Кто ясно мыслит тот ясно излагает кто сочинение

Леонтьев Павел Иванович (Казахстан)

Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры физики Северо-Казахстанского государственного университета. Основная дисциплина, которую преподаёт студентам-физикам — «Электричество и магнетизм».

Детство

Родился я в городе Петропавловске в 1956 году. В Северный Казахстан родители-юристы приехали на освоение целины: папа тогда работал в облисполкоме, а мама — на заводе исполнительных механизмов («ЗИМ») юрисконсультом. Жили мы в однокомнатной квартирке в двухэтажном двухподъездном домике, в городском районе, который находился в Рабочем посёлке и назывался «Холодильник». Почему он так странно назывался, я не знал, пока недавно на одном из петропавловских форумов ни прочитал версию по этому поводу, что «…до массового появления холодильного оборудования там зимой намораживали лёд и засыпали опилками. А всё лето продуктовые склады, магазины, больницы и прочие потребители «холода» его оттуда черпали».
Мне было годика два-три, может быть, четыре. Помню красивые пластмассовые ножницы — конечно, детские. Они мне почему-то дико нравились, но более старший мой товарищ, живший в нашем подъезде, их то ли у меня отобрал, то ли украл, а потом сломал. Помню, что я сильно плакал из-за этого, и это было моё первое яркое воспоминание из детства и, наверное, первое запомнившееся горе.
Потом был переезд нашей семьи на улицу Горького. Мы стали жить в двухкомнатной квартире в одноэтажном домике на двух хозяев, ровно на том месте, где сейчас находится Дворец спорта. Одними из наших соседей была семья Анисимовых, у них были две дочки: младшая Люда и старшая Ира. Девочки были старше меня лет на пять. Они взяли надо мной «шефство», и я был у них учеником, которого они с пяти лет учили читать. Первая моя книжка — это «Солнечный денёк» Воронковой с рассказами о девочке и её приключениях в деревне. Ближе к школе я читал достаточно много и бегло. Как мне казалось, читал лучше взрослых.

Начальная школа

В 1963 году я пошёл в первый класс школы № 10 имени Крупской. Она размещалась в Петропавловске в старых зданиях на пересечении улиц Горького и Челюскина. Основное здание было двухэтажным, а «начальники» учились совсем рядом, в одноэтажном.
Помню, что 1 сентября мама привела меня в школу, как положено, с большим букетом цветов. Сел я за школьную парту и стал её изучать. Парта была совершенно не такой, как хорошо знакомые мне столы и стулья. Одна парта предназначалась для двух человек. Сиденье было прикреплено к столу, и они составляли единое целое. Столешница парты находилась под наклоном, а на ней — продолговатые желобки для ручек и карандашей и круглое углубление для чернильницы. Обе крышки парты откидывались на шарнирах вперёд так, что было очень удобно и сидеть за партой, и вставать, не мешая своему соседу. К тому же, когда крышка парты открывалась, она громко и весело хлопала. Всё это мне понравилось.
” «Чистописание» — это был такой отдельный школьный предмет, и уроки чистописания проходили у нас каждый день.
На передней стене класса висела доска с поверхностью из темно-коричневого линолеума, на которой писали белым мелом. Часть доски была с разлиновкой под письмо, и там учительница писала нам буквы, а другая часть доски была с клеточками, там писались цифры. Ненужное стиралось мокрой тряпкой.
Так началась моя учёба: чтение, письмо, счёт. С чтением у меня никаких проблем не было, а вот писать я не умел. Письму научился уже в школе, на уроках чистописания.

Чистописание в школе

«Чистописание» — это был такой отдельный школьный предмет, и уроки чистописания проходили у нас каждый день. Все ученики имели свои прописи с образцами каллиграфически написанных букв и слов. В этих прописях мы учились красиво писать по образцам. Кроме прописей, были ещё и специальные тетради по чистописанию. Они были разлинованы особым образом, с тонкими и частыми наклонными линиями. В тетрадях образцов письма не было, и нужно было стараться красиво писать самим.
Сначала нас учили писать простым карандашом. Мы писали палочки, ставили точечки, потом писали палочки по точечкам, рисовали какие-то фигурки, квадратики, кругляшки, закорючки. Всё надо было рисовать и писать очень аккуратно, учительница строго за этим следила.
Потом мы перешли на перьевые ручки с деревянным корпусом и металлическими перьями, которые нужно было макать в чернильницы-непроливайки. Такая чернильница стояла на парте в круглом углублении, оно специально предназначалось для чернильниц. Непроливайки были удобны тем, что их воронка не позволяла чернилам выливаться при наклоне или переноске. Но в то время, когда я учился, чернильницы мы домой не носили, а оставляли их в школе. Дома чернильницы у всех были свои.
Что касается вставлявшихся в ручки перьев, то помню, что не все они были одинакового качества. Вероятно, перья были сделаны из разного металла, какие-то перья долго не выдерживали и ломались. Нужно было брать или покупать новые, стоили они тогда копейки. Некоторыми перьями писать было достаточно удобно, но случалось, что они не только карябали, но даже рвали бумагу в тетради.
” Одни элементы букв писались с нажимом, и тогда линия получалась более толстой. Другие элементы писались без нажима, при этом линия в них была тонкой и узкой.
Процесс письма выглядел следующим образом. Сначала нужно было обмакнуть перо в чернильницу, затем избыток чернил слить о внутренний край чернильницы, а потом аккуратно писать. Одни элементы букв писались с нажимом, и тогда линия получалась более толстой. Другие элементы писались без нажима, при этом линия в них была тонкой и узкой. Форменным бедствием были кляксы, когда избыток чернил соскальзывал с пера на тетрадный лист. Приходилось менять лист и переписывать всё написанное ранее.
Проблем с чистописанием у меня не было, я старался учиться на «пятёрки» и «четвёрки». Почерк у меня был красивым, до сих пор сохранились мои старые тетради по письму, которые можно посмотреть. Однако не все ученики писали одинаково красиво: у кого-то по чистописанию были и «тройки».

Новые ручки

Интересно, что наш первый класс был, как тогда говорили, экспериментальным. В то время проводился какой-то городской эксперимент по переходу на новые ручки. Тем детям, которые хорошо писали обычными перьевыми ручками, учительница выдавала новые — автоматические — ручки, или авторучки. Авторучки были предметом невероятной гордости их немногих обладателей (вначале в нашем классе таковых было человек пять-шесть, причём я тоже входил в это число) и жуткой зависти остальных тридцати учеников. Кстати, с течением времени и улучшением качества письма число владельцев авторучек неуклонно росло.
” Тем детям, которые хорошо писали обычными перьевыми ручками, учительница выдавала новые — автоматические — ручки, или авторучки.
Авторучки ручки тоже были перьевыми, но они могли раскручиваться, причём внутри них находились трубочка и пипетка. С помощью пипетки можно было набирать в трубочку большое количество чернил, а потом достаточно долго писать без макания в чернильницу.
Чернила в новых ручках тоже были не такие, как обычно. Когда в новых ручках заканчивались чернила, нужно было поднять руку и спросить: «Можно заправить авторучку?» Когда учительница говорила, что можно, мы с важным видом проходили через класс к шкафу. В шкафу стоял стеклянный флакон со специальными чернилами для авторучек. Мы раскручивали ручки и пипеткой набирали чернила. Эти чернила были тоже фиолетового цвета, но с каким-то более красивым оттенком, чем обыкновенные. Во всяком случае, так нам тогда казалось.

