Кто в сказке два ивана солдатских сына совершает подлость а кто поступки

Предмет: родная литература (русская)

Класс: 6 Дата: 17.09

Тема урока: Р.р. Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение национального характера, народных нравственных ценностей.

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели: формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний; закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: углубление представления о волшебной сказке, совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение характеристики героя;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания; развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять план;

воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических представлений.

Сценарий урока

Мотивационный этап

Приветствует. Мотивирует к обучению.

Слушают учителя.

Демонстрируют готовность к уроку.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

Организует повторение пройденного.

Постановка проблемных вопросов:

— Почему сказка «Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская сказка героического содержания?

— Чем путь Ивана — крестьянского сына отличается от пути Ивана-царевича?

Выполняют предложенные задания.

Совместно с учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.

Выявление места и причины затруднения

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа

1) Беседа

— Почему вам сложно ответить на некоторые из вопросов?

Обдумывают ответы на вопросы.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Организует беседу по постановке целей урока

1. Совместное целеполагание.

  • Актуализировать…
  • Формировать…
  • Совершенствовать…
  • Воспитывать…

2. Составление траектории изучения темы урока (под руководством учителя).

Участвуют в полилоге, выполняют задания.

Практическая деятельность по реализации построенного проекта

Включает учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1. Аналитическая работа с текстом сказки:

  • пересказ первой части сказки;
  • чтение по ролям трёх поединков Ивана и 12-голового змея;
  • комментирование незнакомых слов (с использованием словарей).

Физкультминутка

Выполняют задания.

Выполняют физкультминутку

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Организует работу по обобщению и систематизации знаний и формированию рациональных способов применения их на практике.

1) Вступительная беседа:

— — С чего начинают развиваться события сказки? (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).

— Сколько раз ходили братья в город?

= Расскажите о каждом этом случае.

— А кого встречали каждый раз Иваны? (седого старичка)

— Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись? (мать наказала отдавать поклон всякому встречному и поперечному).

— Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им).

— А почему помог? (потому что они уважение к нему проявили)

= Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное отношение разные люди или предметы помогают главному герою.

— Куда водил братьев старичок?

  • Выборочный пересказ: расскажите, что произошло с братом, поехавшим влево. 

Выделяют главное, устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями. Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой

Актуализирует ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой деятельности.

1) Исследовательская работа по теме «Герои волшебной сказки» (работа в парах с последующим обсуждением)

Вопросы и задания:

= Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).

— Почему и как братьям удалось добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

— Какие же качества характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум). 

— О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?

(сильные (эпизод укрощения коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).
— Но более всего проявились качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и такой прием позволяет проследить за каждым). 
— Значит, тот путь, который выбирает каждый из них, характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто первый заговорил там, на перекрестке, и что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей). Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)
— Вот мы с вами говорим – Иван совершает поступки. А что такое «поступок»? 
— Кто в сказке «Два Ивана — солдатских сына» совершает подлость, а не поступки?

— А что мы можем сказать о том, как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими противниками, дружески с друг другом)
— Можно ли по речи героев сказать, какие они?

— Есть ли прямая оценка братьев в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является постоянным для любой сказки).

Выполняют задания.

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает задания на применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовку к изучению следующих разделов курса.

1) Аналитические задания:

— Какие сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?

= Найдите в сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.

Рассматривают, сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.

Этап рефлексии

Создает условия для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон выпадения»:

1) Прием «Свободный микрофон»

— Почему Иван – своеобразный богатырь, а значит это волшебная богатырская сказка героического содержания?

Задает д/з прочитать «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе.

Предмет: родная литература (русская)

Класс:  6                          Дата:

Тема урока: Р.р.
Сказка «Два Ивана – солдатских сына» как воплощение
национального характера, народных нравственных
ценностей
. 

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели:  формирование у обуч-ся умений построения и реализации новых знаний;
закрепление и коррекция изученного.

Задачи:

обучающие: углубление представления о волшебной сказке,
совершенствование умения выразительного чтения, пересказа; обучение
характеристики героя;

развивающие: развитие логического мышления, памяти, внимания;
развитие умения сравнивать, анализировать, обобщать; развитие умения составлять
план;

воспитательные: воспитание любви к культурному наследию: русского
народа, его устному народному творчеству; формирование нравственно-этических
представлений.

