Кто является эгоистом в комедии фонвизина недоросль в чем проявляется его эгоизм сочинение

4 сочинения Образ Митрофанушки в комедии «Недоросль»

В чем проявляется эгоизм митрофана в комедии

­­ Пример сочинения 1

Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Митрофан Терентьевич Простаков. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может, таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын – отражение самой Простаковой.

Митрофанушке шестнадцать лет, но его мать не хочет расставаться со своим ребенком и желает оставить при себе до двадцати шести лет, не отпуская на службу. Сама госпожа Простакова тупа, нагла, невежлива, и поэтому не прислушивается ни к чьему мнению. У самого Митрофанушки отсутствует цель в жизни, он не хочет учиться, его мать нанимает ему учителей лишь потому, что так положено в дворянских семьях, а не для того, чтобы сын ее учился уму-разуму.Самые дурные качества характера, самые отсталые взгляды на науку характеризуют таких молодых дворян, как Митрофан.

Сама госпожа Простакова души в Митрофанушке не чает. Фонвизин показывает неразумность ее слепой, животной любви к своему детя, Митрофану, любви, которая, в сущности, губит ее сына. Митрофан объедается до коликов в животе, а мама все уговаривает съесть еще.

Няня говорит: “Он уже и так, матушка, пять булочек съел”. На что Простакова отвечает: “Так тебе жаль шестой, бестия”. Эти слова показывают заботу о сыне.Она стараетсяь обеспечить ему беззаботное будущее, хочет найти богатую жену. Если кто – либо обижает ее сына, она сразу встает на защиту. Митрофан относится к своей матери пренебрежительно: “Да!

Того и гляди, что от дядюшки таска: а там с его кулаков да за часослов” Что, что ты хочешь сделать? Опомнись, душенька!” “Вить здесь и река близко. Нырну, так и поминай как звали”. “Уморил!

Уморил, Бог с тобой!” Эти слова доказывают, что он совсем не любит и ему совсем не жаль свою родную мать, Митрофан ее не уважает и играет ее чувствами.

А когда потерявшая власть Простакова бросается к сыну со словами: “один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!”, в ответ слышит бессердечное: “Да отвяжись ты, матушка, как навязалась” “Ночь всю така дрянь в глаза лезла” “Какая же дрянь Митрофанушка?” “Да то ты, матушка, то батюшка”. Простаков боится жены и в ее присутствии о сыне говорит так: “По крайней мере, я люблю его, как подлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя от радости сам истинно не верю, что он мой сын” и добавляет, глядя на жену: “При твоих глазах мои ничего не видят”. Тарас Скотинин, смотря на все происходящее, повторяет: “Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин!” А Митрофан к своему дяде обращается: “Что ты, дядюшка, белены объелся?

Убирайся, дядюшка, проваливай”. Своей матери Митрофан всегда грубит, огрызается на нее. Хотя Еремеевна не получает не копейки за воспитание недоросля, она старается его обучить хорошему, защищает от дяди: “издохну на месте, а дитя не выдам.

Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмо-то выцарапаю”. Старается сделать из него порядочного человека: “Да поучи хоть немножко”.

Из всех учителей хвалит Митрофанушку только немец Адам Адамыч Вральман, да и то только чтобы Простакова на него не сердилась и не ругала его.

Митрофан был невоспитанным, грубым, избалованным ребенком, которого все вокруг слушались и которому подчинялись, он был уверен в том, что все люди должны ему помогать, давать советы.

Каким бы умным и трудолюбивым ни был человек, в нем есть частица такого Митрофанушки. Каждый человек иногда ленится, есть и такие люди, которые стараются жить только за счет родителей, сами ничего не выполняя. Конечно, многое зависит от воспитания детей родителями. К людям, похожим на Митрофана, я отношусь и не хорошо, и не плохо.

Просто я стараюсь избегать общения с такими людьми. И вообще думаю, что таким людям надо стараться помогать справляться с их трудностями и проблемами.

Надо вразумить их, заставить учиться. Если же такой человек сам не хочет исправляться, учиться и работать, а наоборот, остается глупым и избалованным, относится неуважительно к старшим, значит, всю жизнь он проживет недорослем и неучем.

Пример сочинения 2

Митрофан – сын Простаковых, которые своим подходом к воспитанию сына испортили его (чрезмерная опека матери, необразованность родителей, грубость, хитрость и корыстность, жестокость и другие негативные черты их характера, которые перенимает сын) и вырастили неблагодарным и злонравным маменькиным сыном.

Роли отца в формировании Митрофана как личности совсем не прослеживается: он – безвольная тень своей жены. Митрофан растет таким же расчетливым, как его мать, таким же неучем, как родители, таким же безвольным, как отец. У Митрофана была возможность изменить свою жизнь – встреча с Правдиным, чувства к Софье, однако привитые с детства черты характера не дают ему вырваться из привычной среды. Митрофан – жертва подобного подхода к воспитанию молодого поколения.

Митрофан в комедии противопоставлен Софье, самостоятельной, стремящейся к просвещению, уважающей родителей и старшее поколение. В характере недоросля собраны худшие черты молодого поколения, воспитанного на старых традициях, в условиях умственной и моральной деградации: корысть, пассивность, инфантильность, неуважение к родителям и старшим, жестокость.

Пример сочинения 3

Характеристика героя:

Митрофан Простаков, или Митрофанушка, — это 15-летний сын помещиков. По материнской линии его фамилия была Скотинин. Вероятно, именно это оказало влияние на его сильнейший интерес к свиньям. Семья Простаковых очень гордилась своим знатным происхождением.

Родители считают сына очень маленьким, но при этом умным и разумным. На самом деле Митрофан — посредственный и заурядный человек. Это изнеженный и избалованный маменькин сынок, который очень любит покушать.
Ему присущи следующие качества:

жестокость;
бессердечие;
глупость;
лень;
подлость.
Главный герой обижает свою няню, спорит с учителями, обзывает их. Имеет мелкую душонку, ябеда и жалобщик. Мать сильно любила его, но Митрофан грубил ей, даже угрожал.

Это настоящий тунеядец, бездельник и лентяй. Он прекрасно осознает свою глупость, но этот факт его нисколько не расстраивает. Митрофанушка не стремится к развитию, его устраивает то положение дел, в котором он находится. Ему неинтересно познавать новое и получать навыки, вместо этого герой хочет жениться. Простаков учится на протяжении четырех лет, только толку от этого мало. Учеба не дает результатов. Он кое-как может посчитать до трех, хотя арифметику изучает несколько лет. Все это связано с нежеланием учиться.

Проблемы в учебе зависят не только от способностей юноши. На самом деле его учителя сами невежды и безграмотные люди. Так, учитель французского преподает язык, которого сам не знает.

Семейное воспитание
Семья Простаковых не приемлет ничего нового. Они считают, что образование им не нужно, так как крепостное право не отменили, поэтому есть люди, которые будут за них все делать.
Для этого семейства характерны следующие качества:

алчность;
жадность;
неуважение к людям;
интерес только к материальному благополучию и власти.

Митрофанушка видит пример своих родителей и перенимает их поведение. Он отражает черты близких людей.

Воспитание человека играет важную роль. То, каким вырастет ребенок, зависит именно от родителей. Они должны показать, как вести себя в обществе, обращаться с людьми. Только в семье Простаковых никто не знает об этом и незнаком с такими понятиями, как честь, достоинство, уважение, порядочность, благоразумие и честность. Они считают, что образование ни к чему.

В развязке сюжета можно увидеть корыстные мотивы матери недоросля. Это эпизод, когда она узнала про богатство Софьи. Женщина решила выдать ее замуж за своего сыночка. Но для этого будущую невесту нужно было украсть. Митрофан помог ей в этом.

Намерения семьи раскрылись, правда восторжествовала. Имущество Простаковых арестовали, а Митрофанушке пришлось идти на службу.

Жанровой особенностью комедии является то, что все действие происходит одним днем. Писатель понимал необходимость образования и просвещения. Только так можно было изменить общество в лучшую сторону, а личность сделать высоконравственной и достойной.

