Кто такой урядник в рассказе чехова мальчики

1.Мотивация к коррекционной
деятельности.

-Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок
литературного чтения. Меня зовут Дарья Олеговна.

 2.Актуализация знаний и пробное учебное 
действие.

Чем сказка отличается от рассказа?

skazka_i_rasskaz

Сказка и рассказ — две ключевые формы
повествовательной прозы. Они пишутся по особым законам. Чем же отличается
сказка от рассказа?

Нет на свете человека, который бы не знал, что такое
сказка.

Кто может сказать, что такое сказка?

Когда-то сказка приходит в дом каждого, и остаётся в
нём навсегда.

Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка –
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказка – это увлекательная, интересная история,
зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного
рассказа?

3. Локализация индивидуальных
затруднений.

Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых
событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не
распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.

Конечно, сказка в этом плане – сплошная выдумка. Но
всё-таки сказка – это отличный познавательный и воспитательный материал. В
сказках присутствует своя правда. Сказки воспитывают в ребёнке первые,
правильные основы. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы
жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых
людей всё складывалось бы хорошо.

Сказки дают нам представление об обычных, но важных
представлениях: о правде и кривде, о любви и ненависти, о добре и зле, о
великодушии и мелочности, о согласии и вражде, о бедности и богатстве.

Сказки учат ненавязчиво, без нотаций, как бы между
прочим.

…Всем нам хочется, чтобы наша жизнь была счастливой,
доброй сказкой. Любите сказки, читайте сказки, глядишь – и наша жизнь будет
больше похожа на хорошую сказку со счастливым концом.

4.Построение проекта выхода из затруднений.

Ребята, вы изучили рассказ А.П.Чехова «Мальчики».
Давайте вспомним кто такой Антон Павлович Чехов?

Правильно ребята, молодцы!

Какие герои являются  главными действующими лицами?

Ребята, а кто был главными героями этого рассказа?

Физкультминутка

5.Реализация построенного проекта.

Чем похожи Володя и Чечевицын?

А в чем отличия мальчиков?

Ребята, давайте попробуем описать Володю?

Опишите Чечевицына?

Ребята, а какие были ребята по характеру?

А что вы можете сказать о семье Королевых?

Как они встретили мальчиков?

Приведите примеры из текста в учебнике.

Какими были мальчики по вашему мнению?

В каких поступках, действиях раскрывались характеры
мальчиков?

Почему герои решались на побег?

6.Обобщение во внешней речи

Вложение №1

Сейчас мы будем отвечать вместе на вопросы.
Посмотрите на слайд.

1) Укажите имя одного из
главных героев.

Варианты ответов, укажите верный.

Правильно! Чечевицын . Следующий вопрос.

2)Накануне
какого праздника происходят

события
рассказа?

Правильно!

3) Что такое розвальни?

Я вам подскажу, на них мы ездим зимой.

4. Что такое
пампасы?

5.Куда хотели сбежать мальчики?

6. Что в
Калифорнии пьют вместо чая?

7. Что, по мнению Маши, нужно
кушать в

пост?

8. Что  мальчики планировали делать во время
путешествия?

9.  Кто такой урядник?

10.
Почему герои решились на побег?

7.Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.

Тест.

Вложение №2

8.Включение в систему знаний и
повторений.

Ребята, для того чтобы путешествовать не обязательно
решаться на такие глобальные поступки как Володя и Чечевицын, а можно просто
увидеть всю красоту которая окружает нас.

Посмотрим видео о красоте нашей страны.

9.Рефлексия

 Ребята, как вы думаете как автор относиться к
мальчикам?

На какого героя вы хотели бы быть похожи?

Чему учит нас автор произведения?

Какие бы качества характера вы бы хотели приобрести
исходя из рассказа Чехова «Мальчики»?

Ребята, какой мы можем сделать вывод?

Д/з Выписать неизвестные термины в тетрадь.

Приветствуют и садятся

Предположения детей.

Володя, Чечевицын,
отец, мать, тётка,  Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник.

Володя и Чечевицын

Они были схожи по желанию и стремлению к мечте

Они отличались внешностью

Пухлый, светлый.

Смуглый, худой, покрыт веснушками.

Володя был добрый и признавал свою вину.

Чечевицын был жесток и усердно стремился к своей
мечте.

Добрая, гостеприимная семья,

очень тепло отнеслась к гостю и были рады видеть
возвращения Володи.

В

Б

а) широкие
сани;                 

а) южноамериканские степи;

б) в Америку;     

в) джин.

б) горох и чечевицу

б) поступить в морские разбойники;                 

в) жениться на красавицах.

в) полицейский чин

а) потому что хотели быть храбрыми и необычными;

1.Мотивация к коррекционной деятельности.

-Здравствуйте, ребята, сегодня я у вас проведу урок литературного чтения. Меня зовут Дарья Олеговна.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Чем сказка отличается от рассказа?

Сказка и рассказ — две ключевые формы повествовательной прозы. Они пишутся по особым законам. Чем же отличается сказка от рассказа?

Нет на свете человека, который бы не знал, что такое сказка.

Кто может сказать, что такое сказка?

Когда-то сказка приходит в дом каждого, и остаётся в нём навсегда.

Сказка – выдумка, чародейство, волшебство. «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Сказка – это увлекательная, интересная история, зачастую со счастливым концом. Чем же отличается сказка от обыкновенного рассказа?

3. Локализация индивидуальных затруднений.

Рассказ, как правило, — это цепочка правдивых событий, последовательное изложение какого-либо материала. В рассказах не распускаются зимой подснежники, а Мухи-Цокотухи не покупают самоваров.

Конечно, сказка в этом плане – сплошная выдумка. Но всё-таки сказка – это отличный познавательный и воспитательный материал. В сказках присутствует своя правда. Сказки воспитывают в ребёнке первые, правильные основы. В сказках нередко говорится о том, как люди хотели бы жить. Чтобы добро всегда побеждало зло, а у смелых, отважных, трудолюбивых людей всё складывалось бы хорошо.

Сказки дают нам представление об обычных, но важных представлениях: о правде и кривде, о любви и ненависти, о добре и зле, о великодушии и мелочности, о согласии и вражде, о бедности и богатстве.

Сказки учат ненавязчиво, без нотаций, как бы между прочим.

…Всем нам хочется, чтобы наша жизнь была счастливой, доброй сказкой. Любите сказки, читайте сказки, глядишь – и наша жизнь будет больше похожа на хорошую сказку со счастливым концом.

4.Построение проекта выхода из затруднений.

Ребята, вы изучили рассказ А.П.Чехова «Мальчики». Давайте вспомним кто такой Антон Павлович Чехов?

Правильно ребята, молодцы!

Какие герои являются главными действующими лицами?

Ребята, а кто был главными героями этого рассказа?

Физкультминутка

5.Реализация построенного проекта.

Чем похожи Володя и Чечевицын?

А в чем отличия мальчиков?

Ребята, давайте попробуем описать Володю?

Опишите Чечевицына?

Ребята, а какие были ребята по характеру?

А что вы можете сказать о семье Королевых?

Как они встретили мальчиков?

Приведите примеры из текста в учебнике.

Какими были мальчики по вашему мнению?

В каких поступках, действиях раскрывались характеры мальчиков?

Почему герои решались на побег?

6.Обобщение во внешней речи

Вложение №1

Сейчас мы будем отвечать вместе на вопросы. Посмотрите на слайд.

1) Укажите имя одного из главных героев.

Варианты ответов, укажите верный.

Правильно! Чечевицын . Следующий вопрос.

2)Накануне какого праздника происходят

события рассказа?

Правильно!

3) Что такое розвальни?

Я вам подскажу, на них мы ездим зимой.

4. Что такое пампасы?

5.Куда хотели сбежать мальчики?

6. Что в Калифорнии пьют вместо чая?

7. Что, по мнению Маши, нужно кушать в

пост?

8. Что мальчики планировали делать во время путешествия?

9. Кто такой урядник?

10. Почему герои решились на побег?

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Тест.

Вложение №2

8.Включение в систему знаний и повторений.

Ребята, для того чтобы путешествовать не обязательно решаться на такие глобальные поступки как Володя и Чечевицын, а можно просто увидеть всю красоту которая окружает нас.

Посмотрим видео о красоте нашей страны.

9.Рефлексия

Ребята, как вы думаете как автор относиться к мальчикам?

На какого героя вы хотели бы быть похожи?

Чему учит нас автор произведения?

Какие бы качества характера вы бы хотели приобрести исходя из рассказа Чехова «Мальчики»?

Ребята, какой мы можем сделать вывод?

Д/з Выписать неизвестные термины в тетрадь.

Приветствуют и садятся

Предположения детей.

