Кто вернул алеше потерянное зернышко в сказке черная курица

  • Краткие содержания
  • /
  • Разные
  • /
  • Черная курица или подземные жители

Год: 1829 Жанр: сказка

Главные герои: мальчик Алеша, курица по прозвищу Чернушка

Замечательная сказка про черную курицу была написана Антонием Погорельским для своего десятилетнего племянника Алеши Толстого. Этот мальчик стал впоследствии известным писателем и поэтом.

Сюжет

Главному герою сказки тоже десять лет и зовут его так же Алешей. Он живет при пансионе в Петербурге, далеко от своих родителей. Алеша — прилежный ученик, хороший товарищ и просто добрый мальчик. Однажды он спасает курочку, которую назначили на кухню, и с этого момента жизнь его меняется совершенно. Он получает удивительную способность, но вместо того, чтобы использовать ее на благо себе и другим, воображает, что теперь он лучше чем его товарищи, став гордым, заносчивым и ленивым. Алеша совершает поступок, в котором потом глубоко раскаивается, и это становится началом его возврата к прежней жизни прилежного ученика.

Чудесная сказка Антония Погорельского уже почти 200 лет учит мальчиков и девочек нести ответственность за свои слова и поступки, ценить дружбу и не искать обходных путей там, где нужно проявить усердие. А для взрослых это произведение — возможность вспомнить детство, окунувшись в атмосферу одной из любимейших сказок своего детства.

Другие персонажи

Король

Учитель в пансионе

А ещё у нас есть:

  • для самых компанейских — Главные герои «Черная курица, или Подземные жители»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Черная курица, или Подземные жители»

Главные герои

Эта сказка специально задумывалась для самых маленьких, поэтому автор не усложнял её разветвленным повествованием с многочисленными действующими лицами. Сюжетная линия состоит из приключений Алеши, который вместе с курочкой Чернушкой посетил запретный подземный мир, а в последующем получил возможность учить на память любые уроки.

Главными героями этой сказки являются:

  • мальчик Алёша;
  • курочка Чернушка;
  • король подземного мира;
  • учитель в пансионе.

Автор дает подробное описание Алеши, рассказывая, как он попал в пансионат, раскрывая его черты характера.

При этом опускаются практически все подробности о короле подземного царства, курочке Чернушке, которая являлась министром при дворе, а также жестоком учителе в пансионе. Тем самым автор желает сконцентрировать внимание читателей именно на Алеше и его необычных приключениях.

Краткое содержание

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.

Рядом со зданием пансиона был большой двор. Алеше нравилось гулять там и кормить курочек, а особенно черную хохлатую, «названную Чернушкою», которая даже разрешала себя гладить.

Как-то во время зимних каникул кухарка собиралась поймать и убить Чернушку, так как та не несла яиц. Чтобы спасти курочку, мальчик отдал кухарке «все его имение» – золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка весь день ходила за Алешей по двору, будто хотела ему что-то сказать.

Ночью Алеша не спал. Неожиданно в его комнате появилась Чернушка и позвала пойти с ней. Курочка повела его через комнаты старух-голландок, также живших в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка. Мальчик позвал кошку, она неожиданно замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали. Курочка сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка повела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой двери из желтой меди. Стоявшие у стен два рыцаря набросились на Чернушку, и курочка начала с ними сражаться. Алеша упал в обморок.

Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.

Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались – оказалось, что это были пустые латы.

Они вошли в большую залу. Чернушка оставила Алешу одного. Неожиданно из боковой двери «вошло множество маленьких людей <�…> в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек с величественною осанкою, на голове с венцом». Алеша догадался, что это был король. Король поблагодарил мальчика за то, что тот спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», указав на маленького человечка, одетого во все черное с малиновой шапочкой. В нем мальчик узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может попросить у него любую награду. Алеша попросил первое, что пришло в голову, – чтобы он всегда знал урок, который ему задали. Король дал мальчику конопляное семечко, но попросил никому о них не рассказывать.

Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное зернышко. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеше же «совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Чернушка все это время не появлялась.

Однако вскоре Алеша начал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «сделался гордый и непослушный», «страшный шалун». Чтобы проучить мальчика, учитель задал ему выучить 20 страниц. Алеша же на этот раз шалил еще сильнее. Но на следующий день мальчик не обнаружил зернышка в кармане и не смог ничего рассказать на уроке. В наказание учитель запер Алешу, пока он все не выучит.

Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.

Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать – распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.

Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

«Черная курица или подземные жители» сокращенно

Краткое содержание Черная курица для читательского дневника:

Мальчик Алеша уже в течение двух лет живет в мужском пансионе вдали от родителей и чувствует себя одиноким. По выходным мальчик часто играет с черной курицей, а однажды, когда кухарка хотела зарубить ее, он убедил женщину не делать этого.

Ночью к нему в спальню пришла Чернушка и повела мальчугана под землю в странный город, где она была министром. По дороге мальчик видел различные чудеса. Король подземных жителей подарил мальчугану просяное зернышко, имея которое можно никогда не делать уроков, но всякий раз все знать назубок. При этом мальчика предупредили, что он все случившееся с ним должен держать в строжайшей тайне.

