МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ
ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Контрольная
работа по дисциплине:
«
Теоритические основы дошкольного образования »
на
тему:
В.В.
Бианки – основоположник научной сказки
Выполнил:
Тиунова М.Н.
группа 244-з1
специальность:
44.02.01
Дошкольное
образование
(заочная
форма обучения)
Проверил:
Терехина Т.В.
Нижний
Новгород – 2019
Содержание
1. Введение
2. Биография В.В.
Бианки
3. Произведения В.В. Бианки для детей.
Единство научного и фантастического в сказках В.В. Бианки
4. «Лесная газета»
— особый вид научно-художественного
произведения для
детей
5. Заключение
6. Список
лиературы
Введение
Среди разнообразных
средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной
литературе. Книга не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая
книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна
пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.
Особое место в
литературе для детей принадлежит Виталию Валентиновичу Бианки
(1895–1959). Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы —
«Лесная газета» — раскрывают многие загадки и тайны природы. Произведения В.
Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия
вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?»,
«Кто, чем поет?», «Чьи ноги?»…
Сказки В.
Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких
читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения
героев — насекомых, птиц, зверей — и незаметно для себя познать биологические
сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и
сказочность в соединении с научной точностью делают произведения Бианки ценным
педагогическим материалом.
В своём
дневнике Виталий Валентинович размышлял, почему его книжку «Лесные домишки» так
любят дошколята: «Что в ней угадано для маленьких?…Может быть, то доброе, что
встречает Береговушку – слабую и беспомощную – в этом огромном, но уже не чужом
ей мире…? Собственно, почти на ту же тему у меня «Приключения Муравьишки»,
«Мышонок Пик» – тоже».
Он прав. Детям –
доброе. Это девиз творчества Бианки.
Биография
В.В. Бианки
Виталий
Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в семье Валентина
Львовича и Клары Андреевны Бианки, у которых на тот момент уже были сыновья –
Лев и Анатолий.
Отец был
ученым-орнитологом и работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии
наук. Он ввел Виталия в свой мир – удивительный, но неподвижный и молчаливый
мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Так у будущего писателя
родилась мечта – найти «волшебную палочку», которая бы оживила застывший мир.
Такой «волшебной палочкой» могло быть только художественное слово.
Валентин
Львович открыл Виталию и мир живой природы. Каждое лето семья выезжала на берег
Финского залива, где отец и сын подолгу пропадали в лесу. Позднее писатель
вспоминал: «Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени,
отчеству и фамилии» («Отчего я пишу про лес»).
В семье
Бианки часто бывали известные зоологи, путешественники, бывалые люди. Их
увлекательные, захватывающие рассказы будоражили воображение мальчика.
В 1915 году
Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета, но
закончить его ему не удалось, так как он был мобилизован в армию.
После
Октябрьской революции писатель жил на Алтае, в Бийске, преподавал в школе. Он
принимал активное участие в работе местного краеведческого музея, для
пополнения коллекций которого, он, вместе со своим братом Анатолием, предпринял
несколько экспедиций по рекам и горам Алтая.
В 1922
году семья В. Бианки вернулась в Петроград. В 1923 году Виталий Валентинович
входит в кружок детских писателей, членами и гостями которого были С. Маршак,
Б. Житков, К. Чуковский, А. Слонимский, Е. Шварц и многие другие. Этот кружок
сыграл большую роль в становлении советской детской литературы. В этом же году
в детском журнале «Воробей» Бианки напечатал свою первую сказку – «Путешествие
красноголового воробья».
С 1926 по
1929 год писатель жил сначала в Уральске, потом в Новгороде, где продолжал
наблюдать за природой и писать. В 1927 году вышли его повести «Аскыр»,
«Одинец», а в 1928 году появилось первое издание знаменитой «Лесной газеты».
С 1929 по
1941 год Бианки с семьей жил в Ленинграде. Каждое лето они, как и прежде,
выезжали в деревню, где в 1941 году их и застала новость о начале Великой
Отечественной войны. Из-за болезни сердца В.В. Бианки не призвали в армию.
В 1942
году он с семьей эвакуировался на Урал, поселился в городке Оса, недалеко от
Перми. Бианки пытался быть полезным стране, делал все, что в его силах:
выступал с чтением в детских домах перед эвакуированными детьми, помогал
советами и делом краеведческому музею, писал новые рассказы.
После
Победы писатель снова переехал в Ленинград. Постепенно наладился привычный
«сезонный» ритм жизни и работы: зимой – в городе, летом – в деревне. Виталий
Валентинович продолжал писать: выходили новые книги, расширялась переписка с
друзьями, с читателями.
Много сил
и времени отдавал он группе начинающих писателей – своих учеников. Среди них –
К. Гарновский, А. Ливеровский, Н. Павлова, С. Сахарнов, Н. Сладков, Э. Шим.
Последней
книгой, которую написал Бианки, стала книга рассказов «Птицы мира». 10 июня
1959 года В. В. Бианки не стало.
Произведения
В.В. Бианки для детей. Единство научного и фантастического в сказках В.В.
Бианки
Виталий
Бианки является основоположником советской природоведческой литературы для
детей, несмотря на то, что и до него писали о птицах, зверях и рыбах. Заслуга
Бианки в том, что каждого он назвал своим именем, каждый у него живет там, где
ему положено и действует так, как это присуще только ему. Писателю удалось
показать стройность мира природы, его разнообразие и привлекательность и ввести
в этот мир ребенка-читателя.
Читая книги
В. Бианки, дети впервые сталкиваются с новым для них миром зверей, птиц,
насекомых, растений. Они схватывают в нем пока лишь отдельные, разрозненные
звенья живой природы. Писатель не только рассказывает ребятам о них, но смело
подводит юных читателей к первоначальному осмыслению, к самому простому
обобщению. Не случайно автор любит брать ряды параллельных фактов и явлений:
разные гнезда, хвосты, носы, ноги, способы передвижения, защиты, маскировки.
Это невольно заставляет юных читателей сравнивать, связывать и обобщать.
Все это
писатель делает с помощью особого жанра «сказки-несказки». Бианки является
родоначальником этого жанра, для которого характерно глубокое обобщение,
основанное на научном знании. Например, в сказке «Лесные домишки» довольно
простой сюжет: ласточка-береговушка, разыскивая дорогу домой, знакомится с
самыми разными типами гнезд. Следя за сюжетом, можно легко запомнить ряд
интересных сведений.
По такому
же принципу построены и другие произведения В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чьи
это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Мастера без топора».
В
произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель —
дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения». Писатель учился у
народа, у народной сказки. Отсюда в его собственных сказках — юмор, простота и
естественность речи, сочность языка, стремительность действия.
Велико
воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать
природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям. В
сказках Бианки мы почти не чувствуем присутствия автора. В них животные
рассуждают и действуют как люди, ведь иначе сказка не была бы сказкой. Учась у
народной сказки, писатель в отдельных случаях создает как бы новые ее варианты.
Таковы, например, его «Теремок» или «Колобок».
Почти все
сказки Бианки научны, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и
показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист.
В сказках
Бианки читатель узнает много новых слов, точных и образных.
«А я от тебя в
отнорочек и был таков»,- говорит мышонок лису. «Надо мне направо повернуть — я
хвост влево поворачиваю,- говорит Рыба,- надо налево, я вправо хвост кладу»
(«Хвосты»). Клевер у Бианки — кормовистый, паук — «брюхом по земле чиркает»,
комарище — «жигать (кусать) мастерище».
В
несомненной связи с народной традицией находится и прозрачная мораль сказок
Бианки. Например, праздное любопытство героев всегда наказывается. В искусно
построенной сказке «Хвосты» Муха докучает и Человеку, и зверям, и птицам,
выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключение Корова прихлопывает Муху
хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый
Комар («Росянка — комариная смерть») погибает, пойманный растением-хищником: «и
выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и
человечью».
Все сказки
Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В
сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту. Все птицы и
насекомые обманывают глупыша и легко прячутся от него. Приключения неудачливого
охотника знакомят читателя с действительно существующей в природе способностью
живых существ сливаться с окружающей средой, принимать окраски и формы других
животных и растений. Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в
камышах: «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод: «лежит на земле
пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка: «в черном
дупле черная змея извивается и страшно шипит».
Образ
щенка из другой сказки забавен, он близок детскому восприятию, вызывает улыбку
и сочувствие читателя. Вообще, все маленькое, хрупкое в животном и растительном
мире, ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора. Это тоже
роднит его сказки с народными. Спешит домой заблудившийся муравьишка, его
забота оправдана, и муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и
клоп-водомер, и гусеница-землемер.
Попутно
автор знакомит читателя со способами передвижения у различных насекомых. Вот,
например, портрет взлетающего жука: «Крылья у жука точно два перевернутых
корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие,
прозрачные, шире и длиннее верхних».
Виталий
Валентинович написал более трех десятков сказок. Любовь к этому литературному
жанру он пронес через всю жизнь: сказкой начат литературный путь писателя, к
сказке возвращался он в разные периоды творчества.