Школьный кошмар

Настоящий кошмар наяву я испытал, учась ещё в первом классе. Дело было так. Учеником я был обязательным, домашние задания делал сам, без помощи родителей. Мама при этом присутствовала, но в процесс не вмешивалась. Каждое утро я, позавтракав, к половине девятого шёл в школу с выполненными ещё с вечера заданиями. И вдруг однажды, сразу же после завтрака, с ужасом понимаю: вчера вечером я совершенно забыл сделать упражнение, которое нам задавали на сегодня… Представить, что я приду в школу с невыполненным домашним заданием, мне было так страшно, как ещё никогда не бывало.
” Не выполнить домашнее задание — для меня это было трагедией.
Что тут началось! Мир рухнул в одно мгновение. Полная паника и жуткая истерика, слёзы и — страшные вопли на всю квартиру. Не выполнить домашнее задание — для меня это было трагедией. Мама была не на шутку напугана, но вовремя вмешался папа: «Да у тебя ещё целых пятнадцать минут до выхода из дома! Начинай делать своё упражнение, ты всё успеешь». Я помню, что был поражён этими словами, ведь пятнадцать минут для меня тогда представлялись ничем, совершенным пустяком, какой-то секундой. «Нет»,- спокойно сказал папа. — Пятнадцать минут — это очень, очень много. Ты только начни, и у тебя всё получится». И точно: стоило мне только, ещё хлюпая носом, начать делать это несчастное упражнение, как — бац! — и я уже его закончил. Выполнил всё правильно и вовремя. Папа был прав: пятнадцать минут — это было очень много.

Идеальный учитель

В начальной школе мы должны были учиться четыре года. Однако в школе № 10 я проучился первый класс и второй класс до зимы. Дело в том, что в 1965 году наша семья снова переехала, на этот раз в район «Черёмушки», и там я перешёл в другую школу —школу № 4. Её двухэтажное здание находилось за телевышкой, на краю обрыва.
Надо заметить, что с первых дней учёбы в первом классе и во все последующие годы я всегда ходил в школу и возвращался из школы сам. Никто меня не провожал и не встречал. Самого понятия, что ходить в школу нужно с сопровождающими, у нас тогда не было. Считалось, что это совершенно безопасно, и в эту школу я тоже ходил без страха.
Меня встретили хорошо, и там я без проблем продолжил учёбу. Видимо, в школах действует какое-то негласное правило, что первое время новенького не спрашивают, поэтому у меня была возможность присмотреться к другим ученикам и привыкнуть к учителю. Моя новая учительница, учитель начальных классов — Тамара Ивановна, была учительницей просто потрясающей. Я видел, что к двоечникам она относилась так же тепло и сердечно, как и к успевающим школьникам. Она понимала их проблемы и подходила к ним с душой и сердцем, по-человечески. Думаю, что она была идеальным учителем!
Школа № 4 была начальной, учёба там продолжалась четыре года, и я проучился в ней два с половиной. После окончания начальной школы нужно было переходить в среднюю.

Письмо в средней школе

Средняя школа — это было совсем другое здание. Средняя школа № 2 имени Кирова находилось на улице Интернациональной. В 1967 году новое здание этой школы только построили, и я пошёл туда в пятый класс. У меня сразу же появилось много новых учителей, а письменные работы приходилось выполнять практически по всем предметам, кроме физкультуры. Особенно много приходилось писать на уроках русского языка, литературы и математики. Средняя школа — это ежедневные письменные работы и в классе, и дома. Сколько же их было! Контрольные, самостоятельные и лабораторные работы, сочинения, изложения и диктанты…
Математику у нас вела замечательный педагог — Людмила Александровна Маркиш. И для укрепления почерка и организации моей учебы в школе мне, как ни странно, помогли именно задачи по математике. Когда я научился оформлять математические задачи, то понял, как писать сочинения по литературе! По сути, сочинение по литературе — это та же задача по математике. В каком смысле? Задача по математике — это «дано», далее — доказательство и вывод — «что и требовалось доказать». У меня точно по такому же принципу строилось любое сочинение по литературе. Например, дано — Анна Каренина. Требуется доказать, что она — хороший человек. Далее идут аргументы, почему это так или же не так. И в конце следует вывод. Такому подходу я научился в математике, но я его применял и к другим школьным предметам. Задача по физике или математике — это ведь тоже некий текст: «Рассмотрим движение автомобиля из точки А в точку Б. Его скорость составляет…» Всё это сначала мысленно формулируется в виде логически правильно построенных предложений, в которые встроены и формулы, а затем записывается словами. И вот тут, конечно, очень важен разборчивый почерк.
” Средняя школа — это ежедневные письменные работы и в классе, и дома.
В средней школе почерк у меня был стабильно хорошим. Но он стал ещё лучше в старших классах, когда начались занятия по черчению. У нас был отличный учитель рисования и черчения Иван Егорович Ващенко. Хотя у него и не было одной руки, но чертил он превосходно и учил этому своих учеников. У него я научился писать каллиграфическим шрифтом, и мне это настолько понравилось, что таким образом я стал оформлять и свои обычные письменные работы. Буквы я стал писать отрывно, каждую по отдельности. Письмо получалось более простым, красивым и достаточно быстрым.

Соревнование по почерку

На третьем курсе педагогического института, во время педпрактики в пионерском лагере «Золотая осень», я познакомился со своей будущей женой Мариной. Мы с ней тогда устроили соревнование по красивому почерку. Она, естественно, ничего этого не помнит, потому что соревнование она проиграла. Дело в том, что там надо было много писать всяких списков детей, и как-то сам собой у нас возник спор о том, кто всех лучше и разборчивей пишет. Она утверждала, что самый лучший почерк у неё, а я с этим утверждением был категорически не согласен. Наши коллеги-студенты дали нам какую-то фразу, которую сначала нужно было написать как можно красивей, а потом передать получившийся результат на коллективное рассмотрение студенческого жюри. И предпочтение отдали мне. Поэтому-то я всю эту историю с почерком и запомнил.

