Кто выдвинул идею о важной роли волшебных сказок в формирование личности ребенка

Тестирование «Сказкотерапия с тревожными детьми«

Наше тестирование поможет вам получить диплом установленного образца

*Все тесты и дипломы соответствуют приказу Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77-70859, выдано 30.08.2017

Тестирование «Сказкотерапия с тревожными детьми»

Ответьте на 10 вопросов и получите мгновенный результат!

О тестировании

Это наше тестирование «Сказкотерапия с тревожными детьми». Оно поможет повысить вашу квалификацию. 

Все педагоги должны знать, как при работе с детьми использовать сказку. Особенно сказку надо использовать при работе с тревожными детьми. Наше тестирование поможет проверить это знание. 

Наш тест состоит из 10 заданий. Каждое задание имеет несколько вариантов ответа. Но лишь один из них являются верным. После выполнения всех заданий вы получите грамоту. Вы сможете вложить ее в свое портфолио.

Перед участием в тесте рекомендуем вам ознакомиться с положением о проведении наших тестов. 

Так не откладывайте же ваше участие в нашем тесте. Поучаствуйте в нем прямо сейчас! Желаем вам уд

Как получить сертификат?

01.

Пройдите тестирование

Заявка заполняется за 3 минуты

Особенности сертификата



  • На базе ФЗ “Об образовании” и ФГОС.


  • Свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391


  • Дипломы официального образца

Ответы на вопросы по тестированию «Сказкотерапия с тревожными детьми.»

Как скоро я узнаю о результатах конкурса?

Какая информация есть в свидетельствах для воспитателей?

Как я могу посмотреть результаты других участников?

Ваши мероприятия соответствуют ФЗ об образовании и ФГОС?

 «Сказки столь важны потому, что они могут помочь нам справиться с нашими тёмными сторонами, — на извилистых путях… С их помощью мшено направить в позитивное русло и нашу собственную жизнь».

Бруно Беттельхейм

РОЛЬ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА

Формирование личности происходит постепенно. Важнейшая задача воспитания — помочь ребенку осмыслить собственную жизнь. Необходимо научить его, как лучше узнать самого себя, а благодаря этому лучше понимать других людей и уметь поддерживать с ними удовлетворительные отношения. Чтение волшебных сказок может сыграть в этом процессе решающую роль.

СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ

Для того чтобы сказочная история привлекла внимание ребенка, она должна его развлекать, возбуждать любопытство, стимулировать воображение. Ребенок нуждается в последовательности, связности повествования, для того чтобы, пользуясь выражением Бруно Беттельхейма, “навести порядок в своем, внутреннем доме «.

Сказки позволяют ему понять на примере, что у его психологических затруднений имеются временные или постоянные решения. Любой персонаж из сказок предлагает такие решения, которые ребенок способен понять.

Мальчик-с-пальчик, Золушка или Красная Шапочка полны уверенности в себе; они в одиночку решаются идти на опасные дела, не зная, к чему приведут их приключения. Познакомившись с другими людьми, они живут счастливо; им незнакомо тревожное чувство разлуки. Созданные воображением, сказки способствуют развитию личности ребенка. У него появляется потребность перенести свои чувства на героя, он может, не подвергаясь опасности, выплеснуть свою агрессивность на злую мачеху.

Лишь сам ребенок сможет постепенно осмыслить собственную жизнь и мало-помалу начать ею управлять. Мы развиваемся лишь тогда, когда самостоятельно понимаем и разрешаем наши проблемы. Именно гак, а вовсе не слушая объяснения других, ребенок понемногу обретает внутреннюю уверенность.

Беттельхейм свою книгу для того, чтобы помочь взрослым понять, насколько важны сказки при воспитании детей, и научиться их рассказывать. Ведь ребенок заставит вас читать, перечитывать, вновь и вновь пересказывать все эти захватывающие истории. Он будет их слушать, воспринимать и постепенно усваивать.

ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СКАЗОК

Главное достоинство волшебных сказок заключается в том, что ребенок сам находит решение своей проблемы. Сказка ободряет, вселяет надежду на будущее, уверенность в счастливом конце, говорит о том, что всегда найдется способ жить в мире с собой и с другими. Сказка Рыбак и джинн дает пищу воображению ребенка. Ведь этот джинн, несравнимо превосходящий ребенка силой, тем не менее в конце концов потерпел поражение, поскольку ребенок его перехитрил. Маленький слушатель узнает о том, что его отец может быть слабым, как охотник из сказки о Белоснежке; ребенок поначалу может встревожиться, но постепенно успокоится, играя в героев сказки и отождествляя себя с ними.

Он поймет, что такое любовь и ненависть, созидание и разрушение, беспокойство, страдание и даже смерть. Сказка — это фантазия, но в то же время и действительность; она в большей степени, чем басня, постепенно подготовит малыша к первым шагам в реальной жизни.

В сказке Три поросенка, да и во многих других, окончательное решение должен принять сам ребенок — в отличие от басни, финал которой диктуется моралью: Стрекоза должна думать и действовать так же, как Муравей; у нее нет выбора.

В этой же сказке, на всем ее протяжении, ребенок должен отождествлять себя по очереди с каждым из поросят: от самого младшего до самого старшего. Ребенок поймет также, что другой — а значит, отталкивающий — персонаж может волшебно преобразиться и стать настоящим другом. Этот пример научит его сдерживать свои инстинктивные порывы и не поддаваться первому впечатлению.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

Сказки приносят огромную пользу. Если взрослый рассказывает сказку не торопясь, давая ребенку возможность ее обдумать, он заметит, что малыш очень много приобретает в умственном и эмоциональном планах. Чтобы дать волю воображению, ребенку совершенно не нужны иллюстрации.

Персонажи, с которыми он себя по очереди отождествляет, позволяют ему до некоторой степени освободиться от собственных внутренних проблем. Эти последовательные превращения, в которых нет ничего искусственного, дают ребенку возможность временно разрешить свои трудности. Сказочные истории лишают драматизма его негативные мысли и показывают малышу, что благодаря его усилиям и доброй воле все закончится хорошо.

Из сказки Семь воронов ребенок вынесет заключение, что неадекватные чувства могут причинить ему вред и заставить страдать: родители в гневе иногда ведут себя подобно дикобразам или ежам, но постепенно успокаиваются.

Сказка Два брата, существовавшая еще в Древнем Египте, с тех пор не раз меняла свою форму. Однако главной ее темой всегда оставался разрушительный характер слишком сильных эмоциональных связей внутри семейной ячейки. Для собственного блага и для того, чтобы освободиться от зависимости от родных, молодой человек должен любой ценой начать самостоятельную жизнь. Эта тема освещается с разных сторон.

Поощрять волшебство

На различных примерах Бетгельхейм показывает, что важной функцией сказок является психоэмоциональное воспитание ребенка. Сказок существует неисчислимое множество; в каждой из них присутствуют разного рода конфликты, которые необходимо разрешать один за другим, до тех пор, пока мы не найдем свой собственный путь, не обретем свою истинную сущность.

