, что «каждый на месте Сусанина поступил бы так же» очень глупо. Поскольку это не является правдой. Зачастую даже сильные духом и телом, взрослые мужчины могут сломаться под напором внешних обстоятельств. Поэтому сложно сказать, смог бы я на его месте с достоинством вынести все те пытки, посредством которых поляки и литовцы пытались выпытать у Сусанина верную дорогу.
На мой взгляд, Ивана называют народным героем не напрасно. Даже если легенда о нем – вымысел, то его образ вполне можно расценивать как собирательный, как воплощение великого, непобедимого, отважного, отчаянного и решительно русского человека, который в борьбе с врагом не сдается до последнего.
Кем был Иван Сусанин: биография
Школьник должен знать биографии многих известных людей и тем более, национальных героев. Вот биография и описание, кем был Иван Сусанин для сочинения:
Родился народный герой во второй половине XVI века в дер. Деревеньки. Кончина его приходится на 1613-й год. Его можно назвать спасителем Михаила Романова от вражеских отрядов. Считается, что Иван Сусанин принадлежал к крепостным Шестовых, семьи дворянского рода.
Кстати, район Костромской области, в котором (предположительно) родился Иван, ныне именуется Сусанинским. Детство, отрочество, юность Ивана Сусанина не имеют никаких исторических отображений. Они мало чем отличались от вех жизни представителей данного сословия.
Однако некоторые источники говорят, что Иван был не просто крестьянином, а приказчиком либо вотчинным старостой. Эти версии имеют право на существование, ведь отчего-то вести отряд поручили именно ему, а не другому человеку. Это подтверждает задатки лидера.
Иные ресурсы говорят, что Иван был управляющим при боярском дворе. Возраст героя не менее 35-40 лет. Хотя, большинство источников утверждают, что Ивану было далеко за 40, поскольку у него имелась взрослая, замужняя дочь и зять. Скорее всего, 55-60 лет.
О личной жизни Сусанина мало известно. Он рано потерял жену. Второй раз, скорее всего не женился. В те века это было не принято. Дочь звали Антонидой, она была замужем, у нее были дети.
Иван Сусанин: интересные факты из жизни
Давность произошедших событий заставляет выдвигать все новые и новые версии событий и потенциально возможные факты относительно народного героя. Вот интересные факты из жизни Ивана Сусанина для сочинения:
Факт 1. Секрет имени
- Имя «Иван» известно точно. Но действительно ли он был Сусаниным?
- Загвоздка в том, что в те века крестьяне не имели официальных фамилий.
- Зачастую использовались отчества. Допустим Мишка Петров – сын Петра, Степка Дмитриев — сын Дмитрия.
- Впрочем, именно по такому принципу формировались русские фамилии.
- Кстати, некоторые источники говорят, что Сусаниным, Иван запомнился по тому, что его мать звали Сусанной.
- Получается, Иван — Сунаннин сын. Ребенок Сусанны.
- Достаточно реалистичная версия. Несмотря на то, что подобные идентификационные прозвища давали не по матери, а по отцу, возможен факт, что крестьянин рос без отца, потому прозвище ему дали в связи с материнским именем.
Факт 2. Потомки героя
- У Сусанина была дочь Антонида.
- В те годы она уже состояла в браке с Богдном Собининым. Судя по некоторым источникам, у героя уже было 2 внука – Константин и Даниил.
- К слову, на 1631 год Собинин уже числится покойным, а хозяевами – его сыновья, которые по многим источникам, имели семьи.
Факт 3. Благодарность
- Спустя 100 лет после погибели героя, династия Романовых отплатила за спасение Михаила.
- Андрея Семенова и Ивана Собинина освободили от крестьянских повинностей и выразили благодарность.
Факт 4. Участвовал ли зять?
- Участвовал. Да, он не пошел на болота, но именно Собинина, Иван отправил к Михаилу Романову с вестью о наступающей опасности.
- По крайней мере, об этом говорили потомки.
Факт 5. Место захоронения
- Существует версия, что царь приказал найти тело героя.
- Сусанина отыскали. Якобы, захоронен он в Ипатьевском монастыре.
- Однако эту версию подвергают сомнениям. Некоторые исследователи склонны полагать, что похоронен он на родине, в Домнино.
Факт 6. Кто убил Сусанина?
- Считается, что поляки во время пыток.
- Однако это могли сделать либо разбойники, либо бунтовщики, которые шастали по лесу.
- Соответственно, из рук врага крестьянин мог вырваться.
Эти интересные факты уже доказаны. Хотя некоторые из них еще находятся под сомнение, однако, это все равно считается правдой.
