Кто в русских сказках похож на гнома

Белые пятна на карте

Более или менее системное освоение земель, сейчас именуемых Россией, началось достаточно поздно. К тому времени уже были вдоль и поперек исхожены Европа и северная часть Африки вместе с Ближним Востоком — многочисленные народы, о которых можно прочитать в учебниках истории, делили мир и стремились занять в нем свое место. Да и в других регионах происходили изменения. Тем не менее к условному X веку белых пятен на карте оставалось предостаточно, и одно из самых крупных начиналось где-то чуть севернее Волги.

Конечно же, эти территории не были абсолютно пустыми и необитаемыми.

Коренные жители Северной Европы — саамы и многочисленные финно-угорские народы — давно обжились здесь, и даже пришествие славянских племен не стало для них большой проблемой.

Особенно с учетом того, что последние занимались в основном земледелием, а местное население предпочитало другие способы выгодного взаимодействия с природной средой. Вот на этих-то землях и начался один из самых интригующих мифологических процессов — формирование легенд о скрытых народах.

Сам этот фольклорный мотив не то чтобы оригинален. Конечно, степень мифологизации, приписываемые этносу свойства и обстоятельства столкновения с ним могут различаться, но общая идея остается одной и той же: рядом с «нами», живущими здесь и сейчас, постоянно находится кто-то еще, хоть и очень похожий на нас, но совсем другой. Он жил на этой земле до того, как сюда пришли мы, и территория по-прежнему в некотором смысле принадлежит ему.

Просто после нашего появления «кто-то» ушел, но продолжает напоминать о себе.

Легенды об эльфах и феях практически всегда развиваются по похожему сценарию, и люди иногда даже находят экстравагантные подтверждения тому, что в них говорится. Одна из подобных историй вызвала настолько большой резонанс, что сам сэр Конан Дойл мало того что поверил в нее, но и до последнего доказывал, что сделанные двумя девочками фотографии мифического народа никакая не фальсификация, и посвятил этому целую книгу с красноречивым названием The Coming of the Fairies. Другой пример — еще более странное сказание о «зеленых детях», якобы появившихся лет восемьсот назад на поле неподалеку от одной английской деревушки — и описавших «иной» мир. Его населяют «иные» же люди, но иногда он незаметно контактирует с нашим.

Разнообразные легенды о гномах и прочих скрытых от глаз обычного человека существах тоже отлично вписываются в этот контекст.

Вот только возникает вопрос, чего больше в таких историях: вымысла или реальных исторических предпосылок? И в какой момент идея «скрытого народа» становится откровенно мифологизированной, а его представители теряют человеческие черты и перекочевывают в разряд сверхъестественных сущностей?

Ответы на эти вопросы мы найдем в России, а точнее — на севере и на Урале.

Дивьи люди и чудь белоглазая — сказка с очень долгой историей

Дивьи люди — этим сказочно звучащим словосочетанием называли две группы весьма различных существ. И если одни легенды позволяют строить догадки о реальном этносе, сгинувшем в историческом водовороте, то другие откровенно мифологизированы.

В непроходимой чащобе ближайшего леса таится нечто. Оно похоже на человека и поведением, и внешне, его жизнь напоминает деревенский быт обычного крестьянина. У него свой дом, хозяйство, обустроенная территория. Но всё это лежит за границами привычного — и потому в нем больше непонятного и зловещего. И кажется, оно настроено откровенно недружелюбно. Леший. Чаще всего в легендах он предстает именно таким. Дух-хозяин леса может быть похож на человека, но всеми силами стремится разграничить «зоны влияния». Леший не любит чужаков, равно как и тех, кто относится к его владениям без должного почтения: таких он нередко пугает и сбивает с дороги.

Где-то еще глубже обитает архетипическая «Баба-яга» — близкое существо, но намного более враждебное.

Несмотря на сказочную природу этих персонажей, их символическое значение огромно: они отлично иллюстрируют реакцию на встречу с «чужим». И не важно, идет ли речь о чём-то сверхъестественном или всего лишь о человеке, принадлежащем к другой этнической группе.

В основном легенды о дивьих людях распространены на Урале. Иногда они выходят из гор, где обитают постоянно. Их способ связи с нашим миром — пещеры, но до него им, в общем-то, нет дела: контактировать с нами они не стремятся, поскольку и так живут припеваючи. В легендах дивьи люди — носители высокой культуры, а «свет внутри гор у них не хуже солнца». Согласитесь, похоже на традиционное описание гномов? А еще у них небольшой рост и специфическая внешность — сходство налицо! И всё же есть одно обстоятельство, которое позволяет не ограничиваться исключительно мифологической трактовкой подобных сюжетов и рассматривать дивьих людей не только как сверхъестественных обитателей нашей планеты.

Волшебный народ обычно в легендах именуется «чудью» с обязательной припиской «белоглазая». Такие сказания распространены на огромной территории — от Кольского полуострова и Карелии до Ямала — и имеют ряд общих сюжетов.

Чудь уходит, но сохраняет присутствие

Место, где происходит действие легенды, прежде населяла чудь. Она обитала здесь с незапамятных времен, но жила иначе, чем обычные люди, занимающие эту территорию сейчас. Своим домом она считала лес, и все ее промыслы так или иначе были с ним связаны. Говорила на незнакомом языке и имела особую внешность.

С пришествием каждого нового народа чудь забиралась всё глубже и глубже в леса, пока не сгинула вовсе. Ушла под землю в прямом смысле.

Как именно это случилось? Согласно первой, «сказочной», версии, чудь удалилась в некую пещеру, не считая необходимым терпеть докучливое соседство. Второй сценарий более реалистичен: в определенный момент весь «старый народ» забрался в огромную яму, над которой были подпорки, подрубил их и оказался под землей. Столь радикальная мера не только экстравагантный способ скрыться от окружающих, но и намек на одну из самых зловещих практик времен борьбы вокруг церковной реформы — самопогребение старообрядцев. И эта отсылка, кажется, возникает не на пустом месте.

Причина такого ухода чуди прозаична: ее пытались крестить. Правда, и здесь возникает несколько вариаций сюжета. По одной из версий, всё население вокруг земель, на которых оставался жить непокорный народец, уже приняло христианство и стало платить дань русскому царю, а чудь до последнего копила богатство и молилась своим богам. И когда светская и духовная власть начала новое наступление на их анклав, весь народ решился на этнический суицид. Трудно отделаться от ощущения, что такие легенды представляют собой просто до крайности мифологизированные воспоминания о событиях эпохи гонений на старообрядчество.

Другая версия с религией никак не связана, но тоже по-своему логична: чуди стало «негде жить», и она ушла, забрав с собой все накопленные богатства и тайны, которые хранят эти земли.

В такой трактовке волшебная история превращается в рассказ о борьбе двух культур и сопротивлении одной из них ассимиляции.

Подобный сюжет мог возникнуть на любой территории, подвергавшейся колониальной экспансии.

Уход «в гору» и продолжение жизни в некоем подземном мире, разумеется, миф, и разглядеть за метафорической дымкой реальные события здесь вряд ли удастся. Скорее всего, в этом случае произошло слияние двух фольклорных сюжетов: распространенных повсюду легенд о духе места в условиях горного региона и рассказах о чуди.

Впрочем, если варианты с самопогребением представляют собой изложение просто трагического факта (этнос предпочел смерть новым порядкам, его больше нет), то в сказаниях об «уходе в гору» чудь становится «особым участником жизни»: ее до сих пор иногда можно встретить! Небольшого роста люди сторонятся обычного человека и сурово наказывают за попытки проникнуть на их территорию — вызывают обвалы горных пород, мелко и часто пакостят — и при этом остаются незамеченными. Конечно, в такой трактовке чудь обретает дополнительные сверхъестественные силы.

Например, уже в начале XX века была записана необычная легенда: молодой коммунист встречается с представителем «скрытого народа» и обращает внимание на ряд обычных и не очень вещей — мешок с зерном, корыто, почему-то полное крови, и гроб.

Его таинственный собеседник заявляет, что они сулят войну и голод, а потом исчезает в неизвестном направлении, поколебав материалистические убеждения коммуниста. Но подобные легенды весьма малочисленны, а потому их можно считать плодом фантазии, и только. Всё, что остается от чуди, — это загадочные следы (опять же легендарные) и случайные археологические находки.

А еще упоминания в летописях, например в той же «Повести временных лет», слишком уж частые для мифологического народа. Варяги облагают чудь данью, Вещий Олег включает мужчин из этого племени в состав своего войска в походах на Киев и Царьград, да и во время правления Владимира Святого и Ярослава Мудрого оно нет-нет да и упоминается. Кроме того, на картах можно найти несколько географических названий, этимологически связанных с этнонимом «чудь». Самый очевидный пример — Чудское озеро, известное по битве Александра Невского с незадачливыми крестоносцами. Неужели легендарный народ существовал на самом деле?