Кроме
сказок В. Бианки написал много рассказов. В них меньше выдумки и игры,
конкретнее и глубже становятся сами образы животных: все, что происходит в
рассказах, может случиться в действительности, нужно только уметь наблюдать.
Для самых
маленьких читателей Виталий Валентинович написал коротенькие рассказы-анекдоты,
все содержание которых построено на каком-либо любопытном приключении:
«Перышко», «Музыкальная канарейка» и др.
Иногда
несколько рассказов соединялись в цепочку, и возникали циклы. В цикле «Мой
хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Приключения другого
юного героя («По следам») едва не оканчиваются трагически: сын лесника Егорка
проводит ночь на дереве, спасаясь от волчьей стаи. Вместе с отцом мальчика
читатель идет по его следам и по ним, как по книге, читает, где Егорка кого-то
спугнул, кого-то подстрелил. Драматизм сюжета помогает сильнее запечатлеть в
памяти черты лесной жизни.
Когда
первоначальный период познания окружающей природы пройден, ребенок введен в
разнообразный, доступный пониманию и даже наблюдению круг явлений. Он
заинтересовался живой природой и, подрастая, сам становится юным натуралистом,
охотником, следопытом. Тогда В. Бианки предлагает читателю другие произведения.
Рассказы
для старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», отличаются
стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы,
например «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине».
Наряду с
героями-детьми в произведениях В. Бианки активную роль играют взрослые (автор
прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель).
Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в
Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.
В
произведениях В. Бианки для детей среднего и старшего возраста постепенно
расширяется круг тем. Тема охоты становится центральной для целого ряда книг
писателя. Лучшие из рассказов и повестей В. Бианки посвящены именно охоте.
Увлекательные, в большинстве своем остросюжетные произведения, знакомят юного
читателя с промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты,
условиями труда и быта охотников прежде и теперь, учат оберегать природу от
расхищения и уничтожения.
«Лесная
газета» — особый вид научно-художественного
произведения
для детей
В.В. Бианки
является автором «Лесной газеты». Эта большая книга, энциклопедия русской
природы – результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на
протяжении тридцати лет. От издания к изданию книга улучшалась, расширялась ее
география, в нее вливался новый материал. В 1928 году «Лесная газета» впервые
вышла книгой.
Какова же
история ее создания? Молодой писатель Бианки получил приглашение вести раздел о
природе в журнале «Воробей» (позже был переименован в «Новый Робинзон»).
Посоветовался со старшим братом, энтомологом. Вместе выбрали название. «Лесная
газета» – игра в газету, забавное подобие настоящей газеты. Через два года
Виталий Валентинович собрал рассказы и заметки, напечатанные здесь, дополнил их
и обработал в виде книги.
Так
родилась эта книга. Ещё не очень толстая. Но при каждом переиздании автор
просматривал её заново, кое-что убирал, многое добавлял, даже целые разделы.
Со второго
издания в «Лесной газете» появились подлинные письма ребят-лескоров, раздел
«Тир» – викторина с вопросами. В пятое издание автор включил рассказы о
знаменитом охотнике Сысое Сысоиче и разделы «Война в лесу» и «Колхозная жизнь».
Последний – рассказ о сельских работах и заботах, которые с жизнью лесных
обитателей не очень связаны, но иногда пересекаются.
Со временем
для участия в «Лесной газете» Бианки пригласил в качестве автора ботаника и
писателя Н.М. Павлову; ею написаны 28 заметок.
Тяжело
далась Виталию Валентиновичу подготовка шестого издания. Это было в конце 40-х
годов. Тот период даже в официальной советской прессе именовался как «трудные
годы советской биологии». Друг, редактор «Детгиза», настаивал, чтобы автор
сделал исправления в «Лесной газете» – во спасение от идеологических нападок.
Он писал: «Ты зря хочешь протестовать против тех незначительных дополнений (в
«Колхозной жизни», в «Лесонасаждениях» и т. п.), которые не испортят «Лесную
газету», а дополнят её, главное – спасут её от иного. А пренебрегать этим
сейчас не стоит».
Редактор
сам внёс «исправления». Летом 1949 года автор получил шестое издание своей
«Лесной газеты». Вот что он ответил редактору: «Да: вид импозантный. Но, милый,
ты понимаешь, сколько автору слёз, когда в живом своём теле он находит столько
инородных тел осколков вражеских снарядов, какая боль, когда его калечат, зажав
в станке, производят над ним вивисекцию – да и ещё и оставляют в ранах
грязноватые свои инструменты! Какая ярость! Бессильная к тому же…»
В
следующем издании, 1952 года, Бианки сделал минимальные изменения: четыре
заметки снял, а четыре новых включил.
Последние
прижизненные издания, восьмое и девятое, прошли спокойно. «Детгиз»
раскошелился: дают мне 12 цветных вкладок. Я сразу же написал: «Год – солнечная
поэма в 12 месяцах». Много новых заметок. Ввожу отдельчики: «Клёв на уду»,
«Лесные враки» и «Клуб колумбов» – необычайные открытия и приключения кружка
юнестов при редакции «Лесной газеты». Целый ряд новых заметок Н.М. Павловой», –
писал Бианки.
Вот строки
из письма Виталия Валентиновича: «Цель «Лесной газеты» спрашиваете? Просто –
самоучитель любви к родной земле, родному лесу. Приобщить детей и тех из
взрослых, которые в душе сохранили себя-ребёнка, к тем радостям, которыми так
богаты проникновение в чудесные тайны жизни и «родственное внимание» (термин
Пришвина) ко всему живущему на нашей планете. Ведь так обидно мало обращают
внимание на мир люди, особенно – жители больших городов! И так его не знают!»
Удача этой
книги во многом зависела от свежей, остроумной выдумки автора: материал в ней
подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими
заметками, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера.
Книга эта
особенная: она не устаревает, потому что в основе ее лежит повторяющийся цикл
сезонных изменений. «Лесная газета» – это книга-игра: читатель не должен
оставаться пассивным, автор все время втягивает его в наблюдения, в
практические дела. Эта книга – как бы третья ступень школы юнната. В ней немало
полезных советов по чтению следов, работе в саду и огороде, по охоте,
рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней рассеяна разнообразная информация о
поиске, который вела наука. Но эти интересные факты и практические задания все
время переплетаются с забавным рассказом, хитроумной выдумкой, головоломкой,
занятным состязанием на память и сообразительность («Тир», «Остроглаз»).
«Лесная
газета» – совершенно новый тип детской книги о мире животных и растений, в
которой писатель указывает путь своим последователям и ученикам.
Творчество
Виталия Бианки – значительный этап в становлении научно-художественной
литературы для детей. Писатель разрабатывал новые жанры детской литературы, он
жил в постоянном поиске, находя все новые и новые формы научной сказки,
рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии.
Заключение
В.В.Бианки один из
самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира
животных. Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода.
«Переводчики с бессловесного» — так называл он себя и своих
соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и
птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства,
когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный
мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира
животных.
Язык его
книг — легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными
определениями в сказочном духе — обращен непосредственно к воображению и
фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию»
окружающего мира природы.
За 35 лет
активной творческой работы Виталий Бианки написал более 300 рассказов,
повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вел дневники
и заметки натуралиста, отвечал на приходившие во множестве читательские письма.
Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов
о природе. Общий тираж произведений Виталия Бианки превышает 40 миллионов
экземпляров, они переведены на очень многие языки мира — поклонники таланта
Виталия Валентиновича живут по всему свету.
Незадолго
до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих
произведений: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы
они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для
взрослых, сохранивших в душе ребенка».
Список
литературы
1. Бианки В.В. Отчего я пишу про лес //
Вслух про себя : сборник статей и
очерков советских детских писателей. – М.:
Детская литература, 1975.
2. Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и
сказки.— М.: РОСМЭН, 1996.
3. Воеводин В. Незамеченные юбилеи //
Аврора. – 1998. – № 1-2.
4. Воеводин В. Человек стройного мира : из
воспоминаний о В.В. Бианки // Аврора. – 1998. – № 1-2.
5. Гриценко З.А. Природоведческая
литература // Гриценко З.А. Детская литература : методика приобщения детей к
чтению. – М.: Академия, 2007.
6. Кузнецова Н.И. Бианки Виталий
Валентинович // Кузнецова Н.И. Детские писатели: справочник для учителей и
родителей/ Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. – М.: Баласс,
1995
7. Писатели о растениях и животных //
Тимофеева, И.Н. 100 книг вашему ребенку: беседы для родителей. – М.: Книга,
1987.
8. Сладков Н.И. Мир многоголосый и
многокрасочный // Пришвин М.М. Золотой луг : рассказы. – М. : Детская
литература, 1982. (Библиотека мировой литературы для детей).
9. Хмельницкая Т. Удивительные встречи //
О литературе для детей. – Л.: Детская литература 1962 .
В.
Бианки
родился 30 января (11 февраля) 1894 в
Петербурге, в интеллигентной семье.