Пример короткого сочинения №4

Имя Митрофан переводится как подобный матери, похожий на мать. Ему было шестнадцать лет, он должен уже был идти на службу в пятнадцать лет, но госпожа Простокова не хотела разлучаться с сыном. У него не было цели в жизни, он не думал а будущем и об учебе, и целыми днями Митрофанушка гонял голубей. Он был не трудолюбивым, а был очень ленив. Он никогда не перетруждал себя. Ведь из избалованного сыночка Митрофани превращается в жестокого человека, предателя. Он предает свою мать, когда узнает, что она уже не хозяйка в доме. Он показывает свое действительное отношение к ней. Мне кажется, худшего наказания, даже такой, как Простакова, и быть не может. Госпожа Простакова говорит, что без наук люди живут и жили.

Няня Еремеевна, которая как могла воспитала Митрофанушку, терпела все оскорбления, но после всего этого Митрофан хотел, чтобы она его защищала от всех. А мать, которой он постоянно жаловался на няню и своих учителей, всегда ругалась и не платила ей, думая, что няня и так обязана ей за то, что ее кормят и она живет с ними. К своим учителям, из которых только учитель арифметики старался передавать свои знания Митрофану, он относился с пренебрежением.

Отца Митрофан вообще не замечает, потому что тот ему ни в чем не помогает. Митрофанушка очень капризный и беспечный ребенок, он глуп и невежлив, не задумывается о своем будущем и о людях.

Я считаю что, такие люди, как Митрофанушка, не знают, что такое счастье, так как они об этом даже не задумываются, поэтому они не могут быть счастливы.

Источник

Грубость и невежество Митрофана в комедии Фонвизина “Недоросль”

Митрофану 16 лет. Это – здоровый малый, ленивый, грубый избалованный матерью, которая потакает всем его дурным наклонностям. Он – достойный маменькин сынок. В грубости он ей не уступает; учитель его Цыфиркин говорит, что он “завсегда без дела лаяться изволит”.

Со своей няней Ере-меевной, бесконечно ему преданной, он не только груб, но еще – бессердечен. Он подло грозит навести на нее гнев матери: “Еще слово молви, старая хрычевка^ уж я те отделаю!” говорит он Еремеевне. “Я опять пожалуюсь матушке, так она тебе изволит дать

Когда же Скотинин хочет его поколотить, он прячется за ту же бедную Еремеевну, – “мамушка, заслони меня”, как самый подлый трус. Грубость и невежество Митрофана обнаруживаются во всей красе, когда, по просьбе матери, Стародум и Правдин испытывают его знания по всем наукам. – “Дверь”, спрашивает Правдин, – “какое имя: существительное, или прилагательное? – “Котора дверь? осведомляется Митрофан. “Эта – прилагательна”. – “Почему же?

– “Потому, что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешана: так та покамест

Однако, он твердо знает, чего ему хочется: – “час моей воли настал”, грубо говорит он матери: “не хочу учиться, хочу жениться”. Когда дело касается его выгоды, то, несмотря на свою глупость, он умеет хитрить. Так, подлаживаясь к матери, он говорит, что всю ночь видел во сне, будто она “изволит бить батюшку” и прибавляет: “так мне и жаль стало тебя, матушка, ты так устала, колотя батюшку”. Это – явная хитрость, т.

К. настоящей любви к матери у Митрофана нет, он не способен ни на какое хорошее чувство; в этом он даже хуже своей матери.

Вся черствость и полное бессердечие Митрофана обнаруживаются в последнем действии, когда он отталкивает обожающую его мать: “Отвяжись, матушка, как навязалась… “

Related posts:

Источник

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание Митрофана Простакова

Образ и характеристика Митрофанушки в комедии «Недоросль», описание Митрофана Простакова

«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!» (действие 1 явление V)

«. шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы. » («зимний Никола» отмечается 19 декабря по новому стилю, действие 3 явление V)

«Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин. » (Скотинин о нем, действие 1 явление IV)

«А я матушкин сынок.» (Митрофан о себе, действие 3 явление V)

«Мамушка, заслони меня!» (слова Митрофана, действие 2 явление IV)

«. то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын. « (отец о Митрофане, действие 1 явление IV)

«Дитя, первое, растет. « (госпожа Простакова, действие 1 явление II)

«. дай позавтракать ребенку. » (госпожа Простакова, действие 1 явление IV)

«. пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится. » (госпожа Простакова о сыне, действие 1 явление VI )

«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку. [. ] Так мне и жаль стало. [. ] Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку. » (действие 1 явление IV)

«Ну, еще слово молви, стара хрычовка! Уж я те отделаю. « (Митрофан —Еремеевне, действие 2 явление IV)

«Еремеевна (заслоня Митрофана, остервенясь и подняв кулаки). Издохну на месте, а дитя не выдам. Сунься, сударь, только изволь сунуться. Я те бельмы то выцарапаю.» (действие 2 явление IV)

«Митрофан. Ну! Давай доску, гарнизонна крыса! Задавай, что писать.

Цыфиркин. Ваше благородие, завсегда без дела лаяться изволите.» (действие 3 явление VII)

«Уж года четыре как учится. [. ] Троим учителям денежки платим. « (действие 1 явление VI)

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и Боже избави. » (Простакова, действие 3 явление VII)

«Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. « (слова Простаковой, действие 1 явление VI)

«Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. По сесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости Господи, без складу по складам, без толку по толкам. » (Кутейкин о Митрофане, действие 3 явление VI)

«Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. » (Цыфиркин о Митрофане, действие 3 явление VI)

«По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. « (действие 1 явление VI)

«. а кабы ты, барин, что-нибудь у меня перенял. » (Цыфиркин, действие 3 явление VII)

«Не возьму ничего. Он ничего не перенял.» (Цыфиркин о Митрофане, действие 5 явление VI)

«Митрофан. Так, матушка. Вчера после ужина схватило.

Митрофан. А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал.

Простаков. Помнится, друг мой, ты что то скушать изволил.

Митрофан. Да что! Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть.

Еремеевна. Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшинец выкушать изволил.» (действие 1 явление IV)

«Уж давно, дядюшка, берет охота…» (слова Митрофана, действие 2 явление IV )

«. Митрофанушка наш весь в дядю. И он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости. » (Простаков о Митрофане, действие 1 явление V)

«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу. » (Стародум о Митрофане, действие 3 явление V)

«. я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему. « (Митрофан няне, действие 2 явление IV)

«Я дал бы себе ухо отнести, лишь бы этого тунеядца прошколить по-солдатски. » (слова Цыфиркина, действие 3 явление VI)

«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше. « (действие 3 явление VIII)

« Не крушинься, мая матушка, не крушинься; какоф тфой тражайший сын, таких на сфете миллионы, миллионы. Как ему не фыпрать сепе кампаний?» (слова Вральмана, действие 3 явление VIII )

«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет. » (Софья, действие 2 явление II)

«Вить здесь и река близко. Нырну, так поминай как звали. « (действие 2 явление VI)

«Ты ж меня взманила, пеняй на себя. « (действие 3 явление VII)

«Г-жа Простакова (бросаясь обнимать сына). Один ты остался у меня, мой сердечный друг, Митрофанушка!

Г-жа Простакова. И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный! (Упала в обморок.)» (действие 5 явление последнее)

Критика об образе Митрофана Простакова

«. сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы.

Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее.

(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Это был цитатный образ и характеристика Митрофанушки из комедии «Недоросль» Фонвизина: описание Митрофана Простакова в цитатах.

Источник

Характеристика Митрофана

В чем проявляется эгоизм митрофана в комедии

Митрофан Простаков — один из центральных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Это яркий, колоритный персонаж, который актуален во все времена. Митрофан, будучи взрослым юношей, остаётся, по сути, маленьким невоспитанным мальчиком: капризным, глупым, ленивым, грубым. Виной тому — безмерная и слепая материнская любовь, опутавшая главного героя, точно липкая паутина. Характеристика Митрофана необходима для того, чтобы наглядно продемонстрировать, какие проблемы воспитания подрастающего поколения решаются в пьесе и каковы их последствия.

В чем проявляется эгоизм митрофана в комедии

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Недоросль.

Полное имя — Митрофан Терентьевич Простаков.

Возраст — 15 лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — мать госпожа Простакова, отец господин Простаков.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянской семьи.

Воспитание — заключается в потакательстве всем капризам и желаниям юноши.

Образование — 4 года обучения приходящими учителями-самозванцами.

Внешность — полный, неряшливый, имеет неопрятный внешний вид.

Характер — ленивый, жадный, грубый, невоспитанный, равнодушный к окружающим людям и собственной судьбе.

Положительные черты — отсутствуют.

