Кто является главным героем народного чукотского фольклора сказок мифов легенд

Викторина Как живут чукчи

Викторина Как живут чукчи
Викторина Как живут чукчи в увлекательной форме позволяет больше узнать про образ жизни чукчей, специфические черты их культуры.

Задания касаются разных сфер жизни чукчей.

1. Изобретателями, какого гигиенического средства считаются чукчи?

Детской присыпки
+ Подгузников
Зубного порошка

2. Как называется низкая кожаная палатка, в которой живут чукчи?

Чум
Юрта
+ Яранга

3. Какой музыкальный инструмент шаманы используют во время проведения своих обрядов?

Барабан
+ Бубен
Флейту

4. Что означали татуированные точки, в прошлом наносимые на правую руку чукотских мужчин?

+ Количество поверженных противников
Численность оленей в стаде
Число детей в семье

5. Из останков, каких животных сложена, священная для шаманов, аллея на острове Итыгран?

Мамонтов
+ Китов
Моржей

6. Что собой представляет моняло, являющееся популярным ингредиентом в чукотской национальной кухне?

+ Мох, извлеченный из желудка убитого оленя
Обработанные кишки морских животных
Проваренные молодые рога оленей

7. Центром, какого вида декоративно-прикладного искусства стал чукотский пос. Уэллен?

Плетения кружева
Выжигания по дереву
+ Резьбы по кости

8. Что, по традиции, делают чукчи при рождении ребенка?

+ Сочиняют песню
Исполняют ритуальный танец
Рассказывают новый анекдот

9. Кто является главным героем народного чукотского фольклора (сказок, мифов, легенд)?

Белый медведь
+ Ворон
Песец

10. Как переводится самоназвание чукотского народа — «Луораветланы»?

«Жители Севера»
«Хозяева оленей»
+ «Настоящие люди»

Викторины как живут чукчи

Поделиться ссылкой на эту страницу

От рождения и до ухода в иной мир вся жизнь чукчей и эскимосов связана с тундрой и морем. Человек на Чукотке – не господин или противник природы, он неотъемлемая ее часть. Эта связь лейтмотивом проходит через весь фольклор, будь то бытовые сказки или предания о сотворении мира.

Дух вселенной

По представлениям чукчей, мир – это вечное единство и противоборство двух начал, враждебных человеку или благожелательных к нему: мрака и света, холода и тепла, луны и солнца. Точно так же и среди духов есть добрые и злые. Первые – это духи предков, наставники и охранители. Вторые – это вредоносные кэле, виновные в болезнях, несчастных случаях и других неприятностях.

Главное место в чукотских представлениях о явлениях природы занимает божественная сила наргынэн. Это своего рода «дух вселенной», который ведает всем, что связано с погодой и промыслами. Сам он не вмешивается в людские дела, однако может отвечать на обращенные к нему просьбы.


Для чукчей тесная связь человека с солнцем, луной, звездами, природными явлениями – не мифы, а реальность каждого дня.

Творец Чукотки

Единой «версии» о том, как именно был сотворен мир, у чукотских народов нет. Как правило, в них действует творец, который создает мир, животных, первых людей и учит их необходимым навыкам. Однако объединяет их одно: практически во всех фигурирует Ворон (Куркыль).

Ворон в фольклоре чукчей и эскимосов либо сам является творцом, либо выступает его посланником, а затем активно участвует в человеческой жизни.

Исследователи отмечают, что бытовые сказки у чукчей и эскимосов распространены больше, чем у соседей. Многие животные в этих преданиях наделяются человеческими качествами, а мир природы и человека сливается воедино: например, медведь может выразить желание стать оленеводом, а человек – жениться на белой медведице.

Особое место в чукотском фольклоре занимает жанр героических сказаний, прославляющих отвагу, силу и ловкость героев, которые преданы своему народу и встают на его защиту от иноплеменников.


Росомаха – один из персонажей чукотских сказок.