В каком году был написан «Иван Сусанин»: дата
Для написания сочинения обязательно понадобится дата, в каком году был написан «Иван Сусанин». Вот эта информация:
Кондратий Федорович Рылеев воспел подвиг Ивана Сусанина в 1822 году. Что же касается одноименной оперы М. Глинки, она была создана несколько позже – в 1836. Однако мало кто знает, что это не первые попытки оживить исторические события того времени. На самом деле, существует еще более древний источник — опера Катерино Кавоса – «Иван Сусанин». Ее премьера состоялась в 1815 году. Следует отметить, что выдержано творение было в стиле французской комик оперы, в которой диалоги занимали с музыкой приблизительно равное количество места.
Иван Сусанин — русский национальный герой: сочинение
«Иван Сусанин — русский национальный герой» — такая тема часто задается в школе по русскому языку и литературе для написания творений. Вот вариант, как можно написать такое сочинение:
Наверное, не найдется человека, что не помнил бы имени героя, который не пожалел живота своего за царя и свободу родного края. Память о нем переходит из поколения в поколение. Патриотизму Сусанина можно только позавидовать. Не напрасно его светлый образ нашел отражение в музыке и литературе. Мало того, существуют даже памятники этому человеку.
В то время было много насилия и грабежей. Бушевало народное возмущение. Именно поэтому царь был выбран народом. На престол взошел Михаил Федорович Романов. Прознали об этом поляки и решили молодого царя убить. Пришли они на земли русские, и потребовали крестьянина провести их в село. Однако Иван перехитрил супостатов. Он отправил зятя к Романову с предупреждением, а сам завел врагов в дебри, которые окружали топкие болота. Чтобы они уже не смогли оттуда выбраться.
К слову, в обмане Сусанин признался сам и пытки принял с достоинством. Его мужеством невозможно не восхищаться. Потомки героя были щедро вознаграждены царской семьей. Немудрено, ведь Романовы обязаны ему жизнью Михаила. Сусанина в своей думе воспевал не только Рылеев, но и множество иных деятелей искусства. Это образ бесстрашного народного защитника.
Отклик о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина: кратко
К сочинению может понадобится написать отклик. Вот небольшая выдержка о подвиге костромского крестьянина Ивана Сусанина:
Будучи преданным царю, Иван не позволил себе привести к нему врагов самолично, а пожертвовал собственной жизнью ради того, чтобы устранить отряды и оградить правителя от нападения. Он поступил не только как преданный гражданин своей страны, но и как мужчина – сильный, смелый, самоотверженный и благородный.
Значение подвига Ивана Сусанина: важное
Значимость того события для семьи Романовых и России в целом, огромная. Об этом знают все. Вот как можно описать значение подвига Ивана Сусанина:
Со стороны кажется, что просто повести врага «не в ту сторону» — не такое уж сложное дело. Тем более, что чужеземец не знает местности, доверяет проводнику. Но, несмотря на то, что Сусанин не бросался на врага с оружием наперевес, а действовал иными методами, его подвиг имеет огромное значение. Ведь итогом послужило спасение самого царя.
Кстати, поступок Ивана Сусанина доказывает, что, иногда, для того, чтобы защитить Отечество и свои идеалы, не обязательно ввязываться в открытую драку. Можно устранить неприятеля смекалкой, используя иные преимущества. По сути, крестьянин лишил правителя прямой угрозы его жизни, а значит, сделал многое и для страны в целом.
Видео: Фильм «Иван Сусанин»
Прочитайте статьи по теме:
- Сочинение на тему «Внутренние и нравственные качества человека»
- Сочинение на тему «Внешность человека»
- Сочинение на тему «Какова роль надежды в жизни человека»
- Сочинение «Почему человечество не может отказаться от жестокости?»
- Сочинение на тему «Что такое доброта»
— Господи! Как здесь хорошо! Как мы счастливы, избавленные, по милости Божией, от всего, всего, что нас окружало там, в пасти львиной!.. — вот с какою мыслью просыпались и мать, и сын в течение первых недель своего пребывания в Домнине, убаюкиваемые царившею кругом, на сотню верст, безопасностью.
— К нам, государыня-матушка, в наши костромские лесищи не сунутся никакие воры, никакие лихие люди, — так говорили Марфе Ивановне все домашние и служня. — Тут и дороги-то непроходимые, и дебри дикие, и тянутся-то на десятки верст, а версты те мерила бабка клюкой да махнула рукой… Кому сюда зайти, кому затесаться?
