Кто умен в комедии грибоедова горе от ума сочинение

Кто умен в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”?

I. Вступление

Ответ на этот вопрос на первый взгляд абсолютно ясен- умен Чацкий. Подтверждают это и слова самого Грибоедо­ва: “В моей комедии двадцать пять глупцов на’одного здра­вомыслящего человека”. Но в том-то и дело, что проблема кажется простой лишь на первый взгляд.

В комедии пред­ставлены разные типы ума, между которыми возникает конфликт.

II. Главная часть

1. Ум Чацкого. Наличие ума у Чацкого не оспаривает никто из персонажей комедии, даже те, кто относится к не­му недружелюбно. Лиза говорит о нем: “Кто так чувствите­лен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий!” Со­фья тоже не может отказать Чацкому в уме: “Остер, умен, красноречив…” Ум Чацкого признает и сам Фамусов: “Он славно пишет, переводит… Нельзя не пожалеть, что с эда­ким умом…”

В чем же состоит ум Чацкого?

а) Чацкий – человек, получивший хорошее образование, он из тех, кого в те времена называли просвещенными дворя­нами. Он много знает, многим интересуется, имеет свое соб­ственное суждение о многих жизненных проблемах: о крепо­стном праве, о национальном достоинстве, о смысле и цели существования, о службе Отечеству и т.п. Он живет своим умом, отказываясь принимать на веру опыт предшествующих

поколений, поэтому он так смел в суждениях, что приводит в ужас Фамусова, Молчалина и др.

б) форма проявления ума у Чацкого своеобразна: он умеет говорить легко, свободно, остроумно, на что не способны практически все остальные персонажи комедии (по словам Фамусова, “говорит, как пишет”). Он совершенно не способен говорить о разных пошлостях, которые так занимают других героев комедии, его интересуют возвышенные предметы.

в) Чацкий не просто умен, он вольнодумен, ему присуще свободомыслие. Это важно потому, что в эпоху Грибоедова одним из синонимов слова “умный” выступало именно слово “вольнодумный”, то есть свободно мыслящий.

2. Почему “горе от ума”? Умный Чацкий все время попа­дает в глупые ситуации, выглядит едва ли не смешным. В фа­мусовской Москве его ум никому не нужен, более того, вре­ден и неприемлем для общества.

а) Чацкий постоянно вредит сам себе, и именно из-за своего ума. С самого начала он раздражает Фамусова и тем фактиче­ски лишает себя надежды на брак с Софьей; говорит колкости Скалозубу, гостям Фамусова, Молчалину – все это ему при­помнится, когда понадобятся доказательства его сумасшествия.

б) ум Чацкого не нужен и Софье: для нее Чацкий слишком умен, дерзок и самостоятелен, чтобы быть хорошим мужем (“Ах, если любит кто кого, Зачем ума искать и ездить так да­леко”), В третьем действии Софья, косвенно характеризуя ум Чацкого в сравнении с Молчалиным, скажет: “Да этакий ли ум семейство осчастливит?”.

в) общее неприятие ума Чацкого приводит в конце концов к тому, что его объявляют сумасшедшим: не просто смутьяном, “фармазоном”, “карбонари”, а именно сумасшедшим (сошед­шим с ума).

3. Уму Чацкого противопоставлен в комедии ум практически-житейский, который позволяет добиваться успеха в делах. Такой ум свойствен большинству персонажей комедии, но ярче всего проявляется в образе Молчалина. Ум Молчалина – это прежде всего хитрость, скрытность, преклонение перед общим мнением и признанными авторитетами.

Именно такой тип ума больше всего ценится в обществе, чему примеры – полковник Скалозуб, Фамусов, его дядя Максим Петрович (о котором Фа­мусов не случайно говорит, что он “смышлен”) и др.

III. Заключение

У каждого персонажа в комедии свой ум и своя глупость. На их столкновении во многом построено драматическое дей­ствие, Ответить же на вопрос, сформулированный в теме со­чинения, можно словами Пушкина: “В комедии “Горе от ума” кто умное действующее лицо? ответ: Грибоедов”.

Loading…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Можно ли назвать умным Чацкого в комедии Горе от ума

Можно ли назвать умным Чацкого в комедии Горе от ума Грибоедова? сочинение

Чацкий ― умный рассудительный человек. Однако ему это приносит несчастье, потому что он не готов мириться с действительностью, но и ничего не может изменить. Отсюда возникают сомнения, так ли умен Чацкий, каким кажется на первый взгляд.

Известно, что главный герой получил хорошее образование и шел вверх по карьерной лестнице. Но что-то его останавливает, и он оставляет службу. Долго путешествуя, он возвращается домой. Чацкий производит впечатление начитанного и просвещенного человека, стремящегося к развитию передовых идей. Однако в Санкт-Петербурге он сталкивается с «фамусовским» обществом, которое к переменам не готово. Большинство из них добилось карьерных успехов благодаря хитрости и хорошим связям. Инакомыслящих людей не приветствуют в этом окружении.

Чацкий не боится открыто высказывать свое мнение, чем вызывает недовольство окружающих. Он кажется слегка высокомерным и колким. Герой пытается просвещать своих недалеких собеседников о том, что нормы и нравы их общества давно устарели и не приносят пользу никому, кроме них самих. Однако он остается не услышанным и даже высмеянным. Софья ловко распространяет  сплетню о его сумасшествии, которую все с радостью принимают за чистую монету. Уж слишком им кажется Чацкий умным и даже опасным. Ведь он осмеливается говорить об отмене крепостного права, на котором сотни лет держалась экономика страны и благополучие аристократов.

Чацкий, безусловно, умный человек, но не обладает терпимостью и дипломатией. Любая глупость вызывает у него презрение и насмешку, поэтому он так неприветлив. Он много знает, но не умеет применять свой ум на практике. Его излишняя рассудительность мешает ему понять простую вещь: любые изменения ригидное и неподвижное общество принимает с трудом. Чтобы оно начало развиваться, ему нужно что-то предложить и вдохновить. Чацкий же выбирает стратегию насмешек. Он ждет, что перемены наступят сами собой. Чацкий не готов быть катализатором изменений, потому что сам является негибким человеком. Поэтому с одной стороны, главного героя можно назвать умным за рассудительность и передовые взгляды, но с другой ― непрактичным и незрелым. Он еще в начале пути, и не понимает, что для перемен нужно приложить много усилий. Вместо этого он просто сбегает.

Чацкий обладает подвижным умом и здравым смыслом. Однако он слишком молод и не зрел, чтобы понять, как трудно даются перемены. Особенно если нравы и нормы сформированы десятилетиями. Он возвращается домой, рассчитывая на теплый прием и признание, но сталкивается с неприязнью. Чацкий не готов оставаться частью этой системы, но и как ее сломать не знает, поэтому уезжает из города.

2 вариант

Главным в произведении является название, которое гласит «Горе от ума». Автор при написании говорит о том, что умный человек находится в обществе. Грибоедов на протяжении долгого времени не мог выбрать правильное название, но в итоге сделал правильный выбор, название редактировалось несколько раз, при этом он полностью отразил то, что происходит в повествовании.

Чацкого можно назвать человеком достаточно подкованным, он владеет достаточным количеством информации, что позволяет ему выделяться на фоне общей массы. При этом автор четко показывает, что человеку, обладающему гениальным умом трудно ужиться в бытовых реалиях. Он не может развиваться в данных реалиях, они не позволяют ему расти.