Ответить на этот вопрос нелегко. С одной стороны, слишком уж велико количество сказаний, чтобы поверить, что чудь не плод мифологического сознания. С другой — всем этим историям можно найти достаточно простое объяснение.

Современные археологи обнаружили на Русском Севере ряд артефактов, не вполне традиционных для здешних мест. Ничего сверхъестественного — просто набор предметов, отличающихся от тех, что типичны для нескольких регионов в районе реки Сухоны: обычные глиняные изделия, подвески из грубо обработанного металла, остатки тканей и утвари. Может, это и есть «наследие» чуди? А как тогда быть с «уходом в землю»?

Объяснение здесь еще более простое: курганы. Подобную технику погребения использовали практически все древние народы, населявшие территорию европейской части России, но постепенно она осталась в прошлом — хотя бы потому, что противоречила христианской традиции. Но курганы сохранились и, вне всяких сомнений, иногда вскрывались.

Можно легко представить себе, как это происходило: какой-нибудь крестьянин раскапывает мешающий распахивать поле курган, думая, что это просто холм, — и находит там человеческий скелет, окруженный непривычными предметами.

Конечно же, мифологическое сознание немедленно воспримет такое открытие как руководство к действию — и легенда складывается сама собой. А если развить эту идею и придать ей масштаб, то получим метафору гибели народа по вполне естественным причинам: они населяли здешние места раньше, но потом ушли в землю (просто умерли), и теперь тут живем мы. «Старые люди» уступили место нынешнему населению. Грубая, совершенно лишенная романтического флера, но логичная трактовка.

Однако у коренных жителей Ямала, почти не контактировавших с населением европейской части России, неожиданно обнаруживаются легенды о народе, который можно считать самым близким родственником чуди, — сииртя.

Соседи чуди: чем дальше в Сибирь — тем больше загадок

В ненецких легендах сииртя прибывают «из-за моря». Сначала они стремятся к изолированной жизни на некоем песчаном острове, но этот клочок земли быстро размывают штормы — и тогда пришлецы переселяются на материк. Здесь происходят их первые контакты с ненцами, но неизвестный народ по-прежнему ведет замкнутый и абсолютно другой образ жизни, да и внешность у новых соседей совершенно особая: землистый цвет кожи, светлые глаза и низкий рост. Финал напоминает историю чуди — собрав все свои богатства, сииртя уходят куда-то в землю, где теперь владеют огромными стадами мамонтов.

Но они продолжают напоминать о себе — ненцы рассказывают об эпизодических встречах с ними (которые считаются удачным знамением), полученных от бывших соседей рекомендациях, предупреждениях (вспомним историю о пророке из дивьих людей и коммунисте) и даже о помощи в борьбе с врагами и злыми силами.

Однако есть и минусы: иногда сииртя воруют улов, если неосторожно оставить его на ночь, или могут увести с собой ребенка, заигравшегося на улице, когда уже стемнело.

Как бы мы ни трактовали весь этот мифологический пласт, возникает вопрос: а кто такие сииртя? Согласно самой распространенной гипотезе — одни из прямых предков ненецкого населения. Или же перед нами своеобразная версия легенды о происхождении народа, возникшая в результате этнической рефлексии. Что, впрочем, неудивительно.

Если мы продолжим путь вдоль побережья Северного Ледовитого океана, то можем услышать сказания еще об одном загадочном народе — онкилонах. Эти легенды немногочисленны и вызывают намного больше вопросов, чем дают ответов. Первые относящиеся к ним сведения были записаны в XIX веке бароном Врангелем, исследовавшим побережье Чукотки. Местные жители регулярно указывали ему на разбросанные повсюду остатки хижин и землянок, сильно отличавшихся от обычного в тех краях жилья, и демонстрировали находки, связанные, как они считали, с онкилонами.

Этот народ проделал тот же исторический путь, что и чудь или сииртя: некогда он занимал большую территорию, но по мере переселения сюда чукчей его ареал обитания сужался. И в конце концов после конфликта последний предводитель онкилонов собрал своих соплеменников и уплыл с ними куда-то за море, где находится загадочный и неизученный остров, который лишь иногда можно видеть с одного из мысов Чукотки.

На первый взгляд история довольно банальная: два народа борются за территорию в крайне сложных природных условиях, и проигравший (возможно, уступающий по численности или техническому развитию) удаляется прочь. И не важно, где находится это «прочь» — под землей или за океаном, — главное, что «не здесь». Изящная метафора исчезновения.

Рассказ чукчей, однако, так поразил Врангеля, что тот отправился на поиски мифического острова, которые, впрочем, оказались бесплодными.

Зато удалось собрать еще больше легенд, составивших отдельную ветвь русской «скрытой географии» — блок легенд о Земле Санникова. Но это уже совсем другая история.

В сказаниях о скрытых народах нет ничего исключительного. Общий для них тезис — они были здесь, но ушли — в большей степени характеризует отношение человека к своему прошлому. Мы все живем на месте тех, кто давно куда-то исчез, — разница лишь в восприятии. Сейчас мы относимся к историческому процессу как к данности: человек рождается, что-то делает, умирает — и такая последовательность повторяется невообразимое количество раз. Меняются и усложняются действия, но и это воспринимается совершенно естественно — точно так же, как стремление объявить ту или иную территорию «своей». Возможно, раньше она и принадлежала кому-то, но сейчас — полностью «наша».

Человеку так проще и удобнее осваивать окружающее пространство. «Свое» — но находящееся в тесном контакте с «чужим». Просто потому, что поблизости всё равно очень много относящегося к другой культуре или даже форме жизни. Тот же лес или океан во многом лишен постоянного человеческого присутствия и поэтому выброшен из числа освоенных территорий. Что, однако, не мешает присутствовать там кому-то еще — возможно, похожему на нас. И при этом совершенно другому.

Иногда в разных произведениях встречаются существа, не называющиеся гномами, но при этом похожие на гномов рядом признаков: малый рост, бороды, колпаки, подземное жильё, продвинутое шахтёрское и ремесленное искусство, сила, магия (или наоборот, малая искушённость в магии по сравнению с другими расами), техномагия или просто продвинутая техника.

Если собственно гномы обычно бывают именно такие или такие, то у не-гномов скорее всего будут и другие характерные черты.

Традиционные[править]

В фольклоре многих народов мира есть существа, похожие на гномов (и если это европейский фольклор, то скорее всего, они повлияли на образ гномов). При переводе на русский их могут назвать «гномами», а при переводе на английский — как «gnomes», так и «dwarves».

  • Собственно слово «гном» впервые замечено у алхимика Парацельса, там оно означало земляного элементаля (наряду с огненной саламандрой, водяной ундиной и воздушным сильфом), происходит от лат. gēnomos — «подземный житель», или от др.-греч. Γνώση — «знание». Конечно, здесь статья обо всех, кроме gnomes и dwarves, но всё же приведём этот пункт в уточняющих целях.

Карлики, живут под землёй, добывают сокровища, куют оружие — как называются? Тёмные альвы!

