Кто такой снегурочка из сказки снегурочка

«Снегурочка» главные герои

«Снегурочка» главные герои

Сюжетом для пьесы Островского «Снегурочка» стала народная сказка, героиней которой является девушка, дочь Мороза и Весны-Красны, прожившая короткую, но необычную жизнь. По произведению Островского написана одноимённая опера, созданы художественные и мультипликационные фильмы. Главные герои «Снегурочки» — подданные царя Берендея и традиционные сказочные герои.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Снегурочка»

Главные герои

Снегурочка

Юная дочь Весны и Мороза.

В «Снегурочке» герои Весна и Мороз произвели на свет дочку, которая не может испытать любовь. Ей нравятся лирические песенки пастушка Леля, и Снегурочка счастлива, когда родители отпускают её к людям. Лель отказывается от девушки, и Снегурочка просит мать, чтобы та наградила её способностью любить. Получив желаемое, она становится доступной лучам солнца и погибает с благодарностью к матери, что успела испытать это волшебное чувство.

Ветреный и беззаботный юноша, хорошо поёт. Именно из-за его песен, Снегурочка стремилась к людям, но он не захотел выделить её из всех, выбрав страстную Купаву. Из-за его безразличия Снегурочка попросила мать одарить её любовью.

Строгий и заботливый старик. Солнце стало мало обогревать землю, и Мороз хочет покинуть страну берендеев. В таком случае Снегурочка останется без отеческой защиты, и он принимает решение отпустить её к бездетным Бобылю и Бобылихе.

Она очень любит свою дочь и хочет уберечь её от всех несчастий. Вместе с Морозом отправляет дочь к людям. Снегурочка просит Весну, чтобы та наградила её волшебным даром любви. Весна понимает, что это грозит гибелью её дочери, но, как истинная мать-природа, она желает счастья своей дочери, пусть даже недолгого, и дарит Снегурочке волшебный венок, надев который, Снегурочка сможет любить.

Мизгирь

Купец, жених Купавы.

Он собирается жениться, приходит к Купаве с подарками. Но, увидев Снегурочку, влюбляется в неё, забыв невесту. Он обещает Берендею, который хочет изгнать его из своего царства, своей любовью растопить сердце Снегурочки. В это время Снегурочка получает в дар от матери-Весны способность любить и влюбляется в Мизгиря. Их любовь взаимна, но солнце растопило Снегурочку, и Мизгирь бросается в озеро. Жизнь без любимой ему не нужна.

Второстепенные персонажи

Царь Берендей

Правитель волшебного царства.

Справедливый и мудрый, добрый и честный, он следит за порядком в своих владениях. Когда Купава жалуется ему на Мизгиря, в наказание повелевает изгнать того из царства. Видя немилость Солнца, чтобы вернуть его расположение, царь объявляет праздник, где каждый должен выбрать себе пару. Когда он увидел Снегурочку, ему становится понятен гнев Ярилы. Берендей выносит решение отдать Снегурочку в жёны тому, кто до утра сумеет завоевать её любовь.

Купава

Молодая девушка, отвергнутая своим женихом.

Обиженная невеста обращается к царю Берендею, чтобы тот заступился за неё. Во время праздника Лель, зная горячее сердце Купавы, выбирает её в жены, и она испытывает к нему благодарность.

Разгневан тем, что у Снегурочки холодное сердце и она неподвластна его воле. Поэтому Ярило плохо обогревает и освещает Землю, зима стала длинной и студёной, а лето — коротким и холодным. В Берендеевом царстве объявлен праздник в его честь. Снегурочка надевает волшебный венок, и Ярило первый свой луч направляет на молодую красавицу. Снегурочка тает, и Солнце довольно, что всё снова стало на свои места, все восхваляют могущество Ярилы.

Краткая характеристика персонажей пьесы-сказки «Снегурочка», может быть использована на уроках литературы.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Таисья Сергеева

    10/10

  • Марк Шкильнюк

    9/10

  • Никита Ершов

    10/10

  • Асад Амиров

    9/10

  • Миша Кумакшев

    10/10

  • Снежана Шевченко

    9/10

  • Ольга Ганзина

    9/10

  • Кирилл Стрелков

    7/10

  • Артур Кондрашов

    9/10

  • Алина Трясунова

    9/10

Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Но это сказки литературные, «писательские». В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше.