Володя, Чечевицын, отец, мать, тётка, Катя, Соня, Маша – сёстры, урядник.

Володя и Чечевицын

Они были схожи по желанию и стремлению к мечте

Они отличались внешностью

Пухлый, светлый.

Смуглый, худой, покрыт веснушками.

Володя был добрый и признавал свою вину.

Чечевицын был жесток и усердно стремился к своей мечте.

Добрая, гостеприимная семья,

очень тепло отнеслась к гостю и были рады видеть возвращения Володи.

В

Б

а) широкие сани;

а) южноамериканские степи;

б) в Америку;

в) джин.

б) горох и чечевицу

б) поступить в морские разбойники;

в) жениться на красавицах.

в) полицейский чин

а) потому что хотели быть храбрыми и необычными;

Содержание

  1. Володя Королев
  2. Чечевицын
  3. Сестры Володи Королева
  4. Родители Володи

Главные герои юмористического рассказа Чехова «Мальчики» — это Володя Королев и его товарищ Чечевицын. Второстепенные герои — родители и сестры Володи. В небольшом произведении автору удалось передать характеры всех персонажей очень красочно и емко.

Володя Королев

Учится в четвертом классе лицея. О его внешнем виде сказано: «пухл и бел». По характеру Володя Королев «всегда веселый и разговорчивый». Скорее всего, он легко находит друзей.

Володя — единственный сын в многодетной семье, поэтому вырос изнеженным и слабохарактерным мальчиком. Он легко поддается чужому влиянию. Это заметно по его поведению. В своих делах и поступках переменчив, легко отступает назад. Согласившись на побег в Америку, вдруг стал тревожным и неразговорчивым («…на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой…»). Вероятно, жалел о своем согласии, но не мог решиться сообщить об этом авторитетному другу. Товарищ называет его «трусом».

Несмотря на то, что Володя планирует сбежать от своей семьи, он очень привязан к родителям, особенно к матери. Накануне побега он молится о ней перед иконами: «Господи, сохрани мою бедную, несчастную маму!», плачет, понимая, как мама будет переживать.

Володя оказывается совершенно не готов к побегу. Он так сильно переживает, что после того, как его вернули домой, заболевает: «…лежал, и ему к голове прикладывали полотенце, смоченное в уксусе». Но скорее всего он даже рад тому, что их план рухнул.

Чечевицын

Младший товарищ Володи Королева. Внешне он очень отличается от своего друга. Он «худ, смугл, покрыт веснушками», «…волосы…щетинистые, глаза узенькие, губы толстые…». Автор прямо говорит, что он «некрасив» и похож не на гимназиста, а на «кухаркина сына».

Несмотря на отталкивающую внешность, Чечевицын имеет решительный характер. Это притягивает к окружающих людей. Для маленьких девочек он был «…необыкновенным, замечательным…», «…это был герой, решительный, неустрашимый человек». В нем прослеживаются лидерские качества. Чтобы подчеркнуть его недетский характер, автор называет его исключительно по фамилии, будто солидного господина.

На пути к поставленной цели Чечевицын использует любые методы. Уговаривая Володю не бросать начатое, использует мольбы, уговоры, шантаж («Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманил, а как ехать, так вот и струсил…»). Загоревшись идеей, он живет ей, постоянно обдумывая детали ее претворения в жизнь.

Скорее всего, он не воспитывался в такой заботе и любви как Володя. Поэтому его не заботит, что станет с его родителями, после того, как он сбежит.

Он гордится тем, что смог исполнить часть плана. С гордостью сообщает Володиному отцу, что они спали «на вокзале».

Чечевицын не отступает он цели. Несмотря на первую неудачу, он не сдастся. И, как в подтверждение этого, на прощание оставляет сестрам в знак памяти подпись «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Сестры Володи Королева

Три маленькие девочки, самой младшей из которых одиннадцать лет. Очень наивные и ромнтичные. Вся их забота по дому состоит в украшении елки к Рождеству.

Девочки привязаны к брату и родителям. Им сразу понравился нелюдимый Чечевицын, они «…не отрывали глаз от нового знакомого». Вся их роль в рассказе сводится к тому, что они первые узнают о тайном плане побега мальчиков.

Родители Володи

Любят своих детей. Уделяют много времени младшим дочерям и тяжело переживают вынужденную разлуку с сыном. При встрече не могут сдержать эмоций, бросаются «…обнимать и целовать его…», поднимают «визг, скрипят дверями». Они так увлечены сыном, что не сразу замечают его товарища. Но даже после знакомства не особенно уделяют ему внимание. Возможно они считают, что товарищ оказывает плохое влияние на Володю. Отец Володи даже не потрудился правильно запомнить фамилию Чечевицына, называя его то «Черепицыным», то «Чибисовым». И только после того, как из-за него чуть не лишается единственного сына, кажется, обращает на него внимание.

Отец Володи не допускает даже мысли о том, что в побеге может быть виноват его собственный сын. Он называет «зачинщиком» его товарища, и надеется, что тот будет «наказан…родителями»).

После того как Володя нашелся и вновь вернулся домой, мать и отец не проявили свойственной им радости. Возможно, они впервые задумались над тем, что в их семье не все гладко. Родители не понимают, где они допустили ошибку в воспитании сына, что тот захотел их бросить.

Содержание

  1. Основные персонажи
  2. Очень краткий пересказ
  3. Краткое содержание
  4. Основная идея рассказа

Существует предположение, что в основу рассказа «Мальчики» (1887) легло реальное событие: встреча Антона Павловича в Нескучном саду, в Москве, с двумя гимназистами, изображавшими индейцев. Наша статья передает кратко основные события рассказа, дает характеристику героев. Конечно, краткий пересказ не заменит произведения, для этого его нужно читать полностью, но представление о повествовании сложится. Прочитав краткое содержание рассказа А.П. Чехова «Мальчики», вы сэкономите время, но будете иметь о нем полное представление.

Основные персонажи

  • Володя – упитанный гимназист 2-го класса, старший ребенок в семье Королевых;
  • Чечевицын – гимназический друг Володи; худой, некрасивый, в веснушках, не по-детски серьезный, угрюмый.
  • Катя, Соня и Маша – младшие дети в семье Королевых, любознательные, симпатичные сестры.
  • Иван Николаевич Королев – папаша, добродушный, заботливый, не лишенный чувства юмора.
  • Мамаша и тетушка юного гимназиста – героини, всецело любящие сына и племянника, эмоционально переживающие за него.

Очень краткий пересказ

Королевых в канун Рождества навещает сын, гимназист второго класса. Вся семья радостно встречают Володю. Мальчик привез гостя – друга, одноклассника Чечевицына.

Сестры Катя и Соня замечают, что мальчишки ведут себя странно, и начинают подслушивать их разговоры. Оказывается, друзья собрались бежать в Америку, стать охотниками, золотоискателями или разбойниками. Катя и Соня решают сохранить тайну. В сочельник гимназисты исчезают. Их ищут, но тщетно. Сообщают о случившемся в полицию. Наутро беглецов находят и возвращают. Иван Николаич отчитывает друзей, телеграфирует родителям Чечевицына. Приезжает мать и забирает гостя домой.

Краткое содержание

Семья Королевых (сестры, тетка, мамаша и папаша, а также пес Милорд) встречает любимого сына Володю, приехавшего перед Рождеством отдохнуть от учебы. Сын прибыл не один.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Все с удивлением обнаруживают закутанного во всевозможные платки и накидки маленького человечка. Володя представляет домочадцам своего гимназического товарища – Чечевицына. Королевы знакомятся с гостем. Особое любопытство проявляют младшие Володины сестренки. Гимназист совершенно некрасив: худенький, веснушчатый, со щетинистыми волосами, толстогубый, узкоглазый. Его можно счесть за кухаркиного сына, только форма гимназиста не дает этого сделать.

Сестры отмечают, что Чечевицын угрюм, постоянно о чем-то думает, следовательно, умен и начитан. Старшая Катя, которой 11 лет, и средняя Соня, замечают, что брат изменился: не интересуется играми, строительством горки и украшением елки. Он ведет себя необычно: хмур, чем-то озадачен, неразговорчив.

Однажды Чечевицын остается наедине с девочками. После неловкого молчания он вдруг начинает рассказывать о Диком Западе, где живут индейцы. Сестры узнают много интересного из жизни коренных американцев. В рассказе, как в сказке, звучат волшебные слова: мустанги, пампасы, бизоны, москиты. В конце повествования рассказчик признается, что не тот, за кого его принимают — он индеец Монтигомо, по прозвищу Ястребиный Коготь.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Тайные разговоры брата с Чечевицыным, подогревают интерес сестер к непонятному поведению ребят. Катя и Соня постоянно следят за ними и слышат тайный разговор друзей-гимназистов. Оказывается, мальчишки собираются в Америку, и к этому все готово. Сестры договариваются не разглашать взрослым о подслушанном: они надеются, что брат будет присылать им из далекой страны подарки — золото и слоновую кость.