Песни и танцы

В песнях и танцах коренных народов Чукотки значительную роль играет обрядовая составляющая. Это и шаманские практики, в которых ритм и пластика становятся частью камлания, и пляски-пантомимы, призванные задобрить духов-покровителей: животных или птиц. Например, на празднике, посвященным добыче диких оленей, танцоры имитируют характерные повадки волка.

В народных танцах коренных жителей Чукотки исполнители нередко подражают животным – гагаре, зайцу, оленю, лисице.

Одна из характерных черт традиционной чукотской культуры – горловое пение, в основе которого также лежит подражание голосам животных и птиц. Истоки лежат в образе жизни чукчей: издревле охотники и оленеводы использовали голос, чтобы управлять животными или призывать добычу.


Ни одно движение не случайно: в каждом жесте и в общем рисунке танца заключен смысл.

Вначале было море

Издревле жизнь эскимосов и береговых чукчей связана с морем. Тысячелетиями оно кормит жителей этих мест. В прибрежных водах обитают киты, моржи, тюлени, белые медведи, охота на которых помогает людям обеспечить себя едой и теплом. Благодарность морю за щедрость находит отражение в преданиях и обычаях: морские обитатели становятся персонажами сказок и легенд, а благодарственные обряды, посвященные морю и его обитателям – неотъемлемая часть народных традиций.

Священное животное в традиционной культуре народов Восточной Чукотки – косатка. Это животное считается помощником морских охотников, которому принято приносить дары: например, долгое время существовал обычай, завидев в море косатку, насыпать ему чаю или табака.

О тесной, неразрывной связи коренных жителей Чукотки и моря свидетельствуют праздники: День рыбака (отмечается в июле), праздник кита (отмечается осенью или зимой, в конце промыслового сезона) и даже праздник байдары – да, у нее тоже, как и всего сущего, по представлениям чукчей и эскимосов, есть душа.


Статуэтка, вырезанная из моржового бивня. Резьба по кости – еще один традиционный промысел коренных народов Чукотки.

Охота на охоту

Морская охота обеспечивает коренное население Чукотки не только едой. В дело идет все, чему можно найти хоть какое-то применение. Из кожи моржей делают ремни, покрытия для яранг, такелаж для лодок. Шкуры тюленей идут на обувь, одежду, мешки. Жир морских животных используют для освещения и отопления жилищ. Кости китов используются как топливо и строительный материал, китовый ус – для плетения сетей, а из клыков моржа делают наконечники для гарпунов и разные бытовые предметы (например, ложки).

Охота на морских животных – традиционный промысел чукчей. Сегодня коренные народы Чукотки – одни из немногих, кому разрешено охотиться на китов.

Главное промысловое животное на Чукотке – кит. Традиционное снаряжение для охоты на кита – байдара на деревянном каркасе, обтянутая шкурами моржей и лахтаков, и гарпун с поплавком из шкуры нерпы. Гарпун был изобретен более 15 тысяч лет назад и используется до сих пор.


Эскимосы и береговые чукчи занимаются промыслом серых и гренландских китов. Это часть культуры коренных народов Чукотки.

Что же касается других жанров, то Богораз отметил, что в фольклоре оленных чукчей совершенно отсутствуют загадки, “пословиц… тоже мало, и они не совершенно дифференцировались от обыкновенной речи. Большее распространение имеют скороговорки, уже потому, что они носят в себе элемент состязания, который в любом виде возбуждает у чукоч страстный интерес” (Богораз, 1900. С. XXXV).Фольклор чукчей характеризуется разнообразием жанров, сюжетов, образов. В.Г. Богораз выделил следующие его жанры: мифы о сотворении земли, солнца, луны, человека, животных, о различных божествах (“начала творения вести”); сказки о чудовищах кэле; шаманские рассказы; бытовые сказки; предания о военных столкновениях чукчей с коряками, юкагирами, эскимосами, русскими (“времен раздоров вести”); сказки о животных; заговоры; песни.