Ресурсы: http://uroki.net/     ,      http://www.zavuch.ru/   ,               http://festival.1september.ru/,
тетрадь.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, групповая.

Методы обучения: проблемные (эвристическая беседа).

Приемы обучения: слово учителя, комментированное чтение,  работа с
учебником, беседа.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствование речи  учащихся, отработка навыка
выразительного чтения, понимание фольклора как особого способа познания русской
истории; знание особенностей разных видов сказок (сказочных приемов: сказочные
формулы, постоянные эпитеты, гиперболы, повторы), умение строить связное
сообщение исследовательского характера в устной форме; совершенствование 
навыка пересказа; умение осмысленно читать и объяснять значение прочитанного.

Метапредметные:

познавательные УУД:  поиск и выделение необходимой
информации, осознанное построение  речевого высказывания в устной форме,
свободное восприятие текста художественного произведения, осмысленное чтение;
содействие  развитию
мыслительных операций: сравнения, анализа, син
теза, обобщения, систематизации;

регулятивные УУД:  целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание
обучающимися стремления к постижению нового;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли
в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:  самоопределение, стремление к речевому
самосовершенствованию; воспитание уважения к русскому фольклору и истории,
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
русского народа
.

Сценарий
урока

Деятельность учителя

Деятельность обуч-ся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Приветствует.
Мотивирует к обучению.

Слушают учителя.

Демонстрируют
готовность к уроку.

К.: формирование
атмосферы исследования, сотворчества.

Р.: готовность к
самообразованию.

Л.: проявление
интереса к учению; соблюдение моральных норм в отношении присутствующих на
уроке.

Актуализация знаний и пробное учебное
действие

Организует
повторение пройденного.

1) Опрос д/з:

— дифференцированное задание: виды сказок;

 2) Инд.
задание:
монологическое
высказывание «Сказка как отражение народных идеалов» (ИС)

4)
Постановка проблемных вопросов:

— Почему сказка «Два Ивана – солдатских сына» – волшебная богатырская
сказка героического содержания?

— Чем путь Ивана
— крестьянского сына отличается от пути Ивана-царевича?

Выполняют
предложенные задания.

Совместно с
учителем формулируют проблемные вопросы, пытаются на них ответить.

К.: выражение, пояснение
и аргументация своей точки зрения.

Р: осуществление
рефлексии своей деятельности.

П.: умение
применять знания в конкретной ситуации.

Выявление места и причины затруднения

Организует
обсуждение результатов предыдущего этапа

1) Беседа

— Почему вам
сложно ответить на некоторые из вопросов?

Обдумывают ответы
на вопросы.

Л.: осознают свои трудности и стремятся к их
преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

П.: устанавливают причинно-следственные связи,
делают выводы.

Р.: осознают недостаточность своих знаний.

К.: задают вопросы с целью получения необходимой
для решения проблемы информации

Целеполагание и построение проекта выхода из
затруднения

Организует
беседу по постановке целей урока

1. Совместное
целеполагание.

·       
Актуализировать…

·       
Формировать…

·       
Совершенствовать…

·       
Воспитывать…

2.
Составление траектории
изучения
темы урока (под руководством учителя).

Участвуют в
полилоге, выполняют задания.

К.: 
представление конкретного содержания; речевое сообщение.

Р.: определение
учебной цели; ее формулирование и удержание.

П.: формирование
предметных понятий, систематизация знаний.

Практи­ческая  деятель­ность по реали­зации
по­строенно­го проекта

Включает
учеников в учебную деятельность с учетом индивидуальных особенностей.

1. Аналитическая работа с текстом
сказки:

·       
пересказ первой части
сказки;

·       
чтение по ролям трёх
поединков Ивана и 12-голового змея;

·       
комментирование
незнакомых слов (с использованием словарей).

Физкультминутка

Выполняют
задания.

Выполняют
физкультминутку

К.:
сотрудничество с одноклассниками, построение продуктивного взаимодействия.

Р.:
осуществление рефлексии своей деятельности, ее коррекция.

П.: установление
правил продуктивной работы.

Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем
во внеш­ней речи

Организует
работу по обобщению и систематиза­ции знаний и формированию рациональных
способов при­менения их на практике.

1) Вступительная
беседа:

[1]
— С чего начинают развиваться
события сказки? (с момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку,
чтобы купить коней).

— Сколько раз ходили братья в город?

= Расскажите о каждом этом случае.

