Кто такой стремянный в рассказе дубровский

Цели:



  • познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение
    к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной
    структуре; проверить знание художественного
    произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;

  • развивающий аспект: развивать
    мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно
    излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей;
    создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  • воспитательный аспект: развитие системы
    ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к
    слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование
    эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи;
    совершенствование навыков этичного межличностного общения


Правила игры:

  1. Все учащиеся делятся на две команды.
  2. Количество учащихся в команде – любое.
  3. Организация пространства: количество игровых столов – 2 + стол для жюри.
  4. Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают
    капитана.
  5. Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один
    раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет
    команда соперников. В случае неверного ответа второй команды вопрос
    разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы учащемуся,
    давшему верный ответ.
  6. Каждый правильный ответ – 1 балл.
  7. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации
Приложение 1,
компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями,
ордена эрудитов


Ход урока

1. Оргмомент. Объявление темы урока. Слайд 1
2. Целеполагание. Правила игры.
3. Литературная игра


Задание №1. Композиция романа.

Вопрос эрудитам:

1) Что такое композиция художественного произведения?
2) В чём особенности композиции романа «Дубровский»

Команды работают с карточкой №1.

Проверьте себя. Слайд 2

Задание№2. Роман «Дубровский» в иллюстрациях

Вопрос эрудитам: Назовите художников, которые иллюстрировали роман (Д.
Шмаринов, Б. Кустодиев, Б. Косульнико, Е.
Лансере, А. Пахомов, Б. Бойма) –
по 1 баллу за фамилию


Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:

Слайд 3. На псарне у Троекурова


Слайд 4. Сцена в суде Д.Шмаринов


Слайд 5. «Больной
указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева» Б.Косульников


Слайд 6. Пожар Б.Кустодиев


Слайд 7. Дефорж и медведь


Слайд 8. Нападение на свадебный поезд

Задание №3. О каких сценах, событиях идёт речь?

1) «Он шел, не разбирая дороги; сучья поминутно
задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли

в болоте, он ничего не замечал»
О каком герое идёт речь? В какой момент он
так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца)

2) «…ужасное смятение изобразилось на лице его;
багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он
произносил невнятные звуки» (
Андрей Гаврилович Дубровский, когда
увидел Троекурова перед смертью
)

3) Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к
нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (
прогнал
его
)

4) Дубровский был отменно сердит, прежде сего
никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах
его владений…» На что сердит Дубровский? (
мужики Троекурова воровали
лес
)

5) «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали,
он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите
героя и эпизод. (
Дубровский в суде после провозглашения приговора)

6) Что сделал Дубровский с покровскими мужиками,
воровавшими у него лес? (
проучил прутьями)


7) По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после
которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника)


8) Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его
собственным словам? (собирал ягоды)


9) Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую
записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)


10) С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить)

Задание №4. Исторические реалии. Особенности лексики

1) «Накануне был отдан приказ псарям и
стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (
конюх-слуга,
ухаживающий за лошадью барина
)

2) «Кирилла Петрович громко засмеялся при
дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (
крепостной слуга)

3) Чем занимается гувернёр? (воспитатель)

4) Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным
делам
)

5) «На днях покровский пономарь сказал на
крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам
Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (в христианской церкви)


6) Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество)

7) Кем был по профессии у себя на родине
настоящий Дефорж-француз? (
кондитер)

8)Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас
делает что хочет?


И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в
грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (
начальник
местной полиции
)

9) «Троекуров часто говаривал Дубровскому:
«Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за
него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»?


10) «Не наше холопье дело разбирать барские воли,
а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не
перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом
человеке; обух – тупая сторона острого орудия)


11) «Соседи рады были угождать малейшим его
прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович
принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (
льстивость,
угодливость
)

12) «Несмотря на необыкновенную силу физических
способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал
навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они
тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (
хвалились,
кичились
)

Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:

1) «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги,
старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (
Андрей
Гаврилович Дубровский
)

2) Он лишился матери с малолетства и, почти не
зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (
Владимир
Дубровский
)

3) «Будучи расточителен и честолюбив, он
позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о
будущем…» (
Владимир Дубровский)

4) Этот герой «…выказывал пороки человека
необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям
довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с
крестьянами и дворовыми
обходился строго и
своенравно»
? (Троекуров)


5) Маленький человечек в кожаном картузе и
фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (
заседатель
Шабашкин)


6) Ему «было около пятидесяти лет, но он казался
гораздо старее.
Излишества всякого рода изнурили его здоровье, и положил
на нём свою неизгладимую печать» (князь Верейский)

7) Кто в доме Троекурова между всеми отличался,
танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко
вальсировать. (
Дефорж)

8) Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за
страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же
ограблен. (Спицын).


Задание №6. Значение имени.

1) Имя этого героя в переводе с греческого
обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень (
Кирилла
Петрович
)

2) Имя этого героя в переводе с греческого
обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского –
сильный муж или крепость. О ком идёт речь? (
Андрей Гаврилович
Дубровский
)

Задание №7. Звания героев

1) В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? (корнет)

2) Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского (отставной поручик гвардии)

3) В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? (генерал-аншеф,
высший генеральский чин
)

4) Назовите титул героя по фамилии Верейский (князь)

Задание №8. Второстепенные и эпизодические персонажи.

Проверьте себя. Слайд 9

Задание №9. Дворянские усадьбы

1) Как называется деревня Троекурова? (Покровское)

2) Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка)

3) Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)

4) «Он ехал берегом широкого озера, из которого
вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою
зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на
другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (
Покровское)

Задание №10. «Дубровский» в цифрах

1) Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)

2) Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна)

3) Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.)

4) Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи)

5) Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23)

6) Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3
тысячи
)

Задание №11. Музыкальные вопросы

Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»?
(
Э.Ф.Направник)

Вопросы командам:

1) Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? Гром
победы раздавайся…»)


2) На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (фортепиано)

Задание №12. Творческие задания

1) Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и
напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского (до
5 баллов)
.

2) Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский» (до
5 баллов)
.

Подведение итогов игры, определение командыпобедителя
и самого эрудированного игрока.

Литература:

1. Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский»
// Литература в школе. – 1998. — №7. – С. 91-99
2. Литература. 6 кл. Учебник-хрестоматия
для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/
авт.-сост.
В.П. Полухина. – 12-е изд. –
М.: Просвещение, 2005
3. Школьная библиотека в формате А4 для старшеклассников, учителей
словесности и абитуриентов (иллюстрации)

1. Что делал мальчик, посыльный Дубровского в саду Троекурова по его собственным словам? (малину крал)

2. Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (три тысячи)

3. Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)

4. Кто написал письмо Владимиру Дубровскому о болезни отца? (Орина Егоровна Бузырева старая нянька Владимира)

5. “Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра.” Кто такой стремянной? (конюх-слуга ухаживающий за лошадью барина)

6. Почему Троекуров после суда решил поехать к Дубровскому? (он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить и следы ссоры, возвратив Дубровскому его состояние)

7. Ему “было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положили на нём свою неизгладимую печать.” О ком идёт речь? (князь Верейский)

8. Почему Владимир решил сжечь свой родной дом? (не хотел, чтобы дом достался чужим людям)

9. Назовите одно из чудес, которое было в имении князя Верейского. (фейерверк, пещеры, статуи, духовая музыка)

10. Как Троекуров отблагодарил Шабашкина, который помог отнять имение у Дубровского? (никак не отблагодарил, а просто накричал на него)

11.Что произошло с отцом Владимира Дубровского после того как его посетил Троекуров? (хватил удар и он умер)

12. О чём думала Маша во время венчания с князем Верейским? (о том, что Дубровский освободит её)

13. на каком музыкальном инструменте играла Марья Кирриловна? (на фортепиано)

14. Где Дубровский признался Марии в том, что он Дубровский, а не француз? (в беседке у ручья)

15. Какое место Троекуров любил показывать гостям своего имения в первую очередь? (псарню)

16. Что должна была сделать Мария, чтобы Дубровский пришёл к ней на помощь? (опустить своё кольцо в дупло дуба)

17. Почему Троекуров принял решение отдать свою юную дочь за старого князя Верейского? (потому то он богат и знаменит)

18. Что произошло с шайкой разбойников после поражения с правительственными войсками? (Дубровский всех распустил)

19. Что подарил Дубровский Маше на последнем свидании? (кольцо)

20. Сколько лет было Дубровскому по полицейскому описанию? (23 года).

Краткое содержание:

  1. История создания
  2. Краткая характеристика персонажей
  3. Андрей Дубровский
  4. Владимир Дубровский
  5. Кирила Троекуров
  6. Марья Троекурова
  7. Саша Троекуров
  8. Князь Верейский
  9. Шабашкин Заседатель
  10. Антон Пафнутьич Спицын
  11. Анна Савишна Глобова
  12. Дефорж
  13. Няня Егоровна Орина
  14. Гриша Бузырев
  15. Митя
  16. Кузнец Архип
  17. Кучер Антон
  18. Краткое содержание романа «Дубровский»
  19. Глава 1.
  20. Глава 2.
  21. Глава 3.
  22. Глава 4.
  23. Глава 5.
  24. Глава 6.
  25. Глава 7.
  26. Глава 8.
  27. Глава 9.
  28. Глава 10.
  29. Глава 11.
  30. Глава 12.
  31. Глава 13.
  32. Глава 14.
  33. Глава 15.
  34. Глава 16.
  35. Глава 17.
  36. Глава 18.
  37. Глава 19.
  38. Обсуждение

История создания

При создании романа Пушкин отталкивался от рассказа своего приятеля П. В. Нащокина о том, как тот видел в остроге «одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других». В ходе работы над романом фамилия главного героя была изменена на «Дубровский». Действие происходит в 1820-е годы и охватывает приблизительно полтора года. Сходный сюжет (два соседа-помещика дружат, однако затем из-за пустякового повода становятся врагами, и один сживает со света другого) был независимо использован М. Ю. Лермонтовым в его юношеском неоконченном романе «Вадим», создававшемся в те же годы.

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1841 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: «21 октября 1832 года». Последняя глава датирована «6 февраля 1833 года».

А. С. Пушкин "Дубровский". Краткое содержание. Характеристика героев

Краткая характеристика персонажей

Андрей Дубровский

Бывший офицер, живущий по соседству с Троекуровым. Вдовец, растил сына самостоятельно. Честный и гордый, обладает здоровым упрямством. В его подчинении около 70 крепостных. Все они любят и уважают хозяина, поскольку он относится к ним по-человечески. Герой довольно вспыльчив. После дерзости слуги соседа, Дубровский пишет ему гневное письмо, требует извинений. Но Троекуров извиняться не хочет. В итоге разгорается вражда. После того, как подлый сосед лишает его имущественных прав, тяжело заболевает, теряет разум. Умирает на руках Владимира.

Владимир Дубровский

Владимир Дубровский – сын Андрея Дубровского, 23-летний гвардейский офицер. Дубровский – добрый, смелый, честный человек. Корнет. Юноша смелый и гордый. Поклялся самому себе отомстить Троекурову за смерть родителя. Справедливый. Верен принципам. Но прибегает к хитрости, поскольку работает у врага под чужим именем, чтобы стать к нему ближе. Влюбляется в Марью Кирилловну, но узнав, что Троекуров – ее отец, проявляет великодушие и не убивает врага. После того, как Троекуров отбирает у него имение, Дубровский становится разбойником. Он и его крестьяне грабят богатых помещиков. Владимир влюбляется в дочь Троекурова, Марью, но отец выдает ее замуж за другого – за князя Верейского.