Отрицательные черты — эгоистичный, подлый, мелочный, инфантильный, грубый и невежественный.

Произведение — «Недоросль».

Автор — Денис Иванович Фонвизин.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Художественный портрет Митрофана Простакова основан на том, что он является единственным и горячо любимым сыном

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Митрофан — молодой дворянин, единственный наследник четы Простаковых.

«…дворянин, малый молодой…»

Источник: Действие третье, явление 5

Внешность

Митрофану пошёл 16-ый год.

«Он хотя и шестнадцати лет…»

Источник: Действие второе, явление 2

«…вот уж ему, батюшка, шестнадцать лет исполнится около зимнего Николы…»

Источник: Действие третье, явление 5

Внешний вид Митрофана не вызывает восхищения. Это полный, перекормленный юноша, он успел “вырасти” даже из нового, только что сшитого кафтана.

«Митрофанушка, друг мой, я чаю, тебя жмет до смерти».

Источник: Действие первое, явление 1

«Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения».

Источник: Действие первое, явление 2

Черты характера и поступки

Митрофан — большой любитель плотно покушать.

Митрофан — маменькин сынок, который находится под большим влиянием деспотичной г-жи Простаковой.

«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Источник: Действие первое, явление 4

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«А я матушкин сынок».

Источник: Действие третье, явление 5

Избалованный Митрофан пренебрежительно относится к родителям и называет их «дрянью».

Митрофан, по примеру матери, растёт жестоким, безжалостным человеком. Во сне он видит, как мать бьёт его отца. Однако Митрофану жаль не беззащитного батюшку, а мать, уставшую его колотить.

«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало…Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку…»

Источник: Действие первое, явление 4

Митрофан растет ябедой, подлым человеком. Если что-то идёт не так, как он хочет, он тут же ябедничает матушке.

«..я опять нажалуюсь матушке, так она тебе изволит дать таску по-вчерашнему…»

Источник: Действие второе, явление 4

Митрофан, так же, как и его родной дядя Скотинин, очень любит свиней.

«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».

Источник: Действие первое, явление 5

Митрофан, по сути своей совершенно необразованный, не хочет более учиться. С гораздо большим удовольствием он бы женился.

«Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»

Источник: Действие третье, явление 7

Митрофан во всём перенимает поведение матери, женщины недалёкой и сварливой. По её примеру он постоянно оскорбляет своих учителей.

«Ваше благородие завсегда без дела лаяться изволите».

Источник: Действие третье, явление 7

Митрофан не считает себя умным и способным, но это не огорчает его. Ему комфортно быть недалёким человеком, и он ищет компанию себе подобных.

«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».

Источник: Действие третье, явление 8

Митрофан показывает себя бесчувственным и неблагодарным человеком, который безжалостно отталкивает мать, когда та теряет власть.

Митрофан — равнодушный ко всему человек. Его не интересует, как он будет жить, чем заниматься. Он соглашается на первое предложение, которое поступает от Правдина.

Воспитание

15-летний Митрофан учится четыре года на дому с приходящими учителями. Г-жа Простакова уверена, что воспитывает сына в лучших традициях.

«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».

Источник: Действие первое, явление 6

«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить!»

Источник: Действие третье, явление 5

«В Москве же приняли иноземца на пять лет и, чтоб другие не сманили, контракт в полиции заявили. Подрядился учить, чему мы хотим, а по нас учи, чему сам умеет. Мы весь родительский долг исполнили, немца приняли и деньги наперед по третям ему платим».

Источник: Действие третье, явление 5

Г-жа Простакова, жалея сына, ни в чём его не утруждает. Она считает, что излишнее рвение в учебе может навредить её ненаглядному сыну. Мать уверена, что Митрофан — умный и толковый парень, которому пора обзаводиться семьей.

«Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».

Источник: Действие второе, явление 6

«Мне очень мило, что Митрофанушка вперед шагать не любит. С его умом, да залететь далеко, да и боже избави!»

Источник: Действие третье, явление 7

«Митрофанушка, друг мой, коли ученье так опасно для твоей головушки, так по мне перестань».

Источник: Действие третье, явление 8

Г-жа Простакова, присутствуя на занятиях сына, не даёт ему решать простейшие арифметические примеры. Она считает, что они глупы, и сама учит сына «житейской» мудрости.

«Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке».

Источник: Действие третье, явление 7

«Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько».

Источник: Действие третье, явление 7

Мать очень хочет, чтобы Митрофан, по примеру большинства дворян в XVIII веке, мог получать чины и звания не на службе, а находясь в многолетнем отпуске.

«…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить а там лет через десяток, как войдет, избави боже, в службу, всего натерпится. Как кому счастие на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины».

Источник: Действие первое, явление 6

К 16 годам Митрофан достиг наивысшего уровня своего развития. За 4 года учебы он так и не смог одолеть ни один предмет.

Сам Митрофан — очень ленивый юноша, который совершенно не хочет учиться.

Учителя Митрофана честно признают, что их нерадивый ученик ни на что не годен.

«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»

Источник: Действие второе, явление 5

«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»

Источник: Действие второе, явление 5

Уровень образования Митрофана настолько низкий, что он даже не знает о существовании такой науки, как география.

Характеристика Митрофана другими героями

Мать (г-жа Простакова)

Для г-жи Простаковой её единственный сын Митрофан является надеждой и утешением. В нём находит она отраду.

«Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение».

Источник: Действие первое, явление 4

«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

Источник: Действие второе, явление 5

Г-жа Простакова искренне считает, что Митрофан получает достойное образование. При этом его учителями являются случайные люди, которые сами ничего не смыслят в предметах.

«Уж года четыре как учится. Нечего, грех сказать, чтоб мы не старались воспитывать Митрофанушку. Троим учителям денежки платим. Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин. Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант Цыфиркин… По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман. Этому по триста рубликов на год».

Источник: Действие первое, явление 6

Г-жа Простакова мечтает как можно более выгодно пристроить своего сына Митрофана. Узнав о том, что Софья станет наследницей дядюшкиного состояния, она намерена выдать её замуж за Митрофана.

«Поздравляю, Софьюшка! Поздравляю, душа моя! Я вне себя с радости! Теперь тебе надобен жених. Я, я лучшей невесты и Митрофанушке не желаю».

Источник: Действие первое, явление 7

Г-жа Простакова считает своего сына умным и красивым парнем, достойным женихом.

Источник: Действие третье, явление 5

«Свое дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведет бог быть его женою».

Источник: Действие третье, явление 5

Несмотря на то что Митрофан уже взрослый парень, г-жа Простакова часто называет его ребёнком и относится к нему как к несмышлёному дитяти.

«Ребенок, право, хоть и жених. Пойти за ним, однакож, чтоб он с резвости без умыслу чем-нибудь гостя не прогневал».

Источник: Действие третье, явление 8

Для г-жи Простаковой грубый, ленивый и недалёкий Митрофан является настоящим подарком судьбы.

«За молитвы родителей наших, — нам, грешным, где б и умолить, — даровал нам господь Митрофанушку. Мы все делали, чтоб он у нас стал таков, как изволишь его видеть».

Источник: Действие четвертое, явление 8

В итоге, когда Митрофан жестоко отталкивает мать, она называет его неблагодарным.

«И ты! И ты меня бросаешь! А! неблагодарный!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

«Погибла я совсем. Нет у меня сына!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Отец (г-н Простаков)

Г-н Простаков всем сердцем любит своего сына Митрофана и видит в нём только хорошее, совершенно не замечая недостатки.

«По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя, от радости сам истинно не верю, что он мой сын, Скотинин».

Источник: Действие первое, явление 4

Отец замечает сходство Митрофана и его дяди Скотинина, которые одинаково неравнодушны к свиньям.

«Странное дело, братец, как родня на родню походить может! Митрофанушка наш весь в дядю — и он до свиней сызмала такой же охотник, как и ты. Как был еще трех лет, так, бывало, увидя свинку, задрожит от радости».

Источник: Действие первое, явление 5

Дядя (Скотинин)

Скотинин видит, что Митрофан находится под сильным влиянием матери.

«Ну, Митрофанушка! Ты, я вижу, матушкин сынок, а не батюшкин».

Источник: Действие первое, явление 4

Учителя

Учителя Митрофана считают своего ученика на редкость глупым, ленивым и недалёким.