После этого Алеша очень изменился, стал заносчивым и шаловливым и растерял всех своих друзей. И однажды учитель наказал его, и мальчик, сильно испугавшись, рассказал о волшебном зернышке.

Ночью он вновь увидел Чернушку в последний раз, поскольку теперь подземные жители должны были покинуть свой город, потому что их тайна стала известна.

Алеша вновь стал послушным, добрым мальчиком и вновь приобрел друзей в пансионе.

Вывод

Получив зернышко, Алеша изменился в худшую сторону, а утратив волшебную силу, вновь стал хорошим. Получается, что волшебство не всегда идет на пользу людям.

Отзывы читателей

В школе дочке задали кратко подготовить сообщение и анализ по произведению Антония Погорельского. Было буквально два дня на такую работу, а когда узнала, сколько страниц у сказки, то решила поискать ее сжатые варианты. Нашла в сокращении «Чёрную курицу, или Подземные жители», это помогло быстро подготовиться к домашней работе, хорошо с ней справиться и получить прекрасную оценку.

Ольга

Приобрела для своих детишек книжку с сокращенными сказками. Нам очень понравился краткий пересказ «Черной курицы, или Подземные жители», — лёгкий небольшой рассказ о мальчике, который помог Чернушке избежать неминуемой смерти. Это яркая и интересная сказка, в книжке имеются картинки с иллюстрациями, которые позволяют детям поближе познакомиться с этими необычными героями.

Наталья

Ребенку в школе задали подготовить читательский дневник, поэтому мы нашли краткое содержание «Черной курицы, или Подземные жители», познакомились с сюжетом, аннотацией и основной мыслью этого произведения. Написали на отлично домашнее задание, сама сказка оказалась очень интересной и лёгкой для понимания.
Виктория

Учёба Алёши в пансионе

Начинается эта сказка с описания мужского пансиона, расположенного на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Одним из учеников был малыш Алеша, которого неизменно любили учителя и одноклассники.

Мальчик был добрым к близким, а в особенности ему нравилась курочка Чернушка, которую он часто подкармливал и смотрел за её играми. Птица отвечала ребёнку взаимностью, разрешая себя гладить, и отгоняя других агрессивных петухов от мальчишки.

Во время зимних каникул кухарка решила приготовить ученикам бульон, поэтому собралась поймать Чернушку. Чтобы спасти свою любимую курочку, Алёша отдал кухарке золотую монету, которую подарила ему бабушка. Мальчик спас Чернушку, а она в последующем целый день ходила за ним, словно пытаясь что-то ему рассказать.

После непродолжительных вечерних игр и ужина Алёша отправился спать, и именно эта ночь перевернула всю его последующую жизнь.

Анализ сказки

Что автор хотел донести до читателя сказки

Даже краткая аннотация к этой сказке дает понять, что это повесть о дружбе и о чувстве долга, которые должны воспитываться с детства.

Заполняя читательский дневник, школьники прилежно пересказывают сюжет и дают описание героев. Но мало кто задумывается о том, для чего вообще автор рассказал эту историю. А ведь эта повесть на самом деле основана на традиции старинного рыцарского романа. Конечно, важны и характеристика героев, и конкретные события — все это обязательно нужно включать и в план школьного сочинения.

Но смысл сказки в том, что она дает предостережение. Благодаря дружбе с Чернушкой, Алеша узнает, пожалуй, главную мудрость, которая часто звучала в произведениях авторов эпохи романтизма, но не утратила своей актуальности и сегодня. И заключается она в том, что главную роль в жизни играют верность друзьям и трудолюбие, умение добиваться всего собственными силами и прилежанием.

В этом состоит основная мысль произведения. Но оно также напоминает нам, что, ошибаясь в выборе между добром и злом, человек всегда подводит своих друзей. Это не всегда можно исправить — так, Алеша не сможет вернуть подземных жителей или снять кандалы с друга. Но у него есть шанс загладить вину, осознав свои ошибки.

Темой сказки стало именно подземное царство, поскольку:

  • Погорельский увлекался популярными в то время сказками братьев Гримм и немецкими народными легендами о гномах и подземных царствах;
  • автор лично знал Гофмана, автора истории о Щелкунчике, и очень любил его произведения.,

Краткий пересказ сказки Черная курица, или подземные жители

Впрочем, взрослые исследователи изучают текст произведения гораздо серьезнее. Они утверждают, что на самом деле путешествие в подземное царство является обрядом инициации, то есть посвящения Алеши во взрослую жизнь. А черная курица, которая во многих европейских легендах действительно выступает как мистический персонаж, является проводником чуть ли не в загробный мир.

В некоторых легендах она как раз является посланником Духа Зла. И то, что из-за общения с Чернушкой Алеша все больше погружается в свои фантазии, отдаляясь от реальности, может быть намеком именно на это. Да и сам талисман (заметим, он из конопли — символа дурмана) дает мальчику весьма сомнительные способности, если задуматься.

Короткий пересказ «Черной курицы или подземных жителей»

Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге. Главный герой повести — юный дворянин Алеша, мальчик 9–10 лет. Он живет и учится в пансионе для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отдали сына в пансион и больше не виделись с ним. Сначала мальчик сильно скучал, но со временем привык к разлуке.