Кирила Троекуров

Кирила Петрович Троекуров – богатый, знатный помещик, отставной генерал-аншеф, участник военных походов. Троекуров – гордый, властолюбивый, высокомерный, капризный человек. Поссорившись с соседом Андреем Дубровским, Троекуров через суд отбирает у него его имение.

Марья Троекурова

Марья Кирилловна Троекурова – 17-летняя дочь Кирилы Троекурова. Марья – обычная провинциальная барышня, красивая и милая девушка. Она любит читать романы, играет на фортепиано. В конце романа Марья становится женой старого князя Верейского.

Саша Троекуров

Саша — незаконнорожденный сын помещика Троекурова. Отец любит мальчика и воспитывает его как дворянина. Троекуров нанимает Саше учителя-француза Дефоржа, который оказывается разбойником Дубровским.

А. С. Пушкин "Дубровский". Краткое содержание. Характеристика героев

Князь Верейский

Князь Верейский – пожилой аристократ, всю жизнь проживший за границей, образованный и обходительный человек. Верейский – развратный старик, который сватается к юной Марье Троекуровой и женится на ней против ее воли.

Шабашкин Заседатель

Шабашкин – знакомый Кирилы Троекурова, местный чиновник. Шабашкин помогает влиятельному Троекурову отобрать имение у Дубровских, подкупая чиновников и т.д. Шабашкин погибает при пожаре в доме Дубровского.

Антон Пафнутьич Спицын

Антон Пафнутьич – знакомый Кирилы Троекурова, состоятельный помещик, который все время прибедняется. Антона Пафнутьич помогает Троекурову выиграть суд против Дубровских. В итоге Владимир Дубровский мстит подлецу: отбирает все его деньги и требует молчать.

Анна Савишна Глобова

Анна Савишна Глобова — помещица, вдова, знакомая Кирила Троекурова, веселая и добрая женщина. Однажды приказчик Анны Савишны обкрадывает ее и сваливает вину на разбойника Дубровского. Вскоре Владимир Дубровский, переодетый в генерала, сам является к вдове и выводит ее приказчика на чистую воду. Анна Савишна понимает, что у нее в гостях был сам Дубровский.

Дефорж

Француз Дефорж едет в имение Троекурова, чтобы работать учителем у его сына Саши. На постоялом дворе он знакомится с Дубровским. Владимир предлагает французу крупную сумму денег взамен за его французские документы. Владимир Дубровский отлично знает французский и выдает себя за Дефоржа. Троекуров и его семья не подозревают обмана. Настоящий Дефорж в это время, вероятно, возвращается домой во Францию.

А. С. Пушкин "Дубровский". Краткое содержание. Характеристика героев

Няня Егоровна Орина

Егоровна Бузырева — крепостная крестьянка семьи Дубровских. Старушка когда-то была няней Владимира Дубровского. Когда тот становится разбойником, няня Егоровна тоже поселяется в лесу вместе с другими крестьянами.

Гриша Бузырев

Гриша — крепостной крестьянин семьи Дубровских. Он служит камердинером, то есть личным слугой Владимира Дубровского. Гриша является сыном няни Егоровны. Вместе с матерью поселяется в лесу и состоит в банде Дубровского.

Митя

13-летний Митя является крепостным крестьянином семьи Дубровских. Митя — храбрый, смелый мальчик. Он выполняет поручения своего хозяина Владимира Дубровского. Когда помещик Троекуров угрожает Мите розгами, мальчик держится твердо и не выдает секретов своей банды и своего атамана Дубровского.

Кузнец Архип

Кузнец Архип — крепостной крестьянин семьи Дубровских. Кузнец Архип, как и другие крестьяне, бунтует, когда Троекуров отбирает имение у Дубровских. Архип запирает чиновников в доме Дубровских, из-за чего те погибают в пожаре.

Кучер Антон

Кучер Антон — пожилой крепостной крестьянин семьи Дубровских. Антон является преданным слугой своим хозяевам.

Краткое содержание романа «Дубровский»

Глава 1.

Роман «Дубровский» Пушкина начинается с описания помещика Троекурова, подмявшего под себя всю местную знать. Живет, не признавая законов, никого не слушает, поступает, как ему нравится. Его соседом по имению был Дубровский Андрей Гаврилович, с которым они дружили с молодости, вместе проходили военную службу и не потеряли связи друг с другом. Как-то одновременно они стали вдовцами. У Дубровского остался сын Владимир, а Троекуров воспитывал дочь Машу. На званом обеде между друзьями происходит ссора. Увидев псарню Троекурова, Андрей Гаврилович обвиняет того в том, что за собакам у него живется намного лучше, чем простым людям. В этот на такое замечание слуга Троекурова оскорбительно высказывается в адрес Дубровского и тот уезжает. В Кистиневке он узнает, что троекуровские крепостные воруют его лес. Он приказывает выпороть мужиков и отнять у них лошадь. Разгневанный Троекуров начинает строить планы мести и задумывает отобрать у бывшего друга имение.

А. С. Пушкин "Дубровский". Краткое содержание. Характеристика героев

Глава 2.

В ходе судебных разбирательств Андрей Гаврилович не может доказать свое право на владение Кистенеевкой, так как документы у него сгорели давно. Наемный свидетель Антон Спицын подтверждает в суде незаконность владения, и суд принимает решение отдать Кистеневку Троекурову. При подписании документа Дубровскому становится плохо, и его отправляют домой.

Глава 3.

Получив письмо от старой няньки, Дубровский младший едет к отцу. Его встречает Антон, кучер отца, который убеждает молодого корнета в верности всех мужиков и их нежелания подчиниться Троекурову.

Глава 4.