И вот, опираясь на эту уверенность всех окружающих, Марфа Ивановна решала даже посетить некоторые из соседних обителей и ездила туда на богомолье с сыном в сопровождении весьма небольшого количества челядинцев. Вернувшись из Макарьевской на Унже обители, Марфа Ивановна решила никуда из Домнина не выезжать и ждать тех известий о московских событиях, которые Иван Никитич обещал ей сообщить при первом удобном случае.
Несколько дней спустя под вечер пришел к ней староста домнинский Иван Сусанин и испросил у нее позволения отлучиться в Деревищи, дочку повидать да деревищинских мужиков в лес на заделье отправить.
— Сам с ними, матушка, в лес пойду, так работа у нас поскорее пойдет, в пять дней на всю зимушку тебе дров запасем.
— Что ж, ступай, Иван, да ворочайся скорее. Мне при тебе спокойнее.
— Не замешкаюсь, матушка. А если что тебе занадобится, так тут ведь недалечко.
С тем он и ушел, и уже второй день подходил к концу со времени его отлучки, когда под вечер хватились ключей от амбара и нигде их не могли найти. Побились, поискали и решили, что, верно, Иван Сусанин их куда-нибудь намеренно припрятал, и порешили завтра спозаранок за ним послать нарочного.
Все эти толки и разговоры о ключах и об Иване Сусанине, которые Михаилу Федоровичу пришлось в тот вечер слышать, остались у него в памяти, и когда лег спать после ужина, он, быстро заснув, тотчас увидел Сусанина во сне. Всегда приветливый и ласковый к нему старик протягивал ему руку, помогая перейти по узкой лавинке через бурливый и шумный поток.
— Не бойся, государь, — говорил Сусанин, — ступай смелее, а там дальше, лесом, тебя проводит Сенька…
И действительно, Михаил Федорович увидел на противоположном берегу своего верного, дорогого пестуна, который тоже протягивал к нему руки.
— Сенюшка! Голубчик! — воскликнул юноша, со слезами радости бросаясь на шею к старому и верному слуге.
С этим возгласом он и проснулся, и глаза его еще были мокры от слез, и он долго не мог отделаться от скорбных воспоминаний о несчастном Сеньке, с которым провел свое детство и отрочество и которому был столь многим обязан.
Вдруг до слуха его долетел какой-то странный звук… Как будто в сенях кто-то в дверь стучит и ломится что есть мочи. Но никто не отворяет, крепко спят холопы у его порога и в сенях на залавке. А стук сильнее и пуще… Наконец Михаил Федорович не вытерпел, вскочил с постели и разбудил старика Скобаря, который постоянно ложился у порога его опочивальни.
— Ступай, узнай, что там за стук? — сказал он. — Боюсь, как бы и матушку не разбудили.
Прислушиваясь, он расслышал, как отодвинули засов двери, как раздались потом чьи-то голоса, поспешные и тревожные шаги, потом даже суетливая беготня по всему дому. До слуха его долетели слова:
— Скорее, скорее!.. Не медлите!
И на пороге его комнаты явился Скобарь, ведя за руку мальчика в коротком тулупчике и с ног до головы запорошенного инеем…
— Государь! — проговорил Скобарь тревожно. — К тебе внук Сусанина с недобрыми вестями…
— Что такое? Говори скорее! — обратился Михаил Федорович к мальчику.
— Дедушка послал меня… Злодеи к нам пришли, тебя ищут, он их в лес увел, говорит, не скоро из лесу выпустит… А тебе велел немедля укрыться в Кострому… Немедля!
Мальчик все это выговорил одним духом, запыхавшийся и взволнованный.
— Я уж послал будить государыню и коней велел впрягать, — проговорил Скобарь. — Да всей дворне вели садиться на коней с запасом для охраны поезда… Авось еще успеем уйти…
Михаил Федорович, ничего ему не отвечая, подошел к Васе, обнял его и поцеловал.
— Спасибо за услугу, — проговорил он, глубоко тронутый. — Я тебя не забуду.
А Марфа Ивановна уже стояла на пороге, и торопила сына со сборами, и отдавала приказания, и распоряжалась ускорением отъезда. Полчаса спустя широкие розвальни, запряженные тройкою гусем, стояли у крыльца. За этими розвальнями стояло еще пятеро саней, в которых сидело по три и четыре холопа, вооруженных чем попало. Впереди розвальней должны были скакать вооруженные вершники с фонарями… Марфа Ивановна с сыном поспешно села в розвальни, Скобарь поместился сбоку на облучке, и по знаку, данному Марфой Ивановной, весь поезд двинулся со двора боярской усадьбы по лесной дороге к Костроме, до которой предстояло проехать около семидесяти верст.
