Кто является главным героем рассказа уроки французского

Рассказ «Уроки французского» В. Распутин написал в 1973 году. Произведение написано в традиции деревенской прозы – направления, развивавшегося в русской литературе того периода. Произведение считается автобиографичным, повествующем об эпизоде из жизни самого В. Распутина.

Кто главные герои рассказа Уроки французского

Содержание

  1. Краткая характеристика персонажей
  2. Подробная характеристика героев
  3. Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

  • Рассказчик – мальчик одиннадцати лет из бедной семьи; от его лица ведется повествование в рассказе.
  • Лидия Михайловна – молодая учительница французского, «лет двадцать пять».
  • Вадик – семиклассник, «хозяйничал» среди ребят, игравших в «чику».

Другие персонажи:

Второстепенными героями рассказа являются руководитель школы Василий Андреевич, мама главного героя, мальчишки Птаха, Тишкин, Федька, а также школьный шофер дядя Ваня.

Подробная характеристика героев

В рассказе «Уроки французского» Валентин Распутин раскрывает тему отношений между учеником и учителем. Лидия Михайловна изображается писателем как действительно талантливый педагог и наставник.

Видя, что мальчик не хочет принимать помощь просто так, она находит способ помочь ему через игру на деньги. Этим женщина в буквальном смысле спасает мальчика от голода, не задевая его гордость.

Главные герои:

  1. Мальчик-повествователь. Мальчик 11 лет из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт отдельно от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбы в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.
  2. Мать мальчика. Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей, автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районный центр, передавала еду и иногда – немного денег.
  3. Лидия Михайловна, учительница французского языка. Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом из Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.
  4. Василий Андреевич, директор школы. Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с автором, играющих на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи:

  1. Дядя Ваня. Шофер, который по работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.
  2. Федька. Сын хозяйки квартиры, где жил главный герой. Федька познакомил его с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.
  3. Вадик. Городской мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается и обижает тех, кто младше и слабее. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.
  4. Птаха. Друг Вадика, остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся. Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения.
  5. Тишкин. Одноклассник автора, который часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он первым «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» герои настолько разнятся своим внутренним и внешним содержанием, что перед читателем предстаёт целая галерея персонажей.

Поступки главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Описание небольшого отрезка жизни главных героев «Уроков французского» – очень трогательное и сильное в рассказе Валентина Распутина.

Самые запоминающиеся персонажи рассказа

Действие повести происходит в 1948 году, мальчик Володя живет в сибирской деревне с мамой. Жизнь в то время была тяжелой, повсюду — голод и безденежье. Мы немного узнаем о судьбе рассказчика.

У него есть мама, которая очень сильно его любит, настолько, что готова отдать последнее. Отца нет, можно предположить, что он погиб на фронте. Также есть младшая сестренка. Несмотря на юный возраст, Володя пытается заботиться о своей сестре: учит ее глотать семена, чтобы по весне взошел урожай и больше не хотелось есть.

В их селе есть только начальная школа, но мальчик проявляет способности к грамоте, поэтому мама отправляет его учиться в город. В городе жить становится еще тяжелее, Володя постоянно испытывает голод, его одежда старая и поношенная, нет даже зимних сапог. Он всегда с нетерпением ждет посылок с картошкой от матери.

Он понимает, что семья тети ворует его продукты, но делает вид, что ничего не замечает, ведь сам знает эту нужду. Володя морально старше своих ровесников. Тяжелая жизнь заставляет его рассуждать по-взрослому. Деньги, выигранные на пустыре, он тратит не на конфеты или игрушки, а покупает молоко.

Когда Лидия Михайловна предлагает с ней пообедать, он отказывается, хотя голодному ребенку очень сложно себя пересилить. Точно так же он отказывается от продуктов, присланных учительницей, соглашаясь брать только «честно» выигранные деньги.

Второй основной персонаж — преподавательница французского Лидия Михайловна. Это совсем молодая женщина, лет двадцати пяти, которая волей судьбы приезжает на работу именно в эту школу. У нее короткие черные волосы, чуть косящие глаза, тихий голос. Рассказчик предполагает, что учительница уже была замужем.

Она обращает внимание на избитого мальчика и когда узнает, что его били за азартную игру, поступает неожиданно. Она не рассказывает директору, а пытается войти в положение ребенка, которого на это подтолкнул голод.

Очевидно, Лидии Михайловне тоже живется нелегко, но она хочет хоть чем-то помочь способному ученику. Да, она прекрасно понимает, что это против правил и чем может ей грозить. Но все равно делает это, потому что лучше она, чем кто-то другой.

Все второстепенные герои повести также не случайны. Каждый из них преподает герою определенный урок. Мальчишки, играющие на деньги, учат тому, что никто не любит тех, кто лучше других.

Заводила Вадик и его подпевала второгодник Птаха избивают героя за то, что он часто выигрывает и не хочет делиться. Одноклассник Тишкин впервые знакомит с предательством, когда рассказывает учительнице об азартных играх, хотя он и сам играет в них.

После знакомства с персонажами повести становится очевидно, что в любых обстоятельствах есть плохие люди, а есть хорошие. Тяжелая жизнь не меняет человека, а лишь лучше раскрывает его суть.