Объяснить происходящее внятно, отец сыну не может по причине болезни. Проходит установленный судом апелляционный срок и имение перестает быть собственностью Дубровских. Но Троекуров уже не рад содеянному. Его мучает совесть, и он едет к другу с намерением все исправить. Увидев приехавшего Кирила Петровича, Дубровский отец начинает сильно нервничать и его парализует. Сын взбешен и выгоняет бывшего друга отца. Врач ничем не помог и барин умер.

Глава 5.

Как только прошли похороны Андрея Гавриловича Дубровского, в Кистеневке появились представители судебной комиссии, под руководством заседателя Шабашкина. Они собираются готовить бумаги, которые дадут право на имение Троекурову. Местные крестьяне отказываются выполнять волю суда. Назревает бунт. Владимир уговаривает собравшихся разойтись, и разрешает приехавшим переночевать в доме своих родителей.

Глава 6.

Ночью дом загорается и все, кто находится внутри, погибают. Кузнец специально заделывает все выходы, но никто и не стремится оказать им помощь.

Глава 7.

Начинается следствие. Кирила Петрович ведет активное разбирательство. Следователи выясняют, что дом пожег местный кузнец. Под подозрение попадает Владимир, но доказательств не нашли. В округе появляется шайка бандитов, которые грабят только богатых. Многие думают, что это сбежавшие крестьяне из имения Дубровского под руководством своего молодого барина.

Глава 8.

Сюжет рассказа «Дубровский» продолжает появление Маши. Автор рассказывает читателю о ее одиноком детстве, среди книг и мечтаний. Она выросла вместе со сводным братом Сашей, который был сыном Троекурова и гувернантки. Нельзя сказать, что они дружили, но мальчик относился к сестре с любовью и нежностью. Троекуров стремится дать Саше достойное образование, для чего нанимает француза Дефоржа. Учитель учит музыке Машу и покоряет ее сердце. Сам Кирила Петрович учителем доволен. Немаловажную роль в этом сыграл случай: когда Троекуров решил посмеяться над французом и втолкнул его к медведю, тот не испугался и убил животное из пистолета.

А. С. Пушкин "Дубровский". Краткое содержание. Характеристика героев

Глава 9.

В усадьбе Троекурова проходит храмовый праздник. Собирается большое количество гостей. Они обсуждают разбойников и ведут разговоры на эту тему. Одни считают, что Владимир грабит не всех подряд, другие – осуждают и требуют поимки. Исправник замечает, что Дубровский будет обязательно пойман, так как уже известны его приметы. Читая их, Троекуров замечает, что они подходят, практически, каждому. Рассказывая собравшимся о храбрости учителя, он замечает, что с таким защитником он разбойников не боится.

Глава 10.

Один из гостей, Спицын, не перестает бояться и просит смелого учителя переночевать с ним вместе. Дефорж соглашается. Когда все уснули, учитель грабит Спицына, и угрожает ему расправой, если тот расскажет, кем на самом деле является француз.

Глава 11.

Небольшое отступление, краткое содержание которого рассказывает читателю, как произошло превращение Дубровского в Дефоржа. Владимир встретил француза по дороге в имение, на станции и предложил ему крупную сумму за все документы. Учитель согласился сразу. Таким образом, Дубровский попал к Троекурову, где сразу же завоевал любовь всех домашних.

Глава 12.

Владимир понимает, что должен исчезнуть и просит Машу о встрече, на котором рассказывает ей всю правду, говорит о любви к ней, сообщает о своем отъезде, так как не может больше находиться рядом. В этот же день, ближе к вечеру, в имение приезжает исправник и требует выдать учителя, так как есть сведения, что он и является Владимиром Дубровским. Троекуров велит найти учителя, но того нигде нет.

Глава 13.

Соседом Троекурова был пожилой князь по фамилии Верейский. Все лето он водит дружбу с Кирилом Петровичем, обращает внимание на Машу и начинает ухаживание, считая девушку подходящей кандидатурой на роль его жены.

Глава 14.

Прошло несколько недель ухаживаний. Верейский просит руки Маши и собирается жениться. Троекурова такой брак устраивает, и он дает согласие на брак дочери, приказывая той готовиться к свадьбе. В этот же момент Маша узнает о желании Дубровского встретиться с ней.

Глава 15.

При встрече она рассказывает Дубровскому о своем положении. Он уже это знает и предлагает Маше свою помощь. В ответ она предлагает подождать еще немного, думая, что сможет убедить отца не отдавать ее замуж за старого князя. Владимир вручает ей кольцо, которое при опасности она должна положить в дупло дерева.

Глава 16.

Маша пишет князю письмо, в котором просит не брать ее в жены. Но Верейский это письмо показывает Троекурову и тот принимает решение провести свадьбу быстрее, а саму Машу до этого времени запереть.

А. С. Пушкин "Дубровский". Краткое содержание. Характеристика героев

Глава 17.

Маша находится в полном отчаянии. Она отдает маленькому Саше кольцо, прося положить его в дупло. Мальчик выполняет поручение, но увидев рыжего мальчишку, который берет послание, затевает с ним драку. Он думает, что тот вор и пытается украсть кольцо сестры. Поднимается шум и все выясняется.

Глава 18.

Маша венчается с Верейским. По дороге из церкви, на карету нападают разбойники. Князь стреляет, попадая в Дубровского. Владимир предлагает Маше освобождение, но та отказывается. Ведь их уже обвенчали, и она дала клятву быть верной женой.

Глава 19.

Власти начинают войну с разбойниками, объявляют всех в розыск и вызывают на подмогу войска. Идет бой. Владимир понимает, что они проиграют. Он распускает своих товарищей, а сам исчезает в лесу. Больше его никто никогда не видел, хотя ходили слухи, что он остался жив и уехал заграницу. На этом роман заканчивается. Краткий пересказ «Дубровского» включил в себя только основные события повести, для более полного понимания и знания всех деталей произведения прочтите полный вариант.