Прежде чем совершить первые шаги к действительной самостоятельности, ребенок наблюдает за миром и с помощью родителей совершает в нем открытия, причем в наиболее подходящий для него самого момент.

В сказках отражаются процессы, протекающие в голове у ребенка. Малышу необходимо слушать эти истории для того, чтобы благодаря собственному воображению, собственному духу освободиться от персонажей, увиденных во сне. Волшебные действия следуют одно за другим. Полезные и необходимые, они обогащают опыт ребенка.

Воспитывать маленького человечка так, чтобы он понял жизнь,— вот краеугольный камень построения его психосоциального равновесия. И для того чтобы такое воспитание было успешным, следует по-новому взглянуть на волшебные превращения в сказках. Испытания, через которые проходит ребенок, учат его бороться для того, чтобы найти себя, стать самим собой и адаптироваться к жизни.

Преодолевать трудности

Гусятница рассказывает о проблемах, встречающихся в повседневной жизни, но в то же время и вселяет уверенность, что если хранить верность собственной системе ценностей, то все уладится и закончится хорошо.

В Красной Шапочке говорится о человеческих страстях, об агрессивности и сексуальных желаниях.

Джек и бобовый стебель говорит о необходимости самоутверждения и владения собой.,

Эту сказку очень любят как мальчики, так и девочки. Конец детства уже близок, детские грезы постепенно рассеиваются, и приходит время открывать для себя мир. Ребенок проходит долгий путь, в ходе которого его оральная зависимость трансформируется. Он должен идти на риск, но начинает делать это лишь с того момента, когда в нем утвердится уверенность в собственной зарождающейся сексуальной силе.

Волшебная сказка обращается как к нашему сознанию, так и к бессознательному, даже если проблемы, возникающие из-за Эдипова комплекса, не всегда трактуются в ней объективно. Так, несмотря на ревность мачехи, Белоснежка счастлива. Впрочем, долгая ночь, предшествующая ее пробуждению, дает слушателю понять, что возрождение потребовало от нее долгой работы над собой.

Подобно этому Спящую красавицу любит отец, и эта привязанность взаимна. Но эта взаимная любовь не рассматривается как нечто отрицательное, поскольку позже она переносится на возлюбленного девушки. Подобная замена означает необходимость отказаться от чего-то, что приносило радость в прошлом, но за счет этого обогатить свою жизнь любовью и радостью.

Спящая красавица дает детям понять, что болезненно воспринимаемые события могут иногда иметь счастливые последствия, если их перестать бояться. Подобно этому, в сказке о Золушке говорится о соперничестве между сестрами, о незаслуженном унижении, которому подвергают героиню сводные сестры; но это ущемление в правах, вызванное завистью, позднее делает девушку по-настоящему счастливой.

В некоторых сказках никакого решения проблемы не предлагается. К примеру, такая прекрасная история, как Золотая пряжка, никак не помогает ребенку в процессе эмоционального созревания. Поиск собственной личности встает перед ребенком во всей своей психологической сложности: должен ли он взять за образец отца или мать? Или, наоборот, ему следует отдалиться от них и идти своим путем?

Развивать дух солидарности

Поскольку всякое превращение затрагивает самые глубины нашего существа, то для того чтобы преодолеть опасности, следует смотреть им в лицо. Любовь и преданность часто лежат в основе предлагаемых в сказках решений. Любовь способствует развитию ребенка и зарождению в нем новой любви. Ребенок вырастет, принося мир и счастье тем, с кем случилась беда, осознавая при этом, впрочем, что сам он пока не освободился от тревоги и эгоизма. В сказке малыш находит персонажей, подобных ему самому. Во время многочисленных блужданий по лесу он встречает сказочных героев, с которыми учится ладить. Беттельхейм даже говорит, что встреча с настоящей любовью избавляет человека от стремления к бессмертию, потому Что сама эта любовь вечна.

ЖИЛИ-БЫЛИ, ИЛИ МОГУЩЕСТВО СКАЗОК

Лучше всего, советует Беттельхейм, рассказывать и вновь пересказывать сказки, но не читать их. “Читайте больше в собственной душе”,— мог бы он сказать,— мысленно наметьте для себя канву сказки, чтобы лучше ее высказать, позволяйте себе любые импровизации.

Могущество сказок заключается в том, что они пробуждают воображение слушателей, заставляют их самих переживать незамысловатые приключения чудесных героев, которые пытаются сами создать для себя реальность, чтобы лучше с ней потом справиться. Некоторые представляют себе сказки только в последовательном, литературном виде. Б. Беттельхейм читает их через призму фрейдовской теории и считает самой главной в них воспитательную — читай: лечебную — функцию. Способность сказок развлекать и забавлять, для него, лишь вторична.

УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛЬЦЕ». Это медитативная техника. Сядьте поудобнее с партнером, расслабьтесь, закройте глаза и говорите: «Свет мой зеркальце скажи, да всю правду покажи…» Представляете зеркальце и просите показать свою сказку. Некоторые видят, другие слышат, а третьи чувствуют всем телом. Вы можете поискать переключатель и заменить звук на изображение. Консультант слушает и записывает.

Основная задача консультанта помочь автору завершить работу и создать волшебную сказку.

САМОАНАЛИЗ  СКАЗКИ:

  1. Название сказки.
  2. Перечислите героев сказки.
  3. а) кто главный герой?

б)        какими качествами он обладает?

в)        какие из его качеств тебя привлекают?

  1. Какая у главного героя цель? Что ему мешало достигнуть этой цели?
  2. Осуществил он ее или нет? Если нет, то почему?
  3. Кто был вредителем на пути героя?
  4. Кто ему помогал? Выделите помощников и волшебные средства.
  5. Была ли в конце победа? Герой достиг успеха?
  6. Хотел бы ты что-нибудь изменить в этой сказке или продолжить ее? (Можно сочинить новую сказку).
  7. На что больше похожа твоя сказка: на волшебную или реальную историю?

МОЯ ЛЮБИМАЯ СКАЗКА

  1. Вспомните сказку, которая была для вас в детстве самой важной (особенно любимой или пугающей).
  2. Опишите эту сказку такой, какой она вам запомнилась.
  3. Почему, по вашему мнению, именно эта сказка имела для вас столь важное значение?
  4. Перечитайте соответствующую сказку в оригинале.
  5. Каким изменениям сказка подверглась в ваших воспоминаниях?        1
  6. Проведите параллели между этой сказкой и вашей жизнью.
  7. Как вы можете использовать эту сказку в консультационных целях?

РИСУНОК  МОЕЙ СКАЗКИ  ИЛИ САМЫЙ  ЯРКИЙ  СЮЖЕТ СКАЗКИ.