Понятно, что это все предположения и образы, но вот есть вот такая версия их появления …

Согласно распространённому заблуждению, Дед Мороз и Снегурочка возникли недавно, в XIXвеке. Дед Мороз впервые упомянут в сказке Владимира Фёдоровича Одоевского «Мороз Иванович», написанной в 1840 году.

Снегурочка появляется в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка» (1861 год), — здесь она девочка из снега. А вот в пьесе Александра Николаевича Островского «Снегурочка» (1873 год) это уже юная девушка — дочь Мороза и Весны.

Но это сказки литературные, «писательские». В народных сказках Мороз (Морозко, дед Трескун) и Снегурочка (Снегурушка, Снежевинка) появились намного раньше. Попробуем проследить их путь.

Что такое миф?

Задолго до того, как народные сказки превратились в устные рассказы бабушек своим внукам и внучкам, они были мифами. Что такое миф?

Наши древние предки поклонялись разным духам. В определённые дни года разжигали костры, призывали духов особыми песнями и танцами, и дух «являлся» — обычно вселяясь в тело жреца, ну, или как бы мы сегодня сказали — жрец представлял этого духа. Дальше члены племени разыгрывали какую-нибудь историю с участием этого духа. Например, как зима борется с весною, и весна побеждает.

Мы бы сегодня назвали это «представлением», «спектаклем» но для древних людей всё это было очень серьёзно — по-настоящему! Задержится весна, не успеет вызреть урожай, начнётся голод. Будут умирать старики и дети, ослабеют воины, нападут враги…

Вот эти «представления», в ходе которых члены племени рассказывали друг другу и своим духам-покровителям, как возник мир, как сменяются времена года, почему идёт дождь, отчего в земле вызревает семя, и называются МИФ.

Со временем, люди всё больше и больше учились влиять на природу; выживание племени зависело теперь не столько от помощи духов, сколько от умения и опыта людей. Миф перестал быть священным действием и «распался»: на науку, искусства и религию.

Из наблюдений за природой (как выследить зверя? когда посеять растение? как узнать, будет ли завтра дождь?) стала развиваться наука.

Из вырезания деревянных идолов, хорового пения, танцев и общения с духом стали развиваться изобразительное искусство, музыка, театр.

Из представлений о справедливости и несправедливости духов, из чувства беспомощности перед судьбой и желания «прислониться» к какому-нибудь надёжному заступнику стала развиваться религия.

А истории о мире, о духах, о племени и его героях стали просто историями. И превратились в сказки.

За тысячи лет сказки сильно изменились, обросли новыми бытовыми подробностями, но некоторые следы древних мифов в них всё-таки остались…

Отчество Снегурочки

История Деда Мороза заключена в его имени. Сегодня слово «мор» означает «эпидемия», «массовая смертельная болезнь». Однако раньше это слово означало то же самое, что и латинское mors, итальянское morte, испанское muerte, французское mort и, главное, древнее протоиндоевропейское *mertis — то есть непосредственно «смерть».

Если Дед Мороз когда-то был духом зимы и смерти — Мором, значит, отчество его предполагаемой дочки должно быть Моровна. И в славянской мифологии есть персонаж с очень похожим отчеством!

Это Марья Моревна.

Умница, красавица, невеста Ивана Царевича, чародейка, сумевшая заковать в цепи самого Кощея Бессмертного… Вот только в некоторых сказках она почему-то подруга Бабы Яги. А в некоторых — так и прямо её дочка.

Что же объединяет умницу и красавицу с уродливой злой старухой?

Историки и этнографы утверждают, что древние славяне, помимо других богов, почитали богиню зимы и смерти — Мору или Морену (Марену).

Это имя (Морена или Марена, — правил правописания в XIIвеке не было) встречается в новгородских берестяных грамотах. В одной автор просит Марену оказать влияние на князя, когда тот станет слишком щедро одаривать купцов: «Марена, вразуми князя нашего, зимний гнев свой напомни». В другой читаем: «Скажи сыновьям, пусть зерно за меня принесет Марене в дань».

