Кто является хамелеоном в рассказе чехова хамелеон

Автор: Холстинина Ольга Юрьевна

Организация: Дубровская СОШ

Населенный пункт: п. Дубровка, Белохолуницкий район, Кировская область

Цели урока :

— создать условия для понимания авторского замысла через анализ художественного текста;

-способствовать формированию коммуникативной компетенции : умений формулировать вопрос и давать аргументированный ответ, отбирать фактический материал и кодировать информацию, работать в режиме диалога;

— способствовать формированию жизненной позиции, умения делать выбор, приобретать личный духовный опыт

ФГОС (см. в программу 7 кл)

Оборудование: презентация, схемы-опоры для учащихся, портрет А.П.Чехова

Ход урока.

1.Доброе утро! Прежде чем приступить к чтению и анализу произведения мы как обычно с вами задаем вопросы к теме.

Смотрим на тему урока: ХАМЕЛЕОНЫ И ХАМЕЛЕОНСТВО (По рассказу А.П.Чехова «Хамелеон»,1884 г.) Какие вопросы можно сформулировать?

Кто такие хамелеоны и что такое хамелеонство?

Ответив на эти вопросы, мы поймем, о чем произведение (тему), раскроем авторский замысел (идею ,основную мысль) ,

3) Какие вопросы можно сформулировать, к словам А.П. Чехов, рассказ, название, год издания?

А.П.Чехов: вспомнить что мы говорили о Чехове, как личности и каковы особенности его творчества.

Рассказ: вспомнить, что за жанр, его композицию.

-Название (почему так называется)

— Год издания важен (указывает на время, изображенное в рассказе)

Учитель : Это ваши задачи на урок!

1.А.П.Чехов. Д.З.прочитать статью о биографии ,высказывания о нем писателей и выбрать информацию по теме : Личность писателя и особенности творчества.

На доске:

Личность (какой)

особенности

-Искренность(правда),

-юмор,

— Юмор: большинство р-зов раннего Чехова юмористические, в том числе и»Хамелеон»

-Краткость: Чехов:»В маленьких рассказах лучше недосказать, чем пересказать»

-Открытый финал.

2.Рассказ — эпическое произведение , в котором повествуется об одном или нескольких событий в жизни человека. Имеет свою композицию. Что такое композиция? Построение. Называем элементы композиции .Вспомним событийный ряд и назовем элементы композиции:

1)экс-я:знакомство с Очумеловым и городовым,

2)завязка: Хрюкин показывает всем свой укушенный палец,

3)развитие :рассуждение о собаке, генеральская она или не генеральская,

4)кульминация: конфликт разрешился в пользу собаки,

5)развязка: Очумелов грозит Хрюкину и идет дальше,

6)финал:не ставит точку(вот так закончилась история с собакой…живет она сейчас припеваючи, А Хрюкин обходит стороной всех собак…). Во многих рассказах Чехов оставляет финал открытым: не навязывает читателю свое мнение, а просит подумать, приглашает читателя стать соавтором.

НА ДОСКЕ запись : открытый финал )

3.Год издания 1884. Почему издает этот рассказ именно в это время? Историческая справка: 80-е годы 19 века – сложная эпоха, наступившая после убийства Александра II. Это эпоха безвременья и торжества реакции. Вступает на престол АлександрIII. Для своей безопасности он усиливает охрану. Россия того времени напоминала тюрьму, в которой убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! Помните в рассказе: «Нынче не велено кусаться», «Не рассуждать!) (Очумеловское) говорит об отстутствии свободы, уважения к человеческому достоинству. Чехов чувствовал это особенно остро и болезненно.

Учитель :Задали себе вопросы на урок? Идем дальше: анализ текста

Слайд 2. Вызов : ИКТ-картинка с изображением хамелеона.

-Что это за животное? Что характерно для этого животного? (Пресмыкающееся, которое имеет свойство менять окраску в зависимости от ситуации);

— Обратите внимание на название рассказа А.П.Чехова. В тексте автор ни разу не употребляет слово «хамелеон» и не упоминает это животное.

Какие вопросы возникают при прочтении заголовка произведения? ( Почему так назван рассказ, если рассказ о людях, кого из героев мы можем назвать хамелеоном? (Очумелова). Почему? Понаблюдаем за поведением Очумелова в разных ситуациях, но не только! Заметили, что почти весь рассказ состоит из диалогов? Что поможет нам охарактеризовать героя: РЕЧЬ! (что характерно для драматического жанра, а Чехов-великий драматург, встретимся с ним в более старших классах) Ну и ,конечно, ДЕТАЛЬ!(как особенность чеховского творчества)

2. Осмысление: работа с текстом

Слайд 3. Картинка идет Очумелов с городовым

1.Кто такой Очумелов?

Очумелов- полицейский надзиратель, представитель власти . Власть-это закон. Значит- хранитель (страж)закона. В первую очередь , что должен делать представитель закона: наказывать или защищать. Во вступлении какую функцию как представитель власти сразу же выполняет: конфискует крыжовник. Значение слова конфисковать (отобрать . отнять) (чем власть занимается? Наказывает за крыжовник. Во время Александра 3наказывали даже за мелочь. Это была такая власть!

Мы назвали его человеком-хамелеоном, значит он в зависимости от ситуации меняет свое мнение. -А какие ситуации были для смены мнения(называют)Собака укусила…

Слайд 4: Ситуации (проверка) Учащиеся получают рабочие листы с заданием : найти в тексте ключевые слова и заполнить таблицу в схеме – опоре:

Задание 1 : 1)Ситуации в таблице прописаны учителем, учащиеся в парах заполняют таблицу, находя ключевые слова,

1)Каковы решения в зависимости от ситуации? (найдите ключевые слова) Проверка.( слайд 4)

2)Как меняется состояние в зависимости от ситуации? Проверка.( слайд 4)

Каковы решения в зависимости от ситуации

Ситуации

Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации

Каково отношение к людям в зависимости от ситуации

«истребить!»

Собака укусила Хрюкина

Говорит строго

«оштрафовать мерзавца!»

«она маленькая!»

Собака генерала Жигалова

«ужас, как жарко!»

«не рассуждать!»

«проучить!»

«Собака не генеральская»

Эмоции (возмущение)

«не дыши!»

«Дорогая, …нежная тварь…»

«Вестимо, генеральская»

Знобит

«свинья, болван!»

«истребить!»

«Собака бродячая»

Эмоции (уверенность в решении)

«нечего долго разговаривать!»

«шельма,…цуцык этакий…»

«Собака генералова брата»

Улыбается с умилением

«доберусь до тебя!»

Вывод:1)какие слова Очумелова говорят о том, что он хамелеон(меняет свое отношение): его решения, состояние.

Учитель: есть еще одна графа в таблице: отношение к людям в зависимости от ситуации , графа она самая важная — идея произведения)

Учащиеся заполняют 4 столбик. Проверка.

Вывод: он , как власть, человека унижает словами, для него человек-это –ничто! Он пользуется властью.

Учитель: Но почему он меняет мнение? состояние?

Сам Очумелов тоже представитель власти. Кого ему боятся?

Генерала , как действующего персонажа , нет . (перед должностью генерала, пере двластью)). (пресмыкание перед вышестоящими)

Почему люди так ведут себя? (потому что ими тоже движет страх) Не дай бог снимут с должности.

Слайд 5: Продолжи предложение : Задание : продолжите предложение в схеме – опоре «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:…лицемерие, пресмыкание (хамелеон-пресмыкающееся животное) перед вышестоящими, , трусость, заискивание, лесть…) 1 мин. Ответы по цепочке.

Задание 2 : Кого еще из рассказа Чехова можно назвать хамелеоном?

Кого из героев рассказа еще можно назвать хамелеоном? (Толпу)

Задание : найдите ключевые слова, аргументирующие ответ, сделайте вывод.

Примеры из текста:1) сначала равнодушие (высовываются сонные физиономии (не личности),разные мнения (сомнения:это уже ложь , а не искренность –по Чехову):кажись, кто-то из толпы: высказывание непонятно от кого-сплетня), отзыв толпы о Хрюкине:Он ей цигаркой в харю:они видели?(сонные вылезли),вестимо, генеральская: утверждают себя , льстя пред властью..

А толпа-это общество, которое нас окружает . И Чехов называет это явление Автор показывает страшное общественное явление — «хамелеонство».

Схема – опора (2). Вывод : все участники сцены на базарной площади оказываются похожими на Очумелова.