Рис. из руководства «Сказочный проективный тест: Для исследования личности детей»C:UserssekretarAppDataLocalTempFineReader11mediaimage1.jpegC:UserssekretarAppDataLocalTempFineReader11mediaimage2.jpegC:UserssekretarAppDataLocalTempFineReader11mediaimage3.jpeg

Влияние сказки на формирование личности

Важное
значение для развития ребенка, особенно
в дошкольном и младшем школьном возрасте,
имеет сказка. Сказка вбирает и хранит
в себе народную мудрость, особенности
национального характера, общечеловеческие
ценности и идеалы. Сказка
— повествовательное, обычно
народно-поэтическое произведение о
вымышленных лицах и событиях,
преимущественно с участием волшебных,
фантастических сил, —
говорится
в словаре С.И. Ожегова.

Существуют
различные гипотезы происхождения
сказки. Антропологический
подход
видит
в сказке непосредственное отражение
некогда живых представлений и обычаев,
со временем забытых и сохранившихся в
виде пережитков. Лингвистический
подход
анализирует
эволюцию сказки как устной традиции
народного творчества. Исходя из анализа
формальной структуры сказки, универсальной
для многих культур, лингвисты приходят
к выводу о едином источнике возникновения
сказки и ее распространении в разных
культурах. Психоаналитический
подход,
возводя
сказку к древним мифам, магии и снам,
приписывает ей выражение подавляемых
желаний и комплексов человека.

Возрастом
сказок является дошкольный возраст.
Сказки -наиболее любимый ребенком
литературный жанр, имеющий большое
значение в развитии ребенка. Герои
сказок просты и типичны,
они лишены индивидуальности. Часто они
даже не имеют имен. Их характеристики
исчерпываются двумя-тремя качествами,
понятными детскому восприятию. Выдающийся
психоаналитик и психиатр Б. Бетелльхейм
написал книгу «Польза и значение
волшебной сказки», где обобщил опыт
использования сказки для психотерапевтического
воздействия на ребенка. Он считал, что
причиной нарушений в развитии ребенка
является потеря смысла жизни и обрести
его может помочь сказка. Она должна
завладеть вниманием ребенка, возбудить
его любопытство, обогатить жизнь,
стимулировать его воображение, развивать
интеллект, помочь понять самого себя,
свои желания и эмоции, тем самым
способствовать повышению уверенности
в себе и своем будущем.

Особенно важна
народная сказка, передающаяся из
поколения в поколение. Она претерпевает
изменения, вносимые народом. Над сказкой
трудятся миллионы людей, отбрасывая
ненужные детали, что делает ее сгустком
человеческой мудрости, опыта, результатом
работы человеческого сознания и
подсознания. Сказка является элементом
культуры народа, отражая его жизненную
философию. Исследователи русских
народных сказок отмечают их особенности:
поэтичность, остроумие, задушевность,
правдивость, сочетание детской наивности
с глубокой мудростью, реалистичным
взглядом на жизнь. Авторская сказка в
большей степени отражает
индивидуально-психологические черты
и проекции того, кто ее писал.

По мнению Д. Соколова
[5], народные сказки характерны тем, что:

— время появления
основных сюжетов сказки неустановимо.
В масштабах человеческой культуры —
очень давно;

— сказки передаются
от старшего поколения к младшему в виде
«пакета» с основными зафиксированными
сюжетами;

— сказки являются,
возможно, самой устойчивой формой
передачи информации в культуре. Сказки
живут в культуре. В отличие от мифов,
которые также являются сгустком
человеческого опыта, сказка понятна
ребенку, ее герои досягаемы для него.
Мифы часто пессимистичны, несправедливы
(миф о Эдипе заканчивается гибелью двух
главных героев, миф о Ниобее — смертью
ни в чем неповинных ее детей);

— сказки могут
служить матрицами и источником информации
при образовании основных форм поведения
и жизненных сценариев;

— сказки влияют
на человека преимущественно на
бессознательном уровне.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

психоанализ волшебной сказки

24 ноября 2014 03:57

ПСИХОАНАЛИЗ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК

Бруно Беттельхейм, 1973

В своей книге Психоанализ волшебных сказок Бруно Беттельхейм рассматривает волшебные сказки в новой, оригинальной манере. По его мнению, все эти чудесные истории, которыми наслаждаются малыши, играют важную роль в формировании их личности.

Они развивают воображение, совершенствуют эмоциональный мир юных слушателей, обращаясь как к их сознанию, так и к бессознательному. Кроме того, в играх ребенок отождествляет и уподобляет себя сказочным героям, решая подобным образом свои психологические проблемы. Следовательно, сказки помогают установить психологическое и даже психосоциальное равновесие индивида. Бруно Беттельхейм рассматривает волшебные сказки с точки зрения фрейдистского учения ведь, по его мнению, воспитательная, а значит, и терапевтическая ценность таких сказок выходит далеко за рамки обычного развлечения.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАБОТАХ БРУНО БЕТТЕЛЬХЕЙМА

Бруно Беттельхейм (1903—1990) родился в Вене. В 1938 нацисты бросили его в концентрационный лагерь, о чем он позже рассказал в книге Бессознательное сердце. Этот трагический эпизод жизни психолога в каком-то смысле подтолкнул его к будущим исследованиям. В 1939 году Бруно Бетгельхейм эмигрировал в Соединенные Штаты и преподавал там психологию воспитания, а затем психиатрию, в Чикагском университете. Научные труды Бетгельхейма представляют собой компромисс между методологией венской школы и собственным опытом заключения в нацистских лагерях. Он в полной мере познал страдания и вынес из них темы для будущих лекций по психологии о способностях человека переносить — или не переносить — ситуации на грани жизни и смерти. В наибольшей мере известность Бруно Беттельхейму принесли результаты лечения детей, страдающих аутизмом, то есть полной замкнутостью в самих себе, не имеющих никаких контактов с внешним миром. Этим детям он посвятил свою знаменитую работу Пустая крепость. Бруно Беттельхейм принадлежал к “антипсихиатрической” школе, то есть к направлению, представленному такими известными терапевтами, как Ф. Дольто, М. Маннони и Ф. Делиньи. Эти врачи поставили себе задачу помочь детям с нарушениями психики, поместив их в благоприятное окружение. Они не торопились выносить таким детям окончательный приговор, зачислять их в категорию неизлечимых больных, уже не поддающихся психиатрическому воздействию. Второй крупный успех выпал на долю Бруно Бетгельхейма после выхода в свет его книги Психоанализ волшебных сказок. Автор много размышлял о детской литературе. Он констатировал, что книги, предлагаемые юной публике, обычно предназначены либо для того, чтобы научить малышей читать, либо для развлечения. В предисловии к своей работе Бруно Бетгельхейм замечает: “Ничто из всей детской литературы (за очень редкими исключениями) не обогащает и не удовлетворяет детей в такой степени, как волшебные сказки”. Ведь волшебные сказки “притягивают внимание”, “возбуждают любопытство”, стимулируя при этом воображение. А значит, такая литература “помогает” ребенку “развивать свои умственные способности и лучше разбираться в собственных эмоциях”. Все эти рассуждения Беттельхейм изложил в книге Психоанализ волшебных сказок. Она была опубликована в 1973 году в Нью-Йорке, в издательстве Альфреда Кнопфа, под названием The uses of Enchantment (букв.: Польза от волшебства (англ.).— Прим. пёр.). В переводе на французский язык Тео Карлье книга вышла в 1976 году в издательстве “Лаффонт”. Сегодня ее можно купить и в карманном издании в серии
“Pluriel”.