Одна из берестяных грамот с упоминанием Марены

Выходит Моревна — это никакое не отчество, а просто искажённое имя древнего божества!

Марена до сих пор сохранилась в польском и болгарском фольклоре (у болгар — под именем Мара-лишанка). В начале зимы она юная прекрасная девушка, но постепенно стареет и к концу зимы превращается в злобную уродливую старуху. (Вот почему Марья Моревна то дочь, то подруга Бабы Яги!)

Празднуя окончание зимы, в Польше и Болгарии изготавливали куклу Марены и сжигали (то есть хоронили) её. (Снегурочка в русских сказках тоже погибает во время весенних праздников, прыгнув через костёр.)

Это значит, Марена рождается, чтобы дать природе умереть, и умирает, когда природе предстоит ожить. Иначе невозможно старое заменить на новое. Именно для этого в сказках нужна Мёртвая вода. Чтобы оживить героя, Живой воды недостаточно! Сначала его надо обязательно спрыснуть Мёртвой водой, без этого волшебства не случится.

А что же Марья Моревна? Она берёт в плен Кощея Бессмертного — то есть бессмертие, мешающее уходу старого и возникновению нового. А незадачливый Иван Царевич, дав Кощею напиться, освобождает бессмертие из плена Моревны-Марены и тем самым приносит на землю бесчисленные беды — нарушает природный ход вещей

Марена

Для древних славян смерть была перемещением человека из телесного, видимого мира (который назывался «явь») в мир духов, который назывался «навь». Кстати, Баба Яга — это проводница из мира живых в мир мёртвых (то есть духов и предков), из мира обычного — в мир волшебства и небывалых способностей. Часто без её помощи Иван Царевич оказывается ни на что не способен. (Помните, и Живая вода бессильна без Мёртвой?)

А Марья Моревна — повелительница зимы и смерти, обладающая невероятной волшебной силой и мудростью, держит в плену бессмертие (Кощея), потому что бессмертие нарушает природный ход вещей: вечный круговорот лета и зимы, жизни и смерти, обыденности и волшебства, человеческой слабости и силы духа (которую даруют человеку духи — его боги и предки.

Выходит, друзья, под Новый год к нам приходят не какие-то там литературные персонажи XIX века, приспособленные к Новогоднему празднику в 1937 году.

Праздник Новый год — это что? Замена старого на новое — «мёртвого» на «живое». Просто он теперь не связан у нас с природой и урожаем, как у наших предков, так что празднуем мы его не весной, как они, а зимой. Но так же, как и несколько тысяч — тысяч! — лет назад, в этот праздник к нам являются «духи зимы». Мор и Марена. Дед Мороз и Снегурочка.

[источники]

https://zen.yandex.ru/media/luchik/kem-byla-snegurochka-u-drevnih-slavian-5e0375004e057700b19e13ed

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=57166.

СНЕГУРОЧКА — дочь или внучка Мороза. Представлялась в виде девушки-красавицы, белолицей и печальной. Снегурочка добрая. К ней ласкается все лесное зверье. Иногда она живет с людьми, детям приносит подарки. Но у нее холодное, неспособное любить, хотя она к этому и стремится, сердце. И если она полюбит, то неизбежно погибнет, т. к. сердце ее должно растаять, растопиться. Тает она и от лучей возбуждающего любовь Ярилы-солнца.

Образ Снегурочки не зафиксирован в русском народном обряде. Однако в русском фольклоре она фигурирует как персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила.

Дальнейшее развитие образ Снегурочки получил в работах педагогов конца XIX — начала XX века, которые готовили сценарии для детских новогодних ёлок. Ещё до революции фигурки Снегурочки вешались на ёлку, девочки наряжались в костюмы Снегурочки, делались инсценировки фрагментов из сказок, пьесы Островского или оперы. В это время в роли ведущей Снегурочка не выступала.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. В книгах по организации новогодних ёлок этого периода Снегурочка выступает наравне с Дедом Морозом, как его внучка, помощник и посредник в общении между ним и детьми. В начале 1937 года Дед Мороз и Снегурочка впервые явились вместе на праздник ёлки в Московский Дом Союзов (т.е. на самую главную ёлку Советского Союза).