В космогонических мифах о происхождении солнца, света, луны культурными героями выступают люди, птицы, звери. Многие образы и сюжеты чукотских мифов аналогичны таковым у соседних народов. Так, “предание о приморской женщине – создательнице людей, оленьих стад, морских животных, жилищ имеет широкое распространение как у приморских чукчей, так и у азиатских эскимосов” (Сказки и мифы…, 1974. С. 611).

Образ ворона, по-разному представленный в мифах и сказках чукчей, встречается в мифологии всех палеоазиатов Северо-Востока. Но у чукчей он имеет свои характерные черты. Как отмечал Г.А. Меновщиков, «мифический культурный герой чукотских космогонических преданий – ворон, добывающий солнце, луну и звезды, клювом продалбливающий небесную твердь, чтобы взошла заря, предстает более устойчивым творцом, чем ительменский Кутх и корякский Куткыннеку.

Вполне вероятно, что это еще тот безымянный и общий чукотско-камчатский ворон-творец, который предшествовал Кутху-Куткыннеку. Что же касается вороньего персонажа чукотских сказок о животных, то в них его мифическая миссия, как и в корякско-ительменских сказках этого типа, снижена также до простака и шута. Судя по сходству многих сюжетов вороньих сказок, ворон Кутх – простак, шут и обманшик (“трикстер”) -пришел, как мы предполагаем, в чукотский фольклор из корякско-ительменского, тогда как безымянный ворон-творец, наиболее отчетливо выраженный, по дан¬ным Богораза, в чукотском фольклоре, восходит к общему палеоазиатско-американскому региону» (Меновщиков, 191 А. С. 21).

В сказках о чудовищах кэле эти вредоносные существа предстают, как “грубые и глупые великаны, живущие за морем или на уединенных островах, большей частью в одиночку” (Богораз, 1900). Герой побеждает кэле благодаря своей силе, уму, находчивости, причем имя героя в сказке редко называется: “обычно это “оленевод”, “человек”, “мужчина”, “старичок”, “девушка”, “сирота”, “младший сын”, “шаман” (Меновщиков, 1914. С. 29). Бороться со злыми существами герою помогают “животные – покровители”, добрые духи-“хозяева”, чудесные предметы, каковыми в фольклоре народов Чукотки и Камчатки выступают “мяч, уголек, кремень, выбивалка, летающие лодки (каяки, байдары), стрела, травинка, нож, лыжи, посох, гребешок, шкатулка, мешочки, лучина, мизинец, бубен, рукавица, шапка, кухлянка, отверстие в землянке, мухоморы, ягоды, мертвая голова (череп)” ( Там же. С. 28).

По мнению В.Г. Богораза, “в значительной части рассказов о злых духах кэле фантастический элемент настолько ничтожен, что почти не замаскировывает первоначальную основу реальных этнографических представлений о враждебных племенах” (Богораз, 1900. С. VI).

В фольклоре о шаманах повествуется об их общении с духами, о состязани¬ях шаманов и о борьбе их между собой, о чудесном излечении ими больных, об их путешествиях в иные миры, о шаманских видениях, предсказаниях, превращениях. Шаманы превращаются в животных, в различные предметы, становятся невидимыми, меняют облик других людей. Есть рассказы, где шаманы, шутки ради, превращают своих собеседников в лилипутов и помещают их в курительную трубку или в ложку.