РОЛЬ ВОЛШЕБНЫХ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА Формирование личности происходит постепенно. Важнейшая задача воспитания — помочь ребенку осмыслить собственную жизнь. Необходимо научить его, как лучше узнать самого себя, а благодаря этому лучше понимать других людей и уметь поддерживать с ними удовлетворительные отношения. Чтение волшебных сказок может сыграть в этом процессе решающую роль.

СТИМУЛИРОВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ

Для того чтобы сказочная история привлекла внимание ребенка, она должна его развлекать, возбуждать любопытство, стимулировать воображение. Малыш нуждается в последовательности, связности повествования, для того чтобы, пользуясь выражением Бруно Беттельхейма, “навести порядок в своем внутреннем доме”. Сказки позволяют ему понять на примере, что у его психологических затруднений имеются временные или постоянные решения. Любой персонаж из сказок Андерсена, братьев Гримм, Метерлинка и Перро предлагает ему такие решения, которые малыш способен понять. Мальчик-с-пальчик, Золушка или Красная Шапочка полны уверенности в себе; они в одиночку решаются идти на опасные дела, не зная, к чему приведут их приключения. Познакомившись с другими людьми, они живут счастливо; им незнакомо тревожное чувство разлуки. Созданные воображением, сказки способствуют развитию личности ребенка. У него появляется потребность перенести свои чувства на героя, он может, не подвергаясь опасности, выплеснуть свою агрессивность на злую мачеху. Родители должны чутко относиться к желаниям ребенка. Им не следует позволять себе поспешных суждений. Они обязаны уважать развивающийся внутренний мир малыша. Ведь единственно в этом заключается секрет Белоснежки, Кота в сапогах и Питера Пэна: лишь сам ребенок сможет постепенно осмыслить собственную жизнь и мало-помалу начать ею управлять. Мы развиваемся лишь тогда, когда самостоятельно понимаем и разрешаем наши проблемы. Именно так, а вовсе не слушая объяснения других, ребенок понемногу обретает внутреннюю уверенность. Беттельхейм написал эту книгу для того, чтобы помочь взрослым понять, насколько важны сказки при воспитании детей, и научиться их рассказывать. Ведь ребенок заставит вас читать, перечитывать, вновь и вновь пересказывать все эти захватывающие истории. Он будет их слушать, воспринимать и постепенно усваивать. Никогда не следует скупиться на слова. ЦЕЛИТЕЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ СКАЗОК Главное достоинство волшебных сказок заключается в том, что ребенок сам находит решение своей проблемы. Сказка ободряет, вселяет надежду на будущее, уверенность в счастливом конце, говорит о том, что всегда найдется способ жить в мире с собой и с другими. Сказка Рыбак и джинн дает пищу воображению ребенка. Ведь этот джинн, несравнимо превосходящий ребенка силой, тем не менее в конце концов потерпел поражение, поскольку ребенок его перехитрил. Маленький слушатель узнает о том, что его отец может быть слабым, как охотник из сказки о Белоснежке; ребенок поначалу может встревожиться, но постепенно успокоится, играя в героев сказки и отождествляя себя с ними. Он поймет, что такое любовь и ненависть, созидание и разрушение, беспокойство, страдание и даже смерть. Сказка — это фантазия, но в то же время и действительность; она в большей степени, чем басня, постепенно подготовит малыша к первым шагам в реальной жизни. В сказке Три поросенка, да и во многих других, окончательное решение должен принять сам ребенок — в отличие от басни, финал которой диктуется моралью: Стрекоза должна думать и действовать так же, как Муравей; у нее нет выбора. В этой же сказке, на всем ее протяжении, ребенок должен отождествлять себя по очереди с каждым из поросят: от самого младшего до самого старшего. Ребенок поймет также, что другой — а значит, отталкивающий — персонаж может волшебно преобразиться и стать настоящим другом. Этот пример научит его сдерживать свои инстинктивные порывы и не поддаваться первому впечатлению. ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ Сказки приносят огромную пользу. Если взрослый рассказывает сказку не торопясь, давая ребенку возможность ее обдумать, он заметит, что малыш очень много приобретает в умственном и эмоциональном планах. Чтобы дать волю воображению, ребенку совершенно не нужны иллюстрации. Персонажи, с которыми он себя по очереди отождествляет, позволяют ему до некоторой степени освободиться от собственных внутренних проблем. Эти последовательные превращения, в которых нет ничего искусственного, дают ребенку возможность временно разрешить свои трудности. Сказочные истории лишают драматизма его негативные мысли и показывают малышу, что благодаря его усилиям и доброй воле все закончится хорошо. Из сказки Семь воронов ребенок вынесет заключение, что неадекватные чувства могут причинить ему вред и заставить страдать: родители в гневе иногда ведут себя подобно дикобразам или ежам, но постепенно успокаиваются. Сказка Два брата, существовавшая еще в Древнем Египте, с тех пор не раз меняла свою форму. Однако главной ее темой всегда оставался разрушительный характер слишком сильных эмоциональных связей внутри семейной ячейки. Для собственного блага и для того, чтобы освободиться от зависимости от родных, молодой человек должен любой ценой начать самостоятельную жизнь. Эта тема освещается с разных сторон.

Поощрять волшебство

На различных примерах Бетгельхейм показывает, что важной функцией сказок является психоэмоциональное воспитание ребенка. Сказок существует неисчислимое множество; в каждой из них присутствуют разного рода конфликты, которые необходимо разрешать один за другим, до тех пор, пока мы не найдем свой собственный путь, не обретем свою истинную сущность. Прежде чем совершить первые шаги к действительной самостоятельности, ребенок наблюдает за миром и с помощью родителей совершает в нем открытия, причем в наиболее подходящий для него самого момент. В сказках отражаются процессы, протекающие в голове у ребенка. Малышу необходимо слушать эти истории для того, чтобы благодаря собственному воображению, собственному духу освободиться от персонажей, увиденных во сне. Волшебные действия следуют одно за другим. Полезные и необходимые, они обогащают опыт ребенка. Воспитывать маленького человечка так, чтобы он понял жизнь,— вот краеугольный камень построения его психосоциального равновесия. И для того чтобы такое воспитание было успешным, следует по-новому взглянуть на волшебные превращения в сказках. Испытания, через которые проходит ребенок, учат его бороться для того, чтобы найти себя, стать самим собой и адаптироваться к жизни.

