Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным хозяйка или старый военный темные аллеи

Вечная драма любви в прозе И.А. Бунина

Ход урока

Оргмомент.

Вступительное слово учителя:

Мы продолжим знакомство с творчеством И.А. Бунина. В 8 классе мы читали его рассказ «Кавказ», вспомним, о чем в нем шла речь?

Сегодня мы обратимся к еще одному произведению И. Бунина «Темные аллеи».

Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей», и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:

Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Ребята, меня волнует такой вопрос:

  • Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

О героях Бунина нельзя сказать словами А. Грина: «Они жили долго и умерли в один день».

Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя — как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

«Темные аллеи».

«Лёгкое дыхание»

1916 г.

«Солнечный удар»

1925 г.

В рассказе «Лёгкое дыхание» (1916 г.) — героиня, Оля Мещерская, погибает от рук офицера «плебейского вида», застрелившего девушку из-за оскорблённого самолюбия. Вся трагедия произошла потому, что к своей судьбе, к жизни, любви, людям нельзя относиться легкомысленно.

Случайное знакомство на пароходе, обычное «дорожное приключение», «мимолётная встреча» описывается в рассказе «Солнечный удар», и вот герой переживает муки любви. Поражённый, словно солнечным ударом, этой неожиданной любовью, поручик готов умереть, лишь бы вернуть это дорогое ему существо. Но ничего нельзя вернуть, ведь он даже имени своей спутницы не знает.

 Цикл новелл «Тёмные аллеи» 

Рассказ «Тёмные аллеи» является прологом к сборнику. Своим содержанием он задаёт основную тему следующих.

Это и первая любовь, и любовь последняя, и радостное чувство, и чувство горечи, утраты чего-то невосполнимого.

Работа с классом. Эвристическая беседа:

Обратимся к тексту самого рассказа.

Каковы основные темы рассказа? (любовь, предательство, расплата)  

Кто является главным героем? (он и она, мужчина и женщина)

Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)

Попробуем составить портрет героев.

Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» — воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки воспитывались наравне с молодыми барышнями, становились членами семьи. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее, дали ей вольную.

Николай Алексеевич. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева:

Была чудесная весна
Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

— Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

— Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

— Почему такая женщина не вышла замуж?

(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

— Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

— Помнил ли он о своей первой любви?

(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

— Что понял герой после разговора с Надеждой?

(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей…).

— Почему же Надежда не остановила своего любимого, ведь она его любила, любит и будет продолжать любить?

(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

— Почему же Николай Алексеевич так быстро уехал? Не задержался, не продолжил мгновения встречи?

(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)

— Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

— Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

— Какое настроение создает описание осени?

(Осень создает мрачное и печальное настроение).

— А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, это закат жизни, закат любви).

— Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

— О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

— Значит, любовь — это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

И теперь, чтобы до конца разобраться, в чём же состоит тайна любви по Бунину, я предлагаю вам в ходе самостоятельной работы восстановить текст: на месте пропусков, вписывая «выпавшие» слова.

«Обратим внимание на природные__________рассказа. Автор обращает внимание на холодное ________________, на ________________, залитые дождями, на бледное низкое ______________, используя такое средство выразительности, как _______________ ___________ создаёт мрачное и печальное настроение. Не случайно автор выбрал именно это время года: пора любви прошла, осень символизирует закат ___________, закат ____________.
Однако в ______________рассказа меняется свет: солнце вдруг светит на __________ поля! А наш герой вдруг понимает, что единственные счастливые, волшебные минуты подарила ему________________.
Таким образом, ____________ в бунинской философии – это напряжённый момент бытия, который ___________ светом всю жизнь человека»

Образец мини-сочинения.

Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» с такой силой передает драму людей, познавших подлинную любовь, что продлись она еще дольше, сделала бы обоих счастливыми.

Любовь — высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление ее духовной значимости не остается безнаказанным. Герой, предав любимую, несчастлив всю свою жизнь.

