Кто такой тапер из рассказа тапер

На чтение 8 мин Просмотров 7.2к. Опубликовано 24.07.2021

⭐⭐⭐⭐⭐ «Тапер» за 1 минуту и подробно за 6 минут. 

На елку знатная московская семья приглашает тапера — музыканта, который сопровождает своей игрой на инструменте танцы на званых вечерах и балах. В эту новогоднюю ночь счастливый случай сводит юного пианиста с великим музыкантом и кардинально меняет его судьбу.

Очень краткое содержание рассказа «Тапер»

Одна из семей Москвы — Рудневы устраивают праздник в честь рождества. Из года в год на елке у Рудневых выступает оркестр Рябова. Однако в этом году по некой случайности оркестр пригласить не удалось. Чтобы праздник не сорвался, глава семейства отправляет горничную Дуняшу на поиски тапера.

Гости уже собрались, а музыкант так и не найден. Спустя пару часов Дуняша возвращается вместе с невзрачным мальчишкой. Он — единственный, кого Дуне удалось найти.

Мальчик представляется Юрием Азагаровым и просит позволить что-нибудь сыграть на фортепиано. Аркадий Николаевич Руднев приходит в восторг от игры юного пианиста. Мужчина понимает, что тапер слишком талантлив, чтобы просто играть на балах.

В зале появляется мужчина преклонных лет — судя по всему очень важная персона. Руднев представляет гостя таперу и предлагает сыграть для него лично. Как только Юрий заканчивает, хозяин бала вручает ему конверт с деньгами и предлагает, чтобы важный гость подвез его домой.

Мальчик недоумевает, но Руднев рассказывает ему, что важный гость — талантливейший композитор Антон Григорьевич Рубинштейн, который в последствии станет его наставником.

Главные герои и их характеристика:

  •  Юрий Азагаров  – бедный, скромный и робкий мальчишка четырнадцати лет, выглядит на несколько лет младше своего возраста из – за своей худобы. Обладает огромным талантом к музыке, но ему приходится зарабатывать на жизнь, работая тапером.
  •  Ирина Алексеевна Руднева  — мать семейства Рудневых. Происходит из княжеского рода — это многое для нее значит. Женщина общается в основном с представителями именитых семейств. Практически не выходит из своих комнат и проводит немного времени с семьей. Очень избирательна и ревнива.
  •  Аркадий Николаевич Руднев  — отец и глава семейства. Мужчина пятидесяти с лишним лет, все еще популярный среди женщин. Красивый, уверенный в себе человек. Любитель балета, изысканной пищи, веселья и азартных игр. Он чувствует себя прекрасно на различных светских мероприятиях и часто устраивает их сам.
  •  Лидия Руднева  – самая старшая дочь. Надменная, капризная, но серьезная и своенравная девушка, любящая порядок во всем.
  •  Тина Руднева  — двенадцатилетняя дочка Рудневых, для которой эта «взрослая» елка первая в жизни. Веселая, активная и непоседливая девочка, которая очень взволнована наступлением важного для нее праздника Рождества.
  •  Татьяна Руднева  — сестра Лиды и Тины. Полная девушка со светлыми волосами, дружелюбная, веселая и отзывчивая.
  •  Антон Григорьевич Рубинштейн  — великий композитор, приглашенный на вечер к Рудневым. Ведет себя отрешенно и равнодушно, но услышав игру на фортепиано юного тапера, воодушевляется.

Второстепенные герои и их характеристика:

  •  Олимпиада Савична  -экономка дома Рудневых. Полная женщина средних лет, к которой в доме относятся с уважением и должным почтением.
  •  Дуняша  — молодая горничная. Вездесущая и проворная девушка, любящая сплетни и сует свой нос в чужие дела.
  •  Акинфыч  — старый повар семейства Рудневых. Пьяница, но отличный мастер кулинарного искусства.

Краткое содержание рассказа «Тапер» подробно

Двенадцатилетняя Тина Руднева стремглав вбежала в комнату, где готовились к сегодняшней елке ее старшие сестры. Тина в этом году впервые отмечает праздник со взрослыми, а не скучает в детской с «малышней.» Девочка ужасно взволнована тем, что торжество начнется уже через несколько часов, а музыканта так и не нашли. Тина делится с сестрами своими переживаниями и упрашивает одну из них — Таню, все устроить.

Семья Рудневых была одной из гостеприимных московских семей. Они жили в старом, но очень роскошном большом доме, в котором постоянно гостили соседи, родственники и друзья детей.

Хозяйкой дома была Ирина Алексеевна Руднева — мать семейства, которая считала дурным тоном без особого случая покидать свой будуар и воспринимала слишком частое пребывание в обществе мужа и детей, как пошлость. Женщина происходила из княжеского рода и общалась в основном с теми, кто принадлежал к таким же знатным и древним родам, как и она сама.

Муж Ирины Алексеевны — Аркадий Николаевич Руднев славился в обществе тем, что несмотря на свои пятьдесят с лишним лет, был популярен среди женщин, из-за чего его ужасно ревновала супруга. Мужчина состоял в клубе, по вечерам ездил играть в карты и редко появлялся дома. Но когда, появлялся, часто устраивал для детей различные вылазки и развлечения, которые сам очень любил.

Аркадий Николаевич любил веселье и различные праздники, но одним из его любимых торжеств была рождественская елка, к организации которой Руднев подходил со всей серьезностью. Ежегодно на елке в доме Рудневых выступал оркестр Рябова, но в этом году организацией музыки занялись слишком поздно: все три части оркестра, которые выступали в новогоднюю ночь, были разобраны.

Тогда рассерженный Аркадий Николаевич поручил кому-то из слуг отыскать талантливого тапера. Однако поручение так и осталось не выполнено до самого вечера. Больше всех отсутствие музыканта волновало Тиночку, и именно она взбудоражила весь дом.  Было решено отправить на поиск тапера горничную Дуняшу.

Первые гости приехали буквально через пару минут после того, как Дуняша уехала на поиски музыканта. Дом сразу наполнился суетливой атмосферой, которая обычно бывает в самом преддверии праздника. Гости стали съезжаться одни за другими, дверной звонок не переставал звонить, но огромную елку, увешанную игрушками, зажигать пока не стали — хозяева ждали, когда же решится вопрос с музыкантом.

Сестры Рудневы стали обсуждать возможные решения ситуации. Таня предложила попросить поиграть одну из тетушек, а затем продолжить игру на инструменте самостоятельно. На что Лидия насмешливо ответила, что лучше совсем без музыки танцевать, чем слушать Танину игру.

Как вдруг к девушкам подошел камердинер Лука и позвал оценить тапера, которого все-таки нашла Дуняша. Увидев барышень, горничная сразу начала оправдываться, что обошла несколько мест, но все пианисты были заняты, и ей удалось найти только одного. Она указала на маленькую фигурку в темном углу прихожей.

Там стоял худощавый мальчик, с некрасивыми чертами лица, но с большими выразительными серыми глазами, которому на вид нельзя было дать больше двенадцати лет. Он был смущен и замер в нелепой позе. Конечно, барышень удивило, что такой маленький человечек может оказаться хорошим тапером.

Первой с ним заговорила Таня. Девушка спросила, доводилось ли молодому человеку подолгу играть на торжествах? И тот ответил утвердительно. Представив юного тапера Лидии, девушка ожидала типичной для ее старшей сестры снисходительной и насмешливой реакции.

И она действительно последовала: девушка не поверила, что мальчик сможет сыграть даже простые произведения и начала подшучивать над ним. Мальчик, конечно, был задет таким отношением, но не показал виду, а предложил проводить его к инструменту, чтобы он смог показать свое мастерство на деле. Тина в этот момент была очень счастлива и воодушевлена, ведь музыкант все-таки нашелся! Девочка не сомневалась в его таланте и схватив за руку маленького пианиста, повела к фортепиано.

ТаперИгра тапера оказалась поистине прекрасна. В зале начали собираться гости, желающие насладиться чарующей музыкой. Приятно удивлен был и Аркадий Николаевич — ценитель хорошей музыки. Как только тапер закончил, Аркадий Николаевич зааплодировал первым, а потом подошел к молодому человеку, поблагодарил и попросил представиться. Мальчика звали Юрием Азагаровым.