Преодолевать трудности

Гусятница рассказывает о проблемах, встречающихся в повседневной жизни, но в то же время и вселяет уверенность, что если хранить верность собственной системе ценностей, то все уладится и закончится хорошо. В Красной Шапочке говорится о человеческих страстях, об агрессивности и сексуальных желаниях. Джек и бобовый стебель говорит о необходимости самоутверждения и владения собой., Эту сказку очень любят как мальчики, так и девочки. Конец детства уже близок, детские грезы постепенно рассеиваются, и приходит время открывать для себя мир. Ребенок проходит долгий путь, в ходе которого его оральная зависимость трансформируется. Он должен идти на риск, но начинает делать это лишь с того момента, когда в нем утвердится уверенность в собственной зарождающейся сексуальной силе. Волшебная сказка обращается как к нашему сознанию, так и к бессознательному, даже если проблемы, возникающие из-за Эдипова комплекса, не всегда трактуются в ней объективно. Так, несмотря на ревность мачехи, Белоснежка счастлива. Впрочем, долгая ночь, предшествующая ее пробуждению, дает слушателю понять, что возрождение потребовало от нее долгой работы над собой. Подобно этому Спящую красавицу любит отец, и эта привязанность взаимна. Но эта взаимная любовь не рассматривается как нечто отрицательное, поскольку позже она переносится на возлюбленного девушки. Подобная замена означает необходимость отказаться от чего-то, что приносило радость в прошлом, но за счет этого обогатить свою жизнь любовью и радостью. Спящая красавица дает детям понять, что болезненно воспринимаемые события могут иногда иметь счастливые последствия, если их перестать бояться: это справедливо, например, по отношению к менструациям или к кровотечению во время первого сексуального акта. Подобно этому, в сказке о Золушке говорится о соперничестве между сестрами, о незаслуженном унижении, которому подвергают героиню сводные сестры; но это ущемление в правах, вызванное завистью, позднее делает девушку по-настоящему счастливой. В некоторых сказках никакого решения проблемы не предлагается. К примеру, такая прекрасная история, как Золотая пряжка, никак не помогает ребенку в процессе эмоционального созревания. Поиск собственной личности встает перед ребенком во всей своей психологической сложности: должен ли он взять за образец отца или мать? Или, наоборот, ему следует отдалиться от них и идти своим путем? Развивать дух солидарности Поскольку всякое превращение затрагивает самые глубины нашего существа, то для того чтобы преодолеть опасности, следует смотреть им в лицо. Любовь и преданность часто лежат в основе предлагаемых в сказках решений. Любовь способствует развитию ребенка и зарождению в нем новой любви. Ребенок вырастет, принося мир и счастье тем, с кем случилась беда, осознавая при этом, впрочем, что сам он пока не освободился от тревоги и эгоизма. В сказке малыш находит персонажей, подобных ему самому. Во время многочисленных блужданий по лесу он встречает сказочных героев, с которыми учится ладить. Беттельхейм даже говорит, что встреча с настоящей любовью избавляет человека от стремления к бессмертию, потому Что сама эта любовь вечна.

ЖИЛИ-БЫЛИ, ИЛИ МОГУЩЕСТВО СКАЗОК

Откуда они берутся, эти сказки, рассказываемые сегодня повсюду? Мифологи, этнологи, антропологи и даже психоаналитики — все они пишут об этом. Ученые вновь возродили в нас интерес к этой проблеме. Бруно Беттельхейм, исследуя сказки, обратил особое внимание на то, как в них проявляются наши самые тайные и скрытые от чужих глаз побуждения. Так каковы же причины их сегодняшнего существования, сохранения и даже возрождения? Лучше всего, советует Беттельхейм, рассказывать и вновь пересказывать сказки, но не читать их. “Читайте больше в собственной душе”,— мог бы он сказать,— мысленно наметьте для себя канву сказки, чтобы лучше ее высказать, позволяйте себе любые импровизации. Могущество сказок заключается в том, что они пробуждают воображение слушателей, заставляют их самих переживать незамысловатые приключения чудесных героев, которые пытаются сами создать для себя реальность, чтобы лучше с ней потом справиться. Некоторые представляют себе сказки только в последовательном, литературном виде. Б. Беттельхейм читает их через призму фрейдовской теории и считает самой главной в них воспитательную—читай: лечебную — функцию. Способность сказок развлекать х забавлять для него лишь вторична. Ребенка Беттельхейм воспринимает очень серьезно. Он рассматривает малыша как личность, во всей её целостности,— ведь в очень многих сказках можно выделить “Оно”, “Я” и “свёрх-Я”.

Таким образом, сказки — это прямое обращение к бессознательному; с помощью чудесного они восстанавливают, а иногда и исправляют, нарушения в нашем поведении. Эти сказки чаще всего не выходят за пределы мира грез, но все же между ними и миром реальности могут иногда обнаруживаться и соответствия.

Интересные разделы сообщества

Комментарии

Узнавай и участвуй

Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации

МБУ ДО ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ г. Ростова-на-Дону

Психологическая служба

«Роль сказок в развитии личности ребенка»

Педагог-психолог: Талалаева Л.Б.

«Сказка — это повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил». С.И.Ожегова.

Профессионально написанием сказок начали заниматься не так давно. Сначала это проявляется в собирании народных сказок наравне с песнями и верованиями. Такие сказки, в их оригинальном варианте, представляют собой остатки давних знаний о мире, зачастую общих для разных мировых мифологий. Так, преклонение перед птицами, особенно хищными, в большей или меньшей мере свойственно практически для каждой мифологии. А наделенные даром речи звери, ветер, солнце, земля и т.д. в народных сказках — прямое свидетельство стремления к гармонии и пониманию природы и мира в целом, ведь без понимания невозможно волшебство.

Примерно в одно и то же время в разных странах известные писатели начинают создавать свои сказки, впоследствии называемые первыми авторскими сказками. Но и Пушкин, и братья Гримм основываются на народной традиции и часто практически забытых и на тот момент еще не полностью утраченных сказках, пропуская их через собственное мировосприятие и очень сильно изменяя. Эти сказки не адресуются детям. Также не адресуются детям сказки Андерсена (имеется в виду не современная адаптация, где, например, Русалочка живет долго и счастливо и не превращается в пену морскую).

Только ХХ век сознательно создает «сказку для детей». ХХ век не стремится открывать ребенку богатства мира, ведь для подобной почетной миссии есть семья и школа, а цель века — внушить ребенку моральные нормы, сделать ребенка слугой идеологии (у нас пик достигается в 80-е годы: «Королевство кривых зеркал», цикл о Незнайке, «Два цвета радуги» и т.д.). Одновременно с этим адаптируются, а на самом деле упрощаются как народные, так и авторские сказки. Из сказок вынимаются эмоциональные сцены, особенно связанные со смертью и страданием.

Символика персонажей в сказках.

Один из древнейших видов русских сказок – сказки о животных. Мир животных в сказках воспринимается как иносказательное изображение человеческого. Животные олицетворяют реальных носителей человеческих пороков в быту (жадность, глупость, трусость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие и т. п.).

Наиболее популярными сказками о животных являются сказки о лисе и волке. Образ лисы стабилен. Она рисуется как лживая, хитрая обманщица: обманывает мужика, прикинувшись мертвой («Лиса крадет рыбу из саней»); обманывает волка («Лиса и волк»); обманывает петуха («Кот, петух и лиса»); выгоняет зайца из лубяной избы («Лиса и заяц»); меняет гусочку на овечку, овечку на бычка, крадет мед («Медведь и лиса»). Во всех сказках она льстивая, мстительная, хитрая, расчетливая.