— А кого встречали каждый раз Иваны? (седого старичка)

— Почему прошли мимо него не здороваясь, а потом вернулись?
(мать наказала отдавать поклон всякому встречному и поперечному).

— Какова роль старичка в жизни Иванов? (помог он им).

— А почему помог? (потому что они уважение к нему проявили)

= Вспомните, пожалуйста, сказки, в которых за уважительное
отношение разные люди или предметы помогают главному герою.

— Куда водил братьев старичок?

·       
Выборочный пересказ: расскажите, что
произошло с братом, поехавшим влево. 

Выделяют глав­ное,
устанавли­вают причинно-следственные свя­зи между отдель­ными языковыми
явлениями. Выполняют задания, отве­чают на вопросы.

Л.: осваивают
новые виды деятельности, участвуют в творческом со­зидательном процессе; оце­нивают
усваиваемое содер­жание.

Р.: адекватно
оценивают свои достиже­ния, осознают возникающие трудности, ищут их причи­ны
и пути преодоления.

К.: фор­мулируют
собственные мыс­ли, высказывают и обосно­вывают свою точку зрения.

Этап самостоятельной работы с
взаимопроверкой

Актуализирует
ведущие способы аналитической, исследовательской, мыслетворческой
деятельности.

1)
Исследовательская работа
  по теме «Герои волшебной сказки» (работа в парах с
последующим обсуждением)

Вопросы и
задания:

= Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).

— Почему и как братьям удалось добиться уважения среди
сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

— Какие же качества характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение
постоять за себя, ум).
 

— О каких качествах братьев мы узнаем из сцены торга при
покупке коней и сабель?

(сильные (эпизод укрощения коней), добрые, воспитанные,
проявляющие уважение к окружающим (встреча со старичком), обладают чувством
справедливости (поймали жеребцов).

— Но более всего проявились
качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем
сказочники разводят братьев по двум дорогам?
(у каждого брата свой
характер, и такой прием позволяет проследить за каждым).
 
— Значит, тот путь, который
выбирает каждый из них, характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны,
оба одного возраста. Кто первый заговорил там, на перекрестке, и что
предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит
потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (
он сразится с
двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей
). Какое
качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (
взаимовыручка)
— Вот мы с вами говорим – Иван
совершает поступки. А что такое «поступок»? 

— Кто в сказке «Два Ивана — солдатских
сына» совершает подлость, а не поступки? 

— А что мы можем сказать о том, как говорят Иваны?
(уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими противниками,
дружески с друг другом)

— Можно ли по речи героев сказать,
какие они?

— Есть ли прямая оценка братьев в сказке? (она содержится в
эпитете «добрые молодцы», который является постоянным для любой сказки).

Выполняют задания.

К.:
сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности
выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в
деятельность по плану.

П.: определение
способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап включения в систему знаний и повторения

Предлагает
задания на применение  способов  действий,  вызвавших  затруднения,
повторение  и  закрепление  ранее  изученного  и  подготовку  к  изучению
следующих разделов курса.

1) Аналитические
задания:

— Какие
сказочные формулы отразились в этом фольклорном повествовании?

= Найдите в
сказке зачин, троекратные повторения, концовку, постоянные эпитеты.

Рассматривают,
сравнивают иллюстрации, высказывают свое мнение.

К.:
сотрудничество в поиске, обработке информации; определение правильности
выполнения заданий; построение монологического высказывания.

Р.: включение в
деятельность по составлению связного речевого высказывания.

П.: определение
способов взаимодействия; оценка своих возможностей в достижении цели

Этап рефлексии

Создает условия
для коллективной и индивидуальной работы с учетом индивидуальных «зон
выпадения»:

1) Прием «Свободный микрофон»

Почему Иван – своеобразный богатырь, а
значит это волшебная богатырская сказка героического содержания?

Задает д/з: инд. задание (сообщение о Баратынском),
выр. чтение и комментирование стих-я «Родина».

Фиксируют 
степень  соответствия  поставленной  цели  и  результатов деятельности;
оценивают собственную деятельность на уроке

К.: отображение
в речи совершаемых действий.

Р.:
проектирование способов  и форм деятельности на основе выявленных затруднений.

П.: выработка
маршрута по преодолению затруднений.

Сказка – ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок.

                                 А.С.Пушкин

— И еще раз мы возвращаемся к
нашей сказке «Два Ивана солдатских сына». Потому что не выяснили мы с вами
самого главного. А что самое главное – поможет нам узнать эпиграф к нашему
уроку.