Разборчивый почерк — ясное мышление

Многие задачи по физике мне приходится иллюстрировать какими-то поясняющими схемами и рисунками. И часто взгляд на графику даёт путь к решению. Вообще, процесс решения задач по физике и математике напоминает разгадывание некоей детективной головоломки. Я очень люблю детективы, например, о Фандорине или Каменской, и мне всегда интересен процесс поиска разгадки. Герои детективов очень любят рисовать схемы — графическое видение своих логических рассуждений. Так более чётко понимаешь соотношение между каким-то событиями, явлениями или сущностями, это значительно облегчает построение моделей поиска решений. И подобная визуализация просто немыслима, совершенно несовместима с плохим, невнятным, неразборчивым почерком. Когда вместо разъяснения проблемы получается неразборчивая «каляка-маляка», то путь к решению задачи ещё более запутывается. Плохой почерк не облегчает мышление, а, напротив, его затрудняет, запутывает!
” Плохой почерк не облегчает мышление, а, напротив, его затрудняет, запутывает!
Есть известная максима: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Она справедлива и в таком выражении: «Кто ясно излагает, тот ясно мыслит». Это представляется мне справедливым и для письменной речи. Тот, кто ясно излагает свои мысли графически, на письме, кто пишет ясно и разборчиво, тот и мыслит чётко, осмысленно, логически верно. Почерк — это отражение твоей «ясной головы», отражение твоего логического и системного мышления. Если у тебя на листочке бумаги полный сумбур, то и в голове у тебя такая же путаница — это почти на сто процентов! Почти, а не ровно сто, потому что, разумеется, есть очень редкие исключения. Я лично знаю уважаемого профессора, и он пишет, как курица лапой — совершенно ужасным почерком, который мешает другим людям понять его научную писанину. Но замечательным математиком он является не благодаря такому страшному и нечитаемому почерку, а вопреки, наперекор ему!

Почерк как учебное преимущество

Я приветствую, если студенты ведут конспекты лекций. Хороший конспект — это аккуратный почерк, выделение существенного, ясное понимание своих записей. Но я также приветствую, когда студенты пишут к экзаменам и шпаргалки, причём делают это от руки. И тут важно вот что: писать шпаргалки до экзамена надо, но пользоваться ими на экзамене нельзя! Когда я был студентом педагогического института (это было в середине 1970-х), я сам всегда писал шпаргалки — и по математике, и по физике. Писал их, разумеется, чётким и разборчивым почерком. Ведь чтобы написать хорошую шпаргалку, надо, во-первых, прочитать учебник, выделить там главное и — перенести это главное в шпаргалку. Во-вторых, в самой шпаргалке нужно это главное выделить, обозначить графически. Сначала я шпаргалку писал. Затем, при втором её прочтении, брал цветные карандаши и разным цветом обводил самое существенное. Например, формулы я выделял синим цветом, важные определения — красным и.т.д. Помогало это просто колоссально! Когда на экзамене я брал билет, то мне не надо было доставать шпаргалку: она была у меня в голове, я просто мысленно видел её — настолько всё там было чётко написано и ярко обозначено. Некоторые нерадивые студенты сейчас шпаргалки печатают (техника это позволяет), но в этом случае шпаргалка приносит значительно больше вреда, чем пользы.
” Тот, кто ясно излагает свои мысли графически, на письме, кто пишет ясно и разборчиво, тот и мыслит чётко, осмысленно, логически верно.
Моя позиция по почерку в письменных работах абитуриентов и студентов следующая. При проверке работ по физике и математике любые сомнения в написании букв, цифр и формул трактуются мной, как ошибки. И это логически объяснимо. Хочешь, чтобы тебя поняли — пиши чётко и разборчиво! В противном случае, если любая «закаляка» будет трактоваться в пользу ученика, письменные работы превратятся в нечто абсолютно нечитаемое. Мне кажется, что это нормальная точка зрения любого учителя на почерк, будь то почерк школьника или почерк студента.
” Разборчивый почерк — это преимущество в учёбе и жизни.
Если на экзамене мне дадут две, по сути, одинаковые работы, но одна из них будет написана хорошим почерком, а вторая — абы как, то мне нужно будет сделать очень большое усилие над собой, чтобы поставить за них одинаковые оценки. Думаю, что обычный, «среднестатистический» преподаватель поставит первой работе более высокую оценку, и он будет прав.
Разборчивый почерк — это преимущество в учёбе и жизни. Поэтому я считаю, что, пока ребёнок ещё учится в школе, ему самому и его родителям не нужно жалеть времени и усилий на совершенствование почерка. Плохо не будет — это точно. Будет только лучше — и для почерка, и для мышления.
Андрей Львович Трумуль
ПОЧЕРК ДОЛЖЕН БЫТЬ ЧЁТКИМ И ПОНЯТНЫМ
Валерий Васильевич Семченко
ПРЕНЕБРЕЖИТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПОЧЕРКУ НЕДОПУСТИМО
Светлана Николаевна Фатьянова
КРАСИВЫЙ ПОЧЕРК У РЕБЁНКА – ЗАЛОГ ЕГО УСПЕШНОГО БУДУЩЕГО
Николай Васильевич Соботюк
ЛЕНИВЫХ ДЕТЕЙ НЕТ
Андрей Андреевич Дробышев
ПОЧЕРК – ЭТО СРЕДСТВО КОММУНИКАЦИИ
Эйприл Френч
ШКОЛА ПОСЛЕДНЕГО ВРЕМЕНИ В США
Иван Иванович Таскаев
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ТЕТРАДИ
Лоран Батиста
ЕСЛИ БУКВЫ ТРУДНО ПОНЯТЬ – ОЦЕНКИ НИЖЕ

Обновлено: 09.01.2023

Не нужно лишний раз доказывать, как важно владеть ораторским искусством для лекторов и пропагандистов в условиях гласности и демократизации нашей жизни. С этой точки зрения определенный интерес представляет опыт, накопленный в других странах, хотя, разумеется, не все из него может быть у нас приемлемо. Но знание приемов буржуазных политиков и пропагандистов, безусловно, хорошее подспорье в контрпропагандистской работе.

Предлагаем читателям краткое изложение содержания книги западногерманского политического деятеля Х. Кюна «Искусство политической речи», в которой он формулирует основные принципы и приемы красноречия.

Сегодня наблюдается необычайное оживление интереса к риторике, особенно в области политики. Так, почти во всех крупных университетах США имеются институты, в которых представители влиятельных политических и экономических слоев обучаются приемам ведения дискуссий и проведения совещаний.

Дискуссия является надежным способом решения спорных проблем, так как позволяет выявить всю полноту истины. Метод обсуждения спорных проблем как способ их решения универсален: его нельзя ограничивать политической сферой, он эффективен и при решении других общественных и идеологических проблем. Истина не может являться достоянием одного человека или группы людей. Многообразие точек зрения, выявляемое в дискуссии, — необходима» предпосылка демократического решения возникающих проблем. Однако выявить это многообразие возможно только тогда, когда члены общества не только располагают весомыми аргументами, но и умеют выразить свою точку зрения, что возможно лишь при овладении искусством речи.

Слова должны не затуманивать сознание человека, а развивать его способность мыслить и критически анализировать действительность.

ОРАТОР ИЛИ ДЕМАГОГ?