Молодая учительница смогла в тощем деревенском мальчике рассмотреть сильную личность, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный жизненный момент.

Читайте также: Бедность не порок – сочинения и анализ пьесы Островского.

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добра и зла, правды и лжи, справедливости и человеческого равнодушия. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью.

«Уроки французского» главные герои

«Уроки французского» главные герои

В рассказе Распутина «Уроки французского» затрагиваются вечные темы: добро и зло, правда и ложь, справедливость и человеческое равнодушие. Книга повествует о роли учителя в жизни человека, заставляет задуматься о той грани, где мораль встречается с безнравственностью. Молодая учительница в тощем деревенском мальчике смогла рассмотреть сильную личность, пожалеть его, голодного ребёнка, такого же одинокого, как и она сама. Образ учительницы – это образ человека, заменившего мать мальчику в чужом городе. Её забота – самое ценное, что мог дать человек человеку в сложный момент жизни.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев «Уроки французского»

Главные герои

Мальчик-повествователь

Главный герой, мальчик 11 лет.

Ребёнок из бедной деревенской семьи. Худой от постоянного недоедания. Одинокий, диковатый, скромный и очень способный ученик. Живёт далеко от семьи, по которой очень тоскует. Честный, мужественный, смелый, упорный, с сильным характером. Несмотря на голод и отсутствие денег, учёбу в школе не бросает, старается оправдать доверие семьи. Самостоятельный и умный не по годам. Гордый, не жалуется и не принимает еду от учительницы, желающей помочь.

Мать мальчика

Женщина, воспитывающая троих детей без мужа. Волевая, умная, но неграмотная. Благодаря ей автор имел возможность учиться, несмотря на голод и бедность. Она приняла решение отдать сына в школу в районном центре, передавала еду и иногда – немного денег.

Лидия Михайловна

Учительница французского языка.

Красивая, добрая молодая женщина около 25 лет. Имеет правильные черты лица, еле заметную «косинку» в глазах, короткие чёрные волосы. Родом с Кубани. Родилась и выросла в городе, обеспечена, ни в чём не нуждается. Она сумела рассмотреть голодного и очень способного мальчика, хитростью помогала ему едой и деньгами. Призналась, что с детства вела себя не по правилам, приносила много проблем родителям. По её словам, человек стареет, когда перестаёт быть ребёнком.

Василий Андреевич

Директор школы.

Строгий человек с манерой громко разговаривать. В школе дети очень его боялись. Провинившегося ученика в присутствии всех учащихся директор школы заставлял объяснить, что его толкнуло на плохой поступок. Застав учительницу с учеником за игрой на деньги в «пристенок», директор от возмущения не находит слов. Разбираться в сути поступка педагога он не стал, посчитав это преступлением.

Второстепенные персонажи

По работе возит в райцентр груз. Один раз в неделю дядя Ваня привозит мальчику продукты.

Федька

Сын хозяйки квартиры, в которой жил рассказчик.

Федька познакомил рассказчика с компанией, играющей в «чику» на деньги. Федька и его семья подворовывают еду у главного героя, когда тот находится в школе.

Мальчик из 7 класса той же школы, где учится главный герой. Хитрый, злой подросток, который насмехается над теми, кто младше и слабее, и обижает их. Дружит с хулиганом Птахой. Избивают главного героя несколько раз за то, что он играет лучше всех.

Драчун, хулиган, не имеющий своего мнения. Остался на второй год в пятом классе, школу посещает как придётся.

Тишкин

Одноклассник главного героя.

Часто присутствовал при играх на деньги, но сам не участвовал. Он «сдал» мальчишку учительнице французского, рассказав откуда у него синяки и побои.

В рассказе «Уроки французского» перед читателем предстаёт целая галерея разнообразных персонажей. События, произошедшие с героями книги «Уроки французского», стали их жизненными уроками. Оказывается, за совершение добрых поступков можно пострадать, потому что их не все могут верно понять и оценить. В «Уроках французского» – показаны доброта и милосердие в действии.
Имена и характеристики персонажей могут быть полезны при написании сочинения и творческой работы по произведению.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Анастасия Семёнова

    8/11

  • Юлия Пашкевич

    9/11

  • Елена Троеглазова

    11/11

  • Александр Шувалов

    11/11

  • Анна Макарова

    9/11

  • Никита Степанянц

    11/11

  • Егор Антонов

    11/11

  • Ольга Лыхо

    10/11

  • Никита Егоров

    8/11

  • Дмитрий Чернушевич

    11/11

«Уроки французского» главные герои рассказа Распутина живут в тяжелое время, но не забывают о чести и доброте.

Содержание

  1. Распутин «Уроки французского» главные герои
  2. «Уроки французского» характеристика учительницы
  3. «Уроки французского» характеристика главного героя

Распутин «Уроки французского» главные герои

Главными героями рассказа являются одиннадцатилетний мальчик и учительница французского языка Лидия Михайловна.

Второстепенные герои:

  • мать мальчика,
  • директор школы – Василий Андреевич.
  • Тетя Надя – женщина, у которой живет главный герой.
  • Птаха — одноклассник главного героя
  • Вадик
  • Федька — младший сын тети Нади.

