Однажды автор гулял в зоопарке и наблюдал за животными. Увидел, как кошка Маруська поймала большую крысу в клетке у бобров и отдала ее служителю зоопарка. Потом к нему подлетел ворон и сказал человеческим голосом: — Дай Яше горошку! Оказывается, это работники зоопарка научили его разговаривать.
Яша читать
Однажды я пошёл в зоосад. Там я посмотрел всех зверей и всех птиц. Видел слона, павлина, крокодила, разных антилоп.
Но почему-то всех больше мне понравилась простая рыжая кошка. Её звали Маруська. Она забралась в клетку к бобрам и сидела там, будто настоящий дикий зверь. А потом поймала огромную, противную крысу, вышла из клетки и понесла её в зубах мимо всех зверей. Потом эта Маруська встретила служителя зоосада, отдала ему крысу и снова пошла в клетку к бобрам — ловить крыс.
Я ходил, ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на скамейку. Передо мной была клетка-вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха.
Сижу я, отдыхаю, покуриваю. Вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
— Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
— Чего, — говорю, — чего тебе надо?
— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку.
Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с нею в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное. Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом съел свою половину. Интересная и умная птица! А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова.
И там же, в зоосаде, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и маленького скворца. Говорить их учат так. Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать. После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.
Вот и вся премудрость. Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечьему:
— Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!
Тут ему горошку и дали:
— Кушай, Яшенька, на здоровье.
Наверно, очень интересно держать у себя дома такую говорящую птицу. Проснёшься утром, а птица тебе крикнет:
— С добрым утром! С добрым утром!
Или попросится:
— Эй. выпусти погулять! Выпусти!
Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.
❤️ 41
🔥 34
😁 37
😢 12
👎 16
🥱 16
Добавлено на полку
Удалено с полки
Достигнут лимит
Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на скамейку. Передо мной была клетка-вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха.
Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
— Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
— Чего, — говорю, — чего тебе надо?
— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с нею в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное.
Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину. Какая интересная и умная птица!
А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова.
И там же, в зоосаде, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать.
После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.
Вот и вся премудрость.
Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески:
— Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!
Тут ему горошку и дали:
— Кушай, Яшенька, на здоровье.
Наверно, очень интересно держать у себя дома такую говорящую птицу.
Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.
- Следующая сказка → Евгений Чарушин — Лесной котенок
- Предыдущая сказка → Евгений Чарушин — Кошка Маруська
Читать рассказ «Евгений Чарушин — Яшка» на сайте РуСтих онлайн: лучшие рассказы, повести и романы известных авторов. Поучительные рассказы для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь.
Яшка — рассказ Чарушина Е.И. про говорящего ворона. Автор сидел на лавочке в зоосаду, когда птица из вольера потребовала у него горошку. Человек растерялся, потом отдал попрошайке все, что было в карманах: копейку и пирожное. Умная птица сначала покормила пернатую подругу, потом полакомилась сама. Оказывается, говорящими бывают не только попугаи. Легко выговаривают человеческие слова также сороки, галки, скворцы. Процесс обучения требует терпения. Клетку накрывают темной материей, чтобы птицу ничто не отвлекало. Ровным голосом, настойчиво нужно повторять одни и те же слова. Потом угостить ученика. Такие уроки повторяют ежедневно. Представители животного мира всегда будут удивлять людей своими способностями.
Я ходил по зоосаду, устал и сел отдохнуть на скамейку. Передо мной была клетка-вольера, в которой жили два больших чёрных ворона — ворон и ворониха.
Я сидел, отдыхал и покуривал. И вдруг один ворон подскочил к самой решётке, посмотрел на меня и сказал человеческим голосом:
— Дай Яше горошку!
Я даже сначала испугался и растерялся.
— Чего, — говорю, — чего тебе надо?
— Горошку! Горошку! — закричал снова ворон. — Дай Яше горошку!
У меня в кармане никакого гороха не было, а было только целое пирожное, завёрнутое в бумагу, и новенькая, блестящая копеечка. Я бросил ему сквозь прутья решётки копейку. Яша взял денежку своим толстым клювом, ускакал с нею в угол и засунул в какую-то щёлку. Я отдал ему и пирожное.
Яша сначала покормил пирожным ворониху, а потом сам съел свою половину. Какая интересная и умная птица!