«…с парнем третий год над ломаными бьемся, да что-то плохо клеятся; ну и то правда, человек на человека не приходит…»

Источник: Действие второе, явление 5

«…в иного пня в десять лет не вдолбишь того, что другой ловит на полете…»

Источник: Действие второе, явление 5

Цыфиркин, будучи честным человеком, не берёт вознаграждения за свои труды, поскольку Митрофана он так ничему и не смог обучить.

«Не возьму ничего. Он ничего не перенял».

Источник: Действие пятое, явление 6

Стародум

При первом же знакомстве Стародум понимает, каким человеком родители воспитали Митрофана: недалёким, с мелкой душонкой.

«Этот ловит целовать руку. Видно, что готовят в него большую душу…»

Источник: Действие третье, явление 5

Стародум, узнав, что у Митрофана были не настоящие учителя, пренебрежительно относится к его уровню знаний.

«Я узнал, кто его и учители. Вижу наперед, какому грамотею ему быть надобно, учася у Кутейкина, и какому математику, учася у Цыфиркина».

Источник: Действие четвертое, явление 8

Мудрый Стародум понимает, что причина скверного характера Митрофана кроется в его воспитании, которое заключалось во вседозволенности.

«Вот злонравия достойные плоды!»

Источник: Действие пятое, явление последнее

Правдин

Правдин презирает глупого и невежественного Митрофана, который жестоко обращается с матерью.

Софья

Софья скептически относится к умственным способностям Митрофана, не способного к саморазвитию.

«Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет».

Источник: Действие второе, явление 2

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Митрофана вместе!

Биография

Митрофан Терентьевич Простаков — единственный и горячо любимый сын дворянина и помещика г-на Простакова и его супруги г-жи Простаковой.

По всей видимости, Митрофан является поздним ребенком четы Простаковых, и сам факт его рождения был воспринят ими как дар судьбы. До 11 лет мальчик ведёт исключительно вольную жизнь, делая всё, что взбредёт в голову. Ему прощаются все шалости и капризы, никто не воспитывает его, не объясняет, что хорошо, а что — дурно.

Однако даже с началом учёбы с сомнительными преподавателями (учитель арифметики — отставной военный, преподаватель грамоты — священнослужитель, а учитель французского языка и светских манер — бывший кучер) Митрофан не изменяет своему привычному образу жизни. Этому способствует его мать, которая видит в образовании лишь необходимую дань времени.

За 4 года такого обучения Митрофан не продвигается в своих познаниях ни на шаг, и его развитие ничем не отличается от уровня ребенка. Однако этот факт не мешает юноше мечтать о браке.

Неудачное сватовство злит Митрофана, который выказывает своё недовольство матери и отправляется на службу вместе с Правдиным.

Образ Митрофана

Автор представляет Митрофана Простакова исключительно отрицательным персонажем, воплотившим в себе множество негативных качеств. Искалеченный чрезмерной любовью деспотичной матери, Митрофан растёт инфантильным, безответственным, ленивым человеком, равнодушным ко всему окружающему.

Единственной страстью юного героя является вкусная еда, которую он готов поглощать в неограниченном количестве. Учёба, знания, просвещение не входят в круг интересов юноши, который готов уже вступить в полноценную взрослую жизнь и обзавестись семьёй. Однако это лишь очередной каприз избалованного лентяя, который не знает, чем себя занять.

Авторитетом для Митрофанушки является его мать, жизненные принципы и модель поведения которой он слепо копирует. Из мальчика вырастает настоящий деспот — грубый, недалёкий, ленивый, жадный, бесчувственный, который никого не любит и не уважает. Семена, посеянные г-жой Простаковой, приносят свои плоды, и в итоге Митрофан проявляет жестокость даже к слепо любящей его матери.

Источник

Содержание

  • Почему Митрофан в комедии недоросль стал таким?
  • Что означает имя Митрофан Дайте характеристику этому персонажу комедии?
  • Какой смысл названия комедии недоросль?
  • Какие вопросы поднимаются в комедии недоросль?
  • Почему Митрофан вырос таким бездушным и черствым?
  • Почему Митрофан назван в комедии Недорослем а Юноше всего 16 лет он самый юный персонаж пьесы б Митрофан еще не дорос до государственной службы и женитьбы в Митрофан необразован поэтому по указу не имеет права жениться и поступать?
  • Кто виноват в том что Митрофан невежа и невежда?
  • Какой характер был у Митрофана?
  • Какой была госпожа Простакова?
  • Кого в России в 18 веке называли недоросль?
  • Как какому жанру относится недоросль?
  • Кто такой недоросль и почему по вашему мнению так названо произведение?
  • Какие недостатки обличает Фонвизин в комедии недоросль?
  • Где происходят главные события недоросль?
  • Кто такой Правдин зачем он оказался в доме простаковых?

Митрофан, выросший в невежественной семье, сам невежественен, глуп и ленив. Митрофанушка — не только полный невежда, питающий отвращение к учению, но и эгоист, для него не существует ничего значимого, кроме собственных интересов. «Невежда без души — зверь», по словам Стародума.

Почему Митрофан в комедии недоросль стал таким?

Причина его необразованности, невоспитанноти кроется в тех людях, среди которых он рос. Митрофанушкина мать – госпожа Простакова – женщина необразованная, грубая, властная и в то же время нежно любящая мать. … Конечно, госпожа Простакова понимает, что в новых условиях ее сыну нужно учиться, и она нанимает учителей.

Что означает имя Митрофан Дайте характеристику этому персонажу комедии?

Митрофа́н (греч. Μητροφάνης) — мужское имя греческого происхождения («матерью явленный»). … После выхода комедии «Недоросль» это имя, как и производное от него «Митрофанушка», стало нарицательным для обозначения недалекого, ленивого, неспособного к обучению подростка.

Какой смысл названия комедии недоросль?

Значение слова «недоросль»

Первоначально так называли молодых дворян, которые еще не достигли совершеннолетия и не поступили на государственную службу. Второе значение появилось после выхода в свет комедии Фонвизина. Словом «недоросль» стали называть недалекого юношу, недоучку.

Какие вопросы поднимаются в комедии недоросль?

Основной проблемой, поднятой Д. Фонвизиным в пьесе «Недоросль», является проблема нравственного и интеллектуального уровня дворянства. Актуальность низкого уровня образования дворянства в России была особо вопиющей на фоне эпохи Просвещения в Европе.

Почему Митрофан вырос таким бездушным и черствым?

Митрофан вырос таким бездушным и чёрствым из за своей матери — Госпожи Простаковой. Да, именно из за неё. Она, своей непомерной любовью и необразованностью «сгубила» Митрофанову душу.

Почему Митрофан назван в комедии Недорослем а Юноше всего 16 лет он самый юный персонаж пьесы б Митрофан еще не дорос до государственной службы и женитьбы в Митрофан необразован поэтому по указу не имеет права жениться и поступать?

2) Почему Митрофана называют «Недорослем»? Юноше всего 16 лет, он самый юный персонаж пьесы; Митрофан необразован, поэтому по указу не имеет права жениться и поступать на государственную службу; У юноши очень маленький рост; Митрофан еще «не дорос» до государственной службы и женитьбы.

Кто виноват в том что Митрофан невежа и невежда?

Фонвизина «Недоросль», неуч, невежа и грубиян больше всего виноваты его родители. В особенности мать — госпожа Простакова. Она с детства баловала сына, потакала его капризам, не подозревая, что оказывает ему «медвежью услугу».

Какой характер был у Митрофана?

Митрофану 16 лет. Это – здоровый малый, ленивый, грубый, избалованный матерью, госпожой Простаковой, которая потакает всем его дурным наклонностям. Он – достойный маменькин сынок. В грубости он ей не уступает; учитель его Цыфиркин говорит, что он «завсегда без дела лаяться изволит».

Какой была госпожа Простакова?

Госпожа Простакова — жестокая, безжалостная помещица. Жестокость Простаковой дошла до того, что она отобрала у своих крестьян все, что можно. Крестьяне Простаковой, судя по всему, живут в нищете и голоде: … все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем.

Кого в России в 18 веке называли недоросль?

Недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина оно получило насмешливый, иронический смысл.

Как какому жанру относится недоросль?

Недоросль/Жанры

Кто такой недоросль и почему по вашему мнению так названо произведение?

«Недорослью» называли во времена Фонвизина молодежь, не достигшую возраста, когда уже можно было приниматься за военную или гражданскую службу. В этот период дворянские дети получали образование, чаще всего домашнее. Вот именно таким и является один из главных героев произведения — Митрофанушка.