ХАМЕЛЕОН-СТВ-О

Задание2 :Хамелеонство — общественное явление, которому присущи черты…(те же , что и человеку-хамелеону)

Задание 3: еще есть один герой, по причине которого и разыгралась эта сценка. Кто? Собака( у нее нет клички: как ее называют :шельма,…-это отношение не к собаке, а к человеку :нет имени-значит , это никто, можно относится как к вещи, как угодно власти:унижать, распоряжаться судьбой: генералова –не генералова.

Работа с таблицей 4 (3 мин.)

Задание : сопоставьте состояние собаки и Очумелова, запишите в схему-опору ключевые слова (3). Сделайте вывод, какое чувство (собаки-вещи) и Очумелова (человека!) вызывают оба героя?

вопросы

собака

Очумелов

Какие слова определяют состояние героев

«дрожа всем телом», «в слезящихся глазах выражение тоски и ужаса»

Жарко, знобит

Причина такого состояния

Страх

Страх

Какое чувство вызывает герой

жалость

Презрение,смех

Вывод : герои вызывают разные чувства, потому что собака –беззащитное существо, а Очумелов имеет власть, от него зависит чья-то судьба.

Детали: (У Чехова каждое слово –смысловая деталь), которая работает на идею) Разберем лишь некоторые):1)говорящие фамилии (Очумелов, Елдырин,Хрюкин . Полицейский надзиратель носит фамилию Очумелов. Сразу же вспоминаются глаголы «очуметь», «чуметь», а далее — существительное «чума» — страшная заразная болезнь, косившая целые города и страны. ОЧУМЕЛОВ пользуется властью, но и преклоняется перед старшими чинами. Он постоянно меняет решение (очумевает), приспосабливаясь к ситуации.

Елдырин — подчиненный Очумелова, тугодум, ассоциируется со словом «лодырь». В начале рассказа он появляется «с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником». Очевидно, в этом и заключается ОСНОВНОЙ СМЫСЛ работы городового: ничего не делать, но вовремя поддакивать начальству.

Фамилия Хрюкин образована от прозвища Хрюка. Оно ведет свое начало от глагола «хрюкать» — «кричать по-свиному, отрывисто». Так Хрюкин кричит в пьяном виде, а пьяный он всегда.

2)звуковые (тишина-хохот), Почему смеются над Хрюкиным?Он –потерпевший,(какой бы он ни был, он человек, Это трагедия человека в обществе хамелеонов.

3)базарная площадь –место,где собирается много людей (базарить-значит говорить..)-Это образ той России(где только властвуют, говорят, обсуждают, но ничего не делают в защиту униженного человека)

4)вещественные(шинель,..) Шинель (вначале:шинель6он себя несет как представитель власти, затем по ситуции, когда снимает и надевает –это пальто: не особо надо решать власти, как поступить-равнодушие), а в конце снова –шинель, да еще и «запахивает:(он чуть не лишился власти над человеком), «продолжает свой путь по базарной площади»» (хамелеонство в лице Очумелова продолжает свой путь по жизни, по России); фамилия – Очумелов (от слова «чума», хамелеонство –болезнь)

Ситуация : что произошло бы, если собака, в конечном итоге, оказалась не брата генерала? ( произошла бы трагедия)

А почему юмористический рассказ? Смешная ситуация.Мы смеемся над глупостью взрослых людей , над обществом, потому что гл.черта этого общества-хамелеонство. За смешными ситуациями раскрывался глубокий нравственный смысл. Смех Чехова –смех сквозь слезы.

Вывод : Хамелеонство –это страшное явление. Люди – хамелеоны выступают главными хранителями системы государственной власти в России, которая держалась на страхе, лжи, пресмыкании перед вышестоящими. А это трагедия далеко не одного человека, а всего общества. Чехов писал : «Мы устали от рабства и лицемерия.» убивалась всякая свободная мысль и в которой царствовали мировые судьи, городовые, надзиратели. Это была власть! (юмор рассказ превращается в трагедию общества.

3.Почему Чехов оставляет финал открытым? В какой шинели он идет в начале рассказа ( в новой). Это новая Россия .На тот момент-это новая Россия .Какая ? С хамелеонством! Это особая чеховская деталь:

Он задал вопрос: а что дальше будет с этой шинелью-Россией??С этой базарной площадью(Россией) Почему –открытый финал( верит в лучшее будущее России).

Слайд Слова в подарок : «Я хотел честно и откровенно сказать людям : посмотрите на себя…Посмотрите , как вы живете?! Когда люди это поймут, они создадут себе другую, лучшую жизнь.»(А.П.Чехов)

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что он может,как прекрасна была земля наша»

4.Задание по схеме-опоре (4) выберите вопрос и обоснуйте ответ.

Рефлексия.Задание 4: выбери вопрос и обоснуй ответ.

-Хотели бы вы общаться с человеком-хамелеоном?

-Опасно ли хамелеонство для общества?

-Как человек должен поступать в спорных ситуациях, чтобы не оказаться хамелеоном?

5. Рефлексия (прием «Три З»)

Продолжите предложение:

-Сегодня я запомнил…

-Сегодня я задумался…

-Сегодня я задал вопрос…

6.Домашнее задание : 1) какие вопросы не были заданы на уроке? (например, «почему толпа смеется над Хрюкиным?»; 2)прочитать рассказ Чехова «Злоумышленник» и ответить на вопрос «Над чем смеется и что огорчает Чехова?»

Приложение 1

Рабочий лист

Каковы решения в зависимости от ситуации

Ситуации

Как меняется состояние героя в зависимости от ситуации

Каково отношение к людям в зависимости от ситуации

Собака укусила Хрюкина

Собака генерала Жигалова

«Собака не генеральская»

«Вестимо, генеральская»

«Собака бродячая»

«Собака генералова брата»

Продолжи предложение : Задание : продолжите предложение в схеме – опоре «Человек-хамелеон – это человек, которому присущи такие качества характера, как:_________________________________________________

ХАМЕЛЕОН-СТВ-О

вопросы

собака

Очумелов

Какие слова определяют состояние героев

Причина такого состояния

Какое чувство вызывает герой

Слова в подарок : «Я хотел честно и откровенно сказать людям : посмотрите на себя…Посмотрите , как вы живете?! Когда люди это поймут, они создадут себе другую, лучшую жизнь.»(А.П.Чехов)

Приложения:

  1. file1.ppt.zip.. 1019,0 КБ

  2. file0.docx.. 34,3 КБ

Опубликовано: 11.01.2020

«Хамелеон» главные герои

«Хамелеон» главные герои

Рассказ Чехова — своеобразный анекдот в художественной обработке. Насыщенное иронией, гротеском, символическими деталями и яркими образами, произведение стало визитной карточкой писателя. Описание “расследования” полицейского Очумелова показывает перепады настроения представителя власти и резкую смену взглядов правосудия на ситуацию. Приспособленчество, угодничество, отсутствие принципов, привычка прогибаться и угождать высшим чинам — это характеристика тех, кто следит за правопорядком в городе. Именно таким мы видим в “Хамелеоне” главного героя полицейского надзирателя по фамилии Очумелов.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Хамелеон”

Главные герои

Хрюкин

Ювелир, которого укусила собака.

Любитель выпить, поскандалить, поживиться за чужой счёт. Ни умом, ни работоспособностью не отличается, так как в дневное время пьянствует, издевается над животными. Лгун и лицемер. Учитывая специфику его профессии, пытается получить денежное вознаграждение за укус собаки. Люди в толпе смеются над ним, это означает, что он не имеет ни авторитета, ни уважения в обществе. Фамилия этого персонажа свидетельствует о его моральных принципах и жизненной позиции.

Очумелов

Полицейский надзиратель, лицемерный человек.

Говорящая фамилия этого персонажа полностью характеризует его образ. Совершенно беспринципный, ограниченный человек, очень гибкий в вопросах справедливости, закона, правды. Трусливый приспособленец, пользуется властью в своих целях, уважает статус и чин, а не закон. Меняет своё мнение по поводу виновника происшествия, выясняя, чья собака покусала Хрюкина. Речь персонажа также говорит о его необразованности, она полна штампов, просторечий, невыразительна, бессвязна, нелогична.

Безликий и глупый человек. Прислуживает полицейскому, носит его вещи, безмолвно выполняет все приказания Очумелова. В разгар рабочего дня Елдырин вместе с полицейским надзирателем пересекает городскую площадь, неся в руках конфискованный крыжовник. Этот факт говорит о «тяжёлой» работе обоих представителей власти. В произведении играет роль прислуги надзирателя Очумелова, что делает его образ смешным и жалким.