Алеша является добрым, умным и скромным мальчиком, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, окружающие любят его. На досуге Алеша любит читать рыцарские романы, ему нравится фантазировать о давних временах и рыцарских замках, он верит в существование волшебниц.

Также в свободное время Алеше нравится кормить курочек, которые живут во дворе. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Мальчику особенно нравится черная курочка Чернушка. Сама курочка тоже очень ласкова с ним.

Однажды кухарка решает пустить Чернушку на обед. Добрый мальчик отдает кухарке все свои деньги, и та отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь любимой курочке. Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом.

Однажды она ведет Алешу в сказочное Подземное королевство. В этом королевстве Чернушка занимает важную должность — должность главного министра короля. Сам король благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки и чтобы при этом он всегда отвечал на отлично.

Король исполняет желание: он вручает Алеше волшебное конопляное зернышко; это зернышко позволит ему всегда быть готовым к урокам. При этом Чернушка и король просят Алешу никому не говорить о Подземном королевстве. Если мальчик проговорится, подземные жители должны будут покинуть эти места и уйти куда-то далеко. Алеша обещает хранить секрет.

С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отвечает на отлично. Он становится лучшим учеником в пансионе, о нем узнает весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его хвалят незаслуженно. Со временем он привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и непослушного мальчика, с которым никто не хочет дружить.

Однажды учитель задает ему выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на зернышко. Однако на занятии он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко. Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зернышко, но просит его вести себя скромнее. Однако Алеша не спешит меняться: он снова не готовится к уроку и утром отлично рассказывает 20 страниц. Учитель требует от него объяснений.

Забыв об обещании, Алеша рассказывает о Подземном королевстве. Учитель не верит в эту “сказку” и наказывает мальчика розгами. В этот день Алеша снова теряет волшебное зернышко, на этот раз навсегда. Тем временем по вине Алеши все подземные жители покидают свои жилища, грузят повозки и уходят в далекие края. Король наказывает министра-Чернушку за доверие Алеше — сковывает ему руки золотыми цепями.

На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку и то горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит прощения у Чернушки. На прощание та просит его об одном – стать прежним. На утро у Алеши случается сильная горячка. Через несколько недель он выздоравливает. Теперь, без волшебного зернышка, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.

Пример сочинения на тему «Черная курица» по А. Погорельскому.

История создания

Автора сказки — Антония Погорельского — на самом деле звали Алексей Перовский. А сочинил он эту историю для своего племянника Алеши, которого мы сегодня знаем как талантливого русского писателя Алексея Константиновича Толстого. Внимательный читатель наверняка обратит внимание на то, что главного героя сказки зовут так же, как автора и его племянника. Исследователи же подчеркивают, что в сказке есть автобиографические мотивы.

Антоний Погорельский прославился как автор романтических повестей. Композиция их была довольно проста, но сюжет часто содержал отсылки к различным народным легендам. Там были:

  • зловещие двойники;
  • различные мистические преображения;
  • борьба с самим Духом Зла.

Главные герои и анализ написанного

А вот «Черную курицу» он сочинил в другом жанре — это волшебная повесть, где реалистичные сцены переплетаются с фантастическими эпизодами. Причем история эта построена таким образом, что необычные персонажи, которые окружают Алешу, вполне могут быть плодом его воображения — читатель об этом так и не узнает достоверно. Ведь мальчик очень любит читать, и, как и Дон Кихот Сервантеса, он большой охотник до рыцарских романов и волшебных историй.

Книга была благосклонно принята критиками и пользовалась популярностью у публики. И это неудивительно, поскольку все в ней было основано на понимании того, как дети воспринимают окружающий мир. Недаром великий писатель Толстой говорил, что «Черная курица» была его любимой книгой в детстве.

Повесть была напечатана в детском журнале «Новая детская библиотека» и даже стала своего рода сенсацией. Издатель Борис Федоров приложил все усилия для того, чтобы Погорельский написал продолжение истории или хотя бы еще что-нибудь в том же духе. Но будущий основоположник русской фантастической прозы больше для детей не написал ничего, хотя его творчество для взрослых также заслуживает внимания.

Сказку «Черная курица или подземные жители» Погорельский Антоний (А. А. Петровский) написал в 1829 году. Она стала первым авторским литературным произведением для детей на русском языке. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Черной курицы или подземных жителей» в разных вариантах.

В рассказе прослеживается мотив «двойничества» – произведение имеет волшебную (фантастическую) и реалистическую линии повествования. Пересказ поможет подготовиться к уроку литературы, заполнить читательский дневник.

Содержание

  1. Основные персонажи сказки
  2. «Черная курица или подземные жители» сокращенно
  3. Короткий пересказ «Черной курицы или подземных жителей»
  4. Сюжет сказки «Черная курица» с цитатами
  5. Видео краткое содержание Черная курица или подземные жители

Основные персонажи сказки

Главные герои:

  • Алеша – мальчик 9–10 лет, «умненький, миленький, учился хорошо». Родители его жили далеко, два года назад привезли мальчика в Петербург и отдали учиться в пансион.
  • Чернушка – курочка со двора пансиона, министр.