Отец был ученым-орнитологом и работал
в Зоологическом музее Академии наук,
мать занималась воспитанием троих
сыновей. Профессия отца во многом
определила страстное увлечение Виталия
природой. После
окончания гимназии будущий В.Бианки
поступил в Петербургский университет
на отделение естественных наук. Однако
его планам помешала Первая мировая
война, и в 1916 году юноша был мобилизован
на фронт. На
протяжении всей жизни он не переставал
вести записи своих наблюдений за жизнью
животных. Это оказалась важная и полезная
информация: многие из этих записей легли
в основу лит. произведений. В общей
сложности в творческой копилке Бианки
насчитывается более 300 рассказов, сказок
и повестей. Книги
В. Бианки — произведения
природоведческого характера;
они уводят нас в полный неповторимой
прелести мир живой природы.
В
основе книг обычно лежит конкретный
биологический факт, точно указано
географическое место действия, определено
календарное время года, сохранена
биологически видовая точность зверя,
птицы, насекомого, растения, т. е. все
то, что обязательно в природоведческих
книгах. Так, например, в произведении
«Чей
нос лучше?»
ребёнок познакомится с представителями
пернатого семейства, узнает, чем они
питаются и где живут, и всё это – в
занимательной форме и с добрым началом.
Главная
мысль рассказа «Чей нос лучше» учит
гордиться своей внешностью, любить себя
за свой необычный внешний вид и никому
не подражать. Потому что подражать
другим нельзя, как только сойдешь со
своего пути, быть беде, как в этом
рассказе.
В сказке «Хвосты»
дети узнают для чего рыбам, птицам и
зверям нужны хвосты, чем они им помогают.
Благодаря
сказочному миру В. Бианки читатель от
говорящих персонажей узнает научное
обоснование многих явлений окружающего
мира. Сказка
«Лесные домишки»
демонстрирует то, как разнообразна
природа, какими бывают гнезда, и как
важна в жизни каждого существа семья.
В
сказках Бианки просматривается связь
с народной сказкой. Наверное, из народных
сказок пришли в его произведения
простота, естественность речи, необходимая
для понимания их детьми, добрый юмор,
динамичность действий. Сказки писателя
— это «сказки — несказки», в которых
скрываются огромные знания, поэтому
они считаются научно-познавательными.
34. Единство веселого и серьезного в юмористических рассказах н.Н. Носова
Н.
Н. Носов
родился 23 ноября 1908 года в Киеве в семье
регента
церковного хора (в советских биографиях
писали «в семье артиста-эстрадника»).
Чтобы прокормить семью, потерявшую
стабильный заработок из-за революции,
Николай с 14 лет был вынужден работать:
был газетным торговцем, землекопом,
косарём. Начинал писать в конце 30-х
годов, но настоящее признание получил
после ВОВ. Первый
рассказ — «Затейники»—
был напечатан в 1938 г. в журнале «Мурзилка».
Рассказы
для детей дошкольного
и младшего школьного возраста, остросюжетные,
динамичные, насыщенные неожиданными
комическими ситуациями,
положили начало творческой деятельности
Н. Носова. Герои их
— фантазеры,
непоседливые и неуемные выдумщики,
которым
часто достается за их затеи. Во многих
рассказах («Мишкина
каша», «Тук-тук-тук», «Телефон»,
«Огородники» и
др.) сквозным оказывается один
персонаж — Мишка Козлов,
объединивший
их в цикл
«Мы с Мишкой». В
то же время каждый из рассказов самобытен.
Носов
писатель яркого юмористического таланта,
считал, что дети начинают понимать шутки
очень рано, до двух лет, и что смешит
нарушение порядка вещей, только что ими
усвоенного. Вообще у его книг, как
правило, два адреса — ребенок и воспитатель.
Воспитателю носов помогает понять
мотивы и побуждения поступков ребенка,
а значит, и найти более тонкие способы
воздействия на него. Ребенка он воспитывает
смехом, а это, как известно, лучший
воспитатель, чем любое назидание.
Рассказы
насыщены лиризмом
и юмором;
повествование как правило, ведется от
первого лица.
Чаще всего это друг Мишки, который
не может противиться задорному упорству
своего товарища. Мишка удивительно
активен, он постоянно в действии:
«насыпал в кастрюлю крупы», «схватил
ложку и стал кашу обратно в кастрюлю
запихивать», «взял кружку, полез в
ведро», «выхватил сковородку из
печки» («Мишкина
каша»).
Весь
сюжет рассказа о том, как Мишка и Коля,
оставшись одни на даче, варили кашу,
насыщен юмористическими
положениями,
смена которых держит читателя в постоянном
веселом напряжении. Мишка — фантазер
и искатель; он не просто выпутывается
из затруднительных обстоятельств,
а увлеченно
и энергично борется с ними.
Юмористические ситуации помогают Носову показать
логику мышления и поведения героя.
Рассказы Н. Носова всегда
включают воспитательное
начало.
Есть оно в рассказе об огурцах, украденных
на колхозном огороде («Огурцы).
Но
даже самые «моралистические рассказы»
писателя интересны
и близки детям,
потому что помогают
им понять взаимоотношения между
людьми.
Писатель
рассказывает о необходимости взаимопомощи,
о доверии и уважении ребят друг к
другу, об их стремлении к новому,
неизведанному. Воспитательный
элемент его повестей оказывается в
органичном сочетании с юмористическим
видением событий.
Это единство делает многие проблемы
доходчивее и привлекательнее для
юных читателей. Юмористическое
начало никогда
не бывает чужеродным у писателя, оно
пронизывает всю ткань произведения.
Рассказ Носова «Живая
шляпа»
является как бы пособием для малышей,
как преодолеть свой страх. Прочитав
этот рассказ, ребенок вспоминает его
каждый раз, когда его преследуют
«придуманные» страхи, и тогда он
улыбается, страх отходит.
Соседние файлы в предмете Детская литература
- #
- #
- #
Нужна помощь в написании работы?
Любимый жанр Бианки — жанр сказочный, которому писатель дал весьма характерное определение — сказкаи-несказки, т.е. сказки с жестким реалистическим основанием. Это ведет иногда к весьма неожиданному переосмыслению неизвестных сюжетов: Колобок у него, к примеру ежик (Лесной колобок-колючий колобок), вовсе не сказочным а вполне естественным образом побеждающий своих недругов, попавшего в беду муравьи лесные собратья не посылают поплясать, они приходят вовремя на помощь (как муравьишка домой спешил).
Сказки-несказки Бианки сочетают в себе признаки науч.-худож. произведения и фольклорного, развитие сказочного сюжета дает возможность драматизации, опоры на игровое его исполнение. В связи с народной традицией находится и мораль сказок Бианки, в которых добро и справедливость всегда оказываются сильнее, но победу одерживает лишь тот, на чьей стороне знание: в сказке первая охота изображен щенок, впервые вышедшей на охоту, и маленький читатель начинает познавать законы природы и секреты ее обитателей.
Бианки В.В. Сказки-несказки. Стало общим местом повторять, что «ребёнок от двух до пяти — самое пытливое существо на земле», и что «большинство вопросов, с которыми он обращается к нам, вызвано насущной потребностью его неутомимого мозга возможно скорее постичь окружающее».
Чтобы отвечать на бесконечные детские вопросы, необходимо не только обладать обширными энциклопедическими знаниями, но и уметь донести их до малыша. И здесь как нельзя кстати придутся книжки Виталия Валентиновича Бианки, одного из самых признанных знатоков и «популяризаторов» живой природы.
Естественно, начинать надо не со знаменитой «Лесной газеты», а с тех небольших произведений, которые сам писатель окрестил «сказками-несказками».
сказки-несказки —
Чаще всего они и построены в форме ответов на заковыристые детские вопросы: «Отчего у сороки такой хвост?» или «Чей нос длиннее?». Вот вы знаете? Бианки знал. И помогал малышам раскрывать посильные им тайны.
Занимательные сюжеты, симпатичные герои и простой лёгкий слог сделали его «сказки-несказки» той первой азбукой лесной жизни, по которой каждый желающий может научиться «читать» окружающий мир.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему
учебному проекту
Узнать стоимость
Введение
Среди разнообразных средств приобщения детей к природе важная роль принадлежит художественной литературе. Книга не может заставить читателя полюбить природу. Но талантливая книга, прочитанная в детстве, когда впечатления особо остры и глубоки, способна пробудить любознательность, активный интерес к жизни природы на всю жизнь.
Особое место в литературе для детей принадлежит Виталию Валентиновичу Бианки (1895–1959). Его рассказы, сказки, удивительная энциклопедия природы — «Лесная газета» — раскрывают многие загадки и тайны природы. Произведения В. Бианки помогают отвечать на многие вопросы из жизни природы. Уже сами названия вызывают необходимость поиска ответа: «Где раки зимуют?», «Чей нос лучше?», «Кто, чем поет?», «Чьи ноги?»…
Сказки В. Бианки очень точно совпадают с потребностями ребенка. Они вовлекают маленьких читателей в волшебный мир, дают возможность пережить события и приключения героев — насекомых, птиц, зверей — и незаметно для себя познать биологические сведения и закономерности. Высокая художественность, занимательность и сказочность в соединении с научной точностью делают произведения Бианки ценным педагогическим материалом.