Бытовые сказки у чукчей распространены более, чем у других палеоазиатов Северо-Востока. Они «имеют очень слабую сюжетную основу, которая подчиняется… необходимости быть… эстетической, художественной, образной оправой для прямого поучения, изложения этических норм: “надо делать так и так, но не так” (Сказки Чукотки, 1958. С. 14). Особо выделяется в чукотском фольклоре жанр героических сказаний (Беликов, 1965. С. 154-169). Произведения этого жанра повествуют преимущественно о борьбе чукчей с иноплеменниками. Основные отличительные признаки героических сказаний – “прославление богатырской силы, ловкости и храбрости героя, его победоносной борьбы с врагами племени, общины или семьи, безусловной преданности своему народу, подчеркивание социальной значимости борьбы героя, сугубо правдивое изображение деталей быта, одежды, вооружения, неустанных физических упражнений героя в силе и ловкости, красочное описание поединков героя с вражескими богатырями или целыми отрядами врагов, исключение из действий героя чудесных помощников и преобладание в повествовании о нем правдивых элементов над фантастическими» (Меновщиков, 1974. С. 38).

В мифах и сказках о животных ярко отражается мировоззрение чукчей, согласно которому человек не отделял себя от окружающей природы. Он в той или иной форме объединял себя с животными: вступал с ними в брачные связи, перевоплощался в зверя, вел с животными равноправные поединки-игры увичвэт, в которых всегда одерживал победу (История и культура чукчей, 1987. С. 254).

Популярны фольклорные образы зверей-великанов. Таковым предстает, на¬пример, гигантский восьминогий белый медведь-людоед Кочатко с телом из твердой кости. “В непогожие ночи он ложится на брюхо посреди ледяного поля, манит лапами и приманивает к себе прохожих. Он зовет плачущим голосом, подражая путнику, потерявшему дорогу. Тот, кто услышит его голос и приблизится к чудовищу, тотчас будет схвачен и растерзан” (Богораз, 1939. С. 37).

В чукотских мифах белые медведи имеют человеческие лица, живут как люди в снежных или меховых жилищах. Это полумедведи-полулюди, с человеческим разумом и речью. В записях В.Г. Богораза встречаются мифы о брачных связях человека с белой медведицей, о том, как медведица рожает человеку детей и уносит их в свою страну.

Дифференциация хозяйства чукчей на оленеводство и морской промысел не могла не отразиться на характере чукотского фольклора. В мифологию чукчей начинает проникать разнообразная морская фантастика, сюжеты, связанные с морскими путешествиями. Герои чукотских сказаний отправляются в морские путешествия по разным поводам: в поисках похищенной жены или сестры, на выручку младшим братьям, попавшим в плен к людоедам на чужом берегу. В пути они попадают в бурю, преодолевают скалы, поддерживающие небо, которые, то размыкаются, создавая ветер, то смыкаются, множество других необычных препятствий.

Распространенными персонажами чукотского фольклора становятся морские промысловые животные – кит, нерпа и др. Для большинства таких сюжетов характерно очеловечивание морских животных. Таков, например, миф о девушке, которую отец и братья за отказ стать женой подвешивают вниз головой на обрывистом утесе. Когда ремень, на котором висела девушка, обрывается, героиня падает в море, попадает к моржам и начинается ее вторая жизнь – жизнь хозяйки моржовой страны. Другой распространенный мотив – брачные связи человека с морскими животными: охотник вступает в брак с нерпой, а когда люди убивают ее, человек предается отчаянию; кит становится мужем девушки, она рожает от него сына-китенка, которого кормит грудью. В более поздних мифах переходного типа, с элементами сказки, появляется даже “китовый народ” ръэврэмкын, который живет глубоко в море. Человек, нырнувший в море, берет в жены “китовую женщину”, которую ему предлагают сами киты.

Новым общественным отношениям приморских чукчей и оленеводов, по мнению Г. А. Меновщикова, обязана трансформация в чукотском фольклоре темы о сироте ейвэл. Если в ранних сказках сохраняется доброжелательное отношение родственников и соседей к сиротам (их принимают в семью, помогают становиться сильными и смелыми), то в сказаниях позднего периода господствующим становится социальный аспект: с зарождением имущественного неравенства среди приморских охотников и оленеводов героические подвиги сироты направлены против насилия и несправедливости {Меновщиков, 1974. С. 37). В одних сюжетах сирота добивается всего сам, в других ему помогают животные. Помощь животных человеку – обычный и распространенный мотив в чукотских мифах.