А героиня рассказа? Счастлива ли она? Да, я думаю, она познала истинные моменты счастья и счастлива по сей день. Героиня рассказа одинока, но не согласна с мнением героя о том, что с годами все проходит, как это сказано в библейской книге Иова «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Эта книга учит терпению. А кто терпит — страдает. Героиня рассказа Бунина тоже страдает, но оттого, что «не любить она не может». Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жизненные испытания? А источник силы — это любовь!

Цели:

  • создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства сделать вывод о своеобразии его творчества
  • продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения
  • воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу людей, связанных с вами

Средства обучения: портрет И. Бунина, иллюстрация к произведению, музыкальное оформление, мультимедийная установка.

Запись на доске:

Кто любит, счастлив
Пусть хоть распят он.
К. Бальмонт

Словарь:

  • Распят — пригвожден к распятию
  • Распятие — символ страдания
  • Книга Иова — библейская книга, учащая терпению.
  • Иов — библейский страдалец.

Предварительное задание к уроку:

  1. Прочитать рассказ «Темные аллеи»
  2. Придумать 1 вопрос, который вы хотели бы задать главным героям.
  3. Задание по группам:
    1 группе — сообщение — рассказ о Николае Алексеевиче
    2 группе — о Надежде

Ход урока

I.

Ребята, темой нашего урока я выбрала слова И.А. Бунина «Всякая любовь великое счастье». На предыдущем уроке мы говорили о любви трагедийной. Вспомним название этого рассказа и ответим на вопрос:

«Почему расстались герои этого рассказа?» (Рассказ называется «Холодная осень». Причиной расставания была война).

— В этом рассказе звучит вызов против несовершенства мира. Сегодня наше знакомство продолжится, и мы обратимся к еще одному произведению И. Бунина «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей», и название его навеяно стихотворением поэта XIX века Н.П. Огарева:

Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея.

Ребята, меня волнует такой вопрос:

Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются)

— Вы правы, на самом деле о героях Бунина нельзя сказать словами А. А. Грина: «Они жили долго и умерли в один день». Описание тихого семейного счастья не привлекает писателя — как бы сильно герои не любили друг друга, финал всех рассказов печален.

II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

1. — Обратимся к тексту самого рассказа. Выявим основные темы рассказа. (любовь, предательство, расплата)  

— Кто является главным героем? (он и она, мужчина и женщина)

— Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

— Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат)

2. — Представим слово двум группам. Они расскажут о главных героях до момента расставания.

I группа: Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

П группа: Николенька… Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей — господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна
Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы первой группе.

— Как сложилась судьба Надежды после расставания?

(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

— Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

— Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

(- Я бы не простил(а) такого бессердечного человека, ведь он подло поступил.

— А я думаю, что если сильно любить, то можно простить. Но надо устроить свою жизнь).

— Почему такая женщина не вышла замуж?

(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

Вопросы второй группе.

— Как сложилась судьба Николая Алексеевича?

(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

— Помнил ли он о своей первой любви?

(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

— Что понял герой после разговора с Надеждой?

(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей…).

3. — Ученики, не входящие в эти группы, подготовили каждой группе по вопросу. Предоставим им слово.

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила рассказ о Надежде:

— Почему же вы, Надежда, не остановили своего любимого, ведь вы его любили, любите и будете продолжать любить?

(Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

Вопрос, адресованный группе, которая подготовила выступление о Николае Алексеевиче.

— Почему вы так быстро уехали? Не задержались, не продолжили мгновения встречи?

(Продлевать минуты встречи все равно, что продлевать мгновения своего подлого поступка)

Вопрос ко всем ученикам:

— Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. — Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

— А как вы можете представить эту осень?

(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

— А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?

(Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

— Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

— О чем это говорит?

(Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

— Значит, любовь — это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

— Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи — название рассказа — мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

III.

— Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье…», что любовь — это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби».

Кто не любил, не выполнял закон,
Которым в мире движутся созвездья,
Которым так прекрасен небосклон.
Он в каждом часе слышит мертвый звон.
Ему никак не избежать возмездья.
Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

IV.

— Эпиграфом к сегодняшнему уроку мы взяли последнюю строчку этого стихотворения:

Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он.

Согласны ли вы этим утверждением?

Домашнее задание:

Напишите мини-сочинение, взяв за основу слова К. К. Бальмонта, которые и будут формулировкой темы сочинения.