Володя в последний момент отказывается от путешествия. Ему жалко маму, ведь она будет огорчена его поступком.

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Но Чечевицын все же уговаривает друга совершить побег, и товарищи тайно покидают дом Королевых. Друзей ищут целый день. Их нет в имении, нет в ближайшей деревне. О случившемся сообщают в полицию. Приезжает урядник, пишет какую-то бумагу.

Утром следующего дня беглецов привозят. Оказывается, они ночевали на вокзале. Их обнаружили в момент, когда они искали и хотели купить порох. Володя плачет и раскаивается в содеянном. Николай Иваныч ведет беглецов в кабинет, где отчитывает их за проступок. Чечевицыну он сообщает, что выслал телеграмму его родителям и надеется, что те непременно накажут сына, зачинщика побега, по заслугам.

Володя впадает в горячку, ему делают примочки из уксуса. Приезжает мать Чечевицына и забирает сына домой. Уезжая, невозмутимый и надменный Чечевицын в знак прощания пишет в тетрадке Кати слова: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Краткое содержание А.П. Чехов «Мальчики»

Основная идея рассказа

Завершая статью «А.П. Чехов «Мальчики», краткое изложение», необходимо сказать, что автор в своем произведении показывает читателям, как происходит становление мужчины. Жизнь подростка всегда связана с романтическим представлением о путешествиях, благородстве и подвигах. Неизбежно, с годами интересы и взгляды на жизнь у мальчиков поменяются, но сейчас в них силен дух авантюризма, страсть к путешествиям, они хотят быть самостоятельными, они хотят быть героями.

Главные герои Володя Королёв и его друг Чечевицын (Монтигомо Ястребиный коготь), гимназисты 2-го класса.

1 ответ

Содержание

    • 0.1 1 ответ
    • 0.2 Чехов А. «Мальчики»
    • 0.3 Характеристика главных героев:
    • 0.4 Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника
    • 0.5 План пересказа рассказа «Мальчики»
    • 0.6 Синквейн
    • 0.7 Главная мысль рассказа «Мальчики»
    • 0.8 Чему учит произведение «Мальчики»
    • 0.9 Краткий отзыв для читательского дневника по рассказу Антона Чехова «Детство»
    • 0.10 Пословицы:
    • 0.11 Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:
    • 0.12 Неизвестные слова и их значения:
    • 0.13 Еще читательские дневники по произведениям Антона Чехова:
  • 1 Читать краткое содержание Чехов Мальчики
  • 2 Мечта и реальность в рассказе Чехова «Мальчики»
        • 2.0.0.1 Автор работы награжден дипломом победителя III степени
  • 3 Чему учит?

Это рассказ о том, как мальчишки мечтают о дальних странствиях. Рассказ не случайно называется «Мальчики». В самих мальчиках причина происшествия: мужское начало требует подвигов и приключений. Ещё это рассказ о двух мирах: детей и взрослых. И как важно им понимать друг друга.

Главные герои Володя Королёв и его друг Чечевицын (Монтигомо Ястребиный коготь), гимназисты 2-го класса.

Володя — белокожий, упитанный, весёлый, добросердечный. Он очень привязан к своей семье, но старается подражать суровому другу, и домашние озадачены его поведением. Володя страдает от сознания, что причинит горе родным своим побегом, жалеет маму. После — раскаивается.

Чечевицын — противоположность Володи. Он смугл, худ, внешне некрасив. Характер его тяжёл: угрюм, молчалив, горд. Однако нравится девочкам. Он не сломлен неудачей и ни в чём не раскаивается. Это характер лидера.

Название произведения: Мальчики

Название произведения: Мальчики

Автор: А.П. Чехов

Год написания: 1887

Жанр: рассказ

Главные герои: Володя — мальчик- подросток, единственный сын в большой интеллигентной семье, Чечевицын – одноклассник Володи.

Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника расскажет о неудачной попытке побега в Америку за приключениями двух романтически настроенных мальчиков.

«Мальчики» – увлекательная история о двух друзьях, которые задумали пешком отправиться в Америку добывать золото и сражаться с индейцами.

Приезду Володи была рада вся семья: родители, тетка, сестры и даже огромный пес Милорд . Мальчик приехал не один, а со своим другом Чечевицыным, которого пригласил погостить в их доме на время каникул.

В канун Сочельника Володя был сам не свой: он не притронулся к еде, часто молился, и перед сном долго прощался с родителями. Лишь к обеду следующего дня была обнаружена пропажа мальчиков. Их повсюду искали, но нашли только через день, в городе в гостином дворе.

Девочки были очень рады возвращению незадачливых путешественников, но родители были очень серьезны и печальны. Вскоре за Чечевицыным приехала его мать и увезла с собой. Напоследок мальчик успел лишь сделать надпись в Катиной тетрадке «Монтигомо Ястребиный коготь».

Произведения школьной литературы в простой и доступной форме

Чехов А. «Мальчики»

Чехов А.П. рассказ «Мальчики»

Жанр: юмористический рассказ

Главные герои рассказа «Мальчики» и их характеристика

  1. Володя Королев. Ученик 4 класса, мальчик романтичный, нежный, горячо любящий родителей.
  2. Чечевицын. Друг Володи. Азартный, смелый, решительный, гордый и настойчивый, настоящий герой.
  3. Катя, Соня, Маша, сестры Володи, романтичные девочки.
  4. Родители Володи. Добрые и ласковые, очень скучали по сыну. Очень переживали, когда тот сбежал.

План пересказа рассказа «Мальчики»

  1. Приезд Володи
  2. Радостная встреча
  3. Беседа после чая
  4. Страшные планы мальчиков
  5. Надежда на золото
  6. Володя проявляет слабость
  7. Чечевицын уговаривает Володю
  8. Побег
  9. Снова приезд Володи
  10. Печальная встреча
  11. Подпись на память.

Кратчайшее содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника в 6 предложений

Чему учит рассказ «Мальчики»
Рассказ учит тщательно продумывать планы, учит мечтать, учит быть твердым в своих убеждениях. Рассказ учит не отступать и не сдаваться. Учит также пользе знаний, ведь мальчики плохо были готовы к побегу и не представляли, что их ждет.

Отзыв на рассказ «Мальчики»
Мне очень понравился рассказ «Мальчики». Его герои — два простых мальчика, которые начитались книг Майн Рида об индейцах и сами захотели стать героями. К сожалению, они плохо учились в школе и потому не знали, что сперва нужно получить знания и подрасти, а потом уже принимать самостоятельные решения. Поэтому они только огорчили родителей своим поведением и конечно ни в какую Америку не попали.

Пословицы к рассказу «Мальчики»
Тяжело в учении, легко в бою.
Учеба и труд к победам ведут.
Незнайка лежит, а Знайка далеко бежит.
Дорогу осилит идущий.
Хорошо жить в почете, да ответ велик.

Рисунки и иллюстрации к рассказу «Мальчики»

Этот рассказ я советую прочитать всем, кто любит юмористические произведения с глубоким смыслом.

Автор: Антон Павлович Чехов

Число страниц: 3

Жанр произведения: рассказ

Главные герои: Володя Королев, Чечевицын, мать, отец, Катя, Соня, Маша.

Характеристика главных героев:

Володя и Чечевицын — задумчивые и тихие мальчишки.

О чем-то шептались между собой.

Собирались сбежать в Америку.

Катя, Соня и Маша — сестры Володи.

Умные, воспитанные и находчивые.

Догадались сразу, что с мальчишками что-то не так.

Краткое содержание рассказа «Мальчики» для читательского дневника

С первых строк мы узнаем о двух гимназистах — Володе Королеве и Чечевицыне.

Они приехали на каникулы погостить у семьи Володи.

Весь дом замечает, что друзья ведут себя немного странно.

Они были очень тихие и спокойные, можно сказать даже скрытные.

Заподозрив неладное, три сестры Володи решили подслушать разговоры мальчишек и разузнать, в чем же дело.

Из их разговоров сестры поняли, что мальчики задумали побег.

Оказывается, они начитались романов про индейцев Америки и решили отправиться в дальний путь.

Это зашло все настолько далеко, вплоть до того, что были собраны вещи и подготовлена еда на первое время.

Но сестры решили не рассказывать то, что узнали родителям.

Именно поэтому побег все-таки произошел.

Весь дом стал искать мальчиков и переживать за них.