«Уроки французского» характеристика учительницы

Лидия Михайловна — учительница французского языка, умная и красивая. «Человек необыкновенный, непохо- жий на всех остальных», «…особенное, какое-то сказочное существо».

Черты характера Лидии Михайловны: чуткость, милосердие, чувство собственного достоинства, щедрость, отзывчивость, честность, смелость, мужество

Лидии Михайловне было не более двадцати пяти лет и «в лице ее не было жестокости». «Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, …, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание».

Лидия Михайловна предстает образцом человечности и милосердия, решаясь помочь одинокому мальчишке адаптироваться к жизни в городе. Узнав о его играх на деньги и целях это игры (иметь возможность купить еду), она проникается сочувствием к мальчишке и под предлогом дополнительных уроков по французскому берет над ним негласную опеку. Главный же герой, где-то подсознательно ощущает то, что Лидия Михайловна сама одинока до глубины души, что выдают обрывки ее фраз, порой задумчивый и отрешенный взгляд, он ощущает ее искренне, а порой и неуклюжее желание помочь, что в итоге заставляет его душу открыться перед этой некогда загадочной и недосягаемой учительницей.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, показала «другую жизнь» (в доме учительницы мальчику даже воздух казался пропитанным «лёгкими и незнакомыми запахами иной жизни»), где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы.

«Уроки французского» характеристика главного героя

В центре рассказа главный герой – неуклюжий мальчишка из села. Он приехал учиться в районную школу в послевоенное время. «Тощий диковатый мальчишка …, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах» — так внешне можно описать главного героя.

Черты характера мальчика: честность, упорство, смелость, мужество, стойкость, воля, самостоятельность. Очевидно, что данные особенности его характера были сформированы как раз на фоне неблагополучной послевоенной жизни, именно поэтому он научился ценить и уважать окружающих.

Мальчик получил уроки добра и мужества. Он не только дополнительно занимался французским, а еще получил жизненные уроки: научился прощать обиды, приобрел опыт переживания одиночества. Он понял, что истинное добро не требует награды, оно бескорыстно, добро имеет способность распространяться, передаваться от человека к человеку и возвращаться к тому, от кого исходило.

Лидия Михайловна открыла мальчику новый мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и помогать, разделять горе и радость, избавлять от одиночества. Мальчик узнал «красные яблоки», о которых и не мечтал никогда. Теперь он  узнал о том, что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь. Это и есть истинные духовные ценности.

Теперь Вы знаете кто главные герои рассказа «Уроки французского» Распутина и как они помогли в жизни друг другу.

Главные герои

В рассказе «Уроки французского» героем первого плана выступает одиннадцатилетний подросток, он же исполняет роль рассказчика. Распутин дал ему следующее описание:

  • одинок;
  • скромен;
  • диковат;
  • целеустремлен.

Мальчик был из очень бедной семьи, в которой частенько не было даже поесть, поскольку все на своих плечах тянула мать. Из-за вечного недоедания он был худой, будто прозрачный. Несмотря на нищенское существование, паренек не пошел воровать, смог остаться честным, справедливым и добрым.

уроки французского главные герои

Он упорно продолжает посещать школу и получать знания, чтобы стать гордостью своей семьи. В подростке чувствуется сила, ведь он никогда не жалуется, не просит помощи. Молодую учительницу поражает его самостоятельность и гордость. Девушка видит, как сильно он хочет есть, поэтому предлагает ему бутерброд, но тот отказывается, чтобы не казаться жалким.

Учительницу из рассказа «Уроки французского» звали Лидия Михайловна. Она была и доброй 25-летней женщиной. Автор дает следующее описание внешности героини:

  • правильные черты лица;
  • слегка заметная косинка в темных глазах;
  • черные коротко стриженные волосы.

Лидия Михайловна была городской жительницей из обеспеченной семьи, поэтому ни в чем не испытывала нужды. Она признается, что в детстве была непослушным ребенком, из-за чего приносила родителям немало хлопот. Преподавательница смогла рассмотреть в голодном и тихом мальчике положительные черты, она старается помочь ему выбраться из трудной жизненной ситуации.

Также в роли главного действующего лица выступает мама мальчика. Кроме сына у нее есть еще двое детей. Женщина воспитывает и содержит их одна. Автор наделяет ее волевым характером, силой духа.

Чтобы обеспечить сыну достойное будущее, мать себе в ущерб, ведь некому будет помогать по хозяйству, отдает мальчика в районную школу. Она не бросает его, а по возможности передает еду и небольшие деньги.