А в завершении послушайте стихотворение А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу», которое поможет вам в работе над сочинением. (Стихотворение звучит на музыкальном фоне, Л. Бетховен «Лунная соната»).

Домашнее задание.
Образец мини-сочинения.

Рассказ И. Бунина «Темные аллеи» с такой силой передает драму людей, познавших подлинную любовь, что продлись она еще дольше, сделала бы обоих счастливыми.

Любовь — высший судья в человеческих отношениях. Недостойное отношение к ней, снижение, опошление ее духовной значимости не остается безнаказанным. Герой, предав любимую, несчастлив всю свою жизнь.

А героиня рассказа? Счастлива ли она? Да, я думаю, она познала истинные моменты счастья и счастлива по сей день. Героиня рассказа одинока, но не согласна с мнением героя о том, что с годами все проходит, как это сказано в библейской книге Иова «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Эта книга учит терпению. А кто терпит — страдает. Героиня рассказа Бунина тоже страдает, но оттого, что «не любить она не может». Где же источник силы, который помогает выстоять, выдержать жизненные испытания? А источник силы — это любовь!

А. Ахматова

Я не любви твоей прошу,
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты.
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней
Когда же счастья гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет так постыло
В мою торжественную ночь не приходи
Тебя не знаю!
И чем тебе смогла б помочь?
От счастья я не исцеляю.

15.05.2019

Конспект урока по литературе на тему: Анализ содержания рассказа И. Бунина «Темные аллеи».

Новик Надежда Григорьевна

учитель русского языка и литературы

Цели:
• создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства, сделать вывод о своеобразии его творчества;
• продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения;
• воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу близких людей

Оценить★★★★★

6476

Содержимое разработки

Конспект урока по литературе на тему: Анализ содержания рассказа И. Бунина «Темные аллеи».

Цели:

создать условия для проникновения в художественный мир мастера слова, постигая тайны его мастерства, сделать вывод о своеобразии его творчества;

продолжить работу над навыками осмысленного чтения текста, над формированием умений и навыков анализа образов; совершенствовать навык определения темы и основной идеи рассказа; создать условия для развития умения высказывать и аргументировать собственную точку зрения;

воспитывать чувство ответственности за свою судьбу и судьбу близких людей

Ход урока

I.Введение в тему. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы постараемся определить, осознать, что такое любовь в понимании известного русского писателя И.А. Бунина, увидеть индивидуальные особенности автора в раскрытии темы любви.

В конце своей жизни И. Бунин создал «Тёмные аллеи» — сборник рассказов о любви. По его собственному признанию, он «написал 38 раз об одном и том же» — и всё же эти рассказы можно перечитывать вновь и вновь, каждый раз открывая для себя что-то новое. Читаешь «Тёмные аллеи» и проникаешься сладкой завистью к человеку, который оставался влюблённым в жизнь в своём немолодом возрасте.

В «Тёмных аллеях» Бунин пишет о любви – чувстве, которое оставляет глубокий след в человеческой душе. Одноимённый рассказ, написанный в 1938 году, открывает книгу, задавая общий эмоциональный настрой, тематику и проблематику всему циклу. Я думаю, читая этот рассказ, вы не остались равнодушными.

Итак, ребята, темой нашего урока я выбрала слова И.А. Бунина «Всякая любовь великое счастье».

Сегодня мы обратимся к рассказу «Темные аллеи». Этим рассказом открывается весь цикл «Темных аллей».

-Почему цикл, в котором Бунин воспевает такое чувство, как любовь, назван «Темные аллеи»?

(Люди, которые любят друг друга, по каким-либо причинам расстаются, автор как бы выражает свой взгляд на запутанные, мрачные стороны любви, не все так гладко складывается в жизни, влюбленные расстаются; описано расставание, автор указывает на мрачные стороны любви)

II. Анализ рассказа «Темные аллеи». Беседа по восприятию и оценке рассказа.

Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? 
 — К какому жанру относится это произведение? (Новелла)
— Каков сюжет новеллы?

— Выявим основные темы новеллы (любовь, предательство, расплата).