А я-то думал, что только одни попугаи могут выговаривать человеческие слова.
И там же, в зоосаде, я узнал, что можно научить говорить и сороку, и ворону, и галку, и даже маленького скворца.
Говорить их учат так.
Надо посадить птицу в маленькую клетку и обязательно прикрыть платком, чтобы птица не развлекалась. А потом не торопясь, ровным голосом повторять одну и ту же фразу — раз двадцать, а то и тридцать.
После урока надо птицу угостить чем-нибудь вкусным и выпустить в большую клетку, где она всегда живёт.
Вот и вся премудрость.
Этого ворона Яшу так и учили говорить. И на двадцатый день ученья, как только его посадили в маленькую клетку и закрыли платком, он хрипло сказал из-под платка по-человечески:
— Дай Яше горошку! Дай Яше горошку!
Тут ему горошку и дали:
— Кушай, Яшенька, на здоровье.
Наверно, очень интересно держать у себя дома такую говорящую птицу.
Пожалуй, я куплю себе сороку или галку и научу её говорить.
Все категории
- Фотография и видеосъемка
- Знания
- Другое
- Гороскопы, магия, гадания
- Общество и политика
- Образование
- Путешествия и туризм
- Искусство и культура
- Города и страны
- Строительство и ремонт
- Работа и карьера
- Спорт
- Стиль и красота
- Юридическая консультация
- Компьютеры и интернет
- Товары и услуги
- Темы для взрослых
- Семья и дом
- Животные и растения
- Еда и кулинария
- Здоровье и медицина
- Авто и мото
- Бизнес и финансы
- Философия, непознанное
- Досуг и развлечения
- Знакомства, любовь, отношения
- Наука и техника
0
Евгений Чарушин «Яшка: какое краткое содержание, основная мысль?
Рассказ Евгения Чарушина «Яшка»: что писать в читательский дневник? Какое краткое содержание рассказа Чарушина «Яшка»? Чему учит рассказ, какая основная мысль?
10 ответов:
8
0
Краткое содержание рассказа Евгения Чарушина «Яшка» для читательского дневника:
Автор гулял по зоосаду, присел отдохнуть напротив клетки с вороном и воронихой. Ворон попросил по человечески — Дай горошку Яшке. Автор отдал ворону свое пирожное и копеечку. Оказывается птиц можно научить какой-нибудь фразе, если повторять ее много раз и давать после этого угощение.
Рассказ «Яшка» Е.Чарушина учит тому, что птицы умны, если наблюдать за их повадками, то даже ворона можно научить говорить.
Основная мысль рассказа «Яшка» Е.Чарушина: любите животных, наблюдать за их жизнью очень интересно, некоторые птицы могут научиться говорить. Наверное, каждый после прочтения рассказа захотел научить говорить какую-нибудь птицу.
4
0
Действие рассказа происходит в зоопарке, после долгой прогулки автор решил отдохнуть и сел напротив вольера с парой ворон. Неожиданно кто то завёл с ним разговор. Оказалось что птицы умели говорить. Ворон Яшка стал выпрашивать у человека лакомство и получил пироженное, которым поделился с вороной. Автора заинтересовал вопрос как же можно научить птиц говорить и он даже начал подумывать не завести ли себе сороку или галку и тоже заняться их обучением. Это очень увлекательное занятие. Рассказ учит нас быть наблюдательными, беречь животных и ухаживать за братьями нашими меньшими. А также показывает что если быть упорными и настойчивым можно научить птиц разговаривать человеческим голосом.
2
0
Краткое содержание рассказа Е. Чарушина «Яшка» для читательского дневника изложу так.
Автор гулял в зоосаде и присел на лавочку покурить. А напротив был вольер с вороном и воронихой. Ворон подошел к самой решетка и внятно человеческим голосом попросил дать Яшке горошку. Автор был поражен, как птица умеет хорошо говорить. Он вознаградил умную говорящую птицу монеткой. А вместо горошка угостил ворона пирожным. Ворон Яшка накормил ворониху и поел сам.
Писатель описывает, как можно научить разных птиц говорить по-человечески, если посадить в маленькую клетку и накрыть сверху её платком.
Пожалуй, стоит приобрести какую-нибудь птицу и научить её говорить. Это очень увлекательное занятие.
