Кто является автором музыки к спектаклю московского театра на таганке ревизская сказка

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита». Спектакль «Ревизская сказка»

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита»Музыка Альфреда Шнитке всегда удивляла слушателей и была для них неожиданным сюрпризом. Композитор славился творческим мышлением и умением создавать яркие музыкальные образы. Эти незаурядные качества высоко ценились не только в музыкальном окружении, но и среди деятелей кино и театра. Популярность Шнитке в кинематографической и театральной деятельности во многом подтверждена творческим наследием, включающем музыку к кинокартинам, мультфильмам и спектаклям. Одним из шедевров музыки того времени, безусловно, является «Гоголь-сюита» или музыка к спектаклю «Ревизская сказка».

Историю создания «Гоголь-сюиты» Шнитке, содержание произведения и интересные факты читайте на нашей странице.

История создания

В 1975 году Альфреду Шнитке исполнился тридцать один год. К тому времени он закончил Московскую консерваторию по классу композиции, успел поработать там преподавателем, вступить в Союз композиторов и создать большое количество музыкальных произведений в самых различных жанрах. Свою композиторскую карьеру Шнитке начал в 1953 году, и за данный период был отмечен как талантливый автор оперы, балета, двух симфоний, пяти инструментальных концертов, множества вокальных и инструментальных камерных произведений, а также музыки к более тридцати художественным, анимационным и документальным фильмам, среди которых знаменитый «Белорусский вокзал».

Альфред Шнитке

Уже тогда творческие решения молодого композитора поражали многих. В своих сочинениях он соединял и трансформировал стили, жанры и направления разных эпох, то есть связывал в единое целое древние хоралы, классику, джаз и авангард. Так, например, именно Шнитке впервые ввёл термин «полистилистика».

Новаторство композитора особенно проявилось в его «Первой симфонии», которую он закончил в 1974 году. Тогда сочинение посчитали слишком радикальным и руководство как Московской, так и Ленинградской филармоний побоялось, что публика его не воспримет. По этой причине первое исполнение симфонии состоялось в Горьком (Нижний Новгород).

В 1975 году знаменитый режиссер театра на Таганке Юрий Любимов, который также отмечался своими новаторскими экспериментами, обратился к Альфреду Шнитке с большой просьбой. Необходимо было написать музыкальное оформление для нового спектакля «Ревизская сказка» по мотивам произведений Николая Васильевича Гоголя. Композитор был хорошо знаком с театральным авангардистом по работе в 1973 году над спектаклем «Турандот» по произведению Бертольта Брехта, которая, к сожалению, была приостановлена, так как театр не получил разрешения на постановку от вдовы немецкого драматурга. И вот новое сотрудничество, на которое Шнитке с удовольствием согласился. Лейтмотивом всех творений композитора всегда являлся человек с его переживаниями, страстями и эмоциями, поэтому предложение, где можно воссоединить трагическое и комическое, пришлось ему по душе. Работа шла с таким энтузиазмом, что после репетиций Шнитке приходил к режиссеру домой с набросками сочинений. По мнению Юрия Петровича Любимова, именно музыке в этом спектакле определена важная роль. Она должна наполнять пространство, отображать время действия и даже позволить отказаться от декораций.

Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в театре на Таганке. За дирижерским пультом стоял Геннадий Рождественский, который также участвовал в представлении и озвучивал текст, заимствованный из произведения «Записки сумасшедшего».

Далее наступили восьмидесятые годы, которые в жизни Шнитке, обозначены как период успеха и всеобщего признания. Творческий арсенал композитора постоянно пополнялся новыми талантливыми произведениями, среди которых в 1981 поду появилась «Гоголь-сюита» — выдающееся произведение, созданное на основе музыки, написанной композитором в 1975 году, к спектаклю «Ревизская сказка».