Другим героем, с которым часто сталкивается лиса, является волк. Он глуп, что и выражается в отношении народа к нему, пожирает козлят («Волк и коза»), собирается разорвать овцу («Овца, лиса и волк»), откармливает голодную собаку, чтобы ее съесть, остается без хвоста («Лиса и волк»).

Еще одним героем сказок о животных является медведь. Он олицетворяет грубую силу, обладает властью над другими животными. В сказках его нередко называют «всем пригнетыш». Медведь также глуп. Уговариваясь с крестьянином собрать урожай, он каждый раз остается ни с чем («Мужик и медведь»).

Заяц, лягушка, мышь, дрозд выступают в сказках в роли слабых. Они выполняют подсобную роль, нередко находятся в услужении у «крупных» животных. Только кот и петух выступают в роли положительных героев. Они помогают обиженным, верны дружбе.

Герой волшебной сказки – мужественный, бесстрашный. Он преодолевает все препятствия на своем пути, одерживает победы, завоевывает свое счастье. И если в начале сказки он может выступать как Иван-дурак, Емеля-дурак, то в конце обязательно превращается в красавца и молодца Ивана-царевича.

Положительному герою всегда помогают другие сказочные персонажи: чудесные птицы, Сивка-Бурка, Серый волк, Елена Прекрасная. Даже такие персонажи, как Морозко и Баба Яга, помогают героям за их трудолюбие, воспитанность. Во всем этом выражены народные представления о человеческой морали и нравственности.

Образы женщин-героинь волшебных сказок в народном представлении необыкновенно красивы. О них говорят: «Ни в сказке сказать, ни пером описать». Они мудры, владеют колдовской силой, обладают недюжинным умом и находчивостью (Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья Моревна).

Противники положительных героев – темные силы, страшные чудовища (Кащей Бессмертный, Баба Яга, Лихо одноглазое, Змей Горыныч). Они жестоки, коварны и алчны. Так выражается представление народа о насилии и зле. Их облик оттеняет образ положительного героя, его подвиг.

Влияние и функции сказок.

На каждого человека сказка действует по-разному, в зависимости от возраста, пола, социального статуса и многих других факторов. Каждый из неё способен извлечь свою, определённую пользу. Однако по-особенному сказка влияет именно на детей.

В волшебный мир сказок ребёнок попадает в самом раннем возрасте. Сказки детям становятся интересны уже к двум годам. Если ребёнок живёт в любящей и заботящейся о нём семье, то его готовят к этому с младенчества. Сначала — колыбельными, затем — пестушками, стихами и прибаутками. Слушая их, кроха, словно по ступенькам, приходит к сказке и остаётся с ней на всю жизнь. С детской сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является таким же необходимым этапом психического развития ребёнка, как, скажем, игра. А запретить своему чаду играть не сможет ни один любящий родитель.

По мнению психологов, знакомство со сказкой помогает ребёнку понять окружающую действительность. Любая сказка — это рассказ об отношениях между людьми. Язык сказок понятен малышу. Он еще не умеет мыслить логически, и сказка не утруждает ребенка серьёзными логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Детская сказка предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны, а жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно. Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя вид психической активности — умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение — основа для любой творческой деятельности. Сказки детям повествуют готовую фантастическую историю, но оставляют при этом простор воображению.

Через сказку легче всего объяснить ребёнку первые и главные понятия нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Ребенок отождествляет себя с положительным героем. Таким образом, сказка детям прививает добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем.

В наше время, когда в престижные школы и детские сады надо сдавать экзамены, большее внимание уделяется развитию одной сферы — интеллектуальному развитию ребенка. Родители очень рано начинают обучать малыша, по существу принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он, часто, не готов ни физически, ни морально. Тогда как для полноценного психического развития дошколёнка важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка — одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка, которое во все времена использовали педагоги и родители.

Почему же сказка так близка ребенку? Все дело в том, что сказочные образы представляют собой язык символов, который так близок нашему подсознанию. Эти символы пришли к нам из глубины веков, и представляют собой результат работы исторического коллективного разума. Восприятие сказки ребенком и взрослым кардинально отличается именно потому, что логическое мышление, жизненный опыт еще не мешают детям на интуитивном уровне воспринимать эти образы-символы.

Детские сказки помогают ребенку выстраивать свой внутренний мир в гармонии с подсознанием. Ведь именно благодаря сказкам у ребенка есть возможность проиграть негативные роли и чувства, не боясь при этом быть наказанным. Ассоциируя себя с плохим персонажем, ребенок начинает понимать, что после такой игры он опять становится хорошим  в жизни. Таким образом, ребенок подсознательно ощущает, что даже после совершения какой-то ошибки или плохого поступка у него есть возможность снова стать хорошим, а не оставаться плохим навсегда.

Детские сказки довольно четко дают ребенку представление о мужском и женском типе поведения, поэтому специалисты часто говорят об их благотворном влиянии на детскую психику в контексте полоролевой идентификации. Идентифицируя себя с главным героем или героиней, ребенок не только определяет для себя тот или иной тип поведения, он еще и учится преодолевать различные ситуации. Это очень важно в психологическом плане, так как довольно часто главный герой попадает в опасные ситуации, когда рядом нет родных, которые могли бы помочь или подсказать, что делать. Благотворное влияние сказки в том, что описываемое поведение персонажа практически всегда активное и предполагает какое-то действие. Главный герой детской сказки побеждает зло и выходит из любой ситуации потому, что он не бежит от опасности, а начинает действовать и прилагает максимум усилий для преодоления проблемы. Ребенок сопереживает герою сказки и как бы проживает вместе с ним в воображении все опасности. Это помогает значительно уменьшить страхи ребенка, повысить его самооценку, уверенность в своих силах и может пригодиться в жизни. Детские сказки учат ребенка не сосредотачиваться в опасной ситуации на отрицательных эмоциях, а активно действовать.

Психотерапевтическое воздействие детских сказок связано и с отсутствием в них прямых нравоучений. Эмоционально-чувтсвенное восприятие мира ребенком находится в полном согласии с иносказательным повествованием сказок, полных волшебных образов. Ребенок многое принимает на веру и учится определять свои симпатии и антипатии по отношению к героям сказок. Детская сказка внушает ребенку, что добро должно побеждать зло и за самой темной полосой в жизни обязательно будет рассвет, несущий надежду на лучшее.

Детская сказка дает ребенку возможность почувствовать новые ощущения и пережить новые ситуации, а это лучший способ уйти от ежедневной рутины и скуки. Такие легкие эмоциональные встряски очень полезны для становления детской психики и благотворно действуют на нервную систему ребенка.

Детские сказки учат ребенка сопереживать чужому горю и разделять радость других. Сказки также помогают ребенку различать, где настоящая действительность, а где выдумка, формируя, таким образом, критическое отношение, как к сказочным, так и к жизненным ситуациям.