Но спустя несколько дней беглецов все-таки удалось найти и все выдохнули спокойно.

Володе было очень стыдно за свой поступок, он настолько проникся переживаниями его родных за себя, что даже заболел.

А его друг совсем не переживал, его мать вызвали на следующий день и они уехали.

План пересказа рассказа «Мальчики»

1. Приезд двух друзей — гимназистов

2. Странное поведение

3. Раскрытие сестрами плана побега

6. Мальчишки нашлись

7. Угрызения совести

Синквейн

Играет, развивает, обучает

Лучшая пора в жизни.

Главная мысль рассказа «Мальчики»

В произведении автор поднимает вопросы отношения родителей и детей, их взаимопонимание и умение договариваться.

Мы видим на примере двух мальчишек разные методы воспитания — соответственно разное поведение у детей.

Володя вырос в спокойной и правильной обстановке, в любви и понимании.

А на примере Чечевицына мы можем догадаться, что возможно ему не хватает родительского тепла.

Отсюда и разный характер поведения и мысли двух мальчиков.

Володя очень внимателен к переживаниям родителей.

Чечевицыну же было все равно.

Это и есть разница в воспитании.

Чему учит произведение «Мальчики»

Главная идея, которую преследовал автор — важность отношений в семье и влияние родителей на ребенка.

На наглядном примере можно сопоставить две разные модели поведения детей и проанализировать методы их воспитания.

Также мы видим, к чему может привести неумение отстаивать свою точку зрения.

Володя не хотел бежать из дому куда глядят, но и не мог сказать другу нет.

Мальчик думал, что если он откажет, то лишится друга.

Ведь если бы Володя сразу отказался, то было бы все иначе.

И с другом было все в порядке и своим родителям не сделал бы больно.

Лучше бы он сказал, так как думал и все бы было хорошо.

Если друг настоящий, то он сможет понять и не обидеться, если ему сказали «нет».

Краткий отзыв для читательского дневника по рассказу Антона Чехова «Детство»

Я прочитал рассказ Антона Павловича Чехова «Мальчики».

Мне очень понравился рассказ.

Рассказ знакомит нас с двумя мальчиками, по имени Володя и Чечевицын.

Мальчики были проказниками и весельчаками, но вдруг резко переменились в настроении: стали тихими, задумчивыми, подозрительными.

Оказалось, что они собрались бежать в Америку.

Они придумали себе очень интересные прозвища и даже составили план путешествия.

Но на утро один из мальчиков — Володя вспомнил про маму и свою семью, и захотел отказаться от побега.

А другой мальчик — Чечевицын даже и не подумал про то, что у него есть семья, ему нужно только богатство.

Но планы мальчиков рухнули и сестры Володи их разоблачили.

Из двух героев мне понравился Володя.

Я считаю его честным и добрым человеком, который переживает не только за себя, но и за своих родителей.

Этот рассказ я советую прочитать всем, кто любит юмористические произведения с глубоким смыслом.

Рассказ увлекательный и поучительный.

Я уверен, многим он понравится.

Пословицы:

Чем дальше в лес, тем больше дров.

Не лезь воду, не зная броду.

Слабый поневоле добр.

Не ошибается тот, кто ничего не делает.

Язык до Киева доведет.

Отрывок из произведения , поразивший меня больше всего:

Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег.

Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Неизвестные слова и их значения:

Бахрома — тесьма для обшивки ткани;

Исподлобья — из-под насупленных бровей;

Еще читательские дневники по произведениям Антона Чехова:

Библиотека читательских дневников автора пополняется.

Произведение, написанное в жанре рассказа, посвящено большому влиянию книг на поступки детей. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты-второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.

Главными действующими лицами рассказа являются одноклассники Володя Королев и господин Чечевицын. В ходе повествования через портретные и речевые характеристики Чехов постоянно противопоставляет этих героев.

Речевая характеристика Чечевицына соответствует портретным: он « сурово кашлянул», «сердито спрашивал», «гордо отвечал». Володя же ведет себя не так, как обычно: за некой маской соответствия своему другу он прячет свою привязанность к родителям и мягкую, добрую душу. Поэтому Володя в свой приезд «вовсе не улыбался», «говорил мало», «расплакался». Мальчик не желает причинить боль другим, сомневаясь в своем решении («Мне хочется дома пожить»); ему трудно расстаться с родными, которых он очень любит.

Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей.

Чехов призывает взрослых бережно и внимательно относиться к своим детям, помогая им разбираться в людях, не слепо поддаваться чужому влиянию, а отстаивать собственную точку зрения.

Рассказ Антона Павловича Чехова » Мальчики» повествует о двух гимназистах, приехавших на Новый год в гости к родителям одного из мальчиков. Они собирались сбежать в Америку в предновогоднюю ночь. Один из мальчиков даже придумал себе имя Монтигомо Ястребиный Коготь. Но их вернули домой. Побег не удался.

Читать краткое содержание Чехов Мальчики

К обеду мальчиков нигде не видно. Их начинают искать. Переполох в доме, плачущая мать. Приезжает урядник, составляет бумаги. На следующий день, ближе к вечеру, сбежавшие путешественники возвращаются домой. Они интересовались в Гостином дворе покупкой пороха.. Там их и задержали. Ночевали неудавшиеся беглецы на вокзале.

Родители Володи вызвали маму Чечевицына и она забрала мальчика домой. Володя очень раскаивался в своём поступке. На прощание Чечевицын на память подписал тетрадку одной из девочек. В тетрадке была запись » Монтигомо Ястребиный Коготь». Побег не удался, но надежда осталась. И манящая незнакомая Америка оставила в душе Чечевицына неизгладимый след.

Читать краткое содержание Мальчики. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Большой интерес для детских писателей должен представлять и рассказ Чехова «Мальчики», где автор поставил важный вопрос о воспитательном воздействии романтики и приключенческой литературы для детей.

Большой интерес для детских писателей должен представлять и рассказ Чехова «Мальчики», где автор поставил важный вопрос о воспитательном воздействии романтики и приключенческой литературы для детей.

«Мальчики» — рассказ, написанный в 1887 году. Впервые был опубликован 21 декабря 1887 года в «Петербургской газете» № 350 с подзаголовком и с подписью — псевдонимом А. Чехонте.

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» — прозаическое произведение. Основной темой является желание мальчиков совершить путешествие в далекую страну. Гимназисты — второклассники, начитавшись романов об индейцах, решили убежать в Америку.

Чехов не осуждает грандиозные планы детей, справедливо полагая, что это подростковые фантазии. Понимая естественность увлечения детей, он писал в статье, посвященной Н. М. Пржевальскому: «Изнеженный десятилетний мальчик-гимназист мечтает бежать в Америку или Африку совершать подвиги — это шалость, но не простая. Это слабые симптомы той доброкачественной заразы, какая неминуемо распространяется по земле от подвига». [14, с.12]

Писатель поднимает в рассказе проблему настоящих семейных ценностей, рассуждая о взаимоотношениях детского и взрослого миров.

В рассказе два главных героя — Володя Королев и господин Чечевицын. Господин Чечевицын — это не взрослый человек, это мальчик, как и Володя. Но он более замкнутый и серьезный, поэтому его никогда не называют по имени. Чечевицын приехал на каникулы к Володе домой.

Чехов дает характеристику своим героям через портрет. Так как характеры героев разные, их портреты различаются. Различают два вида портрета: внешний и внутренний. Внешний — описание внешности героя, и внутренний, когда автор показывает характер героя, его мысли и чувства.

Именно по такому описанию видно, что господин Чечевицын — непростой человек, со своими личными интересами и стремлениями. По его натуре видно, что он лидер.

Завязка рассказа происходит тогда, когда вся семья собирается за столом пить чай, а мальчики при этом очень странно себя ведут: «Он (Чечевицын) о чем-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос. Девочки заметили, что и Володя, всегда веселый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой». [9, с.55]

Дальнейшие события развиваются таким образом — мальчики обсуждают побег «куда-то в Америку добывать золото». Чечевицын уговаривает Володю уехать. Все эти события приводят нас к кульминации рассказа — мальчики не приходят на обед, родители Володи беспокоятся, ищут мальчиков в деревне и на реке.

Все эти тревожные события приводят нас к развязке — спустя сутки, мальчиков привозят домой. Володя раскаивается. Оказывается, что их задержали в Гостином Дворе, когда они искали, где купить порох. Эпилог рассказа происходит в момент отъезда Чечевицына. В знак памяти в тетрадке у Кати он написал: «Монтигомо Ястребиный коготь».

Неудачу своего замысла герои пережили по-разному. Володя был подавлен произошедшими событиями и глубоко раскаивался в них. Чечевицын, не привязанный к семейным ценностям и не обладающий чувством ответственности, напротив, был горд, так и не поняв, что заставил страдать близких людей.