Окружающая среда не позволяет ему развиваться и расти дальше. Ему не хватает сил поступать так, как ему хотелось бы. Все общество фактически против того, что он может размышлять. И он размышляет, его не восхищают типовые персонажи того общества, он старается поступать так, как он считает правильным, но при этом он поступает часто не обдуманно из-за влияния, окружающего общество.

Он не может сохранить трезвость ума и поступать так, как ему хотелось бы, при этом он достаточно умен. Это и мешает ему жить, внутренне он понимает абсурдность ситуации, но снаружи не может сопротивляться давлению окружающих. Ему тяжело в компании людей, которые не способны развиваться и расти дальше. Поэтому постепенно он начинает деградировать.

Все его горе заключается в том, что он слишком умен. Он не может справиться со своим внутренним миром, который убеждает его в том, что он поступает неправильно, также и окружающие вокруг него глупы, он не может полноценно с ними общаться и не всегда понимает их поступков. При этом он вынужден жить в подобном обществе, от которого не может полностью отгородиться. В те времена он должен с ними общаться.

Нельзя сказать точно умен Чацкий или нет. Его умственные способности на высоте, при этом по его поступкам нельзя сказать о том, насколько он умен. На него сказываются внешние обстоятельства, которые он не может изменить. Он старается воздействовать на внешнее, но не может изменить людей и побудить их развиваться, он обладает достаточно развитым интеллектом, но не способен применять полученное в жизни, его гениальность не способна выжить в суровых российских реалиях.

Можно ли назвать умным.

Умен ли Чацкий

Произведение Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума”, также называемое “Бессмертной комедией”, было написано в 1824 году, но актуально и по сей день. Главной темой является противостояние “Века нынешнего” в лице Чацкого – загадочной личности, породившей множество крылатых фраз и афоризмов, и “Века минувшего”, представленного Фамусовским обществом. Хоть идеи Чацкого и рассматриваются в его окружении глупыми и несуразными, но история показала, что он оказался слишком умён для своего времени. Так ли это на самом деле?

Критика Чацким крепостного права является одной из главных причин конфликта. Его рассуждения о свободе крестьян, богатстве всего населения и гуманном отношении к людям действительно считаются новаторскими для того периода. Российское аристократическое общество ещё не способно было этого понять, поэтому они обвиняют его в сумасшествии. Но сегодня большинство человечества живёт его вольнодумными идеалами, где каждый свободен и независим друг от друга. Это свидетельствует о рассудительности нашего основного героя.

Осуждение Чацким кумовства, подхалимства, неграмотного управления, лжи, коррупции и лицемерия вызывает настоящее восхищение. Мораль “Служить бы рад, прислушиваться тошно” показывает его стремление к работе ради дела, а не для получения репутации от круга других лиц. Он старается обличить слабодушие и нищету рассудка у консерваторов – дворян, ведущих праздный образ жизни, за что последние презирают его. Из этого следует факт, что Чацкий явный либерал и борец за права на честные социальные отношения, что присуще только прогрессивным личностям.

Он первый обратил внимание на недостатки тогдашних людей, пересматривая вопросы в образовании и воспитании. Предлагая набирать меньший по составу, но профессиональный коллектив учителей и преподавателей, перестать придерживаться иностранным манерам и поменять старые устоявшиеся ценности, нравы, выступает в роли реформатора, желающего изменить всё в лучшую сторону. Малое количество способно предложить совершенно новые идеи.

Подводя итоги, нельзя усомнится в сознательном уме Чацкого. В нём соединены здравый смысл и высокий интеллект. Персонаж уникален в своём роде, даже в современном мире не так много людей, готовых отстаивать свою позицию ради блага всего человеческого рода и вдохновить других к совершению подобных поступков.

Также читают:

Картинка к сочинению Можно ли назвать умным Чацкого в комедии Горе от ума

Можно ли назвать умным Чацкого в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • План сказки Белая уточка 2, 3 класс

    Женился князь на княжне. Не успели они намиловаться, как нужно было князю покинуть свою жену. Наказал он ей не покидать свою башню, да с чужими разговоры не вести. Ослушалась его возлюбленная

  • Образ и характеристика Джульетты в трагедии Ромео и Джульетта Шекспира сочинение

    Джульетта Капулетти – одна из главных персонажей пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Джульетта – добрая, милая девушка тринадцати лет. С детства ее воспитывала кормилица. Она очень любит родителей и во всем их слушается.

  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс

    Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.

  • Сочинение на тему Почему Россия нуждается в чистой энергии и экологически чистом транспорте

    Человек возомнил себя венцом эволюции и теперь платит за это. Сейчас люди поняли, как важно использование альтернативной энергии для их жизни. А используется ли она в России?

  • Сочинение Трагедия Самсона Вырина (7 класс)

    Весь гений таланта А.С. Пушкина заключается в том, что, освещая в своих произведениях всю полноту трагизма и незащищенности люда без титулов и чинов, писатель делает их ближе для нашего восприятия и понимания, как личностей.

­Пример сочинения: Ум в понимании Чацкого

Логика умного человека, по Чацкому, предполагает не просто умение использовать уже сложившиеся условия жизни и даже не только образованность (что само по себе является обязательным), но способность свободно и непредвзят оценивать сами условия с точки зрения здравого смысла и изменять эти условия, если они здравому смыслу не соответствуют. Так, находясь во главе ученого комитета, не имеет смысла с криком требовать «присяг, чтоб грамоте никто не знал и не учился».

Долго ли можно продержаться на такой должности с подобными взглядами? Не только бесчестно, но действительно глупо выменивал на слуг, которые спасали «жизнь и честь» барина, «борзые три собаки», ибо кто в следующий раз будет спасать ему жизнь! Бессмысленно и опасно пользоваться материальными и культурными благами, не предоставляя никакого доступа к ним народу, тому самому «умному, бодрому» народу, который только что спас монархию от Наполеона. Невозможно более удержаться при дворе, используя принципы максима Петровича. Теперь недостаточно лишь личной преданности и стремления угодить — теперь необходимо уметь делать дело, так как государственные задачи сильно усложнились.

Все эти примеры отчетливо показывают авторскую позицию: ум, который лишь приспосабливается, мыслит стандартными стереотипами, Грибоедов склонен считать глупостью. Но в том-то и суть проблемы, что большинство всегда мыслит стандартно и стереотипно.Грибоедов не сводит конфликт только к противопоставлению умов, присущих людям разных поколений.

Так, например, Чацкого и Молчалина можно отнести к одному поколению, однако их взгляды диаметрально противоположны: первый являет собой тип личности «века нынешнего» и даже скорее всего века будущего, а второй, при всей его молодости, — «века минувшего», поскольку его устраивают жизненные принципы Фамусова и людей его круга .Оба героя — и Чацкий, и Молчалин — умны по-своему. Молчалин, сделав успешную карьеру, заняв хоть какое, но место в обществе, понимает ту систему, которая лежит в его основе. Это вполне соответствует его практическому уму. Но с позиции Чацкого, который борется за свободу личности, такое поведение, обусловленное принятыми в обществе стереотипами, не может считаться умным:

Я странен, а не странен кто ж?
Тот, кто на всех глупцов похож…

По мнению Чацкого, действительно умный человек не должен зависеть от других — именно так он и ведет себя в доме Фамусова, в результате чего заслуживает репутацию безумного. Получается, что дворянство в большинстве своем как сила, отвечающая за обустройство жизни в стране, перестало соответствовать требованиям времени. Но если признать за точкой зрения Чацкого, которая отражает позиции меньшей части общества, право на существование, то необходимо будет как-то отреагировать на нее.

