Кто в сказках пушкина и жуковского творит зло и кто олицетворяет добро

Тема: “Добро и зло в сказках В.Жуковского и
А.С.Пушкина”

  • Образовательная цель: рассмотреть такие
    понятия, как “мотив”, “нравственный смысл
    произведения”, “антитеза” на примере анализа
    сказки “Спящая царевна” и “Сказки о мертвой
    царевне и о семи богатырях”.
  • Воспитательная цель: сформировать понятие о
    философских категориях добра и зла, законе
    единства и борьбы противоположностей, разобрать
    причины и способы решения жизненных конфликтов.
  • Развивающая цель: отработать навык
    философского анализа произведения, навык работы
    в парах.

Тип урока: комбинированный
урок-исследование.

Методы работы: поиск определений в словаре,
проблемная ситуация, схематизация понятий,
парная работа на толкование понятий, анализ
текста, поиск цитаты – ответа на проблемный
вопрос, работа с дополнительной литературой.

Предварительное домашнее задание дается по
группам: группа № 1 пишет сочинения-миниатюры
(темы по выбору: “Зависть”, “Обида”), группа № 2
готовит дополнительную информацию на тему “В
каких сказках использовался сюжет околдовывания
мертвым сном?”, группа № 3 изучает рассказы
В.Набокова — М.Шолохова с одинаковыми названиями
“Обида” и готовит отзывы на них. В слабых
классах возможен вариант работы по
карточке-информатору.

Оборудование: трехстворчатая раздвижная
доска, разноцветные карточки в виде яблок с
наклейками, обозначающими различные качества
характера, карточки с афоризмами (приложение 1), несколько
экземпляров толкового словаря (желательно,
разных авторов и изданий), музыкальное
сопровождение урока: музыка к балету “Спящая
красавица” или композиция к кинофильму “Вам и
не снилось”.

Ход урока

Организационный момент.

Звучит музыка. У раздвижной доски оформлены 3
рабочих поля: на центральном записана тема урока,
на боковых изображены схематично 2 дерева, ветви
одного из них направлены вверх, ветви другого –
вниз.

Актуализация темы.

Учитель:

— На прошлом уроке мы познакомились с
отличительными особенностями сказок
В.Жуковского и А.С.Пушкина, нашли черты народного
и литературного творчества в таких
произведениях, как “Спящая царевна” и “Сказка о
мертвой царевне и семи богатырях”. Вспомним,
какой сюжет лежит в основе этих сказок…

Учащиеся кратко раскрывают историю сюжета.
Здесь можно использовать метод домашней работы
по карточке-информатору.

Учитель:

— Как и в любой сказке, в этом сюжете
присутствуют силы добра и зла. Сегодня наша
задача разобраться в чувствах героев, понять
причины добрых и злых поступков. Запишем тему
урока: “Добро и зло в сказках В. Жуковского и
А.С.Пушкина”. Обратите внимание на доску (рис.1).
Здесь вы видите 2 дерева: дерево добра и дерево
зла. Начертите их в тетрадях и подумайте о том,
что есть добро и зло, и кто представляет добрые
силы в двух наших сказках, а кто – злые. Назовите
добрые и злые поступки героев.

Ученики называют положительных и
отрицательных героев сказки. Называют поступки
положительных героев: фея смягчает колдовство,
королевич Елисей отправляется в дорогу, чтобы
спасти царевну. Отрицательные поступки:
действия, вызванные обидой колдуньи и завистью
мачехи.

3. Работа с ключевыми понятиями.

Учитель:

— Попытайтесь сформулировать, что же такое
добро и зло. (Ученики отвечают.) Обратимся к
словарю.

Ученики зачитывают определения из толкового
словаря: “Добро – нечто положительное, хорошее,
полезное”, “Зло – нечто дурное, вредное,
противоположное добру”.

Учитель:

— Посмотрите, какой получается парадокс: одно
определение не может существовать без другого.
Резкое противопоставление образов, понятий
называется антитезой.

Ученики записывают определение.

На центральной доске появляется запись:
“АНТИТЕЗА – резкое противопоставление образов,
понятий. ФИЛОСОФСКИЙ ЗАКОН БЫТИЯ – единство и
борьба противоположностей”.