Интересные факты

  • Дирижером спектакля был Геннадий Рождественский. Он же создал оркестровую редакцию произведения для исполнения вне театра.
  • Сюита – это последовательность пьес, следующих одна за другой.
  • Николай Васильевич Гоголь владел нотной грамотой и любил посещать оперы.
  • Наиболее известными актерами, исполняющими роли в спектакле, являются Феликс Антипов, Иван Бортник, Вениамин Смехов, Борис Хмельницкий.
  • Название «Ревизская сказка» связано с произведением Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Это государственный документ необходимый для учета населения.
  • Для театра на Таганке Альфредом Шнитке была написана музыка к следующим спектаклям: «Турандот или Конгресс обителей», «Пир во время чумы» и «Живаго».
  • Спектакль «Ревизская сказка» основан на нескольких произведениях Гоголя «Мертвые души», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», «Ревизор» и «Авторская исповедь». Использование сюжетной линии не точное по сравнению с оригиналом.
  • В настоящее время постановка не ставится в театре на Таганке.
  • В сюите отчетливо прослеживается мотив судьбы из 5 симфонии Людвига ван Бетховена, который сам композитор называл шлягером, помогающим влезть в душу.
  • Оригинальные фонограммы к спектаклю «Ревизская сказка» хранятся в театре в качестве реликвии.
  • Альфред Гарриевич был ценителем литературного творчества Николая Васильевича Гоголя.

Краткое содержание спектакля и музыки к спектаклю

Спектакль «Ревизская сказка»– это фантастическая реальность, где Гоголь, как писатель и творец, повествует и встречается со своими героями.

Имя героя

Роль

Из какого произведения

Павел Иванович Чичиков

Чиновник, махинатор

«Мёртвые души»

Аксентий Иванович Поприщин

Служащий в департаменте

«Записки сумасшедшего»

Андрей Петрович Чертков (в повести Чартков)

Разорившийся дворянин, талантливый художник, променявший талант на деньги.

Повесть «Портрет»

Акакий Акакиевич Башмачкин

Титулярный советник из Санкт-Петербурга

Повесть «Шинель»

Фердинанд VIII

Король Испании, одновременно является Аксентием Ивановичем Поприщиным.

«Записки сумасшедшего»

Увертюра

Небольшое, но яркое оркестровое вступление создает настроение, соответствующее жанру. Ощущение хаоса и беспорядка не покидает слушателя. Постепенно ритмы приобретают весьма знакомые очертания. Из громыхающей волны звуков формируется пародия на известную всем тему вступления из I части 5 симфонии Людвига ван Бетховена.

Детство Чичикова

В этой части композитор сумел продемонстрировать не только мастерство оркестровки, но и способность легко и непринужденно модулировать в далекие тональности. Мажорные тональные сдвиги создают ощущение нарастания и преувеличения без напряжения и драматизма. Тема, порученная комплексу деревянно-духовых инструментов, строится на повторяющейся остинато интонации. Ощущение «роста» проявляется и в динамике. Изначальное тихое звучание, постепенно превращается в уверенное форте. Так завершается часть.

Музыка полностью совпадает, с происходящим на сцене. Из небольшого ростка вырастает голова. Чтобы ей было тепло на нее одевают чепчик, чтобы росток быстрее рос его откармливают кашей. Вскоре она становится громадной. Из этого растения появляется абсолютно безликий человечек. Все его черты серы и обыкновенны. Средний рост, чин и лицо. Все никакое. Имя этого господина Павел Иванович Чичиков.

Монолог Гоголя является связкой со следующей картиной.