Источник.

Источник.

Источник.

А. С. Пушкин "Дубровский". Краткое содержание. Характеристика героев

Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

  1. Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;
  2. Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;
  3. Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Правила игры:

  1. Все учащиеся делятся на две команды.
  2. Количество учащихся в команде – любое.
  3. Организация пространства: количество игровых столов – 2 + стол для жюри.
  4. Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана.
  5. Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. В случае неверного ответа второй команды вопрос разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы учащемуся, давшему верный ответ.
  6. Каждый правильный ответ – 1 балл.
  7. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации Приложение1, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, ордена эрудитов.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Объявление темы урока. Слайд 1
  2. Целеполагание. Правила игры
  3. Литературная игра

Задание №1. Композиция романа.

Вопрос эрудитам:

  1. Что такое композиция художественного произведения?
  2. В чём особенности композиции романа «Дубровский»

Команды работают с карточкой №1.

Карточка №1

Проверьте себя. Слайд 2

Задание№2. Роман «Дубровский» в иллюстрациях

Вопрос эрудитам: Назовите художников, которые иллюстрировали роман (Д.Шмаринов, Б.Кустодиев, Б.Косульнико, Е.Лансере, А.Пахомов, Б.Бойма ) – по 1 баллу за фамилию

Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:

  • Слайд 3. На псарне у Троекурова
  • Слайд 4. Сцена в суде Д.Шмаринов
  • Слайд 5. «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева» Б.Косульников
  • Слайд 6. Пожар Б.Кустодиев
  • Слайд 7. Дефорж и медведь
  • Слайд 8. Нападение на свадебный поезд

Задание №3. О каких сценах, событиях идёт речь?

  1. «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца)
  2. «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)
  3. Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (прогнал его)
  4. Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова воровали лес)
  5. «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод. (Дубровский в суде после провозглашения приговора)
  6. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (проучил прутьями)
  7. По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника)
  8. Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (собирал ягоды)
  9. Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)
  10. С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить)

Задание №4. Исторические реалии. Особенности лексики

  1. «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)
  2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга)
  3. Чем занимается гувернёр? (воспитатель)
  4. Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным делам)
  5. «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (в христианской церкви)
  6. Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество)
  7. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (кондитер)
  8. -Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет
    — И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (начальник местной полиции)
  9. «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»?
  10. «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом человеке; обух – тупая сторона острого орудия)
  11. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (льстивость, угодливость)
  12. «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (хвалились, кичились)

Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:

  1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)
  2. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)
  3. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)
  4. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? (Троекуров)
  5. Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)
  6. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать.» (князь Верейский)
  7. Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)
  8. Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).

Задание №6. Значение имени.

  1. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень (Кирилла Петрович)
  2. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского – сильный муж или крепость. О ком идёт речь? (Андрей Гаврилович Дубровский).

Задание №7. Звания героев

  1. В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? (корнет)
  2. Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского (отставной поручик гвардии)
  3. В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? (генерал-аншеф, высший генеральский чин)
  4. Назовите титул героя по фамилии Верейский (князь)

Задание №8. Второстепенные и эпизодические персонажи.

Карточка №2

Проверьте себя. Слайд 9

Задание №9. Дворянские усадьбы

  1. Как называется деревня Троекурова? (Покровское)
  2. Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка)
  3. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)
  4. «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (Покровское)

Задание №10. «Дубровский» в цифрах

  1. Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)
  2. Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна)
  3. Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.)
  4. Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи)
  5. Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23)
  6. Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи)

Задание №11. Музыкальные вопросы

Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»? (Э.Ф.Направник)

Вопросы командам:

  1. Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? («Гром победы раздавайся…»)
  2. На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (фортепиано)

Задание №12. Творческие задания

  1. Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского (до 5 баллов)
  2. Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский» (до 5 баллов)

Подведение итогов игры, определение команды–победителя и самого эрудированного игрока.

Список использованной литературы:

  1. Данилина Т.М. Роман А.С.Пушкина «Дубровский» // Литература в школе. – 1998. — №7. – С. 91-99
  2. Литература. 6 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ авт.-сост. В.П.Полухина. – 12-е изд. – М.: Просвещение, 2005
  3. Школьная библиотека в формате А4 для старшеклассников, учителей словесности и абитуриентов (иллюстрации)

О каких сценах, событиях идёт речь?

  1. «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (___________________________________________________)
  2. «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (_____________________________________________________________________________)
  3. Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (_____________________________________)
  4. Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (_________________________________________________________________)
  5. «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод.(_______________________________________________________________________)
  6. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (_____________________________________________________________________________)
  7. По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (_________________________________________)
  8. Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (__________________________________________)
  9. Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (_______________________________________________)
  10. С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (____________________)

Исторические реалии. Особенности лексики

  1. «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (___________________________________________________________)
  2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (__________________________________________________)
  3. Чем занимается гувернёр? (________________________________)
  4. Кто такой стряпчий? Где он работает? (____________________________________________)
  5. «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (__________________________________________________________________)
  6. Что такое купчая? (___________________________________________________)
  7. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (_______________)
  8. -Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет — И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (_______________________________________________)
  9. «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»?___________________________________________
  10. «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом человеке; обух – тупая сторона острого орудия)
  11. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (___________________________________________)
  12. «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (__________________________________________)

Образ героя в романе

(Дефорж и медведь)

Образ Дубровского, созданный гением Пушкин целостный и полный. Изначально его можно полностью сравнить с ироничным высказыванием Троекурова об полицейской ориентировке на поимку разбойника – «По этим приметам не мудрено вам будет отыскать Дубровского. Кто ж не среднего роста, у кого не карие глаза да не прямой нос…» Но постепенно образ вырисовывается психологическими особенностями, которые исподволь дополняются редкими замечаниями о внешности Владимира.