Учитель:

— Перед уроком на каждой парте появилось
своеобразное яблоко с наклейкой – качеством
характера. Подумайте, что оно обозначает, и на
какое дерево вы его поместите. Обсудите этот
вопрос в парах, и через 3 минуты мы вернемся к
нему.

Учитель ведет выборочный опрос учащихся с
целью разъяснения сути таких человеческих
качеств, как щедрость, милосердие, честность,
порядочность, сочувствие, уважение, злость,
жестокость, равнодушие, лживость, наглость.

Качества вписываются внутри ветвей. В процессе
совместного обсуждения учитель предлагает
ученикам выйти к доске и прикрепить “яблоки” с
обсужденными качествами к соответствующим
“деревьям”.

В завершение работы учитель комментирует:

— Ветви первого дерева направлены вверх, они
возвышают человека. Поступая по совести, мы
подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева
направлены вниз. Они разрушают, точат человека
изнутри. Мы еще поработаем с этой схемой, а сейчас
снова обратимя к тексту. Какие чувства владели
героинями, совершавшими злые поступки? Найдите в
тексте эти моменты.

Ученики отмечают зависть и обиду.

4. Анализ текста.

Учитель:

— О чем думали героини? Какой вопрос они себе
задавали?

Ученики отвечают, их ответы фиксируются на
центральной части доски в виде схемы.

ЗАВИСТЬ ОБИДА
— Моя красота поблекла… — Меня забыли, даже блюдо не нашли…
— Почему царевна прекраснее меня? — Почему пригласили всех, кроме меня?

ПОЧЕМУ ДРУГИЕ ЛУЧШЕ МЕНЯ?

5. Развитие речи. Проверка домашнего задания.

Учитель:

— Домашним заданием к сегодняшнему уроку было
сочинение-миниатюра. Вы могли выбрать одну из
предложенных тем (“Обида”, “Зависть”) и
написать о том, как вы сами справляетесь с этими
чувствами. Давайте послушаем, что у вас
получилось, и вспомним произведения, герои
которых испытывали аналогичные чувства.

Учащиеся делятся своими впечатлениями.

6. Подведение итога.

Учитель:

— Те из вас, кто смог справиться с обидой и
завистью, стали на ступеньку выше, преодолели
себя. А вот героиням сказок не повезло. Рядом не
оказалось близкого человека, который мог бы
помочь в трудную минуту. Запишите домашнее
задание к следующему уроку: изменить финал
сказки так, чтобы конфликтная ситуация с
колдуньей и мачехой разрешилась благополучно.
Как же это сделать? Пожалуй, вопрос “как?”
является главным вопросом сегодняшнего урока.
Трудно порой найти верное решение. У вас на
партах лежат карточки с афоризмами (приложение 1). Прочитайте их
и выберите мысль, которая поможет ответить на
этот вопрос. Какой афоризм вы считаете наиболее
подходящим для себя?

Ученики высказываются.

Учитель открывает внутреннюю поверхность
одной из боковых досок (можно использовать
плакат) с надписью “Спешите делать добро! Иногда
можно опоздать!” Спасибо за работу. А я дарю вам
эти слова для размышления.

Проверочные работы по литературе 5 класс к учебнику В. Я. Коровиной — Л. Н. Гороховская 2018

Вариант 1

Выполните задания 1, 2.

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 — 10 предложений.

1. Прочитайте приведённые ниже фрагменты «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина. Сравните описания. На какие качества героинь — царицы и царевны — обращает внимание поэт? В чём состоит их отличие?

1. … молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива…

2. … царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Ответ: поэт обращает внимание на такие качества как:

      1. Внешность: высока, стройна, бела

      Поведение: характер: горда, ломлива, своенравна и ревнива.

      Цвет: черный.

      2. Внешность: белолица, черноброва

      Поведение: нраву кроткого такого…

      Цвет: белый.

2. Кто в сказках А. С. Пушкина и В. А. Жуковского творит зло, и кто олицетворяет добро? Сравните поступки героев и сделайте вывод.

Ответ:

Сказки Жуковского и Пушкина, основанные на одном и том же сюжете о спящей девушке «Спящая красавица», отличаются друг от друга, имеют свои черты и особенности, имеют разную идею.

Жуковский: добро побеждает зло, любовь побеждает злое колдовство.