Второстепенные персонажи

Владимир Иваныч

Владелец собаки.

Брат генерала, уважаемый человек в городе.

Прохор

Повар, работающий у генерала.

Простой, бесхитростный человек. Проезжает мимо площади в тот момент, когда выясняют, чья собака укусила ювелира. Помогает следствию, сообщая о том, что собака принадлежит брату генерала.

Генерал Жигалов

Лицо, внушающее трепет и уважение. Если его собаку защищают, как лучшего гражданина, то о самом генерале и сказать нечего.

В рассказе “Хамелеон” герои не наделены индивидуальными чертами, описаний внешности практически нет. Это подчёркивает универсальность их образов и несёт скрытый смысл: таких людей много, и даже каждый из нас в какой-то степени хамелеон. Произведение интересно тем, что его актуальность неподвластна времени, тема остра и злободневна. Особенно интересен образ самой собаки, которая является “главным подозреваемым” в деле об укусе ювелира. На протяжении рассказа она фигурирует то в образе бродячей “скотины” и “подлости”, то становится чудной “собачонкой” и “нежной тварью”. Её несколько раз приговаривают к уничтожению, рассматривают, ищут аристократические черты. В итоге — полицейский объявляет животное невиновным, а ювелира выставляют полным дураком. Юмористический подтекст, динамичность ситуации, колоритная речь персонажей — всё это делает произведение интересным и оригинальным. Характеристика героев рассказа будет полезна для читательского дневника, написания тестов или творческих работ по произведению.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Багдат Мырзахметова

    9/10

  • Слайм Анютка

    9/10

  • Ирада Беева

    10/10

  • Степан Степанов

    9/10

  • Vadim Maskaev

    10/10

  • Настя Север

    8/10

  • Said Lore

    10/10

  • Ваня Комаров

    10/10

  • Юрий Грехов

    7/10

  • اقتلني أرجوك

    10/10

«Краткость – сестра таланта». Это изречение можно с успехом применить к творчеству его автора, Антона Чехова. Не выходя за пределы небольшого рассказа или новеллы, он мог создать емкие образы, затронуть большое количество различных тем – социальных и вечных. Используя говорящие фамилии, детали, скупо комментируя поступки героев, Чехов преобразовывал повседневные, бытовые ситуации в нечто большее – то, что позволяет судить, насколько человек добр или зол, насколько счастлив и т.д. Все это можно применить к рассказу «Хамелеон». Как писатель относится к Хрюкину и Очумелову? Кто из героев является хамелеоном? Ответу на этот вопрос посвящена данная статья.

кто из героев является хамелеоном

История создания и жанровые особенности

«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок. В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном. Однако для начала разберем содержание.

Посыл автора

По задумке автора даже «говорящая» фамилия героя рассказа может дать ему характеристику и сформировать в подсознании читателя образ. Фамилия Хрюкин показывает свинское поведение и отношение к другим людям. Если в случае с Очумеловым Чехов высмеивает пороки надзирателя, то манеры поведения мастера автор категорически осуждает. Это заметно по эпитетам, которые применяет к ювелиру полицейский, называя его свиньёй и подразумевая, что ему не место в обществе воспитанных и манерных людей.

Подытожить можно тем, что не во всех литературных произведениях присутствуют положительные герои. Некоторые рассказы нацелены на то, чтобы показать пороки людей и сделать соответствующие выводы. Рассказ «Хамелеон» — яркий тому пример.

Сюжет

Отличительная черта прозы Чехова – динамичность. Здесь нет долгих размышлений, отсылок автора к прошлому. Напротив, действие происходит здесь и сейчас, очень стремительно. Рассказ начинается с описания того, как полицейский надзиратель по фамилии Очумелов проходит по базарной площади. Описание деталей внешнего вида главного героя, равно как и окружающего пространства, дается скупо. Однако читателю с хорошим воображением не составит труда представить грузного человека средних лет (ну а каким еще может быть полицейский надзиратель) и шагающего рядом с ним городового, у которого на руках находится непосильная ноша – решето с конфискованным крыжовником. На площади же очень тихо и уныло («нет даже нищих»). Несомненно, изображаемый городок является цитаделью мещанства, к которому Чехов испытывал ужасное отвращение.

Но вернемся к рассказу. Мерное шествие Очумелова и городничего прерывает шум. Еще секунда – и мужчины видят, как из сарая выбегает сначала собака, а затем гонящийся за ней Хрюкин, золотых дел мастер, с окровавленным пальцем. Это собирает толпу. Очумелов слушает историю пострадавшего (которого пес укусил из-за того, что пьяница тыкал ему в морду сигаретой) и делает вывод: собаку истребить. Но тут кто-то замечает, что животное, возможно, принадлежит генералу. Очумелов сразу же становится на сторону собаки, пока городовой не высказывает сомнения по поводу происхождения пса. Так Очумелов меняет несколько раз свое мнение, пока проходящий мимо Прохор, генеральский повар, не свидетельствует: животное принадлежит брату генерала, приехавшему с визитом. Это вызывает у надзирателя умильную улыбку и угрозу в адрес Хрюкина. Конец истории. Одно непонятно: кто является хамелеоном в рассказе Чехова? И как объяснить название произведения? Обычный пересказ сюжета текста не даст ответа на эти вопросы.

кто является хамелеоном в рассказе чехова

Вопросы и задания

Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие – горестными, грустными?

Эпизоды:

Грустно становится при созерцании картины, которую рисует Чехов – «открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти». Еще более заунывно понимание того, что здесь не может произойти ничего интересного. Зеваки стягиваются даже на такой непримечательный случай, как решение судьбы бродячей собаки.

Не случайно рассказ назван «Хамелеон». Как и ящерица, способная менять свой окрас, ситуация в начале повествования (жара и пустынная базарная площадь) приобретает совершенно иной характер. Стоило только Хрюкину нарушить тишину, и любопытные зеваки создают вокруг него целую толпу.

Диалоги:

Невольную усмешку также вызывает его обращение к борзой – «Так ты кусаться, окаянная? Нынче не велено кусаться!». Полупьяный герой Чехова оказывается наравне с бедной собакой, ведя с ней этот бессмысленный разговор.

Поступки:

Смешным кажется величественное вознесение Хрюкиным окровавленного пальца вверх, выставление его напоказ.

Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять героев?

Имена, которые Чехов давал своим героям, очень хорошо характеризуют их типаж. В рассказе «Смерть чиновника» имеется герой по фамилии Червяков. Он стал символом раболепства и чинопочитания.

В «Хамелеоне» Очумелов будто находится в трансе, в очумелом состоянии. Его мнение очень изменчиво.

Главный герой рассказа Чехова «Унтер Пришибеев» беспрекословен. Его мнение непоколебимо.

Краткое содержание Хамелеона Чехова, которое будет представлено ниже, позволит узнать его главных героев поближе.

Итак, кто из героев является хамелеоном?

В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь. А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке. Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.

Обыденность образа Хрюкина

Читателю автор рассказа подает Хрюкина в «Хамелеоне» как транжиру и пьяницу. В первом же упоминании он предстает в состоянии алкогольного опьянения и жуткого похмелья. Антон Павлович Чехов пытается подать своих героев как неоднозначных людей, наделенных всеми чертами характера, которые можно встретить в каждом человеке. Поэтому одного из главных персонажей также можно назвать меняющей свой окрас при разных обстоятельствах ящерицей.

Актуальность образа Хрюкина в рассказе «Хамелеон» неподвластна времени. Острая тема всего произведения написана на злобу дня.

Неоднозначна и характеристика главной виновницы того, как в рассказе появляется ювелирных дел мастер. Собака, от укуса которой пострадал злополучный пьяница, предстает перед читателями подлой тварью, а иногда чудной собачонкой и нежным зверем.

Приемы комического

Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.

Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон»

Способы юмористического повествования

Вспомните содержание рассказов Чехова, с которым вы познакомились в прошлые годы. Какие чеховские приёмы создавали комический эффект и заставляли вас смеяться?

Смешные диалоги

Смешные диалоги — часто используемый приём создания комического. Особенно смешными они получаются, когда говорящие не понимают друг друга.