Рассказ учить нас любить природу, бережно относиться к живому.
Главная мысль: если наблюдать за птицами и животными, можно узнать много интересного и стать духовно богаче.
2
0
В рассказе Евгения Чарушина «Яшка» автор рассказывает о своём походе в зоопарк. Он устал и сел отдохнуть рядом с клеткой в которой жил ворон с воронихой. Неожиданно он услышал как кто-то говорил человеческим голосом и просил дать Яшке горошку, никаких людей рядом не было, это ворон просил у него угощенье. Автор дал Яшке копеечку и пирожное, которым ворон поделился с воронихой.
Автор рассказывает о том, что в зоосаде он узнал, что можно научить говорить не только попугая, но и сороку, галку, скворца.
Птицу надо посадить в маленькую клетку, накрыть тканью, чтобы птица не отвлекалась и раз двадцать, тридцать повторить одну и ту же фразу. Затем вернуть птицу в большую клетку.
Яшку учили таким образом двадцать дней.
Рассказ о умном и разговорчивом вороне учит любить и понимать животных, наблюдать за их повадками, понимать и беречь животных.
1
0
Напишем в читательский дневник краткое содержание рассказа Чарушина «Яшка».
Автор гуляет в зоосаде и садится отдохнуть возле вольера с двумя воронами. Ворон подходит к решетке и просит автора дать Яшке горошку человеческим голосом. Автор пугается и дает ворону копеечку. Ворон утаскивает копеечку и прячет ее. Потом автор дает ворону пирожное и тот кормит ворониху, а потом съедает вторую половину сам.
Автор восхищается умением ворона говорить и рассказывает как можно научить птицу говорить. Он подумывает тоже взять домой галку или сороку и научить ее разговаривать.
<hr />
Главная мысль рассказа «Яшка» в том, что птицы очень умные и могут научиться разговаривать. Рассказ учит нас видеть необычное и прекрасное в природе, учит любить животных.
1
0
Автор Е.Чарушин написал увлекательный рассказ под названием «Яшка» для детей, где с интересом и любовью описывает свой поход в настоящий зоопарк, где он увидел удивительную говорящую черную птицу. В зоосаде давно жил этот доброжелательный большой черный ворон по кличке Яшка. Он очень хорошо умел весьма смешно говорить своим скрипучим человеческим голосом просительную фразу:» «Дай Яше горошку». Это было уморительно.
Автор с этой говорящей птицей очень подружился, и угостил её вкусным пирожным. Ему нельзя было отказать, и автор дал ему пирожное и копеечку. Там же в этом зоопарке автор узнал, как правильно нужно дрессировать птиц. У автора появилось большое желание также завести у себя дома какую-нибудь птицу, чтобы научить её говорить.
Главная мысль этого рассказа: природа разнообразна и интересна, даже птицы могут научиться говорить как человек. Ее нужно беречь и любить.
1
0
Действие этого рассказа происходит в зоопарке. Автор этого рассказа гуляет в зоопарке. Рядом находится клетка. В клетке ворон просит дать Яшке горшку. Он сначала даёт ему копеечку, ворон ее уносит. Потом он даёт ворону пирожное. Ворон делиться пирожными с вороной, потом ест сам. Автор удивлён поведением птицы и что она может говорить. Он даже подумывает взять себе галку или сороку.
Основная мысль: животные являются очень умными. Их следует беречь и любить, заботиться о них.
1
0
Краткое содержание рассказа «Яшка»:
Автор гуляет в зоосаду, он с удовольствием все вокруг рассматривает, потом он присаживается напротив вольера, как вдруг слышит такую фразу «Дай Яше горошку», это с ним заговорил ворон. Рассказчик даже испугался от неожиданности, потом он решил отдать ворону свое пирожное, а тот половину отдал вороне, а другую половину сам съел. Рассказчик сидит и размышляет над тем, какие же умные птицы и даже у него мысль закралась а не взять ли себе птичку домой и научить ее говорить.
Главная мысль рассказа: птицы на самом деле очень умные, за ними очень интересно наблюдать.
0
0
Яшка является большим, черным вороном, который находится в животном стаде. Данный ворон мог говорить на человеческом языке, а именно:»Дай Яше горошку». Автору удалось подружиться с птицей, которая умеет говорить, а также угостил его пирожным. Автор узнал, что можно дрессировать птиц и автор решил также завести себе птицу и начать дрессировать.