Снегурочка (Снежинка, Снегурка) каждый год рождается из самого чистого снега, поэтому и носит такое имя. Девушка Снегурочка относится к облачным существам, покрывающим весеннее небо после таяния льда и снега. Снегурочка является частой гостьей русских народных сказок.

У Снегурочки нет Отца и Матери среди Богов. Ее каждый год создают из снега люди. Поэтому человек, лепящий Снегурочку из снега, пользуется особым покровительством Всесильной Марены, получает от нее дополнительный срок жизни и избавление от хворей и болезней.

Хотя у Снегурочки нет своих Отца и Матери, у нее есть свой Дедушка. Среди людей его знают, как Деда Мороза или Карачуна. А Бог Карачун, как известно, является одним из воплощений (инкарнации) Премудрого Бога Велеса.

В наше время Снегурочка относится к самым известным и самым загадочным новогодним персонажам. Вместе с Карачуном-Дедом Морозом она пользуется огромным и неизменным успехом, как у самых маленьких детей, так и у взрослых. Сегодня мы уже не можем себе представить Деда Мороза без своей верной спутницы Снегурочки.

По вопросу о происхождении Снегурочки существуют 3 версии, причем 1-й и 2-й пункты связаны.

  1. образ дочери Мороза
  2. образ Костромы
  3. символ застывших вод

1. Образ Снегурки известен по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. Эта снежная девочка летом идет с подружками в лес по ягоды и либо теряется в лесу (и в этом случае ее спасают звери, привезя ее на себе домой), либо тает, прыгая через костер (по всей видимости, купальский).

Последний вариант более показателен и, скорее всего, является исходным. В нем нашел отражение миф о природных духах, погибающих при смене сезона (рожденное зимой из снега существо при наступлении лета тает, превращаясь в облачко). Здесь обнаруживается связь с календарным (купальским) обрядом прыганья через костер, который является инициационным (в этот момент девочка превращается в девушку). Снегурочка как сезонный (зимний) персонаж погибает с приходом лета…

Это интересно

Тщетно было бы искать в западной новогодней и рождественской мифологии ее аналоги. Ни Маланка (участвующая в Галиции, Подолии и Бессарабии 31 декабря в обрядовом действе), ни св. Катерина и св. Люция, в день их тезоименитств выступающие у некоторых европейских народов в роли дарительниц, ни итальянская Бефана, в ночь на Богоявление бросающая детям в башмачки подарки, ничем не напоминают русскую Снегурочку и ни одна из них не имеет мужского «напарника». Женских персонажей, связанных с Новым годом и елкой, на Западе не существует…

снегурочка

2. Сказка о Снегурочке возникла из древнего славянского обряда похорон Костромы. Кострому хоронят по-разному. Соломенное чучело, изображающее девушку Кострому, или топят в реке, или сжигают, подобно Масленице на костре. Само слово Кострома имеет один корень со словом костер. Сожжение Костромы — это одновременно проводы зимы. Обряд призван обеспечить плодородие земель. Так же и Снегурочка дожила до весны и погибла на костре.

Происхождение Снегурочки

Вспомним о происхождении Снегурки. По многим вариантам сказки она, по сути, ожившая снежная баба.

Это значит, что Снегурочка была одним из символов зимы/смерти, сила, враждебная людям и почти потусторонняя, связанная с загробным миром. Ведь Кострома тоже имеет два значения. Это, с одной стороны, аграрная богиня, чья смерть необходима для будущего урожая. С другой, Кострома — это еще и заложный покойник, то есть покойник, умерший неестественной смертью и опасный для живых.

По представлению славян, человек, умерший не своей смертью, неожиданно или покончивший с собой, превращается в особый вид нечистой силы — заложного.

Заложный покойник доживает положенный ему на земле срок после смерти и при этом всячески старается вредить людям, особенно своим родным и близким. Заложными становятся не только самоубийцы, но и некрещеные младенцы, дети, проклятые родителями, люди, умершие от пьянства.

Обряд похорон Костромы и похожая детская игра были зафиксированы фольклористами на приволжских землях вплоть до первой половины XX века. В некоторых вариантах обряда Кострома изображалась внезапно умершей. Как правило, умирала она, опившись вина на веселом пиру, то есть была заложной покойницей.