Пушкин: нужно хорошо трудиться, быть честным, смелым, чтобы достичь любви.

1. В обоих сказках главные героини очень красивы

2. В обоих сказках есть злые герои, желающие им зла

3. В обоих сказках есть принц или королевич которые их спасли

4. В обоих сказках есть «злой» предмет, который либо погружает героинь в сон, либо они умирают.

5. В обоих сказках всё заканчивается тем, что принц или королевич женятся на красавице или на царевне.

Вариант 2

Выполните задания 1, 2.

Дайте связный ответ на вопрос в объёме 5 — 10 предложений.

1. Прочитайте приведённые ниже фрагменты сказок В. А. Жуковского и А. С. Пушкина. Сравните описания. На какие качества героев — царского сына и королевича Елисея — обращает внимание поэт? Что этим героям помогает преодолеть все препятствия на пути?

Был детина удалой

Царский сын; от сказки той

Вспыхнул он, как от огня;

Шпоры втиснул он в коня;

Прянул конь от острых шпор

И стрелой помчался в бор…

… Путь наверх загорожён.

«Как же быть? — подумал он. —

Где пробраться во дворец?»

Но решился наконец,

И, молитву сотворя,

Он шагнул через царя…

…Что ж разрушит силу сна?

Вот, чтоб душу насладить,

Чтоб хоть мало утолить

Жадность пламенных очей,

На колени ставши, к ней

Он приблизился лицом:

Распалительным огнём

Жарко рдеющих ланит

И дыханьем уст облит,

Он души не удержал

И её поцеловал.

Вмиг проснулася она…

      (В. А. Жуковский)

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет.

Нет как нет! Он горько плачет,

И кого ни спросит он,

Всем вопрос его мудрён…

    Королевич обращается к «красну солнцу», к «ясному месяцу», но они не могут ему помочь.

… Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая:

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?..»

… Отвечает ветер буйный;

«Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места;

В том гробу твоя невеста».

Ветер дале побежал.

Королевич зарыдал

И пошёл к пустому месту,

На прекрасную невесту

Посмотреть ещё хоть раз.

Вот идёт, и поднялась

Перед ним гора крутая;

Вкруг неё страна пустая;

Под горою тёмный вход.

Он туда скорей идёт.

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила…

      (А. С. Пушкин)

    Ответ: Герои заставляют читателей почувствовать нетерпение в своём стремлении быстрее отыскать С. Оба проявляют настойчивость в поисках невесты и в ее спасении, заканчивающееся торжеством любви и верности!

2. Вспомните народные и литературные сказки о злой мачехе и доброй, красивой падчерице. Какая из них, по-вашему, наиболее близка «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина или «Спящей царевне» В. А. Жуковского? (По выбору учащегося.)

    Ответ: сказки похожи на сказку «Белоснежка и семь гномов».

Сравнение сказок Пушкина и Жуковского: таблица

Сходства и различия сказок, написанных А. С. Пушкиным и его другом и учителем В. А. Жуковским можно представить в виде двух таблиц.

Сходства сказок Пушкина и Жуковского

Особенность

Примеры

1. Все сказки, написанные Пушкиным и Жуковским, имеют фольклорные источники. Пушкин и Жуковский берут за основу народные сказки. «Спящая царевна» Жуковская написана на сюжет двух западноевропейских сказок: «Шиповничек» и «Белоснежка», зафиксированных Ш. Перро и братьями Гримм. «Сказка о царе Берендее» имеет русскую основу. Все сюжеты пушкинских сказок имеются в «Указателе сюжетов фольклорной сказки» Аарне-Томпсона.
2. Сохраняется фольклорная композиция со сказочным зачином, развитием действия и концовкой; используются фольклорные формулы троекратных повторов; встречаются традиционные фольклорные формулы. «…Я там был,
там мёд я и пиво пил;
По усам текло, да в рот не попало».
(В. А. Жуковский «Сказка о Берендее»)

«Я там был; мёд, пиво пил —
И усы лишь обмочил».
(А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

3. Используется система противоборствующих положительных и отрицательных персонажей. Например:

Спящая красавица – злая фея
Иван-царевич — Кощей
(у Жуковского)

Царевна – Мачеха
(у Пушкина)

4. Оборотничество. Пушкинский Князь Гвидон превращается в муху, комара, шмеля. Мачеха в «Сказке о Мёртвой царевне» оборачивается нищей старухой.