Основная мысль данного рассказа заключается в том, что птицы являются довольно умными существами. Следует любить домашних животных и беречь их. Природа является прекрасной частью жизни.
0
0
Рассказ Евгения Чарушина «Яшка» повествует о птицах.
Как-то раз автор был в зоопарке, он устал и присел около клетки с воронами. Неожиданно, ворон попросил человечьим голосом горошку для Яшки. Автор поделился с вороном, отдав ему своё пирожное.
Главная мысль рассказа «Яшка» заключается в том, что нужно любить и заботиться о животных. Если вы будете внимательными к животным, то сможете узнать о них много нового и интересного.
На примере рассказа, автор показывает то, что птиц можно научить разговаривать.
Рассказ Чарушина обязательно стоит прочитать, для того, чтобы больше знать о животном мире.
Читайте также
Первый курс в колледже не чем не отличается от обучения в школе, конечно возможно, что со второго полугодия будут вводится дополнительные предметы по выбранной вами специальности, что купить для этих предметов вам скажут отдельно. А так в колледж для первокурсника покупайте канцтовары, которые покупали и для школы:
- тетрадки, берите на 48 и на 96 листов в клетку, писать придется много, так же приобретите тетради в линейку.
- ручки, в том числе и цветные, простой карандаш, линейки, циркуль, транспортир, проще купить хорошую готовальню.
- при необходимости придется купить специальную одежду для колледжа, если устав колледжа того требует, а так же форму для физкультуры.
Leona-100,
я выскажу свою точку зрения:
историки стремятся объяснять ход истории историческими же причинами, но мне такой подход не кажется убедительным по той простой причине, что
круг явлений и факторов, которые они вовлекают в свой оборот, не соответствует по своей действенности реальным событиям.
История — не обосновывает сама себя, поэтому теория пассионарности Гумилёва
воспринимается как попытка пролить свет на общие исторические тенденции,
в рамках которых и всякие частности находят себе и присущее им место и логическое обоснование.
Так что не в предшествующих событиях надо искать предпосылки и причины, а
в цельной исторической картине, включая и дальнейшее.
Тогда все ответы получатся сами собой как, например, мы видим рост растения от начала и до конца.
России уготована особая историческая роль, поэтому её история складывалась с расчётом на её миссию.
Бояться и боятся – слово одно и то же, глагол возвратный (есть постфикс -СЯ), но в разных формах. В произношении их концовок -ТЬСЯ / -ТСЯ нет никакой разницы ([ЦА], так они звучат), и сей факт никому не позволяет на слух распознать, где -ТЬСЯ, а где -ТСЯ.
Бояться – инфинитив, форма, называемая неопределённой, ибо в ней глагольные непостоянные признаки отсутствуют. Именно инфинитив считается начальной формой глагола.
К словам-глаголам в данной форме нас с начальных классов учат задавать вопросы что делать? (пугаться, клониться, собираться) и что сделать? (испугаться, склониться, собраться). Обратим внимание на весьма существенную деталь: вопросы инфинитива заканчиваются Ь – мягким знаком, а потому попросту частенько говорят так: «В вопросе пишем Ь – в глаголе следует о нём тоже не забыть, он оканчивается на -ТЬСЯ». Конечно, подобное объяснение чисто разговорного плана, а ответы учащихся на уроках должны быть выстроены в научном или научно-популярном стиле, поэтому корректно вот такое пояснение:
Интересующая нас словоформа бояться как раз на вопрос что делать? отвечает, следовательно, это форма неопределённая и обойтись в ней без Ь перед постфиксом никак нельзя.
Боятся – форма иная, в ней присутствуют 4 возможных непостоянных признака (из 5), но для нас сейчас важен один – лицо, оно 3-е.
К глаголам, стоящим в сей форме, нас тоже с начальных классов учат задавать соответствующие форме вопросы – что делает? / что делают? (пугается / пугаются, клонится / клонятся, собирается / собираются) и что сделает? / что сделают? (испугается / испугаются, склонится / склонятся, соберётся / соберутся). Здесь тоже обратим внимание на важную деталь: вопросы к 3-му лицу не содержат Ь, поэтому опять же в разговорном стиле правило излагают так: «В вопросе Ь нет – нет его и в глаголе, пишем -ТСЯ». Переведём данный ответ на уровень учащихся средних классов – получится так:
Боятся – что делают? – 3-е лицо, выбираем написание -ТСЯ.