Другие персонажи:

  • Король.
  • Учитель в пансионе.

«Черная курица или подземные жители» сокращенно

Краткое содержание Черная курица для читательского дневника:

Мальчик Алеша уже в течение двух лет живет в мужском пансионе вдали от родителей и чувствует себя одиноким. По выходным мальчик часто играет с черной курицей, а однажды, когда кухарка хотела зарубить ее, он убедил женщину не делать этого.

Ночью к нему в спальню пришла Чернушка и повела мальчугана под землю в странный город, где она была министром. По дороге мальчик видел различные чудеса. Король подземных жителей подарил мальчугану просяное зернышко, имея которое можно никогда не делать уроков, но всякий раз все знать назубок. При этом мальчика предупредили, что он все случившееся с ним должен держать в строжайшей тайне.

После этого Алеша очень изменился, стал заносчивым и шаловливым и растерял всех своих друзей. И однажды учитель наказал его, и мальчик, сильно испугавшись, рассказал о волшебном зернышке.

Ночью он вновь увидел Чернушку в последний раз, поскольку теперь подземные жители должны были покинуть свой город, потому что их тайна стала известна.

Алеша вновь стал послушным, добрым мальчиком и вновь приобрел друзей в пансионе.

Вывод

Получив зернышко, Алеша изменился в худшую сторону, а утратив волшебную силу, вновь стал хорошим. Получается, что волшебство не всегда идет на пользу людям.

Короткий пересказ «Черной курицы или подземных жителей»

Действие повести происходит в конце XVIII — начале XIX века в Петербурге.  Главный герой повести — юный дворянин Алеша, мальчик 9–10 лет. Он живет и учится в пансионе для детей. Родители мальчика живут далеко от Петербурга. Два года назад они отдали сына в пансион и больше не виделись с ним. Сначала мальчик сильно скучал, но со временем привык к разлуке.

Алеша является добрым, умным и скромным мальчиком, хотя иногда ведет себя легкомысленно. Он хорошо учится, окружающие любят его. На досуге Алеша любит читать рыцарские романы, ему нравится фантазировать о давних временах и рыцарских замках, он верит в существование волшебниц.

Также в свободное время Алеше нравится кормить курочек, которые живут во дворе. Добрый Алеша всегда приносит им крошки со стола. Мальчику особенно нравится черная курочка Чернушка. Сама курочка тоже очень ласкова с ним.

Однажды кухарка решает пустить Чернушку на обед. Добрый мальчик отдает кухарке все свои деньги, и та отпускает Чернушку. Так Алеша спасает жизнь любимой курочке. Однако Чернушка оказывается не простой курицей, а волшебным говорящим существом.

Однажды она ведет Алешу в сказочное Подземное королевство. В этом королевстве Чернушка занимает важную должность — должность главного министра короля. Сам король благодарит Алешу за спасение своего министра (Чернушки) и обещает исполнить желание мальчика. Алеша просит сделать так, чтобы ему не нужно было учить уроки и чтобы при этом он всегда отвечал на отлично.

Король исполняет желание: он вручает Алеше волшебное конопляное зернышко; это зернышко позволит ему всегда быть готовым к урокам. При этом Чернушка и король просят Алешу никому не говорить о Подземном королевстве. Если мальчик проговорится, подземные жители должны будут покинуть эти места и уйти куда-то далеко. Алеша обещает хранить секрет.

С этого момента Алеша совсем не готовится к урокам, но всегда отвечает на отлично. Он становится лучшим учеником в пансионе, о нем узнает весь Петербург. Однако мальчика мучает совесть за то, что его хвалят незаслуженно. Со временем он привыкает к похвале и считает себя умнее других. Так скромный и милый Алеша превращается в гордого и непослушного мальчика, с которым никто не хочет дружить.

Однажды учитель задает ему выучить целых 20 страниц. Алеша не готовится к уроку и, как обычно, надеется на зернышко. Однако на занятии он не может ответить ни слова: оказывается, он где-то потерял зернышко. Ночью добрая Чернушка возвращает Алеше потерянное зернышко, но просит его вести себя скромнее. Однако Алеша не спешит меняться: он снова не готовится к уроку и утром отлично рассказывает 20 страниц. Учитель требует от него объяснений.

Забыв об обещании, Алеша рассказывает о Подземном королевстве. Учитель не верит в эту “сказку” и наказывает мальчика розгами. В этот день Алеша снова теряет волшебное зернышко, на этот раз навсегда.  Тем временем по вине Алеши все подземные жители покидают свои жилища, грузят повозки и уходят в далекие края. Король наказывает министра-Чернушку за доверие Алеше — сковывает ему руки золотыми цепями.

На этот раз Алеше становится очень стыдно за свою ошибку и то горе, которое он причинил подземным жителям. Мальчик горько плачет и просит прощения у Чернушки. На прощание та просит его об одном – стать прежним. На утро у Алеши случается сильная горячка. Через несколько недель он выздоравливает. Теперь, без волшебного зернышка, он снова становится добрым и скромным мальчиком, которого все любят.

Пример сочинения на тему «Черная курица» по А. Погорельскому.