В одной из обрядовых песен поется так: “Как Костромин-то отец стал гостей собирать, большой пир затевать, Кострома пошла плясать. Костромушка расплясалась, Костромушка разыгралась. Вина с маком нализалась. Вдруг Костромка повалилась. Костромушка померла”.

Слияние в образе Костромы и аграрной богини, и заложного покойника вовсе неудивительно. Ведь заложный покойник — это одна из разновидностей умершего предка. А почитание умерших предков и мнение, что они воплощение огромной силы доброй или злой, характерны для всех архаических мифов.

Конечно, после принятия христианства, вытеснившего язычество на Руси, покойники стали рассматриваться исключительно как злые, дьявольские силы. О пантеоне славянских богов известно крайне немного. И поэтому сложно сказать, какое место занимала в нем Кострома.

Судя по сохранившимся до недавнего времени играм с элементами древних ритуальных действий, Кострома могла быть олицетворением злых, враждебных человеку сил. Отсюда ее роль заложного покойника. Но может быть и иначе.

Поскольку Кострому сжигали или топили во имя грядущего плодородия и урожая, она вполне могла принадлежать к числу умирающих и возрождающихся добрых божеств. Культы таких богов существовали во всем мире. Вспомним хотя бы египетского Осириса.

Как бы то ни было, Кострома была явно могущественным существом. Но могущество ее постепенно забывалось. Сама она со временем превратилась из грозной богини в нежную Снегурочку. А ее торжественное сожжение стало случайным прыжком через костер.

Сейчас обрядовое значение всей этой истории забыто. Из древнего аграрного мифа выросла печальная романтическая сказка.

Существует и другая интерпретация Костромы, которая также относит ее к заложным покойникам, но дает иную историю образа.

Кострома — дочь Купальницы и Симаргла, сестра Купалы. Однажды, когда Кострома и Купала были еще маленькими, то побежали они в чисто полюшко слушать птицу смерти Сирина, и там случилось несчастье. Птица Сирин унесла Купалу в Темное царство.

Прошло много лет, и вот Кострома (сестра) гуляла по берегу реки и сплела венок. Ветром венок сорвало с головы и унесло в воду, там его подобрал Купала. Купала и Кострома полюбили друг друга и поженились, не зная о своем родстве, а когда узнали — решили утопиться. Кострома стала русалкой или мавкой.

Образ Костромы связан с празднованием “Зеленых святок” — проводов весны и встречи лета, обрядами, иногда принимающих форму похорон.

Кострому могла изображать молодая женщина, закутанная в белые простыни, с дубовой веткой в руках, идущая в сопровождении хоровода. При ритуальных похоронах Костромы её воплощает соломенное чучело. Чучело хоронят (сжигают, разрывают на части) с обрядовым оплакиванием и смехом, но Кострома воскресает. Ритуал призван был обеспечить плодородие.

3. Поскольку образ Деда Мороза берет начало в древнем мифологическом Варуне — боге ночного неба и вод, то и исток образа Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, надо искать рядом с Варуной.

Судя по всему, это мифологизированный образ зимнего состояния вод священной реки арьев Двины (Ардви древних иранцев). Таким образом, Снегурочка — воплощение застывших вод вообще и вод Северной Двины в частности. Она одета только в белые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается. Орнамент выполняется только серебряными нитями. Головной убор — восьмилучевой венец, шитый серебром и жемчугом.

Родина Снегурочки

В России родиной сказочной снежной девочки считается древняя Кострома.

Само название города говорит о родстве со Снегурочкой. По популярной версии, название города произошло от славянского обряда похорон и воскрешения сезонного духа растительности — Костромы, который явился прообразом сказочной героини — Снегурочки — ледяной девушки, растаявшей от любви.

В 1873 году драматург Александр Островский, пребывая в своем костромском имении Щелыково, на основе народных сказаний, написал «весеннюю сказку» о Снегурочке. А в 1968 году кинорежиссер Павел Кадочников по пьесе Островского снял в Костроме полный лиризма и душевного тепла фильм-сказку «Снегурочка». Специально для съемок сказки был выстроен деревянный город — избы и терема.