— Так о чем же нам намекает
сказка, какой урок наши далекие предки передают нам – на этот вопрос мы должны
будем ответить в конце урока, проведя анализ образного строя произведения,
охарактеризовав главных героев.

— А кто главные герои в этой
сказке? (два Ивана).

— Скажите, на основании чего вы
обычно судите о человеке?

— Вот и в художественном
произведении мы прежде всего анализируем, какие поступки совершает герой, как о
нем отзываются и что и как он сам говорит.

— Начнем с предыстории наших
героев. Расскажите, как росли два Ивана (пересказ).

— Почему и как братьям удалось
добиться уважения среди сверстников? Почему царь оправдал Иванов?

— Какие же качества
характеризовали Иванов в детстве? (дружба, умение постоять за себя, ум).

— О каких качествах братьев мы
узнаем из сцены торга при покупке коней и сабель?

(сильные (эпизод укрощения
коней), добрые, воспитанные, проявляющие уважение к окружающим (встреча со
старичком), обладают чувством справедливости (поймали жеребцов).

— Но более всего проявились
качества братьев в дороге, во время их путешествия. Как вы думаете, зачем
сказочники разводят братьев по двум дорогам? (у каждого брата свой характер, и
такой прием позволяет проследить за каждым).

— Значит,  тот путь, который выбирает каждый из них,
характеризует каждого в отдельности. Оба они сильны, оба одного возраста. Кто
первый заговорил там, на перекрестке,  и
что предложил? Чем обосновал свой выбор? Обратите внимание, именно он и выручит
потом своего брата. Какие поступки выпадут на его долю? (он сразится с
двенадцатиглавыми змеями, выручит своего брата в поединке с царицей-львицей).
Какое качество этого Ивана прежде всего здесь проявилось? (взаимовыручка)

— Вот мы с вами говорим – Иван
совершает поступки. А что такое «поступок»?

В словаре В.Даля дается такое
толкование этого слова: «Всякое дельное дело или действие человека». Что значит
«дельное»? (хорошее) И дальше у Даля: «Подвиг, деяние для исполнения
чего-либо».

— Итак, сразиться с
двенадцатиглавыми змеями ради освобождения города  — это поступок? Да! Выручить своего брата –
это поступок? Да! Перевести старого человека через дорогу или уступить ему
место в автобусе – это поступок? Да! А оскорбить своего друга или какого-либо
человека – это поступок? Нет! А что это? (подлость, низость и т.д.)

— Кто в сказке «Два Ивана
солдатских сына» совершает подлость, а не поступки? (водовоз). Вот почему он
ложный герой.

— Таким образом, основными
признаками, которые отличают положительного героя сказки от отрицательного,
являются его поступки.

— А что мы можем сказать о том,
как говорят Иваны? (уважительно с седым старичком и матерью, грозно со своими
противниками, дружески с друг другом)

— Можно ли по речи героев
сказать, какие они? Да.

— Есть ли прямая оценка братьев
в сказке? (она содержится в эпитете «добрые молодцы», который является
постоянным для любой сказки).

— Так о чем же нам «намекает»
сказка, какой урок преподает? Свой ответ начните со слов: «Образами Иванов
солдатских сыновей народ подчеркивает свое представление об идеальном русском
герое: … (мужественном, смелом, умном, воспитанном, добром, проявляющем
уважение к окружающим, обладающем чувством справедливости, всегда приходящем на
выручку и не забывающем о дружбе). (Записываем ответ в тетради).

— Хорошая, мудрая сказка. И
красивая. И делает ее такой выразительной прежде всего ее язык, те эпитеты,
которые используют сказочники. Они их придумывают каждый раз новые? Нет. Они
постоянные, переходящие из одной сказки в другую. Следующая наша работа будет
заключаться в том, что вы должны будете найти как можно больше постоянных
эпитетов и сказочных оборотов в предложенном вам тексте (каждый ученик имеет
листок с текстом, на котором текстовыделителем отмечает найденные эпитеты и
сказочные обороты. Затем этот листок поможет ему при составлении своей сказки). 

В тридевятом царстве, небывалом государстве.