В своём дневнике Виталий Валентинович размышлял, почему его книжку «Лесные домишки» так любят дошколята: «Что в ней угадано для маленьких?…Может быть, то доброе, что встречает Береговушку – слабую и беспомощную – в этом огромном, но уже не чужом ей мире… Собственно, почти на ту же тему у меня «Приключения Муравьишки», «Мышонок Пик» – тоже». Он прав. Детям – доброе. Это девиз творчества Бианки.
1. Биография В.В. Бианки
Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в семье Валентина Львовича и Клары Андреевны Бианки, у которых на тот момент уже были сыновья – Лев и Анатолий.
Отец был ученым-орнитологом и работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Он ввел Виталия в свой мир – удивительный, но неподвижный и молчаливый мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Так у будущего писателя родилась мечта – найти «волшебную палочку», которая бы оживила застывший мир. Такой «волшебной палочкой» могло быть только художественное слово.
Валентин Львович открыл Виталию и мир живой природы. Каждое лето семья выезжала на берег Финского залива, где отец и сын подолгу пропадали в лесу. Позднее писатель вспоминал: «Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии» («Отчего я пишу про лес»).
В семье Бианки часто бывали известные зоологи, путешественники, бывалые люди. Их увлекательные, захватывающие рассказы будоражили воображение мальчика.
В 1915 году Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета, но закончить его ему не удалось, так как он был мобилизован в армию.
После Октябрьской революции писатель жил на Алтае, в Бийске, преподавал в школе. Он принимал активное участие в работе местного краеведческого музея, для пополнения коллекций которого, он, вместе со своим братом Анатолием, предпринял несколько экспедиций по рекам и горам Алтая.
В 1922 году семья В. Бианки вернулась в Петроград. В 1923 году Виталий Валентинович входит в кружок детских писателей, членами и гостями которого были С. Маршак, Б. Житков, К. Чуковский, А. Слонимский, Е. Шварц и многие другие. Этот кружок сыграл большую роль в становлении советской детской литературы. В этом же году в детском журнале «Воробей» Бианки напечатал свою первую сказку – «Путешествие красноголового воробья».
С 1926 по 1929 год писатель жил сначала в Уральске, потом в Новгороде, где продолжал наблюдать за природой и писать. В 1927 году вышли его повести «Аскыр», «Одинец», а в 1928 году появилось первое издание знаменитой «Лесной газеты».
С 1929 по 1941 год Бианки с семьей жил в Ленинграде. Каждое лето они, как и прежде, выезжали в деревню, где в 1941 году их и застала новость о начале Великой Отечественной войны. Из-за болезни сердца В.В. Бианки не призвали в армию.
В 1942 году он с семьей эвакуировался на Урал, поселился в городке Оса, недалеко от Перми. Бианки пытался быть полезным стране, делал все, что в его силах: выступал с чтением в детских домах перед эвакуированными детьми, помогал советами и делом краеведческому музею, писал новые рассказы.
После Победы писатель снова переехал в Ленинград. Постепенно наладился привычный «сезонный» ритм жизни и работы: зимой – в городе, летом – в деревне. Виталий Валентинович продолжал писать: выходили новые книги, расширялась переписка с друзьями, с читателями.
Много сил и времени отдавал он группе начинающих писателей – своих учеников. Среди них – К. Гарновский, А. Ливеровский, Н. Павлова, С. Сахарнов, Н. Сладков, Э. Шим.
Последней книгой, которую написал Бианки, стала книга рассказов «Птицы мира». 10 июня 1959 года В. В. Бианки не стало.
2. Произведения В.В. Бианки для детей. Единство научного и фантастического в сказках В.В. Бианки
Виталий Бианки является основоположником советской природоведческой литературы для детей, несмотря на то, что и до него писали о птицах, зверях и рыбах. Заслуга Бианки в том, что каждого он назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено и действует так, как это присуще только ему. Писателю удалось показать стройность мира природы, его разнообразие и привлекательность и ввести в этот мир ребенка-читателя.
Читая книги В. Бианки, дети впервые сталкиваются с новым для них миром зверей, птиц, насекомых, растений. Они схватывают в нем пока лишь отдельные, разрозненные звенья живой природы. Писатель не только рассказывает ребятам о них, но смело подводит юных читателей к первоначальному осмыслению, к самому простому обобщению. Не случайно автор любит брать ряды параллельных фактов и явлений: разные гнезда, хвосты, носы, ноги, способы передвижения, защиты, маскировки. Это невольно заставляет юных читателей сравнивать, связывать и обобщать.
Все это писатель делает с помощью особого жанра «сказки-несказки». Бианки является родоначальником этого жанра, для которого характерно глубокое обобщение, основанное на научном знании. Например, в сказке «Лесные домишки» довольно простой сюжет: ласточка береговушка, разыскивая дорогу домой, знакомится с самыми разными типами гнезд. Следя за сюжетом, можно легко запомнить ряд интересных сведений.
По такому же принципу построены и другие произведения В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Мастера без топора».
В произведениях Бианки сильна фольклорная традиция. Он считал, что «писатель — дитя народа, он растет из глубин народного мироощущения». Писатель учился у народа, у народной сказки. Отсюда в его собственных сказках — юмор, простота и естественность речи, сочность языка, стремительность действия.
Велико воспитательное воздействие произведений Бианки: они учат не только наблюдать природу, но и радоваться ее красоте, беречь ее богатства, нужные людям. В сказках Бианки мы почти не чувствуем присутствия автора. В них животные рассуждают и действуют как люди, ведь иначе сказка не была бы сказкой. Учась у народной сказки, писатель в отдельных случаях создает как бы новые ее варианты. Таковы, например, его «Теремок» или «Колобок».
Почти все сказки Бианки научны, ведь они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир таким, каким видит его ученый-материалист.
В сказках Бианки читатель узнает много новых слов, точных и образных. «А я от тебя в отнорочек и был таков»,- говорит мышонок лису. «Надо мне направо повернуть — я хвост влево поворачиваю,- говорит Рыба,- надо налево, я вправо хвост кладу» («Хвосты»). Клевер у Бианки — кормовистый, паук — «брюхом по земле чиркает», комарище — «жигать (кусать) мастерище».
В несомненной связи с народной традицией находится и прозрачная мораль сказок Бианки. Например, праздное любопытство героев всегда наказывается. В искусно построенной сказке «Хвосты» Муха докучает и Человеку, и зверям, и птицам, выпрашивая себе самый лучший хвост. В заключение Корова прихлопывает Муху хвостом и тем самым избавляет всех от несносной бездельницы. Хвастливый и назойливый Комар («Росянка — комариная смерть») погибает, пойманный растением-хищником: «и выпила Росянка комариную кровь, как пил Комар кровь звериную, птичью и человечью».
Все сказки Бианки познавательны, в них мы знакомимся с важными законами жизни природы. В сказке «Первая охота» изображен щенок, впервые вышедший на охоту. Все птицы и насекомые обманывают глупыша и легко прячутся от него. Приключения неудачливого охотника знакомят читателя с действительно существующей в природе способностью живых существ сливаться с окружающей средой, принимать окраски и формы других животных и растений. Писатель рисует красочные и характерные портреты. Выпь в камышах: «вся в желтые и коричневые полосы раскрашена». Удод: «лежит на земле пестрый лоскут, и торчит из него кривая игла». Птица-вертишейка: «в черном дупле черная змея извивается и страшно шипит».
Образ щенка из другой сказки забавен, он близок детскому восприятию, вызывает улыбку и сочувствие читателя. Вообще, все маленькое, хрупкое в животном и растительном мире, ведущее нешуточную борьбу за жизнь, пользуется симпатией автора. Это тоже роднит его сказки с народными. Спешит домой заблудившийся муравьишка, его забота оправдана, и муравьишке все помогают: и жужелица, и паук, и клоп-водомер, и гусеница-землемер.
Попутно автор знакомит читателя со способами передвижения у различных насекомых. Вот, например, портрет взлетающего жука: «Крылья у жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних».
Виталий Валентинович написал более трех десятков сказок. Любовь к этому литературному жанру он пронес через всю жизнь: сказкой начат литературный путь писателя, к сказке возвращался он в разные периоды творчества.
Кроме сказок В. Бианки написал много рассказов. В них меньше выдумки и игры, конкретнее и глубже становятся сами образы животных: все, что происходит в рассказах, может случиться в действительности, нужно только уметь наблюдать.
Для самых маленьких читателей Виталий Валентинович написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-либо любопытном приключении: «Перышко», «Музыкальная канарейка» и др.
Иногда несколько рассказов соединялись в цепочку, и возникали циклы. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Приключения другого юного героя («По следам») едва не оканчиваются трагически: сын лесника Егорка проводит ночь на дереве, спасаясь от волчьей стаи. Вместе с отцом мальчика читатель идет по его следам и по ним, как по книге, читает, где Егорка кого-то спугнул, кого-то подстрелил. Драматизм сюжета помогает сильнее запечатлеть в памяти черты лесной жизни.
Когда первоначальный период познания окружающей природы пройден, ребенок введен в разнообразный, доступный пониманию и даже наблюдению круг явлений. Он заинтересовался живой природой и, подрастая, сам становится юным натуралистом, охотником, следопытом. Тогда В. Бианки предлагает читателю другие произведения.