Сюжет сказки «Черная курица» с цитатами

Сказка «Черная курица или подземные жители» краткое содержание:

«Лет сорок тому назад, в С.-Петербурге на Васильевском Острове, в Первой линии» находился мужской пансион. Среди детей, которые обучались в пансионе, был мальчик Алеша. Здесь его все любили, но иногда мальчику было грустно без родных, особенно когда другие ребята уходили домой.

Рядом со зданием пансиона был большой двор. Алеше нравилось гулять там и кормить курочек, а особенно черную хохлатую, «названную Чернушкою», которая даже разрешала себя гладить.

Как-то во время зимних каникул кухарка собиралась поймать и убить Чернушку, так как та не несла яиц. Чтобы спасти курочку, мальчик отдал кухарке «все его имение» – золотую монету, подарок бабушки. После этого Чернушка весь день ходила за Алешей по двору, будто хотела ему что-то сказать.

Ночью Алеша не спал. Неожиданно в его комнате появилась Чернушка и позвала пойти с ней. Курочка повела его через комнаты старух-голландок, также живших в пансионе. У них был большой серый попугай и кошка. Мальчик позвал кошку, она неожиданно замяукала, а попугай закричал: «Дуррак!». Чернушка и Алеша быстро убежали.

Курочка сказала, что мальчик разбудил рыцарей. Чернушка повела Алешу по незнакомым коридорам, и они вышли к большой двери из желтой меди. Стоявшие у стен два рыцаря набросились на Чернушку, и курочка начала с ними сражаться. Алеша упал в обморок.

Мальчик очнулся уже утром, у себя в постели. За обедом от учительницы Алеша услышал, что черная курочка куда-то пропала.

Следующей ночью Чернушка снова пришла к мальчику. Курочка вновь повела мальчика в комнаты старушек, но на этот раз он старался не отвлекаться. Они вышли к большим дверям из желтой меди. На этот раз рыцари едва стояли на ногах. Чернушка ударила крыльями, и они рассыпались – оказалось, что это были пустые латы.

Они вошли в большую залу. Чернушка оставила Алешу одного. Неожиданно из боковой двери «вошло множество маленьких людей <…> в нарядных разноцветных платьях» и шляпах с перьями. После них вошел «человек с величественною осанкою, на голове с венцом». Алеша догадался, что это был король.

Король поблагодарил мальчика за то, что тот спас их главного министра от «неизбежной и жестокой смерти», указав на маленького человечка, одетого во все черное с малиновой шапочкой. В нем мальчик узнал свою Чернушку. Король сказал, что мальчик может попросить у него любую награду. Алеша попросил первое, что пришло в голову, – чтобы он всегда знал урок, который ему задали. Король дал мальчику конопляное семечко, но попросил никому о них не рассказывать.

Министр рассказал Алеше, что подземные жители давно живут под землей, но если кто-то из людей узнает о них и рассказывает другим, им приходится менять свое место пребывания. Мальчик еще о многом хотел расспросить министра-Чернушку, но начал засыпать.

Утром Алеша нашел в кармане конопляное зернышко. Теперь мальчик всегда правильно отвечал на уроках, учителя были им очень довольны. Алеше же «совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал». Чернушка все это время не появлялась.

Однако вскоре Алеша начал привыкать к похвалам и думать, что он умнее и лучше других мальчиков, «сделался гордый и непослушный», «страшный шалун». Чтобы проучить мальчика, учитель задал ему выучить 20 страниц. Алеша же на этот раз шалил еще сильнее. Но на следующий день мальчик не обнаружил зернышка в кармане и не смог ничего рассказать на уроке. В наказание учитель запер Алешу, пока он все не выучит.

Ночью к Алеше пришла Чернушка. Курочка сказала, что не узнает в нем того доброго и скромного мальчика, который ее спас, но все же дала ему зернышко.

Утром Алеша без запинки пересказал все 20 страниц, соврав, что выучил их с утра. Но мальчики сказали учителю, что Алеша с утра не брал в руки книгу. Учитель, думая, что мальчик все выучил заранее и вчера баловался специально, решил его наказать – распорядился принести розги. Испугавшись, Алеша рассказал все о курочке и подземных жителях.

Ночью к мальчику пришел министр-Чернушка. У него на руках были золотые цепи, которые надели на него из-за поведения мальчика. Министр сказал, что теперь всем маленьким людям нужно будет переселиться далеко от здешних мест, попрощался и исчез.

После этого у Алеши была сильная горячка, он проболел шесть недель. Мальчик стыдился говорить о том, что случилось, старался быть послушным, скромным, прилежным. Вскоре Алеша сделался примером для товарищей, хотя уже и не мог наизусть выучить 20 страниц.

Видео краткое содержание Черная курица или подземные жители

Антоний Погорельский написал сказку «Черная курица или подземные жители» для своего племянника – будущего писателя Алексея Толстого. Исследователи литературы прослеживают в произведении тему инициации, прохождения героем испытаний для получения определенного морально-этического опыта.

Основные персонажи

Примечательно, что главного героя сказки тоже зовут Алешей. Это умный, прилежный и милый мальчик лет десяти. Пару лет назад его отдали учиться в закрытый пансион в Санкт-Петербурге. С тех пор он не видел ни отца, ни матери.