Тогда надо либо, осознав ее правоту, меняться в соответствии с новыми принципами — а этого многим делать не хочется, а большинству просто не под силу. Либо надо бороться с противоречащей прежней системе ценностей позицией Чацкого, что и происходит на протяжении второго, третьего и почти всего четвертого действия комедии. Но существует и третий путь: объявить того, кто высказывает столь необычные для большинства взгляды, сумасшедшим. Тогда можно спокойно не обращать внимания на его гневные слова и пламенные монологи.

Это очень удобно и вполне соответствует общим стремлениям фамусовского общества: как можно меньше утруждать себя какими-либо заботами. Вполне можно представить себе ту атмосферу благодушия и комфорта, которая царила здесь до появления Чацкого. Изгнав его из московского общества, Фамусов и его окружение, по-видимому, на какое-то время почувствуют себя спокойно. Но лишь на недолгое время. Ведь Чацкий отнюдь не герой-одиночка, хотя в комедии он один противостоит всему фамусовскому обществу. Чацкий отражает целый тип людей, обозначивший новое явление в обществе и обнаруживший все его болевые точки.

Таким образом, в комедии «Горе от ума» представлены различные типы ума — от житейской мудрости, практического ума, до ума, отражающего высокий интеллект свободного мыслителя, смело вступающего в противоборство с тем, что не соответствует высшим критериям истины. Именно такому уму «горе», его носитель изгнан из общества и вряд ли его ждет успех и признание где-то в другом месте. В том и сила грибоедовского гения, что показывая события конкретного времени и места, он обращается к проблеме вечной — не только Чацкого, живущего в эпоху накануне «возмущения на Исаакиевской площади», ждет печальная судьба. Она уготована любому, кто вступает в борьбу со старой системой взглядов и пытается отстоять свой образ мысли, свой ум — ум свободного человека.


Пример сочинения: Почему Чацкий — совсем не умный человек?

Чацкий — один из самых известных героев русской литературы. Он стал популярным и обсуждаемым не только благодаря гению Грибоедова, но и из-за того, что вызвал полемику в рядах критиков того времени. Максимально приближаясь к реалистическому направлению, автор наделил своего героя, как достойными, так и негативными качествами, ставшими предметом обсуждения его коллег. Некоторые из них даже считали, что у Чацкого нет того большого ума, который вынесет в название пьесы. Чтобы понять замысел известного произведения Грибоедова, рассмотрим поподробнее характеристику его главного героя.

С первых страниц произведения можно заметить, что характер главного героя вовсе не однозначный. Так, как только персонаж приехал в дом Фамусова, он завёл странный разговор с Софьей. Расспрашивая героиню о ее родственниках, герой использует неприятный язвительный тон:

«Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?»

Нередко на протяжении повествования главный герой предстаёт перед читателем в образе бестактного и вспыльчивого молодого человека. Чацкий любит высмеивать пороки людей, и в этом его упрекает Софья на протяжении всего произведения:

«Малейшая в ком странность чуть видна, у вас тотчас же острота готова».

Оправданием неприятных манер персонажа является безнравственность и пустота общества, где он очутился. Герой даёт понять, что он вовсе не желает задеть собеседника: «…Ужели слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду?». Но ведь очевидно, что колки! Получается, он сам не понимает, что делает. Разве это умно?

Основная проблема Чацкого, по мнению автора, кроется в том, что он не умеет управлять своими эмоциями. Ведь у героя «ум с сердцем не в ладу». Это объясняет непривычную для многих манеру общения главного героя. Весьма интересен тот факт, что Александр Сергеевич Пушкин, прочитав комедию Грибоедова, высказался о персонаже так:

«Первый признак умного человека – с первого взгляду знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловыми…».

Пушкин в своем письме Бестужеву откровенно признается, что считает умным лишь одного автора комедии. По его мнению, Чацкий провел много времени в его обществе и впитал в себя все его новые мысли. «Все, что говорит он, очень умно» — признает Пушкин, но он сомневается в том, что эти слова принадлежат самому Александру Чацкому, раз у него не хватает ума разобраться в людях. Действительно, если герой так умудрен опытом, так прогрессивен, зачем он тратит время на такую жалкую публику? Создается впечатление, что Чацкий просто самоутверждается за счет окружения, которое не может толком возразить ему.

Наконец, если Чацкий так умен, то почему его называют «лишним» и ставят в один ряд с Евгением Онегиным и Григорием Печориным? Это соседство означает, что Александр, как и другие персонажи, не способен воплотить то, что пропагандирует. Что толку от его красивых речей, если они не подкрепляются хоть какими-то результатами? Его ум проявляется только на словах, а слова легко подделать, легко повторить и не осмыслить. Но в чем уж точно не приходится сомневаться, так это в том, что автором пьесы был настоящий интеллектуал, способный вдохновить многих молодых людей на созидание.


Пример сочинения 3

Автор называет картину, написанную в комедийном жанре, «Горе от ума», чтобы полностью описать все мучения человека, наделенного умом и здравым смыслом в обществе людей глупых и обделенных любой возможностью мыслить разумно.

В названии автор подчеркивает общий смысл произведения, горе, человека, наделенного умом, в компании глупых людей. Он не может разделить с кем-то интеллектуальные разговоры, а наблюдать за глупыми людьми отчасти бесполезно и занудно.

Он подчеркивает эту идею в письме к Катенину, говоря о том, что его комедия рассказывает о том, что на 1 умного человека обычно приходиться 25 глупцов, в окружении которых ему приходиться жить. Это ключевая идея произведения, которую автор красной нитью протягивает на протяжении всего повествования, он также покажет, как герой начинает меняться под влиянием окружающей среды и мнения людей.

Основной чертой Чацкого является настоящий ум. Критики были удивлены и смущены тем, что поведение Чадского отличается безрассудством, но при этом остальные лица не отличаются особенной глупостью. Этим он выделяется на фоне окружающих людей. С одной точки зрения он безумно умен, а с другой не обладает никакими мыслительными способностями.

Но кроме этих двух точек зрения существует еще и третья. Читатель не может отрицать у Чацкого наличие живого и пылкого ума. Но при этому нельзя отрицать его безрассудства и крайней резкости. Особенно видной на фоне окружающих его людей. Он не понимает, почему судьба поступает с ним столько несправедливо, ведь он обладает живым и пылким умом.

Такова натура главного героя, у него есть собственные достоинства и недостатки, она отчасти кажется гениальной, но в тоже время достаточно простой. Только гениальный человек мог повести себя в бытовой драме именно таким образом, он не готов решать возникающие на бытовом уровне проблемы.

Автор подчеркивает, что в русском обществе человек гениальный не способен выжить в обыденности и реализме. Он старается сохранить здравый ум, но не может. Окружающая среда влияет на него губительно. При этом на фоне других людей он выглядит достаточно скучно, при этом он думает, что возможности его фактически исчерпаны.

Трудно сказать, обладает ли главный герой абсолютным умом и восприятием окружающего мира. Он старается думать положительно, но внешняя глупость губит все на корню.

Ему трудно разобраться с происходящим в окружающем мире. При этом автор говорит о том, что молодой человек не просто умен, он гениален. И именно поэтому не может выжить в бытовой обстановке. Гениальный ум страдает в окружении глупых людей, не способных размышлять о трудностях и проблемах.


Пример сочинения 4

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, но актуальна и по сей день.
Одним из главных героев этого произведения является Александр Чацкий. При анализе образа этого персонажа и произведения в целом возникает вопрос, можно ли назвать Чацкого умным. На эту тему можно спорить вечно.

Чацкий — довольно рассудительный мужчина. Однако он несчастлив, потому что не может смириться с действительностью и изменить что-либо, ведь окружающие от него не зависят. Из-за этого появляются сомнения по поводу его ума. Однажды даже Пушкин сомневался в его рассудительности.