Психологи отмечают и положительную роль сказок в установлении доверительных отношений между ребенком и родителями. Ведь прочитанная вместе с мамой или папой сказка — это еще и повод к ее обсуждению и лучшему пониманию друг друга. Это прекрасное времяпровождение, которое оставит в душе ребенка массу положительных эмоций.

Трудно отрицать роль сказок и художественных произведений в воспитании правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную, письменную речь эмоциональной, образной, красивой.

Следующим существенным моментом является развитие мышления и воображения. Особо обращаем внимание на развитие ребенка до такого уровня воображения, который помогает ему различать реальную жизнь и фантазии. Воображение очень полезно и важно для дошкольника: оно делает его жизнь индивидуально-творческой, неповторимой, нестандартной.

В сказках нередко присутствует элемент похищения. Поэтому мы приобщаем детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи. Ведь совершенно не помешает, если в вашей семье будет действовать какой-либо пароль, знакомый лишь ее членам.

Каждому возрасту — свою сказку

Сказки очень важны для развития ребенка, но важно при этом подбирать сказки, подходящие по уровню развития ребенка. Ведь не будете же вы, скажем, читать трехлетнему малышу сказку Пушкина «О рыбаке и рыбке»? Дольше придется объяснять, кто такая столбовая дворянка и что такое невод, а уже к концу первой страницы ребенок потеряет к сказке весь интерес и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его.

Если малышу уже исполнился годик, но еще меньше трех, то для него идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. Мама или папа могут в ходе чтения подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы: ребенку понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Например, «на ура» пойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок.

Психологи отмечают, что для лучшего понимания сказки детям необходимо опираться не только на словесное описание, но и на изображение. Зрительный образ служит основной опорой для прослеживания событий. Такими опорами могут быть хорошие иллюстрации в книжках, или действие, разыгранное родителями по сказке с помощью кукол.

Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять в уме и фантазировать. Иначе говоря, мозг ребенка готов к восприятию волшебных сказок. Однако именно это достижение психического развития ребенка может стать причиной возникновения страхов, связанных с персонажами волшебных сказок. Родителям необходимо обращать внимание на любимых и нелюбимых ребенком персонажей, что поможет им вовремя выявить психологическую проблему малыша, если она существует, и вовремя скорректировать его психическое развитие. Восприятие сказки должно способствовать повышению у ребенка уверенности в себе, в своем будущем, а не пугать его.

Между пятью и семью годами детям можно читать любые сказки, сюжет которых интересен ребенку. Конечно, это произведение должно развивать все стороны личности ребенка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Теперь он может сам придумать то, чего нет на самом деле, уносясь в своих фантазиях в желаемую реальность. С пяти лет малыш уже должен уметь пересказывать известные сказки. Если у ребёнка имеются трудности с пересказом сказки, если он забывает сюжет многократно прочитанной ему сказочной истории, упрощённо понимает взаимоотношения персонажей или с большим трудом подбирает слова, то это может свидетельствовать о задержке психического развития ребёнка. Следует немедленно проконсультироваться с психологом и логопедом.

В этом возрасте ребенку подойдут многие русские народные сказки, сказки народов мира, а так же многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и другие.

Выбор сказок для младших школьников еще более широк. В возрасте 7-11 лет дети начинают «примерять» сюжеты на себя, поэтому можно выбирать сказки о детях примерно того же возраста. Например, можно обратиться к сказкам Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Александра Милна, к известному многотомнику Александра Волкова (про девочку Элли и Тотошку). Да и первые 2-3 книги Гарри Поттера — тоже отличные волшебные сказки для этого возраста. Самое время и к Пушкину вернуться.

Если вам кажется, что подросткам сказки уже не нужны, вы ошибаетесь. Просто в этом возрасте на смену сказке в общепринятом смысле приходят книги о приключениях и фантастика — взрослый вариант сказки. Кроме того, после 12 лет можно дочитывать книги про Гарри Поттера, читать про трех толстяков, про Гулливера (тоже ведь сказка!) и многое другое. Не забывайте про таких классиков, как Жюль Верн, Льюис Кэрролл, Кир Булычев.

Какие сказки читать ребенку на ночь?

Сказка на ночь — это своего рода пожелание спокойной ночи. Только не короткое или небрежное, а длинное и обстоятельное, пропитанное любовью, нежностью и заботой. Сказка на ночь — это общение с малышом на волшебном, понятном ему языке, это маленькие безопасные уроки жизни.

Но рассказывать перед сном можно не каждую сказку, так же как не каждую интересно читать днем. Пожелания на ночь должны быть ласковыми, как поглаживания по голове и теплыми, как котенок. Если вы хотите, чтобы малыш поскорее уснул, почитайте ему простую спокойную сказку. Сказка на ночь, успокаивает и убаюкивает маленького слушателя. В этот момент во всем мире для малыша существует только один голос. И этот голос создает его настроение, образы, мысли. Что увидит во сне ваше чадо — во многом зависит от того, что оно услышит и почувствует перед тем, как заснуть. Ведь пожелания спокойной ночи — это не пустые слова, а своего рода подведение итога дня, один из самых интимных моментов общения между взрослым и ребенком.

Однако сказка на ночь, насыщенная действием и эмоциями, может так увлечь малыша, что он будет переживать все события вместе с героями, волноваться за них и просить «почитать еще». Тут уж не до сна, когда царевну волк унес! Зато динамичные захватывающие сказки, прочитанные днем, поселят в малыше интерес к книгам и чтению: ведь опять закончили на самом интересном месте, а так хочется знать, что будет дальше, какие еще приключения ждут героев!

Сказка же или стихи на ночь должны быть добрыми и незамысловатыми, чтобы успокоить и убаюкать малыша. А теплые пожелания спокойной ночи должны стать обязательной семейной традицией в любом доме.

Негативное влияние сказок

Когда по сотому кругу читаешь своей крохе «Царевну-лягушку», как-то не задумываешься о том, «как слово наше отзовется». А зря.

Мальчикам сказкой навредить трудно, Иваны-царевичи все сплошь положительные персонажи, Иваны-дураки чуть хуже, но, по крайней мере, самооценку ребенку поднимают. А вот если читать сказки девочкам, не сопровождая их при этом поправками и комментариями, у крошки могут сложиться неправильные представления о том, как впоследствии вести себя с этими непонятными Иванами.

Спящая красавица

Прелестная волшебная сказка «Спящая красавица» может с точки зрения психологии заложить в сознание негативную программу пассивного ожидания и страх совершить ошибку. Очаровательным соням посвящается…

Задача родителей

Мама и папа «спящей красавицы» должны учить девочку проявлять себя. Меньше давайте оценку ее действиям, а больше помогайте, подбадривайте и доказывайте, что ваша любовь к дочке безоговорочна. Предоставляйте малышке возможность выбора. Пусть сама подбирает себе роли!

Иван Царевич и Змей Горыныч

В сказках, где персонаж борется со злом, не всегда бывает хеппи-энд. Иногда одержать абсолютную победу не удается. Постоянно находясь в состоянии борьбы, герой не может дать выход напряжению.