Портрет

Повествование ведется об Андрее Петровиче Черткове (Чарткове). Его художественный талант в начале произведения передается стройной и мелодичной игрой фортепиано и чембало, контрабаса и скрипки в трехдольном размере. Молодой художник беден, но подает большие надежды. Бедность и нежелание учиться приводит его к тому, что он начинает без разбору писать портреты знатных людей, способных обеспечить ему роскошную жизнь. Слава и деньги лишают его возможности совершенствовать свой навык. Его мелодия становится грубой и непонятной, главенствующую роль берут на себя ударные инструменты и низкие духовые, играющие в неестественном для себя регистре. Музыка деградирует, становится примитивной. Но вдруг, Андрей Петрович видит талантливую работу. В его голове возникает ровная и прекрасная мелодия, которая разрушается угловатым мотивом. В злости и ярости, художник начинает скупать шедевры и уничтожать их в своей комнате. Постепенно он сходит с ума.

Шинель

Это повесть о любви Акакия Башмачкина к даме, образом которой является шинель. Ради любимой жены он готов на все. Механическая музыка «Польки» демонстрирует всю «полноту» чувств героя, их «возвышенность» и «утонченность». Тема превращается в марш, в котором доминируют ударные инструменты.

Фердинанд VIII

В Гоголь-сюите отсутствует. В спектакле это небольшая музыкальная вставка, основанная на искажении музыки из предыдущей картины. Повествование ведется о сумасшедшем Аксентии Поприщине, возомнившем из себя короля Фердинанда VIII.

Чиновники

В музыке отчетливо прослеживаются опосредованные барочные интонации в тембре клавесина, потускневшие и потерявшие собственный смысл. Это намек на «высшее» общество чиновников, которое также потеряло весь смысл существования.

Бал

Средь шумной толпы красочным пятном выделена фигура художника. Ударные инструменты отбивают ритм, напоминающий вальс. Но нет в музыке изящности, красоты и грации. Как нет ее в присутствующих.

Завещание

Николай Васильевич Гоголь произносит слова о Руси. Музыка наполнена колокольными звонами и написана в минорной тональности. В ней есть одновременно что-то величественное, но и загадочное. В дали можно услышать шум ветра и печальный отзвук колокола.

Гоголь-сюита состоит из 7 частей, которые полностью отражают драматургию и концепцию, выраженную в спектакле. Названия в сюите сохранены и носят программный смысл.

«Гоголь-сюита» — это авангардное произведение. Полистилистическое музыкальное решение – яркое полотно несочетающихся между собой мотивов. В сочинении явно высмеивается пошлость, глупость и тупость, переполняющие героев. Спектакль и сюита несут в себе актуальную для всех времен мораль о том, что лишь учение и трудолюбие создают по-настоящему прекрасного человека.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Альфред Шнитке «Гоголь-сюита»

«Гоголь-сюита» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка»

Театральная композиция «Ревизская сказка» — это произведение, созданное в соавторстве великих мастеров, внимание которых всю жизнь было приковано к проблемам современности. Человеческие пороки, тему нравственного выбора личности затрагивали многие композиторы, художники, писатели. Резонирующая глубоко в душе каждого, она объединила художников различных эпох. В результате совместного труда Гоголя, Шнитке и Любимова на свет появился уникальный спектакль «Ревизская сказка» и необыкновенная музыка к нему «Гоголь-сюита».

Альфред Шнидке – великий композитор

24 ноября 1934 года в городе Энгельс Саратовской области родился Альфред Шнитке – великий советский композитор. Его отец, Гарри, был родом из крупнейшего немецкого города – Франкфурта-на-Майне. Он переехал в Советский Союз в 1927 году, работал журналистом и переводчиком. Мать, Мария Иосифовна Фогель, родилась в семье немецких переселенцев. Она была преподавателем немецкого языка в школе.

В семье Шнитке, помимо старшего сына – Альфреда, воспитывались еще один сын и дочь. Внутри семьи родные общались на немецком, поэтому дети великолепно знали и родной немецкий язык, и русский язык.

Музыкальные способности Альфреда проявились с детства. Радиоприемник, появившийся в доме, позволил познакомиться с прекрасной классической музыкой, преображающей юную душу Альфреда.