В «Мальчиках» Чехов показал, прежде всего, живое влияние интересной приключенческой литературы на детей. Но в замысле автора ощущается еще одна, более глубокая мысль — о важной роли романтики в воспитании детей. Для Чехова стремление гимназиста бежать в Америку к индейцам не просто приключенческая затея, навеянная Майн-Ридом. Это проявление тяги детей к романтическому подвигу, которую так блестяще изобразил советский детский писатель Аркадий Гайдар.

Белинский говорил: «Для человека необходим период идеальных восторженных стремлений и порываний: перешедший через него может отрешиться от всего мечтательного и фантастического, но уже не может остаться животным даже в своих чувственных увлечениях, которые у него будут смягчены, облагорожены чувством красоты и примут характер эстетический».[15, с.92]

Думается, что эта мудрая мысль Белинского может объяснить самое существенное в идейном содержании рассказа «Мальчики». Показывая распространенный, типический для современной жизни случай, Чехов подчеркнул детское стремление к мечтательному и фантастическому как стремление вполне естественное, но встречающее столько препятствий в окружающей буржуазной действительности.

Оказывается, он был написан в 1887 году и впервые его напечатали в «Петербургской газете». Как и многие первые произведения Чехова он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте.

Мечта и реальность в рассказе Чехова «Мальчики»

  • Авторы
  • Руководители
  • Файлы работы
  • Наградные документы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Мне очень нравится читать и художественную литературу, и научную. Каждый раз я открываю для себя новых писателей и поэтов. Недавно я открыла для себя творчество Антона Павловича Чехова, прочитав рассказ «Мальчики». Рассказ очень интересный и веселый, мне очень понравился.

Оказывается, он был написан в 1887 году и впервые его напечатали в «Петербургской газете». Как и многие первые произведения Чехова он был издан под псевдонимом Антоша Чехонте.

У мальчиков была общая мечта – попасть в Америку. В рассказе у них не получилось осуществить мечту, их поймали на Гостином Дворе.

И мне стало интересно: если бы их не поймали, удалось ли бы им осуществить план? Я решила провести исследование!

Цель: соотношение мечты и реальности в рассказе Чехова «Мальчики».

— сделать сравнительную характеристику героев;

-соотнести предполагаемый маршрут побега с реальными возможностями;

Анализ рассказа

Рассказ Чехова — «Мальчики», юмористический и поучительный. Антон Павлович Чехов доносит до нас смысл рассказа в веселой форме.

Главные герои рассказа «Мальчики» — два гимназиста. Один из них, Володя, приехал на Рождество в родительский дом. Вместе с ним прибыл его друг, ученик второго класса Чечевицын. Все домашние – отец, мама, сестры, прислуга были очень рады приезду Володи и его друга. Царила радостная суматоха. При этом отец Володи никак не мог запомнить фамилию его друга, и называл его то Черепициным, то Чибисовым.

Еще Катя и Соня узнали, что Володя не очень хотел ехать в Америку, потому что ему было жалко маму. Но Чечевицин сумел его уговорить и однажды в доме хватились, что мальчиков нигде нет. Их искали весь день и всю ночь. И только на следующий день мальчиков доставили на тройке из города. Выяснилось, что они переночевали на городском вокзале, а затем отправились в Гостиный двор за порохом.

Володин папа очень строго поговорил с Чечевициным. Володя в это время отлеживался с мокрым полотенцем на лбу. А вскоре за учеником второго класса приехала его мать и увезла сына домой. Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Мальчики» состоит в том, что тяга детей к романтическим приключениям в сочетании с деятельным характером может привести к совершенно неожиданным поступкам. Мальчики, начитавшись приключенческих книг, на полном серьезе собирались добраться до Америки, пользуясь школьными географическими картами. Рассказ учит внимательно относиться к детским играм и задумкам и следить за тем, чтобы шуточные фантазии детей не превратились в реальные планы авантюрного толка.

Сравнительная характеристика главных героев

Чехов характеризует главных героев так. Сын хозяев – Володя Королев, пухлый, общительный и веселый мальчуган. Он воспитан в большой дружной семье, очень любит родных и близких. Володя полностью попал под влияние своего друга Чечевицына. Под его руководством он делает даже то, что ему не хочется.

А друг Володи, видимо, не так обласкан дома, и внешний вид его совсем другой: худощав, лицо смуглое, украшено веснушками, с глаза узкие, губы толстые, щетинистые волосы, мальчик, не блещущий красотой. Характер категоричный, решительный, всеми силами стремящийся к лидерству. К тому же, детские забавы, бытовые вопросы, катание на коньках Чечевицыну неинтересны: он мечтает о подвигах и о жизни необыкновенной. А характер у него волевой, решительный и довольно жёсткий: мальчик умеет увлечь идеей и повести за собой.

Всецело поглощен идеей побега в Америку, даже представляясь сестрам Володи, он называет себя не по имени, а Монтегомой Ястребиным Когтем. За утренним чаепитием он был задумчив и не сразу отвечал на вопросы, а только вздыхал и надувал щеки. Обращаясь к Володе, он называет его Бледнолицым другом. Для воплощения своей мечты Чечевицын готов на убеждения, уговоры, и даже шантаж.

Главные герои абсолютно разные по характеру, но их связывает общая идея. Они находятся в ситуации выбора и, если для Чечевицына выбор прост и ясен, то Володя Королев до последнего момента сомневается в выборе. На одной чаше весов манящие, но непредсказуемые события в воображаемой стране приключенческих романов. На другой родной уютный дом, любимые родители по которым соскучился, сестренки, пес Милорд. Выбор непростой.

Володя — действительно настоящий герой, тогда как господин Чечевицын персонаж неоднозначный. Для него путешествие в Америку не мечта и приключение, а поиск чего-то недостающего ему в реальной жизни. Это его мир, отдаленная, но реальность. Он не совершает нравственного выбора, он его давно сделал. Но ему было проще, чем Володе, ведь у него нет теплого дома и любящей семьи.

Простой на первый взгляд рассказ Чехова на самом деле наполнен очень глубоким смыслом и заставляет задуматься о многих вопросах, которые постоянно ставит перед нами жизнь.

Мечта и реальность в рассказе Чехова

У мальчиков под влиянием прочитанных романов о Диком Западе была мечта – попасть в Америку. Там они планировали добывать золото и разбогатеть. Ребята сумели спланировать путешествие, собрать необходимые, с их точки зрения, припасы и сохранить всю затею в тайне от взрослых. Тем самым мальчики продемонстрировали хороший потенциал предприимчивости и самостоятельной деятельности в будущей взрослой жизни.

В рассказе мальчики спланировали свой маршрут так:

Пермь – Тюмень – Томск — Камчатка и через Берингов пролив в Америку. Если посмотреть по карте и рассчитать расстояние, то это примерно

687 км + 1535 км + 4506 км + 2781 км = 9508 км

Список вещей, которые мальчики решили взять с собой:

увеличительное стекло для добывания огня

Если хотим рассчитать хватило бы им денег, нам надо вычислить и перевести их на современное рублевое выражение.

Чтобы вычислить сколько стоят в наше время 4 рубля 1887 г., мы должны рассчитать сколько будет стоить по нашим деньгам 1 рубль того времени и для вычисления мы взяли в пример зарплату кухарки 8 руб.

2) 1513,75*4=6055 руб

Вывод: мальчики имея такие деньги не смогли бы преодолеть такое большое расстояние. И хорошо, что их сразу нашли, потому что могло случиться всё, что угодно.

Мальчики ведут себя отрешенно и холодно по отношению к обитателям дома. Родители и сестры Володи сразу замечают это и огорчаются факту, будто и не рад мальчик приезду домой. Он постоянно шепчется с Чечевицыным, будто замышляя что-то.

Чему учит?

Рассказ А. П. Чехова «Мальчики» учит придавать важное значение истинным семейным ценностям и не отказываться от них, учит не поддаваться чужому влиянию и всегда иметь собственную точку зрения и способность при необходимости твердо ответить «нет». Чехов также призывает родителей относиться к своим детям максимально бережно, оказывать им помощь в психологическом становлении и призывать их руководствоваться только своим умом.

Важность семьи для человека автор ставит во главу угла. Все его поступки, еще, будучи ребенком, ознаменованы теми условиями и обстоятельствами, в которых он родился и вырос. Традиционные семейные ценности и глупые детские причуды Чехов одновременно противопоставляет и приводит в сравнение, демонстрируя, как деструктивно может повлиять необдуманное и наивное решение на то, что действительно важно, но о чем иногда людям свойственно забывать.