Второстепенные персонажи

В рассказе «Уроки французского» персонажей второстепенного плана также немало. Автор дает им следующую характеристику:

герои рассказа уроки французского

  1. Василий Андреевич — директор школы, он громко разговаривает, поэтому ученики относятся к нему со страхом. Провинившихся детей он заставлял объяснять причину своего проступка, делая это прилюдно. Застав учительницу и школьника за постыдной игрой, он, не разбираясь в сути проблемы, объявляет ее преступницей.
  2. Дядя Ваня — водитель. Мужчина периодически привозит главному герою продукты. Это добрый и ответственный мужчина.
  3. Вадик — ученик 7 класса, ему автор создал образ хитрого и злого подростка. Он с насмешкой относится к младшим ребятам, обижает слабых. Своим лучшим другом считает хулигана по прозвищу Птаха, старается во всем подражать ему. Вместе с ним Вадик несколько раз избивает главного героя за то, что тому удается выиграть в «пристенок».
  4. Тишкин — одноклассник рассказчика. Это трусливый мальчик, присутствующий на всех играх, но не осмеливающийся принять в них участие. Он рассказывает учительнице, откуда у его друга синяки, а также как он зарабатывает деньги на пропитание.
  5. Федька — сын владелицы квартиры, где проживает рассказчик. Подросток знакомит его с компанией ребят, которые занимаются игрой в «чику» на деньги. Федька и его родные частенько воруют у главного героя продукты, когда тот уходит учиться или играть.

В рассказе «Уроки французского» главные герои разные. Распутин создал настоящую галерею персонажей. У каждого из них собственный характер, цель, свои положительные и отрицательные качества. Все они сыграли важную роль в судьбе подростка.

Основная мысль и анализ

Свое знаменитое произведение Валентин Распутин написал в 1973 году. Практически сразу оно было опубликовано в газетном издании «Советская молодежь». Этот рассказ отчасти автобиографичен, так как у писателя была учительница, которая сыграла в его жизни огромную роль. Даже имя героини он позаимствовал у нее.

Эта женщина прочитала творение писателя, оно напомнило ей собственную историю. Она отыскала своего бывшего ученика, при встрече они долго вспоминали, через какие трудности прошли. Все это легло в основу замечательного литературного сочинения. В своей повести Распутин затрагивает много важных тем:

  • людская доброта;
  • значение учителя в жизни ребенка;
  • неравнодушие.

распутин уроки французского герои

Проблематика заключается в моральном выборе каждого. Учительница рискует репутацией и работой, играя с мальчиком в азартную игру. Но для нее гораздо важнее помочь ему, пусть и таким не совсем педагогическим путем.

Главная мысль, которую хотел донести автор, заключается в том, что, помогая другим, человек помогает себе.

На чтение 10 мин Просмотров 32.9к. Опубликовано 03.04.2020

⭐⭐⭐⭐⭐ «Уроки французского» за 3 минуты и подробно по частям за 6 минут. 

Очень краткий пересказ рассказа «Уроки французского»

В 1948 году, спустя три года после войны, только что окончивший начальную школу мальчик Володя был отправлен матерью в райцентр для того, чтобы продолжать обучение в 5 классе. Семья была очень бедной, так как разруха войны никого не щадила. Мать кое-как договорилась со знакомой о предоставлении комнаты и с трудом добывала продукты, чтобы ее ребенок не голодал.

На новом месте Володе было трудно. Мучил голод, продукты потаскивали хозяйкины ребятишки, но учился довольно хорошо. Правда, с французским не ладилось из-за произношения, поэтому больше «тройки» за этот предмет мальчик не получал.

Как-то спустя немного времени хозяйский сынок Федька поинтересовался у Володи, умеет ли он играть в «чику». Тот согласился сходить с ним посмотреть, как играют старшие школьники. Играли на пустыре, вдали от жилых построек.

Володя понял, что для того, чтобы выжить в новых условиях, нужно как-то добывать деньги. Он решил играть. Спустя некоторое время он уже выигрывал целый рубль и тратил его на молоко, которое нужно было обязательно пить, потому что у него было малокровие.

Его постоянные выигрыши не понравились новым друзьям, Птахе и Вадику, и они его избили.

Наутро в школе первым уроком был французский язык, и учительница, Лидия Михайловна, сразу заметила, что у мальчика разбиты губа и нос. На вопрос учительницы, что случилось, ябедник Тишкин успел выкрикнуть правду.

Учительница не стала ругать Володю, но оставила его после уроков и обо все расспросила. Узнав, что он принципиально выигрывает только рубль и тратит его на молоко, она поняла бедственное положение ребенка. Она решила ему помочь, и вскоре мальчик получил посылку: ящик макарон и гематоген.

Мальчик сразу же понял, от кого посылка и решил ее вернуть учительнице. Понимая, что ученик ничего от нее не возьмет из чувства собственного достоинства, учительница решилась на крайние меры. Она пригласила мальчика к себе домой, чтобы заниматься французским языком дополнительно и, как бы невзначай, показала игру, в которую играла в детстве. Это была игра на деньги.

Ученик заинтересовался игрой и, так как считал свой выигрыш честным, брал деньги от учительницы. Теперь он покупал хорошее молоко, ел сливки и черный хлеб.

В один из таких вечеров, играя на деньги, они поспорили. Мальчику показалось, что учительница нарочно поддается, а та шумно отрицала. На шум появился директор, который жил в том же доме, в соседней половине. Увидев происходящее, он пришел в негодование и настоял на объяснении. Учительнице пришлось во всем сознаться, за что она была вскоре уволена.

Спустя некоторое время, ближе к зиме, мальчик получил еще одну посылку, с Кубани – родины учительницы. В посылке были макароны и яблоки, которые мальчик видел только на картинках.