Когда мальчику исполнилось 12 лет, главу семейства отправили в длительную командировку, поэтому вся семья временно переехала в Вену. В австрийском городе Альфред начал обучение в музыкальной школе. Переезд на новое место жительство стал самым ярким и значимым событием, связанным с музыкальным будущим подростка. Старинная атмосфера городских улочек, запах свободы, звуки венского вальса погрузили мальчика в мир новых желаний – в мир звуков.

Вернувшись в Москву, семья обосновалась в поселке Валентиновке. Родители Альфреда вели спокойную мирную жизнь, работая в газете, издаваемой на немецком языке «Нойес Лебен». Однажды отцу выдали премию в виде старенького аккордеона. Инструмент был испорчен, расстроен. А мальчику, наделенному феноменальным музыкальным слухом, хотелось музицировать, подбирать на нем знакомые мелодии.

Альфред придумал, как решить эту проблему. Вооружившись домашней коллекцией марок и стареньким инструментом, юный музыкант отправился на шумный рынок. Весь день провел он среди пестрых торговых рядов в ожидании покупателя. И вот чудо свершилось: Альфред накопил нужную сумму и приобрел совершенно новый аккордеон с перламутровыми клавишами цвета слоновой кости и глянцевыми пуговками басов.

Прошло время, в 1958 году молодой Шнитке оканчивает консерваторию и поступает в аспирантуру. С 1961 года он преподает в Московской консерватории и уже состоит в Союзе композиторов. Преподавательская деятельность не приносила достойного дохода: у молодого педагога было немного студентов. Чтобы поправить свое материальное положение, Шнитке начинает писать музыку для кинофильмов. Вскоре он сделает из этого занятия почву для создания мировых шедевров.

Альфред Шнитке стал автором 4 опер, 10 симфоний, 3 балетов, 15 инструментальных концертов, многочисленных инструментальных, вокальных, хоровых произведений, а также музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Сценическая композиция «Ревизская сказка»

«Ревизская сказка» — это формальное название документа, существовавшего в Российской империи до девятнадцатого века, в котором регистрировались результаты переписи населения. Сегодня этот рукописный источник помогает провести генеалогические исследования, чтобы получить информацию о семье, продемонстрировать родственные связи ее членов.

«Ревизская сказка» — это также спектакль, поставленный на Таганке талантливым режиссером Юрием Любимовым. Литературной основой сценической композиции стали произведения величайшего писателя – Николая Васильевича Гоголя, а также отрывки из писем, записки литератора, малоизвестные гоголевские тексты. В спектакле принимает участие сам автор и персонажи, сотворенные им: Чичиков, Собакевич, Акакий Акакиевич, здесь представлены мотивы из «Мертвых душ», «Носа», «Шинели», «Ревизора», «Записок сумасшедшего».

Музыку к спектаклю написал Альфред Шнитке, славившийся, как и гениальный Любимов, новаторством в творчестве. Таким образом, у спектакля три замечательных автора: Гоголь, Любимов и Шнитке.

Хорошо зная и любя творчество Гоголя, великие мастера своего дела – режиссер Любимов и композитор Шнитке попытались раскрыть его внутренний мир, показать зрителю драму его души. Через спектакль пронесен главный мотив судьбы Гоголя, которого мучал вопрос: что означает «быть писателем» в нашей стране?

Постановка спектакля сопровождается музыкой  Шнитке. Музыка Альфреда Гарриевича всегда удивляла слушателей, ведь она наполнена незаурядными, яркими музыкальными образами. В спектакле она играет важную роль: создает впечатляющую атмосферу, которая делает картину по-своему неординарной.

Театральный облик главных персонажей освещен особым светом. В спектакле использованы разнообразные средства сценической выразительности. Персонажи показаны похожими на памятники, они отражают образ мертвенной неподвижности, которая сопутствовала писателю на жизненном пути. Особая манера актерского поведения, свободный сценарий – вот что отличает театральную композицию от других.