«Господи! Где успокоимся? Где без страха приклоним наши горемычные головы?» — думала Марфа Ивановна со вздохом.
Приехав на другой день около полудня в Кострому, Марфа Ивановна не решилась остановиться на житье в самом городе, она предпочла вместе с сыном укрыться в стенах Ипатьевской обители, которая отделяется от города рекою Костромою и лежит при самом впадении ее в Волгу. Здесь, радушно принятые и обласканные игуменом обители, наши скитальцы нашли себе спокойный и безопасный приют… Эти стены, эти башни могли выдержать продолжительную и упорную осаду.
Несколько дней спустя из Домнина получены были печальные вести: Иван Сусанин был варварски убит ворами, которых он завел в непроходимые лесные трущобы в стороне от всяких путей, пролегавших от Деревищ к Домнину. Деревищинские и домнинские крестьяне по темным и смутным указаниям Васи разыскали шайку злодеев в лесу и истребили их всех, мстя за Ивана Сусанина. Получив это известие, Марфа Ивановна и Михаил Федорович отслужили в Троицком соборе Ипатьевской обители заупокойную обедню за рабов Божиих Иоанна и Симеона, верных слуг, положивших живот свой за спасение господ.
Одновременно с этою вестью Марфа Ивановна получила и присланное в Домнино письмо от Ивана Никитича, который извещал ее, что все участвующие в соборе, созванном в Москве для избрания царя, склоняются на сторону ее сына Михаила Федоровича, как единственного отпрыска именитого боярского рода, имеющего и «царское происхождение», как пострадавшего более всех других от смуты и в то же время ни в каком смысле смутою не запятнанного. Это письмо в такой степени поразило Марфу Ивановну своим содержанием, что она даже не решалась показать его сыну и только вскользь сообщила ему о вестях, полученных из Москвы, и о соборе, занятом избранием нового московского царя, а сама она стала думать напряженно и усиленно, как следовало ей отнестись к предстоящему избранию?
Ее нежное материнское сердце с ужасом отвращалось от тревог и опасностей, которым должно было подвергнуться ее милое детище, вступив на престол в такую страшную эпоху, когда все расшатано, разорено, казна царская расхищена и отовсюду грозят и смуты, и войны, и бедствия народные? Но ей вспомнился и завет Филаретов, и рядом с ним вся дивная судьба этого юноши, прошедшего через тысячи превратностей, бед и опасностей, столько раз бывшего на краю гибели и все же сохраненного неисповедимым Промыслом… Не он ли есть истинный избранник Божий, на котором почиет благодать Господня? Не ему ли суждено умиротворить и успокоить расходившиеся волны смут народных и залечить раны, нанесенные взаимною враждою и нескончаемыми войнами?
Эти думы не давали ей покоя ни днем ни ночью, и вопросы, тревожившие ее, требовали настоятельного и немедленного разрешения, в народе уже шел слух о том, что «великое посольство» отправлено из Москвы в Кострому и не сегодня завтра должно прибыть в Ипатьевский монастырь… И вот 13 марта, под вечер, Скобарь донес госпоже своей, что посольство прибыло в город и отдыхает от пути.
Иван Сусанин — биография
Иван Сусанин – национальный герой России, простой крестьянин деревни Домнино. Прославился тем, что спас царя Михаила Романова от смерти, увел в сторону польско-литовский отряд, имевший целью уничтожить российского царя.
Всему миру известен подвиг Ивана Сусанина, совершенный им более четырех сотен лет назад. В те смутные времена, когда русский народ находился под угрозой порабощения, обычный костромской крестьянин не пожалел своей жизни и отдал ее за независимость родины. Личность Ивана Сусанина вызывает искреннее уважение народа, вне зависимости от того, как относилась к его памяти история. Нужно сказать, что официальное отношение к герою менялось неоднократно. Несмотря на это, его образ стал неотъемлемой частью искусства, культуры и фольклёра, он стал плотью и кровью русского народа. Он стал привычным до такой степени, что стерлась трагичность самой личности Сусанина. А образ его трагичен, и не только от того, что умер мученической смертью, а тем отношением, которое сложилось к нему после гибели. Главная роль в этом вопросе отводится политике, потому что ни один исторический персонаж после смерти не был в роли жертвы политических спекуляций так, как Сусанин, ни в дореволюционное время, ни после него.
Смутные времена
Прежде чем рассматривать личность и подвиг Сусанина, необходимо освежить в памяти тот исторический период, когда жил национальный герой. Шла первая половина 16-го столетия, Россия охвачена многочисленными природными, классовыми и религиозными катаклизмами. Это было время голодомора 1601-1603-го годов, престол захватил самозванец Василий Шуйский, в 1609 году на русские земли вторглись поляки, в 1611-м поднялось ополчение, и еще много других факторов, повлиявших на ход событий.