— Что произошло на постоялом дворе?(встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

— Что стало основной причиной расставания?(социальное положение: она бедна, он богат).
— Открывает  произведение пейзажная зарисовка. Давайте прочитаем её.  (Чтение) На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь). 

— На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора. Автор очень подробно описывает обстановку в ней (текст).  «Как чисто, приятно у тебя», — сразу замечает Николай Алексеевич. Множество деталей упоминает автор в этом описании (у Бунина деталь имеет особое значение). 

 Что хочет показать автор? (Через деталь автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.) 

 —Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич в дороге?
    — Центральное место в новелле отведено диалогу главных героев. Сейчас мы с вами станем свидетелями этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. (Чтение фрагмента по ролям).
  — Как ведут себя персонажи на протяжении разговора? Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев?

— Все восхищает Бунина в героине, он любуется ею: «Темноволосая…красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу…»  Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству: «Все проходит, да не всё забывается», — утверждает она в ответ на слова офицера, который уже успел о многом позабыть: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит… Как о воде протекшей будешь вспоминать». Иная Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла через всю свою жизнь.«Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — говорит героиня. 

Заполнение таблицы

Как понимают любовь герои

Николай Алексеевич

Надежда

«Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит».

«Что кому бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело»

«Не могла же ты любить меня весь век»!

«Помнишь, как на тебя все заглядывались»?

«И ведь это вам отдала я свою красоту, свою горячку. Как же можно такое забыть».

«Все проходит. Все забывается».

«Лишь бы бог меня простил. А ты, видно, простила».

«..простить я вас никогда не могла».

«Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Мы считаем, что любовь для героя – это …

Мы считаем, что любовь для героя – это …

  — Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле?  

Неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься  о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги.   

Характеристика героев (до момента расставания)

I группа: Надежда — главная героиня рассказа «Темные аллеи» воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она, скорее всего, хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней неплохо относились. Узнав о её романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

II группа: Николенька… Так, скорее всего, звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.А.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей — господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи. Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы первой группе.

— Как сложилась судьба Надежды после расставания? (Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

— Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день? (Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

— Почему такая женщина не вышла замуж?(Она не вышла замуж и не могла выйти замуж, потому что любит его до сих пор).

Вопросы второй группе.

— Как сложилась судьба Николая Алексеевича?(Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

— Помнил ли он о своей первой любви? (Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

— Что понял герой после разговора с Надеждой? (Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей…).

— Почему же Надежда не остановила своего любимого, ведь она его любила, любит и будет продолжать любить? (Она не простила героя, не забыла своих обид, но и не разлюбила, не забыла его, помнит и живет в прошлом, как это часто случается с глубокими натурами, способными любить сильно и верно, всю жизнь).

— Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный? (Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

— Ребята, как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель? (Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

— А как вы можете представить эту осень?(Осень, которая создает мрачное и печальное настроение).

— А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе? (Для героев жизнь как бы уже пройдена, скорее всего большой любви, такой, какой у них была, больше уже не будет. Это закат жизни, закат любви).

— Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

— О чем это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

Вывод:

— Значит, любовь — это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

— Обратимся к поэтике названия рассказа.(Темные аллеи — название рассказа — мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви).

— Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье…», что любовь — это закон мироздания.

III. Рефлексия

-Давайте составим синквейн к слову «любовь».Любовь. Кратковременная, озаряющая. Греет, живёт, спасает. Не ведёт к счастью. Память.

Домашнее задание: Давать характеристику главным героям (по материалам урока)

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/360518-konspekt-uroka-po-literature-na-temu-analiz-s

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рассказ «Темные аллеи»: краткое содержание

Рассказ «Темные аллеи», одноименный циклу и являющийся главным, был опубликован 20 октября 1938 года в нью-йоркском издании «Новая земля». Главный герой, Николай Алексеевич, случайно встречается с Надеждой, которую он соблазнил и бросил много лет назад. Для героя тогда это была лишь интрижка с крепостной девушкой, зато героиня серьезно полюбила и пронесла это чувство через всю жизнь. После романа девушка получила вольную, стала зарабатывать себе на жизнь сама, в настоящем владеет постоялым двором и «дает деньги в рост». Николай Алексеевич разрушил жизнь Надежды, но был наказан: любимая жена бросила его также подло, как когда-то он сам поступил, а сын вырос подлецом. Герои расстаются, теперь уже навсегда, Николай Алексеевич понимает, какую любовь он упустил. Однако герой даже в мыслях не может преодолеть общественные условности и представить, что было бы, если бы он не бросил Надежду.