Одним из самых распространенным жанров фольклора чукчей были заговоры (заклинания). В.Г. Богораз писал, что “нет ни одного чукчи, который бы не имел по крайней мере один или два” заговора (Богораз, 1900. С. 26). “Нет ни од¬ного момента в жизни, нет ни одного действия, которое считалось бы слишком незначительным для того, чтобы не сопровождаться особым заклинанием. Человек, едущий на оленях, употребляет заговор, чтобы сократить путь. Голодный человек, который ест вместе с кем-нибудь из одного блюда, старается заклинаниями сделать движения своего товарища более медленными, чем свои. Женщины обращают заклинания к своим сухожильным ниткам, чтобы сделать их прочнее.

Человек, забывший магическую формулу, прибегает к заклинанию, помогающему вспомнить ее. Очень много заклинаний относится к любви. Большое число заклинаний относится к лечению болезней” (Богораз, 1939. С. 107). Множество заговоров было связано с оленеводством: «Каждый стадовладелец имеет свои особые заговоры, которые составляют основу его оленного счастья… Заговоры тщательно сохраняются в тайне, так как, сделавшись известными другому лицу, они немедленно теряют силу. Однако они могут быть передаваемы за плату или по благорасположению (Богораз, 1900. С. XXXIV)

Среди многих текстов шаманских заговоров В.Г. Богораз приводит “Заклинание, приводящее обратно умирающих людей“: “Когда я хочу задержать уходящего в страну мертвых, я превращаю свой мизинец в умирающего и крепко держу его рукой. Когда он хочет уйти, я держу его, перехватываю его на дороге. Я лаю, как собака, и заставляю его вернуться. Я превращаю его душу в плавучее дерево, я дую изо всех сил, как большой ветер, и подгоняю его к берегу. Я гоню его своим дыханием по направлению к земле: “Qato, quato, quato!” Я схвачу дерево за корни и вытащу на берег» (Богораз, 1939. С. 173). Другое заклинание предназначено защитить человека от злого духа: «Если я боюсь нападения kelet, когда я сплю одиноко, я говорю: “Я делаю себя маленьким камнем. Я вхожу в камень. Он лежит на морском берегу. Разные ветры дуют на него, многие волны омывают его. Я невредим”» (Там же. С. 167).

Чукотский фольклор, создаваемый в течение тысячелетий, стал основой, на которой в советское время сформировалась и развивалась художественная литература чукчей. В 1940 г. в Ленинграде на чукотском и русском языках выходит книга Тынэтэгына (Федор Тинетев, 1920-1940) “Чавчывалымнылтэ” (Сказки чаучу) – первые образцы чукотского фольклора, отраженные в художественной форме. В послевоенные годы через фольклор шли к широкому признанию своего таланта Антонина Кымытваль, Михаил Вальгиргин, Василий Ятгыргин, Владимир Тынескин, сумевшие соединить вековые традиции устного народного творчества своего народа с достижениями русской и мировой культуры.

Е.П. Батьянова, И.С. Вдовин, С.Ф. Карабанова, Н.В. Кочешков, В.А. Лыткин, В.А. Тураев
(из книги Народы Северо-Востока Сибири)

Цели:

  • Вызвать интерес у детей к чукотскому фольклору.
  • Познакомить с чукотскими богатырями.
  • Развивать речь детей, логическое мышление.

Оборудование:

  • Ноутбук, мультимедийный проектор, экран
  • Компьютерная презентация (Приложение
    1
    ) с видео- и  звуковыми файлами
  • «Песня гонщика», ансамбль «Эргырон» – для
    физкультминутки. (Приложение 2)
  • Отрывок из сказания «Кунлелю». (Приложение
    3
    )
  • «Копьё» (Приложение 4)
  • «Сказание о Кунлелю и его отряде», запись и
    перевод с чукотского Л.В. Беликова.  Распечатки
    текстов по количеству детей.
  • Боевое копьё, выльвыегыт («вороньи лапки») –
    чукотские снегоступы.
  • Книга о чукотско-эскимосских спортивных играх
    «Самый сильный, самый ловкий», Владилен Леонтьев.
  • Запись чукотского напева для начала урока.