  • Цверги или дверги — то же, что дворфы, только соответственно по-немецки и по-скандинавски, и тоже может означать просто карлика. Собственно, гномы из «Белоснежки» в оригинале и звались цвергами. В фэнтези иногда делают расой, отдельной от дворфов. В «Гобеленах Фьонавара» Гая Гэвриела Кея они вообще заменяют орков в роли пехоты Темного Властелина.
  • Нижние или чёрные альвы (эльфы), свартальфы — в германо-скандинавском фольклоре — подземные жители, обитатели подземного мира Свартальфхейма, искусные кузнецы, по сути главный источник образа гномов.
  • Нибелунги в германо-скандинавском эпосе — чудесные карлики, первые владельцы легендарного клада. Однако, этим словом обозначаются не столько сами карлики, сколько владельцы клада вообще: когда он переходит к людям, так начинают называть людей.
  • Предыдущие три варианта являются просто разными названиями одних и тех же народов их одного и того же фольклора.
  • Томте или ниссе — в скандинавском фольклоре изначально дух предка, аналог славянского домового, на Рождество играет роль Санты-Клауса или его помощника. Обычно изображается гномиком в скандинавском костюме XVII века и в красном колпачке, или в наряде Санты-Клауса. Именно томте заколдовал Нильса, который путешествовал с дикими гусями.
    • Существа из книги «Рони, дочь разбойника», которые в переводе Лунгиной называются «лохматыми тюхами», в оригинале — rumpnisse, «толстозадые ниссе».
    • Кстати, есть весьма обоснованная версия, что Карлсон — тоже ниссе. Только с моторчиком.
    • Да не просто версия, ведь Астред Линдгрен до создания персонажа написала пару сказок про ниссе Нильса Карлсона. Прямого указания на это нет, но по всей видимости, мужчина в самом расцвете сил — переработанный образ раннего Нильса.
    • Автору правки встречался еще один прообраз Лучшего в мире — персонаж довоенных американских комиксов для детей, известного в том числе и Астрид Линдгрен. Увы, не помню, как его зовут, но он тоже дружит с мальчиком и выглядит весьма похожим на Карлсона из советского мультфильма, разве что одет как американский горожанин из 1930-х. Он курит сигару, а за спиной у него стрекозиные крылья, на рисунке больше похожие на лопасти пропеллера. Сам себя называет эльфом.
  • Барбегази — в швейцарском и французском фольклоре обитающие в Альпах карлики с замёрзшими бородами и огромными ступнями, на которых они катаются, как на лыжах и с их же помощью могут зарываться и выкапываться из снега. Летом впадают в спячку, а если лёд на их бороде тает — умирают. Помогают альпинистам и лыжникам спасаться от лавин.
    • В Саге о ведьмаке Сапковского представлены как неантропоморфные мохнатые зубастые оковалки, катящиеся как мячи, опасные для людей. Видимо, для разнообразия: там и так уже были гномики, дворфы-краснолюды, да и «хоббиты»-низушки.
  • Краснолюды или краснолюдки у белорусов и поляков. Да, те самые. Ходят в красных колпаках, хотя больше напоминают скорее домовых, чем гномов. Обычно помогают людям, но иногда им же и вредят. Стали больше ассоциироваться с гномами после польского перевода «Хоббита», а благодаря «Ведьмаку» эта ассоциация проникла в другие страны.
    • В западноукраинских сказках краснолюдки часто выступают именно что почти полноценными гномами, живущими в пещерах или просто под землей, низкорослыми и искусными в ремеслах. Если учесть многовековые культурно-политические связи между Галичиной и Польшей, то переводчики «Хоббита» и пан Сапковский об этом наверняка знали и имели право ассоциировать их с гномами.
      • Возможно, так в легендах отразилось племя белых хорватов, почти полностью ассимилированное зарождающимися польской и древнерусской нациями к началу XI века. Отличались от окружающих славянских племен этногенетически (восходили к славянизированным сарматам-антам, а не к склавинам, как большинство западных и восточных славян), жили не в городищах, а в пещерных городах (например, в огромном по тем временам Стольском), были искусными кузнецами (поделки из Стольского, которые там время от времени случайно находили, ценились среди польской и венгерской аристократии еще в семнадцатом-восемнадцатом веках).
  • Шкрьятоки (у словаков) или скршитеки (у чехов, родственно слову «скрытность») — опять же домовые, а в более широком смысле — также духи полей и лесов, представляемые в виде маленьких человечков. К собственно гномам имеют примерно такое же отношение, как краснолюдки, но этими словами также переводят гномов, эльфов и гоблинов, а в самом известном произведении о них — мультсериале о Кржемелике и Вахмурке — наделены такой чертой гномов, как колпачки.
  • Керкопы — два маленьких карлика-разбойника (или народ карликов), сыновья Океана и Тейи. Были пойманы Гераклом, а позже превращены Зевсом в обезьян.
  • Пигмеи, но не реальные, а из греческой мифологии. Воевали с журавлями, обитали где-то в Северной Африке или в Индии.
  • А если пренебречь ростом, но сохранить все остальные признаки, то эталонными негномами будут трое изначальных циклопов, сыновей Урана и Геи, которые сами или в качестве подмастерий в кузне Гефеста смастерили большинство божественных артефактов.
  • Сихиртя, сиртя или чудь белоглазая — в фольклоре Урала и Русского Севера — карлики, живущие под землёй или под вечной мерзлотой, белоглазые и светловолосые («похожие на русских», по словам угорских народов), хранители золота и серебра, искусные кузнецы, после них на земле остаются «железки», разводят мамонтов под землёй, иногда вступают в брак с людьми. Существуют легенды о военных столкновениях с ненцами во времена, когда те заселяли Ямал, и с русскими во время похода Ермака. Возможно, реальный народ, обросший легендами. Во всяком случае, применение этнонима «чудь» к реальным финно-угорским племенам в летописях фиксируется с IX века.
  • Чакли — у саамов. Живут подобно саамам, но под землёй. И конечно, маленькие.
  • Ацаны, аданы, бцентæ, жеки, испы или спи — карлики, жившие до людей в мифологии разных северокавказских народов. Как и гномы, сильные, разводили коз, ездили на зайцах. Построили дольмены, или их построили их слуги — великаны. Не почитали Бога, и однажды обмолвились перед явившимся ангелом, что единственное, что может их уничтожить — дождь из горящей ваты. Ну, Бог и наслал дождь из горящей ваты. И то ли они с тех пор исчезли, то ли некоторые бежали в подземелья.
  • Менехуны — у полинезийцев. Волшебные карлики, которые, согласно легендам, научили людей строить лодки, и они же строили полинезийские акведуки и храмы (ограждения или поднятия под открытым небом) из огромных каменных глыб (каждый человечек мог легко поднять такую глыбу).
  • Карлики Дуэнде, напоминающие «злыдней» из известной сказки из фольклора испанцев, португальцев и мексиканцев. У них ещё и ладони металлические.

Современные[править]

Иногда авторы сами придумывают существ, похожих на гномов, и сами придумывают им оригинальное название. Или не придумывают, и эти не-гномы оказываются просто подрасой людей или каких-нибудь ещё нелюдей.