Марья-царевна у Жуковского прилетает к Ивану в виде пчелы и мошки. Затем они становятся речкой и мостом. Уточки превращаются в красных девиц.

5. Поэтическая форма В отличие от большинства фольклорных сказок, произведения Пушкина и Жуковского написаны стихами, а не прозой.

Различия между сказками Пушкина и Жуковского

Особенность

                      У Пушкина           У Жуковского
1. Мировоззрение авторов Пушкин убеждён, что человек сам определяет свою судьбу.

Помимо Божьей воли существует возможность свободного выбора, каждый может принять сторону добра или зла, измениться через покаяние и благие дела.

Царь Дадон в «Сказке о Золотом петушке» мог бы избежать гибели, если бы отдал Шамаханскую царицу (свои греховные помыслы и желания) звездочёту, но он не понимает этого и гибнет.

Не остановившись в своих приказаниях, старуха остаётся у разбитого корыта.

Царевна могла не откусить от яблока мачехи – и осталась бы жива.

Жуковский верит в Предопределение и считает, что изменить «ход судеб» нельзя.

Его христианское мировидение сочетается с романтической верой в раздвоенность мира на земное и небесное.

Человек – пассивный участник происходящего, он бессилен перед волей неба.

Спящей красавице не избежать укола веретеном, как бы они ни пыталась уйти от судьбы.

2. Национальный колорит Пушкин создаёт истинно русские сказки, в которых всё – от сакральной географии и имён героев до деталей быта – близко и понятно русскому читателю.

Его Салтан запросто подслушивает под забором речи простых девиц, а Царевна чисто прибирает и зажигает Богу свечку в горнице семи богатырей.

Для Пушкина важно национальное начало как характеристика духовной жизни.

Жуковский слегка русифицирует западноевропейские сюжеты, но в его сказках сохранены нетипичные для русского сознания герои (феи, рак-пророк).

Он талантливо пересаживает розу немецко-французской поэзии на русскую почву, но она остаётся здесь слегка чужой.

Для Жуковского человек интернационален.

3. Отношения героев с миром природы Для Пушкина человек и природа нераздельно связаны. Он воспринимает мир как целостное единство.

Елисей обращается за помощью в поиске царевны к Солнцу, Месяцу и Ветру, подобно герою санскритского первоисточника, заклинающего стихии.

Элементы природы в сказках Жуковского не описаны подробно.

Поэт лишь сохраняет фольклорных зверей-помощников, редкие пейзажные вкрапления у него чисто декоративны.

4. Стилистическое новаторство Пушкин ускоряет ритм повествования, используя глаголы и почти отказываясь от прилагательных.

Он вводит реалистические подробности (визит корабельщиков к Салтану, будни царя Додона, забрасывание невода стариком).

Используется психологическая деталь.

Жуковский утяжеляет язык народной сказки инородными для него романтическими прилагательными, длиннотами, философскими обобщениями, абстракциями.
5. Авторское отношение Пушкин даёт героям авторские характеристики, сочувствует им, то и дело восклицая: «моя душа», «бедный/бедная», «несчастный», «прекрасный».

Особенно это ощутимо в поэме «Руслан и Людмила», где поэт противопоставляет любимой героине знакомых ему светских красавиц.

Жуковский не высказывает личного отношения к героям, а лишь ведёт повествование от третьего лица.

Можно сказать, что сказки Пушкина были новаторскими. Они обрели истинно русское звучание и с течением времени стали органичной частью нашей культуры.

Сказки Жуковского, «побеждённого учителя» Пушкина, остались чтением для любителей, они не так легки для восприятия и рассчитаны на качественное актёрское чтение.

Однако без переводческого и искусствоведческого гения Жуковского рождение сказок Пушкина было бы невозможно.

Жуковский дал Пушкину благодатную почву, творческую идею нового дерзания. В этом состоит уникальное значение его сказок для русской литературы.

Сказки любят все — взрослые и дети. В них добро всегда побеждает зло. В сказках А.С. Пушкина все герои делятся на хороших и плохих.

В «сказке о рыбаке и рыбке» добрым и отзывчивом человеком является старик. Он не только отпустил рыбку, но и не захотел получать с нее выкуп. Отрицательным героем является старуха.