Элементарно.
В любых науках есть понятия, которые могут быть опошлены.
Многие, если не все, помнят, как в 5 классе школы учителя рассказывали нам про то, кто такой вассал и как некоторые неумные школьники (по современному понятию — школота) буквально «угорали» с этого термина.
Мне (а ведь это не школа, а университет) частенько приходилось утихомиривать хихикающих студентов — по существу ту же школоту-недоростков — в ответ на то, что длину реки можно измерять курвиметром, а не циркулем. «А никому из вас не приходило в голову, что curve — с латыни «кривой», а совсем не то, что некоторые подумали?»
Не говоря уже о некоторых географических названиях из нашего минимума — к примеру, гора Уайнапутина в Перу или озеро Блядо в Мядельском районе Минской области.
Не стоит обращать внимание на недоумную школоту.
И так, и так. Это разные слова / выражения, и обозначают они немного разные понятия. Вместе, набок, это наречие — признак, дающий дополнительное определение глаголу или прилагательному (склонился набок, перекошенный набок). А если вы кладете что-то на бок себе или кому-то — то пишется раздельно (компресс на бок, на бок лошади села муха). Проверить можно, попробовав подставить дополнительные слова, уточнения между «на» и «бок» — «компресс на (свой) бок». Но тут можно и запутаться — ведь можно и «склонился на (левый) бок» — тут тоже будет раздельно. А вот без конкретики и уточнения — писаться будет вместе. Тут важно, на каком слове делается акцент в предложении. Если на прилагательном или глаголе (склонился), то пишется вместе. А если на существительном (лошади) — то раздельно.
Урок по литературному чтению в 1 «В» классе
учителя начальных классов Шиловской Т. С.
Тема: «Е. Чарушин «Яшка», А. Кушнер «Что я узнал!».
Цель: Расширить читательский кругозор, познакомить с Е. Чарушиным – писателем и художником, с помощью стихотворения познакомить с жанрами изобразительного искусства: «портрет», «натюрморт», «пейзаж».
Ход урока:
1. Речевая разминка.2 слайд (слоги читать сначала медленно, а затем быстро)
ва – вя – во – вё – ву – вю – вы – ви – вэ – ве – во – вы – вя – ви – вё – ву – ва – вю – ве – вя – ви
ворон, ворона, ветка, ворониха, живёт, выговаривать, скворец.
— Какие слова имеют общую часть? (ворон, ворона, ворониха)
— Можно ли ворона научить говорить?
— Каких говорящих птиц вы знаете? (сорока, галка, скворец, попугай)
2. Рассказы детей о своих питомцах. (Зубакин Алеша, Макарова Яна)
— Послушайте рассказы ребят о своих питомцах.
3. Объявление темы урока. Слайд 3
— Сегодня мы узнаем, как можно научить говорить птицу, но не попугая Е. Чарушин написал об этом в рассказе «Яшка».
4. Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» с толкование неизвестных слов.
Слайд 4 Зоосад – сад для животных (зоо — относящийся к животным). Например: зооферма, зоомагазин, зоокабинет.
Слайд 4 Клетка — вольер – площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой.
5. Беседа по вопросам.
— От чьего имени ведется рассказ?
— Кто жил в клетке?
— Почему автор испугался и растерялся?
— Что было в кармане у Е. Чарушина?
— Что сделал ворон?
— Почему автор назвал ворона «умной птицей»? А вы с кем должны делиться?
— О чем думал писатель?
— Кого можно научить говорить?
— как птиц учат говорить?
— Зачем закрыть платком?
— Каким голосом?
— Сколько раз повторять фразу?
— Что сделать после урока?
— Как автор назвал все эти действия?
6. Работа с иллюстрациями.
— Рассмотрите первую иллюстрацию. Слайд6,7.
— Какое название можно дать этой картинке?
7. Физминутка. (Хомка).
— Кто может жить у нас дома?
8. Выставка книг Е. Чарушина. Слайд 9.
— Евгений Чарушин был не только писателем, но и художником. Слайд 10.
9. Работа с репродукциями и рисунками.