Юрий исполнил еще несколько мелодий, под которые сначала вручили подарки детям, а затем начали танцевать. Вдруг, в залу вошел мужчина, который приковал к себе внимание абсолютно всех присутствующих. Не переставая играть, поднял на него взгляд и тапер. Он сразу понял, что мужчина, вошедший в гостиную, значимый и уважаемый в обществе человек. Юрий краем уха услышал, что зовут важного гостя Антон Григорьевич.

Продолжая наблюдать за этим важным господином, Юрий постоянно ловил на себе его взгляды и осознавал, что Руднев говорит с этим человеком о нем. Мужчины подошли к таперу, Антон Григорьевич попросил сыграть рапсодию№2, которую он играл в начале вечера.

Когда Юрий закончил играть, он услышал бурные овации, но обернувшись в сторону почтенного господина, увидел, что тот покинул зал. К таперу подошел Руднев, не скрывающий радости. Хозяин дома передал мальчику конверт, в котором была плата за сегодняшний вечер и сказал, что домой его довезет Антон Григорьевич.

Мальчик сначала хотел возразить, ведь он мог играть дальше! Тогда Руднев очень удивился, неужели тапер не узнал этого гостя? Им был сам Рубинштейн.

В последствии юный тапер прославился на всю страну и стал известнейшим композитором, но никогда никому Юрий Азагаров не говорил тех священных слов, что сказал ему его великий учитель, ехав с ним в санях в тот волшебный рождественский вечер.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ А. И. Куприна «Тапер» основанный на реальных событиях, написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости».

Анализ повести «Тапер» (А. И. Куприн)

Автор: ·
Опубликовано 03.08.2020
· Обновлено 03.08.2020

Выбор для анализа рассказа Александра Куприна «Тапер» не случаен. С детства Многомудрый Литрекон слушал рассказы о далекой московской семье. Как и семья Рудневых, их семья также имела большую квартиру почти в центре Москвы. Магнитом в этой семье была удивительная женщина — хозяйка дома. У нее в квартире всегда кто-нибудь гостил, какие-нибудь дальние родственники и знакомые, всех ждало в доме гостеприимство и радушие. Приехавшие из разных городов родственники зачастую знакомились друг с другом именно в стенах этого дома. Давно нет с нами хозяйки этого дома, но дух и традиции, которые она заложила в членах своей семьи, живут в ее детях, внуках и правнуках.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление
  • 3 Композиция и конфликт
  • 4 Смысл названия
  • 5 Суть: о чем рассказ?
  • 6 Главные герои и их характеристика
  • 7 Темы
  • 8 Проблемы
  • 9 Основная идея
  • 10 Чему учит?
  • 11 Критика

История создания

Рассказ А. И. Куприна «Тапер» был написан в конце девятнадцатого столетия и начала- двадцатого в 1900 г. И в этом же году был  впервые опубликован в этом в газете «Одесские новости». В примечании к рассказу Куприн писал, что в основе его рассказа лежит реальная история. 

В рассказе одним из главных действующих лиц изображен Антон Григорьевич Рубинштейн, совмещавший в одном лице и гениального пианиста, и известного русского  композитора, и автора оперы — «Демон» и «Персидских песен», прекрасных романсов.  Кроме того, он прославился как дирижер и музыкальный педагог. Антон Рубинштейн пользовался огромной популярностью среди многочисленных почитателей его творчества.  В то же время герой, описанный в рассказе — талантливый мальчик-пианист. Юрий Азагаров — вымышленное лицо.

Куприн не в первый раз обращается к теме музыки и музыкантов. В рассказе «Скрипка Паганини» речь идет о талантливейшем итальянском скрипаче, якобы продавшем душу дьяволу. В рассказе «Соловей» показаны знаменитые итальянские певцы Тито Руффо и Энрике Карузо. Рассказ «Гоголь-моголь» воспроизводит случай из жизни великого Шаляпина. Но самое трогательное, трагическое и оптимистическое и одновременно, «музыкальное» произведение Куприна — его рассказ «Гамбринус», который посвящен талантливому безвестному скрипачу из одесского кабачка — Сашке-музыканту.

Жанр, направление

Жанр произведения «Тапер» — рассказ. Сюжетная линия одна, она охватывает небольшой промежуток времени, а героев в книге тоже совсем немного. Объем творения тоже наталкивает на мысль о том, что перед нами именно рассказ.

Направление творчества Куприна — реализм. В произведении мы видим описание обыденного эпизода из жизни мальчика, который еще им имеет прототипа.

Композиция и конфликт

Композиционно рассказ «Тапер» делится условно на две части:

  1. первая – это описание семьи Рудневых, об атмосфере в их семье, о любви к искусству  членов семьи, о том, что в доме часто устраивались всевозможные празднества. Конкретно в момент описываемых событий в доме Рудневых предполагается праздник новогодней ёлки и описаны хлопоты по отысканию тапера, чтобы праздник был веселей. Особых конфликтов в семье не было, а те, которые иногда случались,  улаживала средняя дочь Руднева — Татьяна.
  2. Вторая часть рассказа — появление в доме Рудневых маленького пианиста. Встреча Рудневых и их гостей с настоящим подлинным искусством маленького пианиста.

Смысл названия

На рубеже столетий 19-20 веков в просвещенных, интеллигентных, зажиточных семьях, было принято приглашать на балы, домашние праздники музыкантов, чтобы создать соответствующую обстановку на празднике. Далеко не всегда приглашенные были первоклассными музыкантам и чаще на таких « подработках»  играли пианисты не самого высокого уровня. Поэтому само название «тапер» носит несколько пренебрежительный оттенок. (Это слово с перевода с французского  tapeur, а также taper). Означает некое «хлопанье», «стук».

Автор специально называет рассказ о подлинном мастерстве пианиста этим пренебрежительным наименованием, чтобы подчеркнуть контраст между ожиданиями героев и реальностью.

Суть: о чем рассказ?

В радушной и хлебосольной семье Рудневых намечается праздник — Ёлка, один из самых любимых у хозяина дома. На праздник должен был быть приглашен известный оркестр, но в силу недоразумения данный оркестр был перехвачен другими. Найти хорошего музыканта за короткое время, оставшееся до начала праздника, оказалось невозможным.  Единственным, кого удалось найти — был маленький мальчик, лет 13-14, который говорил, что он может играть всю ночь.

Хозяин дома и домочадцы, особенно надменная старшая дочь Рудневых, с большим недоверием относятся к маленькому «таперу» и просят его сыграть что-нибудь. Мальчик играет «венгерскую рапсодию» Листа. Услышав вдохновенную игру мальчика, все гости стягиваются к гостиной. Младшая дочь — Тиночка, просит сыграть веселые танцы. Мальчик с удовольствием соглашается, ему приятно видеть раскрасневшиеся веселые детские личики, мелькающие в танцах разноцветные платьица и панталоны. За этой суматохой никто не обратил внимания на вновь вошедшего человека, весьма примечательной внешности. Этот человек повелительным тоном предлагает мальчику еще раз сыграть рапсодию Листа. Мальчик играл так великолепно, что все заслушались. Когда он кончил играть, этого человека в комнате не было. Но к мальчику подошел хозяин дома с конвертом с деньгами от «незнакомца». Он объявил, что этим человеком был сам Антон Рубинштейн, и он ждет мальчика в карете.

Что было дальше, читатель может только догадываться по финальным строкам. Пианист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов. Естественно предположить, что Антон Рубинштейн взял мальчика себе в ученики и вывел его на широкую дорогу искусства.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Тапер» и характеристика образов объединены Многомудрым Литреконом в одной таблице:

Рудневев  Аркадий Николаевич Глава семьи, к моменту описываемых событий был еще довольно красивым, представительным мужчиной лет пятидесяти, всегда элегантный: « С гордо поставленной на осанистом туловище, породистой, слегка седеющей головой, известный всей Москве гурман, игрок и щедрый покровитель балетного искусства». Аркадий Николаевич  очень любил молодежь, веселое общество, часто устраивал для членов своей семьи и их многочисленным друзьям и подругам разных возрастов веселые праздники, вылазки за город. Он был незаменим и на домашних праздниках, создавая особую праздничную атмосферу, никто не умел так хорошо выбирать подарки.
Ирина Алексеевна Руднева Хозяйка дома — почти никогда не выходила из своих комнат, кроме особенно торжественных, официальных случаев. Урожденная княжна Ознобишина, последний отпрыск знатного и богатого рода, она раз и навсегда решила, что общество ее мужа и детей слишком «мескинно» и «брютально», и потому равнодушно «игнорировала» его, развлекаясь визитами к архиереям и поддержанием знакомства с такими же, как она сама, окаменелыми потомками родов, уходящих в седую древность.
Лидия Аркадьевна Руднева «Красивая девушка, отличавшаяся странным бессердечием по отношению ко всему загнанному, подвластному и приниженному», часто на ее губах играет презрительная улыбка.
Татьяна Аркадьевна Руднева Полная, веселая блондинка, которую вся прислуга обожала за ее ровный характер и удивительное умение улаживать внутренние междоусобицы.
Тиночка Руднева Двенадцатилетняя девочка, живая, подвижная.    Тина — добрая девочка, своим детским чутьем понявшая смущение юного тапера, взяла его  под свое покровительство. 
Юрий Азагаров Куприн описывает его как  бледного, очень худощавого мальчика в подержанном мундирчике реального училища. Глазами средней сестры Тани, Куприн дает такое определение Юрию —  застенчив, беден и самолюбив. «Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами большие серые глаза — слишком большие для такого худенького детского лица — смотрели умно, твердо и не по-детски серьезно». Куприн подчеркивает, что за инструментом мальчик совершенно преображался. «Он бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные, величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки. И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным».
Антон Рубинштейн Известный пианист, композитор, дирижер и музыкальный педагог. «Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не толст. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света.»   «большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, гордую голову похожей на львиную».

Темы

Тематика рассказа «Тапер» представлена кратко и оформлена в списке. Если она нуждается в дополнении, напишите об этом в комментариях, и Многомудрый Литрекон откликнется:

  1. Основная тема рассказа «Тапер» — это настоящий талант. Искусство преображает человека изнутри: невзрачный мальчик, коснувшись клавиш, совершенно менялся и излучал незамеченную наблюдателем одухотворенность. Совсем еще ребенок, он глубоко чувствовал музыку, поэтому смотрел так серьезно и вдумчиво. 
  2. Быт и нравы интеллигенции. Описание семьи Рудневых в ожидании праздника демонстрирует жизнь московской интеллигенции. Лучшие ее представители были гостеприимными, хорошо образованными и отзывчивыми людьми. Они умели оценить талант и вознаграждать его, понимали и любили музыку. Однако есть и другая сторона этого сословия: жена Руднева и его старшая дочь высокомерны, надменны, но при этом вовсе не умны. Они лишь бросаются заумными словами, но держатся в стороне от реальной жизни и замыкаются в себе. 
  3. Тема детства. Автор противопоставляет два детства: одно из них протекает в довольстве и праздности, но другое наполнено трудом и лишениями. С юных лет Юрий сам обеспечивает себя, ловя презрительные взгляды своих временных работодателей. Он вызывается играть всю ночь в праздник, то есть ему самому идти некуда и не на что. А вот Татьяна, его ровесница, живет, ни в чем не нуждаясь, и радуется безмятежному детству.

Проблемы

Проблематика рассказа «Тапер» представлена в списке, если ее нужно расширить, подайте сигнал Многомудрому Литрекону, он дополнит раздел.

  1. Основная проблема рассказа «Тапер» — социальная несправедливость. Перед нами проблема бедного талантливого пианиста Юрия Азагарова, которому, чтобы учиться, а, возможно, и помогать семье, приходится заниматься подработкой — играть по вечерам в богатых домах, на всевозможных праздниках, в ущерб своему здоровью.  олько волею случая, его замечает сам Рубинштейн, что позволило ему развить свой талант и стать впоследствии известным композитором. Но сколько таких мальчиков остались незамеченными? Сколько их вынуждено было работать по ночам, чтобы выжить? Вот такие серьезные вопросы ставит перед нами автор.
  2. Проблема тернистого творческого пути. Многие люди начинают свое восхождение на Олимп искусства через тернии. Они вынуждены пробиваться в творчестве, работая вдвое больше других. Им необходимо обеспечивать себя и трудиться над своим призванием одновременно. Но именно эта закалка и делает их настоящими профессионалами своего дела.
  3. Социальные отношения двух сословий. Мальчику приходится терпеть надменность старшей дочери Руднева и сталкиваться с недоверием. Его дискредитируют изначально, ведь полагают, будто начинающий пианист ни на что не способен. Однако он в ответ не может ничего сделать: он материально зависим от этих людей. И все же автор показывает благополучное завершение этого конфликта: талант Юрия пробил ему дорогу к признанию.

Основная идея

Главная мысль рассказа «Тапер»  — вера в то, что истинный талант может пробиться сквозь непонимание и многого достичь в жизни, если будет много и прилежно работать, шлифуя своё мастерство. Так, бедный мальчик, Юрий Азагаров своим повседневным, наверняка напряженным, трудом добивается больших успехов, как пианист. У него обширный репертуар: от классики и до легкой танцевальной музыки. 

Куприн вкладывает еще один смысл в свое произведение «Тапер»: нельзя оценивать человека только по тому, как он выглядит, по тому, сколько ему лет и во что он одет. Рудневы не ожидали увидеть в тапере настоящего музыканта и изначально встретили его надменно и смотрели на него свысока. Однако они оказались неправы: мальчик проявил настоящий талант и был достоин признания.

Чему учит?

Рассказ Куприна «Тапер» учит тому, что если у человека есть талант, он обязан его развивать. Несмотря на очень юный возраст и бедность, мальчик уже является превосходным пианистом. Очевидно, чтобы достичь таких успехов ему приходилось очень много работать над собой, а на жизнь он зарабатывал случайными вечерними подработками, в качестве тапера на праздниках у богатых людей. Автор заставляет задуматься о том, что суровые испытания закаляют характер и помогают нам стать сильнее и мудрее. Мальчик мог прочувствовать серьезную музыку именно благодаря своему богатому жизненному опыту. Такова мораль рассказа «Тапер»: чтобы многого достичь, нужно вдвое больше работать. 

Мы можем сделать и более радостный вывод из рассказа «Тапер». Всегда есть место счастливому случаю, надо в него верить и жить с надеждой на успех. Надо верить в удачу, в счастливый случай, и быть готовым им воспользоваться. Под лежачий камень вода не течет.

Критика

Критики оставили свои высказывания о рассказе «Тапер»:

А,А.Волков: «Сюжетная основа таких, например, рассказов, как «Чудесный доктор» и «Тапер», несет на себе известный отпечаток «рождественского», «благотворительного» жанра. Но в них нет сусальности, свойственной этому жанру»  

«В святочных рассказах благотворителем являлся обыкновенно богатый человек, ощутивший в праздник прилив нежности к «меньшому брату», Принципиально иное значение приобретает акт благотворительности в произведении Куприна. Сущность рассказа не в провозглашении мнимого братства между имущими и неимущими, не в сглаживании социальных противоречий, а в возвеличении славного деятеля русской культуры, человека большого таланта и большой души.»

В.Лилин: «В ряде его [Куприна] произведений 1900-х годов видно стремление к показу хорошего, доброго, положительного начала в жизни. Но это стремление не приводит к примирению с окружающей действительностью, к восхвалению сложившихся общественных отношений… И хотя в таких рассказах, как «Чудесный доктор», «Тапер», есть отпечаток «благотворительного, рождественского жанра», но в основе этих рассказов лежит не проповедь мнимого братства имущих и неимущих, а восхваление славных деятелей русской культуры. Благотворителем в рассказе «Чудесный доктор» является великий русский медик Н. И. Пирогов; в рассказе «Тапер» — замечательный пианист Антон Рубинштейн»

 Т. Л.Александрова: «Многие его [Куприна] произведения (например, рассказы «Тапер», «Чудесный доктор») свидетельствуют о том, что веры в высшее милосердие и жажды восстанавливающего справедливость чуда Божия Куприн не утратил».

Автор: Олеся Шавердова

Метки: 6 классАлександр Купринразборрассказ Тапер

Читайте также:

Меню статьи:

  • История создания и публикации рассказа
  • Картография персонажей «Тапера»
  • Образ Юрия Азагарова: детали и штрихи
  • Внешность Азагарова
  • Внутренний мир и качества Юрия
  • Изложение события «Тапера»: коротко, но емко
  • Зимний вечер в ожидании музыки
  • О сестринской любви и нелюбви
  • Кто такие Рудневы?
  • Праздник в доме Рудневых
  • Недетская музыка
  • Учитель на балу
  • Жизнь и искусство: почему и зачем?
  • Композиция рассказа и ее роль в раскрытии темы
  • Идея и скрытые смыслы произведения
  • Музыка в жизни и творчестве Куприна
  • «Музыкальный» Куприн

Пожалуй, люди, интересующиеся литературой, знают Куприна как автора рассказов о повседневных, простых вещах и ситуациях, которые вдруг предстают в новом свете. Кроме того, Александр Куприн любил основывать свои произведения на событиях, имевших место в реальной жизни. Так и «Тапер», текст, изданный в 1900 году, тоже отсылает читателя к ситуациям реальным, а не выдуманным. Тема, затронутая в «Тапере», как утверждал сам писатель, – одна из его самых любимых. Что ж, обратимся к детальному анализу этого произведения, чтобы понять, что же в нем такого особенно.