Рассказы для старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы, например «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине».
Наряду с героями-детьми в произведениях В. Бианки активную роль играют взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель). Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.
В произведениях В. Бианки для детей среднего и старшего возраста постепенно расширяется круг тем. Тема охоты становится центральной для целого ряда книг писателя. Лучшие из рассказов и повестей В. Бианки посвящены именно охоте. Увлекательные, в большинстве своем остросюжетные произведения, знакомят юного читателя с промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты, условиями труда и быта охотников прежде и теперь, учат оберегать природу от расхищения и уничтожения.
3. «Лесная газета» — особый вид научно-художественного
произведения для детей
В.В. Бианки является автором «Лесной газеты». Эта большая книга, энциклопедия русской природы – результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет. От издания к изданию книга улучшалась, расширялась ее география, в нее вливался новый материал. В 1928 году «Лесная газета» впервые вышла книгой.
Какова же история ее создания? Молодой писатель Бианки получил приглашение вести раздел о природе в журнале «Воробей» (позже был переименован в «Новый Робинзон»). Посоветовался со старшим братом, энтомологом. Вместе выбрали название. «Лесная газета» – игра в газету, забавное подобие настоящей газеты. Через два года Виталий Валентинович собрал рассказы и заметки, напечатанные здесь, дополнил их и обработал в виде книги.
Так родилась эта книга. Ещё не очень толстая. Но при каждом переиздании автор просматривал её заново, кое-что убирал, многое добавлял, даже целые разделы.
Со второго издания в «Лесной газете» появились подлинные письма ребят-лескоров, раздел «Тир» – викторина с вопросами. В пятое издание автор включил рассказы о знаменитом охотнике Сысое Сысоиче и разделы «Война в лесу» и «Колхозная жизнь». Последний – рассказ о сельских работах и заботах, которые с жизнью лесных обитателей не очень связаны, но иногда пересекаются.
Со временем для участия в «Лесной газете» Бианки пригласил в качестве автора ботаника и писателя Н.М. Павлову; ею написаны 28 заметок.
Тяжело далась Виталию Валентиновичу подготовка шестого издания. Это было в конце 40-х годов. Тот период даже в официальной советской прессе именовался как «трудные годы советской биологии». Друг, редактор «Детгиза», настаивал, чтобы автор сделал исправления в «Лесной газете» – во спасение от идеологических нападок. Он писал: «Ты зря хочешь протестовать против тех незначительных дополнений (в «Колхозной жизни», в «Лесонасаждениях» и т. п.), которые не испортят «Лесную газету», а дополнят её, главное – спасут её от иного. А пренебрегать этим сейчас не стоит».
Редактор сам внёс «исправления». Летом 1949 года автор получил шестое издание своей «Лесной газеты». Вот что он ответил редактору: «Да: вид импозантный. Но, милый, ты понимаешь, сколько автору слёз, когда в живом своём теле он находит столько инородных тел осколков вражеских снарядов, какая боль, когда его калечат, зажав в станке, производят над ним вивисекцию – да и ещё и оставляют в ранах грязноватые свои инструменты! Какая ярость! Бессильная к тому же…»
В следующем издании, 1952 года, Бианки сделал минимальные изменения: четыре заметки снял, а четыре новых включил.
Последние прижизненные издания, восьмое и девятое, прошли спокойно. «Детгиз» раскошелился: дают мне 12 цветных вкладок. Я сразу же написал: «Год – солнечная поэма в 12 месяцах». Много новых заметок. Ввожу отдельчики: «Клёв на уду», «Лесные враки» и «Клуб колумбов» – необычайные открытия и приключения кружка юнестов при редакции «Лесной газеты». Целый ряд новых заметок Н.М. Павловой», – писал Бианки.
Вот строки из письма Виталия Валентиновича: «Цель «Лесной газеты» спрашиваете? Просто – самоучитель любви к родной земле, родному лесу. Приобщить детей и тех из взрослых, которые в душе сохранили себя-ребёнка, к тем радостям, которыми так богаты проникновение в чудесные тайны жизни и «родственное внимание» (термин Пришвина) ко всему живущему на нашей планете. Ведь так обидно мало обращают внимание на мир люди, особенно – жители больших городов! И так его не знают!»
Удача этой книги во многом зависела от свежей, остроумной выдумки автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера.
Книга эта особенная: она не устаревает, потому что в основе ее лежит повторяющийся цикл сезонных изменений. «Лесная газета» – это книга-игра: читатель не должен оставаться пассивным, автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Эта книга – как бы третья ступень школы юнната. В ней немало полезных советов по чтению следов, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней рассеяна разнообразная информация о поиске, который вела наука. Но эти интересные факты и практические задания все время переплетаются с забавным рассказом, хитроумной выдумкой, головоломкой, занятным состязанием на память и сообразительность («Тир», «Остроглаз»).
«Лесная газета» – совершенно новый тип детской книги о мире животных и растений, в которой писатель указывает путь своим последователям и ученикам.
Творчество Виталия Бианки – значительный этап в становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разрабатывал новые жанры детской литературы, он жил в постоянном поиске, находя все новые и новые формы научной сказки, рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии.
Заключение
В.В.Бианки один из самых любимых, добрых и гуманных детских писателей о жизни неподражаемого мира животных. Он был лучшим русским писателем анималистом советского периода.
«Переводчики с бессловесного» — так называл он себя и своих соратников, писателей о жизни животных. Переводить на язык человеческий и птичий щебет, и всякую другую звериную многоголосицу он научился с детства, когда совершенно естественно, как только ребенок может, окунулся в необъятный мир природы и никогда уже не нашел выхода из этого удивительно заповедного мира животных.
Язык его книг — легкий и красочный, насыщенный веселыми звукоподражаниями, рифмованными определениями в сказочном духе — обращен непосредственно к воображению и фантазии ребенка; писатель умело подводит его к постижению, «открытию» окружающего мира природы.
За 35 лет активной творческой работы Виталий Бианки написал более 300 рассказов, повестей, сказок, статей и очерков о природе. В течение всей жизни вел дневники и заметки натуралиста, отвечал на приходившие во множестве читательские письма. Он участвовал в написании сценариев для кинофильмов, мультфильмов и диафильмов о природе. Общий тираж произведений Виталия Бианки превышает 40 миллионов экземпляров, они переведены на очень многие языки мира — поклонники таланта Виталия Валентиновича живут по всему свету.
Незадолго до своей смерти Виталий Бианки написал в предисловии к одному из своих произведений: «Я всегда старался писать свои сказки и рассказы так, чтобы они были доступны и взрослым. А теперь понял, что всю жизнь писал и для взрослых, сохранивших в душе ребенка».
Список литературы
1. Бианки В.В. Отчего я пишу про лес // Вслух про себя : сборник статей и
очерков советских детских писателей. – М.: Детская литература, 1975.
– С. 34-49.
2. Бианки В.В. Мишка-башка: Рассказы и сказки.— М.: РОСМЭН, 1996.
— 86 с.
- Воеводин В. Незамеченные юбилеи // Аврора. – 1998. – № 1-2. – С. 174-175.
- Воеводин В. Человек стройного мира : из воспоминаний о В.В. Бианки // Аврора. – 1998. – № 1-2. – С. 175-181.
- Гриценко З.А. Природоведческая литература // Гриценко З.А. Детская литература : методика приобщения детей к чтению. – М.: Академия, 2007. – С. 141-142.
- Кузнецова Н.И. Бианки Виталий Валентинович // Кузнецова Н.И. Детские писатели: справочник для учителей и родителей/ Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. – М.: Баласс, 1995. – С.23-25.
- Писатели о растениях и животных // Тимофеева, И.Н. 100 книг вашему ребенку: беседы для родителей. – М.: Книга, 1987. – С. 211-214.
- Сладков Н.И. Мир многоголосый и многокрасочный // Пришвин М.М. Золотой луг : рассказы. – М. : Детская литература, 1982. – С. 351-364. – (Библиотека мировой литературы для детей).
- Хмельницкая Т. Удивительные встречи // О литературе для детей. – Л.: Детская литература, 1962. – С.167-168.
Цели и задачи урока.
- Формирование читательского интереса.
- Формирование качеств творческого читателя
(внимательное, вдумчивое чтение, осмысление роли
средств речевой выразительности; особое
внимание не только к смыслу слова, но и к его
форме). - Знакомство с новым жанром “природоведческая
сказка”. - Взгляд на творчество писателя через его
произведения. - Развитие фантазии.
- Работа над спецификой детской литературы.
Оборудование
- Компьютер.
- Проектор.
- Презентация “Сказки-несказки”.
- Фонограмма голосов птиц.
- Книжки-коллективки В.В.Бианки “Сова”.
- Выставка книг В.В.Бианки.
- Мультфильм “Приключения Муравьишки” по
произведению В.В.Бианки.
Ход урока
1. Вступительное слово. (Слайд №1)
– Вспомните, как называется тема, которую мы
изучаем на уроке чтения?
(“Люби живое”).
– Как вы понимаете эти слова?
– Что вы подразумеваете под словом “живое”?