Некоторые факты о личности героя:

  • Известно, что мужчина образован и добился немалых успехов в карьере. Но позднее он почему-то бросил работу.
  • После долгого путешествия он вернулся на родину.
  • Чацкий производит впечатление эрудированного и просвещенного человека, стремящегося к здравомыслию. Однако в Санкт-Петербурге он сталкивается с «фамусовским» социумом, который к переменам не готов.

Люди, живущие в этом городе, добились успехов на работе благодаря хитрости и личным связям. Инакомыслящих граждан не принимают в этом обществе и не собираются понимать. Особенно Александра, от которого слышны одни упреки.

Чацкий не боится говорить все прямо в лицо, этим многие недовольны и считают его совсем неумным. Он кажется самовлюбленным и дерзким. Герой пытается направить на путь истинный своих непутевых собеседников и объяснить им, что правила их общества давно устарели и являются бесполезными. Однако его не воспринимают всерьез и высмеивают.

Софья спокойно распу

Он не понимает, почему судьба поступает с ним столько несправедливо, ведь он обладает живым и пылким умом.

Такова натура главного героя, у него есть собственные достоинства и недостатки, она отчасти кажется гениальной, но в тоже время достаточно простой. Только гениальный человек мог повести себя в бытовой драме именно таким образом, он не готов решать возникающие на бытовом уровне проблемы.

Автор подчеркивает, что в русском обществе человек гениальный не способен выжить в обыденности и реализме. Он старается сохранить здравый ум, но не может. Окружающая среда влияет на него губительно. При этом на фоне других людей он выглядит достаточно скучно, при этом он думает, что возможности его фактически исчерпаны.

Трудно сказать, обладает ли главный герой абсолютным умом и восприятием окружающего мира. Он старается думать положительно, но внешняя глупость губит все на корню.

Ему трудно разобраться с происходящим в окружающем мире. При этом автор говорит о том, что молодой человек не просто умен, он гениален. И именно поэтому не может выжить в бытовой обстановке. Гениальный ум страдает в окружении глупых людей, не способных размышлять о трудностях и проблемах.


Пример сочинения 4

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году, но актуальна и по сей день.
Одним из главных героев этого произведения является Александр Чацкий. При анализе образа этого персонажа и произведения в целом возникает вопрос, можно ли назвать Чацкого умным. На эту тему можно спорить вечно.

Чацкий — довольно рассудительный мужчина. Однако он несчастлив, потому что не может смириться с действительностью и изменить что-либо, ведь окружающие от него не зависят. Из-за этого появляются сомнения по поводу его ума. Однажды даже Пушкин сомневался в его рассудительности.

Некоторые факты о личности героя:

  • Известно, что мужчина образован и добился немалых успехов в карьере. Но позднее он почему-то бросил работу.
  • После долгого путешествия он вернулся на родину.
  • Чацкий производит впечатление эрудированного и просвещенного человека, стремящегося к здравомыслию. Однако в Санкт-Петербурге он сталкивается с «фамусовским» социумом, который к переменам не готов.

Люди, живущие в этом городе, добились успехов на работе благодаря хитрости и личным связям. Инакомыслящих граждан не принимают в этом обществе и не собираются понимать. Особенно Александра, от которого слышны одни упреки.

Чацкий не боится говорить все прямо в лицо, этим многие недовольны и считают его совсем неумным. Он кажется самовлюбленным и дерзким. Герой пытается направить на путь истинный своих непутевых собеседников и объяснить им, что правила их общества давно устарели и являются бесполезными. Однако его не воспринимают всерьез и высмеивают.

Софья спокойно распускает сплетню о сумасшествии Чацкого, которую все с удовольствием принимают за правду. Уж слишком им кажется Александр опасным, проще объявить его безумцем. Ведь он осмеливается заикаться об отмене крепостного права, на котором длительное время держалось экономическое состояние России и жизнь высшего слоя общества.

Осуждение кумовства, лести, неправильного управления, лживости, коррупционных действий и лицемерия вызывает искреннее восхищение у многих читателей, ведь он рассуждает, как герой нашего времени. Мораль «Служить бы рад, прислуживаться тошно» отображает его стремление к труду ради дела, а не для получения похвалы от определенных людей. Он пытается обличить слабодушие и глупость у консерваторов — аристократов, ведущих непотребный образ жизни. Из этого следует, что Чацкий — настоящий патриот и борец за правомочия на честные социальные взаимоотношения, что присуще лишь прогрессивным людям.

Конечно, не сразу понятно, умен ли Чацкий, ведь его поступки весьма противоречивы. Мужчина образован и начитан, но ему незнакома терпимость и коммуникабельность. Любой глупый поступок вызывает у него смех и презрение, поэтому он кажется неприветливым человеком. Истинный ум в понимании Чацкого означает идеальное выполнение каких-либо действий.

О недостатках Александра:

  • Герой обладает полезными знаниями и умениями, но не умеет их применять в реальной жизни. Его рассудительность мешает ему признать простую истину: любые изменения подобное общество принимает с трудом. А значит, чтобы ситуация изменилась к лучшему, ему необходимо сделать что-то хорошее. Александр же выбирает насмешки, а не помощь другим, это его главный недостаток.
  • С одной стороны, Александра можно назвать умным, а с другой, непрактичным и неопытным. Чацкий находится лишь в начале пути и не осознает, что для перемен необходимо приложить немало усилий. Он предпочитает побег, а не борьбу за счастливое будущее, вот в чем заключается горе от ума Чацкого.

Герой обладает живым умом и ясными мыслями. Но он слишком юн и неопытен, чтобы понять, как сложно людям поменяться. Он приезжает домой, рассчитывая на признание и хороший прием, но сталкивается с негативом. Мужчина не готов оставаться частью такого общества, но не знает, как все изменить, поэтому уезжает из города. После анализа произведения сложно усомниться в умственных способностях Чацкого. Герой уникален. Даже в современном социуме не так много личностей, готовых отстаивать свою точку зрения ради блага всего живого и вдохновить остальных к совершению хороших поступков.

Умен ли Александр Андреевич Чацкий? Бесспорно – да. Ведь не зря писатель выделил ему особе место здравомыслящего человека среди «двадцати пяти глупцов». Общество просто было еще не готово понять все его идеи и моральные уставы. Люди смотрят на него свысока и не готовы принять Чацкого таким, каким он являлся – на «голову выше других».

Молодой дворянин, который смог получить достойное образование, не был богатым и знатным, но почетно носил фамилию Чацкого. Все свое детство он провел в Москве, а весь его круг друзей включал лишь тех, кто посещал вместе с ним дом Фамусова, который являлся хорошим другом  его недавно скончавшегося отца. Именно здесь он повстречал любовь всей своей жизни – красавицу Софью. Судьба отправляет Чацкого в трехлетнее путешествие, давая ему возможность найти «новые умы», но любовь заставляет его вернуться домой, к своей возлюбленной. Просвещённый Чацкий всеми силами пытается рассказать свои впечатления и поделиться полученными знаниями, но понимает, что Софье это абсолютно неинтересно, впрочем, как и он сам, в ее сердце для него больше нет места.

Его свежий философский ум стал не интересен и в Фамусовском обществе, которое легко расправляется с ним, объявляя его идеи сумасшедшими, как и его самого. Он изначально знал, что бороться с обществом хитрых карьеристов – безнадежное дело. Но, несмотря на это, он всеми силами старается идти вопреки застоявшемуся общественному мнению. Именно поэтому Грибоедов называет своего персонажа и победителем, и жертвой.