«Куст сирени» – произведение Александра Куприна о вечной теме искусства, о любви. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

Проблематика, к которой обращается писатель, – широка. Куприн не только доносит до читателя то, что талант в сочетании с трудом позволяет человеку вырваться из безвестности и реализовать в жизни. Однако автор также хочет сказать, что часто именно бедность и лишения мешают человеку развить свой дар, ведь у богатого человека, по умолчанию, есть куда больше возможностей. Часто люди, наделенные гениальностью, не способны сделать себе «рекламу», прокричать о себе. Это тихие, усердные люди, которым нужен наставник – не столько, чтобы научиться новому, сколько, чтобы помочь показаться людям без страха, но с уверенностью в своих силах.

История создания и публикации рассказа

Александр Иванович написал анализируемый нами текст в год конца одного столетия и начала другого. Однако это еще не все. 1900 год, по праву, нашел свое место в истории и литературе, ведь он знаменовал собой начало последнего столетия, откупоривающего новую тысячу лет. В том же году рассказ опубликовали в «Одесских новостях». В примечаниях к «Таперу» Куприн пишет, что вдохновился на написание этого текста реальными событиями. Более того, чтобы рассказ выглядел как можно более достоверным, писатель изобразил в нем личность, реально существовавшую в истории. Мы говорим о многогранном человеке – музыкальном педагоге, композиторе и дирижере Антоне Рубинштейне. Впрочем, другой музыкант, которого изображает Куприн, – Юрий Азагаров – образ вполне вымышленный.

В чем же состоит смысл названия нашего рассказа? На перепутье двух столетий – XIX-го и XX-го – на балы, домашние вечера, и модные тогда суаре часто приглашали наемных музыкантов. Чаще всего это были пианисты, которые не вполне качественно играли, потому что и само название «тапер» отсылает к некоторому «хлопанью», «стуку» (от французского tapeur, а также taper). Впрочем, Куприн несколько отходит от этого общепринятого низкого качества таперского исполнительства, изображая своего маленького тапера вполне состоявшимся профессионалом.

Картография персонажей «Тапера»

Итак, в центре повествования мы видим Аркадия Николаевича Руднева – гостеприимного, веселого мужчину. У Руднева, пожалуй, только один глобальный недостаток – пристрастие к азартным играм.

В центре произведения Александра Куприна  “Белый пудель” – нравственность, исток морали. Писатель размышляет над оптимизмом и ценностью теплых отношений между людьми, важностью дружбы. Предлагаем читателям ознакомиться с историей создания этого произведения.

Также Куприн описывает среди центральных персонажей подвижную, активную и добрую девочку, младшую дочь Аркадия – Тиночку Рудневу. Тиночка – достаточно эмоциональная и чувственная героиня.

Далее следуют господа музыканты, среди которых фигуры:

  • Юрия Азагарова – маленького тапера, бедного и скромного, но, между тем, талантливого юношу;
  • Антона Рубинштейна – именитого композитора, знаменитого пианиста, педагога и дирижера.

Однако это лишь ключевые персонажи «Тапера». Разумеется, Куприн выводит в своем произведении и фигуры второго плана. Например, мы бы упомянули об образах:

  • Ирины Алексеевны – жены Аркадия, которая описана замкнутой и высокомерной дамой;
  • Лидии – старшей дочери семейства Рудневых, которая отличается красотой – столь же сильной, как и надменностью;
  • а также Татьяны – средней дочери все тех же Рудневых, которая, пожалуй, предстает самым положительным персонажем – тихой, спокойной и рассудительной девушкой.

Образ Юрия Азагарова: детали и штрихи

Итак, поскольку музыка и музыканты в произведении Куприна явно находятся в центре, но там следует рассмотреть их поближе. Особенно же – фигуру юного пианиста Юрия. Согласно рассказу, Азагарову четырнадцать лет. Однако выглядит пианист моложе, так как однажды один из персонажей спросил его, не тринадцать ли ему, случайно, лет. Юрия – ученик реального училища, при этом Куприн намекает на относительную бедность музыканта, так как тому приходится носить «подержанные мундирчики». Обеспечивая себя, малыш вынужден подрабатывать по вечерам, тапируя. Соответственно, Куприн пишет:

Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…

Или:

– Где вы достали этого карапуза? – Это тапер, папа, – ответила тихо Татьяна Аркадьевна. – Правда, отлично играет? – Тапер? Такой маленький? Неужели? – удивлялся Руднев …

Музыка и вечерние подработки приводят мальчика в дом к Рудневым. К счастью и везению Юрия, в этот вечер у Рудневых гостил не кто иной, как великий композитор и пианист Рубинштейн.

Антону Григорьевичу очень понравилась игра юного музыканта. Заинтересовавшись маленьким и хрупким дарованием, Рубинштейн взял Азагарова учеником. Сказался ли природный талант, или же учеба у признанного мастера, кто знает, но Юрию была предначертана судьба известного композитора.

Внешность Азагарова

Несмотря на короткую форму рассказа, Куприн помещает в текст и описание внешности маленького тапера:

…копошилась в темном углу какая то маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык, окутывавший ее голову.  Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища…  Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся «гнездышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по детски серьезно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать двенадцать, и теперь эти огромные глаза приняли умоляющее выражение, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из за пюпитра… Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза…

Сам пианист тоже отмечает то, что «маленький». Однако при этом юность героя не мешает тому быть настоящим профессионалом.

Внутренний мир и качества Юрия

Профессионализм юноши не мешает одновременной застенчивости Юрия. При этом Азагаров, однако же, достаточно самолюбив, чтобы не признавать собственного таланта. Мешает мальчику, однозначно, бедность. Затронуть самолюбие Юрия было нетрудно. Впрочем, этот недостаток (если эту черту характера, конечно, вообще можно считать недостатком) сполна уравновешивался трудолюбием мальчика. В тексте, автор называет своего героя «реалистом в поношенном мундире». Но мальчик – привыкший к взрослому труду с ранних лет. Зарабатывая на проживание, мальчик тапировал вечерами, выучив разнообразный репертуар высокого качества. Это выгодно отличало Юрия от остальных тружеником таперского «моря».

Я уже привык к этому. Мне случалось играть по целым вечерам, почти не переставая Герой умеет играть не только польки и кадрили для танцев, но и серьезные произведения, как например, сонаты Бетховена, рапсодии Листа и т. д.

Если вам угодно, mademoiselle, – резко повернулся он к Лидии, – то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа…

Да, Юрий, безусловно, слишком молод, однако мастерски играет на клавишных. Куприн описывает ситуацию, когда зрители удивлялись тому, что возраст и профессионализм мальчика не совпадают.

В положительном ключе. Юрию удавалось переманить инструмент на свою сторону. Мальчик вынуждал пианино ходить ходуном от «мощных, смелых, полных звуков». Никто из гостей не сомневался, что игра на пианино – настоящее призвание и излюбленное дело этого юноши. Любовь к музыке сказывалась и на внешности Азагарова, ведь, когда мальчик дотрагивался до клавиш и погружался в игру, лицо героя изменялось и становилось, цитируя автора, «почти прекрасным».

И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими…

Изложение события «Тапера»: коротко, но емко

Зимний вечер в ожидании музыки

Куприн рисует морозный день, который явно предвещает праздник. Скоро часы пробью шестой час. Что это значит? Как же! Торжественный вечер, когда на елке, наконец, зажгут все красочные огоньки. Но какой же вечер без музыки? Что ж, для этих целей семейство Рудневых и пригласило тапера. Сильнее всех в этот день волновалась «двенадцатилетняя Тиночка», младшая дочка Аркадия и Ирины Рудневых. Но волнение это было, безусловно, положительно.