Она на протяжении всей сказки ругает старика, требуя идти к рыбке и просить новых подарков. Она жадная и высокомерная. В конце сказки зло наказано. Старуха снова стала бедной, а рыбка уплыла в синее море.

***

В «сказке о царе Салтане» зло олицетворяют две завистливые сестры: ткачиха и повариха. Их характер не меняется на протяжении  всей сказки и в конце зло проигрывает. Хитрый обман раскрывается и только доброта главных героев помогает злодейкам избежать наказания. 

Добрые герои добры до конца. Царица и князь Гвидон не держат обиды на царя и хотят с ним встретиться.

Читая сказки, мы решаем на какого героя хотим быть похожими. Стараемся подражать хорошим героям. Сказки А. С. Пушкина учат нас понятиям добра и зла.

***

А.С. Пушки в своей сказке «О царе Салтане…» окунает нас в удивительный мир добра и зла. Читая ее, добрый человек поспешит делать добро, а злой, может быть задумается над тем, что творит, и станет чуточку добрее.

Добро всегда красиво, а зло уродливо. В сказке только одна из девиц излучает доброту в мир, а две другие переполнены злобой. Царевна Лебедь — красавица, что «глаз нельзя отвесть» Ей Пушкин противопоставляет злого чародея — коршуна. 

Я думаю, что это внутреннее добро красит внешность героя, а зло — портит. Во всех сказках есть зло, что бы более ярко выразить добро. Добро всегда торжествует. Не нужно отвечать злом на зло. С ним надо бороться без ненависти в сердце, и тогда наш мир станет добрее.

***

В «Сказке о царе Салтане…» присутствуют добро и зло. В начале сказки поздно вечером пряли пряжи три сестры и каждая мечтала быть царицей. Но царю пришлась по вкусу младшая сестра. Зависть старших сестер была велика настолько, что они решили избавиться от младшей .

В середине сказки перед нами предстает в виде добра беззащитный лебедь. а зло олицетворяет коварный коршун. Князь Гвидон спас Лебедя, за что тот отблагодарил его, дав дом.

В конце сказки царь Салтан увидел сына и жену. Узнает он, сто это сестры обманули его- взял и прогнал их. И добро победило зло.

***

А. С. Пушкин — великий русский поэт. В каждой сказке рассказывается о борьбе добра и зла. Например, как в «Сказке о царе Салтане»

В этом произведении добрые герои: царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь. Злые герои: повариха, ткачиха, баба Бабариха. Отрицательные персонажи строят много преград и делают все, чтобы править миром. Обман, ложь, подмены — это их главное оружие. Положительные герои вначале попадают в их сети. Но правда и честность сильнее зла, поэтому победа всегда за ними.

***

Сказки А.С. Пушкина очень легко читаются. Они интересные и поучительные.

А.С. Пушкин в сказках представляет добро и зло в своих героях. Он описывает такие чувства как зависть, злоба, корысть, обида — с одной стороны, а с другой такие как доверие, доброта, любовь и терпение. Эти чувства Пушкин показывает в поступках своих персонажей. Порой иронично раскрывает их качества, порой высмеивает их. Помогает рассмотреть недостатки или увидеть лучшие качества человека. Ведь не всегда по одному поступку. можно судить о человеке в целом.

Как и в русских народных сказках, так и в сказках А.С. Пушкина добро всегда побеждает зло.

***

В сказках Пушкина герои делятся на добрых и злых. Злые герои всегда завистливые и не красивые. В «сказке о царе Салтане…» злые герои — это две сестры и баба Бабариха. Их ложь и предательство в итоге наказываются. Царь и царица здесь герои положительные, они умеют прощать ошибки других. Сказка учит добру и справедливости. Говорит о том, что добро всегда побеждает зло.

***

Сказки Пушкина мы знаем с детства. В них добро и справедливость всегда побеждают зло. Положительным героям помогают не только друзья, но и природа. В сказке о мертвой царевне королевичу Елисею помогают ветер, солнце и месяц, а царевне помогают богатыри. В «Сказке о царе Салтане» царевна Лебедь помогает Гвидону. 