  • Пикты — реальный народ, живший в Британии. Их называли «маленьким народом»: они отличались, во-первых, ростом 165 см и даже менее и хрупким телосложением, во-вторых, низкой численностью и слабым влиянием. Завоеватели были выше: и римляне, и бритты, и высокорослые и могучие саксы (средний рост 172 см в англосаксонскую эпоху), и не менее высокорослые и даже более массивные гэлы — предки шотландцев. А потом их ассимилировали кельты…
    • Роберт Льюис Стивенсон, «Вересковый мёд» — автор давит педаль в пол: пикты у него карлики, живущие под землёй и искусные в приготовлении чудесного напитка из вереска, истребленные шотландским королём.
    • Р. Киплинг, цикл рассказов «Пак с холмов» — пикты показаны более реалистично.
  • Профессор Челленджер из произведений Артура Конан Дойля — на вид гном гномом: маленького роста, квадратного сложения, руки-ноги как бревна, огромная голова и бородища лопатой. Знаменитый ученый, изобретатель и путешественник.
  • Герберт Уэллс, «Машина времени» — морлоки, постчеловеческий вид далёкого будущего. Маленькие, мастеровитые, живут под землёй, и… топливо ночного кошмара.
  • И. Ильф и Е. Петров, «Золотой телёнок» — авторы прямо сравнивают с гномом составителя ребусов Синицкого.
  • Анатолий Рыбаков «Выстрел» — ну раз уж зашёл разговор, кого с гномами сравнивают, то в романе имеется эпизодический старичок-гномик — приёмщик стеклотары.
  • Серия «Волшебник Изумрудного города» — все жители Волшебной страны малы ростом, но и только. А собственно гномы там ещё меньше (около полуметра) и славятся скрытностью.
  • У. Ле Гуин, «Планета Роканнона»: гдема, «люди глины». Невысокие, живут под землёй, занимаются ремёслами, при помощи землян проапгрейдились от бронзового века до электричества. А ещё они телепаты. Их родственники, фииа, живут на поверхности и технологий избегают.
  • ПЛиО: иббенийцы, по одним источникам — подвид H. sapiens, по другим — отдельный вид, не скрещивающийся с людьми. Невысокие, квадратные, уродливые, бородатые, нелюдимые (путеводитель добавляет: очень скупые и умелые рудознатцы). Но живут не под землёй, а на острове к северу от Эссоса, промышляют в основном китобойным промыслом и варкой смолы. Их корабли очень мореходные, но неэстетичные и вонючие.
  • В книге «Остров Голубой Звезды» (фанфик по Незнайке) гномов напоминают жители Каменного города, который в оригинале Носова только упоминался: живут в похожей на средневековье обстановке, носят колпачки, добывают драгоценные камни. Но это просто коротышки, как Незнайка и другие.
  • Метавселенная Рудазова — дэвкаци. Некогда жили в горах Аррандраха (точнее, вывелись оттуда как устойчивый гибрид человека и дэва), живут кланами, уверенно гегемонят на мировом металлургическом рынке, при том, что технически проигрывают белым людям, а магически — серым. Сражаются молотами и топорами, мечи презирают.
    • У него же, в серии Яцхен встречаются и собственно цверги (их посольство в Ватикане)
  • Ник Перумов, «Череп в небесах» — наводнившие родную планету главного героя переселенцы с Борга — несмотря на принадлежность к человеческой расе выглядят типичным «приветом из фэнтези», будучи настолько похожими на классических дворфов: сплошь коренастые, бородатые, нахальные и любящие выпить шахтеры-рудокопы. Да и художник особо не скрывался, на иллюстрациях первых изданий изображавший типичных гномов.
  • Накситралли эстонского писателя Эно Рауда. Правда одним народом не являются, каждый имеет свою индивидуальность.
  • Смурфы из бельгийских комиксов — классический пример: маленькие, в колпачках, живут в грибах, синекожие, имеют хвостики.
  • Двемеры из TES — мало того, что не называются карликами,[1] так они ещё и роста не карликового, а вполне человеческого! В остальном имеют многие признаки гномов. Подраса эльфов.
  • Overwatch — «супергеройский» тактический шутер от Blizzard: Торбьёрн, один из героев, просто человек, весьма похож на гнома или дворфа: маленького роста суровый бородатый дед, специалист по технике, вдобавок происходит из Швеции.
  • Уж если пошла речь о стариках — героях с внешностью седого дварфа — то почему бы не вспомнить «святого воина» Клиффа Андерсена из Guilty Gear?
  • Warhammer 40000: есть космические собственно дворфы, суровые и индустриальные, превращающие планеты в голландский сыр, а есть хай-тек скваты, специализирующиеся на космических перелётах, тоже суровые и сражаются на силовых топорах. Правда на данный момент скваты вычеркнуты из канона авторами (а из самой вселенной — мимопроходящим ульем Тиранид). Games Workshop признались, что просто не сумели сделать скватов достаточными «не гномами», да и просто интересной игрокам расой.
    • Но что написано пером — не вырубишь топором. В некоторых источниках сообщается о скватах, переметнувшихся на сторону Хаоса по времена Ереси Хоруса и ныне обитающих в Оке Ужаса. А теперь представьте фэнтезийных гномов Хаоса в хай-тек ипостаси…
      • В вышедшей недавно книге Psychic Awakening: Pariah АдМеховский корабль, проходящий через регион вблизи галактического ядра (где и располагались родные миры скватов, судя по книге «Драко», сожранные тиранидами), был атакован и выведен из строя гравитационным оружием неизвестного судна. Согласно обрывочному сообщению с корабля механикусов, судя по компоновке нападавший корабль принадлежал скватам. Либо Великий Разлом вызвал временное расхождение и выплюнул скватские миры из прошлого, либо скваты пережили тиранидское нашествие.
    • Сейчас и те, и другие заменены Механикусами и Техноеретиками соответственно. Суть от этого меняется мало.
    • А ещё есть демиурги — торговцы и шахтёры, союзные Империи Тау.
  • Wakfu: народ энутрофов — натуральные гномы с лопатами, помешанные на золоте.
  • Dark Souls 2 — гирмы. Берем стандартного гнома и пропорционально увеличиваем его до роста в два метра, так, что получившийся шкаф может весело махать булавой из наковальни, надетой на лом и примотанной цепями. Изначально были кочевниками, но затем их загнали под землю другие народы, поэтому чужаков большинство гирмов, мягко говоря, недолюбливает.
  • Master of Orion II — раса гноламов.
  • Shining Force: Legacy of Great Intention — Кокичи вылитый гном: невысокий, коренастый и усатый дядька. Плюс, он изобрёл летательный аппарат напоминающий джетпак с крыльями (позднее они заменяются на пропеллер). Но он не гном, а человек.
  • Vision of Escaflowne — гишпанцы (hisupano), таинственные создатели Эскафлоуна.
  • Старые части Fallout — карлики, редкий вид мутантов, люди габаритов метр на метр. Не то же самое, что обычные карлики из нашего мира, это именно атомная мутация такая. Торговец оружием в НКР во втором Fallout — карлик.
  • Child Of Light — Капилли.
  • Prince of Nothing — эмвама, искуственно выведенная кунуроями раса слуг.
  • Endless Legend и в меньшей мере — Endless Space: Хранители.
  • WarCraft — Хронорму. Замаскированный под гнома дракон.
  • Забыл название фильма: какие-то карлки, которые помогали Богу следить за людьми, а потом вышло то самое вавилонское столпотворение и бог их проклял. И с тех пор они живут под землёй как гномы — потому что на свету сойдут с ума (главгад оказался именно таким сумасшедшим «не гномом»).
  • Реальная жизнь: да те самые неандертальцы! Только до технического уровня гномов не дожили.
  • Нельзя не упомянуть современные низкорослые малые расы — пигмеев (негрилли) Экваториальной Африки и негритосов Юго-Восточной Азии и Австралии.
  • Кыштымский карлик Алёшенька. Есть много версий, кто это такой вообще. По одной из версий — самый настоящий гном.
  • Златогорье — гмуры
  • Джеральд Даррелл «Говорящий свёрток» — в Мифландии роль гномов выполняют разучившиеся летать грифоны-рудокопы
  • Warlock 2: the Exiled — сварты. Возможно подраса обычных гномов, со схожими повадками и образом жизни, но выше их ростом (людям всё ещё уступают), значительно превосходят все остальные расы в техническом плане и вдобавок с большим налётом славянского колорита.
  • Фильм «Супермен и люди-кроты» (1951 г.) Собственно «люди-кроты». Живут под землей, владеют некоторыми технологиями (один «транклюкатор» чего стоит). Мешают осваивать недра не из злобы, а просто защищают свой дом. А Супермен старается защитить не только людей от «кротов», но и наоборот. И не дать толпе с ружьями, револьверами и вилами устроить войну.
  • Накситралли (Naksitrallid) из сказок Э. Рауда. Главные герои Муфта, Полботинка и Моховая Борода. В некоторых источниках (и детских передачах), еще с 1980-х гг, предлагалось объяснене, что накситралли в роде гномов, но современные и т.п.

Примечания[править]

  1. Вообще-то называются — для широких народных масс они именно что «dwarves», то есть «карлики». Считается, что в обиход это прозвище вошло из-за неправильного перевода слова «двемер» как «низкий эльф» — на самом деле это означает «глубинныйглубокомысленный эльф». Есть и альтернативно-народная версия этимологии — что, мол, двемеров прозвали «карликами» живущие с ними по соседству великаны (для которых нормальный человеческий рост именно что карликовый).

[изменить]

Аналоги

Мета Анакосмизм • Цензура • Экзотический лексикон
Аналог любого… Автомобиля • Алкогольного напитка • Брэнда • Знаменитого человека или персонажа • Огнестрельного оружия • Наркотика • Нации/Народа • Праздника • Средства связи • Супергероя • Топлива
Развлечений MtG • Покера • Спорта • Шахмат
Религии Восточноазиатских религий • Зороастризма • Индуизма • Ислама • Иудаизма • Христианства • Язычества (ацтеков)
Существ Гномов • Зомби • Людей • Орков • Эльфов
Замена для… Боевого коня • Боевой машины • Ездовой лошади • Земли • Космоса • Магии • Оконного стекла • Почтового голубя • Порохового оружия • Собаки • Табака • Чая/кофе • Электричества • Ядерного оружия
Штамп • Основы

[изменить]

Бестиарий

Определения Бог во плоти • Боевой зверь • Говорящее животное (умная говорящая птица) • Да он просто Зверь! • Дети-маугли• Живой вертолёт/Уши-крылья • Забавное животное • Зверобог • Иерархия улья (Королева улья) • Клон • Коллективный разум • Кому няшка, кому кондрашка • Криптид • Крысиный волк • Лавинообразное размножение • Лес рук • Мать чудовищ • Многорук • Монстр/Многоглавый монстр/Ручной монстр (Все любят монстров • Монстровая жизнь монстров • Монстр-приключенец • Слепое чудовище) • Мутанты • Множество глаз • Неведома зверушка • Непонятного пола • Непонятно кто • Ниндзя-пират-зомби-робот • Окаменелости • Полубог • Рукотворное чудовище • Самые зловредные твари • Фамильяр • Фантастические эмигранты • Химера (Суп существ • Трансген) • Хищный зверь • Хтоническое чудовище • Чудовище недели • Чужеродное чудовище (Геометрическое • Звероподобное • Механическое) • Шкажошные шушества (домашняя нечисть • шкажошные вредители • шкажошные пришельцы) • Шкала антропоморфизма • Шкала могущества богов

Инопланетная жизнь: Альф • Гуманоидные инопланетяне • Живой аэростат • Инопланетянин в консервной банке • Маленькие зелёные человечки • Мопс из космоса • Причудливая чужая биология (Кремниевая жизнь • Энергетическая форма жизни) • Серые • Чужеродные инопланетяне
Люди: Альтернативное происхождение человека • Люди — воины • Люди выживут • Люди-минус • Люди — особенные • Люди с другой планеты • Не люди • Плохие люди • Человек — это звучит жутко
Улучшенные люди (Человек-плюс → Транс-человек → Пост-человек/Предательский постчеловек

Всё равно я человек! • Он не человек! • Полукровка • Синдром транс-человека

Гуманоиды Великаны (Гигантская женщина • Гигантский несмышлёныш • Сверхгигант) • Гоблины • Гремлины • Кобольды

Орки: космические орки • не орки • орк похож на свинью • совсем плохие орки • хорошие орки

Эльфы: дивные эльфы • космические эльфы • ЛГБТ • нацисты • не эльфы • плохие эльфы • фейри

Низкорослые расы: Гномы (гномики • именно такие гномы • не гномы • плохие гномы • космические гномы) • Зловещий карлик • Лилипуты • Полурослики (Не такие полурослики)

Читайте также про шкажошных существ.