Другие герои произведения:

  • Чернушка – курица с птичьего двора пансиона, друг Алеши. Птица на самом деле оказывается министром подземного королевства;
  • Король – монарх подземного царства, подаривший Алеше волшебное конопляное семечко;
  • Кухарка в закрытом учебном заведении;
  • Учитель.

Очень краткий пересказ

Алеше удается спасти курицу, которую хотят пустить под нож. Неожиданно она оказывается волшебной и приглашает его к себе. Ведь Чернушка – подземный житель. Под пансионом располагается тайное королевство, куда и проникает Алеша под предводительством Чернушки. Там живет очень маленький народец, вроде эльфов, ростом с половину аршина.

Правитель этого царства хвалит Алешу. Ведь он смог выручить его премьер-министра, который на поверхности земли превращается в курицу. Монарх говорит, что мальчик может просить у него любую награду. И тот заказывает чудо: знать любой урок, даже если его не учил. Тогда правитель дает ему заколдованное семечко, но просит не говорить ни одной душе о том, что он видел и слышал. В противном случае всех жителей подземного королевства постигнет большое горе.

Учителя не могут нарадоваться на знания Алеши. Но тот со временем забыл, кому обязан хорошими оценками. Он становится надменным и смеется над одноклассниками, когда они отвечают учителю неправильно. Но настал день, когда семечко пропало, и Алеша на уроках оказался беспомощным. Ночью он просит Чернушку найти утраченный подарок. Премьер-министр откликается на просьбу мальчика, но умоляет его учиться самому.

Когда настал следующий день, учитель счел, что мальчик из прихоти не захотел отвечать урок, который знал, и решил высечь его. Испугавшись порки, Алеша струсил и открыл ему тайну волшебного семечка, Чернушки и подземного мира. Из-за этого всем обитателям королевства пришлось бежать в неведомые края.

Оставшись без волшебных подарков, главный герой вынужден был прилежно учиться. И вскоре снова стал милым и старательным мальчиком.

Краткий пересказ повести «Черная курица или подземные жители» раскрывает лишь сюжет. Чтобы понять мотивацию и характер Алеши, ознакомимся с произведением более подробно.

Печальная развязка

На следующий день он с блеском ответил урок. Однако вместо того, чтобы похвалить ученика, наставник потребовал объяснить, когда тот выучил задание. В противном случае бедолаге грозила порка. Мальчик забыл обо всем на свете и рассказал о Чернушке, зернышке и Подземном мире. Итог оказался плачевным: его посчитали лгуном и все равно выпороли, жителям подземелья пришлось уйти, Чернушку заковали в кандалы на веки вечные, а зернышко исчезло навсегда. От чувства вины и раскаянья Алеша заболел и пролежал в горячке шесть недель.

После выздоровления мальчик снова стал добрым и послушным. Он вернул себе расположение товарищей и учителя. Он стал прилежным, хотя и не выдающимся учеником.

Так заканчивается удивительная сказочная повесть «Черная курица, или Подземные жители». Краткое содержание вы уже знаете, но почитайте полный текст, потому что в нем есть еще много интересного и загадочного.

Краткое содержание повести

О главных героях

Алеша вполне хорошо жил и учился в закрытом учебном заведении для мальчиков – круглосуточном пансионе. Но семья мальчика находилась далеко от Санкт-Петербурга, поэтому в субботу-воскресенье, на праздники или во время каникул, когда остальные ученики ехали домой к родителям, он оставался один. Тогда он читал рыцарские романы, а гулять ходил на птичий двор пансиона, где играл с курочками. Его любимицей была хохлатая Чернушка, прозванная так за черный цвет перьев.

Перед Рождеством женщина, работавшая на кухне, решила приготовить к празднику курятину. Кухарка стала выбирать себе жертву, и ею стала Чернушка, ведь она не снесла ни одного яйца. Но Алеша отговорил женщину убивать его друга, заплатив ей империал. Это был старинный золотой, подаренный ему бабушкой. Так он спас Чернушке жизнь, а курица, словно поняв это, не отходила от Алеши ни на шаг, словно пытаясь с ним заговорить.

Первая попытка пройти в подземное королевство

Однажды мальчик не мог заснуть, и тут кто-то позвал его. Он стал искать источник голоса и под кроватью увидел Чернушку. Она заговорила с ним и позвала за собой. Дорогу во тьме освещали ее горящие глаза, а запертые двери она открывала, хлопнув крыльями. Так они вышли из спальни, пересекли залу и зашли в помещение, где жили старушки-голландки. Чернушка приказала вести себя очень тихо и ничего не трогать. У голландок была кошка и норовистый попугайчик.

Алеша любил животных, и ему захотелось приласкать кошку. Она внезапно заорала, а проснувшаяся птица тоже завопила во все горло «Дуррак!» Ее крик превратил рыцарские латы, висевшие на стене, в настоящих воинов. Они стали нападать на курицу с Алешей. Но Чернушка внезапно увеличилась в размерах и храбро оборонялась. А вот мальчик от страха упал в обморок.