В
поисках тридевятого царства, небывалого государства прошел я через пески
сыпучие, через высокие горы, через быстрые реки, пока не набрел наконец на
подземный ход. Тем ходом спустился я в глубокую пропасть и пошел по лесу
дремучему, непроездному, непроходимому, и чем дальше иду, тем дорога лучше
становится, словно деревья передо мною расступаются, а часты кусты
раздвигаются. Смотрю назад – руки не просунуть, смотрю направо – пни да колоды,
зайцу косому не проскочить, смотрю налево – а и хуже того… Дивуюсь я, думаю не
придумаю, что со мной за чудо совершается, а сам все иду да иду: у меня под
ногами дорога торная. Иду я день от утра до вечера, не слышу ни реву звериного,
ни шипения змеиного, ни крику совиного, ни голоса птичьего: ровно около меня
все повымерло. Вот пришла и темная ночь; кругом меня хоть глаз выколи, а под
ногами светлехонько. Вот иду я до полуночи и стал видеть впереди будто зарево,
и подумал я: «Видно, лес горит, так зачем же мне туда идти на верную смерть,
смерть неминучую?»

Поворотил
я назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти; сунулся вперед – дорога
торная. Думал я, думал и порешил идти вперед. Чем дальше иду, тем светлее
становится, и стало, как белый день. Выхожу я на поляну широкую, и посредь той
поляны широкой стоит дом не дом, чертог не чертог, а дворец королевский али
царский, весь в огне, в серебре и золоте и в каменьях самоцветных, весь горит и
светится, а огня не видать. Все окошки во дворце растворены, и играет в нем
музыка согласная, какой никогда я не слыхивал.

Вхожу
я на широкий двор, в ворота широкие, растворенные; дорога пошла из белого
мрамора, а по сторонам бьют фонтаны высокие, большие и малые. Вхожу я во дворец
по лестнице, устланной тонким красным сукном, с перилами позолоченными; вошел я
в горницу – нет никого; в другую, в третью – нет никого; в пятую, десятую – нет
никого; а убранство везде царское, неслыханное и невиданное: золото, серебро,
хрустали восточные, кость слоновая и мамонтовая.

Дивуюсь
я такому богатству несказанному, а вдвое того, что хозяина нет; не только
хозяина, и прислуги нет; а музыка играет не смолкаючи; и подумал я в те поры
про себя: «Все хорошо, да есть нечего», — и вырос передо мной стол,
убранный-разубранный: в посуде золотой да серебряной яства стоят сахарные, и
вина заморские, и питья медвяные. Сел я за стол, напился, наелся досыта:
кушанье такое, что и сказать нельзя, — того и гляди, что язык проглотишь, а я,
по лесам и пескам ходючи, крепко проголодался. Не успел я встать и оглянуться,
а стола с кушаньями как не бывало, а музыка играет не умолкаючи.

Дивуюсь
я такому чуду чудному и такому диву дивному, а сам думаю: «Хорошо бы теперь
соснуть» — и вижу, стоит передо мной 
кровать резная, из чистого золота, на ножках хрустальных, с пологом
серебряным, с бахромою и кистями жемчужными; пуховик на ней как гора лежит,
пуху мягкого, лебяжьего.

Ложусь
я на высокую кровать, задергиваю полог серебряный и вижу, что он тонок и мягок,
будто шелковый. Стало в палате темно, ровно в сумерки, и музыка играет будто
издали. Заснул я в ту же минуту.

Проснулся
а солнце уже взошло выше дерева стоячего.

Встал
я с кровати высокой, платье мне все приготовлено, и фонтан воды бьет в чашу
хрустальную. Одеваюсь я, умываюсь; чай и кофей на столе стоят, и при них
закуска сахарная. Накушался я и спустился по лестнице из мрамора зеленого, из
малахита медного в зеленый сад.

А
в саду диковинном на деревьях висят плоды спелые, румяные, сами в рот так и
просятся; цветы растут распрекрасные, всеми красками расписанные; птицы поют
невиданные, песни поют райские; и бегут-шумят ключи родниковые по колодам
хрустальным.

Вот
какие чудеса видел я в тридевятом царстве.

— Скажите, ребята, а за счет
чего появляется особая сказовая интонация, для которой характерна прежде всего
напевность? (за счет изменения прямого порядка слов, рядов однородных членов).
Вводим понятие «инверсия». 

Басня «Волк на псарне» была впервые напечатана в журнале «Сын Отечества», ч.I, №2, в октябре 1812 года. Оригинальный сюжет этой басни основан на одном из ключевых эпизодов Отечественной войны 1812 года.