Разумные не-гуманоиды Зверолюди: Гарпии • Гноллы • Змеелюди • Люди-медведи • Кентавры • Кошколюди • Крысолюди • Лисий народ• Минотавры • Псоглавцы • Птицелюди • Сатиры и фавны • Ящеролюди
Прочее: Гриболюди • Крылатый народ • Медузы (раса) • Микробы • Морской народ (Морские пришельцы • Русалки • Рыболюди • Шелки) • Разумный паразит
Типы рас Гордая и воинственная раса • Гордая и мудрая раса • Гордая независимая раса • Гордая торговая раса • Кибернетическая раса • Нетиповая раса • Порочная раса • Развратная раса • Разноцветная раса • Раса слуг vs Раса господ • Раса из одного • Тупая раса • Беззаботная жизнелюбивая раса
Дофига рас • Пять рас (ось Зла vs Монстры против демонов) • Разные происхождения одного народа
Обычные, гигантские и
вымершие животные
Они здесь так хорошо размножились, что пришлось под них сделать отдельный шаблон
Прочие монстры и
вымышленные животные
Бехолдер • Варги • Василиск • Виверна • Голлум • Грифон • Гидра • Доппельгангер • Единорог • Ёкай (кицунэ и Девятихвостая Лиса • Тэнгу) • Инсектоиды (Арахниды) • Йети • Кайдзю (меха-версия) • Кракены и спруты • Космический монстр (космический кит) • Кролик-убийца • Ктулхуманоиды • Лунный монстр • Мантикора • Мехаоновские монстры • Милый Ктулху • Морское чудовище (Морской змей) • Нефилим • Метаморф vs Оборотень vs Анимаг (Чмоборотень)/Клеймо метаморфа • Огр • Песчаный червь • Привередливый монстр • Саламандра • Совомедведь • Троглодиты • Серые • Сфинкс • Тролли • Феникс • Цербер • Циклоп

Драконы: Азиатские драконы • Божественный дракон • Возвращение драконов • Драколич • Дьявольский дракон • Дракон похож на змею (или на кошку • на собаку • на птицу • на ящера • на осла • на свинью • на летучую мышь • на гуманоида) • Дракониды • Драконы против демонов • Динозавр похож на дракона • Змей Горыныч • Ледяной дракон • Механический дракон • Повелитель драконов (Драконий наездник) • Толстый дракон • Чужеродный дракон
Растения: Грибы-убийцы • Дендроид • Плотоядное растение

По роли в произведении: Монстр на карнавале • Няшные монстры • Чудовище Чехова

Духи Ангел (жуткий ангел • небожители • падший ангел) • Благородный демон • Вендиго • Гений места (Домовой • Дриады • Кикимора • Леший • Водяной) • Демон (Балрог • Демон в облике человека • Дэвы • Инкубы и суккубы • Они • Шайтан) • Дикая Охота • Зловещая тень • Крампус • Келпи • Лепрекон • Пери • Ракшасы • Феи • Чёрт с рогами • Чертенята

Джинны: Буквалист • Глупый • Добрый • Злой • Ифрит • Телепат • Раб лампы • Шайтан

Шабаш

Оживлённое

неживое и мёртвое
См. соответствующий шаблон.
Сверхсущества Аватара • Живая планета • Планетарное тело • Природа с ПМС (Природа берёт своё)
Именные Баба-Яга • Годзилла • Джек-попрыгунчик • Дьявол из Джерси • Кинг-Конг • Кощей Бессмертный • Крампус • Левиафан • Лох-несское чудовище • Моби Дик • Монстр Франкенштейна • Соловей-разбойник • Чупакабра
Роботы Автоматон • Безумный робот • Биоробот • Боевой человекоподобный робот • Буквальный зомби-робот • Девочка-робот • Дрон • Излишне антропоморфный робот • Искусственный интеллект • Искусственный человек • Квазиробот • Киберфауна • Киборг (чуждые механоиды) • Любовь и железяка (Милый робот) • Ме́ха • Механический дракон • Обратная киборгизация/От искусственного к настоящему • Робоконь • Робот-маг • Робот-наркоман • Робот-собака • Робот-раб • Робот-убийца • Чужеродная машина • Неясные роботы
Кровь роботов • Язык роботов
Подробнее Шкала опасности: бандитов • вампиров • великанов • гномов • демонов и ангелов • джиннов • драконов • зомби (Шкала опасности зомби — слить эти две) • инопланетян • оборотней • орков • богов • ИИ • ОБЧР • прекрасного народа • самых страшных существ
Взросление у долгожителей • Межвидовая романтика/Межвидовое скрещивание • Ой, что-то жопа кружится! • Поединок оборотней/Вампиры против оборотней • Смертоносный плевок • Страна чудовищ • Хаос брачного сезона
Амплуа • Навигация

Народ чуди — древнерусские гномы

Белоглазые, крепкие и низкорослые карлики с седыми волосами — так описывают чудь легенды. Их внешний вид и уклад жизни чем-то напоминает европейских гномов. Согласно мифам, чуди имели своенравный характер и не любили чужаков. И ушли под землю, когда пришли захватчики.

Чудь действительно упоминается в летописях. Однако подтверждений тому, что это были белоглазые, нелюдимые карлики, нет. Для некоторых историков и этнографов совершенно очевидно, что в X–XII веке на территории России проживали самые настоящие… древнерусские гномы. Кто-то верит, что народ ещё живёт под землёй и в наши дни.

Кем же были мифические чуди и правда ли, что они ушли под землю, оставив свои поселения? Фактрум собрал интересные факты двух противоборствующих теорий.

Чудь — народ в Древней Руси

Чудь — народ в Древней Руси

Начнём с чистых фактов. В X веке северная часть европейской России была населена финно-угорскими народами. Сегодня больше всего финнов и угров проживает в Венгрии. В России некоторые народности из данного этноса тоже сохранились. Однако многие финно-угорские племена исчезли без следа. Как чудь. И существование их тут же обросло легендами.

В летописях IX–X века упоминается некий народ, который русские князья обязали платить дань. Сам Нестор в повести «Временных лет» писал, что племена хазаров, кривичей, словен, мерю и чуди должны были уплачивать такие налоги серебром. Внешний вид чуди толком не вырисовывается ни в одном письменном документе. Считается, что своё название племена получили из-за чудного языка, который сильно отличался от языка варяг.

Согласно одной из теорий, северная часть европейской России представляла собой своеобразный перевалочный пункт. Длинная дорога из Европы в Китай требовала передышки. Вдоль тракта стали появляться города, населённые характерными этносами, в том числе чудью. При этом на юге чудь была темноволосой и рослой, а на севере — низкорослой и светловолосой. При этом южная и северная чудь была довольно высокоразвитым народом. Московское православие племена принимать отказывались и сохранили первоначальные языческие религии. Со временем войны и постепенный захват территории другими народами вытеснили чудь и растворили племена внутри других народностей.

Подземные гномы

Гораздо привлекательнее звучат мифы о «белоглазой чуди». По преданиям, существа относились к первому поколению людей. Коренастые карлики с белыми глазами отлично управлялись с камнем. Жила чудь в абсолютной изоляции, избегая контактов с внешним миром. Территорию свою народец защищал ревностно, а когда противник оказывался сильнее, то чудь просто исчезала. Примерно то же самое произошло после вторжения в их владения крещёных людей.

По приданиям чудь ушла под землю. Народ использовал многочисленные пещеры, которые в горах переплетаются в сложные сети, как входы. Иногда рассказывают о том, как чудь собиралась в небольших колодцах, над которыми на опорных камнях устанавливались валуны. Точными ударами опоры смещались и тяжёлые камни опускались, словно крышки. Так чудь добровольно заточила себя под землёй.

Чудь белоглазая: наши дни

Некоторые историки и этнографы идут ещё дальше. Выдвигается предположение, что чудь не исчезла. Народ спокойно живёт под землей. В частности, на этом настаивает один из этнографов Карелии Алексей Попов. Он утверждает, что, например, в Пермском крае, продолжают сталкиваться с чудью. Иногда заплутавшие в лесах путники встречаются с невысокими белоглазыми людьми. Кроме того, в северной части Коми-Пермяцкого округа неоднократно обнаруживали глубокие колодцы, наполненные водой — входы в подземный мир.

Этнограф в качестве доказательства приводит историю очевидцев. В 2012 году люди, совершающие круиз мимо острова Кузова, якобы собственными глазами увидели чудь. Один из выступов скалы закрывался, словно дверь, и напоследок в сужающемся проёме мелькнула невысокая фигура. С фотоаппаратами туристы, конечно, опоздали. Поэтому вместо снимков остались только слухи.