Другой мир

На следующую ночь курица опять явилась за Алешей. На этот раз он вел себя разумно, и они без приключений спустились в подземелье. Препроводив ребенка в богато убранную залу с маленьким золотым троном, курица ушла. Вдруг все вокруг наполнилось крохотными людьми в нарядных костюмах. Они выстроились возле трона, на который воссел человечек с золотой короной на голове.

Он стал восхвалять главного героя повести за то, что он вырвал из рук «жестокой и неизбежной смерти» премьер-министра. В подошедшем придворном в черных одеждах, с красным головным убором, Алеша внезапно увидел знакомые черты. Да это же курица, его друг!

Монарх решил наградить Алешу и сказал, что исполнит какое-нибудь его желание. И как уже упоминалось в очень кратком пересказе повести «Черная курица или подземные жители», герой выбрал безошибочно отвечать на уроке, при этом совсем не раскрывая учебника.

Правитель дал ему заколдованное зернышко конопли – пока оно будет с ним, правильный ответ так и будет отскакивать от зубов. Однако при одном условии: мальчик ни одной живой душе не имеет права говорить о том, что здесь видел, иначе всем без исключения обитателям подземного мира придется несладко.

Новый Алеша

На другой день стало ясно, что семя конопли работает. Теперь мальчик смог забросить учебу и целый день проводить в играх. Но постепенно характер Алеши стал портиться. Он стал капризным, заносчивым, все чаще смеялся над своими товарищами, которым учеба давалась не так легко.

Краткое содержание А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»

Но настал роковой день, когда зернышко пропало. Утратив знания, Алеша не смог сказать ни слова в ответ на вопрос учителя. Тот запер его в комнате, чтобы он выучил 20 страниц учебника. Ночью к нему пришел Премьер-министр Чернушка, сетуя, что ребенок изменился не в лучшую сторону. Тот пообещал исправиться, но умолял найти волшебную вещицу.

Просьба была выполнена, и наутро наш герой продекламировал все заданное, слово в слово. Учителю же Алеша заявил, что ему хватило одного утра все это зазубрить. Однако одноклассники выдали его, закричав, что он ни одного учебника не открыл. Тогда наставник пришел в ярость, решив, что шалун просто капризничал и потому не захотел накануне отвечать урок. Поэтому он решил его наказать и взялся за розги.

Алеша был не храброго десятка. В надежде отвратить порку, он рассказал все – о Чернушке, волшебном зернышке и, само собой, подземном мире, в котором побывал. Но от такого рассказа учитель еще больше разозлился, сочтя его глупой выдумкой. Мальчик все равно был наказан.

К чему приводит предательство

Ночью к Алеше явилась Чернушка. На руках маленького человечка мальчик увидел кандалы. Чернушка сказала, что он теперь будет их носить вечно, а весь подземный народ вынужден теперь этот край и уйти в изгнание. Премьер-министр сказал, что ему будет легче терпеть наказание, если мальчик исправится.

Наутро от переживаний наш герой даже захворал. Целых полтора месяца он лежал с температурой, но все же выкарабкался и заметил одну странность: ни учителя, ни одноклассники не вспоминали о чудесном рассказе Алеши о Чернушке. Мальчик даже подумал – а действительно ли с ним все это произошло или это был горячечный бред? Он стал учиться с прежней прилежностью и вскоре вновь завоевал расположение учителей и любовь сверстников. Однако больше никогда не увидел Чернушки.

Краткое содержание А. Погорельский «Черная курица или подземные жители»

Подробный пересказ рассказа Черная курица, или Подземные жители

В мужском пансионате, находившемся в городе Санкт-Петербурге, жил и учился 10-летний мальчик. Звали его Алеша. Он был привезен родителями в столицу 2 года назад и с тех пор не виделся с родными. Сначала Алеша сильно тосковал по дому, но через некоторое время привык к обществу сверстников. Мальчик хорошо учился, имел сговорчивый нрав, поэтому все любили Алешу, и житье его вдали от родного дома было вполне приятным.

Свое одиночество мальчик ощущал лишь в выходные дни, когда все его одноклассники разъезжались по домам. Тогда его любимым занятием было чтение книг. Алешу захватывали приключения рыцарей, описанные в этих книжках, нередко он представлял себя героем прочитанных им волшебных историй.

Еще мальчику нравилось кормить курочек, живших во дворе. Он наблюдал за их повадками, разнимал куриные драки и даже знал имена каждой из птиц. Но среди куриного стада была у Алеши любимица – черная хохлатая курица. Ее так и звали – Чернушка.

Как-то раз, во время зимних каникул, Алеша играл во дворе. Ему захотелось поиграть с курочками, и мальчик начал их подзывать. Вдруг из дома показалась кухарка, в руке она держала большущий кухонный нож. Женщина стала ловить курицу, и Алеша понял, что именно Чернушка сейчас станет жертвой кухарки. В отчаянном кудахтанье он услышал мольбу о помощи.

Мальчик бросился на шею поварихе, ее руки разжались, и Чернушка была спасена. Мальчик ласковыми словами уговорил кухарку не трогать Чернуху, и даже подарил ей монету, которую очень берег. В этот день черная курица все время гуляла около Алеши и весело кудахтала.