О сестринской любви и нелюбви

Тине, может быть, и хотелось играть со старшими сестрами, но те были не очень-то дружны. Например, Лидия – самая старшая – отличалась крайним высокомерием. Видимо, возня с малышом – Тиночкой – не слишком радовала гордую красавицу, а поэтому Лидия и не любила детей, относясь к ним «с холодным… презрением». Впрочем, Лидия – дама благовоспитанная, а значит и холодность девушки была вежлива. Конфликты в семье улаживала Татьяна, которую любили за этот ровный, нейтральный характер.

Кто такие Рудневы?

Пришло время описать и само семейство. Видно, раз Рудневы имели возможность приглашать на вечера музыкантов, значит, семья отличалась достатком и богатством. Это правда. Рудневы описаны гостеприимным и шумным семейством, пусть и несколько безалаберным. Обитали герои, конечно же, в Москве. Жизнь Рудневых – явно светская: постоянные визиты и гости, многочисленные родственники – издалека и отсюда, друзья, нахлебники, приживалы, слуги… Так что обители московского особняка точно не могли пожаловаться на скучную атмосферу. Наоборот, слишком уж оживленную жизнь вели наши герои!

Тапер Произведение Куприна

Ирину – хозяйку дома – видно издалека. Немудрено, ведь женщина – потомок богатого и знатного рода. Ирина Алексеевна, между тем, суету не любила. Большую часть времени героиня проводила в собственных, отведенных только ей, комнатах. Оттуда Ирину выманивали только особенно торжественные и официальные случаи. Однако героиня игнорировала не только общество, но и свою семью. Несмотря на нелюдимость, Ирина отличалась ревнивым и собственническим характером. Поводом для ревности у хозяйки дома хватало: Аркадий, хоть и был уже в летах, а все же популярностью у дам пользовался. Впрочем, барышни – не единственное увлечение главы семейства. Наряжать елку Аркадий любил, пожалуй, не меньше, чем засматриваться на красавиц.

Праздник в доме Рудневых

Итак, елки любили все представители семейства Рудневых (кроме, разве что, Ирины – но не факт). Но в этот раз что-то пошло не так. Слишком поздно занявшись вопросом музыки, Рудневы внезапно осознали, что лучшие оркестры уже расхватали. Татьяна – та самая покладистая и спокойная сестра – взялась решить эту проблему. Девушка отправила посыльного с заданием привести музыканта. Как только тот ступил за порог, тут же показались и первые визитеры. Пока гости приходили в праздничную кондицию, посыльный привел тапера. Но, о Боги! Неужели этот маленький, худенький и стеснительный мальчик умеет играть? Что ж, как бы ни было, это – единственный выход, чтобы спасти елку и вечер, ведь гости в желании танцевать уже заждались музыки.

Недетская музыка

Впрочем, от былой стеснительности не осталось и следа, как только мальчик-тапер дотронулся до фортепианных клавиш. Невероятно, но какой же прекрасной музыкой огласился вдруг дом Рудневых! Аркадия – главный ценитель музыки в доме – признал, что юноша – поистине профессионал своего дела. Однако столь юный возраст нашего героя немного смущал хозяина дома: тот волновался, что мальчик слишком переутомится. Так что, добродушный Аркадий просил Юрия – так звали малыша-тапера – играть с перерывами на отдых.

Учитель на балу

Но этот вечер, елка у Рудневых, доставила радость не только гостям и хозяевам суаре. Юрий тоже получил свою заслуженную награду. Дело в том, что в этот день Рудневы пригласили известного на всю Россию (если не на мир вообще) композитора и пианиста – Антона Рубинштейна. Искушенному музыкой человеку можно не объяснять, кто это такой! Как, наверное, Юрий обрадовался встрече со своим кумиром, с идолом музыкального мира. Но когда Азагаров – юный тапер – играл, то еще не знал, кто слушает эту игру в укромном уголке зала. Вдруг, Рубинштейн дал о себе знать, заказав Юрию сыграть «Рапсодию №2». Успешно справившись с заданием, Азагаров получил от Рубинштейна конверт, в который Антон Григорьевич вложил деньги – плата за усладу уха. Но это было еще не все. Игра мальчика так понравилась композитору, что тот взял Юрия в ученики. Куприн говорит, что и Азагарову суждено стать таким же великим композитором, как и его – теперь уже – учитель, так что читателю заранее раскрывается будущее нашего тапера.

Жизнь и искусство: почему и зачем?

Пожалуй, тема искусства – одна из самых популярных в литературе, хотя, конечно, уступает любви и смерти. Куприн всегда считался мастером раскрывать особенности этой темы, так как (и писатель сам это признавал) очень любил искусство. А музыку – даже слишком. Искусство – такой же социальный лифт, как происхождение или деньги. Так и «Тапер» раскрывает сюжет, когда бедный мальчик, лишь благодаря своему дару и усердию в труде, становится успешным и знаменитым.

Композиция рассказа и ее роль в раскрытии темы

Произведение писатель разделяет – пусть и условно – на два фрагмента: в первом читатель знакомится с семейством Рудневых, с домом героев, с пристрастием хозяев особняка к шумным вечеринкам и гостям. Есть ли здесь, в этой обители веселья и постоянного праздника, место настоящему, высокому искусству? Сама роль тапера и существование такой «профессии» говорит о том, что люди уходят от высоких и сложных материй, отказываются от трудного искусства в пользу легкой и низкой развлекательности. Но искусство многогранно. Однако, при всем его разнообразии, искусство всегда требует одного – старания и усердного труда. Но Рудневы меняют свое отношение к музыке – как виду искусства, когда в один прекрасный вечер в их дом не приходит странный и немного гордый мальчик. Юрий играет по смешному поводу – в особняке елка, торжество, легкая глупость. Но даже здесь оказывается место настоящему, истинному таланту.

Поэтому второй фрагмент так сильно отличается от первого – абсолютный контраст. Здесь уже нет места лоску и роскоши. Наоборот – рассказывается история бедного ученика реального училища, которому приходится совмещать учебу и работу. Обратная сторона красивого и яркого мира. Впрочем, тяжесть жизни – это колыбель гениальности. Поэтому гости и хозяева дома склоняется перед одаренностью малыша-тапера, не по годам мастерски исполняющего сложные музыкальные шедевры. Юрий играет все – легкие танцевальные пьески, красивые и возвышенные рапсодии… Как и многим гениям, Азагарову мешает возраст – кто же будет серьезно воспринимать ребенка? Да еще и такого застенчивого. Между тем, мальчик справился со своей стеснительностью, чтобы расправить крылья в полете фортепианной игры. Завораживающая и трогательная музыка в один момент наполняет весь дом. Кульминация – похвала от Рубинштейна, признанного мастера клавишных инструментов. После окончания вечера, попрощавшись с Рудневыми, Антон Григорьевич увозит юное дарование с собой.

Идея и скрытые смыслы произведения

Мир – это торжество несправедливости. Однако есть в этой вселенной и лучики света. Один такой луч – в существующей любви к искусству, в необходимости искусства людям, несмотря на его антиутилитарность. Куприн пишет именно о такой справедливости. О том, что любовь к деньгам – это правда, но любовь к искусству – еще большая правда. Впрочем, этот рассказ – также гимн трудолюбию, потому что не мог ведь Азагаров так мастерски сыграть, если бы перед этим не провел годы за инструментом.

Куприн спрятал и еще одно напутствие для читателя – намек на то, что не стоит пренебрегать случаем. У физика Леонарда Млодинова есть книга под названием «(Не)совершенная случайность». О чем говорится в этой книге? Да просто о том, что не бывает – как таковых – случайностей. Все, что происходит, – скорее подарок судьбы. Однако люди привыкли полагаться на свой разум и расчет больше, чем на веру. А случай – это не что иное, как вера. Куприн защищает случайность и веру, а также их значение в жизни человека. Азагаров – это самородок, бриллиант, которому еще предстоит огранка. Ограняет же драгоценности мастер, учитель. Что ж, герою этого рассказа с учителем точно повезло.

Музыка в жизни и творчестве Куприна

«Звериное обоняние», «жадное зрение», «редкостный дар слышать и воспроизводить человеческие голос во всех его многообразных тональностях»… Что это за слова, спросите вы? Это отзывы, которые давали коллеги и друзья о Куприне: первый принадлежит Бунину, второй и третий – Чуковскому. Куприн – человек чувственный и чувствующий, конечно, невероятно ценил музыку. Поэтому музыка занимает в произведениях писателя столь почетное место.