Предварительная подготовка:

1. По просьбе учителя родители детям прочитали
«Сказание о Кунлелю и его отряде» (Приложение
5
)
2. Воспитатель прочитал «Сказание о Нанкитэмтэне
и его сыновьях» (Приложение 6),
«Сказание о сильном Вытрытве»;
3. Дети прочитали предание «Хромой, да сильный» (Приложение 7),
подготовили краткие пересказы отрывков из
«Сказания о Кунлелю и его отряде», рисунки к
сказанию (использованы в презентации); сообщения
о физическом воспитании и спортивных
соревнованиях на Чукотке в прежние годы.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

II. Вступительная беседа (фон –
спокойный чукотский напев из репертуара
ансамбля «Эргырон»)

(Слайд 1) Чукотка!.. Холодный, суровый край,
вечная мерзлота. Только коротким летом солн­це
пытается согреть землю. Но не успевает растаять
снег в расщелинах сопок, как снова  землю
 охваты­вает леденящая стужа. Кажется, разве
возможна жизнь в таком холоде? Но и здесь живут
люди. Когда-то, много тысяч лет назад, предки
современных эскимосов, чукчей и коряков не
побоялись стужи и вечных льдов, при­способились
к суровым условиям Севера.
Природа была безжалостна к людям. И не мог
справиться с такими испытаниями  слабый, хилый
человек. Вы­живали только сильные, мужественные,
выносливые. Поэтому здесь огромным уважением
пользовались люди, обладавшие большой силой и
ловкостью. Это были настоящие богатыри –
эрмечин  ([эрм’эс’ин]).
Память о них жива и поныне.
Откуда мы узнаём о богатырях? (Из книг,
рассказов взрослых, фильмов.)

Давно это было, да и народу много к нам приехало,
поэтому не все люди знают про чукотских
богатырей. И мы сегодня с вами собрались, чтобы
поделиться тем, что знаем сами.
Сегодняшний урок внеклассного чтения посвящён
чукотским богатырям.

III. Рассказы о Кунлелю

1)  Проверка домашнего задания

–  Как звали самого главного чукотского
богатыря? (Кунлелю)
–  Как называется произведение о нём, которое
вы прочитали?  («Сказание о Кунлелю и его
отряде»)
(Слайд 2)
–  Скажите, какие события, описанные в этом
сказании, происходили на Чукотке более двухсот
лет назад? (Происходили междоусобные войны.
Чукчи воевали с коряками за оленей – отбирали
стада друг у друга.  Затем они помирились и
стали жить рядом.)

–  Почему же такая война была за оленей? (Олень
в тундре – это всё: и еда, и одежда, и жильё.)

–  О чём рассказывается в этом сказании?  (Мотлинто
обманом поссорил людей, забрал много оленей,
 пролилось много крови. Кунлелю же защищал
бедных и обиженных и наказал Мотлинто за
причинённое зло.)

–  Много историй происходило с Кунлелю.
Некоторые мы сейчас расскажем.

  1. Кунлелю взбирается по ледяной горе. (Слайды 3-6)
  2. Бой с Мотлинто. (Слайды 7-10)
  3. Сражение с богатыми оленными людьми. (Слайды 11-14)

2) Беседа после проверки д/з (Слайд 15)

–  Почему Кунлелю искал Мотлинто? (Чтобы
наказать за предательство.)

–  Что доказывает, что он был действительно
человеком необычайной силы? (Он победил
богатыря, равного ему по силе; смог по ремню
подняться на гору и втащить туда своих товарищей;
множество стрел пробили его кухлянку, а он, сняв
пояс, просто вытряхнул наконечники, которые не
причинили ему вреда; его олень был ему под стать
–  смог подняться на неприступную ледяную
гору.)