(Владимир и Маша Троекурова)

На протяжении всего романа, с течением всё более убыстряющегося действия, у читателя складывается полный портрет героя-разбойника, смелого, решительного, справедливого и несчастного, как в своём положении разорённого помещика, так и в любви, волею судьбы разрушенной случайными обстоятельствами. В итоге мы видим романтический образ, который великий поэт создал и по примеру разбойничьих романтических романов Европы, но глубоко национальный. Возможно, этот образ потом станет воплощением других благородных героев, как Пугачев в «Капитанской дочке», Сильвео в «Выстреле» и других знаменитых произведениях классика.

Узнайте героев романа по описанию:

  1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (___________________________________________________)
  2. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (_______________________________________)
  3. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (_____________________________________)
  4. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? (____________________________)
  5. Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (_______________________________________)
  6. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать.» (_______________)
  7. Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. __________________________
  8. Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (___________________________).
  9. Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. (______________________________________________________________)

Образ и характеристика Владимира Дубровского

Письмо его няни Орины Егоровны (кстати, имя созвучно с пушкинской няней Ариной Родионовной) заставило молодого человека серьезно задуматься о своей жизни и собственном будущем. Он принял решение, если потребуется, выйти в отставку.

В делах помещичьих Владимир Андреевич не смыслил, не знал, с какой стороны подойти к ним. Попробовал разобрать бумаги, нашел письма по тяжбе, но ничего в них не понял. А между тем время шло, и момент для подачи апелляции был упущен.

Конечно же, Владимир не собирался становиться разбойником. Он предполагал, что обратится в Петербурге в вышестоящие инстанции и постарается отстоять родительское имение. Но, как бывает часто, люди с мягкими характерами оказываются не в силах переломить ход событий и становятся жертвами обстоятельств. В сложившейся ситуации обстоятельства взяли вверх над Владимиром.

Вначале ночью, когда приказные явились в имение и остались в нем ночевать, он, пересмотрев письма матери к отцу, решил, что не готов оставить чужим людям дом, в котором были счастливы его родители. Дом был старенький, ветхий и требовал перестройки, ремонта.

Сжигая дом, он все-таки, не хотел гибели приказным и заставил Архипа проверить двери. Но тут он немного смалодушничал, оставив судьбу приказных на совесть разъяренного мужика. Должен был понять, что не просто так сидел Архип в сенях перед дверью в гостиную с топором. Следовало бы самому проверить двери.

Владимир вынужден был стать предводителем разбойников потому, чтобы

  • во-первых, поддержать своих мужиков, помочь им собрать некую сумму денег, которая поможет им стать свободными, самостоятельными людьми;
  • во-вторых, деньги нужны были самому Дубровскому, так как он понимал, что не может остаться в России, так как уже был объявлен вне закона. Спалив приказных, пусть даже невольно, он уже стал преступником;
  • В-третьих, отказавшись от мести Троекурову, он не отказался от мысли проучить тех, кто помогал Троекурову.

И наконец, он в глубине души мечтал жениться на Маше. Он понимал, что если женится против воли ее отца, то ему не придется рассчитывать на ее наследство. Деньги ему нужны были, чтобы содержать в будущем семью. Но когда Маша все-таки стала женой князя Верейского, он отправился за границу.

Дубровский не был прирожденным разбойником. В нем текла благородная кровь. И она все-таки взяла вверх. Дубровский даже в разбоях проявлял благородство. Разоряли и жгли по его приказу самых зарвавшихся помещиков. Простых людей на большой дороге его мужики не трогали по его приказу.

Когда разбойники встретили приказчика помещицы Глобовой Анны Савишны, они отпустили того на почту с деньгами. Но Дубровский догадался, что приказчик может воспользоваться ситуацией и утаить деньги. Послал к помещице своего переодетого мужика под видом проезжего генерала, и действительно, оказалось, что приказчик деньги прикарманил.

Любовь к Маше Троекуровой смягчила сердце молодого дворянина. Он не стал сжигать имение Троекурова и мстить ему из опасения причинить любимой девушке боль. А вот Мишку, который был жестокой забавой Троекурова, он пристрелил.

Услышав, что Антон Пафнутьич тоже повинен в его несчастьях, он решил того наказать. Владимир догадался, что не случайно Антон Пафнутьич боится разбойников и темноты, и ночью обыскал его.

Образ Владимира Дубровского в романе Пушкина показывает нам, что человек с мягким характером может быть, вместе с тем, смелым и решительным человеком. Герой быстро принимал решения. Знание военной тактики и стратегии помогали уводить своих мужиков от полицейских. Правда, и полицейские были недостаточно расторопны, и не особенно старались изловить разбойников. Исправник возил с собой в кармане словесный портрет Дубровского, но сидя рядом с Дубровским, не мог не только узнать его, но и даже предположить, что за одним столом с ним сидит сам предводитель кистеневских разбойников. По описанию внешности, Дубровский был светловолосым, молодым человеком 23 лет, привлекательным, высоким, как и его отец.

Таким образом, Владимир был человеком образованным. Он прекрасно знал военную тактику и стратегию, знал французский язык, разбирался в музыке, прекрасно танцевал. Он был человеком благородным, но мягкосердечным, порядочным и честным.

Дворянские усадьбы

  1. Как называется деревня Троекурова? (_______________________________)
  2. Как называется деревня Дубровского? (________________________________)
  3. Как называлось имение князя Верейского? (______________________________)
  4. «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (________________________________________)

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

О каких сценах, событиях идёт речь?