Какие недостатки обличает Фонвизин в комедии недоросль?

В самом начале своего произведения Фонвизин указывает на глупость, жестокость и вседозволенность одной из главных героинь помещицы Простаковой. На протяжении всего произведения он акцентирует внимание на глупости, алчности, самолюбии всего семейства Простаковых-Скотининых.

Где происходят главные события недоросль?

События пьесы происходят в деревне Простаковых. Все действие длиться два дня. Само же название произведения связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».

Кто такой Правдин зачем он оказался в доме простаковых?

Он приехал, чтобы выявить злонравных невежд, кем и оказалось семейство Простаковых. Правдин не только сумел разобраться в их делах, и выявил жестокость в обхождении с крестьянами, но и попытался пресечь своеволие помещиков, что злоупотребляли своей властью.

Интересные материалы:

Как называются люди которые работают на себя?
Как называются люди которые работают в банках?
Как называются люди которые разводят растения?
Как называются люди которые собирают букеты?
Как называются люди которые требуют внимания?
Как называются люди которые владеют правой и левой рукой?
Как называются люди которые выращивают лен?
Как называются люди которые выращивают овощи лен арбузы?
Как называются люди которые живут в Англии?
Как называются люди которые живут в Калуге?

Сочинение “Митрофанушка” (Недоросль)

Митрофан – центральный персонаж комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Данный материал, помогающий в написании сочинения «Митрофанушка («Недоросль»)», раскроет мировоззрение персонажа, которое помогает понять основную мысль всего произведения.

У нас появилась новая характеристика Митрофана.

Отношение к образованию

Митрофанушке 15 лет. Он 4 года занимается с учителями, которых наняли госпожа и господин Простаковы для своего сына. Однако за это время Митрофан ничему не научился. Как отмечает один из его учителей, Митрофанушка «вперед шагать не любит».

Со своими учителями Митрофан учит грамоту, арифметику, французский язык и другие науки. За то время, которое герой потратил на обучение, он смог достичь только минимальных успехов: Митрофан умеет читать по слогам, считать до трех. Французского языка недоросль не знает вовсе.

Во многом такие неудачи связаны с тем, что учителя Митрофана сами мало что понимали в преподаваемых предметах, однако основной причиной необразованности Митрофанушки является его нежелание учиться. Он мечтает о женитьбе, а не о том, чтобы стать умнее.

Родители Митрофана не видят то, что их сын глуп, они его поддерживают и хвалят, поэтому Митрофанушка и не имеет мотивации учиться и становиться умнее. Его все устраивает также, как все устраивает родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан.

Отношение к родителям

Госпожа Простакова и ее муж любят своего сына и делают для него все возможное. Мать Митрофана буквально боготворит его, считая сына во всем правым. Родители героя заботятся о нем, хотя и слишком опекают. Но Митрофан не ценит родительскую заботу, он считает, что они обязаны ему. Это с самого детства воспитывает в персонаже ощущение вседозволенности. Родители балуют его, выполняя все его прихоти. Это приводит к огромной избалованности Митрофанушки и к его равнодушному отношению к собственным родителям. Герой часто срывается на них, а в финале комедии Фонвизина Митрофанушка просит госпожу Простакову «отвязаться» от него, потому что она ему надоела.

Нравственные ценности

Митрофан – настоящий эгоист. Он думает только о себе и своих желаниях. В герое нет ни капли сострадания или милосердия. Митрофанушка жесток ко всем окружающим. Он грубит своей няне, которая воспитывает его с самого рождения. Митрофан не слушается учителей, презирает их и обзывает. Герой бунтует против своих родителей. Показательной деталью является то, что Митрофан жалеет свою мать, когда ей приснилось, что она бьет господина Простакова. Сыну не жаль того, что мать бьет отца, он жалеет госпожу Простакову, которая, видимо, уже устала бить мужа. Это говорит о том, что семейные ценности полностью отсутствуют у Митрофана. Он уверен в том, что является главным в семье, что все родные и близкие должны прислуживать ему.

Образ Митрофана типичен, он олицетворяет необразованность, вседозволенность, высокомерие, эгоизм и избалованность.

Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Митрофан», рассмотрит отношение центрального персонажа комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» к образованию, к родителям и нравственным ценностям.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Роман Павлушкин

    14/18

  • Раяна Муслимова

    18/18

  • Елена Шультайс

    18/18

  • Гоша Кишенёв

    18/18

  • Chika Az

    14/18

  • Соня Лойко

    18/18

  • Яромир Корнишков

    12/18

  • Зоя Васильевна

    18/18

  • Даниэль Жестков

    16/18

  • Вадим Беккер

    17/18

Наиболее яркие примеры из произведений зарубежных и русских авторов

Общие сведения

Эгоизмом специалисты называют особенность характера человека, проявляющуюся в выполнении действий, направленных исключительно на удовлетворение собственных потребностей. При этом личность совершенно не думает о последствиях своих поступков, их влиянии на жизнь окружающих, родственников, друзей, близких.

На протяжении многих лет психологи пытались определить природу эгоизма, выделить основные формы. В результате сформировалось несколько групп, каждая из которых отличалась своими особенностями. Наиболее распространенными стали следующие формы:

  • Этический эгоизм подразумевает, что человек должен выполнять только те действия, которые находятся в его интересах и приносят моральное удовлетворение. При этом не имеет значения отрицательное влияние на окружающих.
  • Согласно психологии, эгоисты делают только то, что соответствует их моральным принципам и приводит к эмоциональному комфорту.

Виды эгоизма

Несколько позже появился рациональный эгоизм, предполагающий, что человек действует только в собственных интересах, которые должны помогать получать желаемое. Однако рационального эгоиста не только не волнует мнение окружающих, но и забавляет, поскольку он считает других лишь средством достижения собственных целей.

После исследования разных форм эгоизма специалисты выделили понятия, которые обычные люди ошибочно считают проявлением этой черты. Например, эготизм представляет собой состояние, когда человек преувеличивает собственное значение в жизни окружающих и существовании всей планеты.

Солипсизм также часто путают с эгоизмом. Это уверенность человека в том, что существует только его персона, и она значима для мира.

Другие черты характера

Чтобы понять, к чему приводит эгоизм, необходимо определить, какими чертами характера еще обладает личность. Специалисты считают, что эгоистичный человек часто наделен следующими отрицательными качествами:

  • жестокость;
  • равнодушие к переживаниям и чувствам окружающих, их жизни;
  • самолюбие и тщеславие;
  • пассивность, проявляющаяся в отношениях с друзьями и близкими;
  • подлость, проявляющаяся в моменты, когда эгоист пытается добиться своей цели.

Такие качества усугубляют ситуацию, делают человека недобросовестным, злым и равнодушным, подавляют сострадание, любознательность, доброту. Помимо этого, специалисты определили, что эгоистичные от природы личности редко стремятся искоренить этот недостаток самостоятельно. Они не считают необходимым изменить характер в лучшую сторону, чтобы нравиться людям и быть полноценным членом общества. Это создает проблемы для самого человека и окружающих.

Примеры в литературе

 Произведения, позволяющие написать сочинение на тему «Эгоизм»

В русской и зарубежной литературе примеры эгоизма присутствуют довольно часто. Многие авторы описывают события, которые стали следствием тех или иных поступков эгоистичных людей. Например, шедевр русской классики — роман в стихах «Евгений Онегин», написанный Пушкиным в 1831 году, показывает читателю, что эгоизм в любви может привести к печальным последствиям.

Евгений Онегин выступает в роли главного героя. Это молодой человек, уделяющий много времени уходу за внешностью и развлечениям. В начале произведения понять характер героя не так просто. Он несколько отчужден, но любит производить хорошее впечатление на окружающих. Помимо этого, юноша предпочитает развлекаться. Впрочем, все забавы ему быстро наскучивают. В первых главах автор знакомит читателя не только с главными героями, но и с жизнью русского народа, обычаями и другими нюансами.

Судьбоносная встреча происходит в романе после смерти родного отца Онегина и его дяди, который оставляет парню большое имение в деревне. Именно здесь Евгений знакомится с будущим лучшим другом Владимиром Ленским и удивительной девушкой Татьяной Лариной. При встрече она привлекла внимание юноши своей рассудительностью, а также спокойствием и равнодушием к обычным девичьим забавам.