Главные герои и их характеристика:

  •  Володя  – мальчик 11 лет, пятиклассник из бедной семьи.
  •  Лидия Михайловна  – учитель французского языка, 25 лет.

Второстепенный герои и их характеристика:

  •  Федя  – сын хозяйки, тети Нади.
  •  Тишкин  — одноклассник Володи.
  •  Дядя Ваня  – шофер полуторки, привозил главному герою от матери картошку.
  •  Вадик  – старшеклассник, инициатор игры.
  •  Птаха  — старшеклассник, друг Вадика.
  •  Василий Андреевич  – директор школы, очень строгий мужчина средних лет.

Краткое содержание рассказа «Уроки французского» подробно по частям

Часть 1

В 1948 году, в послевоенное тяжелое время мальчик Володя, самый старший из троих в семье, должен был отправиться учиться в 5 класс. Поскольку в деревне, где он рос, не было средней школы, продолжать обучение ему приходилось в райцентре, в 50 километрах от дома. Все односельчане настаивали на его обучении, поскольку с малых лет он был очень смышленым и хорошо окончил начальные классы. Мать сдалась и, несмотря на многочисленные трудности, решила отдать последнее, чтобы определить сына на квартиру к своей знакомой. Володя был первым в своей деревне, кто получал образование.

На новом месте мальчику было тяжело. Мешок картошки, привезенный из дома, таял на глазах. Видимо, картошку потаскивали сыновья тети Нади – хозяйки квартиры. Продукты привозил односельчанин, дядя Ваня. Он отвозил на полуторке зерно в райцентр и заодно, по настоянию матери Володи, отвозил картошку и хлеб – единственные продукты, которыми мать могла помочь. Этих продуктов хватало ненадолго, и мальчик старался делать «утайку» — прятал несколько картошек в сарай, чтобы тайком их запекать на костре.

Однажды, в очередное посещение дяди Вани, с ним приехала мать. Мальчик держался, но когда она села в машину, не выдержал и со слезами погнался за машиной. Мать просила ее не позорить, потом велела остановиться и хотела его забрать. Он опомнился и убежал.

Часть 2

Однажды Федя, сын хозяйки, предложил Володе сходить с ним на пустырь. Там старшеклассники играли на деньги. Денег у мальчиков не было, и они решили просто посмотреть. Там же был Тишкин, одноклассник Володи, странноватый мальчик.

В первое время Володя только присматривался, как играют другие. У него была сноровка, так как он ранее играл в похожую игру, только без денег. Ему очень хотелось добыть денег, так как он сильно голодал. Вдобавок, у него признали

малокровие и велели пить молоко. Дядя Ваня перестал ездить после того, как зерно в колхозе закончилось. Выхода не было, и мальчик, получив от матери немного денег в письме (мать отрывала от себя и других детей последнее), пошел играть на пустырь уже с деньгами.

Поначалу выигрывал немного, потом – по рублю. Получив деньги, больше не играл и отправлялся покупать молоко.

Однажды он, получив рубль, собирался уже уйти, но его не пустили, дав понять, что тут главный не он. В следующий раз его попытались обмануть: перевернули монету, показав, таким образом, его проигрыш. Мальчик это заметил и возмутился. Его начали бить, разбили лицо и он, в слезах и криках, убежал домой на квартиру.

Часть 3

Лицо распухло, синяк сверкал на глазу, губа сильно вздулась. Но, как бы то ни было, уроки нельзя пропускать, и Володя пошел в школу.

Наутро, как назло, был французский. Лидия Михайловна, учительница французского языка, сразу же все заметила и поинтересовалась, что случилось. Мальчик было ответил, что упал, но ябеда Тишкин выкрикнул, что его избил Вадик, когда они играли в азартную игру.

Володя пришел в ужас, так как если бы учительница сообщила об этом директору, он бы с позором исключил его из школы. Василий Андреевич отличался суровым характером: он выводил провинившихся перед всей школой и, опрашивая, что побудило ученика на такой мерзкий поступок, доводил его до слез. Это же ждало и Володю.

Но учительница не повела его к директору, а оставила после уроков и обо всем расспросила. Мальчику пришлось сознаться и про деньги, и про молоко,  а учительница поняла, в какой трудной ситуации он находится.

Спустя некоторое время Володя вновь отправился играть. Другого выхода не было, нужны были деньги. Его приняли, хоть и с оговорками. Володя снова скоро выиграл, и ему разбили губу.

На следующий день Лидия Михайловна  вызвала мальчика читать текст. У него и до этого были проблемы с произношением (по всем предметам были пятерки, кроме французского языка), но теперь это было ужасно. Распухшая губа не слушалась, и ничего не получалось. Учительница настояла на дополнительных занятиях после уроков.

Часть 4

Времени не хватало и Лидия Михайловна попросила мальчика приходить к ней домой, чтобы заниматься дополнительно. После занятий она норовила его покормить, но он каждый раз убегал. Ему было очень стыдно за свою бедную одежонку и самодельные чирки – домашнюю обувь.