Костромская область, где проживал Сусанин, тоже сильно пострадала в те времена. В 1608-1609-м годах Лжедмитрий II практически полностью разрушил Кострому, Ипатьевский монастырь подвергся атакам, польские войска разгромили Кинешму.
Неизвестно, как эти события отразились на самом Сусанине и его родных и близких. Однако это был тот исторический отрезок времени, когда жил национальный герой. Война подобралась к его дому тогда, когда все решили, что она уже на исходе.
Личность Ивана Сусанина
До наших дней биография Ивана Сусанина не дошла, да и кто тогда записывал исторические факты рождения и личной жизни простых крестьян. Никаких сведений о его родных и близких не сохранились. Известно только, что у него была дочь, которая носила имя Антонида, непривычное для уха современного человека. Она стала женой крестьянина Богдана Сабинина, и в этом браке родила двух сыновей – Константина и Даниила. Точная дата рождения мальчиков тоже не установлена.
Ни одной записи касающейся жены Сусанина найти не удалось. Историки предполагают, что в то время, когда Иван совершал свой подвиг, она умерла. На тот момент дочери Антониде было шестнадцать лет. Поэтому когда возникает вопрос о возрасте самого Сусанина, то ученые говорят, что он уже подошел к зрелому возрасту, и было ему от 32 до 40 лет.
Время и место подвига
В наши дни почти всем известно, что совершил Сусанин, а вот на вопрос, когда это происходило, ответят единицы. История сохранила несколько версий развития событий. По одной из них, все случилось поздней осенью 1612-го. Эту версию подтверждают предания, которые говорят, что герой спрятал царя в яме, где недавно сожгли овин, и накрыл эту яму обгоревшими на пожаре досками. Но эта история поддавалась критике многих исследователей. Если ее все же отнести к разряду достоверных, то это может быть правдой по той причине, что овины жгли именно осенью, а не в другое время года.
Но вторая версия напрочь отвергает первую, потому что во всех литературных произведениях и на художественных полотнах видно, что Сусанин водил поляков по лесу через снежные сугробы. Поэтому реально рассматривать вариант, что действие приходится на конец февраля – начало марта 1613 года, а не на осень 1612-го. Именно в это время поляки шли с целью лишить жизни царя Михаила, разрушить стабильность России и впоследствии завоевать российский престол.
У каждой из версий есть свои поклонники и противники, точную дату узнать уже не сможет никто, потому что важные детали так и остались скрыты под толщей времени. А те, что дошли до потомков, неправильно расшифрованы. Главное, что подвиг Сусанин совершил, а все остальное можно воспринимать как миф.
Село Деревнище
Некоторые исторические хроники придерживаются версии, что никакого похода по заснеженным лесам не было. Сусанин спрятал царя в селе Деремнище и там же был схвачен поляками. Они долго пытали его, а потом убили, так и не получив ответа на интересующий их вопрос. Однако исторического подтверждения эта версия не имеет.
Версия гибели Сусанина
Эта версия развития событий записана во всех учебниках истории, к ней больше всего склоняются историки. Эта версия гласит, что местом смерти Сусанина стало Исуповское болото. Говорят, что на месте его гибели выросла сосна красного цвета, напитавшись кровью героя. Иногда болото называют «Чистым», потому, что его омыла страдальческая кровь национального героя. Однако все эти домыслы стоит отнести к фольклорному наследию. Но, тем не менее, именно на болоте происходили все исторические события. Сусанин долго водил поляков по трясине, пытаясь завести их как можно глубже в лес, в противоположную сторону от нужного им села.
Однако эти события тоже сопровождаются многочисленными вопросами. Когда Сусанина убили на болоте, куда делись все польские вояки, все ли они умерли или кому-то удалось выбраться? Откуда тогда сведения о смерти Сусанина, кто мог рассказать о том, что он погиб. Смерть польских воинов не зафиксирована ни в одном из исторических документов, много раз перелопаченных учеными. Однако есть мнение, что местом гибели Сусанина стало не болото.
Смерть в деревне Исупнова
И таким местом некоторые историки называют деревню Исупова. Доказательством этой версии служит документ, где правнук Ивана обращается к императрице Анне Иоанновне с просьбой о подтверждении льгот, которыми пользуются потомки Сусанина. На основании этого прошения можно сделать вывод, что смерть настигла национального героя именно в Исупова, и свидетелями его казни были жители этого населенного пункта. Именно они сообщили печальную новость родным героя, и доставили его тело в село Домнино.