Непременным условием успеха ораторской деятельности является четкое уяснение предпосылок и осознание ответственности политического выступления. Существует качественное различие между настоящим оратором и так называемым ритором, или демагогом. В то время как оратор стремится к истине, демагог довольствуется достижением внешнего эффекта, применяя для этой цели всевозможные средства манипулирования слушателями. Суть речи заключается в том, чтобы с помощью слов сделать познанное одним доступным для других.

Искусство речи предполагает и тонкое чувство психологического такта, позволяющее понять настроение аудитории.

КАК ГОТОВИТЬСЯ К ВЫСТУПЛЕНИЮ

Всякому выступлению всегда предшествует большая предварительная работа по сбору и осмыслению материала. Для ораторов, которые недостаточно к этому готовятся, самой серьезной опасностью является их умение владеть словом. Как правило, такой оратор склонен подменять серьезный анализ более или менее удачной игрой слова.

Спонтанность также требует большой предварительной работы. Несмотря на то, что ненаписанная речь производит впечатление импровизации, для нее также нужен тщательно обдуманный план и фиксация в той или иной форме важнейших положений. Кроме того, всякое выступление требует определенной физической и психологической подготовки. Этому обстоятельству важное значение придавали еще в античности. Например, усталый человек вряд ли способен излучать ту силу, то обаяние, которые создают в аудитории желательную атмосферу.

Чем короче речь, тем большей подготовки она требует.

Существуют три способа выступления: чтение текста, воспроизведение его по памяти и свободная импровизация. Способ выступления предопределяет и способ подготовки, так как содержание речи связано с ее формой и должно продумываться одновременно.

При подготовке необходимо учитывать размер и характер аудитории, ибо то, что уместно в большой аудитории, может оказаться совершенно неприемлемым в небольшой, в которой создается интимная обстановка, требующая большей непосредственности и открытости.

Если при выступлении перед массовыми собраниями желательно иметь текст, то в небольших аудиториях лучше от него отказаться. Оратор должен убедить слушателей в логичности своих рассуждений, повести их за собой, а не разжигать в них отрицательные эмоции.

Тот, кто слепо подчиняется рукописи, может быть хорошим чтецом, но никогда не будет хорошим оратором. Слушатель ожидает от оратора не чтения заранее подготовленного текста, а убедительных размышлений, он простит оратору, если тот в своей импровизации иногда погрешит против правил грамматики.

Попытка некоторых ораторов воспроизвести по памяти текст речи, как правило, не приносит успеха. Неэффективность такого способа заключается в том, что у оратора становится заметной некоторая скованность, вызванная тем, что процесс припоминания тормозит речевую деятельность. На аудиторию убедительно действует только непосредственная деятельность мышления, которая вовлекает слушателей в творческий процесс.

Тот, кто хочет установить со слушателями прочный контакт, должен всякий раз заново продумывать свои мысли, даже если они были заранее фиксированы. Речь должна производить впечатление не пассивного припоминания уже готовых мыслей, а активного формирования обсуждаемых идей, что, естественно, возможно только в случае импровизации.

Импровизация не означает, что не нужно иметь текста. Не следует быть прикованным к тексту, но и без подготовленного текста нельзя вступать в идейный спор.

Что касается использования в речи цитат, афоризмов и лозунгов, то необходимо иметь в виду, что длинные цитаты утомляют слушателей. Вместо них лучше использовать «красное словцо», афоризм, которые, благодаря своей ультрасокращенной форме, хорошо усваиваются слушателями. Осторожно следует относиться к лозунгам. Дело в том, что лозунги — это «духовные суррогаты», которые не способствуют рациональному решению проблемы, а создают лишь видимость ее решения.

Хотя в политическом выступлении основное значение имеет содержание, однако форма выступления, голос и жесты оратора не менее важны. Голос оратора — это «зеркало его души». Сущность человека проявляется не только в его поступках, жестах и мимике, но в первую очередь в том, как звучит его голос, как он говорит. Голос не просто инструмент, с помощью которого образуются слова и предложения, но прежде всего то или иное настроение, которое окрашивает всю его речь. Большинство людей, особенно те, профессия которых требует хорошо поставленного голоса, должны посредством специальных упражнений овладевать техникой речи. Жестикуляция должна быть не наигранной, а обусловливаться искренними чувствами человека. Оратор воспринимается аудиторией как целостная личность. На трибуне человек полностью раскрывает все свои качества, как положительные, так и отрицательные.

«СЕКРЕТЫ» ВЕДЕНИЯ ДИСКУССИИ

Полемика — постоянный спутник политики. Слово «полемика» греческого происхождения и означает духовную, идейную борьбу. Ведя полемику, целесообразно концентрироваться не на личностях, а на самих обсуждаемых проблемах.

Вначале целесообразно признать и некоторые достоинства противника, что позволит в дальнейшем установить с ним необходимый контакт. Кроме того, от комплимента в адрес соперника выигрывает сам оратор, поскольку таким комплиментом он демонстрирует свою объективность, а это усиливает его позиции. Оскорбления в полемике не придают силу аргументам, напротив, они производят негативное впечатление.

Сатира, юмор и ирония являются такими опасными средствами, которые необходимо тщательно и умело дозировать. Иронию и сатиру не случайно называют солью и украшением блестящей речи, но излишество сатиры и юмора сводит на нет все усилия оратора. Шуточно-ироническое замечание должно быть неожиданным и предельно кратким. По словам Б. Брехта, невозможно жить в стране, где нет юмора, но еще тяжелее жить там, где юмор становится потребностью.

Если для языка выступления характерно использование отработанных клише, наукообразность, отсутствие ярких образов, то такой стиль можно назвать бюрократическим. Демократичность языка особенно важна при общении с молодежью.

Аристотель справедливо говорил, что речь оратора должна пробуждать в человеке веру в себя, положительно стимулировать его деятельность.

Лев Николаевич Толстой – великий писатель, у которого на счету много произведений, по сей день пользующиеся спросом. Благодаря своей образованности Толстой всегда высказывался, по любому поводу, метко и мудро. Он никогда не скрывал, что не любит глупых людей. Ему хотелось, чтобы вокруг него были только те, кто может понятно и красиво изъяснятся. К сожалению, на то время таких людей было не много. Толстой смело говорил и в произведениях, и в жизни, про духовные и моральные ценности для общества. До сих пор его фразы актуальны.

Для Льва Николаевича русский язык стал опорой и поддержкой в жизни, и он часто упоминал это в своих произведениях. Ему было важно объяснить всему человечеству, насколько важно быть образованным и иметь большой словарный запас.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Слово – возможность человека выражать свои мысли и желания, как устно, так и на бумаге. Это мощное оружие, которое даже может помочь управлять человеком и его мыслями. Благодаря писателям, во все века, люди могли познать смысл жизни, стать на верный путь. Для автора важно иметь большой словарный запас, чтобы изложить свои мысли и донести их правильно. Ведь одно, неправильно использованное слово, может поломать логическую цепочку всего текста. И тем более, такой нюанс сразу поставит интеллектуальный уровень писателя под удар.