  1. «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (___________________________________________________)
  2. «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (_____________________________________________________________________________)
  3. Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (_____________________________________)
  4. Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (_________________________________________________________________)
  5. «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод.(_______________________________________________________________________)
  6. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (_____________________________________________________________________________)
  7. По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (_________________________________________)
  8. Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (__________________________________________)
  9. Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (_______________________________________________)
  10. С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (____________________)

Задачи: формировать первоначальные навыки анализа эпизода как одного из средств раскрытия образов персонажей; подготовить учащихся к неожиданному сюжетному ходу в романе. Основные виды деятельности: чтение фрагментов романа; краткий пересказ эпизода; ответы на вопросы учебника. Термины: роман, эпизод, сюжет.

Этапы урока:

I. Проверка домашнего задания, краткие пересказы эпизодов с ответом на вопрос о том, какую роль каждый эпизод играет в раскрытии образов старого Дубровского и Троекурова. Можно предложить учащимся примерный план ответа на предложенный вопрос (более подробный план анализа эпизода будет рассматриваться в 7 классе): 1. Назовите главных участников эпизода. 2. Как ведут себя главные герои романа в этом эпизоде? 3. Что нового мы узнали о них: об их характере, отношении к другим людям? 4. Как изменилось наше отношение к этим героям после данного эпизода?

II. Чтение и анализ фрагментов романа, связанных с образом Владимира Дубровского (приезд Троекурова в имение Дубровского, бунт крестьян, пожар в Кистеневке). Начало работы над характеристикой героя можно начать с ответа на вопрос 5 учебника: «Вспомните, когда и в связи с чем повествователь впервые упоминает о главном герое романа? Что нового мы узнаем о Владимире Дубровском из третьей главы?» Далее характеристика главного героя романа будет дополнена в ходе чтения и анализа отдельных эпизодов из глав IV—VI. Здесь важно отметить те черты героя, которые вызывают симпатию, сочувствие к нему, и те, которые заставляют вспомнить о характере его отца: 1. Почему Владимир приказал «выгнать со двора» Троекурова, который уже решил помириться со старым приятелем? Какую роль здесь сыграло стечение обстоятельств? 2. Прочитайте фрагмент главы V «Владимир Дубровский в незнакомом лесу». Почему Владимир не пошел на поминальный обед и удалился в «чащу дерев»? Как описание природы помогает раскрыть состояние героя? 3. Почему Владимиру сначала удалось остановить взбунтовавшихся крестьян? Собирался ли он просить милости у государя? Или он просто хотел успокоить мужиков? 4. Прочитайте начало главы VI и вспомните, как называется такая форма речи героя. Что нового мы узнаем о Владимире Дубровском из его внутреннего монолога? Почему портрет матери «в белом утреннем платье» вызвал в уме героя «страшные мысли»? Изменились ли его мысли после чтения писем матери или он только на время «позабыл все на свете»? Как вы думаете, когда Владимир принял решение поджечь дом, теперь ему уже не принадлежащий? Подтвердите примерами из текста.

III. Чтение и анализ эпизода «Кузнец Архип во время пожара» (финал главы VI). Поведение кузнеца может быть непонятно современным школьникам. Архип, который запер дверь на ключ, чтобы четыре судебных чиновника (исправник, заседатель, стряпчий и писарь) сгорели заживо, пожалел кошку, оказавшуюся на крыше. С образом Архипа связана тема бунта, заявленная уже в первом томе романа. Внимание ребят следует обратить на несколько раз произнесенную кузнецом фразу: «Как не так!» (Можно привести более понятный школьникам вариант: «Как бы не так!») По этой фразе учащиеся легко определят главного зачинщика бунта в сцене встречи крестьян с судебными чиновниками. 1. Что в поведении судебных чиновников сразу вызвало недовольство крестьян? Приведите примеры из текста. 2. Понимают ли крестьяне, что решение суда было несправедливым? Как характеризует крестьян то, что они сочувствуют своему «несчастному господину»? Какие другие примеры преданности слуг, их привязанности к своему хозяину вы можете привести из литературных произведений? 3. Как вы думаете, можно ли назвать кузнеца Архипа верным слугой и человеком с добрым сердцем? Почему он не послушал Егоровну, которая просила его спасти «окаянных»? IV. Подведение итогов работы, оценка работы учащихся.

V. Домашнее задание:

1) прочитать главы VIII—XII романа А. С. Пушкина «Дубровский»;

2) ответить на вопросы 12 и 13 учебника.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 5 или 6 (по выбору учащихся).

Исторические реалии. Особенности лексики

  1. «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (___________________________________________________________)
  2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (__________________________________________________)
  3. Чем занимается гувернёр? (________________________________)
  4. Кто такой стряпчий? Где он работает? (____________________________________________)
  5. «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (__________________________________________________________________)
  6. Что такое купчая? (___________________________________________________)
  7. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (_______________)
  8. -Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет — И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (_______________________________________________)
  9. «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»?___________________________________________
  10. «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом человеке; обух – тупая сторона острого орудия)
  11. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (___________________________________________)
  12. «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (__________________________________________)

Значение слова подобострастие

Примеры употребления слова подобострастие в литературе.

Пимена уже многие посматривали с почтительным подобострастием: сами Борецкие, Есиповы, Онаньин за него шутка ли!
Я тебя слушаю, Владимир Иванович, — сказал Алимов и почти через весь стол наклонился к Палину, пожимая руку и непрерывно кивая малиновым лицом, полным подобострастия.

Степан Брадатый начал подавать ему списки, властно принимая их из рук младших дьяков, которые в присутствии великого князя совсем уничтожились, и с почтительным подобострастием передавая Ивану.

Если бы Караев мог присмотреться к тому, что было очень хорошо запрятано в глазах Суэцугу, он не увидел бы в нем подобострастия при взгляде на Дитерихса.

Рассуждения эти могли бы послужить любопытным памятником подобострастья и лести монашеской изволению государеву.

Как ей вдруг отстать от подобострастия, как обойтись без правил, к которым она привыкла, без насильственного приноровления всего русского ко всему европейскому, где, у кого выучиться наречию, понятному народу?