При этом, «Тапер» – далеко не единственный текст русского автора, в котором в центре находится музыка. На самом деле, первое, что приходит на ум, – это, конечно, «Гранатовый браслет». И хотя здесь Куприн пишет о несчастной любви, фоном для драматической романтики служит бетховенская «Аппассионата». Писатель подходит к вопросу введения музыки в свои тексты очень специфически. Например, читатель не найдет в рассказах Куприна описаний музыки или произведений. Максимум – названия. Но главную роль здесь играют впечатления, которые мастерски передает автор. Искусство передается от писателя к читателя посредством воображения персонажей.

Тапер Произведение Куприна

У Куприна даже имеется специальная «звуковая лексика». Писателю удается – в прямом смысле – описать словами звучание музыки. С помощью ассоциаций, метафор и аллюзий. Что же входит в эту самую «звуковую лексику»? Это, например, такие слова, которые передают качество и особенности звука, ведь тот может быть «тихим» и «громким», «звонким» и «гулким», «однотонным» и «вибрирующим», а еще – «оглушительным», «раскатистым», «певучим» и т. д. Таким образом, автор словно воплощает в словах акустические эффекты, одновременно награждая музыкальные звуки чертами характера людей. Разумеется, Куприн вовсе не задается самоцелью изобразить музыку или звуки, однако эта разновидность искусства становится неотъемлемым компонентом передачи атмосферы произведений, а также настроения рассказов писателя. Важно не только изобразить музыку, звучащую вовне, но и вплести звуки в ритм внутреннего мира персонажей.

К слову, характер и настроения героев произведений Куприна тоже часто описываются – прямо или намеками – в музыкальных терминах. Например, можно вспомнить о миноре и мажоре, а также о тонах фраз, сочинений и фрагментов произведений музыки: ажитато (что значит «взволнованно»), виваче («живо»), пезанте («тяжело»), ламентозо («жалобно»), дольче («нежно») и т. д.

«Музыкальный» Куприн

Литературоведы порой считают, что музыка – это и вовсе отдельное действующее лицо. В особенности же, когда мы говорим о «Тапере». Но в этом список можно добавить также «Страшную минуту», «Оленю», «Впотьмах», Поединок», «Юнкеров» и других тексты русского писателя. Здесь, в рассказе, который мы анализируем здесь, на первый план выходит очаровательная и немного тревожная «Венгерская рапсодия №2» Ференца Листа. Именно это произведение просит сыграть юного тапера всемирноизвестный композитор Антон Рубинштейн. Вот, как Куприн описывает этот волнительный момент:

Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки…

Куприн – матер описания различных тонкостей из мира музыки. Например, писателя привлекают звуки окружающей среды. И речь не только о природе, но и разнообразных шумах, которые исходят от цивилизации. Также Куприна интересует человеческий голос. Автор проводит сравнение голосов людей и животных, а порой – находит в них похожие черты (человек может «заржать», «замычать», «лаять», «рявкать» и прочее). Читатель, знакомый с творчеством Куприна, явно замечал, как писатель любит использовать музыкальные термины («нота», «октава», «тенор», «альт», «фистула» и т. д.). Голова людей сравниваются русским автором со звучанием разных музыкальных инструментов (чаще всего – органа или контрабаса).

Тапер, Произведение Куприна

Чтобы создать максимально богатую атмосферу, писатель обращается к ассоциативным рядам. Главное – создать правильную ассоциацию, вызвать верное, нужное впечатление. Мы уже говорили, что эти нужные и верные образы, прежде всего, возникают в воображении персонажей. Именно так Куприн заставляет литературную музыку зазвучать в голове читателя. Слуховые образы переплетаются с образами визуальными. В некоторых текстах писатель изображает вечер и описывает соответствующую – меланхоличную, грустную музыку. В «Тапере» автор, наоборот, пишет, что балы предполагают веселую и непринужденную атмосферу, а поэтому на такие мероприятия приглашали таперов – музыкантов, которым не удалось достичь высот в музыке. Поэтому вторая часть рассказа и выглядит такой странной, контрастной, потому что не место на веселом балу тревожной музыке Листа.

“Тапер” краткое содержание

Семья Рудневых в доме суетилась перед рождественским праздником. Однако сильнее других переживала двенадцати летняя Тина Руднева. Девочка беспокоилась из-за того что еще не прибыл тапер. В Москве считается дом Рудневых из самых веселых и хлебосольных мест. Этот дом часто наполнен подростками, а чаще это случается в праздничные дни.  Ирина Руднева редко появлялся на глаза гостям, так как у этой женщины только одни мысли о прошлом. А вот глава семьи муж Ирины по имени Аркадий Николаевич – противоположность жене. Аркадий получает удовольствие когда, прибывает в кругу гостей и праздники старается делать яркими, веселыми и пышными. Мужчина живет бестолковой жизнью, часто то закладывает имущество, то прикладывает. Деньги для Аркадия бумажки, часто балует собственных детей. Также мужчина любит делать для детей рождественскую елку. Каждый год Николаевич заказывает на праздник Рождества популярный оркестр Рябова.

Однако в этом году произошла неприятная ситуация, приглашение отправлено позднее чем в прошлые разы. Оказалось что дети проведут этот праздник без оркестра праздничное музыки. Аркадий сразу решил заказать подходящего тапера. Сестра Тины по имени Татьяна Аркадьевна находит выход. Татьяна дает горничной адрес одного тапера и посылает Дуняшу за ним. Вскоре в дом Рудневых начали сходиться приглашенные гости. Сестры переживали по поводу тапера, но вскоре возвращается горничная Дуняша с мальчиком, которому четырнадцать лет. Дуняша сказала что этот тапер – юный музыкант. Мальчик сообщил что владеет музыкальным опытом.

Сестры стали рассматривать мальчика с недоверием. Лидия с ухмылкой начали расспрашивать юного музыканта, как музыку умеет играть. Музыкант обидчиво попросил показать как умеет исполнять “Венгерскую рапсодию”. С первых нот становиться ясно, что этот мальчик талантлив. После окончания музыкального произведения раздаются восторженные аплодисменты. Потом подошел к юному музыканту Аркадий, что бы познакомиться с таким молодым талантом. Мальчика зовут Юрий Азагаров. Аркадий попросил Юру воспроизвести громкий марш. Начав играть эту мелодию, дети сразу спустились под музыку  в столовую. Потом мальчик начала исполнять популярную польку. В это время музыкант заметил что в зал пришел один новый гость по имени Антон Григорьевич. Взрослые к этому человеку обращались с уважением. Праздник в разгаре и гости довольны.

Юра играл музыку одну за другой, мальчик исполнял вальс, польку, кадриль и многообразных другой музыки. Однако когда Юра исполнял музыку, перед глазами стоял образ загадочного гостя. Тут Юра увидел что при разговоре Аркадий с Антоном смотрели на мальчика. Внезапно ость подошел к Юре и попросил сыграть “Венгерскую рапсодию”. Мальчик начал играть эту мелодию с проживанием и неуверенностью, но с каждой нотой ощущал как наполняется вдохновением. Мальчик перестал замечать других и отдался музыке. 

Антон Григорьевич с интересом наблюдал  за тем как играл Юра, однако мужчина решил не быть до конца праздника, позвал к себе юного музыканта передает мальчику деньги и таинственно сказал, что гость ждет мальчика на улице. Мальчик в недоумении что происходит и что хочет этот загадочный человек. Юра продолжал играть до конца вечера. Потом Руднев объясняет кто такой этот загадочный гость, оказалось этот таинственный незнакомец знаменитый композитор Рубинштейн, которого заинтересовал юный музыкант. Судьба Юры  меняется благодаря этой случайной встрече. Мальчик обретает опытного учителя и становится впоследствии популярным в России композитором.

Думаю этому мальчику повезло встретиться с таким знаменитым композитором и произвести на Антона впечатление. В конце рассказа говорится, что Юрий не говорил ни одному человеку о личном  разговоре с Рубинштейном, так как эти слова стали для Юры важны и помогли найти путь в жизни.

Краткое содержание «Тапёр»

Краткое содержание «Тапёр»

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 2255.

Обновлено 17 Апреля, 2022

О произведении

Рассказ «Тапер» Куприна был написан и опубликован в 1900 году в газете «Одесские новости». По утверждению автора, описанная им история была основана на реальных событиях. Тема искусства, которую он в полной мере раскрыл в своем рассказе, – одна из любимых в творчестве Куприна.