Другие черты характера, присущие эгоистичным людям

После нескольких визитов в дом Лариных Евгений начинает замечать, что девушка к нему неравнодушна. Сначала он проявляет благородство, не обращает на это внимание. Позже Татьяна пишет ему письмо, в котором признается в любви. Онегин лично отвечает на него, говорит, что не испытывает такого волнения и просто симпатизирует девушке. Сердце Тани разбито. Автор утверждает, что юноша поступил благородно, но и в этом проявляется его эгоизм.

Позже Пушкин описывает события бала, где через несколько лет Онегин встречается с Татьяной. Он поражен, что она так изменилась, стала важной замужней дамой. Молодой человек пишет письмо, в котором признается Татьяне в любви. Однако та его отвергает. Поступок Евгения можно назвать только эгоистичным, ведь он не подумал о чувствах девушки, а хотел удовлетворить собственное желание обладать ею. Подобные истории встречаются в разных произведениях и доказывают, насколько жестокими могут быть эгоистичные личности.

Эгоизм в чувствах

Еще одним примером эгоистичного проявления чувств считается история знаменитой Скарлетт О’Хара, которая стала главной героиней популярного романа Маргарет Митчел «Унесенные ветром». На первый план в романе выходят и другие герои:

  • Эшли Уилкс;
  • Мелани Гамильтон;
  • Чарльз Гамильтон.

Примеры в литературных произведениях присущие эгоистичным людям

Скарлетт на протяжении многих лет испытывает сильнейшие чувства к Эшли, но тот женится на Мелани, которая является его кузиной и родственной душой. В день их помолвки Скарлетт открывает ему свои чувства, просит убежать. Он отвечает взаимностью, но отказывается поступать бесчестно ради любви. Девушка огорчена и расстроена. В этот момент ее не волнует мнение окружающих, чувства Мелани и собственных родителей, которые очень огорчатся, если она совершит такой отчаянный поступок.

На первый план выходит злость от осознания собственного бессилия. Именно она, а также жажда мести толкает Скарлетт к необдуманному решению. Она соглашается стать женой Чарльза Гамильтона, чтобы доказать Эшли и всему миру собственное безразличие. На страницах книги разворачивается настоящая борьба внутренних желаний героини. Она настолько эгоистична, что не думает о чувствах Эшли, а только сокрушается по поводу несостоявшегося бегства.

Грубость и прямолинейность Скарлетт не ранили чувств парня, поскольку он давно осознал несовместимость их характеров. Его благородство помогло принять разумное решение, ведь последствия могли быть страшными и опасными для обоих. Однако на протяжении многих лет Скарлетт время от времени пыталась напомнить Эшли о своих чувствах, призналась, что пыталась его ранить, когда вышла замуж за другого.

Эгоизм молодой женщины проявлялся даже тогда, когда у семьи Уилкс появился ребенок. Скарлетт не думала о будущем мальчика, а только хотела получить желаемое, старалась склонить Эшли к предательству и измене, уговаривала бросить жену, которая больше не могла иметь детей. Подобные качества не отталкивали Эшли от девушки, ведь он считал, что хорошо ее знает. Однако все годы мужчина яростно сопротивлялся напору Скарлетт и не позволял ей склонить себя к предательству.

В романе писательница сталкивает благородство с чистейшим эгоизмом. Она показывает, что главная героиня могла бы быть счастлива, но сама отталкивала от себя лучшую жизнь, потакая капризам избалованной девчонки, сидевшей внутри нее.

Пьеса «Недоросль»

Как написать сочинение на тему Эгоизм

Денис Иванович Фонвизин в своей пьесе «Недоросль» подробно описывает быт помещиков и владельцев крепостных крестьян, а также воспитание единственного сына в семье невежественных людей. Рассказ автора показывает, как соотносятся довольно противоречивые принципы госпожи Простаковой, которая не жалеет средств и времени для обучения Митрофана.

Однако женщина не стремится дать ему качественное образование, потакает капризам юноши, что приводит к формированию истинного эгоизма в его характере. Митрофан откровенно игнорирует собственного отца и учителей, которые не обладают достаточными знаниями. Он не старается угодить матери, порадовать ее и успокоить.

Эгоистичные стремления Митрофана обнаруживаются, когда он заявляет, что желает жениться, а не учиться. Выбор его пал на скромную девушку Софью, которая гостила у Простаковых и была их дальней родственницей. Юношей двигает вовсе не любовь, а скука. Он считает, что свадьба ее развеет, станет интересным приключением.

В каждой строчке пьесы читатель видит, как Простакова потакает капризам сына, решает принудительно отдать Софью за него замуж, выдавая за хорошего и образованного жениха. Автор показывает, насколько сильной и слепой может быть материнская любовь, а также глупость невежественных женщин. Будь Простакова немного умнее, она бы увидела, что сын вовсе не влюблен. В этом также проявляется ее эгоизм, ведь женщина считает важным только Митрофана. Она готова испортить жизнь любого ради его благополучия.

Литературные примеры на тему эгоизм

В конце пьесы Денис Иванович описывает, как Митрофан отплатил неблагодарностью собственной матери, обвинил ее во всем случившемся и отказал в помощи. Это и есть последствия эгоизма Простаковой, а также ее сына. Последняя фраза в конце произведения похожа на рассуждение. Читатель может удивиться, ведь там сказано, что такое отношение сына является для матери наказанием за злонравие.

Однако ее извращенная самоотверженность стала причиной эгоизма юноши. В анализе пьесы Фонвизина можно четко понять, что современный метод воспитания, используемый некоторыми родителями, а также способы, применяемые несколько веков назад, приводят к плачевным последствиям.

Роман «Дубровский»

Эгоизм

В разбойничьем романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» ярко описано эгоистичное поведение одного из помещиков — Кирилы Петровича Троекурова. Ради избавления от скуки он стал провокатором ухудшения здоровья и последующей смерти своего лучшего друга. Дубровский был обедневшим дворянином и однажды посмел высказать свое мнение, что послужило поводом хамского ответа одного из холопов Троекурова.

В результате разбирательств и отказа Дубровского извиниться перед Кирилой Петровичем первый погибает от удара. Эгоизм Троекурова стал причиной смерти лучшего друга, ведь он лишил его владений, крестьян и дома, используя незаконный путь. На страницах романа разворачивается яростная борьба. Богатый помещик не желает уступать и прощать, скучает по другу, но не признается в этом, решает шантажом заставить его снова приезжать в гости.

Написание сочинений

Пушкин показывает читателю, насколько губителен может быть эгоизм влиятельного человека. Ради собственной выгоды он отобрал поместье Дубровского, не считая нужным прислушаться к чужому мнению. После этого случая сын умершего начинает мстить Троекурову, отстаивая честь отца. Это необходимо молодому человеку для успокоения.

В тексте автор много раз обращает внимание читателя на события, которые в результате изменили намерения Дубровского-младшего. Он отказался от мести, победив свой эгоизм. Аргументы из литературы подтверждают утверждение, что эгоистичные порывы никогда не приносят хорошего результата, всегда ухудшают ситуацию, оставляя в душе пустоту.

Во множестве произведений разных авторов человек может увидеть свое отражение в моменты, когда стремление к собственному благополучию ценой отношений с окружающими влияет на всю жизнь. Именно поэтому нужно стараться считаться с мнением других, не действовать исключительно в личных интересах.

Фонвизин посвятил произведение особенностям дворянства восемнадцатого века. Главным героем является Митрофан – шестнадцатилетний парень, привыкший жить за счет родителей, ничем не интересуется, не занимается. Сын рассчитывает на мать, считает образование лишним. Чтобы перестать безуспешно грызть гранит науки, Митрофанушка хочет найти жену. Характеристика Митрофанушки обобщает черты многих дворянских детей. Автор собрал в персонаже основные качества, описывающие класс молодежи.

В комедии отсутствует описание внешности недоросля неслучайно. Фонвизин хотел привлечь внимание читателя к натуре героя. Отсутствие портрета говорит о типичности действующего лица. Нет отличительных черт, он не выделяется среди других дворянских сыновей.

Петр Первый в восемнадцатом веке издал указ, согласно которому все молодые люди до двадцати одного года, не получившие образование, относились к категории недорослей. Их так называли документально, не допускали к государственной, военной службе. Недорослям запрещались браки. Поэтому автор назвал комедию «Недоросль».