Краткое содержание

Согласно жанру, в новелле Бунина всего три действующих лица. Два из них являются главными, один — второстепенный. Список персонажей и их характеристика представлены в таблице:

Николай Алексеевич Пожилой военный в отставке, точный возраст которого неизвестен (в разговоре героев становится понятно, что ему около шестидесяти лет). Имеет внешнее сходство с Александром Вторым. Взгляд героя строгий, но усталый.
Надежда Сорока восьмилетняя хозяйка постоялого двора, в одиночку управляющая большим домом. Несмотря на возраст, сохранила свою красоту, некогда привлекшую Николая Алексеевича.
Клим Кучер героя, крепкий, серьезный мужчина с мрачным лицом, напоминающий разбойника из старых сказок.

В один из хмурых, ненастных осенних дней пожилой военный Николай Алексеевич, путешествующий на конной повозке вместе со своим кучером Климом, останавливается в придорожной гостинице, чтобы отдохнуть от дороги и переночевать.

В хозяйке заведения Николай Алексеевич с удивлением узнает свою первую любовь Надежду, крепостную девушку, отношения с которой не сложились из-за разницы в социальном статусе героев. Из рассказа женщины становится очевидно, что она получила вольную, но так и не вышла замуж из-за сильного чувства, испытанного ею в молодости.

Разговор с Надеждой вызывает у героя смешанные эмоции. Он вспоминает прошлое, просит у нее прощения за то, что так обошелся с ней тридцать пять лет назад. Главным аргументом, приведенным пожилым военным, является фраза о том, что все проходит: и любовь, и беззаботная юность, и вера в лучшее в людях. Хозяйка отвечает Николаю Алексеевичу, что его чувства сломали ей судьбу и она даже думала о смерти, переживая мучительное расставание.

Чтобы сгладить свою вину, главный герой рассказывает женщине о том, что его судьба тоже не сложилась. Брак, который он заключил с потомственной дворянкой, был несчастливым по причине частых измен супруги. Сын, который был его отдушиной, вырос наглым, нечестным и бессердечным.

Надежда не может простить мужчину, говоря, что в ее жизни не было ничего важнее и дороже юношеского романа. Николай Алексеевич, неспособный совладать с нахлынувшими на него эмоциями, признается ей в ответной любви. Он понимает, что никогда не сможет вернуть себе гордую уязвленную женщину, и просит кучера спешно седлать лошадей.

Покинув гостиницу, мужчина испытывает стыд из-за своего поведения, а затем вспоминает прошлое и думает о том, как бы сложилась его жизнь, если бы он был смелее, честнее пред самим собой и не боялся осуждения общества.

Образ и характеристика главной героини (Надежды)

Гораздо сильнее Надежда, которая смогла пережить позор от романа с «барином» (хоть и хотела наложить на себя руки, но вышла из этого состояния), а также сумела научиться зарабатывать самостоятельно, причем честным путем. Кучер Клим отмечает ум и справедливость женщины, она «дает деньги в рост» и «богатеет», но не наживается на неимущих, а руководствуется справедливостью. Надежда, несмотря на трагичность своей любви, сохранила ее в сердце на много лет, простила своего обидчика, но не забыла. Ее образ – душа, возвышенность, которая не в происхождении, а в личности.