Несоответствие

Несоответствие — основной приём создания комического. Несоответствие может наблюдаться между внешними проявлениями и внутренней сущностью. Например, в рассказе «Лошадиная фамилия» приказчик много раз вспоминает фамилию так называемого «доктора», всё более искажая разные варианты. Комично выглядит придумывание вариантов «лошадиной фамилии»: Кобылкин, Лошадкин, Жеребчиков, Конявский, Уздечкин и др. А настоящая фамилия Овсов лишь условно может считаться «лошадиной».

Неожиданность

Неожиданность — приём создания комического. Неожиданный поступок или событие часто кажутся нелепыми, бессмысленными и оттого смешными. В рассказе «Толстый и тонкий» неожиданным было само развитие ситуации: искренняя радость при встрече двух школьных приятелей (противопоставленных друг другу по размерам) превращается в пародию, когда тонкий, узнав о чине товарища, мгновенно преображается.

Говорящая фамилия

Говорящая фамилия — приём, при котором фамилия или имя персонажа передаёт важнейшую черту его характера, выражает отношение автора к персонажу. Говорящие или просто смешные фамилии вносят комизм в произведение: Очумелов, Хрюкин, Кобылкин.

Смешные речевые обороты

Речь героев Чехова часто вызывает смех. Смешным кажется, например, такое выражение: «Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!» Скот бывает домашним, а не бродячим. И уж, конечно, собаки не относятся к домашнему скоту! Заставляет улыбнуться подчёркнуто нелепая фраза «На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы».

Речевые ошибки

Особое значение в создании комического имеют анекдотические слова и речевые ошибки: «зубами и кормится», «ежели которые», «у себя пользует», «выпользовать», «ругатель», «дико улыбнулся», «нынче не велено кусаться», «да разве братец ихний приехали» — речь героев при этом выглядит смешной.

Гипербола

Гипербола — это художественное преувеличение. Авторы часто используют гиперболу, например, у Чехова в «Толстом и тонком»: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Преувеличенно описано подобострастие тонкого и членов его семьи: «Длинный подбородок жены стал ещё длиннее…», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

Внимательно прочитайте рассказ А. П. Чехова «Хамелеон». Читая рассказ, обратите внимание на то, какие приёмы создания комического использовал автор.

Обсуждаем прочитанное

Опираясь на текст рассказа, кратко ответьте на вопросы:

  1. С чего начинается рассказ? Кто нарушил тишину на площади?
  2. Какая картина предстала перед Очумеловым?
  3. Кто оказался виновником скандала?
  4. Как ведёт себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

Анализируем

Опираясь на текст, выполните задания.

  1. В начале рассказа Очумелов «идёт», затем «врезывается в толпу». Как вы думаете, почему именно такое выражение подобрал автор?
  2. Найдите в тексте «жалобу» Хрюкина. Объясните, что в ней смешного, как она характеризует Хрюкина.
  3. Проследите, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств. Обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и «виновнику скандала».
  4. Перечислите обращения Очумелова к Хрюкину. Объясните, почему полицейский их так часто меняет.

Обратите внимание, в рассказе постоянно повторяется вопрос «Чья собака?». Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя Очумелова. Подобный композиционный приём — повторение — помогает автору достичь комического эффекта.

Проанализируйте композицию рассказа «Хамелеон» и заполните таблицу

Элемент композиции Эпизод
Экспозиция
Завязка действия
Кульминация
Развязка

Выясняем значение слова «хамелеон»

Формулируем проблему рассказа

Благодаря рассказу Чехова в русский язык прочно вошло понятие «хамелеонство», обозначающее особое социальное явление. Объясните, как вы понимаете суть этого явления, кого можно назвать хамелеоном. Проблема рассказа

Подумайте, над чем смеётся Чехов в рассказе «Хамелеон», и попробуйте сформулировать основную проблему рассказа.

Итак, Чехов показал читателям яркий пример такого явления, как хамелеонство. Герой рассказа Очумелов, желая угодить сильным мира сего, постоянно меняет своё поведение. Однако некоторые читатели считают, что в рассказе не один хамелеон. Представьте, что вы участвуете в дискуссии, в ходе которой были выдвинуты три точки зрения:

  1. В рассказе один «хамелеон» — Очумелов.
  2. «Хамелеонами» являются и Очумелов, и Хрюкин.
  3. В рассказе «хамелеонством» страдают все: Очумелов, Хрюкин и толпа обывателей.

Какое мнение вы разделяете? Обоснуйте его.

Анализируем художественное своеобразие рассказа

Чехов — признанный мастер короткого рассказа. В небольшом по объёму произведении писатель стремился сказать многое, причём, сказать так, чтобы читатель посмеялся над отрицательными сторонами жизни. Добиться лаконичности ему помогают художественные детали, мелочи, которые несут огромную смысловую нагрузку.

Проанализируйте рассказ, обращая внимание на детали.

Анализируем детали

«Конфискованный» крыжовник

Чехов мог бы дать подробную характеристику полицейскому надзирателю Очумелову и городовому Елдрину, рассказать о том, как они несут службу. Однако автор лишь вскользь упоминает, что Елдырин несёт решето с «конфискованным» крыжовником.

  • Подумайте, было ли у полицейских право «конфисковать» имущество граждан или они сделали это без суда, т.е. незаконно.
  • Как характеризует эта деталь служителей порядка?

Узелок в руке

Очумелов идёт по базару в служебное время с узелком. Предположите, откуда взялся этот узелок и что в нём?

Шинель

Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели…

  • На что намекает автор, говоря, что шинель новая? Давно ли Очумелов в должности?
  • Проследите по тексту, сколько раз Очумелов то снимает, то надевает шинель. Опишите эти ситуации. Объясните, почему надзирателя бросает то в жар то в холод.
  • В какие моменты и почему Очумелов называет свою шинель пальто?
  • Может ли Очумелов «конфисковать» что-либо, будучи одетым в обычную одежду?

«Окровавленный палец» Хрюкина

Сначала Хрюкин держит палец как знамение победы. А что «происходит» с пальцем потом?

На какие ещё детали вы обратили внимание?

Роль художественной детали

Какова роль художественной детали в рассказе Чехова?

помогает писателю избежать многословных описаний описывает картины природы раскрывает богатый внутренний мир героев создаёт характер героев раскрывает идею произведения создаёт комическую ситуацию демонстрирует «диалектику души» персонажей выражает доброе отношение автора к герою

Не менее важным средством характеристики персонажей и создания комического эффекта для Чехова является речь героев. Проанализируйте, например, речь Очумелова. Сделайте вывод, как и почему меняется полицейского речь, как это его характеризует, что в его речи смешно, а что страшно.

Запишите выводы

Общение Очумелова снародом

Грубые слова и выражения

«Я вам покажу Кузькину мать», «А ты, болван, отпусти руку», «прочий бродячий скот», «мерзавец», «скот».

Канцелярские обороты речи

«Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям».

Частое употребление местоимения «я»

Постоянное упо­треб­ле­ние мес­тои­ме­ния «я» под­чёр­ки­ва­ет ощу­ще­ние соб­ствен­ной влас­ти: «Я этого так не оставлю!», «Я вам покажу, как собак распускать».

Употребление глаголов в форме повелительного наклонения

«Не дыши!», «Не рассуждай!»

Неправильные синтаксические конструкции

«По какому это случаю тут?..», «Почему тут? Это ты зачем палец?..»

Очумелов овласть имущих

Обилие вопросительных, восклицательных, незаконченных предложений

«Ишь ты, господи! А я и не знал!».

Употребление слов с ласкательно–уменьшительными суффиксами

«Братец», «собачка», «цуцик».

Употребление глагола в форме множественного числа вместо единственного числа

Для выражения своего почтения и уважения, Очумелов говорит, например, «братец приехали» вместо «братец приехал».

Речевая характеристика Очумелова

Что можно сказать об Очумелове по его речевой характеристике?

тактичный справедливый принципиальный малокультурный необразованный вежливый

Задание соткрытым ответом Речь Хрюкина

Проследите за тем, как говорит Хрюкин. Как характеризует золотых дел мастера его речь?

Задание соткрытым ответом Говорящие фамилии

Как вы считаете, характеризуют ли героев рассказа их фамилии. О чём же «говорят» фамилии Очумелов, Хрюкин, Жигалов? Попробуйте предложить свои варианты говорящих фамилий для полицейского надзирателя, золотых дел мастера и генерала.ю

Виды комического

Вспомните значение понятий юмор, ирония, сатира, сарказм. Установите соответствие между понятием и его значением.