Неправильная речь и использование слов – проблема, которая существовала много лет назад. Но в настоящее время людей с такой проблемой становится все больше. Это означает, что общество деградирует. Происходит она в результате отсутствия развития в литературном плане, то есть, люди перестали совсем читать книги, общаться вживую друг с другом. Даже общение в виртуальном мире снижает уровень словарного запаса, так как там на помощь написания слов приходят встроенные словари.

В результате этого человек не может выразить свои мысли надлежащим образом. Перед тем, как сказать предложение, нужно уметь выстроить его в голове правильно, чтобы его понял собеседник. Для образованного человека становится понятным — от умственного развития зависит возможность выстраивать предложения и пользоваться словарным запасом. Ведь человек, который развивается и читает, с легкостью сможет поговорить на любую тему.

Александр Иванович Куприн говорил:

Язык действительно богат и красив, но, правильно Куприн отмечает, что таков он только в умелых руках. Когда человек не умеет им пользоваться, тогда вряд ли у него получится кратко и ловко выразить свою мысль. Для того, чтобы речь была богатой и красивой, ею нужно заниматься, регулярно уделять время обучению и прилагать к этому большие усилия. Но зато в конечном итоге это будет не речь, а песня.

С мыслями Льва Толстого согласился французский писатель Вольтер, сказав:

Я с этим высказыванием тоже соглашусь. Так как самые красивые строки можно испортить неправильной формулировкой, без соблюдения правил русского языка. Писатель таким высказыванием просит людей задуматься о том, что говорить умеет каждый, а сделать это правильно и красиво единицы. Лишь тогда слово будет нести ту самую ценность.

Именно богатый словарный запас является фундаментом для речи человека, который хочет, чтобы его слышали и слушали. В лексике должны присутствовать синонимы, разные синтаксические конструкции. Причем не только они должны быть, ими нужно

правильно пользоваться. Одно неверно подобранное слово испортит все предложение и поменяет его смысл. Это тоже самое, что в фундамент здания заложить испорченный блок, он разрушит всю постройку.

Конечно же, каждый из нас хотел бы общаться с грамотными и образованными людьми, которые умело выражают свои мысли. Смешно смотрится, когда человек неумело и в том контексте использует слова. Он не только не может правильно выразить то, что хотел сказать, но и ставит в неудобное положение собеседника, ведь он его попросту не понимает.

Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, чем образованнее человек, тем больше словарный запас. Чем больше словарный запас, тем четче и красочнее мысли. А наличие хороших и правильных мыслей, приводит к обдуманным поступкам. Для получения образованности понадобится просто читать книги и общаться с реальными людьми. Это так просто, а зато какой результат.

Лучшим вариантом повышения интеллектуального уровня будет почитать произведения классиков. Даже, например, романы Льва Толстого. Ведь он смог найти подход к крестьянским ребятам из Ясной Поляны. У него простые и, в то же время, поучительные произведения, которые показывают действительно важные вещи, на которые стоит обратить внимание. Шанс стать умнее есть у каждого человека, нужно просто этого захотеть и приложить усилия.

Что мешает ясно мыслить?

Кто ясно мыслит — тот ясно излагает. Эту закономерность люди заметили давно. Удивительна связь между нашими внутренними рассуждениями, мыслями и словами, которые произносим, поступками, которые совершаем.

Что способствует ясности мыслей и рассуждений? А что серьезно мешает? Найти ответы на подобные вопросы — значит продвинуться вперед не только интеллектуально, но и в практической жизни, в отношениях с окружающими людьми.

Есть ли особенности в ответах на этот вопрос применительно к верующим людям? Давайте разбираться.

Следует признать: существует ряд серьезных помех, которые влияют на нашу способность мыслить ясно. Это становится причиной нашего неверного понимания и применения установлений Корана, учения Ислама. По этой же причине мы можем неверно воспринимать мир вокруг себя, не понимать до конца происходящие перемены и свою роль в жизни.

Слепое следование

Одна из ужаснейших помех, которая может лишить нас способности мыслить ясно, — слепое следование. Замечательный исламский ученый, юрист Абд аль — Барр провозгласил в свое время: исламские юристы должны достигнуть консенсуса в том, что слепой подражатель не может быть ученым. Ограниченные люди добровольно отказываются видеть широкое поле Исламской юриспруденции.

Безрассудное, некритичное повторение того, что осталось от прошлого, от ушедших поколений, бывает крайне опасно. В подобных случаях люди заведомо ограничивают свои способности. В частности, способность исследовать, анализировать, а это приводит, в свою очередь, к потере надежд на развитие, изменения мира в лучшую сторону.

Общественное давление

Поведение людей в одиночестве или наедине с кем-либо очень отличается от поведения в составе больших групп. Наедине, в узком кругу, как правило, мы более откровенны и открыты. Если такое общение состоялось, то человек, скорее всего, и публично будет высказываться и поступать более искренне. Барьеры из косых взглядов и осуждений не будут казаться непреодолимыми.

Общество может скрывать открытия и знания, основы веры, правду. А это, увы, отвлекает людей от размышлений в нужном направлении, не позволяет совершать самые значимые действия. Смысл ясного мышления — уметь распознать это давление, не поддаться ему. Человек не может мыслить ясно, рассуждать объективно, достигать истины, если его чувства в смятении, он боится обвинений, страшится общественного мнения.

Кроме слепого подражания, давления общественного мнения, каждому человеку, если все-таки он желает достичь ясности мыслей и рассуждений, необходимо преодолеть соблазны суеверия.

что мешает ясно мыслить 2

Один серьезный исследователь пришел к заключению, что сила и влиятельность религий напрямую зависят от . слабостей в рассуждениях. То, о чем он говорит, как о религиях, нельзя называть истинной религией. Это — различные практики, инновации, придуманные людьми. Они не от Аллаха и Его Посланника (мир ему).

Суеверия вытесняют разумные и последовательные мысли, вместо них в наш ум заселяются мистические заблуждения, магические формулы и . трюки. Человек, пошедший такой тропинкой, все свои надежды ставит в зависимость от чудес, мистических предсказаний. Ислам, наоборот, учит тому, что фокусировать свои мысли надо на том, что есть нормальные, естественные законы, установленные для нас Аллахом.

Абсолютизм

Привычка к крайним сужениям может сослужить плохую службу: вы можете отказаться в положении, когда сами себе откажите вправе разделить верное убеждение.

Диалог для людей с абсолютистскими убеждениями труден, чаще — невозможен. Они цитируют сам себя, не слышат вопросы и рассуждения других людей. Вместо диалога получается монолог.

Заявления аль — Шафии о том, что он уверен в своей точке зрения, он основывал на сравнительных исследованиях, усиленной работе, анализе. Но он не оставлял возможность для признания ошибки. Он был способен подвергнуть ревизии свои выводы, обсудить новые результаты. Он был открыт для критики и восприятия нового.