Действие басни происходит на псарне, куда по ошибке попал Волк, собиравшийся похитить овцу из овчарни. Псы моментально учуяли хищника и подняли шум. На этот шум прибежали псари и закрыли ворота, отрезав волку путь к отступлению.

Увидев, что выбраться из ловушки нет возможности, Волк пытался вести переговоры с псами, напоминая, что он приходится им дальним родственником. Волк клятвенно пообещал больше никогда не воровать овец и даже защищать их от других хищников. В ответ на речи Волка Ловчий сказал, что он хорошо знает волчью натуру и не собирается идти на мировую. После этого Ловчий спустил на Волка стаю гончих псов.

Под Волком на псарне Крылов в своей басне подразумевает Наполеона в России. Наполеон к тому моменту уже вошел в Москву и, думая, что выиграл войну, ждал, когда русский император ответит на его предложение о мире. Но император Александр I пообещал не заканчивать войну, пока неприятель не покинет пределов России.

Наполеон напрасно ждал, когда русские согласятся на его условия. В итоге, он оказался в западне. Общий план военных действий, сообщенный Кутузову из Петербурга еще в начале сентября, заключался в том, чтобы действовать в тылу Наполеона, затрудняя отступление. Князь Волконский, присланный для получения от Кутузова объяснения его действий, доносил императору, что Наполеону трудно будет выбраться из России.

Подобно Наполеону, в безвыходном положении оказался и Волк на псарне в басне Крылова. Льстивые слова Волка довольно точно соответствуют тогдашним предложениям Наполеона о заключении мира.

Под псами Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой. Увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне. В образе Ловчего Крылов представил Кутузова, который «запер» Наполеона в Москве, как в ловушке. По свидетельствам современников, Кутузов прочитал басню после сражения под Красным собравшимся вокруг офицерам. При чтении строк: «а я, приятель, сед», полководец снял фуражку и потряс наклоненной седой головой. Чтение басни сопровождалось дружным хохотом. На другой день басню читал весь лагерь. Так творчество Крылова поднимало боевой дух русской армии.

«Ты сер, а я, приятель, сед» — эта фраза показывает, что Крылов в своем Ловчем ценил преимущественно и даже, может,  исключительно хитрость. Такой взгляд баснописца на главнокомандующего вполне оправдывается многими историческими данными. Перед отъездом Кутузова в армию, один из его родственников имел нескромность спросить: «Неужели вы, дядюшка, надеетесь разбить Наполеона?» Кутузов отвечал: «Нет. А обмануть надеюсь». Почти то же самое сказал он во время Тарутинской стоянки: «Разбить меня может Наполеон, а обмануть — нет». Кутузов не поддался на хитрые речи Наполеона и в результате захватчик оставил Москву, а позже покинул с остатками своей армии пределы России.

Из басни «Волк на псарне» видно, как живо следил Крылов за событиями Отечественной войны и как метко он подмечал все, что происходило. В басне Крылов выразил чувство национальной обиды и справедливую жажду мщения. Устами поэта говорила тогда вся Россия. Впоследствии, под влиянием басни «Волк на псарне» родилась пословица «Поджал хвост, что волк на псарне», занесенная в сборник Даля.

Краткое содержание «Два Ивана - солдатских сына»

Краткое содержание «Два Ивана – солдатских сына»

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 376.

Обновлено 21 Ноября, 2022

О произведении

Сказка «Два Ивана — солдатских сына» переносит в удивительный мир, где обитают страшные змеи, волшебники и колдуньи. Но при этом на первом месте стоят человеческие взаимоотношения, которые помогают справляться с испытаниями и невзгодами и служат основой счастливой жизни.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Два Ивана — солдатских сына», которое будет полезно при подготовке к уроку литературы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Место и время действия

События сказки происходят «в некотором царстве, в некотором государстве».

Главные герои

  • Иваны — два брата-близнеца, могучие богатыри, добрые, справедливые, отважные, готовые прийти на выручку всем, кто нуждается в помощи.

Другие персонажи

  • Мать братьев — простая женщина, солдатка, чей муж служил в армии; очень добрая, любящая, заботливая мать.
  • Старичок — добрый волшебник, подаривший братьям богатырских лошадей и волшебные сабли.
  • Красная девица — злая и хитрая колдунья, способная превращаться в львицу.