Умный и смелый Балда смог справиться с чертями в «сказке о попе и о работнике его Балде» 

А вот отрицательные герои в сказках Пушкина хоть и сильные и хитрые, но добро все равно побеждает их. И это справедливо! Именно такие сказки учат быть смелыми, добрыми и честными. Поэтому я так люблю сказки А.С. Пушкина. Ведь так приятно, когда все хорошо заканчивается.

***

Сказки Пушкина всем знакомы с детства. Читая их мы видим, как переплетается добро и зло. Эти сказки помогают на отличить где добро и где зло. Сюжеты сказок часто складываются по следующему сценарию. Силы зла загоняют силы добра в критическую ситуацию, из которой казалось бы нет выхода.

Но всегда спасает чудо. Например, в сказке о царе Салтане есть добрые и злые герои. Добрые герои Салтан, Гвидон, Царевна Лебедь. Злые герои это ткачиха, повариха и баба Бабариха. В сказке злые герои завидуют добрым. Они постоянно пытаются делать им зло. Но, в итоге побеждает добро. Из этого можно сделать вывод: добро всегда побеждает зло.

***

У Пушкина много сказок. но «Сказка о царе  Салтане…» очень мне понравилась, потому что в ней положительные герои преодолевают все преграды в борьбе со злом.

Царь Салтан — добрый, справедливый.

Царь Гвидон — силен, смел и отважен. Он защищает царевну Лебедь. Салтан и Гвидон встречают гостей. За это Гвидон получает награду: белку и дружину из 33 богатырей.

Царевна Лебедь, спасенная Гвидоном, помогает ему советом и волшебством. Сказка заканчивается хорошо для всех героев, потому что — добро всегда побеждает зло.

***

Примечание

Уважаемые ученики, сочинение на тему «Добро и зло в сказках Пушкина» для 4 класса публикуется без исправления ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия в интернете. Может получится так, что на проверку попадут два аналогичных текста. Почитайте примерный вариант домашней работы ГДЗ и напишите свое сочинение по чтению о том «как добро побеждает зло».

добрые и злые силы в сказках Пушкина

метки: Старик, Добро, Сказка, Царить, Царевна, Справедливость, Вспомнить, Сердце

СОЧИНЕНИЕ – РАССУЖДЕНИЕ

На тему: ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В СКАЗКАХ А.С.ПУШКИНА

Я в честь твою поклон отдам;

Ты – Песнь России, Славы Храм,

Ты Луч Любви из сердца льешь,

Ты Мира Свет во Тьму несешь…

Добреет зло…

О, Пушкин, Гения чело!

Ровно двести лет назад зажглась яркая звездочка, призванная историей и временем утвердить на Земле доброту и сердечное тепло, которого ныне так не хватает на нашей планете, а вместе с тем, одновременно, сказать решительное НЕТ черным силам зла и бездуховности.

Жизнь великого поэта оборвалась, а сказки его остались, лучиком любви и света ласкают каждого из нас, греют нам душу, учат добру и справедливости.

Я не знаю ни одного человека, кто бы не слышал об Александре Сергеевиче Пушкине, не читал его добрых и мудрых сказок..

В Пушкинских «Сказках» не только широта, размах, простодушная мудрость, философский смысл. Сказки, взятые вместе, представляют собой некий цельный процесс, процесс столкновения, взаимодействия и борьбы двух начал: Света и Тьмы, Добра и Зла.

Кто сегодня не читал этих мудрых сказок?

Чью душу и сердце не тронут эти поэмы, воспевающие добро и свет?

Могут ли эти стихи, наполненные любовью ко всему живому на земле, оставить кого-нибудь равнодушными?

Нет! И еще раз нет!

Погружаясь в мир славных сказок А.С.Пушкина, добрый человек поспешит делать добро, а злой задумается над тем, что творит, и станет чуточку добрее и милосерднее.

Сказочник не отрицал одновременного существования на одной страничке добрых и злых персонажей: злая алчная старуха и всепрощающий старик с милосердной золотой рыбкой; из трех девиц под окном только одна излучает доброту, мир и покой, а две остальные переполнены злобой; доброму, любящему, доблестному, славному герою Руслану противопоставляется черная сила в образе кровожадного колдуна Черномора.