Философское сложение ума Чацкого помогло ему взглянуть на мир «трезвым» взглядом. Ведь вся хитрость, чинопочитание, достижение цели любыми путями приводят к тому, что люди деградируют, развитие общества, а значит и страны, останавливается. Чацкий понял это раньше многих, но не смог сломать устоявшуюся систему.

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

Добавить комментарий

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Грибоедов
  4. Умен ли Чацкий в комедии Горе от ума

Умен ли Чацкий в комедии Горе от ума Грибоедова? (можно ли назвать его умным)

Уже название произведения «Горе от ума» вызывает мысль о том, что же такое ум и как от него может следовать горе. Но видимо в самом названии автор настроил читателя на мысль о том, кто в комедии умен и как он тот ум использует.

Знакомясь с образом Чацкого, мы видим умного, просвещенного человека с передовыми взглядами на жизнь и происходящие в ней перемены. Чацкий умеет красноречиво и остроумно говорить, доводить свою правоту.

Своим знанием дела он завоевал авторитет на службе, даже был знаком с министрами. Но не мог терпеть сложившуюся там ситуацию раболепия и происходящих процессов. Чацкий уходит со службы.

Вот здесь и задумываешься, прав ли он и умно ли поступил. Не умнее ли было на той же службе отстаивать свои взгляды и идеи. Но он порывает все свои старые служебные связи и отправляется путешествовать.

Вернувшись из путешествия, с новыми идеями и веяниями, и думая о том, что в Москве уже произошли перемены, Чацкий увидел все те же принципы, по которым живут люди его круга и не хотят ничего менять в своей жизни.

Он анализирует сложившуюся в обществе ситуацию, умело дает точную характеристику происходящему и людям, живущим в отсталом обществе и не думающим о переменах.

Чацкий уверенно говорит о том, что жизнь нужно менять, что все в этом обществе устарело, пришло в упадок. Здесь мы уверены, что таки это умный человек, и говорит он все правильно.

Но вот умно ли он поступает, не задумываясь над тем, кому он это говорит и с кем спорит. Ведь эти люди глухи к его доводам рассудка. Он один выступил против всего «мира фамусовых» и потерпел поражение. Не умнее ли его соперник, который и по службе добился успехов, и невесту у него увел. Думаю, что не умнее. Хитрее и изворотливее – да, но никак не умнее. Да и многие герои произведения хитростью добились жизненных благ, используя свой ум себе в угождение.

Чацкий же выступил один против общественного мнения и отживших себя правил, он не пошел на компромисс и был изгнан этим обществом. Его не поняли и не могли понять, но этот его поступок говорит о том, что он умный человек и поступил правильно. Кто-то же должен был это сделать, внести новое веяние в отсталую серую жизнь общества. Его однозначно можно назвать умным человеком.

Вариант 2

Умён ли Чацкий? Конечно же, да. Ведь так нам говорит автор произведения, он ясно описал Чацкого среди двадцати пяти глупцов, он выразил Чацкого с хорошей стороны, писатель ясно нам даёт понять, что Чацкий совершенно не похож на других, он уникальный среди двадцати пяти человек. Люди, конечно же как и в любом другом обществе не могут принять Чацкого таким каким он есть, ведь он умнее их, он умнее остальных, а людям как известно не нравится те, кто любит выделиться из толпы, тем более в тогдашнее время.   

Чацкий смог получить очень даже достойное образование но, к сожалению, он не был богатым, он был вроде среднего человека в обществе. Чацкий, будучи маленьким, вырос и родился в Москве. В его окружение входили те, кто посещал или как-то знал Фамусова. Фамусов, тем не менее, являлся лучшим другом отца Чацкого, но вскоре отец Чацкого скончался. Именно в Москве Чацкий встретил свою первую любовь в жизни. Той самой любимой девушкой Чацкого являлась Софья. Чацкий по логике должен был отправиться в очень долго и муторное путешествие на целых 3 года. Но любовь не дала ему уехать, и он вскоре вернулся домой к любимой. Всё же Чацкий пообщался с людьми, которые дали ему новые знание и открытие новых горизонтов. Приехав домой, он пытался рассказать Софье обо всё новом, что он узнал, но её были безразличны слова Чацкого, ведь её данное мероприятие, связанное с наукой было совершенно не интересно. Выяснилось то, что Софья за такое короткое время поменяла взгляды и для неё Чацкий стал безразличный для неё.

Путешествие Чацкого хоть и было не долгим, но он узнал много всего интересного, поучительного и умного от людей, которые явно умнее его. Его же ум не был признан на родине. Даже Фамусовское общество отказывалось его слушать, так как они считали его ненормальным и сумасшедшим. Он понимал, что донести до этих людей суть невозможно. Он идёт сквозь и поперёк мнения общества. Чацкий является, по сути реальным победителям, но в то же время является жертвой общества.

Ум Чацкого помог ему взглянуть на мир совершенно с другой стороны. Он понял, как в круг всё плохо, он понял, кто его окружает, и он понял, что с такими людьми иметь дела и разговаривать бесполезно. Он понял, что люди в прямом смысле деградируют, и страна утопает. Развитие странные буквально остановилось, ведь люди не чего не хотели добиваться, они привыкли, что всё достаётся легко, они привыкли хитрить.

Сочинение на тему Умен ли Чацкий

Автор называет картину, написанную в комедийном жанре, «Горе от ума», чтобы полностью описать все мучения человека, наделенного умом и здравым смыслом в обществе людей глупых и обделенных любой возможностью мыслить разумно.

В названии автор подчеркивает общий смысл произведения, горе, человека, наделенного умом, в компании глупых людей. Он не может разделить с кем-то интеллектуальные разговоры, а наблюдать за глупыми людьми отчасти бесполезно и занудно.

Он подчеркивает эту идею в письме к Катенину, говоря о том, что его комедия рассказывает о том, что на 1 умного человека обычно приходиться 25 глупцов, в окружении которых ему приходиться жить. Это ключевая идея произведения, которую автор красной нитью протягивает на протяжении всего повествования, он также покажет, как герой начинает меняться под влиянием окружающей среды и мнения людей.

Основной чертой Чацкого является настоящий ум. Критики были удивлены и смущены тем, что поведение Чадского отличается безрассудством, но при этом остальные лица не отличаются особенной глупостью. Этим он выделяется на фоне окружающих людей. С одной точки зрения он безумно умен, а с другой не обладает никакими мыслительными способностями.

Но кроме этих двух точек зрения существует еще и третья. Читатель не может отрицать у Чацкого наличие живого и пылкого ума. Но при этому нельзя отрицать его безрассудства и крайней резкости. Особенно видной на фоне окружающих его людей. Он не понимает, почему судьба поступает с ним столько несправедливо, ведь он обладает живым и пылким умом.

Такова натура главного героя, у него есть собственные достоинства и недостатки, она отчасти кажется гениальной, но в тоже время достаточно простой. Только гениальный человек мог повести себя в бытовой драме именно таким образом, он не готов решать возникающие на бытовом уровне проблемы.

Автор подчеркивает, что в русском обществе человек гениальный не способен выжить в обыденности и реализме. Он старается сохранить здравый ум, но не может. Окружающая среда влияет на него губительно. При этом на фоне других людей он выглядит достаточно скучно, при этом он думает, что возможности его фактически исчерпаны.

Трудно сказать, обладает ли главный герой абсолютным умом и восприятием окружающего мира. Он старается думать положительно, но внешняя глупость губит все на корню.

Ему трудно разобраться с происходящим в окружающем мире. При этом автор говорит о том, что молодой человек не просто умен, он гениален. И именно поэтому не может выжить в бытовой обстановке. Гениальный ум страдает в окружении глупых людей, не способных размышлять о трудностях и проблемах.