Термин Значение
Юмор — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.
Ирония — особый вид комического, состоящий в уничтожающем осмеянии явлений, которые представляются автору порочными; злая насмешка, резкое обличение.
Сатира — особый вид комического, изображение героев в смешном виде; смех весёлый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.
Сарказм — особый вид комического, осмеяние, насмешка; употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки: Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона.

Юмор илисатира?

Рассказ «Хамелеон» смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Ещё раз сравните понятия «юмор» и «сатира» и подумайте, чего больше в рассказе «Хамелеон» — весёлого, добродушного смеха или злой насмешки, резкого обличения. Обоснуйте свой ответ.

Делаем выводы

Прочитайте вывод, в котором пропущены слова. Вставьте пропущенные слова так, чтобы вывод отражал вашу точку зрения.

Чехов показал нам хамелеонство, социальное явление, суть которого заключается в _______. Читатель видит, что Очумелов с простым народом _______. Его речь звучит, как команда, изобилует _______ словами. Говоря о знатных высокопоставленных людях, Очумелов превращается в _______.

После происшествия вокруг Хрюкина быстро, «словно из–под земли», собралась толпа. Те, кто сначала охотно помогал ловить собаку, потом с неменьшим энтузиазмом _______. В конце толпа _______.

Автор как бы утверждает, что хамелеонство — _______.

Подводим итоги

А. П. Чехов говорил: «Тогда человек станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть». Удалось ли писателю сделать нас чуть–чуть лучше? Что же хотел сказать автор рассказом «Хамелеон»? Какова основная идея?

На месте какого героя рассказа вы хотели бы оказаться? А не хотели бы?

Авторский замысел

Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет. Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор. Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.

Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.

Главные герои рассказа Чехова «Хамелеон»

Персонажи разноплановые и они даны без подробной характеристики, и это немаловажная деталь при том, что мы внимательно изучаем, кто главные герои рассказа «Хамелеон». Но по поведению главных героев Чехова становится понятно, что это за люди, какой у них характер и внешний вид.

Вспомним, что Очумелов был одет в шинель, а в руке держал узелок. Из его образа понятно, что он властный человек, а мы знаем, что он занимал должность полицейского. Его помощник с решетом и крыжовником. Хрюкин – странный человек с постоянными претензиями. Его фамилия говорит нам о том, что он постоянно недоволен.

Главные герои

Главный герой «Хамелеона» — полицейский надзиратель Очумелов. Его образ стал нарицательным, поскольку персонаж обладает основными качествами представителей правосудия и властей, следящих за правопорядком в городе. Он не имеет собственных принципов, может прогибаться в нужный момент перед власть имущими, угождать высшим чиновникам, приспосабливаться к обстоятельствам.

В рассказе «Хамелеон» почти отсутствуют четкие описания внешности героев и их индивидуальных особенностей. Это имеет некий скрытый намек, что образы персонажей универсальны, такие люди встречаются повсюду, многие из них имеют черты хамелеона. Делая анализ произведения на уроке литературы, стоит указать, кто является главным героем рассказа Чехова «Хамелеон», а также дать четкое описание его образа. После этого несложно будет понять суть рассказа.

Полицейский надзиратель Очумелов

Чехов точно характеризовал своих героев, давая им соответствующие фамилии. Очумелов — яркий тому пример. Фамилия персонажа больше похожа на прозвище и отображает его личностные качества — это человек беспринципный и ловко манипулирующий вопросами правды, справедливости, применения законов. Пользуясь властью, оказывает уважение не закону, а чинам и статусам.

Центральный герой не отличается образованностью или остротой ума. Его речь не имеет логики, порой бессвязна и невыразительна, наполнена просторечными штампами. По ходу выяснения обстоятельств происшествия и пытаясь понять, чья это была собака, Очумелов несколько раз меняет свое мнение:

— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто…

Чехов часто в своих произведениях использовал говорящие фамилии. Ни имени, ни отчества героя не встречается в рассказе. Этим автор показывает его важность, ведь к нему не так-то просто обратиться. Фамилия, имеющая непосредственную ассоциацию со словами «чума» и «очуметь», отлично характеризует главного героя, хотя он в рассказе не один такой.

Действие происходит на базарной площади, где Очумелов важно вышагивает вместе с городовым Елдыриным. Их шествие нарушается криком Хрюкина, которого неизвестная собака укусила за палец. Именно это событие становится завязкой действия рассказа. Надзиратель Очумелов, будучи представителем власти, должен провести расследование и решить судьбу собаки.

В этой простой ситуации Чехов показывает читателю Очумелова во всей его красе. Когда из толпы выкрикнули, что собака, выбегающая «из дровяного склада купца Пичугина», генерала Жигалова, Очумелов изменился, а также поменял взгляд на ситуацию и виновницу происходящего.

Толпа и главный персонаж ведут себя одинаково. Очень быстро собравшиеся люди меняют свое мнение под влиянием надзирателя. Делают они это не потому, что так думают, а просто из желания угодить. Это явление становится заразным, люди учатся приспосабливаться, угождать и мастерски использовать свое положение.

Очумелов использовал свое служебное положение при каждом удобном случае. Рассказ начинается с его важного и медленного движения по площади, оглядывания ее хозяйским взглядом. Едва заметив шумящую толпу, он врезается в нее без всяких церемоний и с чувством полной уверенности в себе. Даже оконфузившись в процессе разбирательства, он и дальше продолжает путь с важным видом.

Безграничную власть и безнаказанность полицейского и городового Чехов показывает небольшой деталью — узелком и решетом с крыжовником, которые были конфискованы. Это их добыча.

Особое внимание читателя привлекает описание шинели полицейского надзирателя. Именно эта деталь делает его похожим на другого чеховского персонажа. Очумелов одет в новую шинель, хоть на улице в разгаре лето. Это только подчеркивает его должность и положение. В течение всех разбирательств полицейский несколько раз снимает и надевает шинель, лишний раз обращая внимание на нее.

Полицейский надзиратель Очумелов показывает, насколько порочно устройство страны. Он стал олицетворением преклонения и угодничества перед вышестоящими чинами, поскольку пресмыкается даже перед собакой генерала.

Ювелир Хрюкин

В характеристике Хрюкина нет упоминаний о его работоспособности или каких-то умственных особенностях. Автор показывает, что этот персонаж:

  • скандалист;
  • лицемер;
  • любитель приврать, выпить и получить выгоду за счет других.

Свободное время Хрюкин проводит в пьянках и издевательствах над животными. За укус чужой собаки пытается получить компенсацию в виде денежной выплаты, чем вызывает смех толпы. Люди своими насмешками показывают неуважение к этому персонажу. Даже фамилия героя говорит о его жизненной позиции, отсутствии принципов и какой-либо морали.

Городовой Елдырин

Безликий и глупый городовой выполняет роль прислуги полицейского надзирателя. Он очень странно себя ведет:

  • преклоняется перед надзирателем;
  • надевает его вещи;
  • все наказы Очумелова выполняет беспрекословно.

Чехов показывает, как «тяжела» работа этих представителей власти: они несут через площадь крыжовник, конфискованный у одного из горожан. Образ Елдырина автором показан жалким и смешным.

Главные герои

Проводя анализ «Хамелеона» Чехова, можно заметить, что фамилии героев были выбраны неслучайно. С их помощью добавляется комичность: Хрюкин, Жигалов, Елдырин и Очумелов. К сожалению, автор не описал внешность героев. Он рассказал о разнице между ними, об их характере и поведении. В «Хамелеоне» только 2 основных героя — Хрюкин и Очумелов.

  1. Хрюкин. Персонаж является очень вздорным. Его укусил щенок генерала. В тот момент, когда с ним произошла эта история, Хрюкин был немного пьян. Возможно, поэтому всё и произошло. Был бы герой трезв, он бы не тыкал в морду щенку. С его стороны было глупо просить хозяина собаки компенсацию за моральный и физический ущерб. Он придумал план и выставил ситуацию так, что щенок набросился на него.
  2. Очумелов. Второй главный герой был полицейским. При первом взгляде на него людям становится понятно: он везде найдёт своё. Узнав о произошедшем, он занялся поиском хозяина собаки, чтобы наложить на него штраф, а само животное пристрелить. Когда Очумелов узнал, что щенок принадлежит генералу, он стал сомневаться в правильности своих намерений. Теперь ему было неважно, кто прав, а кто виноват в этой ситуации. Волновало его лишь, как не ухудшить отношения с генералом. У Очумелова нет никаких принципов, он всегда поступает так, как будет ему выгодно.

В чем смысл рассказа Хамелеон

В центре повествования надзиратель Очумелов, который и является, так называемым, хамелеоном.