Излишняя чувствительность

Злость — одно из худших эмоциональных состояний. Она окутывает человека, заволакивает его разум. Исламские ученые — юристы следуют правилу Пророка (мир ему), установленному в других обстоятельствах, но применимому и в случае злости: они идут в ванную комнату и умываются водой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Мы должны стремиться не к тому, чтобы нас всякий понимал, а к тому, чтобы нас нельзя было не понять.

Одним из важнейших показателей уровня культуры человека, его интеллекта является речь.

Хорошо развитая речь служит одним из важнейших качеств активной деятельности человека в современном обществе. Если для обучающегося — средством успешного получения образования в техникуме, то впоследствии развитая речь очень важна для профессионального роста и, по большому счету, профессиональной пригодности вообще.

Образование России переходит на новые стандарты. Проблема развития устной речи не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе.

формировать способность свободно общаться в различных формах на разные темы в устной и письменной речи, в том числе в сфере профессиональной коммуникации;

совершенствовать умение анализировать и интерпретировать литературное произведение как художественное целое в его историко-литературной обусловленности.

Рособрнадзор планирует ввести устный раздел для сдачи ЕГЭ по русскому языку в 2018 году. Устная часть по русскому языку будет состоять из трех заданий.

Задание 1 – чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера.

В задании 2 предлагается принять участие в условном диалоге – интервью: ответить на пять вопросов.

В задании 3 необходимо построить связное монологическое высказывание на определённую тему с опорой на план.

По мнению специалистов, устная часть экзамена позволит обучающимся научиться:

Формулировать мысли литературным языком.

Развить способность рассуждения.

Сформировать навыки аргументированного общения.

Расширить у обучающихся знания в области ораторского искусства.

Быть конкурентоспособными в профессиональной сфере.

Считаю, что развитие устной речи обучающихся в настоящее время очень актуальным . Это значит, что нужно способствовать тому, чтобы она была более логичной, точной, выразительной и образной, понятной. И если логически правильной, точной и содержательной делают речь обучающегося все уроки понемногу, то выразительность и образность, эмоциональность, связность и интонационная насыщенность приобретаются в большей степени благодаря урокам литературы.

Умение говорить так важно на уроках сегодня еще и потому, что большинство заданий по разным предметам предполагает тестовую подготовку, в которой обучающиеся проявляют самостоятельность, а это ведет к тому, что он разучивается говорить и во взрослую жизнь входит человеком, хорошо владеющим компьютером, но не словом. Это основная для меня проблема, как учителя-словесника.

формирование социально и профессионально адаптированной личности обучающегося через развитие устной речи на уроках литературы.

подобрать задания для развития устной речи обучающихся на уроках литературы;

— пересмотреть методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы с внесением видов работ, способствующих развитию устной речи;

— подготовить методические рекомендации для обучающихся по исправлению речевых нарушений обучающихся, различным видам монологических высказываний.

В процессе работы специалисты используют громкоговорящую связь, рацию. Для того, чтобы то или иное распоряжение, передаваемое по разным видам громкоговорящей связи, было выполнено правильно, помимо знания регламента переговоров нужна четкая понятная речь.

Многие обучающиеся этим специальностям после окончания образовательного учреждения желают поступить в ВУЗ. И порой им необходима сдача ЕГЭ. Поэтому, данный проект будет им полезен еще и по той причине, что появится устная часть сдачи ЕГЭ по русскому языку.

Результатами реализации проекта могут стать:

Повышение качества устной речи обучающихся (в том числе и ее произносительную сторону);

Сбор и обработка методического материала, помогающего преподавателю работать с обучающимися по данной теме.

Результативность участия обучающихся в учебно-практических конференциях и мероприятиях разного уровня, а также успешной сдачи ЕГЭ.

В качестве продукта образовательного проекта можно представить следующее:

Методические материалы, используемые для развития связной речи обучающихся на уроках литературы.

Сроки и этапы реализации проекта

Данный проект рассчитан на 1 год и содержит следующие этапы:

Подготовительный (организационный): сентябрь 2017г.

Основной (практический): октябрь (2017) – май (2018)

Рефлексивный (аналитический): декабрь (2017); март (2018); май (2018); июнь (2018)

Для реализации проекта нет необходимости приобретать какое-либо дополнительное оборудование. В кабинете русского языка и литературы имеется компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.

К реализации данного проекта привлечена воспитательная служба техникума.

Возможные риски в ходе реализации образовательного проекта

Данный проект реализуется не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время, т. е., предполагается участие в разных мероприятиях (конкурсах, конференциях и др.) Работа над исправлением произношения тоже проходит во внеурочное время, после занятий – консультативно. Среди ожидаемых рисков в ходе реализации образовательного проекта – снижение интереса со стороны обучающихся к участию в разных проектах, проводимых в стенах образовательного учреждения. Данная проблема может быть преодолена следующим образом: 100% участия обучающихся в разного вида мероприятиях не требуется, но те обучающиеся, которые принимали активное участие и достигли достойных результатов, поощряются грамотами, свидетельствами, сертификатами.

Финансовая сторона проекта не несет значимых опасностей. Аппаратура для аудио и видеоматериала имеется в наличии. Таким образом, ожидаемые риски сведены к минимуму.

Возможности развития проекта

Проект рассчитан на один год, потому что преподавание в данных группах производится именно в этот временной период. Но он может быть продлен для тех ребят, которые заинтересованы в дальнейших консультациях по работе над правильным произнесением звуков, которые ведут активную деятельность в стенах образовательного учреждения и за его пределами: волонтерское движение, участие в различных региональных конкурсах, команде КВН. Но это уже работа будет проводиться как дополнительная, репетиционная.

Описание проекта по этапам

Ответственные за реализацию

Подготовительный этап (организационный)

Наблюдение, беседа и выявление в группах ОП-17-1 и ТЭПС-17-1 обучающихся с речевыми нарушениями.

Изучение методологической базы по обозначенной в теме проекта проблеме

Преподаватель Титова И. В.

Библиотекарь Шигина Н. И.

Основной этап (практический)

Пополнение активного словаря обучающихся: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания.

Развитие связной речи: диалогическая (разговорная) и монологическая (рассказывание)

Обучение выразительному чтению прозаических текстов и стихотворений.

Преподаватель Титова И. В.

Рефлексивный этап (аналитический)

Участие обучающихся в конкурсе чтецов беловских поэтов, посвященном Дню рождения города Белово.

Подготовка и участие в конкурсе театрализованных этюдов, отрывков из произведений писателей 20 века, посвященных

Читайте также:

      

  • Сочинение на тему я осетин
  •   

  • Сочинение мой друг собака 3 класс
  •   

  • Гражданская война в казахстане сочинение
  •   

  • Сочинение по фильму воровка книг
  •   

  • До чего же красива река лобань сочинение егэ

Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.