Читайте также: Ушкуйники — русские пираты, наводящие ужас на моряков

Читайте также:

Какую книгу сказок вы бы ни открыли, вам везде встретится такой персонаж, как гном. В русской мифологии они называются иначе — Чудь белоглазая. По всей России существуют тысячи легенд, рассказывающие о невиданном северном народе, который решил скрыться от людских глаз и уйти жить под землю. А некоторые и вовсе уверены, что гномы до сих пор существуют и уже давно не являются сказочными персонажами.

Правда или миф

На севере России ходят легенды, которые гласят, что еще тысячи лет назад на этих землях жил волшебный народ — чуди, решившие жить под землей. Но последние годы стало появляться все больше доказательств, что герои преданий живут среди нас.

Об этом говорит и перечень языков и национальностей РФ, который был составлен при поддержке государства и утвержден Госкомстатом. Там указано, что в России проживает народ чудь, а на Урале и в Карелии и вовсе можно встретить их представителей.

На самом деле чудь — не мифический народ, как говорится в легендах. Они существовали почти тысячу лет назад, но по неизвестным причинам попросту исчезли. Никто не знает куда, но за века сложилось мнение, будто под землю.

О древнем волшебном народе говорится и в “Повести временных лет”, написанной приблизительно в 1110-1118 годах. В летописи неоднократно упоминается народ чудь, а также рассказана история, как Ярослав Мудрый (ростовский князь) в 1030 смог покорить их, отобрать землю и построить город Юрьев. К слову, в Эстонии есть древнейший центр Тарту, который был основан именно в этом году.

Как они выглядели

По преданию, древний народ представляли собой коренастых и крепких людей, рост которых был гораздо меньше, чем людей нашего мира. Чуди имели белые глаза, светлую кожу, ведь они живут под землей и практически не видят солнечного света.

Куда делись чуди

Считается, что раньше этот народ занимал большие территории в России, но ушел, потому что стали вторгаться славяне и финно-угры. В начале второго тысячелетия как раз началась массовая христианизация, а чуди не смогли этого выдержать.

Легенды гласят, что они выкопали землянки и спрятались там, а когда настало время, то просто завалили все входы. В Пермском крае и Республике Коми много рассказывают о маленьком коренном народе, который, по всей видимости, просто ушел жить в пещеры.

Еще шесть лет назад произошло невероятное событие. Карельский этнограф и краевед Попов Алексей получил фотографии, на который была изображена скала с большой дверью, сделанной полностью из камня. Фотографию сделал турист, который вовремя проплывал на теплоходе. Очевидцы рассказывали, что видели, как маленькое человекоподобное существо легко открыло каменную дверь и зашло в пещеру.

Бытует мнение, что чуди прятались под землей, потому что на их земли наступал ледник. Без отсутствия солнечного света рост невозможен, поэтому весь народ и был таким маленьким. Люди жили под землей до тех пор, пока ледник не отступил. Однако они уже не были способны переносить солнечные лучи, поэтому так и остались внизу, выходя на поверхность лишь ночью.

Доказательства

На Соловецком архипелаге есть необычная гора — Секирная. Это настоящее чудо природы 100 метров высоту, которая имеет невероятно ровный ландшафт, а все камни выложены в странном порядке. Сегодня это место является важным для церковнослужителей, но новгородцы уверены, что гора раньше принадлежала древнему волшебному народу.

О существовании чуди говорят и люди, живущие в Карелии, в ЯМАО и на Урале. Очевидцы рассказывали, что им на пути нередко встречались белоглазые существа, похожие на человека, которые помогали им найти дорогу из леса. Они не казались агрессивными и злыми, а наоборот, пытались помочь.

В подземных жителей-гномов верят не только в России, но и по всей Европе. Только название древнего народа у всех разное: чудь, чакри, сиды, сихерти, зеты.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


6

В каких сказках есть гномы?

10 ответов:



3



0

Так как всем известные старые сказки про гномов уже названы, я чтобы не повторяться, могу просто добавить ещё несколько названий сказок, в которых упоминаются эти маленькие, забавные человечки-гномы.

«Сказка на ночь про грома», в ней рассказывается о маленьком гномике Гром Громыче.

«В стране весёлых гномов»-это более современная сказка, но гномы в ней, как и в старых сказках, всё такие же милые и хорошие.

«Кузнец и гном». В этой сказке благодарный за спасение гном, очень помог своему спасителю кузнецу.

«Самый маленький гном». Сказка про забавного, крохотного гнома Васю, который несмотря на маленький рост, благодаря своей сообразительности, смог и защитить обиженных, и помочь слабым, нуждающимся в помощи.



2



0

Конечно, всем известная «Белоснежка и семь гномов».

Также гномы есть и в следующих произведениях: «Кузнец и гномы», голландская сказка, «Маленькие человечки» французская сказка про гномов, «В гостях у Санта-Клауса», соответственно сказка просто Санту и его маленьких помощников, «Колокольчик» немецкая сказка про колокольчик гнома.

Сказки, где указано автор:

Эрих Хайнеман «В стране гномов».

Отфрид Пройслер «Гном Хербе и Леший».

Братья Гримм «Гном-тихогром», а также «Сапожник и гномы», эту сказку я помню с детства.

Лариса Тарасенко «Гномик в муравейнике», про Гномика, побывавшего в гостях у муравьёв.

Эльза Бесков «Дети лесного гнома».

Вил Хейген «Тайны гномов», про приключения гномов на севере.

Дарья Чижевская.» У нас на кухне жили гномы», про маленьких сладкоежек.

Агнеш Балинт «Изюмка и гном», в этой сказке Изюмкой зовут поросёнка.

Есть ещё много других сказок, главными героями которых являются гномы.



2



0

Сказок, где есть гномы достаточно много: в основном зарубежные.

Гномы есть в следующих сказках:

1 «Белоснежка и семь гномов»

2 «Беляночка и Розочка»- сказка про злого гнома

3 «Эльф и гномики»

4 «Рождественская каша» автор Свен Нурдквист

5 Сказки из волшебного леса «Находчивые Гномы» Надин Хоуп де Марино

6 «Самый маленький гном и другие сказки» про гномика Васю (4 сказки), автор Надежда Цыганкова

7 «Сказка про доброго гнома» автор Анна Русь

8 «Кузнец и гномы»

9 «Король Херла»- английская сказка

10 «Колокольчик»- немецкая сказка

11 «Веселый Монаккио» — итальянская сказка

12 «В гостях у Санта-Клауса» — финская сказка

13 «​Господин и слуга»- ирландская сказка

14 «Гном из-под печки»- эстонская сказка

15 «Сапожник и его тайные помощники»- немецкая сказка

16 «Новый костюм»- сказка США

17 «Матрешки и гномы» сказка для детей 4-6 лет

18 «В стране гномов» автор Эрих Хайнеманн

19 «В стране гномов и троллей»- норвежские сказки И. Грунин

20 «Настенька в стране гномов».

21 «Сказка про Яблочного гнома».

22 «Заклятие гномов» автор Тамара Крюкова

23 «Тайны гномов»



1



0

Пока могу вспомнить только про белоснежка и семь гномов, жил-был гном, сказка про гномика Васю.



1



0

1. Георгий Почепцов создал очень интересную сказку, я бы сказала фэнтези, о дружбе человека и гнома, о стране Гномии, добре и зле, о победах и о предательстве… Шедевр называется Золотой Шар.

2. Белоснежка и Краснозорька, то же самое что Беляночка и Розочка только в одном переводе им повстречался злой гном, а в другом — карлик.



1



0

Самая известная — это, пожалуй, » Белоснежка и семь гномов».

Моя любимая — «Приключения Нильса с дикими гусями».

Из экранизированных — «Сказка про гномика Васю» и «Гномео и Джульетта».

Сказка, где гном — отрицательный персонаж — «Беляночка и Розочка».



1



0

Также к вышеперечисленным сказкам можно добавить следующие сказки:

  • «Гном из водосточной трубы» Д. Дрэшер;
  • «Вверх по Причуди и обратно. Удивительные истории трех гномов» Д. Уоткинс-Питчфорд. Здесь рассказывается о том, как гномы отправились в путешествие, в котором они пройдут захватывающие приключения.
  • «Приключения гномов» О. Аристова. В данной книге рассказывается о том, как гномы расследуют различные происшествия, происходящие в их мире.
  • «Палитра чудес: О гномах и сиротке Марысе» М. Кнопицкая. В эту книгу вошли несколько рассказов о том, как гномы делают добрые дела людям.



0



0

Персонаж Гномы живут в сказке «Белоснежка и семь гномов»

«Добрый гном»

«Сказка про гномика Васю»



0



0

Гномы живут в сказках

«Белоснежка и семь гномов»

«Добрый гном»

«Сказка про гномика Васю»

«Кузнец и гном»



0



0

Гномики живут не только в наших, но и в Американских сказках тоже. Гномео и Джульетта, например. Или смурфики. Тоже гномы в своем роде. Самый маленький гном.И конечно же всеми любимый с детства гном Вася.