Это предположение единственное, которое подтверждается документально, и считается самым реальным. Тем более его правнуку – Собинину И.Л., было доподлинно известно место гибели своего знаменитого предка. Историки больше склоняются к этой версии развития событий.
Могила Сусанина
Естественно, у всех возникает вопрос о месте захоронения национального героя. Если придерживаться версии, что местом гибели была деревня Исупово, а не болото, то его обязательно должны были похоронить. Есть предположение, что останки Сусанина покоятся на кладбище близ Воскресенской церкви, служившей приходом селянам Домнино и Деревнища. Однако весомые доказательства этого факта отсутствуют.
Некоторые источники утверждают, что впоследствии тело героя перезахоронили на территории Ипатьевского монастыря. Однако эту версию тоже нечем подтвердить, и она не прижилась среди исследователей биографии Сусанина.
Ссылки
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
— Ну, что пустое мелешь! — перебил его Сусанин. — В дороге какой уж взыск! И с мякиной хлебушка поедим. У нас ведь и свой домашний в возах-то есть, да так замерз, что его и не угрызть… Хлебом нас не удивишь, мы, слава Богу, у наших бояр всем сыты и довольны!
— А кто же ваши бояре будут? — спросил хозяин, помаргивая своими маленькими глазками.
— Мы романовские… Из костромских ихних вотчин с запасом на Москву едем. Чай, Романовых-бояр знаешь?
— Романовых? — протянул Арефьич. — Да это какие же Романовы? Опальные, что ли? Аль другие?
У Ивана Сусанина густые брови сурово сдвинулись. Он поднял голову и, смерив Арефьича глазами, проговорил строго:
— Кабы я не в твоем тепле да не за твоим столом такое бы слово от тебя услышал, так я бы только глазком своим ребятам мигнул, от тебя и от твоей избенки праху бы не осталось!
— Да что ты? Что ты? Братан крестовенький! — затараторил хозяин, напуганный и взглядом, и словами Сусанина. — Вы, значит, дальние, до вас и не дошло! Не знаете вы, значит, о боярах своих?
У Сусанина и ложка из рук выпала, все спутники его тоже переполошились.
— Да что же? Что с боярами нашими приключилось? Какая беда на них стряслась? Говори скорее! — крикнул Сусанин, поднимаясь с лавки.
— А как тебе сказать уж, право, и выговорить-то страшно! Наше, вестимо, дело сторона, а слух такой с Москвы идет, что на них опала царская. За приставы все взяты… Именье все и животы на государя отписаны, а их холопей точно что не приказали ни укрывать, ни на службу принимать… Вот почему и богатеи наши тебе ворот не отперли!
Слыша это, спутники Сусанина поднялись из-за стола и окружили хозяина плотною гурьбою.
— С нами крестная сила! — шептал Сусанин, крестясь и слушая невероятные речи харчевника. — Что такое, откуда на наших бояр туча грозная нагрянула?
И он в недоумении огляделся на своих спутников, молча стоявших кругом него.
— Да вот постой. Постой, стар человек! Вот кто тебе лучше моего рассказать сумеет! — проговорил вдруг юркий харчевник и метнулся в сторону к полатям, с которых свешивался край грязной овчины и торчали две босые ноги.
— Эй, дядя! А, дядя! — стал кого-то кликать Арефьич, привстав на приступок у печки и хватаясь за одну из этих босых ног. — Дядя, вставай скорее!
— А? Что? Чаво тебе? — послышался чей-то хриплый спросонья голос.
— Вставай, вставай скорее!.. Добрые люди тебя спрашивают, землячки твои.
— Земляки? — И спавший на полатях заворочался и стал с них медленно и осторожно спускаться, пожимаясь и почесываясь и по пути натягивая на себя зипунишко.
— Костромской тоже, — шепнул Арефьич Сусанину, мотнув головою в сторону человека, который наконец спустился с полатей и стал около лавки, протирая глаза и оглаживая густую бороду с проседью.
— Батюшки! Да, никак, Степанушка. Степан Скобарь? — воскликнул Сусанин, протягивая руки земляку.
— Сусанин? Староста домнинский? — отозвался Степан. — Вот встреча-то! Привел Господь, где столкнуться!
И старики поздоровались по-приятельски и присели на лавку, между тем как молодежь все еще стояла и не смела присесть за стол без Сусанина.
— Изволишь видеть, бос и наг на родину бреду! — проговорил Скобарь, показывая свой зипунишко. — Да и тому-то рад, что цел ушел. Не знаю сам, как вынес Бог.