Сама история начинается с того, что некоего Хрюкина укусила за палец собака. Собравшаяся вокруг него толпа хочет, чтобы Очумелов, как страж порядка, разобрался в этом деле. Он пытается узнать, чья же собака укусила Хрюкина, попутно защищая его. Кто-то из людей предполагает, что собака генеральская. От этой новости Очумелов мигом меняется и начинает осуждать укушенного. Однако затем кто-то опровергает эту информацию и тогда надзиратель вновь изменяет свое мнение. И это длится вплоть до самого конца рассказа, пока наконец достоверно не выясняется, что животное принадлежит брату генерала.

Ищите нас здесь

Таким образом, понятно, что основные проблематики рассказа — это притворство, подхалимство и хамелеонство. Очумелов — слабовольный и несправедливый человек, по сути своей раб. Он, даже не удостоверившись в правдивости слухов среди толпы, готов поменять свое мнение. Неважно, что над его хамелеонством будут смеяться люди, главное — он сделал все, чтобы угодить своему начальству.

Справедливость и честность — отнюдь не его принципы. Такой человек не станет отстаивать свою позицию, потому что порой ее и вовсе нет. Он лишь будет принимать ту, которая на данный момент удобна и выгодна.

Кстати, о нечестности главного героя нам намекают еще в самом начале произведения. А именно в сцене, где он идет с конфискованным крыжовником. Эти ягоды явно было забраны не самым чистым путем.

Вообще, как и во многих рассказа Антона Павловича Чехова образ Очумелова — собирательный образ. Он олицетворяет всех таких «хамелеонов», то есть носителей этого качества. И тем самым писатель намекает, что таковых среди нас не так уж и мало.

Тем самым автор пытается донести до нас одну простую истину: нужно оставаться верным, в первую очередь, себе, нужно отстаивать свои мысли и убеждения, нужно быть честным и справедливым.

О чём произведение «Хамелеон»

Очумелова, совершенно не интересовало, кто кого укусил — Хрюкин собаку или, наоборот, она его. Таких людей, как он, правда не интересует, им главное — остаться при своём.

Всё произведение посвящается тому, как Очумелов мечется между правдами. Решающий выбор зависит от того, кому она принадлежит.

Если генерал считает, что Хрюкин укусил генеральскую собаку, то и Очумелов придерживается этого мнения. Если военный считает иначе, то он обязательно предложит пристрелить пса, чтобы тот не навредил другим горожанам.

Основная идея и тема рассказа

Чеховым это произведение было создано с целью показать людям, насколько неправильно метаться из стороны в сторону, удачно подстраиваясь под других. В душе почти каждого человека есть это качество, поэтому автор и пытается показать эту проблему. Поддаваясь мнению общественности, люди, сами того не замечая, становятся рабами. Ноты юмора применены неслучайно, они усиливают значение сказанного и заставляют человека испытать чувство стыда перед самим собой.

Тема: Приспособленность человека и старание всем угодить. Несмотря на обстоятельства, всегда нужно поступать справедливо, ценить себя и не унижаться — это и пытается донести Чехов своим рассказом.

Смысл названия и жанр написания

Название имеет открытый смысл. Ящерица-хамелеон меняет цвет, подстраиваясь под окружающую обстановку. Вот и человек также изменяет поведение, чтобы показать себя с лучшей стороны в глазах руководства. В этот момент он не задумывается, что может принижать себя.

Произведение Антона Павловича написано в жанре рассказ. Подтверждается это следующими признаками:

  • всего 2 главных роли;
  • маленький объём текста.

Рассказ написан очень реалистичным, с элементами сатиры. Автор высмеивает поведение Очумелова.

Чехов не старается навязать читателям своё мнение и не рассказывает об отношении к персонажам. Внимательно изучив описание героев, можно заметить, что ко всем он относится с иронией и высмеивает их. В каждом рассказе Чехова присутствует явная мораль. Повестью «Хамелеон», он говорит, что не нужно зависеть от чужих взглядов. Лучше отказаться от личной выгоды, но остаться хорошим человеком в глазах общества.

Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста …

Почему рассказ назван «Хамелеон»?

Хамелеоны-это люди,меняющие своё мнение,убеждения в угоду обстоятельствам.Чехов назвал так свой рассказ,чтобы показать,как люди меняются в угоду обстоятельствам.

Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это?

Городовой Очумелов,ювелир Хрюкин и толпа,которая то смеётся,то требует суда над собакой.

Автор использовал «говорящие фамилии»,художественная деталь,которая даёт представление о характерах и рисует образы персонажей,так как Чехов не даёт описание внешности героев.

-Очумелов недавно стал полицейским надзирателем,очень горд этим.Очуметь-выжить из ума,одуреть и «не в себе» человек.Так и есть,надзиратель не блещет умом,глуп и одурел от забот.

-Хрюкин-золотых дел мастер,неряшливый и грязный,как свинья и веры ему нет,»сам виноват,нечего пальцы выставлять».

-Елдырин-городовой,рыжий елдыга-шаромыжник и сварливый человек.

-Жигалов-генерал,жиган-плут и озорник,даже породистый пёс,без присмотра,шатается в поисках еды.

Шинель,как художественная деталь,которая характеризует состояние главного героя.показатель власти и принадлежности к чинам для Очумелова.

Что бы вы могли сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?

Очумелов в шинели ,а на улице жарко,но он показывает своё новое положение.Его рыжий помощник,как клоун,тащится с отобранным, «для себя любимого»,решетом крыжовника.Предсталение,как в цирке,вместо арены-площадь.Надзиратель выставляет себя глупцом и толпа смеётся,представление удалось.Виновником происшествия становится сам укушенный Хрюкин,а городовой становится посмешищем толпы,лишь при упоминании имени генерала.

Горестными в рассказе кажутся эпизоды чинопоклонения, при имени генерала Очумелова бросает в жар и холод,грустно,как толпа меняет своё мнение- хамелеоны.Просторечья в диалогах говорят о необразованности и серости людей власти.Бессвязная речь полицейского удручает:»Нешто она достанет до пальца? Она маленькая, а ты ведь вон какой здоровила! «

Итак, кто из героев является хамелеоном?

В прозе Чехова сравнение персонажа с животным всегда обозначает его отрицательную оценку. Кого только не встретишь в рассказах писателя: и круглого, как жук, главного героя, имеющего жену-сельдь. А то и вовсе столкнешься с бараном в людском обличии – беда! Очень часто в этом бестиарии можно встретить и хамелеонов, которые обладают умением менять свои мнения применительно к обстановке. Так кто из героев является хамелеоном? Ответ прост: надзиратель Очумелов, изменения в поведении которого вызвали у толпы удивление, а у читателя – ироническую улыбку.

Другие сочинения по этому произведению

Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» (4)

Суть рассказа

Почему рассказ Чехова называется «Хамелеон»? Да потому что этот зверек очень точно отображает образ надзирателя Очумелова. Если рассматривать хамелеона, как представителя рода ящеров, то кратко можно охарактеризовать его как:

  • небольшое животное;
  • ловко изменяет свой цвет в зависимости от окружающей среды, в которой находится
  • маленький хищник, который свободно преследует свою добычу, но при этом не хочет быть съеденным кем-то на обед.

Если расценить изменение предположений о принадлежности собаки то генералу, то его брату, то неизвестному бедняку, а то и, вообще, признание ее бездомной, как изменение «среды обитания» Очумелова, то можно заметить очень интересное варьирование его тактик беседы. Как хамелеон, он то нападал на собаку и его неизвестного хозяина, то на потерпевшего Хрюкина. Все зависело от степени опасности самому надзирателю с той или иной стороны. Вот почему рассказ назван Хамелеон.

Мастер маскировки

Рассмотрим сюжет, где ярко проявляется постоянное двуличие Очумелома. Он ловко подстраивает свое отношение к произошедшим обстоятелствам, реагируя на каждое новое предположение о случившемся. Сразу, когда Хрюкин жалуется ему о происшествии, и предлагает ему оштрафовать хозяина собаки, а ее саму истребить, страж закона полностью его поддерживает. Как только всплывают новые домыслы о том, что эта собака может быть самого генерала, Очумелов, переживая о нежелательных для себя последствиях, резко меняет свое отношение к моменту укуса. Он уже обвиняет Хрюкина в том, что тот солгал, и генеральская собака не могла его обидеть.