Читайте также

В сказке Туве Янссон «Мемуары папы Муми — тролля» участвует много действующих лиц : папа Муми — тролля, автор воспоминаний о тех годах, когда он еще не был папой; мудрая Муми — мама; Хемулиха — владелица дома для подкидышей, очень много сделавшая для того, чтобы Муми — папа вовремя понял, что пора брать свое будущее в собственные лапы; создатель изобретений Фредриксон; его племянник Шнырек; флегматичный Юксаре и король — самодержец, любящий остроумные сюрпризы.

Итак,однажды летом, когда Муми — папа простудился и захандрил, Муми — мама посоветовала ему написать книгу о событиях его беспокойной молодости.

Так молодое поколение семейства муми — троллей впервые узнало о скучном детском доме, в котором вырос Муми — папа, о том, как произошла его встреча с Муми — мамой и какими были в молодости отцы Сниффа и Снусмумрика. Об удивительных приключениях и опасных встречах, поджидавших славный экипаж судна «Большой оркестр» в его плаваниях. Оказывается, Мюмла всегда была большой выдумщицей, а привидения, когда у них расстроены нервы, любят вязать носки.

Но самое интересное в этой истории, как и положено, случилось в конце, когда в муми — дол нагрянули все такие знакомые, но некоторое время отсутствовавшие лица — Фредриксон, родители Сниффа и Снусмумрика, знакомое приведение и было решено завтра же отправиться за новыми приключениями.

Это прекрасная сказка о том, что никогда нельзя выполнить капризы всех подряд, нужно, чтоб всё шло по предначертанному порядку, и нельзя произвольно менять ход порядка на этом свете, в таком случае вы можете просто приобрести врагов, а не друзей.

К вышеизложенным ответам можно добавить такие произведения о русалках:

  • Д. Доннелли «Повелительница волн».

  • Д. Арнаутова «Избранная морского принца».

  • К.С. Харрис «Почему поют русалки».

  • Э. Каунди «Атлантия».

  • В. Жуковский «Ундина».

Для меня самой определяющей, ясно характеризующей внутренний мир писателя Евгения Шварца, является его сказка-пьеса «Обыкновенное чудо».

Главный герой фильма по этой пьесе Волшебник, это и есть сам Евгений Шварц, безумно влюбленный в свою жену. Это он своими сказками, как человек тонкий, ироничный, развлекал себя и своих любимых всю жизнь.

Своими пьесами -сказками Шварц всегда хотел напомнить людям, что добро побеждает зло, что любовь -это самое главное в жизни каждого человека.

Особенно меня потрясли слова:

«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец! Слава безумцам, которые живут, как будто они бессмертны, — смерть иной раз отступает от них!»

«Ты не любил её, иначе великая сила безрассудства охватила бы тебя».

Огромный и светлый мир этого человека удивляет и потрясает нас до сих пор.

О Пантагрюэле и его отце Гаргантюа идет повествование в этом ироническом романе с глубоким смыслом. Здесь высмеиваются пренебрежение к учебе, осуждаются пагубные человеческие привычки: обжорство, алкоголь, пиры,неуместное пророчество. в королевской семье был рожден гигант Гаргантюа. «Лакать!» стало после рождения первым словом обжоры Гаргантюа во младенчестве, поэтому сразу он получил свое имя, что в переводе означает «Огромная глотка».

Мальчик был силен, но умом не блистал, однако его отправили учиться в Париж.

Здесь с Собора Парижской Богоматери он снял колокола, чтобы повесить на шею своей кобыле. Еле уговорили его вернуть их на место. Но зато Гаргантюа участвовал во многих пирах и войнах, вел свободный образ жизни.

После женитьбы у него родился сын, такой же гигант. Назвали его Пантагрюэль. Он также учился в Париже, но не научился ничему путевому, кроме как драться, пить и обжираться. Пришло время, и Пантагрюэль стал королем своей страны. Так в праздном времяпрепровождении протекала его жизнь.

1-гном-гилев

Худ. Степан Гилев

ГНОМЫ (ГМУРЫ) — великие мастера-кузнецы.

Относятся к Малому народцу.

ДРУГОЕ НАЗВАНИЕ. Гмуров также  называют гомозулями и гномами. И карликами их зовут и Подземными человечками.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ: От Алины Святогоровны и Ильма Сварожича ведут свой род гмуры и альвы. Гмуры и альвы — родственники, первые гмур и альв были братьями. Только гмуры пошли в отца — великого бога-кузнеца Ильма Сварожича, а альвы — в мать,  прекрасную Алину

ВНЕШНИЙ ВИД: Гмуры похожи на людей, только меньше ростом, так им удобнее ходить по пещерам.

МЕСТО ОБИТАНИЯ: гмуры   живут в горах, в пещерах. Они прячутся в глубоких горных пещерах, там построены ими подземные города и дворцы.

СПОСОБНОСТИ: Это великие мастера-кузнецы, ведающие тайны гор. Они первыми научились добывать руду и плавить металлы. Говорят, что гномам открыты все тайны гор,  умеют они камни шлифовать-полировать, до зеркального света доводить,  умеют железо плавить, умеют мечи острые ковать. А еще они потрясающие ювелиры.

ХАРАКТЕР: В общем-то — это добрый и трудовой народ, но они сильно пострадали от людской алчности, потому людей недолюбливают.  А еще гномы славятся своей жадностью и скаредностью.

  • Ты нагло врёшь, не стали бы эльфы, подобно жадным гномам и цвергам, объявлять кого-то врагом леса из-за жалкого куска камня. Старухин, Лесовик-3 — Вор поневоле

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Иногда они выходят на поверхность, и если встретят в горах человека — пугают его громким криком.

ОБРАЗ ЖИЗНИ: Гмуры воюют в подземельях с горными чудовищами и драконами. Часть гмуров смешалась с людьми, от них люди и получили знания о кузнечном и ювелирном мастерстве. Многие; древние роды кузнецов имеют своими родоначальниками гмуров.

ЛИТЕРАТУРА. На самом деле понятного было мало. Получалось, гномы воевали с людьми, требуя с них дань «кровью». И победили. Причем не раз. Но они не просто берут дань, а в обмен снабжают побежденных оружием, украшениями и нужными в хозяйстве железяками. А.Прозоров, Каменное сердце (Ведун-13)

СКАЗКИ И ЛЕГЕНДЫ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

Гномы здесь встречаются гораздо чаще, чем в русских сказках.

  • 1-гном-нильс 4

    Художник-иллюстратор: С. Набутовский.

    На краю сундука сидел маленький человечек. Он словно сошел с воскресной картинки в календаре. На голове — широкополая шляпа, черный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки. «Да ведь это гном! — догадался Нильс. — Самый настоящий гном!» Мать часто рассказывала Нильсу о гномах. Они живут в лесу. Они умеют говорить и по-человечьи, и по-птичьи, и по-звериному. Они знают о всех кладах, которые хоть сто, хоть тысячу лет назад были зарыты в землю. Захотят гномы — зимой на снегу цветы зацветут, захотят — летом замерзнут реки.  С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»

  • Гномы встречаются и в сказках братьев Гримм : Гном-Тихогром, Белоснежка и Краснозорька.

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

1-гном-новые землиВ игре  «Новые Земли» собирается коллекция гнома.

ГЕРАЛЬДИКА.

гмуры-гномы-герб

Гномы  на гербе   Надвоицкого СП, Карелия и на проекте герба  г.Воткинск, Удмуртия

Гномы  на гербе   Надвоицкого СП, Карелия и на проекте герба  г.Воткинск, Удмуртия

Гномы   в геральдике —

. ———————— .

Статья из ПАНТЕОНА СЛАВЯНСКИХ БОГОВ, духов и героев

(210)Информация найдена на просторах интернета и частично отредактирована.