Так что, приезжая в Костромской край, обязательно нужно побывать в Щелыкове — имении Александра Островского. Побродить по тенистым лесным тропкам, отведать студеной воды из никогда не замерзающего ключика, в котором по преданию бьется сердце внучки Деда Мороза.

В самой Костроме гостей ожидает прогулка по Терему Снегурочки и Резиденции Снегурочки. Тут морозная волшебница встречает гостей вместе со своими помощниками.

Так что познакомиться со Снегурочкой не только зимой, но и жарким летом, прикоснуться к известной сказке можно только в древней Костроме.

Васнецов «Снегурочка»

Художник Виктор Михайлович Васнецов создает свою картину маслом в 1899 году явно под влиянием сказки Островского и оперы Римского-Корсакова.

Сказочно красивая ночь: заснеженный лес, залитый лунным светом, звездное небо. Снегурочка только что вышла из леса, она уже готова сделать первый шаг навстречу людям. Вдали виднеются огни деревни. В эту минуту она, испуганная, бледная, но решительная, последний раз оглядывается на свой дом — лес. Кажется, что глаза ее полны слез, а в следующее мгновение понимаешь, что Снегурочка не может плакать.

Перед героиней, едва заметная ловушка или капкан. Деревья окружены сиянием, в котором можно разглядеть глаза и широко раскрытые рты. Родной лес предупреждает Снегурочку об опасности. Слева, за спиной сказочной героини, легко читается человеческий силуэт. Мать ли Весна ее провожает, отец ли Мороз…

Тревога наполняет картину, предчувствие беды. Нет, Снегурочка минует ловушку для зверя. Но скоро она попадет в совсем другую ловушку. Ярило-Солнце убьет дочь Мороза и Весны за то, что познала любовь не будучи человеком.

Огни деревни смотрят недобро, словно чудище из темноты. Нелегко Снегурочке сделать выбор. Но уже в следующий момент она смело шагнет навстречу новому, чужому, неизвестному.

Ее наряд (шубка, рукавицы, шапка) вобрал в себя все оттенки снега, леса, неба. Ослепительно белый снег, сине-зеленая ночь, молодые елочки на переднем плане — все в картине прописано с необыкновенной точностью, достоверностью. Сказка не терпит лжи.

«Снегурочка» советский мультфильм 1952 г.

Советский полнометражный рисованный мультипликационный фильм 1952 года по мотивам одноимённой пьесы А. Н. Островского на музыку Н. А. Римского-Корсакова в обработке Л. А. Шварца. Мультфильм показывался в кинотеатрах. Один из первых советских фильмов, выпущенных на видео в начале 80-х годов.

Песня «Расскажи Снегурочка…»

Расскажи Снегурочка где была — новогодняя песня для детей из новогоднего выпуска первого советского мультсериала «Ну, погоди!»

Текст:

— Расскажи, Снегурочка, Где была? Расскажи-ка, милая, Как дела?  — За тобою бегала, Дед Мороз, Пролила немало я Горьких слез.  — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!  — Нет, Дед Мороз, погоди!  — Ты меня, любезная, извини, И свою любовь ко мне Сохрани.  — Как же не любить тебя, Милый дед?!  — Сколько зим потрачено, Сколько лет!  — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!  — Нет, Дед Мороз, погоди!  — Ждет мои подарочки Ребятня. И тебе достанется От меня!  — Наконец, сбываются Все мечты. Лучший мой подарочек — это ты!  — А ну-ка, давай-ка, плясать выходи!  — Нет, Дед Мороз, погоди!

Стихи про Снегурочку

Татьяна Гусарова

Она в сапожках белых
И в шубке голубой
Букет снежинок спелых
Приносит нам с тобой.

Белым-бела до пояса
Роскошная коса
И теплые-претеплые
Лучистые глаза.

В прозрачных льдинках шапочка
И варежки на ней.
Нам свет и радость даришь ты,
Любимица детей.

Еще другие стихи — кликни чтобы раскрыть

Елизавета Тараховская Я Снегурочку слепила
У подъезда, на площадке
Собрала я снег лопаткой.
Хоть не много снега было,
Я Снегурочку слепила.
В коридор поставила,
А она … растаяла!
***
Я Снегурочка из сказки,
Я живу в Стране чудес!
Привезу я на салазках
Для зверят подарки в лес!
 