–  Помогают ли Кунлелю какие-нибудь волшебные
предметы? (Нет. И этим подчёркивается его сила.)
–  Но, тем не менее, что-то ещё помогает герою.
Попробуем это выяснить.

3) Дополнительные задания

Рассказ Андрея. (Слайды 16-22)

–  Сделайте вывод: что же ещё помогает
богатырю? (Его сильный дух.)

4) Физкультминутка (Слайд 23, цифра 1)

Беседа об особенностях «Сказания…»

–  Что вы можете сказать о речи в этом
произведении? (Варианты ответов.)
–  Мы вернёмся к этому вопросу.
–  Что означает имя Кунлелю?  (Одноусый.)
–  Предположите, почему его так назвали?  (Варианты
ответов.)

Слушание незнакомого отрывка.
(Отрывок из сказания «Кунлелю», книга «Сказки и
мифы народов Чукотки и Камчатки», сборник
составлен Г.А. Меновщиковым.) (Слайд 23, цифра 2)

–  Сейчас вы послушаете отрывок из сказания
и найдёте ответы на эти вопросы.

Беседа  (после прослушивания).

–  Так почему же Кунлелю назвали Одноусым? (Родился
Кунлелю, а у него на подбородке уже один длин­ный
волосок растёт, потому и назвали его Кунлелю —
Одноусый.
)
–  А про речь что скажете? (В «Сказании …»
много повторов. Делалось это для того, чтобы
подчеркнуть какую-то мысль, убедить слушателя в
чём-то. Речь разговорная. «Сказание…» записано
так, как рассказывал человек.)

–  В сказании, которое вы прочитали, этот
отрывок встречался? (Нет.)
–  Почему? (Потому что сказание – это устное
народное творчество, или фольклор. Пересказаны
эти истории разными людьми. Каждый человек мог
добавить что-то своё.)

–  Назовите жанр прочитанного произведения. (Сказание.)
–  Что значит «сказание»? (Рассказ о былом (о
том, что было), переходящий от поколения к
поколению.)

–  Уточните, в самом ли деле проходили
описанные события, или они выдуманы, т. е., это
сказка? (В самом деле происходили.)
–  А разве мог человек обладать такой силой? (Это
преувеличение, которое характерно для былин,
сказаний, преданий.)

IV. Воины Чукотки. Информация

–  Какие ещё сказания и предания о чукотских
богатырях, воинах, защитниках вы прочитали? («Сказание
о Нанкитэмтэне и его сыновьях» (Слайд 24),
«Сказание о сильном Вытрытве» (Слайд 25), предание
«Хромой, да сильный» (Слайд 26).)

–  Какое оружие было у чукчей того времени? (Копья,
лук, стрелы.)
(Показ копья) (Слайд 26, управляющая
кнопка «видео»)
–  Какую ошибку врагов вы заметили в
прочитанных сказаниях? (Беспечность. Враги
оружие или складывали в одну кучу, или, засыпая,
не держали его в руках.)

–  Посмотрите, какая одежда и экипировка были
у чукотских воинов. (Слайды 27-28)
–  Панцирь из толстой кожи надёжно защищал от
копий, ножей и стрел. Для защиты спины и затылка
сзади прикреплялся щит с подвижными «крыльями».
–  Знакомы ли вам названия Покыткын?
Вэвтыгытгын? Мараваам? (Это
названия рек, впадающих в Амгуэму.)
(Слайд 29)
–  Почему так названы? (Названы именами
чукотских воинов, погибших в сражениях с
врагами.)

–  И ещё скажу вам, старые люди рассказывают,
что чукотские воины сражались, посадив своих жён
в капюшоны. Вот такие они были сильные.

V. Физическое воспитание чукчей

–  Достаточно ли было такой одежды и оружия? (Нет.)
–  Что ещё надо было? (Большая физическая
сила.)