— Рассмотрите картины.
— Как можно назвать эту картину? (на слайде указать на пейзаж)
10. Чтение стихотворения А. Кушнера «Что я узнал!».
11. Просмотр ролика «Картина» слова А. Кушнера, музыка Н. Гладкова.
12. Работа по вопросам учебника.
13. Национальный компонент.
— В нашем городе есть художественный музей имени Махарбека Сафаровича Туганова. Он находится на Проспекте Мира. Слайд 11.
— Самым знаменитым художником, поэтом Осетии является Коста Леванович Хетагуров.
— Посмотрите на некоторые его работы.
— Картин, какого жанра нет у Коста Левановича Хетагурова?
14. Соотнесение рисунков, репродукций картин с названиями жанров. (надписать иллюстрации в учебнике)
15. Итог урока.
— Какие научные знания вы получили на уроке?
— Кто помог вам узнать жанры изобразительного искусства?
— Кто рассказал, как научить птицу говорить?
— Какие еще открытия вы сделали на уроке?
Д/з: Выучить по желанию стихотворения наизусть; нарисовать пейзаж, натюрморт или портрет.
Урок литературного чтения по программе «Начальная школа 21 века».
Тема: Е. Чарушин «Яшка»
Цель урока: знакомство с произведением Е.И. Чарушина.
I. Мотивация к деятельности.
-
Беседа
— Здравствуйте. Сегодня у нас урок подсказок и предположений. Как вы понимаете эти слова?
— В словаре Д.Н. Ушакова говорится, что подсказка — это даваемый совет, намёк; слова, помогающие вспомнить что-либо. Предположение – предварительное суждение, догадка о чем-либо.
Я желаю нам успехов!
2. Речевая разминка
— проговаривание скороговорки
Ведьма превратила ленивую королеву в говорливую ворону. 3 раза вполголоса и шепотом. Отдельная группа детей проговаривают скороговорку с разной интонацией.
3. Звучит песня (музыка В. Шаинского, слова Ю. Энтина).
Небылицы
Я купил на птичьем рынке
Говорящего кота,
Но не знал ещё, что будет
С ним сплошная маята.
Убежал мой кот из дома
И явился в детский сад.
Пел он песню «Чунга-чанга»
Тридцать три часа подряд.
II. Постановка учебной задачи.
− Хотите завести такого кота? Можно ли кота научить говорить? Кого можно научить разговаривать?
— откройте учебник на с. 47, прочитайте название текста и автора. Это будет темой нашего урока. (на доске тема урока)
— Чем мы будем заниматься на уроке?
— Это будет цель нашего урока. Знакомство с произведением Е. Чарушина «Яшка». (на доске)
III. Открытие нового знания.
Предтекстовая работа. Антиципация.
1)-прочитайте фамилию автора. (портрет) Что вы знаете об Евгении Ивановиче Чарушине?
Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) стал известен прежде всего как талантливый художник – анималист. Любовь и теплота, с которыми он изображал животных, принесли ему поистине мировое признание. Однако не только умение реалистично отобразить на холсте окружающий мир прославило его, но и безусловный писательский талант. Рассказы Евгения Чарушина отличаются детской непосредственностью и свежим взглядом. Простыми и яркими образами он доносит до юных читателей волшебный мир птиц и зверей.
Талант Чарушина своими корнями уходит далеко в детство. С первых лет жизни писатель много времени проводил с охотниками, умельцами-кустарями, лесниками. Мама писателя, Любовь Александровна, привила сыну горячую любовь к природному миру. Вместе с ней он работал в саду, ухаживал за животными.
— О ком он писал? (о животных) (выставка книг)
— Какие произведения по жанру писал Е. Чарушин? (рассказы)
— Что значит рассказ? (произведение, в котором описываются реальные события)
2) Прочитайте подзаголовок рассказа «Ребята и зверята».
— Предположите, о ком будем читать произведение. (об отношениях людей и животных)
3) прочитайте название произведения.
— Яшка. Как вы думаете, кто это? (животное, мальчик)
4) Посмотрите рисунок на с. 48.
-Предположите, о ком будет этот рассказ? (ворон, птица, мальчик, зоопарк)
Посмотрите рисунок на с. 49.
— Предположите, где еще будут развиваться события?