Е.Благинина Снегурка

Я вылепил снегурку,
Поставил на виду
Снегурушку-девчурку —
Под яблоней в саду.

Стоит моя царевна
Под круглым деревцом —
Царевна-королевна,
Пригожая лицом.

В парчовой душегрейке
Стоит светлей зари,
И крупные на шейке
Играют янтари.

Она мой сад оставит,
Лишь солнце припечёт:
Расплещется, растает,
С ручьями утечёт.

Но кликну — отзовётся
Снегурушка моя
То эхом из колодца,
То голосом ручья.

То лебедью, плывущей
В заоблачном пруду,
То яблоней, цветущей
В моём родном саду.

 

Ольга Беляевская Снегурочка

Снегурочка! Ау! Ау!
В косматой шубе лес…
Ищу тебя, зову, зову,
Твой лёгкий след исчез.
Ты спряталась под ёлкою?
Зарылась ли в снегу?
Пробраться чащей колкою
Никак я не могу.
Снегурочка! Снегурочка!
Ау! Ау! Ау!
Тропинками знакомыми
Легко тебе бежать.
В сугробах буреломами
Как буду я шагать?
Исколот весь иголками,
В снегу увязну я.
Меж сумрачными ёлками
Мне не найти тебя.
И вдруг она явилася:
Под ёлкою стоит,
Еловой веткой колкою
К себе меня манит.
Осыпан весь снежинками
Серебряный убор,
Расшита шубка льдинками,
Искрится льдистый взор…
«Снегурочка! Снегурочка!» —
Я крикнуть ей хотел,
Искристый снег под ёлкою
Косматой прозвенел…
Снежные комья летят и мелькают.
Снежные комья лицо залепляют,
Снежные комья глаза мне слепят,
Снежные комья ее веселят.
Стихло. Качнулся встревоженный куст.
Слышен под ножкой проворною хруст.

Елена Григорьева Снегурочка

Ночью Дед Мороз колдует,
То завьюжит, то задует,
Реки сковывает льдом,
Покрывает серебром,
А потом идет к домам
И огромной кистью
Он рисует тут и там
Сказочные листья.

Увидала внучка,
Говорит Морозу:
— Дедушка, а можно я
Нарисую розу?

Засмеялся дедушка:
— Подрасти немножко!
Ты ведь не дотянешься
Даже до окошка!
На тебе лопатку,
На тебе ведерки,
Налепи куличиков
Да катайся с горки.

Заплакала Снегурочка,
Уронила слезы,
И в снегу сейчас же
Распустились розы!

Даже Дед развел руками:
— Ну и внучка у меня!
Надо сделать ей подарок
Ради праздничного дня!
И достал он из мешка
Новые снегурки:
— Надевай, скорей, коньки,
Да рисуй фигурки!

Так с тех пор и повелось,
И уж год который,
Дед рисует на окне
Снежные узоры,
А Снегурочка — на льду
Розы да восьмерки,
У нее по технике
Круглые пятерки!

 

Андрей Парошин Снегурочка

Гирлянды сосулек на крышах,
На горке полно детворы.
Снегурочка мчится на лыжах
С высокой-высокой горы.

Две лыжи по снегу несутся,
Блестят только кончики кос.
«Эй, внучка, удачного спуска!» —
Снегурке кричит Дед Мороз.

 

Елена Стеквашова Снегурочка

Внучка Дед Мороза,
Снежная принцесса
На веселый праздник
К нам спешит из леса.

А за нею следом
Зайчики и волки,
Им, наверно, тоже
Хочется на елку.

Собрались под елкой
Все лесные звери.
Новый год встречайте —
Открывайте двери.

Красивая Снегурочка — картинки, редкие открытки и фото

«Расскажи, Снегурочка, где была, расскажи-ка, милая, как дела?» — каждый ребенок в России с пеленок знает эту песенку. Но как появилась Снегурочка, для чего она нужна, и есть ли аналоги нашей снежной красавицы, мало кто знает. Diletant.media расскажет сегодня все о внучке Деда Мороза.