Умен ли Чацкий в комедии Горе от ума

Умен ли Чацкий в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

  • Мы в ответе за тех, кого приручили сочинение

    «Мы в ответе за тех, кого приручили» — эту фразу часто приходится слышать в жизни, но далеко не все люди знают, что это цитата из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

  • Образ и характеристика Аркадия Кирсанова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

    Вместе с резким Базаровым молодое поколение представляет Аркадий Кирсанов. Это юный человек, который изо всех сил ищет признание в окружающем мире.

  • Пришвин

    Михаил Михайлович Пришвин — русский писатель-прозаик. В своем творчестве он поднимает важные вопросы человеческой жизни, связи человека с религией, с природой.

  • Сочинение Прилагательное — моя любимая часть речи

    Русский язык считается наиболее сложным языком из-за трудностей, связанных и с расставлением знаков препинания, и правилами переноса слогов и многими другими причинами. Среди них отдельное место занимает вопрос

  • Главные герои произведения Цветик-семицветик

    Замечательная сказка Валентина Катаева Цветик — Семицветик рассказывает о том, что в жизни у человека есть много шансов и возможностей, но он не всегда делает правильный выбор. Иногда люди тратят свою жизнь

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Грибоедов

Сочинение на тему Умен ли Чацкий?

В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму», но потом решает вставить предлог от. Первостепенно в обществе, где жил автор было принято считать, что ум означает прогрессивность идей, а человек умный считался прогрессивным и деятельным. Но почему же возникло название «Горе от ума». И можно ли назвать главного героя умным?

Да Чацкий положительно умен, да и вообще среди героев нет людей простых, они продуманы и готовы на любые свершения, чтобы достичь желаемой цели.

нейросеть

Но Грибоедов пишет, в его повествовании есть двадцать пять глупцов, почему же он выделяет именно Чацкого на фоне всех остальных. На самом деле он выделяется, ему присущи определенные умственные способности, он смотрит на все происходящее и анализирует. Он способен аналитически подходить к происходящему.

У него есть определенный интеллект, но не может применять его на практике. Часто он попадает в разные ситуации, из которых не может выбраться, хотя логически мыслящий человек. Поэтому предлог от вносит отрицательный подтекст в название, несмотря на то, что главный герой умен, он не способен применить имеющиеся знания на практике, это и дает трещину в наличии у него ума.

При этом его фамилия является говорящей и говорит о том, откуда возникает его способность к вольнодумию. Он не пытается понять девушку, которая отвергла его чувства, при этом часто проявляет грубость и непонимание. Ему трудно контролировать свои эмоции. При этом размышлять он может как думающий человек, наделенный способностями.

Несмотря на то, что он обладает умственными способностями, может анализировать, у него есть определенные знания, но нет практической мудрости. Он не может применять полученные знания на практике, поэтому его нельзя назвать умным человеком, потому что жизнь его часто идет под откос из-за неправильного применения полученных знаний.

На вопрос умен ли Чацкий нельзя ответить однозначно, у каждого есть положительные и отрицательные стороны, при этом он не ведет себя как человек мудрый и проницательный.

Сочинение 2

В произведении А. Грибоедова «горе от ума» заложена мысль о том, что в обществе не ценят умных людей. В комедии одним из основных персонажей считается Александр Андреевич Чацкий.

Главный герой описан автором с позитивной стороны. Он дает ему характеристику умного человека. Грибоедов выделяет Чацкого из всех двадцати пяти человек. Он отличается от всего Фамусовского общества своей уникальностью и умственными способностями. Окружающие люди его не принимают и т не хотят понять. Его не любят потому, что умнее, чем все остальные. А таких персонажей посредственное общество не воспринимает и отвергает. Чацкий сильно выделяется, он яркий и заметный персонаж. Его ум мешает герою влиться в коллектив.

Чацкий благодаря своему уму смог выучится и получить хорошее образование. Его семья не была сильно богатой. Чацкий был коренным москвичом. Он родился и рос в этом городе. Покойный отец Александра Андреевича был хорошим товарищем Фамусова, поэтому парень хорошо знал это общество. Бывая в гостях у семьи Фамусовых, парень познакомился с Софией и влюбился в нее. Эта девушка была дочкой хозяина дома.

Чацкий вынужден был отправиться в путешествие на три долгих года, но он понимал, что не вынесет разлуку с любимой, поэтому вернулся раньше. Во время вынужденной поездки парень общался с разными людьми, от которых узнал много новой и полезной информации, приобрел новые навыки. Приехав в Москву парень решил поведать Софии все. Что ему удалось узнать. Но, девушке были не интересны его рассказы, ведь она совсем не интересовалась наукой. За время отсутствия Чацкого в Москве София охладела к нему и влюбилась в другого героя.

От своего путешествия парень взял многое. Он пообщался с умными личностями и узнал много поучительных и интересных умозаключений. Чацкий был умным, но на его родной территории его никто не оценил. Фамусовское общество не хотело его слушать и воспринимать его истории. Им все это не было интересно. Всем коллективом они воспринимали Чацкого как ненормального и сумасшедшего человека. Александр Андреевич понимал, что это общество невозможно исправить и донести до них истину. Чацкий не стал уподобляться всем им и пошёл против коллектива. В итоге он очень пострадал от Фамусовского общества.

Чацкий был достаточно умным человеком и стремился развиваться и познавать новое. Из-за своего большого склада ума он понимал, что окружающее его общество деградирует. От этого осознания реальности ему становилось невыносимо плохо, и однажды он покинул Москву. Чацкого можно смело назвать умным и трудолюбивым человеко.

Можно ли назвать умным Чацкого в комедии Горе от ума

Назвать-то можно, но вот только от этого ума, как в названии и говориться, одно горе. Ещё можно было б назвать это произведении «Бессердечный ум».

Чацкий всех критикует, но никого не жалеет. Все показаны плохими, глупыми, но ведь в каждом человеке должно быть что-то хорошее! Люди ещё могут ошибаться. Например, Софья точно ошиблась в этом Молчалине! Она поверила ему, а он использует её, готов изменять ей даже с горничной. Конечно, Софья и разочарована в Молчалине, и на себя злится, но больше злится на Чацкого. Он как бы стал причиной этой проблемы, хотя без него Софья ещё больше б запуталась – связала свою жизнь с негодяем. Она должна быть благодарна Чацкому, а он её раздражает… Как учитель, который поставил «двойку» за невыученный урок. Ты ведь сам виноват, что не выучил! То есть всегда есть те, кто мог помешать в этом важном деле, но ответственность на тебе! А если это пробный ЕГЭ? Лучше пусть на пробном поставят «два», ты успеешь подготовиться, чем провалить настоящий экзамен!

Или его друг с женой? Чацкий смеется над ним, а нужно пожалеть. В такой семье не хорошо ни мужчине, ни женщине. Ей кажется, что она себя хорошо чувствует, но я так не думаю. Управлять мужем, не уважая его?.. И всё это фамусовское общество, они ведь просто привыкли так жить. Легенды ходят о дедах, которые делали карьеру лестью и глупостью. И так учили детей, а они – своих! Они просто и не пробовали жить по-другому.

Понятно, что глупым его назвать нельзя. Он образован, внимателен, понимает причины событий… Действительно, представляет, как лучше и правильней. Но это больше в теории, всё-таки. Думаю, что он хорошо учился, много читал. Все отмечают, как он сильно изменился за время своего путешествия.