Митрофан и Простакова

В произведении Фонвизина «Недоросль» образ Митрофанушки тесно связан с темой воспитания, так как по сути именно неправильное воспитание стало причиной злонравия юноши и всех его отрицательных черт. Его мать – Госпожа Простакова – необразованная, жестокая, деспотичная женщина, для которой главными ценностями являются материальные блага и власть. Свои взгляды на мир она переняла у родителей – представителей старого дворянства, таких же необразованных и невежественных помещиков как она сама. Полученные через воспитание ценности и взгляды передала Простакова и Митрофану – юноша в пьесе изображен «маменькиным сынком» – он ничего не может сам, за него все делают слуги или мать. Получив от Простаковой жестокость по отношению к слугам, грубость и мнение, что образование занимает одно из последних мест в жизни, Митрофан перенял еще и неуважение к близким людям, готовность обмануть их или предать ради более выгодного предложения. Вспомним, как Простакова уговаривала Скотинина взять Софью в жены, чтобы по сути избавиться от «лишнего рта».

Тогда как новость о крупном наследстве девушки сделало ее «заботливой воспитательницей», якобы любящей Софью и желающей ей счастья. Простакова во всем ищет свою корысть, поэтому и отказала Скотинину, ведь при женитьбе девушки и Митрофана, во всем слушающего свою мать, деньги Софьи перешли бы ей.

Юноша такой же корыстный, как Простакова. Он становится достойным сыном своей матери, переняв ее «лучшие» черты, чем и объясняется финальная сцена комедии, когда Митрофан бросает лишившуюся всего Простакову, уходя служить к новому владельцу деревни Правдину. Для него старания и любовь матери оказались ничтожны перед авторитетом денег и власти.

Нравственные ценности

Митрофан — настоящий эгоист. Он думает только о себе и своих желаниях. В герое нет ни капли сострадания или милосердия. Митрофанушка жесток ко всем окружающим. Он грубит своей няне, которая воспитывает его с самого рождения. Митрофан не слушается учителей, презирает их и обзывает. Герой бунтует против своих родителей. Показательной деталью является то, что Митрофан жалеет свою мать, когда ей приснилось, что она бьет господина Простакова. Сыну не жаль того, что мать бьет отца, он жалеет госпожу Простакову, которая, видимо, уже устала бить мужа. Это говорит о том, что семейные ценности полностью отсутствуют у Митрофана. Он уверен в том, что является главным в семье, что все родные и близкие должны прислуживать ему.

Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» названа в честь неуча и бездельника. Митрофанушка — один из центральных персонажей пьесы. Лень, бездействие, эгоизм и равнодушие — основные его внутренние качества. Описание Митрофана позволяет сказать об обобщенном образе дворянства.

Влияние на Митрофана отца и дяди

Анализируя воспитание Митрофана в комедии «Недоросль» нельзя не упомянуть о фигуре отца и его влияния на личность юноши. Простаков предстает перед читателем как безвольная тень свой жены. Именно пассивность и желание передать инициативу кому-то более сильному и перенял у отца Митрофан. Парадоксально, что Правдин отзывается о Простакове как о глупом человеке, однако в действии пьесы его роль настолько незначительна, что читатель не может до конца понять, так ли он глуп на самом деле. Даже то, что Простаков упрекает сына, когда Митрофан бросает мать в конце произведения, не указывает на него, как на персонажа с положительными чертами. Мужчина, как и остальные, не пытается помочь Простаковой, оставаясь в стороне, таким образом снова показывая пример безвольности и безинициативности сыну – ему все равно, как было все равно, пока Простакова била его крестьян и по-своему распоряжалась его имуществом.

Второй мужчина, который повлиял на воспитание Митрофана – его дядя. Скотинин, по сути, представляет собой личность, которой юноша мог бы стать в будущем. Их даже сближает общая любовь к свиньям, чье общество им намного приятнее, чем общество людей.

Интересные факты

  • Фонвизин написал пьесу «Недоросль» в деревне Стрелино под Москвой.
  • После того, как пьеса стала популярна, слово «недоросль» получило распространение в разговорной речи, а имя Митрофанушка стало ассоциироваться с образом невежественного человека и неуча.
  • На страницах журнала «Друг честных людей, или Стародум» развернулась своего рода литературная игра, связанная с пьесой. В журнале опубликовали письмо, написанное якобы Софьей, героиней пьесы, где та жаловалась на своего возлюбленного Милона, молодого офицера, который в пьесе предотвратил похищение героини. Тот якобы женился на ней, а затем изменил с некоей «презрительной женщиной». В ответном письме Стародум, дядя героини, утешает ее. Таким забавным образом пьеса получила сюжетное продолжение.

'Пьеса

  • В пьесе Софья читает книгу на самом деле существовавшего автора — французского педагога и богослова XVIII века Франсуа Фенелона, который написал трактат «О воспитании девиц». Стародум, дядя Софьи, упоминает знаменитый в те времена роман этого автора «Приключения Телемака».
  • Фонвизину пришлось потратить несколько месяцев, чтобы добиться постановки. Пьесу не хотели ставить ни в Москве, ни в Петербурге, цензоров пугала смелость реплик, которые позволял себе автор устами персонажей. Первым пьесу решился поставить Вольный Российский Театр в Петербурге. Успех первой же постановки оказался оглушительным — «публика аплодировала пьесе метанием кошельков». После этого пьесу ставили много раз, в том числе и в Москве. О популярности комедии «Недоросль» свидетельствует появление большого количества любительских и студенческих постановок.

Митрофанушка и Петр Гринев

  • Роль госпожи Простаковой играл писатель Николай Гоголь, выступая в студенческих спектаклях во время учебы в Нежинской гимназии.
  • Образ Митрофанушки сравнивают с Петром Гриневым — молодым офицером и дворянином из повести Пушкина «Капитанская дочка». Оба героя в юности предавались лени и безделью, обоим достались скверные учителя, которые ничему не научили героев, однако Гринев, в отличие от Митрофанушки, показан честным и добродушным человеком.

Обучение Митрофана

По сюжету описание обучения Митрофана никак не связано с основными событиями – борьбой за сердце Софьи. Однако именно эти эпизоды раскрывают многие важные проблемы, которые освещает в комедии Фонвизин. Автор показывает, что причиной глупости юноши является не только дурное воспитание, но и плохое образование. Простакова, нанимая учителей Митрофану, выбирала не образованных умных преподавателей, а тех, кто меньше возьмет. Отставной сержант Цыфиркин, недоучка Кутейкин, бывший конюх Вральман – ни один из них не мог дать Митрофану достойного образования. Все они зависели от Простаковой, а потому не могли попросить ее уйти и не мешать вести урок. Вспомним, как женщина не давала сыну даже подумать над решением арифметической задачи, предлагая «свое решение». Разоблачением бесполезного обучения Митрофана становится сцена беседы со Стародумом, когда юноша начинает придумывать собственные правила грамматики и не знает, что изучает география. При этом неграмотная Простакова тоже не знает ответа, но если учителя не могли посмеяться над ее глупостью, то образованный Стародум открыто осмеивает невежество матери и сына.

Таким образом, Фонвизин, вводя в пьесу сцены обучения Митрофана и разоблачение его невежества, подымает остросоциальные проблемы обучения в России в ту эпоху. Дворянских детей учили не авторитетные образованные личности, а рабы, знающие грамоту, которым нужны были гроши. Митрофан – одна из жертв такого старопомещицкого, отжившего себя и, как подчеркивает автор, бессмысленного образования.

Отношение к образованию

Митрофанушке 15 лет. Он 4 года занимается с учителями, которых наняли госпожа и господин Простаковы для своего сына. Однако за это время Митрофан ничему не научился. Как отмечает один из его учителей, Митрофанушка «вперед шагать не любит».

Со своими учителями Митрофан учит грамоту, арифметику, французский язык и другие науки. За то время, которое герой потратил на обучение, он смог достичь только минимальных успехов: Митрофан умеет читать по слогам, считать до трех. Французского языка недоросль не знает вовсе.

Во многом такие неудачи связаны с тем, что учителя Митрофана сами мало что понимали в преподаваемых предметах, однако основной причиной необразованности Митрофанушки является его нежелание учиться. Он мечтает о женитьбе, а не о том, чтобы стать умнее.