Источники

http://obrazovaka.ru/question/o-chem-rasskaz-chehova-malchiki-glavnye-geroi-dlya-chitatelskogo-dnevnika-84223
http://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/3-klass/1515-malchiki.html
http://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/malchiki.html
http://coolchtivo.blogspot.com/2018/09/blog-post3.html?m=1
http://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/chehov-anton-rasskaz-malchiki
http://goldlit.ru/chehov/351-malchiki-analiz
http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/chekhov/malchiki
http://mobile.studbooks.net/1310982/literatura/malchiki
http://school-science.ru/6/10/37897
http://literaguru.ru/analiz-proizvedeniya-chehova-malchiki/

Антон Павлович Чехов является наверняка одним из наиболее выдающихся представителей жанра малой прозы. Его произведения, вопреки заблуждениям, служат не только назидательным материалом для ребенка и увлеченного новыми идеями юноши, но и дают возможность каждому понять мир, его изъяны и темные пятна, граничащие с потемками человеческого сознания. Одним из наиболее известных характерно “детских” рассказов Чехова являются “Мальчики”. Многомудрый Литрекон уверяет, что знакомый с детства рассказ содержит в себе больше, чем прописную истину для непослушных детишек, и потому предлагает его анализ по плану.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр и направление
  • 3 Суть: о чем произведение?
  • 4 Герои и их характеристики
  • 5 Темы 
  • 6 Проблемы
  • 7 Основная идея
  • 8 Чему учит?
  • 9 Критика

История создания

«Мальчики» были впервые опубликованы в 1887 году в “Петербуржской газете”, бывшей тогда под редактурой П. Монтеверде. Стоит отметить, что Чехов был постоянным колумнистом этого издания и регулярно публиковал там свои произведения, невзирая на частые смены редакторского состава. История написания рассказа «Мальчики» началась именно там.

Помимо этого, рассказ «Мальчики» был включен в первый том собрания сочинений Чехова, специально для которого он был подвержен значительной авторской корректуре: исчез подзаголовок, его примеру последовали просторечия, которыми прежде пестрил текст. Они были заменены на слова из нейтральной лексики.

Кому посвящен рассказ «Мальчики»? Существует легенда о том, что сюжет рассказа «Мальчики» был навеян Чехову прогулкой в Нескучном саду, во время которого он встретил мальчишек, удивших рыбу в пруду и игравших в индейцев. Чехов по-балагурски предложил им “выкурить трубку мира” и взамен на приятную беседу, получил сувенир — поплавок. Одним из гимназистов, которым подыгрывал Чехов, был Ваня Шмелёв — в будущем известный писатель и публицист, автор романа «Лето Господне».

Жанр и направление

Стоит отметить, что злой гений — Антон Павлович Чехов — в “Мальчиках” все-таки переломил свою расположенность к инфернальным и трагическим исходам произведений (какие мы видим в “Спать хочется”, “Ванька” и пр.); рассказ лишен драматизма, присущего так называемому “рождественскому рассказу”, однако все так же по-чеховски передает и атмосферу светлого праздника, и покаяние детской души, происходящее в его свете. 

“Мальчики”, хоть и освещает романтические идеи, закрадывающиеся в наивном детском сердце, но все же является произведением реалистическим, отражающим как общее настроение эпохи, так и быт отдельного семейства Королевых, являющегося для того времени если не образцовым, то уж точно показательным.

Суть: о чем произведение?

Ученик второго класса гимназии — Володя Королев, приезжает домой на Рождественские каникулы, вызывая бурную реакцию домочадцев, не видевших мальчика с лета. Выясняется, что приехал он не один, а в компании своего товарища — Чечевицына. Гостя радушно принимают и усаживают мальчиков пить чай, чтобы отогреться от декабрьской стужи. 

Во время застолья сестры Володи, замечают, что брат сильно изменился: стал задумчивым и нелюдимым. Казалось, что общество Чечевицына, очевидно имеющего с ним общие интересы, для него куда приятнее, чем времяпрепровождение в семейном кругу. Это опасение лишь подтверждается, когда Володя не присоединяется к любимому некогда занятию — вырезанию елочных игрушек из бумаги. 

Чечевицын кажется девочкам привлекательным — по большей части, за счет своей загадочности, поскольку его внешность не отличается блеском и была бы вовсе невзрачной, лишись она оболочки в виде форменного костюма. Старшая из девочек — Катя старается разговорить его, но понимает, что он — совсем не похожий на них ребенок, бредящий мечтами о Калифорнии и Диком Западе, читающий Майн-Рида и беспрестанно разглядывающий географические карты.

Немного погодя девочки подсушивают разговор Володи и Чечевицына. Из него выясняется, что мальчишки планируют бежать в далекую Калифорнию, пройдя множество верст пешком и переправившись через Берингов пролив, снабжая себя в путешествии грабежом и охотой. Девочки ужасаются планам Володи и Чечевицына, однако решают молчать о них перед родителями, полагая, что мальчики поощрят это молчание, разделив с ними богатства, добытые в путешествии. 

В последний день перед планируемым побегом, Володя погружается в сомнения о своей готовности покинуть родной дом без разрешения родителей. Чечевицын своей решимостью убеждает визави воплотить задуманное, и мальчишки все же сбегают. 

Однако мальчики потерпели фиаско: родители моментально заметили их пропажу и организовали поиски беглецов. Нашли Володю с Чечевицыным на гостином дворе в соседнем городе, где мальчики осведомлялись о том, не придается ли поблизости порох. 

Володю и Чечевицына доставили домой, где Иван Николаевич — отец Володи прочитал им длинную и серьезную нотацию о глупости и легкомысленности их поступка. Спустя какое-то время мать Чечевицына забрала сына от Королевых, попрощавшегося с ними немногословно, но по детским меркам весьма величаво: “Монтигомо. Ястребиный Коготь”.

Герои и их характеристики

Образы героев в рассказе «Мальчики» описаны Многомудрым Литреконом в рамках таблицы.

ГЕРОЙ ХАРАКТЕРИСТИКА
Володя Королёв Ученик второго класса гимназии, по выражению автора, “пухл и бел”. Его читатель застает угрюмым и задумчивым — совершенно непохожим на того Володю, которым он остался в памяти домочадцев: открытым и милым. Очевидно, что мальчик повзрослел и огрубел в отрыве от материнской ласки и отцовской шутливости. Однако его душевные терзания, связанные с беспокойством за маму, показывают читателю, что мальчик не так опостыл к нежным чувствам, как могло показаться. 
Чечевицын Ровесник Володи, мальчик, противоположный своему другу по внешности: худой, смуглый, с узкими глазами, веснушчатыми щеками, щетинистыми волосами — отменно некрасивый, однако чрезвычайно интересный и в какой-то мере обаятельный: он привлекает сестер Володи своей задумчивостью и отчужденностью, в которых, непременно обнаруживается расположенность к большому уму. 
Иван Николаевич Королёв, отец Володи.  Мужчина средних лет, бойкий, радушный, но импульсивный и несколько фамильярный — большой ребенок в жилетке и с бородой. Поначалу он кажется читателю жертвой кризиса среднего возраста, растерянным ретроградом, раздражающимся тупостью ножниц, по-детски радующимся миру и коверкающим фамилию Чечевицына самым бестактным образом. Однако развязкой произведения является воспитательная беседа, которую он взялся провести с сыном и его нерадивым товарищем, по содержанию которой становится ясно: Иван Николаевич — серьезный человек, ничуть не сочувствующий инфантильным выходкам, и образ “большого ребенка” для него — модель ласкового обращения с дочерями и женой, а не болезненно зафиксированная установка человека, скучающего в обыденности взрослого мира. 
Мать Володи Сочувствующий родитель и любящая супруга. 
Катя, сестра Володи.  Девочка одиннадцати лет, старшая из сестер. Она подстрекала Соню молчать перед родителями о планах Володи и Чечевицына, подслушанных ими, будучи уверена в том, что поход мальчишек судит им обогащением слоновой костью и золотом. Она проявляет к Чечевицыну наибольший интерес, старается разговорить его, чтобы узнать побольше о загадочном госте. 
Соня, сестра Володи. Средняя сестра, зачастую не проявляет инициативы и находится “на подпевках” у Кати. 
Маша, сестра Володи, младшая в семье. Маленькая девочка. Не всегда, в силу возраста, понимает разговоры окружающих и, впечатленная звучностью фамилии Чечевицына, бросает невпопад реплики “А у нас чечевицу вчера готовили” и пр. 
Наталья, нянечка в доме Королевых. Хлопотливая тетушка, безумно любит Володю, объявляет о его приезде восторженным и заливистым “Володичка приехали”, заботливо снимает валенки с приехавшего воспитанника. 