– Каким вы себе представляете человека,
любящего все живое?
(Добрый, отзывчивый, сердечный)
– Вот с творчеством такого человека мы и будем
сегодня знакомиться. Это В.В.Бианки.
– Вы уже читали много его произведений.
Поднимите руку, кому понравились ого рассказы и
сказки?
– Посмотрите на его портрет. (Слайд №2)
– Каким человеком он вам кажется?
(Грустным, задумчивым–может в этот момент он
обдумывает сюжет своего нового
рассказа, переживает о судьбе Муравьишки,
доберется ли он до своего дома вовремя).
– В каких рассказах и сказках есть повод для
печали и грусти о своих героях?
– Веселым – рад своим наблюдениям, радуется за
каждого обитателя леса, которого в конце пути
ждет удача.
– Когда вы радовались читая книги Бианки?
Биография Бианки.
Учитель читает текст со слайдов №2.
– Виталий со своими братьями часто бывали в
залах музея. Там за стеклянными витринами
замерли животные, привезенные со всего земного
шара. Как же хотелось маленькому Виталию найти
волшебное слово, которое бы “оживило” музейных
зверей. Настоящие звери были дома: в квартире
хранителя разместился маленький зоопарк.
Летом вся семья уезжала на дачу в Лебяжье. Здесь
Виталий впервые отправился в настоящее
путешествие. Ему тогда было 5 лет. С тех пор лес
для него стал волшебной страной, раем.
Интерес к лесной жизни сделал его страстным
охотником. А еще он очень любил поэзию, играл в
футбол, занимался гимнастикой.
Своим главным “лесным” учителем Бианки считал
своего отца. Именно он приучил сына записывать
все наблюдения. Виталий не любил наблюдать за
природой из окна. Всю жизнь он много
путешествовал, собирая и записывая свои
наблюдения в дневник.
Через много лет они преобразились в
увлекательные произведения для детей. Первый
рассказ был напечатан, когда писателю было 29 лет.
Он назывался “Путешествие красногрудого
воробья”, а следом за ним вышла его первая книжка
“Чей нос лучше?”. Но самой замечательной книгой
стала “Лесная газета”, которая переведена на
многие языки мира.
35 лет писал Бианки о лесе. (Слайд № 3,4 + текст
со слайда).
Это слово часто звучало в названиях его
произведений.
– В каких названиях есть это слово?
(“Лесные домишки”, “Лесные разведчики”,
“Лесная газета” и т.д.) (Слайд № 5)
Повести, рассказы, сказки своеобразно
соединили в себе поэзию и точное знание.
Последнее он даже называл по-особенному
“Сказки–несказки”. В них нет волшебных палочек
и сапог-скороходов, но чудес там не меньше. О
самом неказистом воробье Бианки мог так
рассказать, что мы только удивляемся:
оказывается – тот не так прост. Удалось-таки
писателю найти такие волшебные слова, которые
“расколдовали” лесной мир.
– Вот сегодня на уроке мы и подумаем, почему же
эти произведения так называются
“Сказки-несказки”, вроде бы сказки, а вроде бы
нет.
На доске – карточка со словом: “Сказки”.
Дети называют признаки сказки: герои
разговаривают, появляются новые герои,
повторяются сюжеты.
На доске – карточка со словом “ Несказки”
Дети называют признаки несказки: узнаем много
новых научных знаний о природе, о жизни ее
обитателей.
2. Основная часть.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на
“заповедник” Бианки. (Слайд № 6).
Герои какой сказки пожаловали к нам в гости?
(“Кто чем поет”). (Слайд № 7).
– Слышишь какая музыка гремит в лесу?
(Фонограмма голосов птиц).
– Что вы себе представили?
А). Работа с текстом (Слайд № 8).
– Вспомните, в какой
последовательности они появлялись в сказке? Кому
трудно вспомнить, может открыть текст в книге. Он
поможет вам восстановить сюжет произведения.
1. Лягушка – чем она
поет? Найдите в тексте
(Пузырями за ушами).
2. А кто услышал песню лягушки? Почему он
прилетел на болото?
(Завтракать, будет мне чем поживиться)
–Почему же он забыл про завтрак?
(Увлекся своей песней).
– Почему о пении аиста Бианки так говорит:
“Трещотка трещит деревянная”?
– Какой звук оно напоминает?
(Сухой треск дерева).
– Чем поет?
(Клювом).
3. Кто услышал песню аиста?
– А она как поет?
4. О каком лесном музыканте говорится дальше?
(О дятле)
– Какую же музыку исполнил дятел?
Чем?
5. Кого разбудил он своей песней?
(Жука)
– Чем он поёт?
(Шеей)
6. Где же исполнял свою песню шмель?
– Как же звучала его песня?
(Крылышками)
7. Кого разбудил жук?
– Как же поёт саранча?
(Лапками)
8. Почему Бекас так долго не вступал в общий хор?
(Нечем петь)
– Но он не возражал: “Эх, была не
была! Полечу, не смолчу, чем-нибудь да закричу!”
– Чем же запел Бекас?
(Хвостом)
– Голос какого животного был
слышен с земли?
(Барашка)
Б). Работа в группах
– Возьмите конверты. Вытащите из них задание.
– Вам нужно будет сейчас
распределить как пел каждый обитатель леса.
Можно совещаться.
– Что помогло вам правильно
распределить карточки?
– Какие слова рассказа помогают
нам чётко понять, кто чем поёт?
(Аист, дятел, шмель, саранча)
– Слово имеет звуковой рисунок. Давайте
прислушаемся к тому, как поёт аист.
– Какие звуки повторяются? И т.д.
Мы не можем услышать такое разнообразие
голосов в природе. А вот В.Бианки помог нам
одновременно услышать многоголосие обитателей
леса.
Он придумал, как это сделать. Он услышал эту
музыку в словах и передал её путем повторения
звуков в словах.
И оказалось, что даже безголосые обитатели леса
могут создать необыкновенный лесной хор.
– А теперь, давайте, подумаем, сказка это или не
сказка?
– Кто считает, что это сказка? Докажите.
- Кто думает, что это не сказка? Докажите.
№ п.п. |
Сказка |
Не сказка |
1. | Животные разговаривают | Узнаём новое о живой природе |
2. | Всякий раз появляется новый герой |
Имеем возможность прислушаться к лесному хору |
3. | И как в сказке, самый последний герой – самый необычный (поёт хвостом) |
Как выглядит то или иное животное (описание) |
4. | Получаем знание о природе |
Сегодня я хочу познакомить вас ещё с одной
сказкой В.В. Бианки (“Сова ) (Слайд №9).
(Чтение учителем сказки до слов “…ночь
пришла”)
– Как же будут развиваться события дальше в
этой сказке?
– К чему приведёт ссора старика и Совы?
(Ответы детей, их творческие фантазии)
– А вот что же думает об этом Виталий Бианки, мы
сейчас прочитаем…
(Чтение учащихся “цепочкой” сказки “Сова”)
– Ради чего написана эта сказка? О чем хотел
рассказать в ней автор?
(Что в природе всё взаимосвязано, даже если
этого и не видно с первого взгляда)
– Какая беда могла бы случиться, если бы не
помирились старик с Совой?
– Какую русскую народную пословицу употребил
автор в сказке?
(“Дружно не грузно, а врозь хоть брось”)
– Напоминает ли вам это произведение сказку?
Чем?
(Герои – человек и сова. Они между собой
пытаются договориться. Как в сказках о животных,
люди и животные составляют единый мир. Автор даёт
меткие характеристики героев: “ Сова –
отчаянная голова”… Много употребляет В.Бианки
выражений из русских народных сказок.).
–Узнаём ли мы что-нибудь новое о природе? Что?
– Можно ли назвать её сказка – несказка?
– Таких произведений у В. Бианки очень много.
– Как вы поняли, что же такое сказки – несказки
Виталия Бианки?
(Произведения, которые очень похожи на сказку,
но дают познавательный материал о природе).
– Какие произведения из тех, что вы причитали
можно назвать сказки – несказки? Почему?
В.В. Бианки так необычно писал о природе, как до
него ещё никто не писал.
(Слайд № 10)
Многие писатели учились у В.Бианки интересно и
занимательно писать о природе. (Слайд № 11)
– Посмотрите сколько замечательных книг
написали другие писатели о природе. Все эти книги
вы можете взять в библиотеке и прочитать.
3. Итог урока
– Какие же маленькие открытия вы сделали для
себя на уроке? Что неожиданного было для вас?
(Узнали новое из биографии писателя, услышали
“лесной хор”, познакомились со сказками –
несказками и др.)
– Ребята, на уроке чтения мы завтра начнём
читать отрывки из сказки В. Бианки “Мышонок
Пик”. Может кто-нибудь из вас прочтёт начало
сказки дома и расскажет с чего же всё началось?
А в заключении урока я хотела бы вам показать
отрывок (слайд № 12) из мультфильма,
который снят по сказке В.В. Бианки “Приключения
Муравьишки”.
(Демонстрации мультфильма до звонка)
Весь фильм вы сможете досмотреть во второй
половине дня.