Языческие истоки

Невозможно сказать точно, где и когда придумали Снегурочку. Впервые ее образ зафиксировали в фольклоре в XIXвеке, но в народных обрядах она тогда не фигурировала. Считается, что истоки образ снежной красавицы берет еще из дохристианской мифологии славян — действительно, ожившая ледяная фигура отсылает нас к языческим верованиям, которым было свойственно обожествлять природу. К тому же, в старинных северных преданиях нередко встречались истории о молодой девушке, слепленной из снега.

В старинных приданиях есть истории о девушке, слепленной из снега

С началом весны одна идет в лес с подружками, прыгает через костер и тает. Версия вполне правдоподобная: в те времена убеждение, что «сезонные» духи умирают со сменой времен года, было весьма популярно. Интересно, что в те времена Снегурочка скорее считалась дочкой божества Мороза. В какой момент их родственные связи изменились — неизвестно.

Сказки о Снегурочке

В народной сказке Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имеет. В 1869 фольклорист Александр Николаевич Афанасьев публикует двухтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где и появляется Снегурка (в другом варианте — Снежевиночка). Бездетные старик со старухой лепят себе дочку — Снегурку. Она оживает и становится настоящей маленькой девочкой. Похожая сказка есть и у Даля, а в середине XX века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии.

В народной сказке Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имеет

Правда, конец у сказки немного пугающий: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там ее из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, как злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает ее о землю, дудочка ломается, и из нее появляется живая Снегурушка.

Фото 1.jpg

Снегурочка из сказки

Образ Костромы

По одной из версий, прообразом Снегурочки было древнее славянское божество Кострома. Она считалась покровительницей урожая и плодородия. В конце весны праздновались «зеленые святки» — прощание с весной и приветствие лета.

В одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер

Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде (традиционный цвет Снегурочки), иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер — Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.

Фото 2.jpg

Кострома и ее брат Купала

Снегурочка у Островского

Настоящую славу Снегурочка получила благодаря Островскому, написавшему по мотивам славянских сказок пьесу. В ней Снегурочка, дочка Мороза и Весны, становится более человечной. Ее губит не костер, а любовь, которую зажег в ее сердце Ярило-солнце. Первая театральная постановка успехом не увенчалась, зато написанная Римским-Корсаковым опера стала по-настоящему знаменитой. В 1968 сказку экранизировали.

Фото 3.jpg

Снегурочка в опере

Заграничные Снегурочки

Снегурочка — вовсе не уникальное явление, как думают многие. У Снежной девочки (именно девочки, только в XX веке внучка Деда Мороза «повзрослела») есть аналоги и в других странах. Много вариаций Снегурочки можно найти в странах бывших республик СССР. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта Баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками (Дзмер Папи) помогает Дзюнанушик. В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении Коргыз.

Фото 4.jpg

Снегурочка на старых открытках была маленькой девочкой

Водятся Снегурочки и немного дальше. В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. В Болгарии снежну девочку зовут просто — Снежанка. А в Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия, в честь которой у жителей страны есть даже особый праздник.

В Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия

У Люсии интересная история. Считается, что имя ее связано со Святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в Средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды ее муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на нее и отрезали ей голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.

Фото 5.jpg

Люсия в Швеции часто носит венок, украшенный свечами

В Италии Снегурочки нет, но здесь живет самая пожилая «родственница» нашей снежной красавицы. Ее зовут фея Бефана, и она приносит итальянским детям подарки. Эта старушка залетает на метле в дымоход и кладет игрушки в детские носки. Плохим детям достаются угольки, которые на деле оказываются просто круглыми конфетами, красящими язык. Считается, что фея летает по свету в поисках младенца Христа, которому хочет отдать его подарок. К тому же Бефана очень хозяйственная: если ей понравится в доме, то она может даже убраться. А из лакомств старая фея предпочитает апельсины и вино.

Екатерина Астафьева


  • Кто такой скотинин из рассказа недоросль
  • Кто такой скопец в сказке пушкина
  • Кто такой скобарь в рассказе иван сусанин
  • Кто такой сильный человек сочинение
  • Кто такой сивка бурка из сказки