Родители Митрофана не видят то, что их сын глуп, они его поддерживают и хвалят, поэтому Митрофанушка и не имеет мотивации учиться и становиться умнее. Его все устраивает также, как все устраивает родителей. Госпожа Простакова не видит смысла в образовании, это же видение перенимает и Митрофан.

Почему Митрофан является центральным персонажем?

Как становится понятно из названия произведения, юноша является центральным образом комедии «Недоросль». В системе персонажей он противопоставляется положительной героине Софье, которая предстает перед читателем умной, образованной, уважающей родителей и старших людей девушкой. Казалось бы, почему автор сделал ключевой фигурой пьесы безвольного, глупого, с совершенно негативной характеристикой недоросля? Фонвизин в образе Митрофана показал целое поколение молодых российских дворян. Автора волновала умственная и моральная деградация общества, в частности, молодых людей, которые перенимали устаревшие ценности от своих родителей.

Помимо того, в «Недоросле» характеристика Митрофана – это сборный образ негативных черт современных Фонвизину помещиков. Жестокость, глупость, необразованность, подхалимство, неуважение к другим, корыстолюбие, гражданскую пассивность и инфантильность автор видит не только в незаурядных помещиках, но и в чиновниках при дворе, которые также забыли о гуманизме и высокой морали. Для современно читателя образ Митрофана – это, прежде всего, напоминание о том, какой становится личность, когда перестает развиваться, учиться новому и забывает о вечных человеческих ценностях – уважении, доброте, любви, милосердии.

Подробное описание Митрофана, его характера и образа жизни поможет учащимся 8-9 классов при подготовке доклада или сочинения на тему «Характеристика Митрофана в комедии «Недоросль»»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

Жизненные цели

Характеристика Митрофана из комедии «Недоросль» во многом определяется его отношением к жизни. Митрофанушка не имеет возвышенных целей. Он не приспособлен к реальной жизни, поэтому его основными действиями становятся сон и поедание своеобразных кушаний. Герой не обращает внимание ни на природу, ни на красоту, ни на любовь своих родителей. Вместо учебы Митрофанушка мечтает о своей женитьбе, при этом ни разу не задумываясь о любви. Это чувство Митрофанушка никогда не испытывал, поэтому брак для него — это то, что принято в обществе, поэтому он так хочет жениться. Митрофанушка впустую прожигает свою жизнь, не задумываясь о каких-то масштабных целях.

Карьера

Само по себе имя Митрофан не закладывает в своего носителя лидерские качества. Головокружительных высот в карьере этот мужчина может добиться только в случае глубокой поддержки семьи.

Митя — талантливый и артистичный человек. Он сможет выразить это, став драматургом, к примеру. Или сценаристом.

Творчество - стезя Мироши

Если же по каким-то причинам путь к творчеству для Митроши закрыт, то он может сделать карьеру в военной сфере. С его самолюбием и целеустремленностью это вполне по силам.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой город (1, 2, 3, 4, 5, 6 класс)
    Город, в котором я живу не очень большой. Здесь всегда очень чистый воздух, так как в городке нет очень крупных заводов и производств. В городе очень много деревьев.
  • Белый Бим Черное Ухо — сочинение (5, 6, 7 класс)
    Это душещипательная история про шотландского сеттера с черным ухом. Который, из-за болезни хозяина стал бездомным.
  • Сочинение Мечты и стремления
    Мечты… Мечтанья… Наверное, у каждого человека есть заветное желание, возможно даже нереальное, сказочное, но есть. И это хорошо. Ведь без мечты жизнь теряет смысл, она становится скучной

Святой покровитель

святой Митрофан

Его имя — Митрофан Константинопольский. Святитель был потомком царских кровей. Сам император очень почитал Митрофана. А тот всю свою жизнь защищал православие от нападок со стороны еретиков.

Святитель Митрофан имел дар исцеления, предсказывал будущее. Прожил очень долгую и насыщенную жизнь. Вся она прошла в борьбе. Скончался святитель Митрофан Константинопольский в возрасте 117 лет.

День памяти этого почитаемого святого празднуется 4 июня.

Взрослый Митя

Оправдывает ли Митрофан свое имя? Он очень привязан к матери, поэтому скорее да, чем нет.

Чего можно ожидать от взрослого Митюши? Это самоуверенный и немного эгоистичный мужчина. Талантлив, не лишен ораторского дара. Но при этом часто уходит в иллюзии. Ему тяжело жить в окружающем мире, и мечты заменяют реальность. Из-за чего редко способен сделать хорошую карьеру, заняв кресло начальника.

Теплую привязанность к матери сохраняет до конца ее жизни. Это единственная женщина, пожалуй, которую Митрофан по-настоящему любит.

Творчески одаренный человек, поэтому ему нужно искать себя в тех профессиях, которые помогут раскрыться мужчине.

Митрофан Гомельский

Образ героя в произведении

Для своих родных Митрофан Простаков все еще маленький ребенок – даже в его присутствии они говорят о нем именно таким образом, называя его то дитем, то ребенком – и Митрофанушка бессовестно этим пользуется на протяжении всей комедии.

Через образ Митрофана, одного из главных отрицательных героев, автор показывает деградацию дворянского сословия того времени. Невежество и грубость, тупость и апатия – это лишь верхушка айсберга проблем неправильного воспитания и вседозволенности.

Мамочкин баловень, жизнь которого обременена сословными пороками вызывает смех сквозь слезы: «Он хотя и 16-ти лет, а достиг уже до последней степени своего совершенства и дале не пойдет». Он – раб своей матери, он – ее же тиран. Его сердце не ведает любви, жалости и сострадания.

Благодаря образу, созданному Фонвизиным, словом «недоросль» в наше время называют невежественных и глупых людей.

Сочинение 2

Митрофанушка – герой комедии Фонвизина, олицетворяет в себе большинство молодежи, принадлежащей к богатым дворянским семействам.

Хотя Митрофанушке исполнилось уже 16, он до сих пор отсиживался в родительском доме, несмотря на то, что в этом возрасте его ровесники призываются на службу. Отец отмалчивался, по той причине, что до смерти боялся прекословить своей жене, матери Митрофана. Та, в свою очередь сдувала с сына пылинки и всячески оберегала от реалий взрослой самостоятельной жизни. Проживающего с ними дядю маменькин сынок и в грош не ставил, впрочем не только его, но и всех окружающих его людей.

Имя Митрофан обозначает «на маму похож» и здесь это абсолютная истина. Яблоко от яблони недалеко падает. Своим воспитанием мать превратила своего отпрыска в самолюбивого, избалованного и эгоистичного человека.

Методы этого так называемого воспитания у большинства людей могут вызвать лишь одно чувство – недоумение. К примеру, мать советовала мальчику посещать уроки арифметики, богословия и других предметов, введённых в перечень обязательных наук для изучения дворянскими детьми. Но учить ничего не надо, можно только притворяться прилежным учеником, во избежание слухов в свой адрес. Ещё пример: что твоё – то твоё, ни с кем не делись; нашёл что-то – присвой себе и молчи; хочешь пнуть кота – пинай, и всё в таком же духе.

Мать любила Митрофанушку всем сердцем, желала ему только добра, а он использовал её для достижения своих низменных целей, относился к ней с снисходительной небрежностью. Его наглость и эгоизм просто не имеет ни конца, ни края.

Целыми днями Митрофан бездельничал, безмерно ел и спал. Его ничего не интересовало и не увлекало. Даже речь его была скудна, как и содержимое его головы. Разговаривал он капризным тоном обиженного ребенка, как будто все кругом были ему должны, а он постоянно оставался всем недоволен.

К учителям Митрофан не прислушивался, грубил и спорил с ними. Лишь один учитель мог его похвалить, но не за какие-то заслуги, а чтоб заслужить расположение его матушки.

В конце концов дело обернулось так, как и должно было окончиться при воспитании в таком ключе. Когда мать попала в трудную жизненную ситуацию, сынок её предал, отвернулся от родной мамы, которая жила только ради него.

Недоросля всё-таки отправляют служить, но большой вопрос, изменит ли это что-либо? Вряд ли. И не приведи Господь доверить таким людям, как Митрофанушка управлять страной или хотя бы маленьким городишком. Страшно представить масштабы трагедии, которая может приключиться.

  • Кто является творцом сказок
  • Кто является создателем литературных сказок
  • Кто является прототипом учителя французского языка в рассказе в распутина уроки французского
  • Кто является повествователем в рассказе старуха изергиль
  • Кто является повествователем в рассказе гриша и почему