Презентация
Виталий Валентинович Бианки родился 12 февраля 1894 года в Петербурге в семье Валентина Львовича и Клары Андреевны Бианки, у которых на тот момент уже было два сына – Лев и Анатолий. Отец был ученым-орнитологом и работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Он ввел Виталия в свой мир – удивительный, но неподвижный и молчаливый мир музейных коллекций, диковинных птиц и зверей. Так у будущего писателя родилась мечта – найти «волшебную палочку», которая бы оживила застывший мир. Такой «волшебной палочкой» могло быть только художественное слово.
Валентин Львович открыл Виталию и мир живой природы. Каждое лето семья выезжала на берег Финского залива, где отец и сын подолгу пропадали в лесу.
Позднее писатель вспоминал: «Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии» («Отчего я пишу про лес»).
В семье Бианки часто бывали известные зоологи, путешественники, бывалые люди. Их увлекательные, захватывающие рассказы будоражили воображение мальчика.
В 1915 г. Виталий поступил на естественное отделение Петербургского университета, но закончить его ему не удалось, так как он был мобилизован в армию.
После Октябрьской революции писатель жил на Алтае, в Бийске, преподавал в школе. Он принимал активное участие в работе местного краеведческого музея, для пополнения коллекций которого он, вместе со своим братом Анатолием, предпринял несколько экспедиций по рекам и горам Алтая.
В 1922 году семья В. Бианки вернулась в Петроград. В 1923 году Виталий Валентинович входит в кружок детских писателей, членами и гостями которого были С. Маршак, Б. Житков, К. Чуковский, А. Слонимский, Е. Шварц и многие другие. Этот кружок сыграл большую роль в становлении советской детской литературы. В этом же году в детском журнале «Воробей» Бианки напечатал свою первую сказку – «Путешествие красноголового воробья».
С 1926 по 1929 год писатель жил сначала в Уральске, потом в Новгороде, где продолжал наблюдать за природой и писать. В 1927 году вышли его повести «Аскыр», «Одинец», а в 1928 г. появилось первое издание знаменитой «Лесной газеты».
С 1929 по 1941 год В. Бианки с семьей жил в Ленинграде. Каждое лето они, как и прежде, выезжали в деревню, где в 1941 г. их и застала новость о начале Великой Отечественной войны. Из-за болезни сердца В.В. Бианки не призвали в армию.
В 1942 году он с семьей эвакуировался на Урал, поселился в городке Оса, недалеко от Перми. Бианки пытался быть полезным стране, делал все, что в его силах: выступал с чтением в детских домах перед эвакуированными детьми, помогал советами и делом краеведческому музею, писал новые рассказы.
После Победы писатель снова переехал в Ленинград. Постепенно наладился привычный «сезонный» ритм жизни и работы: зимой – в городе, летом – в деревне. Виталий Валентинович продолжал писать: выходили новые книги, расширялась переписка с друзьями, с читателями.
Много сил и времени отдавал он группе начинающих писателей – своих учеников. Среди них – К. Гарновский, А. Ливеровский, Н. Павлова, С. Сахарнов, Н. Сладкой, Э. Шим.
Последней книгой, которую написал Бианки, стала книга рассказов «Птицы мира». 10 июня 1959 года В. В. Бианки не стало.
Виталий Бианки является основоположником советской природоведческой литературы для детей, несмотря на то, что и до него писали о птицах, зверях и рыбах. Заслуга Бианки в том, что каждого он назвал своим именем, каждый у него живет там, где ему положено и действует так, как это присуще только ему. Писателю удалось показать стройность мира природы, его разнообразие и привлекательность и ввести в этот мир ребенка-читателя.
Читая книги В. Бианки, дети впервые сталкиваются с новым для них миром зверей, птиц, насекомых, растений. Они схватывают в нем пока лишь отдельные, разрозненные звенья живой природы. Писатель не только рассказывает ребятам о них, но смело подводит юных читателей к первоначальному осмыслению, к самому простому обобщению. Не случайно автор любит брать ряды параллельных фактов и явлений: разные гнезда, хвосты, носы, ноги, способы передвижения, защиты, маскировки. Это невольно заставляет юных читателей сравнивать, связывать и обобщать.
Все это писатель делает с помощью особого жанра «сказки-несказки». Бианки является родоначальником этого жанра, для которого характерно глубокое обобщение, основанное на научном знании. Например, в сказке «Лесные домишки» довольно простой сюжет: ласточка береговушка, разыскивая дорогу домой, знакомится с самыми разными типами гнезд. Следя за сюжетом, можно легко запомнить ряд интересных сведений.
По такому же принципу построены и другие произведения В. Бианки: «Кто чем поет?», «Чьи это ноги?», «Чей нос лучше?», «Хвосты», «Мастера без топора». Виталий Валентинович написал более трех десятков сказок. Любовь к этому литературному жанру он пронес через всю жизнь: сказкой начат литературный путь писателя, к сказке возвращался он в разные периоды творчества.
Кроме сказок В. Бианки написал много рассказов. В них меньше выдумки и игры, конкретнее и глубже становятся сами образы животных: все, что происходит в рассказах, может случиться в действительности, нужно только уметь наблюдать.
Для самых маленьких читателей Виталий Валентинович написал коротенькие рассказы-анекдоты, все содержание которых построено на каком-либо любопытном приключении: «Перышко», «Музыкальная канарейка» и др. Иногда несколько рассказов соединялись в цепочку, и возникали циклы. В цикле «Мой хитрый сынишка» появляется самостоятельный юный герой. Приключения другого юного героя («По следам») едва не оканчиваются трагически: сын лесника Егорка проводит ночь на дереве, спасаясь от волчьей стаи. Вместе с отцом мальчика читатель идет по его следам и по ним, как по книге, читает, где Егорка кого-то спугнул, кого-то подстрелил. Драматизм сюжета помогает сильнее запечатлеть в памяти черты лесной жизни.
Когда первоначальный период познания окружающей природы пройден, ребенок введен в разнообразный, доступный пониманию и даже наблюдению круг явлений. Он заинтересовался живой природой и, подрастая, сам становится юным натуралистом, охотником, следопытом. Тогда В. Бианки предлагает читателю другие произведения.
Рассказы для старшего возраста, вошедшие в сборник «Нечаянные встречи», отличаются стройной композицией, поэтическим зачином и концовкой и тоже образуют циклы, например «Задумчивые рассказы», «Рассказы о тишине».
Наряду с героями-детьми в произведениях В. Бианки активную роль играют взрослые (автор прямо указывает профессию рассказчика: счетовод, пароходный механик, учитель). Действие происходит то «на ласковом озере Сарыкуль», то на Кубани, то в Западной Сибири, то на востоке, в Хакассии.
В произведениях В. Бианки для детей среднего и старшего возраста постепенно расширяется круг тем. Тема охоты становится центральной для целого ряда книг писателя. Лучшие из рассказов и повестей В. Бианки посвящены именно охоте. Увлекательные, в большинстве своем остросюжетные произведения, знакомят юного читателя с промысловыми зверями и птицами, разнообразием способов охоты, условиями труда и быта охотников прежде и теперь, учат оберегать природу от расхищения и уничтожения.
В.В. Бианки является создателем «Лесной газеты». Эта большая книга, энциклопедия русской природы – результат неустанного труда писателя, работавшего над ней на протяжении тридцати лет. От издания к изданию книга улучшалась, расширялась ее география, в нее вливался новый материал, отражавший жизнь колхозной деревни, открытия и находки ученых. Вышедшая впервые книгой в 1928 г. «Лесная газета» только при жизни автора выдержала семь изданий, и сегодня – это одно из самых любимых и популярных произведений литературы для детей.
Удача этой книги во многом зависела от свежей, остроумной выдумки автора: материал в ней подобран и расположен как в настоящей газете, со статьями и очерками, короткими заметками, письмами читателей, занятными рисунками, загадками в конце номера.
Газета эта особенная: она не устаревает, потому что в основе ее лежит повторяющийся цикл сезонных изменений. «Лесная газета» – это книга-игра: читатель не должен оставаться пассивным, автор все время втягивает его в наблюдения, в практические дела. Эта книга – как бы третья ступень школы юнната. В ней немало полезных советов по чтению следов, работе в саду и огороде, по охоте, рыболовству, наблюдениям за погодой. В ней рассеяна разнообразная информация о поиске, который вела наука. Но эти интересные факты и практические задания все время переплетаются с забавным рассказом, хитроумной выдумкой, головоломкой, занятным состязанием на память и сообразительность («Тир», «Остроглаз»).
«Лесная газета» – совершенно новый тип детской книги о мире животных и растений, в которой писатель указывает путь своим последователям и ученикам.
Творчество Виталия Бианки – значительный этап в становлении научно-художественной литературы для детей. Писатель разрабатывал новые жанры детской литературы, он жил в постоянном поиске, находя все новые и новые формы научной сказки, рассказа о природе, художественной книги-энциклопедии.
БИБЛИОГРАФИЯ
Прижизненные издания В.В. Бианки в фонде ИОБДЮ
- Бианки, В.В. Где раки зимуют / В.В. Бианки. – Л. : Детская литература, 1936. – 16 с. : ил.