Речь дана человеку как средство коммуникации. Она играет огромную роль в жизни людей. В первую очередь – это важнейшее средство общения, а общение – это то, без чего человек не может существовать. В процессе общения мы хотим, чтобы наша речь была понятна собеседнику, а информация, которую мы ему сообщаем, была воспринята именно так, как этого хотим мы, а не каким-либо иным образом. Чтобы письменная и устная речь была воспринята читающим и слушающим именно так, как этого хотим мы, она должна отвечать существующим языковым требованиям. К хорошей речи предъявляется множество требований. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, доступности и уместности, информативности и сжатости. Всех не перечислишь.

Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности.

Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современными понятиями точности. Точность речи, как правило, придает ей ясность. Аристотель считал, что, если речь неясна, она не достигает цели. Человек, которому кажется, что он ясно излагает свои мысли, не всегда бывает понятен другим, он идет от мысли к словам, а слушатель – от слов к мысли. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает слушатель (читатель). Древнегреческий философ Аристотель считал, что в первую очередь речь должна четко передавать смысл высказывания, смысл идеи, понятия, темы разговора. Если представить себе, что ученый делает доклад о своем изобретении и при этом не заканчивает предложения, использует непонятные формулировки и понятия, перефразирует несколько раз одну и ту же мысль, повторяется, да еще и противоречит сам себе, то итог будет один — его никто не поймет. Его изобретение никогда не оценит научное сообщество.

Мы облекаем свои мысли в слова. Как заметил В. Т. Белинский, «Слово отражает мысль: непонятна мысль непонятно и слово». Для выражения мысли многие почему-то предпочитают не самый простой и ясный слог. Например, « До чего же может снизойти человек!» Слово «снизойти» имеет значение «благосклонно, свысока обратить внимание на что-либо или кого-либо», а в приведенном предложении необходимо было употребить слово «дойти».  Н.Г. Чернышевский писал: «Что не ясно представляешь, то не ясно выскажешь; не точность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей». Этим нередко грешат начинающие авторы. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении: «Семь действующих платформ обслуживает несколько сот человек». Конечно, такие предложения можно выправить, если они употреблены в речи. Достаточно изменить порядок слов: «Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ», но если вы услышите фразу с неверным порядком слов, возможно и неправильное ее толкование на этом построено. Классический пример неясности в предложении: «Солнце закрыло облако». Если переставить слова «Облако закрыло солнце», то предложение становиться ясным.

Не вызывает сомнения, что ясность, грамотность речи, произношения, лексического употребления слов – это достоинство речи. Чтобы речь была достойной, она должна быть культурной. Культурная речь в своей устной и письменной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам орфоэпии, в своей письменной форме нормам орфографии и пунктуации. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще труднее, нежели другим».

Правильность, точность, логичность, чистота, доступность, уместность, богатство и разнообразие языковых средств являются важными коммуникативными качествами речи. Уровень речевой культуры зависит не только от знания норм литературного языка, законов логики и строгого следования им, но и от владения его богатствами, умения пользоваться ими в процессе коммуникации. Качественная речь предполагает отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Необходимо избегать употребления диалектных слов. Когда говоришь о народном языке, в том числе и диалектном, невольно вспоминаются слова Н.В. Гоголя: «Выражается сильно российский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света…». (“Мертвые души”. Гл. V). Засоряют речь и так называемые слова – паразиты, они являются “сором” в речи. Часто такими словами становятся: значит, вот, видите ли, собственно говоря, так сказать и т.п. Засоряют литературную речь жаргонные слова. В литературной речи не допускаются просторечные слова. Однако совсем непростительно, когда речь пересыпана примитивными ругательствами. Такого рода слова приводят к обеднению речи, косноязычию, засорению нелитературными элементами.

«Язык народа и богат и точен,

Но есть, увы, неточные слова,

Они растут как сорная трава

У плохо перепаханных обочин».

Н.И.Рыленков

Русский язык по праву называют одним из наиболее богатых и развитых языков мира. Его богатство — в неисчислимом запасе лексики и фразеологии, в смысловой насыщенности словаря, в безграничных возможностях фонетики, словообразования и сочетания слов, в многообразии лексических, фразеологических и грамматических синонимов и вариантов, синтаксических конструкций и интонаций. Все это позволяет выражать тончайшие смысловые и эмоциональные оттенки. «Нет ничего такого в мире, в окружающей нас жизни и в нашем сознании, — говорит К.Г. Паустовский, — что нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и… блеск красок, и шум дождя, и сказочность сновидений, и тяжелое громыхание грозы, и детский лепет, и заунывный рокот прибоя, и гнев, и великую радость, и скорбь утраты, и ликование победы».

Я считаю, что хорошая речь не может быть без соответствующих знаний, умений и навыков. Это все приходит как результат труда. Значит необходимо быть требовательным не только к речи других людей, но прежде всего, к своей собственной. Каждый человек должен излагать свои мысли точно, ясно и просто. Для того чтобы речь была достойной, а не низкой, она должна обладать такими качествами, как точность и логичность, выразительность и правильность, доступность и уместность, ясность. Если речь не ясна, то она не достигает цели. И в то же время «кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Поэтому «Ясность — главное достоинство речи».

СПИСОК ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ССЫЛОК

  • My report on languages in my country
  • Механизмы повышения эффективности и качества услуг
  • Особенности восприятия времени у лиц с различным темпераментом
  • Личные качества лидеров бизнеса
  • Проблемы соблюдения норм профессиональной этики нотариусами в современной России
  • Общие вопросы электронного бизнеса
  • Правоотношения между родителями и детьми в Международном частном праве
  • Возможности применения активных и интерактивных форм обучения в средней школе
  • Специфика взаимодействия руководителей с коллективом в период изменений
  • Государственное регулирование коммерческой деятельности
  • Проектирование базы данных «Туризм»
  • Проектирование базы данных «Туризм»

Значение культуры речи в жизни общества трудно переоценить. В наше время мы не можем оставаться равнодушными к угрозе оскудения русского языка, утраты им образности, эмоциональности, благозвучия. На ум мне пришли такие слова И. С. Тургенева: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Но мы сами же безжалостно портим его, бездумно искажаем, уродуем… Как же помочь нашему языку? Как спасти его от засорения? Об этом должен задуматься каждый. Что значит для человека язык? Родной язык это мир слов, который открывает нам окружающую жизнь во всем ее многообразии. Каждый человек должен любить свой язык, уважать его.