Его яйцеобразная, всегда непокрытая, гладко выбритая голова была довольно крупна, и заметней всего на ней выделялась глубокая и резкая борозда между глаз, которая никогда не исчезала и не утрачивала своей строгости, даже если он улыбался, а улыбался он только высокомерно и только в награду за особое подобострастие.

Дело свое Иоганн Амвросий справляет с достоинством, держит себя самостоятельно, без подобострастия к власть имущим.

Особенно сильным чувством собственного достоинства Веспасиан никогда не отличался, но отныне, выступая в высшей коллегии империи — в сенате, он совершенно сознательно, но с невинным видом, вносил свои предложения в тоне такого шутовского подобострастия, что даже эта корпорация, не имеющая ни стыда, ни совести, не знала, плакать ей или смеяться.

Если придворные испытывают непреоборимое отвращение к свободным общественным учреждениям, которые сделают ненужным их единственное дарование, то и деспот льнет к этому извечному скопищу низкопоклонства и подобострастия, цепляется за возможность одним словом повергнуть человека в прах или поднять его ввысь, ко всему этому показному всемогуществу, каким бы оно ни было призрачным.

Феоктиста Саввишна, несмотря на то, что могла быть отнесена к вышеозначенным подозрительным умам, являлась и теперь явилась в дружественный для нее дом с почтением, похожим даже несколько на подобострастие.

Кабы знал игумен мысли цирюльника, придавил бы шишигу, но тот дело свое сделал исправно, учтиво подошел под благословение и с подобострастием облобызал игуменскую руку.

В этот день я обедал в дешевом трактире и принял намерение ходить туда инкогнито каждый день, пока не выяснится, чего я добился своей угодливостью и подобострастием.

Таким образом, с низшими я выказывал нетерпение и снисходительное самодовольство, а всякого встречного высшего чина — военного офицера, важного провинциального коммунара и прочая — приветствовал с подобострастием и смиренным почтением, чем вызывал к себе тут же презрительное с их стороны отношение, каковое мне было лишь на руку: никто не станет приглядываться к тому, чего он не боится или чем не восторгается.

Слушай, я не разбираюсь,- не без подобострастия сказал дядька, вставая и заглядывая Винту в глаза,- ты с племяшом решай.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Узнайте героев романа по описанию:

  1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (___________________________________________________)
  2. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (_______________________________________)
  3. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (_____________________________________)
  4. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? (____________________________)
  5. Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (_______________________________________)
  6. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать.» (_______________)
  7. Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. __________________________
  8. Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (___________________________).
  9. Ужасное смятение изобразилось на лице его: багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки. (______________________________________________________________)

Литературная игра по роману А. С. Пушкина «Дубровский»

Цели урока:

Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом; Развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков; Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Правила игры:

Все учащиеся делятся на две команды. Количество учащихся в команде — любое. Организация пространства: количество игровых столов — 2 + стол для жюри. Команды заранее готовят название, девиз и выбирают капитана.

Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. В случае неверного ответа второй команды вопрос разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы учащемуся, давшему верный ответ.

Каждый правильный ответ — 1 балл. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации Приложение1, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, ордена эрудитов.

Ход урока:

Оргмомент. Объявление темы урока. Слайд 1 Целеполагание. Правила игры Литературная игра

Задание №1. Композиция романа.

Вопрос эрудитам:

Что такое композиция художественного произведения? В чем особенности композиции романа «Дубровский»

Команды работают с карточкой №1.

Проверьте себя. Слайд 2

Задание№2. Роман «Дубровский» в иллюстрациях

Вопрос эрудитам: Назовите художников, которые иллюстрировали роман — по 1 баллу за фамилию

Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:

Слайд 3. На псарне у Троекурова Слайд 4. Сцена в суде Д. Шмаринов Слайд 5. «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева» Б. Косульников Слайд 6. Пожар Б. Кустодиев Слайд 7. Дефорж и медведь Слайд 8. Нападение на свадебный поезд

Задание №3. О каких сценах, событиях идет речь?

«Он шел не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идет речь? В какой момент он так изображается? «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? С какой целью Дубровский стремился попасть в Дом Троекурова?

Задание №4.

Исторические реалии. Особенности лексики

«Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? Чем занимается гувернер? Кто такой стряпчий?

Где он работает? «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? Что такое купчая? Кем был по Профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? — Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет — И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоем Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»? «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошел на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибешь» что значит пословица «плетью обуха не перешибешь»? «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…

С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились?

Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:

«…в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезен в Петербург на восьмом году своего возраста» «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идет речь? Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нем свою неизгладимую печать.» Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. .

Задание №6. Значение имени.

Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество — скала, утес, камень Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского — сильный муж или крепость. О ком идет речь? .

Задание №7. Звания героев

В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? Назовите титул героя по фамилии Верейский

Задание №8. Второстепенные и эпизодические персонажи.

Проверьте себя. Слайд 9

Задание №9. Дворянские усадьбы

Как называется деревня Троекурова? Как называется деревня Дубровского? Как называлось имение князя Верейского? «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом — пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение.

Задание №10. «Дубровский» в цифрах

Сколько душ крестьян было у Дубровского? Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского?

Задание №11. Музыкальные вопросы

Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»?

Вопросы командам:

Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна?

Задание №12. Творческие задания

Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский»

Подведение итогов игры, определение команды-победителя и самого эрудированного игрока.

Дворянские усадьбы

  1. Как называется деревня Троекурова? (_______________________________)
  2. Как называется деревня Дубровского? (________________________________)
  3. Как называлось имение князя Верейского? (______________________________)
  4. «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (________________________________________)

  • Кто такой степан из муму рассказа
  • Кто такой стародум в рассказе недоросль
  • Кто такой станционный смотритель в рассказе пушкина станционный смотритель
  • Кто такой спицын в рассказе дубровский
  • Кто такой спальник в сказке конек горбунок