-Что делает герой? Что вы видите? (разговаривает, закрытая клетка)
— Что лежит на тарелочке? (горох)
5) добавление слов к предтекстовой работе
— Зоосад – сад для животных.
— Клетка-вольер – площадка для содержания животных, огражденная металлической сеткой.
6) Работа с текстом.
-Чтение рассказа Е. Чарушина «Яшка» учителем (или хорошо читающими учениками).
7) Работа по вопросам учебника.
— От чьего имени ведется рассказ? (рассказ ведется от лица автора. Евгений Чарушин рассказывает о случае, произошедшем с ним в зоосаду.)
— Кто жил в клетке?
— Почему автор испугался и растерялся?
— Что было в кармане у Е. Чарушина?
— Что сделал ворон?
— Почему автор назвал ворона «умной птицей»?
Ворон – это птица, которая с легкостью приспосабливается к любым условиям обитания. Эта птица распространена практически по всей планете. Мрачный силуэт в небе этой птицы всегда наводит на самые нелепые мысли. На самом деле, только сейчас стало известно, насколько умная и терпеливая эта птица. Еще не так давно ворон служил символом несчастья и различных фобий. Образ ворона трансформировался в мифологию многих народов, в художественную литературу, в музыку и в кинематографию.
На протяжении многих времен люди пытались приручить ворона и содержать его в качестве домашней птицы. Несмотря на это, ворон олицетворяет свободу и несвойственный для птицы интеллект. Было время, когда численность этой птицы начала снижаться, приобретая угрожающие показатели. К счастью человек позаботился о том, чтобы популяции ворона не уменьшались, поэтому его численность стала увеличиваться.
— А вы с кем должны делиться?
— О чем думал писатель?
— Кого можно научить говорить?
— Как птиц учат говорить?
— Зачем закрыть платком?
— Каким голосом?
— Сколько раз повторять фразу?
— Что сделать после урока?
— Как автор назвал все эти действия?
Выборочное чтение текста, работа с иллюстрациями.
− рассмотрите первую иллюстрацию. Какое название можно дать этой картинке? («удивление», «неожиданная просьба».)
− найдите и прочитайте соответствующий ей отрывок текста. Как вы думаете, появилась ли у автора рассказа говорящая птица? Объясните свой ответ. (последнее предложение говорит о намерении купить птицу и научить ее говорить. На иллюстрации мы видим, что автор уже обучает птицу.)
9)работа над предположениями
— Давайте проверим наши предположения.
-Верно, что произведение, которое мы читали – рассказ? Докажите.
— Верно, что в рассказе говорилось о животном, а конкретно о птице?
— Был ли мальчик в рассказе?
— Где происходили события?
— Где находились птицы?
— Для чего необходим горох?
— В каком порядке вы расставили слова? Почему?
-Какие слова еще добавили?
10) Викторина «Красный, желтый, зеленый»
Вопросы в презентации. Детям необходимо выбрать правильный ответ и положить жетон перед собой. В конце викторины, проверить правильность ответов.
Познавательные уровни и критерии оценки |
Вопросы |
|
Выберите правильный ответ. В рассказе говорится о: 1.Мальчике Яше; 2.Вороне Яше; 3.Клоуне Яше. |
|
Почему, чтобы научить птицу говорить, надо посадить ее в маленькую клетку и прикрыть платком? 1.чтобы птица уснула. 2.чтобы птица испугалась и начала говорить. 3.чтобы птица не развлекалась. |
|
Найдите предложение из текста. 1.Дай Яше горошку! 2.Дай Яше сахару! 3.Дай Маше горошку! |
Правильные ответы:
-
2- зеленый;
-
3 – желтый;
-
1 – красный.
Дети поднимают руки, если все правильные ответы.
IV. Итог урока.
– Кто рассказал, как научить птицу говорить?
– Какие открытия вы сделали на уроке?
— Чему учит рассказ?(беречь природу, ухаживать за животными).
— Какая пословица более отражает главную мысль текста? ( мы в ответе за тех, кого приручили).
V.рефлексия
Выберите цвет жетона, соответствующий вашей самооценке.
— зеленый – отлично! Я все понял!
— желтый – хорошо! Что-то осталось неясным. Я еще раз прочитаю и все пойму.
— красный – плохо! Я ничего не понял. Мне надо еще несколько раз прочитать рассказ.
6