И разве всё можно изменить за одну секунду – примером какого-то почти чужака, который вполне может даже оказаться сумасшедшим! Чацкий решил, что очень умный и всех может учить, но всё не так просто! Он не глуп, конечно, но его уму как раз не хватает доброты, человеческого отношения к людям. Поэтому они все так легко поверили, что он сумасшедший, ополчились на него, а ему пришлось сбегать в глушь. Может, природа на него хорошо повлияет, и он станет видеть в людях лучшее. Можно ведь даже исправить людей, но потихоньку, когда они сами этого хотят. А всех обвинить, когда ты сам один только правильный? Они тебя в учителя жизни не звали! Нужно быть достаточно умным, чтобы это всё понимать.

`

Умен ли Чацкий?

Умен ли Чацкий?

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Идея, суть и смысл комедии Горе от ума

    Основная тема произведения заключается в изображении чиновничьего преклонения перед высшими должностями посредством проявления невежества и лицемерия.

  • Под лежачий камень вода не течет — сочинение

    Как известно, чтобы чего-то добиться необходимо прилагать к этому какие-то усилия. В основном от желания зависит большая часть успеха.

  • Характеристика семьи Курагиных в романе Война и мир Толстого

    Семья Курагиных – одна из самых аристократичных и влиятельных семей в романе. Стоит сказать, что на репутацию ее повлияло не одно поколение. Имидж династии поддерживался столетиями

(558 слов) Одним из главных произведений Александра Сергеевича Грибоедова является бессмертная комедия «Горе от ума«. Данная пьеса представляет собой наиболее значимый и ценный результат творчества выдающегося писателя. Александр Грибоедов поднял острые моральные и нравственные проблемы, которые назрели в стране после событий Отечественной войны 1812 года. Описывая главных героев, автор продемонстрировал столкновение двух мировоззрений — борьбу представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Главными персонажами комедии «Горе от ума» являются Чацкий и Молчалин. Рассмотрим поподробнее их сравнительную характеристику, сравнив, главным образом, ум Чацкого и ум Молчалина. 

Молчалин и Чацкий являются антиподами. Они абсолютно разные по характеру, мировоззрению и общественному положению. Тем не менее, Чацкий и Молчалин становятся участниками одного любовного треугольника. Можно сказать, что этих героев объединяет только то, что они одного возраста и проявляют симпатию к одной девушке, Софье Фамусовой. 

В образе Алексея Молчалина писатель воплотил спокойного и скрытного человека. Фамилия этого героя является говорящей, ведь её носитель, не имея собственного мнения, предпочитает молчать. Герой не любил вступать в различные споры. Молчалин является лживым, эгоистичным и аморальным человеком. По мнению этого персонажа, прислуживание — прекрасный способ добиться хорошей репутации и больших успехов в карьере. Главная жизненная ценность для Молчалина заключалась в деньгах и влиятельности. Именно к этой цели он и стремился. Ему нельзя отказать в уме: вся его жизнь распланирована, все действия продуманы. Он далеко не глуп, ведь использует других людей и манипулирует ими. Работая секретарем у Павла Фамусова, Молчалин был очень услужливым, ведь герой желал добиться больших высот в карьере. Алексей проявлял знаки внимания к дочери своего начальника, Софьи, однако он не любил её. Девушка для Молчалина представляла собой прекрасную возможность приблизится к барину. Таким образом, ум Молчалина — практический. Он знает, как добиться своего, и прекрасно справляется с работой. Однако его способности пропадают втуне, потому что он развивает их только в одном направлении — поиске выгоды.

Совершенно другим в комедии «Горе от ума» предстаёт Александр Чацкий. В его образе представлен образованный, воспитанный, умный и рассудительный человек. Чацкий, в отличие от Молчалина, терпеть не может услужливых людей, считая это поведение недопустимым. Александр Чацкий возмущен тем, что Молчалин лицемерит и врет ради успешной карьеры и достойной репутации, поэтому он неоднократно подшучивает над ним. Можно заметить, что Александр никогда не боялся выражать собственного мнения. Чацкий не скрывает и то, что ему не нравится Молчалин. 

Александр тоже умен, но по-другому. У него отвлеченный ум, более одарённый и разносторонне развитый. Он — мыслитель, стратег, а не исполнитель. Поэтому Александр Чацкий, будучи очень образованным и умным человеком, не имеет постоянного занятия. Однако он — дворянин, и у него есть некий капитал. А потому Чацкий независим и никогда не боялся говорить людям правду в лицо. Александр готов бороться за идеалы «века нынешнего», в отличие от Молчалина. Взгляды Чацкого были очень схожи с идеями декабристов. Он не понимал преклонения перед всем иностранным и отвергал крепостное право. 

Нетрудно заметить, что конфликт между Чацким и Молчалиным носит не только общественный характер, ведь здесь происходит столкновение любовных интересов. Чацкий с детства любит Софью, однако девушка все же выбрала Молчалина. В нем героиня увидела порядочного и доброго человека. Она не осознает, что за его привлекательной внешностью скрывается никчёмный человек. 

В образах Чацкого и Молчалина автор изобразил совершенно разных людей. Молчалин, обладая практическим умом и деловой хваткой, смог стерпеть все унижения, при этом он улыбался, ведь хотел лестью и притворством добиться высокого положения. А Чацкий, будучи уверенным в себе человеком, никогда бы не стал терпеть непозволительного отношения. Его ум гордый, мятежный, ищущий, но абстрактный и к делу не приспособленный.

Автор: Виктория Комарова

­Пример сочинения 1

Умён ли Чацкий? Конечно же, да. Ведь так нам говорит автор произведения, он ясно описал Чацкого среди двадцати пяти глупцов, он выразил Чацкого с хорошей стороны, писатель ясно нам даёт понять, что Чацкий совершенно не похож на других, он уникальный среди двадцати пяти человек. Люди, конечно же как и в любом другом обществе не могут принять Чацкого таким каким он есть, ведь он умнее их, он умнее остальных, а людям как известно не нравится те, кто любит выделиться из толпы, тем более в тогдашнее время.   

Чацкий смог получить очень даже достойное образование но, к сожалению, он не был богатым, он был вроде среднего человека в обществе. Чацкий, будучи маленьким, вырос и родился в Москве. В его окружение входили те, кто посещал или как-то знал Фамусова. Фамусов, тем не менее, являлся лучшим другом отца Чацкого, но вскоре отец Чацкого скончался. Именно в Москве Чацкий встретил свою первую любовь в жизни. Той самой любимой девушкой Чацкого являлась Софья. Чацкий по логике должен был отправиться в очень долго и муторное путешествие на целых 3 года. Но любовь не дала ему уехать, и он вскоре вернулся домой к любимой. Всё же Чацкий пообщался с людьми, которые дали ему новые знание и открытие новых горизонтов. Приехав домой, он пытался рассказать Софье обо всё новом, что он узнал, но её были безразличны слова Чацкого, ведь её данное мероприятие, связанное с наукой было совершенно не интересно. Выяснилось то, что Софья за такое короткое время поменяла взгляды и для неё Чацкий стал безразличный для неё.

Путешествие Чацкого хоть и было не долгим, но он узнал много всего интересного, поучительного и умного от людей, которые явно умнее его. Его же ум не был признан на родине. Даже Фамусовское общество отказывалось его слушать, так как они считали его ненормальным и сумасшедшим. Он понимал, что донести до этих людей суть невозможно. Он идёт сквозь и поперёк мнения общества. Чацкий является, по сути реальным победителям, но в то же время является жертвой общества.