Премьера спектакля состоялась 9 июня 1978 года в Московском театре на Таганке. Позже, в 1981 году, появилось выдающее сочинение, написанное на основе музыки к спектаклю «Ревизская сказка», которое носит название «Гоголь-сюита». Сюита получила всеобщее признание слушателей и музыковедов.

«Гоголь-сюита» — полистилистика и авангард

Под термином «музыкальный авангард» зачастую понимают работы композиторов, которые в эстетическом отношении опережают время. «Гоголь-сюита» — это авангардное произведение, воплощенное посредством намеренного объединения разнородных стилевых элементов в одном ярком полотне.

Полистилистика – определение, возникшее в музыковедческой литературе благодаря Шнитке. Это эстетический принцип музыкальной композиции, который предполагает связывание мотивов, на первый взгляд, несочетающихся между собой. В музыке Шнитке происходит столкновение стилей, диалог эпох, оригинальное звучание вобрало в себя все вековые ценности и говорит со слушателем на языке современности.

Шнитке всю жизнь стремился соединить высокое и низкое, показать в своей музыке все несовершенства этого мира, затронуть тончайшие струны человеческой души. Ему вполне удалось это сделать, сочинив произведение, воссоединяющее трагическое и комическое. «Гоголь-сюита» состоит из восьми частей, контрастирующих между собой. В первой части передано ощущение хаоса, беспорядочности, ближе к финальным частям проступают траурные интонации.

В произведении откровенно высмеивается глупость, меркантилизм, пошлость, переполняющие главных персонажей. Сюита подчеркивает актуальную для всех времен проблему: только трудолюбие и учение способны создать гармоничную, прекрасную натуру.

«Увертюра» и «Завещание» «Гоголь-сюиты»

Сюита в переводе с французского языка означает «ряд, последовательность». Жанр музыкальной сюиты возник в 16 веке, его прообразом стали танцевальные инструментальные пьесы, сопровождавшие придворные церемонии. Вершиной развития жанра стал 18 век, особенно прославились в жанре сюиты Бах и Гендель.

Музыкальная сюита – это произведение, состоящее из нескольких композиционно самостоятельных частей, которые обычно контрастируют по характеру между собой. Зачастую части сонаты пишутся в одной и той же тональности. Однако части «Гоголь-сюиты» написаны в разных тональностях. Они объединены не тональностью, а общей тематикой.

Первый номер – «Увертюра». Это произведение, настраивающее слушателей на предстоящее действо. Оно наполнено резкими диссонансами (неблагозвучными сочетаниями звуков), волнообразными динамичными пассажами, создает ощущение беспорядка, хаоса. В финале номера отчетливо слышен видоизмененный мотив из Пятой симфонии – своеобразная пародия на монументальное произведение Бетховена.

Предпоследний номер – «Завещание» написан в минорной, грустной тональности. Он печален, пронизан элегичными созвучиями, колокольными перезвонами, в то же время в нем есть что-то таинственное, загадочное. Музыка рисует великого Насмешника России как человека ранимого, уязвимого, чувственного, беспомощного перед силой судьбы.

Слайд 1

Альфред Шнитке «ГОГОЛЬ-СЮИТА» из музыки к спектаклю «Ревизская сказка» Тема урока:

Слайд 2

Углубление знаний музыки Альфреда Шнитке на примере «Гоголь-сюиты» цель

Слайд 3

Познакомится о создании «Гоголь-сюиты» Послушать несколько номеров из «Гоголь-сюиты» Сделать вывод о музыке «Гоголь-сюиты» А.Шнитке задачи

Слайд 4

Альфре́д Га́рриевич Шни́тке (1934 — 1998) — советский и немецкий композитор , педагог и музыковед. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987). Лауреат Государственной премии РСФСР имени Н. К . Крупской (1986 ), Государственной премии Российской Федерации (1995 ). Автор 4 опер, 3 балетов, 10 симфоний, 15 инструментальных концертов, многочисленных произведений камерной, вокальной, хоровой и инструментальной музыки, музыки к кинофильмам, мультфильмам и театральным постановкам.