— Да что случилось-то, скажи, сделай милость? — нетерпеливо перебил его Сусанин.
— Беда, друг, неминучая! Словно гроза Божия на наших бояр обрушилась! Молоньей выжгло, громом побило бы, легче было, кажись…
— Да где бояре-то?
— За приставами, по тюрьмам все… А Федор-то Никитич да князь Иван Черкасский и в застенке побывать успели… Боярыня в монастыре, тоже за решеткою посажена, и детки с нею…
— И Мишенька, любимчик наш? — дрогнувшим голосом спросил Иван Сусанин.
— И Мишенька с сестрицей и все их родичи, приятели, знакомцы…
— А мы с тобой, Богдаша, — обратился Сусанин к красавцу зятю, — мы-то Мишеньке салазки нарядные везли в гостинец!
— Не до гостинцев им, брат, теперь, горемычным! — грустно сказал Степан. — Не богаче нас с тобою! Добро их все разграблено: кое в казну, кое и мимо, по рукам пошло… Именье и животы боярские на государя отписаны… А что уж нам, холопам, претерпеть пришлось и от приставов, и от стрельцов, и от подьячих, что было на Москве об наши спины обломали, допрашивая нас да добиваясь меж нами предателей… Да ничего поделать не могли: изветчиков-то не нашли, хоть били, и пытали, и голодом морили нас… Вот покажи, мол, против бояр своих!.. Ну невтерпеж пришло, кто мог ушел. Пустились в бега, и я тоже, к вам на родину иду.
— Да за что же? За что вся эта напасть? — воскликнул Сусанин, хватая крепко Скобаря за руку. — Скажи, за что?
— Никто не знает… А так между речей допросных можно было понять, что обвиняют бояр наших в злых умышлениях на царя Бориса, на его государское здоровье. Коренья будто какие-то в их кладовых объявились, Бартенев-ключник и донес.
— Злые люди, значит, обнесли их, да и коренье лютое им в улику подкинули? — догадался Сусанин.
— Уж не иначе, как так, — печально проговорил Скобарь, разводя руками. — Мы ли своих бояр не знаем?
Оба старика в унынии опустили головы.
— Но как же быть теперь? Как мне-то быть? — заговорил немного спустя Сусанин. — Куда же мне-то с их боярским добром деваться?
— Да коли хочешь доброго совета моего послушать, — сказал Степан Скобарь, — так придется теперь же и поворотить тебе оглобли… Если вздумаешь добраться до Москвы, как раз ярыжкам в лапы угодишь. Добро боярское попусту загубишь да и сам-то тоже уйдешь ли цел от лиходеев? Пожалуй, ничем не побрезгуют, чтобы только напитать свою утробу ненасытную.
Сусанин опустил голову на руки, посидел с минуту в раздумье, потом поднялся с лавки и, крестясь на иконы, произнес дрожащим голосом сквозь слезы:
— Помилуй, Господи, бояр наших!.. Избави их от всякие муки и напасти… Спаси и сохрани в бедах…
И, опустившись на колени, положил земной поклон, его примеру последовали все его спутники. Затем Сусанин поднялся, отер полою слезы, навернувшиеся ему на глаза, и сказал:
— Ну, братцы, видно, последние времена пришли… Видно, придется стонать Русской земле и терпеть великие беды, когда у лиходеев на наших бояр Романовых руки поднялись… Быть бедам, быть бедам!
И могучий старик, потрясенный глубоким горем, опустился на лавку в тяжком унынии.
II
В СЕВЕРНЫХ ДЕБРЯХ
Серенький и очень прохладный денек, прохладный для июня месяца, чуть не в самые Петровки, близился к полудню. Солнце, скудное лучами, то скрывалось за облаками серыми и холодными, то выглядывало из-за них ненадолго и обдавало ярким светом Мурьинский погост на Белоозере, широкий водный простор и темную, мрачную полосу старого хвойного леса, который местами сплошною массой надвигался на самый берег, так что сердитые волны обмывали, плеща и шумя, корни прибрежных вековых сосен и елей.
Мурьинский погост был бедным поселком в том крае. Пять-шесть рыбачьих хижин лепились по отлогому скату берега, выдвинув к самому берегу черные бани. Крошечная церквушечка в виде пятистенка с высокою двускатною кровлей, украшенной небольшой главкой, крытой чешуйками, с деревянным покосившимся крестом наверху. Рядом с церковью попов дом, крытый соломой, и еще две избы, обнесенные одним общим частоколом. Вот и весь поселок. А если добавить к этому еще два гумна на задворках, да три-четыре амбарушки, да с полдюжины рыбачьих челнов на берегу, около которых на перевесищах постоянно сушились всякие рыболовные снасти, то мы получим полную законченную картину этого жалкого уголка, заброшенного в дикой лесной глуши за Белым озером, уголка, забытого всеми и как бы созданного для забвенья.