Задача родителей

Часто героя в конце выручает верный друг. Без него Ивана Царевича наверняка постигла бы неудача. А может, нет?

Предоставьте маленькому воину возможность доводить свои бои до конца. Не опекайте слишком рьяно. И конечно, пусть учится выпускать пар.

Красная Шапочка

Одна из самых противоречивых сказок! Берн высмотрел в маленькой Красной Шапочке будущую искательницу приключений, причем до крайности доверчивую и наивную. Попробуем проявить характер.

Задача родителей

Нужно научить поклонницу Красной Шапочки отстаивать свое мнение и не сдаваться. Для этого необходимо уметь твердо говорить «нет» и «да».

Колобок

Эта сказка предоставляет несколько сценариев. Но мы проиграем один из них: человек рождается и делает выбор.

Задача родителей

Помогите ребенку принять правильное решение и не попасться на нос хитрой лисе. Тактично, не давя, устремляйте малыша в безопасном направлении. Прислушивайтесь к его мнению, позволяйте ему совершать ошибки. Но не допускайте анархии.

Золушка: в ожидании принца.

Несчастная Золушка, обделенная родительским вниманием, послушно драит котлы, выращивает розы под окнами злобной мачехи и без устали перебирает гречку. Внезапно счастье в виде Феи само приходит к мешку с гречкой. Прекрасный принц неожиданно даже для самого себя влюбляется в домработницу, у которой, как по Чехову, все оказалось прекрасно: и лицо, и одежда (на балу!), и душа, и мысли. Они довольно скоро поженились, и все закончилось хорошо.

Мы рады за Золушку. Но если в головку вашей крошки закрадется мечта о принце, история Золушки может сослужить ей не самую лучшую службу. Феи с модными нарядами и приглашениями на бал приходят далеко не ко всем. А принцы в реальности крайне редко женятся на посудомойках. Они предпочитают девушек не только красивых и душевных, но и образованных, интересных и с хорошими манерами, то есть принцесс хотя бы по мироощущению.

Так же Золушка способна научить хитростью добиваться своего, ведь она тайком ускользнула на бал в ненастоящем наряде и карете.

Аленький цветочек: замуж за чудовище.

Еще одна сказка про жертву обстоятельств. Любимая дочка состоятельного предпринимателя решает спасти жизнь своего папаши, выйдя замуж за Чудище.

Начитавшись в детстве подобных сказок без комментариев специалистов, юные леди ставят эксперименты на себе и влюбляются в алкоголиков, наркоманов в надежде, что любовь и терпение превратят Чудище в Принца. Увы, шансы на успех малы, а приобретаемый в таких браках жизненный опыт кроме как горьким не назовешь.

Дюймовочка: половое воспитание.

Одна женщина «родила» девочку из семечка. Мужа у женщины не было в принципе, и крошке-Дюймовочке была совсем не ясна роль мужчины в семье. Дюймовочка рано рассталась с матерью, с которой особо и не дружила, и оказалась в кругу лягушек на местном болоте. Ей, конечно, удалось избежать навязанных браков сначала с жабой, потом со старым кротом, но осадок остался. Дюймовочка решила, что все женихи на родине страшные, глупые или старые. Прекрасного принца ей удалось найти только за границей.

Царевна-лягушка: я все сумею, я все смогу!

Лягушка вышла замуж за Ивана-царевича, а по ночам превращалась в Василису Прекрасную, чтобы шить, ткать и пироги печь. И доказала-таки Василиса взбалмошным родителям мужа, насколько она хороша, хотя с виду — лягушка лягушкой. В представлении такой «царевны-лягушки» просто так любить ее не за что, а пироги с коврами — это аргумент.

На самом деле сказка-то не простая. Важно привлечь внимание крохи к одному важному нюансу. А именно: когда Василиса получает очередное задание от неуживчивого свекра, что она делает? Приказывает: «Бабки-няньки, выходите…Соберите… и т.д.». То есть все за нее делают домработница, личный повар и портной, а она выступает в качестве организатора. А это уже совсем другая картина мира.

В психологии есть даже отдельное направление — сказкотерапия. Оно используется как для групповой, так и для индивидуальной работы. Например, сказка на внимание. Группе детей читается сказка. После этого дети по очереди называют, какие животные присутствовали в сказке, как они выглядели, как себя веди. Дети постарше можно обсудить поступки персонажей – развитие нравственности. После этого сказку можно проиграть.

При индивидуальной работе ребенок отождествляет себя с главным героем и живет вместе с ним, учится на его ошибках. То есть малыш может примерить на себя разные роли: добрых и злых героев, созидателей и разрушителей, бедняков и богачей. Он может в своем воображении под руководством сказки представлять разные жизненные ситуации и по-разному себя вести в них. Маленький человечек учится сочувствию, становится более внимательным и усидчивым.

Есть мнение, что человек в своей жизни повторяет сценарий любимой сказки. Какая сказка станет любимой для Вашего малыша — Вы можете решить вместе с ним. Постарайтесь, чтобы эта сказка была со счастливым концом и учила тем же ценностям, что и Вы сами. Если Вы считаете, что «терпенье и труд все перетрут» — то читайте и обсуждайте вместе с малышом «Золушку». Если уверены, что всего можно добиться, «было бы желание» — то «Снежная королева» вместе с целеустремленной Гердой помогут Вам убедить в этом маленького слушателя. При чтении сказки обратите внимание на то, кто из героев наиболее симпатичен ребенку, с кого он берет пример. Согласитесь, Кай в той же сказке занимает пассивную позицию и не являет собой пример уверенного успешного поведения, хотя и его история заканчивается хорошо. Не пугайтесь, если Ваш малыш симпатизирует злодеям и динозаврам: попробуйте вместе найти положительные качества в этих персонажах: кто-то из них очень сильный, кто-то искренне заботится о своих детях, кто-то упорно идет к своей цели.

Итак, прежде чем прозвучит волшебная сказка или стихи на ночь, пролистайте ее еще раз и убедитесь, что она короткая, простая, со счастливым концом и несет именно ту идею, которую вы сами хотели бы донести до своего малыша. Пусть пожелания спокойной ночи и сладких снов звучат в вашем доме каждый вечер, и не в двух словах, а в добрых сказках!

Сказка словно программирует сознание ребенка определенным образом, задает направление. Слушая ее, кроха отождествляет себя с каким-то героем. А повзрослев, станет поступать так же, как и его любимый персонаж, совершая те же подвиги и повторяя ошибки. Сказка закладывает судьбу, поведение и характер. И от ее влияния избавиться очень непросто.

Читайте сказки вместе со своим ребенком: и когда он еще совсем маленький, и когда он уже вырос и умеет читать сам. Сказки нужны не только малышу, но и взрослым людям, ведь они

дают ненадолго забыть о суете и шуме большого города и поверить в сказку.

  • Кто был автором сказок для детей для изрядного возраста
  • Кто выгнал лису из лубяного домика зайца в сказке лиса и заяц
  • Кто бы это так рано как пишется
  • Кто выгнал из избы козу в сказке о козе лупленой
  • Кто бы это ни был как пишется