Спустя некоторое время пострадавший пытается припугнуть городового и говорит, что его брат – жандарм. Очумелов реагирует на опасность разбирательств с жандармами и подстраивается под новую ситуацию. Он уже начинает сомневаться в подлинности того, что это генеральская собака, мол она непородистая… А сам все думает: «А может быть, и генеральская».

Пока Очумелов пытается выяснить: чья же это собака, мимо проходящий генеральский повар подтверждает, что она не принадлежит генералу. Не дослушав фразы до конца, городовой резко нападает с обвинениями в адрес собаки и ее безалаберного хозяина. Но повар добавляет, что псина принадлежит брату генерала – и вновь все переворачивается с ног на голову.

Проблема, которая актуальна и поныне

Несмотря на все мастерство маскировки главного героя, для читателя совершенно очевидны истинные черты его характера. Хамелеон по своей сути никогда не меняется, демонстрируя свою способность подстраиваться под любые условия окружающей среды раз за разом. Со стороны эта способность вызывает двойственные чувства.

Однажды приходит время, когда умение слиться с мнением окружения играет злую шутку в жизни человека. Снимать маски – любимый стиль многих классиков. В том числе, стоит упомянуть и Льва Николаевича Толстого. Многие задаются вопросом: почему рассказ назван «После бала» ? Да потому что именно после бала все герои снимают «маски» и открывают свое истинное лицо. И если в одной книге читатель сам разоблачает главного «героя», то в другой писатель сам показывает все нежеланные последствия подобного поведения в жизни.

Чехов был дальновидным писателем, как и многие мировые классики. Несмотря на то, что рассказы его переполнены юмором, они несут в себе глубокий смысл. «Хамелеоны» и по сей день нередкое явление среди блюстителей правопорядка и не только. Одна власть прижимает другую, та, в свою очередь, третью и так далее. Желание усидеть на «теплом» местечке побуждает многих поступать предвзято. Тут уж дело выбора каждого из нас. Одни поступают по совести, рискуя остаться без работы, а то и пострадать от физической расправы. Другие, подобно Очумелову, очень умело приспосабливаются под новые обстоятельства, новые привилегии.

Такова горькая правда жизни. Можно или изменить свое отношение к происходящему, или стать великим разоблачителем для каждого «Хамелеона».

Приемы комического

Помимо сравнений с животными Чехов обращается и к другим приемам комического, например говорящим фамилиям. Червяков, Грязноруков, Гнилодушкин, Ползухин… К этой милой компании присоединяются и Очумелов с Хрюкиным. Для понимания образа последнего говорящая фамилия особо важна. Несмотря на то что при первом прочтении золотых дел мастера можно принять за жертву, внимательный читатель подметит духовную тупость персонажа, что позволит сравнить его со свиньей.

Обращать внимание необходимо и на детали. У Чехова они также говорящие. Так, беспрестанная смена решений, которая уже сама по себе выглядит довольно комичной, подчеркивается просьбами надзирателя то накинуть, то снять с него пальто. Возможность попасть в немилость у генерала прямо-таки физически действует на Очумелова, заставляя его испытывать жару или холод.

Авторский замысел

Итак, вопрос о том, кто из героев является хамелеоном в произведении Чехова, разрешен. Однако значит ли это, что остальные действующие лица проходят мимо авторского всевидящего ока? Конечно же, нет. Выше мы упоминали, что Чехов косвенно высмеивает и Хрюкина, однако не только этими двумя персонажами ограничивается автор. Он подвергает критике весь город, для описания которого Антону Павловичу хватило пары строк.

Рассказ Чехова – очень полезное произведение, которое необходимо изучать в школе. Благодаря ему молодое поколение узнает, кто является хамелеоном (из встретившихся на жизненном пути), а кто, напротив, – добрым и честным человеком.

История создания и жанровые особенности

«Хамелеон» принадлежит к жанру юмористического рассказа. Как известно, на протяжении раннего периода своего творчества (80-х годов позапрошлогоднего века) Чехов создал десятки, если не сотни, разнообразных рассказов, новелл, «картинок», «мелочишек» и сценок. В них он высмеивал различные человеческие недостатки. И «Хамелеон», будучи написанным в 1884 году и опубликованным в «Осколках» под псевдонимом Антоша Чехонте, не представляет собой исключения. Попробуем выяснить, над каким недостатком смеется Чехов в этот раз, и кто из героев является хамелеоном. Однако для начала разберем содержание.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Чехов
  • Главные герои рассказа Хамелеон

Главные герои рассказа Хамелеон — характеристика персонажей

Особенностью юмористического рассказ А.П.Чехова «Хамелеон» является отсутствие описания автором своих героев. Характеристику героям можно дать лишь по их фамилиям и поступкам. Рассказ не большой по размеру, поэтому и главных героев немного.

Главные герои

Очумелов

Главный герой повествования полицейский по фамилии Очумелов. Его фамилия предопределяет его характер. В обязанности надзирателя входит поддержание общественного порядка в маленьком городке. Символом власти для него является шинель, узелок в руке дает понять читателю, что Очумелов любит получать благодарность. Человек он по натуре беспринципный. Статус виновности для него определяется социальным происхождением провинившегося.

Сюжетная линия рассказа строится на размышлении полицейского о виновности собаки, покусавшей ювелирного мастера. Очумелов умело строит диалог как в пользу потерпевшего, так и в пользу хозяина собаки. Главное для надзирателя узнать статус хозяина в светском обществе. Полицейский ищет только выгоду для себя,а на общество ему глубоко наплевать. Он словно хамелеон меняется в зависимости от обстоятельств. Не случайно рассказ и получил свою название.

Хрюкин

Потерпевшим в рассказе выступает обычный мастер золотых дел Хрюкин. Из диалога между Очумеловым и ювелиром можно сделать вывод, что золотых дел мастер довольно крупный мужчина. Накрахмаленная рубаха, расстегнутый жилет , полупьяный –таким описывает автор героя. Он то гоняется за собакой, то поднимает вверх укушенный палец, демонстрируя перед толпой, что он потерпевший. Из разговоров в толпе выясняется, что Хрюкин –человек противный, жители города его не любят. Укус собаки для него повод обогатиться. Как и Очумелов, ювелир постоянно меняет тактику поведения. Он то шумит, то лебезит перед представителем закона. У толпы он вызывает смех. Несмотря на свое положение герой «жалкое существо».

Собака

В рассказе не только люди, но и животные играют главную роль. Щенок, укусивший Хрюкина, выглядит в глазах героя первоначально как безродное существо. Ей выносят смертный приговор, но в развитие сюжета она превращается в прекрасное , беззащитное существо, имеющее высокий социальный статус в обществе, поскольку принадлежит генеральскому брату. Собака остается не виноватой.

Второстепенные персонажи

Очумелов ходил по улицам со своим сослужившим Елдыриным. Скупой на описание своих героев Чехов сделал его безликим. Известно, что он просто прислужник полицейскому, таскавший за него вещи, подавая ему пальто. Самостоятельно он не умел думать, решения принять не может. Герой этот необходим, что бы более ярко представить глупость и неисполнительность служителей закона.

Генерала Жиглова читатель может представить лишь по разговорам. Человек в провинциальном городе влиятельный. Его побаиваются не только обычные люди, но и представители власти. Благодаря его имени собачонка приобретает статус и свободу.

Прохор — обычный человек, случайно попавший в центр внимание. Он работает на генерала и его показания стали решающими для Очумелова при вынесении приговора для щенка.

Галерея образов, представленных в рассказе заставляет читателя не только посмеяться на сюжетом, но и призадуматься. Глупость, подхалимство, не справедливость, высмеянная Чеховым в произведении имеет место к существованию в настоящее время.

2 вариант

В данном великолепном рассказе, который является комедийной историей, показываются очень интересные образы персонажей. Он наполнен такими приемами, как ирония, гротеск, а также в нем присутствуют детализированные и яркие образы, которые помогли сделать данное произведение одним из лучших среди работ автора. Расследование, которое ведется Очумеловым, в связи с тем, что находятся различные дополнительные обстоятельства, принимает различные обороты, и в зависимости от того, насколько сильно полицейский боится принять решение относительно разных персонажей, дело принимает соответствующий вид. Люди, которые занимаются правосудием и правопорядком в данной местности, привыкли к тому, чтобы заниматься в первую очередь делами богатых и знатных людей, а также они прогибаются под них, и льстят данным личностям.