Как раз около полудня мурьинский поп, старик лет шестидесяти, стал снаряжаться на озеро за рыбой и кликнул внука, шустрого мальчика лет двенадцати, своего постоянного спутника в поездках по озеру.
Многие, наверное, слышали о подвиге Ивана Сусанина, который во время Смутного времени завёл поляков в лесные дебри, чтобы не дать им добраться до выбранного Земским собором юного русского царя Михаила Романова. Правда, почти всё сказанное о нём неправда.
Легенда
Смутное время – период в истории России, продолжавшийся с 1598 года (год гибели Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного, не оставившего наследников) по 1613 (год избрания на московский престол Михаила Романова). На русский престол претендовал и Сигизмунд III, польский король. Именно его отряд, по легенде, должен был провести после многочисленных пыток к Михаилу Фёдоровичу простой русский крестьянин Иван Сусанин. Молодой царь, которому на тот момент было 16 лет, скрывался в Ипатьевском монастыре.
Но Сусанин вместо того, чтобы указать полякам дорогу, повёл их в совершенно противоположном направлении. Вражеский отряд был заведён в дремучие лесные чащи. Как только обман раскрылся, крестьянин был зарублен, а поляки так и не смогли выбраться из леса.
Максим Фаюстов. «Иван Сусанин»
Скорее всего, вы слышали именно эту версию популярной легенды. Вот только в единственном источнике, который повествует о подвиге Сусанина, нет ни слова о лесе и гибели польского отряда.
Жалованная грамота
«Как мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси, в прошлом году были на Костроме, и в те годы приходили в Костромский уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина литовские люди изымали, и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Федорович всея Руси были, и он, Иван, ведая про нас, великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти…»
Копия Жалованной грамоты
В этой жалованной грамоте, выданной в 1619-м году зятю Сусанина, Богдану Собинину, говорится лишь о том, что костромской крестьянин, несмотря на пытки поляков, не выдал местонахождение царя. В ответ на этот подвиг царь повелел освободить Собинина с женой, детьми, внуками и правнуками от всяких податей и обязанностей. Кроме того, зять Сусанина получил половину деревни Деревнищи недалеко от Домнина.
Откуда взялась легенда?
Встаёт вопрос, откуда в таком случае взялась знакомая нам версия подвига Сусанина? Как из истории крестьянина, «не сдавшего» местоположение царя, вышла легенда о мужике, который завёл польский отряд в непроходимые дебри?
Николай Дмитриев-Оренбургский. Подвиг Сусанина. Гравюра, конец XIX века
Интересно, но вплоть до начала XIX в. никто толком и не слыхивал о Иване Сусанине. Лишь в 1792-м году он появился на страницах «Собраний исторических известий, относящихся до Костромы» за авторством полковника Ивана Васькова. Затем Афанасий Щекатов, российский учёный-географ, отразил подвиг Сусанина в «Географическом словаре» 1804-го года. Но больше всего его популяризации способствовали поэма Кондратия Рылеева «Иван Сусанин» 1822 года (которая до сих пор есть в школьной программе) и опера Михаила Глинки 1836 года – «Жизнь за царя» или «Иван Сусанин». В обоих этих произведениях фигурируют знакомые нам события из легенды.
««Сусанин!— вскричали,— что молишься богу?
Теперь уж не время — пора нам в дорогу!»
Оставив деревню шумящей толпой,
В лес темный вступают окольной тропой.
Сусанин ведет их… Вот утро настало,
И солнце сквозь ветви в лесу засияло…
«Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал.
«Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.—
Убейте! замучьте!— моя здесь могила!
Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!..»
Фёдор Шаляпин в роли Сусанина
И, как это часто бывает, красивая, но не подтверждённая источниками легенда, которую изложили в поэме и опере, быстро стала популярной. Впрочем, одного обстоятельства она не меняет – подвиг Сусанина. Пусть и не такой, о каком мы привыкли слышать, но он всё же был – несмотря ни на что, простой русский крестьянин отказался сотрудничать с врагом и предпочёл смерть предательству.
См.также:
Как Иван Рябов Шведскую Эскадру на мель посадил
Сусанин 1942-го…
Как медведь по ошибке стал символом России
Почему Дюма исказил историю настоящего «графа Монте-Кристо» и скрыл, кем он был на самом деле.
Гордиев узел. Что это такое?