Хочется отметить, что А. С. Пушкин понимал, что зло не существует само по себе, а есть лишь тень света, без которой свет не мог бы существовать бы даже в наших представлениях. Зло, как «противник», противодействующая сторона, необходимо для более яркого проявления Добра, как холод для большей оценки тепла.

39 стр., 19070 слов

Жанровая специфика литературной сказки

… для взрослых». Для написания данной курсовой работы автор ставит перед собой следующие задачи, которые будут раскрыты в работе: определить жанровую специфику литературной сказки, отметить особенности литературного процесса 20-30-х гг., которые оказали …

Если бы старуха была чуткой и благородной, разве бы мы узнали, как благородна и щедра Золотая Рыбка?

Если бы колдун Черномор был не так кровожаден и мстителен, разве бы мы увидели красоту подвига Руслана?

Если бы надменная красавица царица стала для молодой царевны доброй и любящей матерью, разве бы мы поняли всепрощение, кротость, смиренность и милосердие девушки?

Только на фоне злого Зла заметно доброе Добро. И молвит зеркальце:

  • Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее…

  • ..Добро красиво и совершенно. Добро, светящееся изнутри, красит и внешность, да так, что «не можно глаз отвесть»:

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

У Царевны-Лебеди. Да царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» «на свете всех милее, и румяней и белее».

У Людмилы нежной красоты «стройный стан и кудри золотые, две ножки – чудо из чудес».

И даже добрая щедрая рыбка у Пушкина не простая, а Золотая!

А зло всегда уродливо: кривая повариха и с волдырями баба Бабариха глядят «злыми жабами» в «Сказке о царе Салтане», а злой колдун из сказки «Руслан и Людмила» и вовсе карлик и горбун!

При виде зла даже мутится и чернеет синее море:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так и воем воют.

Становясь жертвой злобы, гаснет на земле краса…

А.С.Пушкин о серьезной проблеме Добра и Зла говорит аллегориями. Лебедь и Коршун из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь» Добро и Зло, вечная борьба Света и Тьмы. Но вот стрела справедливости запела, и зло наказано – «коршун в море кровь пролил». И тут Лебедь – птица молвит:

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом.

Прав великий Конфуций: «За добро надо платить добром, а за зло – по справедливости».

Зло наказано: ужалены мошкою до безобразия три заговорщицы под предводительством бабы Бабарихи; сидит старуха у разбитого корыта; лишился бороды, а вместе с ней и силы, грозный злодей-мучитель горбатый карлик Черномор…

А вот в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» никто не наказывается: царица сама умирает, а Чернавку, дважды предавшую – сначала царицу, а потом царевну, мы презираем.

Но все же Добро чаще прощает. Даже козни злых баб, которых на радостях мы вместе с Салтаном отпускаем с миром домой!

А Зло прощать не может. Оно завидует, злится и мстит.

В кухне злится повариха,

Плачет у станка ткачиха,

И завидуют оне

Государевой жене.

В «Сказке о мертвой царевне»:

… царица злая

Про царевну вспоминая,

Не могла простить ей,

…. Долго дулась и сердилась.

И все-таки умерла с тоски.

Злой дух тревожил и смущал тоскующую душу Рогдая из поэмы «Руслан и Людмила», и пасмурный витязь шептал:

Убью! … Преграды все разрушу…

Руслан!.. Узнаешь ты меня …

Теперь-то девица поплачет…

1 стр., 448 слов

Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского

… и запоминают, как надо себя вести. Чему учит сказка Спящая царевна Жуковского Несколько интересных сочинений Хлестаковщина в наши дни вполне себе процветает. Я … говорится о том, что не нужно воздавать злом за зло, а платить за зло добром. … прекрасным чувством, которое он испытывает, находясь в лесу или прогуливаясь по лугу. Повесть известного русского писателя А.И. Куприна «Гранатовый браслет» …

…Досада, изумленье, гнев

В его чертах изобразились;

  • Скрипя зубами, онемев….

Бесился от злобы Рогдай. Он не мог простить.

Нужно ли отвечать злом на зло? Нет, так как это лишь приведет к увеличению общего количества зла на планете.