–  Какие же упражнения выполняли чукотские
мужчины, чтобы стать сильными?

1. По утрам даже зимой родители заставляли детей
пробежать вокруг яранги.  Дети надевали только
кухлянку и одни меховые носки.
2. Чукчи и эскимосы придумали выльвыегыт –
вороньи лапки. Зимой устраивали соревнования в
беге на таких вороньих лапках. (Демонстрация
снегоступов)
3. Раньше, чтобы стать хорошими бегунами, чукчи
привязывали к ногам мешочки с галькой или песком
и так ходили. От этого мышцы на ногах становились
крепкими.
4. Чтобы стать сильными, мужчины носили большие
камни, поднимались с ними на гору.
5. Очень часто мужчины соревновались в борьбе.
Правил борьбы не существовало. Можно было
применить любой приём, лишь бы положить
соперника на лопатки.
6. Соревновались люди в беге на выносливость –
бегали по кругу, пока там не оставались самые
сильные и выносливые.
7. Соревновались чукчи в прыганье на моржовой
шкуре. Много людей брались за края шкуры и
подбрасывали на ней человека. Тот должен был
встать на ноги. (Слайд 30)

–  И это ещё не все упражнения и соревнования
вы перечислили. О многих из них вы можете узнать
из книги Владилена Леонтьева «Самый сильный,
самый ловкий». (Демонстрация книги)
–  У чукчей есть поговорка: «За своим телом
хорошо следи ещё смолоду, тогда старость не скоро
настанет». (Слайд 31)

VI. Итог. Литературная викторина (Слайд
32)

1. Что обозначает имя Вытрытва? (Лежать на
спине.)

2. Почему Вытрытва был по утрам взмокшим? (По
ночам тренировался – камни на гору носил.)

3. Что случалось, когда сражающиеся на копьях
сильно размахивали ими? (Взлетали.)
4. Сколько дней в воздухе бились на копьях
Вытрытва и мужичина озёрный? (Пять.)
5. Как надо было правильно будить Вытрытву? (Ударом
по голове или по телу.)

6. Что обозначает имя Нанкитэмтэн? (Подтягивающий
Живот.)

7. Почему его так звали? (Он мог за один раз
съесть целого оленя, живот сильно раздувался и
его приходилось ремнём подтягивать.)

8. Как звали сыновей Нанкитэмтэна? (Умильгу и
Тутылькут.)

9. С каким животным боролся Тутылькут, чтобы
проверить свою силу? (С медведем.)
10. Почему Пыглин не ходил в дозор со сторожевым
отрядом чукотских воинов? (Был хромым.)
11. Каким оружием защищал Пыглин женщин в
стойбище? (Лук и стрелы сделал из шестов, взятых
из треног.)

VII. Рефлексия

–  Понравились ли вам сказания?
–  Какими же чертами обладали чукотские
богатыри? (Силой, ловкостью, храбростью,
находчивостью, силой духа.)

–  А чем могли не понравиться эти сказания? (Много
убивают в этих историях.)

–  Почему же так случалось? (Время было
давнее, люди не всегда умели договориться между
собой. Кто был быстрее, тот нападал первым и
побеждал.)

VIII. Домашнее задание

–  Прочитать эскимосскую сказку
«Мальчик-богатырь» и сделать к ней рисунки.

Литература:

1. Беликов Л.В. Чукотские народные сказки,
мифы и предания. Магаданское книжное
издательство, 1982.
2. Меновщиков Г.А. Сказки и мифы народов
Чукотки и Камчатки. М., «Наука», 1974.
3. Леонтьев В.В. Самый сильный, самый ловкий.
Магаданское книжное издательство, 1979.

  • Кто является главным героем в произведении варлама шаламова колымские рассказы
  • Кто является героями сказки которую пугачев рассказывает гриневу по дороге в белогорскую крепость
  • Кто является героями рассказа
  • Кто является героями бытовых сказок
  • Кто является героем рассказа к симонова малышка