Судьба родного слова не должна быть нам безразлична. Ведь язык это средство общения между людьми в обществе, в их трудовой деятельности. Поэтому я считаю, если человек говорит некультурно, плохо выражается, то в первую очередь не уважает слушающего его человека. Для того чтобы уметь красиво говорить нужно знать основные принципы культуры речи. В русском языке достаточно красок, чтобы живо изобразить любую картину, его огромный словарный запас, позволяет передать самую сложную мысль. Но вот в чем вопрос, умеем ли мы правильно пользоваться им? Даже если человек абсолютно грамотен и свободно выражает свои мысли на правильном литературном языке, он должен самокритично признать, что его речь могла бы быть ярче, богаче, знай он все секреты истинно хорошего слога. Ведь говорить и писать правильно и говорить и писать хорошо (не одно и то же. К хорошей речи предъявляется множество требований, кроме правильности. Это требование простоты и ясности, логичности и точности, информативности и сжатости… Всех не перечислишь. Каждый человек должен осознавать, что прежде всего это нужно ему самому. Он должен совершенствовать свой стиль, бороться за чистоту своего языка.

Культурная речь в своей устной и письменной форме должна отвечать существующим в настоящее время нормам орфоэпии, в своей письменной форме нормам орфографии и пунктуации. Н. М. Карамзин, много сделавший для развития и обогащения русского литературного языка, писал: «В шесть лет можно выучиться всем главным языкам, но всю жизнь надобно учиться своему природному. Нам, русским, еще более труднее, нежели другим». Я выбрала эту тему потому, что она мне интересна. Раскрыв её, я смогу улучшить свой язык, и в мире станет на одного культурного человека больше.

Уже в античных руководствах по красноречию первым и основным требованием, предъявляемым к речи, было требование ясности. Содержание, которое вкладывалось древними теоретиками в это понятие, во многом сходно с современным понятиями точности. Аристотель считал, что, если речь неясна, она не достигает цели. «Достоинство слога быть ясным и не низким.» Точность и ясность речи взаимосвязаны: точность речи, как правило, придает ей ясность, ясность речи вытекает из ее точности. Однако о точности высказывания должен заботиться говорящий (пишущий), а то, насколько ясно изложена мысль, оценивает слушатель (читатель).

Мы облекаем свои мысли в слова. Как заметил В. Т. Белинский, «Слово отражает мысль: непонятна мысль непонятно и слово.» И в то же время «кто ясно мыслит, тот ясно излагает.» Чтобы речь была точной, слова следует употреблять в полном соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выраженному им понятию. При четком выражении мысли слова полностью соответствуют своему предметно-логическому значению, а неправильный выбор слова искажает смысл высказывания. Мастера художественного слова настойчиво добиваются точности словоупотребления. Однако не всегда нам удается избежать лексических ошибок, которые лишают нашу речь точности. От этого не застрахованы даже опытные писатели. Так в первых изданиях романа А.А. Фадеева (до 1949 г.) была фраза: «Мечик навзничь упал на землю и уткнулся лицом в ладони.» В этом предложении неточно употреблено слово навзничь: нельзя «уткнуться лицом в ладони», если упасть навзничь, то есть на спину. В издании 1949 г. Автор внес исправление: «Мечик упал на землю и уткнулся лицом в ладони»

Обычно можно найти немало стилистических вариантов для выражения мысли, но многие почему-то предпочитают не самый простой и ясный…почему нас коробит, когда мы слышим: В этом доме со мной проживает известный поэт; В данный момент я готовлюсь к экзаменам. Потому что выделенные слова не подходят для разговорного стиля речи, они придают ей канцелярский оттенок, лишая ее естественности простоты. Стилистически не оправдано употребление книжных слов и в таких, например, репликах при устном общении: «Игорь мне сообщил, что за ним в садик придет бабушка; заводная обезьяна вышла из строя»

Пристрастие к канцеляризмам и книжной лексике ведет к многословию, к путаной и сложной передаче самых простых мыслей. Н.Г. Чернышевский писал: «Что не ясно представляешь, то не ясно выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей.» Этим нередко грешат начинающие авторы. Причиной неясности высказывания может стать неправильный порядок слов в предложении: «Семь действующих платформ обслуживает несколько сот человек.» Конечно, такие предложения можно выправить, если они употреблены в речи. Достаточно изменить порядок слов: «Несколько сот человек обслуживают семь действующих платформ», но если вы услышите фразу с неверным порядком слов, возможно и неправильное ее толкование на этом построено, шутка А. П. Чехова: «Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.»

К сожалению, небрежность в расстановке слов в предложении не такая редкость: Велосипед разбил трамвай; Они кормили его мясом своих собак и т.п., смысл которых в конце концов выясняется, но с некоторым усилием, что не отвечает требованию ясности высказывания. Смысловая неясность возникает иногда и в беспредложных сочетаниях типа: письмо матери (написанное ею или адресованное ей), портрет Репина и т.п. (2. Уместность речи. В речи, так же как и в жизни, надо всегда иметь ввиду, что уместно. Цицерон. В типологии качеств хорошей речи есть одно, которое занимает особое место по своей значительности, это уместность.

Для чего люди берутся за перо? – Чтобы что-то донести до читателя. Чем важнее, интереснее и полезнее это «что-то», тем с большим вниманием (а иногда даже и удовольствием) мы читаем. Однако интересность и содержательность – это не единственная характеристика текста. Можно также говорить о его эмоциональных, эстетических и прочих достоинствах. А они определяются не только личностью и квалификацией автора, но и областью, к которой относится текст. 

Бытует мнение, что автор хорошего текста мыслит ясно и четко, а ведь «кто ясно мыслит – тот ясно излагает» (Шопенгауэр), что «мудрено пишут только о том, чего не понимают» (В. Ключевский). Что же получается – академик-физик или филолог излагает запутанно, потому что он неясно мыслит, или даже не понимает того, о чем он пишет? 

Может и не совсем так. Возможно, проблема заключается в том, что очень часто человеку элементарно не хватает словарного запаса, или он не обладает логическим мышлением, которое помогает кратко и ясно излагать мысли? Или же туманность и витиеватость построения текстов имеет под собой психологическую подоплеку? 

Но ведь читатель не должен страдать из-за особенностей характера автора?! Бывает, читаешь-читаешь, вроде бы все красиво написано, но в итоге, после прочтения, ловишь себя на мысли, что ничего не понял. Часто, пытаясь найти конкретные ответы на возникающие вопросы, мы открываем книгу, и там нас поджидает проникновенный разговор о «конвенциональных импликатурах», «дискурсивной практике», «вариативной интерпретации», «когнитивной теории аргументации», «онтологизации» и так далее. Мы с замиранием сердца читаем и такие откровения: «Лингвистическая процедура анализа текста представляет собой преобразование дискурсных синтагм в парадигму суггестивно-риторических средств, так как обработка языкового произведения проводится в ориентации на восприятие его суггестивных свойств». 

Продираясь сквозь подобные дебри, читатель постоянно задается вопросом: «Мне не достаточно, по-видимому, знаний, а вот понимает ли сам автор то, о чем пишет? Ну, хоть что-то?»

  • Кто является эгоистом в комедии фонвизина недоросль в чем проявляется его эгоизм сочинение
  • Кто является хамелеоном в рассказе чехова хамелеон
  • Кто является творцом сказок
  • Кто является создателем литературных сказок
  • Кто является прототипом учителя французского языка в рассказе в распутина уроки французского