Для лучшей подготовки к уроку литературы и для читательского дневника рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Тапер».

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События рассказа происходят во второй половине XIX века в России, в Москве.

Главные герои

  • Аркадий Николаевич Руднев – гостеприимный, веселый мужчина, азартный игрок.
  • Тиночка Руднева – подвижная, эмоциональная, добрая девочка.
  • Юрий Азагаров – юный тапер, скромный, бедный мальчик, талантливый музыкант.
  • Антон Григорьевич Рубинштейн – знаменитый композитор, пианист и педагог.

Другие персонажи

  • Ирина Алексеевна – супруга Руднева, замкнутая и высокомерная дама.
  • Лидия – старшая дочь Рудневых, красивая и надменная девушка.
  • Татьяна – средняя дочь Рудневых, рассудительная и спокойная.

Краткое содержание

«Двенадцатилетняя Тиночка Руднева» чрезвычайно взволнована: «ведь скоро шесть часов, через час» будут зажигать елку, а в доме никто не побеспокоился о том, чтобы пригласить тапера.

Она обращается за помощью к старшей сестре Лидии, но та относится к младшим детям «с холодным и вежливым презрением», и игнорирует взволнованную Тиночку.

Рудневы принадлежат «к одной из самых безалаберных, гостеприимных и шумных московских семей». В их большом доме постоянно гостили близкие и дальние родственники, ежедневно жаловали с визитами друзья младших Рудневых, и в особняке всегда царила особая, оживленная атмосфера.

Хозяйка дома – Ирина Алексеевна – принадлежала к знатному и богатому роду. Она редко выходила из собственных комнат, «кроме особенно торжественных, официальных случаев», и игнорировала общество детей и супруга. Впрочем, это не мешало ей ревновать своего мужа, Аркадия Николаевича, который, несмотря на преклонный возраст, все еще пользовался славой «дамского угодника, поклонника и покорителя».

Глава семейства всегда с большим удовольствием занимался приготовлениями к елке. Он неизменно приглашал к себе оркестр Рябова, но в этот раз «с музыкой произошел целый ряд роковых недоразумений». Рудневы поздно спохватились с приглашением оркестра, и на праздники они оказались без музыки.

Уладить дело берется Татьяна, которую все любили «за ее ровный характер». Едва она успела отдать нужные поручения, как дом огласился «говором, смехом, топотом ног и звонкими поцелуями» – пришли первые гости.

Тем временем в дом приводят тапера – худенького, застенчивого, бедного мальчика лет двенадцати с тонкими чертами лица и умными серыми глазами. Сестры Рудневы озадачены таким поворотом событий, но выбора у них нет: дом полон гостей, и все ожидают музыки и танцев.

Едва сев за роскошное фортепиано, мальчик принялся уверенно извлекать из него «мощные, смелые, полные звуки». Аркадий Николаевич, большой знаток музыки, удивлен столь мастерским исполнением. Он узнает, что юного тапера зовут Юрий Азагаров, и просит его не слишком утомляться и делать перерывы в своей игре.

Во время игры Юра замечает появление нового важного гостя, который неожиданно просит сыграть ему «рапсодию № 2». После Аркадий Николаевич передает мальчику конверт с деньгами и сообщает, что ему выпал удивительный подарок: его игра заинтересовала великого композитора Антона Григорьевича Рубинштейна. Так бедный, но невероятно талантливый мальчик приобрел прекрасного учителя и со временем стал известным композитором.

И что в итоге?

Юрий Азагаров — становится учеником Рубинштейна, а позже — известным композитором.

Антон Григорьевич Рубинштейн — замечает талант юного Юрия и становится его учителем.

Заключение

Заключение

Куприн уверен, что судьба талантливого человека только тогда сложится хорошо, когда на помощь его трудоспособности и прилежанию придет счастливый случай, который в мире искусства имеет большое значение.

После прочтения краткого пересказа «Тапера» рекомендуем ознакомиться с полной версией рассказа Куприна.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Лена Ширай

    8/10

  • Лягушечка Хто-Я

    10/10

  • Наталья Ровнягина

    9/10

  • Николай Соломахин

    9/10

  • Полина Дьяченко

    8/10

  • Александра Куценко

    10/10

  • Денис Старосто

    7/10

  • Тимур Макаревич

    7/10

  • Карина Сеньковец

    8/10

  • Таня Елезарова

    6/10

Рейтинг пересказа

3.9

Средняя оценка: 3.9

Всего получено оценок: 2255.


А какую оценку поставите вы?

Характеристика Юрия Азагарова в рассказе «Тапер» Куприна: образ, описание в цитатах

harakteristika-taper-jurij-azagarov-kuprin-obraz-opisanie
«Мальчик в полосатом
свитере».
Художник Амедео
Модильяни

Юный тапер Юрий Азагаров является главным героем рассказа «Тапер» Александра Куприна.

В этой статье представлена цитатная характеристика тапера Юрия Азагарова в рассказе «Тапер» Куприна: образ, описание персонажа в цитатах.

Смотрите: 

Все материалы по творчеству Куприна

Характеристика тапера Юрия Азагарова в рассказе «Тапер» Куприна: образ, описание в цитатах

Возраст Юрия Азагарова — 14 лет:

«– …Вам ведь лет тринадцать, должно быть? 

– Четырнадцать‑с.»

Юрий Азагаров учится в реальном училище (среднем учебном заведении):

«…в подержанном мундирчике реального училища.»

В свободное время Юрий подрабатывает тапером (пианистом) на вечерах и свадьбах, чтобы заработать себе на жизнь:

«Божится, что играл на вечерах и на свадьбах, а я почему могу знать…» 

«– Где вы достали этого карапуза? 

– Это тапер, папа, – ответила тихо Татьяна Аркадьевна. – Правда, отлично играет? 

– Тапер? Такой маленький? Неужели? – удивлялся Руднев.»

О внешности тапера Юрия известно следующее:

«…копошилась в темном углу какая‑то маленькая фигурка, разматывавшая желтый башлык*, окутывавший ее голову.» (*башлык — теплый головной убор) 

«Между тем маленькая фигурка, освободившись от своего башлыка и пальто, оказалась бледным, очень худощавым мальчиком в подержанном мундирчике реального училища.» 

«Лицо у него было некрасивое, но выразительное и с очень тонкими чертами; несколько наивный вид ему придавали вихры темных волос, завивающихся «гнездышками» по обеим сторонам высокого лба, но большие серые глаза – слишком большие для такого худенького детского лица – смотрели умно, твердо и не по‑детски серьезно. По первому впечатлению мальчику можно было дать лет одиннадцать‑двенадцать.» 

«Вам, может быть, оттого кажется, что я такой маленький…» (Юрий о себе) 

«…и теперь эти огромные глаза приняли умоляющее выражение.» 

«…как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из‑за пюпитра…» 

«Юрий недоумевал, раскрывая все больше и больше свои огромные глаза.»

Юрий является застенчивым, бедным и самолюбивым мальчиком:

«…сразу определила про себя, что этот мальчик застенчив, беден и самолюбив.» 

«Чуткая Таня поняла, как больно затронула Лидия самолюбие мальчика…» 

«Реалист в поношенном мундире…» (указывает на бедность мальчика)

Юрий Азагаров — трудолюбивый юноша. Он привык играть для публики по целым вечерам:

«О нет, не беспокойтесь… Я уже привык к этому. Мне случалось играть по целым вечерам, почти не переставая…»

Герой умеет играть не только польки и кадрили для танцев, но и серьезные произведения, как например, сонаты Бетховена, рапсодии Листа и т.д.:

«Если вам угодно, mademoiselle, – резко повернулся он к Лидии, – то, кроме полек и кадрилей, я играю еще все сонаты Бетховена, вальсы Шопена и рапсодии Листа.»

Несмотря на свою детскую внешность, Юрий играет на фортепиано мощно и смело:

«Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из‑за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки.»

Очевидно, игра на фортепиано является любимым занятием героя. Когда он играет на фортепиано, его некрасивое лицо преображается и становится «почти прекрасным»:

«И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза еще больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими.»