Образ Хрюкина

Хрюкин показан ювелиром, который любит выпить, а также характеризуется как человек, привыкший к склокам и скандалам. Он очень плохо обращается с животными, и не отличается трудолюбием или талантами делать что-либо. Он постоянно лжет окружающим людям, а также лицемерит. Зная то, что он может получить деньги за то, что он был укушен собакой, герой пользуется этим. Автор показывает и отношение окружающих людей к нему, которые смеются и издеваются над ним. Это говорит о том, что они его не уважают, и считают «низким» человеком. Также, Чехов наделяет героя соответствующей фамилией, что говорит о том, что живет он приземленно, низменно, и привык жить без каких-либо моральных принципов.

Очумелов

Здесь также присутствует прием «говорящей фамилии», из которого читатель может понять то, что герой является ограниченным и беспринципным человеком, который привык поступать несправедливо и подло. Он труслив, использует власть лишь для достижения собственных целей, а также смотрит лишь на то, какую должность и место в обществе занимает тот или иной человек. По ходу своего расследования, он не раз меняет свое решение относительно дела, так как, расследуя то, кому принадлежит собака, он и исходит в данном вопросе. Рассуждает персонаж очень просто, невыразительно и зачастую глупо, что говорит о том, что у него нету образования и начитанности.

Образ Елдырина

Данный персонаж является городовым, он, с точки зрения автора, является глупым и безликим человеком. Работая на службе у полицейского, он постоянно старается носить его вещи, и бессловесно выполнять все приказанные поручения. Также, стоит сказать, что в одном из моментов, он вместе со своим начальником, шли по площади, неся с собой кусты крыжовника, который они конфисковали. Данную ситуацию автор представляет как комичную, и хочет подчеркнуть, бесполезность их дел.

Также читают:

Картинка к сочинению Главные герои рассказа Хамелеон

Главные герои рассказа Хамелеон

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Образ Рагина в повести Палата номер 6 Чехова

    Андрей Ефимович Рагин скромный доктор, вечно стесняющийся разговаривать в повелительном наклонении является главным героем рассказа Чехова «Палата №6». Он прибывает в больницу небольшого города, которая находится в таком ужасном состоянии

  • Женские образы в творчестве Тургенева и Бунина

    В русской литературной классике женские образы неоднократно становились олицетворением разнообразных черт национального характера.

  • План рассказа Будем знакомы Остера 2 класс

    С первых строк автор проявляет истинное почтение к своему читателю, искренне используя обращение «уважаемый Ребёнок!». Он показывает такую важную черту человеческого характера, как терпимость

  • Сочинение на тему Любовь к семье

    Говорят, что любовь является естественным чувством, но, по моему мнению, оно доступно далеко не всем, а если и доступно, то может быть разная степень любви. Конечно, в идеале любовь действительно присуща человеку

  • План рассказа Маттео Фальконе Мериме 6 класс

    В начале автор рассказывает нам о Корсике, в которой есть такая местность, как маки. Там находятся побеги деревьев, которые появляются после горения леса. Обычно в этом месте прячутся от правосудия.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 1 часть, Коровина, страницы 332-333

А. Чехов «Хамелеон»

Фонохрестоматия

1. Прислушайтесь к тому, как актёр читает начало рассказа — описание шествия полицейского надзирателя Очумелова через базарную площадь. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт отношение автора к герою рассказа?

Актёр передаёт отношение автора с помощью интонации и тембра голоса.

2. По ходу разбирательства Очумелов просит городового то снять с него пальто, то снова надеть. Его бросает то в жар, то в холод. Почему? Какую сложную внутреннюю работу мысли пытается показать актёр, произнося слова про пальто, жару, холод?

То в жар, то в холод Очумелова бросает от страха, когда он думает, что собака может принадлежать генералу.

Актёр пытается показать, как Очумелов ищёт выход из ситуации, чтобы не попасть под генеральский гнев.

3. Обратите внимание на то, как резкий, категоричный тон актёра в словах «Ежели сказал, что бродячая…» сменяется на умильно-сладостное «Так это ихняя собачка?» Как называется приём резкого противопоставления в художественном произведении? Какими средствами актёр достигает противопоставления в художественном чтении (смена интонаций, противоположная эмоциональная окраска, смена силы звучания, повышение или понижение силы звука и т.д)?

Этот приём называется антитеза.

Актёр использует все перечисленные средства художественного чтения. Его голос становится то громким, гневным, то тихим, медленным, боязливым.

Размышляем о прочитанном

1. Какие эпизоды, диалоги, поступки героев показались вам смешными, какие — горестными, грустными? Вспомните, как зовут чеховских героев и помогают ли их имена лучше понять их характеры?

Разговор Очумелова с толпой и Хрюкиным показался мне очень смешным. Особенно то, как часто менял своё мнение Очумелов. Но при этом мне было горько и грустно от того, что решение вопроса о собаке зависило от того, кому она принадлежала.

Главные герои этого рассказа — Очумелов и Хрюкин.

Фамилия Очумелов происходит от слова Очуметь, то есть одуреть, сделаться глупым. Глуп и герой, носящий эту фамилию. Он буквально дуреет от попыток понять, как поступить с собакой и одновременно угодить начальству.

Фамилия Хрюкин напоминают звуки, которые издаёт свинья. И сам герой — пьяница, а пьяница всегда ведёт себя как свинья.

2. Расскажите, как движется полицейский надзиратель Очумелов, и подумайте, как относится автор к герою, судя по этому описанию. Какие обороты речи полицейского надзирателя кажутся вам смешными?

Очумелов движется через базарную площадь важно, в сопровождении городового, в полной тишине и безлюдии. Он мнит себя большим начальством. У городового в решете конфискованный крыжовник. Здесь видна ирония автора над героем — подумаешь, шишка на ровном месте!

Услышав крики, Очумелов делает полуоборот. Он не поварчивается, как это сделал бы нормальный человек, а полуоборачивается, как робот, машина. Здесь видно презрение автора к этому получеловеку-полумашине.

В толпу Очумелов врезается, люди для него ничего не значат. Это опять говорит о презрительном отношении автора к этому самовлюблённому идиоту.

Речь Очумелова безграмотная, смешная. Людей он называет «чертями», «болванами», грозит всем показать «Кузькину мать», использует просторечные слова: «ежели», «пущай», «этакую».

3. В зависимости от чего меняется отношение Очумелова к Хрюкину и как это выражается в словах, интонации, жестах?

Когда Очумелов считает собаку бездомной, он хорошо относится к Хрюкину. Когда узнаёт, что собака генеральская — ругает Хрюкина.

В первом случае он желает наказать собаку: «Ты, Хрюкин, пострадал… Нужно проучить».

Во втором перекладывает вину на Хрюкина и обвиняет его во лжи: «А ты, болван, опусти руку! Сам виноват!»

Говоря про генерала и его брата Очумелов «заливается улыбкой умиления».

4. Почему рассказ назван «Хамелеон»? Кого из героев можно назвать хамелеоном и какие детали текста (художественные детали) помогают понять это? Что вы могли бы сказать об Очумелове, Хрюкине, толпе на основании прочитанного рассказа?

Герой рассказа надзиратель Очумелов всё время меняет своё мнение. Он приспосабливается к изменению обстановки, так же, как хамелеон меняет цвет кожи. Чехов сравнивает поведение своего героя с поведением хамелеона и поэтому даёт рассказу это название.

Очумелов — хамелеон. Он меняет мнение, чтобы угодить начальству. Он презирает толпу, простых людей и умиляется при слове «генерал».

Хрюкин — пьяница, золотых дел мастер. Человек глупый, недалёкий. Он не хамелеон. Он обвиняет собаку, но его слово не имеет решающего значения.

Толпа безликая, шумная, она любит зрелища. Ей всё равно, какое решение примет Очумелов, главное — повеселиться. Она смеётся над Очумеловым, потом над Хрюкиным.

5. Как с помощью речи героев определяется их характер?

Манера строить фразы, лексика героев прямо указывают на их характер. Очумелов любит грозить, ругаться. Он человек несдержанный, считающий себя очень важным и умным. Но при этом малограмотный и недалёкий. Это видно по просторечным словам, которые он употребляет. Он приспособленец и легко меняет тембр речи, интонацию.

Хрюкин же простой пьяница и скандалист. Он может раздуть скандал из ничего. Это вздорный, опять же малограмотный человек.

  • Кто является творцом сказок
  • Кто является создателем литературных сказок
  • Кто является прототипом учителя французского языка в рассказе в распутина уроки французского
  • Кто является повествователем в рассказе старуха изергиль
  • Кто является повествователем в рассказе гриша и почему