Темы 

Тематика рассказа «Мальчики» представлена в сокращении, но в случае необходимости Многомудрый Литрекон ее дополнит — только напишите об этом в комментариях.

  1. Детство. Чехов уделяет особое внимание теме детства, как ребенок, оставшийся, по сути, сиротой при живых родителях. Чехов непредсказуем в своих решениях о сюжете детского рассказа.: он может заставить малолетнего героя повторить его путь, полный слез и несчастий, или способен одарить хрестоматийное дитя светлым воспоминанием, поучительным уроком, поводом залиться смехом. Так, в “Мальчиках” Чехов отказывается от драматизма и описывает идиллические картины семейной жизни: бумажные снежинки, довольный ребяческий визг, ожидание Рождественского чуда, заблуждение юной души, поверившей в свою взрослость, оставшееся безнаказанным, но пресеченным.  
  2. Дикий Запад. Значительное место в “Мальчиках” отводится теме Запада. Чехов знакомит юного читателя с писателем Майн-Ридом, книги до крайности впечатлили Чечевицына. Автор показывает, что бег мустангов в прерии, жизнь индейской общины и отголоски дендизма в виде ковбойской культуры чрезвычайно интересны и по-своему привлекательны, однако чужды русской душе, подсознательно неготовой променять “Дикий Запад” на наш “Вольный Восток”. 

Проблемы

Проблематика в рассказе Чехова «Мальчики» заставляет задуматься о морали произведения:

  1. Инфантилизм. Авантюра Володи и Чечевицына является следствием не только детского инфантилизма, свойственного душе, лишь начинающей познавать мир, но и инфантилизма родительского, заключающегося в недостаточном внимании к сокровенным желаниям своих детей, легкомысленном предпочтении отдать их на обучение в далекой гимназии, взамен на окружение ребенка всеми аспектами родительской любви
  2. Жалость и ответственность. Проблема ответственности в произведении освещается за счет описания душевных терзаний Володи, начавшихся незадолго до планируемого побега. Мальчик погружается в молитву, надеясь, что слабоосознаваемый им Бог облегчит страдания мамы, лишившейся на какое-то время сына, в какой-то момент признается Чечевицыну, что не готов бежать из родительского дома. Несмотря на то, что Володя все же подавил в себе привязанность в матери и семье в целом и бежал с Чечевицыным, мы обязаны признать, что он — мальчик хоть и слабохарактерный, но не безответственный, ведь детская психика, лишенная морального базиса уровня взрослого человека, формирует ответственность из жалости, а не из понятий о чести и достоинстве, по большому счету безразличными ребенку, в оригинале всецело открытому миру, не строящему барьеры поведения и мироощущения. 

Основная идея

Смысл рассказа «Мальчики» заключается в детской ответственности не только перед родителями, но и перед собственными желаниями. Володя показал, что способен сопереживать матери, которая, очевидно, будет морально подавлена его уходом из дома в сопровождении странного товарища, очевидно одержимого глупостями, воспринимаемыми им за правду жизни. Потому педагогическая полезность “Мальчиков” очевидна и однозначна. 

Однако полемическая связь, сформировавшаяся между Володей и Чечевицыным напоминает противостояние славянофилов и западников, сходивший на нет к моменту написания рассказа. Причем, деэлескация конфликта связана вовсе не с обоюдной усталостью сторон от вечных прений, а с тем, что уставшие от народной тривиальности и патриотического притворства славянофилы все чаще склонялись, если не падали в декадентском обмороке на сторону западников, чьи идеи были более реализуемыми, привлекательными, удовлетворяющими зарождающуюся моду на демократизм. Характерным “западником в литоте” здесь выступает, безусловно, Чечевицын. Его не прельщает быт Родины настолько, что с каждым днем пребывания в культурно-политической диссатисфакции, желание совершить социокультурный марш-бросок через Берингов пролив становится все менее шуточным. Даже анекдотически Чечевицын походит на хрестоматийного западника: его фамилию часто коверкают (как-то делал отец Володи), какая-то часть общества говорит с ним разных языках (воплощением этого являются реплики Маши), но при этом, он возбуждает интерес женской половины, любящей по определению людей находчивых и нетривиальных. 

Роль безвольного славянофила здесь исполняет, не трудно догадаться, Володя. Он встретил в кругу ученых людей авантюриста-западника, приник к его возвеличенному желанию причастности к Западному миру и поддался соблазну разделить это желание с ним. 

Легко так же провести параллель между неосознанным увлечением мальчиков с тенденцией, наблюдаемой в культуре светской молодежи конца XIX века, все больше и больше обращавшейся в своей симпатии к Западу, социальный фон которого, исполненный идей свободы и равенства, казался молодым людям чрезвычайно привлекательным. 

На примере заведомо проигрышного плана мальчиков, Чехов показывает, как важно трезво оценивать свои силы не только наивным, по неопытности самоуверенным детям, но и политическим авантюристам, считающим себя и свои активно продвигаемые и перманентно навязываемые взгляды ничуть не отвлеченными от политических реалий и полезными для общества. Можно ли назвать произведение фельетоном, обличающим либерализм? Навряд ли, ведь Чехов скорее дает наставление реформатору, должному в погоне за новой жизнью не предавать реальных людей, и не возвеличивать картинки, виденные в пафосных книжках. Такова главная мысль рассказа «Мальчики».

Чему учит?

Рассказ «Мальчики» вскрывает сокровенные детские желания, которые любая дочка, как и любой сын, скрывают за традиционными и безусловными признаниями в любви перед родителями. К привычному ребяческому “Мамочка, я тебя так люблю…”, Чехов приписывает частенько опускаемый постскриптум “… Уехать бы от тебя, далеко-далеко”. Рассказ не столько пристыжает “неблагодарное” дитя, сколько демонстрирует факт того, что ответственность перед хлопотливыми родителями и должна безапелляционно преобладать над жаждой приключений и поисков нового. Такова мораль рассказа «Мальчики», таковы его нравственные уроки.

Разумно предположить, что рассказ, помимо прочего, интерпретирует кажущуюся сегодня чересчур ортодоксальной пословицу “где родился, там и пригодился”, доказывая ее актуальность в контексте семейных взаимоотношений. К Чечевицын, присваивающему себе прозвище “Монтигомо, Ястребиный коготь”, Чехов относится не столько с пониманием, сколько с полной сочувствия иронией, легко различимой для пристыженного ребенка, узнавшего в героях рассказа себя, в моменты удушливой тоски, навеянной беспривольностью домашнего очага.

Критика

Сложно сказать, кто критиковал Чехова чаще остальных: состав его регулярных критиков был разнообразен во все времена, однако человек, из-под руки которого было наибольшее число положительных, едва не хвалебных рецензий, нам известен, и имя его — Лев Толстой, бывший ярым фанатом малой Чеховской прозы. Рассказ “Мальчики” Толстой считал одним из лучших среди вех, ранее писанных.

Журналист Виктор Гольцев, приятель Чехова, рекомендовал “Мальчиков” для чтения в семейному кругу, как произведение, воспитывающее в детях ответственность перед родителями и вскрывающее их тайные и наивные желания сепарации. Многими критиками, в том числе на примере “Мальчиков”, высказывалось мнение о том, что Чехов обладает уникальным талантом понимания детской души, который не меркнет перед неприятием инфантилизма и особого рода детской спонтанности, характерным для взрослого человека. 

Публицист А. Басаргин на страницах “Московских ведомостей” отмечал, что рассказ отражает не только детское естество, но и влияние ученых заведений на детей, остающихся беспризорниками при живых родителях, теряющими возможность радоваться жизни, чувствовать себя любимыми и нужными. Чехов заставляет задуматься об этом в рассказе «Мальчики».

Автор: Иван Шарков

Рассказ «Мальчики» Чехова написан в 1887 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Мальчики» с цитатами. В своем произведении Антон Павлович мастерски раскрывает движения детской души, которые зачастую недоступны взрослым. Именно поэтому рассказ является одним из лучших произведений Чехова, предназначенных для чтения в семейном кругу.

Содержание

  • Основные персонажи рассказа
  • Чехов «Мальчики» очень краткое содержание
  • Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова
  • Сюжет рассказа «Мальчики» по главам
  • Видео краткое содержание Мальчики Чехов

Основные персонажи рассказа

Главные герои:

  • Володя Королев – гимназист, единственный сын в большом интеллигентном семействе. Добродушный, пухлый и белолицый мальчик.
  • Чечевицын – одноклассник и товарищ Володи, приехавший к нему погостить на Рождество. Не отличается особой красотой – «худ, смугл и покрыт веснушками».