Однажды Юрий работает тапером на вечере в доме Рудневых. Здесь его талант замечает знаменитый композитор Антон Григорьевич Рубинштейн:

«Голубчик, да ведь это Рубинштейн. Понимаете ли, Антон Григорьевич Рубинштейн! И я вас, дорогой мой, от души поздравляю и радуюсь, что у меня на елке вам совсем случайно выпал такой подарок. Он заинтересован вашей игрой…»

Так волею случая бедный мальчик попадает в ученики к великому Антону Рубинштейну. Впоследствии Юрий Азагаров становится известным талантливым композитором:

«Реалист в поношенном мундире давно уже известен теперь всей России как один из талантливейших композиторов…» 

«Но никогда и никому Азагаров не передавал тех священных слов, которые ему говорил, едучи с ним в санях, в эту морозную рождественскую ночь, его великий учитель.»

Такова цитатная характеристика тапера Юрия Азагарова в рассказе «Тапер» Александра Куприна: образ, описание героя в цитатах.

Анализ рассказа «Тапёр» Александра Куприна

Информация о произведении

Антон Григорьевич Рубинштейн

Жанр «Тапёра» Куприна — рассказ, и в примечании автор указал, что основан он на реальных событиях. Достоверности добавляет настоящая историческая личность, Антон Григорьевич Рубинштейн. Но вот главный герой произведения, тапёр, ставший знаменитым, всё же выдуман автором, хотя впечатлённые рассказом читатели часто пытаются найти биографию композитора по фамилии Азагаров или Агазаров.

Тем не менее написанный в 1900 году рассказ имел известный успех, он сразу же был опубликован в газете «Одесские новости» и получил положительные отзывы критиков. И более века спустя произведение остаётся актуальным. Его изучают в школе, в 5−6 классах, проходят по нему выборочные тесты, выписывают цитаты в читательский дневник, приводят выдержки в качестве аргументов в сочинениях.

Каждому образованному человеку будет полезно хотя бы в сокращении прочитать этот рассказ.

Главные герои

«Тапёр» Куприна повествует об удивительно одарённом пианисте Юрии Азагарове в возрасте всего 14 лет. Он и является главным персонажем рассказа. Помимо него, читатель знакомится со следующими героями:

Главные герои «Тапёр» Куприна

  • Антон Григорьевич Рубинштейн — знаменитый композитор, дирижёр и музыкальный педагог.
  • Ирина Алексеевна Руднева — урождённая княжна Ознобишина, хозяйка дома, в котором проводится новогодний праздник.
  • Аркадий Николаевич Руднев — её муж, которому в тексте даётся характеристика дамского угодника, игрока, гурмана, щедрого покровителя балетного искусства и любителя шумного общества.
  • Лидия Аркадьевна, Татьяна Аркадьевна, Тина и Катя Рудневы — дочери Ирины и Аркадия. Старшая Лидия характеризовалась автором как строгая и высокомерная особа. Татьяна, напротив, была отзывчивой. Младшие девочки мечтают поставить на место гордую старшую сестру, поэтому обрадовались триумфу тапёра.
  • Аркаша и Митя — сыновья Рудневых.
  • Дуняша — горничная, приведшая в дом тапёра.

Краткое содержание

Автор знакомит читателя с семьёй Рудневых, ожидающих гостей на ёлку. Особое описание даётся хозяйке. Женщина происходит из старинного княжеского рода, поэтому имеет несколько экстравагантные привычки. Например, считает общество собственных детей и мужа не вполне достойными её, поэтому всё время проводит в своей комнате, а выходит оттуда только в торжественных случаях, чтобы общаться с потомками древних родов. Тем не менее это не мешает ей ревновать своего супруга.

Обычно семья на праздник по случаю ёлки приглашала оркестр, но в этот раз они опоздали с этим и не осталось ничего другого, как пригласить тапёра, как называли музыкантов, работающих по найму в ресторанах и на домашних торжествах. За ним послали горничную Дуняшу, которая привела худого, некрасивого и маленького мальчика Юрия Азагарова.

Семья Рудневых

Внешность музыканта и его возраст вызвали недоверие домочадцев, Лидия откровенно посмеялась над ним, и только Татьяна заступилась. Это было обидно тапёру. Юрий попросил позволить ему показать свои таланты, его игра привела в восторг хозяина дома. Пока мальчик занимался делом, в гости пришёл важный господин. Он выслушал игру, после чего Руднев дал тапёру конверт с деньгами и сказал, что его талантом заинтересовался гость, оказавшийся знаменитым пианистом Рубинштейном.

Рассказ заканчивается тем, что Юрий Азагаров сам стал талантливейшим композитором.

Поднимаемые проблемы

В небольшом рассказе поднимается множество проблем. Особенно выделяются несколько из них:

Роль учителя в жизни подрастающего поколения

  • Случай в судьбе человека. Талант мальчика на первых порах никак не может помочь ему выбраться из нищеты, музыкант вынужден работать в богатых домах, хозяева и гости которых не могут по-настоящему оценить его. Такой образ жизни ставит под угрозу развитие способностей, а недостаток средств может привести к их потере, и это ещё больше угнетает тапёра, осознающего высокий уровень своей игры. Только счастливым случаем можно объяснить то, что скучающий композитор, имевший много талантливых учеников, услышал музыку мальчика и разглядел его способности.
  • Роль учителя в жизни подрастающего поколения. Юрий Азагаров был талантлив, по всей видимости, от рождения. Но без учителя он вряд ли смог бы достаточно развить свои способности и стать знаменитым. Судя по последнему абзацу рассказа, он и сам понимал это, поскольку считал разговор с мастером священным и никому не доверил сказанные ему слова.
  • Истинное искусство и ремесло. В «Тапёре» Куприн раскрыл отличие одного понятия от другого. Для автора оно заключалось в одухотворённости. Вдохновлённость, воодушевлённость и артистичность игры талантливого музыканта была так далека от манер бесчувственно играющего исполнителя, что не могла оставить равнодушным никого. Именно вкладывание души в творчество помогло маленькому и скромному человеку обратить на себя внимание сильных мира сего.

Нравственные уроки

В рассказе Куприна «Тапёр» просматривается вполне определённая идея. Дети могут обратить внимание, что уже к 11−12 годам можно достичь чего-то такого, чем можно гордиться, как Юрий, который в своём молодом возрасте был уже умелым музыкантом и мог сам зарабатывать на жизнь.

Нравственные уроки В рассказе Куприна «Тапёр»

Кроме того, из сюжета становится ясно, что именно внутренняя сторона человека отражает его нравственность. Высокомерие, гордыня, презрение к людям, попытки их унизить и осмеять никого не красят. Лидия Аркадьевна посмеялась над мальчиком и оказалась неправа. Татьяна же оказалась мягче и добрее и не обманулась в своих ожиданиях.

Мораль рассказа заключается в том, что никогда нельзя терять надежды на лучшее, а нужно продолжать верить в удачу, и тогда судьба обязательно улыбнётся, а мечта станет реальностью. Автор писал об одарённых людях в тяжёлых условиях, но выводы из его произведения справедливы для каждого человека, вне зависимости от его принадлежности к творчеству.

Отзывы читателей

Добрый рассказ Куприна пришёлся по вкусу многим читателям. С ним можно расслабиться, получить приятные эмоции и поверить в чудо.

В книге про мальчика-тапёра чудесно всё. История, подтверждающая, что ничего в жизни не бывает случайным, главный герой, к которому проникаешься симпатией, и, конечно, праздничная атмосфера.

Без пересказа событий можно только сказать, что это очень доброе и тёплое произведение, похожее на сказку и вселяющее надежду на лучшее во всех нас.

Я очень люблю перелистывать страницы до боли знакомого рассказа «Тапёр». Для меня он имеет особенное значение. Благодаря ему, я, наконец, осознала, как важно подходить с любовью к своему делу, и что только так можно добиться чего-то стоящего в жизни.

Светлана

Рассказ «Тапёр», вышедший из-под пера известного русского писателя Александра Куприна, пропитан чувствами. В нём нет вычурных слов, всё так знакомо, просто, но каким-то волшебным образом ощущаются настроения всех действующих лиц. Доброе и живое произведение побуждает прочесть и другие книги автора.

Кстати, нашёл один интересный факт для себя, связанный с этой книгой. Оказывается, есть вполне себе реальный современный композитор, фамилия которого созвучна тому, как называли музыкантов во второй половине XIX и начале XX века. Его имя Роберт Теппер, почти как тапёр, и он пишет действительно красивую музыку.

Максим

  • Кто такой счастливый человек сочинение
  • Кто такой стремянный в рассказе дубровский
  • Кто такой степан из муму рассказа
  • Кто такой стародум в рассказе недоросль
  • Кто такой станционный смотритель в рассказе пушкина станционный смотритель