Краткое содержание

«В некотором царстве, в некотором государстве» призвали мужика в армию. Перед уходом он дал жене наставления по хозяйству, а также оставил 50 рублей для ребёнка, который должен был вскоре родиться. Спустя три месяца женщина родила «двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями».

Когда выросли Иваны, взяли они отцовские деньги «пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата» и отправились в город покупать себе коней. Им понравились только два могучих жеребца, но стоили они слишком дорого.

По дороге домой братья повстречали старичка. Они поведали ему о своём горе: есть чудесные кони, да денег на них нет совсем. Старичок сжалился над молодцами и подарил им двух богатырских коней.

На следующий день Иваны вновь решили отправиться в город, чтобы купить себе по сабле. Они заказали кузнецу такие сабли, «чтоб по триста пудов весили», но никто не брался выковать такое орудие.

По дороге домой приунывшие братья вновь встретили вчерашнего старичка. И в этот раз он решил помочь им: подошёл к «большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли». Поблагодарили братья доброго старичка и вернулись домой.

На следующее утро Иваны попрощались с матерью и отправились в дальний путь. Вскоре доехали они до двух столбов, на которых было указано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет» и «Кто влево поедет, тот убит будет». Братья решили разделиться и перед разлукой обменялись платками: если на платке появится кровь, значит, один из братьев убит и нужно отыскать его тело.

Тот Иван, что пошёл направо, оказался вскоре в царстве. Он так полюбился царю, что тот отдал ему в жёны свою единственную дочь, царевну Настасью Прекрасную и разрешил править царством. Жизнь у Ивана стала похожа на сказку.

Второй Иван, что налево пошёл, вскоре оказался в столице незнакомого государства, а в том «государстве печаль великая: дома чёрным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются». Он выяснил, что змей с двенадцатью головами потребовал на съедение принцессу, которую уже приковали к скале у моря.

Отважный богатырь отправился к морю, разрубил цепи и освободил царевну. Сам же стал змея дожидаться. Отрубив змею все двенадцать голов, Иван заснул и проспал три дня.

Тем временем царь отправил к скале водовоза, чтобы тот привёз косточки принцессы. Но коварный водовоз, увидев принцессу живой, пригрозил ей острым ножом и приказал сказать царю, будто это он одолел змея. Узнав о том, что дочь осталась жива, «царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником».

Но вскоре приключилась новая беда: другой двенадцатиглавый змей потребовал среднюю царскую дочку. Пришлось и в этот раз Ивану спасать девушку от змея. После тяжёлой битвы он вновь крепко заснул, а хитрый водовоз, запугав принцессу, объявил себя её спасителем и стал генералом.

Объявился третий змей, ещё страшнее прежних своих собратьев. Царю ничего не оставалось, как отдать ему на растерзание свою младшую дочь. Однако Иван вовремя пришёл на помощь и одолел змея.

Водовоз же и в этот раз хотел всех обмануть, но Иван показал платочек, оставленный ему царевной. Обманщика казнили, а Иван женился на царевне.

Тем временем первый Иван отправился на охоту и увидел в лесу прекрасный дворец. Там жила «красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать». Неожиданно она превратилась в львицу и проглотила царевича.

Второй Иван увидел, что платок брата весь в крови и отправился на помощь. Отыскав дворец, он заставил красную девицу выплюнуть проглоченного брата. Тогда Иван достал «два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал». Девицу же он пожалел и не стал убивать.

Вернулись братья к своим жёнам и стали жить в любви и согласии.

И что в итоге?

Иваны — после всех приключений благополучно возвращаются домой к своим жёнам.

Заключение

Заключение

Как и все народные сказки, русская сказка «Два Ивана — солдатских сына» учит быть добрым, справедливым, отважным. Добрый и честный человек никогда не пройдёт мимо чужой беды и за своё милосердие будет щедро вознаграждён.

После ознакомления с кратким пересказом «Два Ивана — солдатских сына» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по сказке

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Владислав Пиневич

    10/10

  • Полина Кислякова

    10/10

  • Елена Холоднова

    10/10

  • Пками Рнка

    10/10

  • Алиса Велиж

    10/10

Рейтинг пересказа

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 376.


А какую оценку поставите вы?

  • Кто в сказках пушкина и жуковского творит зло и кто олицетворяет добро
  • Кто в русских сказках является динозавром
  • Кто в русских сказках похож на убыр
  • Кто в русских сказках похож на гнома
  • Кто в русских сказках исполняет желания