Ум Чацкого помог ему взглянуть на мир совершенно с другой стороны. Он понял, как в круг всё плохо, он понял, кто его окружает, и он понял, что с такими людьми иметь дела и разговаривать бесполезно. Он понял, что люди в прямом смысле деградируют, и страна утопает. Развитие странные буквально остановилось, ведь люди не чего не хотели добиваться, они привыкли, что всё достаётся легко, они привыкли хитрить.


­Пример сочинения 2

Можно ли назвать умным Чацкого?

Назвать-то можно, но вот только от этого ума, как в названии и говориться, одно горе. Ещё можно было б назвать это произведении «Бессердечный ум».

Чацкий всех критикует, но никого не жалеет.

Все показаны плохими, глупыми, но ведь в каждом человеке должно быть что-то хорошее! Люди ещё могут ошибаться. Например, Софья точно ошиблась в этом Молчалине! Она поверила ему, а он использует её, готов изменять ей даже с горничной. Конечно, Софья и разочарована в Молчалине, и на себя злится, но больше злится на Чацкого. Он как бы стал причиной этой проблемы, хотя без него Софья ещё больше б запуталась – связала свою жизнь с негодяем. Она должна быть благодарна Чацкому, а он её раздражает… Как учитель, который поставил «двойку» за невыученный урок. Ты ведь сам виноват, что не выучил! То есть всегда есть те, кто мог помешать в этом важном деле, но ответственность на тебе! А если это пробный ЕГЭ? Лучше пусть на пробном поставят «два», ты успеешь подготовиться, чем провалить настоящий экзамен!

Или его друг с женой? Чацкий смеется над ним, а нужно пожалеть. В такой семье не хорошо ни мужчине, ни женщине. Ей кажется, что она себя хорошо чувствует, но я так не думаю. Управлять мужем, не уважая его?.. И всё это фамусовское общество, они ведь просто привыкли так жить. Легенды ходят о дедах, которые делали карьеру лестью и глупостью. И так учили детей, а они – своих! Они просто и не пробовали жить по-другому.

Понятно, что глупым его назвать нельзя. Он образован, внимателен, понимает причины событий… Действительно, представляет, как лучше и правильней. Но это больше в теории, всё-таки. Думаю, что он хорошо учился, много читал. Все отмечают, как он сильно изменился за время своего путешествия.

И разве всё можно изменить за одну секунду – примером какого-то почти чужака, который вполне может даже оказаться сумасшедшим! Чацкий решил, что очень умный и всех может учить, но всё не так просто! Он не глуп, конечно, но его уму как раз не хватает доброты, человеческого отношения к людям. Поэтому они все так легко поверили, что он сумасшедший, ополчились на него, а ему пришлось сбегать в глушь. Может, природа на него хорошо повлияет, и он станет видеть в людях лучшее. Можно ведь даже исправить людей, но потихоньку, когда они сами этого хотят. А всех обвинить, когда ты сам один только правильный? Они тебя в учителя жизни не звали! Нужно быть достаточно умным, чтобы это всё понимать.


­Пример сочинения 3

Важным в произведении является его название «Горе от ума». В нём автор сообщает, что среди различных людей находится особенно умный человек. Долгое время Грибоедов не мог определиться с названием книги, но всё же выбрал правильный вариант. Перед окончательным решением название изменялось несколько раз. В итоге в нём получилось отразить всё, о чём говорится в произведении.

Основного героя можно назвать человеком вполне эрудированным, своей начитанностью он выделяется из толпы. Но автор даёт понять, что гению тяжело существовать в обычной жизни. Общество, которое живёт по накатанной, не позволяет развиваться главному герою.

Сложившиеся обстоятельства и отношение окружающих, которые говорят, что он безумец, не позволяют ему развиваться. Он не способен найти в себе резерв сделать так, как считает нужным. Мнение людей заключается в том, что его слова и поведение не считают справедливым упрёком обществу. Они против его размышлений. Главный герой пытается найти важные аргументы, но его поступки часто необдуманны из-за влияния окружающих.

Александр не в силах с ясным умом довести дело до конца. Из-за этого он не может комфортно существовать. Внутри герой понимает абсурдность развернувшийся комедии, но внешне не способен выйти из-под натиска неумных людей. Он тяготится обществом остановившихся в развитии людей, разочарован, что вся актуальная информация до их сознания не доходит, и знает, что если ещё немного повременить в их компании, тогда сам начнёт деградировать.

Ум в понимании Чацкого приносит только горе. Собственный внутренний мир, который хорошо объясняет нелепость поступков, ему неподвластен.

Люди вокруг глупы, а это означает, что он не может нормально взаимодействовать, поступки чужды герою. Ему тяжело осознать, почему он должен общаться с такими людьми.

Нельзя однозначно сказать, умён ли Чацкий. Его интеллектуальные способности выше всех похвал, но это не значит, что умны его поступки.

На этого романтического героя оказывают влияние обстоятельства, которые он не способен изменить. Он пытается внешне подействовать на ситуацию, но не может заставить развиваться окружающих.

Гениальность главного персонажа не способна существовать в жестокой реальности.


­Пример сочинения 4

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это яркое сатирическое произведение, высмеивающее пороки русского крепостного общества. Но смех этот вовсе не веселой, а, скорее, горький. Из уст главного героя пьесы Александра Андреевича Чацкого один за другим звучат обличающие монологи в адрес Фамусова, Скалозуба, Молчалина и других представителей московского дворянства. Чацкий считает, что в этом городе «дома новы, но предрассудки стары», и ничто не в силах исправить ситуацию.

Если вдуматься, то какой человек мог произнести подобные слова? Конечно же, только очень умный и проницательный. Тот, кто видит все недостатки светской жизни с ее невежеством, преклонением перед вышестоящими по должности, молчаливым раболепием, искаженной моралью и вечной погоней за чинами и материальными ценностями.

Но Чацкий у Грибоедова — это злой гений. Человек, у которого, по его же собственным словам, «ум с сердцем не в ладу». Потому он не может перестать говорить колкости в адрес тех членов фамусовского общества, которых презирает.

Из-за такого поведения Чацкого А. С. Пушкин отказывался считать этого героя действительно умным, полагая, что тот, кто умен, никогда не станет «метать бисера перед Репетиловыми и тому подобными». По мнению поэта, человек, имеющий светлую голову на плечах, обязательно сможет с первого взгляда определить, с кем имеет дело.

Но И. А. Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний» не соглашался с Пушкиным. Он видел в Чацком не только умного, но также деятельного человека, «развитого», «с чувством».

В своей работе Гончаров говорит, что Чацкий не просто отказывается подчиняться законам света. Он «начинает новый век». И именно в этом начинании герой и являет весь свой ум.

Я полностью согласна с таким виденьем Чацкого. Несмотря на то что злой ум героя приносит ему немало страданий, способность открыто высказать свою позицию ставит Александра Андреевича на совершенно иной уровень.

В нем чувствуется сила, готовность повести других людей за собой. Да, пускай единомышленников пока не находится рядом и в финале произведения герой убегает из Москвы, но он не убегает от жизни.

Чацкий говорит, что пойдет искать по свету, «где оскорбленному есть чувству уголок». И мне верится, что этот уголок он найдет. И вслед за Александром Андреевичем вскоре придут такие же свободные честные люди, желающие служить «делу, а не лицам». И они изменят законы фамусовского общества. Поведут Россию к новой цели.

  • Кто укусил лису из сказки доктор айболит
  • Кто укусил князя в сказке пушкина песнь о вещем олеге
  • Кто украл солнце в сказке чуковского краденое солнце
  • Кто украл пироги испеченные красной королевой в сказке алиса в стране чудес
  • Кто украл елену прекрасную в сказке иван царевич и серый волк