Главная идея и основная тема рассказа «Темные аллеи»

Любовь в «Темных аллеях» Бунина — трагичное, роковое, но от этого не менее важное и прекрасное чувство. Она становится вечной, ведь навсегда остается в памяти обоих героев, это было самое дорогое и светлое в их жизни, хоть и ушедшее безвозвратно. Если человек хоть раз любил так, как Надежда, он уже пережил счастье. Даже, если эта любовь кончилась трагически. Жизнь и судьба героев рассказа «Темные аллеи» были бы и вовсе пусты и серы без такого горького и больного, но все же потрясающего и яркого чувства, которое является своеобразной лакмусовой бумажкой, проверяющей человеческую личность на предмет силы духа и нравственной чистоты. Надежда эту проверку проходит, но Николай – нет. В этом и заключается идея произведения. Подробнее о теме любви в произведении Вы можете прочитать здесь: Сочинение на тему: Любовь в рассказе «Темные аллеи»

Тема любви соединяет российский и эмигрантский период. Как герои вспоминают ушедшей любви, так и автор тоскует об оставленной Родине, любит ее, но не может принять те перемены, которые в ней произошли.

Автор: Мария Блинова
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи».

Анализ рассказа «Темные аллеи».

— Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? — К какому жанру относится это произведение? — Каков сюжет новеллы?

— Выявим основные темы новеллы (любовь, предательство, расплата).

— Что произошло на постоялом дворе? (встретились два человека, которые в юности любили друг друга)

— Что стало основной причиной расставания? (социальное положение: она бедна, он богат).

— Открывает произведение пейзажная зарисовка. Давайте прочитаем её. (Чтение) На что сразу настраивает читателя этот мрачный пейзаж? (На трагический исход истории любви, о которой пойдёт речь). — На фоне этого «холодного» пейзажа мы видим старика с «белыми усами», «седыми волосами». Это главный герой – Николай Алексеевич. Герой попадает в тёплую горницу хозяйки постоялого двора. Автор очень подробно описывает обстановку в ней
(текст).
«Как чисто, приятно у тебя», — сразу замечает Николай Алексеевич. Множество деталей упоминает автор в этом описании (у Бунина деталь имеет особое значение). — Что хочет показать автор? ( через деталь автор показывает трудолюбие, чистоплотность и хозяйственность бывшей крепостной крестьянки.) — Почему Надежда показана в обстановке чистой, уютной горницы, а Николай Алексеевич в дороге? — Центральное место в новелле отведено собственно диалогу главных героев. Сейчас мы с вами станем свидетелями этого трудного, но столь необходимого для обоих разговора. (Чтение фрагмента по ролям). — Как ведут себя персонажи на протяжении разговора? Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? О чём свидетельствует синтаксический строй речи каждого из них? — Все восхищает Бунина в героине, он любуется ею: «Темноволосая…красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку, с тёмным пушком на верхней губе и вдоль щёк, лёгкая на ходу…» Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. «Все проходит, да не всё забывается», — утверждает она в ответ на слова офицера, который уже успел о многом позабыть: «Всё проходит, мой друг… Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит… Как о воде протекшей будешь вспоминать». Иная Надежда. Вода эта превращается для неё в вечно бьющий ручей любви, которую она пронесла через всю свою жизнь. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — говорит героиня. — Вспомните, какое признание сделал Николай Алексеевич перед отъездом? Как расценила этот поступок Надежда? Каково значение этого эпизода в новелле? Как видим, неожиданная встреча сыграла в жизни героя большую роль: она побудила его задуматься (кто знает, может, впервые за шестьдесят лет!) о счастье, об ответственности за свои поступки, заставила подвести некоторые жизненные итоги. Известно, что Бунин тщательно подбирал заглавия к своим рассказам, следуя принципу: ничего не объяснять, не помогать читателю, чтобы тому было над чем поломать голову.
Характеристика героев.
— расскажите о главных героях до момента расставания.

I группа:

Надежда главная героиня рассказа «Темные аллеи» -воспитывалась в господском доме. Мы можем предположить, что таких служанок при господах обучали хорошим манерам, «прилично себя держать» и при гостях, и при хозяевах. Была она скорее всего хороша собой, чиста, опрятна. Такая она и теперь (портрет Н.). Иногда, при добрых помещиках, такие девушки, благодаря молодым барышням дочерям господ, становились членами этой семьи. Можно предположить, что господа к ней не плохо относились. Узнав о ее романе с их сыном, господа решили избавиться от нее. А чтобы как-то обелить себя, дали ей вольную.