ГНОМ
Служебный дух стихии Земли. Может проявляться в нашем явном мире (мире Яви), как маленькое человекоподобное существо. Обитает под землёй, в горах или в лесу. Ростом Гном с ребёнка или даже с палец, но при таком маленьком росте он наделён сверхъестественной силой. Взрослый Гном носит длинную бороду и живёт гораздо дольше, чем обычный человек. Поэтому, обычно, они очень уравновешенны и знают множество секретов и преданий глубокой старины. В недрах земли Гномы хранят сокровища – драгоценные камни, руды, со-ли. Помогают расти кристаллам и растениям, охраняют клады. Они трудолюбивые и искусные ремесленники, могут выковывать волшебные кольца, мечи, кольчуги, ларцы, замки с ключами и другие предметы. Строят в пещерах подземные города, дороги, дворцы и храмы удивительной красоты. Когда надо – Гномы становятся храбрыми и безстрашными воинами. Они могут легко и безшумно передвигаться среди скал и под землёй, становясь невидимыми для человека; прекрасно видят в полной темноте. В сказках Гномы дают людям добрые советы, обучают ремёслам, которые связаны с рудным делом, обработкой камней или металлов. Но бывают и враждебные, злые карлики (например, Чёрные гномы – обитатели миров Тёмной Нави).
Когда-то Гномы жили рядом с людьми, помогали рудознатцам, кузнецам, каменотёсам, зодчим, садовникам и огородникам. Но сейчас они ушли далеко от шумных городов, да и люди разучились с ними общаться. Только настоящим рудознатцам помогают они и в наши дни, открывая кое-какие секреты.
Не только старинные, но и современные сказки про хоббитов и Гномов очень похожи на правду. Но само слово «гном» придумал и ввёл в обиходную речь в XVI веке немецкий учёный Филипп Парацельс. Он образовал его от греческого слова «гнозис» – знание, учение. То есть «гномы» – это те, кто владеет древним знанием или обучен какому-либо мастерству. Наши предки – Славяне и Арии – называли подземных кузнецов Хмурами, Людками (человечками), Копарями. В одной из рукописей Соловецкого монастыря описан подземный город: «Вверх той великой реки Оби люди ходят под землёю иной рекою день и ночь, с огнями и выходят на подземное озеро, и на том озере свет причудный и град великий». Согласно русским преданиям, это у Хмуров научились люди кузнечному ремеслу, а искусству добывания железной руды – у Копарей. Это о них остались упоминания в русских народных сказках: «Мальчик-с-пальчик», «Мужичок-с-ноготок», «Крошечка-хаврошечка» и другие. В странах Западной Европы очень любим детьми добрый Гном-сказочник Оле-Лукойе.

«Правда это или байка –
Так суди иль по-иному,
Верь не верь, а всё ж узнай-ка:
Есть народец малый – Гномы.

Как ему не подивиться!
Невелик росточком вышел –
Войско в тыкве уместиться:
Каждый семечка повыше.

Где ж они? А на пригорке,
И под камнем, и в чулане,
В каждой ямке, в каждой норке –
Вот спроси у старой няни!..»
(«О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)

«…Есть чудесная страна – Дараинна, обитель корней растений и семян. Её крошечные обитатели – Гномики в белых колпачках, помогают вырасти из крошечного зерна огромному дереву. Они ворожат над корешками и пестуют их, охраняя от недобрых сил».
(«Роза мира» Д.Л. Андреев)

«Да расскажи мне, пожалуйста, кто вы таковы?» – продолжал Алёша. «Неужели ты никогда не слыхал, что под землёю живёт народ наш? – отвечал министр, – Правда, не многим удаётся нас увидеть, однако бывали примеры, особливо в старину, что мы выходили на свет и показывались людям. Теперь это редко случается, потому что люди сделались очень нескромны. А у нас существует закон, что если тот, кому мы показались, не сохранит этого в тайне, то мы принуждены бываем немедленно оставить местопребывание наше и идти далеко-далеко, в другие страны…». «Я даю тебе честное слово, что ни¬когда не буду ни с кем об вас говорить, – прервал его Алёша, — Я теперь вспомнил, что читал в одной книжке о Гномах, которые живут под землёю. Пишут, что в некотором городе разбогател один сапожник – он шил сапоги и башмаки на Гномов, плативших ему очень дорого…»
(«Чёрная курица, или подземные жители» А. Погорельский)

«…Решил тогда Клаас остаться в кузнице – посмотреть. Кто так споро трудится. В полночь в кузнице появился Гном, тот самый, ко-торого кузнец выручил из беды, и принялся за работу, да так ловко и споро, что к утру работа за троих была сделана.
Радуется Клаас, подмастерьев отпустил, сам целыми днями с невестой гуляет, а работа в кузнице тем временем справно идёт.
«Надо бы мне как-нибудь отблагодарить Гнома», — подумал Клаас и заказал у портного маленький зелёный кафтан с золотыми позументами, зелёные брюки и шляпу, а у сапожника – крошечные башмаки. Вечером разложил он всё это в кузнице, повесил на стену зеркало и приготовил воду с кусочками мыла…»
(«Кузнец и Гномы», нидерландская народная сказка)

«Целый день Гномик трудился в саду. Там зрели яблоки. Он их раскрашивал: румянил, золотил, самые спелые сбрасывал на землю. Гномик знал, что Старому Хозяину уже не под силу залезть на дерево, он будет рад поднять спелое яблоко с земли…»
(«Жил-был горбатый Гномик» М. Войтешонок)

«Совсем Сашка уже решил идти домой, когда рядом остановился маленький старичок в высокой остроконечной синей шапке с красной кисточкой и тихим голосом попросил: «Не можете ли вы, молодой человек, перевести меня на другую сторону?»
Сашка взял старичка за руку и перевёл через улицу. «Спасибо!» — сказал старичок и вежливо приподнял шапку только на одну секунду, но Сашка успел заметить, что на голове у старичка растут не волосы, а цветы-одуванчики и ромашки. И хотя Сашка знал не очень много старичков, всё-таки он подумал, что это странно. Да и зима ведь, – какие зимой одуванчики и ромашки! Сашка не подал виду, что раз-глядел цветы, но старичок сам догадался, поднялся на носки, чтобы дотянуться до уха мальчика, и зашептал: «Тут нечего удивляться, по-тому что я ведь не обыкновенный Гном, а Цветочный. Чему же расти на голове Цветочного Гнома? В молодые годы росли пионы и розы, а теперь одуванчики и ромашки…»
(«Кукушонок, принц с нашего двора» А. Шаров)

« В сладкие чащи
Несутся зелёные воды.
И песня знакомого
Гнома
Несётся вечерним приветом:
«Вернулись
Ко мне мои дети
Под розовый куст розмарина…
Склоняюсь над вами
Цветами
Из старых столетий…»
(«Родина», Андрей Белый)

«Пастушата очень удивились, увидев маленького человечка в пла-ще, в колпачке, с книгой под мышкой, с чернильницей на поясе и пером на плече. Юзек подтолкнул Стаха и шепнул, показывая пальцем: «Гномик!».
А Чудило-Мудрило, который подошёл уже совсем близко, кивнул им и улыбнулся приветливо.
Ребята смотрели на него разинув рот, как зачарованные. Они не то чтобы испугались, а просто онемели от неожиданности. Бояться тут нечего – даже малые дети знают, что Гномы никому не делают зла, а бедным сиротам ещё и помогают. Стах помнил, как позапрошлой весной вот такой же малюсенький человечек помог найти ему и при-гнать на пастбище убежавших в лес телят. А на прощенье насыпал полную шапку земляники, погладил по голове и сказал: «На вот тебе, не бойся!»…
…Когда Гномы замолчали, Король продолжал: «Не все сокровища отдала Мать-земля людям – она доверила их и нам, своим маленьким слугам. Мы стережём их, но не богатеем. Мы не превращаем слёз бедняков в жемчуг, не покупаем и не продаём бриллиантов, не чека-ним из золота монеты. Мы только любуемся блеском драгоценностей, славим Землю и верно храним её богатство».
«Коли вы такой добрый, скажите, откуда же взялись эти сокрови-ща?» — спросил Пётр.
«Из земли. Сокровища – это всё, что потерял и чем пренебрёг че-ловек: пропавшая даром минутка – сапфир; брошенный кусок хлеба – сверкающий жемчуг; сила, не послужившая на пользу людям – чистое золото. Если бы люди не теряли своих сокровищ, они бы разбогатели. А так сокровища уходят в землю, и мы их стережём».
(«О Гномах и сиротке Марысе» М. Конопницка)

«Вдруг послышалось старухе, кто-то говорит за печкой человеческим голосом: «Матушка! Сними меня отсюда!». Изумилась она, со-творила честной крест и спрашивает: «Ты кто таков?». «Я твой сынок, народился из твоего мизинчика». Сняла его старуха, смотрит – мальчик крохотный-крохотный, еле от земли видно! И назвала его Мальчик-с-пальчик».
(«Мальчик-с-пальчик», русская народная сказка)

«Жили старик со старухою. У них не было детей. Старик поехал в поле пахать, а старуха осталась дома блины печь. Старуха напекла блинов и говорить: «Если бы был у нас сын, он бы отцу блинов отнёс; а теперь с кем я пошлю?».
Вдруг из хлопка (клочок очёсов льна) вылез маленький сыночек и говорит: «Здравствуй, матушка!..».
А старуха и говорит: «Откуда ты, сыночек, взялся и как тебя звать?».
А сыночек и говорит: «Ты, матушка, отпряла хлопочек и положила в столбочек, я там и вывелся. А звать меня Липунюшкой. Дай, матушка, я отнесу блинов батюшке».
(«Липунюшка», русская народная сказка)
«Сказочный словарь»

  • Кто в россии был самым известным собирателем сказок
  • Кто в рассказе представляется вам более человечным и цельным хозяйка или старый военный темные аллеи
  • Кто в рассказе представлен хамелеоном
  • Кто в рассказе максима горького старуха изергиль произносит в жизни всегда есть место подвигам
  • Кто в рассказах лонгрена был вестницей кораблекрушения