Вечером мальчик побежал во двор, чтобы покормить курочек. Выходя из курятника, он услышал, как Чернушка тихо ему говорит: «Оставайся, Алеша, со мной».

Ночью Алеше не спалось. Он лежал в темноте и вдруг услышал какой-то шорох. Заглянув под кровать, мальчик увидел черную курицу. Чернушка предложила удивленному Алеше пойти с ней, обещая показать кое-что интересненькое.

Пройдя через весь дом, мальчик и Чернушка по длинной лестнице спустились в подземелье. Там оказался большой зал, который освещали огромные хрустальные люстры. Вдруг Чернушка сделалась очень большой… и тут Алеша проснулся. На утро он не нашел Чернушку во дворе.

На следующую ночь черная курица снова повела Алешу в подземелье. В зале она попросила на некоторое время оставила мальчика. Он начал разглядывать роскошное помещение: стены, двери и маленький трон – все было золотым.

Вот открылась дверь, и вошло множество нарядно и дорого одетых людей. Все они были очень маленького роста. Когда они построились вдоль трона, появился сам король. Он приветствовал Алешу и благодарил за то, что он спас от смерти главного министра короля. Когда главный министр подошел к Алеше, мальчик узнал в нем любимую Чернуху.

Король предложил Алеше исполнить любое его желание. Мальчик, подумав, попросил о том, чтобы, не уча уроков, отлично знать задания. Королю не понравилось, что мальчишка такой лентяй, но данное обещание пришлось выполнять.

Алеше вручили конопляное семечко, и король сказал, что пока оно у мальчика, тот всегда будет знать урок. Но при этом Алешу строго предупредили, что он никому не должен говорить об увиденном. Иначе жителей королевства постигнет беда, а Алеша лишится королевских милостей.

Потом Алеше показывали удивительный зверинец, чудесный сад. Угощали разными яствами. Затем повезли на охоту и всячески развлекали. Мальчик был счастлив.

Когда в школе Алешу вызвали отвечать урок, он с радостью обнаружил, что король сдержал свое слово – все ответы отлетали от зубов. Учителя с восторгом удивлялись превосходным знаниям своего ученика и хвалили его. Сначала Алешу мучила совесть, он знал, что эти похвалы незаслуженны. Но вскоре он заважничал, стал свысока смотреть на своих товарищей. Он стал гордым и непослушным – куда делся скромный, милый, добрый мальчуган…

Как-то раз он не смог отвечать урок. Оказалось, что он потерял семечко! Алеша позвал на помощь Чернушку, и она нашла семя. Курочка просила стать своего друга прежним добрым и прилежным мальчиком. Конечно, об обещанном исправлении он сразу забыл.

Когда учитель хотел наказать Алешу розгами, он испугался и рассказал о подземных жителях.

Из-за того, что Алеша не сдержал слова, подземным жителям пришлось покинуть родной край и переселиться далеко-далеко.

Эта сказка учит тому, что лишь труд и прилежание делают человека добрым и умным, а лень – распущенным и злым. Ценится лишь то, что досталось трудом.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.

Прогулки с Чернушкой

Ночью Алёша долго не мог заснуть, неожиданно в комнате распахнулись двери, появилась Чернушка, которая человеческим голосом позвала мальчика. Курочка повела своего спасителя через комнаты старух, также проживавших в пансионате. Чернушка попросила Алёшу не шуметь, но мальчик позвал кошку, которая замяукала, отчего попугай проснулся и закричал. Сразу после этого отважные путешественники бросились наутёк.

По словам курочки, он своим шумом разбудил рыцарей стражников, теперь им придется идти другой длинной дорогой. Открылась дверь в большой зал, около стен которого стояли два огромных рыцаря. Как только Чернушка с мальчиком дошла до центра комнаты, статуи ожили и набросились на курочку, которая неожиданно увеличилась в размерах и вступила в бой. Алеша, не выдержав такого испытания, упал в обморок. Очнулся он уже утром в своей постели. За обедом учительница рассказала мальчику, что куда-то пропала черная курочка, они обыскали амбар, но так и не нашли её.

Днем Алеша занимался следующим:

  • подготовился к урокам;
  • поискал Чернушку во дворе;
  • послушал небольшую лекцию;
  • собрался в очередную прогулку с курочкой.

Следующей ночью Чернушка вновь пришла к Алеше, повела его короткой дороге, а мальчик, уже зная о том, что не нужно шуметь, вел себя тихо и осторожно.

Как только они вошли в огромный боковой зал, из двери стали появляться маленькие люди в разноцветных нарядных платьях, с перьями и шляпах.

Среди них был человек с венцом на голове и величественной осанкой. Это был король, который поблагодарил Алёшу за спасение их министра Чернушки от жестокой и неминуемой смерти. В качестве подарка мальчик попросил улучшить ему память, чтобы он мог с легкостью учить уроки. Король отдал Алеше волшебное семечко, но попросил у него никому не рассказывать об увиденном.

  • Кто вел передачу в гостях у сказки в советское время
  • Кто вел в гостях у сказки валентина леонтьева фото
  • Кто ведет рассказ об истории города глупова
  • Кто автор сказки малефисента
  • Кто ведет повествование в сказке