Понимая, что из чувства собственного достоинства и стеснения мальчик ничего у нее не возьмет, учительница решила схитрить: собрала посылку с макаронами и гематогеном и передала ее через постороннего человека ученику. Мальчик обо всем догадался и принес посылку обратно учительнице, ведь у них в деревне не водилось ни гематогена, ни макарон. Да и не стала бы мать упаковывать ничего в ящики, она всегда собирала съестное в мешки из-под зерна.

Лидия Михайловна огорчилась, но не оставила попыток помочь. Она долго уговаривала мальчика забрать макароны, но все было тщетно. Тогда она решилась на крайнее.

Часть 5

Французский язык понемногу налаживался, и уже были успехи: в следующей четверти уже наверняка была бы «пятерка» и нужда в дополнительных занятиях отпала бы сама собой. В одно из посещений учительница вдруг заинтересовалась игрой мальчика и решила показать, во что она играла в детстве. Это была похожая игра, но с другим названием – замеряшки. Володя поначалу отнекивался, та как ему было очень неловко, но учительница, поймав его «на слабо», уговорила с ней сыграть.

Теперь занятия французским языком проходили в быстром темпе, главным образом была игра. Учительница постоянно проигрывала, и мальчику доставались деньги. Он брал их, поскольку это был честный выигрыш. К Птахе и Вадику он больше не ходил, да и время года уже не позволяло.

Теперь он пил хорошее молоко со сливками и ел черный хлеб.

В одно из посещений мальчик заметил, что учительница лукавит. Она специально сделала так, чтобы он выиграл. Он начал спорить. Учительница долго отнекивалась, возник шум.

На шум пришел директор, живший во второй половине этого дома. Он потребовал разъяснить о случившемся, и когда услышал, что учительница играет с учеником на деньги, впал в крайнее негодование.

Часть 6

Учительница была уволена. На прощание она пожелала мальчику удачи и попросила его не бросать учебу. Вскоре, перед новогодними каникулами, он получил посылку с Кубани, родины учительницы. В ней были макароны и яблоки. До этого мальчик их видел только на картинке.

Кратко об истории создания произведения

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году. Произведение увидело свет впервые в газете «Советская молодежь». Этот во многом автобиографичный рассказ повествует о трудностях послевоенных лет, выпавших на отрочество писателя.

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Деревенская проза – это направление в русской литературе 60-80-х годов прошлого века, осмысливающее драматическую судьбу русской деревни и крестьянства в 20 веке. Особое внимание в произведениях этого направления уделялось вопросам нравственности, взаимоотношениям человека и природы.

История написания, жанр, направление произведения «Уроки французского»

Рассказ В. Распутина «Уроки французского» был написан в 1973 году и опубликован в иркутской комсомольской газете «Советская молодежь». Распутин посвятил его матери своего близкого друга, А. Вампилова, — А.П. Копыловой. Анастасия Прокопьевна работала учителем в сельской школе. Писатель уважал ее за доброту и мудрость. Однако героиней рассказа является другая учительница.

В. Распутин признавался, что этот рассказ автобиографичен, в основу сюжета легли детские впечатления писателя. После окончания четырехлетней школы в своей родной деревне Распутину пришлось переехать в районный центр, чтобы продолжать учебу в старшей школе. Для будущего писателя это был тяжелый период: жизнь у чужих людей, невозможность нормально питаться и одеваться, неприятие одноклассниками. В рассказе «Уроки французского» Распутин описывает реальные события. Писатель считал, что детство – это главный период в формировании характера и таланта человека. Именно в детстве, по мнению писателя, человек становится музыкантом, художником или писателем. Именно из детства человек черпает вдохновение всю свою жизнь.

В жизни Распутина тоже была Лидия Михайловна, которая помогала ему, старалась скрасить его жизнь, играла с ним в «пристенок» и посылала ему посылки. После того, как был опубликован рассказ, Лидия Михайловна нашла своего бывшего ученика. Распутин с особым теплом вспоминал разговор с Лидией Михайловной. Она забыла многое, что помнил с детства писатель. Но он хранил эти моменты в памяти всю свою жизнь.

«Образ Володи — главного героя из рассказа Распутина «Уроки французского»» 👇

Свое повествование В. Распутин облачил в жанр рассказа. Он идеально подходит для изображения правдивых жизненных событий.

В произведении отразились исторические особенности времени: разруха, голод, обнищание деревни и более сытая жизнь городских жителей. Они представлены глазами мальчика.

Рассказ Распутина реалистический. Автора относят к «писателям-деревенщикам». В 1960-1980-е годы была распространена деревенская проза. Для произведений этого направления характерны:

  • Раскрытие особенности деревенской жизни;
  • Изображение самобытности деревни;
  • Поэтизация деревни;
  • Отражение традиционных моральных ценностей, свойственных народу;
  • Отражение проблем разрухи, упадка, обнищания деревни.

Тема, проблема, основная мысль рассказа

Главная тема рассказа В. Распутин – тема человеческого неравнодушия, доброты, помощи. Писатель в этом произведении поднимает проблему морального выбора и нравственности, которая не принимается обществом, но имеет другую сторону – бескорыстную, светлую.