Нельзя бороться против зла методами зла, но это не значит, что со злом не надо бороться вовсе. Нельзя быть покорной Чернавкой, стать предателем, подчиняясь злому приказу. Нельзя быть бесхребетным добряком, как старик из грустно-протяжной «Сказки о Рыбаке и Рыбке», выносить побои и оскорбления, унижения пощечинами и насмешками, потакая во всем своей сварливой, алчной старухе, позволяя ей безнаказанно набирать силу и творить зло.

Вспомним строки из этой сказки:

Старик не осмелился перечить,

Не дерзнул поперек слова молвить.

Мы своим молчанием и равнодушием попускаем зло, а сами потом плачем и негодуем, откуда берутся злые люди. Если за зло платить добром, то, что же у нас останется, чтобы заплатить за добро?

Со злом надо бороться, но без злобы и ненависти в сердце, как показывает это в своих сказках А.С.Пушкин. Мудро поступила Золотая Рыбка, «лишь хвостом по воде плеснула». И справедливость свершилась под унылый и грозный шум моря:

На пороге сидит его старуха,

А пред нею разбитое корыто.

У зла есть две руки. Это ложь и страх. Вспомним «Сказку о царе Салтане»:

Допьяна гонца поят,

Обобрать его велят

И в суму его пустую

Суют грамоту пустую.

Пошли на обман ткачиха с поварихой; бесчестный изменник Фарлаф – «княжны искатель недостойный». Для обмана переоделась в нищую старушонку Чернавка, надеялась на доброту, жалостливость и милосердие молодой царевны. Внушает страх, переполненный злобой «пасмурный» Рогдай и злой, свирепый колдун в поэме «Руслан и Людмила».

Но противостоять злу можно двумя «мечами»: знанием (умом, смекалкой) против лжи, и силой против страха.

Вспомним «Сказку о попе и его работнике Балде» с ее грубоватым юмором, в которой прославляются ум и смекалка простого добряка и наказывают корыстолюбие, один из аспектов зла.

Пошел на хитрую уловку царь Гвидон, обернулся комаром, затем мухой и шмелем, чтобы наказать зло и восстановить справедливость для торжества добра.

Добро всегда торжествует: и на веселом пиру у царя Салтана, и в гриднице высокой у Владимира.

« И тайных чар исчезла сила».

«Настанет мир, погибнет злоба», — утверждает А.С. Пушкин. И останется зло у разбитого корыта.

Даже силы природы служат добру: и красно солнце, и круглолицый месяц, и бесстрашный ветер помогает царевичу Елисею. И вольная волна выплеснула на сушу бочку с матерью и младенцем.

Где грань между добром и злом?

В каждом человеке самым причудливым образом перемешаны добро и зло. Те, у кого явленным становится положительный плюс – добро, называется в народе добрыми людьми. Негативный плюс – зло – у них скрыто, но это не значит, что его нет, иначе, чем можно объяснить, что добрый любящий царь Салтан в гневе может «начудесить»: повесить гонца за недобрую весть.

В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить

Но смягчился, на сей раз.

И в душе Чернавки, согласившейся на злое дело по приказу мачехи, все же теплится крохотный лучик доброты:

3 стр., 1055 слов

«Добро и зло в сказках Пушкина» — 4 класс

… хорошо для всех героев, потому что — добро всегда побеждает зло. *** Примечание Уважаемые ученики, сочинение на тему «Добро и зло в сказках Пушкина» для 4 класса публикуется без исправления … ошибок. Есть учителя, которые проверяют сочинение на предмет наличия …

Та, в душе ее любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, бог с тобой».

В каждом из нас есть добро и зло. Граница между добром и злом проходит через сердце человека, через его душу. И у каждого из нас есть возможность сместить эту границу в ту или иную сторону. Поэтому спеши делать добро, иначе начнешь творить зло. Именно это хотел сказать нам великий А.С.Пушкин своими чудесными сказками.

Кто-то сказал, что у гениальных людей есть только одна дата, дата рождения их таланта. Ровно двести лет назад зажглась яркая звездочка Доброты, Мира и тепла, и ее светлый луч с нежностью и любовью заглядывает в каждый дом, в каждую колыбель, и льются строки Неся Гармонию и Покой:

  • У Лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том…

  • Кто в русских сказках является динозавром
  • Кто в русских сказках похож на убыр
  • Кто в русских сказках похож на гнома
  • Кто в русских сказках исполняет желания
  • Кто в россии был самым известным собирателем сказок