П группа:

Николенька… Так скорее всего звали любимого сыночка. Свое любимое чадо господа. Был он отменно хорош собой, подтянут, но с годами приобрел важность и строгость (портрет Н.С.). Для своего сыночка родители выбрали военную карьеру. Иногда он приезжал домой навестить своих родителей — господ, нянюшек, бабушек, тетушек. В один из приездов вдруг в доме он обнаружил очаровательное создание. Это была Надежда. Они проводили лучшие минуты жизни, он читал ей стихи Н. Огарева «Обыкновенная повесть»

Была чудесная весна

Они на берегу сидели…

Узнав об увлечении своего сына служанкой, господа немедленно отослали его в полк.

Вопросы

— Как сложилась судьба Надежды после расставания?(Она по-своему устроила свою жизнь, стала содержательницей постоялой горницы).

— Сохранила ли она любовь к Николаю Алексеевичу? Любит ли она его по сей день?

(Сколько не проходило времени, Надежда сохранила свою любовь к герою. Она знала, что давно его нет прежнего, но продолжала любить, несколько раз хотела руки на себя наложить от обиды).

— Смогли бы вы простить человека, который поступит таким образом с вами?

— Почему такая женщина не вышла замуж?

— Как сложилась судьба Николая Алексеевича? (Женился, любил жену без памяти, а она изменила ему, бросила. Сын рос, возлагал на него надежды, а вышел негодяй, без сердца, без чести, без совести).

— Помнил ли он о своей первой любви?(Он же женат, забыл о своем увлечении молодости).

— Что понял герой после разговора с Надеждой?(Он понял, что Надежда дала ему лучшие минуты жизни. Что-то грустное входит в его душу с этой встречей…).

.- Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным — хозяйка или старый военный?

(Более человечным и цельным мне представляется главная героиня. Она верна своему чувству, сильна. Жизнь научила ее терпеть, пройти через испытания. Ведь смогла же она свое малодушие побороть).

4. — Ребята, а теперь обратим внимание на природные реалии в рассказе. Как описывается осень в рассказе? На какие природные детали обращает внимание писатель?

(Холодное осеннее ненастье, дороги, залитые дождями и изрезанные многими черными колеями; бледное, низкое солнце; пустые поля)

— А как вы можете представить эту осень? ( создает мрачное и печальное настроение).

— А почему встреча происходит осенью, а не весной? Какую роль играет образ заката в рассказе?(Для героев жизнь как бы уже пройдена . Это закат жизни, закат любви).

5. — Обратите внимание на финал рассказа, как изменяется свет? (Солнце, хотя и бледное, и низкое, желто светило на поля)

— О чем это говорит? (Свет озаряет любовь. Герой рассказа наконец-то понял, что Надежда дала ему истинно волшебные минуты жизни. Это единственный свет в его душе).

— Значит, любовь — это вспышка света в его душе, которая для него зажглась и погасла, а для героини еще светит.

Таким образом, мы пришли к пониманию бунинской философии любви как о «неком высшем напряженном моменте бытия», который озаряет всю жизнь человека.

6. — Обратимся к поэтике названия рассказа. Можно подчеркнуть и метафоричность названия. А смогли бы вы подробнее раскрыть эту метафору?

(Темные аллеи — название рассказа — мыслится как символ. Это не темные, тенистые аллеи, а странные неожиданные лабиринты любви.).

7. — Ребята, вы наверно согласитесь, что любовь героев «Темных аллей трагична, но все же будем помнить, что «всякая любовь великое счастье…», что любовь — это закон мироздания. Об этом и стихотворение современника великого прозаика К. Бальмонта «Люби»: «…Кто любит, счастлив. Пусть хоть распят он».

Согласны ли вы этим утверждением?

  • Кто в рассказе представлен хамелеоном
  • Кто в рассказе максима горького старуха изергиль произносит в жизни всегда есть место подвигам
  • Кто в рассказах лонгрена был вестницей кораблекрушения
  • Кто в песне про царя ивана васильевича является настоящим героем и почему сочинение рассуждение
  • Кто в лето 6476 968 как указано в летописном рассказе подвиг отрока киевлянина