Молодая учительница сумела увидеть беду мальчика, его тяжелое положение. Она сумела рассмотреть за бедностью способности мальчика к учебе, его старание. Уроки французского, которые учительница давала мальчику на дому, стали для него уроками жизни. Женщина скучала по родине, а «возвращение в безмятежное детство» ее спасало от тоски по дому.

Деньги, которые Володя получал в «честной» игре с учительницей, позволяли ему купить хлеба и молока. К тому же, ему теперь можно было не участвовать в уличных играх, где мальчишки его избивали за мастерство и честность.

Замечание 1

В первых строках рассказа В. Распутин обозначил тему произведения, когда упомянул о своем чувстве вины перед учителями.

Главная мысль рассказа заключается в том, что помогая другим, помогаешь себе. Лидия Михайловна, помогая мальчику, хитря, поддаваясь, рискуя своей репутацией и работой, поняла, чего ей не хватало, чтобы быть счастливой. Она поняла, что смысл жизни в том, чтобы быть нужным, помогать, не зависеть от мнения других.

Рассказ «Уроки французского» имеет традиционную для этого жанра композицию. Повествование в произведении ведется от первого лица. Это делает восприятие реалистичным, дает возможность автору ввести много эмоциональных деталей.

Кульминация рассказа – сцена, где директор школы заходит в комнату учительницы и видит педагога и ученика, играющих на деньги.

Идея рассказа подана писателем в философской фразе первого предложения. И оттуда же вытекает и проблематика рассказа.

Характеристика главного героя

Главным героем рассказа «Уроки французского» является мальчик-пятиклассник Володя. Ему одиннадцать лет, он учится в районном центре. Володя – смышленый ребенок. В родной деревне все называют его «башковитым» — Володя единственный, кто учится хорошо и любит учиться.

События произведения происходят в 1948 году, когда в стране царил послевоенный голод. Матери было трудно прокормить троих детей, из которых Володя был старшим. Когда она увидела в сыне тягу к учебе, решила отправить его к своей знакомой в районный центр.

Там мальчик учился не менее прилежно, ему легко давались все предметы, кроме французского – он никак не мог освоить произношение. Жизнь в городе была для Володи тяжелой, он часто недоедал, продукты, которые присылала ему мама, куда-то частично пропадали. Чтобы как-то заработать на стакан молока и кусок хлеба Володе приходилось играть на деньги с мальчиками постарше. В этой компании главным был Вадик. Он учился в седьмом классе, и в игре постоянно жульничал. Когда Володя попытался его уличить, его избили.

Это заметила Лидия Михайловна, учительница французского. Узнав о том, что Володя играет, чтобы прокормиться, учительница решила ему помочь. Она приглашала его к себе в гости на дополнительные занятия, кормила ужином, отправляла ему посылки «от матери». Володя же обо всем догадывался и от всего отказывался. Тогда учительница стала сама играть с ним на деньги, подыгрывая, чтобы помочь.

Рассказ «Уроки французского», как уже подчеркивалось ранее, автобиографичен. И мальчик Володя – это сам В. Распутин в детстве. Писатель описывает события, которые произошли в его жизни.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Главным героем рассказа «Уроки французского» Валентина Распутина является 11-летний мальчик.

Смотрите: Все материалы по рассказу

Характеристика главного героя рассказа «Уроки французского»: образ, описание мальчика, внешность, характер, портрет

Имя главного героя не указано в рассказе. Известно, что возраст мальчика — 11 лет. Он учится в 5-ом классе:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…» 

«Я пошел в пятый класс в сорок восьмом году…»

Внешность главного героя выглядит так:

«…тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки. Я еще раньше заметил, с каким любопытством поглядывает Лидия Михайловна на мою обувку. Из всего класса в чирках* ходил только я. Лишь на следующую осень, когда я наотрез отказался ехать в них в школу, мать продала швейную машину, единственную нашу ценность, и купила мне кирзовые сапоги…» (*чирки — обувь) 

«…от стыда и неловкости за себя я еще глубже запахивался в свой кургузый* пиджачишко…» (*кургузый — короткий, тесный)

Действие рассказа происходит в 1948 году, в тяжелое время после войны 1941-1945 гг. В это время многие люди живут бедно:

«…в скором будущем, как залечим раны войны, для всех обещали счастливое время…» 

Главный герой рассказа — мальчик из бедной семьи. Судя по всему, его отец умер и мать одна содержит троих детей:

«Жили мы без отца, жили совсем плохо, и она, видно, рассудила, что хуже уже не будет — некуда…» 

«…ведро картошки — под весну это было немалое богатство…»  

«Мать потому и отправляла мне хлеб, что денег у нас не водилось…»

Он является старшим ребенком в семье. У него есть младшие сестра и брат:

«…нас у матери было трое, я самый старший…»

Семья мальчика живет очень бедно и питается только хлебом, картошкой, горохом и репой. Они никогда не покупают макароны или гематоген (сладкий батончик):

«Потому что у нас там не бывает никаких макарон. И гематогену не бывает… <…> Совсем не бывает <…> Горох бывает. Редька бывает…» 

«Ничего там не было, кроме хлеба и картошки, изредка мать набивала в баночку творогу…»

Семья мальчика настолько бедна, что сам он никогда не пробовал яблоки. Он видел их только на картинках:

«Раньше я видел яблоки только на картинках, но догадался, что это они…»

С 11 лет главный герой живет самостоятельно. Он учится в школе в райцентре, а его семья живет в деревне:

«Так, в одиннадцать лет, началась моя самостоятельная жизнь…»

В райцентре мальчик живет у своей знакомой — тети Нади. Тетя Надя и ее дети воруют у мальчика продукты, которые ему дает мать:

«Привезут кажется много, хватишься через два дня — пусто. Я очень скоро стал замечать, что добрая половина моего хлеба куда-то самым таинственным образом исчезает. Проверил — так и есть: был — нету. То же самое творилось с картошкой. Кто потаскивал — тетя Надя ли, <…> кто-то из ее старших девчонок или младший, Федька, — я не знал…»

Бедный мальчик постоянно голодает, живя у тети Нади:

«Ну, зачем ты так? Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Главный герой является робким, стеснительным, молчаливым и замкнутым мальчиком:

«И без того от природы робкий и стеснительный, теряющийся от любого пустяка…»

«От робости, молчаливости, излишней деревенской замкнутости…»

Живя один в чужой семье, мальчик тоскует по дому, по своей деревне:

«Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой…»

У главного героя есть много товарищей в его родной деревне. Теперь, когда он живет в райцентре, он не имеет возможности видеться с друзьями:

«…в деревне, там у меня товарищей много…»

Главный герой является способным мальчиком, по мнению его учительницы французского Лидии Михайловны:

«…ты способный мальчишка, школу тебе бросать нельзя…»

Он является упорным, настойчивым мальчиком и не отступает от своей цели:

«Я по себе знал: когда что-то не выходит, все сделаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься…» 

«А я, кроме того, любил придумывать для себя забавы на меткость: наберу горсть камней, отыщу цель потруднее и бросаю в нее до тех пор, пока не добьюсь полного результата — десять из десяти…»

Главный герой считает себя упрямым мальчиком:

«Она сделала еще попытку посадить меня за стол — напрасно. Тут я был непреклонен, упрямства во мне хватало на десятерых…»

Он страдает малокровием, из-за чего у него иногда кружится голова. Поэтому врачи советуют ему пить молоко:

«Молоко мне наказано пить от малокровия, у меня часто ни с того ни с сего принималась вдруг кружиться голова…» 

«Мне стало казаться, что и голова теперь у меня кружится гораздо меньше…»

Мальчик хорошо учится в школе. У него по всему предметам пятерки кроме французского:

«Учился я хорошо, в школу ходил с удовольствием и в деревне признавался за грамотея…» 

«Едва ли осмелился бы я пойти в школу, останься у меня невыученным хоть один урок, поэтому по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки…»

Мальчик хорошо знает грамматику французского языка, но у него плохое произношение:

«С французским у меня не ладилось из-за произношения. Я легко запоминал слова и обороты, быстро переводил, прекрасно справлялся с трудностями правописания, но произношение с головой выдавало все мое ангарское происхождение вплоть до последнего колена…»

Добрая учительница французского Лидия Михайловна занимается с ним отдельно на дому. В результате он начинает лучше говорить по-французски. Он улучшает свое французское произношение:

«…я продолжал ходить к Лидии Михайловне. Но теперь она взялась за меня по-настоящему… <…> постепенно я стал довольно сносно выговаривать французские слова…»

«Хорошо, — подбадривала меня Лидия Михайловна. — В этой четверти пятерка еще не получится, а в следующей — обязательно…» 

Добрая Лидия Михайловна узнаёт, что мальчик живет далеко от мамы и часто голодает. Ей становится жалко бедного ребенка:

«Я знаю, что ты голодаешь…» (учительница о нем) 

Во время одного из уроков Лидия Михайловна показывает мальчику игру в «замеряшки» и предлагает ему играть на деньги. Мальчику нравится эта игра, у него получается выигрывать. Благодаря игре он зарабатывает себе деньги на еду. Так учительница добивается того, чтобы ее любимый ученик не голодал и имел деньги на продукты:

«И опять у меня появились деньги. Опять я бегал на базар и покупал молоко… заедая куском черного хлеба…»

К сожалению, директор школы узнает об этих играх на деньги между учительницей и учеником. Директор осуждает Лидию Михайловну за «развращение» ученика, не понимая, что добрая женщина таким образом спасала ученика от голода. Строгий директор не вникает в суть проблемы. В итоге учительница оказывается вынуждена навсегда уехать к себе домой на Кубань:

«Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь…»

Спустя несколько месяцев добрая Лидия Михайловна присылает мальчику посылку с макаронами и яблоками. Так главный герой в свои 11 лет впервые видит настоящие яблоки.  

Это был цитатный образ и характеристика главного героя из рассказа «Уроки французского» В. Распутина: цитатный портрет главного героя, описание внешности и характера мальчика.

Смотрите: Все материалы по рассказу

  • Кто является главным героем рассказа судьба человека
  • Кто является главным героем рассказа м горького старуха изергиль
  • Кто является главным героем рассказа капитанская дочка
  • Кто является главным героем народного чукотского фольклора сказок мифов легенд
  • Кто является главным героем в произведении варлама шаламова колымские рассказы