Другие персонажи:

  • Катя, Соня и Маша – родные сестры Володи, самой старшей из которых было одиннадцать лет. Добрые любопытные девочки.
  • Мать Володи, отец Иван Николаич и тетка – ближайшее окружение Володи, которое искренне любит и переживает за него.

Чехов «Мальчики» очень краткое содержание

«Мальчики» Чехов краткое содержание для читательского дневника:

Из гимназии на зимние вакации приехал Володя и привез с собой Чечевицына. Мальчики вели себя сдержанно и таинственно, и младшие девочки решили подслушать их разговоры и узнать тайны.

Из подслушанной беседы они узнали о планах ребят убежать в Америку, воевать на стороне индейцев, мыть в реках золото и пить ром. Оказывается, у них уже было все собрано: деньги, провиант, карты, и мальчики распланировали свой маршрут.

Володя сомневался и колебался, ему было жалко мать и сестер, а Чечевицын, называвший себя Монтигомо Ястребиный коготь, уговаривал его не трусить и соблазнял интересными приключениями.

Наутро мальчики исчезли, но полиция скоро обнаружила их на Гостином дворе, где они искали порох. На следующий день вызванная телеграммой приехала мама Чечевицына и увезла сына домой.

Вывод:

Во все времена мальчики-подростки стремились к приключениям и авантюрам, им казалась скучной размеренная жизнь дома и учеба в гимназии, они хотели, как можно быстрее стать взрослыми и окунуться в кипучую жизнь. Чехов с присущим ему мастерством показал внутренний мир подростков, их переживания и стремления.

Короткий пересказ «Мальчиков» Чехова

Рассказ «Мальчики» Чехов краткое содержание:

Приехал Володя с другом домой. Мать и тётка бросились обнимать и целовать его. Вся семья обрадовалась, даже Милорд, огромный чёрный пёс.

Володя представил своего друга Чечевицына. Сказал, что привёз его погостить. Немного погодя Володя и его друг Чечевицын, ошеломлённые шумной встречей, сидели за столом и пили чай. В комнате было тепло.

Три сестры Володи, Катя, Соня и Маша — самой старшей из них было одиннадцать лет, — сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не так пухл и бел, а худ, смугл, покрыт веснушками.

Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые, вообще был он очень некрасив, и если б на нем не было гимназической куртки, то по наружности его можно было бы принять за кухаркина сына. Он был угрюм, все время молчал и ни разу не улыбнулся. Девочки сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и учёный человек.

Девочки заметили, что и Володя, всегда весёлый и разговорчивый, на этот раз говорил мало, вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Он тоже был занят какими-то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.

После чаю все пошли в детскую. Отец и девочки сели за стол и занялись работой, которая была прервана приездом мальчиков. Они делали из разноцветной бумаги цветы и бахрому для ёлки.

В предыдущие свои приезды Володя тоже занимался приготовлениями для ёлки или бегал на двор поглядеть, как кучер и пастух делали снеговую гору, но теперь он и Чечевицын не обратили никакого внимания на разноцветную бумагу и ни разу даже не побывали в конюшне, а сели у окна и стали о чем-то шептаться; потом они оба вместе раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.

Совершенно непонятные слова Чечевицына и то, что он постоянно шептался с Володей, и то, что Володя не играл, а все думал о чем-то, — все это было странно. И обе старшие девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали их разговор.

Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото; у них для дороги было уже все готово: пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег. Себя Чечевицын называл при этом так: «Монтигомо Ястребиный Коготь», а Володю — «бледнолицый брат мой».

Рано утром в сочельник Катя и Соня тихо поднялись с постелей и пошли посмотреть, как мальчики будут бежать в Америку. Володя сомневался, но все-таки поехал.

На другой день приезжал урядник, писали в столовой какую-то бумагу. Мамаша плакала. Но вот у крыльца остановились розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар.

Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и все спрашивали, где продаётся порох). Володя, как вошёл в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею. Папаша повёл Володю и Чечевицына к себе в кабинет и долго там говорил с ними.

Послали телеграмму, и на другой день приехала дама, мать Чечевицына, и увезла своего сына. Когда уезжал Чечевицын, то лицо у него было суровое, надменное, и, прощаясь с девочками, он не сказал ни одного слова; только взял у Кати тетрадку и написал в знак памяти: «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Сюжет рассказа «Мальчики» по главам

Чехов «Мальчики» краткое содержание с цитатами из произведения:

Все большое и дружное семейство Королевых находится в ожидании Володи, который вот-вот должен приехать домой на рождественские каникулы. Наконец, кто-то замечает подъезжающие сани, и все радостной гурьбой выскакивают в сени встречать гимназиста.

Поднимается страшный переполох: сестры Володи визжат, двери хлопают, скрипят, повсюду носится громадный черный пес Милорд, который также взбудоражен всеобщим весельем.

После того, как первый накал страстей проходит, Королевы замечают, что в углу стоит «маленький человек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем». Выясняется, что это Чечевицын – одноклассник и близкий товарищ Володи, которого того пригласил погостить к себе.

Королевы – люди добродушные и гостеприимные – с радостью знакомятся с другом своего сына и делают все возможное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уютно в их доме.

Во время всеобщего застолья Иван Николаич предается размышлениям о скоротечности времени, в то время как девочки с нескрываемым любопытством рассматривают гостя. Если бы не гимнастический сюртук, его можно было бы с легкостью принять за «кухаркина сына» – настолько он некрасив. Во время чаепития Чечевицын удивительно замкнут и молчалив, и девочки приходят к выводу, что «это, должно быть, очень умный и ученый человек».

Володя, так же, как и его приятель, постоянно занят своими мыслями, и его уже не интересуют, как в прежние приезды, ни приготовления для елки, ни строительство снеговой горы. Он не проявляет ни малейшего интереса к созданию бахромы и бумажных цветов для елки, несмотря на то, что в этом шумном и увлекательном процессе задействованы все члены семейства.

Чечевицын также старается избегать домашних, но случается так, что его ненадолго оставляют наедине с девочками. Чтобы не создавать неловкой паузы, он заводит с ними разговор о Диком Западе, рассказывая о бизонах, мустангах, индейцах и москитах. Также он делится с завороженными слушательницами свои прозвищем. Оказывается, что он и не Чечевицын вовсе, а «Монтигомо, Ястребиный Коготь, вождь непобедимых».

Загадочный рассказ Чечевицына, его постоянные перешептывания с Володей, их странное поведение кажутся девочкам очень подозрительными. Они решают «зорко следить за мальчиками», и подслушивают их разговор.

В результате сестры узнают, что товарищи уже давно решили сбежать в Америку, и для этого у них есть все необходимое: «пистолет, два ножа, сухари, увеличительное стекло для добывания огня, компас и четыре рубля денег». Мальчики увлеченно делятся своими планами: они собираются добывать слоновую кость и золото, охотиться на диких бизонов и сражаться с индейцами.

Узнав о предстоящем побеге, девочки решают не рассказывать о нем родителям, чтобы Володя смог привезти им из далекой Америки разных подарков.

Накануне Сочельника, когда друзья должны были воплотить свой план в жизнь, Володя начинает горько плакать – ему очень хочется в Америку, и одновременно очень страшно, к тому же он переживает за маму, которая непременно огорчится его исчезновению. Однако настойчивый и решительный Чечевицын приводит своего товарища в чувство и убеждает его не срывать запланированный побег.

Друзьям удается незаметно выскользнуть и дома, и вскоре вся деревня поднята на ноги – пропавших мальчиков повсюду ищут, и лишь спустя сутки их привозят домой.

От сильного переживания и осознания собственной вины перед родными Володе становится плохо, и он даже заболевает. В то время как его товарищ Чечевицын не испытывает никаких угрызений совести по поводу случившегося. Уезжая из дома Королевых, он на прощание оставляет девочкам записку, в которой пишет всего несколько слов – «Монтигомо Ястребиный Коготь».

Видео краткое содержание Мальчики Чехов

Путешествие в далекую неизведанную страну – мечта многих мальчишек, которую так живо описал в своем рассказе Антон Павлович. Он прекрасно раскрывает тему подростковой инфантильности, взаимоотношения детей и родителей, воспитания и ответственности за свои поступки.

Краткое содержание «Мальчики» Чехов на видео:

Предыдущая

Краткое содержаниеКраткое содержание повести «Первая любовь» И. С. Тургенев

Следующая

Краткое содержаниеКраткое содержание рассказа «В прекрасном и яростном мире» А. Платонова

  • Кто такой умный человек сочинение
  • Кто такой турок в сказке ашик кериб
  • Кто такой тролль в сказке снежная королева
  • Кто такой троекуров из рассказа дубровский
  • Кто такой тришка из рассказа бежин луг