- Бианки, В.В. Кувырк и другие рассказы / В.В. Бианки. – М.- Л. : Детгиз, 1953. – 240 с. : ил.
- Бианки, В.В. Лесные были и небылицы / В.В. Бианки. – Ленинград : Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство, 1952. – 371 с. : ил.
- Бианки, В.В. Лесные домишки / В.В. Бианки. – М. : Детгиз, 1950. – 12 с. : ил.
- Бианки, В.В. Лесные разведчики / В.В. Бианки. – Л. : Детгиз, 1955. – 22 с. : ил.
- Бианки, В.В. Нечаянные встречи : рассказы / В.В. Бианки. – М.-Л.: Детгиз, 1947. – 179 с. : ил.
- Бианки, В.В. Оранжевое горлышко / В.В. Бианки. – Ленинград : Ленинградское газетно-журнальное и книжное изд-во, 1954. – 64 с. : ил.
- Бианки, В.В. Первая охота / В.В. Бианки. – М. : Детгиз, 1954. – 16 с. : ил. – (Мои первые книжки).
- Бианки, В.В. Повести и рассказы / В.В. Бианки. – Л. : Детгиз, 1956. – 461 с. : ил.
- Бианки, В.В. Прятки : рассказы старого охотника / В.В. Бианки. – М.-Л. : Детгиз, 1949. – 39 с. : ил.
- Бианки, В.В. По следам / В.В. Бианки. – Минск : Гос. учебно-педагогическое изд-во, 1958. – 130 с. : ил. – (Школьная библиотека).
- Бианки, В.В. По следам : рассказы / В.В. Бианки. – М. : Детгиз, 1955. – 64 с. : ил. – (Школьная библиотека).
- Бианки, В.В. Рассказы об охоте / В.В. Бианки. – М.-Л. : Детгиз, 1952. – 167 с. : ил.
Литература о жизни и творчестве В.В. Бианки
- Бианки, В.В. Отчего я пишу про лес // Вслух про себя : сборник статей и очерков советских детских писателей. – М. : Детская литература, 1975. – С. 34-49.
- Воеводин, В. Незамеченные юбилеи // Аврора. – 1998. – № 1-2. – С. 174-175.
- Воеводин, В. Человек стройного мира : из воспоминаний о В.В. Бианки // Аврора. – 1998. – № 1-2. – С. 175-181.
- Гриценко, З.А. Природоведческая литература // Гриценко, З.А. Детская литература : методика приобщения детей к чтению. – М. : Академия, 2007. – С. 141-142.
- Кузнецова, Н.И. Бианки Виталий Валентинович // Кузнецова, Н.И. Детские писатели : справочник для учителей и родителей / Н.И. Кузнецова, М.И. Мещерякова, И.Н. Арзамасцева. – М. : Баласс, 1995. – С.23-25.
- Писатели о растениях и животных // Тимофеева, И.Н. 100 книг вашему ребенку : беседы для родителей. – М. : Книга, 1987. – С. 211-214.
- Сладков, Н.И. Мир многоголосый и многокрасочный // Пришвин, М.М. Золотой луг : рассказы. – М. : Детская литература, 1982. – С. 351-364. – (Библиотека мировой литературы для детей).
- Хмельницкая, Т. Удивительные встречи // О литературе для детей. – Л. : Детская литература, 1962. – С.167-168.
«Лесная газета на каждый год» Виталия Бианки
Профессиональные знания литераторов оказали влияние на своеобразие природоведческих произведений, что проявляется в сочетании научности, достоверности и вымысла, художественного отображения природы. Этим, прежде всего, отличаются книги Виталия Бианки. Все персонажи его произведений одушевлены, что приближает их к ребенку-читателю.
Главной книгой жизни В. Бианки является «Лесная газета на каждый год» – оригинальный по жанру образец научно-художественной книги для детей. Это книга-юбиляр 2013 года.
Процесс рождения книги связан с биографией самого писателя. Еще в детстве, в годы первых лесных прогулок, отец Виталия Бианки (крупный русский ученый, знаток жизни леса) подсказал сыну идею ведения дневника наблюдений – календаря природы на круглый год.
Роль своеобразного толчка в возникновении замысла книги сыграли, вероятно, «Бюллетени природы», которые каждую весну публиковал в петербургских газетах профессор Лесного института Д.Н. Кайгородов, за ними внимательно следили в семье Бианки. Замечательный популяризатор, автор широко известных в свое время книг («Беседы о русском лесе», «Из царства пернатых» и др.), Д.Н. Кайгородов был первым русским ученым, который сумел организовать в нашей стране наблюдения любителей-добровольцев за сменой сезонных явлений в природе. Он создал армию корреспондентов-наблюдателей, первых лескоров. В.В. Бианки в своей «Лесной газете» по праву назвал его на первой же странице «главным нашим лескором».
На этой научной основе появилась «Лесная газета на каждый год» – книга о непрерывном круговороте явлений в живой природе.
«Лесная газета» была написана в 1927 году и вышла в 1928 году, сразу же завоевав общее признание критики и читателей. «Лесная газета» – книга первоначального знакомства детей с жизнью природы, преимущественно средней полосы Советского Союза.
Виталий Бианки нашел отличное решение сложной творческой задачи. Он смело и остроумно обыгрывает форму газеты, весело имитируя ее разделы и броские заголовки, ее жанровое разнообразие и периодичность выпуска номеров, всё – вплоть до публикации объявлений. Газетная подача разнообразнейшего познавательного материала – в виде телеграфных сообщений, последних известий, корреспондентских заметок – легко создавала ощущение злободневности и динамики происходящих в природе событий.
В. Бианки прибегает к литературному приему – антропоморфизму. Этот традиционный элемент сказки приобрел здесь характер занимательной шутки. Так, например, в разделе «Объявления» печатается обращение медведя, барсука и летучей мыши с просьбой не тревожить их во время зимней спячки, до весны («Лесная газета», № 8).
В день весеннего равноденствия – 21 марта – в природе происходит поворот к весне. С этого числа и начинается (по «Лесной газете») новый лесной год. В нем, как в человеческом календаре, – двенадцать месяцев. Каждому из них посвящен в газете отдельный номер. Двенадцать месяцев лесного года составляют двенадцать номеров лесного календаря. Чем наполнены они в книге? Из огромного пестрого потока быстро сменяющихся сезонных явлений природы, В. Бианки отбирает в каждый номер только самое главное и яркое. Он улавливает характерную черту каждого лесного месяца и выражает его точным и образным названием: «Месяц пробуждения от спячки», «Месяц прощания перелетных с Родиной», «Месяц первых белых троп», «Месяц лютого голода», «Месяц дотерпи до весны» и так далее.
Композиция каждого номера «Лесной газеты» предельно стройна и ясна, – она вытекает из созданной писателем общей формы «книги-газеты». Номер начинается как бы «передовицей» – это материал, раскрывающий основную черту месяца. За «передовицей» следуют постоянные «газетные» разделы:
- «Лесные происшествия» (главные лесные события и приключения);
- «Колхозная жизнь» (описание сельскохозяйственных работ месяца);
- «Городские новости» (сообщения обо всем интересном, что делается на улицах, в садах и парках);
- «Охота» (большие очерки и сюжетные рассказы, которые знакомят читателя с различными способами охоты);
- «Тир» (игра-состязание на меткий ответ).
Сама форма «Лесной газеты», с ее лескорами и разведчиками, уже давала повод для игры, но прямой игрой, в которую непосредственно втягивались читатели, были две части книги – «Тир» и «Объявления». «Тир» с девизом «Бей ответом прямо в цель» давался в каждом номере и состоял из 15 вопросов и 5 народных загадок. Игра-состязание на меткий ответ стала своеобразной проверкой того, что узнал, запомнил юный читатель из книги, что он сам наблюдал в природе. «Объявления» – веселые извещения и практические советы, включали испытания читателей и получение звания «Остроглаз».
Кроме этих разделов в «Лесную газету» введены не постоянные, появляющиеся периодически: «Зеленый друг» – об охране лесов и лесных посадках, и четыре радиопереклички по четырем временам года «С разных концов Союза» – о том, что и где происходит.
Внутри каждого раздела В. Бианки широко и свободно, как и полагается в газете, использует разнообразные литературные жанры. Здесь всё находит свое место и оправдание: корреспонденция из леса и очерк о колхозных работах, пятистрочная информация о клюкве.
По обилию и разнообразию природоведческих сведений, которые сообщает своему читателю «Лесная газета», она давно стала своеобразной биологической энциклопедией, рассчитанной на очень широкий возрастной диапазон – от дошкольников до семиклассников.
«Лесная газета» сложилась не сразу, она изменялась от издания к изданию. Происходило не просто обновление и дополнение материалов, – шел процесс роста и развития, в котором в определенной мере отразился путь творческого развития самого писателя.
В фонде ИОБДЮ сохранилось 9-е издание «Лесной газеты», которое увидело свет при жизни Виталия Бианки в 1958 году:
Бианки, В.В. Лесная газета : на каждый год / В.В. Бианки ; худож. В. Курдов. – 9-е изд., доп. – Л. : Детгиз, Ленинградское отд-ние, 1958. – 585 с. : ил.