Слайд 5

– это набор музыкальных фрагментов, сгруппированных вместе. Слово «сюита» происходит от глагола «следовать» и указывает на последовательность пьес, сменяющих одна другую Сюита

Слайд 6

Спектакль поставлен в театре на Таганке. Режиссер – Ю.Любимов . «Ревизская сказка»

Слайд 7

Главный герой – Николай Васильевич Гоголь.

Слайд 8

1. Увертюра; 2. Детство Чичикова; 3. Портрет; 4. Шинель; 5. Фердинанд 8 6. Чиновники; 7 . Бал; 8 . Завещание. 9. Украинская народная песня «ГОГОЛЬ-СЮИТА»

Слайд 9

— оркестровое вступление, которое раскрывает всё содержание и замысел композитора. Увертюра

Слайд 10

1. Увертюра Послушайте увертюру. В образный мир каких персонажей вводит она слушателей?

Слайд 11

На сцене появляется росточек, который впоследствии оказывается детской головкой в чепчике. Эту голову кормят кашей. Голова поглощает ее и растет, растет, достигая неимоверных размеров… Из нее появляется совершенно обезличенный господин «средней руки» – все в нем среднее, никакое: чин, рост, вес, лицо… 2. Детство Чичикова

Слайд 12

Эта часть о жизни Художника, который вдруг лишился признания публики. Он уже более не может создать ничего достойного, и его отчаяние оборачивается стремлением мстить всем и вся. Единственным его желанием становится уничтожение всех шедевров. 3. Портрет

Слайд 13

В спектакле шинель не вещь, не одежда, не предмет гардероба, а любимая жена, подруга, которой герой посвящает все лучшие чувства, всю любовь. 4. Шинель

Слайд 14

6. Чиновники Десятки, сотни безымянных спин, стоячих белых воротничков, скрипящих перьев. Бесконечный муравейник человеческих душ, может быть, уже давно мертвых… Здесь представлен и безымянный чиновник-балетоман. Тело его – за департаментским столом, а душа…в театре. А какой балет он больше всего любит, вы сами легко догадаетесь, послушав музыку этой части.

Слайд 15

В центре сцены прожектором высвечивается фигура Художника, а вокруг него носятся персонажи, созданные его воображением, они корчат ему рожи, кривляются, ухмыляются, хохочут… 7. Бал

Слайд 16

Какие оркестровые краски преобладают в «Завещании»? 8. Завещание

Слайд 17

Сочетание в одном сочинении несовместимых или резко различных, разнородных элементов, предполагающее неожиданное включение цитат из других произведений. Полистилистика

Слайд 18

Вопросы С помощью каких знакомых музыкальных жанров композитор раскрывает смысл художественных образов? Каковы особенности мелодических линий, оркестровки, фактуры? О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка ? Каково значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле? Выразительный смысл: гротеск, насмешка, карикатурные зарисовки. Композитор высмеивает пошлость, пустоту бессмысленного существования гоголевских героев и подобных им людей, используя простоватые мотивчики .

Слайд 19

Лист самооценки Да/Нет Внимательно слушал музыку Да/Нет Читал информацию в презентации Да/Нет Написал характеристику к музыке Да/Нет Отвечал на вопросы учителя. Да/Нет Высказывал свои мысли и чувства от прослушивания. ДА в каждой колонке таблицы 1 балл Итого максимум 6 баллов 5 баллов – оценка « 5» 4 балла – оценка «4»

Слайд 20

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна . 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом ). синквейн

  • Кубик дисней со сказками
  • Кто является автором литературной сказки народ или писатель
  • Кто я сказка про щенка
  • Кто я зачем я что будет после меня сочинение
  • Кто я дзен рассказ часть 4